GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Идея и программа анархизма Бакунина (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Идея и программа анархизма Бакунина (Политология)



Министерство образования РФ
Удмуртский государственный университет
Кудымкарский государственный институт



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по истории государства и права зарубежных стран
тема: Идея и программа анархизма Бакунина



Выполнил: студент гр. К 12-13
Дерябин Е.М.
Проверил: преподаватель
Мальцев Г.И.



Кудымкар, 2001
Оглавление:

Введение



1.Введение

Михаил Александрович Бакунин вошел в историю политической мысли не
только как идеолог бунтарского направления в народничестве, но и как
родоначальник и крупнейший представитель анархизма в России.
Ряд факторов способствовал распространению анархистских идей в нашей
стране. Прежде всего это глубокий и длительный кризис самодержавного и
крепостнического государства, ставший очевидным в середине века и не
преодоленный до конца в ходе непоследовательных буржуазных преобразований.
Государство не пользовалось в русском обществе уважением. От критики его
неэффективности, коррумпированности, оторванности от общества до
свойственного анархизму полного отрицания государства, всего лишь один шаг.
Мелкотоварное производство, характерное для России с его психологией
автономии и недоверием к государственному вмешательству, сохранение
общинных традиций крестьянства, казачьего самоуправления, уклад жизни
раскольников, называвших государство орудием антихриста, свидетельствовали
о сохранении в народе традиций негосударственной организации. Обширность
территорий и пестрота национального состава России были таковы, что
государственное устройство не было особенно прочным и глубоко проникающим.
Под флагом единой и неделимой России многие земли и народы, не обладая
суверенитетом, все же во многом продолжали жить по своим обычаям.
Изменение социальной структуры страны в результате развития
капитализма, образование значительных по численности маргинальных слоев в
лице неразвитого городского пролетаризма, люмпен-пролетариата и беднейшего
крестьянства, резко критическое по отношению к властям настроение многих
представителей интеллигенции создавали атмосферу нестабильности и
революционных ожиданий.
В этих условиях анархизм не только находил социальную опору, но и
приобретал более радикальные, непримиримые формы в сравнении с западными
образцами. Была у русского анархизма и еще одна особенность. Ориентируясь
на социальную революцию с опорой на общину, он приобрел ярко выраженное
коллективистское содержание.



2.Деятельность Бакунина. Его взгляды.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876) был сыном тверского
помещика, принадлежавшего к древнему дворянскому роду, что сулило ему
блестящую карьеру. Однако молодой Бакунин избрал для себя путь
профессионального революционера, разрушителя тогдашних государств, участвуя
в революции 1848 г., в борьбе славян за свое освобождение от ига
Австрийской империи с целью создания федерации славянских народов. В конце
жизни он активно участвует в деятельности I Интернационала, стремясь,
теперь уже с анархистских позиций, создать на его основе заговорщическую
организацию, способную установить безгосударственный строй в Европе. За
раскольническую деятельность и отход от Устава и Программы I Интернационала
решением Гаагского конгресса 1872 г. М.А.Бакунин и его сторонники были
исключены из этой организации.
В последующие годы Бакунин предпринимает еще ряд попыток принять
личное участие в организации русского и международного революционного
движения. Осенью 1873 г. Появилась книга “Государственность и анархия” со
специальным приложением, содержащим программу практической деятельности для
русских революционеров. В ней прозвучал призыв “идти в народ”. Необходимо,
считал Бакунин, использовать то революционное настроение, которое присуще
русскому народу. Роль агитатора от анархизма заключалась только в пояснении
народного сознания и в организации народа на стихийный бунт.
М.А.Бакунин скончался 1 июля 1876 г. В швейцарском городе Берне.
Споры о его месте в истории политической мысли продолжаются и сейчас.
Анархисты рисовали портрет “революционного гиганта”, называли его “мощной
личностью”, “гигантом духа”. Противники Бакунина, наоборот, подчеркивали
ошибки и недостатки, зачастую пренебрегая мерой. Бакунину пришлось вкусить
не только справедливую критику, но и жесткую обиду, оскорбления, когда его
публично называли “правительственным агентом”, “старым интриганом”,
мечтающим установить “деспотическую диктатуру в русском духе”, зачисляли в
“панславистский сброд” и т.д.
Происхождение государства Бакунин рассматривает с идеалистических
позиций. Природа человека двойственна. Лучшие ее черты и инстинкты -
зародыш вольной безгосударственной организации будущего. Худшие - основа
для возникновения государства. На дурных инстинктах и страстях, на
предосудительных свойствах ума и характера людей “замешано”, по Бакунину,
государство. Так, возникновение государства в Германии он связывает с тем,
что “в немецкой крови, в немецком инстинкте, в немецкой традиции есть
страсть государственного порядка и государственной дисциплины”. Идиотизм,
глупость людей считаются им главным условием рабства. Но не единственным!
Государство исторически возникает “во всех странах от союза насилия с,
опустошения и грабежа”.
Государство означает “насилие, господство посредством насилия,
замаскированного, если можно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и
откровенного”. В других работах это понятие Бакунин дополняет: “Если есть
государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство;
государство без рабства, открытого или замаскированного, немыслимо”. “Кто
говорит государство и власть, тот говорит господство”.
Вместо государства Бакунин помышляет создать после социальной
революции новый строй, основанный на “идее свободы”. Свобода индивидов и
ассоциаций выступает при этом как некий априорный принцип, определенным
образом сочетаемый в его умозрительной концепции с принципом равенства,
справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской
программы. Важнейшими среди них стало в конечном итоге требование
разрушения государства, а также всякого, опирающегося на принуждение
авторитета, которые, как считали анархисты, в принципе несовместимы со
свободой и равенством людей и коллективов. Но это не означает распада
общественных связей. Государство заменяется федерацией свободных
самоуправляющихся общин в духе Прудона.
Свобода индивида, по определению Бакунина, есть не что иное, как
“отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех
свободных людей, его братьев, его равных”. Со всей определенностью он
указывал на тесную взаимосвязь свободы с реальной возможностью
удовлетворять материальные и духовные потребности, а также на тесную
взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной. “Коллективная
свобода и благосостояние реальны лишь тогда, - утверждал Бакунин в работе
“Кнуто-германская империя”, - когда они представляют собою сумму
индивидуальных свобод и процветаний”. Сопоставляя индивидуальную и
коллективную свободу, Бакунин склонен был видеть в достижении реальной
свободы для каждого подлинную цель истории, а в уважении достоинства
личности - высший нравственный закон.
Все это свидетельствует о том, что анархизм М.А.Бакунина имеет
коллективистские корни. Он стремится к организации общества и коллективной
собственности снизу вверх посредством вольного объединения, ассоциирования
людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться
нормами нравственности. Бакунин считал, что только таким образом можно
будет достичь свободы каждого. “Я становлюсь действительно свободным лишь
благодаря свободе других, так что, чем больше количество свободных людей,
окружающих меня, чем глубже и шире их свобода, тем распространеннее, глубже
и шире становится моя свобода”. Свобода нужна для развития индивидом всех
своих способностей и полного пользования ими путем воспитания, научного
образования и материального благополучия. Отсюда следует, что свобода, по
Бакунину, есть не самоцель, но то обязательное условие, наличие которого
реализацию идеала будущего - анархоколлективистской организации общества.
С высоты своего идеала Бакунин опять возвращается к анализу сущности
государства, его природы. Свобода никогда не уживается с политической
властью, поэтому все властное, все построенное на принуждении должно
безоговорочно отвергаться. Всякое государство по условиям и цели своего
существования составляет диаметральную противоположность человеческой
справедливости, свободе и нравственности. И поэтому нет большой разницы
между полуварварской всероссийской империей и самым цивилизованным
государством Европы.
Суть всякой государственной власти, всякого правительства в
порабощении народа. Для народа, для трудящихся государство всегда останется
тюрьмой, “хотя оно десять раз назвало себя народным и было разукрашено
наидемократическими формами”. Следует иметь ввиду, что бакунинский пафос
отрицания государственности во многом основывался на анализе действительных
противоречий и антагонизмов современного ему буржуазного общества.
“Граждане и рабы - антагонизм, существовавший в древнем мире и
рабовладельческих государствах нового типа. Граждане и рабы, т.е.
принужденные работники, рабы если не по праву, то на деле - вот антагонизм
современного мира. Подобно тому, как древние государства погибли от
рабства, так современные государства погибнут от пролетариата”.
Вред государства проистекает, согласно Бакунину, из его
эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности. Государство
“всегда гарантирует то, что находит: одним - их богатство, другим - их
бедность; одним - свободу, основанную на собственности, другим - рабство,
неизбежное следствие их нищеты; и оно заставляет нищих вечно работать и в
случае надобности умирать для увеличения и сохранения богатства, которое
является причиной их нищеты и рабства. Такова истинная природа и истинная
миссия государства”.
Резкие контрасты наблюдаются и в правовых взглядах Бакунина. Все
юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотическими
установлениями, они порабощают человека и одновременно развращают самих
законодателей. Они враждебны свободе и противоречат естественному
(человеческому) праву. В работе “Кнуто -германская империя” Бакунин
провозглашал: “Одним словом, мы отвергаем всякое привилегированное,
лицензионное, официальное и легальное, хотя бы вытекающее из всеобщего
избирательного права законодательство, власть и воздействие, так как мы
убеждены, что они всегда неизбежно обращаются лишь к выгоде господствующего
и эксплуатирующего меньшинства в ущерб огромного порабощенного большинства.
Вот в каком смысле мы действительно анархисты”.
В “Революционном катехизисе” 1868 г. Бакунин выдвинул требование
отмены всех действующих в европейских странах гражданских и уголовных
кодексов на том основании, что они противоречат “общечеловеческому праву”.
Праву политическому, официальному Бакунин противился не в меньшей
степени, чем навязыванию догматов религии и церкви, оправданию привилегией
богатства, привилегий знатности. За всеми этими учреждениями он видел
скрытое насилие и политическое принуждение, т.е. антигуманную порабощенную
власть. Поскольку всякая власть, в представлении анархиста, зиждется на
насилии, на пренебрежении к человеческой воле, то для того, чтобы уцелеть,
она стремится расширить свои полномочия и воздействие путем подавления
инициативы личности, группы и вообще любого объединения людей при помощи
закона - закона, так сказать, собственного изготовления.
Свобода человека должна соизмеряться, подчеркивал Бакунин, не с той
свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с
той свободой, которая есть отражение “человечности” и “человеческого права”
в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как
равные.
Что же противопоставлял теоретик анархизма юридическому закону? В
этом пункте его программа была расплывчатой и лишена концептуальной
завершенности. Он ратовал, как всегда, за абсолютную неприкосновенность и
неотчуждаемость личной свободы и обращал свой мысленный взор на
“рациональное”, т.е. разумное, естественное, человеческое право.
“Необходимо проводить четкое различие между историческим, политическим и
юридическим правом и рациональным, или просто человеческим правом. Первое
правит миром вплоть до сего часа, заставив его смириться с кровавой
несправедливостью и угнетением. Второе право станет орудием нашей
эмансипации”.
Ополчаясь против права - привилегии, возникающей из насилия над
людьми, Бакунин вслед за многими социалистами в основу правовых отношений
идеального общества положил труд. “Труд - основа достоинства человека и его
права. Ибо лишь свободным разумным трудом творит человек цивилизованный
мир, сам, как творец, отвоевывая у внешнего мира и у собственной животной
природы свое человеческое естество и свое право”.
Свои мечты о свободном безгосударственном обществе, основанном на
социальной справедливости, об анархистской федерации, столь напоминающей
прудоновский идеал, Бакунин надеялся осуществить посредством народного
бунта, носящего массовый и в немалой мере стихийный характер. В этом
особенность бакунинской тактики, специфика бакунинского направления в
народническом движении.
Бакунин отрицал основную идею лавристской программы - о
необходимости пропаганды социализма “в народе”. Он считал, что в силу
своего невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин
не в состоянии усваивать социалистические теории. Однако Бакунин отмечает
практическую сметку русского крестьянина, его природный ум и выделяет его
особое свойство - готовность к бунту. В подтверждении этой мысли он
обращается к истории восстаний Пугачева и Разина, которые объявлялись им
первыми революционерами, к распространенности и популярности в народе
явления разбойников. Разбой возводился в статус важнейшего исторического
явления, свойственного только для России.
Исторический облик народов, писал Бакунин, проявляется в их
отношении к социальной революции (народы “способные” к революции и
“неспособные” к ней). Русский народ способен к социальной революции, он
“бунтарь по натуре”, из глубины народного духа в стране возникнут “новые
формы свободной общественности”. Эта идея Бакунина о революционной
избранности русского народа импонировала многим народникам.
Русское государство Бакунин рассматривал как институт,
противостоящий народу. В пореформенный период, отмечал он, государство в
полной мере раскрыло свою антинародную сущность, “окончательно раздавило,
развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным
началом”. Единственным выходом из создавшегося положения объявлялся для
отдельных лиц разбой, “а для целого народа - всеобщий бунт, революция”.
Перед грядущим бунтом Бакунин ставил две задачи: в экономической сфере -
социальная революция, в политической - разрушение государства.
Политическая борьба, выставление общедемократических требований не
нужны, ибо в русских условиях такое направление борьбы выгодно одной
буржуазии. Социальный переворот автоматически принесет с собой политические
свободы. Добиваться же политических свобод до социального переворота - это
значит играть на руку еще неокрепешей буржуазии. Поскольку единственно
реальной политически сознательной революционной силой была интеллигенция,
постолькуименно российский “умственный пролетариат” должен поднимать на
революцию мужика, этого “прирожденного бунтаря”, должен выступить
“приготовителем, т.е. организатором народной революции”.
Все попытки бунтарей осуществить немедленно всеобщую социальную
революцию без политики окончились неудачей и послужили горьким уроком для
русских социалистов. Тем не менее в “Прибавлении “А” к “Государственности и
анархии”, полемизируя против Лаврова и программы “Вперед!”, Бакунин
доказывал, что ставка на предварительное разъяснение идей социализма
ошибочна, ибо народ имеет свой давно выношенный идеал. “Первая и главная
черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит
народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственным трудом.
Вторая столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не
лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами. Третья
черта одинаковой важности с двумя предыдущими - это квазисвободная
автономия, общинное самоуправление и вследствие этого решительно враждебное
отношение к государству”.
Народный прогрессивный идеал не мог быть осуществлен до сих пор
потому, что мешали такие черты русской жизни, как патриархальность,
поглощение лица миром и вера в царя. Что касается православия, веры, то они
в России не имеют такого значения, как католицизм и вообщзе религия в
Западной Европе. Все эти негативные явления не могут сдержать русской
социальной революции, ибо в стране присутствуют два важных ее условия:
нищенское положение народа и его забитость, рабство. Чем хуже условия жизни
масс, тем вероятнее взрыв. Надо лишь добиться истинной социально-
революционной комбинации - соединить революционный инстинкт мужика и
идейностью интеллигенции, которая, “Проведя между общинами живой ток
революционной мысли, воли и дела”, заинтересовав революцией “лучших
крестьян”, сможет “поднять вдруг все деревни“. Задача интеллигенции -
вызвать эти бунты, не ожидая, когда пропаганда социалистических идей
приведет к благим результатам и сознание мужика окончательно просветится. В
действительности народникам-бакунистам не удалось поднять не только “все
деревни”, но хотя бы одельные районы. Их волевые импульсы мало влияли на
общинно-патриархальное сознание русского мужика. Бакунизм не смог из теории
стать революционной практикой и привести к победе революции, хотя влияние
анархизма сохранялось еще долго.



Список литературы:

Мартышин О.В. “История политических учений: эпохи свободной конкуренции и
буржуазных революцийй”. Выпуск 2.М., 1996;
Бакунин М.А. “Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. -
Философия. Социолдогия. Политика”.М.,1989;




Реферат на тему: Избирательная система РФ
СОДЕРЖАНИЕ


ВСТУПЛЕНИЕ 3


1. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ 4


2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ 7

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 7
2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 8
2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………… 10
ВСТУПЛЕНИЕ


Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют
право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы
местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане
Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.» [1].
Граждане Российской Федерации по настоящему получили право
«избирать и быть избранными» только с принятием Конституции России 1993
года. В предыдущие годы выборы по сути своей являлись безальтернативными, а
значит, лишь декларативными, но отнюдь не демократическими.
Государственная власть научилась использовать всю мощь
государственного механизма (государственной машины) для достижения
собственных целей.
Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали
играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан,
подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за
центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах.
Думается, что такие выборы нельзя в полной мере назвать демократичными.
Избирательная компания со стороны представителей
государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом:
осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компраматы;
использование госаппарата и государственных средств массовой информации
сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов.
Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам
Российской Федерации, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и
государственности России.
Я считаю, что необходимо заново пересмотреть законодательство
Российской Федерации в части избирательного права с целью внесения всех
необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации.


ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА РФ


Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-
правовых норм, образует важную составную часть конституционного права
Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов, и
регулирует такие общественные отношения, которые складываются, при выборах
Президента Российской Федерации, депутатов законодательных
(представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при
выборах в исполнительные органы власти и органы местного
самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для
обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название
одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается
активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан
Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти
и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право —
право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в
органы государственной власти и в выборные органы местного
самоуправления[2]. Избирательное право Российской Федерации имеет свои
источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся
конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К
числу таких источников относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе
Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ «О
референдуме Российской Федерации»;

3) Федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации,
подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы
государственной власти и органы местного самоуправления:

> Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
№124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 26 ноября 1996г. №138-
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-
ФЗ «О выборах президента Российской Федерации»;

> Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации»;

> другие законы;

4) указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав
администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов
Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются
постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Демократические свободные выборы в органы государственной
власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации
являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем
защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[3].
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в
выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские
учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину
Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных
законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе
избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной
власти в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные
судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда[4].
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные
с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на
определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню
проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах
главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать
одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с
невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на
равных основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или
"против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть
исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.


2.ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ



2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается
порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные
государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и
избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах
в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Федерации[5].
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами,
которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно,
избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя
отождествлять их нельзя.
Избирательная система и избирательное право Российской
Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на
выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в
Российской Федерации.


2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в
один из выходных дней, обычно в воскоесенье. Исключения в установлении дня
голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и
иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации[6].
О времени и месте голосования участковые избирательные
комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня
его проведения через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем
или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не
сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список
избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно,
путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или
участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом
обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения
волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня
и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование производится путем нанесения избирателем в
избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах),
относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу
которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков
кандидатов)".
По закону каждый избиратель должен голосовать лично,
голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению
показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона)
разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в
Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на
избирательноом участке было разрешено матери проголосовать по паспорту
дочери.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в
список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа,
удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана
обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том
числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным
причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у
участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество
переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной
избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности
проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой
избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие
по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве,
соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей,
использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в
отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для
голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования
вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность
нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления
избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально
оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных
лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень,
вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося
членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный
бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или
подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня
избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в
избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов
участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой
избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а
наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну
голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об
этом принимается участковой избирательной комиссией.

2.3. ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных
избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей
участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные
бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а
также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой
избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах
голосования следующие данные[7]:

> число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно
внесенных в список;

> число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной
комиссией;

> число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном
участке в день голосования;

> число погашенных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
досрочно;

> число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими
на дому;

> число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

> число действительных избирательных бюллетеней;

> число избирательных бюллетеней, признанных недействительными;

> число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во
всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".

При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его
оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается
подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.
Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа
избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов
голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания
времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов
голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой
избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов,
избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная
комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При
подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной
комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение,
прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им
заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола
участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания
его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с
правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную
комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориальных
(районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения
содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному
округу. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса
устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов по
избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми
присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего
голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными,
если допущенные при проведении голосования или установлении итогов
голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты
волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной
избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия
предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах
выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в
избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а
также иностранных (международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окружной
избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе
составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе
делается соответствующая запись. Вся документация избирательных комиссий
всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение
сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными
правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки
хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а
протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления
даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в
протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно
нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления
любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой
информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1) Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика
М.1996.
2) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999.
3) Постников А.В. Избирательное право России М.1996.

4) Надаис А. Выборы и избирательные системы//Политические исследования.
1993, № 3.
5) Постников А. Мажоритарные и пропорциональные си

6) Конституция Российской Федерации. Ст.32.
7) Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г.
8) №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации». Ст. 2, 3.



-----------------------
[1] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[2] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 2.
[3] Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Ст. 3.
[4] Конституция Российской Федерации. Ст.32.
[5] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.1999. с. 312
[6] Постников А.В. Избирательное право России М.1996.с.32.
[7] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика
М.1996.с.28.





Новинки рефератов ::

Реферат: Жизненный и творческий путь Антона Павловича Чехова (Литература)


Реферат: Активный фильтр низких частот (Радиоэлектроника)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: КРЕСТЬЯНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1773-1775 гг. (История)


Реферат: Растениеводство (Сельское хозяйство)


Реферат: Блок выравнивания порядков (Радиоэлектроника)


Реферат: Ричард Львиное Сердце (Исторические личности)


Реферат: Контрольная работа по КСЕ (конспект) (Естествознание)


Реферат: Владимир Мономах (История)


Реферат: Лизинг как вид инвестиционной деятельности (Гражданское право и процесс)


Реферат: Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (Психология)


Реферат: Казаки Оренбуржья (История)


Реферат: Россия 17 века (История)


Реферат: Волейбол (Физкультура)


Реферат: Социальные проблемы безработицы (Социология)


Реферат: Наукоемкие технологии, технопарки и технополисы - основа венчурного бизнеса (Технология)


Реферат: История Невского проспекта (История)


Реферат: Нидерландская живопись 16 века (Культурология)


Реферат: Исследование распределения температуры в тонком цилиндрическом стержне (Математика)


Реферат: Павел Иванович Пестель (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист