GeoSELECT.ru



Естествознание / Реферат: Контрольная работа по КСЕ (конспект) (Естествознание)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Контрольная работа по КСЕ (конспект) (Естествознание)



Институт Туризма и Гостеприимства
Государственный Университет Сервиса



Контрольная Работа

По теме: концепция современного
естествознания



Сдал: студентка 2 курса,
специальность 2305,
Вишневская Екатерина

Принял:



Москва 2000 год
Глава 1. Введение

Восприятие пространства-времени


О структуре мира рассуждения велись еще с ХVI века. И в каждый период
существования данного вопроса ученые по-разному отвечали на него. Но отказ
от старого геоцентризма произошел фактически во времена Галилея, т.е. было
признано, что небеса бесконечны.
Земля- простая песчинка космической пыли.
Из-за отсутствия видимых ориентиров было труднее выявить реальный возраст
Земли, т.к. для этого надо было чтобы человек случайно заинтересовался
жизнью или даже вулканами.
На первых стадия человеческого интереса к космическим далям
пространство и время оставались независимыми друг от друга. И лишь в конце
XIX века и начале ХХ века под влиянием биологии была выявлена необратимая
связь всего существующего. Таким образом солидарность и последовательность
существа зависит от их конкретного места в общем генезисе, время и
пространство органически соединяются, чтобы вместе создавать ткань
универсума.


Глава 2. Развитие естествознания в ранние и средние века

Научная революция Коперника.

Николай Коперник (1473-1543)-известный ученый средневековья, написавший в
1530 году знаменитое сочинение «Малый Комментарий». В этом труде он изложил
собственную теорию, по которой не Солнце вращалось вокруг Земли , а
наоборот. Такая теория была революционной не только с точки зрения церкви-
Земля и человек перестали быть главными во вселенной, - но и с точки
зрения механики- никогда еще относительность движения не использовалась для
решения конкретных задач. Коперник упростил схему планетной системы, по
которой суточное движение неба объяснялось вращением Земли вокруг своей
оси, годичное- обращением вокруг Солнца., а попутное движение звезд- разной
угловой скоростью движения планет на своих орбитах.
Система Коперника была гораздо точнее птолемеевской. Кроме того, изменения
системыне повлияли на результаты вычислений. Такая система получила
название гелиоцентрической.
Таким образом труд Коперника стал основой для всей будущей науки. А чтобы
построить систему Коперника, необходимо знать отношения расстояний всех
планет до Солнца к среднему расстоянию от Земли до Солнца. Среднее
расстояние от Земли до Солнца было названо астрономической единицей ( ок.
150 млн. км).
Остальные расстояния определяются по наблюдениям за планетами.

Глава 3. Механика Ньютона и ее влияние на формирование теоретической
физики. Законы сохранения в механике.
Вывод законов Ньютона из принципа сохранения импульса.

Для изолированной системы двух частиц
дифференцируя это уравнение по времени, получим


Ускорения общих частиц обратно пропорционально их инертным массам, т.е.


Пусть сила , с кот. частица А действует на частицу В. Тогда
Мы получили принцип равенства действия и противодействия , называемый
третьим законом Ньютона.

Наконец, для одной изолированной частицы имеем одновременно

Это закон инерции, или первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона можно записать также в виде


Если сила действует на частицу в течение конечного промежутка времени от 0
до t, то


Интеграл в левой части формулы называется импульсом силы , кот. равен
изменению импульса частицы ( тела), кот. происходит в результате действия
приложенной силы.


Глава 4. Элементы теории поля. Электромагнитные волны.


Уравнение Максвелла


В отсутствие диэлектриков и магнетиков уравнения Максвелла имеют вид:



Первые два уравнения Максвелла- это теорема Гаусса для электрических полей.
Третье- закон электромагнитной индукции Фарадея и четвертое – закон Ампера,
обобщенный Максвеллом.
1) Поток вектора напряженности электрического поля через произвольную
замкнутую поверхность равен алгебраической сумме зарядов, охватываемых этой
поверхностью ( - электрическая постоянная).
2) Поток вектора магнитной индукции сквозь произвольную замкнутую
поверхность S равен нулю.
Это уравнение является следствием того, что свободных магнитных зарядов в
природе не существует.
3) Циркуляция вектора напряженности электрического поля по произвольному
замкнутому контуру равна скорости изменения магнитного потока, взятого с
обратным знаком сквозь поверхность, ограниченную этим контуром.
4) Циркуляция вектора магнитной индукции по замкнутому контуру равна
полному току ( ), пронизывающему поверхность
, ограниченную этим контуром.
Уравнения Максвелла имеют следующий смысл:
1. обобщенный закон Кулона, связывающий электрическое поле с его
источниками, электрическими зарядами.
2. Математическое выражение факта отсутствия изолированных магнитных
зарядов: силовые линии магнитного поля замкнуты.
3. Изменения магнитного поля порождает электрическое.
4. Магнитное поле создается электрическим током или изменяющимся
электрическим полем.
Уравнения Максвелла выражают основные законы электромагнетизма и являются
такими же необходимыми, как и законы Ньютона.

Глава 5. Пространство, время и материя в контексте культуры.
Преобразования Галилея и Лоренца.

Рассмотрим математические соотношения: связывающие величины в одной
инерциальной системе отсчета с эквивалентными величинами в другой
инерциальной системе отсчета.

Пусть в начальный момент времени системы отсчета S и S’ совпадают и система
S’ движется вправо равномерно и прямолинейно (v= const). Рассмотрим, что
происходит в точке Р. Т.к. системы отсчета первоначально совпадают, то
через промежуток времени t’ система отсчета S’ сдвинется на расстояние vt'.
Следовательно, в момент t’ получим x=x’+vt’; y=y’, z=z’. Наконец, т.к.
время в физике Галилея является абсолютным, показания часов в обеих
системах отсчета совпадают: t=t’.
В итоге получаются формулы преобразования Галилея: x=x’+vt’, y=y’, z=z’,
t=t’. (*)
Теперь пусть точка Р движется со скоростью u и имеет компоненты в системе
S’: U’x, U’y, U’z, а в системе S: Ux, Uy, Uz по определению U’x=dx’/dt’;
U’y= dy’/dt’; U’z=dz’/dt’ .
Их связь с компонентами скорости в системе S можно найти ,
продифференцировав соотношения (*). Для Ux получим
Ux=dx/dt=d(x’+vt’)/dt’=Ux’+v; для других компонентов скорости Uy=U’y;
Uz=Uz’. Мы получили галилеевы формулы преобразования скоростей, кот.
справедливы только при скоростях , значительно меньших скорости света С.
Преобразования Лоренца.
Они были предложены для объяснения отрицательного результата эксперимента
Майкельсона - Морли и для придания одинакового вида уравнениям Максвелла
во всех инерциальных системах отсчета.



Эйнштейн предположил , что все физические законы не должны меняться от
преобразований Лоренца. Для того , чтобы наступила гармония между
уравнениями Ньютона и Максвелла нужно, чтобы масса (m) в уравнении Ньютона
определялась соотношением


, где - масса покоя, v-скорость движения тела, с - скорость света.
Формула преобразования скорости имеет вид:

Из последней формулы следует, что при скоростях , малых по сравнению со
скоростью света, это соотношение переходит в классическую формулу сложения
скоростей.

Глава 6. Оптика.
Поляризация света при отражении. Закон Брюстера.

Получить поляризованный свет можно путем отражения.
Когда свет падает на неметаллическую поверхность под любым углом, кроме
прямого , отраженный луч оказывается частично плоскополяризованным.
Направим на отражающую поверхность ХХ естественный луч SO. На пути
отраженного луча ОК поставим поляроид D, пройдя через кот., луч будет
освещать экран К.



При повороте поляроида интенсивность освещения экрана станет изменяться.
Это значит, что отраженный луч был частично поляризован. Степень
поляризации луча зависит от его угла падения. При изменении луча от 0 до 90
градусов степень поляризации луча сначала возрастет, в некоторой точке
достигнет максимума- став вполне поляризованным, а потом начнет убывать.
Угол падения, при котором отраженный луч становится поляризованным,
называется углом полной поляризации, а его тангенс равен показателю
преломления отражающей среды, т.е.

Оказалось, что отраженный луч всегда поляризуется в плоскости падения, т.е.
колебания вектора Е происходят в плоскости перпендикулярной плоскости
падения.
Преломленный луч достигает максимального уровня поляризации при угле
падения луча , для этого этот луч надо пропустить через стопу пластинок
(Столентова). Преломленный луч поляризуется в плоскости перпендикулярной
плоскости падения.

Глава 7. Возникновение и сущность квантовой теории.
Фотоны и рождение пар.

Фотон- частица, кот. двигается со скоростью света. Масса любой частицы
равна

Т.к. у фотона v=c, то знаменатель равен нулю. Значит либо масса покоя
фотона ( ) равна нулю, либо его энергия бесконечна.
Импульс фотона можно вычислить по формуле: p=E/c. Т.к. E=vh, импульс фотона
связан с его длинной волны соотношением p=hv/c=h/л.



Фотон обладает энергией, кот. может превращаться в массу (энергию покоя).
Это чаще всего происходит при рождении позитрона и электрона. Позитрон
имеет ту же массу, что и электрон, но у него противоположный знак заряда.
Такой процесс называется рождением электрон-позитронной пары и
сопровождается исчезновением фотона.


Глава 8. Ядерная физика.
Деление ядер.

С ростом значения массового числа А удельная энергия связи увеличивается
вплоть до А~50. Это объясняется тем, что энергия связи усиливается, если
его притягивают несколько других кулонов. Ядерные силы притяжения
короткодействующие. В элементах со значением массового числа больше А=50
удельная энергия связи начинает уменьшаться.
Если сблизить электрон и протон, высвободится энергия 13,6 эВ и масса атома
водорода оказывается на 13,6 эВ меньше суммы масс свободного электрона и
протона. Если их соединить, то они сольется с выделением энергии, кот.
соответствует разности масс. Этот процесс называется синтезом ядер.
Если тяжелое ядро расщепляется на два, то их масса будет меньше
первоначальной массы ядра примерно на 0,1%. Энергия атомной бомбы является
энергией, высвобождающейся при делении ядер.
Энергия водородной бомбы- энергия ядерного синтеза.
Благодаря цепной реакции процесс деления ядер можно сделать
самоподдерживающимся. При каждом делении ядер высвобождаются 2-3 нейрона
которые могут вызвать деление другого ядра урана, тогда процесс станет
самоподдерживающимся. Совокупность делящегося вещества, удовлетворяющая
этому требованию, называется критической сборкой.
Массу можно сделать надкритической. Тогда возникающие при
делении нейтроны будут вызывать несколько вторичных делений. Такое
устройство называется атомной бомбой. Сферу из плутония переводят в
надкритическое состояние обычно с помощью взрыва. Подкритическую сферу из
плутония окружают химической взрывчаткой. При ее взрыве плутониевая сфера
подвергается мгновенному сжатию. Скорость поглощения нейтронов оказывается
выше скорости потери нейтронов за счет их вылета наружу. В этом и
заключается условие надкритичности.
Взрыв атомной бомбы можно сделать эффективным, когда большая часть плутония
прореагирует, а не разлетится.
Глава 9. Физика элементарных частиц.
Теория великого объединения.

Успехи единой электрослабой теории стимулировали в последнее время попытки
включить ее и квантовую хромодинамику для сильного взаимодействия в рамки
так называемой теории великого объединения. В одном варианте этой теории,
включающей электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия, существует
только один класс частиц- лептоны и кварки, принадлежащие одному семейству
и способные свободно превращаться друг в друга, а три типа сил представляют
собой различные аспекты единого взаимодействия. Если две частицы ( лептоны
или кварки ) сближаются на расстоянии меньшем , то между ними
перестает существовать какое-либо различие и кварк может легко превратиться
в лептон или наоборот. Тогда слабое, электромагнитное и сильное
взаимодействия сливаются в одно. Такое превращение схоже с превращением
протона в нейтрон.
То, что происходит на расстояниях , превышающих масштаб сближения ( )
называют нарушением симметрии, т.е. возникают три разных взаимодействия.
В простейшем варианте теории Великого объединения оценка времени жизни
протона равна лет. Но эксперименты показали, что нижний предел времени
гораздо больше. Другое предсказание говорило, что первые сек. после
великого взрыва, в результате которого возникла наша Вселенная,
температуры были столь высоки, что частицы обладали энергиями,
соответствующими масштабу объединения. Это значит, что барионный заряд не
сохранялся. Этим объясняется наблюдаемое в настоящее время преобладание
вещества над антивеществом во Вселенной от пример показывает глубокую связь
между исследованиями, проводимыми на противоположных концах шкалы размеров:
теории занимающейся изучением элементарных частиц и теории Вселенной как
целого. Еще более грандиозными являются попытки включить в единую схему и
гравитационное взаимодействие, объединив тем самым в рамках единой теории
все четыре фундаментальных взаимодействия.
Для увеличения энергии заряженных частиц до больших значений, используются
ускорители. Частицам высоких энергий соответствуют очень малые длины волн,
поэтому их можно использовать для получения подробной информации о строении
бомбардируемых объектов. При столкновении частиц с высокой энергией
происходит образование новых частиц.
Сильное взаимодействие переносится мезонами, обладающими массой покоя или
безмассовыми глюонами.
Античастица имеет такую же массу, что и частица, но противоположный по
знаку заряд. Во всех ядерных реакциях и реакциях с участием частиц
выполняются следующие законы сохранения энергии: импульса, массы-энергии,
момента импульса, электрического заряда, барионного и лептонного зарядов.
Частицы можно классифицировать как лептоны и адроны; фотон образует
отдельный класс. Лептоны участвуют в слабом и электромагнитном
взаимодействиях. Адроны- еще и в сильном. Адроны подразделяются на мезоны
(с нулевым барионным зарядом) и барионы (с ненулевым зарядом).
Последние теории элементарных частиц основаны на гипотезе кварков как
составных частей адронов. Ожидается, что число кварков совпадает с числом
лептонов (известны шесть кварков) и что кварки и лептоны являются истинно
элементарными частицами. Кварки обладают цветом. Согласно квантовой
хромодинамике переносчиками сильного цветового взаимодействия между
зарядами служат глюоны.
Теория, объединяющая взаимодействия, предполагает, сто на очень коротких
расстояниях и при очень высоких энергиях слабое, электромагнитное и сильное
взаимодействия проявляются как единая сила, а фундаментальное различие
между кварками и лептонами исчезает.

Глава 10. Самоорганизация и хаос.
Самоорганизация в неравновесных системах.

В середине Х1Х века были сформулированы второе начало термодинамики и
законы биологической эволюции. Однако вопрос о совместимости концепции
тепловой смерти (процесс хаотизации) с процессом самоорганизации оставался
на протяжении целого столетия открытым.
Выяснилось, что самоорганизация присуща не только «живым» системам, но
также и всем открытым системам (т.е. тем, в которых возможен обмен энергией
с окружающей средой). При этом источником упорядоченности является
неравномерность.
Жизнь на Земле стала возможна лишь благодаря негэнтропии (энтропии с
обратным знаком) солнечного излучения. Сфера жизни на Земле- это
упорядоченная структура, которая питается негэнергией.
Энергия солнечного излучения поступает на Землю из высокотемпературного
источника и уходит в космическое пространство при низкой температуре. Если
предположить, что в среднем энергия на Земле не накапливается, то поток
энтропии от Солнца на Землю будет меньше потока энтропии от Земли в
космическое пространство.
Т.е. Земля получает высококачественную энергию от Солнца, перерабатывает
ее, что сопровождается ростом энтропии, и выбрасывает ее в космическое
пространство вместе с наработанной энтропией. Это обеспечивает
жизнедеятельность на Земле.
Явления, происходящие в жидкости, лазерах и химических реакциях имеют много
общего. В ходе неравновесного процесса из пространственно-однородного
состояния у всех них спонтанно возникает пространственная или временная
структура, которая называется диссипативной. Такие структуры образуются в
открытых системах.
В прошлом веке была широко распространена теория тепловой смерти Вселенной,
но в настоящее время она оказалась непризнанной.

Глава 11. Астрофизика
Рождение Вселенной.

Одну из гипотез происхождения Вселенной предложил Джордж Гамов, которая
получила название «теории большого взрыва». По этой теории начальным
условием для рождения Вселенной было наличие в трехмерном пространстве
физического вакуума.
Взрывная модель расширяющейся Вселенной заключается в том, что в начальный
момент времени полная ее масса, энергия и давление были заключены в
точечной сингулярности (области с бесконечно малыми размерами), и потом это
сингулярность стала распространяться из этой точки со скоростью света.
Температура огненного шара, которым была вначале Вселенная, была крайне
велика. Простейшее предположение о начальном составе огненного шара- весь
он состоял из излучения.
Столкновения фотонов в первые мгновения приводили к образованию частиц
вещества (электронов, мезонов, и нуклонов). В последующих столкновениях
фотонов с ними стали образовываться и многие другие частицы. Но при всех
условиях частицы появлялись парами: «частица-античастица», т.о. возникало
и вещество, и антивещество. Наконец, между полем излучения и веществом
наступило равновесие.
Аннигиляция частиц уничтожала вещество и превращала его в излучение, а в
столкновениях с фотонами оно вновь образовывалось. При последующих реакциях
между элементарными частицами возникали также и ядра элементов, но
расширение поля излучения было слишком быстрым, а температура слишком
высокой, поэтому в этот период образовались только водород и гелий.
Особенностью огненного шара на первых стадиях было то, что он имел очень
большую теплоемкость, а значит должны быть сильные флуктуации плотности.
Постепенно некоторые флуктуации замораживались, т.е. области с высокой
плотностью жили дольше и перемешивались с областями с низкой плотностью.
Так в шаре постепенно возникли первые неоднородности, которые, возможно,
стали первым скоплением галактик.
Излучение к тому моменту охладилось до такой степени, что перестало быть
источником частично- античастичных пар. Огненный шар расширился, охладился
и представлял собой облако из областей плотного вещества, перемежающихся
областями, в которых практически не было вещества. Конденсированные области
обладали своими гравитационными полями, которые «вытягивали» более тяжелые
компоненты первичной плазмы- нуклоны и способствовали их отделению от более
легких компонент-электронов. В этой плазме была смесь двух газов: одного,
состоящего из электронов и позитронов, и другого, в 1840 раз более
тяжелого, состоящего из протонов и антипротонов. Так эти два газа стали
разделяться в гравитационном поле.
Электромагнитные поля, созданные на ранних стадиях расширения, стали
разделять положительные электроны от отрицательных и протоны от
антипротонов, благодаря чему противоположные токи концентрировали вещество
в центре, а антивещество по бокам. Т. о. Получились области с преобладанием
вещества над антивеществом, и другие области наоборот.
В последствии каждая область стала состоять либо из вещества, либо из
антивещества. Эти области были разделены пространством, в котором
аннигиляция полностью уничтожала вещество, так что оно оказалось пустым в
отношении наличия вещества.

Глава 12. Жизнь во Вселенной.
Возникновение мысли.

Человек в том виде, в котором его удается воспроизвести сегодняшней науке-
животное, подобное другим.
Ступень рефлексии (размышление, самопознание)
Рефлексия-это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом
себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической
устойчивостью и своим значением. Рефлектирующее существо в силу
сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в
новой сфере.
Абстракция, логика, изобретательность, математика, искусство, восприятие
времени и пространства- не что иное, как возбуждение вновь образованного
центра. Разум- эволюционное достояние только человека.
Для большинства биологов нет четкого различия между инстинктом и мыслью: и
то и другое своего рода поверхностное свечение, под которым скрывается игра
детерминизма матери (объективная, закономерная связь и причинная
обусловленность всех явлений).
Рефлексия –форма теоретической деятельности человека, направленная на
осмысление действия.
Человек с его сознанием – это вершина эволюции. Но в человеке,
рассматриваемом как зоологическая группа, мы по-прежнему находим и половое
влечение, и тенденцию к борьбе за существование , и любопытство к
окружающему миру.
Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не
просто соответствует критической точке, пройденной индивидом или даже
видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее
органической целостности и, следовательно, оно знаменует собой
трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты.
Геологи допускают зональность нашей планеты: в центре металлическую
барисферу, окруженную каменистой литосферой, поверх которой находятся
текучие оболочки гидросферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга
оболочкам наука прибавляет живую пленку, образованную растительным и
животным миром- биосферу.
Признав в истории эволюции новую эру образования, ученые выделили еще одну
пленку- ноосферу. Это новый покров, который зародившись в конце третичного
периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных. Несмотря
на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая
эра. Нам известны пока два представителя нижнечетвертичного человека:
питекантроп с Явы и синантроп из Китая. Эти существа по своей анатомии
имеют человеческие формы. Синантроп был обнаружен в своем жилище- пещере,
где изобилуют каменные орудия очень хорошего качества. Он добывал огонь.
Далее следует огромный провал в антропологии. Около 60000 лет назад
предгоминиды исчезли и появились неандертальцы, для которых было характерно
разностороннее развитие мозга. Появилась пещерная индустрия и первые
захоронения, т.е. все то , что определяет и выражает человека. После
неандертальца появился Homo Sapiens, человек , которого мы знаем в конце
четвертичного периода- это уже действительно современный во всех отношениях
человек.
У неандертальцев обнаруживается психическая ступень, т.е. наличие
настоящего разума.
Вследствие быстрого роста числа индивидов свободная территория уменьшается.
Группы сталкиваются между собой. Под давлением необходимости использовать
небольшие территории по максимуму возникает идея сохранения и
воспроизводства на месте. Разведение скота и земледелие заменяют охоту и
сбор плодов.
Появляется вкус к элементарным исследованиям. В результате торговли
предметами и передачи идей образуются традиции. Развивается коллективная
память.
В следствие случайной конфигурации континентов на Земле имеются районы
более благоприятные для объединения и смешения рас. В этих
привилегированных местах и стремилась накапливаться человеческая масса.
Этим объясняется появление высшего и нового состояния ноосферы. В прошлом
выделяют пять таких очагов: Центральная Америка с цивилизацией майя, Южные
моря с полинезийской цивилизацией, долины Ганга и Инда с цивилизациями
Индии, бассейн желтой реки с китайской цивилизацией, и наконец, Нил и
Месопотамия с Египтом. Эти очаги появились ( за исключением первых 2) почти
в одно время. Египет , Эллада и вскоре Рим и Иерусалим дали людям
цивилизацию и духовную форму.

Глава 13. Биосфера и человек.
Ноосфера.

Современный человек сформировался около 30-40 тысяч лет назад. С того
времени в эволюции биосферы стал действовать новый – антропогенный фактор.
Палеолит- первая культура, созданная человеком. Она совпала с длительным
периодом оледенения. Тогда экономической основой жизни была охота на
крупных животных, что привело к исчезновению многих видов.
Дополнительные сложности для травоядных животных возникли вследствие
изменения природных условий в конце палеолита, когда наступило резкое
потепление, отступил ледник, леса распространились по Европе, вымерли
крупные животные. Закончился период развития общества, характеризовавшийся
чисто потребительским отношением к окружающей среде.
Во времена Неолита наряд ус охотой, рыбной ловлей и собирательством все
большее значение приобретает процесс производства пищи. Происходят первые
попытки одомашнивания животных, зарождается производство керамики.
Уже 9-10 тыс. лет назад существовали поселения, среди остатков которых
обнаруживают пшеницу, кости коз , свиней. В разных местах развиваются
зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства. Начинается освоение
минеральных ресурсов, зарождается металлургия.
Рост населения, качественный скачок в развитии техники и науки за последние
столетия привели к тому, что деятельность человека стала направляющей силой
дальнейшей эволюции биосферы.







Реферат на тему: Конфликт
Тема: Конфликт.



Содержание


|Введение. |2 |
|Природа конфликта. |5 |
|Происхождение конфликтов. |7 |
|Природа человека и социальный конфликт. |8 |
|Движущие силы и мотивация конфликта. |11 |
|Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 |
|Заключение. |19 |
|Литература. |20 |
Введение.

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с
конфликтами разного рода.
Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это
благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется
ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее
складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в
выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут
развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, и
каков будет характер этих отношений впоследствии?
На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что о
конфликтах, о том, что такое конфликт.
Другой пример приведем из отношений между большими группами людей.
Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенный
экономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающей
местности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционного
образа жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию и
к необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.
Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностный
конфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение.
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием
экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода
конфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновение
точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и
общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют
всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию
поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое
конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает
культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и
более устойчивой в психологическом отношении.
Изучать конфликты нужно еще для того, чтобы научиться понимать
политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических
играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и
участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается
выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в
том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или
назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и
политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя
в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в
конфликтных ситуациях.
Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекает
из этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,
как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает о
методах защиты интересов своей профессиональной группы. Политический
деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителей
этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические
знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом
уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между
государствами.
А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобы
избавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которых
невозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действовать
сообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложных
общественно-политических ситуациях.


Природа конфликта.

Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,
своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между
потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и
потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,
что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,
которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием
конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой
проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных
момента:
во-первых, степень значимости более широкой системы связей,
преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его
дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной
ситуации;
во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти
на риск ради их осуществления;
в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность
учитывать интересы оппонента.
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены
следующим образом:
1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;
степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.


3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу;
возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения
исходного положения дел.
4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной
стороны.
5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе
отстаивания своих интересов; жертвы насилия.
7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей
справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все
структуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всеми
иными отношениями.
8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.
9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеров
конфликтующих сторон;
10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом
опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.
11. Новый этап социального взаимодействия.

Происхождение конфликтов.

Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно и
подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего
рода спускового механизма выводящего наружу это чувство
неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,
стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются
лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты
интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он
либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной
жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на
основе взаимных уступок сторон.
Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательное
выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать
исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в
действиях политических структур и институтов.

Природа человека и социальный конфликт.

Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень
ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько
иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о
их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о
возможностях регулирования конфликтов.
Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общих
мировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы в
рамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, понимание
конфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что это
такое? И в чем состоит его собственная природа?
С древних времен до наших дней сталкиваются между собой, по меньшей
мере, две точки зрения при ответе на этот вопрос.
Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к его
знаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейской
науки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественное
устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организации
совместной жизни людей.
Аристотель утверждал: «государство - продукт естественного
возникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе,
человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ... живет
вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо
сверхчеловек".


«Очевидно, - утверждает Аристотель, - государство существует по природе
и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись
в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его
отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему
целому».
Как видно из приведенных высказываний. Аристотель в решении главного
вопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает
приоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало,
это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого.
Государство, право, справедливость, по Аристотелю, - разные стороны
государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от
природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется.
Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом
решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э которого иногда
называют первым социалистическим мыслителем.
К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человека
как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо
позже.
Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и
социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на
позиции общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас
Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан,
или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
Если Аристотель считал, что государство существует от природы и что
человек по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббс
полагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех».
Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических и
умственных способностей», но это равенство людей от природы само по себе не
есть благо.


Движущие силы и мотивация конфликта.

Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и
развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам,
которые в известной степени определяют способ их действия, и наконец, по
мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику
конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут
служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности,
способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны
действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.
Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия.
Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления,
которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительно
сложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенных
противостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мы
можем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта.
Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. В
теориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Он
всегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности,
будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического
доминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первый
план здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы
организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные
стереотипы.
Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликт
при соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способ
осмысления этого процесса, характер его представления в сознании
действующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований.
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к
тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что
представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих
жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки
зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации,
выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции
к потребностям, интересам и ценностям.
Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей,
интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположной
стороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликта
могут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликт
будет полным и развернутым, когда он основывается на одновременном
включении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всех
трех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но на
практике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может быть
включен лишь один уровень мотивации: только потребности или только
ценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельной
линии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей и
ценностей.
Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в
какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.
Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой
из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального
действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта.
Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться
власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок
общества как некоего социального целого.
Выделим следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от
простых к все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальные
конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:
а) группы интересов,
б) группы этно-национального характера,
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями.
7. Конфликт между культурами или типами культур.
Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может
выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту
конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со
всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих
сил.

Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать?

Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд
здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,
что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии
лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем
враждебность людей друг к другу.
Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а наш
практический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтных
ситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет более
благоприятным.
Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истин
люди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, что
многие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорее
исключением, чем правилом.
При этом сами войны были результатом конфликтов между народами,
странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданские
войны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали в
результате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегда
находились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.
Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,
полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирители
попадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказывания
рассматривались как пособничество врагу, измена государственным и
национальным интересам.

Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,
народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: все
хотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-
своему» возникает война.
Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.
Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались и
анализировались в исторической литературе и многие историки выделяли в
качестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующих
сторон, стремление одних захватить территорию и покорить население и
стремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость.
Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов и
вооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала предметом
изучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальное
направление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучение
конфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой и
многообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических и
практических знаний, накопленных в рамках данного направления
социологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведения
накапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политической
науке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередь
надо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которой
разрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а с
другой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.
Практические методы социологического анализа конфликтов заключаются
прежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие стороны
воспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используется
метод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историю
вопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.
Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивы
конфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликта
с той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагает
опрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенного
сторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примирения
в конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится переговорный
процесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих в
ведении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение тех
решений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,
исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всей
совокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этом
заметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важны
гибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут больших
результатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон с
помощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту. По
поводу обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди социологов,
изучающих конфликты, нет единой точки зрения.
Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это отразится
на достоверности информации и на возможности получения материалов от обеих
сторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскую
социологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и его
школой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать на
стороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,
чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действий
и высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своего
движения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются на
самом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежит
группа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций по
современному демократическому и рабочему движению в России. Что касается
сбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшие
результаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно к
конфликтам производственного характера следует обратить внимание на методы
инновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методов
осуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.


Заключение.

Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в
контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами
объяснения социокультурных изменений в современном обществе.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в
которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.
По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии,
в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где
наблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон,
сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.
Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют
во многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работают
в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных
уровнях и в разных ситуациях.


Литература.

1. Брушлинский А.В. "Общая психология"
Москва, Просвещение, 1986
2. Веренко И.С. "Конфликтология"
Москва, концерн Swiss,1990
3. Готтсданкер Р. " Основы психологического эксперимента"
Издательство Московского Университета,1982
4. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии общения"
Москва, Просвещение, 1987
5. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта"
Москва, АО Аспект пресс 1994





Новинки рефератов ::

Реферат: Гидразид изоникотиновой кислоты, его производные и аналоги (Химия)


Реферат: Движение "Талибан" (Политология)


Реферат: Понятие и значение производительности труда (Социология)


Реферат: Хрущев Н.С. (История)


Реферат: Культура эпохи Возрождения и Реформации (Культурология)


Реферат: Кредитный рынок и его участники (Деньги и кредит)


Реферат: Оптимизация организационной структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Найм и отбор персонала (Менеджмент)


Реферат: Ответы на билеты за 9 класс (География)


Реферат: Товарооборот и прибыль торгового предприятия (Предпринимательство)


Реферат: Духовная культура тюрков (История)


Реферат: Культура Руси (Времен XII века) (История)


Реферат: Автоматика (Компьютеры)


Реферат: Анализ погрешностей волоконно-оптического гироскопа (Радиоэлектроника)


Реферат: Перестройка и развал СССР (История)


Реферат: История агломерационного производства (Металлургия)


Реферат: Разработка научно обоснованной системы применения удобрений для полевого севооборота Прикубанского района учхоза Кубань (Ботаника)


Реферат: Социальная жизнь (Социология)


Реферат: Внутриличностный конфликт (Психология)


Реферат: Общая собственность: понятия и виды (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист