GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Развитие индивидуальных художественных особенностей у детей через овладение техникой вязания (Психология)



План:
Введение

I История развития вопроса в работах педагогов.
1. Взгляды зарубежных представителей педагогики.
2. Развитие вопроса в России.
3. Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.

II Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.
1. История развития народного промысла.
2. Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.
3. Обработка пряжи.
4. Развитие вязального производства в настоящее время.

III Практическая часть.
1. Использование техники вязания в кружковой работе.
2. Методы, используемые на занятиях по вязанию.
3. Конспекты занятий.
4. Рекомендации.

IV Заключение.

V Список литературы.

VI Приложение.



Введение.



Задача развития индивидуальных художественных возможностей школьников,
воспитания в них новаторского отношения к труду всё больше овладевает
педагогическим сознанием преподавателей.
Творчески работающий педагог находится в постоянном поиске путей и
средств решения задач трудового воспитания, а также вопросов развития
индивидуально художественных особенностей. Поэтому задачей руководителя
кружка является заложить основы творческого потенциала ребёнка и его
художественного развития.
В работе с детьми школьного возраста, используя работу в технике
вязания, можно организовать увлекательный процесс развития индивидуальных
возможностей. На это ориентирует программа кружковых занятий.
Большинство исследователей, затрагивающих проблему развития
индивидуальных творческих возможностей школьников, считает, что этому
способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях,
показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения. Поэтому
руководители кружков обязательно должны целенаправленно выявлять склонности
детей и, учитывая педагогические требования, предлагать им темы работ в
соответствии с их интересами и возможностями. Необходимо позволять детям
самим предлагать вид изделия, способы работы, экспериментировать, вносить
новшества. Индивидуальный труд учащихся во время кружкового занятия
заключается в том, что под общим руководством преподавателя школьники
самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика,
содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников для успешного
выполнения намеченных планов.
Индивидуально художественные особенности – понятие широкое. Оно
заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание
преподавателя. Проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение
владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для
всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-

разному.
В наше время каждый ребёнок стремится быть непохожим на остальных, это
проявляется в стремлении лучше учиться, одеваться, выглядеть. Поэтому
задачей учителя является уделить внимание индивидуальным желаниям и
требованиям детей.
«Индивидуальному развитию способствует формирование самостоятельной
работы, которая активизирует ребят для достижения наилучшего результата,
овладения умениями и навыками. Довольно часто самостоятельной считают любую
работу по изготовлению изделия, объясняя это так: ребята ведь сами делают.
Действительно, учащиеся сами выполняют трудовые операции, но чаще всего их
деятельность носит подражательный характер. Что не ведёт к умению
индивидуального проявления и к развитию творческого мышления».1
Кружковые занятия по вязанию помогают ребёнку реализовать свои идеи в
изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. А так же
способствует развитию индивидуальных особенностей в овладении способами
вязания, работе с материалом и инструментами.
На кружках по вязанию развивается творческое начало. Дети со
школьного возраста имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и
неповторимость сделанных своими руками различных работ. Занятия рукоделием
привлекают детей результатами труда, расширяют возможности создания
неповторимых рисунков и моделей одежды. Связанную собственными руками вещь
не увидишь ни на ком. А сколько радости доставят домашним связанные
ребёнком шарф, кофта, носки! Все вещи хранят тепло детских рук, которые её
создавали.
Первоначальные сведения о развитии вязальной промышленности,
выработки волокнистых материалов, о народных умельцах дети получают на
уроках труда. На кружковых занятиях имеются необходимые условия расширить и
углубить эти сведения, что позволяет преподавателю сделать занятие
увлекательным.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что кружковые занятия по
вязанию дают толчок развитию детского творчества, фантазии, трудолюбия, что
успешно при правильной организации работы. Не все дети, занимающиеся в
детстве рукоделием, становятся в будущем вязальщицами. Но очень важно, что
уже в школьном возрасте они проходят практическую подготовку, знакомятся с
материалами и инструментами, производства. Это отвечает современным задачам
трудового обучения и воспитания общеобразовательных и профессиональных
школ.
Целью дипломной работы является показать, как овладение техникой
вязания влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей.
Задачи включают:
- показать, как знакомство с техникой вязания можно осуществить развитие
творческого мышления и индивидуальных возможностей.
- сообщить об истории вязания и о его значении в русском народном
творчестве.
- рассказать о развитии и значении трикотажной промышленности в прошлом и
настоящем времени.
- рассказать о влиянии кружковых занятий по вязанию на развитие
индивидуальных возможностей детей.
- предоставить пособия, способствующие глубокому изучению техники вязания.
- дать рекомендации по использованию данной работы.
Объектом изучения вопроса являются школьники, субъектом- кружковые
занятия по вязанию.



История развития вопроса в работах педагогов.
Взгляды зарубежных представителей педагогики.



История педагогики изучает и освещает развитие педагогической теории
в той общественно-политической обстановке, в которой она развивается.
Наряду с вопросами о всестороннем развитии ребёнка, важное внимание
уделяется проблеме развития индивидуально-творческих возможностей. «Впервые
этот вопрос рассматривался Джоном Локком – представителем новой буржуазии.
В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая подготовила
почву для преобразования общеобразовательных учреждений. Обобщив передовой
для той эпохи опыт воспитания обучения, опираясь на последние научные
данные, Локк научно разработал единую систему народного образования,
которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.
Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Некоторые мысли о
воспитании» (1693), оказавшей огромное влияние на европейскую
педагогическую мысль XVII века. Джон Локк считал, что для достижения
положительных результатов в воспитании следует внимательно изучать
индивидуальные особенности ребёнка, надо выявлять у детей различные
качества, «сообразно различиям этих качеств должны различаться методы»,
писал Джон Локк. По его мнению «в зависимости от преобладающей страсти и
господствующих наклонностей» ребёнку следует заниматься любимым видом
творчества. Целью воспитателя является помочь детям развивать способности в
этой сфере».2
«Французский материалист XVIII века Иоганн Генрих Песталоцци хотел
«для самого последнего бедняка сделать возможным правильное развитие
физических, умственных и нравственных особенностей». Он считал, что общая
цель воспитания – проявление в детях «истинной человечности», которая
достигается путем гармонического развития у каждого ребёнка всех его
природных способностей, стремлений, индивидуальных возможностей. Большой
заслугой Песталоцци в области педагогики явилась его идея о развитии в
процессе обучения индивидуальных способностей детей и подготовки их к
деятельности.
Мария Монтессори (1870-1952) – итальянский педагог, теоретик
дошкольного образования. Свою деятельность она разворачивала в конце XIX
века, когда капитализм вступил в высшую фазу своего развития – империализм.
Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их
самостоятельные занятия притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями
детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму –
индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах
(сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает
максимальное сосредоточение ребёнка на предмете и исключение всякого
отвлекающего влияния личности воспитателя. Она считала, что учитель имеет
право настаивать, чтобы ребёнок усвоил то, чего не знает. Педагогика
Монтессори и сегодня применяется в детских садах многих капиталистических
государств».3


1.2.Развитие вопроса в России.



«В начале XVIII века происходило быстрое развития Русского
государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты. Важную
роль в развитии этой эпохи внесли Ломоносов, Бецкой, Новиков. Касаясь
вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения
должен быть приятым для детей, проводиться без принуждения, опираясь на
индивидуальные особенности детей».4
«Других взглядов на воспитание придерживался А.Н. Радищев. Критикуя
русских (И.И. Бецкой) и западноевропейских педагогов (Жан-Жак Руссо и др.),
которые выступали с требованием индивидуального воспитания детей, Радищев
подчёркивал: «Человек рождён для общежития …». Он говорил, что удаление
детей от реальной жизни способствует воспитанию индивидуалистов. Радищев
утверждал, что характер человека формируется его деятельностью на общее
благо. Воспитание должно способствовать развитию в ребёнке интересов,
присущих обществу.
Среди советских педагогов принадлежит В.А. Сухомлинскому. Активный
последователь идеи Макаренко он внёс много нового в методику работы с
отдельным учеником. В своей книге «Сердце отдаю детям» он ярко показал, что
успех воспитания возможен только при глубоком знании индивидуальных
особенностей каждого ребёнка».5
«В 60-70-х годах началась работа по совершенствованию воспитания
учащихся. Духовное становление личности не может происходить без
художественного воспитания детей. В школах вводится новая программа по
музыке, трудовому воспитанию, рисованию. Через единство этих видов
деятельности в процессе познания осмысливается основная функция искусства.
В 70-80-е годы проводилась экспериментальная работа советских педагогов-
новаторов. Педагогический поиск И.П. Волкова ориентировался на развитие
индивидуальных творческих возможностей ученика; М.П. Щетинина – на создание
школы – комплекса как центра гармоничного развития детей, школы, где
учебная деятельность сливается с индивидуально – художественной».6
В курсе лекций по педагогике Б.Т. Лихачёв полно раскрыл проблему
индивидуально – личностного воспитательного взаимодействия педагога и
воспитанника.
Теория индивидуального творческого развития находит применение на
практике и в наше время, постоянно совершенствуясь в методиках различных
видов творчества.

1.3.Сущность индивидуально-личностного взаимодействия.



«Здоровое увлечение педагогикой детского воспитательного коллектива
привело в теории и на практике к ослаблению внимания к проблемам
индивидуального становления детской личности. В педагогике произошло
противопоставление понятий коллективизма и индивидуализма, при однозначном
поощрении воспитания коллективиста в коллективе и осуждении воспитания
индивидуальности средствами парно – индивидуального взаимодействия.
Ортодоксально – коллективное воспитание, хотя и имеет в виде
формирование каждой личности, всё же проходит мимо тончайших сфер
психической жизни и свойств индивидуальности ребёнка. Общим характером
воздействия и взаимодействия оно усредняет личность не только с точки
зрения общих нравственных свойств, но и ограничивая возможности творчески –
индивидуальных проявлений. На общем фоне одних только коллективных
отношений блекнет интимный мир каждого отдельного ребёнка, его натура не
находит выхода общению, самоутверждению, обогащению. Как не парадоксально,
но такое состояние воспитания обедняет ребёнка, противостоит
действительности коллективности, суть которой во взаимообогащающих
взаимодействиях здоровых индивидуальностей,
личностей сильного и творческого духа. В свою очередь, ортодоксально –
парное воспитание, игнорирующее общественное начало, подавляет
коллективистические устремления ребят, ведёт к укреплению в сознании и
привычках ребёнка эгоистического индивидуализма.
В реальной практике повседневного воспитания коллективное и парно –
индивидуальное взаимодействие детей и взрослых органически и неразрывно
переплетаются между собой. Они взаимодополняют и взаимообогащают друг
друга. В преодолении противоречий между собой комплексное и парное
взаимодействие делают воспитательную среду богаче, ярче, многообразнее,
эмоциональнее, духовно – нравственнее и одновременно мягче, эстетичнее,
светлее, человечнее. Подлинный мастер, педагог – воспитатель, организуя
жизнь детского коллектива, одновременно выходит на обустройство личной
жизни, стабилизацию духа каждого ребёнка с помощью индивидуально
личностного, парного взаимодействия детей. Успех парного взаимодействия не
может быть достигнут за счет усилий только одного воспитателя. Его задача в
том, чтобы войти в контакт с каждым своим воспитанником, но она и в том,
чтобы обеспечить каждого ребёнка возможностью педагогически
целесообразного, многостороннего, удовлетворяющего его, индивидуально –
личностного общения. Необходимо создать систему подвижного, творческого,
взаимообогащающего взаимодействия. Система парного общения помогает
завоевать доверие ребёнка, проникнуть в его внутренний мир, помочь ему в
сложном деле самостановления.
Цель индивидуально – личностного взаимодействия взрослых и детей
расслаивается на деловую и духовно – нравственную. Деловая цель состоит в
том, что воспитатель делится с ребёнком своим жизненным опытом. Он учит
работать с иглой, рисовать, петь, вязать и др. Это своеобразная форма
шефства. Реальный критерий успешности такого взаимодействия – овладение
детьми знаниями, умениями, навыками, отношения доверительности и
товарищества с воспитателем в совместном труде.
Духовно – нравственная цель состоит в том, чтобы на основе взаимной
симпатии наладить человеческий доверительный контакт, желание и стремление
обмениваться в процессе взаимодействия опытом духовной жизни. Рождающиеся в
индивидуально – личностном сотрудничестве товарищеские отношения детей и
взрослых, требуют специальных форм взаимодействия и общения. Среди них –
обсуждение общих и личных проблем, дача советов, дружеские дискуссии и др.
Парное воспитательное взаимодействие детей и взрослых имеет большое
значение в становлении детской индивидуальности. Оно не противоречит
воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его. Индивидуально –
личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в
целостном педагогическом процессе».7



Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства.
2.1.История развития народного промысла.



Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного
искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается
в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. «До нас
дошли экземпляры вещей, связанных в IV-V веках нашей эры. В одной из
гробниц Древнего Египта был найден детский носок довольно сложного
исполнения: большой палец отделён от остальных для того, чтобы было удобно
протянуть ремешок сандалии. В Перу примерно в тот же период был связан пояс
с великолепным орнаментом колибри. Судя по сохранившимся портретам средних
веков, английские и французские короли предпочитали шитым чулкам вязаные,
которые подчёркивали достоинство форм ног».8
«Вязание на спицах всегда главным образом применялось для
изготовления чулок. Вязаные чулки и носки из овечьей шерсти домашнего
прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Обычно
они бывают одноцветными и художественного значения не имеют. Но в некоторых
районах праздничные вязаные изделия привлекают внимание нарядными
орнаментами. Их изготовляли на Севере и в районах Рязанской, Пензенской,
Тульской и других губерний.
Особенно выделяются русские посёлки по рекам Мезени и Пинеге.
Орнаментальное вязание наиболее распространено у финно-угорских народов, в
том числе у коми, от которых это искусство могло прийти к русским, живущим
по соседству.
Прежде вязали из неокрашенной шерсти натуральных расцветок, сочетая
обычно белую с коричневой или чёрной. С конца XIX века стала применяться
окрашенная шерсть разнообразных типов. Как правило, каждое цветовое решение
в узоре гармонично и в этом проявляется большая народная культура.
Существуют изделия с крупным раппортным орнаментом, фигуры которого
(разные ромбические формы сложного силуэта) нередко делятся цветом на части
– полосы. Крупные рисунки сдержанных и светлых тонов выполняются в
Лешуконском районе, по реке Мезени. Полосатые, многоцветные – в
Карпогорском районе, по реке Пинеге.
Цветочные мотивы характерны для ярких вязаных сапожек, которые
выделывали в конце XIX- начале XX века в Арзамасе близ Нижегородской
губернии.
Помимо чулок в быту популярностью пользовались вязаные джемпера,
жакеты, шали, перчатки и т.д.».9
«Совершенно уникальное, оригинальное развитие получило ручное узорное
вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков. Ими занимаются
с XVIII века женщины в южных и восточных районах Оренбургской области,
вдоль рек Урала, Сакмары и Ори. Суровый климат и специфические особенности
местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз,
обладающих лёгким, тёплым, длинноволокнистым пухом, какого нет ни у одной
другой породы. Промысел узорного пуховязания родился в среде уральских
казаков, поселившихся в этих местах в XVII веке. Прежде калмыки и казахи
использовали козий пух – вязали шарфы и телогрейки, но искусства узорного
вязания у них не существовало. Установлено что основателем промысла был
географ и историк П.И. Рычков, который проявил в этом вопросе большую
инициативу. Его жена в течении многих лет приучала местное население к
пуховязанию, собирая казачек у себя в доме в селе Спасском Бугульминского
уезда.
В промысле постоянно изготовляют платки дух видов: пушистые, более
плотные, из серого пуха и тонкие, шелковистые, ажурные – из белого.
«Паутинки» вызывают издавна особый восторг своей лёгкостью и красотой
узлов, высочайшим мастерством исполнения. Такой платок весил всего 70
граммов и был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в
поколение, а теперь ему обучают и на уроках труда в ряде средних школ
Оренбургской области. Творчество вязальщиц сочетает большое
профессиональное исполнительское мастерство знание традиционных узоров и
свободную импровизацию. Спрос на оренбургские платки постоянно превышает
возможности производства. Уникальные шали, платки, палантины неизменно с
успехом демонстрируются на художественных выставках». 10
В настоящее время, когда трикотаж во всех его видах, в том числе
ручное вязание, получил самое широкое бытование и в городе, и в деревне,
традиции народного узорного вязания приобретают особенно актуальное и
перспективное значение. В наше время вяжут разнообразные современные
предметы модной женской, мужской и спортивной одежды и дополнений к
костюму: головные уборы, женские сумки, шарфы и др. Вязаные панно, подушки,
скатерти, салфетки, прихватки служат прекрасными деталями, придающими
своеобразие интерьеру квартиры.
Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого,
даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное тем, что вязание даёт
целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и
вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого
дела.

2.2.Инструменты и материалы. Технология выполнения набора петель.



«Для вязания используются: спицы разных номеров – от 1 до 10 [см.
табл. №15]. Их подбирают так, чтобы нить была в 1,5 – 2 раза тоньше. Вещи с
ажурными рисунками вяжут спицами больших размеров, а для изготовления
лёгких изделий, резинок, отделочных планок берут тонкие спицы. Спицы бывают
металлические, пластмассовые, костяные, деревянные. Концы спиц не должны
быть острыми, чтобы не рвали нить и не кололи пальцы, или тупыми – ими
трудно вязать. Для изделий без шва необходимы кольцевые спицы, соединённые
эластичным тросиком. Так же в работе понадобятся большие булавки для
собирания петель; большая швейная игла для сшивания деталей изделия.
Материал может быть различным – шерстяные, хлопчатобумажные, шёлковые,
синтетические и смешанные нитки (табл. № 11,12). Можно соединить две или
несколько гармонирующих по цвету нитей.
Вязание начинается с набора петель. Количество петель, набранных для
детали изделия, зависит от плотности вязания. Опытные вязальщицы знают
несколько видов набора петель, но существуют два более простых и
распространённых способа – набор из 2-х нитей и 1-ой нити (см. табл.
№13,14).
Чтобы научиться вязать следует освоить вывязывание двух петель –
лицевой и изнаночной (см. табл. №16 и №3). Все остальные виды петель в
основном представляют собой варианты этих двух. При различных комбинациях
только лицевых и изнаночных петель можно получить множество рисунков для
вязания шарфов, свитеров, платьев и т.д. (см. табл.№1-10).»11
Работа в технике вязания требует соблюдения правил техники безопасности:
Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе.
Концы спиц должны быть защищены колпачками.
Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и
не порвать нить.
Спицы должны храниться парами.
Нитки нельзя разрывать руками и перекусывать.
Ножницы должны лежать на столе сомкнутыми и храниться в чехлах.
Передают ножницы кольцами вперёд.
Иглы должны храниться в игольнице, нельзя вкалывать иглы в одежду и
оставлять без нитки.
Сломанную иглу нужно выбросить.
Не брать иглу в рот.
Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не
испортить изделие.
Нельзя включать утюг мокрыми руками.
Утюг должен при включении стоять на жаростойкой подставке.
Перед включением нужно проверить исправность шнура и вилки утюга.
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
Умение правильно и аккуратно завершить работу – один из секретов успешности
проделанной работы. Прежде, чем скрепить детали, их выпаривают через
влажную ткань. Затем просушивают и, скрепив все детали булавками, сшивают
большой иглой.
Овладение техникой вязания требует не только умения правильно вязать
узор. Для успешного изготовления изделия необходимы специальные
инструменты. (см. табл. №16)

2.3.Обработка пряжи.



«С давних пор широко практикуется окрашивание пряжи для вязания и ткани.
Народный способ окраски растениями известен издавна. Растительными
красителями мягких оттенков пользовались до второй половины XIX века, до
появления ярких, дешевых и простых в приготовлении анилиновых красителей.
Окраска растениями требует определённых навыков, времени, терпения и
внимания, но зато полученные оттенки цветов будут устойчивы и красивы. На
территории нашей страны имеется около 80 видов растений, которые в
различной степени можно использовать в качестве красителей. Красители
получают из корней, стеблей, коры, листьев, цветов и плодов растений.
Получение красителей зависит от возраста растений, от времени сбора. Из
местных растений получают в основном чёрные, жёлтые, зелёные, коричневые и
серые краски. Наши предки умели получать интересные оттенки красок,
добавляя к растениям те или иные вещества.
Листья берёзы и в древние времена были распространённым красителем. В
основном листья берёзы окрашивают в жёлтый и зелёный цвет. Окраска корой
ольхи известна повсюду. Вероятно, это одно из первых растений, которым
красили в древние времена. Красят обычно корой ольхи, реже – листьями,
древесиной, серёжками. Корой ольхи красят шерсть и лён – в основном в
чёрный и коричневый цвета. Окрашивая вереском, можно получить много
оттенков разных цветов – светло-коричневого, чёрно-бурого, зелёного,
жёлтого. Цветки зверобоя обыкновенного используют для окрашивания в красный
цвет. Но в настоящее время промышленность в достаточной степени
обеспечивает производство красителей, поэтому их можно купить. Но обращение
к народному опыту в области окрашивания шерсти даёт возможность получить
своеобразные оттенки, которые не выпускаются промышленностью».12

2.4.Развитие вязального производства в настоящее время.



Вяжут не только спицами. Большой популярностью у рукодельниц
пользуется вязание крючком. Изделия, связанные длинным крючком, практичны в
носке, т.к. полотно не вытягивается и почти не деформируется после стирки.
Такое вязание называется «тунисское». Обычным крючком вяжут ажурные
салфетки, кружевные воротники, украшают элементы одежды. Используя технику
плотного вязания, вяжут кофточки, шапки, шарфы. Полотно выполненное
крючком, также мало растягивается.
«Необходимыми инструментами для вязания на «вилке» являются крючок и
«вилка». Используется любая пряжа. С помощью этой техники выполняют шали,
шарфы, элементы украшения одежды и интерьера. Вязание на «вилке» несложное,
но требует определённых навыков и умений.
Машинное вязание трикотажных изделий в домашних условиях выполняется
на ручных плосковязальных машинах. На всех машинах можно выполнять
различные, как одноцветные, так и многоцветные узоры, комбинируя и
видоизменяя которые получают множество вариантов рисунков. Полотно при
машинном вязании получается значительно ровнее, чем при вязании спицами.
Развитие промышленности трикотажного производства достигло высокого
уровня в настоящее время. Фабрики по изготовлению вязаной одежды снабжены
лучшим вязальным оборудованием. Выпускаемые вещи практичны, красивы и
пользуются спросом среди людей.»13



Практическая часть.
3.1.Использование техники вязания в кружковой работе.



Кружковая работа строится по принципу добровольности, поэтому её
содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям
учащихся. Кружковые занятия дают преподавателю возможность проводить
разнообразные занятия, развивающие способности детей в той или иной
области, воспитывающие у них интерес и любовь к творчеству. При организации
кружковой работы преподаватель должен соблюдать следующие принципы:
обеспечивать добровольность выбора учащимися содержания занятий с учётом
личных склонностей детей;
опираться на самостоятельную творческую инициативу детей;
знакомить детей с новыми видами творчества.
«Основное внимание на занятиях по вязанию на спицах целесообразно
уделять формированию практических умений и навыков работы, выполнению
элементов украшения для связанных изделий, правильному подбору инструментов
и материала для задуманного изделия, развитию самостоятельного подхода в
выполнении той или иной работы.
Руководителю занятий необходимо учитывать возрастные особенности и
специфику внеклассной работы, которая организуется после активного
умственного труда детей на уроках. Обычно новую информацию нужно сообщать
небольшими порциями, вновь полученные знания сразу закрепляют практическими
умениями, повторение знаний и совершенствование умений осуществляют не на
образцах, а на разнообразных изделиях, которые обязательно несут смысловую
нагрузку (начинают с простых изделий по конструкции и небольших по объёму
работы так, чтобы дети могли быстро увидеть результат своего труда,
старились работать так, чтобы в каждом новом изделии учащиеся могли
проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку при выборе
отделки, рисунка вязания и т.д.).
На вводном занятии целесообразно обобщить представления школьников о
процессе вязания спицами, инструментах и материалах, из которых вяжут в
домашних условиях, трикотажных ателье и на производстве; дать общие
сведения о подборе спиц для различной пряжи, показать образцы нитей, наборы
разнообразных спиц, образцы изделий, которые дети могут вязать на занятиях.
Вводное занятие можно построить в виде беседы, в процессе которой
руководитель кружка выясняет, что учащиеся уже знают, и дополняют эти
знания. Готовясь к такому занятию, важно продумать ряд вопросов к учащимся:
из чего вяжут изделия на спицах? Из какого материала делают спицы? Чем
отличается процесс изготовления изделия из ткани от процесса изготовления
вязанного изделия?
Можно подготовить небольшой рассказ о вязании, трикотажном
производстве, который заинтересует детей, показать самодельные вязаные
вещи.»14
В содержание кружковых занятий целесообразно включить работу над
изделиями, которые не дублируются с теми, что дети изготовляют на уроках
трудового воспитания. Поэтому преподавателю кружка следует быть в
постоянном творческом поиске, фантазировать, вносить что-либо новое.



3.2.Методы, используемые на занятиях.



Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента.
Автор, используя различные методы, показывает как кружковые занятия по
вязанию влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия
носили художественно-творческий характер, что прежде всего предполагает
создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения.
Преподавателем предложена работа по изготовлению детской шапочки. «Занятия
художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая
индивидуальные возможности. Вместе с тем, преподаватель помогает ребятам
вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на
пустом месте».15 Поэтому преподавателем были предложены образцы не для
копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать
имеющиеся умения. Для этого детям были показаны образцы вязок (см. табл. №1-
10) и изделие (готовое, иллюстрации).
В процессе кружкового занятия преподаватель использует практические и
словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его
руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между
теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение
последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является
развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается
акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не
даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает
выбор узора вязания, отделки изделия. Поэтому преподавателем был
использован следующий приём: дети работали с технологическими картами без
подробнейшего описания операции и приёмов работы. При составлении
технологических карт умышленно упущено описание узора шапочки.
«Демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения,
помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых
объектов, облегчить усвоение материала. Использование пособий преподаватель
сопровождал объяснением, что делало обучение более доходчивым, пробуждало в
детях творческую инициативу. На занятии по знакомству с материалами,
инструментами и приёмами работы преподаватель использовал таблицы (см.
табл. № 11-16)».16
В разработке занятия преподаватель применил программированный метод,
который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого
ученика. Этот метод следует рассматривать как осуществление новой формы
самостоятельной работы детей. «Сущность программированного метода
заключается в том, что после передачи учителем информации, дети должны
решить практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с
учётом индивидуальных особенностей детей».17 Для средних и сильных детей
даётся задание более сложное, т.е. для изготовления шапочки преподаватель
предлагает образцы более сложных вязок. Дети работают самостоятельно
прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего
возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление
изделия более простой вязкой. Основная задача учителя заключается в
организации работы по изготовлению шапочки и оказании индивидуальной помощи
отстающим ученикам.
Изготовление шапочки для куклы рассчитано на два занятия по два часа.
Кружок посещают 10 девочек в возрасте от 10 до 14 лет. Тема для занятия
подобрана с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.

3.3.Конспекты занятий.



Тема: «Изготовление шапочки для куклы».
Цель: познакомить детей с разновидностями плотного вязания, начать
выполнение шапочки для куклы.
Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, сантиметровая
лента, игла, крючок, булавка, бумага, карандаш.
Методы:
словесный (беседа, объяснение)
наглядный (образцы, иллюстративный материал, технологические карты)
практический (упражнения)
эвристический (продумывание будущей работы)
Использованная литература: Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва,
«Малыш».-1986г.

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте ребята! На сегодняшнем занятии мы научимся вывязывать новые
узоры и начнём изготовление шапочки для куклы. Нам понадобятся нитки разных
цветов, спицы, сантиметровая лента, игла, крючок, ножницы, булавка.

Вводная часть

Все мы знаем, что человек использует разные нитки для шитья, вязания,
плетения. И они играют важную роль в жизни человека.

Сообщение нового материала

Нитки бывают хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми, капроновыми,
синтетическими и др. Их отличают между собой толщина, фактура, сила
натяжения, а также сырьё, из которого их изготовляют. Разнообразны по
фактуре и шерстяные нитки, которые в основном используют в вязании спицами.
Их называют пряжа (педагог показывает таблицу «Разнообразия ниток»). Здесь
мы видим, что нитки бывают пушистыми, плотно крученными, украшенными
люрексом, буклироваными. Для изготовления шапочки для куклы нам понадобятся
не очень тонкие нитки. Что облегчит вашу работу над изделием.

Практическая часть

А теперь приступим к делу. Пользуясь образцами вязок и технологическими
картами вы выберете узор для вязания и форму изделия. Я с помощью образцов
не буду ограничивать ваши желания, поэтому лучше будет, если вы захотите
связать шапочку непохожую на другие.
(Дети ориентируются в выборе будущего изделия. Намечается эскиз).
Готовое изделие можно будет украсить вышивкой или обвязать крючком. Вам
решать! Прежде, чем приступим к работе, давайте вспомним (педагог задаёт
вопросы).
Как передаются ножницы? (кольцами вперёд)
Как они должны лежать? (сомкнутыми)
Где должны храниться иглы? (в игольнице)
Теперь я напомню вам ещё несколько правил, которых нужно придерживаться,
работая в технике вязания.
Клубок должен лежать в коробочке, чтобы не загрязниться и не путаться.
Спицы должны быть не очень длинными, чтобы не мешали остальным девочкам.
Концы должны быть безопасными, с защитными колпачками (кусочками резинки).
Седеть при вязании следует на стуле со спинкой, слегка наклонив голову
вниз.
Теперь приступим к работе. Прежде чем начать вязать какую-либо вещь
определяют плотность вязки. На прошлых занятиях вы этому уже научились.
Поэтому не составит труда связать шапочку нужного размера. Сначала измерим
окружность головы вашей куклы (Дети с помощью сантиметровой ленты измеряют.
Педагог оказывает помощь). Полученный результат увеличим в 2-3 раза. Теперь
мы знаем, сколько петель набирать. Берём спицы и набираем петли (Дети
набирают петли). Основой любой шапочки является резинка (Дети с помощью
таблиц выбирают вид вязки «резинка»: двойная, английская и др.).
В зависимости от выбранной формы изделия и вязки дети начинают
индивидуально работать. Педагог оказывает помощь всем детям в процессе
работы. После получасовой работы педагог даёт возможность детям отдохнуть.
Так как работа в технике вязания требует усидчивости и даёт большую
нагрузку на глаза, педагог в процессе выполнения работы проводит
физминутку.
Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и
пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений.
Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.
Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.
Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.
Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы
соединёнными. Повторим пять раз.
Отдохнули? (Дети: да!)
Приступим к работе.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.

Подведение итогов

Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли
на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и
аккуратность выполнения работы. Даёт детям советы.)
6. Уборка рабочих мест
Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы
инструменты и материал были убраны на место. Провожает детей домой.)

Тема: «Изготовление шапочки для куклы».
Цель: завершить работу по изготовлению шапочки для куклы, познакомить детей
с искусством оренбургских мастериц.
Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, игла, крючок,
ткань для отпаривания, утюг.
Методы:
словесный (объяснение, рассказ)
наглядный (образцы, иллюстративный материал)
практический (упражнения)
Использованная литература: Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва,
«Малыш».-1986г.
Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая
русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.

Предварительная работа:
Выполнение эскиза и начала изделия

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим выполнение шапочки для куклы.
Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Что нам понадобится?
(спицы, нитки, ножницы, крючок, игла)

Повторение пройденного материала

Девочки! Давайте вспомним с прошлого занятия (преподаватель задаёт вопрос):
Какие бывают нитки и где они используются? (хлопчатобумажные, шерстяные,
капроновые, синтетические и др. Используются в вязании, вышивании,
ткачестве).
Что отличает нитки друг от друга? (фактура, толщина, сырьё из которого их
делают и т.д.)
Молодцы!



Практическая часть

Сейчас вы продолжите работать над изготовлением шапочки, а я расскажу вам о
всем известных оренбургских платках, о том, где их изготовляют. (Педагог
напоминает о правилах техники безопасности.) Детям раздаются
технологические карты, таблицы (Дети приступают к работе. Преподаватель
оказывая помощь приступает к рассказу).
Промысел ручного вязания оренбургских пуховых платков зародился в
XVIII веке вдоль рек Урала и Ори. Суровый климат и особенности местности
обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз. Которые
обладали лёгким, тёплым, мягким пухом. Промысел родился в среде уральских
казаков. Жена знаменитого географа П.И. Рычкова, приучала местное население
к пуховязанию. Изготовляют платки дух видов: плотные, из серого пуха и
тонкие, ажурные – из белого. «Паутинки» вызывают особый восторг своей
лёгкостью и красотой узоров. Такой узорный платок весил всего 70 граммов и
был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в
поколение. Уникальные шали, платки, палантины с успехом демонстрируются на
художественных выставках.
Вот видите и среди умельцев вязания есть мастера, работы которых
очень ценятся и имеют славу.
Вы не устали? Давайте проведём физминутку.
Поморгаем глазами поочерёдно пять раз.
Сожмём руки в кулаки и с напряжением разожмём. Повторим три раза.
А теперь продолжаем. По окончанию работы дети с помощью преподавателя
отпаривают изделия.
Девочки, вы помните последовательность при отпаривании изделия? (приколоть
булавками к гладильной доске, сверху наложить влажную ткань, отпарить
утюгом с изнаночной стороны, дать просохнуть).
Затем изделия сшиваются и оформляются завязками, вышивкой.

Подведение итогов

Преподаватель смотрит качество и аккуратность выполненных работ. Проводится
экспресс-выставка.

Уборка рабочего места

Так как работа в технике вязания даёт нагрузку на глаза и требует
усидчивости, преподаватель во время занятия проводит физминутку.

3.4.Рекомендации.



Конспекты занятий, предложенные в дипломной работе, могут быть использованы
руководителями кружков по рукоделию. Рекомендуется для детей средней и
старшей возрастных групп. При индивидуальной работе с детьми во время
кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим
рекомендациям. Часто появляются ситуации, которые затрудняют деятельность
учащихся со слабой нервной системой:
длительная напряжённая работа
ответственная самостоятельная работа, в особенности если на неё отводится
ограниченное время
ситуация когда учитель требует немедленного ответа на вопросы
кропотливая работа с мелкими деталями
отрицательная оценка работы и резкая критика
работа в шумной обстановке
Для того, чтобы в перечисленных условиях деятельность ребят была успешной,
им следует выработать специальные приёмы её организации. В этом случае
преподавателю следует:
давать ребёнку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть
не торопить ребёнка с обдумыванием и ответом
часто оказывать индивидуальную помощь
путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у детей
уверенность в своих силах и возможностях
осторожно оценивать неудачи
создавать тихую атмосферу в кабинете занятий
воспитывать в детях терпение и усидчивость
Важно учесть, что воспитательный процесс протекает успешно, когда
преподаватель эффективно планирует свою деятельность и учитывает
индивидуальность каждого ребёнка, как личности.



Заключение.



Практическая часть дипломной работы показывает, что одним из эффективных
средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые
занятия по вязанию. В процессе которых тесно переплетаются формирование
индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в
кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий
мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует
развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление
овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не
только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою
силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в
технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого
каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети
неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной
душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал
Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная
основа и движущее начало творчества.»18
Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, сто дети
чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к
данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном
отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка,
приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко
использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по
вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым,
доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.
Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения
вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься
этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того,
станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.



Используемая литература.
Лихачов Б.Т. Педагогика. Курс лекций. –М.: Прометей, 1992.–528с.
Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие – 2-е изд.-М.: Большая
русская энциклопедия, 1998.-288с.:ил.
Берестов А.Н. Чудесный клубок.-Свердловск: Средне-Уральское книжное
издательство, 1987.-124с.:ил.
Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986.
Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя. –М.:
Просвещение, 1981.-178с.:ил.
Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей.-М.:
Просвещение, 1981.-176с.:ил.
Ерёмова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа(журн.)-1983.-№4-с.51-
54.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся
пед. училищ.-М.: Издательство «Академия»,1998.-144с.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы
дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб.
заведений.-М.: Издательский центр «Академия».
Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных
мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ.-М.: Просвещение,1981-
223с.:ил.
Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на ураках
трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.-с.69-71
Мечникова Л.К. Уроки вязания.-М.: Издательство «Малыш»,1985.
Попова О.С. Русские художественные промыслы.-М.: Знание, 1984.-144с.
Сычева Л.В. Приглашаем вязать.-Свердловск: Средне- Уральское книжное
издательство,1983.-112с.:ил.
Ханашевич Д.Р. Я вижу и вышиваю.-М.: Издательство «Малыш», 1987.
Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов
пед. институтов,-2-е изд.,дораб.-М.: Просвещение 1989.-352с.
Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной
работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.).-1989.-№8.-
с.69-71
Щеблыкин И.К. аппликационные работы в начальных классах.-2-е изд.-М.:
Просвещение, 1990.-191с.:ил.
Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.-М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.:ил.
Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей.-М.:
Просвещение, 1984.-192с.:ил.
[1; №14, стр. 69 ]
[2; №13, стр. 31]
[3; №13, стр. 40]
[4; №13, стр. 52]
[5; №13, стр.61]
[6; №13 стр.296]
[7; №1, стр.194]
[8; №11, стр.2]
9 [9; №10, стр.52]
[10; №10, стр.60]
[11; №11, стр.5]
[12; №11, стр.28]
[13; №16, стр.125]
[14; №4, стр. 89]
[15; №7, стр.37]
[16; №8, стр.102]
[17; №9, стр.69]
[18; №15, стр.188]





Реферат на тему: Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр

ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И
ТВОРЧЕСКИХ ИГР



Владимир
2000



ББК 88.3

Р-17

Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и
творческих игр. – Владимир, 2000

Редактор – Жарков Г.В.

Работа посвящена обобщению опыта клубов интеллектуальных игр Владимирской
области по развитию молодежи средствами интеллектуальных и творческих игр в
некоммерческих общественных организациях, учреждениях дополнительного
образования и содержит теоретическое обоснование данной модели развития,
правила составления и проведения основных интеллектуальных и творческих
игр, методику работы Клубов интеллектуальных и творческих игр, а так же
подборку вопросов и заданий по различным интеллектуальным и творческим
играм.

Сборник одобрен к публикации кафедрой психологии Владимирского
Государственного Педагогического Университета.

Рецензенты:

- доктор педагогических наук, профессор Завражин С.А.
- кандидат психологических наук, доцент Абрамян Н.Г.



ПРЕДИСЛОВИЕ


Интеллектуальные и творческие игры являются в нашей стране одним из
любимейших форм организации досуга в нашей стране. Получив благодаря
телевидению миллионы поклонников всех возрастов, они широко вошли в
практику работы, школ, библиотек, учреждений культуры, клубов по работе с
молодежью. Можно сказать, что нет такого общественного объединения, которое
на том или ином этапе своей работы не применяло интеллектуальные и
творческие игры как средство развития и обеспечения досуга своих членов.
Международные и региональные фестивали интеллектуальных игр, проводимые под
эгидой Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» неизменно
собирают значительное число заинтересованных участников и зрителей. Во
многих регионах нашей страны клубы интеллектуальных игр как некоммерческие
организации проводят значительную работу среди молодежи, осуществляя не
только собственно игровые проекты, но и удовлетворяя другие многообразные
запросы молодых людей.

В то же время, в России, в отличие от наших друзей в Белоруссии и
Украине, значительно слабее разработаны теоретические и методические
вопросы организации интеллектуальных игр. При этом складывается
парадоксальная ситуация, когда попытки теоретического анализа данного
явления пытаются осуществить люди, далекие от практики, а практические
разработки не получают достаточного психолого-педагогического обоснования.
Преодоление этого разрыва и стало важнейшей целью данной работы.
В методическом пособии обобщен опыт работы клубов интеллектуальных игр
трех городов Владимирской области. Среди их воспитанников – чемпионы и
призеры чемпионатов СНГ по игре «Брейн-ринг», команды-члены высшей лиги по
этой игре, победители и призеры многочисленных фестивалей интеллектуальных
игр, участники многочисленных телепередач центрального телевидения. С
гордостью можем сказать, что спецификой Владимирской области является
развитие движения интеллектуальных и творческих игр в небольших городах,
молодежь которых оказалась способной на равных конкурировать с
представителями Москвы и Санкт-Петербурга.
Авторы пособия выражают благодарность Владимирской добровольной
ассоциации некоммерческих организаций «ДА!НКО», своим коллегам по клубам
интеллектуальных игр, без которых данное издание не могло бы состояться.
Естественно, данная работа не могла включить в себя весь накопленный
нами материал и ответить на все вопросы практиков. Надеемся, что этот
выпуск станет началом серии публикаций. Приглашаем к сотрудничеству ученых,
педагогов, практиков.


Г.В. ЖАРКОВ


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ
ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ.

Несмотря на довольно обширную литературу по вопросам применения
интеллектуальных и творческих игр в педагогической практике их анализа на
основе деятельностно-личностного (или иного психологического научного
подхода) еще не проводилось. Поэтому, мы считаем уместным начать с их
психологического определения, выработанного нами в процессе
экспериментальной работы во Владимирском клубе интеллектуальных игр.
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное
выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях
ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в
себе черты как игровой, так и учебной деятельности - они развивают
теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных
мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а
средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем и
этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель смещается с
результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.
В своей диссертации «Педагогические условия активизации познавательной
деятельности подростков с девиантным поведением» (М.,1996) С.В.Калинина
выделяет следующие требования к активизирующим задачам: сочетание
посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к
активизации аналитической деятельности учащихся; введение операции
«переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и
жизненным опытом учащихся. К этим принципам, нами были добавлены моменты,
облегчающие подросткам понимание заданий, учитывая их отставание в степени
сформированности теоретического мышления (по Bollenbach C.,1986, pp.89-92)
- использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как
подсказки для поиска правильного ответа; разыгрывание импровизированных
сцен по ключевым моментам задания, применение парадоксальных вопросов для
вызывания эмоциональных реакций.
В нашей работе задания интеллектуальных игр были построены так, чтобы
эти условия (кроме последнего, поскольку жизненный опыт современных
подростков далеко не всегда располагает к его использованию в развивающих
ситуациях) в максимальной степени соблюдались. Особое внимание было уделено
введению операции «переноса знаний», поскольку именно она, на наш взгляд, в
наибольшей степени способствует творческому развитию личности подростков.
Одной из важнейших задач работы всех учреждений дополнительного
образования является работа с девиантными подростками. Учет специфики
психологии девиантных подростков состоит в том, что на начальных этапах
работы им предоставляются такие задания, которые не требуют применения
знаний из школьной программы. Кроме того, если в классическом варианте
интеллектуальные игры построены в подавляющем большинстве случаев на
вербальном стимульном материале, то мы дополнили их заданиями на конкретно-
образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Именно за счет
наличия этих заданий на первом этапе удалось уравнять их результаты с
показателями условно-нормативной группы в общих соревнованиях.
Специальным моментом в работе было введение в задания информации,
требующей выведения той или иной нравственной максимы или выявления
психологической закономерности, что должно было косвенным образом повлиять
на структуру Я-концепции подростков, а именно усиления ее нравственной
компоненты.
Участие в интеллектуальных играх требуют от подростков развития своего
хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени),
поскольку одним из обязательных их условий является ограничение времени,
что предполагает необходимость его структурирования.
Кроме групповых занятий, на всех этапах работы в клубах
интеллектуальных игр предусматривается и индивидуальная работа. Она не
обязательно означает работу по типу консультирования - просто каждый
подросток наряду с групповыми заданиями получает и свои личные,
рассчитанные именно на его индивидуальные особенности. Формулирование этих
задач, возможно, только после того, как у подростка возникает потребность
во внутренних изменениях, и он сам обращается к руководителя клуба за
помощью. Надо отметить, что для многих подростков такое действие само по
себе является серьезнейшим нравственным поступком, поскольку фактически
означает отказ от образа взрослого как врага или противника.
Одной из важных проблем коррекционной работы с подростками, особенно
девиантными, является введение групповых правил, необходимых для успешной
коррекции. Эта проблема активно обсуждается в последнее время в литературе
(Лидерс А.Г., 1998; Лебедева Е.И.1998; Березников А, 1999). Это связано с
тем, что введение правил неизбежно порождает у подростков активные защитные
реакции, преодоление которых весьма затрудняет коррекционно-развивающую
деятельность. Опора на интеллектуальные и творческие игр практически
полностью снимают эти проблемы. Это происходит потому, что в нашей практике
нормы и правила, очевидно заданы как начальное исходное условие игры. Что
же касается правил взаимоотношений, то на первом этапе оказывается
достаточным опереться на правила и ритуалы, существующие в референтной
группе подростка.
Наконец, еще одним обязательным условием является недерективное
введение инструкций. Более того, педагог прямо требует от подростка
самостоятельности. Именно осознание собственной ответственности за свои
действия и поведение является мощным стимулом для подростка в совершении
даже эмоционально-трудных для себя действий. Особенно это важно для
«трудных» подростков. «Трудновоспитуемые рассматривают самовоспитание как
процесс, оторванный от общественного воспитания, и потому положительно
оценивают его. В этом проявляется их стремление к автономному социальному
миру, к действиям, не ограниченным требованиям общества». (Бухулешвили
И.Т., 1986,с.13)


А.В. ХОЛОДНОВ

ПРАВИЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и
составные (представляющие из себя сочетание элементарных). В свою очередь,
элементарные игры можно классифицировать в зависимости от количества
вариантов ответов, из которых участники выбирают правильный. Естественно,
что любая интеллектуальная игра может проводиться как в индивидуальном, так
и в групповом варианте.
Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые
представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов
ответов к ним – от 2 (это игра называется «Веришь – не веришь») до 5
(«Эрудит-лото). Этот тип игр применяется обычно в качестве разминки, для
игр с залом или в перерывах между «основными» интеллектуальными играми. Их
достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не
слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать
сложность заданий.
Наиболее сложной из этих игр являются так называемые «странные
обстоятельства», когда об искомом объекте сообщаются последовательно все
более конкретные сведения. Чем раньше человек (команда) разгадает
зашифрованное понятие, тем больше очков он получает.
Стандартный объем этих игр – 15 вопросов «Веришь – не веришь» или 8-10
вопросов «Эрудит-лото». (Конкретные примеры этих игр – см. Приложение).
Этот вид игр является серьезным средством развития, когда в них содержится
неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание
представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального
решения.
Вторую группу (относительно малораспространенную) составляют игры, которые
условно можно назвать «заполнением пропусков» (во фразе пропускается или
заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить),
«восстановлением списков» («Кто кого любил», «Откуда взята фраза»,
«Поговорим на разных языках») (См. Приложение).
Третью группу составляют игры, в которых участникам предлагается
сгруппировать предметы по определенным признакам, чаще всего выделяемым
самими участниками. В Клубах интеллектуальных игр разработаны несколько
вариантов таких игр:
«Каждый охотник желает знать». Весьма важной характеристикой
пространства является его цветовое оформление. Цвет является так же основой
эмоциональной памяти человека. Поэтому при коррекции пространственного
элемента хронотопа, мы применяем эту игру, которая может применяться в двух
вариантах – в первом из них участвует семь игроков, каждому из которых
«поручен» определенный цвет (на первых этапах это цвета основного спектра,
потом задания могут быть усложнены). Затем называется тот или иной объект,
и за ограниченное время в условиях соревнования на этот стимул должен
отреагировать соответствующий игрок. При наличии большого помещения ответ
может быть затруднен необходимостью выполнить дополнительные манипуляции с
пространством. В более простом варианте игры, (может участвовать не менее
двух человек), каждому игроку нужно в условиях соревнования (или
ограничения времени) правильно назвать цвет определенного объекта.
«Север – Юг» Эта игра так же применяется для формирования
рационального образа пространства. Проводится она в форме соревнования,
участвуют, обычно, пары. Ведущий называет объект (элемент географической
среды, литературный), а участники должны ответить (причем отвечает только
тот, за кем закреплено соответствующее направление, что требует координации
в паре). Находится ли этот объект севернее или южнее (вариант – западнее
или восточнее) заданного ведущим объекта). Более сложным вариантом игры
является тот, при котором участники должны в виде правильного ответа
изменить соответственно условиям свое пространственное положение.
Четвертую группу представляют интеллектуальные игры, в которых
участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной
вопрос. Индивидуальную форму представляет «Своя игра» (в ней обычно
участвуют по три участника в каждом туре).
Однако основными играми этого типа, несомненно, являются «Брейн-ринг»
и «Что? Где? Когда?». Первая представляет из себя очное состязание команд,
а вторая – турнир, в котором задача команды состоит в том, чтобы набрать
максимальное количество очков.


Брейн-ринг

Правила игры:

1.В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе,
количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в
частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2.Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число
раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о
готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым
управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный
лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до
определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на
засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3.Обычно отвечающе

Новинки рефератов ::

Реферат: Общий обзор телесно-ориентированной психотерапии (Психология)


Реферат: История российской государственности (История)


Реферат: Аквинский (Философия)


Реферат: Конституція Пилипа Орлика (История)


Реферат: Кредитная политика банка (Банковское дело)


Реферат: Жесты (Психология)


Реферат: Билеты по прдмету ОСНОВЫ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ за 1 семестр 2001 года (Программирование)


Реферат: Характеристики ВМС Великобритании (Военная кафедра)


Реферат: Еврейское книгопечатание (История)


Реферат: Насекомые (Биология)


Реферат: Новые конструкции станций метрополитена на линиях мелкого заложения (Архитектура)


Реферат: Литье (Технология)


Реферат: Блок возбуждения для ВТП (Радиоэлектроника)


Реферат: Сучасний стан науково-технічної сфери в Україні (Менеджмент)


Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)


Реферат: Геохронологическая таблица (Биология)


Реферат: Классификация счетов по экономическому содержанию (Бухгалтерский учет)


Реферат: Газы и тепловые машины (Физика)


Реферат: Василий Шукшин (Исторические личности)


Реферат: Ценностные ориентации современной молодежи (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист