GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Имидж делового человека (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Имидж делового человека (Психология)



От автора
Эта книга основана на спецкурсе, прочитанном слушателям различных
учебных заведений, сотрудникам частных коммерческих учреждений и
госаппарата на базе Академии народного хозяйства при Правительстве
Российской Федерации.
В будущем автор предполагает выпуск полного курса, однако большой объем
материала и многие тонкости имиджа и этикета делового человека требуют
дальнейших разработок и уточнений.
Цель книги – в популярной, доходчивой форме рассказать о некоторых
элементах делового этикета: об общении с коллегами, подчиненными и
руководством; о ведении деловых переговоров, приеме делегаций; о культуре
телефонных разговоров; о правилах международной переписки.
Большое внимание в книге уделяется имиджу деловых людей: правилам
поведения за столом на протокольных мероприятиях, умению одеваться и
достойно выглядеть в любых обстоятельствах – а также имиджу фирмы. Книга
может быть полезна как специалистам, так и широкому кругу читателей.

Введение
Среди основных факторов, образующих и организующих совместную
деятельность людей, особое место принадлежит морали. Моральные качества
человека, стоящего во главе какого-либо коллектива (фирмы, организации,
предприятия, объединения, общества), определяют взаимоотношения людей,
находящихся у него в подчинении, и успех всего дела. От того, насколько
человек способен уважать в себе личность и считаться с чувством
собственного достоинства своих сослуживцев, быть справедливым, честным,
принципиальным, во многом зависит отношение к нему партнеров, смежников,
кредиторов и заказчиков, с которыми он имеет дело. Чтобы добиться
подлинного и прочного успеха в цивилизованном бизнесе, прежде всего, нужно
быть человеком высокой морали.
Что же такое мораль и какую функцию она выполняет в обществе?
Мораль – это один из способов регулирования человеческих отношений и
поведения с помощью исторических сложившихся «неписанных» норм и правил,
согласно которым поступки людей оцениваются как добрые или злые,
справедливые или несправедливые, честные или бесчестные, достойные или
недостойные, моральные или аморальные.
Эти нормы и правила складывались веками в процессе общежития и
совместной деятельности многих поколений разных народов и являются одним из
основных приобретений культуры. Они официально нигде не записаны, и долгое
время изустно передавались от отцов детям, от старших младшим, от одного
поколения другому.
Это не закон («писаное правило»), нарушитель которого карается
специальным государственным органом. Порицания одного человека или группы
людей (общественного мнения) либо суда собственной совести (если она,
конечно, сеть) – вот чего следует опасаться преступившему нормы морали.
Насильно заставить человека быть порядочным невозможно. Но жить в
обществе и быть полностью от него свободным тоже нельзя. Уважая в себе
личность, здравомыслящий человек должен понимать, что каждый, с кем он
имеет дело, также рассчитывает на признание его личности, его достоинства.
Слово «мораль» в переводе с латинского означает нравственность,
поэтому, как правило, не различаются в употреблении, за исключением сферы
специального теоретического исследования.
А вот понятие «этика» (в переводе с греческого оно тоже означает нрав,
нравственность) используется для обозначения теории морали, или науки о
морали.
Первые теоретические исследования о морали появились еще в античности.
Наиболее известными из них являются книги древнегреческого философа
Аристотеля (IV в. До н. э.): «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова
этика». В определенном смысле Аристотель явился основоположником этики как
науки о морали, и с тех пор этика существует как самостоятельная
общественная дисциплина – часть философии.
Различать понятия «этика» и «мораль» надо, чтобы не смешивать
теорию с практикой. На протяжении веков философы, занимающиеся этикой,
пытаются научить людей добру, люди же часто глухи к этим учениям и
продолжают жить не по совести, порой не ведая, что творят.
Вместе с тем нарушение норма морали рано или поздно приводит их к
социальным и личным бедам, несчастьям, трагедии: мораль мстит за себя, ибо
ее главное предназначение – сохранить человечество в его единстве, помочь
людям уберечь свое сообщество, способствовать успеху их совместной
деятельности.
Именно поэтому талантливые предприниматели, руководители крупных и
успешно функционирующих фирм и компаний большое значение придают моральному
фактору в организации работы своих коллективов.
Там, где деловые отношения людей строятся на основе взаимного уважения,
взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, степень надежности и
гарантия успеха выше, чем в организациях, опирающихся только на
административное управление и контроль. Поэтому ведущие предприниматели
Америки и Европы обращают самое серьезное внимание на роль морального
фактора в деятельности руководимых ими объединений.
О важности морального фактора в управлении пишет Харви Маккей в своей
книге «Как уцелеть среди акул» («Уцелеть среди акул» - поле позднее
название). Х. Маккей, председатель и главные администратор корпорации
«Маккей Энвилоуп», удостоен награды «За выдающиеся достижения в области
маркетинга», присуждаемой Международной организацией по сбыту и маркетингу.
Он пользуется международной известностью и как общественный деятель.
Книга «Уцелеть среди акул» долгое время оставалась бестселлером номер
один на рынке экономической литературы в США. Написанная столь же живо и
интересно, как популярные книги Д. Карнеги (в частности, «Как завоевывать
друзей и оказывать влияние на людей»), она адресована широчайшему кругу
деловых людей. В ней автор раскрывает мир американского бизнеса, делится
секретами искусства ведения переговоров, заключения сделок, четкой и умелой
организации работы фирм. Переведенная на русский язык в 1981 г. Книга
«Уцелеть среди акул» до сих пор пользуется большой популярностью среди
деловых людей России.
Х. Маккей особое внимание уделяет в книге личности руководителя,
нравственной стороне его деятельности. Он постоянно подчеркивает, что
личный авторитет руководителя оценивают в первую очередь по моральным
качествам. В системе управления соотношение «руководитель – подчиненный»
образует служебно-административную иерархию, нормальное функционирование
которой во многом зависит от соблюдения определенных «правил игры», цель
которых – обеспечить максимальную эффективность и высокой качество общей
работы.
На встрече с Х. Маккеем я задала ему несколько вопросов. Меня, в
частности, интересовало, что он как теоретик управления, как практик, как
организатор ставит на первое место: экономический, административный,
правовой или моральный фактор.
«Неважно, чем управлять: заводом, фабрикой, лабораторией, академией и
т.д., - ответил мой собеседник. - Самое главное, чем руководствуются
американские бизнесмены, - это моральный фактор. Я бы рекомендовал молодым
бизнесменам, управленцам России при переходе на рыночную экономику
следовать шести заповедям». И он привел их.
Первая. В своей непосредственной деятельности надо рассчитывать
исключительно на собственные силы, только тогда может быть обеспечен успех.
Нельзя допускать, чтобы тебя кто-то постоянно опекал. Опека деморализирует,
сковывает самостоятельность. Нужно делать то, что делают соседи, которые
уже добились успеха, но стремится делать лучше, чем они. Так появляется
конкуренция, а это главный закон бизнеса.
Вторая. Верить в себя даже в тех случаях, когда в тебе уже все
разуверились. На первый взгляд это покажется очень простой заповедью. Но на
самом деле у бизнесмена, предпринимателя могут возникнуть самые
неблагоприятны обстоятельства, и тогда ему нужно особенно верить в свой
успех. Нужно всеми силами стремиться победить.
Третья. Необходимо уметь устанавливать дружеские отношения с людьми и в
быту, и на производстве, и в бизнесе. Искусство налаживать эти отношения -
главная сторона деловой этики.
Четвертая. Никогда не забывать о человеческой стороне любых деловых
отношений, каковы бы они ни были. Деньги не должны стоят на первом плане.
Руководителям любого ранга необходимо знать и изучать психологию и
характеры своих подчиненных, чтобы правильно использовать их на рабочих
местах.
Пятая. Доброе имя нельзя приобрести за деньги. Его надо заработать
делом. Деловой человек должен держать слово, данное своим партнерам,
смежникам, сослуживцам, подчиненным. Так создается его авторитет. Моральная
надежность («дал слово – держи») – еще один закон бизнеса.
Шестая. Имидж руководителя – имидж делового человека.
Последняя заповедь мне не показалась лишней, не удивила меня. Создание
имиджа – дело серьезное.
Этимологически понятие «имидж» восходит к французскому image,что
означает образ, изображение, представление. В современном значении оно
обозначает то впечатление, которое производит человек на окружающих, что и
как он говорит и делает, каков стиль его мышления, поведения, обращения с
людьми, его внешность, одежда, манеры.
В западном бизнесе способности и умению человека производить хорошее
впечатление придают очень большое значение. Недаром там появилась новая
категория людей, так называемых имиджмейкеров – специалистов по имиджу. С
человеком, не умеющим четко выражать свои мысли, неопрятно одетым, никто не
станет вести дела.
Учитывая это, деловой человек должен быть не только готовым морально
отвечать за свои действия (тем более за поступки), но и следить за внешним
видом, особое внимание уделяя элементарной чистоплотности.
Одним из условий создания собственного имиджа является знание правил
этикета и умение вести себя в соответствии с ними. Как и мораль, этикет
есть одна из форм регулирования человеческого поведения. Но в отличие от
нравственных норм правила этикета носят сугубо формальный характер. Их
просто надо знать и соблюдать. Язык этикета выражает, прежде всего,
требования общечеловеческой вежливости, затем регламентирует иерархию
возрастных, служебных, половых, родственных различий людей, когда заранее
оговариваются уже готовые модели конкретного действия в определенной
ситуации с учетом этих различий.
Слово «этикет», означающее во французском языке этикетку, товарный
знак, т.е. первоначальную характеристику предмета, получило современный
смысл во времена Людовика XIV. Тогда для приглашения на придворные балы
стали рассылаться специальные карточки с указанием времени, места, формы
одежды, обязательных правил поведения придворных на балу. Делалось это для
того, чтобы как бы узаконить строгое соблюдение придворной иерархии и таким
образом еще более возвеличить царствующую особу. Знание этикета было
обязательным для людей дворянского сословия. Поскольку карточки, содержащие
правила поведения, назывались этикетками, сами правила стали называть
этикетом.
В наше время этикет демократизировался, но сохранил многие выработанные
веками правила и то, что называется приличиями, вежливостью,
воспитанностью, хорошим тоном или хорошими манерами. Для воспитанного
человека соблюдение этих привил обязательно, привычно и не вызывает особых
затруднений. Существует специальная литература, которая достаточно подробно
знакомит с правилами этикета.
Особенностью этикета является его диалогичность, т.е. все общающиеся
между собой люди знают его правила и говорят, что называется, «на одном
языке». Для соблюдения этикета требуется наличие определенных условий. К
примеру, если в столовой, кроме алюминиевых ложек и кривых алюминиевых
вилок, нет других столовых приборов, то от приема пищи в соответствии с
правилами этикета придется отказаться. В цивилизованной среде
предполагается общее знание правил этикета, и поэтому соблюдать их
необходимо.
Общая культура человека складывается из многих компонентов.
Немаловажное значение имеют внешний вид и одежда. Недаром в нарде говорят:
«По одежке встречают…». Поэтому рекомендации по формированию имиджа
делового человека мы и начнем с «одежки», с костюма.
Сейчас, в период реформирования всего хозяйственного механизма и
перехода на рыночные отношения, особую роль призвана сыграть женщина.
Именно она может полностью проявить свои возможности не только как
«хранительница домашнего очага и продолжательница рода», но и как
созидательница здорового нравственного климата на производстве, в политике
и семье.
«Величайшая задача, встающая перед женщиной в настоящее время,
заключается в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество» (Е.
Рерих).

Костюм деловой женщины
Итак, как должна одеваться деловая женщина?
Правильно ли надеть на себя все одного цвета, допустим красные сапоги,
красный берет, красны плащ, красный шарфик? Нет. В одежде должно быть два,
максимум три предмета ведущего тона. Если вы надели черный костюм, к нему
желательно надеть черные туфли и должна быть еще какая - нибудь деталь
черного цвета, например сумка.
Универсальной одеждой деловой женщины являются платье, костюм, брючный
костюм или кофта с юбкой, причем последние должны быть обязательно
стильными, а не просто рабочими, тогда в них можно пойти на прием,
посвященный важному событию, на свадьбу, в ресторан, на юбилей, день
рождения.
Вечерним туалетом должно быть платье, платье-костюм, нарядный брючный
костюм или какой-то специально продуманный ансамбль. Вечерний наряд женщины
выполняется из тканей разных оттенков в зависимости от времени года: для
осени, зимы – из более темных, для весны, лета – из более светлых. Не
рекомендуется вечерний туалет из набивной, яркой, пестрой или в цветочек
ткани. Ткань для вечернего туалета должна быть гладкой, либо с не очень
броской выработкой.
Очень важно уметь правильно определять стиль одежды для разных случаях,
чтобы, во-первых, не чувствовать неуверенности, а во-вторых, не привлекать
излишнего внимания окружающих к своей внешности. И уж конечно, стараться не
быть смешной. При необходимости лучше посоветоваться со специалистами.
Что украшает женщину? Прежде всего, прическа, затем туфли, сумка и
бижутерия. Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой
прической, в красивых туфлях, с умело подобранной к своему туалету сумкой и
бижутерией всегда будет выглядеть празднично. Даже в том случае, когда
необходимо обновить свой туалет, а возникла проблема с деньгами, деловая
женщина должна воздержаться от покупки дорогого платья (костюма), а отдать
предпочтение туфлям и сумке.
Деловой женщине всегда нужно помнить, что не рекомендуется смешивать
разные украшения (например, цепочку, бусы и брошь), допустим лишь гарнитур
(кулон, серьги, кольцо).
Никогда НЕ:
. Надевать на одну руку (на разные пальцы или на один) золотые и
серебряные кольца;
. Приходить на работу в брюках и кофточке: это домашняя одежда;
. Являться в офис в платье с глубоким декольте, без рукавов или в
майке и без чулок. Такие варианты возможны только в нерабочее
время;
. Носить подследники с босоножками, так как подследники служат
только для того, чтобы надевать их в туфли вместо чулок (но не в
официальном учреждении);
. Приходить на работу в легинсах или лосинах. Это одежда для
спорта, загородных прогулок, выходов в магазин и т.п.
. Держать носовой платок в рукаве платья или кофточки. Для этого
существует сумочка или карман.

Костюм делового мужчины
Как ни странно, главный предмет в туалете мужчины – галстук.
Немаловажную роль играют и носки. Именно они подбираются в первую очередь к
галстуку (исключая носки красного цвета), затем к цвету брюк и, наконец, к
цвету обуви.
По мнению специалистов, деловой мужчина должен иметь три костюма:
рабочий, деловой и вечерний. И во всех случаях галстук является главным
предметом мужского туалета. У англичан существует пословица: джентльмен
может иметь один-единственный костюм, но должен иметь дюжину галстуков.
Следует помнить, что рисунок галстука не должен повторять рисунок
костюма или рубашки, а с костюмом из пестрой ткани не сочетается пестрый
галстук.
Рассмотрим виды костюмов делового мужчины.
Рабочий костюм – это, прежде всего обычный (повседневный) костюм: брюки
и пиджак. Вполне допустимы джемпер, пуловер или свитер под горло, только не
свитер с воротником, как для лыжной прогулки. Брюки и кожаный пиджак или
хорошо сшитая куртка – приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны
рубашка и галстук. Галстук не требуется лишь к рубашке особого покроя или,
например, к водолазке.
Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни, когда он работает с
бумагами, компьютером, калькулятором, за пишущей машинкой, составляет
доклад или отчет, т.е. почти весь день проводит за рабочим столом. Если это
руководитель и у него не запланированы совещания, встречи с партнерами,
прием делегаций, он приходит на работу тоже в рабочем костюме.
Деловой костюм мужчины – это любого цвета брюки и пиджак и
соответственно подобранные к ним рубашка и галстук.
Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака
непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки.
Имиджмейкеры предложили ряд рекомендаций для элегантного мужчины,
которые в основе могут быть полезны и нашим мужчинам. Это своего рода
законы в подборе костюма, рубашки, галстука, ботинок и носков.
|Тон костюма |Рубашка |Галстук |Обувь |Носки |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Серый |Цвета |Любого цвета |Черного |В тон |
| |слоновой |(даже зеленый, |цвета |галстуку |
| |Кости |желтый) | |Черные |
| |Белая | | | |
| |Светло-голуба| | | |
| |я или | | | |
| |Розовая | | | |
| |Синяя | | | |
| |Светло-серая | | | |
|Темно-серый |Белая |Полосатый |Черного цвета|Темно-голубы|
| |Светло-розова|Красно-черный | |е |
| |я |Бордовый | |Черные |
| |Цвета |Светло-серый | |Темно-бордов|
| |слоновой | | |ые |
| |кости | | | |
| |Светло-голуба| | | |
| |я | | | |
| |Синяя | | | |
| |Светло-серая | | | |
|Темно-синий |Белая |В белую, голубую |Черного цвета|Темного-голу|
| |Голубая |и красную | |бые |
| |Цвета |полоску(могут | |Темно-бордов|
| |слоновой |быть две полоски | |ые |
| |кости |в любом наборе) | |Черные |
| |Светло-серая |Красный | | |
| |Светло-голуба|Темно-бордовый | | |
| |я |Светло-синий | | |
| |васильковая | | | |
|Песочный |Светло-голуба|Темно-голубой |Светло- и |Темно-коричн|
| |я |Темно-коричневый |темно-коричне|евые |
| |Розовая |Коричневый |вый |Бордовые |
| |Коричневая |Синяя |Коричневого |Коричневые |
| |Синяя |Пастельный тонов |цвета | |
| |Пастельных | | | |
| |тонов | | | |
|Темно-коричне|Белая или |Красно-черный или|Коричневого |Коричневые |
|вый |бежевая |в зеленую и в |цвета |Бордовые |
| |Светло-розова|коричневую | | |
| |я |полоску | | |
| |Светло-голуба|Коричневый | | |
| |я | | | |
| | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
| |Цвета | | | |
| |слоновой | | | |
| |кости | | | |
|Черный |Только белая |Серебристо-серый |Черного цвета|Черные |
|костюм-выходн| |Красно-черный | | |
|ой вариант | |Светло-серый | | |
| | |Бордовый | | |
|Черный |Любых |В тон рубашке или|Черного цвета|Черные |
|костюм-ежедне|пастельных |синий | | |
|вный вариант |тонов или | | | |
| |синяя | | | |



Многие мужчины любят носить брюки и пиджаки разного цвета. При этом
брюки должны быть или черного цвета, или в тональности пиджака. Это, как
правило. Возможны и иные варианты (например, темно-зеленый пиджак и
коричневые брюки).
Рассмотрим несколько вариантов.


|Тон костюма |Рубашка |Галстук |Обувь |Носки |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Темно-голубой|Белая |Серо-красный |Черного |Черные |
|костюм |Темно-голубая |Бордовый |цвета |Серые |
|или пиджак |Цвета слоновой|Темно-голубой| |Бордовые |
| |кости | | | |
| |Светло-голубая| | | |
|Темно- |Белая |Красно- |Коричневого и |Коричневые |
|Зеленый |Цвета слоновой|Зеленый |черного |Черные |
|костюм |кости |Коричневый |цвета | |
|или пиджак |Светло-розовая|Зеленый | | |
| | | | | |
| |Бледно-желтая | | | |
| |Салатовая | | | |



|1 |2 |3 |4 |5 |
|Светло-коричн|Белая |Зеленый |Красно-коричн|Бордовые |
|евый |Розовая |Бордовый |евого, |Черные |
|костюм или |Табачного |Красно-черный|коричневого |Коричневые |
|пиджак |цвета | |(если это | |
| |Светло-голуба|Темно-коричне|костюм) цвета| |
| |я |вый | | |
| |Бежевая | |Если черные | |
| |Кремовая | |брюки, то | |
| |Цвета | |черная обувь | |
| |слоновой | | | |
| |кости | | | |

Кроме этих правил, бизнесмен должен помнить следующее. Несколько лет
назад была мода на белые носки. Молодые люди надевали черные длинные
пальто, белые шарфы и белые носки. Сейчас белые носки можно носить только
со спортивным костюмом, на прогулке за городом, с обувью для тенниса, а
также с кедами и кроссовками.
Можно надеть цветной пиджак с оттенками красного (темно-фиолетовый,
темно-бордовый и т.п.), но никак не красного цвета – это одежда служащих
сферы быта, обслуживания, но не деловых людей.
Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в
сочетании с обручальным кольцом (оно не является украшением). Перстень и
обручальное кольцо должны быть на разных руках.
Сейчас многие молодые бизнесмены носят цепочки. И это стало нормой, при
этом цепочку не должно быть видно. Если же ее носят поверх одежды (да еще с
нательным крестом) – это проявление дурного тона.
Поскольку имидж включает внешний вид человека, его поведение, манеру
говорить, держаться, каждому человеку, особенно деловому (мужчине и женщине
в равной мере), необходимо помнить некоторые правила.
. Вырабатывая стиль одежды, нужно обязательно учитывать свои
данные: возраст, комплекцию, положение в обществе.
. Следить за своим гардеробом. Это не пижонство, а суровая
необходимость.
. Строго соблюдать правила гигиены (менять рубашку, белье, носки не
реже одного раза в три дня, руки содержать чистыми, ногти
опрятными).
. Перед выходом на улицу не забыть осмотреть себя в зеркале;
. Следить за осанкой, походкой, прической.
. Никогда не размахивать руками. Жестикуляция допускается лишь в
ораторском искусстве.
. Мужчине нельзя держать руки в карманах брюк или пиджака, когда он
здоровается или разговаривает с женщиной, со старшими по возрасту
или положению или идет навстречу им.
. При входе в лифт обязательно нужно здороваться. Надо сказать всем
находящимся в нем «Добрый День» в зависимости от времени дня (к
этому следует приучать и детей). Соблюдать эти правила, входя в
купе, если там уже сидит пассажир, попутчик, здороваться, проходя
на место в самолете к окошку.
. В гостях обувь не снимают, но при этом необходимо иметь сменную
обувь или привести свою уличную обувь в надлежащий порядок с
разрешения хозяев. В России нередко принято предоставлять гостям
домашнюю обувь вместо уличной, но это нежелательно!
. Мужчина, выезжающий в заграничную командировку, должен иметь
минимум три костюма: а) для работы, б) для улицы до 18 часов, в)
выходной – вечерний. Обувь может быть цветной, но для вечера
требуются ботинки черного цвета и обязательно на кожаной подошве.
Носки следует подбирать в тон костюму, а лучше – галстуку. Платок
во внешнем кармашке пиджака должен гармонировать по цвету с
галстуком или быть белым.
. Избегать в разговоре выражений типа «он сказал», «она сказала»,
особенно в присутствии того, о ком идет речь, на кого ссылаются.
. Нельзя употреблять в грубой, уничтожительной форме имена знакомых
или даже близких, родных людей («Колька», «Танька») в разговоре о
них или при обращении к ним. Всегда следует помнить о такте.






Реферат на тему: Имидж делового человека и пути его формирования

Министерство высшего образования Российской Федерации.

Институт управления и экономики Санкт-Петербурга.

Новосибирский филиал.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.



ПО КУРСУ


«ДЕЛОВЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ».


НА ТЕМУ:


«ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ».



ВЫПОЛНИЛА:



студентка IV курса



специальность



«Социально – культурный



сервис и туризм»


группа СОЦ 43

Воробьева Е.А.



ПРОВЕРИЛ:


Проф. гум. наук


Сидорина Т.В.



НОВОСИБИРСК 2004


Содержание.
Глоссарий ………………………………………………………………………… 3
Введение ………………………………………………………………………….. 5
1. Развитие и сущность понятия «имиджа» …………………………………….. 7
2. Имидж делового человека и пути его формирования ………………………. 12
Заключение ……………………………………………………………………….. 23
Список используемой литературы ……………………………………………… 24



Глоссарий.
Вербальный – устный, словесный.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и
событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и
отношениях.
Деловой этикет – совокупность правил и форм поведения при
взаимоотношениях деловых партнеров.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа
эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться.
Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению,
коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая
совместимость, общительность.
Конфликт – высшая степень развития социальных противоречий, острое
столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил. В деловом
общении конфликты возникают, как правило, на уровне межличностного общения
партнеров.
Межличностное общение – общение между личностями, обусловленное
обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами,
проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах
тех или иных людей.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и
определяющие ее направленность.
Общение – определяется в психологии как взаимодействие двух или более
людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоционально-
оценочного или другого характера.
Общение деловое – вид общения, определяющим содержанием которого
выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные
особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность, значимая
для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное понимание в
вопросах дела; 3) основная задача – деловое сотрудничество.
Оппонент – противник в споре; лицо, которому поручена публичная
оценка диссертации, доклада.
Паблик рилейшнз – отношения с общественностью, искусство и наука
достижения гармонии за счет понимания друг друга; рационально
структурированная система коммуникационного обеспечения деятельности
организации.
Переговоры – это процесс взаимодействия сторон с целью достижения
согласованного и устраивающего их решения.
Перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных
объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей.
Протокол – свод правил, в соответствии с которыми регулируется
порядок различных церемоний, формы одежды, официальной переписки и т.д.
Психология общения – оптимальные психологические принципы, способы и
формы общения людей.
Социальный статус – положение индивида или группы в социальной
системе по отношению к другим индивидам или группам; определяется его
экономическим, профессиональным и другими признаками.
Способности –совокупность природных и социальных свойств человека,
благодаря которым он может совершать разного рода деятельность – мыслить,
творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д.
Способности проявляются, прежде всего, как знания, умение и навыки в той
или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.
Харизма – божественный дар; бытующее представление об особой
одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо.
Церемония – торжественный акт; внешние формы приличия. Эмпатия –
способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию
их внутренних состояний.
Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственности
в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.
Введение.
В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная
структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и
теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех
областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного
создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по
созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную
характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с
фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж
является одним из факторов, определяющих деловой успех.
В контрольной работе я ставила две цели:
1. Выявить сущность понятия «имиджа» и рассказать о его развитие.
2. Показать из каких компонентов формируется имидж делового человека и в
чем их сущность.
В связи с этим необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить соответствующую литературу.
2. Классифицировать информацию по теоретическим и практическим аспектам.
3. Выявить и сформулировать наиболее важные компоненты, составляющие имидж
делового человека; раскрыть их сущность.
В заключение хочется отметить, что имидж человека со временем
претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. Так воздействие
массированного потока новостей на общество привело к разрыву современного
человека с прошлым, с обычаями и традициями. Человечество пережило
несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на
традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем
основным типом стал внутренне ориентированный человек, поведение которого
определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален
внешне ориентированный тип, получающий свои нормы извне. Он не только
полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в
себе и не может существовать без этой четкой внешне проявленной поддержки.
В доказательство этому аспекту хочется привести ряд проблем, возникающих на
этой почве (схема 1).
Схема 1.



1. Развитие и сущность понятия «имиджа».
Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился
практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа
восходит к французскому image, что означает образ, представление,
изображение. Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная
привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком
своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую
нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ
– это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со
временем».
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и
имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или
чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является
результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания
определенной группы».*
Понятие «имидж» возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально
использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь
возникает в сфере предпринимательства как основное средство
психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало
основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в
политическую и общественную жизнь.
Американская исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер
пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что
«профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение
по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь,
то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по
внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд
разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение

__________________________________________________________________
* Психология: Словарь. – М.: Наука, 1990. – с. 134.
вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей
жизни».*
В России понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом
происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса.
Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в отечественную литературу был О.
Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г.,
он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия
рекламодателя на потребителя. Другими авторами, чьи работы посвящались
этой же теме, имидж тоже рассматривался как средство манипулирования
массовым сознанием. Позже в отечественной науке такое направление
формируется как новая отрасль – имиджелогия.
Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и
саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового.
Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и
психологическими механизмами; все они взаимодействуют между собой и
проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся
социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно
отнести к одному из таких механизмов.
Для того чтобы лучше представить особенности имиджа как социального
регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая
«представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние,
существенные отношения реальности».**
Создать такую модель, – значит представить имидж в виде идеального
объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего
сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных элементов –
частных объектов.
___________________________________________________________________
*Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – С. 9.
**Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М.: Наука,
1978. – С. 327.
Исследователи имиджа определяют его как набор определенных качеств,
которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают следующие
его составляющие:
Схема 2.

= +
+

К персональным характеристикам относятся физические, психологические
особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия
решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого
качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет
осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер
– харизмой.
Социальные характеристики связаны с текущей ситуацией, которой,
например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная
часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти
характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа
сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и
т.д.
Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и
неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря,
существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.
Наряду с данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще
три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный,
сопоставительный.*
Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из
разного типа функционирования:
- зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как
бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант

*Почепцов Г.Г. Имиджмейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. –
Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995. С. 135 – 150.
имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не
первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;
- текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить,
недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют
имидж не в меньшей степени, чем реальные поступки;
- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;
- корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то
отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация
организации, и ее успехи, и степень стабильности;
- отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником,
врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий
спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного
его опровержения.
В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам
применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного
служащего, политика, педагога и т.п.).
Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых
характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров: компетентность,
интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие,
можно соответствующим образом перестраивать имидж.
При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и т.д.) учитывают
различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:*
1) природные качества:
- коммуникабельность;
- эмпатичность (способность к сопереживанию);
- рефлексивность (способность понять другого);
- красноречивость (способность воздействовать словом);
2) качества, привитые образованием и воспитанием:
- нравственные ценности;
- психологическое здоровье;
- набор технологий общения;
3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
В заключение, о рассуждениях об имидже, хочется сказать, что он
всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль.
Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о
впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим
фигурам, как: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д.
ХХ век, в связи с развитием средств массовой информации (в частности
телевидения), называют веком сотворения, сознательного конструирования того
(имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные
«создатели» (имижджмейкеры). Они создавали облик кумира, отбирали его тип
автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п
ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается
на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов.
Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и
политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех.
Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и
привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии,
истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др.



2. Имидж делового человека и пути его формирования.
Под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ,
в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие
определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных
контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими. В
связи с этим, можно сформулировать следующие основные компоненты имиджа
делового человека:
1. Внешний облик (манера одеваться);
2. Тактика общения (умелая ориентация в конкретной ситуации, владение
механизмами психологического воздействия и т.д.);
3. Деловой этикет и протокол.
4. Этика делового общения.
1. Внешний облик.
Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает
индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний
облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для
потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени
надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно
стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства
считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе.
Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему
облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие
– «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в
моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным.
Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все
сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться
следующими общими правилами:
. единство стиля;
. соответствие стиля конкретной ситуации;
. разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»);
. сопоставимость цветов в цветовой гамме;
. совместимость фактуры материала;
. сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;
соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг,
портфеля и т. п.) качеству основного костюма.
Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять,
подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление
опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это
должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в
делах.
В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не
столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его
благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего
восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного
собеседника.
Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный
имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами,
которые производят положительное впечатление на окружающих, являются:
. элегантная одежда;
. привлекательная прическа;
. тонкий макияж;
. впечатляющие аксессуары.
Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе
фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина.
Таким образом, внешний облик делового человека является
наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях,
эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к
окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой.
Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко
предопределяя их отношение друг к другу.

2. Тактика общения.
Для имиджа делового человека очень важна тактика общения, к которой
предъявляются следующие требования:
1. Необходимо обладать несколькими вариантами поведения в однотипной
ситуации и уметь оперативно пользоваться ими.
2. В деловом общении не следует допускать какой-либо конфронтации, а
тем более конфликта. Однако по принципиальным позициям, возможны споры и
расхождения. Главное, чтобы противостояние не переросло в личную неприязнь.
3. Умело использовать механизмы психологического воздействия:
привязанность, симпатия, доверие, уважение и манеры.
Привязанность, которая является результатом привыкания людей друг к
другу. За годы совместной работы складываются добрые взаимоотношения,
разрыв которых нередко бывает болезненным.
Симпатия – это эмоциональная расположенность, направленное влечение к
кому-либо. В коллективе, в котором ярко проявляются симпатии, создается
необычайно теплый психологический фон, а следовательно и комфортность
отношений, где нет места конфликтам.
Доверие. Если привязанность и симпатия являются неосознанной
(эмоциональной) ориентацией на кого-то, то доверие выступает как вера в
конкретного человека (партнера) или в какие-то его качества. Доверие – это
сгусток чувств и оценочного отношения (подсознательного и сознательного).
Надежность отношений решающим образом зависит от баланса доверия, которое
сложилось между партнерами.
Уважение –это добровольное признание личности занимаемого ею статуса.
Претензия на уважение должна быть подкреплена наличием незаурядных данных у
тог, кто его добивается.
Манеры делают человека таким, что он становится признаваемым людьми
(партнерами). В манерах воссоздается образ (имидж) человека, зрительно
проявляются те его качества, которые оцениваются людьми (позитивно или
отрицательно). Манера общения есть не что иное, как визуально доступная
информация к восприятию. Позитивные манеры способствуют достижению целей,
поставленных перед собой. М.С. Щепкин сказал: «успех манер общения
объясняется тем, что благодаря им человек становится тем, кого признают
люди. Конечно, многое зависит от природного дарования. Однако решающим
образом эффект манер определяет специальная тренированность».
В манерах общения велика роль любезностей и комплиментов. Однако их
использование требует известного такта и чувства меры; при этом не
допустимы лесть и тем более подхалимаж. Комплимент удовлетворяет важнейшую
психологическую потребность человека в положительных эмоциях. Необходимо
чувствовать своего партнера по общению и, умело сделанный ему комплимент,
поможет вам расположить его к себе.
Таким образом, можно сказать, что требования, предъявляемые к тактике
общения, вполне осмыслены и при умелом их использовании деловой человек
всегда будет достигать поставленных перед собой целей. Однако необходимо
помнить о том, что эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от
друга, отдавая предпочтение одному, игнорируя остальные.
3. Деловой этикет и протокол.
Взаимодействие людей, в том числе и деловое, в различных ситуациях
издавна регулировалось и упорядочивалось нормами и правилами этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее
проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы
общения и приветствия, поведение в общественных местах, манеру и одежду).
Этикет, как и общение, можно условно разделить на деловой и неофициальный.
Говоря об имидже делового человека, я хочу сделать акцент именно на деловой
этикет, который регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими
служебных обязанностей. Но хочу отметить, что современный деловой человек
должен знать и следовать принципам, как делового, так и неофициального
(светского) этикета, смотря в какой обстановке он находится.
Важную роль в современном деловом этикете играют визитные карточки –
это небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества),
на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.
В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения
определились две важнейшие их функции:
1. Представительская функция. При выполнении этой функции наиболее
известны следующие виды визитных карточек:
- Карточка для специальных и представительских целей, на которой
указывают: Ф.И.О., полное название фирмы, должность, но не проставляют
координаты – адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при
знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец
карточки не намерен продолжать контакт с собеседником;
- Стандартная деловая карточка, на которой указывают: Ф.И.О., полное
название фирмы, должность, служебный телефон (телефакс). Она вручается для
установления тесных взаимосвязей. Номер домашнего телефона указывают лишь
представители творческих профессий. Данный вид карточки используется только
в служебных целях.
- Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон,
телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки,
цветы, сувениры по случаю знаменательных дат.
- Визитные карточки для неофициального общения, на которых указывают
Ф.И.О., иногда – профессию, почетные и ученые звания, но не проставляют
реквизиты, подчеркивающие официальный статус. Их разновидностью являются
«семейные» карточки, на которых указывают имена и отчества супругов (первым
обычно пишется имя жены), домашний адрес и телефон. Такие карточки
прикладывают к подаркам, которые преподносят от имени мужа и жены,
оставляют при совместных неофициальных визитах.
Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге.
Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим
черным шрифтом, можно использовать и другие цвета.
При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т.п.
используют большие визитные карточки – бейджи с указанием имени, фамилии,
ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного
центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании,
где проходят мероприятие.
2. Функция письменного послания. В настоящее время в левом верхнем
или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в
международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих
французских слов), указывающие на повод, по которому посылают карточки, а
именно:
p.f. – поздравление с праздником (p.f.N.A. – поздравление по случаю
Нового года);
p.r. – выражение благодарности за поздравление;
p.f.c. – выражение удовлетворения знакомством;
p.c. – выражение соболезнования;
p.p.p. – выражение соболезнования с готовностью помочь;
p.p. – для заочного представления;
p.p.c. – заочное прощание (при окончательном отъезде из страны
пребывания).
На визитные карточки с буквами p.r., p.p.c. принято не отвечать. В
ответ на визитные карточки с буквами p.c., p.f., p.p.p. посылают свою
визитку с буквами p.r., т.е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p.
ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи.
Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.
На визитных карточках могут быть и другие надписи, краткие сообщения на
родном языке. В таких случаях текст пишется в третьем лице, подпись не
ставится.
Обмен визитными карточками – обязательный атрибут первой личной
встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку
вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и
в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает старшему.
При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при
получении – фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного
произношения.
Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее десяти
своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы
помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными
нормами делового этикета.
Таким образом, визитная карточка представляет собой «портрет»
конкретной личности, так что обращаться с нею надлежит очень аккуратно.
Этикет приветствий и представлений – совокупность правил и
первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего
проявления отношения к людям. В современном деловом этикете выработаны
некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от
пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся
ли они в группе или в одиночку. Свод этих правил предполагает несколько
основных качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность,
достоинство и тактичность.
Вежливость включает в себя такие важные элементы как: приветствие (в
том числе рукопожатие) и представление, которые представляют собой особую
форму взаимного уважения, и требует выполнения следующих правил:
. В любой ситуации приветствие должно показывать вашу расположенность и
доброжелательность, т.е. на характере приветствия не должно сказываться
ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
. В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации,
имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия.
Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или
обязан быть первым в указанных действиях. Для наглядности отображения
права или обязанности «первого шага» кого-либо из сотрудников в
некоторых наиболее характерных ситуациях приведена таблица 1.

Таблица 1.
ПРАВИЛА ПРИВЕТСТВИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ.

|Ситуация |Должен быть первым при: |
|или вариант встречи | |
|сотрудников | |
| |приветствии|рукопожатии|представлен|
| | | |ии |
|Мужчина |+ | |+ |
|Женщина | |+ | |
|Старший по возрасту | |+ |+ |
|Младший по возрасту |+ | | |
|Старший по должности | |+ |+ |
|Младший по должности |+ | | |
|Проходящий мимо группы |+ | | |
|Стоящий в группе | |+ |+ |
|Входящий в комнату |+ |+ | |
|Находящийся в комнате | |+ |+ |
|Обгоняющий идущего |+ | | |
|Руководитель делегации, |+ | | |
|входящий в комнату | | | |
| | |+ |+ |
|Руководитель делегации, находящийся | | | |
|в комнате | | | |
| Знаком «+» обозначен первый из сотрудников, производящий действие в |
|рассматриваемой ситуации |

Кроме этикета процедуры знакомства и приветствия, существуют еще и
правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении
деловых людей. Например:
. Вместо обращения по половому признаку принято обращаться «дамы»,
«господа» или «судари», «сударыни».
. При приветствии и прощании, кроме слов «Здравствуйте», «Добрый день» и
«До свидания», желательно присоединение имени и отчества собеседника,
особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение.
. Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными
фразами: «Как дела?» – «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у Вас все
обстоит хорошо» – «Спасибо, да».
Допускается применение психологических приемов, таких как, например, форм
напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «Удачи
Вам», «Желаю успеха», «Приятно было встретиться».
Опыт показывает, что для обеспечения нормальных отношений с деловыми
партнерами далеко не достаточно одних правовых норм. Очень важно еще и
соблюдение определенных протокольных правил и обычаев, которые представлены
в деловом протоколе.
Деловой протокол – свод правил, в соответствии, с которыми
регулируется порядок различных церемоний, формы одежды, официальной
переписки и т. д. Любое нарушение этих правил создаст трудности для
стороны, допустившей нарушение, т.к. она должна будет принести извинения и
найти способ исправить ошибку. Необходимость соблюдения деловыми людьми
протокола заключается в следующем:
. Протокол, соблюдаемый при переговорах, подготовке различных договоров и
соглашений, придает своей торжественностью большее значение и большее
уважение к содержавшимся в них особо важным положениям.
. Протокол помогает создать дружественную и непринужденную обстановку на
встречах, переговорах, приемах, что способствует взаимопониманию и
достижению желаемых результатов.
. Хорошо поставленный и соблюдаемый церемониал и протокол – это, образно
говоря, та «смазка», которая позволяет нормально, без помех, работать
отлаженному механизму деловых отношений.


4. Этика делового общения.
Формирование у деловых людей соответствующих нравственных качеств и
правил профессиональной этики является необходимым условием их повседневной
деятельности. Как говорил наш великий русский писатель А.П.Чехов: «В
человеке должно быть все прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и
мысли».
Этику делового общения можно определить, как совокупность нравственных
норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в
процессе их производственной деятельности.
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения:
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».
Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным
его видам («сверху – вниз» (руководитель – подчиненный), «снизу – вверх»
(подчиненный – руководитель), «по горизонтали» (сотрудник – сотрудник))
требует конкретизации:
. В деловом общении «сверху – вниз», это правило можно сформулировать
следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели
бы, чтобы к вам относился руководитель».
Отношение руководителя к подчиненному влияет на весь характер делового
общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
Именно на этом уровне формируется в первую очередь нравственные эталоны и
образцы поведения, в том числе и выбор форм распоряжения таких, как:
приказ, просьба

Новинки рефератов ::

Реферат: Автономная нервная система (Естествознание)


Реферат: Валентин Александрович Серов (Исторические личности)


Реферат: Сознание как отражение и деятельность (Философия)


Реферат: Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Вопросы обеспечения прав человека в деятельности Службы судебных приставов (Теория государства и права)


Реферат: Вальдорфская школа (Педагогика)


Реферат: Освещение (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Англо-германские противоречия накануне первой мировой войны (История)


Реферат: Китай (География)


Реферат: Болезни цивилизации (Биология)


Реферат: Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки (Педагогика)


Реферат: Воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческого качества в педагогическом взаимодействии (Педагогика)


Реферат: Биоритмы человека (Биология)


Реферат: Динамика уровня жизни в России за последние 5 лет (Социология)


Реферат: Аутогенная тренировка (Психология)


Реферат: Фрезерные станки (Технология)


Реферат: Взаимосвязь физики и химии в процессе преподавания физики в полной средней школе (Физика)


Реферат: Нормирование труда (Менеджмент)


Реферат: Управление персоналом фирмы (на примере США) (Менеджмент)


Реферат: Профессиональное и высшее образование в Австралии (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист