GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль самооценки в самовоспитании старших школьников (Педагогика)



Московский Педагогический
Государственный Университет
им. В.И.Ленина
биолого-химический факультет



Реферат
на тему: «Роль самооценки в самовоспитании старших школьников»



Научный руководитель:
кандидат психолгических наук,
доцент, член-корреспондент АПСН
Спичак Светлана Феодосьевна.



Москва 1998г.

1
Возрастная психология - это одна из наиболее развитых отраслей
современной психологии, теснейшим образом связанная с общей психологией,
раскрывающей природу и закономерности психологической жизни человека.
Возрастная психология изучает особенности психологического развития
человека в онтогенезе. Предметом её исследования является возрастная
динамика, закономерности и ведущие факторы развития психологических
процессов и свойств личности человека на разных этапах его жизни. Основные
характеристики отраслей возрастной психологии: детская психология,
психология младшего школьника, психология подростка, психология юности,
психология взрослого человека.
Я выбрал для изучения психологию юности. В это период завершается
подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей,
мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение
гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих
социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с
окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой
социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной
деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между
интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
В результате психологических исследований установлено, что
индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в
первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В
различные периоды жизни человека соотношение между социальным и
биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на
психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального
созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в
юношеском возрасте.
В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя
юность ), другая - на границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),
которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для
первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути
( накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором
профессии , приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй
- участие в производительном труде и использование приобретённых
профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему
совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

2
Теперь обратимся к психологам непосредственно занимающимся проблемами
психологии, и в частности проблемами юношеской психологии и роли оценки и
самооценки, самопознания в самовоспитании старших школьников.
Вот что пишет Н.Ф.Добрынин: «Можно считать, что возрастные особенности
выражаются прежде всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных
данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется
отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей
действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности.
Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения
человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к
самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека
с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует.
Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам
составляет часть этих отношений.
Веским характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом
возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и
поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и
замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и
было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского
возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений
вопрос об представлении о себе в этом возрасте.
Юношескому возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо
отметить некоторые особенности роста и физического развития в этом
возрасте. Заметное преобладание увеличения роста над приростом веса уже к
концу подросткового возраста постепенно уменьшается.
У юноши при нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных
частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности
движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнении позволяют
успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения. Постепенно
исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первого периода
полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным, во
многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, уже
не являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят но
меньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает. Трата энергии,
вызванная предыдущем возрастом в связи с этим, а также в связи с тем, что
прирост веса становится больше относительно прироста роста, значительно
уменьшается, внутренние силы всё больше увеличиваются.»
Исходя из сказанного, я делаю вывод, что для юношеского периода
физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в
предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на
второй план. На первый план выходят внутренние качества.
Об этом же писал и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место
ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человек понимает,
что внешность можно улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий
спортом, скрыть недостатки. Но при этот в человеке остается его внутреннее
содержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннее
содержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а
на личные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать
других по пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».

3
Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего
школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших
школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более
критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и
сверстника.
Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным,
нравственным качествам одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки
старшеклассников морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что
старшеклассники в оценке свойств своих одноклассников моральные качества
предпочитают волевым. Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают
предпочтение моральным качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это
создаёт благоприятную почву для формирования моральных установок, чувств
старшеклассников.
Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена
менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество
таких оценок увеличивается.
В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить
в баллах рад проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств.
Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем
десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более
высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же
самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на
0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования
старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как
показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о
высоком уровне самосознания.
В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они
охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши
называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди
положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в
дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план
выступают те качества, которые важны для установки контактов со
сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость,
эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих
умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся
учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы
верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно
указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем
вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической защиты.
По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками,
склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в
коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.»
Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка
неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,
апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут
вообще не проявляться.
Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от
меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как
на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.
Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат
отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

4
Исходя из этого я обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее
доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и
образа «Я» у юношества.
«Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не
только с половым созреванием как считала биогенетическая школа в
психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и
тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это
происходит теперь, то прежде всего потому, что физическое созревание
является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления,
возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят
другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую
очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?»
В этот период происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об
объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация
субъекта о самом себе, то есть самосознание.
Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего
мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее
событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на
других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно,
расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство
или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.
Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется
избирательность общения, потребность в уединении.
«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике
восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром
общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не
обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не
влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?
Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё
благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о
котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней
жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.
Становление личности включает в себя также становление относительно
устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.
Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -
сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию
своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»
подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу
и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё
могу сделать в жизни?»
Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша
хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в
условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность
в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему
возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность
в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив
всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего
добиться.
Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,
познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение
этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и
стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого
овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей
воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как
возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать
собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится
более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой
характер и развивать свои способности.
Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в
достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в
тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится
своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.
Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны
быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»
Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений
можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому
периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,
способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,
но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего
внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к
самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,
которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он
начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.
Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие
положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает
сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут
быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может
претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых
сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования
мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас
знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их
систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к
теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие
принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом
предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием
понятийного мышления.

5
Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою
очередь, приводит к самовоспитанию.
Как показывают исследования, уже младшие школьники могут
охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи
между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё
поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно
нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки
показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес
ездили».
Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который
устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками.
Характерна мотивировка следующего рода: « Я боюсь темноты, стараюсь прыгать
через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще
обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить
существенное от несущественного в своем поведении и характере.
Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается
ситуативным.
Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника
систематизировать и обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём
характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно
оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как
узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со
слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость
характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от
дурных привычек?».
Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими
трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.
Наиболее типичные из них:
1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не
всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который
рекомендуют взрослые;
2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со
стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);
3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и
беспринципность в малом, незначительном;
4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время
проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,
тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.
Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно,
чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в
помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и
классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что
следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать.
Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно
рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить
совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.
Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и
отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те
личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он
правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не
занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования
старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не
потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.
Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный
результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с
большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать
своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать
совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной
заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой
умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в
спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего
каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к
самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и
есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

6
Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского
возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со
взрослыми.
Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным
и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка
общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он
наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род
занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка
воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия
накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального и психологического аспекта
поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если
в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения
зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот
фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования
родителей.
Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия
характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль
взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным
положением.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются
обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей
степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и
социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае
последовательно и вместе с тем четко и рационально:
родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их
обсуждение подростком;
власть используется ими в меру необходимости;
в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;
родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не
считают себя непогрешимыми;
родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только
его желаниями.
Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это
стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль
вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и
нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся
необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и
пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка
ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и
идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой
информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без
надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.
Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует
формированию личности со слабым «Я».
Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его
приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим
классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»
эффект прошлого опыта не возможно.
К старшим классам автономия в поведении, как правило, уже достаточно
велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает
друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным
стилем общения эта автоматизация иногда вызывает острые конфликты.
Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют
к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих
обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.
Почти девять десятых опрошенных девяти- и десятиклассников надеются, что их
желания иметь определённые вещи осуществятся, причём две трети уверены, что
осуществить эти желания - дело родителей («родители купят»). Поведение и
запросы этих старшеклассников почти автономны, поскольку желания их
совпадают с мнениями родителей лишь в 10% случаев. Тем не менее дети
уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.
Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным
эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так
абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие
авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы
он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц:
общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все
недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются
остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами
старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между
тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они
поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых,
но и является практическим уроком приспособленчестве и лицемерия.
«Значимость» для юноше и девушек их родителей и сверстников
принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая
автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде
досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.
Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях
друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их
темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает
самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно.
На ровне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте
имеет большое значение окружение юноши вне семьи.

7
Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с
возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний
становится теперь прежде всего средством подготовки к будущей деятельности.
Но далеко не у всех. Старшеклассники определяют школу более функционально,
как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных
людей».
Круг интересов и общения старшеклассников всё больше выходит за
пределы школы, делая её только частью, но существенной частью, его
окружающего мира. В средних классах школьников, главные интересы которых
сосредоточены вне школы, сравнительно не много, и такие факты
воспринимаются как тревожный сигнал. В девятых, десятых классах это уже
статистически нормальное явление. Школьная жизнь рассматривается как
временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассники ещё
принадлежат школе, референтные группы, с которыми он мысленно соотносит
своё поведение , всё чаще находятся вне её.
Значительно более сложными и дифференцированными становятся в
юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,
учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих
выполняемым учителем функциям:
замена родителей;
власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;
авторитетный источник знаний в определённой области4
старший товарищ и друг.
В принципе старшеклассник готов удовлетвориться более или менее
специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который
отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у
него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем старшекласснику
очень хочется встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его
требований к такой дружбе всегда высок.
Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного
увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может
быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь
существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения
становятся всё более избирательными.
Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно
важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного
пути. Будут ли юношеский годы счастливыми и творческими или же останутся в
памяти старшеклассника как заполненные мелкими конфликтами, унылой
зубрёжкой и скукой, -во много зависит от атмосферы, царящей в школе, от его
отношений с учителями.
Психологический последствия школьных конфликтов иногда очень
серьёзны. Преодолеть прошлый отрицательный опыт очень трудно. Поэтому
критические замечания старшеклассников в адрес школы требуют самого
серьёзного к себе отношения.
Я сделал вывод, что родители и учителя, старшее поколение, более
взрослые опытные люди играют основную роль в развитии ребёнка, какими были
родители в детстве у ребёнка, их отношение к нему, таким человек станет и в
юношестве, с тем он и войдёт в жизнь. Какими были у него учителя таким же
учителем будет он для своих детей. Взрослые влияют на формирование личности
ребёнка, на становление его самооценки и определение его личностного «Я».

8
Но это одна сторона , с помощью которой формируется самооценка.
Другая - это окружение сверстников юноши, которое в этом возрасте играет
особенную роль. Желание иметь друзей верных и преданных неизменно открывает
список важнейших жизненных ценностей 15-17-летних, часто опережая среди
таковых даже любовь.
В основе юношеской тяги к дружбе - страстная потребность в понимании
другого, себя другим и самораскрытие. Эта потребность, тесно связанная с
ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут
реального или хотя бы воображаемого собеседника.
Для ранней юности типично идеализация друзей и самой дружбы. По
экспериментальным данным, представление о друге в этом возрасте значительно
ближе к идеальному «Я» испытуемого, к его нравственному и человеческому
идеалу, нежели к его представлению о собственном «Я», а связь между идеалом
испытуемого и его друга теснее, чем между его идеалом и образом
собственного «Я».
Для измерения сравнительной степени психологической близости
испытуемого с ближайшими друзьями и другими значительными лицами (отец,
мать, другие члены семьи, классный руководитель, любимый учитель, и другие)
были применены три отдельных показателя: «понимание» (вопрос: «Насколько
хорошо понимает вас перечисленные лица?»), «доверительность» (вопрос:
«Делитесь ли вы с этими людьми своими сокровенными мыслями и
переживаниями?»), и «субъективная лёгкость общения» (вопрос: «Насколько
легко вы себя чувствуете в общении с перечисленными людьми?»).
Оценки, которые дали юноши и девушки пониманию их окружающими людьми,
в целом оказались довольно высокими: почти во всех случаях они стоят ближе
к положительному полюсу. Однако во всех возрастах, и у юношей и у девушек,
«ближайший друг» (как правило - сверстник своего пола) занимает ведущее
положение.
Психологическая близость девятиклассников с разными значимыми людьми
были изучены и посредством методики самооценки. Каждый испытуемый оценивал
себя по 16 качествам, а затем должен был предсказать, как оценят его по тем
же параметрам мать, отец, ближайший друг, любимый учитель и одноклассники.
Очевидно, что чем выше предполагаемая у испытуемого степень понимания его
определённым лицом, тем ближе будут ожидаемые им оценки со стороны этого
лица к собственной самооценке. Наибольшее совпадение оказалось опять-таки в
случае с другом. Более того, друг оказался единственным человеком, от
которого девятиклассник ждёт более высоких оценок, чем его собственная
самооценка. Это можно считать косвенным указанием на то, что одной из
ключевых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения
личности.
Для понимания психологических отличий дружбы взрослых людей от
юношеской дружбы особенно важны три момента: относительное завершение
формирования самопознания; расширение и дифференциация среды общения и
деятельности; проявление новых интимных привязанностей.
Образ «Я», который у юноши ещё только формируется, у взрослого
человека уже сложился в определённую устойчивую структуру. Жизненный опыт
позволяет ему более или менее реалистически оценивать себя, свои достижения
и возможности. Взрослый человек на умеет соизмерять свои притязания с
потребностями , его сознание более предметно, менее эгоцентрично, нежели
юношеское, поэтому потребность в психологическом «зеркале» у него
снижается. Функция самопознания, столь важная в юношеской дружбе, теперь
отходит на задний план, и дружеское общение в значительной мере теряет свою
исповедальность. Чтобы разрешить многие проблемы и трудности, обусловленные
преувеличением собственной уникальности, не похожести на других, юноше
иногда достаточно сказать вслух, поделиться с другом. Проблемы, волнующие
взрослого человека значительно сложнее, простым разговором их не разрешить.
Поэтому его общение с друзьями имеет более предметный характер.
В юности дружба занимает привилегированное положение, поскольку она
складывается, когда у человек нет ещё ни собственной семьи, ни профессии,
ни любимой. Единственный «соперник» юношеской дружбы - любовь к родителям,
но эти чувства находятся в разных плоскостях. С появлением новых,
«взрослых» привязанностей дружба постепенно утрачивает своё
привилегированное положение.
Таким образом, в развитии личных отношений есть свои закономерности.
Один вид отношений подготавливает другой, более сложный, но может и
препятствовать ему. Например слишком тёплые отношения в семье, дающие
застенчивому подростку максимум психологического комфорта, иногда тормозят
его вхождение в общество сверстников, где за положение и понимание надо
бороться. Тесная юношеская дружба порой также создаёт конфликтные ситуации.
Пример - судьба «последнего в компании», который настолько поглощен своими
друзьями и совместной с ними деятельностью, что не ищет других
привязанностей. Его друзья один за другим влюбляются, женятся, а тот, кто
полнее всего идентифицировался с группой как целое, остался один. Он
запоздал с переходом в следующую стадию.

9
Я убедился, что самооценка играет большую роль в становлении личности
человека. Исходя из этого я провёл небольшой эксперимент по выявлению
самооценки в ( классе общеобразовательной школы.
Методика называется уровень самооценки личности:
Ученикам был предложен ряд качеств личности человека. В нег входили и
моральные и волевые качества. Ученикам надо было выбрать из них от 10 до 20
качеств и расположить их в два столбика. В первом столбике эти качества
должны быть расположены в том порядке, по убыванию их значимости, в котором
по мнению учеников они должны присутствовать в идеале человека. Во втором
столбике эти же качества в самом человеке.
Моя цель заключалась в установлении уровня самооценки ученика 9
класса и выявление качеств личности, по которым он оценивает себя и
окружающих.
Предложенные качества:
Вдумчивость, упорство, аккуратность, доброта, мнительность, злопамятство,
уступчивость, терпеливость, решительность, обаяние, нежность, осторожность,
отзывчивость, подвижность, искренность, заботливость, жизнерадостность,
рассудительность, сдержанность, сострадание, энтузиазм, настойчивость,
застенчивость, гордость, стыдливость, радушие, увлекаемость,
восприимчивость, непринуждённость, принципиальность, мечтательность,
капризность.
Результаты:
|аккуратность |92% |
|доброта, энтузиазм |85% |
|жизнерадостность |77% |
|обаяние, нежность, гордость, терпеливость, настойчивость|69% |
|решительность, осторожность, заботливость |62% |
|искренность, рассудительность, сострадательность |54% |
|подвижность, радушие |46% |
|вдумчивость, упорство, стыдливость |38% |
|сдержанность, непринуждённость, мечтательность |31% |
|отзывчивость, увлекаемость, принципиальность |23% |
|застенчивость, восприимчивость |15% |
|мнительность, злопамятность, уступчивость |8% |


1.Для идеала:
По важности: первостепенное место занимают: доброта, искренность,
вдумчивость.
второстепенное место занимают: аккуратность, упорство, обаяние, нежность,
осторожность, заботливость, жизнерадостность, рассудительность,
застенчивость.
2.Для самого себя:
По важности: первостепенное место занимают: доброта, осторожность,
жизнерадостность.
второстепенное место занимают: решительность, нежность, радушие,
сдержанность.
Уровень самооценки подсчитывается по формуле Спирмена: , где р
- коэффициент корреляции рангов, представляющий собой количественное
выражение самооценки;
n - число рассматриваемых качеств;
d - разность номеров рангов;
- обозначение суммы.
при р = 0...0,4 - низкая самооценка,
0,4...0,7 - средняя самооценка
0,7 - 1,0 - высокая самооценка.
После обработки данных у меня получилось, что в классе в среднем у
всех средняя самооценка и у 3-х завышенная самооценка. Детей с заниженной
самооценкой не было.
Исходя из изложенной теории я получил данные, которые ожидал. Но для
того, чтобы получить более полную картину о самооценке в этом возрасте я
проведу социальное исследование. С помощью него я смогу узнать насколько
адекватна самооценка у юношей и девушек в данном классе.
Вообще, метод социометрии с латинского обозначает «общество +
измеряю». Это социально психологический тест, применяемый для оценки
межличностных, эмоциональных связей в группе.
По теории, у большинства самооценка должна быть адекватна и совпадать
с выбором, социальным положением в группе. Самооценка в этом возрасте
довольно адекватна и устойчива. Хотя, как писал И.С.Кон юноша всё-таки
рассчитывает на то, что оценки его самого его же лучшим другом будет выше,
чем его собственная. Я с этим согласен. Я предполагаю, что оценки
окружающими должны совпадать с оценкой самого себя, в моём классе.
Эксперимент проводится в том же классе. Ребятам предложили ответить
на три вопроса:
1.«Кого из класса ты пригласил/а бы к себе на день рождения?»
2.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к экзамену?»
3.«С кем из класса ты стал/а бы готовиться к КВНу?»
Вопросы подобранны с учётом различной сферы деятельность, то есть личная
сфера, внутри класса и общественная. Каждый должен был выбрать трёх человек
в первую, вторую и третью очередь по важности.
Таблица (смотри приложение).
По самооценке завышенная оказалась у Ж.Борзило, Я.Макушина и
Л.Гасликовой. После социометрии выяснилось, что Я.Макушина и Л.Гасликовой
всего 33% и 10 % выбора соответственно. Ж.Борзило набрала 55% голосов.
О.Кузнецова набрала 110% голосов притом, что его самооценка средняя, ближе
к заниженной. Ю.Абахова набрала 24% выбора при средней самооценке.
Мои предположения не сошлись с полученными данными. Я думаю, что
Я.Макушин и Л.Гасликова находятся в подростковом возрасте, то есть у них
ещё не до конца завершился переход в юношеский период.
Результат полученный по О.Кузнецовой можно сравнить с уже давно
полученными данными о том, что она себя оценивает так, а от окружающих ждёт
более высоко оценки.

10
Я сделал вывод, что несмотря на то, что в юности самооценка должна
быть адекватна в большинстве случаев, нельзя забывать и о том, что
неадекватная самооценка встречается. В моём эксперименте ни у одного из
старшеклассников не было заниженной самооценки, в большинстве случаев можно
было сказать, что самооценки совпадают с социометрическим исследованием.
Можно сделать вывод, что класс состоит из нормальных детей, у которых
адекватная самооценка, немного склонная к завышению.
Открытие себя как неповторимо индивидуальной личности неразрывно
связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит
жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного «Я»
(«Кто я? Какой я? Каковы мои способности? За что я могу себя уважать?») , а
с другой стороны - осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный
идеал? Кто мои друзья и враги? Кем я хочу стать? Что я должен сделать,
чтобы и я сам, и окружающий мир стал лучше?»). Первые обращенные к себе
вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Более общие,
мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится
элементов социально-нравственного самоопределения. Этот самоанализ часто
иллюзорен, как во многом иллюзорны юношеские жизненные планы. Но сама
потребность в самоанализе - необходимый признак развитой личности и
целенаправленного самовоспитания.



Список литературы:
1.«Возрастная психология и педагогика»,
под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик, Москва,
«Просвещение», 1984
2.«Практикум по возрастной и педагогической психологии»,
под редакцией проф. А.И.Щербакова, Москва, «Просвещение», 1982
3.«Психология юношеского возраста»,
И.С.Кон, Москва, 1975
4.Особенности оценки старшеклассниками моральных и волевых качеств своих
сверстников. В.Ф.Сафин, в книге «Психологические проблемы юности», Москва,
1961
5.«Возрастная и педагогическая психология»,
под редакцией А.В.Петровского.



Оглавление:
|1. Введение. |1 |
|2. Направленность личности у старшеклассников. |2 |
|3. Формирование самооценки. |5 |
|4. Самосознание: «открытие Я». |8 |
|5. Самовоспитание старшеклассников. |12 |
|6. Взаимоотношения со значительными взрослыми - родителями. | |
| |15 |
|7. Взаимоотношения со значительными взрослыми - учителями. |20 |
|8. Взаимоотношения со сверстниками. |22 |
|9. Эксперимент. |26 |
|10. Заключение. |30 |
|11. Список литературы. |32 |






Реферат на тему: Роль семьи в подготовке детей к школе

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА



КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ


КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:


«РОЛЬ СЕМЬИ
В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

К ШКОЛЕ»



ВЫПОЛНИЛА:
СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА РГФ
3 КУРСА 310 ГР.

ГОРЕЛКИНА НАТАЛИЯ



НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОЦЕНТ,
КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК
ШЕБУНЯЕВ А.Г.



ТАМБОВ, 2000

ПЛАН:

Введение.
1. Содержание воспитания дошкольника в семье:
1.1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой
и учебной деятельности.
1.2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у
дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном
коллективе.
2. Роль режима будущего школьника.
3. Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.
4. Советы родителям.
5. Заключение. Психологическая готовность к школе.
6. Список используемой литературы
7. Приложения.

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье
является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь
навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд,
первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка
в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и
понимать.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе
изысканий информации, определить роль и место важнейшего института
воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту
готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные
задачи:
1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании
готовности к школьному обучению; влияние семьи на
сформированность этой готовности.
2. Разработать рекомендации родителям, способствующие
максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке
к обучению.
3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной
проблемы.
В данной работе использованы следующие методы:
. анализ научно-педагогической и методической литературы;
. педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с
родителями и детьми).
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов
педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет
его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,
приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей
являются родители.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое
связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная
семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей
внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как
дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает
язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним,
разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким
образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах
воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал
недостатка в любви и разнообразии впечатлений.



1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное
воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной
деятельности

1. Нравственное воспитание дошкольников в семье.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у
дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности,
организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего
воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в
нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в
школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит
к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней
опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,
неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка
волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.
Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии
родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении
затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют
проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы
социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких
качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,
организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая
роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных
эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость
проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой
атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в
любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми,
которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их
забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно
восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от
того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство
эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это
делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,
его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства
собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя,
и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного
достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки
других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или
несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е.
самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые
оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша
является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с
доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только
на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия
это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в
своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает
чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и
отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и
его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о
добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность
активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять
повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в
преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения
заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении
первоклассника, становится причиной его неуспеваемости,
недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно
приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет
свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений
взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает,
что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим,
так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней
помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,
что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего
дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение
навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь
другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного
результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками
самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-
волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-
дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье,
по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их
выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и
ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим
членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В
семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало
распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,
участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные
семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их
нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом
месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит
самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды
труда занимают незначительное место.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания,
родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять
данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит
вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых
взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства
коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к
жизни и деятельности в школьном коллективе.

Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих
родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены
воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом
необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители,
не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют
возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных
учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать
собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством
собственного достоинства или развитием индивидуальности.
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность
ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке
научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью
вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие
во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так
произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места
формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически
каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в
коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть
сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если
чувствую признание со стороны своего окружения.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке,
можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь
своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями
окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято
говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки,
действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих
людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых
проявлениях коллективистической направленности.
Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную
степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени
объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим
знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью
выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,
не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех
своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок
почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы
удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А
дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо
«завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено
удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его
уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется
направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.
Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех
родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути
формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит
сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка
направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения
собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком
своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого
всеми (на третьем).
И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского
сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок
учится жить среди людей.

1. Роль режима будущего школьника.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.
Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться
его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:
твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,
воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были
целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая
порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок
включается в систематический учебный труд, у него появляются новые
обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.
Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к
обучению в школе.
Для детей правильно организованный режим – условие не только
сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим – э

Новинки рефератов ::

Реферат: Курсовая работа по дисциплине «Сырье и материалы рыбной промышленности» Технохимическая характеристика темного окуня (Предпринимательство)


Реферат: Попытка создания системы коллективной безопасности в Европе накануне 2 МВ (Международные отношения)


Реферат: Водонефтяные эмульсии (Химия)


Реферат: Влияние прибыли на предприятие (Бухгалтерский учет)


Реферат: Структура управления организацией, ориентированная на решение стратегических проблем (Предпринимательство)


Реферат: Важнейшие промышленные и финансовые центры США, крупнейшие корпорации (География)


Реферат: Интерфейсные БИС, параллельный и последовательный в (в, сопроцессор в) (в, наиболее известные БИС, Модемы, протоколы обменами данных. WinWord) (Программирование)


Реферат: Рафаэль (Искусство и культура)


Реферат: Учет кредитов, займов и средств целевого финансирования (Бухгалтерский учет)


Реферат: История развития баскетбола (Физкультура)


Реферат: Права и обязанности эксперта (Бухгалтерский учет)


Реферат: Русская культура в начале XX века (Искусство и культура)


Реферат: Благотворительность в России до 1917 года (Социология)


Реферат: Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями (Физкультура)


Реферат: Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Представление об информационном обществе и этапы развития информационных технологий (Кибернетика)


Реферат: Махно (История)


Реферат: Конституционный суд Австрии (Право)


Реферат: Искусство древней Руси (Культурология)


Реферат: Наркотики (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист