GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Изменения в политике (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изменения в политике (Политология)



ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

§ 1 . Сущность и значение конфликтов в политике.

Место и роль конфликтов в политике.

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики
утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а
впоследствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики
рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в
основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым
границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Правда, в политической науке существует и противоположная точка
зрения. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи и ряд других ученых исходят
из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его
подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим
население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки
зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет
разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима
правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как
аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь,
наделялась целями поддержания «социальной солидарности» (Э.
Дюркгейм) или оказания «педагогического воздействия» на общество
(Д. Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.
Очевидно, что представления подобного рода, уверенность в
способности человека воспрепятствовать противоречиям и кризисам
политического развития могут быть соотнесены только с реальностью
отдельных государств, обладающих прочными традициями длительного
существования власти на основе единых для общества политических
идеалов. Впрочем, и здесь эти представления вряд ли отражают
достоверную картину. Ибо политические ценности по-разному
усваиваются различными поколениями, не всегда органично вписываются
в реальную политическую динамику и потому неизбежно сопровождаются
конфликтами, ряд из которых ставит под сомнение универсальность
привычных для общества политических идеалов. Более того, даже
институты власти, сформированные на базе единых ценностей, не
всегда их отстаивают и укрепляют. Как справедливо отмечал С.
Липсет, политические институты демократии могут быть использованы
не только как орудия достижения консенсуса, но и как средства
нагнетания напряженности и нарастания конфликтов.
В действительности реальное политическое сообщество людей всегда
формируется через их взаимодействие, предполагая как
сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический
конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность (и
результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп,
государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение
властных полномочий или ресурсов. Конфликт — один из возможных
вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за
неоднородности общества, непрерывно порождающего
неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и
иные формы несовпадения позиций, чаше всего именно конфликт лежит в
основе поведения групп и индивидов, трансформации властных
структур, развития политических процессов.
Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или
иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают
их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических
коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты
предполагают четкое формулирование позиций участвующих в
политической игре сил, что благоприятно воздействует на
рационализацию и структуризацию всего политического процесса.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих
разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан,
стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль,
преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому
дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому,
что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать
политические противоречия, а то и просто элементарного
игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий
ученый Р. Дарендорф, человеческая свобода и свобода политического
выбора и частности «существует лишь и мире регулируемого
конфликта». Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование
конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного
развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей
распылена па решение множества властно значимых задач, а не
концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и
политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей
поддерживать стабильность своего развития. Л. Козер полагал:
неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга,
способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для
последнего полной утратой жизнестойкости.)
Таким образом, можно утверждать, что только отдельные
разновидности политических конфликтов носят действительно
разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего
в странах с гибкой, развитой системой социального
представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает
возможность эффективно поддерживать целостность политической
системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над
центробежными.
Как подчеркивал Р. Дарендорф, позитивная роль конфликтов
особенно заметна в современную эпоху, поскольку непримиримые
конфликты (в частности раннеклассовые противоречия между буржуазией
и пролетариатом, о которых писал К. Маркс) относятся к
политическому контексту XIX в. Нынешнее же столетие не только
исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в
предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило
последних могучими средствами обуздания агрессивных политических
сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация,
постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным
ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения
позиций конфликтующих сторон.


ИСТОЧНИКИ ПОЛИТИЧССКИХ КОНФЛИКТОВ

Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в
действии
либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаше всего к
внесоциальным факторам относятся многочисленные — в духе К. Лоренца
— интерпретации различных видов политической напряженности,
базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности
животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки
не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к
конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе
подобными.
Более достоверно объясняет природу политических конфликтов
признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода
детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в
основе политической конфронтации. Прежде всего — это разнообразные
формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение
статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций,
интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти,
условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще
всего детерминируют противоречия между правящей и контрэлитой,
различными группами давления, представляющими интересы определенных
рил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и
между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю
напряженность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить
достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной
диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую
игру, можно только путем преобразований, либо меняющих саму
организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-
экономические основания политической деятельности конкурирующих
субъектов.
Ко второму основному источнику политических конфликтов относятся
расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и
политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий,
а также в других субъективно значимых представлениях о политических
явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах,
где сталкиваются качественно различные мнения о путях
реформирования государственности, закладываются основы нового
политического устройства общества, ищутся пути выхода из
социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс
порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной России,
идейные расхождения касаются основополагающих ценностей и
приоритетов политического развития, достижения согласия между
конфликтующими сторонами (например приверженцами коммунистических и
либерально-демократических идей) приходится добиваться в течение
весьма и весьма длительного времени.
В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бертон, К.
Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую
природу политических конфликтов — т.н. теорию человеческих
потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в
результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей,
составляющих самое человеческую личность. Сторонники этой позиции
относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер
— идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее
самораскрытие); Р. Инглхарт — безопасность, общественное признание,
нравственное совершенствование и проч. Удовлетворение такого рода
стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью,
которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические
структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения
этих универсальных человеческих потребностей.
И, наконец, третьим источником политических конфликтов в
политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан,
осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим,
религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет
понимание ими своего места в социальной и политической системе.
Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных
обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового
государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам
взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в
современной России после распада Советского Союза). Такого же
характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность
в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми
культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п.
группы, стремление повысить ее властный статус (например католиками
Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.).

Типология политических конфликтов.

Характер изменений политических процессов, темпы и
направленность эволюции венным образом зависят от типа доминирующих
политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке
принято классифицировать конфликты по следующим основаниям:
- с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде
всего выделяются внешне- и внутриполитические конфликты,
которые, в свою очередь, подразделяются на целый спектр
разнообразных кризисов и противоречий. Так, среди
международных конфликтов могут выделяться кризисы типа
«балансирования на грани войны» (Д. Даллес), отражающие
выдвижение одним государством требований и притязаний к
другому в надежде, что противник скорее уступит, чем будет
бороться; «оправдания враждебности» (Р. Лебоу),
характеризующие провокационную деятельность государства
против потенциального противника с тем, чтобы использовать
сложившуюся ситуацию для выдвижения ему неприемлемых
требований (так, к примеру, действовал Гитлер, инсценировав
нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания
развязывания войны против Польши) и т.д. Внутриполитические
конфликты также подразделяются на кризисы и противоречия,
раскрывающие взаимодействие между различными субъектами
власти (правящей и оппозиционной элитами, конкурирующими
партиями и группами интересов, центральной и местной властью
и т.д.), отражающие характер политических процессов, по
которым разгорается спор групп и индивидов (в сфере
государственного управления или массового участия граждан в
политике) и т.д.;
- по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном
случае можно говорить о (целиком или частично)
институализированных и неинституализированных конфликтах (Л.
Козер), характеризующих способность или неспособность людей
(институтов) подчиняться действующим правилам политической
игры;
- по их качественным характеристикам, отражающим различную
степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность
кризисов и противоречий, их значение для динамики
политических процессов и проч. Среди конфликтов данного типа
можно выделить «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в
сознании людей) конфликты (Дж. Бертон); конфликты «с нулевой
суммой» (где позиции сторон противоположны, и потому победа
одной из них оборачивается поражением другой) и «не с нулевой
суммой» (в которых существует хотя бы один способ нахождения
взаимного согласия — П. Шаран); антагонистические и
неантагонистические конфликты (К. Маркс), разрешение которых
связывается с уничтожением одной из противоборствующих сторон
или — соответственно — сохранением противоборствующих
субъектов и т.д.;
- с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет
смысл говорить об открытых (выраженных в явных, внешне
фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и
закрытых (латентных) конфликтах, где доминируют теневые
способы оспаривания субъектами своих властных полномочий.
Если первый тип подобных конфликтов хорошо различим

в разнообразных формах массового участия граждан в
политической жизни (например в виде манифестаций, забастовок,
участия в выборах и т.д.), то второй более характерен для
скрытых от глаз обывателя процессов принятия решений (в
частности взаимодействий внутри правящей элиты, отношений
между различными ветвями власти);
- по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного
взаимодействия сторон — долговременные и кратковременные
конфликты. Так, возникновение и разрешение отдельных
конфликтов в политической жизни может завершиться в течение
предельно короткого времени (например отставка министра в
связи с публикацией сведений о ею предосудительных
действиях), но может быть соотнесено с жизнью целых поколений
(противоборство диссидентов с коммунистическими режимами в
странах Восточной Европы и бывшем СССР, военно-политические
конфликты между Израилем и рядом арабских государств и т.д.);
- в соотнесении со строением и организацией режима правления. В
данном случае, как правило, выделяют конфликты вертикальные
(характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к
различным уровням власти: между центральными и местными
элитами, органами федерального и местного самоуправления и
т.д.) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых
субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между
неправящими партиями, членами одной политической

ассоциации и т.д.).

Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и
характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных
политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и
сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и
непримиримости.



§ 2. Управление политическими конфликтами.

Общее и особенное
в технологиях урегулирования конфликтов.

В современной политической науке первостепенное внимание
уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием
конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К
контролю за конфликтом стремятся даже те силы, которые
заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его
обострении, консервации, что, но их расчетам, могло бы породить
ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем
противники. В этом случае оппозиционные силы могут постоянно
оспаривать предлагаемые властями правила игры, ставя их перед
необходимостью ужесточать свои требования, что дает повод обвинить
их в недемократизме. В свою очередь и правящие элиты нередко
выдвигают неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией,
надеясь на истощение ее сил или на компрометацию в глазах
общественного мнения (как не стремящейся к общественному согласию).

Однако в большинстве случаев политические силы стремятся к
контролю за конфликтами именно с целью их урегулирования. При этом
в качестве субъекта управления конфликтом могут выступать как одна
из его сторон, так и, условно говоря, третья сила, не участвующая в
нем, но заинтересованная в его урегулировании (например ООН в
разрешении арабо-израильского конфликта). Особым значением для
политической жизни обладают те случаи, когда стремление управлять
развитием конфликта исходит со стороны правящих структур,
центральных властей государства.
Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск
технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежно
опирается на решение ряда универсальных задач:
- воспрепятствовать возникновению конфликта либо его
разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние,
которые значительно увеличивают социальную цену за его
урегулирование;
- вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую
форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и
следствия данного взаимодействия избежать внезапных,
обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и
оперативно отреагировать;
- минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого
течением политического конфликта в смежных областях
политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать
более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование
которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и
энергию.

Эти универсальные цели, лежащие в основании стратегии управления
конфликтами, неизбежно конкретизируются в соответствии с основной
установкой — либо на урегулирование, либо на разрешение спорных
ситуаций. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты
противоборства сторон, а также стремление субъекта управления
избежать наиболее негативных последствий конфликта (для себя,
государства, общества в целом). Оно может быть полным или
частичным. Однако в любом случае достигаемый между сторонами
компромисс не может устранить причин конфликта, сохраняя тем самым
определенную вероятность нового обострения уже урегулированных
отношений. Разрешение же конфликта предполагает исчерпание самого
предмета спора или такое изменение ситуации и обстоятельств,
которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, отношения
партнерства, исключило опасность рецидива разногласий.
Для управления конфликтами политический субъект должен учитывать
наиболее принципиальные внешние и внутренние факторы их
формирования и протекания. К характеристикам, влияющим на формы и
методы деятельности субъекта управления, можно отнести: степень
открытой и политической системы (отражающей. к примеру, наличие или
отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить
правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического
протеста); уровень сплоченности конфликтующих групп и интенсивность
внутренних взаимоотношений их членов; характер вовлеченности
широких социальных слоев в спорные взаимоотношения; эмоциональную
насыщенность политического поведения групп и граждан и их
способность к самоограничению своих властных притязаний и т.д.
Для выработки технологий контроля за конфликтом особенно важен
учет субъектом управления не общих (условно говоря —
макрополитических) факторов его протекания, а специфики целей,
выбираемых в соответствии с особенностями этапа его формирования и
развития. Как правило, в науке выделяются этапы возникновения,
развития и окончания политических конфликтов. В то же время
особенности поведения субъекта управления конфликтом могут как
определяться постановкой комплексных задач, учитывающих специфику
каждого этапа в целом, так и зависеть от более узких,
специализированных целей, которые он ставит перед собой на каждом
этапе в отдельности. Поэтому в науке могут разрабатываться
технологические модели поведения лидеров, правительств, государств
и прочих субъектов управления конфликтами не только применительно
ко всем (или отдельным) этапам их протекания (например
«трехпериодная модель» М. Брегера деятельности правительств в
условиях международного кризиса), но также и касающиеся отдельных
сторон или аспектов их деятельности внутри каждого из этапов (в
частности тактика переговорного процесса).

Этап возникновения конфликта.

Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера
напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие
определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций
политических субъектов. На этом этапе пружина конфликтного
взаимодействия еще сжата и контуры будущего развития противоречия
могут только угадываться.
Таким образом, главной задачей субъекта, стремящегося
контролировать течение этого конфликта, является раскрытие его
подлинных причин, а следовательно, и истинных целей, преследуемых
его. участниками. Сложность такого анализа в значительной степени
усугубляется частым стремлением сторон скрыть, замаскировать
настоящие причины противоречия со своим оппонентом (нередко это
вызывается желанием использовать не вполне законные методы для
причин спора вызовет негативную реакцию общественности).
Отыскивая подлинные причины конфликтных отношений, субъект
управления должен уметь отличать их от повода, толчка к началу
событий (например недовольство социально-экономическим курсом
властей со стороны оппозиции и начало проведения ею акций протеста
в ответ на конкретные действия правительства, воспринятые как
угроза своему существованию). Правильный анализ позволит не только
выявить источник политического напряжения, но и предотвратить
возможный «отрыв» конфликта от своих первоначальных причин и
переключение активности сторон на новые политические цели,
консервирующие прежние поводы для конкуренции и, тем самым,
переводящие противостояние в закрытую форму существования, чреватую
внезапными социальными потрясениями. Так, например, длительное
нежелание властей видеть в ряде районов СССР национальную подоплеку
некоторых экономических, культурных и прочих противоречий в
значительной степени спровоцировало там серьезнейший кризис
межнациональных отношений и лишило государственные органы многих
средств и возможностей эффективно влиять на развитие событий.
Таким образом, чем строже определен предмет спора, тем у
субъекта управления больше шансов локализовать его развитие,
направить конкуренцию сторон в выгодное для себя русло. Если же в
качестве субъекта управления конфликтом выступают правящие
структуры, то поиск ими причин напряженности и выработка технологии
ее урегулирования должны неизбежно дополняться определением своей
ответственности за возможное развитие событий. В этом смысле, как
подчеркивал французский конфликтолог Ж. Фаве, власти могут выбрать
одну из трех моделей поведения: игнорировать возникновение
конфликта, давая ему возможность тлеть, самовозбуждаться и
перемещаться в другие сферы властных отношений; избегать четкой
публичной оценки его природы, стараясь таким образом «понравиться»
разнообразным слоям населения, высказывающим различные точки зрения
относительно данной проблемы (попытки взять под контроль развитие
ситуации будут в таком случае весьма робкими и
непоследовательными); активно участвовать в урегулировании или
разрешении конфликта.
В последнем случае стремление управлять развитием конфликта
должно опираться на точный анализ сложившейся в целом «социально-
политической конфигурации» в обществе, предусматривающий оценку
установившегося соотношения сил, накала противостояния сторон,
прогнозирование их возможных действий. Властям необходимо
проработать различные сценарии развития конфликта и своих
собственных действий, определить возможные ответные ходы на акции
противников, очертить проблематику потенциальных переговоров и круг
явно неприемлемых действий в любых ситуациях.
От первоначальных оценок ситуации будет непосредственно
зависеть, станут ли власти стремиться сохранить паритет
конфликтующих сторон или поддержат одну из них, будут
способствовать уменьшению или повышению напряженности отношений и
т.д. Однако при любом варианте власти обязаны установить
определенные нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон,
что должно способствовать институциализации конфликта с самого
начала, введению его в рамки, позволяющие контролировать ею ход и
развитие. Институциализация конфликта не только увеличивает
защищенность общества и безопасность государства в этой ситуации,
но нередко переводит состязательность сторон в такие формы, которые
создают предпосылки самозатухания конфликта.
Неотъемлемой стороной деятельности властей, стремящихся
поставить конфликт под свой контроль, является и т.н.
конструирование социального окружения данного спора. Эти меры
подразумевают соответствующую ориентацию и мобилизацию
общественного мнения, что позволяет создать в государстве климат
осуждения или поощрения одной (или всех) из конфликтующих сторон,
сужают поле для маневров противников правящего режима, способствуя
повышению стабильности государственной власти.
Определяя стратегические и тактические цели регулирования
конфликта, власти должны подготовиться «технически»: убедиться в
компетентности привлекаемых экспертов и аналитиков, специалистов в
соответствующей сфере государственного управления (т.е. в
специфической области политики, где возник конфликт, — социальной
или налоговой политики, управления наукой и проч.); проверить
надежность коммуникаций, центров обработки информации о текущих
событиях, их материальной обеспеченности; улучшить взаимосвязь
между различными уровнями и звеньями власти, вовлеченными в
регулирование конфликта; приспособить структуру институтов власти
для осуществления эффективного контроля событий; проверить
готовность механизмов власти для решительного применения силы. Вся
совокупность этих мер должна адекватно соответствовать ресурсам,
имеющимся в распоряжении, верхов, а также способствовать
поддержанию имиджа властей — формировать у населения убежденность,
что власти не боятся развития конфликта и способны держать его под
контролем.

Этап развития конфликта.

С развитием конфликта круг деятельности субъекта, пытающегося
контролировать его протекание, расширяется. На данной стадии более
отчетливо проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих
сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется или
сужается область распространения спора, какова степень его
интенсивности и т.д. Таким образом увеличивается число факторов,
которые необходимо отслеживать для сохранения контроля над
развитием конкурентных отношений.
Принимая решение, субъект управления конфликтом должен опираться
на более широкий круг информации, повышая ее оперативность, строго
отбирать достоверную информацию из массива поступающих сведений.
Причем информацию следует собирать не только о «видимом слое»
поведения сторон, но и об их скрытых, а порой и тщательно
скрываемых замыслах и намерениях. Особое значение в таких ситуациях
приобретает борьба с дезинформацией, так как стремление той или
иной стороны исказить сведения о своих целях, по мнению французских
ученых Фюстье и Амираля, нередко провоцирует субъект управления
конфликтом на весьма безрассудные действия.
Расширяя информационное поле контроля, власти, как правило,
уточняют образы конфликтующих сторон (позиции, склонность к
компромиссам, допустимые возможности изменения целей и т.д.) и
собственные оценки, выработанные ранее. Специалисты в области
международных отношений американцы Г. Снайдер и П. Лизинг в связи с
этим различают изменения, происходящие в т.н. фоновых образах
(отражающих оценку конфликтующих сторон через призму долговременной
перспективы их эволюции), а также «текущих» образах (выражающих
изменения во взглядах на их актуальные, сиюминутные позиции).
Уточняя такого рода оценки, власти должны непрерывно
сопоставлять изменяющиеся позиции сторон, стараться проникнуть в
тактику поведения конфликтующих, нащупать точки соприкосновения
оппонентов. В конечном счете оценка различного рода макро и
микрофакторов, обусловливающих протекание конфликта, должна дать
четкое представление о его интенсивности: обладает ли он тенденцией
к спаду или к нарастанию. В соответствии с выводами должна
скорректироваться и тактика действия властей.
Так, при спаде интенсивности внимание правящих структур, как
правило, ослабевает, а количество ресурсов, направляемых на
регулирование конфликта, уменьшается. Власти даже могут попытаться
повернуть конфликт в такое русло, где бы он не решался, но и не
оказывал неблагоприятного воздействия на политические отношении.
Нарастание же напряженности конфликта предполагает иную тактику
действий.
Вообще, как подметили конфликтологи, противоречия нарастают с
увеличением численности конфликтующих групп, повышением
эмоциональной вовлеченности людей в эти взаимоотношения. Особенно
высоко напряжение в конфликтах, ведущихся на уровне ценностей, и
прежде всего тех, что касаются нравственной самооценки сторон,
представлений о чести и достоинстве. (В этом случае стороны
воспринимают предположительное окончание конфликта как персонально
значимый выигрыш или проигрыш и потому зачастую отказываются даже
рассматривать варианты соглашения, чтобы не поступиться
принципами.) Так или иначе, но усиление напряженности (увеличение
«политического стресса») должно побудить власти прежде всего
позаботиться о недопущении крайних, разрушительных форм
конкурентного взаимодействия, и особенно тех, которые могут повлечь
дестабилизацию и нарушение функций основных органов
государственного управления. В то же время установление этих
предельных рамок для разрастания конфликта должно ориентироваться
на законные методы регулирования политических отношений,
поддерживать конвенциональный стиль политического диалога. Однако
сказанное отнюдь не отвергает право властей использовать
предусмотренные законом акции устрашения или применения
насильственных мер против наиболее агрессивных и опасных для
общества сил.
Для направления интенсивного конфликта в нужное русло власти
должны постоянно «конструировать социальное окружение» —
информировать общественность о выработанных оценках поведения
сторон, об изменении их позиций, обнародовать точки зрения на
развитие ситуации, способные обеспечить благоприятный эмоциональный
настрой граждан и навязать сторонам собственные критерии оценки
соотношения сил, способы выхода из кризиса и т.д. Опираясь на
общественное мнение, власти могут эффективнее влиять на тактику
поведения сторон, поддерживать или препятствовать доминирующим
установкам их поведения.
В самом общем плане принято выделять три основных типа
взаимоотношений между сторонами конфликта: конкурентный,
предполагающий постоянное воспроизведение соперниками оппозиционных
отношений друг к другу; индивидуалистический, характеризующий
стремление какой-то стороны получить односторонние пре- .
имущества, игнорируя права и интересы соперника; кооперативный,
выражающий готовность участвующих и споре сторон уважать чужие
интересы и совместно искать выход из противоречий.
Таким образом, для поддержания оптимальных, с точки зрения
властей, форм взаимоотношений между конфликтующими сторонами
необходимо целенаправленно искать выигрышную тактику, изменяя
структуру и способы собственных действий; совершенствовать
коммуникационные процессы для оптимизации режима принятия решений;
поддерживать нормы и правила политического противоборства,
способствующие повышению сплоченности и интегрированности общества.
В целом эффективность действий властей на этапе развития конфликта
определяется их способностью законными методами обеспечить снижение
напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению
позиций.

Этап окончания конфликта.

Это наиболее сложная фаза, ибо от результата окончания спорных
отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил.
Обычно в конфликтологии рассматривают два основных варианта
окончания конфликта — достижение примирения сторон либо их
непримиримость (т.е. создание тупиковой ситуации, неразрешимости
конфликта). Между этими полюсами пролегает целый ряд вариантов
эволюции конфликта, отражающих его ру-тинизацию (сохранение прежней
интенсивности), снижение или, напротив, нарастание
взаимооппозиционности сторон. Конфликт может оказаться и
неразрешимым, тогда создается положение, которое ведет не к его
окончанию, а как бы к «круговому движению». Это требует от субъекта
управления конфликтом пересмотра и повторения своих действий и
операций, соответствующих двум первым этапам конфликтного
взаимодействия. Иными словами, такая ситуация предполагает
совершенствование или поиск новой стратегии и тактики
контролирования, управления конфликтом.
Примирение же участвующих в конфликте сторон, как уже
говорилось, может носить характер полного или частичного
урегулирования (т.е. изменения поведения одной или нескольких
сторон конфликта без исчерпания предмета спорных отношений) либо
разрешения конфликта (уничтожающего сам повод для такого
взаимодействия сторон). При этом нельзя сбрасывать со счетов и то,
что конфликт может разрешиться сам по себе, без попыток его
сознательного регулирования (например из-за утраты актуальности
предмета спора, усталости политических субъектов, истощения
ресурсов и проч.).
Для достижения примирения субъекту управления конфликтом
необходимо найти средства, способные обеспечить такое развитие
событий. Уже упоминавшийся Ж. Фаве считает, что добиваться
примирения необходимо через соглашение, компромисс, подчинение,
уступку и разрыв (с прошлым). Среди принципов урегулирования, о
которых говорит Н. Нордлинжер, можно отметить создание стабильной
коалиции сил, соблюдение пропорциональности усилий, обеспечение
взаимного права вето. Р. Даль (исключая тупиковый путь развития
событий) предпочитает говорить о принудительных и мирных средствах
примирения сторон.
Учитывая наиболее типичные средства, можно выделить два наиболее
общих пути примирения сторон:
1. Мирное урегулирование конфликта в результате: достижения
компромисса на основе сохранения исходных позиций; соглашения,
основанного на взаимных уступках; истощения ресурсов одной или
нескольких сторон, что делает невозможным продолжение
соперничества; обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон,
понимания прав и интересов соперника. Чаще всего этот путь
примирения связан не с односторонним навязыванием воли, а с
обоюдной активностью конфликтующих сторон. Так, в Совете
Безопасности ООН принцип единогласия предполагает учет позиций
каждого из его членов;
2. Примирение на основе принуждения или, другими словами,
использования «командного стиля» (П. Шаран) взаимоотношений,
позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В
основе этою навязываемого одной из сторон (или третьей силой
всем сторонам) характера взаимодействия может лежать:
- явное превосходство (сохраненных, приобретенных) сил и ресурсов
с одной стороны и их дефицит с другой;
- изоляция одной стороны конфликта, понижение ее статуса, а также
другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о
поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;
- уничтожение, «тотальное истребление противника» (X. Шпейер), в
результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Ориентация субъекта управления на те или иные средства
примирения сторон должна корректироваться и спецификой политических
процессов, и которых протекают конфликты. Например, ограниченность
во времени и периодичность возобновления избирательных кампаний
заставляет многие партии, стремящиеся использовать выборы для
реального проникновения в сферу принятия государственных решений,
образовывать различные коалиции, идти на компромиссы даже со своими
политическими оппонентами. В этом смысле компромисс выступает более
предпочтительной целью стратегии, нежели конфронтация.
В условиях же радикального преобразования общества, выбора
качественно новых путей будущего развития ориентация исключительно
на согласительные методы взаимодействия со своими соперниками вряд
ли приведет к устранению напряженности и примирению идейных
позиций. В этих случаях целесообразно применять более изощренную
тактику поведения, включающую методы как мирного, так и
принудительного примирения сторон.
Таким образом, выбираемые субъектом управления средства
урегулирования конфликтов должны непременно соответствовать
культурно-историческим, цивилизационным особенностям политического
развития страны (региона, субъекта), учитывать временные
обстоятельства ведения спора, коррелироваться с психическими
чертами действующих лиц.
Наиболее распространенным средством достижения примирения сторон
в технологиях управления конфликтом являются переговоры. В процессе
переговоров (нередко длительном) стороны обмениваются мнениями, что
неизбежно снижает остроту конфликта, помогает понять аргументы
оппонента и, следовательно, более адекватно оценить истинное
соотношение сил, условия примирения. Переговоры дают возможность
уравнять уступки, спокойно рассмотреть альтернативные ситуации,
продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность
«нечестных трюков» соперника. Именно в этих условиях легче найти
т.н. срединную точку конфликта, обозначающую суть взаимных
претензий.
Переговорный процесс основан на специальной технологии «торга»,
т.е. использовании специфических приемов, позволяющих сохранить
исходные позиции или достичь преимуществ, добиться взаимопонимания
оппонентов или завести их в тупиковое русло, обеспечить
односторонние преимущества или взаимное удовлетворение сторон.
Американские специалисты М. Дейч и С. Шикман считают, что
эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение
сторон, повышаются, если последовательно отделять существующие
проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре
людей; фокусировать внимание не на принципах, а на реальных
противоречиях; вырабатывать несколько возможных вариантов решений;
учитывать по преимуществу объективные критерии соотношения сил, а
не партийные или идеологические позиции. Обещание уступок,
внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к
соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую
возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс и
«замороженное» состояние.
По окончании конфликта важно так представить результаты
переговоров (компромиссов, соглашений, силового давления), чтобы
массы восприняли их адекватно, не посчитав, к примеру, это
унизительным миром, проигрышем и проч. Таким образом будут
исключены реакции, которые могли бы поставить под вопрос принятые
решения.
В этом смысле особую роль играет умение субъекта управления
конфликтом использовать типичные для общественного сознания
политические символы, стереотипы, стандарты мышления,
олицетворяющие победу, поражение или другие оценки, стимулирующие
массовую активность людей. (Например, в военных действиях неудачу
чаще всего символизирует падение столицы или пленение лидера.)
Только найдя нужный образ, символ примирения и соответствующую
тональность диалога с согражданами, можно обеспечить сохранение
результатов переговоров и воспрепятствовать обострению
постконфликтных отношений.
Из сказанного видно, что способность властей, а равно и всех
иных политических субъектов, решать насущные задачи на каждом из
этапов протекания конфликтов дает им дополнительные возможности для
эффективной реализации своих целей и интересов в политическом
процессе.
Реальной средой, тканью, в которой зарождаются и развиваются
конфликты, являются политические процессы. Что же представляют
собой данные явления?





Реферат на тему: Институты государственной власти в России


Содержание


1. Введение…………………………………………………2
2. Процесс становления института президентства в РФ..3
3. Государство – ведущий институт политической системы.
1. Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и
структура государства……5
4. Заключение……………………………………………10



Введение


Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы
людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые,
причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для
выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности
материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим
общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические
функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых
имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в
целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций,
упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью
материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных
норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические
институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере
политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в
обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов;
выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором,
поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок,
согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические
конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы,
изменяются вместе с изменением общественных организмов , которым они
присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в
данной исторической ситуации.



Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в России,
который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения
прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен
пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего
Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института
мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское
государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства.
Президентская власть была призвана наладить действенное государственное
управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по
отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой
системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы
управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.
Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося
экономического и политического кризиса, обострения межнациональных
отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства.
Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их
осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась
рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же
представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие
органы государственного управления, обеспечить с ними должное
взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
При создании института президентства в России использовался зарубежный
опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в
разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а
также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль
в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это
парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной
мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления
выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе
исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт
парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления,
которые оказали влияние на конструирование института президентства в
России.
Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание
обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть
концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило,
играет существенную роль в государстве. При организации президентской
власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но
естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.
Несмотря на исторически короткий период своего существования,
отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус
Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается
от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент
Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти,
руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед
ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен
правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством
голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов
Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти
представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также
советской формы правления; принцип разделения властей проводился
непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии
высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались
положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что,
конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.
Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало
нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее
основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной
формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный
орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей.
Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента
Российской Федерации, он усилен.


Государство – ведущий институт политической системы



1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура
государства.


В научной литературе существует несколько концепций происхождения
государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с
божьим установлением.
Патриархальная теория рассматривает государственную власть как
опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена,
племен в общности.
Договорная концепция выводит государство из соглашения между
правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной
жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей,
которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.
В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л.
Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения
слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет
возникновение государства, развитием производства, имущественной и
классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса
закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству
признается выделение прослойки вождей.
Современная теория государства является юридической, ибо основание
государства она видит в правах народов и связывает власть с правами
человека, т. е. основными требованиями определенной меры свободы человека
по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и
зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом,
современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму
организации и функционирования политической власти с точки зрения
международного права.
Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений,
характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и
подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет
властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством;
д) институциональным измерением. Основными элементами государства являются:
территория, население, власть.
Вторым составляющим элементом государства является население, т.е.
человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его
власти. Население государства может состоять из одного народа или быть
многонациональным.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными
словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической
элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно
навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять
поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает,
что «государство... - это отношение господства людей над людьми,
основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство
существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать
власть тех, кто господствует в данный момент».
Итак, государство — это политическая целостность, образуемая
национальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной
территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,
которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным
правом применения принуждения.
В современной политологии настойчиво подчеркивается институциональный
аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство — это
совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую
систему управления основными сферами общественной жизни.
К таким учреждениям и организациям относятся: 1) представительные
учреждения; 2) надзорно-контрольные инстанции; 3) органы охраны
общественного порядка; 4) вооруженные силы.
Наиболее общими признаками государства являются:
1) территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия
государства распространяются на людей, проживающих на определенной
территории;
2) политически самоопределяющаяся нация как субстанциональный элемент
государственности;
3) организация политической публичной власти, означающая ее отделение от
общества, наличие у нее особого аппарата принуждения (армии, служб охраны
порядка и безопасности);
4) суверенитет как политико-правовое свойство, выражающееся в независимости
государственной власти от всякой другой, внутри
страны и в международном общении;
5) право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и
норм, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер;
6) налоги, взимаемые с населения для покрытия расходов государства при
осуществлении своих функций.
Государство выполняет ряд функций, отличных от деятельности других
субъектов политической системы. Функции государства - это обязанности,
круг деятельности, роль в наиболее концентрированной, обобщенной форме.
Принято выделять внутренние и внешние функции. К внутренним функциям
относятся политическая, правовая, организаторская, экономическая,
социальная, образовательная, культурно-воспитательная.
Политическая функция связана с осуществлением политической власти:
поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или
социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением
отношении с политическими партиями, общественными институтами, а также
выработкой программных целей и задач развития общества, регулированием
национальных отношений.
Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет
нормотворчество, устанавливая правовые нормы и принимая законы,
регулирующие общественные отношения, поведение граждан.
Организаторская функция государства состоит в использовании
организационных рычагов для осуществления властных полномочии, реализации
выработанной политики: исполнения решений формирования и использования
кадрового корпуса управленцев, осуществления контроля исполнения решений,
предписаний, информационного обеспечения политики, осуществления мер
координации деятельности, различных субъектов политической системы и др.
Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном
объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных
этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике
проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении
кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей
экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании
долгосрочного планирования, программирования и др.
Социальная функция государства включает: удовлетворение . потребностей
людей в работе, жилье, поддержании здоровья, осуществление социальной
защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных, страхование жизни,
здоровья, собственности.
Образовательная функция государства. Многие государства стоят перед
задачей: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработки
политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до
университетского. И государство в первую очередь обеспечивает
демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных
возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной
жизни.
Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание
условия для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой
духовности, гражданственности. Тем не менее государственное финансирование,
налоговое обложение

Новинки рефератов ::

Реферат: А. А. Фет (Литература : русская)


Реферат: Опpичнина (Литература)


Реферат: Состояние и основные пути улучшения использования трудовых ресурсов на примере АО "Прогресс" Саратовская область Питерский район (Сельское хозяйство)


Реферат: Наука о политике и другие общественные явления (Политология)


Реферат: Ипотечное кредитование (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биржевые сделки (Биржевое дело)


Реферат: Использование лазеров в информационных технологиях (Технология)


Реферат: Исторический портрет Ивана Грозного (Исторические личности)


Реферат: В.С. Высоцкий или Прерванный полет... (Музыка)


Реферат: Социальные институты и организации (Социология)


Реферат: Учет уставного капитала (Бухгалтерский учет)


Реферат: Педагогический инструмент социального педагога по работе с подростками (Педагогика)


Реферат: Медицинское страхование в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Бухгалтерский учет, аудит и экономический анализ движения денежных средств на предприятии АПК (Аудит)


Реферат: Реферат по музыке (Музыка)


Реферат: Оплата праці (Бухгалтерский учет)


Реферат: Расследование и учёт несчастных случаев на производстве (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Hазработка системы регулирования, контроля и регистрации потребления энергоносителей печью скоростного нагрева (Цифровые устройства)


Реферат: Средства обучения (Педагогика)


Реферат: Организация ремонта переднего моста ГАЗ-53А (Транспорт)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист