GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся (Педагогика)



Российский Государственный Социальный Университет

Реферат по педагогике


На тему: Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся



Выполнил Рачков Михаил Игоревич



Клин 2004

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся


План:

1. Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции
трудового воспитания.
2. Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его
внутренняя структура.
3. Основные виды трудовой деятельности школьников.
4. Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам.
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по
вопросам трудолюбия.
6. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них
трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой
деятельности школьников.



Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных
ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового
воспитания.

Как отмечалось в главе о целях воспитания, успешное формирование
личности в современной школе может осуществляться только на основе
разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с
практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и
педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая
обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого
человека в отдельности.
Труд – основной источник материального и духовного богатства
общества, главный критерий социального престижа человека, его священный
долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое
воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном,
производительном труде, является действительным фактором гражданского
взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её
физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников
школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времён выступает
как весьма существенная педагогическая система.
В этом отношении большой интерес представляет высказывание учёного
и просветителя, ректора (1756-1830), который писал «В знаменитых семействах
наших два порока, деморализующий людей: праздность и отвращение к занятиям
и труду, а поэтому основой хорошего воспитания должно стать трудолюбие».
Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-
технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются
высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому
овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему
приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду,
организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в
школах большинства стран мира, Становятся неотъемлемой частью учебно-
воспитательного процесса. Они осуществляются в США, Англии, Германии и
других странах. С 1987-88 учебного во всех основных школах (обычно 9
классов) Баварии введён предмет «Трудовое обучение). С учащимися проводится
производительная практика в течении одной-двух недель, во время которой они
занимаются производительной трудом, приобретают трудовые умения и навыки,
знакомятся с рабочими профессиями. В то же время владелец предприятия, на
котором организуется практика, сам присматривается к учащимся, бывает,
некоторых из них приглашает после окончания школы к себе на работу.
Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила
большое значение их научного исследования. Немало ценных идей по этой
проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж.
Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.
Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым,
Н.И. Болдыревым, Н.К.Гончаровым, К.А.Ивановичем, И.С. Марьенко, В.А.
Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым.
В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в
развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается
внимание на следующие вопросы.
Труд, практическая производственная деятельность оказывают
благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологическое
исследования показывают, что физический тру, связанный с движение и
мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы
человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную
работоспособность. Л.Н Толстой в соё время писал:

«При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда
сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть
одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать ни писать ни даже
внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и
ночь проводится без сна»
Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, - писал он, - не испытывал живительного освежающего влияния
труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго
поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и
люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от
светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти
бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими
страданиями людей, которым нечего делать»
Труд развивает умственные способности человека, его
сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве
требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро
овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и
совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании
личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием
гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего
общественного долга. Каждый воспитанный готовиться стать членом трудового
коллектива. Его значение и ценность как гражданина будут зависеть
исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то
же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело
зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д.
Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни.
Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся
товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только
участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет
человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям –
родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и
осаждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у
воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских
чувств. «Мы хорошо знаем, - писал он, - что от природы все люди обладают
приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют
работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому
труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти
различные трудовые качества не даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости.
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному
самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно
воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с
умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно
к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания
школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их
профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях
организацию различных видов общественно полезного труда, дать им
возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах
производительной деятельности. Всё это показывает, какую огромную роль
играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и
всестороннем развитии учащихся. В этом смысле особое значение приобретают
слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать
разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём
жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной,
ни счастливой». Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой
либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного – праздной жизни.



Сущность трудового воспитания, трудового обучения и профессиональной
ориентации, Понятие трудолюбия как личностного качества и его внутренняя
структура

Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою
специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования
разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них
добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней
инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя
осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В
этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный
педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами
того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и
навыков.
Профессиональная же ориентация как педагогическая категория
обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами
труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности
в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.
Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что
понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым
обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя
свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их
осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое
трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении
и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое
характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием
большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения),
умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и
проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в
процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие,
таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые
социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его
нравственно благотворительности (сознание);
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное
совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления
методических основ трудового воспитания.



Основные виды трудовой деятельности школьников

Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения
учащихся в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает
вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать учащихся?
Широкое применение в школе находит, прежде всего трудовая
деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Начиная с первого
класса, учащиеся занимаются изготовлением разнообразных учебно-наглядных
пособий: таблиц, картин, диаграмм, гербариев, коллекций, простейших
моделей, а в средних и старших классах, кроме этого, школьники создают
различные механизмы, действующие модели, стенды т.д. При изучении
природоведения и ботаники учащиеся работают на пришкольном учебно-опытном
участке, в теплицах и садах, занимаются выращиванием цветов, создают живые
уголки, организуют работу по подкормке птиц и диких животных.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной
труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и
учебно-производительная практика в старших классах.
Большую роль в трудовом обучении и воспитании играет труд по
самообслуживанию. Он включает в себя: уход за своими вещами, уборку классов
и учебных кабинетов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной
библиотеке, мебели и инвентаря и т.д.
Следующим видом трудовой деятельности учащихся является общественно
полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного
сырья, лекарственных растений, озеленению улиц в населённых пунктах, дорог
и т.д. К этой работе привлекаются учащиеся от I до XI класса.
Наконец, в трудовом воспитании важное значение имеет общественно
полезный труд, который организуется в средних и старших классах на
промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и который связан с
сознанием материальных ценностей.
Школьники не только приобретают трудовые умения и навыки, но и
учиться хозяйствовать, проявлять предприимчивость. Понятно, что многое
здесь зависит от инициативы, активность и заботы педагогического
коллектива, от его делания сделать труд действительным средством обучения и
воспитания учащихся.



Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам

Как отмечено выше, существенной задачей трудового воспитания
является формирование у учащихся потребности в труде и бережном отношении к
материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт
внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно
относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию
таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера
воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том,
что бы постепенно привлекать ребёнка к посильной и разнообразной трудовой
деятельности. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию,
связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обовью. Затем сфера
трудовой дел ребёнка расширяется и включает в себя поливку светов в доме,
участие в сухой уборке квартиры, поддержание частоты в ванной и т.д. в
лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более
20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической
трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему
труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно
осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими
детьми, естественно, легче работать учителям.
Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовой
деятельности учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты
которой связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой
деятельности учащихся и повышение её воспитательного значения требуют
возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием
которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие
трудолюбия и бережливости. Что же это за противоречия и как они создаются.
Одно из этих внутренних противоречий состоит в противоречии
учащимся «расхождения» между характером домашнего труда и расширением сферы
их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходиться выполнять
различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера
его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, по
оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому
хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становиться
интересным, что и способствует стимулированию его трудовой деятельности.
Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также
возбуждению противоречия между имеющихся у них умений и навыков и
необходимость овладения новыми трудовыми процессами, а также
совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в
процессе воспитания важно показать учащимся, какие новые умения и навыки
они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут
усовершенствовать.
Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном
отношении материальным ценностям общества предоставляет разъяснение
учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного
качества. Когда ученик глубоко осознаёт общественное и личное значение
труда, а также сои обязанности, у него формируется психологическая
установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.
В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и
воспитания в потребности в труде и бережном отношении к материальным
ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности.
Какие же из этих форм получили распространение в школьной практике?
Важнейшим из них являются следующие:
а) создание постоянных или временных ученических звеньев для
выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные
звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по
выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения
эпизодической работы, например, для оформления школьного здания и
наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;
б) накопление и развитие трудовых традиций в школе, как, например,
традиционная подготовка и проведение в школе «Праздника труда» или
праздника «В подарок школе», когда ученики всех классов изготавливают
учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей
трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и
т.д.;
в) в последние годы в школах создаются производственные
кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и
получают за денежную оплату;
г) эффективной формой возбуждения трудовой активности являются
индивидуальные трудовые, которые даются учащимся учителями и ученическими
организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в
уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и
т.д.



Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью
существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, нё
взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие
экономики, в создание личного материального благополучия.
Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам
трудолюбия осуществляется прежде всего в процессе учебных занятий. Учебный
материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало
примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на
человека, его чувства и моральное формирование. Развитие общества
основывается в конечном итоге на создании материальных ценностей и
жизненных средств, что влечет за собой эволюцию социальных и моральных
отношений. В этом смысле главным двигателем социального развития является
человек труд, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи
пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение
им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.
Возвышающая человека роль труда, его одухотворяющая нравственная
сущность ярко освещаются в произведениях художественно литературы.
Благородство труда воспевали А.С. Пушкин, А.Ю Лермонтов, А.Н Некрасов, М.А
Шолохов, Я. Купала, Я. Колас и другие писатели. Глубокое осмысление и
овладение этим материалом не только расширяют кругозор учащихся по вопросам
роли труда в жизни общества, но и позволяют им осознавать его большое
значение в личности развитии человека, закладывают основы взглядов и
убеждений.
Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные
формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной
работы. Различные вопросы о роле труда в улучшении благосостояния народа
раскрываются в этических беседах, лекциях докладах, на классных часах. На
эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты
встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на
производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с
предпринимателями, колхозами и совхозами, создаются комнаты трудовой и
боевой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в
этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные
примеры и т.д.
Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании
трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависят от её
содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей
школьников.
Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного
качества, пожалуй едва ли не главным является трудовые умения и навыки,
Умелость личности в различных видах производственной деятельности. Какие же
теоретические и методические проблемы здесь возникают?



Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых
умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности
школьников

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала из сознательность,
взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны
трудолюбия как личностного качества, её необходимо методически правильно
организовывать. Наиболее существенными этой методики являются следующие.
а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения
учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным
руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и
тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил
регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую
деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной
работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных
кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе
территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течении
учебного года, так и во время каникул в средних и старших классах полезно,
чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его
организовывать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают
лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех
вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в
школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах
труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.
б) При организации труда нужно чётко определять те задачи, которые
должны решать учащиеся, а так же разъяснять их общественное и нравственное
значение. Например, Учащиеся подростки и старшеклассники направляются на
оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить,
какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед
ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и её народно-
хозяйственное значение. Всё это должно делаться кратко и тактично, без
лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и
связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности
хорошо выполнять трудовое задание, создает психологическую установку на
преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
в) В методике трудового воспитания существенно важными являются
определение порядка выполнения намеченного труда, распределение
обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки
работы и определение формы поведения результатов её выполнения.
г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности
учащихся является практический показ и обучение их способам и приёмам
работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идёт
об элементах трудового обучения, формировании рудовых умений и навыков,
трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.
д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и
оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами её
выполнения.
Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто
испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на
соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об
осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.
е) Органической частью организации труда является раскрытие и
осмысление его связи с обучением, а так же его роли в углублении расширении
знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном
участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике
применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений,
изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность
сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды
труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в
учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идёт о производительном
труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в
учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий
свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что
рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить
учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым
уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными
химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобное соединение труда с обучением не должно носить
механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть
возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь.
Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и
его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение
учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у
них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые
обеспечивают успех как физической работе, так и в учебных занятиях.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое
значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и
укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чём
шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в
стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации
труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные
работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную
форму, например, провести «трудовой десант», создать временную
производственную работу, - и работа пойдёт веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического
труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы
постоянно обновлялись и приобретали свежие, а мной раз и романтические
черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел
учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему
привлекательных форм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с
какой радостью их встречает малыш из соседнего детского сада. Учитель
подсказывает им провести операцию «ПМД» (Подарок младшим друзьям), в
процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее
время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» по
секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную
крепость и т.д.
В предновогодни дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».
Школьники распределяют между собой роли: одним поручается подготовить
оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку
юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе,
четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все
заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое
настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их
потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Таковы основные методические требования, с учётом которых
организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется
их трудолюбие.



Список используемой литературы:

И.Ф Харламов Педагогика гардарики





Реферат на тему: Трудовое воспитание младших школьников
ТЕМА: «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Сущность воспитательного процесса………………………………….5
2.В.А.Сухомлинский о воспитании …………………………………….15
2.1.Воспитание человеческих потребностей……………………..18
2.2 Трудовое воспитание ………………………………………….21
3.Психология и трудовое воспитание …………………………………..22
4.Труд и всестороннее развитие личности ……………………………..27
4.1. Психологические особенности трудовой деятельности
школьников……………………………………………………………...30.
4.2 Вовлечение школьников в трудовое самовоспитание….…………32
5. Роль и место педагога в трудовом воспитании
школьников……………………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….36
Введение.
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания
новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во
всех сферах жизни.
Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности
2) Изучение появления различных сторон личности, особенности
протекания психических процессов, особенности психического
состояния, психологические свойства личности
3) Познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для
развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и
сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно
на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный
выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя
", к своим истокам . Воспитание есть поиск личностью ( самостоятельно и с
помощью наставника ) способа построения нравственной, подлинно человеческой
жизни на сознательной основе , оно соотносится с поиском ответов на вопросы
:
. кто я ?
. как я живу ?
. зачем так поступать ?
. чего хочу от жизни ?
. от себя ?
. от других?
. куда двигаться дальше ?
Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на
формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения
к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.
В статье " Всех начал начало ", народный учитель Галина Данилова
пишет: " В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека
необходимо научить любить , жалеть, сострадать человеку, чтить память
умерших, быть благодарным людям за их труд".
Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого
человека есть понимание значимости культуры .
К. Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно
раздвинет пределы развития личности. " Мы уверены , - писал он , - что
воспитание , совершенствуясь , может далеко раздвинуть пределы человеческих
сил ; физических , умственных и нравственных .
Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического,
нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового.
Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и
продолжается всю человеческую жизнь. Отсюда целью моей курсовой работы
является рассмотрение трудового воспитания как одного из важнейших аспектов
развития личности.
1.Сущность воспитательного процесса.
" Нет в мире ничего сложнее и богаче
человеческой личности "
В. А. Сухомлинский.

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности
составляет одну из главных задач современного общества.
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности,
формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития
общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей,
и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей,
объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом
историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного
совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность
развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью
материальных и духовных ресурсов общества.
Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу
формирования развитой личности. Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития
личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой
этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том,
чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что
требует не только умственного развития детей, не только развития их
творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять
свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов,
чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и
политической жизни, личностно-общественного становления, развития
многообразных способностей, центральное место в которых занимает
способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность
участвовать в социально необходимой деятельности.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и
если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие
на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат
действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает
присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и
духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но
постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга
способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы
воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых
форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при
этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и
целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и
сознательно организуемого совершенствования системы общественного
воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без
опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей
развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание
существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного
воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой
природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена
в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса
воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие
воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и,
главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны
быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся
образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого
использования.
Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы
воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное
самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.
Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот -
всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и
социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление
детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не
подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно
выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие -
формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в
решении сложных нравственных проблем. "Условие эффективности воспитания -
самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей
деятельности".
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего
человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание
роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека,
через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у
ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет
возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит
направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя
в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает
требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя
цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С. Выготский, "учитель с научной точки зрения - только
организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее
взаимодействия с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса воспитания - как активного
целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей
методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа
растущего человека в становлении его личности.
Достижения современной науки, в том числе труды отечественных
философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков,
свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе
целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ
социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем
социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический
характер.
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой
пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и
результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные
общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму
себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе
целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая,
определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, что накопительница психологического опыта - литература
устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину.
Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на
участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более
того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится
осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным
критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены
стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в
трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - то
самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение
цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед
человечества".
Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания,
среди которых главной он считал формирование потребности принести благо
другому, однако, можно не согласиться с ним в суждении о возможных путях
достижения этой цели. Л.Н. Толстой, как известно, отводил основную роль
нравственному просвещению, разделяя в этом взгляды просветителей XVIII в.
Данное положение позднее подверглось критическому переосмыслению, когда
разрыв между реальным поведением индивида и обнаруживаемым им знанием
нравственных норм и императивов действия стал очевидным для философов и
педагогов фактом.
Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-
образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и
развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.
Просветительская ориентация в педагогике уступила место более
реалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и
знания как такового в процессе духовного развития личности.
Однако нравственное формирование личности не равно нравственному
просвещению. Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция
ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или
даже их системы, а в результате организации общественной практики, в
которую он включен. Однако организация общественной практики воспитания
личности ребенка может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на
воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу
организации соответствует приспособление педагогического процесса под уже
достигнутый уровень психического развития ребенка. Подобная организация
воспитания ни в коей мере не соответствует целям построения гуманного
общества, поскольку здесь требуется решение задачи преобразования сознания
человека.
В связи с этим, отечественные ученые и педагоги-практики исходят из
того, что воспитание (в том числе и обучение) не может плестись "в хвосте
детского развития", ориентируясь на его вчерашний день, а должно
соответствовать "завтрашнему дню детского развития". В этом тезисе четко
отражается принцип подхода к психическому развитию личности как к
управляемому процессу, который способен создавать новые структуры
личностных ценностей растущих людей.
Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленное
построение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности
ребенка, реализуется педагогами, вводящими детей в "зону ближайшего
развития". Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может
продвигаться дальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в
сотрудничестве с более умными "сотоварищами", а уж затем и вполне
самостоятельно.
Целенаправленное формирование личности человека предполагает ее
проектирование, но не основе общего для всех людей шаблона, а в
соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические особенности.
Не может быть колебаний, писал А.С. Макаренко, - стремиться ли к
воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых.
При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных
сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Именно на этой
базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить
эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность.
Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе
которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы
общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с
нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих
деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.
"Искусство воспитания", приходит к обоснованному выводу, заключается в
использовании такого важнейшего психологического механизма, как создание
правильного сочетания "понимаемых мотивов" и мотивов "реально действующих",
а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному
результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому
типу реальных мотивов, управляющих жизнью личности. Так, дети подросткового
возраста знают о наличии важной и общественно ответственной жизни взрослого
члена общества. Но лишь включение в социально признаваемую деятельность
превращает эти "понимаемые" мотивы в реально действующие.
Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие
потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования
конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности,
которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и
чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение)
и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально
необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие
твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость;
инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других
людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,
взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на
определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска.
Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим
подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно
уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти
социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих
качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись
и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и
полезным членом общества.
Психологические качества взаимосвязаны, интегрированы в единой
личности. Ядром личности, детерминирующим все ее частные проявления, служит
мотивационно-потребностная сфера, представляющая собой сложную и
взаимосвязанную систему стремлений и побуждений человека.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать
у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит,
что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения,
мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над
эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в
мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом
человеке.
Формирование такой гуманистической направленности личности проходит
несколько этапов.
Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и
идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их
число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает
идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными
носителями (людьми или микросоциальными организациями). Соответственно
система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.
Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития
детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему
взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих
деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из
них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-
потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-
потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых
образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших
мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-
потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью
мотивов.
Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование
их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание
предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая
направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю
окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте
убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать
законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять,
произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось
бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного
творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность,
присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом
конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области
действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному
предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).



Психолог А.Ф.Лазурецкий первым разработал и применил для изучения
личности естественный эксперимент. Он считал, что личность ребенка,
отношение его к людям, природе, работе, самому себе, можно исследовать
исключительно в естественных условиях в процессе труда.
Педагогика Я.А.Каменского природно-своеобразный характер: "В обучении
необходимо исходить из законов природы, взрослых особенностей развития
человека ".
Томас Мор внес идею о воспитании молодого поколения в соединении
обучения с трудом.
Франсуа Рабле стремился дать образование во время экскурсий и
прогулок. Обращал внимание на самостоятельное мышление, творчество и
активность. Можно сделать вывод, что еще в феодальном обществе выступали за
полноценное физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
К.Д.Ушинский считал, что чем моложе ребенок, тем больше его
восприимчивость к воспитанию, а вместе с тем то, что в детстве заложено, то
крайне трудно разрушить.
Такого же мнения придерживались Л.Н.Толстой и выдающийся советский
педагог А.С.Макаренко.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развиваться
личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат .

2.В.А.Сухомлинский о воспитании


В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В
Павлышевской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим
принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в
отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов,
- отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и
наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в
педагогическом труде - это оценка».


Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правом пользоваться острым
инструментом оценки имеет только тот педагог, который любит детей. Учитель
должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера
школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта -
вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своем
наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой
сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.


Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский
считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в
начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно
ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы
ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего
двойку, потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные
и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы,
неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения
приходят в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое
человеческое желание - хорошо учиться - озаряет весь смысл школьной жизни
детей.


Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за
труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода,
год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время - научиться».
Сознание ребенка - могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою
скорость.


Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей
обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя
счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство
неполноценности».


Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по
поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он
совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд,
но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и
непременно написать в дневнике.


Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных
результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению
«трудных» подростков.


Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой
морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок
«ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее
страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании
было бы неверным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал
воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой
лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной
творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем
духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности». И при этом
надо помнить, что подлинный коллектив формируется лишь там, где есть
опытный, любящий детей педагог. В атмосфере сердечности, доброжелательности
у детей растет стремление стать лучше не на показ, не для того, чтобы тебя
похвалили, а из внутренней потребности чувствовать уважение окружающих, не
уронить в их глазах своего достоинства.


«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил
В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства
общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания,
поведения, взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить,
рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не
было дилеммы: личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого
человеческого бытия. Нет и не может быть воспитания личности вне
коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без
личностей.


Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на
наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной
работы...


Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать
только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе,
во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без
наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без
наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... -
воспитывайте детей без наказаний».


2.1.Воспитание человеческих потребностей


Потребности - великий двигатель человеческой истории, человеческой
личности. О первичных, материальных потребностях Василий Александрович
помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности, вспоминая
тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно ...
овладевать знаниями, когда в желудке пусто».


Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первых жизненных
потребностей зависит только от заработка, материальный стимул не может
потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральных
стимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно
встретить негативное отношение к той роли и значению материальных
потребностей, которую они играют в жизни людей. Стремление человека к
материальному благополучию, улучшению жилищных условий и т. д. Иногда
считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идет о
работнике науки, искусства или педагогики.


Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным. Воспитание
культуры потребностей - очень важная проблема всестороннего развития
личности. Задача заключается не только в том, чтобы воспитать
разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее
добиться гармонического развития материальных и духовных потребностей, и
особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на
становление и удовлетворение потребностей высшего порядка - потребностей
духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводит
В.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы
далеко не всегда ставятся молодежью на первый план.


Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальных
потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,
понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей -
потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если
бы у него не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше,
чем знал вчера. В самой глубине человеческого существа есть неискоренимая
потребность чувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого
себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна. В.А.Сухомлинский
видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать,
усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это
природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы
должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать
внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень
сильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, - писал Сухомлинский, -
отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к
познанию может быть само познание как открытие неизвестного, результат -
«естественным продуктом жизнедеятельности».


Направленность личности человека, его устремлений зависит во многом от
окружающей действительности, духовности общества, характера, целей и
средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И он
не ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностей
познания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека в
человеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этой
потребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию
духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, по мнению
Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого
воспитанника была его потребность в другом человеке.


Материальные потребности, потребность в познании, и, наконец,
потребность в другом человеке, в общении с другими людьми - такова иерархия
потребностей. Которая хорошо прослеживается в работах В.А.Сухомлинского по
мере развития его философско-педагогических взглядов. Главный смысл
воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и
духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.


В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь к решению многих
проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек
терпим к людям других национальностей, к инакомыслию, не агрессивен. И
потому чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем
тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать
мир, душевное состояние других людей. Без такого утонченного восприятия
вряд ли достижима главная цель воспитания и развития - человеческое
счастье.



2.2 Трудовое воспитание


Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние
физического и умственного труда: умны, образованный, культурный человек
любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным
условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и
самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для
всех.


Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А.Сухомлинского
является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко
раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность
ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать
для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют
задатки каких-то способностей.

Новинки рефератов ::

Реферат: Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований (Социология)


Реферат: Каучуки (Химия)


Реферат: Классификация, экспертиза и сертификация игрушек (Педагогика)


Реферат: Методика составления пояснительной записки (Бухгалтерский учет)


Реферат: Варанаси - город тысячи храмов (Культурология)


Реферат: Шифрование по методу UUE (Программирование)


Реферат: Эпоха просвещения (История)


Реферат: Книгопечатник Гуттенберг (Исторические личности)


Реферат: Способы оценки выполненной работы (Международные отношения)


Реферат: Внешняя политика России XVIII в. (История)


Реферат: Ректификационная установка непрерывного действия для разделения 4,1 т/ч бинарной смеси ацетон - этанол (Химия)


Реферат: Непарнокопытные (Биология)


Реферат: Аграрная политика Н.С. Хрущева (История)


Реферат: Коллективизация в России (История)


Реферат: Письмо к Н. В. Гоголю (Литература : русская)


Реферат: Конфликт в организации (Социология)


Реферат: Агрономические приемы улучшения почв (Ботаника)


Реферат: Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (География)


Реферат: Империя. Российская империя (История)


Реферат: Конституционное право РФ (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист