GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Семья как объект социологического исследования (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Семья как объект социологического исследования (Социология)



Министерство образования и науки Украины
ПГАСА



РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

на тему «Семья как объект социологического
исследования»



Выполнил: ст. гр. _____ Савицкий А.Н.



г. Днепропетровск
2001 г.


План

1. Социология – наука об обществе. Объект и предмет социологии.

2. Семья как объект социологического исследования:
а) что такое семья и ее основные признаки;
б) типы семьи;
в) социальные функции семьи.

3. Кризис семьи как социального института общества.
Демографическая политика государства.



С термином “социология” каждый из нас встречается неоднократно.
В современной жизни она у всех “на слуху”. Но что представляет собой
социология как наука?
Термин “социология” производная от двух слов: латинского слова societas
– общество и греческого logo – слово, понятие, учение.
Таким образом социология – наука об обществе. Но это довольно абстрактное
определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается большим
количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией,
политической экономией, историей, демографией и т.д.
Чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к
изучению общества, необходимо вычленить собственную область
социологического исследования.
Для этого следует провести строгое разграничение между объектом и
предметом социологии.
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера
объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки
является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего
исследователям выделить те стороны закономерности развития и
функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для
данной науки.
Таким образом, объект той или иной науки – это часть субъективной или
объективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые
изучаются только данной наукой, а предмет науки – это результат
исследовательских действий.
Считают, что объектом социологического познания является вся
совокупность свойств, связей и отношений, которые носят названия
социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения социолога
Г.В.Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей
общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в
процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в
их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и
процессам общественной жизни.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже
одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы
- независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.
Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают
воздействие друг на друга, способствуя тем самым тому, что каждый из них
становится носителем и выразителем каких-либо
социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное
взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются
объектами социологического исследования.
Семья выступает как объект социологического исследования и занимается
ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование,
развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных
культурных и социально-экономических условиях.
Что же такое семья? Каковы ее признаки? Какую роль семья играет в
обществе? Эти вопросы пытались решить еще мыслители древности. Семью, ее
происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая
социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология,
история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.
А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве
объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой,
родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.
Ее основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном помещении;
в) общий семейный бюджет.
Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает
непременным условием.
И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить
совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает
весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы,
наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе
взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.
Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое
разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.
Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В
хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи,
вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит
морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в
него людей.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и
регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и
женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу
их детям, своему потомству, родителям.
Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и
общественного контроля.
Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть
нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:
- регистрация брака соответствующими государственными органами есть не
только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств,
вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в
органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен
подчиняться законам брака:
- морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной
любви;
- решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;
- необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в
брак.
Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.
Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не
выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь
развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.
В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и
индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут
регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие
семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот
основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства;
забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их
к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах
деятельности, в том числе и бытовом труде.
Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа,
от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в
семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.
Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей.
Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться,
если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения,
взаимопомощи, разумной
требовательности к детям, уважение к труду.
Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья,
создание которой требует значительных усилий и определенных качеств
личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.
Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои
источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность
которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными
среди них являются следующие:
1) вступление в брак – образование семьи;
2) начало деторождения – рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения – рождение последнего ребенка;
4) “пустое гнездо” – вступление в брак и выделение из семьи последнего
ребенка;
5) прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.
На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими
характеристиками.
Семья – это сплав трех любовей: супружеской, родительской и детской.
Любовь неотделима от долга, верности, самодисциплины, общности интересов и
целей, ответственности, взаимного уважения.
В Украине насчитывается свыше 20 млн. семей. Каждый год образуется
более 300-400 тыс. супружеских пар. Отчетливо видна тенденция к омоложению
браков.
Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных
условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак –
семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства,
представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская,
сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная
(по национальному признаку);
в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья,
семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья
старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по
количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные
семьи и т.п.) А также неполные семьи (в которой представлен лишь один
родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа –
ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от
родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью
и поэтому
организуют свою жизнь так как им того хочется (чаще – как сложится);
сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких
поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар.
Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним
из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная.
По некоторым данным социологических исследований из общей массы семей в
Украине 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8 –
патриархального типа.
По особым условиям семейной жизни выделяют ряд типов семьи:
- студенческая семья (сейчас примерно в каждом третьем браке в Украине один
из супругов – студент);
- дистатные семьи (семьи, которые юридически зафиксированы, а фактически их
нет). Таких семей в Украине насчитывают около 5%;
- семьи моряков, полярников, геологов и т.д.
По качеству отношений в семье выделяют множество типов, но четкого
различия между ними не установлено. В частности, выделяют семьи: во-первых,
благополучные, счастливые; во-вторых, устойчивые; в-третьих,
проблемные; в-четвертых, конфликтные;
в-пятых, социально-неблагополучные семьи.
Анализ и характеристика типов семьи не исчерпывает их разновидности.
Социальные функции семьи:
Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности
всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла
основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное
воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания
культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов
общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для
других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов общества;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения
членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация
ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и
детьми представителями старшего и среднего поколений;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное
взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи,
воспроизводство социальной структуры;
досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психлогической защиты, эмоциональной поддержки,
эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
В современных условиях все заметнее становится кризис семьи как
социального института общества, пути выхода из которого пока неясны. Кризис
выражается в том, что семья все хуже реализует свои основные функции:
организацию супружеской жизни, рождение и воспитание детей, воспроизводство
населения и рабочей силы. Причины такого кризиса имеют общий характер для
всех индустриальных государств, есть порождением индустриальной
цивилизации.
Современная демографическая ситуация требует разработки целевой
программы развития брачно-семейных отношений и оптимизации процессов
воспроизводства населения. Ее создание требует объединения усилий
представителей различных отраслей знаний. Такая программа должна охватывать
вопросы подготовки молодежи к семейной жизни, ее жилищного и экономического
положения, оптимального сочетания людьми разных функций в семье, народном
хозяйстве и обществе, некоторые проблемы социального обеспечения и мн. др.
Формирование и укрепление семьи – непростое дело. Семья как и вся
окружающая действительность развивается через преодоление ряда противоречий
объективного и субъективного характера. Среди противоречий можно назвать:
сокращение рождаемости и падение прироста населения Украины, увеличение
численности женщин по сравнению с численностью мужчин, уменьшение среднего
размера семей и увеличение смертности, падение производительности труда в
общественном и совершенно низкий уровень производительности в домашнем
хозяйстве, возрастающие потребности семьи и ограничение возможности их
удовлетворения и т.п., легкомысленное отношение к браку и семье, миф об
особых качествах мужчины по сравнения с женщиной, забвение принципов чести,
цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность,
высокий процент числа разводов.
Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности
порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с
утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других
(передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми,
обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за
труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее
наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.
Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи,
важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к
семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.
В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной
политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой
семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из
важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно
подрастающее поколение практически единственный источник в государстве
пополнения рабочей силы.
Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные
меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны
материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и
целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы
пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и
собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное
развитие личностей родителей и детей.
Укрепление здоровья людей, увеличение продолжительности активной жизни
должны быть в центре демографической политики государства.



Список используемой литературы:

1. Андрущенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1997.

2. Антонов А.И. Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.

3. Абдулатипов Н.Г. Человек, нация, общество. М., 1991.

4. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.

5. Зацепин В.И. Молодая семья. К., 1991.

6. Митоян А.А. Потребительское поведение семьи. М., 1990.

7. Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., 1997.





Реферат на тему: Семья как социальный институт

Семья как социальный институт

Точное и однозначное употребление основных понятий - одно из главных
требовании, предъявляемых к социологическим исследованиям. Категории брака
и семьи являются самыми трудными для строгого определения. Во-первых, на их
понимании и трактовке существенно сказываются традиции обыденного сознания
и словоупотребления, не всегда совпадающие с научно-теоретическим. Во-
вторых, и брак, и семья изучаются не только социологией, но и рядом других
наук, что порождает множественность подходов к ним и, соответственно, более
узкое или более широкое, более абстрактное или более конкретное их
толкование.
Признавая правомерность и даже в известных пределах целесообразность всех
этих подходов и толкований, мы не можем, однако, ограничиться лишь анализом
их современного состояния, а должны хотя бы кратко рассмотреть историю
вопроса.
В частности, в работах Маркса и Энгельса под семьей понимается в первую
очередь общественный механизм воспроизводства человека, отношения между
мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде (обычаи, морали,
религии и права) узаконенные обществом. Это, по сути дела, самое широкое
определение семьи фиксирует лишь связь между браком и детопроизводством
безотносительно к социальным формам, через которые оно осуществляется.
Что касается определения самого понятия семьи, то, по-видимому, надо
говорить о различных научных школах и подходах. В российской социологии
существует три — четыре одинаково правомерных подхода. Семья есть
отношение, через которое и благодаря которому осуществляется
воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.
Историческое развитие ведет к превращению семьи и в социальную общность, и
в социальный институт. В этих своих ипостасях семья рассматривается как
элемент социальной структуры общества и оказывается зависимой от способа
производства, экономического базиса общества, потому что доминирующим
фактором ее единства и функционирования становятся социально-
психологические связи, в которых находит выражение также природная основа
супружества. При всем многообразии научных подходов современную семью можно
определить как институционализированную общность, складывающуюся на основе
брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за
здоровье детей и их воспитание.
В зарубежной литературе, освещающей проблемы семьи, используется большое
многообразие научных парадигм. Термин "семья" обычно относится к первичной
группе, состоящей из двух родителей ("естественных" или законных) и, по
крайней мере, одного ребенка, находящегося на их иждивении, причём все они
связаны чувствами семейственности. Он может быть также отнесен к женатым
или неженатым парам без детей, к группе, состоящей из одного родителя
(независимо от того, состоял ли он первоначально в браке или нет) и детей,
если другой родитель неизвестен, умер, дезертировал или исчез другим
образом, к группе детей, живущих вместе, которые имела первоначально одного
или двух родителей, к супругу с несколькими законными супругами или без
них, к группе родственников и их детей, которые ведут одно хозяйство.
Под структурой семьи в современной социологической литературе
подразумевается способ обеспечения единства ее основных элементов, т.е.
составляющих ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной
структуры определяется в конечном счете социально-экономическими условиями
жизни. Изменения в составе, структуре и функциях семьи являются
неотъемлемой и во многих отношениях основной частью социокультурных
различий на всем земном шаре. Такие изменения отнюдь не легко поддаются
объяснению. По-видимому, не существует однозначных связей между социальным
обликом семьи и социально-экономическим и техническим развитием общества.
Весьма похожие типы семьи наблюдаются в совершенно различных обществах, и
наоборот. Хотя нет сомнения в том, что общие социально-экономические и
технологические условия жизнедеятельности оказывают глубокое влияние на
форму семейной организации.
В частности, американский исследователь вопросов семьи Д. Мурдок выявил,
что "семейное ядро", т.е. "элементарная" или "простая" семья, состоящая из
мужчин, женщин и их социально признанных детей, представляет собой
повсеместно существующий "строительный материал" всех человеческих общин,
всех сообществ. Несмотря на то, что некоторые функции семьи могут
выполняться другими лицами и даже социальными структурами (например,
родственниками, воспитателями, опекунами), семейное ядро остается
парадигматическим институтом наибольшего социального значения для
социологии семьи.
Изменения в структуре и функциях семьи, даже внезапные и революционные,
являются вполне естественными в историческом развитии. Можно сказать, что
они сопутствуют развитию индивидуального семейного ядра, где рождение
ребенка, брак старших детей и их уход из семьи, другие радостные и
печальные события обычно вызывают внезапные и резкие изменения семейной
структуры. Однако семья (не особая ее форма, а просто семья) оказалась
чрезвычайно гибкой и приспосабливающейся к любым обстоятельствам системой.
Именно семья является неотъемлемой частью всех социальных изменений,
происходящих в обществе.
Индивидуальное семейное ядро обычно состоит из супругов и детей в
качестве совместно проживающей группы в течение примерно 20—30 лет.
Изменения в средней продолжительности жизни населения, регулирование
размеров семьи самими супругами или обществом (например, в современном
Китае или Вьетнаме, где законом ограничивается рождаемость), а также другие
демографические факторы могут привести к существенным сдвигам цикла жизни
семейных единиц. Однако неотъемлемой характерной чертой семейного ядра
является то, что оно имеет начало и конец в течение продолжительности жизни
одного из супругов, а именно, продолжительности жизни супружеской пары,
которая является его основателем.
Весьма распространенный тип современной семьи - нуклеарная семья,
сведенная к естественному ядру: жена, муж и дети с добавлением одного или
двух родителей супругов. Такая семья характерна для большинства стран
Европы, США, России и др. Этот вариант семьи, очевидно, является
импровизацией в семейной организации, которая возникла как попытка
справиться с некоторыми типичными для современной промышленно-городской
цивилизации проблемами.
Форма семьи, имеющая важное историческое значение и все еще сохраняющаяся,
особенно в сельской местности, - это большая неразделенная семья
(объединенная семья), состоящая из нескольких семейных групп. Расширенная
семья представляет собой вариант неразделенной семьи, которая отличается
тем, что учредительные группы могут жить врозь. Однако они обычно
расселяются по соседству и принимают участие в некоторой общей деятельности
(например, обработке земельных участков).
Со структурой .семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, ее обычаи и
традиции, а также ее взаимоотношения с Другими семьями и со всем обществом.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения:
потребности общества и потребности самой семейной организации.
Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в
развитии семьи связан с отмиранием
одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и
характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях
общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве
населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого
воспроизводства.
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, семейная
группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить
следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
— рекреационная функция, связанная с физическим поддержанием членов семьи
путем обеспечения их пищей, одеждой, жильем и т.д.;
— функция воспроизводства потомства путем деторождения или усыновления.
Функция воспроизводства является, очевидно, не чисто биологической, а,
скорее, биосоциальной, если иметь в виду как факт регулирования рождаемости
и планирования семьи, так то, что детопроизводство предполагает
воспроизведение в новом поколении всего богатства социальных отношений и
духовных ценностей общества. Следовательно, функция воспроизводства имеет
не только материальные, но и духовные основания. Эта функция носит
комплексный характер, так как в "снятом виде" содержит некоторые другие
функции.
Функция социализации детей способствует выполнению ими определенных
социальных ролей в обществе, интеграции детей в различные социальные
структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью
семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно
-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их
материального обеспечения и ухода за ми, т.е. с рекреационной функции.
Хозяйственно-экономическая функция семьи всецело связана с материальной
стороной, однако, как и другие функции, детерминируется господствующей в
обществе культурой образа жизни и отношений. Возрождение в России института
частной собственности, развитие индивидуально-трудовой деятельности и
фермерского хозяйства в значительной степени делает семью, как и до
революции 1917 года, производственной единицей, восстанавливает
хозяйственно-экономическую функцию.
Указанные функции выполняются семьями в зависимости от типа, возрастного
состава семьи, материальных условий ее жизнедеятельности, ценностных
стандартов супругов на протяжении их жизни. Эффективность решаемых семьей
задач связана также с ее местом в социальной стратификации и характером
деятельности других социальных институтов, призванных обеспечить социальную
поддержку семьи.
Являясь ячейкой общества, семья реагирует на все социальные изменения,
происходящие в нем. Поэтому дезорганизация в обществе приводит к
аналогичным процессам в структурно-функциональной деятельности семьи, что
выражается в росте разводов, конфликтов, снижении воспитательной
дееспособности, а также качества выполнения социальных ролей.
Семья в процессе социализации готовит детей к выполнению семейных ролей.
И. С. Кон пишет, что понятие социальной роли является центральным при
анализе социальных взаимодействий. Изучение социальных ролей в семье
позволяет выявить происходящие в ней социальные изменения, конкретизировать
вопрос о функциях семьи и связанных с ними социальных конфликтах.
В социальной психологии понятие социальной роли интерпретируется как
"позиция, т.е. положение, которое занимает человек в конкретной социальной
системе". В семейной группе позиции имеют мать, отец, жена, муж, дети,
бабушка, дедушка и т.д. Успешное выполнение семьей ее функций во многом
зависит, с одной стороны, от того, насколько добросовестно каждый член
семьи, занимающий определенную позицию, выполняет свою социальную роль, а с
другой стороны, насколько "ролевое поведение" соответствует "ролевым
ожиданиям" членов семьи по отношению друг к другу.
Социологию семьи интересуют вопросы: кому принадлежит верховная власть в
семье? кто обеспечивает материальное положение семьи? кто готовит? кто
воспитывает детей? и т.д. Ответы на эти вопросы помогают получить
представление о дифференциации ролей членов семейной группы.
Если мы попытаемся проанализировать содержательную сторону ролевых
позиций, то из-за их многообразия сделать это в рамках учебника не удастся.
Поэтому рассмотрим только методологические проблемы. Когда мы представляем
семью, то, как правило, имеем в виду лишь "семейное ядро":
мужа и жену, которые должны иметь разные, частично совместимые и частично
дополняющие, но справедливо разделяемые обязанности и права супругов.
Однако в реальности дело обстоит сложнее. В частности, в работах российских
ученых А.Г. Харчева (1921-1987) и М.С. Мацковского (р. 1946) показан
противоречивый характер выполнения профессиональных и семейных ролей
женщинами, несущими двойную нагрузку — дома и на работе.
Можно утверждать, что и в обществе, и в семье женщина до сих пор
подвергается дискриминации. Часто этому способствуют и сами женщины,
предъявляющие требования к дочерям, чтобы они помогали по дому, тогда как
сыновья ведут праздный образ жизни. Такими установками общество (в лице
мужчин и самих женщин) как бы закрепляет дальнейшую дискриминацию в
отношении женского пола. Если проанализировать социологические данные, то
наиболее наглядной формой дискриминации является характер распределения
домашней работы в семье. Хотя в исследованиях последних трех лет
фиксируется более равномерное распределение домашних обязанностей, проблема
до сих пор остается открытой.
Другой важный аспект ролевой дифференциации — принятие решений в семье и
тесно связанная с ним проблема распределения власти между членами семейной
группы, в том числе координация ролей. Под последней мы понимаем
распределение обязанностей по обслуживанию семьи (например, в современной
вьетнамской семье муж до сих пор является единственным хозяином и
распределяет все работы по дому).
Итоги наших рассуждений можно представить в виде следующей шкалы:
1. Распределение работ по дому: а) по принципу пола, б) нейтральное.
2. Принятие решений по семейным вопросам: а) автократическое, б)
демократическое.
3. Распределение власти: а) иерархическое, б) сбалансированное ролевое.
4. Координация ролей: а) специализированная (однозначно выполняемые роли),
б) совместное (кооперативное) выполнение хозяйственно-бытовой роли.

В этой шкале крайний "идеальный тип" традиционной семьи можно
характеризовать следующим образом: 1а-2а-За-4а, т.е. сильная связь по
признаку пола в домашней работе, строгое, авторитарное принятие решений,
строгое иерархическое распределение власти, специализированное выполнение
ролей. Крайний "идеальный тип" современной демократической семьи выглядит
следующим образом: 1б-2б-3б-4б, т.е. весьма нейтральное распределение работ
по дому, совместное принятие решений, сбалансированное распределение
власти, кооперативное взаимодействие между членами семьи.
Анализ социологической информации показывает, что в современном
цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного
типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение
неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных
системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных
отношениях.
Известный американский социолог У. Гуд определяет семейную дезорганизацию
как "разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда
один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые
обязанности".
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной
группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, -
незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной
дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих
ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны
обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца,
так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной
причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование
брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность
семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне
дома длительный срок.
3. Семья "как пустая оболочка", когда супруги живут вместе, но поддерживают
лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые
обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и
сексуальных отношений.
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями:
смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из
супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная
отсталость детей.
Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие
социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение —
обязательным атрибутом ее существования.
Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России
распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из
разводящихся только около 40 % мужчин и 30 % женщин вступают в повторные
браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов
разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г.
Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест
занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы,
плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в
отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость.
В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у
супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению
семейных ролей.
Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические
свойства личности, устойчивое социальное и материальное положение супругов,
высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает
проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям
будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.




Новинки рефератов ::

Реферат: Общественно-политическая жизнь советской страны в середине 60-х - середине 80-х годов (Политология)


Реферат: Инновационный проект: этапы функционирования и реализации (Менеджмент)


Реферат: Основные принципы фотосъемки при естественном освещении (Цифровые устройства)


Реферат: Теория государства и права (Контрольная) (Теория государства и права)


Реферат: Стрессовые ситуации (ОБЖ) (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Социально-психологические детерминанты семейных мифов (Психология)


Реферат: Закаливание водой как средство укрепления здоровья (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Ремонт оросительной системы (Сельское хозяйство)


Реферат: Безналичный денежный оборот (Деньги и кредит)


Реферат: Билеты по геометрии (11 класс) (Математика)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Будущее железнодорожных вокзалов (Транспорт)


Реферат: Лидерство в менеджменте (Менеджмент)


Реферат: Психолого-педагогические основы контроля и оценки деятельности учащихся на уроках русского языка (Педагогика)


Реферат: Отчет по педагогической практике (Педагогика)


Реферат: Автоматизированное управление в технических системах (Управление)


Реферат: Статусы кабинета министров Украины (Теория государства и права)


Реферат: Проблема социокультурной динамики и синергетика (Культурология)


Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)


Реферат: Памятники саргатской культуры как источник для реконструкции социально-экономических отношений и мировоззрения населения (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист