GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (Педагогика)


| |
| |
|ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ |
| |
|Исторический факультет |
|Кафедра всеобщей истории |
| |
|Полещенко Д.А. |
| |
| |
|Изучение вопросов развития советской культуры |
|20-30-х годов на уроках истории. |
| |
| |
|Дипломная работа |
|студента 5 курса исторического факультета |
| |
| |
| |
| |
|Научный руководитель |
|кандидат исторических |
|наук, доцент Гранина Л.В. |
| |
| |
| |
| |
| |
|Орел, 2000 г. |
| |


Содержание


Стр.

Введение

Глава I. Основные тенденции развития культуры СССР 20-30-х годов и
факторы влияющие на особенности ее развития
1. 1. Теоретические разработки основ новой культуры.
2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов развития культуры 20-30-
х годов в исторической науке советского периода.
3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-
30-х годов в работах современных историков.
4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в
искусствоведческих работах.
Глава II. Изучение вопросов развития культуры Советского Союза 20-30
годов ХХ века в учебной методической литературе.
1. Анализ учебной литературы
2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов в
научно-исторической литературе
Глава III. Экспериментальная разработка уроков по теме: «Изучение вопросов
развития советской культуры в 20-30-х годах на уроках истории».

Заключение


Литература

Приложение

Введение


В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических
взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от
формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее
время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся
структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам
развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его
социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания.
Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону
повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в
школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены
расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает
необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития
культуры в школьном курсе истории.
Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не
сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока
информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что
приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному
вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как
правило это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу.
Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной
культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические
рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы
исторического знания.
Положение с изучением вопросов развития культуры в системе
школьного исторического образования в настоящее время привело к
необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме
дипломной работы.
Объектом исследования является система исторических представлений,
фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры
СССР в 20-30-е годы.
Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы
усвоения культуры в школьном курсе изучения истории.
Цель исследования была определена на основе теоретического изучения
проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности учителей и имело
своей задачей разработать и экспериментально проверить новые нетрадиционные
подходы и методы изучения вопросов развития отечественной культуры в 20-30-
е годы ХХ века.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были
сформулированы задачи исследования:
- Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных
подходов к изучению проблемы;
- Провести анализ научно-методической литературы с целью
определения степени освещения вопроса;
- Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий
по истории по отношению к изучаемой проблеме;
- Отобрать содержание на основе новых принципов для
экспериментальных уроков;
- Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с
отобранным содержанием;
- Проверить на практике эффективность разработанной
экспериментальной методики.
Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую
базу и методы исследования. В качестве источников использовались учебные и
методические пособия по изучаемой проблеме, монографии, искусствоведческие
работы. Одним из методов было наблюдение уроков истории. В ходе
экспериментального изучения проблемы проводились беседы с учителями
истории, анализировалась учебная документация. Одним из ведущих источников
экспериментального изучения проблемы был анализ работы учителей истории в
средней школе № 27 г. Орла.
Материалы данного исследования считаю возможным использовать в
практике преподавания учителей всех типов школ и учебных учреждений с
гуманитарным уклоном.
Практическое значение исследования заключается в возможности
внедрения в практику работы учителей моделей, разработанных
экспериментальных уроков по соответствующей проблеме.
Опробации результатов исследования, сами результаты исследования
обсуждались на методических объединениях учителей истории Железнодорожного
района г. Орла, на кафедре всеобщей истории ОГУ.



Глава I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
КУЛЬТУРЫ СССР 20-30-х ГОДОВ И ФАКТОРЫ
ВЛИЯЮЩИЕ НА ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. Теоретические разработки основ новой культуры.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры невозможно без
изучения основных законодательных актов советского правительства и
документов, подписанных лично Лениным В.И. в 20-е годы.
Необходимо отметить, что все документы, относящиеся к этому периоду,
отражают общее отношение советской власти к вопросам развития новой
культуры. В законодательных актах получили отражение все спорные вопросы
развития советской культуры.
В постановлении X всероссийского съезда рабочих, красноармейский и
казачьих депутатов по докладу народного комиссариата просвещения от 27
декабря 1922 г.1 отмечено: «Народный комиссариат по просвещению совершенно
правильно наметил широкую программу народного образования, включающую в
себя:
а) план создания единой трудовой школы, связанной с сетью дошкольных
учреждений, на основе бесплатного и обязательного обучения…;
_______________
1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская
Россия», 1984, с.13.

б) широкую просветительскую работу как политического, так и общего
характера путем расширения сети библиотек, изб-читален, школ для взрослых,
аппаратов ликвидации неграмотности и советских партийных школ;
в) профессиональное образование, среднее и высшее, а так же
внешкольные методы поднятия профессионально-технической квалификации
рабочих».
В резолюции I всероссийского съезда губернских школьных инструкторов
по докладу Крупской Н.К. «Политическая работа среди учащих и учащихся»1
отмечается:
1) школа не может быть аполитичной, должна полно и всесторонне
отражать советское строительство и органически заполнятся
коммунистическим содержанием;
…4) политическая работа требует от учащих коммунистического
мировоззрения, не может базироваться только на культурнических мнениях и
должна преследовать дело коммунистического воспитания подрастающего
поколения, конкретного и важного доказательства преимущества данных
общественных форм перед другими.
В резолюции Х съезда РКП(б) «О Главполитпросвете и агитационно-
пропагандистских задачах партии от 8-16 марта 1921 г.»2 отмечается:
_____________
1 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская
Россия», 1984, с. 31.
2 Культурное строительство в РСФСР 1917-1927, т.I; М.: «Советская
Росси», 1984, с. 153.

1. Центр тяжести работы Главполитпросвета и его органов должен лежать
в агитационно-пропагандистской работе среди внепартийных масс и их
культурном просвещении…
Центр тяжести работы агитационно-пропагандистских отделов партийных
комитетов, кроме руководства соответствующими органами политпросветов,
должен лежать в работе внутри партии по поднятию сознания ее членов и их
коммунистическому воспитанию.
…8. Виднейшие литераторы должны быть партийно обязаны принять участие
в составлении популярных брошюр … по очередным вопросам советского
строительства.
Помимо резолюций партийных органов дающих представление о политике
партии в области народного образования и использовании культуры в качестве
агитационно-пропагандистского органа партии, существует несколько
документов, являющихся основополагающими в процессе становления
отечественной культуры.
Одним из документов является первый декрет Совета Народных Комиссаров
о «монументальной пропаганде» разработанный в соответствии с планом
«монументальной пропаганды» Ленина В.И. В документе отмечается, что «Во
ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, СНК
постановляет:
1. Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг, и не
представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной
стороны, подлежат снятию с площадей и улиц…
…3. Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и
организовать широкий конкурс по разработке проектов памятников,
долженствующих ознаменовать великие дни для Российской социалистической
революции.
…5. Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование
города в день 1-го Мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и
т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России».1

В этот законодательный акт наравне с другими документами разработанными с
соответствии с планом «монументальной пропаганды» явились определяющими в
развитии советской архитектуры на целые десятилетия.


Большую роль в развитии в советской культуры 20-30 годов сыграли документы
о пролеткультах. В выписке из протокола № 131(61) заседания пленума ЦК от
10.10.1920 года (вечер) отмечено:


«12а) партийная резолюция Политбюро, одобряет в основном проект инструкции,
выработанной Главполитпросветом, поручить политбюро _____ редакцию
резолюции о формах слияния Пролеткульта и Наркомпроса для более точного
отражения той мысли, что работа Пролеткульта в области научного и
политического просвеще

_______________
1 Известия ВЦИК, 14 апреля 1918 г.


ния сливается с работой Наркомпроса и Губнаробразов. В области же
художественной (музыкального, театрального, изобразительного искусства,
литературного) работа Пролеткульта остается автономной и руководящая роль
органов Наркомпроса, сугубо просмотренная РКП сохраняется лишь для борьбы
против левых буржуазных уклонений».1

Тот же вопрос рассматривается в письме ЦК РКП(б):
«2. Творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных
частей работы Наркомпроса как органа, осуществляющего пролетарскую
диктатуру в области культуры.
…Пролеткульт возник до Октябрьской революции. Благодаря этой (от
Советской власти) независимости в пролеткульт нахлынули социально чуждые
нам элементы, элементы мелко-буржуазные, которые иногда фактически
захватывают руководство пролеткультами в свои руки.
…В слиянии Губнаробразов с Пролеткультами ЦК видит залог того, что
лучшие пролетарские элементы, до сих пор объединявшиеся в рядах
пролеткультов, теперь примут самое активное участие в этой работе, и тем
помогут партии придать всей работе Наркомпроса действительно пролетарский
характер".2
___________________
1 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная
литература», 1967, с.594.
2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная
литература», 1986, с.410.
В полной мере политику партии в области культуры раскрывает
постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной
литературы» принятое в 1925 г., в нем указывается на необходимость создания
особых пролетарских организаций в области литературы и искусства», которые
путем «тактического и бережного отношения к попутчикам обеспечили бы все
условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической
идеологии».1
Основополагающим документом партии, на десятилетия определившим
развитие советской культуры, полностью исключившим плюрализм в советской
культуре, стало постановление ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-
художественных организаций». В нем отмечалось, что «отдельно существующие
пролетарские литературно-художественные организации становятся уже узкими и
тормозят серьезных размах художественного творчества. Это обстоятельство
создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей
мобилизации советских писателей и художников вокруг задач
социалистического строительства в средство культивирования кружковой
замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных
групп писателей и художников сочувствующих социалистическому
строительству».2
_________________
1 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 345, 346.
2 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 431.
Рекомендовалось создать крупные литературно-художественные
объединения по отраслям культуры, союз писателей, союз музыкантов и т.п.
Все эти документы защищали принцип партийности в развитии советской
культуры, поставили ее под жесткий контроль государства.
Несомненный интерес представляет точка зрения Ленина В.И. на
пролетарскую пропаганду. Владимир Ильич не успел детально разработать план
построения новой культуры, но его точка зрения отрывочно просматривается в
различных выступлениях, документах, письмах. Наиболее полно свой взгляд на
эту проблему Владимир Ильич оформил в «Проекте резолюции о пролетарской
культуре» от 8.10.20 г., где указывается, что:
«1. В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела
просвещения, как в политико-просветительской области вообще, так и
специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой
борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за
свержение буржуазии, за умножение классов, за устранение всякой
эксплуатации человека человеком.
2. Поэтому пролетариат как в лице своего авангарда, коммунистической
партии, так и в лице всякого рода пролетарских организаций
вообще, должен принимать самое активное участие во всем деле
народного просвещения.
3. Весь новейший опыт истории… доказал бесспорно, что только
миросозерцание марксизма является правильным выражением
интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».1
Полностью признавая гегемонию пролетарской культуры Ленин отмечал так
же необходимость соблюдения и демократических принципов. Указывал, что
«каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших
ограничений"».2 Ограничениями могут служить только буржуазные взгляды,
которые могут помешать «закономерному развитию пролетарской культуры».3
Неоценимо большую роль в разработке идеолого-теоретических основ
новой культуры сыграла Крупская Н.К. Надежда Константиновна внесла
посильный вклад в теоретическую разработку основ новой культуры.
Крупская считала, что культура не образуется одномоментно, а
базируется на наследии культуры предыдущих поколений. «Культура данной
эпохи – это как бы фотографический снимок общественной жизни того времени.
История данной эпохи – это описание цепи последовательных
событий, … это как бы кинематографический снимок прошлого».4
________________
1 Ленин В.И. « О пролетарской культуре», М.: Изд. политической
литературы, 1983, с. 26.
2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с.
35.
3 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с.
41.
4 Крупская Н.К. «Об искусстве и литературе»; М.-Л.: Искусство,
1963, с. 79.
Великий педагог Н.К. Крупская считала, что идеология господствующего
класса определяющей идеологии и в культуре, и во всех других сферах
общественной жизни. Господствующий класс «имеет тысячу путей, чтобы
навязать свое мировоззрение, свою культуру массам».1
На начальном этапе строительства социализма, по мнению Крупской Н.К.,
главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура, сумевшая
«пропитать своим духом широкие слои населения»,2 но с началом активного
строительства социализма будет «брать верх» новая социалистическая
культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.
Значение культуры для становления социализма огромно, Крупская хорошо
осознавало это. «Громадное значение искусства, - писала Крупская в статье
«Вопросы, требующие разрешения», в 1925 г., - создающую общее настроение,
ярко выявлялось в деле гражданской войны…».3 Это лишь подтверждает правило
о громадном значении искусства в деле общей победы социализма. Во второй
половине 20-х годов, по мнению Крупской, «нужно найти новые формы этого
искусства».4
Искусство должно служить цели внедрения нового
________________
1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.
80.
2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.
80.
3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100
4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100


сознания в массы – сознания «великой роли рабочего класса»1 в мировом
историческом процессе, каждый рабочий должен проникнуться этой идеей,
только тогда возможен «переход рабочего класса из распыленного
деклассированного состояния в состояние спаянного громадного коллектива».2
Все формы культуры обладают большим воздействием на человека, поэтому
необходимо введение цензуры. Например, если ставится буржуазный фильм,
который порождает совсем другие чувства – не те, которые помогают
пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие фильмы никуда не
годны».3 Так и все другие формы культуры наполненные содержанием не
марксистского характера могут способствовать распространению буржуазной
культуры, что недопустимо, поэтому «если мы хотим помочь партии в сплочении
и поднятии их сознания, надо особенно внимательно смотреть на содержание …»
4 художественных произведений.
Задача искусства в 30-е годы – отражение исторических побед
коммунизма, создание революционного настроения в массах.5
_______________
1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-
Л:Искусство,1963,с.102.
2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-
Л.:Искусство,1963,с.102.
3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-
Л.:Искусство,1963,с.104.
4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-
Л:Искусство,1963,с.104.
5 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-
Л:Искусство,1963,с.107.


Большой интерес представляет личность величайшего теоретика-
искуствоведа тех лет Луначарского А.В. Анатолий Васильевич более 30 лет
занимался проблемами советской культуры. Он четко оценивал влияние
революции на культурное развитие страны. Луначарский писал: «…Я жду от
влияния революции на искусство очень многого, попросту говоря – спасения
искусства их худшего вида декаденства, из чистого формализма; революция
должна возвратить искусство к его настоящему назначению – мощному и
заразительному выражению великих мыслей и великих переживаний».1
Определяя основные направления государства в области культуры,
Анатолий Васильевич писал, что «рядом с этим у государства есть и другая
постоянная задача… - распространять революционный образ мыслей,
чувствований по всей стране».2 По мнению Луначарского искусство есть
мощное оружие агитации, и революция стремится приспособить искусство в
агитационных целях».3
Таким образом, Луначарский А.В. осознавал всю важность культуры и
искусства для формирования нового социалистического общества, поэтому
развитие искусства
________________
1Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982,
с.75.
2 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,т.2,М.:«Искусство»,1982,
с.75
3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т., т.2,М.:«Искусство»,1982,
с.77.

нового типа он считал первостепенной задачей советской власти.
Луначарский размышляя о зарождении новой культуры понимал, что
советская культура находится в тесном взаимодействии с культурным наследием
царской России и с культурным наследием других стран, и призывал к
«критическому усвоению буржуазной культуры, ее высших достижений»,
указывал, что учится у прошлого …(необходимо) с чрезвычайной осторожностью,
исходя из классовой точки зрения».1
Большое значение Анатолий Васильевич уделял проблеме идеологии в
культуре. Он считал, что «полная победа пролетарской идеологии придет с
известным запозданием и путем усиленного художественно-творческого и
литературного труда».2 Перенесение политической диктатуры пролетариата в
область культуры Луначарский считал ошибкой. Пролетарская культура сама
должна себе «завоевать руководящее место»3 в культурной сфере. Оценивая
обстановку сложившуюся в
области культуры в 20-е годы Анатолий Васильевич считал, что «пролетарская
литература созрела, она выдвинула численно значительные кадры пролетарских
писателей, …что
____________________
1 Луначарский А.В.«Литература нового мира»,М.:«Советская Россия»,
1982, с. 20
2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская
Россия», 1982, с. 11.
3 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 11.
от гегемонии пролетарской литературы (в то время) отделяли лишь немногие
годы».1 В то же время он пишет о слабости пролетарской культуры, о
необходимости ее поддержки со стороны партии, но предостерегает от
возможности насильственной гегемонии какой-либо художественной организации.
Отдельное внимание Луначарский уделяет так называемым «попутчикам»,
т.е. писателям и другим деятелям искусства, имеющим незначительные
разногласия с официальной идеологией.2 К работам этих авторов, как и к
«буржуазным» произведениям Луначарский предлагал издавать своеобразные
аннотации.
Задачи правительства в области культурного воспитания масс
Луначарский определял следующим образом: «1) агитационно-пропагандистская
работа через посредство искусства, 2) всяческая помощь выявлению
самостоятельного классового пролетарского, и рядом с эти и крестьянского
искусства и 3) популяризация великих произведений прошлого, хотя бы и не
имеющих характера прямой пропаганды и агитации».3
Отмечая огромную агитационную силу искусства
______________________________
1 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 12.
2 Луначарский А.В. «Литература нового мира», М.: «Советская Россия»,
1982, с. 18.
3 Луначарский А.В.«Об искусстве» в 2-х т.,
т.2,М.:«Искусство»,1982,с.84.


Луначарский указывал на недостаточное развитие советского искусства для
этих целей.1
В статьях и речах Бухарина отсутствует развернутое и последовательное
изложение теории пролетарской культуры (он этим не занимался); нет в них и
конкретно сформулированной программы построения пролетарской культуры.
Упоминание о взглядах Бухарина на проблемы развития отечественной
культуры встречаются во всех его выступлениях. Николай Иванович вступал в
полемику со многими советскими идеологами того времени: с Троцким,
Крупской, Лениным. Система взглядов Бухарина на проблемы становления новой
культуры - отличная по целому ряду аспектов от официальной. В частности,
Николай Иванович считал, что художественная литература – «мощное оружие
борьбы классов».
«Господство пролетариата несовместимо с господством
непролетарской идеологии, в частности, непролетарской литературы. Если в
период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми
идеологическими позициями, он не перестанет быть господствующим классом.
Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но
активно служить тому или иному классу».2
Определяя законы развития культуры Бухарин Н.И.
_________________
1 Луначарский А.В. «Об искусстве» в 2-х т., т.2, М.:
«Искусство», 1982, с. 105.
2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.с.
70.
отмечал, что она «не может не быть подчинена законам классовой борьбы»,1
особенно, по мнению Николая Ивановича, «это верно для современной эпохи
войн и революций».2 В этот период, отмечает Бухарин, советский народ
завоевал только власть, но гегемоном в культуре так и не достиг гегемонии,
следовательно, эту «задачу необходимо поставить таким образом, чтобы
гегемонию эту завоевать».3 Завоевание этой гегемонии не должно было
происходить какими-либо насильственными методами, «чтобы не сделать
промахов, и относительно борьбы с попутчиками (представители культуры не
принадлежавшие ни к одному из направлений) и т.д.».4 Бухарин стоял на
позициях моментального освобождения инициативы в различных организациях;
убеждал, что «пусть наряду с МАППом и ВАППом будет сколько угодно кружков
и организаций»; ратовал «за общее руководство и за максимум соревнования
между различными течениями в литературе.
Бухарин отмечает однобокое развитие советской живописи, перспективным
считает только реалистическое направление в искусстве, живописное искусство
других направлений, превращается в какую-то систему уродливой тайнописи,
рационализированной иррациональности».5
_________________
1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
70.
2 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
71.
3 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
73.
4 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им. с.
73.
5 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.
с.202.

Он убеждал, что только реалии социалистического общества дают
неисчерпаемую тему для сюжетов, позволяют советскому искусству, идти вперед
вместе с мощным потоком социалистического строительства, руководимой нашей
славной и боевой партией».1
В 20-е годы оформилась официальная позиция государства в отношении
развития новой культуры, выращенная в трудах советских теоретиков культура
воспринималась как неотъемлемая часть пропагандистской машины, и,
следовательно, должна была быть поставлена под партии. Взгляды на
возможность свободы художественного творчества существенно разнятся от
практически полной свободы у Троцкого до поставления под полный
государственный контроль у его оппонента Бухарина, Луначарского и т.д. Для
облегчения воздействия на массы через культуру необходимо было пресечь
плюрализм в художественных объединениях, поставить их под жесткий
государственный контроль. Всеми авторами признается приоритет литературы
над другими формами искусства, подчеркивается значение зрелищных форм
искусства. Всеми подчеркивается значение культуры в формировании нового,
социалистического сознания.
Наиболее полно все аспекты становления новой пролетарской культуры
изложены в трудах Троцкого Л.Д., который осознавал огромное влияние
культуры в деле
_______________
1 Бухарин Н.И. «Революция и культура»; Сб. статей, М.: Фонд им.
с.210.

формирования мировоззрения масс.
Взгляд Троцкого на культуру отличался от официальной идеологии, его
труд «Литература и революция» был переведен в разряд запрещенных сразу же
после выхода в 1923 г.
Рассуждения Троцкого часто напоминают сталинские характеристики
культурных процессов. Сходство многих постулатов Троцкого и Сталина
позволяет предположить, что их борьба была больше борьбой за личную власть,
нежели борьбой за различный культурный путь развития.
Нередко Троцкий думает совсем по сталински: кто не с нами, тот против
нас, главное в искусстве – политическая ориентация и содержание, а в сфере
художественности, формы можно допустить и известные вольности. Так,
художественная политика должна состоять в том, что все деятели культуры
оцениваются с категорическими критериями: за революцию или против
революции. В области художественного самоопределения необходимо, по его
мнению, предоставить культурной интеллигенции полную свободу.
Задача культуры и искусства – «переплавка человека», создание
человека с новым революционным сознанием.
Однако не следует идеализировать идею Троцкого о культурной политике,
в ней есть и желание учесть специфику искусства, и жестокость, «мнущая
тебя, подтягивая вожжи».1 Он пишет: «Есть области, где
партия руководит
_______________________________
1 Троцкий Л.Д.«Литература и революция»; М.:Военная литература,
1991.


непосредственно и убедительно. Есть области, где она
контролирует и содействует. Есть области, где она только ориентируется.
Область искусства не такая, где партия призвана командовать. Она может и
должна ограждать, содействовать и лишь косвенно – руководить. Она может и
должна оказывать кредит доверия художественным группировкам, искренне
стремиться ближе подойти к революции, чтобы художественно ее оформить».1 Но
вместе с либерализмом он высказывал точку зрения о недопустимости самотека
в литературном процессе. При этом Троцкий ужесточает требование
вмешательства, доводит его до постоянства. «Совершенно очевидно, что в
области искусства партия не может ни на один день придерживаться
либерального принципа: «предоставить вещам идти своим ходом».2 В 20-30-е
годы, считает Троцкий, «никаких готовых решений по вопросу о формах
стихосложения, об эволюции театра, об обновлении литературного языка, так
же как в другой плоскости – у нас нет и не может быть готовых решений …».3
Троцкий допускает появление этих решений в скором будущем.
_______________
1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 170.
2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 172.
3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 14

Задачи Пролеткульта Троцкий стремиться свести к борьбе за повышение
культурного уровня рабочего класса. Троцкий критикует пролеткульт за то,
что тот стремится идти по разрушительному пути отвержения культуры прошлого
и насаждения «искусственной и беспомощной новой классово-полноценной
культуры».1
Отмечая стадию развития советской культуры начала 20-х годов, он
считает, что она «не есть еще эпоха новой культуры, а только предверие к
ней».2 Становление новой культуры - боевая задача пролетариата, на
выполнение которой нельзя жалеть ни сил, ни средств».3 Развитие новой
культуры, по мнению Троцкого, связано с развитием всего советского
государства, во многом повторяет все этапы этого развития.
В 20-е годы это было общепризнанным, и он не раз об этом говорил –
считался единственным в верхнем эшелоне большевистской партии однозначным
сторонником концепции пролетарской культуры.

___________________
1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 178.
2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,
1991, с. 151.
3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная
литература, 1991, с. 150


2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов
развития культуры 20-30-х годов в
исторической науке советского периода.

Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех
историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы
жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.
В советской историографии в исследованиях Кима М.П. «История СССР:
эпоха социализма», Сараевой С.А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова
Н.Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией
Пономарева Б.Н., в «Пособии для поступающих в МГУ» Марысевича И.Д. и
многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.
Для всех работ из ранних до 1989 г. характерно единство во мнении по
отношению к тому или иному вопросу, в том числе и к вопросу развития
культуры. Практически все исследователи сходятся во мнении, что одной из
главных задач «культурной революции» была ликвидация неграмотности. В
частности, Клим М.П. в работе «История СССР: эпоха социализма» отмечает
значимость этой проблемы. Автор пишет о создании общества «Долой
неграмотность» и о его большом значении в решении данной проблемы. По
переписи населения 1926 г. грамотность в стране поднялась до 56,6%, против
32% в 1920 г. В соответствии с ленинскими указаниями ВЦИК (Высший
центральный исполнительный комитет) и Совнарком в августе 1923 г. издан
декрет, в котором ликвидация неграмотности была признана «наиболее важной и
ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной
с хозяйственным возрождением страны».1 Осенью 1923 г. было создано
массовое добровольное общество «долой неграмотность (ОДН), председателем
которого был избран Калинин М.И. Общество провело большую, по мнению
автора, работу по вовлечению широких трудящихся масс в борьбу с
неграмотностью.2 Историк расшифровывает популярный лозунг того времени
«овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с
неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма
активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный
поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы
культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных. Ликвидация
неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за
всеобщую грамотность. Следующим шагом в решении проблемы неграмотности
был, по мнению автора, «переход к всеобщему
___________________
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 275.
2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 275.


обязательному начальному обучению».1 Согласно решению первого партийного
совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 г. – январь 1921
г.) была проведена перестройка средней школы. Разъясняя необходимость
перехода к семилетней школе, Ленин писал, что «партия должна рассматривать
понижение возрастной нормы учащихся до 15 лет и слияние старших классов
школы с профтехшколами «исключительно» … как практическую необходимость,
как временную меру, вызванную «нищетой и разорением» страны».2
Расшифровывая данное положение, Клим М.П. пишет, что в связи с этим
Владимир Ильич предостерегал от того, чтобы временное слияние старших
классов школы с профтехшколами не привело к превращению обучения в
ремесленничество, для чего необходимо, во-первых, «избегать ранней
специализации» и, во-вторых, «расширить во всех школах общеобразовательные
предметы».3 Историк положительно оценивает историко-ленинский принцип
политехнической школы, определявший развитие не только общеобразовательной,
но и профтехнической школы. Значительный шаг на пути к окончательному
решению проблемы неграмотности был сделан введением с 1930-1931
_________________
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 276.
2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 323.
3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 276.
учебного года всеобщего бесплатного обучения детей в возрасте 8-10 лет в
объеме не менее четырехлетнего курса
начальной школы. Данное решение было принято на основе декрета XVI съезда
ВКП (б) ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» и
одноименном законе, принятом 14.08.1930 г. Историк отмечает, что к концу
первой пятилетки задача введения всеобщего обязательного начального
обучения была в основном решена: в конце 1932 г. в начальной школе
обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.
В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления
социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить
содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном
образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать
учебный процесс.1
В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного
образования.
В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В
1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.
В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных
работников.2
__________________________
1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 277.
2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа»,
1982, с. 111.
Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело
создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы
важным достижением было коренное изменение социального состава
учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда
образование получали в основном представители привилегированных классов, в
20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и
рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В
1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%,
крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной
демократизации состава студенчества.1
Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха
социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной
революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение
всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил
в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по
ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной
работе «более миллиона культармейцев».3
_________________
1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.
2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,
1983, с. 248.
3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,
1983, с. 249.

Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный
характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1
Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского
комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки
педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь
популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд
ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в
борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где
неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация
неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.
Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг –
кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс,
бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую
расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не
могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3
__________________________________
1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с.
139.
2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:
«Наука», 1967, с. 632.
3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:
«Наука», 1967, с. 634.
В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются
положительно. К 1932 г. подавляющая часть взрослого населения СССР
научилась читать и писать. Хотя в целом по стране успехи преодоления
неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты
завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями
нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою
фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало
неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение
неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1
Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд
важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения
страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой
экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2
Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-
политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо
пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием,
борясь против малейших попыток оторвать ее от задач
_________________
1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:
«Наука», 1967, с. 635.
2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г., с.110.

социалистического строительства и решительно преодолевая в ней элементы
аполитичности и узкого культурничества.1 Многие исследователи отмечают,
что рост партийных рядов выдвигает на первый план задачу марксистско-
ленинского воспитания членов партии.2 В области массовой культурно-
просветительской работы в городе и в значительной мере в селе должны были
играть профсоюзы.
Интересна точка зрения Кима М.П., отмеченная в работе «История СССР:
эпоха социализма, где указывается, что наряду с подъемом культурно-
политического уровня партийных масс, задачи социалистического строительства
систематически требовали усиления идеологической работы партии, укрепления
марксистско-ленинского теоретического фронта.3 Автор ссылается на статью
Ленина В.И. «О значении воинствующего материализма», в которой Владимир
Ильич сформировал программу марксистского, в том числе атеистического,
воспитания народа, показал необходимость борьбы с буржуазной идеологией.
Большую роль в претворении этой программы в жизнь Клим М.П. отводил
культурно-просветительским учреждениям города и деревни: клубам,
библиотекам, музеям.
___________________
1 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г.,с.137.
2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:
«Наука», 1967, с. 650.
3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 280.
Исключительно важную роль, в этом мнении сходятся многие советские
исследователи, в политическом просвещении трудящихся играла советская
печать.1 Новым явлением было возникновение в 1921-1922 годах стенных и
фабрично-заводских газет. Большое распространение получает радиовещание. С
конца 20-х годов оно все более широко входит в культурный
обиход рабочих и крестьян. Историк отмечает значимость этого явления. По
его мнению, радиовещание стало «могучим средством повседневной связи
партии и советского правительства с массами», способствовало «культурному
сближению деревни с городом».2 Радиовещание как явление Пономарев Б.Н.
считал «могучим средством коммунистического воспитания народа».3 С самого
начала радио считалось из-за своей доступности одним из основных органов
пропаганды.
Немалую роль в культурно-политическом воспитании трудящихся играли
библиотеки и музеи. Расширяется книгоиздательство по всей стране. Летом
1929 г. была проведена специальная компания, получившая название
«Библиотечный поход» . Этот поход проходил под лозунгом:
____________
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 281.
2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 281.
3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:
«Наука», 1967, с. 656.

«Книгу в массы», «Укрепим библиотеки!». В дни похода расширяется актив
друзей книги, были собраны дополнительные средства на комплектование
библиотек.
Советскими исследователями отмечается вклад Крупской Н.К. в развитие
библиотечного дела. Крупская Н.К «неустанно проводила в жизнь указания
Ленина В.И. по вопросам библиотечного строительства, способствовала
развитию широкой сети библиотек, принимала непосредственное участие в
разработке решений партии и правительства по вопросам библиотечного дела».1
Все эти средства и методы сыграли, по мнению авторов, безусловно
положительную роль в политическом образовании трудящихся. Происходило
«формирование социалистического сознания у широкий слоев трудящихся как
важнейшего повышения условия их активности а борьбе за построение
социализма».2
По мнению ряда советских исследователей, общий культурный подъем в
стране нашел свое отражение с становлении литературы и искусства. Наряду с
писателями старшего поколения в литературу вступили молодые прозаики
Фурманов Д., Фадеев А., Леонов Л., Лебединский Ю., Федин К., Бабель И. и
др. Гордостью советской литературы стали
____________________
1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:
«Наука», 1967, с. 657.
2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,
1983, с. 249.

замечательные советские поэты Маяковский В., Есенин С., Бедный Д. и др.
Творчество подавляющего большинства работников литературы и искусства
служило делу революции. По мнению советских историков, коммунистическая
партия заботливо помогала художественной интеллигенции овладевать методом
социалистического реализма, отстаивать и развивать важнейшие принципы
советского искусства – народность, коммунистическую идейность,
партийность.1
Клим М.П. считал, что выдающуюся роль в борьбе за идейный подъем
советской литературы сыграл Горький А.М.2 В конце 20-х начале 30-х годов
он написал большое количество публицистических статей, в которых разоблачал
подготовку новой империалистической войны, вел борьбу за мир и страстно
защищал новое, социалистическое общество. Вторая половина 20-х годов
принесла широкую популярность Шолохову М., Толстому А., Фадееву А.
Все историки отмечают прочное внедрение метода социалистического
реализма в советское искусство. Основной темой художественных произведений
стала тема создания нового строя, наряду с изображением революционного
прошлого.3 Вместе с героями строительства социализма в
______________
1 История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 8 / Пономарев
Б.Н., М.: «Наука», 1967.. с. 658.
2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа», 1974, с. 283.
3 История СССР: эпоха социализма / Сараева С.А.- М.: «Просвещение»,
1983, с. 252.

советском искусстве становится очень популярна тема героев трудового
фронта, отражающая новое явление в жизни деревни. Большой подъем переживает
детская литература. Маяковский В., Маршак С. выступали с произведениями,
ставшими классикой советской литературы для детей. Вместе с отображением
советской жизни значительное место в творчестве литераторов стала занимать
и историческая тематика.
Наряду с бурным развитием советской литературы советские историки
отмечают значительные достижения во всех других отраслях искусства. В
частности, Сараева С.А., Артемов Н.Е., Клим М.П., Пономарев Б.Н. и многие
другие пишут о больших успехах в театральном искусстве, в развитии
которого значительную роль сыграли Станиславский К.С., Немирович-Данченко
В.И., Охлопков Н., Таиров А. И др. Артемов Н.Е. указывает на утверждение
метода социалистического реализма в театре.1
Ленинские слова, сказанные им в беседе с Луначарским А.В. в феврале
1922 г. о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино»,
определили, по мнению советских историков, пути развития советского
кинематографа. Благодаря огромному вниманию и помощи Советского
правительства уже к 1925 г. было выпущено

_________________
1 История СССР: эпоха социализма / Артемов Н.Е. – М.: «Высшая
школа», 1982, с. 138.
около150 фильмов советского производства.1
Все исследователи отмечают активное поступательное развитие
советского театра и кино, в котором наряду с классическим сюжетом,
постепенно стал утверждаться новый репертуар, посвященный советской
тематике.2 Всем известны произведения, составившие классику советского
театра и кино – это пьесы Тренева К. «Любовь Яровая» и Иванова Вс.
«Бронепоезд 14-69», написанные в 1926-1927 годах, «Разлом» Лавренева Б.;
кинофильмы «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С.М., «Мать» Пудовкина В.,
«Арсенал» и «Земля» Довженко. Особую популярность приобрели фильмы
«Чапаев», «Мы из Крондштата» и многие другие. Темами многих фильмов стали
эпизоды из жизни В.И. Ленина – «Человек с ружьем», «Ленин в Октября»,
«Ленин в 1918 г.». Трилогия о Максиме («Юность Максима», «Возвращение
Максима», «Выборгская сторона») создала обобщенный образ рабочего-
большевика. Наряду с историко-революционной тематикой советские историки
отмечают выход на экран темы современности. Фильмы «Член правительства»,
показавший путь женщины от забитой крестьянки до руководителя государства,
«Великий гражданин», в основу которого легла биография Кирова С.М.,
______________________
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 284.
2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 284.
«Учитель» и ряд других воплотили новые черты облика советского человека –
гражданственность, трудовой героизм. Все эти произведения должны были
упрочнить метод социалистического реализма в искусстве. Каждое из этих
произведений позволяет советскому человеку гордиться за свою Родину.
В 20-30-е годы наблюдался подъем работы живописцев. Образы новых
героев отражаются художниками Струпниковым К. «Партизан», Рапининым Г.
«Делегатка». Всемирное признание получили Малевич, Шагал, Петров-Водкин и
многие другие советские художники. В 30-е годы активно участвовали в
преобразовании страны советские архитекторы. Строительство новых городов,
Дворцов культуры, сооружение Московского метрополитена, оформление канала
Москва-Волга, павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, мавзолея
В.И. Ленина вызвали к жизни монументальные формы архитектуры, живописи и
скульптуры. Выразительно продемонстрировал лучшие черты новой архитектуры
советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (архитектор
Иофен Б.). Скульптурная группа Мухиной В. «Рабочий и Колхозница» стала в
нашей стране и за рубежом художественным символом социалистического
общества.1 Многопланово и плодотворно развивалась в эти годы советская
живопись и графика, добиваясь успехов в отображении советского
_________________
1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 340.

человека и его героических трудовых будней.
Серию прекрасных портретов современников создают Нестеров М.В. и
Грабарь И.Э. Полотна Иогомона Б.В. «Допрос коммунистов» и «На старом
уральском заводе» выражают исторический оптимизм рабочего класса.1
Успехи, достигнутые в области литературы, живописи, театра, кино
позволили, по мнению всех ведущих советских историков, поставить вопрос об
изменении организационных форм руководства художественной жизнью. Идейная
консолидация художественной интеллигенции привела к тому, что большинство
работников литературы и искусства служили делу революции.2
Все без исключения аспекты развития культуры развивались под
воздействием ленинских принципов партийного руководства культурным
строительством.3 По инициативе Ленина В.И. осенью 1922 г. была проведена
широкая, «дискуссия» с «пролеткультовцами и
дана развернутая критика их «сектотских и вульгаризаторских взглядов»4 по
вопросам развития советской культуры.
_____________________
1 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 341.
2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1982 г., с. 138.
3 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г., с. 285.
4 История СССР / Клим М.П. – М.: «Высшая школа», 1974 г.

В июне 1925 г. ЦК РКП (б) принял постановление «О политике партии в
области художественной литературы», которое сыграло принципиальную роль в
истории развития советской культуры, - это общепринятая точка зрения
советских историков. Группа советских историков во главе с Пономаревым
Б.Н.1 отмечает, что в первые годы советской власти, когда в советской
культуре сказывалось влияние чуждых элементов, а кадры пролетарской
литературы и искусства были еще слабы, партия считала необходимым
существование особых пролетарских организаций в области литературы и
искусства. Именно с этой целью была создана Российская ассоциация
пролетарских писателей (РАПП), которая путем «тактичного и бережного
отношения (к писателям не принявшим до конца социалистическую идеологию)
обеспечила бы все условия для возможно более быстрого их перехода на
сторону коммунистической идеологии».2 Клим М.П. обращает внимание на
постановление ЦК, которое мобилизовало деятелей советского искусства на
борьбу с проявлением буржуазной идеологии, указав новые формы идейного
сопротивления буржуазии в условиях нэпа. Эти указания определяли принцип
партийного руководства


________________
1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:
«Наука», 1967, с. 662.
2 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 345, 346.

не только «в области литературы, но и в области театра, кино и всех других
участков культурного фронта.1
Однако руководство РАПП не сумело правильно провести партийную линию,
подменив идейную и воспитательную работу администрированием, отпугивая
литераторов узкогрупповым подходом к большим явлениям общественно-
политической и литературной жизни,2 не заметила идейно-политического
поворота среди основной массы интеллигенции, не сумела объединить все
творческие силы, стремившиеся к активному участию в строительстве
социализма 3,4
Всеми советскими историками положительно оценивается постановление «О
перестройке литературно-художественных организаций», в котором было
отмечено, что отдельно существующие пролетарские литературно-художественные
организации (РАПП и др.) «становятся уже узкими и тормозят серьезный размах
художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность
превращения этих организаций из средства наибольшей
_________________
1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,
1974 г., с. 286.
2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:
«Наука», 1967, с. 662.
3 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа», 1982,
с. 139.
4 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т. - М.:
«Наука», 1967, с. 662.

мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического
строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от
политических задач современности и от значительных групп писателей и
художников, сочувствующих социалистическому строительству».1
Всеми исследователями приветствуется решение ЦК партии ликвидировать
РАПП и другие организации в сфере культуры, создать единые союзы писателей,
художников, музыкантов и т.п., по их мнению, это способствовало упрочнению
идейно-политического единства и подъему советской литературы и искусства.
«Первая пятилетка открыла самый широкий простор для осуществления
культурной революции. За годы пятилетки достигнуты огромные успехи в
ликвидации неграмотности, обеспечении начального образования, создании
развитой сети общеобразовательных школ и фабрично-заводского обучения,
библиотек, рабфаков, техникумов, вузов, научных и культурно-
просветительских учреждений. Без этих свершений был бы невозможен … взлет
советской науки и культуры, идущих в авангарде мирового научно-технического
прогресса и мировой культуры».2
___________________
1 О партийной и советской печати, Сб. докум. – М.: 1954, с. 431.
2 О 50-й годовщине первого пятилетнего плана развития народного
хозяйства СССР «Постановление ЦК КПСС от 18 марта 1979 г. – Правда, 1979,
18 марта.
В советской историографии вопросам развития культуры уделяется
официальное внимание, но все вопросы, связанные с развитием культуры
полностью не рассматриваются. Советские историки, точка зрения которых была
признана классической, не уделяют внимания некоторым основополагающим
фактам. Например, влияние культа личности Ст

Новинки рефератов ::

Реферат: Реституция культурных ценностей и международные конференции 10-30-х гг. XX в. (Международное публичное право)


Реферат: Разработка техтрансфинплана АТП (Транспорт)


Реферат: Методология конституционного права (Право)


Реферат: Форматирование текста в MicroSoft Word (Программирование)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Англия, Германия, Япония в начале XX столетия (История)


Реферат: Пути развития России (Политология)


Реферат: Развитие социологии в России (Социология)


Реферат: История Малороссии (История)


Реферат: Крестовые походы в еврейских и византийских источниках (История)


Реферат: Архитектура г. Ростова-на-Дону (Архитектура)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Феминизм (Социология)


Реферат: Кризис в отнощениях России и Японии (Международные отношения)


Реферат: Законодательство по ценным бумагам (Гражданское право и процесс)


Реферат: Режим наибольшего благоприятствования в рамках Всемирной Торговой Организации (ВТО) (Международное публичное право)


Реферат: Windows NT - ОС нового поколения (Компьютеры)


Реферат: История возникновения, сущность и этапы развития аудита (Бухгалтерский учет)


Реферат: Облік витрат на оплату праці (Бухгалтерский учет)


Реферат: Компьютер в детском саду (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист