GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Глобализация: миф или реальность? (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Глобализация: миф или реальность? (Политология)



Глобализация: миф или реальность?
Введение
Проблема глобализация сегодня – самый актуальный вопрос, обсуждаемый самыми
различными специалистами – политологами, экономистами, социологами,
философами, даже географами. Экономисты говорят о глобализации экономики,
географы о создании «экономических архипелагов», в частности ассоциаций
крупнейших мегаполисов, социологи о сближении образа жизни людей,
политологи о завершении холодной войны, когда мир был раздел на 2 лагеря,
об ускорении транснационализации, усилении взаимозависимости государств,
уменьшении их суверенитета. Задачей данной работы является попробовать
ответить на вопрос, чем является глобализация – мифом или реальностью, а
если реальностью то для кого – только для развитых западных стран или для
всех?

Проблема определения понятия «глобализация»
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, говоря о глобализации, является
проблема ее определения. На этот счет в науке нет единого мнения, приведу
несколько из них:
. Неомарксисты считают, что термин «глобализация» означает не что иное, как
целенаправленная стратегия монополистического капитала и американского
империализма, имеющая целью окончательное закрепление экономического
неравенства в мире и эксплуатацию «периферийных» и «полупериферийных»
регионов и государств крупнейшими монополиями «мирового центра».
. Сторонники реалистской парадигмы понимают ее в духе «столкновения
цивилизаций», как результат победы Запада во главе с США в холодной войне
над ССР и закономерный процесс распространения гегемонии единственной
сверхдержавы на остальной мир;
. Неолибералы рассматривают глобализацию, как процесс постепенного
преодоления государствами своих узкоэгоистических национальных интересов
и становления «сообщества цивилизованных стран», являющегося результатом
взаимопроникновения национальных экономик, интернационализации
финансов, усиление роли крупнейших ТНК в мировой экономике, роста
непосредственной конкуренции предприятий и фирм, независимо от их
национальной принадлежности.
Уткин А.И. в книге «Мировой порядок XXI века» дает такое определение
этому понятию. Глобализация – это слияние национальных экономик в единую,
общемировую систему, основанную на новой легкости перемещения капитала, на
новой информационной открытости мира, на технологической революции, на
приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров
и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной
революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта,
реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образования.

История процесса глобализации
Процесс сближения государств, несомненно, происходил на протяжении всей
истории человечества. Еще в XIX веке исследователи писали о едином мировом
пространстве. Например, появление механического ткацкого станка в Англии
обернулось потерей рабочих мест миллионами ткачей в Индии, а зарождении
республиканской идеи во Франции стало подрывать троны восточных монархий, в
России вызвало восстание декабристов.[1] Однако можно говорить только о
двух эпохах, когда темпы сближения государств были революционно быстры:
1. Рубеж XIX-XX веков. В это время мир вступил в фазу взаимосближения за
счет распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе,
благодаря телефону, пароходу и конвейеру. Такие теоретики первой волны
глобализации, как Р. Кобден и Дж. Брайт убедительно для многих
экономистов и промышленников, доказывали, что свободная торговля
необратимо подстегнет всемирный экономический рост и на основе
невиданного процветания, основанного на взаимной зависимости, народы
забудут о прошлых распрях. Идея влияния глобализации на склонное к
различным конфликтам мировое сообщество получила наибольшее развитие в
книге Нормана Эйнджела «Великая иллюзия», опубликованной в 1909 году. В
ней автор доказывал невозможность возникновения на планете глобальных
конфликтов в силу возросшей взаимозависимости государств, например,
Великобритания и Германия являлись вторыми по значимости торговыми
партнерами друг друга.[2] Однако через 5 лет после опубликования этой
книги все надежды на мир разрушились – началась Первая мировая война,
которая заморозила процессы глобализация до 70-ых годов XX века.
2. Конец 70-ых годов – второе рождение глобализации на основе революции в
совершенствовании средств доставки глобального действия, в информатике,
телекоммуникациях. Мощь общего числа компьютеров за последние 30 лет
удваивалась каждые 18 месяцев, объем информации на каждом квадратном
сантиметре дисков увеличивался в среднем на 60% в год, начиная с 1991
года. Стоимость доставки информации сократилась драматически, сейчас
огромные объемы информации могут быть переданы посредством телефона,
оптического кабеля или радиосигналов в любую точку земного шара, что
революционным образом действует на экономический рост.[3]
Особенностью этого этапа глобализации является колоссальная роль ТНК;
компании, имеющие представительства в более чем 75 странах мира, могут быть
названы национальными с большой натяжкой, однако их роль в международном
политическом процессе продолжает возрастать, такие корпорации с легкостью
пересекают национальные границы и осуществляют власть над населением менее
развитых государств. Надо отметить, что еще одной особенностью развития ТНК
в современном мире является то, что большая часть товаров производится в
заграничных филиалах этих фирм, как правило, в азиатских странах, где
рабочая сила дешевле. Стратегией многих стран стало снятие барьеров на пути
перемещения капиталов и торговых потоков.
Предпосылки глобализации
Можно выделить несколько факторов, определяющих процесс глобализации:
1) производственно-технический — резкое возрастание масштабов
производства, международные формы его осуществления (ТНК),
качественно новый уровень средств транспорта и связи, обеспечивающий
быстрое распространение товаров и услуг, ресурсов и идей с
приложением их в наиболее благоприятных условиях;

2) экономический — небывалая концентрация и централизация капитала,
организационные формы, рамки деятельности которых выходят за
национальные границы, приобретают международный характер,
способствуя формированию единого рыночного пространства;

3) информационный — радикальное изменение средств делового общения,
обмена экономической, финансовой информацией, создающее возможности
оперативного, своевременного и эффективного решения
производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже,
чем внутри отдельных стран;

4) научно-технологический, определяемый экономическими выгодами
использования передового научно-технического, технологического и
квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях
зарубежных стран, для ускоренного внедрения новых решений при
относительно меньших затратах;

5) социологический, проявляющийся в ослаблении роли привычек и
традиций, социальных связей и обычаев, преодолении национальной
ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном,
духовном и психологическом отношениях, способствует международной
миграции;

6) политический, выражающийся в ослаблении жесткости государственных
границ, облегчении свободы передвижения граждан, товаров и услуг,
капиталов;

7) экологический, обусловливающий объединение усилий мирового
сообщества, консолидацию ресурсов, координацию действий в различных
сферах. Среди прочих глобальных проблем современности он оказывает
особое воздействие на процесс глобализации. Процесс глобализации
мирохозяйственных связей не исключает расширения и интенсификации
экономической деятельности на региональном уровне, в том числе
вовлечение в активный масштабный взаимный международный обмен
административных образований отдельных стран. С одной стороны, это
ускоряет планетарную глобализацию, с другой — выступает как
известный тормоз, способствующий усилению групповой региональной
обособленности, возникновению новых противоречий и углублению
конкуренции.

Взгляды на глобализацию
Как любой общественно-политический процесс глобализация вызывает
неоднозначную реакцию общественного мнения. Уткин А.И. предлагает
выделять три основных взгляда на глобализацию – революционный,
эволюционный и скептический подход.
1) Сторонники революционного подхода в глобализации видят источник
грядущего процветания, умиротворения, единых для всех правил, путь
выживания, поднятия жизненного уровня, социальной стабильности,
политической значимости, ликвидации стимула в подчинении соседних
государств. В эту новую эпоху традиционные нации-государства теряют
свою мощь, так как все народы и все основные процессы оказываются
подчиненными глобальному рыночному пространству. Сторонники
ускоренной глобализации видят в ней способ сократить разрыв между
богатыми и бедными странами, полагая, что бедные смогут найти свои
нишу в экономике не с помощью косных правительств, а с помощью
чувствительных к изменениям частных компаний. Сторонниками этого
подхода являются Р.Кеохане, Дж. Най, К. Омае, Т. Фридман, М. Дойл.
2) Сторонники эволюционного подхода считают нынешнюю форму
глобализации беспрецедентной. Это направление требует от государства
постепенной адаптации к более взаимозависимому и нестабильному миру.
Глобализация – мощная трансформирующая мир сила, ответственная за
массовую эволюцию обществ и экономик, за изменение форм правления и
всего мирового порядка. Она постепенно разрушает различия между
отечественным и иностранным, между внутренними и внешними
проблемами. Глобализация – длительный процесс, исполненный
противоречий, подверженный всевозможным конъюнктурным изменениям. По
мнению эволюционистов, мир разделится на богатые и бедные страны,
причем это разделение будет очень четким, однако не будет ни
второго, ни третьего мира, эта стратификация будет сложнее.
Суверенные государства сохранят свою власть над своими территориями,
однако параллельно национальному суверенитету будет расширяться зона
влияния международных организаций. Сторонники этого подхода отрицают
положение об отмирании государства, они утверждают, что изменение
государства происходит медленно, постепенно, но постоянно на
протяжении всей истории человечества. Сторонниками такого подхода
к видению глобализации являются Дж. Розенау и А. Гидденс.
3) Сторонники третьего подхода, которых обычно называют скептиками,
считают глобализацию мифом, направленным на сокрытие
конфронтационной реальности развития международной экономики. Силы
рынка отнюдь не вырвались из-под контроля, они зависят от
регулирующих правил национальных правительств. Сторонниками этого
подхода являются П. Хирст, У. Томпсон.

Проблемы глобализации
Одна из основных проблем связана с вопросом, кто оказывается в выигрыше от
глобализации. Фактически основную часть преимуществ получают богатые страны
или индивиды. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает
угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном
уровнях.
Некоторые оппоненты говорят о возможности глобальной конвергенции доходов,
аргументируя это тем, что экономика бедных государств развивается более
высокими темпами, чем богатых. На самом же деле быстрый рост характерен
лишь для небольшой группы стран Юго-Восточной Азии (так называемых
“азиатских тигров”), тогда как наименее развитые в экономическом отношении
страны отличаются гораздо более низкими темпами роста, чем богатые
государства. Их выгоды от глобализации минимальны.
В результате происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее
их поляризация. В процессе глобализации быстроразвивающиеся страны входят в
круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них.
Растущий разрыв в доходах вызывает недовольство с их стороны, чреватое
международными конфликтами, поскольку государства стремятся присоединиться
к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом
производстве. За последние 15 лет доход на душу населения понизился в
более чем 100 странах, потребление на душу сократилось в более чем 60.
Около 150 млн. человек, население равное совокупному населению Франции,
Нидерландов и скандинавских стран впало в нищету после развала Советского
Союза. Среди 4,4 млрд. людей, живущих в развивающихся странах, три пятых
находятся в условиях, не соответствующих минимальным санитарным
требованиям, одна треть лишена нормальной питьевой воды, одна пятая не
доедает.
Вопрос распределения преимуществ является одним из важнейших в процессе
глобализации мировой экономики.
Вторая проблема связана с потенциальной региональной или глобальной
нестабильностью из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом
уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут
иметь региональные или даже глобальные последствия. Такая возможность носит
не только теоретический характер, а является вполне реальной, что
подтверждает финансовый кризис в Азии, начавшийся летом 1997 г. в Таиланде,
а затем перекинувшийся на другие страны Юго-Восточной Азии, дойдя и до
Южной Кореи. Подобные явления свидетельствуют о большой уязвимости
взаимосвязанных экономик.
Мировой спад или депрессия способны повлечь за собой призывы разорвать
взаимные связи и зависимости, созданные в ходе глобализации, как это
произошло во времена Великой депрессии 30-х годов в США. Результатом может
стать экономический конфликт с угрозой превращения в экономическую войну
или даже военное столкновение.
Третий круг порождаемых глобализацией проблем вызван опасением, что
контроль над экономикой отдельных стран может перейти от суверенных
правительств в другие руки, в том числе к наиболее сильным государствам,
многонациональным или глобальным корпорациям и международным организациям.
В силу этого некоторые усматривают в глобализации попытку подрыва
национального суверенитета. По данной причине глобализация может вызвать у
национальных лидеров чувство беспомощности перед ее силами, а у электората
– антипатию к ней. Такие настроения могут легко перейти в крайний
национализм и ксенофобию с призывами к протекционизму, повлечь за собой
рост экстремистских политических движений, что потенциально чревато
серьезными конфликтами.
Иногда в разряд издержек глобализации относят безработицу в экономически
развитых странах с высоким уровнем заработной платы. Но это утверждение
опровергается низкой нормой безработицы во многих из них и ее высоким
уровнем в государствах с низкой заработной платой. Национальная политика и
технологический прогресс являются более важными детерминантами занятости,
чем факторы глобализации.
С глобализацией увязывают и миф о том, что она угрожает социальному
благосостоянию некоторых стран, однако значительно большее влияние на эту
сферу оказывают другие факторы – налоговая политика и демографические
тенденции. Однако нельзя отрицать тог факта, что в последнее время во
многих развитых странах уменьшается процентная доля среднего класса.
В обоих случаях глобализация обычно используется для оправдания провалов в
национальной политике тех или иных государств.
Важно отметить, что экономические аспекты являются лишь одним компонентом
результатов глобализации, которая имеет последствия и неэкономического
характера, сопряженные с огромными рисками, потенциальными издержками и
даже возможностью катастрофы. Одной из таких областей является сфера
безопасности, где глобализационные процессы могут привести к возникновению
конфликтов. Другая область – это политические кризисы, способные перерасти
из локальных в крупномасштабные события, а если их вовремя не устранить, то
привести к катастрофе. В качестве третьей сферы можно назвать экологию и
здравоохранение. Глобальные взаимосвязи чреваты и глобальными
экологическими бедствиями, связанными, например, с всеобщими потеплением и
изменением климата, широкомасштабными эпидемиями.
Нельзя не сказать еще об одном, на мой взгляд, негативном явлении
современного мирового сообщества – о т.н. «двойных стандартах». Это явление
– прямое следствие увеличивающейся взаимозависимости государств. Например,
США посчитали Югославию зоной своих интересов и даже без санкции ООН сочли
возможным применить военную силу.
Антиглобалисты
В силу существования множества негативных последствий глобализации,
некоторые из которых перечислены выше, в мире образовалось движение
антиглобалистов. Одни из них выступают вообще против глобализации, как
таковой, считая государство – важнейшей силой в обществе, другие говорят о
несогласии с американскими условиями, с пропагандой американского образа
жизни, американской массовой культуры.

Антиглобализм родился в апреле 94-го года, когда на юге Мексики в штате
Чиапас, где поднял индейское восстание субкоманданте Маркос. В университете
Мехико он закончил философский факультет, печатался как прозаик и
переводчик, покинув родину, несколько лет работал в Сан-Франциско
программистом, потом разобрался в жизни окончательно, взял в руки оружие и
фактически отделил от остального мира свой партизанский район с главной
базой в Лакандонском лесу.


Первые же публичные заявления и открытые письма Маркоса, адресованные
всем более или менее известным людям планеты, вызвали восторг левых.
Партизан приговаривал к смерти империю ТНК, утверждал, что идет четвертая
мировая война (третья закончилась разрушением СССР и уничтожением
соцлагеря), развязанная ТНК, международной оргпреступностью и ее легальным
прикрытием против человечества. Поскольку правительства, военное
руководство, спецслужбы и масс-медиа большинства стран мира являются
марионетками вышеперечисленных поджигателей войны, постольку эта война
является гражданской и партизанской. На первый же съезд поддержки в Испанию
приехали пять тысяч добровольцев, за каждым из которых стояла та или иная
группа. Сапатистская армия освобождения (Сапата - народный герой времен
гражданской войны 1917 года) быстро доказала, что умеет воевать.


Несмотря на 70-тысячную правительственную армию и давление США, занятый
ею район остается автономным. В апреле 2001 года Маркос, демонстрируя свою
силу и решимость, возглавил мирный поход на Мехико. К этому маршу
присоединились режиссер Оливер Стоун, нобелевский лауреат Хосе Самаранго,
вдова президента Миттерана, редактор "Монд Дипломатик" Игнасио Рамоне,
несколько модных писателей, в т.ч. Г.Г.Маркес, и ряд депутатов
Европарламента. В такой компании Маркос собрал в мексиканской столице
митинг в триста тысяч человек и заявил, что не намерен довольствоваться
компромиссами. С чем и отбыл обратно в Чиапас.


Помимо войны и политики, субкоманданте изучает индейский фольклор и пишет
стихи. Именно с Маркосом в середине 90-х ассоциировали себя те, кто попал
потом в антиглобалисты.


В 1996 году по инициативе сапатистов была проведена первая встреча, в
которой приняли участие представители движений и организаций, выступающих
за справедливое и гуманное мироустройство. А в 1998 году было создано
Глобальное народное действие - широкая неформальная и децентрализованная
коалиция гражданских инициатив и социальных движений. В мае 1998 года
прошли первые скоординированные акции в разных странах. После успешных
акций протеста в Бирмингеме и Женеве все последующие встречи ВТО, МВФ, ВБ,
правительств стран Большой Семерки сопровождались активным вмешательством
со стороны противников глобализации. 18 июня 1998 года - Всемирный карнавал
против капитализма прошел более чем в 40 городах мира. 30 ноября 1999 года
- саммит Всемирной Торговой Организации в Сиэтле был парализован
демонстрациями и фактически сорван. Это были наиболее активные и массовые
протесты в США с начала семидесятых годов, долгожданное возвращение прямого
действия: анархисты, выступавшие отдельной колонной, громили офисы крупных
корпораций, "Макдональдсов" и т.д. 16 апреля 2000 года, Вашингтон -
массовые выступления против МВФ и ВБ. В демонстрациях приняло участие около
20 тысяч человек. 1 мая 2000 года - всемирный день борьбы против
капитализма, проходивший повсеместно. В Лондоне и Париже антиглобалисты
устроили беспорядки рядом со зданиями Всемирного банка и Международного
валютного фонда. 11 сентября 2000 года - Мельбурн - многотысячные протесты
во время очередной встречи Международного экономического форума,
демонстранты снова достаточно успешно пытались заблокировать все подходы к
месту проведения форума. В Праге осенью 2000 года антиглобалистам удалось
прорваться к зданию, где заседали мировые олигархи, в результате чего
последним также пришлось наглотаться слезоточивого газа. И наконец - Генуя,
2001 год. Сюда собрались уже 200000 антиглобалистов!


Постоянно проводятся персональные кампании против отдельных "монстров".
Наиболее успешной была борьба с Nike, в результате которой фирма улучшила
рабские условия труда и копеечную оплату своих двенадцатилетних рабочих в
Малайзии, приносящих Nike основной доход. В настоящее время ведется борьба,
в т.ч. судебная, с "Кока-колой", которая обвиняется в найме бандитов для
подавления забастовки на одном из своих заводов.


Параллельно банкирским саммитам регулярно проводятся альтернативные
форумы, самый значительный из которых - "Антидавос" в бразильском Порто
Алегро. После первой встречи пресса утверждала, что "больные утописты"
обсуждали методы введения двоевластия и обменивались опытом
"распространения нестабильности" по всему миру.


Самые мощные антиглобалистские проекты в данный момент:


Европа


"Глобальное действие людей": заявило о себе раньше всех - в 99-м году,
знаменито регулярными столкновениями в Лондоне и по всему миру, издает
бюллетень "Следим за корпорациями";


"Аттак" - наибольшие интеллектуалы, в лидерах французский фермер Жозе
Бове, прославившийся тем, что рушил "Макдональдсы" на личном тракторе, и
писательница Сюзен Джордж, в романе "Рапорт Лугано" предсказавшая мрачное
будущее, в котором ТНК избавляются от большинства населения Земли как от
ненужного им балласта. Требуют для начала списать все долги "третьего мира"
и России и обложить биржевых спекулянтов такими налогами, которые позволят
уравнять уровень жизни во всех "мирах" (проект Нобелевского лауреата
экономиста Тобина,);


"Ya Basta" - самый воинственный отряд движения, напоминающий армию, есть
даже своя униформа. Если поезд с "ябастовцами" задерживают на границе, они
захватывают и поезд, и вокзал и "отменяют границу";


США


"Антикапиталистический блок", который чаще называют "черным блоком" из-за
преобладания в нем анархистов;


Радикальные экологи считают, что избежать тотальной экологической
катастрофы, неизбежно ждущей "общество растущего потребления", можно только
при помощи антирыночной революции. Их лидер Ральф Найдер и теоретик Мюррей
Букчин пользуются огромной популярностью среди молодежи;


Маоистский интернационал, призывающий срочным и насильственным образом
выровнять "стандарты труда и оплаты" для всех стран и опрокинуть мировую
корпоративную власть, заменив ее "народным социализмом";


"Редскинс", т.е. та часть бритоголовых, которая далека от расизма и
больше озабочена восстановлением классовой справедливости;


"Хактивист", объединение хакеров, во время последнего Давосского форума
ими были легализованы номера кредитных карточек всех участников, включая
Билла Гейтса и Клинтона, что вызвало настоящую панику среди банкиров.


Из авторитетных и многотиражных газет антиглобалистскими считаются "Монд
Дипломатик" и "Нью-Лефт ревю" (Франция).


Программа-минимум антиглобалистов:


. списать долги развивающихся и бывших коммунистических стран;


. выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать
условия, ограничивающие суверенитет;


. заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных
на демократической основе, подотчетных всем странам-участникам в
равной степени;


. поскольку международные финансовые институты являются общественными,
необходимо разделить общественный интерес и частные прибыли - ни
цента, ни копейки общественных денег частному сектору;


. отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной;


. обложить налогом финансовых спекулянтов;


. повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

Заключение
В заключение я хочу сказать, что глобализация – конечно реальность,
сближение экономик, открытие границ – эти явления мы можем наблюдать.
Однако если посмотреть повнимательнее, то обнаружится, что все эти блага
распределены в небольшом, относительно остальной части планеты, регионе
мира – Западной Европе и США. Например, Шенгенские соглашения хоть и
открыли границы стран Западной Европы друг для друга, однако плотно закрыли
для остальной части мира. Создаются новые технологии, позволяющие
связываться с любой точкой планеты в считанные секунды, однако и они
доступны только населению развитых стран, для населения же развивающихся
стран все еще актуальна проблема голода и нехватки чистой питьевой воды. Мы
говорим о повышающейся роли международных организаций, однако США могут
запросто, даже не поставив в известность ООН, начать военную операцию
против суверенного государства. Из вышесказанного можно сделать вывод, что
глобализация – это процесс длительный, неоднозначный. Если понимать
глобализацию, как слияние общемировой экономической, политической и
социальной жизни, то процесс этот еще только на начальном своем этапе.
Объективно глобализация сейчас существует только для стран Западной Европы.
Развивающиеся страны мира демонстративно отстранены от участия в процессе
принятия важных решений. Например, Россия, которая воспринимается
западными державами, видимо, как развивающаяся страна, была принята в
«Большую Семерку», но при этом все экономические и политические вопросы
обсуждаются без участия России (в соответствии с решением о принятии России
в «Большую семерку» в 1997 году в Денвере). Итак, на мой взгляд,
глобализация на данном этапе своего развития – очевидно факт, но только для
развитых стран.



Список использованной литературы:
1) Мартин Г.-П., Х. Шуманн «Западня глобализации»
2) Панарин А.С. «Искушение глобализмом»
3) Уткин А.И. «Мировой порядок XIX века»
4) Цыганков П.А. «Теория международных отношений»
5) www.nasledie.ru
6) www.expert.ru
7) www.kontinent.kz
8) www.km.ru



-----------------------
[1] Панарин А.С. «Искушение глобализмом», с. 5
[2] Уткин А.И. «Мировой порядок XXI века», с. 38
[3] Уткин А.И. «Мировой порядок XXI века», с. 39





Реферат на тему: Государственная Дума РФ и ее полномочия
Современный Гуманитарный Университет



Юридический факультет

Кафедра конституционного права



Курсовая работа по теме :

“ Государственная Дума Р.Ф. и её полномочия “



Научный руководитель :
Студентка : Пухлова Ю.
Группа : Ю – 304
Дата :



МОСКВА 1996 г.



ПЛАН :


I. Состав и порядок выборов в Государственную Думу

а) Образование, состав и порядок деятельности комитетов ГД
б) Порядок организации и проведения выборов в ГД
1. проведение предвыборной борьбы
в) Действия Центральной избирательной комиссии после проведения
выборов (подсчет голосов, суммирование данных, признание выборов
действительными и состоявшимися)
г) Порядок государственного финансирования выборов

II. Компетенция Государственной Думы

а) Три группы полномочий ГД, установленные Конституцией:
1. относятся к исключительному ведению палаты
(статьи 102 и 103)
2. связаны с организацией деятельности палаты (статья 101 )
3. по принятию федеральных законов ( статья 105)

III. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы

а) Порядок проведения первого заседания (что должно быть
избрано)
б) Действие регламента при проведении заседаний
в) Открытые и закрытые парламентские слушания
г) Основания роспуска Государственной Думы


IV. Конституционный статус депутата

а) Выборы депутатов
б) Статус депутатов
в) Поведение депутатов на заседаниях ГД
г) Полномочия депутатов
д) Права депутатов
е) Неприкосновенность депутатов



СОТАВ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ.


Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
является представительным и законодательным органом Российской
Федерации. Он состоит из двух палат Совета Федерации и
Государственной Думы. Формально Совет Федерации не является
верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней ( это
не установлено Конституцией ).
Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте
Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих
федеральных законах. Деятельность Государственной Думы
основывается на принципах политического многообразия и
многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении
вопросов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все
граждане Российской Федерации независимо от их места проживания
на территории России.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В
соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации
Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа
депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная
Дума образует: Комитет по конституционному законодательству
судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной
политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по
вопросам собственности и предпринимательской деятельности;
Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и
природопользования; Комитет по международным делам и обороне;
Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и
культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных
организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней
организации деятельности палаты.
Но общее количество комитетов не должно превышать 15, а в
случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.
В настоящее время в Государственной Думе дополнительно
созданы: Комитет по экономической политике, Комитет по делам
женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям с
соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по
делам Федерации и региональной политике, Комитет по вопросам
местного самоуправления, Комитет по организации работы
Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи,
Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности,
строительству, транспорту и энергетике.
Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность
которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
По истечении установленного срока или выполнении порученного
палатой задания комиссия прекращает свою работу.
Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа
пропорционального представительства фракций и групп депутатов.
Численный состав каждого комитета определяется
Государственной Думой, но не может быть менее 25 депутатов
палаты.
Комитет может для более детального рассмотрения вопросов, а
также по основным направлениям своей деятельности образовывать
подкомитеты.
В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной
Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;
организуют и проводят парламентские слушания; способствуют
проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и
федеральных законов; решают вопросы организации своей
деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению
Государственной Думы.
Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией
Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации
о комитетах палат Федерального Собрания.
В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение
в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного
объединения, прошедшего в Государственную Думу по
общефедеральному избирательному округу и одномандатным
избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие
во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые
обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не
вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации,
в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.
Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном
депутатском объединении. В настоящее время в Государственной Думе
существуют следующие фракции и депутатские группы: Фракция
аграрной партии России, Фракция "Выбор России", Фракция
демократической партии России, Фракция политического движения
"Женщины России", Фракция коммунистической партии Российской
Федерации, Фракция либерально-демократической партии России,
Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция "ЯБЛоко",
Депутатская группа "Новая региональная политика", Депутатская
группа либерально-демократический союз "12 декабря" (данное
перечисление по понятным причинам является достаточно условным).
Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: "1.
Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок
формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов
Государственной Думы устанавливаются федеральными законами."
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции
Российской Федерации подчеркнуто, что Государственная Дума
первого созыва избирается сроком на два года.
Согласно Положению о выборах депутатов Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г.,
утвержденному Указом Президента России о 11 октября 1993 г. N
1626, депутаты Совета Федерации первого созыва были избраны
гражданами России н основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании на основе
мажоритарной системы по двухмандатным (один округ - два депутата)
избирательным округам, образуемым в рамках границ субъектов
Российской Федерации.
Выборы депутатов первого созыва проводились по смешанной
системе, когда одна половина депутатов (225) избиралась по
мажоритарной системе, а другая - на основе системы
пропорционального представительства. В Российской Федерации
количество депутатов, избранных 12 декабря 1993 г. в
Государственную Думу (444), оказалось меньше, чем предусмотрено
Конституцией (450).
Списки кандидатов в состав Государственной Думы, избираемых
по общефедеральному избирательному округу, выдвигаются
избирательными объединениями.
Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по
одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами
избирателей и избирательными объединениями.
Избирательные объединения это: общефедеральные партии,
общефедеральные политические движения или блок таких общественных
объединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия,
политическое движение и общественная организация не могут входить
в состав более чем одного избирательного объединения и не могут
выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения.
Организация выборов в Государственную Думу возлагается на
избирательные комиссии: Центральную избирательную комиссию по
выборам депутатов Государственной Думы, окружные избирательные
комиссии по выборам в Государственную Думу, участковые
избирательны комиссии.
Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями
осуществляются открыто и гласно. Одномандатные избирательные
округа охватывают в своей совокупности всю территорию Российской
Федерации.
Число избирательных округов по выборам в Государственную
Думу, приходящихся на каждый субъект Российской Федерации,
устанавливается Центральной избирательной комиссией
пропорционально численности избирателей в нем в соответствии с
данными учета избирателей к референдуму 25 апреля 1993 года. В
соответствии с ч.1 ст. 9 общефедеральный избирательный округ по
выборам в Государственную Думу включает в себя всю территорию
Российской Федерации.
Избирательные участки образуются не позднее чем за 45 дней
до дня выборов решениями глав администраций районов, городов,
районов в городах из расчета от 10 до 3000 избирателей на один
участок. Избирательные участки образуются с учетом границ
районов, городов, районов в городах и с целью создания
максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных
участков не должны пересекать границ избирательных округов.
Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной
Думы выдвигается избирательным объединением, которое может
выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов.
Избирательное объединение, определяя порядок размещения
кандидатов в списке, вправе разбить его полностью или частично на
региональные группы кандидатов, указав каким субъектам или
группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из
указанных региональных групп кандидатов. Для регистрации
общефедерального с иска кандидатов требуется, чтобы в его
поддержку были собраны подписи не менее 100 тысяч избирателей. Из
них не более 15 процентов должны приходиться на один субъект
Российской Федерации.
Общефедеральный список кандидатов с подписными листами и
заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному
списку вносится уполномоченными представителями избирательного
объединения на регистрацию в Центральную избирательную комиссию
не позднее 35 дней до дня выборов.
Избирательное объединение, выдвинувшее общефедеральный
список кандидатов, может выдвигать кандидатов в депутаты
Государственной Думы в одномандатных избирательных округах по
выборам в Государственную Думу. При этом оно вправе выдвигать не
более одного кандидата в каждом из данных округов. Для выдвижения
в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную
Думу иного кандидата требуется, чтобы в его поддержку были
собраны подписи не менее 1 процента общего числа избирателей
округа.
Граждане России, находящиеся за ее пределами, могут
присылать подписные листы в окружную комиссию своего
избирательного округа через консульские учреждения Российской
Федерации.
Согласно ч.1 ст. 27 Положения о выборах, граждане России,
общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию
за или против кандидатов в депутаты. Государственные органы и
органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие
кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации
и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты
и их доверенных лиц с избирателями.
Предвыборные встречи, митинги, агитации проводятся в
порядке, установленном действующим законодательством.
Средства массовой информации, одним из учредителей которых
выступают государственные органы, организации, учреждения, органы
местного самоуправления, а равно средства массовой информации,
полностью или частично финансируемые за счет государственных
средств или средств органов местного самоуправления, обязаны
обеспечивать равные возможности для предвыборных выступлений всех
кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Кандидат в депутаты имеет право на одно выступление по
государственному телевидению и одно по государственному радио.
Политические партии, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты
вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные
агитационные материалы. Агитационная кампания проводится со дня
регистрации кандидата или общефедерального списка кандидатов и
прекращается в день выборов.
Для выборов в Государственную Думу каждый избиратель
получает два избирательных бюллетеня различной формы,
установленной Центральной избирательной комиссией.
Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по
местному времени. По истечении времени голосования председатель
участковой избирательной комиссии объявляет голосование
оконченным.
По каждому избирательному округу прежде всего отделяются
недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не
снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии
либо подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а
также такие, из которых нельзя установить волеизъявление
избирателя.
Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает
фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер
паспорта или заменяющего его документа.
Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи с
указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и
номера его удостоверения личности или паспорта и уполномоченным
представителем избирательного объединения.
Центральная избирательная комиссия немедленно по получении
протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет
голосов, поданных по общефедеральному избирательному округу по
выборам в Государственную Думу, путем суммирования данных,
содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий.
Если 5 процентов действительных голосов не будут получены ни
одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по
общефедеральному округу считаются несостоявшимися.
Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную
Думу по получении протоколов участковых избирательных комиссий
избирательного округа производит не позднее трех дней после
выборов подсчет голосов, поданных по одномандатному
избирательному округу по выборам в Государственную Думу, путем
суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, и выносит
решение: признать избранным кандидата, признать выборы
недействительными или несостоявшимися.
После получения информации из Окружной избирательной
комиссии о том, признаны ли выборы по общефедеральному
избирательному округу состоявшимися и действительными, экземпляр
протокола направляется в Центральную избирательную комиссию. На
основании протокола Центральной избирательной комиссии о
результатах выборов по общефедеральному избирательному округу,
протоколов окружных избирательных комиссий по выборам в
Государственную Думу Центральная избирательная комиссия в течении
10 дней по их получении, но не позднее чем через месяц после
проведения выборов определяет и публикует общие итоги выборов.
Средства, выделенные из республиканского бюджета России на
организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение
Центральной избирательной комиссии немедленно по ее сформировании
и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями,
которые представляют ей отчет о расходовании выделенных им
средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования
результатов выборов.
Избирательные объединения и кандидаты в депутаты вправе
создавать собственные избирательные фонды для финансирования
предвыборной агитации. Соответственно ст. 47 Положения о выборах,
лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем
свободному осуществлению гражданином России избирать и быть
избранным депутатом Государственной Думы, вести предвыборную
агитацию, также члены избирательных комиссий, должностные лица
государственных органов и организаций, общественных организацией,
совершившее подлог избирательных документов, заведомо
неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или
допустившие иные нарушения законодательства России, несут
установленную законом ответственность.



КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.



Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы
организации и деятельности парламента Российской Федерации.
Согласно ст.11 Конституции Федеральное Собрание наряду с
Президентом и судами Российской Федерации осуществляет
государственную власть в нашей стране. На федеральном уровне
Федеральное Собрание представляет законодательную власть
Российской Федерации. Каждая палата устанавливает порядок работы
в самостоятельно принимаемом ею регламенте (ч.4 ст.101
Конституции).
Палаты в основном заседают раздельно. Единственным
совместным органом двух палат, является согласительная комиссия,
которая образуется палатами в случае возникновения разногласий
при принятии закона (ст.105 Конституции).
В связи с принятием Конституции России изменился
конституционный статус законодательного и представительного
органа государственной власти Российской Федерации. В новой
Конституции России перечень вопросов, подлежащих рассмотрению
палатами Федерального Собрания, более ограничен. Из сферы ведения
парламента исключены распорядительные и контрольные функции.
Парламентский контроль достаточно ограничен.
За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль
за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за
Государственной Думой - также полномочие решать вопрос о доверии
Правительству Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палаты, которые
установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению
палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности
палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105).
Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы
сдержек и противовесов в построении и функционировании высших
органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В
ст.103 определяются вопросы исключительного ведения
Государственной Думы. "К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение
Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение
вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в)
назначение на должность и освобождение от должности Председателя
Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на
должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты
и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека,
действующего в соответствии с федеральным конституционным
законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против
Президента Российской Федерации для отрешения его от должности."
Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная
Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению
Конституцией Российской Федерации, которые принимаются
большинством голосов от общего числа депутатов Государственной
Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен
Конституцией.
Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел
(IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному
ведению Государственной Думы.
В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту
России на назначение председателя Правительства в соответствии со
ст.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность
Председателя Правительства Российской Федерации докладывает
Государственной Думе программу основных направлений деятельности
будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.137
Регламента).
Согласие на назначение Председателя Правительства считается
полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало
большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2
ст. 138 Регламента).
В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели
со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую
кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных
кандидатур на должность Председателя Правительства Российской
Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации в
течение недели со дня отклонения второй кандидатуры вправе
представить третью кандидатуру (ст.140 ч.1 Регламента).
Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при
определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя
Правительства является положение ч.4 ст.111 Конституции, в
которой указано, что в случае трехкратного принятия Думой решения
об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность
Председателя Правительства Президент без предварительного
согласия ГД назначает Председателя Правительства, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы.
К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено
решение вопроса о доверии Правительству (п."б" ст.103
Конституции), что является юридической формой ответственности
Правительства перед парламентом. В соответствии со статьями 143 и
144 Регламента, Государственная Дума принимает постановление о
недоверии Правительству Российской Федерации большинством голосов
от общего числа депутатов. Предложение о выражении недоверия
Правительству считается отклоненным, если оно не собрало
большинства голосов депутатов. Например, в связи с предложением
фракции ДПР о выражении недоверия правительству, на внеочередном
заседании Государственной Думы 27 октября 1994г. заслушивался и
обсуждался доклад председателя правительства Российской Федерации
В.Черномырдина. В результате поименного голосования за отставку
правительства высказалось 194 депутата. Таким образом,
необходимое количество голосов (226) для решения вопроса о вотуме
недоверия набрано не было.
В случае, если Президент России не согласился с решением
Государственной Думы о недоверии Правительству, Государственная
Дума в течение трех месяцев вправе провести повторное голосование
по вопросу о выражении недоверия Правительству.
В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения
вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 устанавливается различный режим
отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия
последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным
моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой
недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять
решение об отставке Правительства.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от
должности Уполномоченного по правам человека, который назначается
ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об
Уполномоченном по правам человека (ст.147 Регламента). Если
кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека
отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить
для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное
рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после
получения палатой соответствующего представления в порядке,
установленной главой 19 Регламента.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от
должности председателя счетной палаты и половины состава ее
аудиторов. Кандидатуры представляются Комитетом Государственной
Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и назначаются на срок
предусмотренный федеральным законом о Счетной палате. Вопрос о
назначении и освобождении от должности аудитора Счетной палаты и
Председателя Счетной палаты решается на заседании Государственной
Думы большинством голосов от общего числа депутатов.
В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции
Российской Федерации кандидатура на должность Председателя
Центрального банка представляется Президентом России.
Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка
Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР "О
Центральном банке РСФСР" и считается назначенным, если за него
проголосовало большинство от числа избранных депутатов
Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя
Центрального Банка осуществляется после представления Президента
в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума
большинством голосов от числа избранных депутатов принимает
решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).
Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении
обвинения против Президента России для отрешения его от
должности, которое может быть внесено по инициативе не менее
одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В
предложении должны быть конкретные указания на признаки
преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской
Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164
Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента
направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи
заключения о наличии в действиях Президента России признаков
преступления. Специально созданная комиссия проверяет
обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации
обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии
фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о
выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов
от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает
постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской
Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления для отрешения его от должности или об отказе в
выдвижении обвинения против Президента, которое является
окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167
Регламента).
Согласно п."е" ст.103 в ведении Государственной Думы
находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении
амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии
приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция
Российской Федерации в лице Государственной Думы (п."о" ст.71).
Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем
принятия постановления большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении
амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается
Председателем Государственной Думы и подлежит официальному
опубликованию в течение трех дней.
В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержден порядок
рассмотрения внешнеполитических вопросов: "Государственная Дума
рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной
инициативе, или в связи с обращением Президента Российской
Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской
Федерации и комитетов палаты."
В частности, Президент Российской Федерации в установленном
порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации
Международный договор Российской Федерации с проектом
федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и
другими необходимыми материалами.
В соответствии со ст.173 Регламента "Совет Государственной
Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора,
определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации
Государственной Думой и направляет договор и проект федерального
закона о его ратификации с сопроводительными материалами на
заключение в соответствующий комитет. Пакет документов
одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по
международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками в
соответствии с их компетенцией.
Ответственный комитет направляет свое заключение в
Государственную Думу, а также направляются рекомендации других
комитетов, если они содержат предложение воздержаться от
ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего
Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации
международного договора большинством голосов от общего числа
депутатов (ст.180 Регламента).
В соответствии со ст.183 Регламента "Государственная Дума
может в случае необходимости заключать с парламентами других
государств и с международными парламентскими организациями
соглашения о межпарламентском сотрудничестве".
Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет
Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам
СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их
компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их
деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом
России по вопросам назначения и отзыва дипломатических
представителей Российской Федерации в иностранных государствах и
международных организациях.
Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в
Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по
разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов Президента России, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства, конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов
Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в
силу для Российской Федерации; с запросом о толковании
Конституции Российской Федерации и по другим вопросам,
относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в
ст.125 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации
Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы.
Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:
законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о
разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и
федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и
дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы
РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует
продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки
законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно
привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.
Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную
Думу (ст.104 ч.2 Конституции).
В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о
введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске
государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,
покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в
Государственную Думу только при наличии заключения Правительства
Российской Федерации.
Процедура принятия федерального закона Государственной Думой
в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во
время первого чтения обсуждаются основные положения
законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора
проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По
завершении прений депутаты приступают к принятию решения по
законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае
решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним
проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его
подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату
доработанный проект закона проводится его второе чтение на<

Новинки рефератов ::

Реферат: Война и военное дело в эпоху Гомера (История)


Реферат: АПК Украины (Сельское хозяйство)


Реферат: Разведение и содержание аквариумных рыб с элементами исследования (Биология)


Реферат: Виды избирательных систем (Политология)


Реферат: Платежный баланс страны, его роль и назначение (Банковское дело)


Реферат: Автоматизация управления предприятием (Программирование)


Реферат: Краткий анализ современного состояния рыбоводства (Биология)


Реферат: Российские композиторы (Музыка)


Реферат: Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс (Социология)


Реферат: Генри Форд (Транспорт)


Реферат: Французский театр (Искусство и культура)


Реферат: Судьба Петровских реформ в эпоху дворцовых переворотов (История)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: Нагорная проповедь Иисуса Христа как философско-нравственная серцевина христианского вероучения (Религия)


Реферат: Атлантида – миф или реальность? (Культурология)


Реферат: Диагностика психологической готовности к школе (Педагогика)


Реферат: Девятый транспортный коридор (Транспорт)


Реферат: Презумпция невинности (Право)


Реферат: Молодежь на рынке труда (Социология)


Реферат: Техническое зрение роботов (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист