GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)



Мордовский государственный педагогический институт им.М.С.Евсевьева

Факультет филологический
Кафедра литературы



Курсовая работа
Развитие чувств младших школьников средствами фольклора



Автор курсовой работы:
Студентка 501 группы
Маланьина О.А.
Специальность:
02.17.00. – «Филология.
Русский язык и литература».
Руководитель работы:
Доцент Самаркина Н.П.
Оценка ……………………………………



Саранск –2001.



План.
Введение. ………………………………………………………………………………………3.
Глава I
Виды чувств и развитие их у детей младшего школьного возраста.
………………………………………………………………………………………5.
Глава II
Использование устного народного творчества в развитии чувств у младших
школьников. …………………………………10.
Заключение.…………………………………………………………………………………25.
Список использованной литературы. ……………………28.



Введение.

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устно -
народного творчества в обучении и воспитании младших школьников.
Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения.
Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших
школьников средствами фольклора.
Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и
психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств
у младших школьников.
Перед написанием работы мы изучили исследования психологов: И.В.Дубровиной,
П.П.Блонского, В.Кузина, а так же методические рекомендации ученых и
педагогов: В.А.Изотовой, А.А.Синцовой, Л.А.Харитоновой, Л.С.Ульяницкой,
Н.Н.Светловской.
Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется
вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации
по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора.
Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего
школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский,
Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали
в них как необходимый компонент произведения устного - народного
творчества.
Развитие речи -одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести
обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её
нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением,с чувствами.
Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом,
использование элементов устного народного творчества помогает открыть
учащимся «глаза на мир»,активизирует их мыслительную деятельность,
развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию,
самообретению, саморазвитию.



Глава I

«Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение
человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к
чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.
Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и
оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или
противополярность: радость-грусть, любовь-ненависть, удовольствие-
страдание,страх-смелость,благодарность-неблагодарность.Эта полярность дает
основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши
потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции;
то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас
отрицательные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные -
неприятные.» (3;198)
«Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую-
положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к
чему- либо и оценивают это (недовольство, стыд и другие содержат те или
иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а
могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши
чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.» (3;199)
«Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его
личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу, к своим обязанностям,
к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных
чувств. Не случайно Б.Л.Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему
первым из людей предаёт самого себя.» (3;206)
«Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения
нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не
научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или
плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно
вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы
нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у
нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.
К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм,
чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость,
жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности,
уважения, презрения, признательности и другие.
С.Л.Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку- это любовное
отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек
существует как человек». (2;137)
Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и
размышлений. Вот например, как тонко определял М.Пришвин чувство совести:
если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием: или больше
в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или
иную сторону называется совестью.
«Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и
связаны с познавательными процессами творчеством. Интеллектуальные чувства
могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а,
радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение
проблемы, поиски её решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными
чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость
открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее.
Эти чувства активизируют процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.
К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор,
иронию.
В чувстве юмора проявляется беззлобно - насмешливое отношение к чему-
нибудь или кому-нибудь.
В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направлен.
Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как прекрасное в жизни и в
людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии- это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро
критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и
ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает
существующее во имя лучшего.» (6;78)
Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у человека при
восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического,
это любовь к красоте.
Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах,
которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим
серьёзная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать
эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и
людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.
С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более
высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к
тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и
управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди
детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав,
выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными
переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают
портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе
можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить
стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается
добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело - изготовить
наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться
как к взрослому члену семьи - ведь он имеет настоящее, важное дело
(учение), с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает,
все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса
других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика,
способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное
дело.
«Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства,
сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется
ежедневной активной познавательной деятельностью. Процесс обучения- это
непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов, и явлений,
познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательных
интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств способствуют
различные экскурсии на природу, в парк, в музей.» (5,229)
Формирование нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде
всего его жизнью в классном коллективе. Важное значение имеет
воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитие
школьникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование
моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная
литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.
«Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном
возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным,
чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма,
товарищества, трудолюбия.
Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как
на уроках эстетического цикла- изобразительного искусства и музыки, так и в
процессе занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки
класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель
обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные,
изящные корпуса новых зданий, широкую панораму дальнего пейзажа и многое
другое, что отличается красотой, изяществом». (5;231)

Глава II.
«Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся
во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок,
увлекательность загадок, веселый юмор большинстве произведений устного
творчества русского народа - всё это открывает путь к сердцу и уму
маленького читателя.»
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, - говорил
А.М.Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно
поймём великое значение творимого нами настоящего». (4;20)
Народное творчество во всём своём богатстве бытовало в начале нашего
века. Многие произведения устного народного творчества собраны и бережно
хранятся.
Большой раздел устного творчества русского народа назван народной
календарной поэзией. Это песни, обряды, верования, которые тесно связаны с
земледелием наших предков.
Издавна смена времён года отмечалась народными праздниками. Устраивали
проводы зимы (масленица), встречу весны, летний праздник - завивание
берёзки (семик), праздник урожая осенью- дожинки (осенины).
В праздничные дни пели песни, рассказывали сказки, былички, загадывали
загадки.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов
пытается воспитывать у них любовь к Родине- России, к её бессмертному поэту-
русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный
запас учащихся.
«Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного
творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В
календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами,
задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин
называл весну красивой веснушкой, лето – тёплым летечком, траву –
шёлковой, птиц – пташечками, жавороночками.
Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким
важным событием в его жизни крестьянина – землевладельца могли исполняться
пасни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются.
Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна
красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают
певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с
уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка,
солнышко. Отмечают, каким тоном читать слова – обращения, слова –
пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность
и мелодичность звучания, уловить
их светлый и радостный тон.
Многие изученные на уроках чтения и пения песни учителя используют на
фольклорных праздниках». (4;21)
В песнях, как и во всех других жанрах фольклора, можно найти остатки
седой древности.
«Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех
календарно – обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни –
заклинания, песни – просьбы, пожелания.


Приди к нам весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым,
Со ячменём усатым,
Со просом, со гречихою,
Со калиной – малиною,
С чёрной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой – муравушкой!
Всё в этой веснянке перечислено, что нужно крестьянину, ничего не
забыто». (1;38)
Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных
классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных
классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения,
трудового обучения.
«Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у
детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Век живи, век
учись; жить - родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более
внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов
заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их,
вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое
дело. И всему этому надо учиться». (8;46)
Из опыта работы В.И.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната
№10, станицы Унеча, Брянской области.
«В «родной речи» (1 класс) тексты соотнесены с пословицами и
поговорками, отражающими основную мысль произведения: кто родителей
почитает, тот вовек не погибает (рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и
внучек». На языке медок а на устах ледок (сказка «Лиса и тетерев»). К
произведениям даны несколько пословиц, поэтому отбираю для работы пословицы
в соответствии с возможностями класса.
Основная работа с пословицами – это раскрытие их смысла, прямого и
переносного. Разбираем с детьми смысл пословицы «труд кормит а, лень
портит». Ребята говорят: «тот, кто работает, тот трудится, того уважают.
Кто не хочет трудиться, тот часто начинает жить нечестно. За труд ему
платят деньги. Лень портит человека». Раскрываем смысл пословицы «снегу
надует – хлеба прибудет». Дети отвечают : «большой урожай будет, если
выпадет много снега. Снег укроет посевы озимых от вымерзания, а весной на
поле будет много влаги. Поэтому хлебороб получит хороший урожай».
Приведём некоторые виды работ с пословицами.
1. Распределить пословицы по темам. перечитать пословицы и ответить, что
можно узнать из пословиц о прошлом. Какие качества ценились в народе?
(вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей
родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь
к родине, умение дружить, трудиться, говорилось о том, что надо быть
смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать, отца.
Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно
прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог).
2. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда
заканчивает её, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.
Провожу викторины о пословицах.
1) Определим пословицу по началу:
Кончил дело -…
Поспешить -…
2) Определим пословицу по двум словам:
Язык - дело
Труд - лень
3) Игра «семь и один».
назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед – один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Работу с пословицами провожу и на уроках русского языка, например, при
закреплении глаголов 2-го лица единственного числа (один и камень не
поднимешь, а миром и город передвинешь); при написании безударных гласных,
проверяемых ударением (март с водой, апрель с водой); при написании парных
звонких и глухих согласных, безударных гласных (и у берёзки слёзки текут,
когда с неё кору дерут).
Практически работу с пословицами провожу по всем предметам. Дети
собирают пословицы, отыскивая в книгах ,записывают со слов взрослых, затем
оформляют книжки – малышки». (4;22)
Поколение сменяет поколение. Постепенно и песня забудется, а удачное
выражение живет в языке как безымянное.
В пословицах выражен народный опыт, наблюдения над жизнью, над
человеком, мудрость народа.
Затаив дыхание, слушают дети сказки. Первых слов сказка вводит их в свой
неповторимый мир, в котором всё удивляет; звери разговаривают, люди
понимают язык животных, герои отправляются в путешествие, где их
подстерегают опаснейшие испытания- борьба с чудовищами. Переходы через
огненные реки и другое.
«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это ещё
более усиливает их значимость. В.Даль считал, что сказка очень нужна
ребёнку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность,
развивает воображение, формирует эстетические чувства. Пример работы с
русской народной сказкой «Лиса и волк». Учитель рассказывает эту сказку,
потом задаёт вопросы:
-Понравилась ли вам сказка? Что запомнилось? В чём основной смысл
сказки? (Ответы детей).
Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:
-Какой в сказке изображена лиса? А какими они показаны в других сказках?
(Дети отвечают, что лиса хитрая, умная, а волк злой и глупый).
Важный этап при работе со сказками – это подготовка к пересказу, близкому
к тексту. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Поэтому
ученикам учитель начальных классов предлагает задания, которые раскрывают
особенности языка сказки, например:
1. Как начинается сказка?
2. Найдите выражения, которые вы встречали в других сказках. Объясните,
что означают выражения; ни в сказке сказать, ни пером описать (очень
красиво); долго ли, коротко ли (неизвестно когда); пир на весь мир
(обильное, весёлое угощение).
3. Найдите повторы близких по смыслу слов (жили – были, в путь – дорогу,
крепко – накрепко).
4. Вставьте пропущенные слова в выражения из сказок: трава…(шёлковая),
лес…(дремучий), ведьма…(злая).
5. Замените выражения оборотами из сказок; быстро-(во
весь дух), никуда не отходит-(ни на шаг).
При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное
чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже
осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его
неповторимость». (8;47)
«Фольклорная прибаутка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко
восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир
повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во
дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по
дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных
определяющих чертах:
Ай, качи – качи – качи,
Пекла баба калачи…
* * *
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
-В лесок по мошок:
Избушку лишить,
Чтоб не холодно жить.
Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот,
собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид
– всё является предметом внимания. Ко всему живому – уважительное
отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко – мурлышко, курочка –
рябушка, гуля – голубок, паучок – тоненькие ножки.
Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук,
движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия
как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть – чуть
нелепы:
-Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
-К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя.
А медведица-тетка». (1;94)
«Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное
передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок.
При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность
слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Вот свинка Ненила хвалит
сыночка, а перечисляет самые обычные качества. А мастер сбил колесо так
«ловко», что оно тут же и рассыпалось. Вот Фома выбрал курицу в качестве
средства передвижения, а Тимочка решил прокатиться на кошке. Ученик может
посмеяться, порадоваться, обнаружив нелепость или несоответствие».
(9;95)
Младшие школьники работают активно, отвечают охотно, дружно. На уроках,
посвящённых устному народному творчеству России, ребята любят загадывать
друг другу загадки, играют в скороговорки. На переменах и после уроков
учитель может разучить с ними русские народные игры «Горелки», «Каравай»,
«Лапта», «Садовник»,и другие. А как же здесь обойтись без считалки?
Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру.
«Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и
сама она становится игрой, соревнованием.
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Скажите, пожалуйста:
Кто вы такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И частных людей!
Последний, на кого пришёлся счёт, должен ответить, например: «портной!»
или «царь!» – и считалка снова произносится, но не до конца, а только до
этого слова. Ответить нужно сразу («Говори поскорей!»). Каждый, конечно,
старается сообразить, сосчитать, какое слово надо сказать, чтобы самому
выйти». (1;103)
Ребята всё время сочиняли и сочиняют новые считалки, иногда даже из книг
их бегут, из каких-то стихотворений.
Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком
случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек,
родителей и детей, внуков и правнуков.
Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети
параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые
слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок,
составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру
устного - народного творчества. В конце изучения раздела «Устное творчество
русского народа» можно провести обобщающие уроки уроки-праздники, чтобы
дети лучше запоминали, представляли себе русскую старину, обряды, обычаи,
верования.
«В 1классе предлагается провести праздник встречи весны. День сорока
мучеников 9 марта носит название сорок на языке народа. Сороки с полным
основанием можно назвать детским праздником. Накануне женщины месят из
ржаной муки тесто и пекут «жаворонки» с хохолком и крылышками. Утром в день
праздника раздают их детям. К этому празднику дети собирают сказки,
загадки, пословицы, поговорки о весне, оформляют книжки-малышки о весне,
разучивают песни, учат заклички и считалки, разучивают игры. На уроках
труда делают фигурки птиц из картона, фанеры, прибивают их к шестам.
Оформляют комнату: украшают рисунками о весне, рисунками дымковских игрушек-
птиц, вышитыми рушниками, пословицами о весне, птицах». (7;109)
Из опыта В.А.Изотовой, учителя начальных классов школы-интерната
№10,ст.Унеча,Брянской области.
«Праздник начинался с заклички о весне. Пели песни о весне. Девочки
исполняли русскую народную песню «Посев льна». Затем на празднике звучала
хороводная песня «Приглашение на улицу». Дети слушали в грамзаписи русскую
народную песню «Галочка-ключница»,записанную в Севском районе Брянской
области. Первый раз звучал музыкально-шумовой оркестр мальчиков. И в
заключение праздника пили чай с печеньем и различного вида кондитерских
изделий с изображением птиц. Их пекли родители детей.
Во 2классе подготовили и провели праздник урожая-осенины. Праздник
начался с заклички. Ребята звали осень с «обильными хлебами», «листопадами
и дождём». Затем они чествовали молодых жней «с золотыми серпами»,пели
хороводные песни о «земелюшке», «ржице зернистой», «пшеничке колосистой».
Инсценировали сказку «Мужик и медведь». Задорно звучали частушки. Девочки
исполнили русские народные песни «Я на горку шла», «На лугу». Не обошлось
на празднике без танцев, русской кадрили.
В 3классе мы подготовили праздник «На широкой русской масленице». Дети
были уже повзрослее. При проведении праздника выделили три основных
момента: встречу, разгул и проводы масленицы. Принимая участие в празднике,
дети с удовольствием работали, проявляли полнейшую активность, их
переполняло радостное чувство.
Ни одного ученика не было в стороне от подготовки к празднику.
Праздник получился весёлым - с песнями, прибаутками, играми, частушками,
инсценированием сказок, выступлением музыкального ансамбля мальчиков.
Фольклорный праздник стал большим и радостным событием в жизни ребят. На
лицах детей можно было прочитать удовлетворение и радость от встречи с
прекрасным. Состоялось подлинное общение детей с искусством своего народа.
Всё это формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному
краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры». (4;23)
«В эстетическом воспитании младших школьников исключительно важная роль
принадлежит курсу природоведения. К.Д.Ушинский писал: «Природа – ничем не
заменимый источник прекрасного». В.А.Сухомлинский считал, что открытия
детей, в том числе и родной природы, начинаются со знакомства с различными
жанрами народного творчества. Большой интерес у детей своей
иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки.
Обзор научно-методической литературы и периодических изданий по методике
природоведения показал, что загадки широко используются на уроках.
Для установления влияния различных загадок на развитие эстетических
чувств у младших школьников на уроках природоведения был проведен
педагогический опыт на базе двух третьих классов и одного четвёртого школ
Калининграда. В основу исследования положен метод опроса. Загадки
подбирались парами на каждое животное или растение. Ученики первого
варианта составили загадки, которые были записаны на уроках; второго
варианта – специально подобранные, более образные и увлекательные.
Пример. 1вариант.
Лез Мартын через тын.
Сам пролез, а голову на тыну оставил.
(Тыква).
2вариант.
Жёлтая, а не репа,
Круглая, но не солнце,
С семечками, но не подсолнух.
(Тыква).
Детям нужно было ответить на следующие вопросы:
1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?
2. Какая из двух загадок нравится и почему?
3. Какое чувство ты испытал, когда услышал загадку?
91% детей отметили загадки второго варианта, как более точно передающие
признаки отгадки. Большинству школьникам (89%) понравились загадки второго
варианта, 9%-первого варианта и 2%-не смогли определиться. Дети, которым
понравились загадки второго варианта испытали «хорошее настроение»(94%),
«радость»(73%), «веселье»(71%). Ребята, которым больше по душе были загадки
первого варианта чувствовали «хорошее настроение»(12%), «ничего
особенного»(88%).
Единодушное признание того, что загадки второго варианта нравятся прежде
всего потому, что в них понятные слова подчёркивают лексическую значимость
слова, его важность в чувственных и логических познаниях окружающей
действительности. Отсюда вытекает, что загадки , хорошо отражающие свойства
отгадываемого предмета, несут колоссальную познавательную функцию, ибо
осмысленный материал легче закрепляется.
Высокий процент учащихся, отметивших, что загадки второго варианта ещё
нравится и потому, что в них красивые слова, они лиричные и сказочные,
указывает на эстетическую функцию загадок, где воспитание входит в область
духовных ресурсов природы». (11;39)
«Как не вспомнить великого педагога К.Д.Ушинского, который смотрел на
загадку как на «картинное описание предмета», веря, что живая и интересная
она прочно заляжет в памяти ребёнка, увлекая за собой все привязанные к ней
объяснения». (10;22)
«Результаты эмоциональных реакций учащихся на загадки обоих вариантов
показывают, насколько сильное воздействие на психику основной массы детей
оказывает слово и эмоциональный фон произведения. Память об этой психо –
физиологической особенности детского организма, учитель должен вводить в
учебный процесс загадки, обостряющие чувствительность сенсорной системы,
способствующие воспитанию чуткой эмоционально богатой личности. Итак,
результаты опыта позволяют заключить:
1. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой
отгадываемый образ представлен чётко, ярко, образно, даёт большие
возможности для развития воссоздающего воображения, и наоборот
-загадки, отражающие объекты природы невыразительно, неточно, на
способствуют таковому, так как опыт ребят мал и превалирует в нём
чувственное восприятие мира.
2. Живописные и ритмические загадки духовно ближе детям. Они вводят
школьника в эстетическую сферу природы, учат мыслить художественными
образами, обогащают словарный запас ребёнка чудесным языком.
Спектр чувств, возникших у ребят на услышанные загадки, говорит о том, что
эмоционально окрашенные загадки могут превратить природоведение в уроки
эмоциональной культуры и воспитания чувств». (11;40)
Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить. Таким образом,
использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся
«глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их
души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению,
саморазвитию.
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки
– воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание
труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных
отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко
используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,
но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не
только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках атмосферы
творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не
дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний.
Пережитые знания становятся убеждениями.



Заключение.
Итак, в нашей работе мы пришли к следующим выводам:
1. Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение
человека. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств,
свойств и оттенков. Выделяют три вида высших чувств человека: нравственные,
интеллектуальные и эстетические.
Среди нравственных чувств, активно формирующихся в младшем школьном
возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным,
чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма,
трудолюбия.
Интенсивно развиваются в школьном возрасте интеллектуальные чувства,
что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью.
Развитию эстетического чувства у младших школьников помогает познание
качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей – их
красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.
Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов пытается
воспитывать у них любовь к Родине – России, к её бессмертному поэту –
русскому народу, любовь к прекрасному, развить речь, обогащать словарный
запас учащихся.
Пословица -прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у
детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения; век живи, век
учись; жить- Родине служить; не красна жизнь днями, а красна делами.
Сказка очень нужна ребёнку, потому что она укрепляет моральные чувства,
будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические
чувств.
При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное
чтение, словесное рисование, инсценирование сказки.
Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему
почувствовать его неповторимость. Фольклорная прибаутка предлагает учащимся
увидеть смешное в жизни и научиться это смешанное передавать в слове. Юмор
нелепых положений вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет
серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться,
смешно ему или нет.
3. Фольклорные праздники являются большими и радостными событиями в жизни
ребят. На лицах детей можно увидеть удовлетворение и радость от
встречи с прекрасным. Состоится подлинное общение детей с искусством
своего народа. Всё это формирует у ребят чувство патриотизма,
привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и
этической культуры.
Спектр чувств, возникающих у младших школьников на эмоционально –
окрашенные загадки могут превратить природоведение и другие уроки в уроки
эмоциональной культуры и воспитания чувств.
4. Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни,
сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле,
понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях,
о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
5. Преподавание в младших классах строится так, чтобы оно захватывало не
только ум, но и развивало бы чувства ребёнка. Создание на уроках
атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не
самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения
знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.







Реферат на тему: Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете современных рекомендаций


Кубанская государственная академия


Физической культуры



Заочный факультет


Кафедра дошкольного

воспитания


Клименко Татьяна Григорьевна



Развитие элементарных математических представлений у детей 4-5 лет в свете
современных требований



Выпускная квалификационная работа


Научный руководитель:
доцент кафедры
дошкольного воспитания

Соленова Регина


Ильинична



Краснодар 2000г.


Содержание стр.



Введение…………………………………………………..3

Глава I. Развитие элементарных математических представлений у детей
младшего дошкольного
возраста……………………………………………………5

1. Понятие, история, проблемы
математического развития младших
дошкольников…………………………………..5

2. Современные требования к математическому
развитию детей дошкольного возраста……….28

3. Психолого-педагогические основы
математического развития
детей-дошкольников……………………………33

Глава II Методы и организация исследования…………..34

Глава III Результаты исследования и их обсуждение….. 41

Выводы……………………………………………………..45

Практические рекомендации……………………………..46

Литература…………………………………………………48

Приложение………………………………………………..50
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют
спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время,
пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и
ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют
формированию понятий.
Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются
расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с
содержанием этих понятий и формированием элементарных математических
представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных
требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого
является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала
проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее
современным требованиям.
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по
математическому развитию детей 4-5 лет в соответствии с современными
требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития
детей.
Научная новизна состоит в том, что в работе предлагается подробное
исследование истории проблем этого вопроса и система работы в соответствии
с современными требованиями.
Цель работы: выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет
в свете современных требований.

Задачи исследования:

1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет – формирование элементарных математических представлений детей
младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявление особенностей математического развития детей 4-
5 лет в свете современных требований. Для достижения поставленной цели
следует решить ряд задач:
1. Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей до
эксперимента и после.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в
свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Практическая значимость состоит в том, что была разработана система
дидактических игр по математическому развитию дошкольников.
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, практических рекомендаций и
литературы.
Структура работы- работа представлена на 56 страницах компьютерного текста.
Иллюстрирована 5 таблицами.
Список литературы включает 44 источника: из них отечественных авторов – 36,
зарубежных – 8.


ГЛАВА I. Развитие элементарных математических представлений у детей
младшего дошкольного возраста.

1.1. Понятие, история, проблемы математического развития младших
дошкольников.

История развития образования и история развития общества неотделимы друг
от друга. Если бы мы почаще вспоминали эту старую истину, то многие взлёты
и падения в жизни цивилизаций не казались бы нам столь необъяснимыми
чудесами. Сегодня Европа с изумлением и настороженностью продолжает
обсуждать феномен "японского чуда" - превращение послевоенной Японии в
рекордно короткий срок в страну взошедшего, а не только восходящего солнца.
Восхищение чудом - весьма полезная вещь, особенно, если вслед за ним
возникает желание постичь причины этого чуда.
Думаем, что одним из путей к разгадке " японского чуда" являются те
резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной
Японии. Чтобы понять смысл подобных чудес и их связь с образованием,
вглядимся в историю Российского образования как в целом, так и в области
развития математического образования.
Основоположники системы дошкольного образования, математического
образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы
арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать
до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно
выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом, на шестом году они
научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5,
15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в
состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что
малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое,
узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо
станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить,
взвешивать и сопоставлять одно с другим (23).
И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей" (35), говорит о
том , что арифметика- это искусство, целиком возникающее из простого
соединения и разъединения нескольких единиц. Его первоначальная форма, по
существу, следующая: один да один- два, от двух отнять один - остаётся
один. Таким образом, первоначальная форма всякого счёта глубоко
запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полным сознанием
их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то есть
числа. Было бы хуже, писал Песталоцци, если бы дети сделали успехи в
применении их, не имея перед глазами оснований для наблюдения. Независимо
от того преимущества, что благодаря этому вычисление можно сделать
основанием для чётких понятий, невероятно, до чего облегчается это
искусство даже для детей, благодаря такому верному применению наглядности:
опыт показывает, что начало бывает трудным потому, что это психологически
необходимое правило используется не в полном объёме, как полагалось бы.
В педагогических сочинениях отца русской дидактики К.Д.Ушинского
говорится, что прежде всего следует выучить детей считать до десяти на
наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и
разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать
следует учить назад и вперёд так, чтобы дети с одинаковой лёгкостью считали
от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать
их парами, тройками, пятёрками, чтобы дети поняли, что половина десяти
равна пяти и т.д. Ушинский говорил, что надо просто "приучить дитя
распоряжаться с десятком совершенно свободно - и делить, и умножать, и
дробить... "(39).
В истории педагогики достаточно широкое применение получила система
математического развития детей М.Монтессори. Суть её в том, что когда
трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх.
Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации
М.Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую
форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания
ребёнка ..."(26). Далее она обучает с помощью методических упражнений,
применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в
воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда
дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают считать
красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания
более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счёте.
Так происходило обучение математическим представлениям в "Доме ребёнка"
М.Монтессори.
Из множества различных взглядов на возникновение у детей понятия о числе
можно обозначить три наиболее характерных.
Немецкий педагог В.А.Лай утверждает, что понятие числа возникает у детей
путём непосредственного восприятия, т. е. если ребёнку дать несколько
предметов (от 10 до 12), расположенных правильными фигурами, то он может
узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим,
сторонники непосредственного восприятия чисел первоначальное обучение
арифметике обосновывают на так называемых числовых фигурах, т.е. на группе
одинаковых значков или тел, расположенных в определённом порядке. Другой
взгляд о том, что числовое понятие возникает только посредством счёта.
Третий, что "понятие числа психологически получается, как результат
измерений. И сообразно с этим в начале обучения на первое место выдвигается
изучение количественной изменяемости величин и их функциональной
зависимости" (5).
Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доля истины. Совершенно
верно, что понятие о числе может возникнуть путём непосредственного
восприятия. Точно также справедливо, что представление числа может
возникать путём счёта.
Известный психолог Прейнер (28) в одном из своих исследований говорит,
что "имея перед глазами группу предметов в числе трёх, мы можем
непосредственно узнать это число не производя счёта, и называет такой
процесс условным выражением " бессознательный счёт". Если же число
предметов, находящееся перед глазами, превосходит этот ограниченный предел
и если предметы размещены в ряд, то такое узнавание-схватывание числа их
становится затруднительным и даже невозможным, вследствие чего мы ощущаем
непреоборимую потребность прибегнуть к счёту".
Счёт необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того,
что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел.
Сказанное даёт нам основание полагать, что оба метода должны
целесообразно дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и то
психическое явление, что непосредственное восприятие числа опирается
преимущественно на пространственные элементы, а счёт - на временные
элементы числа и действий над числами.
Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже
правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результате
счёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид
для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а
следовать за ним.
Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорных вопросов в методике
арифметики.
Больше всего этот вопрос, как большинство методических вопросов,
обсуждался в немецкой литературе - родине числовых фигур. По их мнению,
числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из них то,
что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовых
представлений. Второе по важности назначение числовых фигур - это
облегчение производства действий над однозначными числами. Третье
назначение числовых фигур заключается в том, что они могут служить
предметом для счёта. Четвёртое назначение - они могут облегчать переход от
числа к цифре, ибо числовая фигура, подобно цифре, является знаком для
числа, явно показывающим число единиц в данном числе.
Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не
главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть
действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а
не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и
прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где
подобные действия можно производить только мысленно, в воображении (5).
Почему необходимо знакомить детей с сравнением величины предметов?
Существует мнение, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о
величине предметов. На практике получается совсем другая картина. Прежде
чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти
предметы видеть и рассматривать(10).
Л.В.Глаголева использовала разные методы при обучении сравнению величин
предметов, а именно - лабораторный, иллюстрированный, исследовательский,
наглядный методы и игру, как метод обучения сравнению величин.
Учить детей дошкольного возраста грамоте нельзя, но естественное
усвоение грамоты должно совершиться в дошкольном возрасте. Учить их
счислению недопустимо, но ребёнок должен постигнуть первый десяток,
конечно, до семи лет (27). Все числовые представления, доступные для его
возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живёт и в которой он
принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях
должно выражаться лишь в одном - в работе- игре. Играя, работая, живя, он
непременно самолично научится считать, если мы, взрослые, будем при этом
его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир,
воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действенно
участвуя в его жизни, ребёнок постепенно и незаметно для себя увеличивает
запас своих представлений; он учится.
М. Морозова и Е.Тихеева в книге "Счёт в жизни маленьких детей" (27)
описывают примерную программу для детей от 2 до 8 лет: "Объёмы числовых
представлений нормальных детей":
2 года- распознавание понятий: один-много, большой-маленький.
3 года- счёт до трёх, количественное восприятие предметов в пределе
трёх, выбор по называнию: большой и маленький, распознавание и выбор по
называнию форм: шар и куб.
4 года- счёт до четырёх, распознавание понятий: низкий-высокий, широкий-
узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий.
5 лет - счёт до пяти, употребление названий: глубокий-мелкий, высокий-
низкий, распознавание форм: цилиндр, круг.
6 лет - счёт до десяти, сложение и вычитание в пределах восьми на
конкретном материале, понятия: прибавить, отнять, решение и составление
соответствующих задач.
То, что составляет предмет математики дошкольника, нашло своё выражение
в Программе детского сада, впервые разработанной и изданной Наркомпросом в
1932 году. Эта программа охватывала широкий круг математических
ориентировок, знаний и навыков, намеченных для детей, начиная с младшей
группы детского сада. Сюда относятся:
а) понятие количества и знакомство с числами; счёт предметов;
простейшие операции над числами;
б) понятие о величине предметов и сравнение величин;
в) ориентировка во времени;
г) ориентировка в пространстве;
д) знакомство с геометрическими формами и умение находить их в
окружающей обстановке;
е) некоторые меры и измерение ими.

Ф.Н.Блехер предложила общие пути работы по формированию математических
представлений (4, 6, 15). Она выделила два основных пути в работе с детьми:
1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии
доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской
деятельности.
2. Путь, тесно связанный с первым- игры и занятия со специальным заданием
по счёту.
Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором-
работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные
пути перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского
сада.
Так же Ф.Н.Блехер разработала основной дидактический материал,
необходимый на занятиях по формированию элементарных математических
представлений для всех возрастных групп.
Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, что
наука по проблеме формирования математических представлений у детей имела
довольно долгий путь развития, а именно:!

I этап- историческое развитие:
- выдвижение и обоснование идей математического развития
передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д.Ушинский,
В.АЛай и другие);
- представление классической системы сенсорного воспитания
(М.Монтессори,Ф.Фребель);
- влияние методов обучения математике в школе (монографический и
вычислительный методы) на становление методики математического
развития дошкольников (Л.Волко-вский);
- математическое развитие дошкольников средствами весёлой
занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)
Монографический метод-это метод, по которому изучали числа с помощью
графических изображений, т.е. метод целостного восприятия чисел.
Д.Л.Волковский "Детский мир в числах (5), включил систему освоения чисел на
основе монографического метода.
Вычислительный метод возник как противоположность монографическому. Его
сущность основана на идее освоения сосчитывания (аналитического восприятия
множества), обучении сущности арифметических действий на наглядных
материалах.

II этап- становления методики математического развития дошкольников(с 20-
30 г.г. до середины 60 г.);
- определение содержания методов и приёмов работы с детьми,
определение дидактических материалов и игр в зависимости от
педагогических взглядов и идей;
- естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и
семье, по методу Е.И.Тихеевой. Создание развивающей среды, как
условие полноценного математического развития;
- разработка разнообразных методов Л.В.Глаголевой при обучении
сравнению величин.
- разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений ,
как основной путь математического развития детей по методике
Ф.Н.Блехер.

III этап- научно-обоснованная дидактическая система формирования
элементарных математических представлений, разработанная
А.МЛеушиной (50-60 годы);
- теоретическая и методическая Концепция формирования
количественных представлений в дошкольном возрасте, определение
объёма знаний и умений в области познания множеств и чисел с
детьми 2-7 лет;
- занятия, как ведущая форма организации работы педагога с детьми;
- повседневная жизнь детей- это источник формирования элементарных
представлений;
- место и роль игр в формировании математических представлений и
развитии личности ребёнка;
- дидактический материал, как одно из средств формирования
математических представлений.
Концепция складывается из:
1. Цель.
2. Содержание.
3. Методы и приёмы.
4. Дидактические средства.
5. Формы организации детей.
Занятия становятся ведущей формой детской деятельности. «Детство-этап
подготовки к будущей жизни». Если общество определяет своё отношение к
детству исключительно как ко времени “подготовки», то отрицается
самоценность «проживания» эпохи детства ребёнком. Между тем, условие
непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные
годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее с позиции будущего. Только
отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем
полноценными школьниками, рождает такие долго действующие качества
личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию
специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и
психического развития ребёнка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в
течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов
развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее
фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и
навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только
качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер
поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые
представляют собой "заделы" на будущее и выражаются в психологических
новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития
происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах
деятельности. Организация и руководство разных видов деятельности должны
находиться в центре внимания педагогов. Только сочетание возрастного и
индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их
эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.
В первые семь лет ребёнок проходит через три основных периода своего
развития, каждый из которых характеризуется определённым шагом навстречу
общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать мир. Эти периоды
жизни ограничены друг от друга; каждый предшествующий создаёт условия для
возникновения последующего, и они не могут быть искусственно
«переставляемы» во времени.
1. Период младенчества (1 год жизни ребёнка).
2. Раннее детство (от 1 до 3 лет).
3.Дошкольное детство (от 3 до 7 лет).
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего
познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
Познавательное развитие.
Мир не только устойчив в восприятии ребёнка, но и может выступать как
релятивный (всё можно всем); складывающийся в предшествующий период
развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления,
воспроизводящего и творческого продуктивного воображения. Формируются
основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и
интеллектуальные способности. К концу периода ребёнок начинает ставить себя
на место другого человека, смотреть на происходящее с позиции других и
понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего
результата продуктивного действия. Зарождается оценка и самооценка.

Волевое развитие.
Ребёнок избавляется от присущей более раннему этапу «глобальной
подражательности» взрослому, может противостоять в известных пределах воле
другого человека; развиваются приёмы познавательной, собственно-волевой и
эмоциональной саморегуляции.
Эмоциональное развитие.
Эмоции ребёнка всё больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности.
Начинают закладываться чувства (ответственности, справедливости и т.д.),
формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок
развития социальные эмоции во взаимодействии со взрослыми.
К семи годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую
ступень образования. На основе детской любознательности впоследствии
формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит
основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со
взрослыми и сверстниками позволит ребёнку перейти к учебному
сотрудничеству; развитие произвольности даёт возможность преодолевать
трудности при решении учебных задач; овладение элементами специальных
языков, характерных для отдельных видов деятельности, станет основой
усвоения различных предметов в школе (музыка, математика и т.п.).
Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечить безопасность
их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма
каждого из них.
Непременным условием п

Новинки рефератов ::

Реферат: А. А. Фет: "Как океан объемлет шар земной..." (Литература)


Реферат: История Мордовии (История)


Реферат: Регламент Верховного Совета Украины (Право)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государство, право, религия (Контрольная) (Политология)


Реферат: Венесуэла (География)


Реферат: Новейшая история Индонезии (История)


Реферат: Квантовые компьютеры (Кибернетика)


Реферат: Банкет за столом с частичным обслуживанием официантами (Кулинария)


Реферат: Традиции и новаторство в культуре (Философия)


Реферат: Загальне вчення про зобовязання (Право)


Реферат: Личные неимущественные права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Проблемы развития человечества в работах "Римского клуба" и их анализ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Передающее устройство одноволоконной оптической сети (Радиоэлектроника)


Реферат: Диплом из СГМТ по расчету парового котла (Технология)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой (Литература)


Реферат: Киевская Русь - ее место и роль в украинской истории (История)


Реферат: Организация проведения ТО и ТР автомобилей ЗиЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Практическое применение космонавтики (Авиация)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист