GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Оценка деятельности преподавателя-лектора и преподавателя, ведущего практические занятия (Педагогика)




ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ



РЕФЕРАТ



На тему:

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЕДУЩЕГО
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Исполнитель: Халявников Лодырь

Руководитель: Елкина Ирина Витальевна



ВИТЕБСК, 2002
ВВЕДЕНИЕ



Современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной
стратегии обучения. Начал осуществляться переход на методы, освобождающие
студентов от ненужных перегрузок, обусловленных избыточностью учебной
информации и преобладанием описательности в обучении. Повышается значимость
фундаментальных знаний, усиливается курс на индивидуализацию,
интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса, возрастает объем
самостоятельной работы студентов, осваиваются новые формы и методы
обучения, стимулирующие развитие творческих качеств будущих специалистов.
Перед педагогическими коллективами вузов встает много новых проблем:
выражение целей образования на языке профессиональных задач, структуризация
учебных дисциплин, обучение студентов операциям мышления, методологии
системного подхода, разработка компьютерных программ, переход к новым
дидактическим системам. Предстоит огромная и напряженная работа.
Поэтому очень важно, чтобы уже с первых шагов работы в вузе начинающий
преподаватель глубоко постигал свой предмет, овладевал разнообразными
методическими средствами и приемами, получил основательные психолого-
педагогические знания, научился налаживать правильные взаимоотношения со
студентами и коллегами по педагогическому труду. Глубокая теоретическая
подготовка, высокие моральные качества, предъявление к себе строгих
требований в отношении дисциплины, честность, бескорыстность – только при
этих условиях начинающий преподаватель может рассчитывать на успех
педагогического труда, заслужить уважение и любовь своих питомцев.



ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ЛЕКТОРА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ВЕДУЩЕГО
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Лекция – традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная
дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего
усвоения студентами учебного материала. Будучи главным звеном
дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и
мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию
лектора.
Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм
учебных занятий, в том числе самостоятельных (методологическая, поскольку
вводит студента в науку вообще, придает учебному курсу концептуальность;
организационная – так как все другие формы учебных занятий так или иначе
«завязаны» на лекцию, чаще всего логически следуют за ней, опираются на
нее содержательно и тематически).
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника
информации: при отсутствии учебников и учебных пособий, чаще по новым
курсам; в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли
отражения в учебниках; отдельные разделы и темы очень сложны для
самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически
помочь студентам в освоении сложного материала.
По силе личного эмоционального воздействия лектора, его контакта с
аудиторией, производимого впечатления, общего влияния на студентов
лекционный способ передачи учебного материала наиболее удачен. Лекция
раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, проблемы, логику,
дает цельное представление о предмете, показывает его место в системе наук
и связь с родственными дисциплинами, возбуждает интерес к предмету,
развивает профессиональные интересы, в значительной мере определяет
содержание других видов знаний.
Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического
общения. Известный психолог А.А. Леонтьев определил следующие условия, при
которых достигается полноценное лекционное общение:
быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;
правильное планирование содержания лекции;
нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание
материала до слушателей;
обеспечение четкого контакта со слушателями.
Контакт преподавателя со студентами бывает логический, психологический
и нравственный. Логический контакт – это контакт мысли преподавателя и
студентов. Психологический контакт заключается в сосредоточенности внимания
студентов в восприятии и понимании ими указанного материала, а также во
внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия
преподавателя и поступающую от него информацию. Нравственный контакт
обеспечивает сотрудничество преподавателя и студентов. При отсутствии этого
контакта, например в условиях конфликта, познавательный процесс либо
затруднен, либо вовсе невозможен.
Аудитория встречает лектора или с напряженным вниманием и полной
готовностью работать, мыслить вместе с ним, или же с равнодушием, заранее
зная, что лекции будут бесцветными, полным пересказом учебника. Иногда
аудитория занимает выжидательную позицию, а нередко настраивается к
предмету и лектору отрицательно. На первой лекции многое зависит от того,
как преподаватель «подает себя», т.е. создает свой положительный образ.
Если, входя в аудиторию, преподаватель «не видит» студентов, не
пытается установить с ними контакт, не обращает внимания на то, как они
подготовлены к занятию, не называет его тему и план, не обращает внимания
на то, чем занимаются слушатели на лекции, студенты вряд ли настроятся на
серьезную работу.
Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических
основ развития науки, которой он занимается, ее связи з жизнью –
необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса.
Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям
истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные
знания на практике.
Заслуживают внимания некоторые правила поведения лектора перед
студенческой аудиторией, сформулированные А.А. Космодемьянским.
1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого
рода причины (так называемые «особые» случаи), скрывающие точное
начало или окончание лекции. Лекция – святое, самое важное в жизни
преподавателя высшей школы.
2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда
лектор обязан соблюдать:
технику записей на доске (последовательность и четкость записей,
хороший мел, влажная тряпка и пр.);
правильность и строгость языка лекции (избегать жаргонных слов,
канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.);
постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;
иметь в виду ответ на очень важный для студентов вопрос: «А зачем
это нужно?»;
не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах,
которые лектор плохо знает;
не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор
сам не верит и в жизни не исполняет;
не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории,
обогащая внутренний мир студентов;
не следует важничать перед студенческой аудиторией.
Выявлению характерных ошибок в восприятии студентами лекционного
материала помогает обратная связь, которая может показать, насколько
эффективно студенты выполняют программу обучения, а если не выполняют, то
почему. Обратная связь предполагает выполнение двух условий: нацеленности
лектора на то, чтобы его понимали, и «раскрепощенности» аудитории.
К каждой лекции нужно готовиться с учетом особенностей своего
темперамента, умения владеть чувствами, доводить мысль до аудитории.
Студентам импонирует выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая
речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными
ударениями. Хорошо оживляют речь жест и мимика. Чтение заранее
подготовленного материала обычно снижает эффективность восприятия лекции.
Совсем плохо, если объяснения преподавателя путаны и поспешны.
На лекции вполне уместна разрядка, снимающая наметившееся утомление.
Способы разрядки у каждого лектора свои. Существенную роль здесь может
сыграть чувство юмора преподавателя, поскольку юмор служит желательным
компонентом обучения: способствует лучшему пониманию студентами материала,
концентрации внимания на преподавателе, созданию позитивного отношения
аудитории к изучаемому предмету.
Лектор у всех на виду, поэтому немаловажное значение имеет и его
внешность. Она воспринимается аудиторией как совокупность физических,
функциональных и социальных признаков, доступных конкретно-чувственному
отражению. Причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее
важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно
отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения),
вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.
Можно назвать узловые критерии оценки качества лекции. Это содержание,
методика, руководство работой студентов, лекторские данные,
результативность лекции.
Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню
развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов,
правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных
вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории
вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник:
излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли
учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания
проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с
предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.
Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения.
Наличие-отсутствие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции.
Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и
аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование
приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения;
подведение итогов в конце вопроса и лекции. Использование наглядных
пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект,
отдельные записи, чтение без опорных материалов.
Руководство работой студентов: требование конспектировать и контроль
за выполнением. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: темп,
медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков. Просмотр конспектов:
по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.
Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы, шутки,
ораторские приемы. Разрешение задавать вопросы (когда и в какой форме).
Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, голос, дикция,
ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить
контакт.
Результативность лекции: информационная ценность, воспитательный
аспект, достижение дидактических целей.
Процесс обучения в Высшей Школе предусматривает практические занятия.
Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические
занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения
полученных знаний для решения практических задач совместно с
преподавателем.
Цель практических занятий. Практические занятия призваны углубить,
расширить, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме,
и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они
развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и
выступают как средства оперативной обратной связи.
Практическое занятие не должно быть топтанием на месте. Если студенты
поймут, что все обучающие способности преподавателя исчерпаны, то резко
упадет уровень мотивации. Следует организовать практическое занятие так,
чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий,
испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в
учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и
точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное
педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и
проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при
разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень
подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта
и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.
Критерии оценки практического занятия.
Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с
практикой с использованием материала в будущей профессиональной
деятельности.
Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими
дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
Организация занятия: умение вызвать и поддержать дискуссию,
конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного
времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.
Стиль проведения занятия: оживленный, с постановкой острых вопросов,
возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.
Отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру
требовательные, равнодушные, безразличные.
Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение
в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или,
наоборот, повышенный тон, опирается в работе на лидеров, оставляя
пассивными других студентов.
Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет
замечаний.
Студенты ведут записи на занятии: регулярно, редко, не ведут.



Список литературы



1. Буланова-Топоркова М.В. и др. Педагогика и психология высшей школы:
Учеб. пособ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998., с.: 64-78.
2. Василевский С.М. Лекционное прподавние в высшей школе. Горький,
1959., с.: 156-167.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный
подход: Метод. пособие.- М.: Высш. Шк., 1991.,- с.: 103-127.
4. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы.-Мн.: Изд-во
ГГУ, 1981.
5. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.
Л.,1974.
6. Кюппер А.Б., Никандров Н.Д. Пути совершенствования практических
занятий в высшей школе // Совершенствование форм и методов учебного
процесса в высшей школе. - М., 1982.
7. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под редакцией А.В.
Петровского. М., 1986.
8. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие.- Казань, 1985., с.: 117-
137.
9. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда (Пособие для
начинающего преподавателя вуза).- М.: Высш. Шк., 1990., с.: 20-27.



15.01.2002 г.





Реферат на тему: Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации. Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.


Московская Медицинская Академия им. И.М.Сеченова



Реферат.
Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации.
Перспективы и сложности медицинского образования. Оценка достоинств и
недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.



Выполнила: студентка 6 курса

Лечебного факультета

49 группы

Процык Любава



Москва, 2001 г.
Оценка достоинств и недостатков высшего образования в Российской Федерации.
Достоинства:
Закон Российской Федерации "Об образовании" (используется редакция от 5
января 1996 года) содержит положения, которые характеризуют систему
Российского образования положительно. К примеру, законом устанавливаются:
. приоритетность области образования (Гл.1,Ст.1)
. принципы государственная политики в области образования (Гл1,Ст.2)
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального, культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального
государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням
и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления
образованием.
Автономность образовательных учреждений.
( задачи законодательства Российской Федерации в области образования:
1) разграничение компетенции в области образования между органами
государственной власти и органами управления образованием различных
уровней;
2) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации
на образование;
3) создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития
системы образования Российской Федерации;
4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических
и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их
отношений в данной области. (Гл.1,Ст.4)
( государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области
образования:
1. Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения
образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья,
социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола,
возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены
только законом.
2. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания
системы образования и соответствующих социально-экономических условий для
получения образования.
3. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе
бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и
послевузовского профессионального образования в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных
образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин
получает впервые.
4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных
учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину
государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат
на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном
учреждении соответствующего типа и вида.
5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в
социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их
содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым
оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются
федеральным законом.
6. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для
получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной
адаптации на основе специальных педагогических подходов.
7. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами,
проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления
им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за
рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются
Правительством Российской Федерации. (Гл.1,Ст.5)
. Возможность получения гражданином образования на родном языке, а также
на любом другом в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования. (Гл.1,Ст.6)
. Государственные образовательные стандарты:
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные
стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в
пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты
государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном
порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню
подготовки выпускников.
4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования
устанавливается федеральным законом.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной
оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм
получения образования. (Гл.1,Ст.7)
(Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной
программы или основной профессиональной образовательной программы (по
конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим
государственным образовательным стандартом. (Гл.2, Ст.9)
( Формы получения образования:
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы
осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме
очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования,
самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной
(вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части
компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской
Федерации. (Гл.2,Ст.10)
( регламентируется содержание образования . Содержание образования должно
обеспечивать:
адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение
обучающимся профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной,
этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие
мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на
свободный выбор мнений и убеждений.
5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении
определяется образовательной программой (образовательными программами),
разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением
самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на
основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных
программ.
6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и
задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и
оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за
пределами определяющих его статус образовательных программ.
7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может
проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей) за счет средств и силами
заинтересованного ведомства.
8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ
использует возможности учреждений культуры. (Гл.2, Ст.14)
(Статья 24 (2 глава) посвящена высшему профессиональному образованию.
1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и
переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение
потребностей личности в углублении и расширении образования на базе
среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.
2. Высшее профессиональное образование может быть получено в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших
учебных заведениях).
3. Лица, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным
ускоренным программам.
4. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего
профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным
ускоренным программам.

Федеральная программа развития образования "Об утверждении Федеральной

программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Преследует следующие цели:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование
всех уровней и ступеней;

- создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей
функционирование и развитие системы образования в интересах личности,
общества и государства;

- формирование и реализация экономических механизмов развития системы
образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного
ресурсного обеспечения системы образования;

- реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в
период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

- введение и реализация преемственных государственных образовательных
стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ
различных уровней и направлений образования;

- разработка содержания образования, соответствующего современному
российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

- развитие, разработка и реализация информационных образовательных
технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности
организаций системы образования, интеграция науки и образования;

- совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации
образовательных учреждений;

- обеспечение контроля качества образования;

- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных
учреждений и научно-педагогических работников;

- совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-
педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования Российской Федерации;

- разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке
работников системы образования и всех категорий обучающихся и
воспитанников;

- выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных
исследований и разработок по проблемам образования, реализация
инновационных проектов и программ;

- разработка концепции и создание условий для введения новой структуры
общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического
эксперимента;

- совершенствование системы непрерывного образования;

- организация подготовки и издания учебной, научной и методической
литературы;

- организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы
образования за счет средств бюджетов всех уровней;

- организация производства учебного и научного оборудования, приборов и
средств обучения различного назначения;

- развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;

- развитие полноправного партнерства российской системы образования с
системами образования иностранных государств;

- участие в формировании единого образовательного пространства государств -
участников Содружества Независимых Государств.

В 1 разделе Федеральной программы раскрываются состояние системы
образования РФ (в работе будут упомянуты только сведения, касающиеся
высшего образования).
В начале 1998/99 учебного года в Российской Федерации функционировали:

587 государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования (далее - высшие учебные заведения), в которых обучались более
3,3 миллиона человек, и 334 негосударственных высших учебных заведения, в
которых обучались 250,7 тысячи человек.

В государственных высших учебных заведениях работали 249,6 тысячи
преподавателей.

В 1998 году на все формы обучения в государственные и негосударственные
высшие учебные заведения принято 912,9 тысячи человек. Показатель
численности студентов высших учебных заведений на 10 тысяч человек
населения в 1998 году составил 246.

При этом начиная с 1992 года получение молодежью высшего профессионального
образования расширяется в основном за счет увеличения числа студентов,
обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и
негосударственных высших учебных заведениях.

Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием ведется по
92 направлениям и 443 специальностям. За последние три года открыто 15
новых специальностей высшего профессионального образования, в том числе 10
инженерных.

Проводится последовательная ориентация деятельности высших учебных
заведений на решение различных социально-экономических задач субъектов
Российской Федерации.

Существенно возрастает роль системы дополнительного профессионального
образования, учреждениям которой предстоит в ближайшие годы переподготовить
и повысить квалификацию около 10 миллионов руководителей и специалистов, а
также таких категорий граждан, как безработные, бывшие военнослужащие,
иммигранты и переселенцы.

Сохраняя и расширяя объем подготовки специалистов с высшим образованием в
условиях перехода к рынку и спада производства, высшие учебные заведения
заведения во многом способствуют снижению уровня социальной напряженности в
обществе и уменьшению безработицы, в первую очередь среди молодежи.

Осуществляется диверсификация образовательных программ профессионального
образования в целях создания большего разнообразия и расширения
ассортимента предлагаемых образовательных услуг.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности
образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась
тенденция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен,
но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в
высших учебных заведениях страны возросло с 13,7 тысячи человек в 1990 году
до 24,3 тысячи человек в 1998 году. Сформировав авторитетные научные школы,
высшие учебные заведения продолжают работу в соответствии с научно-
техническими и инновационными программами.

Значительно расширяются и совершенствуются международные связи и
международная деятельность в области образования.

Развивается нормативная правовая база в области образования:
постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены типовые
положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений,
государственные образовательные стандарты высшего профессионального
образования и в качестве составной части Классификаторы высшего
профессионального образования.
Программа реализуется в 2000-2005 годах и предусматривает обеспечение
нормального функционирования и устойчивого развития системы образования.

При этом в 2000-2001 годах намечается осуществить комплекс мер по
сохранению и поддержанию системы образования и подготовить условия для ее
последующего развития. Важнейшими направлениями реализации Программы в
указанные годы являются предотвращение кризисных процессов в системе
образования, принятие неотложных мер по нормализации работы образовательных
учреждений независимо от их форм, типов и видов, системы образования в
целом, совершенствование нормативной правовой и статистической базы в
области образования, реструктуризация системы подготовки специалистов.

В 2002-2005 годах предполагается перейти к устойчивому эволюционному
развитию системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям
личности, общества и государства.

Еще одним законодательным актом, посвященным проблеме высшего образования
является: закон О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(22 августа 1996 г. N 125-ФЗ)
Он устанавливает (Ст.2):
1) суверенность прав субъектов Российской Федерации в определении
собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального
образования в части национально-региональных компонентов государственных
образовательных стандартов;
2) непрерывность и преемственность процесса образования;
3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального
образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и
традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;
4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений
развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов,
переподготовки и повышения квалификации работников;
5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных
направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области
высшего и послевузовского профессионального образования.
Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе
бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в
государственных, муниципальных высших учебных заведениях в пределах
государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня

гражданин получает впервые.

Недостатки:
Изменилась структура приема студентов в высшие учебные заведения. Прием на
инженерные специальности уменьшается, а на экономические и юридические
резко возрастает. Такая тенденция начинает приобретать негативный характер
в связи с диспропорцией подготовки специалистов и потребностей в трудовых
ресурсах, прогнозов развития экономики Российской Федерации, научно-
технического прогресса (Данные Федеральной программы).
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность
образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы,
среди которых основными являются:

социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит
финансовых средств в связи с кризисным положением в экономике;

неполнота нормативной правовой базы в области образования;

систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин
кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность
образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет
средств бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Сохраняется тенденция
сокращения реального объема ассигнований на нужды образования. В текущих
ценах они сократились примерно в 5 раз, что в сопоставимых ценах составляет
более чем двадцатикратное уменьшение. Задержки выплаты заработной платы
работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской
Федерации носят постоянный характер. Не восполнена задолженность
государства за прошлые годы.

В нарушение законодательства не обеспечивается защита образовательных
учреждений от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или
несвоевременности финансирования из бюджетов.

Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из
того, что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.
Сохраняют угрозу углубления кризисные тенденции в системе образования,
способные нанести серьезный ущерб состоянию безопасности государства.

Государственные образовательные учреждения и другие организации системы
образования вследствие отсутствия бюджетных средств на оплату отопления,
электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем
жизнеобеспечения в нарушение решений Правительства Российской Федерации.

Далеко не все положения законодательства в области образования нашли свое
отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов
исполнительной власти, что создает сложности в исполнении указанных
положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов
контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов
образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области
образования.

Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и
средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном
уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего
профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и
субъектов Российской Федерации.

Поддержание вертикальных связей между отдельными уровнями управления
образованием осуществляется посредством договоров и соглашений о
разграничении предметов ведения и полномочий. Вместе с тем практика
реализации указанных договоров и соглашений показывает необходимость
дальнейшего совершенствования всей системы взаимодействия государственных и
муниципальных органов управления образованием.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального
положения и Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в
негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения, темпы
износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и нового
строительства.
Недостаточными темпами ведется строительство объектов системы образования,
практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской
местности. В ряде субъектов Российской Федерации это привело к переполнению
школ.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация,
ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей,
социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной
проблемой.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части
обучения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются
разночтения федеральных и национально-региональных компонентов стандартов
гуманитарных дисциплин.

Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и
высшего профессионального образования. На протяжении ряда лет уменьшается
количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные
экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.

В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях в рамках
государственных образовательных стандартов.

Финансирование учреждений высшего профессионального образования
осуществляется с нарушением федеральных законов. Тенденция переноса центра
тяжести с бюджета на внебюджетные средства, в том числе и личные, в
совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к
угрозе превращения российской демократической системы образования в
сословную, элитарную.

В то же время в недостаточной мере осуществляется режим экономии,
мобилизации внутренних резервов, максимального использования имеющегося
потенциала системы образования.

Имеет место не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных
учебников, часто низкого качества.

Положение с изданием учебников по предметам федеральных и национально-
региональных компонентов государственных образовательных стандартов
становится критическим. Не обеспечен высокий уровень российского
гуманитарного образования. Проблемы совершенствования содержания учебной
литературы, приведения содержания учебников истории, обществознания,
литературы в соответствие с уровнем указанных наук и российскими традициями
нравственно-эстетического и гражданско-патриотического воспитания
обучающихся и воспитанников являются наиболее актуальными.

В ряде субъектов Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и
изданием учебников на языках народов Российской Федерации.

Уменьшается количество предприятий промышленности, осуществляющих
производство различных видов продукции для системы образования, сокращается
объем их производства, не решена проблема обеспечения образовательных
учреждений классно-лабораторным оборудованием, наглядными пособиями,
техническими и информационными средствами обучения и специализированной
мебелью.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений.
Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников
образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно молодых
специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа
профессии педагога, слабой социальной защищенности педагогических и научно-
педагогических работников образовательных учреждений.

"Утечка умов" является в ряде случаев проблемой для кадрового обеспечения
образовательных учреждений различных уровней системы образования. В
пределах Программы указанная проблема становится проблемой сохранения
потенциала педагогических и научно-педагогических работников
образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-
технической деятельности высших учебных заведений.

Ухудшается положение с подготовкой кадров для образовательных учреждений,
расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем
Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживающих в сельской
местности, на получение качественного образования является особенно большой
проблемой.

Увеличение количества негосударственных образовательных учреждений всех
уровней образования создало проблему необходимости усиления
государственного и общественного контроля их деятельности, качества
предлагаемого образования. Особую озабоченность вызывает значительное
увеличение количества негосударственных высших учебных заведений, их
филиалов, не имеющих необходимой учебной базы и профессорско-
преподавательских кадров. Органы управления образованием в субъектах
Российской Федерации в силу ряда причин слабо влияют на ситуацию в
указанных образовательных учреждениях. Периодичность аттестации
образовательных учреждений раз в пять лет не дает достаточной гарантии
обеспечения качественного образования.

гражданственность и патриотизм.

Актуальной проблемой является устранение неодинаковой вследствие социально-
экономических условий мобильности обучающихся и выравнивание возможностей
доступа представителей различных групп населения к качественному
образованию всех уровней в выбранных образовательных учреждениях.

Большая часть трудоспособной молодежи не обучается в учреждениях
профессионального образования, что ведет к снижению профессионального
уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к
профессиональному образованию и получению такого образования Россия
существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы
обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.

Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в
образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной
заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или
иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-
исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может
осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических
работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных
ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших
учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и
более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип
многоуровневого финансирования (единый заказ - наряд - программы - гранты),
разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для
развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных
ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных
работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники
фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых
без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей
квалификации, который вследствие отсутствия необходимых средств вынужденно
ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по
всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких
кадров.

Ухудшается взаимодействие высших учебных заведений с организациями
промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению
качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких
лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.
Проблемы учебного процесса в Вузах:
- ориентация преподавателя на малознающее большинство.
- от момента получения знаний до их активного применения проходит довольно
значительное время.
- невозможность работать параллельно с учебой в ВУЗе.
- стандарт на государственное образование вынуждает обучаться даже
предметам, которые человек ранее полностью освоил.
- отсутствие учебных пособий и компьютерной техники.



Перспективы и сложности медицинского образования.
Перспективы:
- возможно, в связи с выполнением Федеральной программы, перспективы
улучшатся, но, скорее всего, исходя из экономико-политического кризиса,
уровень, качество образования снизятся
- учитывая малый процент людей, окончивших медицинский ВУЗ и впоследствии
работающих по специальности (из-за социальных причин), состояние медицины
также в ближайшее время положительно не изменится

Сложности:
- общеобразовательные проблемы, рассмотренные выше
- недостаточное финансирование научных исследований и учебного процесса
- уровень подготовки в общеобразовательной школе
- проблемы личностного характера (культурный уровень, воспитание,
интеллект обучающихся)

Оценка достоинств и недостатков подготовки в ММА им. И.М.Сеченова.
Достоинства:
- традиции и школа
- преподавательский состав
- клиническая база (без учёта состояния клиник)
- отмена интернатуры
- введение новых (для нашей страны) предметов в учебный план
(деонтология, экономика, социальная медицина - хотя и в небольшом объеме)

Недостатки:
- неравномерное и нерациональное:
* распределение учебных дисциплин по учебным планам как в программе каждого
курса, общего учебного плана всех курсов (к примеру, реаниматология, ЛФК,
гигиена и деонтология преподаются на 6 курсе)
*загруженность (или слишком малая, или слишком большая)
*распределение часов (гипертрофированное количество часов терапии и
хирургии, из которых все равно действительно используется в учебном
процессе только 50 %, и в тоже время минимальное время отведено психиатрии
(такой социальной катастрофе, как наркомания, уделено одно занятие; за
рубежом студенты изучают психиатрию несколько лет, в нашей стране – 1
месяц), гигиене (при огромной значимости профессиональных болезней, им
уделено 3 лекции по терапии и 2 по гигиене), онкологии (без учета
неинформативного преподавания этой кафедры), клинической фармакологии,
истории медицины, информатике и др.

- плохо организованный учебный процесс (подбор кадров, информативность,
наглядность)
на множестве кафедр (биохимия, физика, информатика, психология,
патофизиология, фармакология, медицинское право, лучевая диагностика,
клиническая фармакология, терапия ГКБ №7). Из-за плохой организации
эффективность обучения ниже, а временные затраты на него больше.

- для посещения кружков и элективов необходимо пропускать занятия.
Элективов по психиатрии мало

- отсутствие выделения в дисциплин важнейших наук (иммунология,
гематология, андрология, челюстно-лицевая хирургия и пр.)

- неудобный график работы библиотеки, о персонале говорить как-то
неудобно (все-таки библиотекари – гуманитарии…)

- состояние учебных помещений, отсутствие столовых (равно как и перерывов
на обед), раздевалок, расположение некоторых кафедр или клиник.

- малая компьютеризация

- допускается курение, распитие алкогольных напитков и азартные игры в
пределах ММА им. И.М.Сеченова (это не только не влечет за собой
последствий для студента или преподавателя, но даже не ограничивается, что
довольно странно в медицинском ВУЗе), не проводится профилактики
аддиктивного поведения

- размер стипендии


Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» 5 января 1996 года
2. Приложение к ФЗ"Об утверждении Федеральной программы развития
образования"

от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
3. Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
(22.08.1996г)
N 125-ФЗ





Новинки рефератов ::

Реферат: Керамика (Искусство и культура)


Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)


Реферат: Винсент Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Знакомство с Windows XP (Программирование)


Реферат: Билеты по шести разделам психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Анализ рынка недвижимости (Маркетинг)


Реферат: История Российских привилегий и патентов (История)


Реферат: "Я была тогда с моим народом...", А.Ахматова (Литература)


Реферат: Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества (Социология)


Реферат: Пираты (История)


Реферат: Маленькая война большой политики, СССР и США в войне в Корее 1950-1953 гг. (История)


Реферат: Дифракция электронов. Электронный микроскоп (Физика)


Реферат: Посттравматическое стрессовое расстройство (Психология)


Реферат: Борис Годунов (Искусство и культура)


Реферат: Делопроизводство, корреспонденция (Контрольная) (Менеджмент)


Реферат: Производство серной кислоты контактным способом (Химия)


Реферат: Ренуар Пьер-Огюст(1841-1919) (Культурология)


Реферат: Великобритания (История)


Реферат: Лингвистический фон деловой корреспонденции (Linguistic Background of Business Correspondence) (Иностранные языки)


Реферат: Психология: от эпохи Возрождения до середины 19 века (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист