GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Этнопедагогика (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Этнопедагогика (Педагогика)



Содержание:

Введение 2
1.Русское народное творчество как средство народной педагогики 4
2.Жанры народного творчества 6
2.1.Определение народного творчества 6
2.2.Народное поэтическое творчество (фольклор) 7
2.2.1.Сказка 8
2.2.2.Героический эпос 9
2.2.3.Афоризмы, пословицы, поговорки 9
2.2.4.Загадка 10
2.3.Народная музыка (музыкальный фольклор) 11
2.4.Народный театр 13
2.5.Народный танец 14
2.6.Народные промыслы 15
3.Принципы народной педагогики 17
3.1.Закономерности народных педагогических систем 17
3.2.Народная педагогика и этнопедагогика 18
Заключение 20
Литература: 22



Введение

Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856)
писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно,
как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями
коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить
кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на
минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком
случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и
просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не
совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его
обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его
религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей
полноте его жизни”.[1]
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время,
время “массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без
исключения больших и малых народов России. Задача педагогов построить
учебно-воспитательный процесс, целью которого является формирования
национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих
ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом
процессе.
Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и
педагогическими факторами.
К числу первых можно отнести рост национального самосознания,
усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и
языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою
очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская
Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие
положительных тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных
факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная
функция школы и всей системы воспитания детей и молодежи.

Русское народное творчество как средство народной
педагогики

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием
человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди
были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный
опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д.
Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал
знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со
взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков,
использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное.
Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей
как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности,
направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище,
одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти
отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и
совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и
воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-
разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они
оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание
нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для
сохранения и процветания народа.
Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм
и правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,
рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что
доказывает наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в
частности тех их областей, которые относятся к обучению и воспитанию
подрастающих поколений: от раскрытия содержания идеала личности к способам
и правилам организации воспитательных процессов.
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики,
традиционной культуры воспитания. Она включает:
совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных
культур (подробно о структуре народные культур, воспитательных возможностях
их отдельных компонентов мы расскажем в следующей главе).
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры,
создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических
особенностей наций, этносов, народностей, регионов. Поэтому у каждого
народа, нации, региона сложилась самобытная культура воспитания,
совершенствующаяся из поколения в поколение.
Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без
памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет
личности, без личности нет народа как исторической общности".
Человек — связующее, по меньшей мере, трех столетий. В том столетии
жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии
мы живем со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши
внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить. Что же касается
педагогических традиций, носителями которых мы сами являемся, то сохранение
их в роду в течение трех веков — это и есть народная педагогика в действии.

Жанры народного творчества

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой
характер, свои уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности
воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают
нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и
духовных памятниках. “Ведь древние цивилизации — не угасшие миры, свет от
них еще идет к нам. Их достижения — часть современной культуры. Мы
обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами
литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям
современности — взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя
наследниками общего богатства, накопленного предшествующими
поколениями”[2].

1 Определение народного творчества

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор,
художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура,
изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном
художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность,
обществ, и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В
народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики,
воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия,
богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и
счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество
отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью
образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают
в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного)
творчества и коллективного художественного сознания. Народ веками отбирает,
совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения.
Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и
неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования
произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её
закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас
обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени.
Характерно для всех жанров народного искуства, что создатели произведения
являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь,
может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Важен также теснейший
контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут
выступать как участники творческого процесса. Следует также отметить и
долго сохраняющаяся нерасчлененность, высокохудожественное единство
различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка,
танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура,
резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная
поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и
характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры
обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и
навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

2 Народное поэтическое творчество (фольклор)

Фольклор — устное народное творчество: сказка, героический эпос,
пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная
принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически-
конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается
вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и
отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и
современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию
и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе,
как и во времена наших прабабушек.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики фольклора обусловлено
разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами
исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией,
интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание,
диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные
изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства
народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры.
Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных,
догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования
государственности сложился классический героический эпос, затем возникли
исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая
лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец,
рабочий фольклор.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений
разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.

1 Сказка

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая
сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках
всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем
вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических
образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со
злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение
нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы,
нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое
побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со
злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко
получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И
наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. “Сказка —
ложь, да в ней – намек: добру молодцу – урок.”
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны
напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором
царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и
поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных
пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым
средством воспитания и обучения детей разных возрастов.

2 Героический эпос

Героический эпос очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе
присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.).
В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Небольшое
путешествие в героический эпос познакомит детей с историческими событиями
давно минувших лет, с героями этих событий. Дети узнают, как относились к
этим событиям наши предки, ведь произведение всегда отражает душу автора.

3 Афоризмы, пословицы, поговорки

Афоризмы, пословицы, поговорки — родник народной мудрости. Они
отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная
тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений,
заповедей.
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ
сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.
Если в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения
настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в
какой мере прошлое соответствует народным идеалам, ожиданиям.
В пословице заключается народная оценка жизни, наблюдения народного
ума, утверждаются общечеловеческие ценности:
Где работа, там и благо.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.
Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют
словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие
пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию,
как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только
тогда высказать свое суждение.
Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать
пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания,
а как жизненную норму.

4 Загадка

Загадка — жанр народного творчества, который, как пословицы и
поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок
состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные,
красочные художественные образы загадок помогают по-новому взглянуть на
окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность,
способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря
таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора,
метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами
происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней,
морковь — девицей с косой. Подчеркивая эту особенность загадок,
М.А.Рыбникова писала: "Загадка — ключ словесного образа, зерно поэзии,
метафора"[3].
Метафора и сравнение в загадках отличаются от метафор и сравнений в
других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме
занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально
направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той
ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию
поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития
народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые
представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц
и поговорок они направлены на нахождение тождества или сходства различных
предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и
логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать
признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у
него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные
признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы
теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые
формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:
скороговорки, чистоговорки, используемые для выработки правильной,
фонетически чистой речи; считалки (элемент игры); зазывалки (тип песенок).

3 Народная музыка (музыкальный фольклор)


Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное),
инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество
народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует
благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь,
гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое.
Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы,
живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние
музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В
совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.
Основной вид музыкального фольклора — песни, эпические сказания
(русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские
частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое
произведение музыкального фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих
изменения народной музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её
жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь
крестьянина:
. календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки,
масленичные, купальские песни);
. полевые работы (покосные, жатвенные песни);
. рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
. смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры,
где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и
эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и
подчас сложные по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская
протяжная песня) и инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не
притворное. Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная
песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с
самыми разными ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные,
заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но
общее — это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние
содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.

4 Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным
народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх,
сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы
перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и
семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития
в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают
игры и представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия
«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития
народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто
называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в
Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру
Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие
форм народного кукольного театра определялось различием видов кукол, систем
их управления (тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.).
Народные театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды,
инсценировали «бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так
называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении
драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще
фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита,
движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с
публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,
направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором
исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).
Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной
интерес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих
лиц, а на трагичности или комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором,
развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки
людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных
постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь
перед публикой, преодолевать застенчивость.

5 Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества.
Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление
хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами
(славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения
венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий,
хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим новые особенности быта.
Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения
над животным миром. Образно и выразительно передавались характер и повадки
зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель,
гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец
жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок,
молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух,
доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба,
казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве
занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное
отношение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое
подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие
танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые
танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы
исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер
исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает
длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском
мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений,
приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично,
общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

6 Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство,
ткачество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома),
ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и
быта, культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в
древности орнамент, который помогает достигать органичного единства
композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета,
пластичной формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в
народном промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или
рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его
индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее
рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В
силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные,
но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр.,
деревянные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре;
позднее, сохраняя общую форму и образную основу, сочетают их с веками
выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным
использованием технических средств и материалов.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего
мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя
мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста
приобщались к работе, помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт
наставника (родителей), прививает трудолюбие.

Принципы народной педагогики


1 Закономерности народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических
систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной
этнической педагогики в другую, относятся:
. наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе, мифологии и
других источниках народной духовной культуры и представляющего систему
общечеловеческих ценностей;
. единство естественного механизма развития народных педагогик,
выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и
народности;
. общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в
реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
. общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и
воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро
народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных
характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-
географические условия и исторические особенности развития народов,
определяющие характер труда, игр, праздников, традиций и обрядов,
содержание устного народного творчества, изобразительного искусства и
народных промыслов, специфику отношений людей друг к другу и окружающей
природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного процесса,
базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как
цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему
современных социальных целей и выполняет по отношению к учебно-
воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия
эффективности данного процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный
учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция
выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она
и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции,
что и многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и
отмирает, если теряет свою социально значимую основу.

2 Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем
исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально
передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем
зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического
эпоса, легенд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д.
Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая
педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в
своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же
объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса,
история народа в целом.
А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания
народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и
представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой
создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа
его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два
понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика
— наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и
вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в
связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных
явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в
современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической
системообразующей части.

Заключение

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды
деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми.
Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла
ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед
церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися
народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием
целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде
заповедей, народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его
непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не
может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще
обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и
воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные
вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только
взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом
осуществлять воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста.
Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна
стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень
богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт
характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой
личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой
своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему
общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что
надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без
изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые
работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и
общечеловеческих ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,
способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его
взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,
наций и народов являются следующие заповеди: "не убий", "не лги", "не
воруй", "не лжесвидетельствуй", "не желай чужого" и др. Они же входят в
число библейских заповедей.
Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда
отводила заповедям — целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой
системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний
своего народа. Она выражается не только в описаний героизма людей, но и в
поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении
предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. На
примерах былинных героев: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и
другие защитники Отечества.
Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к
людям. Многие библейские заповеди учат этому: "Возлюби ближнего своего, как
самого себя, да благо тебе будет". Добрый человек обязательно должен быть
скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим
других.
Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал
лодырей, лежебок, бездельников. Особенно ярко эта заповедь выражена в
народных пословицах: "Деревья смотри в плодах, а людей — в делах", "Под
лежачий камень вода не течет".
Но одним из важнейших условий воспитания в народной педагогике
считается доброе, уважительное отношение к ребенку.

Литература:



1. Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958.


2. Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,
1992.


3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:
Педагогика, 1987.


4. Попова А. Н. Народные художественные промыслы. — М.: Прогресс,
1993.


5. Народная мудрость: Энциклопедия. — М., 1995.


6. Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов
России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.


7. Васильцова В. Н. Народная педагогика /заметки журналиста/. — М.:
Школа-Пресс, 1996.

-----------------------
[1] Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. — М:
Педагогика, 1987. — с. 218.
[2] Основы современной цивилизации / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.,
1992.– с. 49.
[3] Рыбникова М. А. Избр. труды. — М., 1958. — с. 123.





Реферат на тему: Ян Амос Каменский



План.

Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского. 3
Жизнь и деятельность Я.А. Каменского. 3
Философские основы педагогической системы Коменского. 6
Часть 2. Педагогическая теория Коменского. 11
Структура и содержание «Великой дидактики». 11
Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании
общества. 13
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ. 14
Основные категории педагогики Коменского: «природа человека», образование,
принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и
воспитания. 16
Коменский о работе учителя. 18
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.
19
Литература 21



Часть 1. Биография и философские воззрения Коменского.


Жизнь и деятельность Я.А. Каменского.


Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные
процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими
врагами люди и народы обратились к новым ценностям. Этот поворот произошел
не вдруг. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам,
которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет
превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и
культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело
неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало с становлением
национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным
славянам пришло особое чувство "самости".
Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории
одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Каменского. У древних
китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский
не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из
строителей современного мира.
"Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница, на большой, прочно
построенной мельнице, несколько похожей на крепость. Наверное, это была
одна из лучших мельниц в Моравии. Она принадлежала дяде Яна, а его отец,
Мартин, одно время служил в Нивнице при имении дворянина из Куновиц. Сам
Мартин был из соседней Комне, куда семья перебралась из Словакии. От
названия деревни и пошла фамилия Коменский". [7, с.7]
Детство Коменского пришлось на период разгула в Европе последнего
страшного "бича человеческого" - чумы. За несколько лет, когда ему было
десять лет, подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия,
зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в
полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоих сторон. И как
обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторон становится
собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского
(табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала
протестантская секта Чешских (Моравских) братьев.
В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в
Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений" [7, с. 14].
В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в
своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в
том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский
перебирается на богословский факультет Гейдельберга.
Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского
священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место
управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В
Фульнеке он начинает свой первый труд "Письма к небу". Это произведение
направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту
бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую
книгу "Разоблачение Антихриста". "В этот период в трудах Коменского
эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают
на конкретным анализом действительности" [7, с. 31].
Постепенно обстановка в Европе и в Чехии накаляется. Противостояние
католицизма и протестантизма приводит к созданию огромных межнациональных
союзов. В 1619 году начинается Пражское восстание, ставшее прелюдией к
Тридцатилетней войне. Фульнек неоднократно подвергался нападениям и
разграблениям. Летом 1621 года чешское восстание потерпело поражение от
Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами. Коменский, как
один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время
своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его
библиотека сожжена . В этот период им написаны произведения "Скорбный" и
"Лабиринт света".
Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в
экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям
в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии
Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой,
дочерью видного деятеля Чешского братства.
4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось
покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится ректором
национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой
труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших
наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая
человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные
системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты "Открытая дверь языков",
"Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость христианская..."),
"Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского
становятся известными среди протестатских педагогов и Самуэль Гартлиб,
известный английский реформатор, приглашает его в Англию.
Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян
Амос пишет "Путь света". Его работа "Предвестник пансофии" переводится
сразу на несколько языков и расходится по Европе. Но политические страсти
настигают его и здесь. В конце 1641 года Англия погружается в пучину
гражданской войны. Коменский уже устал от постоянных приключений, он ищет
более спокойного места, и в 1642 году переезжает в Гаагу, а затем и в
Лейден, где встречается со знаменитым философом и математиком той эпохи
Рене Декартом. Здесь, в Нидерландах, он окончательно принимает предложение
поехать в Швецию. Таким образом он пытается достичь сразу нескольких целей.
Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность
беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы
Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен
на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой
дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория
Польши). Работа продвигалась трудно, приходилось переводить на другие языки
ранее написанные книги. Много времени отнимала и дипломатические
протестантские миссии, которые часто поручали Каменскому. И в 1648 году, не
дождавшись результатов деятельности Яна Амоса, шведы приняли за платформу
школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Практически в тоже
время умирает вторая жена Коменского.
Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и
становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть
холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому
времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и
отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри -
Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои
и назначает наследников" [7, с. 118].
В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ -
князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских
школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой
системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности
заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает
работу над "Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых
пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет
песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому
языку.
Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в
начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя толпы
горожан, профессора и студенты Шарош-Патака". [7, с. 140]
И вновь в работу педагог вмешивается война. Польша, оккупированная
Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно.
Город пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из города.
Коменский утратил все имущество, накопленное за 28 лет, и, что более ужасно
для потомков, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры
наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения
Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий
де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты
не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в
картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика" в четырех
томах. Книгу ожидал оглушительный успех. "Сам автор перестал
пренебрежительно относиться к своему творению, считая его тормозом для
более важной "Пансофии"". [7, с. 153] Ученый начинает работу над "Всеобщей
мудростью".
И вновь (который раз!) война. Англия и Нидерланды, непрерывно
расширяя свои колонии в Новом Свете вошли в конфликт. Однако, авторитет
Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву
педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных
размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд
"Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными,
идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого
жителям второй половины XX века.
Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменского он
уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.


Философские основы педагогической системы Коменского.


Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную
деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же
для себя он избирал главнейшим делом философию.
"... Главенствующей идее философии Коменского и его понимания
человека является старое представление его "еретических" предшественников о
том, что человек может и должен достичь совершенства, утраченного много
веков назад низвережением в пучину грехов и зла. Эту триаду исторической
судьбы и перспективы рода человеческого после Коменского повторили Руссо и
Фейербах". [7, с. 180].
Философия Коменского была прежде всего антроподицеей (оправданием
существования человека в бурном мире). Еще обучаясь в Гернборнском
университете у профессора Альштеда он формулирует три основных принципа
своей деятельности.
"Прежде всего это жажда охватить полностью огромный поток новых
знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край
прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки
определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И
наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти
в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на превых порах, должна
была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в
Священном писании". [7, с. 19]
Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических
философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское
образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно
связано с философским знанием. Но ни в одном учении, кроме дидактики Яна
Амоса Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии
и педагогики.
Коменский живет в одно время со многими известными личностями
человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и
Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза
и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в
последний период своей жизни. Коменский стоя на пороге двух эпох. В его
время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.
Хорошо знакомый с трудами античных авторов, таких Платон, Аристотель,
Плутарх, Сенека, Коменский подхватывает традицию античного отношения к
человеку. С его точки зрения цель человека - использовать данные Богом
качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром.
Такая гармония "космического" характера является одной из самых
прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.
Сам неоднократно переживший ужасы войны Коменский считает, что
человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. В трактате
"Панегерсия" он восклицает: "Если все мы - граждане Вселенной, что мешает
нам соединиться и жить по единым законам?" [7, с. 157]
В его трудах проявляется характерная для славянизма черта -
прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в
единую совокупность.
Обращаясь к личности Сократа, он указывает, что значение трудов
античного автора состоит прежде всего в том, что он отступил от
"мудрствования" и перешел к нравственной антропософической философии. Особо
выделяет Коменский в труде Платона "Апология Сократа" идею о том, что для
обретения истинной мудрости необходимо развивать собственный язык. Мудрое
красноречие, или риторика в педагогической системе Коменского составляет
немаловажную часть. До сих пор многие чешские ученые отмечают вклад Яна
Амоса в развитие современного литературного чешского языка.
Как истинно верующий человек Коменский не мог обойти вниманием
творчество Платона, родоначальника научной идеалистической философии. При
открытии школы в Патаке, педагог произнес речь, известную как "О пользе
точного наименования вещей". "В ней вещь, ее наименование, познание вещи,
значение этого познания рассмотрены в глубоком философском аспекте...
познание охватывает вещи в их развитии..." [5, с. 68]
Не случаен поднятый Коменским вопрос о сущности вещей и понятиях о
вещи. Спор номиналистов и реалистов по этому поводу знаменовал собой
практически все Средние века. Лишь с приходом Нового времени, философов
прогрессивной формации эта проблема потеряла свою былую остроту. "... Если
понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они
становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными". [5, с. 68] Коменский
отходит от методов схоластики и патристики, которые считали, что можно
познать мир не прибегая к реальным вещам.
Сам обладая несомненными задатками философствования, Коменский, тем
менее четко отделяет языческое знание от христианского, осмеивает многих из
древних авторитетов. "... Проникнутая сарказмом критика философов ведется
на протяжении всего повествования". [5, с. 71] (Речь идет о труде "Лабиринт
света и рай сердца")
Но даже более чем язычество Ян Амос Коменский не любит
самовосхваление. Он считает, что излишнее самомнение метафизиков, физиков,
астрономов, политиков, математиков и богословов порождает искажение истины
в их трудах. Кроме того, на пути научного прогресса стоит ряд затруднений.
"Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех
причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский
способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения
вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;
третья причина - несовершенство метода.
Точно также существуют три причины того, что истина в книгах, в
литературе страдает. Эти причины таковы: а) разногласия между науками; б)
недостаточная внутренняя связь метода с самими вещами; в) частью
небрежность, частью неуместная пышность выражений и стиля". [5, с. 75]
Из этих научно-методологических посылок напрямую вытекает
педагогический метод Яна Амоса Коменского. Он изгоняет из своей школы
косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Вместо этого Коменский
отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признает бескрайний полет
творческой мысли.
"Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их
изложении, а это - не что иное, как наглядность. Кроме того, он требует
обоснования, опирающегося на причины и их ближайшие следствия. Одним
словом, главное, необходимое состоит в том, чтобы вещи изучались
(познавались) на основании самих вещей, а не по их внешним признакам." [5,
с. 78]
Центральным пунктом философского учения Коменского является его труд
«Пансофия». «Пансофия - всеобщая мудрость, зеркало мировой машины
(закономерностей совокупности предметов). В основе ее лежат три
познавательных принципа: чувство (ощущение), разум, божественное
откровение». [5, с. 96]
Ведущие специалисты прошлого периода видели в Коменском одновременно
двух человек - материалиста, настоящего ученого, и трусливого идеалиста,
спасающегося от преследования инквизиции налетом религиозности. Однако,
исходя из современных представлений о философии, нужно сказать, что такая
точка зрения является несколько однобокой. В Коменском уживался один-
единственный человек - протестант. И именно как протестант он восстает
против догматизма католической философии, и в то же время он глубоко и
искренне верует в Христа. Как верующий человек, он сам ограничивает
собственное познание определенными рамками - моральными и религиозными.
Данный период развития науки и философии характеризуется прежде всего
развитием механистических представлений. Не отходит от требований эпохи и
Коменский. Он понимает практическую деятельность субъекта довольно
однообразно - как изготовление отдельных предметов (вещей) собственными
руками. Он считает, что «школы должны учить: 1) теории, 2) практике и 3)
употреблению всех хороших и полезных вещей». [5, с. 81]
Коменский пытался связать теоретическое и практическое познание. Из
его механистического отношения к познанию напрямую вытекает его
педагогическая деятельность. «Коменский всегда развивал в учениках
самостоятельность в мышлении, в речи, практике и в применении, как
единственную основу для приобретения прочного знания прочного знания
добродетели к блаженства». [5, с. 81]
Характерным для педагогической философии Коменского является
построение его теории познания по принципу триады. Он называет такую триаду
тремя ступенями мудрости.
Первая из них - теория. Вслед за Декартом он выдвигает правила
познания, состоящие из нескольких этапов: представление предмета со всех
сторон, разложение проблемы на несколько составных частей, и автопсия
(естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать
материальные предметы внешнего мира).
На второй ступени - практике так же три уровня. Вначале ученик должен
получить образец вещи, уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным
методом человек выясняет как из частей изучаемого может получиться целая
вещь. И, наконец, мудро подражая умелым, повторяя их действия совершать
автопраксию (самоупражнение).
Завершением триады деятельности, по Коменскому, выступает хресис
(применение). В первую очередь оно начинается с уяснения функциональной
сущности вещи, затем нахождение правильного способа применения вещи. И,
главное, «применять уже добытое знание только на доброе» [5, с. 86].
Философия Коменского предлагает разработанную методику научного
постижения мира, разумную систему перехода от теоретической к практической
деятельности и наоборот. Но в целом философия Коменского являет нам две
стороны своего учения: прежде всего она подчинена главной задаче -
педагогике, с другой стороны. задумав цельную систему пансофии, он не смог
довести ее до конца. Очевидная причина того, что Ян Амос не смог довести
задуманное до конца, состояние разросанности, в котором он находился
постоянно. Не успев решить одну проблему, он переходил к другой. В
результате в общей канве пансофии Коменского там и тут зияют провалы.


Часть 2. Педагогическая теория Коменского.


Структура и содержание «Великой дидактики».


Центральным трудом педагогической теории Яна Амоса Коменского по
праву считается «Великая дидактика». Задуманная им еще в молодости, она
вынашивалась долгие годы, обрастала различными дополнениями и приложениями.
Для своего времени она представляла собой поистине революционный учебник
педагогической теории.
Полное название книги звучит следующими образом:
«Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех
всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам,
городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы
все юношество того или другого пола, без всякого, где бы ты ни было
исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах,
исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что
нужно для настоящей и будущей жизни». [1, с. 242]
Такое длинное название характерно для книг того периода. Заменяя
собой современную аннотацию оно предваряло ознакомление читателя с книгой,
информировало о содержании, становилось своеобразным рекламным проспектом.
Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из
них говорит о пользе дидактики вообще, вторая является посвящением всем
читателям, и третья обращается ко «Всем, стоящим во главе дел человеческих,
правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и
опекунам детей». [1, с. 249]
В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное
искусство всех учить всему» [1, с. 245]
При этом в характерной для Коменского нравственной манере он ставит
целью своего учения панморалистское воспитание человека. Укажем также на
антропологическую направленность введения. Ян Амос Коменский пишет, что
Господь создал два превосходнейших творения: рай и человека. Педагог
пытается опереться в своем произведении прежде всего на церковное
воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая система Коменского представляет собой прежде всего
протестантское христианское учение, и направлено на образование детей в
христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных детей и
восстановление авторитета церкви.
Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по тем или иным
мотивам (секулятивным или религиозным), он определяет сверхзадачу своей
дидактики:
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили,
учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного
труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...» [1, с. 243]
Для достижения этой цели Коменский разделяет свою книгу на 33 главы.
Вероятно, это число является неслучайным. Дело в том, что в том или ином
виде число «три» встречается достаточно часто в трудах великого славянского
педагога. В числе глав оно повторяется дважды. Главы разделяются на ряд
пунктов, каждый из которых, для удобства читателя, сопровождается
подзаголовком.
Из названий глав можно логически вывести несколько основных идей
Коменского. Прежде всего, три первых главы представляют собой антроподицею
(оправдание человека) в чистом виде. Начиная с утверждения о том, что
человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что
«...жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [1, с. 260]
Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все
лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский тем не менее
настаивает, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6).
7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть
коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным.
Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы,
которую предлагал Коменский. Он считает, что до появления "Великой
дидактики" не было "нормальных" школ. "... При образовании юношества
применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и
в места истязания для умов". [1, с. 301] Такой порядок должен быть
переломлен, считает Коменский, и полагает, что "точный порядок для школы
следует заимствовать от природы". [1, с. 260]
Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает
требования к обучению (гл. 16), основы обучения

(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).
Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству
школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению
(латыни и родному языку).
Заключительную главу Ян Амос Коменский отвел условиям, необходимым
для претворения своей идеи в жизнь. Педагогическая деятельность является
одним из важнейших общественных дел и должна всемерно поддерживаться
общественной организацией. И в связи с этим слова Коменского, прозвучавшие
больше 300 лет назад, звучат особенно актуально для российской педагогики,
покинутой государством в трудный момент. Итак, школа должна иметь
"достаточный запас панметодических книг" [1, с. 471]. Для подготовки этих
книг требуется объединение "талантливых и не боящихся труда ученых мужей"
[1, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиваться покровителями
школ.
Заканчивается книга проникновенной молитвой, обращенной к Господу.
"Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени твоего, все это от
твоих рук". [1, с. 476]


Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании
общества.


В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию
природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит
не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к
пользе прежде всего государства.
"Если ты присмотришься к порядку, господствующему в общественных и
частных делах у хор

Новинки рефератов ::

Реферат: Нидерландская живопись 16 века (Культурология)


Реферат: Страхование основных производственных фондов предпринимательских фирм (Страхование)


Реферат: Австрия (География)


Реферат: История авиации (Авиация)


Реферат: Мы и взрослые (Психология)


Реферат: Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Куликовская битва (История)


Реферат: Понятие и стадии уголовного процесса (Уголовное право и процесс)


Реферат: Изобразительное искусство республиканского Рима (Искусство и культура)


Реферат: Методы разделения иммуноглобулинов (Химия)


Реферат: Бизнес план пивоваренного завода (Деньги и кредит)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Шпаргалки по предмету социология (Социология)


Реферат: Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и познавательных способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала (Педагогика)


Реферат: Графика в Турбо Паскале (Компьютеры)


Реферат: Группа как функциональная единица (Социология)


Реферат: Банковская конкуренция (Банковское дело)


Реферат: Порядок видачі наряду на роботу (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История развития понятия "функция" (Математика)


Реферат: Фотосинтез - проще простого (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист