GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Семейные праздники (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семейные праздники (Педагогика)


[pic]



Введение


1
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный
подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного
события.. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное.
Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями,
обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем
народом.
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий
смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от
принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением
традиционных обрядов идёт через праздник.
Календарь праздников меняется как меняется история Отечества.
неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к
которым в настоящее время значительно возрос. И это не простое
любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев
своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений
и своей родословной.


2
В каждой стране есть свои национальные праздники для детей. В
Японии очень своеобразно проходит “День девочек”. В каждой семье
ставится специальная горка , на которую помещают всех кукол.
Некоторые куклы хранятся в семьях десятки лет. Вдень девочек ссадят
кукол-девочек, а в “День мальчиков садятся куклы-мальчики. Этот
ритуал очень красивый и имеет очень большое значение, так как
воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит относится к ним как к
членам семьи. Через этот праздник осуществляется связь поколений - к
одной кукол прикасались руки прабабушки. Этому учат в Японии в
семьях.
В нашей семье игрушки не выбрасываются, а передаются в другие
семьи. мои куклы и машинки брата хранятся. Когда выбрасывают куклы с
оторванными руками, это не только антипедагогично, но и не этично. Не
надо ругать малыша, что он не жалеет свои вещи, начало этому может
быть в выброшенной поломанной игрушке.
В Дании есть очень интересный праздник фонариков. Дети сами готовят
фонарики и с наступлением темноты обходят с зажжёными фонариками
вокруг дома. При этом они поют обрядовые песни и потом получают
специальные пирожные, подарки.
Много интересных ритуалов в странах Африки, в Китае, Индии. Через
участие в этих празднествах человек приобщается к духовной культуре
народа, ощущает свою причастность к данной цивилизации. Мир доброты,
красоты, гармонии открывается перед человеком через праздники.
Духовная жизнь русского народа богата христианскими праздниками. до
сих пор в обрядах сохранились элементы язычества, хотя уже более
1000лет христианство существует на Руси.
Основная часть праздников была связана с земледелием. Включая
знания о природе, о закономерностях человеческой жизни, о смене труда
и отдыха составляется календарь.
Принятие христианства повело за собой овладение церковным
календарём и почитанием святых, которым отводились определённые дни в
году.
На Руси произошло необычное явление - слияние язычества с
христианством на народной основе. Народное православие не есть
механическое соединение двух мировоззрений, а тесное слияние двух
начал.
Совмещение народного аграрного календаря с церковным привело к
существованию праздников “в числе” и “скользящих”. Сроки праздников
зависели от празднования Пасхи или были в определённое число
Масленица, Вознесение, крещение, Рождество Христово, Благовещение и
другие.


“Неизвестно каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у
современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство
скарб праздников, обрядов-тогда он всё забудет, и всему разучится, и
должен будет всё начинать сначала”


В.О.Ключевский


3
Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый
дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для
умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Для
полноценного развития ребёнка ему необходим праздник как воздух.


“Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для
ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в
детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до
праздника ....... Тускло и серо было бы детство, если бы из него
выбросить праздники......” — писал К. Д. Ушинский.

Предвкушение праздника - это начало праздничного Духа, который
должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и
надо чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки,
запахи и другое.
Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного,
активного действия, но при этом надо помнить, что праздник - это наша
повседневная педагогика. У ребёнка должно быть счастливое детство.
без этого условия, человек не сможет научиться любить.
Ребёнок как губка, впитывает в себя всё, оттого каким эмоциональным
состоянием будут окрашены его праздничные дни, будет зависеть его
личная жизнь, его будущая семья.
Научить детей отдыхать, вести себя на досуге - это немаловажная
задача родителей и педагогов.
Но все праздники, а детские в особенности, требуют не столько
времени и денег, сколько душевной теплоты и любви.



Семейные праздники и их
нетрадиционное проведение.


Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для
каждого члена семьи должен быть день рождения. Именно в этот день
проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он
имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому
члену семьи.
Готовиться праздник заранее и принимать участие в нём должен
каждый. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и чем
младше ребёнок, тем должен быть праздник ярче и длительнее - весь
день, белее красивым и сказочным. Этот день полон сюрпризов и
неожиданностей, подарков. Хорошо если есть возможность
сфотографировать, чтобы позже образовалась целая серия
разновозрастных фотографий. Все дарственные открытки тоже надо
сохранять, потом по текстам этих поздравлений интересно проследить за
изменениями характера ребёнка, его увлечений. Текст поздравления
составить не просто. Желательно чтобы поздравление было в стихах и
относилось именно к этому человеку. Такие стихи лучше сочинять самим
и пусть они будут несовершенны, но от души и практика доказывает, что
они оказывают очень благотворное влияние на виновника торжества.
В эти дни есть замечательная возможность применить педагогические
принцыпы Антона Семёновича Макаренко, особенно в семьях, где ребёнок
растёт не единственным, а в окружении братьев и сестёр, даже если они
не родные, а сродные. Коллективная творческая деятельность
объединяет малышей, учит взаимопониманию, взаимоуважению. В
коллективном труде каждый может ярче проявить свои способности -
сочинить стихи, нарисовать газету, оформить коллаж, сделать
аппликацию и другое.
самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является
получение подарков. В этом случае надо особенно продумать
преподнесение подарка. Малышу будет приятно увидеть свой подарок
сразу после пробуждения, рядом со своей кроваткой. В нашей семье
поздравляют не только близкие люди, друзья, но и любимые игрушки.
Однажды меня поздравляли мои любимые зверята /мягкие игрушки/ и по
этому поводу было стихотворное поздравление:
Я-маленький Мишутка,
Пришёл поздравить Валю
Из тёмного из леса
От всех лесных зверей
Живи, наша Валюша,
Дружи с нами зверятами
И своего братишку
Люби и уважай!
В другой раз меня поздравляли все мои куклы. Каждая кукла имела
свой подарок. Это были новые вещи, которые покупались в течении года,
но не показывались.
Открыв глаза, малыш увидит свои вещи и поймёт, что вырос на целый
год. Сразу же эти вещи надевают на именинника, а старые вещи убирают.
Подарки могут ожидать малыша повсюду: под подушкой, под тарелкой, в
корзине с игрушками, на его книжной полке. Целый день он встречается
с такими сюрпризами, и восторгу нет предела!
Для моего брата памятным стал День рожденья, когда подарки еме были
привезены на всех его машинках. Эти игрушки стояли вокруг кроватки и
на каждой лежали его новые вещи - рубашка, маечка, колготки, носочки,
трусики, платочки и т. д.
Возможно именно эти моменты явились главными стимулами к нашей
увлечённости этими игрушками. У меня сейчас хранится 16 кукол, а у
моего брата собрана коллекция моделей машин.
Я много и долго играла куклами, а сейчас они вызывают просто
эстетическое чувство и воспоминания. Возможно эти игры сыграли
определённую роль и в выборе профессии.
Очени важно родителям выявить способности ребёнка и помогать их
развитию.
Лично вручаются подарки сделанные моими руками или подарки со
значением. Эти подарки хранятся если не всю жизнь, то очень долго.
Именно в таких подарках - реликвиях писали в своих воспоминаниях
Марина и Анастасия Цветаевы, Алексей Толстой, Андрей Белый, Евгений
Герцык, Корней Чуковский и другие.
Для памятных подарков можно оформить папку или полочку, а позже
весь этот маленький архив передать детям лил внукам. Не надо дарить
безликих подарков, они могут быть богатыми, но не от души.
Ни один День рождения не должен проходить без живых цветов. Девочки
более эмоциональны и восприимчивы проявлению знаков внимания, пусть
это будет всего один цветок или букетик полевых цветов, но и его
можно хранить всю жизнь. Лепестки роз из букета в День нашего
появления на этой Земле хранятся в нашей семье до сих пор, а также
все поздравительные открытки маме в роддом.
На мой взгляд воспитательное значение играет также то , что в нашей
семье нет разделения на “плохие” и “хорошие” подарки. Хранится всё,
что можно сохранить. Коллекция открыток состовляет более 2000 тысяч и
самая старинная открытка с 1888 года.
Подарки это часть праздника. Ожидание чуда начинается задолго и
первые элементы праздника - оформление. Если комната будет не
украшена, то праздничное настроение будет недолгим. В оформлении
может принимать участие и именинник. Здесь такой простор фантазии! На
стенах, покрытых обоями, хорошо крепить всё иголками, а на стенках
шкафов с внутренней стороны можно закрепить фотографии клейкой лентой
или лейкопластырем. От люстры до карниза можно протянуть гирлянды из
бумажных цветов, на которых отдельными буквами написано имя виновника
торжества или “Поздравляем”. Потолок можно превратить в лесную
полянку закрепив на потолке, как новогодний снег, отдельные цветочки.
приятно увидеть в День рождения на зеркале смешную рожицу, которую
можно нарисовать подкрашенной зубной пастой. К 16-летию, по
разрешению родителей, были разрисованы старые обои моей комнаты. Это
делали мои подруги по вечерам, недельные посиделки доставили не
меньше удовольствия чем сам праздник. В это оформление было вложено
столько души и фантазии, чо жаль было менять обои, кусочки их
хранятся в нашем архиве. Можно оформить кресло или стул именинника,
задрапировав тканью.
Теперь мы выросли, но Дни рождения ждём по-прежнему с нетерпением и
радостью. В день совершенолетия родные подготовили фотогазету
размером 2,5м*0,80м. Вся моя жизнь была представлена в юмористических
фотографиях и стихах. Газету готовили несколько дней, но в тайне от
меня, это придавало ещё больший интерес к сюрпризу. Газету крепили к
обоям рано утром, пока я спала. Всем гостям она доставила не только
радость, но и наглядным примером что и как можно приготовить.
Заранее необходимо продумать меню. Стол накрывается в этот день
скатертью. Снова нам помог А.С. Макаренко. Он для своих
безпризорников накрывал столы только скатертями. В этом тоже большой
воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное
свободно, вести себя за красиво сервированным столом. Все блюда
украшены соответственно возрасту именинника. Детям лучше подать
индивидуальные хорошо оформленные тарелочки, чем класть им из
тарелок. Это могут быть фаршированные помидоры или огурцы, а зимою -
яйца. ягоды или фрукты, немного зелени. А коктейль морс налитый в
бокалы со “снежком” вызывает аппетит. Этот сюрприз нетрудно
подготовить намочив край стакана водой с добавлением лимонной кислоты
и обмакнув его в сахар.
Именинный торт ждут все. Это может быть фирменный, который любят в
этой семье, или новинка. Конечно лучше домашний торт. В приготовление
этого сюрприза можно вложить столько любви!
Торт обязательно украшается свечками. Это именинный ритуал -
тушение свечей очень нравится всем. Чем больше свеч, тем труднее их
погасить и в этом случае снова видно взросление ребёнка.
Во время торжества можно проводить различные игры. Очень просто
провести аукцион со словами “День рождения” и другими. Кто последним
назовёт песню с этими словами является победителем и награждается
памятным сувениром. конкурс на лучший комплимент лучше проводить для
подростков. Можно провести безпроигрышную лотерею, для этого могут
пригодится различные мелкие предметы - нитки, иголки, ручки,
карандаши и т.д. лотерея пожеланий проводится тоже для подростков.
пожелания пишутся на отдельных бумажках, сворачиваются, опускаются в
шапку и потом каждый берёт себе пожелание. Пожелания шуточные и
вызывают всеобщее веселье. Но особенно интересно проводится игра “Что
бы это значило?”. На отдельных листах бумаги приклеивается фотография
(можно именинника, а можно гостей), которая запечетлела смешную
ситуацию. Каждый участник игры ставит свою подпись и заворачивает,
передаёт другому. готовится несколько фотографий. все подписи
читаются потом вслух и самые остроумные награждаются сувенирами.
Сюрпризами могут быть интересные пожелания написанные на сердечках,
их можно преподнести имениннику или все гостям. однажды гости
получили в подарок розочки с именинного торта они были сделаны из
теста и соответсвовали числу лет. Девочки долго хранили эти розочки и
сами научились их готовить.
Часто поём венок любимых песен под аккомпонемент фортепьяно.
Иногода на знакомую мелодию сочиняем слова, в которых отражается
жизнь юбиляра.
Родителям обычно дарим подарки сделанные своими руками. Уже много
лет хранится фигурка регулировщика, которую сделал Алёша когда ему
было пять лет. Традиционными стали в семье фотоальбомы и стенгазеты,
фотоколлажи.



Не в
опрометчивом капризе
Ветвями, судьбами
сплелись
Отец и мать- две светлых
жизни
Нам право давшие на
жизнь.


Ежегодно отмечаем День свадбы родителей, День рождения нашей
семьи. Этот праздник теперь готовим мы с братом и всегда придумываем
что-то новое. На юбилей были даны наказы - “жениху” и “невесте”. все
конкурсы посвящались только “молодоженам”, а асмым интересным было
интервью. Мама и папа должны были откровенно на все вопросы. которые
моголи задать все гости.
С удовольствием слушают виновники торжества и гости
импровизированный концерт, который готовим не только мы, но и наши
сёстры и братья. наши родственные связи родители всячески
поддерживают и воспитывают чувство ответственности и гордости к
нашему роду.
Знакомство со своей родословной даёт много полезного. Появляется
чувство причастности к России. благодаря рассказам бабушек и дедушек
теперь мы знаем родословную 7 поколений(по материнской линии). Для
того чтобы быть достойными наших предков нам надо ещё очень много
сделать, а главное пока получать знания. Способности передаются по
наследству, но они могут и исчезнуть, если их не развивать, а для
этого нада много трудится.



В празник можно привратить любое сеейное событие. Даже выезд в лес
может стать не очередной поездкой. а “встречей с зелёным другом”.
Традиционными стали поездки за подснежниками. Это всегда большая
радость видеть пробуждение природы, мощную силу зелёных росточков,
которые преодолев плотность земли, тянутся к солнцу. Встречи с
Природой - это поход в мир красоты и гармонии. Целесообразность в
природе удивительна, человеку только надо внимательно вглядываться в
этот мир. именно на природных подсказках построена наука бионика.
многие чудеса техники мы находим в природе, об этом нам рассказывают
родители во время прогулок. Сколько интересного в жизни растений и
животных! А сколько легенд существует в этом сказочном мире! С ними
нас знакомят друзья родителей, так ка часто наши поездки бывают
коллективными. Учимся бережному отношению к Природе, проникаемся
чувством единения с растениями и животными, своей причастностью ко
всему живому. Охотно фотографируемся на природе. Эти фотографии
всегда ечень интересны и остаются в архиве семьи. Учимся искуству
икибаны, каждый дома составляет свой букет. Иногда это всего один
крохотный цветочек и 2-3 зелёных листочка, а сколько изящества и
неповторимой красоты, сколько воспоминаний, если цветок засушен.
“Цветок
засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу
я;
И вот уже мечтою
странной
Душа наполнилась
моя.”
Не только цветок, но и любое очнь красивое место можно
“сфотографировать” в памяти. Для этого надо очень внимательно
посмотреть на это место, охватить взором, закрыть глаза и запечетлеть
где-то в сознании этот уголок. Через много лет при воспоминании об
этом перед глазами является картина того места, что однажды
запечатлелось в сознании. Этому нас тоже учат взрослые.
Весной поездка за ветренницей, мать-и-мачехой, медуницей; позже -
за огоньками, ромашками; а в разгар лета- за лилиями. Все эти цветы
цветут очень недолго, а доставляют огромное эстетическое
удовольствие. Но есть своя прелесть и в зимних букетах из конского
щавеля, полыни, рогоза, камыша, дудника и других цветковых растений.
Природа учит нас чуткости. доброте, красоте. невозможно понять
картины художников, не научившись видеть это в живой природе.
Оставаясь слепым и глухим к природе, ребёнок труднее постигает
окружающий мир, ему сложнее учиться школе. Радость этих встреч
незабываема!



Можно считать уже традиционным наш семейный праздник “Самая длинная
ночь”. Это день зимнего солнцестояния. Первое проведение нашего
праздника запомнилось своей неожиданнастью. Вдруг перед самым Новым
годом ещё один необычный праздник. после школьных занятий, дети и их
родители собрались у нас. В прихожей всех встречал таинственный
полумрак, это создавало сразу сказочное настроение. А сделать это
было очень просто, натянув на светильник цветную юбку. Все гости
переоделись в импровизированные костюмы. Это были элементы костюмов
сказочных героев, даже одна деталь поднимала настроение. Все были
приглашены вдругую комнату, где их всречала бабушка - сказательница.
Но белее всего удивила комната. В ней царил полумрак и освещалась она
только ёлочной герляндой, а на полу стоял цветочный горшок, и в нём
три свечки. этот маленький “костерок” создавал какой-то уют. Вокруг
него лежали свёрнутые ватные одеяла и на них сели все гости. Бабушка
начала свою беседу: “Не внекотором царстве, не внекотором
государстве, а в граде Асине, что средь болот стоит, собрались гости
знатные, девицы - красавицы да красны молодцы со своими мамками -
няньками беседу вести да сказки слушати”.
Дети начали придумывать по ходу свои сказки и вдругстук в дверь. На
огонёк зашел погреться старичок - лесовичок. Это, конечно, наш папа в
костюме. Начались лесные сказки из жизни зверей. А в рюкзачке у
старичка много всяких волшебных предметов. Кусок обыкновенной доски
мог быть от бочки царя Гвидона, от крыльца сказочного терема, от
корыта и т. д. А вот чтобы попасть на скатерть - самобранку надо было
отгадать загадки. С этим заданиемвсе успешно справились и все
направились в соседнюю комнату, где за ширмой на полу был накрыт
стол. всем пришлось садится прямо на пол. Смеху было много! Перед
каждым стояла тарелка со сказочным гномиком (из яйца) и лежало
красочно оформленное “Меню”. Все салаты и напитки имели свои
сказочные названия. “Живая вода, пирожок Красной шапочки, салат
Дюймовочки, наливное яблочко и другие. Надо было вспомнить сказку
прежде чем всё кушать это. А одному салату давалось конкурсное
название (победитель получал приз). После лёгкого ужина дети слушали
сказки в записи. Большая выставка книг всех гостей и хозяев позволила
обменятся. до позднего вечера задержались гости. Этот вечер имел свой
резонанс - на другой вечер в доме наших друзей собрались взрослые и
при свечах пели песни под гитару до утра. С тех пор мы ежегодно
проводим этот праздник. Тематику меняем.
Однажды проводили вечер по теме “Слышен звон бубенцов из далека”.
Название и тематику взяли из книги с таким названием (автор
А.К.Ганулич), которую все гости получили в падарок. Все конкурсы,
загадки, аукционы и викторина посвящались русской тройке. За столом
царил настоящий ямщицкий дух. пели ямщицкий песни, вспоминали
литературные произведения, где упоминалась тройка. Не могли
вспомнить на какой повозке приехал Чичиков. шутки смех не смолкали до
12 ночи, а потом родители пошли провожать всех. (Это тоже наш
семейный обычай всех госте провожать до дома)
Одна ночь посвящалась русскому романсу. Вечерний салон “Фасолинка”
овещался только свечами. Костюмы, причёски 19 века настраивали на
сентиментальный лад. Многие девочки учились в музыкальной школе,
поэтому звучала живая музыка, пели много песен. Было много
кроссвордов, викторин, ребусов. Время пролетело так быстро, а
программа была так насыщена, что не всё удалось провести и осталось
на новогоднюю ночь.
Этот праздник получил своё продолжение. Теперь у нас есть и самая
короткая ночь. Сначала проводили её в городе, а вот 5 лет проводим в
деревне, на даче. это незабываемо и ни с чем несравнимо! Всреча
солнышка у костра! Искры живого, настоящего костра, песни под гитару,
печёная картошка и ночлег на сеновале - это остаётся в памяти на вс.
жизнь!
Не забываем про русские обычаи. Гости в русских костюмах - женщины,
девочки в сарофанах, мальчики в косоворотках. а встречает хозяйка и
всем на голову кладёт венки из полевых цветов. Все припасы
выкладываем сразу на скатерть - самобранку. Расстелено большое
покрывало прямо во дворе на траве. Вокруг него и садятся гости. Здесь
дымокур, здесь самовар, здесь свежий мёд и всякие овощи. Двор
большой, всем раздолье, а детям радость общения с природой. С нова
конкурсы, загадки, самодельные сувениры. И каждый раз всё новые.
После 12 часов ночи идём к костру на конец огорода, где стоят
прекрасные русские берёзы! Дети сидят вместе со взрослыми и спать
совсем не хочется. Когда забнежит рассвет, тогда идут все спать. А
поздно утром снова в лес за земляникой и цветами. Уезжать
действительно не хочется, но этих впечатлений хватает на весь год.
По просьбе выпускников уже дважды была “Самая длинная ночь” и в
школе. По разрешению родителей и директора школы это действительно
оказалась самая длинная школьная ночь. После 7 часового веселья (А
это подготовить было не просто. Здесь в гостях была Шахерезада,
Екатерина 2 и Пётр 1, три богатыря и все со своими кокурсами. Чтобы
попасть на вечер все проходили огонь, воду и медные трубы.)все пошли
провожать друг друга. Это путешествие по ночному городу продолжалось
ещё 3 часа и только рано утром пришли домой усталые и довольные. мне
кажется, что на вечере всречи выпускников эту ночь вспомнят
обязательно.



Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К
нему начинают готовится задолго. мастерим игрушки, гирлянды, готовим
подарки, украшаем квартиру. Недели за две появляются признаки
праздничного оформления. Рисуем новые плакаты, готовим гирлянды из
гофрированной бумаги, отбираем открытки для выставки. К новогодним
открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один
раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в
следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка
обязательно обыгрывается по сценарию. Неожиданным сюрпризом может
явится выставка открыток за многие годы тех людей, которые приглашены
на праздник. Размещение их можно разнообразить - в виде ёлки,
снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних
фотографий, закрепить их можно на стене иглами. Большой простор
фантазии для росписи стёкол шкафов, зеркал. Это очень легко сделать
гуашъю или зубной пастой. Удалить это не трудно, поэтому делаем
рисунки с удовольствием. Не забываем про укхню и прихожую. “Театр
начинается с вешалки, а дом с прихожей” - гласит пословица и об этом
надо помнить. Ёлочные гирлянды, снег и снежинки - обязательные
украшения в нашем доме, особое удовольствие доставляет делать снег.
Привозим в дом лесную красавицу 29 декабря, а 30 - наряжаем. Этот
момент ячень волнующий и в нём обязательно принимают участие все
члены семьи. С этого момента на две недели ёлка будет рядом с детьми.
в нашей семье принято ставить натуральную ёлку, так как дух ели, её
запах, фитоциды очищают воздух квартиры наполняя её живительной
энергией. Очень жаль, что в нашем городе не практикуется сжигание
ёлок, как это делается в Германии. Дух ели поднимается в космос,
очищая воздух вокруг селения.
Новогодние костюмы никогда не бывают богатыми, часто это какие - то
элементы сказочных персонажей, приспособленные для этого старые вещи
с дополнительными украшениемии. костюм необходим, только этот
удивительный праздник позволяет хоть на несколько часов всем стать
детьми. Чтобы всем всю ночь было весело, надо продумать весь сценарий
праздника. если ведутся обыденные разговоры о текущих делах, то
праздника не чувствуется. Запрещено касаться двух тем - политика и
работа, учёба. Нельзя в этот день упрекать ребёнка в плохой учёбе и
его неблаговидных поступках. Для этого есть другие дни. Здесь царит
праздник!
В программу вечера входит интересный ритуал - смена календарей. Это
любят делать и дети и взрослые. Почти ежегодно удаётся
сфотографировать. На фото видно какой год встречаем. Очень вот уже
енсколько лет ь проводим игру “Загадай желание”. В 11 часов
вскрываются конверты прошлого года и читают вслух прошлогодние
пожелания. Что сбылось, а что не сбылось?! Очень редко желания
материального плана, это чаще задание себе по вопитанию каких - то
качеств. Смеху бывает мнаго! Сразу все получают новые конверты, лист
чистой бумаги и ручки, карандаши и все пишут новые желания, конверты
сразу заклеиваем и кладём в большой конверт до следующего. Если кто -
то из прошлогодних гостей не присутствует, то вручаем конверт позже,
часто он о нём и не помнит, а прочитав желания вспоминает весь
прожитый год. Это приучает детей строить планы на будущее
Новогодние подарки особые и готовятся в тайне друг от друга. Это
может быть любая вещичка, но лучше если не куплена. Родители часто
дарят книги по нашим интересам. Подарки готовятся для всех гостей и
кладутся в корзину Деду Морозу. Именные подарки вручаются лично. Дед
Мороз ежегодно посещает нас, часто в этой роли выступает мама, но
побует свои творческие силы и папа. В театрализованном представлении
учавствует Баба Яга, которая похищает Снегурочку и требует за неё
выкуп. Пока Дед мороз выкупает её, отгадывая загадки, Бармалей украл
мешок с подарками. Чтобы задобрить Бармалея, дети поют песниЮ читают
стихи и он отдаёт мешок. Действо вручение подарков очени интересно,
каждого ждёт сюрприз. подарки, конечно, памятные. Но на этом сюрпризы
не кончаются. Вдруг под тарелкой все находят пожелания или прогноз на
год из гороскопа.
А новогодний торт тоже сюрприз. В нём запечён торт или крупная
фасоль. Кому попадёт боб, тот становится бобовым королём. Ему на
голову надевается корона и его три желания обязательно надо
исполнять. Можно такие сюрпризы приготовить и в другие праздники. А
уходя домой гости лбнаружат в карманах пальто кофетку или какой -
либо фрукт. Можно что-то положить и в сапог, сколько восторгов бывает
у детей и у взрослых! Позже все идут на городску ёлку. Однажлы
удалось сфотографировать нас ночью в городском новогоднем городке.
Особо хочется отметить новогодний стол. Скатерть обычно белая и на
ней немного конфети. Возле каждого прибора может быть открытка или
веточка, или салфетка в виде снежинки. На большой тарелке новогодняя
композиция из ветечек ели, свечек, маленьких игрушек и новогоднего
дождя.
Встреча Нового года при свечах. Ещё у нас есть новогодняя карусель,
которая издаёт мелодичный звон. Это распологает к синтементальности и
часто начинается “Венок песен”. Новый год - очень красивый праздник и
чтобы провести его хорошо, надо готовиться. А как проведёш Новый год,
таким будет и весь год. Дети живут сказкой, мечтой. Задача взрослых -
осуществить эту мучту, а возможностей для этого в каждом доме более
чем достаточно.



Праздники могут бать большими и маленькими. Годовые, традиционные
праздники известеы всем, это национальные праздники. В последние годы
во многих семьях и даже школах отмечаются христианские праздники -
Пасха, Рождество, Масленница. На уроках школьников знакомят с
содержанием Библии, поэтому им знакомы библейские сюжеты. Но знаний
не хватает самим учителям. Необходимо каждому учителю хотя бы иметь
текст Библии, а чтобы её читать и толковать нужны специалисты. А пока
знакомство детей проходит на очень примитивном уровне. Чтобы сообщить
детям библейские знания, научить их не просто запомнить, а жить с
ними - это надо делать в семье.
Любовь к христианским праздникам привила нам бабушка по материнской
линии. В её семье царила высокая духовная культура. Доброта,
взаимопомощь, внимание друг к другу - сохранение родственных связей и
традиций - всё это присутствовало во все времена, а они были на
всегда лёгкими
Самым любимым праздником является Пасха. Теперь и мы участвуем в
подготовке праздника и принимаем участие.
Накрывается пасхальный стол. Он так будет стоять неделю. Над столом
закрепляется на стане вышитое праздничное полотенце, его полотно
ткала и вышивала бабушка. Стол накрывается красивой вышитой
скатертью, его вышивала тётя - мамина сестра. На стол ставим свечку
восковую, веточки вербы, крашенные яйца, куличи, зелень овса,
крашенное просо или пшёнку. Куличей выпекаем много маленьких, так как
каждому ребёнку свой кулич, а семейный большой. Один из куличей стоит
до Красной горки на этом праздничном столе. Ещё готовится сырная
пасха из творога и его ечень любят дети. Весь стол окропляется святой
водой.
В нашей семье уже стало привычным обязательно оформлять комнаты
соответственно празднику. Для этого праздника мы достаём свои
реликвии - кроме полотенца почти столетней давности, есть ещё
“панорама” - это деревянный ящичек с увелличительным стеклом в крышке
с набором открыток Киево-Пичёрской Лавры. Эту шкатулку приобрела
бабушка в Киеве, куда совершала паломничество пешком из Воронежской
губернии. Хранятся также письма в адрес прабабушки и прадедушки из
Белозёрской пустыни со святой горы Афон. переписка была регулярной,
посылались небольшие суммы денег, а в благодарность за это из
монастыря приходила посылка с книгами, открытками и лекарствами.
Чтение “Афон” Бориса Зайцева для нашей семьи на пустой звук, а связь
поколений. Также стараемся гостям показать пасхальные открытки уже
современные (их более 30) и пасхальные яйца. В небольшой коллекции
есть деревянные и расписные куриные. Знакомим мы и с книгами. Среди
них особое внимание детей привлекает “Моя первая священная история” -
репринтное издание с 19 года.
Этот праздник даёт такую богатую возможность приобщения к
духовности русского народа, изучение вековых традиций, воспитание
человека на христианских заповедях. Пасхальный поцелуй учит
всепрощению, через это прошли многие поколения русского народа.
Современному человеку просто необходимо всё это не только знать, но и
научиться чувсвовать, а начинать надо с детства.



Семейные праздники - это прекрасная традиция. Это надо передавать
по наследству, это надо развивать, этому надо учить, особенно молодых
родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать
любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому
очень важно учить ребёнка тем принцыпам и той морали, которая в этой
семье. От воспитания в семье зависит кем и каким будет ребёнок, став
взрослым, какая будет его семья. Не надо желеть на воспитание ребёнка
сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом
состоит счастье родителей. Праздник в семье приготовить не сложно,
нужно только пофантазировать. Через праздники и традиции можно
привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести
себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет
чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу,
участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не
научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более
зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок
закрепляет с детства. Теоритические знания не дают возможности
превратится в привычку, если они не закреплялись практически.
Праздник - это своеобразный итог тому, что получил в своём
воспитании ребёнок. Хорошо наблюдать ребёнка в гостях, где он должен
уметь вести себя достойно и свободно. а это достигается благодаря
привычкам. Даже на плохих примерах можно научить как не надо себя
вести. хорошо воспитанные сын или дочь - это высшее достижение
родителей. Ради этого стоит потрудится и приложить максимум любви,
терпения, времени.
“Дети - драгоценный
дар Божий.
Любите детей”- так писал Я.
А. Камнский
Пусть в семьях будет больше праздников для детей!
Пусть в своей памяти они сохранят всё лучшее, что было в их семьях!



Список литературы.

1. Извекова Н.А., Латов Н.В. “Праздник в семье” М.,Педагогика,
1986.
2. Бондаренко Э.О. “Праздники христианской руси” Калининград;
Кн. изд-
во, 1993
3. Ильин М. “Сто тысяч почему?” Л.,Дет. лит., 1989
4. Некрылова А.Ф. “Круглый год” М.Правда, 1991
5. Калининский И.П. “Церковно-народный месяцеслов” М.Худ. лит.,
1990
6. Чкаников И. “Игры и развлечения” М.Детизд., 1957
7. Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. “Большая книга игр и
развлечений”
М.,Педагогика, 1992
8. Болховитиков В.Н., Колтовой Б.И., Лаговский И.К. “Твоё
свободное
время” М. Дет. лит.,1975
9. Леотьева Г.А.,Шорин П.А.,Кобрин В.Б. “Ключи к тайнам кино”
М.Просвещение, 1994
10. “Живая вода” Сборник русских народных песен, сказок, пословиц,

загадок. Сост. Аникин В.П. М.Дет. лит.,1986
11. Рерих Н.К. “О вечном” М. Изд-во полит. лит., 1991
12. Ключевский В.О. “Литературные портреты” М. Современник, 1991
13. Цветаева М.И. Сочинения в 2-х томах Т.2 М.Худ. лит., 1988
14. Ковалёв В.М.,Могильный Н.П. “Русская кухня, традиции и обычаи”
М. Сов. Россия, 1990
15. Даниэль С.М. “Искуство видеть” Л.,Искуство, 1990
16. “Круг светлых дней” Православный народный календарь Сост.
Соколовский В.М., Радуга, 1992







Реферат на тему: Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Министерство образования Российской Федерации
Иркутский педагогический колледж № 2



Семья алкоголиков как фактор риска, обуславливающий положительное отношение
подростков к спиртным напиткам
(Дипломная работа)



Выполнила: Зюзина Н. С.
студентка 4 курса 5 группы,

специальность 0314

"Социальная педагогика"

Научный руководитель:
Деревцова
Е. Н.



Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕ

|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические подходы, рассматривающие проблемы | |
|влияния семьи алкоголиков на социализацию подростков | |
|1.1. Семья – главный социальный институт | |
|1.2. Влияние семьи алкоголиков на социализацию подростка | |
|1.3. Факторы риска, обусловливающие положительное отношение | |
|подростков к алкоголю | |
|1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей | |
|алкоголиков | |
|Глава 2. Алкоголизм семьи как фактор риска, обусловливающий | |
|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |
|2.1. Отношение подростков к алкоголю | |
|2.2. Подростки, воспитывающиеся в семье алкоголиков | |
|2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие | |
|положительное отношение подростков к спиртным напиткам | |
|РЕКОМЕНДАЦИИ | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
|ПРИЛОЖЕНИЕ | |



Введение
Семья – древнейшее устройство на земле, и она занимает важное место в
человеческом обществе. На протяжении всей истории крепкие семьи были
залогом стабильности и благополучия в обществе. Именно в семье человеческая
индивидуальность присоединяется к общественной культуре, в ней человек
усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. Однако
современные семьи переживают кризис, существуя в мире жестокого обращения
с детьми, насилия в браке, алкоголизма и других проблем.
На сегодняшний день в России отмечается рост числа семей
алкоголиков. Такие семьи – острая социально-педагогическая проблема, так
как они не выполняют основную общественную функцию – воспитательную. По
результатам различных исследований (Л.С. Алексеевой, М. М. Плоткина, А.С.
Спиваковской, В. И. Ширинского и ряда других) было выявлено отрицательное
влияние алкогольной семьи на нравственное и психическое развитие подростка.
Деятельность социального педагога заключается в том, чтобы помочь семье
находящейся в кризисе.
Цель исследования: выявить обусловленность отношения подростка к
спиртным напиткам от факторов риска, существующих в неблагополучной семье
алкоголиков.
Объект: отношение подростков к спиртным напиткам.
Предмет: отношение подростков к спиртным напиткам из семьи-
алкоголиков.
Гипотеза: одним из факторов риска, обуславливающим положительное
отношение подростков к спиртным напиткам является семья алкоголиков, в
которой:
- родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков,
- периодическое употребление алкоголя родителями,
- в семье приняты алкогольные традиции,
- подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные
напитки и др.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы, влияния семьи-алкоголиков на
социализацию подростка.
2. Изучить отношение подростков к спиртным напиткам.
3. Выявить семьи-алкоголиков и факторы риска в них, обуславливающие
положительное отношение подростков к спиртным напиткам.
4. Разработать рекомендации, направленные на антиалкогольное
воспитание молодежи, включающие в себя коррекционно-
профилактические мероприятия.
Во введении дипломной работы включены актуальность проблемы и
понятийный аппарат исследования.
В теоретической части исследования рассмотрены вопросы влияния семьи
алкоголиков на социализацию подростков.
Во второй главе изучены факторы риска в семье алкоголиков
обуславливающие положительное отношение подростка к спиртным напиткам.
В выпускной квалификационной работы представлены рекомендации
предлагаемые социальным педагогом родителям по антиалкогольному воспитанию
подростков.


Глава 1. Теоретические подходы, рассматриваемые проблемы влияния семьи
алкоголиков на социализацию подростков

1.1. Семья – главный социальный институт

Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как
малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными или
родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной
ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена
потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в
котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из
них в отдельности [ ]. Семья – это «дом», объединяющий людей, где
закладывается основа человеческих отношений, осуществляется первая
социализация личности [ ]. Семья, по признанию ученых, – одна из
величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего
существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без
семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано
общество, государство; в прочной, надежной семье нуждается каждый человек
независимо от возраста. В жизни конкретных людей семья многолика, поскольку
межличностные отношения имеют много вариаций, широкий диапазон проявлений.
По мнению В. И. Курбатовой, «семья – это малая группа, основанная на браке
или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью
и моральной ответственностью» [ ]. Ф. Адлер определил семью как
общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего
большого человеческого общества [ ].
Для одних семья – оплот, надежный эмоциональный тыл, средоточие
взаимных забот, радости; для других – своего рода поле брани, где все ее
члены бьются за собственные интересы, раня друг друга неосторожным словом,
невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее большинство
живущих на земле связывает прежде всего с семьей: счастливым себя считает
тот, кто счастлив в своем доме [ ].
Семья как своеобразная общность людей, как социальный институт влияет
на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все
социальные процессы. В то же время семья имеет относительную автономность
от общественно-экономических отношений, выступая одним из самых
традиционных и устойчивых социальных институтов [ ].
В понятие «семья» изначально входили представления о питании
(кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат
функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья
является первичной защитной средой индивида [ ]. Семья – это и
результат и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья –
важнейший источник социального и экономического развития общества. Она
производит главное общественное богатство – человека [ ].
Основное значение семьи – удовлетворение общественных, групповых и
индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья
удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и воспроизводства
населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого
своего члена, а также общественные (групповые) потребности [ ].
Семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во
многом зависит дальнейшая судьба человека [ ]. Семью характеризует
несколько факторов.
Первое, что характеризует как фактор воспитания – это ее
воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и
деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста
развивается как существо социальное, для которого среда является не только
условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой и
прежде всего со средой социальной, микросредой, усвоение им «созданной
человечеством культурой» (А. Н. Леонтьев) играют первостепенную роль в его
психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для
ребенка первой культурной пищей, многогранна, она включает в себя предметно-
пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное
окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду
воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное
питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения,
аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и
образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят
методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.
Вся жизнь семьи складывается из множества социальных ситуаций:
прощание на ночь и приветствие друг друга по утрам и т.д. [Стефан, с. 58].
Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она
воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.
Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее
непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой
малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные
«мероприятия», направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств,
качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное
место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования,
запреты, наказания и поощрения. И тем не менее в каждый момент жизни
вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего
характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода,
присмотра, обучения, воспитания. Домашнее воспитание сугубо индивидуально,
конкретно, персонализированно; благодаря этому оно благоприятно для
инициирования активности ребенка. Активность самого ребенка, реализуясь в
той или иной деятельности – основа формирования социально-психологических
новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие
свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со
средой, в процессе его собственной активной деятельности.
Содержание семейного воспитания очень разнообразно. В семье ребенок
бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не
всегда позитивного содержания и смысла. В этом отношении социальный опыт,
приобретаемый в семье, отличается большим реализмом. Через призму
наблюдаемого поведения близких для ребенка взрослых у него выстраивается
собственное отношение к миру, формируются представления о ценности тех или
иных явлений, объектов. Отношения ребенка к окружающим предметам, нормам
поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно,
благодаря его общению со всеми членами семьи. Семья предоставляет ребенку
разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться,
приобретая свой собственный социальный опыт. Можно с полным правом говорить
о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры
складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ
жизни.
С другой стороны, семья представляет собой достаточно замкнутую
общность близких людей, которые воспитывают друг друга, ориентируясь на
общественные интересы, потребности, используя при этом апробированные
временем средства, методы и приемы воспитания, которые передаются от
поколения к поколению. Наблюдается и заимствование новых способов
воздействия, которые взрослые члены семьи видят в окружающей жизни, о
которых узнают из специальной литературы. В меру своих сил и педагогических
возможностей семья руководит становлением личности ребенка, заботясь о его
здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом, трудовом развитии.
Это тоже характеризует семью как фактор воспитания.
Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является
организатором разнообразных видов деятельности детей. От рождения ребенок,
в отличие от многих представителей животного мира, не обладает умениями,
которые обеспечат его самостоятельную жизнь. Его взаимодействие с миром
организуют родители и другие члены семьи. По мере овладения ребенком теми
или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности,
но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная
поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка, дополнительная информация
о том, как лучше сделать, поступить в той или иной ситуации и т.д. Следует
помнить, что мера усилий ребенка должна соответствовать мере его
возможностей.
Однако практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда
бывает «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и
способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут
в силу каких-либо жизненных обстоятельств (тяжелые болезни, потеря работы и
средств к существованию, аморальное поведение и др.)
Следовательно, каждая семья обладает большими или меньшими
воспитательными возможностями, или, говоря языком науки, – воспитательным
потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и
целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего
воспитания.
Понятие «воспитательный (иногда говорят – педагогический) потенциал
семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет
однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик,
отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые
определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей
степени обеспечить успешное развитие ребенка [ ].
А. С. Макаренко в «Книге для родителей» развил мысль о том, что
воспитание ребенка в семье – это не только личное дело родителей, но
процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети
– это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом.
Семья представляет собой систему социального функционирования
человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и
физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных,
условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих
членов чувством любви, общности и радости жизни […..].
Таким образом, будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд
функций (от лат. functis – действие), важна для общества, необходима для
жизни каждого человека […..].
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями,
детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют
микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное
самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается остальной
мир и свое место в нем […..].
Характеризуя современную семью как целостное образование, следует
выделить ее основные особенности.
Преобладание городских семей. Число семей в городах выше, чем в селе.
Город в определенной степени снижает, во-первых, значимость родственных
связей; родственники чаще встречаются только на юбилеях, свадьбах,
похоронах. Во-вторых, в городе ослабевает социальный контроль за поведением
молодежи со стороны родственников, что влечет за собой более легкомысленное
отношение к добрачным связям, бракам с малознакомыми людьми, спешности и
массовости разводов и т.д. В-третьих, наблюдается усиление материнского
влияния на детей и снижение отцовского («скрытая безотцовщина»), что в
конечном счете свидетельствует о снижении воспитательных функций семьи.
Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного
коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность
семьи. На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества,
семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому
на протяжении истории человечества функции семьи не остаются неизменными:
появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержанием ранее
возникшие […..]. Между функциями, по мнению исследователей, существует
тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость; поэтому какие-либо
нарушения в одной из них сказывается и на выполнении другой […..].
Галогузова выделяет следующие функции.
1) Репродуктивная (продолжение рода) – это биологическое
воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.
Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в
потребность иметь детей, заботиться и воспитывать их. Репродуктивная
функция семьи в настоящее время привлекает пристальное внимание
специалистов многих областей знаний: педагогов, демографов, психологов,
юристов, социологов, экономистов, медиков и т.д. Дело заключается в том,
что для поступательного развития человечества важно и количественное, и
качественное воспроизводство населения.
2) Хозяйственная функция – обеспечивает многообразные хозяйственные
потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную
деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупку продуктов и
приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи,
уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других
предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие «домашняя деятельность»
входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить
продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время
содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими как
арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность. Важно,
чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не
считалась прерогативой жены. Справедливое распределение домашних
обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями
представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и
трудового воспитания детей. Именно в повседневной жизни раскрываются
подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы,
формируются черты характера.
Руководство семьей проявляется в разных формах: авторитарной,
демократической, анархической. Последняя форма чаще всего приводит к
дезорганизации семейного образа жизни, отсутствию в семье порядка,
недостаточно четкому выполнению функций отдельными ее членами, вызывает у
них несогласие, непонимание друг друга.
3) Функция организации досуга – имеет своей целью восстановление и
поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
Изучение уровня «Социального самочувствия» показало, что в числе основных
проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются
проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие
перспектив. Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело
организованному досугу. Под досугом понимается внерабочее (свободное)
время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В
русском языке слово «досуг» появилось в XV в., произошло оно от глагола
«досегать», буквально означало – время, когда можно что-то достичь. Досуг
современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются
интересы и потребности всех ее членов. Важно, чтобы досуг был коллективным,
тогда ему с радостью предаются все члены семьи.
Семейный досуг должен оказывать развивающее воздействие на всех членов
семьи: повышать их образовательный, общекультурный уровень, сплачивать
общностью интересов, переживаний. Тогда досуг становится действенным
средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу,
приобретают культуру восприятия искусства, накапливают опыт общения, остро
осознают общность семьи и т.д. Содержательный досуг, доставляющий радость
всей семье, препятствует проникновению в нее таких враждебных
разрушительных сил, как алкоголь, скука, взаимное психологическое
привыкание и отчуждение.
4) Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в
духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению
философа Н. Я. Соловьева, «семья – воспитательная колыбель человека».
Воспитательная работа – очень сложный процесс, в котором взаимно
влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.
Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в
сотрудничестве, когда оба дают и оба чувствуют себя наделенными дарами.
Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:
а) воспитание ребенка, формирование его личности, развитие
способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом,
служит передачей ему социального опыта. Через внутрисемейное общение
ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения,
нравственные ценности;
б) систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на
каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье
вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой
составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с
первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает.
Изменяются только формы воспитания;
в) постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи),
побуждающее их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на
самовоспитании воспитателей. В человеке заложена потребность передавать
свой опыт, свои знания другим людям. Эта потребность побуждает иметь детей,
которые нуждаются в опеке, учении. Ребенок в семье – неисчерпаемый источник
жизненных импульсов, эмоциональных стимулов для родителей. А желание
развить у своего ребенка способности, которые помогут ему безболезненно
вступить в новую жизнь, побуждает взрослых к постоянной работе над собой.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это
прежде всего самовоспитание родителей. Очень важно привить ребенку те
качества, которыми сам не обладаешь и «отучить» от таких, которые постоянно
демонстрируешь.
А. Г. Харчев, помимо вышеперечисленных, выделяет следующие функции:
1) Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее
членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между
супругами, родителями и детьми, старшим поколением и младшим;
2) духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
социально-статусная – предоставление членам семьи определенного
социального положения в обществе.
Сорокин дополняет вышеперечисленные функции такими, как социально-
физиологическая и экономическая. Но в настоящее время, по мнению
социологов, психологов и других специалистов, эти функции разрушаются. Во-
первых, дети раньше уходят из семьи: в ясли, сад, школу. Во-вторых, семья
перестает быть фабрикой рождаемости. И, в-третьих, эмансипация женщины и
детей выводит их из экономической зависимости от мужа и семьи, дает права
человека, выводит из семейного эгоизма […..].
Семья, согласно концепции С. Роудз, проходит семь стадий развития – от
стадий формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной
поддержки между поколениями […..].
Процессы социализации в семью включены в обыденную жизнь семьи, в
распорядок дня, в распределение ролей членов семьи, в том числе и детей, в
определение расширенного и не разрешенного, в ценностные ориентации
взрослых. Внутрисемейные структуры общения, домашние сцены и ритуалы
зависят от условий жизни семьи, возможности возникновения конфликтов в
системе брака, формализированных различным образом личностными
особенностями родителей; в соответствии с ними подростку предоставляются
различные степени свободы, самоопределения, самопредставления и развития.
Охватить все стороны процесса социализации в семье чрезвычайно трудно,
поскольку они не подчиняются четким и устойчивым правилам, находясь,
однако, под многообразным воздействием общественной среды и личного
жизненного опыта; каждая семьи развивает собственную динамику
внутрисемейных отношений […..].
Таким образом, семья является интеллектуальным и посредническим звеном
передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта
эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта
отношения к явлениям, продуктам жизни.

1.2. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков

Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления. Особенно резко
ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или
девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное
представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он
является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует
свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И
вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано
с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому
расположена его душа, которое он сам ищет в мире

Новинки рефератов ::

Реферат: Появление христианства (Религия)


Реферат: Глобализационные процессы в современном мире (Философия)


Реферат: Биография Гумелева (Литература : русская)


Реферат: Анализ пропорциональности развития рынка банковских услуг (Банковское дело)


Реферат: Крестьянская реформа начала 20 века (История)


Реферат: Виды предпринимательства (Предпринимательство)


Реферат: Территория государства (Контрольная) (География)


Реферат: Отличительные черты русского менталитета (Социология)


Реферат: Перспективы развития фондового рынка, его место и роль в экономике страны (Банковское дело)


Реферат: История АО "Металлургический завод "Серп и молот" (Металлургия)


Реферат: Восприятие (Психология)


Реферат: Расчет тарифных ставок в страховании (Страхование)


Реферат: Праздничная культура эпохи средневековья (Искусство и культура)


Реферат: Территории в международном праве (Международное публичное право)


Реферат: Имидж делового человека и пути его формирования (Психология)


Реферат: Конституционное право Украины как отрасль права (Право)


Реферат: Социальные конфликты в современной России: причины, особенности и формы развития (Социология)


Реферат: Творческая работа по москвоведению: "Брусчатка, опаленная войной" (Москвоведение)


Реферат: Личность (Педагогика)


Реферат: Война в Афганистане (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист