GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Технология проблемного обучения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Технология проблемного обучения (Педагогика)



[pic]

Содержание.
1. Введение.
2. Теоретические основы проблемного обучения.
3. Правила постановки учебной проблемы.
4. Система методов проблемного обучения.
5.Структура проблемного урока.
А) Метод монологического изложения.
Б) Методы рассуждающего изложения.
В) Метод диалогического изложения.
Г) Метод эвристических заданий.
Д) Метод исследовательских заданий.
Е) Метод программированных заданий.
6. Выводы.



Введение.
В зависимости от цели, от задачи школы обучение может быть проблемным и
не проблемным. Если перед школой ставится задача развития мышления
учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно
организованное обучение не может быть не проблемным.
Уяснение сущности проблемности как закономерности познания, определения
ее роли в обучении и введение в дидактику понятия «принцип проблемности»
открыло новые возможности для теоретического объяснения пути активизацию
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Принцип проблемности отражает в логике построение учебного процесса, в
содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-
познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и
формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.
Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации
процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими
средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на
практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя
сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить,
а сам процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим
предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным
мыслительным действиям.


Теоретические основы проблемного обучения.


Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности.
Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие
высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию т
творческих способностей, то его можно сочетать развивающим обучением, то
есть такое обучение при котором учитель, опираясь на знание закономерностей
развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет
целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и
познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ
наук. Такое обучение является проблемным.(
Большинство современных публикаций по теории обучения связано с идеей
активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Под
активизацией имеют ввиду эффективное использование тех приемов и методов
обучения которые известны из традиционной дидактики. Авторы говорят об
активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание
проблемных ситуаций и постановку познавательных задач.(
Обучение учащихся готовым приемам умственной деятельности - это путь
достижения обычной активности, а не творчской.
Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять
уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным опирациям в
случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий
для решения не стериотипных задач. Эта активность заключается в том, что
ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя
фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими
словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний
или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не
может дать ни учетель, ни крига, она ищется и находится учеником
поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения.
Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с
проблемной ситуации, поблемы. Но не всякий поиск связан с возникновением
проблемы? Если учитеоль дает задание ученикам, указав, как его выполнить,
то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы.(
Подлинная активизация учащихся характеризуется самостоятельны поиском не
воообще, а поиском путем решения проблем. Если поиск имеет целью решение
теоретической, технической, практической учебной проблемы или форм и
методов художественного отображения, он превращается в проблемное учение.
Основное резличие между проблемным и традиционным обучением мы видим в
двух моментах: они различаются по цели и принципам организации
педагогического процесса.
Цель поблемного типа обучения не только усвоение результатов науцчного
познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих
результатов, формирования познавыательной самодеятельности ученика и
развития его творческих способностей.
Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного
познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им
соответствующих умений и навыков.
В основе организации учителем объяснительно-илюстративного обучения имеет
принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели
поцесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной
деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов накки, способов
действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к
практике.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел
в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий,
систематичски создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и
организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельночть, так
что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и
обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
В результате у учеащихся вырабатываются навыки умственных операций и
действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое
воображение.
Проблемное преподавание - деятельность учителя по созданию системы
проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и
управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний
как традиционным путем, так и путем с самостоятельной постановки учебных
проблем и их решение.
Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по
усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя
в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных
ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения
предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем
проверки правильности решения.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека,
возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление,
факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом
действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ
действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой
познавательной деятельности.
Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем.(
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов
продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной
ситуации:
Проблемная ситуация ( проблема ( поиск способов ее решения ( решение
проблемы.
Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до
решения проблемы имеет несколько этапов
- возникновение проблемной ситуации,
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения
предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической
деятельности;
- развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей
учащихся;
- формирование диалектико-материалистического мышления школьников (как
основы).
Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных
знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение
методами научного исследования, решение практических проблем и
художественного отображения действительности).
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов.
Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение
учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа.

Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не
просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных,
составляющих условие задачи и указание на неизвестное которое должно быть
раскрыто на основании этих условий.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для
педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не
знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный
вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с
необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических
условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если
имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и
практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются
противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного
задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Теоретические основы проблемного обучения.
Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую
деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих
при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на
производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная
ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть
поставленной перед ними практической цели.
Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение
явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая
исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской и
так далее.
Четвертый способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений
действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями
и научными понятиями об этих фактах.
Пятый способ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их
опытная проверка.
Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и
противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает
проблемная ситуация.
Седьмой способ - побуждения учащихся к предворительному обобщению новых
фактов. Учащинся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления,
содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать
самостоятельное обобщение.
Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами носящими как будто бы
необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной
проблемы.
Девятый способ - организация межпредметных связей.ю. Часто материал
учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при
обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае
следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым
материалом.
Десятый способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса.
Правила постановки учебной проблемы.
Процесс постановки учебных проблем требует знания не только логико-
психологических и лингвистических, но и дидактических правил постановки
проблем.
Учитель, зная уровень подготовленности своих учащихся и исходя из
специфики обучения, может ставить перед ними уже встречавшиеся ранее
проблемы. При этом он учитывает следующее:
а) алгоритм решения ранее гашенных проблем можно использовать при решении
новых трудных проблемных задач;
б) решение встречавшихся ранее но не решенных из за отсутствия
достаточных зананий проблем укрепляет интерес учащихся к предмету, убеждает
их в том, что практически одалимы не учебные проблемы - для этого надо
иметь больше знаний;
в) постановка ранее решавшейся классом проблемы в иной формулировке
обеспечивает возможность творческой работы при повторении пройденного
материала;
г) ранее решенные коллективом проблемы можно использовать для вторичной
постановки перед слабыми учащимися для самостоятельного решения.
Система методов проблемного обучения.
Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов,
предлагаемая М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером):
1) Объяснительно иллюстративный;
2) Репродуктивный;
3) Проблемное изложение;
4) Частично-поисковый;
5) Исследовательский метод.
Система бинарных методов - информационно-репродуктивный, информационно-
эвристический и другие методы преподавания и такие методы учения как
слушание чтения учебника упражнения и так далее.
Система методов проблемного обучения представляющая собой органическое
сочетание общих и бинарных методов.
В целом можно говорить о шести дидактических способах организации
процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой
три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им
самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1) монологическом;
2) рассуждающем;
3) диалогическом;
4) эвристическом;
5) исследовательском;
6) методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий,
фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях
проблемной ситуации форма изложения - рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует
фактический материал, делает выводы и обобщения.
Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия
ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска
путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного
процесса. Форма - беседа лекция.
Метод диалогического изложения.
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной
им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью
учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения
предположений, и доказательства гипотез. Деятельности учащихся присуще
сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основы
формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона,
правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а
самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации
этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных
задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и
практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень
проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно,
раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме
организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический
эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка
доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.
Это метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных
дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.(
Бинарные методы обучения.
|Методы преподавания |Методы учения |
|а) сообщающий |а) исполнительный |
|б) объяснительный |б) репродуктивный |
|в) инструктивный |в) практический |
|г) объяснительно-побуждающий |г) частично-поисковый |
|д) побуждающий |д) поисковый |

Сообщающий метод преподавания представляет систему приемов обеспечивающих
сообщение учителем фактов или выводов без достаточного их объяснения,
обобщения и систематизации.
Исполнительный метод учения представляет собой сочетание приемов,
характеризующих учебную деятельность школьника в основном по образцу,
используя ранее приобретенные навыки. Этот метод предполагает: слушание
рассказа учителя, заучивание изложенных учителем фактов и выводов без
критического анализа и осмысления.
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и
обобщения учителем фактов данной науки, их описание и объяснения.
Репродуктивный метод учения - система таких приёмов, как слушание и
осмысление, восприятие, наблюдение, систематизация фактов, решение типовых
задач, анализ и тому подобное. Применяется для осмысления усвоение
теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания
учебного материала.
Инструктивный метод преподавания. Учитель инструктирует учащихся, что
надо делать, и показывает, как надо делать. Используется для организации
практической деятельности учащихся.
Практический метод учения предполагает практические и физические учащихся
как основной вид деятельности. Такой метод является сочетанием приемов:
а) обработки навыков практических действий по изготовлению предметов или
их обработки с целью совершенствования, видоизменения.
б) деятельности, связанной с техническим моделированием и
конструированием, рационализацией и изобретением.
Объяснительно-побуждающий метод преподавания представляет собой сочетание
приемов объяснения и побуждения ученика к самостоятельным действиям
поискового характера. Учебный материал частично объясняется учителем, а
частично дается учеником в виде проблемных задач, вопросов, заданий для
самостоятельного усвоения путем открытия нового знания.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений
учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению
работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного
процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание
и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Побуждающим методом преподавания называется деятельность учителя, которая
побуждает активную умственную деятельность ученика.
Поисковый метод учения представляет умственные действия по формулировке
проблемы и нахождения пути ее решения.(
Структура проблемного урока.
Структура урока лежит в основе тематического и поурочного плана,
предопределяют логику анализа урока. Под структурой понимают различные
варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе
функционирования объекта.
Структурными элементами проблемного урока:
1) актуализация прежних знаний учащихся;
2) усвоение новых знаний и способов действия;
3) формирование умений и навыков.
Эта структура отражает основные этапы учения и этапы организации
современного урока.
Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре
этапов поисковой деятельности, то естественно, что они и представляют
внутреннюю часть структуры проблемного урока:
1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;
2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы;
3) доказательство гипотезы;
4) проверка правильности решения проблемы.
Структура проблемного урока представляющая собой сочетание внешних и
внутренних элементов процесса обучения, создает возможность управления
самостоятельной учебной деятельностью ученика.
Выводы.
Ознакомившись с работами Махмутова, Матюшкона и других, мы пришли к
выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное изучение
просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически
развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения
в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать
знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому,
что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы
имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым
войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.



Литература.
1) Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе
Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.
2) Махмутов М.И. Организация проблемного обучения
М. Педагогика 1977.
3) Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении
М. Педагогика 1972.
4) Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики
М. Педагогика 1980.






Реферат на тему: Технология работы социального педагога с семьёй
Уральский государственный педагогический университет

Социально-педагогический факультет



Курсовая работа на тему:

«Технология работы социального педагога с семьёй»



Выполнил: Жданова Е.Н.
Проверил:_____________



Содержание.


1. Введение.

2. Семья как социальный институт.
2.1. Функции семьи.
2.2. Типология семьи.
2.3.

3. Специфика работы социального педагога с семьёй.
3.1. Функции социального педагога в работе с семьёй.
3.2. Методы, приёмы и технологии работы социального
педагога с семьёй.
3.3. Современная помощь семье.

4. Заключение.

5. Список литературы.



1. Введение.


В своей курсовой работе я раскрыла проблемы современной семьи, её состав
и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях,
потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и,
самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях
не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со
стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный
педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине
проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.
Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали
овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на
специальность социальной педагогики поступают молодые люди,
заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной её
подструктуры – семьи.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными
подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и
других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с
ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять
поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе
социального педагога с семьями «группы риска».



1. Семья как социальный институт.


В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет
ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы
человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то,
что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он
получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как
социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня
духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния
государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет
профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой»
и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое
состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее
культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье,
гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной
политики государства.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших
семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи,
авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в
обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых
крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и
экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью
как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между
мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их
супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть
в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только
супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
- вступление в брак;
- рождение первого ребенка;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и
та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены
семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет
родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и
неизвестных.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если
мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.
Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как
удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение,
поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье
родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и
социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия
супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи:
многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены
отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети
заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители
вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей,
любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в
качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или
расширяется, или разрушается.
Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных
семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная
солидарность, дети могут поддержать родителей.
Пятая стадия – это период заботы о членах семьи, так как ее члены
нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут
по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить
кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался
без работы.
Забота о престарелых или больных родителях – главная задача этой стадии
семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью
старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому
поколению.
Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С проявлением
нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка,
так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от
внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов,
существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом,
где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где
ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.
Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи – труд всех взрослых.
Создание такой семьи – это влияние старших членов семьи, когда дети
соблюдают традиции и нормы отношений.
На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их
роль и статус в общественной жизни и т.д.
! Русский философ Иван Ильин писал, что семья – это частичка Родины. Он
писал, что существует такое понятие, как ДОМ. Это стены, это место, где
собирается семья. Это особые голоса, неповторимые скрипы, это родные люди.
Однако в одном доме может быть неуютно, хотя в нем все чисто и аккуратно.
Есть дом, который превращен в притон, в забегаловку, в проходной двор. Дом
как вокзал, куда сбегаются ночевать, а утром все врассыпную по своим делам.
Есть дом – затвор, где человек скрывается от людей, от общения, от мира, от
близких.



2.1. Функции семьи.


Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое
воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует
целый ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная – социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за
детьми и престарелыми;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для
других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее
членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между
супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная – предоставление членам семьи определенного
социального положения в обществе;
- досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного
обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена
семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической
терапии.
Социальная функция семьи.
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это
возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная
ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения,
познавательную, трудовую деятельность личности.
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус
семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их
отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны,
тревожны.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает
социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за
ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В
дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему
школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.
В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности,
заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их
судьбу и будущее.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность
ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается
трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной
жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.
Семья – это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа
человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в
их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20%
повлияла школа, на 10% повлияла улица.



2.2. Типология семьи.


Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной
семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и
дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас
дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи,
отношения ответственности и солидарности поколений.
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети
после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в
семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья
характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены
преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная
семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов.
Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и
дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо
семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются
роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость
женщин в производстве.
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие
семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является
мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где
отец один воспитывает детей. Такая семья – результат развода,
продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также
рождения внебрачного
ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи
требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще
всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после
развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи
нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении
находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие
матери с ребенком обречены на нищету.
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме
тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней
общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о
его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более
уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на
отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда
рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая
мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не
принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в
воспитании ребенка.
Семья в повторном браке – это семья с двумя родителями, где наряду с
общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе,
иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были
редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной
войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного
отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях
наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги
более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из
родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается
на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации
при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими
родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи
социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая,
клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в
этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям
каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно
обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы
каждого члена семьи и всей семьи. Работая с супругами этой семьи,
социальный работник обращает внимание на распределение времени, места и
денег, затраты и отношения с приемными детьми. Так как приемные дети
требуют особого внимания, то с ними требуется и особая образовательная и
воспитательная программа, в которой бы учитывалась их материальное и
духовное состояние в новой семье.
В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья.
Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота
ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно,
чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его
воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем
родителе.



3. Специфика работы социального педагога с семьёй.


Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это
семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы
или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия
добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет
отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда
во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда
родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих
отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении.
Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и
доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается
только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании
ребенка.
Прежде чем рассмотреть работу социального педагога с семьей, следует
напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться социальному
педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная,
многодетная, неполная, семья беженцев, эмигрантов, военнослужащих, опекунов
и усыновителей. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и
т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность
за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь
создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы
обеспечивали соответствующие условия для этого.
Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами
семьи. Это:
- больные дети, дети-инвалиды;
- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;
- половая распущенность и проституция;
- алкоголики и наркоманы;
- дети-бродяги;
- развод родителей
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных
ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное
предупреждение и нейтрализацию.
К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны
государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной
помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье,
решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление
кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-
вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих,
определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный
педагог начинает с её изучения.



3.3. Современная помощь семье.


В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О
первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи
семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую,
психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено
на осуществление государственной политики семьи и детей.
Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей
проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений
социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.
Это проявилось в организации различных учреждений социального
обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным
подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и
дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь
семье в кризисной ситуации.
Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры
смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из
них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация
лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная
помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и
попечительством.
В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве,
помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды,
дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская
и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий
занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько
часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам
семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с
малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни,
медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается
семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь
особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину,
мастерским.
Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми
распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются
социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа,
где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой,
устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.
В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают
установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется
психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются
центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются
предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения,
организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного
состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь
несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц,
которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в
жизни вышедшим из заключения.
В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются
обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют
психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в
умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается
индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль
за процессом реабилитации.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями.
Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную
реабилитационную программу, организовать патронат.
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом
материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии,
многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100
тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания
приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.



4. Заключение.


Семья – социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она
тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое
сообщество – это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру,
переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт,
поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но
важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого
выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не
только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно
эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно
разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен
осуществлять социальный педагог.
На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий
по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в курсовой работе, также
являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой. Потому что социальная
педагогика в области семьи – это новое направление работы социального
педагога с проблемами в обществе.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и
статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги
прилагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально
и материально развивалась правильно и гармонично.
Здоровая семья – залог светлого и счастливого будущего для детей,
взрослых, общества и человечества в целом !!!



5. Список литературы.


-Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика: учебное пособие.
– М.: «Академия», 1999. – 440с.;
-Григорьева Е. «Остров спасения», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. –
стр. 3;
-Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. – М.:
«Академия», 2000. – 304с.;
-Кожухарь Г. «Конфликты в семье: диалог против манипуляций», журнал «Семья
и школа», № 1-2, 2001. – стр. 14;
-Мавлевич Н. «Пока не поздно», журнал «Семья и школа», № 10, 2001. – стр.
2;
-Михайлова Н. «Меж двух огней», журнал «Семья и школа», № 5-6, 2000. – стр.
20;
-Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина
В.А. – М.: «Академия», 2000. – 200с.;
-«Они надо мной смеются?», журнал «Семья и школа», № 9, 2001. – стр. 7;
-П.Ф. Каптерев о семейном воспитании: учебное пособие /Сост. и автор.
коммент. Андреева И.Н. – М.: «Академия», 2000. – 168с.;
-Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие
/Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. – М.: «Академия», 1999. – 512с.;
-Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Кн. 2. – М.: Гуманит. изд. центр
Владос, 1999. – 256с.;
-Райнпрехт Х. «Воспитание без ограничений», журнал «Семья и школа», № 12,
1997. – стр.15;
-Спицын Н.П. «Работа классного руководителя с трудными семьями», научно-
методический журнал «Классный руководитель», № 2, 2000. – стр. 83;
-Филиппова Г. «Ребенок для родителей и родители для ребенка», журнал «Семья
и школа», № 7-8, 2001. – стр. 7;
-Человек, природа, общество: пособие по обществознанию /Под ред. Боголюбова
Л.Н., Ивановой Л.Ф. – М.: Новая школа, 1997. – 256с.;




Новинки рефератов ::

Реферат: Беспозвоночные в медицине (Биология)


Реферат: Динамическое распределение памяти (Программирование)


Реферат: Шпаргалка информационные системы в экономике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Контрольная работа по истории государства и права зарубежных стран (Право)


Реферат: Введение и пересмотр хазарско-еврейской переписки (История)


Реферат: Ответственность в международном праве (Международное публичное право)


Реферат: Философия Сократа (Философия)


Реферат: Проблема культурно-исторических взаимоотношений Москва-Петербург и их отражение в социально-философских, публицистических и художественных текстах (История)


Реферат: Стратегия Эволюции (Биология)


Реферат: Лекции по гражданскому процессу (Гражданское право и процесс)


Реферат: Культура Византии (История)


Реферат: Влияние малых социальных групп на формирование мировоззрения молодежи (Социология)


Реферат: Государство франков (История)


Реферат: Национальный банк Украины и его функции (Деньги и кредит)


Реферат: Петр Первый (История)


Реферат: Курс лекций по международному праву (Международное публичное право)


Реферат: Эффект Ганна и его использование, в диодах, работающих в генераторном режиме (Радиоэлектроника)


Реферат: Нормативно-правовые нормы безопасности. Бактериологическое оружие (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Битва под Курском (История)


Реферат: История развития атомной энергетики (Естествознание)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист