GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Политология (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политология (Политология)



1)Понятие и предмет политологии (изложить как объект)- Она представляет
собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.Она
изучает отношения различных социальных,этнических и религиозных групп.В
центре политологии традиционно стоят проблемы
власти,государства,социального господства,войны и мира.Также она выступает
теоритической основой политических реформ и реорганизаций,разрабатывая
оптимальные формы сочетания и гармонизации политических интересов и
интеграции общества.
2)Уровни знания в политологии - 1)Политическая философия- система идеальных
универсальных понятий о фундаментальных,политических сущностях и ценностях
2) политическая теория ,исследующая законы функционирования и развития
конкретных политических систем,институтов.3)- Эмпирическая политология -
изучает частные политические явления.
3)Методы,применяемы в политологии - Социологический подход,нормативно-
ценностный подход,функциональный метод,бихевиористский метод,структурно-
функциональный анализ,системный подход,институцианальный
метод,антропологический подход,психологический подход,деятельностный
метод,критическо-диалектический метод,сравнительный метод,субстанциальный
подход,исторический метод,общелогические методы,методы эмпирических
иссследований.
4)Социологический подход - Он предполагает выяснение зависимости политики
от общества,социальной обусловленности политических явлений,в том числе
влияние на политическую систему экономических отношений,социальной
структуры,идеологии и культуры.
5)Нормативно-ценностный подход - Он прдполпгпет выяснение значения
политических явлений для общества и личности,их оценку с точки зрения
общего блага,справедливости,свободы,уважения,человеческого достоинства.
6)Бихевиористский метод - Его суть заключается в изучении политики
посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных
личностей и групп.Бихевиоризм требует применения к политике
методов,используемых в естественных науках и конкретной социологии,ясности
выражения и четкости определения исследовательской процедуры,проверяемости
знаний опытом.
7)Структурно-функциональный анализ и системный подход- Этот анализ
предполагает рассмотрение политики как некоторой
целостности,системы,обладающей сложной структурой,каждый элемент которой
имеет определенное значение и выполняет специфические функции ,направленные
на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее
ожиданий.Системный подход - это рассмотрение политики как целостного
,сложно организованного,саморегулирующегося механизма,находящегося в
непрерывном взаимодействии с окружающей средой через "вход" и "выход"
системы.
8)Критическо-диалектический метод- он ориентирует на критический анализ
политики,выявление противоречий как источника ее самодвижения,социально-
политических изменений.
9)Сравнительный метод- Он предполагает сопостовление однотипных
политических явлений,с целью выявления их общих черт и специфики,нахождения
наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей
решения задач.
10)Деятельностный метод- Дает динамическую картину политики.Он
предполагает ее рассмотрение как специфического вида живой и осуществленной
деятельности,как циклического процесса,имеющего определенные стадии.
11)Субстанциальный "антологический " метод- Требует выявления и
исследования той первоосновы,которая составляет специфическую качественную
определенность политики.Такой первоосновой обычно считают власть,отношение
государства и подчинения в их многообразных проявлениях или же деление
общества на друзей и врагов.
12)Исторический метод- Он требует изучения политических явлений в их
последовательном временном развитии,выявления связи прошлого ,настоящего и
будущего.
13)Теологическая парадигма- Это сверхестественная интерпретация мира и
политической власти.
14)Натуралистическая парадигма- Её суть отображает попытки объяснить
природу политики исходя из доминирующего значения внесоциальных
факторов,имеющих не приобретенный,а врожденный и по сути не измененный для
человечества и общества характер.
15)Социальная парадигма- Объединяет группу весьма разнонародных
теорий,сходных в своем стремлении объяснить природу и происхождение
политики через созидающую роль той или иной сферы жизни или приобретенные
свойства субъекта социального действия.
16)Рационально-критическая парадигма - Объединяет политику не внешними
факторами,а ее внутренними причинами,свойствами,элементами.
17)Понятие либерализма- Это учение,для которого характерно отстаивание
свободы личности,гуманизма и демократизма,рыночного хозяйства ,свободы
предпринимательства и конкуренции,парламентаризма,индивидуализма
космополитизма.
18)Понятие консерватизма- Это идейное и социально-политическое
течение,направленное на сохранение исторически сложившихся форм
общественного и политического устройства,устоев и традиций.
19)Марксизм- Это экономическое и социально-политическое учение
,направленное на выражение и защиту интересов рабочего класса.
19)Социал-демократия- Она исходит из приоритета постепенной эволюции
общества и направлении строя социальной справедливости и равенства граждан
независимо от их общественного положения,сохранении при этом социального и
межгосударственного мира.
20)Христианско-демократический национализм- Это политическое и социальное
развитие с деятельностью свободных и равноправных граждан,руководящихся в
своем поведении нормами религиозной морали.Национализм- идеология
,заключающаяся в проповеди национальной обособленности и
исключительности,недоверия к другим народам и межнациональной вражды).
21)Национал-социалистическая(фашистская)идеология- Крайне реакционная
антидемократическая экстримистская идеология ,для которой характерны
интикоммунизм,крайний национализм и расизм("идея высшей рассы",якобы
призванной господствовать над "низшими","неполноценными"
рассами),антигуманизм,культ силы и личной власти,пропаганда войны как
естественного сотояния человека и рационализм,популизм,демагогия.
22)Понятие и структура политики- Это государственные и общественные
дела.Политика- одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и
индивидов по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых
,коллективных интересов,разрешению конфликтов,выработке обязательных для
всего общества решений,осуществляемых с помощью государственной власти.В
структуре политики выделяется форма,содержание и процесс (отношения).
23)Понятие политических отношений- Это утойчивый характер взаимосвязей
общественных групп между собой и с институтами власти.
24)Понятие политического сознания- Это зависимость политической жизни от
отношения людей к своим властно-значимым интересам.
25)Структурв политической культуры - Это политическое мировоззрение
эмоциональное отношение к власти,оценка конкретных политических явлений.
26)Типы политических культур Г.Алмонда- Он выделил четыре типа политических
культур: доиндустриальный,тоталитпрный,континентально-европейский и англо-
американский.Первый тип характеризуется отсутствием ярко выраженных
политических интересов,отсутствием стабильных политических
институтов,резким расхождениемразличных ориентаций и насильственными
формами деятельности.Второй - политической аппатией,конформизмом и
пренудительными формами политической активности.Третий-
фрагментарностью,соединением элементов доиндустриальной и современной
,старой и новой политических культур.Четвертый- отличается плюрализмом
ценностей и интересов,подходов и умением общества находить компромиссы
относительно целей и средств социального развития при преобладанием
согласия в оценке фундаментальных основ.
27)Роль политического сознания в отношениях к власти- Это понятийное
,оценочное,символическое и иное отображение действительности через призму
коллективных интересов,измерение групповых потребностей с точки зрения их
влияния на все общество,реальных взаимодействий граждан,достигающих своих
властных целей,т.е. вычленение в них такого содержания,которое не может
быть реализованно без вмешательства государственной власти.
28)Формы политического сознания- 1.Политическая психология - это
практическое сознание субъекта власти,совокупность духовных
предметов,которые способствуют выработке человека непосредственных мотивов
и установок политического поведения.2Политическая идеология-это
систематизированная совокупность идейных воззрений,выражающих и защищающих
интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения
индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей
соответствующим целям изадачам использования власти.
29)Структура политической психологии - Она содержит два основных элемента:
более устойчивую часть и более подвижную,динамическую часть.
30)Понятие политической организации- Это понятие характеризует роль
институтов публичной власти как центров управления и регулирования
общественными процессами.
31)Основные концепсии власти- Позитивистско-
социалогичекая,системная,бихевиористская,марксистско-ленинская.
32)Основание власти- Это средство,которое используется для воздействия на
объекты власти,способы воздействия на них.
33)Понятие и классификация ресурсов власти- Это потенциальные основания
власти,т.е.такие средствакоторые могутбыть использованы ,но еще не
используются или используются недостаточно.Классификация ресурсов власти
зависит от критерия,по которому она осуществляется в качестве такого
критерия можно использовать тип носителя власти или так называемый
антропологический принцип.Классификация по типу носителя (различает ресурсы
власти).Классификация по антропологическому принципу .(Выявляет типы
основных мотивов,т.е. того непосредственного,что вызывает поведение объекта
власти желательно для ее субъекта).
34)Понятие легитимности власти- состоит в признании права носителей власти
прдедписывать нормы поведения другим индивидам.
35)Исторические типы легитимности власти- 1.Традиционный -исторически
более ранний тип воплощается во власти монарха,основанной на праве
наследования престола.2.Харизматический -легитимность власти
вождя,вытекающая прежде всего их его особых личностных
качеств,"гения",которые делают его способным руководить народом и
выполняющим важнейшую историческую задачу.3.Легальный (конституционный) -
основан на свободном волеизявлении граждан,выборности всех центральных
органов власти народом,конституционной ограниченности сферы деятельности
государства раноправии всех политических сил,действующих в рамках закона.
36)Уровни лигитимности власти- Три условия легитимности
власти:идеологически основан на соответствии власти установившемуся типу
представлении о справедливости;структурной преобладает в устойчивых
обществах,где заведенный порядок формирования властных структур стал
противоречивым;персоналистский -основан на одобрении данного властвующего
лица.
37)Личность как первичный субъект и объект политики- Интересы,ценностные
ориентации и цели личности являются движущим началом политической
активности наций,классов.партий и т.д.
38)Модели отношения человека и власти- 1.Либеральная - исходит из
безусловного приоритета прав человека над правами власти.2.Тоталитарная
-основанная на безусловном приоритете власти над правами человека и полном
отсутствии свободы.3Современная демократическая модель -ориентирует
внимание на обязанности власти обеспечить эконимические и социальные
условия для реализации человеком своих безусловных политических прав и
свобод.
39)Понятия и различные трактовки прав человека - Права человека -это
принципы,нормы отношений между людми и государством,обеспечивающие индивиду
возможность действовать по своему усмотрению или получать определнные
блага.
40)подходы к правам человека -Можно выделить ряд подходов к правам
человека: естественно-исторический - состоял в том,что права человека имеют
внегосударственное и внеюридическое происхождение,ини отражают
основополпгающие качества человеческого рода;юридически-позитивитский
отрицал всякое внегосударственное происхождение прав человека,настаивал на
том.что они создаются и изменяются государством;марксистский подход -для
него права человека также подчинены государственному праву,но последнее
принимается как возведенная в закон воля господствующего класса.
41)Понятие государства- Государство это центральный институт
власти,политической системы общества.Государство в широком смысле слова
общность людей,ограниченная и представляемая единым органом власти и
проживающая на определенной территории.
42)Признаки государства - 1,Отделение публичной власти от
общества.2.Суверинитет,т.е. верховная власть на определенной
территории.3.Территория очерченная границами.4Монополия на легальное
применение силы.5Исключительное право на издание законов и др.норм
обязательных для всего населения.6Право на взымание налогов и сборов
населения.
43)Формы правления- Это монархия (обсолютная или конституционная) и
республика (парламентская или президентская,либо смешанная).
44)Формы территориального устройства- Унитарная т.е. единая,политически
однородное государство с единой конструкцией судебно-правовой
системой,гражданством,состоящее из административно-территориальных
единиц.,необладающих собственной государственностью;федеративноет.е.
устойчивый союз государств,самостоятельных только в пределах компетенций
распределенных между ними и центральной властьюи союзной
конституцией;конфедеративная,т.е. постоянный союз суверенных государств.
45)Понятие правового государства- Это государство ограничено в своих
действиях правом,прежде всего конституцией,подчиненная воле суверенного
народа и призванная охранять индивидуальную свободу и др.основополагающие
право личности.
46)Социальные группы как субъекты политики- Это классы
этнические,территориальные,религиозные и др.группы общества,в результате
взаимодействия которых осуществляется пролитический процесс.
47)Типология групп интересов- Это общественные организации политические
лобби.политические кланы, "группы давления".
48)Понятия и функции политических партий- Это существующая в течение
продолжительного времени организация,объединяющая граждан одной
политической ориентации,структурированная как на национальном так и на
местном уровнях,стремящаяся к завоеванию и осуществлению власти и
пытающаеся обеспечить себе для этого народную поддержку.Основные
функции:социально-идеологическая,политическая,управленчиская.
49)Типология партий- А) по колличеству членов и характеру членства;Б)по
участию в осуществлении власти;В)по идеологической ориентации;Г)по
отношению к другим элементам политической системы.
50)Типы партийныхъ систем - А) по колличеству партий;Б) по соотношению
партий с различнвм политическим влиянием (статусом).
51)Политическая система - Это категория,отражающая системную интерпритацию
политический явлений,употребляемая в двух основных значениях.
52)Теория социальных систем Парсонса -Он выделил в обществе такие
самостоятельные системы как
духовная,экономическая,политическая,различающиеся по своим
функциям.1Экономическая система-ориентирована на адаптацию общества к
окружающей среде.2Духовная система - на поддержание устоявщегося образа
жизни,воспитание развитие общественного сознания,разрешение
конфликтов.3Политическая -в ней он усматривал интеграцию
общества,обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих
целей.
53)Теория политической системы Истона- Согласно Истону -это
саморегулирующийся и развивающийся организм,реогирующий на поступающие из
вне импульсы.
54)теория политической системы Алмонда- СогласноАлмонду политическая
система -это различные формы политического поведения на институциональном и
ориентационном уровнях.
55)Среда функционирования политической системы- Политическая система любой
страны функционирует во внутренней и международной среде.Среда как
внутренняя так и международная,чрезвычайно сложна по своему строению.В ней
выделяются такие системы как экологическая,личностная и
социальная.Последняя в свою очеред включает культурную,экономическую
системы,а также различные социальные общности,группы и взаимодействия между
ними.
56)Структура политической системы - она состоит из
подсистем:институциональная,нормативная,функциональная,коммуникативная,культ
урная.
57)Классификация функций политической системы Алмонда- Это англо-
американская,континентально-европейская,доиндустриальная,тоталитарная.
58)Различные типологии национальных политических систем- Это общественно-
экономическая формация, демократическая,тоталитарная,автолитарная,англо-
американская,континентально-европейская,доиндустриальная или частично
индустриальная,традиционная и
модернизированная,консервативная,трансформирующаяся,открытая,закрытая,заверш
енная,незавершенная политическая система,централизованная и
децентрализованная политическая система,инструментальная и
идеологизированная, микроскопическая,локальная и макроскопическая ситемы.
59)Политический режим - Это тип политической власти с характерными
способами и методами ее осуществления.
60)Понятие тоталитаризма- Это тип политической системы и
общества,характеризирующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией в
общественной жизни,гипертрофией,чрезмерным разрастанием власти и
поглощением ею гражданского общества,отсутствием свободы
личности,всепроникающим контролем со стороны слившегося во едино партийно-
государственного аппарата над гражданами,подчинением всей социальной
системы коллективным идеологическим целям.
61)Тоталитарная социологическая структура- В тоталитарных государствах
формируется соответствующая саоциальная структура.Для обеспечения массовой
поддержки провозглашается превосходство определенного класса ,наций или
рассы,разделение всех людей на "своих" и "чужих"при этом обязательно
находится внутренний или внешний враг -империализм,нации-соперники.
62)Тоталитарная экономика- Отличительными чертами тоталитаризма в
экономической сфере являются этатизация всей хозяйственной жизни,сильное
ограничение или полная ликвидация частной собственности,введение абсолютной
монополии государства на распоряжение всеми важнейшими жизненными
ресурсами,в том числе и человека,устранение рынка и конкуренции,введение
жестокого централизованного планирования и командно-административных
методов управления.
63)Разновидность тоталитаризма- В зависимости от господствующей идеологии
их подразделяют на коммунизм,фашизм,нацианал-социализм.
64)Основные черты авториторизма- Это неограниченность власти,ее
неподконтрольность гражданам,опора на силу,монополизация власти и
политики,недопущение политической позиции,независимой легальной
политической деятельности,отказ от тоталитарного контроля над
обществом,рекрутирование политической элиты путем кооптации.
65)Принципы демократии участия- Ими являются всесторонняя демократизация
общества,социальная эмансипация и общественная самореализация личности.
66)Политическое участие- Это действие,предпринимаемое гражданами и имеющее
целью повлиять на государственную политику или на выбор политических
лидеров на любом уровне политической власти.
67)Основные типы избирательных систем- Они подразделяются на
пропорциональные,мажоритарные и смешанные.
68)элементы политического процесса- 1этап представления политических
интересов,групп,институтов,принимающим политико-управленческие
решения.2этап формулирования политической воли и принятие политико-
управленческих решений.3 этап реализации политической воли,выраженной в
управленческих решениях.
69)методы принятия политико-управленческих решений - Среди них выделяют два
основных метода:1Рационально-универсальный.2Метод последовательных
ограничений ("метод ветвей").
70)Типы политических процессов -1.Внешнеполитические.2внутриполитические.
Внешнеполитические процессы выступают как форма функционирования
политической системы в междунарожных отношениях,в мировой политике.Для
понимания внутриполитических процессов следует отметить ведлущую роль и
значение институализированных форм политического участия и принятия
решений.
71)Исторические особенности политического развития в России- Оно отличалось
тремя существенными особенностями1.Решающая роль государства в
реформировании всей общественной системы.ускоренное развитие-модернизацич-
осуществляласьисключительно путем административного
регулирования,нацеленного на быстроедостижениестратегических результатов
прежде всего в военной области. 2.раскол российской культуры на две
основные субкультуры:культуру европейзированных верхов,в значительной мере
искуственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную
культуру крестьянских низов.3.Последовательная смена форм и
контреформ.Причем глубина и серьезность попыток провести реформы
увеличивала вероятность возникновения контрреформ.
72)Политическое учение Платона - Оно представляет собой попытку создать
модель идеального государства -справедлиливое правление избранных
мудрецов.Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего
для того, что бы спасти бессмертную душу человека.Он описывает
несовершенные формы государства: тимократию, олигархию и демократию,называя
её главной бедой политики.Для Платона демократия - это власть масс,
посредственности, которая неменуемо приведёт к тирании большенства.В его
политическом учении нетрудно увидеть политические истоки тоталитаризма.но
исключая эти недостатки можно увидеть разумные основы гражданственности,
высокого морального духа.
73)Политическое учение Аристотеля - Он анализирует и совершенствует
понятия, которыми должна оперировать политическая мысль.Так же он
утверждал, что государство - естественное образование.Граждан он называл
свободными людьми,но свободу понимал только как противоположность
рабству.Формы государственного устройства Аристотель делит по двум
основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В
результате получается три "правельных" формы правления (монархия,
аристократия,полития), при которых правители имеют в виду ощую пользу, и
три "неправельных" (тирания, олигархия, демократия), где имеется в виду
только личное благо правителей.
74)Политические учения, взляды М.Т.Цицерона - Государство, в трактовке
Цицерона, представляет не только как выражение общего интереса всех его
свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но
также и как согласованное правовое общение.Он утверждал, что естественное
право (истинный закон) возникло "раньше, чем какой бы то ни было писанный
закон, вернее раньше, чем какое-либо государство вообще было
основано".Таким образом, Цицерон стоял у истоков понимания идеи "правового
государства".Различая три простые формы правления: царскую власть, власть
оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию).
75)Политическое учение Августина - История человечества у Августина
подчинена божественному провиденью. Все социальные, правовые и
государственные учреждения, созданные человеком, весь, как он называл,
"град земной" - результат греховности человека, его извращенной свободной
воли.Он повторяет деление на "правельные" и "неправельные" формы. К
"неправельным" он относил тиранию, демократию, аристократию. Что касается
"правельных" форм, то он не отдавал предпочтения ни одной из них. По его
мнению, любая форма может оказаться если не хорошей, то терпимой, когда
уважают бога и человека.
76)Политическое учение Фомы Аквинского - Его учение основывалось на идеи
божественного создания мира. На вершине системы права - так называемый
"вечный закон". Но человек наделён способностью постигать отдельные
принципы вечного закона.На этой основе он выробатывает определённые
рационалистические принципы, составляющие естественный закон.В христианском
полотическом учении государство рассматривается как некая часть
универсального поряка, правителем которого является бог. Цель государства -
сохранение порядка и гражданского мира.
77)Политическое учение Н.Макиавелли - Он не проповедовал политическую
безнравственность и насилие. Для него утверждение "цель оправдывает
средства" не обсолютно, он принемал во внимание законность любой
цели.Единовластие по его мнению, необходимо при создании и реформировании
государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания
государственной власти.
78)Политические учения Гоббса - Он создал свою политесескую теорию от части
для того,стобы оправдать реставрацию монархии. Он полагал,что монархия
самая лучшая форма власти,но в тоже время он отрицал теорию божественного
происхождения королевской власти.Согласно Гоббсу люди будучи
разумными,осознали безнадежность своего существования инашли выход из хаоса-
общественный договор.Очевидно что Гоббс,по современным меркам ,больше
консерватор,чем либерал,ибо даже либеральную идею об общественном договоре
он интерпретировал таким образом,что выводы оказались консервативными:
свобода,к тому же ограниченная возможна лишь в том случае ,если люди
передают распоряжение ею монарху.
79)Политеское учение Локка - Его учение было самым реалистичным и
влиятельным из всех других учений этого периода.Его правомерно называют
родоначальником либерализма.Он впервые четко разделил такие понятия как
"личность","общество","государство",поставив личность выше общества и
государства.Он считал.что человек от рождения обладает естественными
,неотчуждаемыми правами,такими правами он считал права на "жизнь,свободу и
собственность".Для Локка частная собственность - необсалютная ценность,а
средство достижения свободного общества.Согласно Локку,государство
действует только в целях защиты прав личности,ОНо не должно быть
могущественнее личности,ибо личности создают общества,а общество создает
государство.
80)Политическое учение Монтескье- Он разрабатывал проблемы совокупности
факторов,определяющих "дух законов" или "образ правления" в своей работе "О
духе законов".Одной из его заслуг была теория разделения властей,которая
происходила от старой идеи "смешанного правления".Верховенство права по его
мнению может быть обеспечена лишь разделением властей на
законодательную,испольнительную и судебную с тем,чтобы различные власти
могли взаимно сдерживать друг друга.
81)Политеская теория Мэдисона - Он придеоживался мнения о том,что народ
единственный источник политической власти и выборы- характерная черта
республиканского правления.У него вызывала тревогу фракция большинства,ибо
она,как он отмечал,находясь у власти будет бесусловно , подавлять интересы
меньшинства.Поэтому главное -"лишить большинство,имеющее особую страсть и
интерес,способности действовать согласованно и приводить в исполнение
теранические замыслы" и гарантировать свободу меньшинству.Он изобрел такую
систему сдержек и противовесов,согласно которой каждая из трех
властей,является относительно равной.
82)Политеское учение Руссо - Руссо рассматривает ассоциацию ,возникающую
посредством заключения общественног договора,как "моральное и совокупное
тело","общественного человека",который приобретает "свое единство,общую
эдентичность,жизнь и волю" в результате отчуждения этих прав членами-
создателями.Также он рассматривает проблему общей воли,заключающееся в
том,что создание "морального и совокупного тела "государства является
одновременно трансформацией "естественных" индивидумов в "моральных"
граждан.Обладающих не только законными правами и обязанностями,но и
соответствующими маральнвми понятиями и чувствами.
83)Политическое учени Бентама - Английский-
философ,социолог,политолог,правовед,моралист .Он является родоначальником
улитаризма.Бентам был сторонником либерализма,решительным противником
теории естественного права.Исходя из своей концепции "разумного
человека",он считал,что все общественные отношения должны быть подчинены
"принципу полезности".Отсюда и название всего направления (от лат.utilitas-
польза,выгода).Вглавном труде Бентама "Деонтология,или Наука о морали"
интересы личности отождествлялись с интересами общества,которое
рассматривалось как простая совокупность индивидуальных интересов.




Реферат на тему: Политология

ЛИДЕР
Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на
других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на
удовлетворение интересов данного сообщества.
В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную
фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде
деятельности, и в любой исторический период.
Термин «лидер» имеет два значения:
n индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения
внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность
оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для
подражания, своеобразным «эталоном», к которому должны, с точки зрения
групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера
основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е.
идеальном представлении других членов группы).
n лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений,
наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого
лидера основан на способности сплачивать, объединять других для
достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства
(авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в
группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на
формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях
символизирует их.
Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии,
психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену
посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение
лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую
очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также
отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и
социометрические тесты и методики, которые успешно используются на
практике.
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных
объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся,
прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения
отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и
функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через
вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи)
распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение
управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей
эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации.
Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности,
составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В
системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии
различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера
развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно
организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме
коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций
повышаются.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
В современном обществоведении существует несколько подходов к
определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:
1. Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это
влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние
обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три
особенности: во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны.
Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на
всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного
объединения существуют несколько или даже множество центров локального
влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и
сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, его
распространенность на все объединение.
В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношениям лидера и последователей присуще неравенство во взаимодействии,
однозначная направленность воздействия от лидера к членам группы.
2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация
лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего
рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы
социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с
выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера.
Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и
организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.
3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на политическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие
должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в
персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью
потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего
блага».
Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако
она применима главным образом лишь к демократическим организациям:
государствам, партиям и т.д.
4. Политический лидер - это символ общности и образец политического
поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость
субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство
создается стихийно, самим народом.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-
должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную
деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый
аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического
лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное
поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и
сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как
результативного и нерезультативного, «хорошего» или «плохого» руководителя.
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров
трех уровней:
1. Лидер малой группы лиц, обладающих наибольшей властью в данном
сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее
авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных
качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной
деятельности. В этом случае его функции являются функциями делового,
интеллектуального лидера и лидера общения.
Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость,
прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать
сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции
«мозгового центра» группы.
Лидеру общения присущи психологическая комфортность,
коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.
2. Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым
конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения
своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых).
Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу
личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы
находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания -
потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и
политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного
движения, тем более значима деятельность такого лидера.
3. Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных
отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального
института. Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в
первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не
оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего
влияния. Деятельность политика в данном случае определяется внешними
регулятивами, присущими конкретной политической культуре.
Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с
формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из
потенциальных субъектов политического действия. Так, потестарным
(«архаичным») обществам политическое лидерство не свойственно не только в
силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу
невыделенности индивидуального «Я» из родового, коллективного сознания.
В античности, политическое лидерство носило личностный характер,
представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида,
его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников («ведомых») были
близки к отношениям «учитель - ученик», поскольку политическая жизнь
непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов,
прокламацией определенных моральных ценностей.
В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно теряет
нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на
личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной
политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным
образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей,
умение сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации
политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху
Возрождения и в период буржуазных революций.
В современном обществе, политическое лидерство представляет собой
способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных
слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой
лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач
общественного развития.
Политическое лидерство служит институтом, который включает большую
часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом.
Как механизм интеграции общества, политическое лидерство создается
посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и
моральными регулятивами. Судьба политика зависит от поступка, за который он
необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему
карьеры.
В механизме политического лидерства, правовая регламентация
деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за
принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи
«политик - общество». Чем более развита легальная сфера неюридического
воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его
сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в
большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.
Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня
политической культуры и активности масс. Преобладание активистской
политической культуры, существование устойчивых демократических традиций,
наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической
оппозиции, сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного
рода волюнтаризма, злоупотреблений властью и, вместе с тем, создают
благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и
дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение
демократической политической ангажированности масс - это два
важнейших условия эффективного политического руководства обществом.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЛИДЕРА.
Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере
стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно
собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого
митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный
порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся
зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм
правительственных учреждений. В том случае, если лежащие в основе
преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для
них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических
коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое
распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции
и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической
организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г.
путча в СССР, движение защитников «Белого Дома» и конституировались его
лидеры.
Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и
основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых
структурах.
Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов
группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального
лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их
членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на
первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность
объединить группу, повести ее за собой.
В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых
требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а
также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии),
институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих
позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями
обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится
политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне
определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное
противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких
особенностей политики, институализация и формализация лидирующих позиций,
проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам
политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике,
выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации
и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от
индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы
и влияния институтов власти.

ПРИРОДА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
Лидерство присуще различным формам социально-политической организации.
Что же непосредственно лежит в его основе? Какова природа этого феномена?
Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью
исполнителей воли лидера?
На этот счет в современной политологии несколько теорий. Прежде
всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств,
присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении
феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие
интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано
или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому
лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию,
незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям,
компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К
обязательным качествам современных политических лидеров в демократических
странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и
ораторские способности.
Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они
в значительной мере опровергли эту теорию, т.к. оказалось, что при
детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают
с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще.
Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области
предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются
скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На
протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности
людей оказываются невостребованными, не находят применения.
Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно,
что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции
действительно нужны определенные психологические и социальные качества.
Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и
особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества,
дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в
Европе и на Ближнем Востоке. К тому же, во многих, главным образом
недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся
заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.
Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-
аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера
и характерные для него черты поведения, связанные с достижением
определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера
могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере
Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким
окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия
и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в
стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного
переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него
диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не
останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых
расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания
большевиками власти.
Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие
целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате
взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей,
вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его
«вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток
конкретных социальных обстоятельств.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий
развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из
относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по
этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные
обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение
и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране
неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно
так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической
арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются
и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии
кризиса или развивается стабильно.
С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества
относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой -
в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном
общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность
взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и
компетентность.
Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств
личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении
природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На
основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был
получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех
имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру.
Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются,
далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том,
что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить
ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и
возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-
политические проблемы.
Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории,
явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и
конституентов. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера,
воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как
особого рода отношений между руководителем и его конституентами,
выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты -
последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют
единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера
понимается достаточно широко. В него включаются не только политические
активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи)
лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним,
оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять
и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им
решения.
В формировании и функционировании отношений «лидер - конституенты»,
особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно
компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют
кампании в его поддержку, выступают «приводным ремнем», связывающим его с
массами, т.е. «делают» лидера. Именно через конституентов проявляется
воздействие на политику господствующей политической культуры.
В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности
могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями
большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок
президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского
населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в
коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор
не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего
нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной
номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным
отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против
коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым
людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного,
справедливого и решительного человека, что в конечном счете и
предопределило его победу на выборах.
Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов
конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо
работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера.
История свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей
идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных
слоев и сторонников.
Так было, например, в России, когда в октябре 1917 г. большевики,
используя популярные, общедемократические лозунги: «Мир - народам», «Земля
- крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», добились
политического лидерства, а затем, быстро забыв о своих обещаниях,
превратили собственных конституентов в объект огромного и чудовищного
социального эксперимента.
Об этом свидетельствует и деятельность Сталина, который примерно за
полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил
большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов
собственной партии.
Эти и многие другие факторы свидетельствуют, что взаимодействие
лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдонаправленное, с
двусторонним движением. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою
социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам
прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации
власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом.
Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики,
имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах, где они
могут порою поставить под угрозу существование всей нации. Так действовали
и А.Гитлер и С.Хусейн, а в определенной мере и Ф.Кастро, провозглашая
лозунг «Социализм или смерть».
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается
однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают
психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение
лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе
лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное
влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в
стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей
обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные
функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы,
чувство неполноценности и т.п.
Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру.
Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок
нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле
авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Э.Фромм и
Т.Адорно. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и
стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных
условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от
всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности
власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от
собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение,
доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой
своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и
мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она
восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и
желание унизить их.
Такой тип поведения в психологическом смысле является проявлением не
силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается
убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Такая
личность иррациональна, руководствуется в первую очередь эмоциями и не
терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в
целом, сквозь призму отношений «силы - слабости».
Эмпирические исследования, подтвердили реальное существование
авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же
это направление психоанализа значительно расширило представления о
психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не
исчерпывает все типы таких мотиваций.
Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет
увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной
картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное
исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает
четыре главных момента лидерства: черты лидера; задачи, которые он призван
выполнять; его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;
механизм взаимоотношения лидера и его конституентов. И все же, создать
единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно,
поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и
функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем,
особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют
разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от
отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и
демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное
направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы.
Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и
мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к
учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими
способами лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и
т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных или
рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических,
наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами,
способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей
лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом
индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в
формировании его харизмы.
Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и
любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе
первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и
эмоции. Основоположник этой классификации М.Вебер особое внимание уделял
анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как
важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в
кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не
связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач
социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для
общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее
исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в
истории многих государств наблюдается определенная последовательность в
смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик)
сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь,
уступает место реформатору-законодателю.
В современной политологии нередко используются четыре собирательных
образа лидера: знаменосца, или великого человека; служителя, торговца и
пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности,
привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими
представителями были - Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни и др. Лидер-
служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих
приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует
от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно
преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить
«купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец,
лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы,
насущные требования момента. Его действия определяются конкретной
ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не
встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных
пропорциях.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели
делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и
рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.
Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством
направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи
прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.
Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп
и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В
этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех
потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за
их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно
формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления
социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с
точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и
представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное
единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать
пример служения народу, государству, отечеству.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не
застрахованы от ошибок, часто де

Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизированная система для исследования кинетики быстрых химических реакций (Химия)


Реферат: Особенности сельскохозяйственной проблематики в современный период. Структура, типология аграрной прессы; формы и методы пропаганды (Сельское хозяйство)


Реферат: Нефть - кровь промышленности (Химия)


Реферат: Эффективность производства, анализ эффективности производства (Предпринимательство)


Реферат: Социометрия, отчет по результатам исследования (Социология)


Реферат: Отмена крепостного права в России (История)


Реферат: Викинги : жизнь, быт, культура, связь с русской нацией (Государство и право)


Реферат: Война 1812 года: причины, ход, последствия (История)


Реферат: Народные депутаты Украины (Политология)


Реферат: Сергей Николаевич Булгаков - русский религиозный философ, богослов (Философия)


Реферат: Конституции зарубежных стран (Право)


Реферат: Структура тренировочных нагрузок в занятиях с юными бегунами на средние дистанции (Спорт)


Реферат: Биология и глобальные проблемы современности (Философия)


Реферат: Китайский фарфор и центры его производства (Культурология)


Реферат: Устойчивые словесные комплексы в (немецком) публицистическом тексте (Иностранные языки)


Реферат: Новые подходы к изучению иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Волоконно-оптические линии связи (Радиоэлектроника)


Реферат: Анна Ахматова (Литература : русская)


Реферат: Алкоголизм как вид девиантного поведения (Социология)


Реферат: "Благородная россиянка" Дашкова (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист