GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: План-разработка открытого урока по истории России в 11-м классе (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: План-разработка открытого урока по истории России в 11-м классе (Педагогика)



План – разработка открытого урока
по истории России в 11-м классе.

Тема: «Советский тыл в годы войны».
Задачи урока: Расширить и углубить знания учащихся о роли тыла в ходе
войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта в тылу; подчеркнуть
массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших
родных) во имя спасения родины и его вклада в победу; сформировать
представления о взаимоотношениях общества и власти, о некоторых изменениях
тоталитарной системы под воздействием военного времени.
В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть, что тяжелейший
труд в тылу – это труд наших родных, тех, кто окружает сегодня нас, и тех,
к кому мы должны быть внимательны и уважительны.

Оборудование: учебник, парта.
Основные понятия: мобилизация, ГУЛАГ, спецпоселенцы, директивная
экономика, перестройка на военный лад,
тоталитарный режим.

План урока:
1. Перевод народного хозяйства на военный лад. Усиление централизации и
регламентации жизни общества.
2. Героизм и самоотверженность народа; условия жизни, труда и быта в
тылу.
3. ГУЛАГ в годы войны.
4. Общество и власть.

Война создала смертельную угрозу всему нашему народу и каждому человеку
в отдельности. Она вызвала огромный морально-политический подъем, энтузиазм
и личную заинтересованность большинства людей в победе над врагом и
быстрейшем окончании войны. Это стало основой массового героизма на фронте
и трудового подвига в тылу.
В целях мобилизации всех ресурсов государства в первые дни войны
началась коренная перестройка жизни страны на военный лад. Программой
деятельности тружеников тыла стал лозунг «Все для фронта, все для победы!»
Экономическая ситуация в значительной степени осложнилась тем, что
противником в начале войны было захвачено более 1,5 млн. кв. км где
проживало 74,5 млн. человек и выпускалось до 50% промышленной и
сельскохозяйственной продукции. Продолжать войну пришлось, имея в тылу
промышленный потенциал чуть ли не начала 1930-х гг.
24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации под председательством
Н.М. Шверника. Массовые эвакуационные перевозки в довоенном мобилизационном
плане небыли предусмотрены, поэтому перед руководителями различного уровня
стояли сложнейшие вопросы, требовавшие оперативных действий. В крайне
тяжелых условиях эвакуировались предприятия Запорожья, Днепропетровска,
Краматорска, Харькова, Ленинграда. В течение июля – Ноября 1941г. в
восточные районы было перебазировано 1523 предприятия, в том числе 1360
крупных военных. Они разместились в Поволжье, на Урале, в Западной и в
Восточной Сибири, в Казахстане и Средней Азии. В рекордные сроки эти
предприятия вводились в строй. Так, на Магнитогорском комбинате за
несколько месяцев была сооружена крупнейшая в Европе доменная печь №5
мощностью 1400 т чугуна в сутки (в мирное время на строительство домны
требовалось 2,5 года).
С этой позиции война явилась апогеем в реализации возможностей
советской тоталитарной системы. Несмотря на огромные трудности, режим смог
использовать такие преимущества, как сверхцентрализация управления,
огромные природные и людские ресурсы, отсутствие личной свободы, а также
вызванное патриотическими чувствами напряжение всех сил народа.
Война изменила прежний трудовой режим. Увеличивался рабочий день,
вводились обязательные сверхсуточные работы, отменялись отпуска. Положение
тружеников было крайне тяжелым.
Ушедших на фронт мужчин на предприятиях, в колхозах заменяли женщины,
пенсионеры и подростки. 40% численности рабочих в промышленности составляли
женщины. 360 тыс. учащихся VIII-X классов пришли на производство во второй
половине 1941г. В 1944г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн.
человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.
В годы войны участников трудового фронта оценивали зачастую наравне с
фронтовыми. Характер и режим труда людей в тылу мало чем отличался от
многих видов работ во фронтовой полосе. Нагрузка была чудовищная. Кроме
основной работы, подавляющее большинство трудилось по мобилизации на
непосильных сверхурочных работах. Они заготавливали топливо и
продовольствие для фронта и тыла, вручную разгружали многотонные составы с
каменным углем, вагоны с раненными, возводили оборонительные сооружения,
дежурили в госпиталях, в качестве доноров сдавали кровь. На тяжелых работах
многие подростки были покалечены.
Учитель обратит внимание на то, что среди этих людей были их родные
(прабабушки, бабушки, дедушки), так как все семьи затронула война. Именно
их самоотверженный труд обеспечивал армию всем необходимым для победы.
Учитель предлагает выяснить к следующему уроку: как живут эти люди
сегодня? Чем мы можем им помочь? Как поддержать тех, кто рядом с нами?
Какую заботу о них проявить?
За особые отличия в тылу 18 человек были удостоены звания Героя
Социалистического труда, 16 млн. – награждены медалью «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941-1945гг.». Однако, говоря о трудовых
свершениях и проявленном в тылу массовом героизме, не следует забывать,
что война подорвала здоровье народа. Плохо устроенный быт, недоедание,
отсутствие медицинского обслуживания стали нормой жизни миллионов людей.
На уроке мы отмечаем, что значительный вклад в дело победы (добыча
полезных ископаемых, производство снарядов, пошив обмундирования) внесли
заключенные ГУЛАГа (к началу войны количество заключенных достигло
чудовищных размеров – 2 млн. человек; в 1943г. – 983974 человека).
В справке о числе спецпоселенцев и заключенных, используемых в народном
хозяйстве в годы войны, приводятся следующие цифры: лесоповал – 400 тыс.,
шахты – 1 млн., сельское хозяйство – 200 тыс., поставка предприятиям по
договорам – 1 млн., обслуживание лагерей – 600 тыс., изготовление лагерного
инвентаря – 600 тыс., строительные работы – 3,5 млн. человек.
Учитель ставит вопрос: как Вы можете объяснить сохранение огромного
числа узников ГУЛАГа даже в годы войны, когда не хватало людей на фронте?
Какую роль играла система ГУЛАГа в создании и укреплении тоталитарной
системы, в судьбах отдельных людей, целых народов?
Тыл направлял на фронт оружие, боеприпасы, военную технику,
продовольствие и обмундирование. Достижения промышленности сделали
возможным уже к ноябрю 1942г. изменить соотношение сил в пользу советских
войск. Количественное увеличение производства военной техники и вооружения
сопровождалось быстрым улучшением их качественных характеристик, созданием
новых типов машин, артиллерийских систем, и стрелкового оружия.
Так, средний танк Т-34 оставался лучшим танком второй мировой войны; в
конце 1943г. началось производство нового тяжелого танка ИС, который
превосходил однотипный фашистский танк Т-У («Пантера»). В том же 1943г.
началось серийное производство самоходно-артиллерийских установок (САУ).
1943г. стал годом коренного перелома в деятельности советского тыла.
В ходе войны улучшались тактико-технические данные самолетов. Появились
более совершенные истребители Ла-5, Як-9, Як-7; было освоено серийное
производство штурмовика Ил-2, прозванного истребителем танков, аналога
которому германской промышленности так и не удалось сделать. В целом,
располагая меньшим, чем германия военным потенциалом, СССР произвел за годы
войны гораздо больше (по некоторым оценкам, почти в 2 раза) современной
боевой техники. Большой вклад в победу внесли деятели науки. А.П.
Александровым был получен эффективный метод защиты кораблей от магнитных
мин; Е.О. Патон разработал метод автоматической сварки брони; М.Т.
Калашников изобрел новую конструкцию автомата, а затем ручного пулемета.
Укреплению народного духа способствовала активная деятельность
творческой интеллигенции: писателей, музыкантов, актеров, режиссеров,
художников.
Сталинская система под воздействием патриотического подъема и
экстремальной ситуации не могла не претерпевать некоторых изменений. В
августе 1942г., осознав свой явно недостаточный профессионализм в военных
делах, Сталин сделал заместителем Верховного Главнокомандующего Г.К.
Жукова. При назначении на высшие командные посты Сталин ставит на первый
план теперь уже не личную преданность и политическую благонадежность, а
военное мастерство. В крайне экстремальных условиях система была вынуждена
дать возможность народной энергии развернуться в полную мощь, при этом,
конечно используя ее в своих целях. Усилилось влияние русской Православной
Церкви, были открыты сотни православных храмов. Сталин был вынужден
согласиться на избрание патриарха, которым в 1943г. решением Поместного
собора стал Сергий. В ходе войны в сознании народа начинают происходить
колоссальные изменения. Очевидно, что без пробуждения личной
ответственности, осознания каждым собственной необходимости и значимости мы
бы не выиграли войну. Именно с этими изменениями Сталин начнет борьбу сразу
же после победы.
Однако некоторое смягчение тоталитарного режима в годы войны не меняло
его сущности. В течении военных лет Сталин предпринимал акции по разобщению
и наказанию целых народов. В 1941г. жертвой геноцида стали калмыки, которые
были загнаны в товарные вагоны и переселены в восточные районы страны. В
том же году были выселены карачаевцы, в 1944г. – чеченцы, ингуши, крымские
татары.

Вопросы для закрепления:

1. Как изменились условия труда по сравнению с предвоенным временем?
Считаете ли Вы подобные меры необходимыми?
2. Каковы итоги работы советского тыла?



О методике формирования
учебных умений школьников.
На уроках вводного курса истории школьники впервые встречаются с
историческими фактами, излагаемыми в учебнике в строго хронологической
последовательности. В связи с этим учителю необходимо формировать у
школьников умение локализовать исторический материал во времени и
пространстве. овладение этим умением начинается со знакомства школьников с
единицами измерения исторического времени. В процессе такой работы дети
осознают, что отдаленность событий во времени исчисляется тысячелетиями,
веками, десятилетиями, годами. Затем учащиеся постепенно начинают
овладевать способами действий при исчислении исторического времени, учатся
устанавливать, как давно происходило событие, какова его продолжительность
во времени; что было раньше, что позже, на сколько лет или веков; к какому
веку относится событие в каком году произошло; в какое время года
случилось, какова точная дата происшедшего.
Формирование историко-временных представлений и, соответственно, умений
работать с хронологическим материалом следует начинать на первом, вводном
уроке при ознакомлении школьников с оглавлением учебника.
Учитель объясняет, что каждое историческое событие, о котором
рассказывается в учебнике, ограничено временными рамками. Предлагая детям
прочитать заголовки, он дает задание установить, что из того о чем
говорится в оглавлении учебника, произошло раньше, а что позже. Школьники
подмечают, что события, относящиеся к более отдаленному времени,
представлены в учебной книге в первых рассказах, а к более поздним событиям
– в последующих рассказах. Под руководством учителя дети делают вывод о
последовательности исторических событий во времени.
Далее учитель организует самостоятельную работу учащихся с текстом
вступительной статьи, где приводятся исторические факты. После чтения ими
текста обсуждает с учащимися вопросы о назначении в курсе хронологических
данных и о важности работы с ними. Выслушав объяснения учащихся, учитель
подводит итог проделанной ими работы и еще раз уточняет, что слово дата –
это обозначение времени, когда совершился исторический факт.
Для закрепления полученной информации учителю следует провести со
школьниками беседу, в которой могут быть поставлены такие вопросы: что
такое век? В каком веке мы живем? Далее организуется работа с лентой
времени, вмещающим временные рамки с I по XXI в. Учитель предлагает
учащимся установить, какие века были раньше, в более отдаленное от нас
время, а какие позже, то есть ближе к нашим дням. После чего ученики должны
определить, к какому веку относятся названные учителям даты. В качестве
примеров педагогу целесообразно предлагать не отвлеченные данные, а даты
наиболее важных исторических событий, изучать которые ученикам предстоит на
следующих уроках. Такая работа будет способствовать становлению
познавательного интереса школьников.
Младшие школьники затрудняются соотнести год и век пограничных дат,
находящихся на стыке веков. Это даты конца 90-х гг. любого века,
обозначающиеся сотенными числами, например: 1000, 1700, 1900 гг. Тщательной
отработки требуют даты, состоящие из трех цифр, так как отсутствие первой,
указывающей на тысячелетие цифры, на начальном этапе работы сбивает с толку
как четвероклассников, так и пятиклассников. Поэтому, опираясь на материал
учебника, учителю следует напомнить детям, что счет лет ведется не только
годами и веками, но и тысячелетиями. Им необходимо объяснить, что при
четырехзначном обозначении года первые две цифры (тысячи и сотни) указывают
число уже прошедших веков, а две последние показывают, сколько прошло лет
нового века. При трехзначной дате количество прошедших веков указывается
одной первой цифрой даты обозначающей сотни. Это значит, что событие
относится к более отдаленному времени, когда не прошло ни одного
тысячелетия.
Учащимся, которые на первых занятиях не усваивают это умение, можно
предложить к числам, указывающим тысячи и сотни лет (четырехзначная дата),
или одни лишь сотни (в трехзначной дате) мысленно прибавить единицу.
Например: 1146г. – 11+1=12 (XII) век, 1242г. – 12+1=13 (XIII) в. исключение
составляют лишь даты, не имеющие десятков и единиц и оканчивающиеся двумя
нулями, например 1700г. В таких датах, в связи с тем, что окончанием любого
века является цифра обозначающая количество сотен, единица не прибавляется,
а первые две (в трехзначной дате – одна) цифры даты указывают на то, к
какому веку она относится.
На последующих уроках работа по формированию это ведущего предметного
умения продолжается, а на отдельных уроках по мере необходимости, ей
отводится значительное время. По прошествии нескольких уроков дети должны
научиться работать с датами правильно и быстро.
При изучении содержания первых рассказов учебника учителю необходимо
сосредотачивать внимание учеников на всех эпизодах, содержащих
хронологические данные. Впервые точные данные по хронологии приводятся в
рассказе учебника «Крещение Руси» (возникновение христианства – I век,
начало крещения Руси – X век; 988г.). Внимание учеников следует обратить на
отдаленность этих событий друг от друга и от наших дней:
- Сколько веков прошло со времени зарождения христианства до начала
принятия этой религии на Руси?
- Сколько веков прошло с начала крещения Руси до наших дней?
- Сколько лет тому назад на Руси было принято христианство?
Работа с хронологией должна органично увязываться с другими видами
учебной деятельности. Так при изучении рассказа «Приди ко мне брате, в
Москов» ученикам предлагается ответить на вопросы о природных условиях
края, где была основана Москва. Одновременно учащиеся выполняют задание,
приведенное в учебнике, и объясняют названия рек: Ленивка, Каменка, Капля и
др. после самостоятельного чтения пяти абзацев в ходе беседы обсуждается
информация о встрече Юрия Долгорукова с Черниговским князем Святославом об
истории возникновения прозвания князя Юрия, о его внешнем виде и активной
самостоятельной деятельности. Встретившуюся в тексте дату первого
упоминания о Москве в летописи учащиеся записывают в «Таблицу дат». Затем
учитель спрашивает у детей: к какому веку относятся описываемые в рассказе
события, сколько веков назад это было, сколько лет исполняется Москве в
этом году, если год первого упоминания о Москве в летописи считать датой
основания города? После ознакомления с материалом о результатах раскопок на
территории Кремля учитель предлагает учащимся определить, на сколько лет
раньше первого летописного упоминания возникла Москва. Они, как правило
дают правильный ответ: почти на сто лет.
Учебная деятельность школьников по формированию умений локализации
исторических фактов во времени должна предварительно продумываться и
постоянно направляться учителем. По мере накопления учащимися
«хронологического багажа» можно проводить игры-соревнования команд на
лучшее знание дат. Особое внимание следует уделить работе с тестовыми
заданиями.




Реферат на тему: Планирование межпредметных связей

Казанский государственный Педагогический университет


р е ф е р а т

тема: планирование межпредметных связей



выполнил: Шимарин Д.В.
проверила: Фархиева Р.Ш.



казань 2001

план:

I Виды межпредметных связей в содержании обучения математики

II Планирование межпредметных связей

1. Сетевое планирование
2. Курсовое планирование
3. Тематическое планирование
4. Поурочное планирование

III Функции межпредметных связей

IV Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении
математики

V Заключение

VI Список литературы



ВИДЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ математики..



Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе
обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все многообразие
их видов. Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой,
химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением).
Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из основных
компонентов процесса обучения (содержания, методов, форм организации):
содержательно-информационные и организационно-методические.
Содержательно- информационные межпредметные связи делятся по составу
научных знаний, отраженных в программах математических курсов, на
фактические, понятийные, теоретические, философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление
сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики,
химии, математикии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний
об отдельных явлениях, процессах и объектах изучения. Так, в обучении
математики и химии учителя могут использовать математику для вычисления
химического состава вещества.
Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков
предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных
предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах
естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ
-пропорции, следствия, движение, масса и т.п.. Эти понятия широко
используются при изучении процессов. При этом они углубляются,
конкретизируются на математическом материале и приобретают обобщенный,
общенаучный характер.
Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений
общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным
предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории.



Планирование межпредметных связей.

Содержание, объем, время и способы ииспользования знаний из других
предметов можно определить только на основе планирования. Для этого
необходимо тщательное изучение рекоменндаций, данных учебными программами в
разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также
изучение учебных планов и материала учебников смежных предметов.
В практике обучения сложились четыре основных способа планирования
межпредметных связей - сетевое, курсовое, тематическое и поурочное.
Сетевое планирование. Оно осущетвляется завуем или председателем
методиеской или предметной комиссии по определенному циклу, группе
предметов. Сетевое планирование имеет форму графика или плана-карты,
которые выявляют основные связи разных учебных тем смежных курсов,
показывают узловые темы с наибольшим числом связей с другими предметами.
Сетевой график представляет собой модель учебного процесса, которая
ограждает содержание и объем учебной деятельности учащихся в определенные
отрезки времени и с учетом межпредметных связей.



Учебные недели

На рисунке указаны последовательность тем разлиных курсов и наличие
связей в иих содержании. Двойным кружком обознаенны узловые темы, имеющие
наибольшее число связей с другими предметами (математика, физика, химия).
Такая модель наглядно показывает логику построения смежных учебнных
предметов, их взаимосвязи, наиболее важные, узловые темы, временные связи в
изучении зависящих друг от друга вопросов и т.п. Модель в виде сетевого
графика является важнным средством управления учебным процессом. На ее
основе руководители школы могут внести коррективы в расписание,
проконтролировать своевременность прохождения особо важных учебных тем.
Посещение уроков по узловым темам, связывающим знания учащихся по
ннескольким предметам, дает возможность руководителю школы увидеть
предшествующую работу других учителей, усвоение учащимися нужных понятий,
зарание спланировать и сократить общее количество посещений уроков.
Дополнением к сетевому графику служит план-карта, в которой отражается
не только последовательность изучения учебных тем, но и комплекс
развиваемых понятий в смежных предметах.
Сетевое планирование дает общую канву межпредметных связей в цикле
учебных предметов, но недостаточно организует активную познавательную
деятельность учащихся. Необходимо планирование методов и форм организации
обучения при осуществлении межпредметных связей. Этому способствуют другие
способы планирования.
Курсовое планирование. Планиравание межпредметных связей внутри
учебного курса может осуществляться учителем или методистом. При этом могут
существовать разные подходы к анализу межпредметных связей. В своей работе
мы опирались на тематический подход, т.е. на последовательнный анализ
межпредметных связей от одной учебной темы к другой.
Межпредметные связи рекоменндуется использовать в сочетании с
вннутрипредметными связями. Наличие курсового плана позволяет учителю
заранее изучить необходимое для каждой последующей учебной темы содержание
смежных курсов, вовремя дать учащимся домашние задания на повторение
опорнных знаний из других предметов. При использовании курсового плана
возможно заранее спланировать консультации и посещения уроков учителей
других предметов, подобрать необходимую методическую литературу по
межпредметным связям в каждой учебной теме.
В нешей практике использовался и проблемный подход к курсовому
планированию межпредметных связей. При этом выделялась общая для всего
курса учебная проблема мировоззренческого характера. Она позволяла
систематизировать знания из разных предметов под углом зрения определенной
идеи, которая объединяла все учебные темы курса.


Разновидностью проблемного подхода является планирование в курсе
межпредметных связей с целью развития ведущих научных понятий. В качестве
примера приведем планирование в курсе математики в целях развития ведущих
математических понятий. При таком планнировании учитель ориентируется на
установление главнным образом понятийных межпредметных связей. Это важно
для развития математиеского мышления. Но такая работа должна иметь
вспомогательный характер. Нельзя упускать из виду все многообразие
межпредметных связей в процессе обучения, которые лишь в совокупности
обеспечивают формирование целостной системы взглядов на мир и мировоззрения
школьников. Поэтому важно сочетать и разные подходы к планированию
межпредметных связей при изучении учебного курса.
На основе курсового планирования необходимо провести тематическое
планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование. В тематическом плане должна быть отражена
логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других
курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно
видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельнных уроках
необходимо использовать те или иные задания из других курсов: в одних
случаях создается опора для введения новых понятий, в других объясняются
причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, в третьих
конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретическиие
положения и т.п. В зависимости от позннавательных целей использования
межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления,
формулируются вопросы и задания для учащихся.
Общая схема тематического планирования межпредметных связей может быть
представлена в форме таблицы.



Тема «...................» Класс «................»

| |Основные | | |Наглядные|Задания |
|Темы и |предметные |Связь с другими |Методы |пособия |по |
|даты |понятия и |предметами |и | |предмету|
|уроков |умения | |приемы | |и |
| | | |обучени| |межпредм|
| | | |я | |етные |
| | |Смежн| | | | | |
| | |ые |Факты|Умения | | | |
| | |понят| | | | | |
| | |ия | | | | | |

Данная форма может быть изменена учителем в зависимости от конкретных
условий установления межпредметных связей в обучении. Такое планирование
создавало у учителя общее представление о том, какие знания и из каких
предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и
знания из других предметов следует привлечь к раскрытию основных понятий
учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе
межпредметных связей. Знания из разных предметов помогали поднять обобщение
учебного материала темы на мировоззренческий уровень.
Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и
позволяет выделить основные направления активизации познавательной
деятельнности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях
эффективной организации учебно-познавательной деятельности учеников по
осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на
каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование. Конкретизация использования межпредметнных
связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования.
Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как,
какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или
закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка
обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков
производится на основе тематического планирования.
Положительные стороны данной разработки - это формулировка цели и
задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов
к учащимся, требующих воспроизведения и применнения знаний по физике;
определение понятий; наличие мировоззреческого вывода, обобщающего факты и
законы математики и физики; включение в домашнее задание вопросов
межпредметного содержания.
Составляя поурочнные планы, учителю важно знать, что уччащиеся уже
освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам,
согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий,
чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их
углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение
составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
Планы могут быть обсуждены на методических комиссиях по циклам
предметов, согласованы с завучем школы. Обсуждение планов позволяет
предупредить ошибки в использовании знаний из других предметов, устранить
нетоности в формулировке вопросов, в трактовке понятий смежных курсов,
определить единые подходы в объяснении сущности изучаемых процессов и
явлений, избрать наиболее рациональные методы обучения.
Таким образом, планирование составляет необходимое и существенное звено
подготовки учителя к эффективному осуществлению межпредметных связей и
является одним из средств их реализации в практике обучения школьников.



ФУНКЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ.


Межпредметные связи выполняют в обучении математики ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе
возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов
на природу, современных представлений о ее целостности и развитии,
поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии
современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей
и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель математикии формирует такие качества знаний учащихся, как
системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают
как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей
между ними и общими понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в
развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию
математики. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность
мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии
всем направлениям воспитания школьников в обучении математики Учитель
математики, опираясь на связи с другими предметами,реализует комплексный
подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и
формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует
совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла
комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают
знания ими учебников и программ смежных предметов.



ПЛАНИРОВАНИЕ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ОБУЧЕНИИ математики.



Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных
методических задач учителя математикии. Она требует знаний содержания
программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных
связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя с
учителями химии, физики, посещения открытых уроков, совместного
планирования уроков и т.д.
Учитель математики с учетом общешкольного плана учебно-методической
работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в
математиеских курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд
этапов:
1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому математическому
курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение
дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы;
2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием
курсовых и тематических планов;
3) разработка средств и методических приемов реализации
межпредметных связей на конкретных уроках;
4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм
организации обучения;
5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления
межпредметных связей в обучении.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Забота о построении содержания единого курса математики, усиление
его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими
учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как
дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание,
методы, средства и формы обучения различным учебным предметам.
Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания
образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий,
общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного
применения знаний из различных предметов в
трудовой деятельности учащихся.
Решая задачи, учащиеся совершают сложные познавательные и расчетные
действия:
1) осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости
применения знаний из других предметов;
2) отбор и актуализация (приведение в "рабочее состояние) нужных знаний из
других предметов;
3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;
4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения,
расчетных действий, их выполнение;
5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий.
Систематическое использование межпредметных познавательных задач в
форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий
обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи
между знаниями из различных предметов. В этом заключена важнейшая
развивающая функция обучения математики.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных
предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных
видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые
учитываются в содержании математики, и, наоборот, - идущие от математики в
другие учебные предметы.
Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире,
отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных
образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного
научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей.
Комплексный подход в воспитании усилил вос-
питательные функции межпредметных связей курса математики. В этих условиях
укрепляются связиматематики как с предметами естественнонаучного, так и
гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и
разностороннее осмысление.
Таким образом, межпредметность - это современный принцип
обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого
ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы
обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации
обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.



ЛИТЕРАТУРА



1. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обу-

чении .- М.: Просвещение, 1987.



2. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитатель-

ном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1986.



3. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения,

-М.: Просвещение, 1989.



4. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-

воспитательном процессе - Л., 1980


5. Ченцов А.А. Теоретические основы научной организации

учебного процесса - Белгород, 1972.




Новинки рефератов ::

Реферат: Сохранить человеческое в аду ГУЛАГа (Литература : русская)


Реферат: Отчеты по практике в Коммерческом банке (Банковское дело)


Реферат: Коллективизация в Казахстане (История)


Реферат: История возникновения пельменей (Кулинария)


Реферат: Анри Руссо (Искусство и культура)


Реферат: Место античности в истории мировой культуры (Религия)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Толкотт Парсонс и его теория (Социология)


Реферат: Национальные особенности Китая (Культурология)


Реферат: Трансформация бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Настройка конфигураций TCPIP вручную (Коммуникации и связь)


Реферат: Жизнь и творчество художника И. И. Шишкина (Искусство и культура)


Реферат: Внушение и его роль в общественной жизни (Психология)


Реферат: Творческое воображение и фантазия (Искусство и культура)


Реферат: История создания памятника Пушкину (Искусство и культура)


Реферат: "Преступление и наказание" - роман-предупреждение (Литература)


Реферат: Финансовые возможности новых форм страхового бизнеса за рубежом (Страхование)


Реферат: Учет лизинговых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Расчёт видео усилителя (Радиоэлектроника)


Реферат: Развитие страхового рынка в России (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист