GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Типология политических партий (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Типология политических партий (Политология)



БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



Кафедра политологии



РЕФЕРАТ

по курсу Политология
на тему: «Типология политических партий»



Выполнил: слушатель 1 курса


специальности государственное

муниципальное управление
группа 3
Михадюк В.А.


Проверил: кандидат исторических наук

доцент Лаврентьев С.Н.



УФА
1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

1. Политическая партия: отличительные признаки, происхождение
1. Отличительные признаки партии
2. Возникновение партий
2. Типология партий
2.1. Кадровые партии
2.2. Массовые партии
2.2.1. Социалистические партии
2.2.2. Коммунистические партии
2.2.3. Фашистские партии
2.3. Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами
3. Расширение типологии партий по М. Дюверже

Заключение

Список использованной литературы



ВВЕДЕНИЕ


Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической
сцене, самой влиятельной являются партии.
В смысле представительства и выражения групповых и индивидуальных
интересов политические партии составляют главный элемент гражданского
общества.
Трудно себе представить общество, его политическую систему без
взаимодействия партий и партийных группировок.
Институт партий – результат социально-экономической и социально-
культурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретной политической
системе, характер отношений между ними обуславливаются влиянием
этнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии
и т.д. Значимость партий привела к образованию внутри политологии
самостоятельной отрасли знания – партологии, изучающей партии и партийные
системы.



1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ

То, что организованное действие более эффективно, чем индивидуальное,
замечено давно. Уже во времена Аристотеля стихийно образовывались
политические группы, которые и назывались партиями. Партии представляли
собой временные объединения для поддержки какой-либо личности. Но
политическая борьба оставалась соперничеством отдельных индивидов,
опиравшихся на своих сторонников.
Партии в современном понимании начали формироваться в XVII в. в
Великобритании и США. Защищая интересы определённых групп общества, они
раскалывали его, служили источниками конфликтов. Нараставшая
дифференциация интересов различных групп общества обусловила изменение
первоначальной функции представительства общенациональных интересов и
превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Появление
партий как новой политической реальности превратило политическую борьбу из
противостояния индивидов во взаимодействие заинтересованных групп,
находящихся в сложных отношениях соперничества и союза.

1.1. Отличительные признаки партии

Не всякую группу организованных интересов можно назвать партией.
Дж. Лапаломбара и М. Вейнер в работе «Политические партии и
политическое развитие» сформировали отличительные признаки партии.
- Первым признаком политической партии является то, что это
организация, т.е. достаточно устойчивое во времени объединение людей.
Долговременность действия организации позволяет отличать её от фракции,
клики, клиентелы, которые возникают и исчезают вместе со своими
вдохновителями и организаторами.
- Вторым признаком является наличие устойчивых местных организаций,
поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
- Третий признак – существование конкретной цели завоевания и
осуществления власти.
Стремление к власти позволяет отличить партии от групп давления.
Последние не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на те,
оставаясь в тени.
- Четвёртый признак – обеспечение народной поддержки, начиная от
голосования и кончая активным членством в партии.
По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые
не участвуют в выборах и парламентской деятельности.
Политические партии в их современном понимании заметно изменили мир
политики, создав новые возможности для влияния граждан на власть. В силу
своей организованности партии оказались гораздо эффективнее по сравнению с
отдельными парламентариями в вопросах мобилизации общественного мнения,
представительства и реализации политических интересов социальных групп.
Партии как новая политическая реальность возникают при достижении
обществом определённого уровня зрелости, а, возникнув, сами становятся
доминирующим фактором политической жизни.

1.2. Возникновение партий

Возникновение партий было обусловлено совокупностью политических и
институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX в.
- Во-первых, возрастание роли парламента, а затем и укрепление
парламентских и демократических режимов привели к необходимости
формирования органов представительства устойчивых интересов в
структурах власти. Таким органом стали парламентские группы. По
мере усиления роли представительных ассамблей возрастало
стремление депутатов, имевших одинаковые цели, к объединению для
совместных действий.
- Во-вторых, универсализация избирательного права и распространение
его на новые группы населения расширило возможности граждан влиять
на выборы. Это обусловило появление избирательных комитетов
разных уровней, призванных поддерживать кандидата в его
избирательную кампанию, а после победы на выборах – помогать
депутату держать постоянную связь со своим округом.
Координация и установление регулярных связей между парламентскими
группами и избирательными комитетами стали основным способом формирования
партий.
Такие партии называются электорального и парламентского
происхождения.
Кроме них отдельно выделяются партии «внешнего происхождения»,
природа которых не связана ни с избирательным, ни с парламентским
механизмом. Эти партии приемниками тех организаций и институтов, которые
существовали ранее и действовали на политической сцене, но не участвовали в
выборах.
Партии электорального и парламентского происхождения, как правило,
менее централизованы. В них большую роль играют парламентарии, входящие в
руководство партии. Они являются главными действующими лицами и практически
определяют стратегию партии.
Партии «внешнего происхождения», при всём различии их политических
целей, характеризуются большой централизованностью, высокой групповой
сплочённостью, строгой партийной дисциплиной, стремлением подчинить
парламентскую фракцию руководящим органам партии, недоверием к
парламентской деятельности.

2. ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ

Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них
доминируют на политической сцене, другие только обозначают своё присутствие
на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие
довольствуются несколькими тысячами членов. Никакая типология не может
исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысление природы
партий обусловило попытки их классифицировать и систематизировать. Переход
от описательности на уровень теоретических обобщений позволил глубже
проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.
В политической науке существуют различные системы классификации
партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы –
функции, идеология, социальная база, методы деятельности и т.д.
Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация М.
Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их
внутренней жизни.
Структура представляет собой наиболее синтетический компонент,
испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей,
социальной базы и т.д.).
В то же время именно структура способствует адаптации партии к
изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в
политической борьбе.
Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее
организационное строение, систему членства, органы руководства.
На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.


2.1. Кадровые партии

Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда
избирательное право было ещё ограничено. В том замкнутом политическом
пространстве кадровые партии служили средством выражения политических
интересов господствующих классов, прежде всего, буржуазии. Их деятельность
была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к
увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли повлиять на
избирателей.
Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты.
Комитет создаётся по территориальному принципу, и численность его,
как правило, невелика.
Комитет имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае
необходимости путём кооптации, и не стремится к расширению своих рядов.
Комитеты представляют собой сплочённые, авторитетные группы,
обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация
предвыборных кампаний составляет их основное назначение.
Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти,
изучают общественное мнение, интересы и симпатии избирателей, их ожидания и
требования, помогают лидерам в формировании программы.
Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «сезонный»
характер: активизируется в преддверие и в ходе избирательной кампании в
парламент или местные органы власти и затухает после её окончания.
Деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую
партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку они могут помочь
их кандидатам.
В партиях, построенных на основе комитетов, которые можно
рассматривать как их первичные организации, отсутствует система членства с
соответствующей регистрацией и регулярной выплатой членских взносов. Это
дало основание назвать такие партии кадровыми.
Европейские либеральные и консервативные партии в большинстве своём
являются именно кадровыми партиями.

2.2. Массовые партии

Массовые партии возникают с введением всеобщего избирательного права.
Это партии нового типа, имеющие массовый характер, ориентированные на
политическое воспитание масс и формирование элит из народа.
Первичные организации партии строятся как по территориальному, так и
по производственному принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми
для новых членов. Более того, первичные организации массовых партий
заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия
существует за счёт членских взносов.
Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми
вопросами привели к формированию в структуре массовых партий
соответствующих органов, стремящихся к распространению своего влияния и
ведущих учёт и контроль расходования финансовых средств.
Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных
организаций и громоздкая система управления.
М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический,
коммунистический, фашистский.



2.2.1. Социалистические партии

Первичными организациями социалистических партий являются секции по
месту жительства в несколько сотен человек. Они объединяются в федерацию.
Партия превращается в своеобразный государственный аппарат с разделением
властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или
национальному совету), исполнительная – исполкому (или национальному
секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

2.2.2. Коммунистические партии

Коммунистические партии создают свои первичные организации (ячейки)
по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет
партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и
устанавливать жёсткую партийную дисциплину. Организационным принципом
партий является «демократический централизм». На практике иерархическая и
централизованная организация существенно ограничивает демократию.
Выборы руководителя превращаются в формальность, поскольку их подбор,
как и принятие решений, осуществляет централизованное руководство партий.

2.2.3. Фашистские партии

Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими:
- вертикальные связи;
- централизация власти;
- жёсткая структура.
Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по
социальному составу, доктрине, философии.
Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и
насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд
численностью от 4 до 12 человек. Входя в более многочисленную группу,
штурмовые отряды создают партийную пирамиду по типу кадровой партии.

2.3. Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами

Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет
характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех
или иных звеньев партийного механизма.
В кадровых партиях единственным показателем силы или слабости
является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые
партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным
предпочтениям с целью увеличения числа своих избирателей.
Главными действующими лицами в кадровых партиях становятся
парламентарии.
Они являются своеобразными лидерами, ориентирующимися на голоса
избирателей, от которых зависит не только успех, но и положение партии.
Массовые партии имеют разветвлённую и жёсткую бюрократическую систему
управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и
контролировать первичные организации.
Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов
партии и парламентариев. В массовых партиях действует принцип подчинения
депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.
Эффективность деятельности массовых партий обеспечивается благодаря
активности членов партии, входящих в неё на основе индивидуального
членства.

3. РАСШИРЕНИЕ ТИПОЛОГИИ ПАРТИЙ ПО М. ДЮВЕРЖЕ

Как видно, бинарная классификация партий М. Дюверже на кадровые и
массовые была достаточно универсальной и прагматичной. Однако сам М.
Дюверже отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее
тенденции, чем дающей чёткое различие».
Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые
имели промежуточный характер. Не менее сложно классифицировать партии,
являющиеся объединением разнопородных фракций, течений, клиентел.
Поэтому предпринимались попытки усовершенствовать классификацию М.
Дюверже. Они проходили под влиянием социальных перемен в индустриально
развитых странах.
Структурные изменения в экономике западных стран подорвали социальную
базу массовых партий и обусловили их упадок. Заметно улучшились условия
труда, повышалась зарплата квалифицированных рабочих, что изменяло их
политические взгляды. Вследствие этого, значение классового сознания и
политической идеологии в формировании партийных предпочтений заметно упало.
В постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм
выработки политических предпочтений.
На политический выбор граждан (модель С. Линсета и Д. Ронкана) влияет
сочетание почти переменных величин:
- общественное положение;
- уровень дохода;
- качество образования;
- место жительства;
- религиозная принадлежность.
Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах приводит
к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей.
Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможность
самореализации личности, солидарность, качество среды обитания и т.д.,
носителями которых являются высокообразованные и приспособленные к жизни в
условиях информационной революции социальные группы.
Экономический рост сглаживает социальные различия, устраняет
существенные классовые антагонизмы. Общество переходит от конфликта как
способа развития к согласию. В условиях возросшего многообразия социальных
интересов политические партии вынуждены отказываться от притязаний на
идеологическое и интеллектуальное руководство массами. Они предпочитают
непосредственно обращаться к избирателям, а не к членам партии.
Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием
определённой части населения развитых стран в партиях, как механизмах
представительства интересов. Поэтому многие граждане стремятся быть
независимыми, идеологически не ангажированными.
Произошедшие в западных странах социальные перемены послужили
основанием для дополнения бинарной классификации М. Дюверже новым типом
партий – партии избирателей.
Французский политолог Ж. Шарко определяет партии избирателей как
межклассовые и межидеологические движения, целиком обращённые к электорату.
Партии избирателей стремятся выражать общенациональные интересы,
отстаиваются идеи солидарности, согласия и прогресса (европейские социал-
демократические партии, партии «зелёных»).
И всё же, несмотря на эти изменения, по-прежнему сохраняет своё
значение деление партий по политическим целям и идеологии на:
- праворадикальные (фашистские);
- консервативные;
- либеральные;
- реформистские;
- социал-демократические;
- социалистические;
- леворадикальные (коммунистические).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Нарастающее многообразие интересов, ориентаций, установок, ценностей,
лежащих в основе взаимодействия индивидов и групп, является показателем
жизнеспособности и прогресса общества. Усложнение потребностей и интересов
людей обуславливает рост разнообразия их деятельности, отношений,
социальный групп, образов жизни, индивидуальностей. Между тем возможности
отдельно взятого человека представлять и выражать свой индивидуальный
интерес в структурах власти ограничены.
Общество благодаря своей способности разделять функции,
специализировать и интегрировать людей, обеспечивает целенаправленность и
поступательность собственного развития. Для представительства, выражения и
согласования разнородных интересов оно создаёт специальные институты и
механизмы. Так, для выражения «общего интереса» было создано государство.
Однако «общий интерес», долго скрывавший тайну государства, вовсе не был
однородным, а являлся обобщением частных интересов. Индивиды с одинаковыми
интересами и ориентациями объединялись для того, чтобы придать им законный
характер, представить их в системе власти, защитить от притеснения со
стороны других групп.
Для отстаивания частных интересов и потребностей в гражданском
обществе создаются политические силы. Они выступают связующим звеном между
государством и гражданским обществом, принадлежа теми или иными аспектами
деятельности к обеим сферам.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997 г.
2. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993 г.
3. Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,
Юрист, 1998 г.
4. Политология. Курс лекций. Уфа, 1993 г.
5. Краткий энциклопедический словарь. Политология. Ростов-на-Дону,
М., 1997 г.


-----------------------
Стр.

3

4
4
5
7
8
9
10
10
10

11
12
14
15






Реферат на тему: Типология политических режимов

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОЛОГИИ



ТЕМА:

«ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ»



ВЫПОЛНИЛ:

СЛУШАТЕЛЬ УЧ. ГРУППЫ №________
ЛЕЙТЕНАНТ МИЛИЦИИ
ЛАВРОВ А.В.



КАЗАНЬ, 2001
Политология
Тема: Типология политических режимов.


Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….2

2. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ……………………………………...3

3. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ…………………………………..7

3.1. Тоталитаризм….………………………………………………………...8

3.2. Авторитаризм…………………………………………………………...10

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...15



1


ВВЕДЕНИЕ


Я выбрала эту тему потому, что хочу лучше разобраться в процессах,
происходящих сегодня в России, так как наша страна находится на стадии
перехода от одного политического режима к другому, а именно от
"тоталитаризма" к "демократии".
В своей работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими
терминами.
Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет
свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов,
методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в
обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение
личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в
стране.
Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления
экономической и политической власти господствующего класса1.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые
незначительно отличаются друг от друга.
Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно
провести классификацию:
1) по тому, в чьих руках власть;
2) по тому, как эта власть используется.
"Правильные" формы государства: монархия (власть одного человека),
аристократия (власть в руках немногих "лучших"), полития (власть
большинства из средних в имущественном отношении людей).
"Неправильные" формы государства - те, при которых стоящие у власти
люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К
"неправильным" формам относятся: тирания (власть в руках тирана),
олигархия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества
(большинства) над властью)).
Демократия понималась как форма государства, в котором власть
принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону.
Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, а
со времен Великой французской революции понятие демократии стало
применяться не к формам, а к принципам политического устройства
государства.



__________________________________________________________________
1Политологический словарь. М., 1991.



2

Выделяют два основных демократических принципа: свобода и равенство.
Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций
политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и
демократические. Типология политических режимов:
а) демократический политический режим;
б) либеральный политический режим;
в) авторитарный политический режим;
г) тоталитарный политический режим.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.


Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS -власть) -
народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации,
основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней
решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство,
уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и
политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия
связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является
властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо
организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей
степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической
свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему
оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая
элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную
базу.

Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти
и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными,
соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными"
понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных
выставлять свою кандидатуру.



3


Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или
индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы
считаются честными, если нет махинаций, а есть специальные механизмы
честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина
принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к
другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства
массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на
общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать
честными.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство
рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для
развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы,
необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской
Америке, например, выборы проводятся часто, но многие
латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее
распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не
выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства -
лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются
на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна
происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение
большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь
необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь
сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют
один из основных принципов демократического государства. Если же в
отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим
становится недемократическим, независимо от частоты и честности
выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода
создания политических партий и других объединений для выражения своей
воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной
борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.



В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто
и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится
напрямую, плебисцитарную и представительную



4
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в
подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь
практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например,
в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все
члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия
решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире
в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в
которых участвовало 5-6 тысяч человек.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является
плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит
в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех
важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии
политических решений и в контроле за их осуществлением), а при
плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан
сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством
голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект
закона ил другого решения, который обычно готовится президентом,
правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия
основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой
политического участия является представительная демократия. Её суть -
граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны
выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и
проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут
быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в
представительной демократии занимают свои посты от имени народа и
подотчетны народу во всех своих действиях.



Демократические государства различны, но все они имеют общие
объединяющие черты:

• Народовластие - т.е. признание народа источником власти,
сувереном (от франц. SOUVERFIN - носитель верховной
власти в государстве);
• Правительство, основано на согласии управляемых;
• Правило большинства;
• Правило меньшинства;
• Гарантии основных прав человека;
• Свободные и честные выборы;



5
• Равенство перед законом;
• Справедливое судопроизводство;
• Конституционное ограничение правительства;
• Социальный, экономический, идеологический и политический
плюрализм;
• Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно
распространенными формами республиканского правления являются президентская
республика и парламентская республика.
Отличительным признаком президентской республики является то, что
президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой
правительства. Пожалуй, самый яркий пример президентской демократии - это
США. Исполнительная власть сконцентрирована в руках одного правителя, т.е.
у президента США, который регулярно через каждые 4 года избирается всем
народом. Президент назначает членов кабинета министров, которые подотчетны
только ему, а не парламенту. Вот сущность президентского правления. Это
отнюдь не означает, что президент-диктатор. Президент не имеет
законодательных полномочий. Вся законодательная власть принадлежит высшему
законодательному органу США - конгрессу (палате представителей и сенату).
При исполнении своих полномочий президент США в определенной ограничен
властью конгресса. Конгресс решает вопросы бюджета, имеет право отменить
любые назначения президента США (право вето) и, наконец, конгресс вправе
начать процесс "импичмента", т.е. досрочного отстранения президента от
власти (за измену, за нарушение Конституции и другие преступления).
Главной отличительной чертой парламентской республики является
образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским
большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Парламент
осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и
поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению;
утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые
рамки деятельности правительства; осуществляет контроль над правительством
и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия, что влечет за
собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение
досрочных выборов. В современном мире есть 3 главных типа парламентских
режимов.
Первый может быть описан как однопартийное большинство в парламенте,
т.е. когда
одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать
правительство. Иногда такое правление называют "Вестминистерской моделью",
имея ввиду Британский парламент, в котором взятой партии достаточно 50 %
голосов, чтобы образовать правительство на весь срок выборов.



6

Второй тип - это парламентская коалиционная система, когда кабинет
министров формируется на основе коалиции (соглашения) различных партий, из
которых ни одна не имеет абсолютного большинства в парламенте. Коалиции
могут быть долговременными (бывшая ФРГ) и недолговременными (Италия).
Третий тип парламентского режима часто называют консенсуальным. Он был
предложен одним из современных политологов Лайбхартом. Он предложил
концепцию консенсуального парламентского режима для того, чтобы обозначить
режимы, существующие за счет регионального или этнического большинства.
Допустим, в Бельгии, где фламандцы составляют менее 15 % бельгийского
населения и где при парламентском или президентском правлении франко-
говорящее население превратилось бы в людей второго сорта, была изобретена
система заранее спланированных компромиссов, т.е. та ситуация, при которой
защищены права обеих лингвистических групп. Для разрешения каких-либо
спорных вопросов обе стороны создают комиссию из равного количества
представителей этих этнических групп и пытаются найти компромисс.
Современная демократия - это представительство интересов, а не
сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники
политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед
законами и равенство политических прав. Современное демократическое
государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено
разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод
граждан.

НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Недемократические режимы делятся на два типа:

•тоталитарный

•авторитарный.

3.1.Тоталитаризм.
Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов " ТО-ТАLITАS "-
цельность, полнота и "ТОТАLIS" - весь, полный, целый. Обычно под
тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении
руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно
господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы
она помогала реализации этой идеи.



7

Тоталитарными являются режимы, при которых :
1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, пре-

тендующая на полное подчинение своих членов символам веры
и их выразителям -
вождям, руководству в целом), эта партия
срастается с государством и концентрирует в себе реальную
власть в обществе;
2) партия организована не демократическим способом - она строится
вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от
масс.
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идео-
логический режим, где всегда есть своя "Библия".
Идеология режима отражается также в том, что
политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить
свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди
неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом
социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии
буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение
двух лет до вероломного нападения нацистской Германии
на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и
экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая
образование, средства массовой информации и т.д.
5) при тоталитаризме существует террористический полицейский
контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при
тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто
не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Все вышеперечисленные характеристики профессор из Хайден-

берга Карл Фридрих (совместный труд К.Фридриха и его молодого польского
коллеги Збигнева Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия", 1956
г.) называет "синдромом". Наличие одной или нескольких из этих
характеристик еще недостаточно для того, чтобы система стала тоталитарной.
Например, существуют режимы, где полиция осуществляет террор, однако они
не тоталитарны, вспомним Чили: в начале правления президента Пиночета 15
тысяч человек погибло в концлагерях. Но Чили не тоталитарное государство,
потому что там отсутствовали другие «синдромы» тоталитаризма: не было
массовой партии, не было «священной» идеологии, экономика оставалась
свободной и рыночной.



8

Правительство лишь частично контролировало образование и средства массовой
информации.
В определении Фридриха есть одно слабое место. Может ли тоталитарная
система изменяться и эволюционировать? Фридрих и Бжезинский утверждали, что
тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они
уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский
режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен.
Тоталитарные режимы способны меняться, эволюционировать. После смерти
Сталина СССР изменился. Правление Брежнева Л.И. заслушивает критики. Однако
нельзя сказать, что они одинаковы. Это так называемый пост тоталитаризм.
Пост тоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть
своих элементов и как бы размывается и ослабляется
( например, СССР при Хрущеве Н.С.), Итак, тоталитарный режим следует
подразделять на чисто тоталитарный и пост тоталитарный.
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно
подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.
Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности
тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает
абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и,
следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно
тоталитарные формы политической организации социалистической системе
присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился
уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и
культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась
экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился
уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не
прибегала к массовым репрессиям.
Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возникшее в
обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы
после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был
установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению
величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной
власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души",
обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.
К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии,
Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех
своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал
интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества,
оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую
поддержку, стремящихся



9



использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс,
сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на
международной арене.
Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как
реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г.
Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение -
германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена
прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в
национал-социализме - вовне, против других народов.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество -
самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному
хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных
ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения.
Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному
качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося
мира.

3.2.Авторитаризм.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической
системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как
бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами
характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых
государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни,
сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими
могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,
олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом
власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему
усмотрению.
3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди
широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в
случае необходимости по своему
10



усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции
и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа
партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их
подконтрольности властям,
5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне
политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным
образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного
порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию
экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику,
не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного
органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения
сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм - политический режим, при
котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или
группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию
личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне
совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции
главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан
возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать
политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать
общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать
сопротивление политических противников.
Авторитарные режимы очень разнообразны. Это монархии, диктаторские
режимы, военные хунты, популистские системы правления и др.
Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов. Не все
монархии авторитарны. В Европе (Великобритания, Норвегия, Дания, Бельгия.
Люксембург, Испания) монархии в принципе являются парламентскими
демократиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитарных
государств, то имеют ввиду монархии в наименее развитых странах, где
монархи являются действительными правителями (Иордания, Марокко, Саудовская
Аравия). Военное правление: военные берут власть и правят страной.



11



Политическая деятельность либо вообще запрещена,
либо ограничена.

В современных условиях пост социалистических стран "чистый"
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного
реформирования общества и способен превратиться в криминальный диктаторский
режим личной власти.



12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и
авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические
республики или государства на демократической основе. Общий недостаток
недемократических политических систем состоит в том, что они не были
подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами
зависел прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность
произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась
традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью
монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных
кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В
современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно
ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от
государственного произвола может только демократическая форма правления.
Тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности,
ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека,
демократия действительно создает наилучшие возможности для индивидуального
и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы,
равноправия, справедливости, социального творчества.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического
режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша
страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации
западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой
терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада
многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры,
советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти
тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией
экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием
в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом
населения, отсутствием массовых демократических движений, способных
сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В
результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации
привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного
труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что
для Pоссии оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования
может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и
мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной
политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.



13


По мнению многих русский менталитет предполагает наличие
сильной руки, жандарма и т.п., но я с этим не согласна, ибо считаю, что те
ростки свободы, которые у нас уже есть на сегодня, должны сохраняться и
приумножаться.



14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


1. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993
- № 8.

2. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Полит,
иссл. 1993-№5.

3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

4. Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов.
1991.

5. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. М., Культурная инициатива.

6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск.,
1989.



15




Новинки рефератов ::

Реферат: Объединение "Яблоко" (Политология)


Реферат: Карибский кризис его уроки (История)


Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Педагогическое образование родителей. Работа с родителями ребёнка-инвалида (Педагогика)


Реферат: Целлюлозно-бумажная промышленность России (География)


Реферат: Таблица по биологии (Биология)


Реферат: Конституция Болгарии (Право)


Реферат: Создание собственного предприятия (химчистки) (Предпринимательство)


Реферат: Кредитная система (Финансы)


Реферат: Закаливание и гигиена (Спорт)


Реферат: Ваттметрхо (Физика)


Реферат: Вредные факторы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Ділові взаємовідносини в апараті управління (Менеджмент)


Реферат: Анализ и оценка аппаратных средств современных ПЭВМ (Программирование)


Реферат: Автоматические коробки передач (Технология)


Реферат: История Норвегии (История)


Реферат: Визитная карточка Украины (География)


Реферат: Методы бухгалтерского учета (Бухгалтерский учет)


Реферат: Грибы (Биология)


Реферат: Анализ погрешностей волоконно-оптического гироскопа (Радиоэлектроника)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист