GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США (Политология)


Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Российский Государственный Гуманитарный Университет



Реферат по курсу
"Политология"



Сравнительный анализ избирательных систем
России, Германии, США.



Факультет информатики
Курс: II
Группа: 1
Студент: Высоцкая Мария
Преподаватель: Зимина В.Д.



Москва, 2001.

Введение.
Избирательная система – важный фактор в политической жизни любой
страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие
последствия – от раскола партии до распада страны. Таких случаев в истории
немало. Например, в 1970 году в Чили установилась кровавая диктатура именно
из-за недостатков избирательной системы.
Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов
политической науки тем, что оно допускает количественное моделирование, так
как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема
представляет большой теоретический интерес.
В данной работе я хочу рассказать о том, что представляют собой
избирательные системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже
много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на
протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со
времени 2 Мировой Войны сделала необычайный рывок в своем экономическом и
политическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь
демократического развития сравнительно недавно. Я хотела бы выявить
недостатки и достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в
них сходства и различия.

Избирательные системы: теория вопроса.
Чтобы говорить о сравнении избирательных систем России, Германии и
США, нужно сначала иметь четкое представление о том, что такое
избирательная система.
Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном
государстве не может осуществляться никак иначе как через выборных
представителей, а потому и называется представительной.
Выборы – это поистине необходимое условие демократии.
Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в
правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя
(например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также
сложившейся практикой деятельности государственных и общественных
организаций.
Избирательная система – составная часть политической системы, но и она
сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из
которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право –
теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или
избирательный процесс) – компонент практически-организационный.
Рассмотрим каждый из этих компонентов по отдельности.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих
участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение
между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также
порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей.
Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно
как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя
(активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное
избирательное право).
В соответствии с принципами трактуемого в широком смысле
избирательного права и некоторыми другими критериями, например, такими как
объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать определенную
классификацию выборов, выделить их виды. Так, бывают выборы президентские,
парламентские, в местные органы самоуправления – региональные,
муниципальные, выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того,
выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.
Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно
принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое
развитие той или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы
получим несколько пар противоположностей: всеобщие – ограниченные
(цензовые), равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с
тайным – с открытым голосованием. Во всех этих парах слово, написанное
слева, характеризует высокую степень демократизма. Так, большинство стран
современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных
избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном
голосовании.
Всеобщность выборов заключается в том, что все дееспособные лица,
достигшие установленного законом возраста, имеют право участвовать в
выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (ценз оседлости,
возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательного права
значительно жестче, чем активного.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма
представительства – количество избирателей, представляемых одним кандидатом
на данное место.
Разница между прямыми и косвенными выборами состоит в том, что в
первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на
замещаемую должность, а во втором – за лиц, которым отводится роль
выборщиков. Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь
видна следующая закономерность: повсюду местные органы, однопалатные
парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в США и верхняя
палата избираются прямыми выборами.
Тайная форма голосования характерна для всех цивилизованных стран
мира.
Специфической формой избирательной активности представляет собой
референдум. Это особый тип всенародного голосования, объектом которого
является не некоторый кандидат, а некий важный государственный вопрос, по
которому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был
проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдум называется конституционным,
если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней,
или законодательным, если предмет референдума – проект акта текущего
законодательства.
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть
избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по
организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание
избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию
избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в
депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе
их проведения; определение результатов голосования.
Термин «избирательная система» часто рассматривается в более узком
смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В таком случае можно
говорить о пропорциональной и мажоритарной системе. Перейдем к краткому
описанию этих систем.
Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным
спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ,
удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата)
между партиями строго пропорционально числу поданных голосов. При этом
определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество
голосов, необходимое для избрания единого депутата.
Пропорциональная система – наиболее распространенная избирательная
система в мире. Она имеет две разновидности
. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном
уровне, когда избиратели голосуют за политические партии в масштабе
всей страны, и избирательные округа не выделяются.
. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на
многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на
основе влияния партий в избирательных округах.
Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что
победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший
предусмотренное законом большинство голосов. Большинство бывает разным.
Существуют избирательные системы, требующие абсолютного большинства (50%
плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства
означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу».
Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.
Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои достоинства и
недостатки.
К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней
заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного
правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко
побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.
В качестве основных недостатков мажоритарной системы следует
рассмотреть следующее:
. Значительная часть избирателей страны остается не представленной в
органах власти;
. Партия, получившая на выборах меньшее количество голосов, чем ее
соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством
депутатских мест;
. Две партии, набравшие равное или близкое к равному число голосов,
проводят в органы власти неравное число кандидатов.
К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в
сформировавшихся при ее посредстве органах власти представлена реальная
картина политической жизни общества, расстановка политических сил. Эта
система способствует развитию многопартийности и политического плюрализма.
. Основными недостатками пропорциональной избирательной системы можно
считать следующее:
. Возникают сложности в формировании правительства по причинам
отсутствия доминирующей партии, создания многопартийных коалиций,
включающих разные цели и задачи. Следствием этого недостатка
является нестабильность сформированного правительства;
. Непосредственная связь между депутатами и избирателями весьма
слабая, так как голосование осуществляется не за конкретных
кандидатов, а за партии;
. Независимость депутатов от своих партий.
Трудно сказать, какая избирательная система более демократична, то
есть, точнее отражает мнение избирателей, то самый vox populi. На первый
взгляд, кажется, что пропорциональная система улавливает весь спектр
мнений, зато мажоритарная система заставляет избирателей более основательно
подумать перед выбором.
Избирательные системы в своем развитии прошли достаточно большой путь.
В ходе этого процесса началось формирование смешанной избирательной
системы, т.е. системы, которая должна была включить в себя все
положительные черты как пропорциональной, так и мажоритарной систем. В
рамках смешанной системы определенная часть мандатов распределяется по
мажоритарному принципу. Другая часть распределяется пропорционально. Опыт
свидетельствует о том, что данный вариант наиболее демократичен и
эффективен для достижения политической стабильности.
Сама избирательная система может влиять на электоральное пространство,
или избирателей. По характеру воздействия ее эффекты условно делятся на
краткосрочные и долгосрочные.
В краткосрочном плане результаты отдельных голосований позволяют
судить о том, насколько электоральные правила обеспечивают принцип
пропорционального представительства в выборном органе. Сочетание различных
компонентов, таких как величина округа (количество мест, распределяемых в
каждом из них), электоральная формула, порог представительства и тип
бюллетеня, влияют на степень пропорциональности при распределении мест
между политическими акторами на основе полученных ими на выборах голосах. В
данной связи избирательная система может рассматриваться как один из
процедурных факторов (избирательные технологии, роль публичных дебатов и
т.д.), воздействующих на исход каких-нибудь выборов.
В долгосрочной перспективе избирательная система во многом определяет
уровень фрагментации партийной системы, структурируя, таким образом,
электоральное пространство. Выбор стратегий электорального соревнования
акторов, а также стратегий голосования избирателей оказывается зависимой
переменной от типа избирательных правил.
Теоретическая модель, релевантная для анализа краткосрочных и
долгосрочных эффектов избирательной системы – это схема М. Дюверже. Он
разделил эффекты электоральной системы на «механический» и
«психологический». Действие первого из них можно оценить, анализируя
результаты единичных выборов. Любая избирательная система усиливает
представительство сильных политических участников за счет слабых. Степень,
в которой сильные участники получают преимущество, зависит от факторов,
которые я приводила выше. Установлено, что системы пропорционального
представительства с высокой величиной округа в большей степени способствуют
пропорциональному распределению мест на основе полученных голосов, и,
следовательно, являются предпочтительными для слабых акторов. В то же время
системы большинства, не важно, относительного или абсолютного, с низкой
величиной округа производят большую диспропорциональность, тем самым
меньшее число акторов добивается представительства в парламенте.
Для того, чтобы начал действовать психологический эффект избирательной
системы, необходимо проведение как минимум вторых выборов. Он возникает в
качестве реакции политических акторов и избирателей на действие
механического эффекта. Таким образом, политические акторы прибегают к
построениям коалиций, а избиратели предпочитают отдавать голоса крупным
партиям или важным кандидатам. Так происходит структурирование
электорального пространства в направлении снижения фрагментации.


Избирательная система в России.
Нынешняя российская избирательная система сложилась в результате
крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 годов. Эта реформа
началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой
Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных
законов.
В 32 статье п.2 Конституции говориться о том, что «Граждане Российской
Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в
референдуме». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц,
лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет
говорить о всеобщем избирательном праве в Российской Федерации. Всеобщее,
равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье
Конституции.
Активное избирательное право граждане РФ получают с18 лет, а
пассивное, или право быть избранными в Государственную думу с 21 года, а на
пост президента с 35 лет, при условии десятилетнего постоянного проживания
на территории нашей страны. При этом участие в выборах является
добровольным.
Выборы президента Российской Федерации поводятся по единому
федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию
страны.
В Госдуму избираются 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным
округам (1 округ – один депутат) и 225 по федеральному избирательному
округу, пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки
кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками. В
первом случае избирается скорее личность, во втором партия, блок партий или
иное общественное объединение.
Таким образом, в Российской Федерации действует смешанная
избирательная система. В одномандатных округах выборы осуществляются на
основе мажоритарной системы относительного большинства.
В федеральном округе отбор ведется по пропорциональному принципу, но
пропорциональность эта касается только тех партий, которые перешли 5%-й
барьер, то есть получили не менее 5% голосов из числа участвовавших в
выборах. Те, кто не добрал до этого порога, теряют все свои голоса, а также
право на представительство в Государственной Думе.
Следовательно, в российской избирательной системе представлены два
противоположных по воздействию на партийную систему типа избирательных
правил. Списочная система с максимальной величиной округа должна
обеспечивать высокую степень пропорциональности при распределении мест на
основе полученных голосов, и тем самым усиливать фрагментацию. В свою
очередь, система простого большинства с минимальным размером округа
ограничивает уровень пропорциональности и уменьшает число партий. Следует
отметить, что важным элементом принятой в России избирательно системы
является 5%-ый барьер. Введение заградительного барьера в рамках
пропорциональной системы аналогично по своему эффекту уменьшению величины
округа. Иными словами, пропорциональная система с высоким «заградительным»
барьером склонна ограничить эффективное число партий.
Классические концепции воздействия избирательных систем на партийные
позволяет предположить, что «смешанная несвязанная» избирательная система
теоретически могла бы обеспечить оптимальный формат партийной системы. Как
показывают исследования, пропорциональное представительство способно
обеспечить участие в политическом процессе всего спектра партий, а система
относительного большинства облегчает становление двухпартийного
соревнования, преграждая доступ в парламент малым партиям.
Поскольку, взятые по отдельности обе части «смешанной несвязанной»
системы не благоприятствуют успеху малых партий, оптимальная электоральная
стратегия таких партий, казалось бы, должна была заключаться в
присоединении к более крупным политическим объединениям. Тем не менее,
результаты выборов 1993 и 1995 года свидетельствуют о том, что в российском
случае данная логика не сработала. Вместо того, чтобы вступать в коалиции с
более крупными объединениями, малые партии предпочитали направлять усилия
на победу в одномандатных округах, не отказываясь от соревнования и по
пропорциональной системе. На выборах 1995 года фрагментация партийной
системы не только не сократилась, но даже усилилась.
Установленная в нашей стране «смешанная несвязанная» избирательная
система с двойным голосом создает естественные стимулы для раздельного
голосования. Во-первых, высокий заградительный барьер способствует так
называемому стратегическому голосованию, когда избиратель голосует не за
самого предпочтительного кандидата, а за наиболее приемлемого из тех, кто
имеет шансы на победу. Во-вторых, разные избирательные формулы создают
разные основы для выбора избирателя. Теоретически пропорциональные системы
поддерживают партийное голосование, тогда как системы большинства –
персональное.
Выше я писала о том, как избирательная система может влиять на
электоральное пространство. Посмотрим, что же произошло в России. Зимой
1999 года в России прошли уже третьи парламентские выборы, проведенные по
смешанной избирательной системе. Для анализа долгосрочных эффектов
избирательной системы выборы 1993 года имеют скорее символический характер,
связанный с функцией стабилизатора политической обстановки в России.
Механический эффект незначительно ограничил представительство малых партий
в парламенте, сократив число конкурирующих партий с 13 до 8, прошедших в
Думу.
Наиболее непредсказуемыми – в плане эффектов избирательной системы –
оказались парламентские выборы 1995 года. Вопреки предложениям о снижении
уровня фрагментации российской партийной системы политические акторы
игнорировали стратегию коалиционного правительства. Незначительное
сокращение числа партий в Думе по сравнению с соревнующимися за ее
пределами, а также экстренные условия проведения выборов 1993 года создали
«иллюзию больших возможностей» для малых партий и политических акторов.
Введенный 5%-ый порог представительства урезал число партий на
парламентском уровне с 43, участвовавших в выборах, до 4, получивших
парламентское представительство.
Механическим эффектом выборов 1995 года стала высокая
диспропорциональность списочной части избирательной системы, что привело в
действие ее психологический эффект, как на уровне электората, так и на
уровне политической элиты в 1999 году. Во-первых, число партий по сравнению
с 1995 годом сократилось. Неудача малых партий стимулировала коалиционные
взаимодействия, снизив цену потерь от альянсов. На уровне электората
психологический эффект привел к значительному сокращению поддержки
партийных списков малых партий. Если в 1995 году около 50% голосов по
спискам получили малые партии, не преодолевшие 5%-ый барьер, то в 1999 году
этот показатель составил чуть более 13%.
Вопреки ожиданиям разработчиков электорального закона, две части
избирательной системы оказались связанными.
В перспективе связанность двух частей избирательной системы может
способствовать появлению двух разнонаправленных тенденций в развитии
партийной системы.
В ходе неизбежного структурирования полей межпартийной конкуренции
одна из частей избирательной системы постепенно окажется приоритетной.
Если структурирование парламента будет происходить преимущественно на
партийной основе, а доля независимых депутатов сойдет к минимуму, то
пропорциональная часть системы станет более значимой. Это повлечет за собой
уменьшение фрагментации партийной системы.
Вторая тенденция связана с организационной слабостью партийной системы
вообще и отдельных партий в частности. Это порождает дополнительные стимулы
к укреплению партий, ориентирующихся на регионы, в противовес партиям
идеологическим. В случае развития данной тенденции малые партии будут
продолжать побеждать в одномандатных округах, а высокий уровень
политической фрагментации сохранится.

Избирательная система Германии.
Избирательную систему Германии можно охарактеризовать как смешанную
связанную.
Выборы во все избираемые народом органы власти являются всеобщими,
прямыми, свободными, равными и тайными. Правом голоса обладает любой
гражданин Германии, которому уже исполнилось 18 лет. Пассивным
избирательным правом обладает человек, который как минимум один год
является гражданином Германии и уже достиг 18-летнего возраста.
Кандидаты на выборах определяются партиями.
Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты
парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом
он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу
относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный
список партий.
В ФРГ используется заградительный 5%-ый порог. Таким образом, малые
партии оказываются в весьма невыгодном положении, т.к. для получения мест в
парламенте необходимо либо набрать более 5% в рамках страны, либо победить
по меньшей мере в трех одномандатных округах.
Все-таки решающими являются вторые голоса. Если партия одержит победу
в большем числе избирательных округов, чем это предусмотрено 5%-ым
барьером «вторых голосов», то она получает дополнительные «переходные»
мандаты. В таких случаях в Бундестаге оказывается больше депутатов, чем
установленные законом 656 членов.
Пропорциональная система с земельными списками преследует цель, чтобы
все партии были распределены пропорционально поданным за них голосам. Опыт
показывает, что наименьшее несоответствие между волеизлиянием электората и
распределением мандатов в парламенте проявляется в государствах,
использующих модифицированную пропорциональную систему с «национальным
округом», к которым относится Германия. С другой стороны, прямой выбор
кандидата от избирательного округа дает гражданину шанс, выбрать
определенного политика.
Как правило, население показывает большой интерес к выборам. Так, в
1994 году на выборах в Бундестаг на избирательные участки пришло 79,1 %
населения. На местных выборах участие населения колеблется на уровне 70%.
Смешанная связанная система работает следующим образом. Половина мест
в немецком бундестаге заполняется по системе простого большинства в
одномандатных округах, другая же половина – по списочной пропорциональной
системе. Но при этом количество получаемых партией пропорциональных
мандатов уменьшается в зависимости от того, насколько успешным было ее
выступление в одномандатных округах. В целом смешанная связанная система
работает точно так же, как и любая пропорциональная.

Избирательная система США.
Выборы и подготовка к ним – стержневое событие и постоянное событие
политической жизни американского общества. Выборными являются свыше 18
тысяч должностей, начиная с президента США и кончая шерифом небольшой
сельской общины. Выборы в федеральные органы власти проводятся по всей
стране одновременно в ноябре каждого четного года.
Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой
на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым
голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате
представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от
численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два
года.
Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на
срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных
собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к
Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Они проводятся одновременно с
выборами в палату представителей, при этом каждые два года переизбирается
1/3 состава сената. Избирательный округ по выборам в сенат – весь штат.
Конституция (вместе с поправками) гарантирует избирательные права всем
гражданам США, достигшим 18 лет. Наибольший интерес со стороны избирателей
вызывают президентские выборы. Если выборы в конгресс, губернаторов штатов
происходят не одновременно с президентскими, то интерес к ним и,
соответственно, участие избирателей падает в среднем на 14 процентов.
В США действует мажоритарная система выборов, когда кандидат,
получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов,
считается победившим. Это дает предпосылки для развития двухпартийности.
На президентских выборах избиратели голосуют за список кандидатов от
партий в коллегию выборщиков от штата. Здесь действует также мажоритарный
принцип: выигравшая партия получает все места выборщиков от данного штата
(а не пропорционально числу набранных голосов). Из этого следует, что
мелким партиям бессмысленно тягаться с китами большой политики.

Заключение. Выводы.
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех
различных государств. Попробую попарно сравнить их.
Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что
каждый избиратель обладает двумя голосами, а также, что голосование идет
как по партийным спискам, так и по кандидатам. Голосование по одномандатным
округам проходит в России и в Германии по мажоритарной системе простого
большинства. Только в Германии, в отличие от России, результаты голосования
по одномандатным округам и по земельным спискам партий связаны. Из отличий
следует отметить еще и то, что в России используются общефедеральные
партийные списки, а в ФРГ – земельные. Что касается сходства, то стоит
упомянуть и 5%-й барьер, который установлен в обоих государствах для того,
чтобы партия получила представительство в парламенте.
В Германии народом избирается только парламент и местные органы
власти, а бундесканцлер не избирается напрямую населением. Поэтому
сравнивать его избрание с выборами президента в России бессмысленно.
Теперь я хотела бы перейти к сравнению избирательной системы США и
Германии. Здесь следует подчеркнуть, что выборы в США проходят по
мажоритарной системе, то есть никаких партийных списков здесь нет. В
отличие от сената США в немецкий бундесрат (верхняя палата парламента) нет
прямых выборов представителей от штата. В бундесрате заседают представители
правительств федеративных земель, а в сенат США избирается один
представитель от каждого штата. В США, как и в Германии, на выборах в
нижнюю палату парламента в одномандатных округах действует мажоритарная
система относительного большинства. Количество одномандатных округов
пропорционально населению, в них проживающему.
Что касается США и России, то здесь можно написать примерно то же, что
я написала выше, сравнивая избирательные системы США и Германии. Опять же,
в США отсутствуют партийные списки и, следовательно, пропорциональная
система. По одномандатным округам при выборах в нижнюю палату парламента в
обеих странах действует мажоритарная система относительного большинства. В
США представители сената избираются напрямую населением, а в России в
Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.
Количество одномандатных округов при выборах в нижнюю палату парламента
рассчитывается исходя из численности проживающего в них населения.
Что касается президентских выборов, то здесь есть большая разница. В
России Президент избирается населением напрямую, а в США – косвенно, путем
избрания коллегии выборщиков. Несмотря на это, американский президент
считается всенародно избранным. Эта система выборщиков показала на выборах
2000 года свою несостоятельность.
Несмотря на различия в избирательных системах в рассмотренных мною
государствах, это дает право на существование и нормальное функционирование
каждой из них.



Список использованной литературы.
1. Grundgesetz fuer die Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1996.
2. McClure C.H., Yahrbrough W.D. The United States of America. 1943.
3. Tatsachen ueber Deuetschland. Frankfurt/Main, 1996.
4. Гельман В.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное
законодательство переходного периода. // Полис, 1997, №4.
5. Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные
несвязанные» избирательные системы в новых демократиях. // Полис,
1997, №3.
6. Конституция Российской Федерации. М., 1996.
7. Селезнев Л.И. Политические системы современности: Сравнительный
анализ. СПб, 1995.
8. Структура и динамика российского электорального пространства
(Круглый стол) // Полис, 2000, №2.
9. Таагпера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Полис,
1997, №3.
10. Ягромская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной
фрагментации в России.// Университетская политология России. М.,
Полис, 1999.




Реферат на тему: Сравнительный анализ конституций России и США

Сравнительный анализ Конституции России и США.


Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:

1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные
права и свободы введены позднее поправками.
2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более
абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в
России эта должность упразднена.
4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента,
референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее
избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов,
оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы
власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России
ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также
устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной
редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие
Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией,
причем порядок их принятия существенно проще.
8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные
статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае
необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции.
Конституция США не содержит такого механизма.
9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции
США. Многие основные положения в части государственного устройства и
республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России
выполнена на уровне современной юридической науки и является более
тщательно проработанным документом.


|Россия |США |
|Законодательная власть |
|Федеральное собрание, состоящее |Конгресс, состоящий из Сената и |
|из Совета Федерации и |Палаты Представителей. |
|Государственной Думы. |Палата Представителей: выборы |
|Дума — 450 депутатов, сроком на 4|каждые два года. |
|года. Может быть избран любой |Представительство штата |
|гражданин старше 21 года. |пропорционально населению (не |
|Совет Федерации — два |более 1 от 30 000). Граждане не |
|представителя от каждого |моложе 25 лет, проживающие не |
|субъекта. |менее 7 лет в США. Спикер — |
|Председатели палат — выборные. |выборная должность. |
| |Сенат — два сенатора от штата. |
| |Одна треть переизбирается каждые|
| |два года. Председательствует |
| |вице-президент, без права |
| |голоса. |
|Законодательный процесс |
|Законопроект вносится в Думу, |Законопроект готовится |
|принимается большинством голосов,|Конгрессом и поступает на |
|передается на утверждение Совета |утверждение к Президенту, вето |
|Федерации. Отклонение Советом |Президента может быть преодолено|
|Федерации может быть преодолено |двумя третями голосов каждой из |
|двумя третями голосов Думы. Вето |палат Конгресса. |
|президента может быть преодолено | |
|двумя третями голосов каждой из | |
|палат. | |
|Компетенция парламента |
|Совет федерации: |Государственные займы |
|Изменения границ |регулирование внешней торговли |
|Чрезвычайное и военное положение |эмиссия денег |
|Использование вооруженных сил за |стандартизация |
|пределами России |формирование судебных органов, |
|Назначение судей Конституционного|кроме Верховного суда |
|Суда, Верховного Суда, |борьба с нарушениями закона |
|Генерального прокурора. |объявление войны и заключение |
|Государственная дума: |мира |
|Назначение председателя |формирование и содержание армии |
|Центробанка |и флота |
|Объявление амнистии |разработка законопроектов |
| |разрешение конфликтов между |
| |штатами |
| |принятие новых штатов в состав |
| |США |
|Исполнительная власть |
|Президент избирается сроком на 4 |Президент и вице-президент |
|года всеобщим прямым тайным |избираются сроком на четыре года|
|голосованием. |коллегией выборщиков от каждого |
|Не моложе 35 лет, постоянно |штата. |
|проживающий в России не менее 10 |Не моложе 35 лет, постоянно |
|лет. |проживающий в США не менее 14 |
|Не более двух сроков подряд. |лет. |
|В случае невозможности исполнения|Не более двух сроков. |
|обязанностей Президентом или |В случае невозможности |
|отставки, обязанности исполняет |исполнения обязанностей |
|Председатель Правительства. |Президентом, их берет на себя |
|Председатель Правительства |вице-президент, затем |
|назначается Президентом с |должностное лицо по решению |
|согласия Думы. |Конгресса. |
|Полномочия Президента и его обязанности |
|Глава государства |Глава государства. |
|Верховный главнокомандующий |Главнокомандующий вооруженными |
|Охрана суверенитета России |силами. |
|Определение основных направлений |Заключение договоров с |
|политики |иностранными государствами |
|Представление интересов страны в |Назначение послов, министров, |
|международных отношениях |членов Верховного суда |
|Назначение Председателя | |
|Правительства, высшего военного | |
|командования, послов. | |
|Отставка правительства | |
|Формирование Совета Безопасности | |
|Роспуск Думы | |
|Судебная власть |
|Конституционный Суд — 19 судей: |Верховный суд, суды штатов |
|соответствие законов Конституции,|Верховный суд имеет прямую |
|споры о компетенции между |юрисдикцию в процессах, где |
|государственными органами. |какой-либо из сторон выступает |
|Верховный Суд — гражданские, |штат в целом, или высшее |
|уголовные, административные дела,|должностное лицо. В остальных |
|подсудные судам общей юрисдикции.|случаях прямую юрисдикцию |
| |осуществляют суды другого |
|Высший Арбитражный Суд — |уровня, Верховный суд |
|экономические споры |рассматривает апелляции. |
| |Решения выносит жюри присяжных. |
|Права субъектов федерации |
|Субъекты имеют свое |Штаты имеют законодательные |
|законодательство в рамках |собрания и издают законы, |
|Конституции и представительные |действующие на территории штата |
|органы, а также органы местного |Не имеют права |
|самоуправления. |заключения договоров и союзов |
|Не имеют права |эмиссии денег |
|ограничивать действие Конституции|выпуска займов |
|и власти Президента |отмены законов |
|устанавливать таможенные границы,|присвоения титулов |
|пошлины, сборы |Не имеют права без согласия |
|эмиссии денег |Конгресса |
|В совместном ведении с Российской|облагать налогами импорт и |
|Федерацией |экспорт |
|разграничение собственности |содержать армию и флот |
|соответствие законодательных | |
|актов | |
|природопользование | |
|принципы налогообложения | |
|координация международных и | |
|внешнеэкономических связей. | |
|Взаимоотношения субъектов федерации |
|Республика (государство) имеет |Граждане любых штатов равны в |
|свою конституцию и |правах |
|законодательство. Край, область, |Лицо, преследуемое за |
|город федерального значения, |преступление в любом штате, |
|автономная область, автономный |подлежит задержанию на |
|округ имеет свой устав и |территории любого другого штата |
|законодательство. |и передаче властям первого. |
|Во взаимоотношениях с | |
|федеральными органами | |
|государственной власти все | |
|субъекты Российской Федерации | |
|между собой равноправны. | |
|Изменения конституции |
|Федеральные конституционные |Поправки выдвигаются Конгрессом |
|законы выдвигаются Думой и |и должны быть одобрены |
|принимаются тремя четвертями |законодательными собраниями трех|
|голосов Совета Федерации и двумя |четвертей штатов. |
|третями голосов Думы. | |
|По основным статьям — созыв | |
|Конституционного Собрания, | |
|разработка проекта новой | |
|Конституции, принятие всенародным| |
|голосованием. | |
|Права граждан |
|Признаются и защищаются равным |(I поправка)Свобода |
|образом частная, государственная,|вероисповедания, слова, печати, |
|муниципальная собственность |собраний. |
|Свобода мысли, слова, массовой |(IV поправка) Неприкосновенность|
|информации |личности и жилища. |
|Свобода вероисповедания |(V поправка) Защита частной |
|Свобода собраний |собственности. |
|Труд свободен. Принудительный |(XIII поправка) Запрет рабства и|
|труд запрещен. |принудительного труда |
|Все равны перед законом и судом |(XIV поправка) Равенство граждан|
|Личная неприкосновенность, |перед законом |
|неприкосновенность частной жизни |(XV поправка) Равные |
|и жилища |избирательные права независимо |
|Свобода передвижения |от расовой и национальной |
|Равенство прав гражданина |принадлежности |
|независимо от пола, расы, |(XIX поправка) Равные |
|национальности, языка, |избирательные права независимо |
|происхождения, имущественного и |от пола |
|должностного положения, места |(XXVI поправка) Равные |
|жительства, отношения к религии, |избирательные права независимо |
|убеждений |от возраста, старше 18 лет |
|Избирательные права |Поддержка науки и искусства |
|Право на жилище |путем охраны авторских прав |
|Право на медицинское обслуживание| |
| | |
|Право на образование | |
|Свобода творчества, охрана | |
|интеллектуальной собственности | |
|Обязанности граждан |
|Уплата налогов | |
|Защита Отечества (военная или | |
|альтернативная служба) | |
|Охрана окружающей среды | |





Новинки рефератов ::

Реферат: Маркетингова сутність реклами (Маркетинг)


Реферат: Зарождение христианства (Религия)


Реферат: Вирус Эбола (Биология)


Реферат: Личные неимущественные права авторов Франции (Право)


Реферат: Методы поиска решений в экспертных системах (Компьютеры)


Реферат: Повесть временных лет как культурно-историческое произведение (История)


Реферат: Методы бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности "Профессиональное обучение" (Педагогика)


Реферат: Глоссарий хакера (Компьютеры)


Реферат: Обучение младших школьников с применением компьютерной поддержки (Педагогика)


Реферат: Регламент Верховного Совета Украины (Право)


Реферат: Субъекты предпринимательской деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Контрольная (Экологическое право)


Реферат: Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста (Психология)


Реферат: Социология семьи (Социология)


Реферат: Внедрение стратегии (Менеджмент)


Реферат: Нервная система (Биология)


Реферат: Демократические преобразования в Росии (Политология)


Реферат: Бреттен-вудское соглашение (Деньги и кредит)


Реферат: Менеджмент человеческих ресурсов на предприятии (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист