GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Особенности направления деятельности КПРФ в Новосибирске (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Особенности направления деятельности КПРФ в Новосибирске (Политология)



Сибирская Академия Государственной Службы

кафедра политологии и средств
массовой коммуникации



КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме : Особенности направления
деятельности КПРФ в Новосибирске



Выполнила :

студентка II курса

610 группы

Кравченко А.А.

Научный руководитель :

Иванов В.Н.

Новосибирск - 98
План работы:
1. Введение. Многопартийная система в современной России.
2. Цели и задачи работы.
3. Методология.
4. Источники информации.
2.Основные положения КПРФ.
2.1. Структура партии в Новосибирске.
3.Участие областной организации КПРФ в социально-политической жизни
общества города Новосибирска и отношение к существующему политическому и
экономическому курсу.
3.1. Работа областной организации КПРФ в период 96 начала 97 годов в
Новосибирске.
3.2. Деятельность депутатов КПРФ в Облсовете города Новосибирска.
3.3. Отношение областной организации КПРФ к земельной реформе.
3.4. Участие во Всероссийской акции протеста 9 апреля.
3.5. Позиция представителей КПРФ по отношению к голосованию за пост
премьер-министра.
4. Заключение.
5. Список литературы.

1. Многопартийная система в современной России.
Становление и развитие многопартийности в России определяется тремя
основными факторами:
- степенью демократичности режима, т.е. возможностью социальных групп
создавать организации для давления на государственную власть;
- наличием или отсутствием крупных социальных групп, идентифицирующих
себя как единую социально-политическую общность и способных выступать в
качестве единого политического субъекта;
- характером избирательного закона, т.е. той мерой, в которой он
связывает избрание отдельного кандидата с принадлежностью к определённой
партии.
В условиях тоталитарного режима в России все эти моменты по большому
счёту отсутствовали. Прежде всего, партия - организационно оформленная
структура, осуществляющая давление на власть, и в таком её понимании партий
в СССР 20-х - 80-х годов не существовало.
Всё же, можно отметить появление своеобразных партий задолго до того,
как многопартийность начинает признаваться официальным законодательством.
Так появляются различные объединения - «Время», «Память», «Отечество»,
которые в последствии становятся основой политических движений национально-
патриотической ориентации.
Августовские события 1991 года дали толчок дальнейшему развитию
партостроительства, которое шло преимущественно на полярных полюсах
политического спектра (объединения левых и правых). Можно отметить
образование большого числа посткоммунистических организаций - от
ультрабольшевистских, до весьма умеренных объединений, фактически стоящих
на социал-демократических позициях; с другой стороны - противоположный
фланг демократических партий.
Таким образом развитие российской многопартийности даёт нам картину
идеологически и организационно мобилизованных группировок левого и правого
толка, и отсутствие влиятельных партий центристской ориентации. Можно
сказать, что в настоящий момент в многопартийную систему РФ входит
большое количество разнообразных партий и политических объединений, далеко
не все из которых имеют стабильную программу, чёткие положения и реальный
план действий на случай прихода к власти. Лишь немногие партии принимают
участие в управлении страной и реально влияют на политическую и социальную
жизнь общества.
Трудно сказать, какое место занимает КПРФ в политическом отношении,
но налицо то, что в настоящее время популярность этой партии возрастает,
привлекается молодёжь (в Новосибирске под началом КПРФ создан Центр
Инициативной Молодёжи); именно у коммунистов есть крупный пласт
избирателей, которые голосуют только за них (примером можно привести их
победу на выборах в ОблСовет).

1.1. Цели и задачи работы.
Цели работы:
1. На основе данных с конференций областной организации КПРФ
выяснить степень участия в социально-политической жизни общества.
2. Выяснить отношение областной организации КПРФ к существующему
политическому и экономическому курсу на определённых примерах.
Задачи:
1. Рассмотреть основные положения КПРФ.
2. Выяснить структуру КПРФ в Новосибирске и изобразить её
схематично.
3. Выявить степень участия КПРФ по отношению к процессам в
политической сфере.
4.Выяснить отношение новосибирской организации КПРФ к социально-
политической ситуации в России.

1.2. Методология.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы
сбора информации:
1. Анализ информации о деятельности КПРФ из партийных изданий:
газет «Советская Россия», «Правда России», журналов «Диалог» и
«Коммунист».
2. Изучение деятельности КПРФ в Новосибирске с использованием
новосибирской газеты «За народовластие», заявлений, постановлений и
резолюций областного и районных комитетов КПРФ.
3. Анализ основополагающих принципов деятельности КПРФ на основе
устава и программы партии.
4. Беседа с членами КПРФ, входящими в состав Обкома, Райкома
Советского района и первичных организаций.

1.3. Источники информации.
1. Газета Новосибирской областной организации КПРФ - «За
народовластие», № 5, № 6, № 7, № 9, № 10 - 98 г. ; газета коммунистической
партии Российской Федерации - «Правда России», № 15, № 16, № 18, № 19 -
98 г.; «Советская Россия», № 13, 95 г.
2. Программа КПРФ, дополненная и изменённая IV съездом КПРФ 20
апреля 1997 года; инструкция о порядке учёта членов КПРФ, утверждённая
постановлением Секретариата ЦК КПРФ от 20.03.95 г.; устав общероссийской
общественной организации КПРФ, утверждённый 6 августа 1996 г.
3. Письмо ЦК КПРФ членами партии; заявление Президиума ЦК КПРФ;
пресс-конференция лидера фракции КПРФ в ГД Г.А. Зюганова.
4. Резолюция V конференции Новосибирской областной организации
КПРФ; Постановление V конференции Новосибирской областной организации
КПРФ 9 февраля 1997 года; предложения V конференции Новосибирской
областной организации Центральному Комитету КПРФ;
Заявление пленума Новосибирского Обкома КПРФ 11 января 1997 г.;
Решение бюро Советского РК КПРФ о системе политической учёбы в
районной организации;
Программное заявление Союза патриотических сил «Победа».
5. Беседа с членами КПРФ, входящими в состав Обкома, райкома
Советского района и первичных организаций.

2. Основные положения КПРФ.
Коммунистическая Партия Российской Федерации - общероссийская
общественная организация, созданная на добровольных началах гражданами
Российской Федерации, объединившимися на основе общности интересов для
реализации программных уставных целей . КПРФ имеет своей целью построение
социализма - общества социальной справедливости - на принципах
коллективизма, свободы, равенства, выступает за подлинное народовластие в
форме Советов, укрепление федеративного многонационального государства .
КПРФ строит свою работу на основе Программы и Устава. Партия, все
её организации и органы действуют в рамках Конституции РФ, Федерального
закона «Об общественных объединениях» и других законов РФ.
Членом КПРФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший 18
лет, признающий и выполняющий Программу и Устав партии, работающий в одной
из ее организаций, поддерживающий партию материальными средствами (с
помощью членских взносов). Вступающие члены партии представляют заявления и
рекомендации двух членов КПРФ, имеющих партийный стаж не менее одного года.
Вопрос о приеме в партию решается общим собранием первичной партийной
организации.
КПРФ действует на основе принципа демократического централизма,
идейной общности и партийного товарищества, что означает выборность всех
органов партии, периферическую отчетность выборочных органов и работающих в
них коммунистов перед своими партийными организациями и перед вышестоящими
органами, обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих в
пределах их полномочий и т.д.
Денежные средства партии формируются из членских партийных взносов;
добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых лекций,
выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от
предпринимательской деятельности; гражданско-правовых сделок;
внешнеэкономической деятельности и других не запрещенных законом
поступлений. Членские взносы выплачиваются в размере 1% от дохода. 20%
взносов остается в первичной организации, 20% перечисляется в ЦК, остальные
60% распределяются решением регионального комитета.
Символ КПРФ - символ союза тружеников города, села, науки и культуры
- молот, серп и книга. Девиз КПРФ: «Россия, труд, народовластие,
социализм!».
Коммунистическая Партия Российской Федерации видит свою задачу в том,
чтобы соединить социально-классовое национально-освободительное движение в
единое массовое движение сопротивления, придать ему осознанный и
целенаправленный характер. Партия ведет борьбу за единство, целостность и
независимость страны, благополучие и безопасность ее граждан, физическое и
нравственное здоровье народа, за социалистический путь развития, как это
формулируется в программе КПРФ.
В такой борьбе партия видит реальных и потенциальных союзников, к
числу которых коммунисты относят политические партии социалистического,
центристского и даже демократического спектра, а также патриотические
движения. Это - профсоюзы, рабочие, женские, молодежные, ветеранские,
просветительские, творческие организации и религиозные объединения.
Главные цели видятся ими как:
- народовластие (конституционная власть трудящихся, объединенных
посредством Советов и других форм самоуправления);
- справедливость (гарантированное право на труд, бесплатное
образование, доступное всем, бесплатную медицинскую помощь, жилье, отдых и
социальное обеспечение);
- равенство (господство общественных форм собственности на средства
производства);
- патриотизм (равноправие наций, дружба народов);
- ответственность гражданина перед обществом и общества перед
гражданином;
- социализм;
- коммунизм (историческое будущее человечества).
Для достижения поставленных целей предлагается следующее:
- возглавить народное сопротивление;
- отстранить существующую власть и установить власть трудящихся,
патриотических сил;
- воссоздать обновлённый Союз Советских Народов;
- восстановить традиционные интересы Союза и позиции в мире ;
- принять срочные меры для выхода из экономического кризиса путём
государственного регулирования хозяйственной жизни;
- объявить решительную борьбу преступности;
- спасти научный потенциал, оборонный комплекс и Вооружённые Силы.
Можно также выделить первоочередные меры по реализации этих
стратегических целей партии (программу-минимум) :
- проведение досрочных выборов президента РФ и создание нового
правительства;
- восстановление союзного государства и денонсация беловежских
соглашений;
- обеспечение представительства трудящихся в органах власти,
самоуправления различных уровней;
- недопущение частной собственности на землю и природные богатства,
их купли-продажи;
- проведение всенародного обсуждения и принятия большинством
избирателей новой конституции РФ;
- принятие законов о занятости и борьбе с безработицей.

2.1. Структура КПРФ В Новосибирске.
Основу партии составляют первичные партийные организации, которые
создаются по территориальному или профессионально-территориальному
признакам при наличии не мене трёх членов партии решением их собрания.
Первичные партийные организации самостоятельно определяют формы и методы
своей деятельности, формирования своей структуры, использования бюджета,
порядки проведения собраний. Приём членов осуществляется собранием
первичной организации, также собрание выбирает секретаря и помощника
секретаря.
Т.о. руководящим органом первичной партийной организации является
общее партийное собрание, которое проводится не реже одного раза в три
месяца и правомочно, если на нём присутствует более половины членов КПРФ,
состоящих на учёте.
Для ведения текущей работы собрание первичной партийной организации в
зависимости от численности членов партии избирает секретаря, бюро, партком
и контрольно-ревизионную комиссию. Так, в одной из первичных организаций
Советского района ( № 16 ) в связи с небольшой численностью ( 12 человек )
избирается лишь секретарь и его заместитель.
Первичные организации объединяются в районные организации каждого
района Новосибирска ( в соответствии с административно-территориальным
делением ).Руководящим органом районной организации является районная
партконференция, в ходе которой представителями первичных организаций (от
трёх членов дилигируется один) выбираются секретари и члены районного
комитета. Также на уровне райкома партии проводятся собрания секретарей
первичных организаций. Из членов райкома на отчётно-перевыборной районной
конференции выбирают бюро райкома партии, которое ведёт постоянную работу,
собирает пленумы и собрания райкома.
Рядовые члены первичных организаций обязаны выполнять решения пленума
райкома партии, если они не противоречат решениям обкома. Также на районном
уровне избирается контрольно-ревизионная комиссия. Обычно в составе райкома
работают комиссии (каждая из которых состоит из членов райкома, хотя к
работе в комиссиях могут привлекаться и рядовые члены партии). Так,
например в составе райкома Советского района работают следующие комиссии:
- комиссия учёта и финансов (3 чел.);
- комиссия по пропаганде и агитации (15 чел.);
- комиссия по организации массовых политических акций (5 чел.);
- комиссия по работе с молодёжью (4 чел.);
- комиссия по информационно-издательской деятельности (5 чел.);
- комиссия по работе в трудовых коллективах (6 чел.);
- комиссия по работе по месту жительства (4 чел.).
В местных организациях партии могут создаваться консультативные
советы из числа наиболее опытных, подготовленных коммунистов, чьи
рекомендации рассматриваются в обязательном порядке. Так, в районной
организации Советского района существует Совет Старейшин, состоящий из 4
человек.
Областная партконференция является руководящим органом на областном
уровне и собирается из членов первичных организаций, в ходе которой так же,
как при районной конференции избирается областной комитет, бюро обкома,
секретари и контрольно-ревизионная комиссия. В ходе возникновения и решения
текущих задач назначается собрание секретарей райкомов.
В схематическом виде структуру КПРФ в Новосибирске можно изобразить
следующим образом:
Областная организация

Областная партконференция

1-й секретарь Обком
Контрольно- Собрание
Кузнецов В.Е.
ревизионная секретарей

комиссия райкомов
2-й секретарь
Локоть А.Е. Бюро

3-й секретарь
Карпов В.Я.



Районная организация на примере Советского района

Районная партконференция


1-й секретарь Райком
Контрольно- Собрание
Лыбин Е.Е. 32 чел.
Ревизионная секретарей

комиссия первичных
секретарь по идео-
5 чел. организаций
логической работе Бюро
22 чел.
Костюк В.Г. 12 чел.

секретарь по идео-
Совет старейшин
логической работе
4 чел.
Фомичева И.А.

Первичная организация Первичная организация №16

Советского района

Общее партийное Общее партийное собрание
Другие
собрание
первичные

организации
Секретарь Партком секретарь
Панасюк В.В.


Бюро Контрольная заместитель
секретаря
ревизионная Зазуленко
Л.Б.
комиссия


В зависимости от численности

3. Участие областной организации КПРФ в социально-политической жизни

общества города Новосибирска и отношение к существующему

политическому и экономическому курсу.

3.1. Работа областной организации КПРФ в период 96-начало 97 годов
в Новосибирске (см. резолюцию с V конференции Новосибирской
областной организации КПРФ).
В работе за вышеупомянутый период областная партийная организация
руководствовалась Программой партии, решениями III Съезда, III
Всероссийской конференции, решениями Пленумов ЦК. Областная организация
КПРФ видела общественно-политическую ситуацию в области следующим образом:
остановка предприятий, рост цен, задержки в выплате заработной плате,
пенсий, стипендий, социальных льгот и т.п. Именно в таких условиях работа
обкома Новосибирска была направлена на решение социальных задач (поддержка
забастовочных движений, акций протеста) и политических задач (обеспечение
успешного проведения выборов в Государственную Думу, главы администрации
области, мэра города Новосибирска, Президента РФ, органов местного
самоуправления районов области и города Новосибирска.
В ходе различных предвыборных компаний произошло укрепление партийных
организаций, был накоплен опыт выпуска агитационных материалов,
взаимодействия с СМИ, организацией выступлений перед населением. В ходе
президентской компании было заключено «соглашение о совместных действиях
патриотических и коммунистических партий и движений, хозяйственных
руководителей и общественных деятелей области», выпущено более миллиона
различных агитационных материалов. Рупором оппозиционных сил в
Новосибирской области стала газета «За народовластие», тираж которой был
значительно увеличен (по данным на 98 год - около 50 тысяч).
Результаты выборов показали возрастающий в обществе авторитет КПРФ,
коммунисты Бердов Г.И. и Швец Л.Н., поддерживаемый коммунистами Аничкин
И.С. были избраны депутатами Государственной Думы, Муха В.П.,
поддерживаемый областной партийной организацией был избран главой
администрации области. По итогам голосования на президентских выборах в
Новосибирской области победу одержал единый кандидат народно-патриотических
сил Г.А. Зюганов.
Кампания по выбору органов государственной власти и местного
самоуправления стала исключительно важным шагом на пути организационного
укрепления блока НПСР и КПРФ, способствовала кадровому обновлению местных
органов власти. В рассматриваемый период численность партийной организации
возросла более, чем на 1000 человек, начался приток молодежи в партию,
вновь был и образованы организации в городе Обь, в Усть-Тарском и Баганском
районах и т.д.
Были замечены следующие недостатки в работе организации КПРФ:
-на выборах в Новосибирский городской Совет и Советы ряда сельских
районов в декабре 1996 года недооценили кандидатов от ЛДПР и уступили им
победу; на выборах в ГД в территориальных округах не был избран ни один
кандидат от КПРФ;
- не все партийные организации уделяли должное внимание
организационным вопросам: развитию партийной структуры, учету коммунистов,
уплате членских взносов, работе по привлечению в партию молодежи;
- нерегулярно выходила газета «За народовластие» и ощущалось
запаздывание агитационных материалов.
На V конференции новосибирской областной организации КПРФ были
выработаны предположения Центральному Комитету о тактике деятельности
партии в соответствии с социально-политической ситуацией в России (это было
сделано в качестве ответа на письмо ЦК КПРФ к членам партии «О социально-
политической ситуации в России и первоочередных задачах партии» (см.
приложение). Эти предложения можно обозначить следующим образом:
- тактика ЦК и в целом КПРФ должна быть более активной, так как
ощущается нехватка нестандартных ходов;
- для усиления влияния партии в обществе необходимо продумать ряд
общероссийских действий, массовых акций в регионах страны;
- устранить недостаток экономических предложений партии по выводу
страны из кризиса;
- своевременно, без опозданий обеспечивать регионы материалами для
контрпропаганды;
- работа в ЦК должна в большей мере ориентироваться на регионы, т.к.
Москва отличается своей особой политической и экономической обстановкой.
Также в заключение хотелось бы отметить позицию обкома КПРФ в
Новосибирске относительно Всероссийской забастовки учителей (см. заявление
пленума Новосибирского обкома КПРФ от 11 января 1997 года). Коммунисты в
этом заявлении говорили о своей решительной поддержке учителей, не
сомневаясь в законности их выступления. Они призывали
Советы депутатов всех уровней, профсоюзы, политические организации всех
трудящихся области объединить усилия в деле защиты справедливых требований
учителей, также защиты прав и свобод всех граждан.

3.2. Деятельность депутатов КПРФ в облсовете г. Новосибирска.
Областная организация КПРФ придает большое значение работе депутатов-
коммунистов в облсовете. Именно благодаря им новосибирская организация
может правильно ориентироваться в экономической и социально-политической
обстановке области, своевременно реагировать на основные события и
оказывать влияние на властные структуры. Как написано в газете «За
народовластие», из 77 принятых областным Советом законов в коми-
тете В.Кузнецова непосредственно разработано 28, в том числе весь пакет
законов, формирующих органы местного самоуправления.
Депутатам облсовета от КПРФ вместе с коммунистами фракции в Госдуме,
областной организации ветеранов и другими депутатами облсовета удалось
добиться выделения средств из
федерального, областного и местных бюджетов на выполнение федеральных
законов «О ветеранах», «Об инвалидах», «Об образовании». Коммунисты
периодически рассматривали на сессиях и понуждали администрацию области
принимать меры по погашению задолженности по выплате пенсий, пособий по
безработице, трижды за 1997 год - по выплате заработной платы работникам
бюджетной сферы, детских и других социальных пособий.
Как сказано в газете «За народовластие», депутаты облсовета от горда
Бердска Виктор Кузнецов и Владимир Карпов добились прироста дотаций городу
из областного бюджета только за два последних года на 41 млрд. рублей,
годовой бюджет возрос до 180 млрд. рублей; содействовали подготовке города
к зимнему отопительному сезону 1997-1998 годов; предотвратили продажу
«Веги» с молотка и т.д.
Как известно, коммунисты одержали значительную победу на выборах в
облсовете 21 декабря (чуть больше одной трети от всей численности
депутатов). Свою дальнейшую работу в облсовете депутаты видят следующим
образом и ставят такие задачи:
-дальнейшая разработка законодательства и усиление контрольных
функций облсовета через Уставную и Счетную палаты области;
-уравнивание оплаты труда государственных, муниципальных служащих и
работников бюджетной сферы;
-недопущение купли-продажи земли;
-недопущение того, чтобы коммунальная и пенсионная реформы
осуществлялись за счет перенесения бремени расходов государства на
население.

3.3. Отношение к земельной реформе.
18 февраля члены Совета Федерации выразили свое отношение к «вето»
Президента РФ, наложенному на Земельный кодекс. Большинство коммунистов
Новосибирска по этому вопросу считают, что надо было принять
основополагающий закон - Земельный кодекс, а затем поддерживать его другими
правовыми актами, а не наоборот, как было сделано.
Как было сообщено в обращении пленума Новосибирского обкома КПРФ, по
инициативе партийных организаций КПРФ в области в середине марта текущего
года был начат сбор подписей в Листе гражданского протеста против свободной
купли-продажи земли.
Также вопрос о продаже земли был поставлен депутатами-коммунистами на
поименное голосование в областном совете г.Новосибирска, после чего
большинство депутатов высказались против свободной купли-продажи земель
сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в данном обращении говорится
о том, что коммунисты осуждают позицию при голосовании по этому вопросу в
Совете Федерации, занятую В.П.Мухой и В.В.Леоновым.
Члены КПРФ обращаются ко всем жителям Новосибирской области, призывая
поддержать инициативу коммунистов против купли-продажи земли, продолжить
сбор подписей
в Листе гражданского протеста, включить требования запрета купли-продажи
земли в резолюцию митингов Всероссийской акции протеста 9 апреля.

3.4. Участие во Всероссийской акции протеста 9 апреля.
В постановлении пятого внеочередного пленума ЦК КПРФ и обращении ЦК
КПРФ от 2 апреля 1998 г. (см. «Правда России» № 15, 1998 г.) были
высказаны следующие положения:
- угрозы Президента распустить Государственную Думу, если она не
согласится с кандидатурой премьер-министра С.В. Кириенко, не могут не
вызвать возмущения миллионов людей, которые должны выступить в акции
протеста 9 апреля, проявляя также солидарность с бастующими и голодающими;
- отставка президентом правительства в канун предстоящего ему отчета
перед Государственной Думой есть попытка увести его от ответственности за
провал в работе;
-надо обязать коммунистов-депутатов Госдумы не поддерживать
кандидатуру Кириенко С.В. на пост председателя правительства;
-важнейшая задача текущего периода - подготовка и проведение акции
массового протеста 9 апреля 1998 года, при этом поддержав требование
профсоюзов и выдвинув дополнительные политические лозунги.
На пленуме новосибирского Оргкомитета КПРФ, состоявшегося 28 марта,
первый секретарь Оргкомитета В.Е.Кузнецов высказал решительное мнение, что
о том, как будет развиваться ситуация в верхних эшелонах власти, скажет 9
апреля. Областная организация КПРФ поддерживает позицию ЦК КПРФ
относительно того, что должно быть создано правительство народного доверия,
пора менять курс, заявление Президента относительно премьера не может быть
выполнено и нужны решительные действия 9 апреля. Подчёркивается важность
акции 9 апреля, т.к. от неё зависят реальные действия коммунистов в ГД.
В резолюции этого пленума также упоминается о том, что еще в прошлом
1997 году Всероссийская акция протеста 27 марта явилась серьезным
предупреждением правящему режиму. Только в Новосибирской области тогда
приняли участие более 300 тысяч человек, бас-
товали работники 61 предприятия, в 24 городах и райцентрах области
состоялись митинги, в Новосибирске участвовало около 40 тысяч человек с
требованием сменить курс реформ. Очередным ответным маневром Президента в
преддверии Всероссийской акции протеста 9 апреля этого года, по мнению
коммунистов, стала отставка правительства с жестокой оговоркой
сохранения курса реформ, а также ультиматум Думе по утверждению очередного
«молодого ре-
форматора» с угрозой, в противном случае, ее роспуска.
Как же прошла акция протеста в Новосибирске?
Новосибирская акция, хотя и проводилась под руководством профсоюзов,
но можно сказать, что она была инициирована коммунистами. Кто был на
площади им.Ленина 9 апреля этого года, помнит мощную колонну, двигавшуюся
от Дома Офицеров к площади, и другую, не такую вытянутую, но более
«краснознаменную», двигавшуюся с противоположной стороны Красного
проспекта. По оценкам Оргкомитета КПРФ, в акции протеста приняли участие 35-
40 тысяч человек, по оценкам администрации - 15-25 тысяч. В колоннах, да и
в толпе на митинге можно отметить большее, чем раньше, число молодежи, а
также представителей интеллигенции. Митинг длился более часа.
Среди выступавших были: первый секретарь обкома КПРФ В.Е.Кузнецов,
Заместитель председателя областного Совета, член бюро обкома КПРФ В.Я.
Карпов, депутат Госдумы М.Н.Швец, профсоюзные лидеры предприятия «Вега»,
НАПО имени Чкалова, генерал В.Б.Катанаев и другие. Практически во всех
выступлениях звучали требования немедленной смены курса реформ, отставки
Президента Ельцина, «руки прочь от Государственной Думы!»,
«Нет - свободной купле-продаже земли!», требования создания правительства
народного доверия. В резолюцию митинга были внесены требования: «Ельцина в
отставку!», «Коренным образом изменить курс реформ, направив их на
повышение уровня жизни человека труда», «Народу - народное правительство!»

3.5. Позиция представителей КПРФ по отношению к голосованию
за пост премьер-министра.(«Встреча с депутатом ГД Г.И.Бердовым.
«За народовластие» - № 10, 98 г.)
На закрытом пленуме ЦК КПРФ, на котором присутствовали только члены
ЦК и депутаты - коммунисты ГДЮ, было проведено обсуждение по поводу
голосования за кандидатуру премьер-министра. Решение было принято почти
единогласно и состояло из 4-х пунктов:
1. Коммунистам не поддерживать кандидатуру Кириенко.
2. Добиваться открытого голосования.
3. Если голосование будет закрытым, не принимать в нём участия.
4. Если ситуация изменится, поручить фракции компартии, ЦК определить
позицию.
В итоге при закрытом голосовании за назначение премьер-министра очень
многие коммунисты не брали бюллетени. Со слов Г.И.Бердова, он и Л.Н.Швец
взяли бюллетени, привезли их в Новосибирск, чтобы было понятно, что они не
голосовали за Кириенко. Кроме того, предполагается разбирательство в рядах
КПРФ по поводу того, кто голосовал против решения ЦК, против открытого
голосования.

4. Заключение.
В ходе выполнения данной работы было выявлено, что:
- основная цель КПРФ - проведение досрочных выборов президента РФ и
создание нового правительства, восстановление союзного государства,
обеспечение представительства трудящихся в органах власти, недопущение
частной собственности на землю и природные богатства, принятие новой
Конституции РФ на основе всенародного обсуждения;
- работа областной организации КПРФ была в основном направлена на
решение социальных задач (поддержка забастовочных движений и акций
протеста) и политических задач (обеспечение успешного проведения выборов в
Государственную Думу, главы администрации области, мэра города
Новосибирска, Президента РФ, органов местного самоуправления районов
области и города Новосибирска).
- результаты выборов показали возрастающий авторитет КПРФ. Коммунисты
Г.И.Бердов и Л.Н.Швец были избраны депутатами ГД, по итогам голосования на
президентских выборах в Новосибирской области победу одержал Г.А.Зюганов.
На выборах в ОблСовет одержали победу 17 депутатов коммунистов (чуть больше
одной трети от всей численности депутатов).
- кампания по выборам органов государственной власти и местного
самоуправления стала важным шагом на пути организационного укрепления блока
НПСР и КПРФ. Наблюдается ощутимый рост численности партии и увеличение
числа молодёжи.
- можно выделить и отметить активную работу областной организации
КПРФ при сборе подписей против свободной купли-продажи земли; при
проведении акции протеста 9 апреля, митингов, забастовок и т.д.
5. Список литературы:
1. А.В.Лифанов, А.Ю.Малышев. Путеводитель по партиям Современной
России, Новосибирск-95.
2. А.Ю.Малышев. Организационные вопросы деятельности партий в России,
научно-методическое пособие, Новосибирск-95.
3. Устав Коммунистической Партии РФ, утверждённый 6 августа 1996 г.
4. Программа КПРФ, дополненная и изменённая IV съездом КПРФ 20
апреля 1997 года.
5. «За народовластие»,. № 5, № 6, № 7, № 8, № 9, № 10 - 98 г.
6. «Правда России», № 15, № 16, № 18, № 19, № 20 - 98 г.
7. «Советская Россия», № 13 - 95 г.
8. Инструкция о порядке учёта членов КПРФ.
9. Заявление пленума Новосибирского обкома КПРФ 11 января 1997 г.
10. Постановление, резолюция и предложения конференции Новосибирской
областной организации КПРФ.
11. Решение бюро Советского РК КПРФ о системе политической учёбы в
районной организации.
12. Письмо ЦК КПРФ членам партии о социально-политической ситуации в
России и первоочередных задачах партии.
13. Заявление Президиума ЦК КПРФ 25 апреля 1998 г.
14. Пресс-конференция лидера фракции КПРФ в ГД Г.А.Зюганова.





Реферат на тему: Особенности политического процесса в России на современном этапе

Министерство образования Российской Федерации
ШУЙСкий государственный Педагогический университет



Кафедра политологии



Выпускная квалификационная работа



студента Дубова Михаила Валерьевича

на тему: «Особенности политического процесса в России на современном
этапе»



Руководитель: доктор исторических наук,
профессор Тумаринсон В.Х.
Рецензент:____________________
____________________
«допустить к защите»
заведующий кафедрой доктор исторических
наук, профессор Тумаринсон В.Х.
«___»_______________200__г.



Шуя – 2002


Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
3 стр.

ГЛАВА 1 Сущность и стуктура политического процесса 8 стр.

§1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр.
§1-2 Структура и виды политического процесса 12
стр.
§1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр.

ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в
современной России в переходный период от
тоталитаризма к демократии
27стр.

§2-1 Характеристика политического участия в
современной России
29 стр.
§2-2 Политическое поведение различных социальных и
возрастных групп в России на современном этапе 42
стр.
§2-3 Особенности политического экстремизма
в современной России
58 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
72 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76 стр.



ВВЕДЕНИЕ

На исходе ХХ и начале ХХI вв. еще четче стало видно влияние политики,
политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых
народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В
настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, где ярко и
одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни:
политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность
этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм
политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия
в управлении делами государства. Существование данных парадоксов побудило
нас к выбору темы об особенностях политического процесса в России на
современном этапе.

Актуальность темы:
Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. Все
решения по общественно0политическим вопросам самодержавец принимает лично.
В эпоху СССР вся власть в государстве концентрировалась в КПСС,
которая регулировала все стороны жизни Советского Союза.
В настоящее время, когда Россия провозгласила себя демократическим
государством, когда россияне имеют право свободного выбора, когда
политический процесс выражается в реальном разделении властей, в
политическом плюрализме; когда происходит столкновение различных идеологий,
объединить которые призвана социал-демократия. Пока данная идеология имеет
небольшое количество сторонников в России.
Именно на таком фоне общественно-политической жизни государства, нам
представляется целесообразными выделить, сделать попытку проанализировать
некоторые черты и особенности российского политического процесса. Обозначив
эти черты, мы обозначим тенденции его дальнейшего развития.

Анализ изученной литературы:
Нами были исследованы различные источники по избранной теме:
- периодическая (центральная) печать: «Общая газета», «Московские
новости», «Русский порядок», «Эра России», «Штурмовик», «Я -
русский»;
- журналы: «Политические исследования», «Социологические
исследования», «Социально-политический журнал», «Коммерсантъ-
Власть»;
- работы политических деятелей: Б. Ельцина «Исповедь на заданную
тему», Е. Гайдара «Дни поражений и побед», А. Подберезкина, Г.
Явлинского;
- книги ученых-публицистов: А.П. Бутенко, В.С. Бондарева, Ф.М.
Бурлацкого;
- материалы сессии Академии Политических Наук.

На основе изученного материала мы пришли к следующим выводам:

1. Все авторы сходятся во мнении, что политический процесс реально
существует в современной России, о чем свидетельствует взаимодействие
политических субъектов и институтов.

2. Авторы либерального направления (Е. Гайдар, Г. Явлинский, Б. Ельцин),
в целом одобряют ту форму, в какой политической процесс протекает в
России, этого же мнения придерживается «Российская газета».
Вместе с тем, Г.А. Явлинский оценивает работу основных политических
институтов достаточно критично. Это видно по заголовкам его
выступлений: «Ложь и насилие в российской политике», «Мы выбрали
президента, чье историческое время давно кончилось», «Правительство
лжет», «Борис Ельцин может развалить Россию»1.
А.И. Подберезкин, один из лидеров оппозиции, абсолютно критичен по
отношению ко всему происходящему в российской политике. В своей книге
«Русский путь: Сделай шаг!» он пишет: «Осознать себя русским, вернуть
достоинство, избавиться от страха – вот те задачи, которые необходимо
решить сегодня, чтобы спасти нацию, ее будущее».2

3. Все авторы дают свою оценку российским политическим процессам. Во
многом, эта оценка зависит от идеологических предпочтений каждого из
авторов монографий, однако, сжатого, компактного, системного взгляда
на политический процесс в современной России, выделении его
специфических черт и особенностей мы не обнаружили.
На наш взгляд, это объясняется тем, что политики уверены, что людям
все равно, как идет политический процесс, в чем его особенности. «Главное
– полный кошелек, а остальное …» - примерно так рассуждают наши
соотечественники. Политологи, не получая заказа от действующих политиков,
также не спешат составлять характеристики особенностей политического
процесса сжатого вида.
Отсюда следует, что, опираясь на все вышесказанное, необходимо
выработать компактную структуру обозначения некоторых особенностей
политического процесса в России на современном этапе.
Данное исследование актуально, на наш взгляд, не только в научно-
теоретическом аспекте, но и в сфере практических интересов граждан: замечая
выделенные специфические черты, люди будут более ясно представлять себе ход
политического процесса, всю политическую жизнь государства в целом. Исходя
из этого, мы обозначаем цель и задачи исследования.

Цель: Попытаться выделить особенности процессов в политике,
характеризуемых участием различных социальных и возрастных групп населения,
показать возможные способы и виды участия российских граждан в политике.
Задачи:
1. Дать теоретическое представление о политическом процессе в целом.
2. Представить виды и степень участия россиян в политической жизни.
3. Проследить динамику политического поведения различных социальных
групп России.
4. Охарактеризовать политический экстремизм РФ с точки зрения
системного подхода.

Хронологические рамки исследования:
В своей работе мы анализируем временной отрезок Новейшей истории
России с 1991 г. до наших дней. Именно в этот период в России появляется
институт демократических выборов, провозглашается свобода слова и выражения
своих политических взглядов, право на забастовки и митинги протеста. И
особенности политического процесса формируются и проявляются именно в эти
хронологические рамки.

Практическая значимость работы:
Практическая значимость работы проявляется в важности и актуальности
выводов, полученных в результате анализа проблем. Данные выводы об
особенностях политического процесса, его специфических чертах, относящихся
к непосредственному участию граждан в политике, возможно использовать в
дальнейших исследованиях политических тенденций и динамики развития
политической жизни России, практической работе политологов.


Информационная база работы (источники):
При подготовке работы использовалась обширная литературная баз. В нее
входят периодические издания (газеты, журналы), освещающие политическую
жизнь России; мемуары политических деятелей, выражающие субъективные точки
зрения на происходящее в стране; материалы сессии Академии Политических
Наук России; художественная литература документальной направленности;
учебные пособия по политологии.

Объект исследования:
Объектом является политический процесс вцелом.

Предмет исследования:
Предметом исследования являются особенности и специфические черты
российского политического процесса.



Глава 1. Сущность и структура политического процесса

§ 1 Понятие « политический процесс» и его формы.

Слово «процесс» (от лат. prossesus- продолжение) означает:
1) динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу
заметим, что в данном случае понятие «объект» по своему содержанию
бесконечно, как бесконечна сама вселенная );
2) совокупность последовательных действий для достижения определенного
результата. Таким образом, это понятие имеет универсальный
характер, поскольку отражает реальное и постоянное состояние
природы и общества.
Понятие «процесс» широко используется во всех общественных науках: в
экономической теории истории, философии, психологии, в правовых науках и
т.д. Это объяснимо, поскольку общественные процессы в своей совокупности
составляют ФОРМУ существования и функционирования общества. Например, в
экономической сфере широкомасштабными и постоянными процессами являются
производство товаров и услуг их распределение, обмен и потребление.
многочисленные и разнообразные общественные процессы постоянно протекают в
социальной, культурной, во всех других сферах общества. конечно,
политическая сфера общества не исключение. более того, политические
процессы свидетельствуют о том, что политическая система существует,
функционирует, развивается и совершенствуется. другими словами они служат
формой функционирования политической сферы (системы) общества.
политическая жизнь общества заявляет о себе в политических процессах.
В самом широком смысле процессы есть формы политической активности
общества. исключительное многообразие этой активности и тот факт, что
каждый ее отдельный случай имеет свою причину и свою цель, разную степень
предсказуемости результата и многие другие различия, весьма затрудняют
научные исследования политических процессов, порождают многообразие точек
зрения по одним и тем же вопросам. можно без преувеличения сказать, что
если провести конкурс на самый высокий уровень дискуссионности
рассматриваемых политических проблем, то тема, посвященная политическим
процессам, займет первое место. И, тем не менее, степень научной
разработанности политических проблем в целом и политических процессов в
частности позволяет достаточно четко увидеть разновидности политических
процессов, провести их классификацию.
Политический процесс- одна из центральных и, вместе с тем, весьма
специфическая категория политической науки.
Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом
(Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо
в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в
динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р.
Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих
интересов и целей (Ч. Мэрриам).
В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои
важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях
теоретической интерпретации политического процесса, считается
общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов
политики, сложившейся не в соответствии и намерениями лидеров или программ
партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних
факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды,
группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями,
предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя
специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы
человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс
исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и
явлений.
Раскрывая содержание политически через реальные формы исполнения
субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как
осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы
политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения,
переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает
характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение
ее состояний во времени и пространстве.
Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он
раскрывает в основном две фундаментальные формы политического
волеизъявления граждан. Прежде всего, это- различные способы презентации
рядовым участником политического процесса своих интересов в различных видах
артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах,
членстве в политических партиях), а так же формы принятия и реализации
управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.
В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные
действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как
поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В
политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и
факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в
политической сфере общества.
С содержательной точки зрения реализация различными политическими
субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение
власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений,
контроль за этапами и другие формы политической активности инструментов,
групп и лиц. Причем не только признаваемые правящим режимом, но и
обладающие нелегитимным характером. По этому в политическом процессе
присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры,
террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно
находятся на периферии политической жизни.
Политический процесс выступает в качестве функциональной
характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами
власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную
совокупность действий, осуществляемыми субъектами, носителями и институтами
власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.
Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает
взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть
показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою
очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания
политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти,
представляя собой совокупность относительно самостоятельных локальных
взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными
специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы
правления.
Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что
он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений
ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет
собой совокупность действий институализированных и неинституализированных
субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере
власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической
системы общества.
Политический процесс-это «совокупная деятельность социальных
общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные политические цели; в узком смысле- деятельность социальных
субъектов по осуществлению политических решений».



§2 Структура и виды политического процесса

1. Общие и частные политические процессы
Специфическая особенность политических процессов заключается в том,
что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических
процессов выделяются две группы - общие и частные Политические процессы
этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но И
содержанием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение
политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном
постижении общих и частных политических процессов Однако сразу отметим, что
эти две группы процессов нередко связаны между собой. Более того, частные
политические процессы могут оказывать существенное влияние на содержание,
формы и скорость протекания общего политического процесса.
Итак, что понимается под общим политическим процессом? Общий
политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его
политической системы.
Частные политические процессы - это различные, исключительно
многочисленные формы политической активности общества, направленные на
реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние
политической системы общества в целом. Соответственно частные политические
процессы проявляются в исполнении представителями власти своих
непосредственных функций (в частности, по управлению обществом). Эти
процессы также отражают различные пути презентации различными политическими
партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих
политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также
в митингах, уличные шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам
относятся различные формы принятия и реализацш • управленческих решений.
Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе
деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в
трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое
множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не
ведет к существенным изменениям политической системы общества Например, не
ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к
замене монархии республикой и др.
Как уже было отмечено, данные две группы политических процессов имеют
свои закономерности развития, свои механизмы, формы, цели. Рассмотрим
вначале общий политический процесс.
2. Общий политически процесс и тенденции его развития.
В совокупности протекающих в обществе политических процессов
исследователи выделяют форму которая отражает движение политической системы
в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Речь идет о
процессе политического развития государства. Сразу отметим, что общий
политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличается
от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.
Общий политический процесс протекает в трех известных формах :
эволюция, революция, кризис Эволюция - основная и наиболее распространенная
форма, означающая постепенные изменение политической системы страны
(количественные и качественные): в расстановке политических сил, 8
политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических
тенденций), в структурах политической власти и т.д.
Постепенность перемен, как характерная черта эволюции общественной
системы, предполагает, что в отдельные периоды общий политический процесс
протекает в формах, которые не выводят политическую систему за рамки
сложившихся отношений между институтами политической власти и гражданами.
Речь идет о простом воспроизводстве правящими властными структурами
сложившихся отношений между властвующей элитой страны той страны, с одной
стороны, и электоратом, политическими партиями общественными движениями,
органами местного самоуправления и т.д. - с другой. В этих условиях все
попытки политических нововведений отступают на второй план в сравнении с
установившимися традициями и преемственностью в политической жизни.
Однако в рамках эволюционной формы общий политический процесс часто
выражается в качественных и количественных изменениях политической системы.
Эти перемены отражают развитие политической системы. Как правило, речь идет
о том, что политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению
политических сил внутри страны и на международной арене методы организации
политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных групп
население используются новые и более гибкие стратегии и технологии
властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет
решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно
важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.
Сущность революционной формы развития общего политического процесса
„означает "коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит
смена государственной власти и господствующие форм собственности".
(Политологический словарь М,: Луч, 1994. Ч. П. С. 105.) Политическая
революция связана с насилием, вплоть до вооруженной смены власти.
Происходит резкое разрушение всех политических органов.
Политическая революция, как правило, сопровождается многочисленными
жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей.
Наконец третьим состоянием (формой) общего политического процесса
является политический кризис. Его главный показатель - потеря властными
структурами контроля Над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта
форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью
деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и
других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического
кризиса в основном лежат б области экономических и социальных отношений.
Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ
в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической
революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене
государственного строя однако это драматические периоды в судьбах общества.
Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего
политического процесса меняются тенденции. В частности, с уверенностью
можно сказать, что политическая революция все более становится угасающей
закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как
форма общего политического процесса в современном мире становится все более
редким явлением, имеет свои причины.
Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши
дни - нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается
диапазон использования насилия для достижения политических целей. Внутри
стран и в международной жизни происходит демократизация политических
институтов. В рамках общего политического процесса все шире применяются
механизм согласование интересов различных социальных слоев общества и
отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. В этом отношении
примечателен, например, такой факт из практики ООН: на 13-й сессии
Генеральной Ассамблеи данной организации с помощью консенсуса единогласно
было принято 35% резолюций, а ни 40-й сессии - уже 70%.
Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы
общества в целом смену ее состояний. Другими словами, речь идет о смене
форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления
власти, национально-территориальная организация), а также политического
режима (тоталитаризм, авторитаризм демократия).
В отличие от общего политического процесса, который отражает движение
политической системы общества в целом и проявляется в смене состояний,
частые политические процессы (как это следует из их названия) касаются
отдельных сторон политической жизни. Они отличаются от общего политического
процесса своей структурой характеристиками, типологией, этапами развития.
Рассмотрим эти их отличительные черты более подробно.
3. Частные политические процессы: структура и характеристики
Структурными элементами частного политического процесса являются
причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Информация
об этих четырех составляющих процесса дает достаточно точное представление
о нем. Изложим их суть.
Конкретная причина возникновения частного политического процесса.
Заметим, что начало, F движение данного процесса предопределяются
появлением проблемы или противоречия, требующего своего разрешения. Это
может быть проблема, затрагивающая интересы сравнительно небольшой группы
людей либо интересы широкой общественности. Например, недовольство
существующей в стране системой налогообложения может инициировать
законотворческий процесс по ее изменению. Кризисное состояний общества
инициирует процессы достижения политической и экономической стабильности.
Объект частного политического процесса. Речь идет о той конкретной
политической проблеме, по поводу которой развивается политический процесс.
Эго могут быть самые разнообразные проблемы:
1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических
интересов;
2) создание новых политических институтов, партий, организаций,
движений, блоков и т.д.;
3) реорганизация властных структур, изменения в системе разделения
властей, создание нового кабинета министров;
4) поддержка существующей политической власти, организация мер по ее
легитимации;
Субъект частного политического процесса другими слова, кем инициирован
политический процесс Это может быть какой-либо орган в системе политической
власти, политическая партия, движение, группа граждан или даже один
человек. Необходимо знать статус этих субъектов, цели, которые они ставят
ресурсы, которыми они располагают, и стратег

Новинки рефератов ::

Реферат: Приближённые методы решения алгебраического уравнения (Математика)


Реферат: Г.Г. Маркес – поэт мифов, «Сто лет одиночества» – величайший миф современности (Литература)


Реферат: Обучение информатике (Педагогика)


Реферат: Биология раневого процесса (Биология)


Реферат: П. А. Столыпин. Другие реформы (История)


Реферат: Основные правовые системы современности (Право)


Реферат: Анализ организации коммерческих банков (Деньги и кредит)


Реферат: Ответственность по таможенному праву (Таможенная система)


Реферат: Философский поиск истины (Философия)


Реферат: Герои Великой Отечественной Войны (История)


Реферат: Богослужение и таинства: Литургическая реформа: Дебаты (Религия)


Реферат: Социальное воспитание в процессе становления личности (Педагогика)


Реферат: Барроко (Искусство и культура)


Реферат: Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, относящихся к компетенции ОВД (Криминология)


Реферат: Алкалоиды рода Carex на Европейском северо-востоке России (Химия)


Реферат: Конвертер программы с подмножества языка Си в Паскаль с использованием LL(1) метода синтаксического анализа (выражения) (Компьютеры)


Реферат: Права ребенка (Международное публичное право)


Реферат: Математические модели электромеханических систем в пространстве состояний (Математика)


Реферат: Время-цифровой преобразователь (Радиоэлектроника)


Реферат: Воздествие рекламы на сознание людей (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист