GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Образование производственно-социальных комплексов регионов (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование производственно-социальных комплексов регионов (Право)


Министерство образования Российской Федерации.

Таганрогский государственный радиотехнический университет.
реферат
по курсу: региональное управление.

на тему: “ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-


СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ РЕГИОНОВ”.



Выполнил: студент группы М-15
Калашников А.Г.
Проверила: Ткаченко Ю.Г.



Таганрог 1999г.
Содержание:

Введение…………………………………………………………….3

Стратегия выхода из кризиса……………………………………...6

Производственно-социальные комплексы………………………13

Вывод………………………………………………………………19

Список используемой литературы……………………………….21



Введение:

Регионы страны в течение длительного времени предпринимают всевозможные
меры и значительные усилия по выходу из кризиса. Однако они не дают
желаемых результатов: продолжается падение производства, рост неплатежей,
накапливаются проблемы в социальной сфере, остаются дефицитными бюджеты
регионов, административных районов и городов, снижается жизненный уровень
населения. Поэтому очевидно, что необходимы серьезная и незамедлительная
корректировка экономической политики на макроуровне и разработка
реалистической стратегии вывода страны из кризиса, учитывающей специфику
переходного периода и особенности экономики России. Без этого регионы
своими силами не смогут выйти из данной ситуации.
В условиях планово-распределительной системы при отсутствии конкуренции и
должного учета платежеспособного спроса многие предприятия не были
заинтересованы в постоянном обновлении техники и технологии, повышении
качества продукции. В результате при резком переходе к рынку путем "шоковой
терапии" основная масса предприятий оказалась неконкурентоспособной по
сравнению с иностранными фирмами. Необходимы реконструкция или модернизация
производства, освоение маркетинга и прочие . Но для этого объективно
требуются длительное время и огромные капитальные вложения. Таких денег у
государства и предприятий нет. А сохранение чрезмерной открытости внешней
торговли и борьба с инфляцией прежними методами не способствуют улучшению
ситуации. Поэтому предприятия фактически обрекаются на убыточность, спад
производства в конечном счете.
Однако существует реальная возможность достаточно быстрого вывода страны
из кризиса. В частности, для того, чтобы содействовать росту рентабельности
предприятий, сделать их конкурентоспособными на внутреннем рынке,
необходимо проведение соответствующей таможенной политики, которая на
определенный срок, необходимый для реконструкции производства и перевода
его на новые, прогрессивные технологии, ограждала бы отечественных
товаропроизводителей от неравной конкуренции с западными фирмами.
Безусловно, такая таможенная политика не может охватывать все товары и быть
слишком продолжительной. За этот срок государство обязано нормализовать
внутренний рынок, используя его созидательные, а не разрушительные силы на
всем этапе реконструкции народного хозяйства страны.
Реализация такой политики позволит быстро превратить большинство
отечественных предприятий в нормативно рентабельные, наращивающие
производство на внутренний рынок. В результате будет покончено с массовыми
неплатежами и дефицитом бюджетов всех уровней. Выйдя из кризиса,
предприятия смогут использовать все преимущества нормализованного и
регулируемого государством рынка, в первую очередь для своей реконструкции.
Сохранится и конкуренция как необходимое условие прогресса, в том числе и с
иностранными фирмами, но в рациональных масштабах.
Все предприятия, включая и еще не реконструированные, смогут повышать
экономическую эффективность производства. Издержки производства снизятся за
счет роста его объемов, более полного использования оборудования и рабочей
силы, увеличения интенсивности труда, перехода на оплату по конечному
результату и т.п. По мере физического или морального износа техники,
определяемого общественно необходимыми условиями производства, она будет
заменяться своевременно. У предприятий для этого появятся необходимые
средства, а их инвестирование коммерческими банками станет высокодоходным и
надежным.



Стратегия выхода из кризиса.

Важной составляющей стратегии вывода страны из кризиса является
использование особенностей экономики России как мирового экспортера
энергетических и сырьевых ресурсов. В сложившихся условиях
конкурентоспособными оказались главным образом предприятия сырьевых
отраслей, составляющие основу нашего экспорта. Их продукция отвечает
требованиям мировых стандартов качества и уровня затрат в отличие от
остальных отраслей. Поэтому нерегулируемый должным образом рынок делает
выгодным развитие сырьевых отраслей и невыгодным сохранение остальных. Но
сам рынок не может устранить причин убыточности предприятий, этим должно
заниматься государство, вырабатывая соответствующую экономическую,
техническую и социальную политику. В России реально существуют возможность
и необходимость с учетом ее геополитических интересов сохранить и развивать
высокотехнологичные и наукоемкие отрасли производства, легкую, пищевую
промышленность, сельское хозяйство и др.
Проводя соответствующую таможенную и техническую политику, целесообразно
направлять получаемые значительные валютные средства в большой мере не на
приобретение готовых товаров народного потребления, а на импорт
оборудования, комплектующих, ноу-хау для реконструкции предприятий, что
позволит повысить их рентабельность и платежеспособность. При этом
приоритет должен отдаваться машиностроению. Товары же народного потребления
можно производить и самим, удовлетворяя основную часть платежеспособных
потребностей в них населения.
Вместо импорта готовой продукции необходимо увеличивать количество
отечественных и совместных с иностранными фирмами предприятий по сборке у
нас готовой продукции из импортных комплектующих, расширять производство в
стране этих комплектующих, приобретая патенты и ноу-хау, используя
имеющуюся производственную и научно-техническую базу. А для этого требуется
снижение таможенных тарифов на комплектующие.
Ограничение протекционистской таможенной политики оправдано в обычных
рыночных ситуациях, но не в специфических условиях перехода России к рынку.
Как известно, даже самые развитые рыночные государства в определенных
ситуациях защищают своих товаропроизводителей системой таможенных тарифов,
квот, антидемпинговыми мерами, льготами, дотациями (например,
сельхозпроизводителей). Такая защита необходима и для России. Тем более что
для стран с переходной экономикой обоснованное повышение таможенных тарифов
допускается международным сообществом. Конечно, рост цен на импорт
несколько снизит покупательную способность потребителей. Однако она быстро
возрастет за счет расширения собственного производства, ликвидации
безработицы и длительных задержек выплаты заработной платы. В итоге
жизненный уровень населения действительно повысится. Будут устранены
массовые неплатежи и дефицит бюджетов всех уровней, можно будет начать
широкую реконструкцию производства.
Конечно, все это потребует разработки и реализации соответствующих
технической, финансовой и таможенной политики, которые должны быть тесно
увязаны между собой. Их согласованные мероприятия должны способствовать
наиболее полному использованию всех имеющихся ресурсов и возможностей
экономики в геополитических интересах России, максимизации эффективности
производства, повышению уровня жизни и занятости населения.
Цель таможенной политики - не только ограждать отечественных
товаропроизводителей от непомерной конкуренции иностранных фирм, но и
делать ее, как и саму торговлю, наиболее выгодной для развития и
совершенствования отечественной экономики. Следует повышать реальную
эффективность международного разделения труда, т.е. руководствоваться не
сиюминутной рыночной выгодой, а необходимостью долговременного
удовлетворения и развития действительных платежеспособных потребностей
страны и ее населения. Это требует умелого использования богатых
возможностей национального рынка в интересах отечественных производителей,
а не для их удушения в тисках кризиса. Тарифы на импорт готовых товаров
народного потребления следует устанавливать на таком уровне, чтобы
производящие аналогичную продукцию нормально работающие отечественные
предприятия стали нормативно рентабельными и повысили реализацию своей
продукции на внутреннем рынке до необходимого уровня. Такая дозированная
конкуренция с иностранными фирмами и неограниченная - между отечественными
товаропроизводителями заставит их вести посильную, но напряженную
конкурентную борьбу, способствующую развитию производства.
Техническая политика должна способствовать выявлению, в том числе и с
помощью нормализованного рынка, перспективных отраслей промышленности, в
первую очередь машиностроения, производящих высокотехнологичную и
наукоемкую продукцию, имеющих для этого соответствующие предпосылки и
необходимые заделы. С помощью финансовой политики этим отраслям и
предприятиям ВПК, производящим эффективную конверсию, целесообразно
оказывать первоочередную и достаточную целевую поддержку.
По мере роста эффективности производства, проведения его реконструкции,
отечественные общественно необходимые условия, например, промышленности,
будут приближаться к соответствующим мировым стандартам. Поэтому и
нормативы морального износа техники и технологии необходимо будет
ужесточать, а тарифы на импорт готовых изделий - снижать.
Согласование технической, финансовой и таможенной политики, методов
бухгалтерского учета требуется для того, чтобы проводимые предприятиями
технико-экономические расчеты и обоснования определяли истинную
экономическую эффективность каждого конкретного производства, а его
финансовая и бухгалтерская рентабельность и состоятельность соответствовали
бы действительным. Только тогда предприятия смогут принимать верные
управленческие решения, на равных условиях конкурировать на внутреннем
рынке с иностранными фирмами, улучшать использование достижений НТП,
работать в оптимальном режиме.
Выработка объективной и обоснованной технической и инвестиционной
политики в стране и регионах предполагает решение ряда важных и сложных
проблем. Среди них - первоочередное инвестирование производителей
потребительских благ, концентрация капитальных вложений для внедрения
высоких технологий, реконструкция промышленности на основе импортного или
отечественного оборудования, и др.
Переключение импорта с готовых товаров повседневного спроса на
техническую продукцию предлагает, что она не должна облагаться повышенными
таможенными тарифами, чтобы быть доступной для предприятий, нуждающихся в
реконструкции. Основную часть государственных целевых средств целесообразно
направлять в феодальные и региональные инвестиционные программы
реконструкции и развития предприятий, выпускающих передовое и перспективное
оборудование. Долевое участие государства в инвестировании победителей
конкурсов по таким проектам должно быть повышено до 30% и более. В первую
очередь следует также обеспечивать реализацию проектов конверсии
предприятий ВПК, перепрофилируемых на производство наукоемкого
технологического оборудования.
Особой поддержки государства требует наука, как фундаментальная, так и
отраслевая, создание мощных концернов и финансово-промышленных групп в
самолетостроении, космической и атомной индустрии, металлургии, добывающей
промышленности, машиностроении, в том числе по производству агротехники.
Необходимо, чтобы эти объединения (при долевом участии государства) могли
активно и на современном уровне вести научные и проектные разработки, стали
конкурентоспособными поставщиками новой техники и технологии. Целесообразно
создание ими дочерних лизинговых и технически обслуживающих предприятий.
В настоящее время при внедрении технических проектов предпочтение чаще
всего отдается тем из них, которые имеют минимальные сроки окупаемости. Но
для того чтобы Россия оставалась технически развитой страной, необходимы
капитальные вложения в стратегические проекты возрождения наших
высокотехнологичных и наукоемких отраслей (имеющие, как правило, длительные
сроки окупаемости).
Чрезвычайно важное значение для успешного проведения реформ имеет
развитие малых предприятий и фермерских хозяйств. Для этого необходимы
всемерная поддержка правоохранительных органов, введение рациональных форм
их регистрации, эффективное налогообложение и пр.
Конечно, совершенно недопустимо превращение России в сырьевой придаток
технически развитых стран, а такая тенденция уже прослеживается. Но это не
означает, что сырьевые отрасли-экспортеры не должны технически развиваться.
В настоящее время их техническое состояние очень плохое. Производственные
фонды эксплуатируются на износ, геологоразведка практически прекращена.
Природные богатства страны используются неэкономно, варварским способом.
Необходимо безотлагательно модернизировать эти важные отрасли, возобновить
и расширить геологоразведку, не только обеспечивать экспорт, но и полностью
удовлетворить растущие национальные потребности в энергоносителях и сырье
по ценам не выше мировых.
Реформа должна была способствовать созданию достойных по современным
понятиям условий труда и жизни населения не только в столице, но и во всех
регионах страны, в городах и селах. Такие условия - не абстрактный идеал, а
реальная жизнь наших современников из многих стран. Сейчас нетрудно
съездить в Финляндию, Германию или Японию и убедиться в позитивных
возможностях рыночной системы хозяйствования в условиях демократии.
Происходят ли у нас подобные позитивные изменения? Отнюдь нет.
Разрушаются производство и социальная сфера, региональные и межрегиональные
экономические связи. Узкая специализация производства ряда регионов на
сегодняшних кризисных отраслях (машиностроение, ВПК, сельское хозяйство,
легкая промышленность) еще больше ухудшает их экономическое и социальное
положение. Разрабатываемые программы развития производительных сил регионов
не выполняются, да и сами эти программы часто недостаточно обоснованы.
Очевидно, что нужны целенаправленные усилия по разработке эффективных
рыночных механизмов территориального хозяйствования.

Производственно-социальные комплексы.

По мере выхода из кризиса актуальной задачей станет превращение регионов,
административных районов и поселений в современные производственно-
социальные комплексы, которые будут относительно локальными и целостными
территориальными системами совместного труда и проживания населения. В них
необходимо обеспечить нормальное демографическое и интеллектуальное
развитие населения на основе повышения эффективности производства, его
территориальной специализации и кооперации, рационального использования
ресурсов, рыночных отношений, прогрессивных форм собственности, принципов
самофинансирования и самоуправления.
Главная идея создания таких комплексов - обеспечить в условиях перехода к
рынку согласованное и эффективное развитие производства и социальной сферы,
охватывая весь воспроизводственный процесс в регионе. Эту задачу можно
решить путем регулирования экономических отношений и проведения
организационно-технических мероприятий. Конечной целью развития
производственно-социальных комплексов является постоянное повышение уровня
и качества жизни населения, сохранение окружающей среды.
При рыночных отношениях чувство хозяина и стремление к
предпринимательству должны появиться не только у частных лиц, но и у
органов управления и самоуправления регионов, административных районов и
поселений. Развитие производства должно рассматриваться ими как средство
достижения социальных целей, при этом социальное развитие будет
способствовать росту эффективности производства, более полному
использованию достижений НТП.
Каждый регион должен найти свою экономическую нишу. Необходимо также
учитывать ситуацию, сложившуюся в регионах в результате "вхождения в
рынок", для принятия первоочередных мер, опирающихся на государственную
экономическую и техническую политику.
Во-первых, следует тщательно обосновать стратегические и приоритетные
направления развития экономики региона, обеспечивающие при переходе к рынку
сохранение и приумножение созданного производственного и кадрового
потенциала.
Во-вторых, важно определить дальнейшую специализацию производства,
обеспечить его диверсификацию для предотвращения экономического спада при
изменении конъюнктуры рынка.
В-третьих, требуется полнее использовать возможности территориальной
кооперации производства. В связи с этим целесообразно создание региональных
финансово-производственных ассоциаций, позволяющих на взаимовыгодных
экономических условиях объединить имеющиеся ресурсы и тем самым обеспечить
увеличение инвестиций и инноваций, создание новых рабочих мест, совместных,
предприятий, взаимозачеты, сокращение повторного налогообложения и др.
В-четвертых, необходимым условием структурной перестройки экономики
региона является создание системы инновационного предпринимательства,
способной значительно усилить конкурентные позиции товаропроизводителей.
При этом важно налаживание рыночных организационно-экономических отношений
в регионе по всему технологическому циклу "наука - производство -
потребление", проведение маркетинговых исследований и др. И, наконец, в-
пятых, необходимо задействовать важнейший фактор развития и ускорения
реконструкции предприятий - формирование благоприятной инвестиционной среды
(снижение степени риска, наличие финансовой и инвестиционной
инфраструктуры, стабильность), позволяющей привлекать средства населения за
счет гарантированных муниципальных заимствований, а также средства западных
инвесторов. Для формирования такой среды было бы целесообразно освободить
от налогообложения ту часть прибыли предприятий, которая направляется на
инвестиции в производство.
Диспропорции между производственным и социальным развитием регионов
возникают по разным причинам. В частности, многие предприятия используют
рабочую силу без полного возмещения затрат на ее воспроизводство. Средняя
заработная плата работников в настоящее время составляет половину денежных
затрат, необходимых для ее воспроизводства. Недостаток средств часто
компенсируется за счет вторичной занятости, значительная часть дохода от
которой нередко достается работодателям. В то же время финансирование
социальной сферы регионов по-прежнему существенно зависит от бюджета,
трансфертов государства. Далеко не всегда при этом реализуются
государственные гарантии на предоставление населению необходимых социальных
благ. Большие средства на социальные мероприятия вынуждены выделять
территориальные органы управления и самоуправления, добиваться получения
средств в вышестоящих бюджетах или находить спонсоров. Очевидно, что
вопросы соответствия развития производства и социальной сферы должны
учитываться в государственной политике, регулирующей распределение доходов,
собственности и обеспечивающей компенсацию затрат на воспроизводство
рабочей силы.
Главной задачей территориальных органов управления и самоуправления в
настоящее время является сохранение и развитие социальной сферы, которая
находится в бедственном состоянии. Для создания более совершенного
экономического механизма ее формирования целесообразно разработать методику
расчетов минимальных государственных социальных нормативов применительно к
субъекту Федерации, району и населенному пункту (городу), с учетом их
социально-экономических особенностей. В качестве таких нормативов
целесообразно использовать единые для страны величины бюджетных расходов на
душу населения, которые можно привести к долям всех видов налогов
предприятий (помимо местных) для отчислений в местные бюджеты напрямую. На
основе указанных стабильных нормативов можно перейти на формирование
бюджетов "снизу", с учетом доли социальной сферы, находящейся на содержании
местного бюджета. Представляется экономически обоснованным оставлять в
распоряжении регионов часть федеральных налогов, которые возвращаются им
сейчас в виде трансфертов. Такой порядок формирования местных бюджетов
повысит экономическую активность населения, предприятий и территориальных
органов.
Эффективное регулирование всей совокупности экономических и
организационных механизмов в регионе требует развития демократических форм
самоуправления. Они должны соответствовать многоуровневой структуре
производственно-социальных комплексов, обеспечивать прогнозирование и
своевременное регулирование происходящих процессов, улучшение качества
жизни населения. Для отработки эффективной модели самоуправления на основе
концепции производственно-социальных комплексов целесообразно провести
соответствующие эксперименты, проводимые в различных регионах Российской
Федерации, где имеются для этого необходимые научно-практические
предпосылки.



Вывод:
Таким образом, подводя общий итог под проделанной работой, можно
сделать вывод о том, что по аналогии с составлением и реализацией бизнес-
планов предприятий целесообразно разработать бизнес-программы развития
производственно-социальных комплексов регионов, административных районов и
городов. Они должны заменить ранее существовавшие директивно утверждаемые
комплексные планы экономического и социального развития, которые
финансировались в основном из централизованных источников и целью которых
было достижение в основном объемных показателей. В отличие от них
мероприятия бизнес-программ будут ориентированы на рост доходов
предприятий, населения и местных бюджетов за счет улучшения хозяйствования
на соответствующей территории. При этом целесообразно расширить
экономическую базу органов самоуправления на основе не только активизации
их экономической деятельности, но и изменения платы за пользование землей,
природными ресурсами и аренды недвижимости, находящейся в муниципальной
собственности. Для осуществления указанных бизнес-программ большое значение
будет иметь заключение коллективных договоров и соглашений на предприятиях,
в территориальных образованьях, нормализующих взаимоотношения между
работодателями и работниками. В настоящее время они используются редко либо
весьма неэффективно. Необходимо полнее задействовать возможности таких
экономических механизмов, как муниципальные заказы и займы, а также
муниципальных банков, гарантирующих населению возврат вкладов с
дивидендами. Для усиления заинтересованности работников местной власти и
управления в повышении эффективности производства и жизненного уровня
населения, использовании прогрессивного опыта предлагается оплачивать их
труд с учетом прироста на душу населения чистой продукции в соответствующем
территориальном образовании.
Реализация изложенных принципов организации управления территориальными
образованьями позволит обеспечить самофинансирование и подлинное
самоуправление в регионах.



Список используемой литературы:

1. «О мерах по активизации государственной промышленной политики и созданию
условий для экономического роста в Российской Федерации». Постановление
Совета Федерации от 18.02.1998. - РГ, 03.03.1996.

«О финансово-промышленных группах». Федеральный Закон от 30.11.1995. - РГ,
06.12.1995.

3. Джаримов А. А. Регион в едином рыночном пространстве.
. Ростов-н/Д, 1995.

4. Лексин В. , Мильнер Б., Шевцов А.
Экономические отношения и управление в условиях Федерации. — Вопросы
экономики, (994, № 2).

5. Региональная экономика. Под редакцией проф. Т. Морозовой. - М., 1995.

6. Региональная экономика: новые подходы. — М., 1993.

7. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. —
Киев, 1989.







Реферат на тему: Обстоятельства, исключающие преступность деяния

ПЛАН


КУРСОВОЙ РАБОТЫ



|Введение……….………………….………...………...………... |2 |
|Общая характеристика обстоятельств, исключающих преступность |3 |
|деяния…...…………………………………..…. | |
|Необходимая оборона……………....…………………………. |7 |
|Крайняя необходимость……………………………………… |14 |
|Отличие необходимой обороны от крайней | |
|необходимости………………………………………………….. |18 |
|Заключение……………………………………………………… |19 |
|7. Список используемой литературы………………………… |21 |



1. ВВЕДЕНИЕ



Одной из сфер, где возникают коллизии человека, общества и
государства, является сфера разграничения правомерного и преступного
поведения. Граждане, а также уполномоченные государством лица, нередко
вынуждены совершать поступки, связанные с правомерным причинением вреда
ценностям, которые охраняются уголовным законом. Поскольку некоторые
поступки по внешним своим признаком совпадают с признаками преступных
посягательств, вывод и об их правомерности — прерогатива государства в лице
специально уполномоченных на то органов и должностных лиц на основании
закона и в соответствии установленной им процедурой. Констатация того
факта, что нанесенный вред соответствует требованиям закона является
основанием для признания совершенного деяния не только не общественно
опасным и не уголовно противоправным, а, напротив, правомерным и, как
правило, общественно полезным. Поэтому в кодексе уголовного права такие
поступки именуются обстоятельствами, исключающие общественную опасность и
противоправность, то есть преступность деяния.
Определения общего понятия обстоятельств, исключающих преступность
деяния, имеет важное научное и практическое значение. Главная роль такого
понятия — отразить то объективно реальное, что характеризует эти
обстоятельства. Понятие указанных обстоятельств основывается на родовых
свойствах (чертах, признаках) отдельных видов, фиксирует общее и единое в
них, акцентирует внимание на том, что их объединяет.
Определить общие понятия того или иного явления - значит раскрыть его
важнейшие, решающие черты, признаки.



2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ИСКЛЮЧАЮЩИХ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ


В жизни встречаются случаи, когда действие или бездействие, внешне
сходное с преступлением и обычно влекущее уголовную ответственность, в
данной конкретной обстановке имеет иное содержание и является общественно
полезным, в связи с чем не признаётся преступлением. Применительно к такого
рода ситуациям можно говорить об обстоятельствах, исключающих преступность
деяния.
Обстоятельства, исключающие преступность деяний - при которых деяние,
содержащее признаки состава преступления и причиняющие вред общественным
отношениям, охраняемым уголовным законом, не является преступлением. Глава
8 УК РФ предусматривает такие обстоятельства, исключающие преступность
деяния, как необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица,
совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или
психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или
распоряжения. Такие действия, как необходимая оборона, задержание лица,
совершившего преступление, действия в состоянии крайней необходимости (при
отсутствии превышения пределов), а также обоснованный риск являются
общественно полезными и не являются противоправными.
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния в силу отсутствия
противоправности и вины, признаются действия (бездействие), хотя внешне и
сходные с деяниями, предусмотренными уголовным законом, и выражающиеся в
причинении вреда охраняемым законом интересам, но совершенные лицом при
осуществлении своего субъективного права, выполнении юридической
обязанности или исполнении служебного долга с соблюдением условий их
правомерности.

Вопрос о наличии обстоятельств, исключающих преступность деяния,
возникает лишь тогда, когда причиняется вред охраняемым законом
общественным отношениям и когда в Особенной части УК содержится
соответствующий уголовно-правовой запрет.
Современное уголовное законодательство большинства стран также
характеризуется многообразием систем обстоятельств, исключающих
преступность деяния. Так, Уголовный кодекс Франции (1992 г.) в числе таких
называет принуждение, непреодолимую силу, фактическую ошибку, исполнение
приказа, правомерную защиту, наступившую или неминуемую опасность (крайняя
необходимость).
Уголовный кодекс Российской Федерации приведён в соответствие с
реалиями сегодняшней жизни. Формула взаимоотношений в цепочке: личность –
общество – государство обрела свою динамику. Одно из доказательств этого –
существенное расширение перечня обстоятельств, исключающих преступность
деяния.
Не является преступлением совершение деяния, формально содержащего
признаки какого-либо деяния, но в силу малозначительности не представляющее
общественной опасности. Не является преступлением невиновное совершение
деяния, запрещённого уголовным законом под угрозой наказания. Не является
преступлением также совершение лицом деяния, содержащего признаки состава
преступления, предусмотренного уголовным законом, но не подлежащего
уголовной ответственности ввиду недостижения возраста уголовной
ответственности, либо если лицо совершило общественно опасное деяние в
состоянии невменяемости.



Статьи УК РФ, раскрывающие нам содержание обстоятельств, исключающих
преступность деяния, являются диспозитивными нормами, то есть позволяют
лицу в каждом конкретном случае выбирать между несколькими вариантами
поведения, не предписывая чётко определённых и безальтернативных действий.
И такой подход в полной мере отражает принципы гуманизма и справедливости,
отражённые в первой главе УК РФ. Они справедливы по отношению к лицу, к
примеру, подвергшемуся нападению, потому что позволяют ему защищать свою
жизнь и здоровье любыми средствами. Гуманизм же здесь присутствует по
отношению к нападающему, так как потерпевшему не дано прямого указания
убивать его или причинять вред его здоровью.
Каждое из обстоятельств, исключающих преступность деяния, имеет «свой»
круг преступных деяний, под признаки которого оно способно попадать. То
есть любое из обстоятельств способно исключить преступность строго
определенного круга деяний. Поэтому при решении вопроса о том, исключает ли
преступность деяния тот или иной поступок, необходимо прежде всего
констатировать, что данный поступок и соответствующий состав преступления
характеризуется одинаковыми признаками субъекта и объекта, а также
совпадают по фактическим признакам объективной стороны. В противном случае
совершенный поступок не может выступать обстоятельством, исключающим
преступность деяния. Таким образом, попадание обстоятельств, исключающих
преступность деяния под внешние признаки деяния, предусмотренного уголовным
законом, заключается в полном совпадении признаков их субъектов и объектов,
а также в полном или частичном совпадении фактических признаков их
объективной стороны.


Правомерность обстоятельств, исключающих преступность деяния,
основывается на их соответствии нормам, предусмотренным уголовными или
иными отраслями законодательства.
Можно назвать следующие признаки обстоятельств, исключающие
преступность (общественную опасность и противоправность), деяния:
- они представляют собой сознательный и волевой поступок человека,
попадающий под внешние признаки преступления и совершаемый при
наличии определенных оснований;
- по своему социально-политическому содержанию обстоятельства
являются общественно-полезными;
- эти обстоятельства предусмотрены нормами различных отраслей
законодательства;
- обстоятельства исключают общественную опасность и
противоправность деяния и тем самым и уголовную ответственность,
являясь правомерными.
Таким образом, обстоятельства, исключающие общественную опасность и
противоправность деяния — это предусмотренные различными отраслями
законодательств и внешне сходный с преступлением общественно полезный и
правомерный поступок, совершаемый при наличии определенных оснований,
исключающий общественную опасность и противоправность деяния, а тем самым и
уголовную ответственность лица за причиненный вред.



3. НЕОБХОДИМАЯ ОБОРОНА


Под необходимой обороной понимается правомерная защита от общественно
опасного посягательства путём причинения вреда посягающему.
Право на необходимую оборону вытекает из естественного, присущего
человеку от рождения права на жизнь, которое, в частности, отражено в
основном законе нашего государство. Также статья 45 Конституции Российской
Федерации провозглашает, что каждый вправе защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом.
Необходимая оборона является обстоятельством, исключающим общественную
опасность и противоправность, а, следовательно, преступность и наказуемость
действий обороняющегося. Эти действия, хотя формально и подпадают (по
внешним данным) под признаки предусмотренного уголовным законом деяния, на
самом деле являются общественно полезными, поскольку служат интересам
предотвращения и пресечения преступлений.
Осуществление акта необходимой обороны – субъективное право
гражданина. На гражданах не лежит правовая обязанность осуществлять акт
обороны. Каждый может использовать свое право на защиту, но может и
уклониться от его осуществления. В определённых ситуациях оборона от
преступного посягательства может являться моральной обязанностью,
общественным долгом гражданина. С другой стороны, на определённой категории
лиц в ряде случаев лежит не только моральная, но и правовая обязанность
обороняться от происходящего нападения. К числу таких лиц относятся
сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, сотрудники ФСБ,
федеральных органов государственной охраны, других
охранных служб,

инкассаторы и пр. Осуществление акта необходимой обороны со стороны этих
лиц является их служебным долгом, а отказ от обороны сам может заключать в
себе состав преступления или дисциплинарного проступка.
Необходимая оборона как активная форма пресечения и отражения
посягательства не может быть сведена к простому противодействию путём
отталкивания нападающего, парирования его ударов. Она выражается в
контрнаступлении на посягающего. Именно поэтому государство предоставляет
соответствующим работникам право применять огнестрельное оружие.
Теория уголовного права и судебная практика признают необходимую
оборону правомерной лишь в том случае, когда она удовлетворяет ряду
определённых условий. Если не соблюдено хотя бы одно из этих условий, акт
защиты уже перестаёт быть общественно полезным и может повлечь за собой
уголовную ответственность.
Условия правомерности акта необходимой обороны принято подразделять на
относящиеся к посягательству и защите.

Посягательство должно быть: общественно опасным, наличным,
действительным (реальным).

Право на оборону порождает только общественно опасное посягательство
на охраняемые законом интересы. Чаще всего оборона осуществляется против
преступного, уголовно наказуемого посягательства, например, при отражении
покушений на убийство либо на причинение вреда здоровью, а также при
пресечении изнасилований, похищений людей, грабежей, разбоев, бандитских
налётов, вымогательства, угонов транспортных средств и других посягательств
на собственность, хулиганства и пр.


В то же время не требуется, чтобы посягательство было непременно
преступным. Достаточно, чтобы оно было общественно опасным и по объективным
признакам воспринималось как преступное нападение. Поэтому допустима
необходимая оборона от посягательства душевнобольного, малолетнего или
лица, действующего под влиянием устраняющей его вину фактической ошибки.

Посягательство должно быть наличным. Оно должно обладать способностью
неминуемо, немедленно причинить общественно опасный вред. Наличным
признается такое посягательство, которое уже начало осуществляться или
непосредственная угроза осуществления которого была настолько очевидной,
что было ясно, что посягательство может тотчас же, немедленно
осуществиться. О последнем может свидетельствовать конкретная угроза
словами, жестами, демонстрацией оружия и прочими устрашающими способами.
Непринятие предупредительных мер в таких случаях ставит лицо в явную,
непосредственную и неотвратимую опасность.
Однако против посягательства, которое не является наличным, а возможно
лишь в будущем, необходимую оборону применять нельзя. Посягательство не
является наличным в тех случаях, когда оно закончилось и опасность уже не
угрожает. Момент фактического окончания общественно опасного посягательства
является конечным моментом необходимой обороны.

Посягательство должно быть действительным, реальным, а не мнимым,
существующим в объективной действительности, а не только в воображении
защищающегося.
Признак действительности нападения позволяет провести разграничение
между необходимой и мнимой обороной.

Мнимая оборона – это оборона против воображаемого, кажущегося, но в
действительности не существующего посягательства. Юридические последствия
мнимой обороны определяются по общим правилам о фактической ошибке. При
решении этого вопроса возможны два основных варианта:
1. Если фактическая ошибка исключает умысел и неосторожность, то
устраняется и уголовная ответственность за действия, совершенные в
состоянии мнимой обороны. В таких случаях лицо не только не сознаёт,
но по обстоятельствам дела не должно и не может сознавать, что
общественно опасного посягательства нет. Налицо случай (casus),
невиновное причинение вреда.
2. Если при мнимой обороне лицо, причиняющее вред мнимому посягателю, не
сознавало, что в действительности посягательства нет, добросовестно
заблуждаясь в оценке сложившейся обстановки, но по обстоятельствам
дела должно было и могло сознавать это, ответственность за причинённый
вред наступает как за неосторожное преступление. При более
внимательном отношении к создавшейся ситуации субъект мог бы не
допустить ошибки и прийти к правильному выводу об отсутствии реальной
опасности.

Необходимая оборона предполагает защиту не только своих, но и любых
других охраняемых законом интересов. Такой круг объектов защиты определен в
ст. 37 УК РФ. Употребляющийся иногда термин "самооборона" должен пониматься
не в том смысле, что обороняющийся защищает только себя, а лишь в том
смысле, что он отражает посягательство сам, своими силами. Гражданин вправе
защищать от преступных посягательств как собственную жизнь, здоровье,
имущество и иные охраняемые законом интересы, так и аналогичные
блага

других, даже совершенно незнакомых ему лиц, а также законные интересы
юридических лиц, общественные и государственные интересы. Именно поэтому
такие действия считаются социально полезными и получают моральное
одобрение.
Следует специально подчеркнуть, что защита интересов других лиц
допустима независимо от их согласия на оказание помощи. Каждый человек по
собственной инициативе может отражать общественно опасные посягательства на
личность и права других граждан.

Защита осуществляется путём причинения вреда посягающему, а не третьим
(посторонним) лицам, как при крайней необходимости. Причинение вреда
непричастным к посягательству людям не подпадает под понятие необходимой
обороны.
Особенностью защиты при необходимой обороне является её активный
характер. При необходимой обороне защита по существу является
контрнаступлением, контрнападением. Только такая оборона представляет
надёжную гарантию от грозящей опасности. При необходимой обороне пользу
обществу приносит не тот, кто избегает опасности бегством, а тот, кто, даже
имея возможность иным путём избежать причинения себе вреда, активно
сопротивляется преступнику путём противонападения.

Защита должна быть своевременной. Она должна совпадать во времени с
общественно опасным посягательством. "Преждевременная" или "запоздалая"
оборона не увязывается с существом самого понятия необходимой обороны.
Пределы осуществления права на оборону определяются во времени начальным и
конечным моментом самого посягательства.

«Преждевременная» оборона не будет ещё обороной необходимой, ибо
против лишь предполагаемого посягательства



можно принимать меры предупреждения, предосторожности, но не прибегать к
обороне. А так называемая "запоздалая" оборона уже не будет необходимой,
так как против оконченного посягательства оборона вообще является излишней
и логически немыслима.

Защита не должна превышать пределов необходимости. Состояние
необходимой обороны оправдывает причинение вреда посягающему лишь в том
случае, когда защитительные действия не выходят за пределы необходимой
обороны. Превышение пределов необходимой обороны представляет собой
умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени
общественной опасности посягательства (ч. 3 ст. 37 УК). Под ним следует
понимать причинение нападающему явно ненужного, чрезмерного, не вызываемого
обстановкой тяжкого вреда.
По смыслу закона, превышением пределов необходимой обороны признаются
лишь те случаи, когда посягающему без необходимости умышленно причиняется
вред, указанный в ч. 1 ст. 108 или в ч. 1 ст. 114 УК РФ
(смерть или тяжкий вред здоровью). Причинение посягающему при отражении
общественно опасного посягательства вреда по неосторожности не может влечь
уголовной ответственности. Именно так решается вопрос о субъективной
стороне преступлений, совершаемых в результате превышения пределов
необходимой обороны, в УК РФ (ч. 3 ст. 37).
Следует иметь в виду, что причинение средней тяжести и легкого вреда
здоровью, а также побоев в ситуации обороны во всех случаях укладывается в
рамки правомерной защиты. В отличие от ранее действовавшего УК РСФСР 1960
г. законодатель в настоящее время исключил возможность привлечения к
уголовной ответственности за превышение пределов необходимой обороны при
причинении вреда здоровью средней тяжести.

Тем самым расширено право граждан на оборону от преступных
посягательств.
Для правомерной обороны не требуется абсолютной соразмерности между
способами и средствами защиты и способами и средствами посягательства. Люди
различаются по силе, ловкости, умению владеть оружием или обороняться без
оружия. Требование пользоваться при защите тем же оружием, что и
нападающий, ставит обороняющегося в худшее положение, чем преступника.
Защищающийся не всегда может действовать соразмерными средствами, тем более
что у него нет времени для размышлений, соразмерны ли применяемые им
способы и средства защиты способам и средствам посягательства. Поэтому
средства защиты могут быть и более эффективными, чем средства
посягательства.
Обороняющийся вправе применить те средства и способы защиты, которые в
данных условиях наиболее пригодны для обороны от посягательства с учетом
характера и опасности последнего. Однако явное несоответствие способов и
средств защиты способам и средствам посягательства является превышением
пределов необходимой обороны.



4. КРАЙНЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ


Крайняя необходимость – это такое положение лица, когда оно вынуждено
для предотвращения значительного вреда одним охраняемым законом интересам
причинить (в качестве крайней меры) менее значительный вред другим
охраняемым законом интересам. Ч.1 ст.39 УК РФ гласит: “ Не является
преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в
состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности,
непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц,
охраняемых законом интересам общества или государства, если эта опасность
не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено
превышения пределов крайней необходимости.
Анализ данной статьи показывает, что крайняя необходимость тех
или иных действий правомерна, то есть исключает общественную опасность и
противоправность деяния, лишь при наличии определенных условий, которые в
совокупности характеризуют деяние как лишенное признаков преступления.
Состояние крайней необходимости возникает там, где сталкиваются два
охраняемых законом интереса и сохранение одного (более важного) достигается
принесением в жертву другого (менее важного). Лицо, оказавшееся в состоянии
крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и путем сознательного
нарушения одного из интересов спасает другой, более важный по своему
значению. Именно поэтому действия, совершаемые в состоянии крайней
необходимости, полезны для общества, они правомерны и морально оправданы.
Условия правомерности акта крайней необходимости принято
подразделять на относящиеся к грозящей опасности и к защите от нее.


Опасность, исходящая из различных источников, должна:
- угрожать личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых
законом интересов общества или государства;
- быть наличной;
- быть действительной (реальной);
- ее при данных обстоятельствах нельзя устранить другими
средствами, не связанными с причинением вреда интересам третьих
лиц.
Источники грозящей опасности при крайней необходимости могут быть
самыми разнообразными. К числу их следует отнести: общественно опасное
поведение людей (виновное и невиновное), физиологические и патологические
процессы, происходящие в организме человека (болезнь, голод и т.д.),
стихийные силы природы (пожар, наводнение, ураган, землетрясение, горные
лавины и др.), действие источников опасности, неисправность различных
механизмов, нападение животных и проч.
Таким образом, одно из отличий института крайней необходимости от
необходимой обороны состоит в том, что угрожать охраняемым законом
интересам может не только общественно опасное посягательство, но и любые
другие источники опасности, равно как и собственное неосторожное поведение
субъекта. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда лицо,
заблудившись в тайге и спасаясь от голода, совершает действия,
предусмотренные статьей 258 УК РФ («Незаконная охота»). Между тем угроза,
возникшая в результате преступных действий самого лица, не может служить
оправданием для защиты собственных интересов, утративших характер
охраняемых законом (особенно, если это связано с сопротивлением при
задержании, сокрытием следов преступления и пр.).

Наличность - это признак, характеризующий непосредственную и
неизбежную, уже возникшую и еще не прекратившуюся угрозу каким-либо
охраняемым законом интересам. Как вероятная, возможная при стечении
определенных обстоятельств, так и устраненная или миновавшая опасность не
создают состояние крайней необходимости.
Действительность опасности - это ее реальность, объективность.
Действия в состоянии мнимой, то есть воображаемой угрозы, существующей лишь
в сознании субъекта должны квалифицироваться как фактическая ошибка. При
этом вступают в действие правила определения неосторожного (небрежного)
поведения. Если лицо должно было и могло правильно оценить обстановку, но
действовало не адекватно ей, якобы в состоянии крайней необходимости, то
оно подлежит ответственности за неосторожное преступление. Если же по
обстоятельствам дела, с учетом физических и психических особенностей
личности вся обстановка происшедшего свидетельствовала о возникшей угрозе,
хотя фактически ее и не было, лицо считается действовавшим по правилам
крайней необходимости.
Условия правомерности, относящиеся к защите, сводятся к таким
факторам, как своевременность, невозможность устранения опасности без
причинения вреда, меньший размер вреда и причинение его третьим лицам.
Своевременность действий напрямую связана с наличностью опасности.
Защита не должна начаться не раньше, чем появилась угроза охраняемым
законом интересам, и прекратиться не позднее, чем опасность исчезла. При
этом не имеет значения, миновала опасность в силу объективных причин,
устранена самим лицом или кем-либо другим. Вред, причиненный до или после,
выходит за рамки состояния крайней
необходимости,


и защита в зависимости от этого считается преждевременной либо запоздалой,
что лишает ее правомерности.
Состояние крайней необходимости, как отмечалось, характеризуется
неизбежностью наступления грозящих негативных последствий. Поэтому и
действия, направленные на устранение опасности путем причинения вреда,
должны быть единственно возможным, крайним (отсюда и название института)
средством избежать угрозы. Стало быть, возможность устранить опасность без
причинения вреда другому охраняемому законом интересу исключает
правомерность действий; в этом состоит одно из принципиальных отличий
данного института от необходимой обороны, которая допускает причинение
вреда при наличии другой возможности.



5. ОЛИЧИЕ НЕОХОДИМОЙ ОБОРОНЫ


ОТ КРАЙНЕЙ НЕОБХОДИМОСТИ


1. При необходимой обороне ее источником является общественно-опасное
посягательство, а при крайней необходимости — стихийные силы природы,
источник повышенной опасности и т.д.;

2. При необходимой обороне вред причиняется посягающим, а при крайней
необходимости — интересам третьих лиц;

3. При необходимой обороне не учитывается возможность избежать опасность
другим путем, а при крайней необходимости причинение вреда допускается
лишь в случае невозможности избежать опасности другим путем.

4. При крайней необходимости причиненный вред должен быть меньше
предотвращенного, а при необходимой обороне он может быть и более
значительным;

5. Необходимая оборона выражается в активных действиях, а крайняя
необходимость может выражаться и в бездействии.



6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Широкое участие общественности в борьбе с нарушениями общественного
порядка и преступными посягательствами должно сделать необходимую оборону
еще более эффективным средством по предупреждению и пресечению
преступлений. Таким образом, необходимая оборона является юридическим
выражением активной роли граждан в борьбе с преступными посягательствами на
государственные, общественные и личные интересы.
Необходимая оборона является одним из средств укрепления правопорядка,
охраны прав граждан и укрепление законности. Это имеет важное значение для
правильной и умелой организации органами МВД, следствия, суда и прокуратуры
борьбы с уголовной преступностью, а также и для широкого использования
права необходимой обороны всеми гражданами.
Институт необходимой обороны в российском уголовном праве является
одним из средств охраны интересов государства, собственности, прав и
интересов отдельных граждан. Он помогает удерживать неустойчивых лиц,
намеревающихся совершить преступление, от осуществления своего преступного
намерения.
Право необходимой обороны против посягательств на государственные и
общественные интересы, на обороняющегося и других лиц, а также на их права,
интересы, способствует воспитанию граждан нашего общества в борьбе за
охрану правопорядка.
Вопрос о правильном понимании необходимой обороны и о пределах ее
допустимости приобретает в настоящих условиях исключительно важное
значение.
Правильное понимание института необходимой обороны и правильное его
применение на практике имеет большое значение в деле борьбы с уголовной
преступностью, в деле вовлечения

широкой общественности в борьбе с грабителями, насильниками и убийцами. Все
это обязывает органы милиции, следствия, суда и прокуратуры не допускать
ошибок в своей работе и уметь правильно решать вопрос о наличии или
отсутствии в том или ином конкретном случае необходимой обороны,
исключающую общественную опасность деяния, или превышение пределов
необходимой обороны. Вопрос же о превышении пределов необходимой обороны
необходимо тщательно отграничить от умышленного убийства.
Любое нарушение закона приносит огромный ущерб нашему государству,
обществу, а значит, всем и каждому члену этого общества. Весьма активной
формой участия общественности в борьбе с преступностью является
осуществление российскими гражданами принадлежащего им права на необходимую
оборону.
Защищая путем необходимой обороны интересы государства, общества и
личности от общественно опасных посягательств, каждый гражданин имеет
широкие права и надежные гарантии. Надо только уметь правильно их
использовать.



7. СПИСОК


ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Конституция Российской Федерации. М., 2001 г.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996 г.

3. Уголовное право. Часть общая. М., 1998 г.

4. Ю. Александров. Необходимая оборона в законе и практике //
Правозащитник. 1998 г. № 1.

5. Е.В. Благов. Квалификация деяний, исключающих уголовную
ответственность // Государство и право. 1992 г. № 9






Новинки рефератов ::

Реферат: Лекции (часть) по теории государства и права (Теория государства и права)


Реферат: Социальные проблемы развития российского общества (Социология)


Реферат: Узбекистан в годы перестройки (История)


Реферат: Воспитание сознательной дисциплины на уроках математики (Психология)


Реферат: Московский Кремль - замечательный памятник фортификационного искусства (История)


Реферат: Гуманизм в коррекционном обучении (Педагогика)


Реферат: Железо-марганцевые конкреции мирового океана (Геология)


Реферат: Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования (Право)


Реферат: Вакуумные выключатели (Технология)


Реферат: Налоговая система Нидерландов (Финансы)


Реферат: История названий созвездий (Астрономия)


Реферат: Современное состояние рынка труда Западной Сибири (Социология)


Реферат: История Армении (История)


Реферат: Word (Программирование)


Реферат: Нормирование труда управленческого персонала (Предпринимательство)


Реферат: Европейский Союз как элемент международных отношений (История)


Реферат: Объект и предмет преступления (Криминалистика)


Реферат: Кредитна дiяльнiсть Банкiв (Банковское дело)


Реферат: Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе (Педагогика)


Реферат: Великий князь Михаил Тверской (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист