GeoSELECT.ru



История / Реферат: Методы решения уравнений в странах древнего мира (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методы решения уравнений в странах древнего мира (История)



Методы решения уравнений в странах древнего мира.

История алгебры уходит своими корнями в древние времена. Задачи,
связанные с уравнениями, решались ещё в Древнем Египте и Вавилоне. Теория
уравнений интересовала и интересует математиков всех времён и народов.
В Древнем Египте и Вавилоне использовался метод ложного положения
(«фальфивое правило»)
Уравнение первой степени с одним неизвестным можно привести всегда к
виду ах + Ь == с, в котором а, Ь, с — целые числа. По правилам
арифметических действий ах = с — b,
[pic]
Если Ь > с, то с — b число отрицательное. Отрицательные числа были
египтянам и многим другим более поздним народам неизвестны (равноправно с
положительными числами их стали употреблять в математике только в
семнадцатом веке).
Для решения задач, которые мы теперь решаем уравнениями первой степени,
был изобретен метод ложного положения.
В папирусе Ахмеса 15 задач решается этим методом. Решение первой из них
позволяет понять, как рассуждал автор.
Египтяне имели особый знак для обозначения неизвестного числа, который до
недавнего прошлого читали «хау» и переводили словом «куча» («куча» или
«неизвестное количество» единиц). Теперь читают немного менее неточно:
«ага».
bqt задача № 24 сборника Ахмеса:
«Куча. Ее седьмая часть ('подразумевается: «дают в сумме») 19. Найти
кучу».
Запись задачи нашими знаками:
[pic]
Решение Ахмеса может быть представлено в наших символах в следующих
четырех столбцах:
[pic]
Во многих задачах в начале или в конце встречаются слова: «Делай как
делается», другими словами: «Делай, как люди делают».
Смысл решения Ахмеса легко понять.
Делается предположение, что. куча есть 7; тогда [pic] ее часть есть 1.
Это записано в первом столбце.
Во втором столбце записано, что при предположении х=7 куча и ее [pic]
часть дали бы 8 вместо 19. Удвоение предположения дает 16. Автор, в уме
очевидно, прикидывает, что дальше удваивать предположение нельзя, так как
тогда получится больше 19. Он записывает 16, ставит перед числом две точки
для обозначения удвоения первоначального предположения и отмечает значком
(у нас — звездочкой) результат; для получения в сумме 19 первоначальное
предположение надо умножить -на 2 с некоторым добавлением, так как для
получения точного результата, 19, не хватает еще 19—16=3. Ахмес находит
[pic] от 8, получает 4. Так как это больше нехватки 3, то на [pic]
предположение умножить нельзя. Но [pic] от 8 есть 2, [pic] от восьми 1.
Ахмес видит, что [pic] и [pic] первоначального результата дают точно те 3
единицы, которых не хватало. Отметив [pic] и [pic] значками, Ахмес
убедился, что первоначальное предположение для кучи (7) надо помножить на
[pic]
Умножение числа 7 на смешанное число [pic] Ахмес заменяет умножением
смешанного числа [pic] на 7. В третьем столбце выписаны: [pic] часть
искомой кучи есть [pic], удвоенное это число: [pic] и учетверенное: [pic].
Сумма этих трех чисел, равная числу [pic], есть произведение
первоначального предположения 7 на [pic].
Итак, куча равна [pic].
В последнем столбце Ахмес делает проверку, складывая полученное значение
для кучи [pic] и его [pic] части [pic]. В сумме получается 19, и решение
заканчивается обычным для автора заключением: «Будет хорошо».
Способ решения, примененный Ахмесом, называется методом одного ложного
положения. При помощи этого метода решаются уравнения вида ах == b. Его
применяли как египтяне, так и вавилоняне.
У разных народов применялся метод двух ложных положений. Арабами этот
метод был механизирован и получил ту форму, в которой он перешел в учебники
европейских народов, в том числе в «Арифметику» Магницкого. Магницкий
называет способ решения «фальшивым правилом» и пишет о части своей книги,
излагающей этот метод:
Зело бо хитра есть сия часть,
Яко можеши ею все
класть (вычислить. — И. Д.)
Не токмо что есть во гражданстве,
Но и высших наук в пространстве,
Яже числятся в сфере
неба,
Якоже мудрым есть потреба.

Содержание стихов Магницкого можно вкратце передать так: эта часть
арифметики весьма хитрая. При помощи ее можно вычислить не только то, что
понадобится в житейской практике, но она решает и вопросы «высшие», которые
встают перед «мудрыми».
Магницкий пользуется «фальшивым правилом» в форме, какую ему придали
арабы, называя его «арифметикой двух ошибок» или «методой весов».

Квадратные уравнения в Древнем
Вавилоне

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще
в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с
нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного
характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные
уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя
современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных
текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные
уравнения:
[pic]
Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах,
совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли
вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные
тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без
указаний относительно того, каким образом они были найдены.
Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, • в клинописных
текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения
квадратных уравнений.

. Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения ,

В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в
ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и
решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.
При составлении уравнений Диофант для упрощения решения умело выбирает
неизвестные.
Вот, к примеру, одна из его задач.
«Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение — 96».
Диофант рассуждает следующим образом: из условия задачи вытекает, что
искомые числа не равны, так как если бы они были равны, то их произведение
равнялось бы не 96, а 100. Таким образом, одно из них будет больше половины
их суммы, т. е. 10 + х, другое же меньше, т. е. 10 — х. Разность между ними
2х. Отсюда уравнение
[pic]
или же
[pic]

Отсюда х = 2. Одно из искомых чисел равно 12, другое 8. Решение х = —2 для
Диофанта не существует, так как греческая математика знала только
положительные числа.
Если мы решим эту задачу, выбирая в качестве неизвестного одно из искомых
чисел, то мы придем к решению уравнения
[pic]
Ясно, что, выбирая в качестве неизвестного полу разность искомых чисел,
Диофант упрощает решение; ему удается свести задачу к решению неполного
квадратного уравнения (1).
Квадратные уравнения в Индии.
Задачи на уравнения встречаются уже в астрономическом трактате
«Ариабхаттаим», составленном в 449 г. индийским математиком и астрономом
Арибхаттой. Но это уже раннее средневековье.
В Алгебраическом трактате ал-Хорезми даётся классификация линейных и
квадратных уравнений.
Индий учёные знали решения неопределённых уравнений в целых числах (в том
числе и в отрицательных, чего сам Диофант избегал).
Формула решений квадратного
уравнения.
Греческий математик Герон (I или II век нашего летоисчисления) вывел
формулу для решения квадратного равнения ax2 + bx = c умножением всех
членов на а и
прибавлением к обеим половинам уравнения [pic] :
[pic]
В индии пришли к более простому способу вывода, который встречается в
школьных учебниках: они умножали на 4a и к обеим половинам по b2. Это даёт:
[pic]
Индийские математики часто давали задачи в стихах.
Задача о лотосе.
Над озером тихим, с полмеры над водой,
Был виден лотоса цвет.
Он рос одиноко, и ветер волной
Нагнул его в сторону – и уж нет
Цветка над водой.
Нашёл его глаз рыбака
В двух мерах от места, где рос.
Сколько озера здесь вода глубока?
Тебе предложу я вопрос.

Ответ:[pic]
Из истории решения системы уравнений, содержащей одно уравнение второй
степени и одно линейное
В древневавилонских текстах, написанных в III—II тысячелетиях до н. э.,
содержится немало задач, решаемых с помощью составления систем уравнений, в
которые входят и уравнения второй степени. Вот одна из них.
. «Площади двух своих квадратов я сложил: [pic].Сторона второго квадрата
равна [pic] стороны первого и еще 5».
Соответствующая система уравнений в современной записи имеет вид:
[pic]
Для решения системы (1) вавилонский автор возводит во втором уравнении у в
квадрат и согласно формуле квадрата суммы, которая ему, видимо, была
известна, получает:
[pic]
Подставляя это значение у в первое из системы уравнений (1), автор
приходит к квадратному уравнению:
[pic]
Решая это уравнение по правилу, применяемому нами в настоящее время,
автор находит х, после чего определяет у. Итак, хотя вавилоняне и не имели
алгебраической символики, они решали задачи алгебраическим методом.
Диофант, который не имел обозначений для многих неизвестных, прилагал
немало усилий для выбора неизвестного таким образом, чтобы свести решение
системы к решению одного уравнения. Вот один пример из его «Арифметики».
Задача 21. «Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а сумма их
квадратов — 208».
Эту задачу мы решили бы путем составления системы уравнений:
[pic]

Диофант же, выбирая в качестве неизвестного половину разности искомых
чисел, получает (в современных обозначениях):

[pic]

Складывая эти уравнения, а затем вычитая одно из другого (все это Диофант
производит устно), получаем

x = 2 + 10; у = 10 —2.
Далее,
х2 + у2 = (г + lO)2 + (10 — г)2 == 2z2 + 200.
Таким образом,
2z2 + 200 = 208,
откуда
z = 2; х = 2 + 10 = 12; у = 10 — 2 = 8.

Диофантовы уравнения.
Задача Диофанта №80 (Из II книги его «Арифметики»)

Найти 2 таких числа, чтобы сумма квадрата каждого из них с другим искомым
числом дала полный квадрат,
Решение Диофанта
Пусть первое число (I) будет s. Чтобы квадрат его •при прибавлении
второго числа дал квадрат, второе число должно быть 2s + 1, так как в таком
случае выполняется требование задачи: квадрат первого числа. сложенный со
вторым, дает
s2 + 2s + 1, то есть полный квадрат (s + 1)2.
Квадрат второго числа, сложенный с первым, должен также дать квадрат, то
есть число (2s + I)2 + s, равное
4s2 + 5s + 1 == t2
Положим, что t = 2s — 2; тогда t2 = 4s2 — 8s + 4. Это выражение должно
равняться 4s2 + 5s + 1. Итак, должно быть:
4s2 — 8s + 4 == 4s2 + 5s + l откуда s=[pic]
Значит, задаче удовлетворяют числа:
[pic].


Проверка;
[pic]
Почему Диофант делает предположение, что t==2s—2, он не объясняет. Во
всех своих задачах (в дошедших до нас шести книгах его их 189) он делает то
или другое предположение, не давая никакого обоснования.
Вообще содержание 6 книг таково:
В «Арифметике» 189 задач, каждая снабжена одним или несколькими решениями.
Задачи ставятся в общем виде, затем берутся конкретные значения входящих в
нее величин и даются решения.
Задачи книги I в большинстве определенные. В ней имеются и такие, которые
решаются с помощью систем двух уравнений с двумя неизвестными,
эквивалентных квадратному уравнению. Для его разрешимости Диофант выдвигает
условие, чтобы дискриминант был полным квадратом. Так, задача 30— найти
таких два числа, чтобы их разность и произведение были заданными числами,—
приводится к системе

х — у = а, х = b.

Диофант выдвигает «условие формирования»: требуется, чтобы учетверенное
произведение чисел, сложенное с квадратом разности их, было квадратом, т.
е. 4b + а2 = с2.
В книге II решаются задачи, связанные с неопределенными уравнениями и
системами таких уравнений с 2, 3, 4, 5, 6 неизвестными степени не выше
второй.
Диофант применяет различные приемы. Пусть необходимо решить
неопределенное уравнение второй степени с двумя неизвестными f2 (х, у) ==0.
Если у него есть рациональное решение (x0, y0), то Диофант вводит
подстановку
x = x0 + t,
y = y0 + kt,
в которой k рационально. После этого основное уравнение преобразуется в
квадратное относительно t, у которого свободный член f2 ( x0, у0) = 0. Из
уравнения получается t1 == 0 (это значение Диофант отбрасывает), t2 —
рациональное число. Тогда подстановка дает рациональные х и у.
В случае, когда задача приводилась к уравнению у2 = ax2 + bx + с, очевидно
рациональное решение x0 = О,y0=±C. Подстановка Диофанта выглядит так:
x = t,
y = kt ± c

Другим методом при решении задач книги II Диофант пользовался, когда они
приводили к уравнению у2 == = a2x2 + bx + с. Он делал подстановку

x= t,

y = at + k,
после чего х и у выражались рационально через параметр k:
[pic]
Диофант, по существу, применял теорему, состоящую в том,; что если
неопределенное уравнение имеет хотя бы одно рациональное решение, то таких
решений будет бесчисленное множество, причем значения х и у могут быть
представлены в виде рациональных функций некоторого параметра»
В книге II есть задачи, решаемые с помощью «двойного неравенства», т. е.
системы
ах + b = и2,
сх + d == v2.
Диофант рассматривает случай а = с, но впоследствии пишет, что метод
можно применить и при а : с = т2, Когда а == с, Диофант почленным
вычитанием одного равенства из другого получает и2 —и2 = b — d. Затем
разность b — d раскладывается на множители b — d = п1 и приравнивает и + v
= I, и — v = п, после чего находит
и = (I + п)/2, v = (I - n)/2, х - (l2 + п2}/4a - {b + d)/2a.

Если задача сводится к системе из двух или трех уравнений второй степени,
то Диофант находит такие рациональные выражения неизвестных через одно
неизвестное и параметры, при которых все уравнения, кроме одного,
обращаются в тождества. Из оставшегося уравнения он выражает основное
неизвестное через параметры, а затем находит и другие неизвестные.
Методы, разработанные в книге II, Диофант применяет к более трудным
задачам книги III, связанным с системами трех, четырех и большего числа
уравнений степени не выше второй. Он, кроме того, до формального решения
задач проводит исследования и находит условия, которым должны удовлетворять
параметры, чтобы решения существовали.
В книге IV встречаются определенные и неопределенные уравнения третьей и
более высоких степеней. Здесь дело обстоит значительно сложнее, потому что,
вообще говоря, неизвестные невозможно выразить как рациональные функции
одного параметра. Но, как и раньше, если известны одна или две рациональные
точки кубической кривой fз (х, у) == 0, то можно найти и другие точки.
Диофант при решении задач книги IV применяет новые методы»
Книга V содержит наиболее сложные задачи; некоторые из них решаются с
помощью уравнений третьей и четвертой степеней от трех и более неизвестных.
Есть и такие, в которых требуется разложить данное целое число на сумму
двух, трех или четырех квадратов, причем эти квадраты должны удовлетворить
определенным неравенствам.,
При решении задач Диофант дважды рассматривает уравнение Пелля ax2 + 1 =
у2.
Задачи книги VI касаются прямоугольных треугольников с рациональными
сторонами. К условию х2 + у2 == z2 в них добавляются еще условия
относительно площадей, периметров, сторон треугольников.
В книге VI доказывается, что если уравнение ax2 + b == у2 имеет хотя бы
одно рациональное решение, то их будет бесчисленное множество. Для решения
задач книги VI Диофант применяет все употребляемые им способы.
Кстати, в одном из древних рукописных сборников задач в стихах жизнь
Диофанта описывается в виде следующей алгебраиче-юй загадки, представляющей
надгробную надпись на его могиле

Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей—и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком.
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей.

Задача-загадка сводится к составлению и решению уравнения:

[pic] откуда х = 84 = вот сколько лет жил Диофант.

Неопределённое уравнение x2 + y2 = z2
Такое неопределённое уравнение исследовали пиффагорийцы, целые решения
которого поэтому называют «пифагоровыми тройками», они нашли бесконечно
много таких троек, имеющих вид:
[pic]

Кубические уравнения
Более систематическое исследование задач, эквивалентных кубическим
уравнениям, относится только к эпохе эллинизма. Архимед в сочинении «О шаре
и цилиндре» (книга II, предложение 4) свел задачу о рассечении шара
плоскостью на два сегмента, объемы которых имели бы заданное отношение т :
п (т > п), к нахождению высоты х большего сегмента из пропорции
[pic]
(1)


где а — радиус шара.
Архимед обобщает задачу: рассечь заданный отрезок а на две части х и а—х
так, чтобы
(а — х) : с = S : х2, (2)

где с и S — заданные отрезок и площадь.
Заметив, что при такой общей постановке задача не всегда разрешима
(имеются в виду только положительные действительные решения), Архимед
приступает к ее исследованию с тем, чтобы наложить ограничения на с и S. Он
говорит, что изложит полное решение задачи «в конце», однако
соответствующее место не сохранилось. Жившие на столетие позже Архимеда
греческие геометры Диокл и Дионисодор уже не знали его. Они предложили
собственные, гораздо более сложные решения, но никто из них не сумел
провести анализ общего случая.
Только в VI в. н. э. комментатор Архимеда Евтокий нашел утраченное
место. Архимед решает задачу с помощью двух конических сечений:
Параболы
[pic]
(3)
и гиперболы
[pic]
(4)


(здесь положено S = pb). Оба уравнения легко получить из пропорции (2).
Для выяснения необходимых условий Архимед переходит от пропорции (2) к
кубическому уравнению
x2(a-x) =
Sc (5)
которое он выражает словесно как соотношение между объемами. Ясно, что
уравнение (5) может иметь положительные корни, если

[pic]

Итак, проблема сводится к нахождению экстремума х2 (а — х).
Оставим пока в стороне вопрос о методе экстремумов Архимеда, мы вернемся
к этому, когда будем говорить об инфинитезимальных методах древних. Скажем
только, что Архимед полностью исследовал условия существования
положительных вещественных корней уравнения (5), а именно:
1) если Sc < 43/27, то на участке (0, а) имеются два таких корня;
2) если Sc = 4aз/27, то имеется один корень (как сказали бы мы,—
двукратный);
3) если Sc > 4aз/27, то корня нет.
Здесь 4а3/27 есть максимум х2 (а — х), достигаемый при х = 2а/3. В конце
письма, предпосланного книге «О коноидах и сфероидах» (греки называли
сфероидами эллипсоиды вращения, прямоугольными коноидами — параболоиды
вращения, а тупоугольными коноидами — полости двуполостных гиперболоидов
вращения), Архимед пишет, что с помощью доказанных в книге теорем можно
решить ряд задач, как, например: от данного сфероида или коноида отсечь
сегмент плоскостью, проведенной параллельно заданной, так, чтобы отсеченный
сегмент был равен данному конусу, цилиндру или шару. Перечисленные задачи,
так же как и задачи о делении шара, сводятся к кубическим уравнениям,
причем в случае тупоугольного коноида уравнение будет иметь вид
x2(a + x)=Sc

Из текста Архимеда можно заключить, что он проанализировал и решил это
уравнение. Таким образом, Архимед рассмотрел кубические уравнения вида х3 +
ax + b = 0 при различных значениях a и b и дал метод их решения. Однако
исследование кубических уравнений оставалось для греков трудной задачей, с
которой, в ее общем виде никто, кроме Архимеда, не мог справиться. Решение
отдельных задач, эквивалентных кубическим уравнениям, греческие математики
получали с помощью нового геометрического аппарата конических сечений. Этот
метод впоследствии восприняли математики стран ислама, которые сделали
попытку провести полный анализ всех уравнений третьей степени.
Но еще до этого, и притом греческими математиками, был сделан новый
решительный шаг в развитии алгебры: геометрическая оболочка была сброшена,
и началось построение буквенной алгебры на основе арифметики. Это произошло
в первые века нашей эры.



Литература:
«История математики в древности» Э. Кольман.
«Решение уравнений в целых числах» Гельфонд.
«В мире уравнений» В.А.Никифоровский.
«История математики в школе» Г.И.Глейзер.
«Рассказы о старой и новой алгебре» И.Депман.
«Пифагор: рассказы о математике» Чистаков.
«Краткий очерк истории математики» Стройк Д.Я.
«Очерки по истории математики» Болгарский Б.В.
«История математики» (энциклопедия) под редакцией Юшкевича.
«Энциклопедический словарь юного математика» под редакцией Гнеденко.



-----------------------
(2)_

(1)






Реферат на тему: Меценаты в России


Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом
процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без
которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры
и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и
авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное
сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.
Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и
обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только один - меценатство, и
рассмотрим его. В истории отечественного меценатства есть немало ярких
страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для
наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие
традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие
значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.
«Советский энциклопедический словарь»[1], напоминает о приближенном
императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также
частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат
нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого
понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного
меценатства. Так, в «Толковом словаре» Даля[2] слово «меценат» еще
отсутствует. Не найдем мы его и в речи В.О.Ключевского «Добрые люди древней
Руси». Выдающийся историк использует другое понятие- «благотворительность».
Мысли В.О.Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в
соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для
нас. Во-первых, родство понятий «меценатство» и «благотворительность»
позволяют увидеть корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых,
бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси
позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и
«спонсор».
Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности
деятельности в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с
еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции
благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на
примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами
П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока
сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами.
Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители
разных сословий- имущие и бедные-отдавали нуждающимся то, что имели: одни-
состояние, другие- силы и время. Это были подвижники, получавшие
удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству
через человеколюбие.»
В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная
общественная система стала складываться с принятием христианства, с
появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали
строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском,
Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания
восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого-начала нынешнего
века были купцами-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябушинский, и
Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной
культурой- они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное
наследие, это было заложено в семейных генах.



Глава 1. «Золотой век» меценатства в России.
Причины появления меценатов.
Восемнадцатый-начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными
делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими
образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская
больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница
и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского
предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва
зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью.
Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается
на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был
случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в
квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием,
новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно
поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на
образование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных
благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в
ряду уже упомянутых- причины религиозного характера, диктовавшиеся давними
традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности
помогать другим.
Настоящему меценату ( с точки зрения отечественных традиций),
истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама,
позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты. Показательно в этой связи,
что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям
Художественного театра при условии: его имя не должно упоминаться в
газетах. Хорошо известны случаи когда меценаты по призванию, отказывались
от дворянства. Один из представителей этой замечательной династии
«профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904)-
библиофил и собиратель произведений искусства, завещал в 1901г. свои
коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в
том же году купеческой управой, в службе не состоял, отличий не имеет.
[3]Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы
гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская
учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но
учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу
жизни даже от близких.[4] Ретроспектива благотворительности, милосердия,
меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет
выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции
отечественного меценатства.
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого-
начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым
веком», порой его подлинного расцвета. И Эта пора была связана, главным
образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших
«потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены
столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых
различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был
качественно новый этап благотворительности.
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных
дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной
науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное
признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено
осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали
Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной
французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера
С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр,
Музей изящных искусств ( на строительство которого заводчик, крупный
землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн. рублей),
Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий
институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря
пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой
в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей
3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и
многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия
благотворителей, коллекционеров и меценатов самого высокого стиля. Все
приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью,
демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями
благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными
качествами.

Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20 вв.

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.
С.И.Мамонтов. Меценатство Саввы Ивановича было особого рода: он приглашал
своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно
располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под
предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма
далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат
ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие
работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил
заказчиков.
Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д.
Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение
античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов., именно ему
обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого
дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов
был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень
нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и
материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая
произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает
Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно
для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и
«Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский
художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна
Частная опера мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной
оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина-
гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой
высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
М.К.Тенишева (1867-1928) Мария Клавдиевна была незаурядным человеком,
обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом
первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной
деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было
создано Училище ремесленных учеников( под Брянском), открыто несколько
начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные
школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине
самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева- Талашкино. «Созидательницей
и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в
полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только
на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения
отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом,
знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших
традиций отечественной культуры.
П.М. Третьяков (1832-1898). В.В. Стасов, выдющийся русский критик, в
некрологе на смерть Третьякова, писал: «Третьяков умер знаменитым не только
на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из
Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с амура- он тут же
назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок, и
посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ ,
которые накоплены этим удивительным человеком в течении всей его жизни.» Не
менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он
был прежде всего связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова
впечатляет верность цели. Подобной идея - положить начало общественного,
всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из
современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но
они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь и т.д. прежде всего
для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам
произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также
и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем
не менее раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он
осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней
Руси.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба
коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев,
Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих
меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много
меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были
людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.



Глава 2. Коллекционеры.

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим поступательным
движением музейного дела в России, поисками, открытиями мы обязаны им-
энтузиастам, собирателям, меценатам. Никаких государственных программ и
планов не было в помине. Каждый коллекционер был предан своему кругу
увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен,
произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и
публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге
грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены
не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно
подобранных. Коллекции частных лиц- собрания многие и разные- не были
похожи друг на друга, отбор подчас становился не строг, и тогда
профессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличие
коллекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фонды
музейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражая
представление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в
русской и западной культуре.
Интуиции прирожденного коллекционера можно посвятить специальное
исследование. Но то, что этим качеством обладали виднейшие наши собиратели,
не требует доказательств. Иначе не объяснить, как ими были оценены и
собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и
десятилетия спустя.
Только благодаря своеобразному провидческому дару знаменитых русских
коллекционеров наши музеи располагают уникальным сотавом экспонатов-
произведений искусства мирового значения не только нового времени, но и
более давних веков. Рассмотрим деятельность отдельных коллекционеров.
Г.Д. Костаки (Костакис) Человек выдающийся во многих отношениях.
Грек по национальности, он родился и большую часть своей жизни прожил в
России. Лишь на склоне дней вернулся на землю своих предков, где в 1990г.
скончался. У Георгия Дионисовича не было никакого художественного
образования, но увлечение искусством привело к тому, что он стал
коллекционировать живопись, графику, иконы. Костаки приобрел поистине
мировое имя, создав уникальную галерею произведений художников русского
авангарда. Деятельность, в которой он видел смысл своей жизни, в Москве, по
крайней мере в официальных кругах, не была оценена по достоинству. Да и
коллекционер, во всяком случае в предвоенные годы и послевоенные
десятилетия, не афишировал ее. Заграничный паспорт был слабой защитой от
произвола властей в те времена, когда за одно упоминание имен художников-
авангардистов человек рисковал быть репрессированным. Но Костаки рисовал. В
отличие от дореволюционных предшественников-меценатов Костаки не обладал
миллионным состоянием. Ограниченность в средствах компенсировалась
страстной жаждой собирательства. И со временем о его коллекции с почтением
заговорили во всем мире. Приезжавшие в Москву, будь то крупный
государственный деятель или простой художник, стремились побывать в
квартире Костаки на проспекте Вернадского и увидеть знаменитое собрание.
Только «хозяева» московских музеев и их чиновные покровители из
Министерства культуры чурались общения с Костаки, с тем, кто настойчиво
предлагал передать свою коллекцию государству. Упорство и нежелание
верноподданных сломили темпераментного грека. Он вынужден был покинуть
Россию, оставив в дар Третьяковской галереи большую часть своего собрания,
оцененного, между прочим, в баснословные суммы западными специалистами.
Вместе с большим своим семейством он поселился в Афинах. Прошел год, и
выставки, составленные из вывезенных им произведений, с триумфом начали
путешествовать по престижным залам Европы, Америки и Канады.
По его судьбе видно, как нераздельно соединяется страсть коллекционера
и призванием мецената, однако от другого просто трудно отделить: ведь все
известные русские меценаты были, как правило, и крупными собирателями.

В.Н. Баснин (1799-1876) Коллекционер, библиофил Василий Николаевич
Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-
краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы
предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического
искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него
знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили
акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и
графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой.
В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее
частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и
художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории
Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание
храниться в Москве- в гравюрном кабинете государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.


При бесспорно большой положительной роли художественного
коллекционерства, которым увлекались видные представители нового класса,
передового купечества, было в этом увлечении немало наивного преклонения
перед последней модой парижского художественного рынка.

Характерным для Москвы и одним из самых ярких явлений ее
художественной жизни было собирание Сергеем Ивановичем Щукиным своей
картинной галереи французской живописи.



Заключение.

Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом,
деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые
разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная
буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее
духовную жизнь.
Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то
обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских,
нередко были основным источником развития целых отраслей городского
хозяйства(например, здравоохранения).
Меценатство в России в конце девятнадцатого-начале двадцатого веков
было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в
большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства,
которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к
коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование
добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм
благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного
участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия-
все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, среди черт,определяющих своеобразие отечественной
буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех
или иных формах и масштабах.
Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого
века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень
образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами
подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным
ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться
красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека,
войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание
навыками воспитанного человека и т.д.
В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в
России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной
благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия,
приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России
«золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога
в истории цивилизации, в опыте других стран.
У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое
главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его.
Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться
меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их
правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами
его не купишь.
Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в
России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать
картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения
широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не
меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что
благотворительность- обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают
создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас
сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой
была среда старообрядческая.
Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние
меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и
средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет
назад.



Список литературы.

1. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
2. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны
памятников истории и культуры. М.;1994г.
3. А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
4. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
5. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
6. В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.



Содержание.

1. Введение………………………………………………………...1-2 стр.
2. «Золотой век» меценатства в России………………………….3-7 стр.
а) Причины появления меценатов………………………… …3-5 стр.
б) Наиболее выдающиеся меценаты конца 19-начала 20вв….5-7 стр.
3. Коллекционеры………………………………………………….8-10 стр.
4. Заключение………………………………………………………11-12стр.
Список литературы………………………………………………13 стр.
-----------------------
[1] М.1980, с. 809
[2] Издание 2, 1881
[3] Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. 1989, С .14
[4] Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.1991,С.33





Новинки рефератов ::

Реферат: Искусство и культура в древности (История)


Реферат: Теневая и криминальная экономика России (Предпринимательство)


Реферат: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ (Технология)


Реферат: Государственное принуждение (Право)


Реферат: Электроэнергетика России (География)


Реферат: История улиц Одессы (История)


Реферат: Художественная культура и познавательный туризм Греции (Туризм)


Реферат: Алла Назимова (Искусство и культура)


Реферат: Управление структурой капитала: учетно-аналитический аспект (Аудит)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Безпека обслуговування теплообмінних аппаратів та трубопроводів (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Билеты по теории гос-ва и права (Теория государства и права)


Реферат: "Таинство венчания" (Религия)


Реферат: Отношение студентов к браку (Социология)


Реферат: Воображение (WinWord, ТХТ) (Психология)


Реферат: Влияние радиоактивного загрязнения на сельское хозяйство (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Проблема идентификации человека в пространстве истории (Философия)


Реферат: Серебряно-цинковые источники тока (Химия)


Реферат: Биография У. Черчилля (Исторические личности)


Реферат: Мировая экономика (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист