GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социологическое исследование (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социологическое исследование (Социология)



| |
|ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ |
|ОБРАЗОВАНИЮ |
|Тюменский государственный нефтегазовый |
|университет |
| |
| |
|Кафедра ОПиВЭД |
| |
| |
| |
| |
| |
|Курсовая работа |
| |
|по курсу «Социология» |
|на тему |
| |
|«Социологическое исследование» |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|Выполнил: студент |
|группы ВЭД - 95 - 1 |
|Иванов О. Д. |
|Проверил: к. э. н., доцент |
|. |
| |
|Тюмень |


Содержание

|Введение |2 |
| | |
|1.Понятие социологического исследования | |
|2.Методика социологического исследования: | |
|2.1.Программа социологического исследования | |
|2.2.Цели и задачи социологического исследования | |
|2.3.Объект и предмет социологического исследования | |
|2.4.Системный анализ объекта исследования | |
|2.5.Выдвижение и проверка гипотез | |
|2.6.Методы выборки | |
|2.7.Интерпретация данных | |
|3.Методы социологического исследования: | |
|3.1.Анализ существующих данных. Контент-анализ | |
|3.2.Наблюдение | |
|3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью | |
|3.4.Эксперимент | |
|4.Пример социологического исследования | |
| | |
|Заключение | |
|Список использованной литературы | |



Введение

В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое
сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов.
Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это
может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и
т. д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального
решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её
причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое
исследование
Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой
дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет
исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или
опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о
изучаемом явлении.
Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между
теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает
устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо
его структурных элементов в частности.
С помощью его можно решать очень большой круг вопросов и задач,
анализируя полученные данные и давая конкретные рекомендации для разрешения
проблемы.
Социологическое исследование- один из способов развития и накопления
социологического знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий
отдельного исследователя на ограниченных, заранее более или менее
определённых задачах[1].
В данный момент в качестве примера использования социологического
исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению
предпочтений граждан к кандидатам в городскую думу. В принципе и сам
процесс голосования является большим государственным социологическим
исследованием.
Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения
общества трудно переоценить, поэтому именно оно и будет рассмотрено в
данном реферате .



1. Понятие социологического исследования.

Социологическое исследование - система логических последовательных
методологических и организационно-технологических процедур, связанных между
собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом
явлении.
Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы
исследования.
2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.
3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование
выводов.

Виды исследований:
1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое
исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый
инструментарий.
2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более
большой общностью людей. Применяется машинная обработка.
3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование.
Носит не только описательный характер, охватывает большое количество
респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

2.Методика социологического исследования.

2.1.Программа социологического исследования.

Место и роль программы в социологическом исследовании.
Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От
научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят
результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-
методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования
(сбора, обработки и анализа информации) и включает:
- определение проблемы, объекта и предмета исследования;
- предварительный системный анализ объекта исследования;
- характеристику цели и задач исследования;
- интерпретацию и операционализацию основных понятий;
- формулирование рабочих гипотез;
- определение стратегического плана исследования;
- составление плана выборки;
- описание методов сбора данных;
- описание схемы анализа данных.
Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и
методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы,
которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана
выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.
Программа должна ответить на два основных вопроса:
- во-первых, как перейти от исходных теоретических положений
социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования,
методы сбора, обработки и анализа материала;
- во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического
материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование
при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой
для дальнейшего развития самой теории.

2.2.Цели и задачи социологического исследования

Цель- общая направленность социологического исследования,
определяющая его характер и ориентацию (теоретическую или прикладную)[2].
Программа исследования должна чётко отвечать на вопрос: на решение какой
проблемы и на получение какого результата ориентируется данное
исследование?
Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций,
которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть
разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы
социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в
программе разрабатывается система основных и неосновных задач.
Задачи- совокупность конкретных целевых установок, направленных на
анализ и решение проблемы.
Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически
ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в
практически ориентированном- прикладным.
Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований,
решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных
непосредственно с данной проблемой.
При теоретической или прикладной ориентации социологического
исследования неосновные задачи целесообразно решать на основе материала,
полученного для поиска ответа на центральный вопрос, анализировать те же
данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи не
получат законченного решения, но они могут помочь в постановке научной
проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

2.3.Объект и предмет социологического исследования

Объект социологического исследования- общность людей, их
деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в
которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или
процесс[3].
Объект должен характеризоваться:
1. Чётко обозначенными явлениями по таким параметрам, как:
а) отраслевая принадлежность;
б) профессиональная принадлежность;
в) возрастная принадлежность;
г) национальная принадлежность.
2. Пространственной ограниченностью.
3. Функциональной направленностью:
а) политическая направленность;
б) этническая направленность;
в) производственная направленность.
4. Временной ограниченностью.
5. Возможностями его количественного измерения.

Если объект социологического исследования независим от исследования и
противостоит ему, то предмет изучения, напротив, формируется самим
исследованием.
Предмет социологического исследования- это центральный вопрос
проблемы.
Это- конструкция, созданная мышлением, существующая лишь постольку,
поскольку есть знание об объекте, детерминируемая, с одной стороны,
объектом изучения, с другой- условиями исследования: задачами, знаниями и
средствами социологии.
Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая
непосредственно подлежит изучению, т. е. наиболее значимую сторону объекта
с точки зрения социологической теории и социальной практики. Одному и тому
же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов
исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую
именно сторону объекта он отражает, с какой целью, для решения какой
проблемы выбран.
Например, при исследовании миграционных процессов объектом
исследования является население различных территориальных единиц:
республики, области, района, населённого пункта. Предметом является
миграция- перемещение людей из одного места проживания в другое. Цель
исследования- оптимизация миграционных процессов в некотором районе. Задача-
нахождение наилучших путей этой оптимизации (для прикладного исследования)
и установление закономерностей миграции населения (для теоретического
исследования)
Один и тот же объект можно описать по-разному в зависимости от
проблемы и цели социологического исследования. От того, какие в изучаемом
объекте будут выделены элементы и связи, зависит, в свою очередь, выбор
средств их фиксации (методика сбора и анализа данных).

2.4.Системный анализ объекта исследования.

Одна из задач начального этапа социологического исследования
заключается в том, чтобы дать гипотетическое развёрнутое описание
социального объекта как системы, т. е. описать его с позиции системного
анализа. Таким образом фиксируются определённые элементы и связи,
характерные для изучаемого объекта.
Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого и
как целое, состоящее из частей. В первом случае он характеризуется внешними
связями, во втором- внутренними.
Специфика научного исследования состоит в построении гипотетической
модели объекта как совокупности составляющих его элементов и связей. Данная
модель становится "заместителем" исследуемого объекта.
Результатом предварительного системного анализа изучаемого
социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой
гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с
описанием элементов и связей изучаемого объекта.
Системный анализ объекта позволяет прояснить предмет исследования,
выделить основные понятия и дать их интерпретацию, а так же выдвинуть
рабочие гипотезы.

2.5.Выдвижение и проверка гипотез.

Гипотеза в социологическом исследовании- научно обоснованное
предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и
связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.
Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате
предварительного анализа изучаемого объекта.
Требования к гипотезе. Научно обоснованная гипотеза в социологии
должна отвечать ряду требований.
1. Она должна соответствовать исходным принципам теории научного
познания. Это требование играет роль критерия для отбора научных гипотез и
отсева ненаучных, исключает из науки несостоятельные гипотезы, построенные
на основе ложных теорий.
2. Гипотеза, объясняющая социальные факты в некоторой области, как
правило, не должна противоречить теориям, истинность которых для данной
области уже доказана. Но новая гипотеза иногда может противоречить старым
теориям и вместе с тем быть вполне допустимой.
3. Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и
проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с
которым гипотеза не согласуется, то она должна быть отброшена или
переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для
объяснения которых она предложена. Но не всегда противоречие известным
фактам следует расценивать как признак несостоятельности гипотезы.
4. гипотеза должна быть доступна проверке в процессе социологического
исследования. Проверяется она при помощи имеющейся в распоряжении
исследователя специально разработанной методики.
5. Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему
её непротиворечивость. Это делается не только посредством логических
правил, но и с помощью операциональных определений. Последние позволяют
избежать произвольности истолкования эмпирических терминов гипотезы.
Для того, чтобы повысить подтверждаемость гипотезы, следует
стремиться к выдвижению большего числа взаимосвязанных гипотез и указать
для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей
входящих в неё переменных.
По содержанию гипотезы подразделяют на описательные и объяснительные.
Первые- это предположения о структурных и функциональных связях
изучаемого объекта. Они могут относиться и к классификационным
характеристикам социального объекта.
Вторые- предположения о причинно-следственных связях в изучаемом
объекте, требующих эмпирической экспериментальной проверки.
В процессе такой проверки следует проводить различие между основными
гипотезами и их следствиями (выводными гипотезами).

2.6.Методы выборки.

Генеральная совокупность- совокупность всех возможных социальных
объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического
исследования.
Выборка или выборочная совокупность- часть объектов генеральной
совокупности, отобранная с помощью специальных приёмов для получения
информации о всей совокупности в целом.
1. Квотная выборочная совокупность.
Этот метод предполагает не менее четырёх признаков, по которым
определяются респонденты.
Обычно применяется при большой генеральной совокупности.
2. Метод основного массива.
Предполагает опрос 60-70% генеральной совокупности.
3. Метод гнездовой выборки.
В качестве респондента выступает не отдельный индивид, а какая-то
группа.
Этот метод будет представительным, если состав групп схож.
4. Метод серийной выборки.
При этом методе генеральная совокупность разбивается на однородные
части, из которых пропорционально отбирается единица анализа (элементы
выборной или обследованной совокупности: могут быть как индивиды, так и
группы).
5. Метод механической выборки.
Из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки
отбираетется необходимое число респондентов.
6. Сплошной метод.
Применяется при небольшой генеральной совокупности.

2.7.Интерпретация данных.

После того как получены результаты исследования, данные наблюдения и
измерения, проводится теоретическая интерпретация эмпирических данных.
"Язык наблюдений" как бы переводится на "язык теории" - действие, обратное
тому, которое осуществлялось перед исследованием.
Такая интерпретация осуществляется в процессе теоретического
обобщения эмпирических данных и оценки истинности выдвинутых гипотез.

3.Методы социологического исследования.

3.1.Анализ существующих документов. Контент-анализ

Значительная часть информации, необходимая исследователю в его
работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение
как этап социологического исследования называют анализом существующих
данных, или вторичным анализом данных.
Полное представление о содержании документальных источников во многих
случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей
проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и
гипотез исследования социолог обращается к анализу таких письменных
документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям,
различная статистическая и ведомственная публикация.
В социологии документом называют специально созданный человеком
предмет для передачи и хранения информации.
Существуют различные классификации документов:
1. С точки зрения целевого назначения различают:
а) целевые документы: выбирает сам социолог;
б) наличные документы: есть в наличии.
2. По степени персонификации:
а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.;
б) безличные: например, статистические данные.
3. В зависимости от статуса источника:
а) официальные;
б) неофициальные.
4. По источнику информации:
а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса;
б) вторичные: обработка, обобщение, описание, сделанное на основе
первичных источников.

Именно анализ документов даёт первоначальную информацию и позволяет
точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.
Особый интерес для социологов представляют сводные данные результатов
специализированных сплошных и выборочных обследований, проводимых
центральными статистическими организациями и ведомственными
исследовательскими организациями.
В последнее время в России и за рубежом стали появляться
статистические справочники, куда включены показатели удовлетворённости
различными сферами жизнедеятельности человека, окружающими условиями и
другие субъективные показатели.
В социологии существуют две группы методов анализа информации
документов:
1. Традиционные.
2. Формализованные.

Под первым понимают умственные операции, направленные на анализ
первичных данных в документах с точки зрения интересующих исследований.
Имеет недостаток- субъективизм.
Суть второго заключается в том, что исследователь переводит
количественные показатели текстовой информации.

Традиционные методы анализа документов.

Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию
о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли
извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью. Эти методы включают
всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию
содержания документов в соответствии с целью исследования.
Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа
к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении
содержания и логическом обосновании сделанных выводов.
Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:
1. Выяснение условий, целей и причин создания документа.
2. Установление его авторства.

Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального
источника применительно к целям исследования. Установление полноты и
достоверности источника относительно целей исследования- главные параметры
его оценки до начала исследования.

Количественный анализ (контент-анализ).
Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием
традиционных методов анализа таких документов, как газеты и тому подобные
источники, является возможность субъективных влияний на результаты анализа,
т. е. влияние установок исследователя, его интересов, сложившихся
стереотипных представлений о предмете анализа. Данный недостаток
преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на
статистическом учёте различных объективных характеристик текста. Например,
частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк,
отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний
проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.
Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных
сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста
на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.
Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска,
учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.
Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта
такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные
стороны его содержания.
Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших
текстовых массивов с чёткой структурой, определяемой коммуникативными
намерениями авторов текста.

3.2.Наблюдение.

Наблюдение в социологии- метод сбора информации путём
непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.
Существует ряд особенностей этого метода:
1. Связь наблюдателя с объектом наблюдения.
2. Наблюдатель не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.
3. Сложность повторного наблюдения.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно
выделить две основные разновидности этого метода.
Стандартизированная техника наблюдения предполагает наличие
предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые
предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции
для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых
явлений.
Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В этом случае
исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно
которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе
наблюдения или позднее по памяти.
Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя- бланки и дневники
наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.
В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают 4
вида наблюдения:
1. Полное участие наблюдателя в ситуации: предполагает включение
наблюдателя в изучаемую группу как полноправного её члена. Роль
наблюдателя неизвестна членам группы.
2. Участник ситуации как наблюдатель: характеризуется включённостью
наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна
его роль как исследователя.
3. Наблюдатель как участник: означает, что наблюдатель- прежде всего
исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не
претендует быть действительным его участником.
4. Полностью наблюдатель: исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя,
не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом
наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности
шагов:
- формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение
задач;
- определение единиц наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов
поведения;
- разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут
описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур с
ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;
- подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления
(карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);
- запись результатов наблюдений;
- анализ и интерпретация данных;
- подготовка отчёта и выводов по итогам исследования.

Достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство
состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного явления, его
многогранность.
Гибкость метода- ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при
изучении социальных явлений.
И, наконец, дешевизна- обычный атрибут, присущий этому методу.
Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный характер
выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод редко может
быть применён к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный
недостаток связан с возможностью привнесения определённой доли
субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях,
возможностями широкого обобщения результатов исследования[4].

3.3.Массовый опрос. Анкетирование и интервью

К данному методу исследователь обращается тогда, когда для решения
поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания
людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей
действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности
и т. п.
Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных
процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не
может быть заменён никаким другим. Однако методом опроса может быть
получена информация и о поведении людей, различные фактологические
сведения.
Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или
косвенно через его представителя с совокупностью людей (респондентов) в
форме вопросно-ответного диалога. Особенность этого общения состоит в том,
что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной
процедуры, а с другой- исходить из того, что источником информации
выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в
рамках повседневного житейского опыта.
Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие
двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого
выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого
выступает опрашиваемый, респондент.

Методические принципы конструирования вопросника. Содержание
вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре
вопросника должны отвечать двум требованиям.
1. Вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения
эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных
задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации
понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему
списка единиц искомой информации.
Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его
познавательная задача, его искомая информация[5].
2. Необходимо учитывать социально-психологические особенности
опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор
анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса,
специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве
собственного достоинства и др.
В практической работе при конструировании вопросника оба требования
часто пресекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи.
Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого
уровня- как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию?

Виды вопросов. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы,
они подразделяются на содержательные и функциональные.
Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом
опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью. Основные
виды таких вопросов: вопросы-фильтры, контрольные вопросы, контактные
вопросы.
Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая
информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а
только от некоторой её части.
Цель контрольных вопросов- выяснить устойчивость или
непротиворечивость ответов респондента, которые он даёт по той же теме,
проблеме.
Контактные вопросы служат для установления контакта с респондентом,
создания у него положительной мотивации на опрос. Могут быть не связаны
напрямую с темой опроса, но позволяют отвечающему высказаться на тему,
наиболее актуальную, близкую для него.

В зависимости от того, что спрашивается, различают:

1. Вопросы о фактах. Их цель- в получении информации о социальных
явлениях или признаках, которые могут быть однозначно определены. (Это
могут быть возраст, пол и т. п.).
2. Вопросы о знании. Цель этих вопросов- в получении сведений,
свидетельствующих об информированности респондента. Ответы помогают точнее
выявить структуру установок и интересов, указывают на степень включённости
индивида в коллектив.
3. Вопросы о мнении. Ответы на эти вопросы чаще всего содержат
оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они сильнее
обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроений.
Формулирование мнений определяется способом включения индивида в процесс
общественного развития, его политической активностью.
4. Вопросы о мотивах. Исследование мотивов социального поведения
предъявляет высокие требования к технике опроса и построения индикаторов.
Опрашиваемым легче говорить о фактах, поведении, ситуациях, чем судить о
мотивах поведения. Это обусловлено тем, что оценка (или обоснование)
действий в прошлом затруднительна.

По технике заполнения выделяют:

1. Открытые вопросы. Дают респонденту возможность самостоятельно
сформулировать ответ, отражающий всю неповторимость индивидуального
сознания, языка, стиля, запаса информации, круга ассоциаций.
2. Закрытые вопросы. Предполагают наличие готовых вариантов ответов,
которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих
исходных представлениях о содержании вопроса и на данных пробного
исследования.

Анкетирование.
Анкетирование- вид опроса, в котором респондент самостоятельно
заполняет анкету.
Анкета- опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по
правилам.
По числу опрашиваемых различают:
1. Групповое анкетирование.
2. Индивидуальное анкетирование.

По месту проведения выделяют:
1. Анкетирование дома.
2. Анкетирование на работе.
3. Анкетирование в целевых аудиториях.

По способу распространения анкет:
1. Раздаточная анкета: раздаётся респондентам самим анкетёром.
2. Почтовая анкета: рассылается по почте.
3. Прессовая анкета: публикуется в прессе.

Основное достоинство группового анкетирования связано с
организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты заполняются в
присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма
опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора
данных.
При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной
анкеты анкетёр либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке
возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели
опроса, ожидает заполнения анкеты.
Почтовый опрос- достаточно популярный метод опроса больших
совокупностей людей.
Его слабые стороны- низкий процент возврата без применения
специальных приёмов (около 30%), не поддающаяся контролю ситуация
заполнения анкет и связанные с этими особенностями трудности обоснования
репрезентативности выборки целевой совокупности.
Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в
журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса
ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет.

Интервью. Как метод сбора информации интервью во многом лишено
перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно
высокая стоимость.
Интервью- проводимая по определённому плану беседа, предполагающая
прямой контакт интервьюера с респондентом, причём запись ответов ведётся
либо интервьюером, либо на какой либо носитель информации (например,
диктофон).
Выделяют несколько видов интервью, в зависимости от того, насколько
стандартизирована ситуация беседы.
Стандартизированное интервью с закрытыми вопросами применяется для
опроса значительной совокупности людей (несколько сотен или тысяч), когда
содержательная структура проблемы определена.
Стандартизированное интервью с открытыми вопросами предоставляет
респонденту больше самостоятельности в формулировке ответов и требует от
интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.
Направленное (фокусированное) интервью. План такого интервью
предусматривает только перечень вопросов, которые следует обязательно
рассмотреть во время беседы. Но последовательность и формулировка вопросов
могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.
Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных
основных направлений беседы с респондентом. Формулировка вопросов и их
последовательность складываются в процессе интервью и определяются
индивидуальными особенностями опрашиваемого.

3.4.Эксперимент.

Социологический эксперимент- способ получения информации о
количественном и качественном изменении деятельности и поведения
социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых
и контролируемых факторов.
В социологии под экономическим экспериментом подразумевают
непосредственное влияние конкретных экономических условий на сознание
людей.
Классическая модель эксперимента. Её можно свести к изучению
воздействия независимой переменной (например, выступление кандидата в
президенты) на зависимую переменную (голосование человека на выборах).
Целью эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии
влияния независимой переменной на зависимую.
Принципиальное значение в такой модели имеет вопрос о подборе
экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя-
достичь до эксперимента максимального подобия (т. к. полной идентичности
достичь невозможно) этих двух групп. Термин "подобие" понимается здесь в
статистическом смысле, т. е. единицы генеральной совокупности, из которых
подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в первую
группу, и во вторую. Подобный процесс подбора часто называют рандомизацией.
Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки,
которые могут возникнуть при экспериментальном воздействии на
неэквивалентные группы.
Внутренняя и внешняя обоснованность. Проблема внутренней
обоснованности означает наличие вероятности того, что выводы, которые
исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не
отражать суть происходившего во время самого эксперимента.
Источниками этой проблемы могут быть:
- влияние событий в прошлом на результаты эксперимента;
- изменение самих участников эксперимента в процессе эксперимента;
- влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение
людей;
- влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая
и самого экспериментатора;
- несопоставимость экспериментальной и контрольной групп.
Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения,
распространения выводов эксперимента на реальные объекты. Даже если
результаты внутренне обоснованы, то можно ли перенести выводы, полученные
на экспериментальных группах, на реальные социальные объекты и процессы?
Существует много примеров, когда результаты экспериментов оказываются
неприемлемыми вовсе или приемлемыми не в полной мере для изучаемого
феномена.
Лабораторный эксперимент предполагает, что исследователь создаёт
искусственную среду (например, в лаборатории) для его проведения, что
позволяет ему более тщательно контролировать среду, в которую помещены
изучаемые группы. Искусственность среды заключается в том, что объект
наблюдения переносится из своей обычной среды в обстановку, которая
помогает добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.
В социологии одна из наиболее трудных проблем, связанных с лабораторным
экспериментом, относится к внешней обоснованности результатов эксперимента.
Полевой эксперимент. Для него характерна максимально естественная
ситуация- это может быть учебный класс, производственная среда.
Естественный эксперимент. Под ним понимают такой эксперимент, в
котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую
переменную, не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь
отводит себе роль наблюдателя и фиксатора процессов, самостоятельно
происходящих в изучаемой сфере жизни.
Итоги социального эксперимента отражаются в отчёте, который содержит
следующие три раздела:
- результаты исследования;
- выводы;
- рекомендации.

4. Пример социологического исследования.

С целью приведения примера социологического исследования была взята
гипотетическая проблема: от чего зависит производительность труда
работников, т. е. что их мотивирует на работу с заинтересованностью.
В качестве объекта исследования выступила группа учащихся (т. к.
учёба- это тоже в своём роде работа, а после неё большинство явно пойдёт
работать) из 20 человек.
Предметом изучения являлся процесс обучения (производительность
труда) данных людей.
В качестве цели данного исследования выступало нахождение путей
повышения мотивации, повышения производительности труда (улучшение
результатов учёбы).
Задача состояла в том, чтобы найти пути для достижения конкретной
цели, а так же выявить зависимость мотивации и производительности труда от
различных факторов.
В качестве метода социологического исследования было выбрано
анкетирование. Респондентам раздавались анкеты, имеющие следующий вид:

АНКЕТА

По десятибальной шкале оцените, какие факторы по Вашему мнению
способствуют повышению производительности труда и делают работу более
привлекательной.

1. Хорошие шансы продвижения по службе
2. Хороший заработок
3. Оплата, связанная с результатами труда
4. Признание и одобрение хорошо выполненной работы
5. Работа, которая позволяет реализовать свои способности
6. Сложная и трудная работа
7. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно
8. Высокая степень ответственности
9. Интересная работа
10. Работа, требующая творческого подхода
11. Работа без больших напряжений и стрессов
12. Удобное расположение места работы
13. Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме
14. Значительные дополнительные льготы
15. Справедливое распределение объёмов работ

Какие факторы вы хотели бы добавить в предложенный список?

После заполнения анкеты собирались с целью обработки результатов,
которые представлены в форме среднего балла для каждого фактора в следующей
таблице (Таблица 1), причём факторы расположены по убыванию среднего балла.

Таблица 1

Средние баллы факторов, способствующих повышению производительности
труда

|1. Работа без больших напряжений и стрессов |10,0|
|2. Хороший заработок | |
|3. Интересная работа |9,6 |
|4. Хорошие шансы продвижения по службе |9,4 |
|5. Признание и одобрение хорошо выполненной работы |8,9 |
|6. Удобное расположение места работы | |
|7. Достаточная информация о том, что вообще происходит на |8,8 |
|фирме |8,1 |
|8. Значительные дополнительные льготы | |
|9. Оплата, связанная с результатами труда |8,0 |
|10. Справедливое распределение объёмов работ |7,9 |
|11. Работа, требующая творческого подхода |7,6 |
|12. Работа, которая позволяет реализовать свои способности |7,5 |
| |7,2 |
|13. Высокая степень ответственности | |
|14. Работа, позволяющая думать и действовать самостоятельно|6,9 |
| |6,6 |
|15. Сложная и трудная работа | |
| |4,8 |
| |2,4 |

В результате анкетирования видно, что наиболее сильным мотиватором к
высокопроизводительному труду является работа без больших напряжений и
стрессов, что объясняется тем, что все респонденты фактически ещё на
работали и не хотят начинать свою трудовую деятельность с работы,
изобилующей стрессами и напряжением (яркий пример- их отношение к учёбе-
все студенты хотят зачёт или экзамен автоматом при минимуме на это усилий).
Второе место в нашем хит-параде занял фактор под названием хороший
заработок, что и неудивительно- какой человек (особенно студент) откажется
от лишних денег.
На третьем месте такой фактор, как интересная работа. Конечно, кому
понравится скучная и однообразная работа и какая здесь речь может идти о
повышении производительности труда?
В связи с явным отсутствием в группе работоголиков фактор "сложная и
трудная работа" занял лишь последнее место.
Из добавленных факторов можно выделить такие, как возможность
параллельной или дополнительной работы в другой организации, предоставление
служебного транспорта и предоставление личной секретарши (секретаря).
Данная работа не претендует на роль полноценного социологического
исследования, так как имеет ряд существенных недостатков. Это во-первых то,
что анкетирование проводилось не в конкретной обстановке, где встала
проблема, связанная с производительностью труда (среди студентов такая
проблема с их точки зрения вообще не встаёт), т. е. отсутствовала
конкретная проблемная ситуация, в связи с чем было решено не делать
конкретных выводов для применения их на деле.
В идеале такое исследование целесообразно было бы провести на
предприятии, где есть проблема с производительностью труда.


Заключение

Итак, выше были описаны основные принципы при подготовке и проведении
социологического исследования. Изложены его основные цели и задачи, даны
понятия объекта и предмета социологического исследования, приведены методы
выборки респондентов из генеральной совокупности.
В зависимости от задач и условий проведения социологического
исследования были выделены различные его методы, где также упоминались их
положительные и отрицательные стороны, трудности осуществления рекомендации
по проведению и т. д.
Социологическое исследование рассмотрено как важная и неотъемлемая
часть социологии, как один из основных способов развития социологического
знания, знания об обществе, о его структурных единицах и о процессах,
происходящих в нём.
Важное значение социологическое исследование играет и при
исследовании и разрешении проблем, возникающих в социальных,
производственных и других сферах деятельности человека.
Я думаю, что изложенный выше материал, несмотря на небольшой свой
объём, позволил узнать, что такое социологическое исследование, для чего
оно необходимо, ознакомиться с его основами.

Список литературы

1.Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория., - М.- 1996

2.Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в
углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4.
3.Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега
Н. И., - Харьков, - 1996
4.Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.:
"Аспект-пресс", - 1996
5.Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997
6.Ядов В. А. Социологическое исследование., - М., - 1995

-----------------------
[1] Социология: основы общей теории. Под ред. Осипова Г. В., - М.: "Аспект-
пресс", - 1996, стр. 271
[2] Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега
Н. И., - Харьков, - 1996, стр. 267

[3] Социология: наука об обществе. Под ред. Андрущенко В. П. и Горлега
Н. И., - Харьков, - 1996, стр. 269

[4] Фролов С. С. Основы социологии., - М.: "Юрист", - 1997, стр. 364
[5] Лытюньска К. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в
углублённом пилотаже// Социологические исследования. -1973. -№4. -с. 152-
159.





Реферат на тему: Социологическое исследование

Уральский Государственный Технический Университет
Факультет Экономики и Управления
Кафедра анализа систем и принятия решений.



Социологическое исследование
на тему: «Студент и анкета»



исполнители:



ЕКАТЕРИНБУРГ 2000


Содержание.

1. Программа исследования стр. 3
2. Анкета стр. 4
3. Бланк обработки. стр. 7
4. Интерпретация. стр. 13
1. Программа исследования.

Цель.
Выяснить отношение студентов к анкетам и к их заполнению, что
позволит сделать выводы о том, какие анкеты заполняются лучше и охотнее, и
на что нужно обратить внимание составителям анкет.

Задачи.
1. Определить соотношение студентов, охотно заполняющих анкеты и не
любящих их.
2. Определить наиболее популярные среди студентов темы социологических
исследований.
3. Определить соотношение студентов, предпочитающих отвечать на
закрытые вопросы анкеты и предпочитающих открытые вопросы.
4. Выяснить степень заполняемости анкет на примере данной анкеты.
Объект.
Студенты групп И-291 и И-292.
Предмет.
Отношение к анкетам и к их заполнению.
Гипотеза.
1. Студентам не доставляет удовольствия заполнение анкет.
2. Наиболее популярными в студенческой среде являются темы,
направленные на исследование проблем курения, алкоголизма и
наркомании, а также темы, посвященные любви.
3. Большинство студентов предпочитает заполнять анкеты, содержащие
только закрытые вопросы, возможно, с небольшим количеством
полузакрытых вопросов.
4. Анкеты зачастую заполняются не более чем на 70%.



2. Анкета.

Серьезные люди занимаются серьезными делами. Самые крутые агентства
новостей собирают их из маленьких агентств, самые серьезные обозреватели -
обозревают обозревателей попроще, а крестные отцы строят свое благополучие
на сборе дани с небольших преступных группировок. А мы-то чем хуже? Анкета
для тех, кто заполняет анкеты.

I. Паспортичка.

1. Укажите Ваш пол: ______.
2. Укажите Ваш возраст: ______.
3. Укажите Ваш рост: ____.
4. Социальное положение.
А. Студент.
Б. Только прикидываюсь.
В. Абитура.
5. Академическая группа.
А. 291.
Б. 292.
6. Кому Вы хотите посвятить заполнение этой анкеты: _____.

II. А теперь самое приятное.

1. Любите ли Вы заполнять анкеты?
А. Мне очень нравится заполнять анкеты.
Б. Я отношусь совершенно равнодушно к заполнению анкет.
В. Я ненавижу заполнять анкеты.
2. Сколько всего Вы заполнили анкет?
А. Эта первая.
Б. Это пятая.
В. Другое: _____.
3. Когда Вы в последний раз заполняли какую-нибудь анкету?
А. Только что.
Б. Вчера.
В. Я никогда не заполняю анкеты. Для вас - исключение.
Г. Другое: ____.
4. Как она называлась?
А. Анкета.
Б. Анкета <название темы социологического опроса>.
В. Свой вариант: ____.
5. Сколько вопросов в ней было?
А. Менее десяти.
Б. Не более двадцати.
В. За двадцать, но менее тридцати.
Г. Больше тридцати.
6. Сколько вопросов, по Вашему, достаточно для средней анкеты?
А. До десяти.
Б. Двадцать.
В. Смотри предыдущий вопрос.
Г. Как можно больше.
Д. Другое: ____.
7. Сколько пунктов, на Ваш взгляд, достаточно для ответа на средний вопрос
анкеты?
А. Не более трех.
Б. От четырех до шести.
В. Другое: ____.
8. Для чего, на Ваш взгляд, пишутся анкеты?
А. От нечего делать.
Б. Для получения информации (враги не дремлют).
В. Из них черпают данные, необходимые для социологических исследований.
Г. Проявите оригинальность, назвав свой вариант.
9. Часто ли Вы затрудняетесь ответить на каверзные вопросы анкеты?
А. Затрудняюсь ответить.
Б. Часто.
В. Редко.
Г. Напишите сами, на вопросы какого типа вам сложнее всего ответить.

10. Какие вопросы Вы предпочитаете: открытые или закрытые?
А. Открытые вопросы.
Б. Закрытые вопросы.
В. Полузакрытые вопросы.

11. Какие вопросы вам наиболее неприятны?
А. Ответы на которые вынуждают голову думать.
Б. Которые поражают своей тупостью и никчемностью.
В. Которые не вызывают у Вас особого интереса.
Г. Вызывающие у Вас лишь смех.
12. Какие темы, встречающиеся в анкетах, Вас изводят?
А. Политика.
Б. Экономика.
В. Отношения между людьми.
Г. Религия.
Д. Другое: ____.
13. Какие темы могут по-настоящему заинтересовать Вас?
А. Экология.
Б. Любовь.
В. Проблемы алкоголизма и курения в студенческой среде.
Г. Другое.
14. Заполняли ли Вы анкеты в необычной обстановке?
А. Никогда не заполнял и не буду.
Б. Не приходилось, а жаль.
В. Заполнял, но мне стыдно говорить об этом.
Г. Заполнял, и горжусь этим!
Д. Я всегда заполняю анкеты только так.
15. Считаете ли Вы, что в будущем для составления анкет ученые смогут
обучить специальных дрессированных пингвинов?
А. Считаю, но это будут не пингвины.
Б. Считаю, но это будут не ученые.
В. Считаю, но не для составления анкет.
Г. Нет, ведь тогда я останусь без работы.
16. Храните ли Вы дома заполненные анкеты?
А. У меня нет дома.
Б. Конечно, в секретном месте.
В. Я храню только незаполненные анкеты.
17. Какой вопрос анкеты кажется Вам наиболее идиотским?
А. Этот.
Б. Предыдущий.
В. Следующий.
Г. С 8 по 10, а также 15, 16, 19 и 22.
Д. Дайте самому пописать.
18. О чем Вы думаете во время заполнения этой анкеты?
А. О том, как лучше ее заполнить.
Б. О том, какой кретин все это придумал.
В. О еде - я всегда о ней думаю.
Г. О своем.
Д. О другом (тогда напишите о чем же): ____.
19. От кого Вы впервые узнали о возможности заполнения анкет?
А. От родителей.
Б. От подруги.
В. От учительницы.
Г. От подруги родителей учительницы.
Д. Жизнь научила.
20. Какие чувства Вы испытываете при заполнении неинтересной анкеты?
А. Гнев (заполнение неинтересных анкет вызывает во мне ярость!)
Б. Жалость и отвращение (заполнение неинтересных анкет вызывает у меня
не только ярость, но еще и жалость пополам с отвращением).
В. Обиду (мне обидно заполнять неинтересные анкеты).
Г. Желание бросить все к чертовой матери (мне хочется бросить к чертовой
матери заполнение неинтересной анкеты).
Д. Скуку (мне кажется скучным заполнение неинтересных анкет).


21. Каков средний IQ человека, заполняющего анкеты?
А. 3,12
Б. Ниже среднего.
В. Отсутствует полностью.
Г. Примерно как у меня (напишите, пожалуйста, свой): ____.
22. Какой значок Вы использовали при заполнении этой анкеты?
А. Галочку.
Б. Крестик.
В. Нолик.
Г. Финтифлюшку.
Д. Тайный знак Великого Братства.

III. И напоследок.

1. Как вам материал?
А. Хороший.
Б. Так себе.
В. Плохой.


2. А длина?
А. Слишком мало.
Б. В самый раз.
В. Перебор.
3. Ваше мнение об анкете в целом:
А. Круто.
Б. Ничего.
В. Отстой.
Г. Свое мнение: ____.


3. Бланк обработки.

При обработке результатов анкетирования студентов групп 291 и 292 в
ходе проведения социологического исследования был составлен бланк
обработки, в который были занесены все результаты этой обработки.
Так как при обработке решено было разделить ответы студентов и
студенток, то в столбце точкования звездочкой отмечались ответы студентов,
а крышкой – студенток. Отдельно подсчитывалось и количество ответов на тот
или иной вариант. Это делалось по схеме:

«количество ответов студенток» + «количество ответов студентов» = «общее
количество ответов».

При подсчете относительных величин, выражающих долю студентов, которые
выбрали тот или иной вариант ответа, они были найдены как для всей выборки,
так и для женской и мужской ее половин. В последнем столбце бланка
обработки эти величины расположены в следующей последовательности:

«доля студенток» «доля студентов» «доля, основанная на всей
выборке».

Эти величины рассчитывались по приведенным ниже формулам:

«доля студенток» = «количество ответов студенток» : «общее число студенток,
участвовавших в опросе» х х 100% ;

«доля студентов» = «количество ответов студентов» : «общее число студентов,
участвовавших в опросе» х х 100% ;

«доля, основанная на всей выборке» = «общее количество ответов» : «общее
количество участников опроса» х х 100% .

При составлении бланка обработки была проведена так называемая
«стандартизация анкеты», в ходе которой все открытые варианты ответов в
анкете были разбиты, основываясь на ответах респондентов, на группы,
которым были присвоены буквы. То есть в результате стандартизации в анкете
не осталось ни одного открытого или полузакрытого вопроса, вся информация
была распределена по определенным группам и всякая возможная до этого
вариация в ответах исчезла. Это позволило в дальнейшем точно выяснить доли
респондентов, выбравших те или иные ответы, обработав при этом всю выборку.

|Номер и содержание |Варианты ответов.|Столбец для |Кол-во |%, (Ж, М, |
|вопроса. | |точкования |ответов, |общее) |
| | | |(Ж+М=общ) | |
|1. Укажите Ваш пол:|Мужской |* * * * * * * * * * |0+15 = 15 |- |
| | |* * * * * | |- 62,5 |
| |Женский |^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ |9+0 = 9 |- |
| | | | |- 37,5 |
|2. Укажите Ваш |18 лет |^ ^ ^ ^ * * * * * * |4+7 = 11 |44,4 46,7|
|возраст: | |* | |45,8 |
| |19 лет |^ ^ ^ ^ * * * * * * |4+8 = 12 |44,4 53,3|
| | |* * | |50 |
| |Старше 19 |^ |1+0 = 1 |11,2 0 |
| | | | |4,2 |
|3. Укажите Ваш |До 160 |^ |1+0 = 1 |11,2 0 |
|рост: | | | |4,2 |
| |От 160 до170 (не |^ ^ ^ ^ |4+0 = 4 |44,4 0 |
| |вкл.) | | |16,7 |
| |От 170 до 180 |^ ^ ^ ^ * * * * * * |4+6 = 10 |44,4 40 |
| | | | |41,6 |
| |Выше 180 |* * * * * * * * * |0+9 = 9 |0 60|
| | | | |37,5 |
|4. Социальное |А. Студент |^ ^ ^ ^ ^ ^ * * * * |6+8 = 14 |66,7 53,3|
|положение. | |* * * * | |58,3 |
| |Б. Только |^ ^ * * * * * * * |2+7 = 9 |22,1 46,7|
| |прикидываюсь | | |37,5 |
| |В. Абитура |^ |1+0 = 1 |11,2 0 |
| | | | |4,2 |
|5. Академическая |А. 291 |^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ * * |8+7 = 15 |88,8 46,7|
|группа. | |* * * * * | |62,5 |
| |Б. 292 |^ * * * * * * * * |1+8 = 9 |11,2 53,3|
| | | | |37,5 |
|6. Кому Вы хотите |Себе |^ * * |1+2 = 3 |11,2 13,3|
|посвятить | | | |12,6 |
|заполнение этой | | | | |
|анкеты. | | | | |
| |Автору |^ ^ ^ ^ * |4+1 = 5 |44,4 |
| | | | |6,7 20,8 |
| |Кому-то еще |^ ^ ^ ^ * * * * * * |4+7 = 11 |44,4 46,7|
| | |* | |45,8 |
| |Не ответили |* * * * * |0+5 = 5 | 0 |
| | | | |33,3 20,8 |
|1. Любите ли Вы |А. Мне очень |^ ^ ^ ^ * * * |4+3 = 7 |44,4 20 |
|заполнять анкеты? |нравится | | |29,2 |
| |заполнять анкеты.| | | |
| |Б. Я отношусь |^ ^ * |2+1 = 3 |22,2 6,7|
| |совершенно | | |12,6 |
| |равнодушно к | | | |
|

Новинки рефератов ::

Реферат: Баптизм (Религия)


Реферат: Бизнес-план "Интернет-провайдер" (Менеджмент)


Реферат: Основные функции культуры (Социология)


Реферат: Технология приготовления блюд (винегрет с сельдью, печень по-строгановски, яблоки в тесте жареные, трубочка заварная с заварным кремом) (Кулинария)


Реферат: Интернет (Компьютеры)


Реферат: Взаимодействие жанров в произведениях И.С.Тургенева (Литература)


Реферат: Коммуникативный подход Карла Роджерса (Психология)


Реферат: Подъемно-транспортные машины в пищевой промышленности (Технология)


Реферат: Разработка устройства регистрации сигналов с датчиков (Технология)


Реферат: Страхование в туризме (Страхование)


Реферат: Кровавое воскресенье (История)


Реферат: Проблема социокультурной динамики и синергетика (Культурология)


Реферат: Эволюция цветка (Биология)


Реферат: Фламандский часослов (Искусство и культура)


Реферат: Активный фильтр низких частот (Радиоэлектроника)


Реферат: Любовна лірика Ліни Костенко (Литература)


Реферат: Основы Герменевтики (Религия)


Реферат: Старение на клеточном уровне (Биология)


Реферат: Права и обязанности лиц, участвующих в проведении судебно-бухгалтерской экспертизе (Бухгалтерский учет)


Реферат: Исследование образов мужчин и женщин у подростков (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист