GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Авторское право (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Авторское право (Право)



Введение
Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в
воздухе. «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», - гласит русская
пословица. Ну, а если это «слово» на самом деле - научная идея, ключ к
завоеванию рынка или вообще любая концепция?
Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы,
независимо, была ли эта собственность материализована.
Научно-техническая революция заставила обратить внимание на «
невидимую руку» прогресса человечества. Интеллект превращается в
материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения.
Личные неимущественные права, согласно российскому законодательству,
не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать,
что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне
реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно
бы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможность
предусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такую
возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые
приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на
имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При
этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным
неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В
договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной
собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок
расчетов между сторонами.
Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые
им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и
использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право
как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в
себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и
законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее
благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;
широкое использование их обществом.
В соответствии с законодательством РФ авторское право распространяется
на произведения:
- обнародованные и не обнародованные, по нахождению в объективной форм
на территории РФ, независимо от гражданства авторов и правопреемников;
- на произведения, обнародованные и не обнародованные по нахождению в
какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами -
гражданами РФ, и их правопреемниками;
- на произведения, обнародованные или не обнародованные, но
находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за
авторами и их приемниками, - гражданами других государств в соответствии с
международными договорами РФ.
Произведение так же считается опубликованным в РФ, если в течение 30
дней после даты первого опубликования за ее оно было опубликовано на
территории РФ.
При представлении РФ правовой охраны произведению в соответствии с
международными договорами РФ автор произведения определяется по
законодательству государства, на территории которого имел место юридический
факт, послуживший основанием для обладания авторским правом.
Авторские права распространяются на произведения:
- науки;
- фотографические;
- декоративно-прикладного искусства;
- архитектуры;
- сценографического искусства;
- живописи;
- скульптуры;
- графики;
- дизайна;
- графических рассказов;
- аудиовизуальные, музыкальные (с текстами и без текстов);
- хореографии и пантомимы;
- драматические и музыкально-драматические;
- переводы;
- литературные;
- для ЭВМ;
- производные, сборники и т.д.
В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность
правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования
произведений науки, литературы и искусства.
В субъективном смысле авторское право - те личные имущественные и
неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения
литературы, науки и искусства.
Нормы и принципы авторского права.
Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы:
Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему,
форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения
всеми дозволенными законом способами. Конституционное законодательство
гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества
путем широкого развертывания научных исследований, изобретательской и
рационализаторской работы, развития литературы и искусства. В Конституции
РФ закреплено:
1. Каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность
охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользованием
учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного
наследия. Беречь памятники истории и культуры.
Принцип сочетания личных интересов с интересами всего общества.
Принцип моральной и материальной заинтересованности в использовании
произведений. Материальное поощрение: государственные и именные премии.
Принцип всемирной охраны права и законного интереса авторов. Отражен
не только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных
авторских прав.
Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и
нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы
гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по
вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое
единства предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях
об охране авторских прав Вместе с тем Конституция РФ относит «правовое
регулирование интеллектуальной собственности» к совместному ведению
Федерации и республик в ее составе.

Права авторов и их защита.

Права авторов, их содержание и осуществление.
Автору произведения литературы, науки и искусства принадлежат
следующие права:
- право авторства (на авторство);
- право на имя;
- на опубликование и иное использования произведения;
- на вознаграждение за использование произведения другими лицами.
( п.2 ст.135 Основ гражданского законодательства).
Основное право лица, занимающегося научной или художественной
деятельностью, - право на авторство. Оно является основополагающим в том
комплексе прав, которым пользуется автор.
В юридической литературе высказываются предложения о необходимости
закрепления этого права в законе.
В содержание права на авторство входит не только право лица считаться
творцом созданного произведения, но и требовать ссылки на автора при его
использовании. Право авторства сохраняется у лица независимо от формы,
назначения и достоинства произведения. Не имеет значения, выпущено
произведение в свет или не выпущено.
С целью индивидуализации лиц, создающих произведения литературы, науки
и искусства, им предоставляется право на имя. Автор может выпустить, а свет
произведение под собственным именем, под псевдонимом или анонимно.
Он реализует право на имя в случаях использования его произведения,
когда вступает в договорные отношения с другими лицами и организациями.
Закон разрешает всеми дозволенными способами опубликование,
воспроизведение и распространение произведения. Под опубликованием
понимается всякое сообщение произведения неопределенному кругу лиц любым
установленным законом способом, то есть путем издания, публичного
исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и так далее.
Право автора на воспроизведение означает возможность размножения
произведения с помощью снятия с него копий или иным способом. И
опубликование, и воспроизведение осуществляются на основе договора, который
заключает автор с организацией (издательством, театром, киностудией и так
далее). Воспроизведение, как и опубликование произведения, требует согласия
автора.
Исключение из правила об использовании произведения на основе договора
закреплено в законе. Статья 492 ГК предусматривает случаи использования
произведения без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, а
ст. 495 ГК – использование произведения без согласия автора, но с выплатой
авторского вознаграждения (ст.138 Основ). Право автора на распространение
своего произведения сегодня приобретает тот смысл, который закладывал
законодатель, закрепляя его за творцом произведения. Сложившаяся в
последние годы практика издания произведений за счет средств автора
предоставила ему возможность самому распространять свои произведения.
Поэтому сами собой отпали утверждения ученых-юристов о том, что автор не
обладает правом на распространение своего произведения, так как не
располагает печатными средствами, бумагой и так далее.
Право на неприкосновенность произведения означает запрет внесения
изменений в само произведение, его согласия при любом способе использования
(издание, публичное исполнение, публичный показ и так далее).
Статья 480 ГК запрещает без согласия автора снабжать произведение при
его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и
какими бы то ни было пояснениями. Упоминается лишь один из способов
использования - издания, но этот порядок должен сохраняться при всех иных
способах использования произведения.
В отличие от других субъективных прав автора, представляющих меру
возможного поведения, право на неприкосновенность произведения и имени
автора изложено как запрет, адресованный третьим лицам.
Пределы неприкосновенности произведения не могут быть безграничными.
Автор, вступая в договорные отношения с издательством, театром и другими
организациями-пользователями, допускает, что в ходе подготовки произведения
к выпуску в свет будут вноситься определенные поправки. Редактор или
режиссер, совершенствуя произведение, не вправе нарушить замысел автора,
особенности его стиля и так далее. Вносимые ими в произведения должны
согласовываться с автором.
К числу прав автора, закрепленных законом, относится право на
вознаграждение за разрешение использовать произведение. Это - имущественное
право.
Особенности авторского вознаграждения определяются спецификой
творческого труда. Факт создания произведения еще не порождает у автора
возможности реализовать право на вознаграждение. Осуществление данного
права с использованием произведения другими лицами, иными словами, когда
установлена общественная полезность произведения.
Ставки авторского вознаграждения за использование произведений
учитывают вид, характер произведения, его объем, сложность, количественные
критерии. При издании научного или художественного произведения
вознаграждение выплачиваются, исходя из ставки за один авторский лист.
Поэтические произведения оплачиваются по ставкам за одну строку. Отдельные
произведения - рассказ, эпиграмма, стихотворение до 30 строк - оплачиваются
аккордно, то есть за произведение в целом.
Ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы,
науки и искусства дифференцированы в зависимости от вида произведения
(художественная проза, одноактная пьеса, литературно-критические,
литературоведческие работы, научно-популярная, учебная литература и так
далее).
При издании произведения литературы, науки и искусства автор получает
100% авторского вознаграждения. Каждое последующее издание обычно
оплачивается в уменьшенном размере: второе и третье издание литературно-
художественного произведение - в размере 60% от первого издания; четвертое
- 40%; пятое - 30% и так далее.
При издании переработанного автором произведения авторское
вознаграждение выплачивается в следующем порядке: новый материал
оплачивается, как первое издание - 100%, ранее опубликованный материал - в
процентном исчислении с учетом порядкового номера издания.
Отпадение государственной монополии в издательском деле привело к
утрате обязательной силы типовых авторских договоров и предусматривавшихся
ранее ставок авторского вознаграждения. Однако многие издательства
ориентируются на прежние принципы исчисления авторского вознаграждения,
одновременно дополняя их современными (например, возможностью получения
автором части дохода, полученного издательством от распространения тиража
его произведения). Аналогичным в принципе образом строится расчет
авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкально-
драматических, музыкальных и других произведений. Одни ставки применяются
при оплате публичного произведения, созданного по заказу зрелищного
предприятия, другие - публичного исполнения уже опубликованных
произведений.
За произведение, выполненное по заказу, либо за право первой
постановки неопубликованного произведения автору выплачивается
единовременное вознаграждение. Кроме того, зрелищное предприятие, публично
исполняющее произведение, выплачивает автору вознаграждение в виде
определенного процента от суммы валового сбора, поступившего от продажи
билетов. Публичное исполнение уже опубликованных произведений оплачивается
в виде процентов от поспектакльных сборов.
Рассмотренные выше права авторов произведений литературы, науки и
искусства делятся на личные и имущественные. Личные права охватывают право
на авторство, на авторское имя, на неприкосновенность произведение и имени
автора, право на опубликование. Имущественным считают право на
воспроизведение и распространение произведения, на авторское
вознаграждение.
Личные и имущественные права тесно переплетены, каждое принадлежащее
автору право призвано в той или иной мере охранять как его имущественные,
так и неимущественные интересы.
Приведем несколько примеров. Право автора на имя, которое является
личным правом автора, в определенных случаях затрагивает его имущественные
интересы. Если не указан один из соавторов, то он лишается авторского
вознаграждения. Лицо, выдавшее чужое произведение за свое, нарушает право
на авторство и право на имя действительного автора, а также его право на
авторское вознаграждение, В данном случае тесно переплетены личные и
имущественные интересы автора.
Право на неприкосновенность произведения тоже может порождать для
автора имущественные последствия. Право на неприкосновенность произведения
тоже может порождать для автора имущественные последствия. Например,
искажение театром пьесы при постановке может снизить посещаемость
зрелищного учреждения или привести к исключению пьесы из репертуара театра.
В свою очередь это приведет к уменьшению размера вознаграждения или
прекращению его выплаты.
Практически трудно выделить личные и имущественные права в чистом
виде, поскольку одно и то же принадлежащее автору право может охранять его
имущественный и неимущественный интересы.
Право на авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения
охраняются бессрочно (ст. 137 Основ гражданского законодательства).
Основные способы защиты авторских прав. При нарушении личных
неимущественных прав автор может требовать восстановления нарушенного права
путем внесения соответствующих исправлений, сообщения в печати или иным
способом о допущенном нарушении.
Нарушение имущественных прав (ст. 500 ГК) может быть связано с
нарушением других имущественных прав автора. Например, права собственности
на объект, в котором материализовано произведение (картина, рукопись,
клавир и т. п.). Возмещение стоимости утраченной или поврежденной вещи не
лишает автора права на возмещение убытков, связанных с нарушением
авторского права.
Из общих мер защиты гражданских прав не применяется к авторским правам
присуждение к исполнению обязанности в натуре. Невозможно заставить автора
написать произведение по договору заказа, если он не выполнил взятого на
себя обязательства. Право на авторство, право на авторское имя, на
неприкосновенность произведения защищаются независимо от истечения срока
исковой давности.
Органы защиты авторских прав. Судебный порядок защиты авторских прав
наиболее распространен. Его основу составляет исковое производство.
В исковом заявлении указывается, какие права автора нарушены (личные
неимущественные или имущественные). Исковые требования неимущественного
характера связаны с восстановлением личных прав автора, а исковые
требования имущественного характера – со взысканием авторского
вознаграждения или убытков. Возможны иски, в которых одновременно заявлены
требования о восстановлении личных неимущественных интересов и
имущественных прав.
Нарушение имущественных интересов автора в ряде случаев не затрагивает
его личных прав. Оно возможно при правомерном использовании организацией
произведения, а также при бездоговорном использования. В первом случае речь
идет об определении вознаграждения ниже предусмотренного, несоблюдении
порядка и сроков выплаты вознаграждения и т. д.; во втором — об отказе
организации выплатить автору причитающийся ему гонорар.
Права авторов внутри страны и за ее пределами до 1990 года охранялись
Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААП). Оно было создаю в 1973
году по инициативе творческих союзов, Академии наук СССР, Агентства печати
«Новости» и других организаций. Охраняя права и законные интересы авторов и
их правопреемников, ВААП обеспечивало представительство, принимало
необходимые меры по предотвращению нарушений или восстановлению нарушенного
права. ВААП вело дел; авторов в административных и судебных органах,
выполняло функции по сбору и выплате авторского вознаграждения.
Вместе с тем, ВААП обладало монополией на заключение договоров,
нередко без их на то согласия. Фактически оно выполняло функции органа
государственного управления в сфере авторских отношений. Поэтому
происходящие процессы радикального обновления существенно отразились на его
деятельности. В настоящее время оно преобразовано в Российское агентство
интеллектуальной собственности (РАИС) при Президенте РФ. РАИС является
федеральным ведомством, разрабатывающим и осуществляющим государственную
политику в сфере охраны авторских и смежных прав. РАИС отказалось от многих
монопольных функций, сохранив за собой, в частности, функции содействия
обладателям авторских прав в реализации их правомочий, включая право на
обращение в суд и на заключение договоров об использовании авторских прав в
РФ и за рубежом исключительно по поручениям авторов или иных
правообладателей, а также получение и выплату авторского вознаграждения за
публичное использование (исполнение) некоторых произведений и авторского
вознаграждения, поступающего из-за рубежа в валюте. РАИС вправе издавать
инструкции и разъяснения по единообразному применению авторского права,
обязательные для всех ведомств, организаций и иных пользователей
произведений.
Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов.
Нередко творческие произведения создаются гражданами, не достигшими
совершеннолетия либо признанными в установленном законом порядке
недееспособными или ограниченно дееспособными. Например, Надя Рушена, за
свои 17 лет, создала около 11 тыс. рисунков. При жизни Нади состоялось 15
выставок ее работ, в том числе за рубежом. Первый поэтический сборник Ники
Турбиной вышел в свет, когда юной поэтессе было всего 8 лет. В России и за
рубежом широко известны имена других юных дарований.
Возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права
авторов не вызывает каких-либо сомнений ни в юридической науке, ни на
практике. Сама эта возможность входит в содержание гражданской
правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от состояния
здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в
конкретное субъективное авторское право необходим юридический факт. Роль
такого факта выполняет создание произведения науки, литературы и искусства,
т. е. действие фактического характера, а не сделка. Но поскольку
фактические действия могут совершаться и недееспособными липами, конкретные
субъективные авторские права возникают независимо от возраста и состояния
дееспособности. Поэтому носителями авторских прав в отношении созданных ими
произведении являются сами несовершеннолетние и недееспособные лица.
Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное
положение и признаны в связи с этим ограниченно дееспособными, могут
осуществлять свои авторские права лишь с согласия попечителей (ст.16 ГК).
Это означает, что автор, дееспособность которого ограничена по суду, сам
осуществляет свои авторские права, но под контролем попечителя, задачей
которого является ограждение подопечного от злоупотреблений со стороны
третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не
устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его
интересах.
Несовершеннолетние, т. е. лица в возрасте от 15 до 18 лет,
осуществляют спои авторские нрава совершенно самостоятельно (ст. 13 ГК).
Это исключение из общего правила, согласно которому граждане могут
самостоятельно осуществлять свои гражданские права лишь с 18 лет, если
только законом не указано иное. Наличие такого отступления вполне
оправдано, так как в данном возрасте можно предполагать достаточную
зрелость несовершеннолетних для разумного распоряжения достигнутыми ими
творческими результатами.
Авторские права юридических лиц.

Наряду с физическими липами обладателями авторских прав на
произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству
выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками
создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не
вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные
авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение
создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право
может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Но всех этих
случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского
права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к
юридическому лицу по указанным в законе основаниям.
Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем
первоначального авторского права, т. е. Приобретать права на произведение
посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской
науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех
положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которым
права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы,
кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали,
что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой
деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений
отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали,
что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального
авторского права, что и находило прямое отражение в авторском
законодательстве.
По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не
может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из
того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни
повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание
произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо
особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую
творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить
об организационной деятельности юридического лица, о создании им
материальной базы для творчества физических лиц и т. д., однако указанные
действия не являются основанием для признания за юридическим лицом
первоначального авторского права. Поэтому с их точки зрения наделение
некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера
являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные
цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица
способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу
отсутствия у обладателя авторского права на все произведение, в частности
облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется
достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг
лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения
вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами,
участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем
авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это
лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т.
п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в
действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако
такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией,
вполне оправдан по изложенным выше соображениям.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», однако, вообще
отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов
произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых
они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает
действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями
практики, покажет будущее. Во всяком случае можно констатировать, что с
точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных
произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов,
периодические издания и т. п. вообще нет авторов, а авторами
аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад
в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст.
11, 13 Закона). Практическое значение данной проблемы во многом снимается
благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых
произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.

Иностранные авторы.

Субъектами авторского права признаются не только граждане России, но и
иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения
российских авторов охраняются независимо от места их обнародования или
нахождения в иной объективной форме, то охрана произведений иностранных
авторов зависит от ряда закрепленных в законе условий. Прежде всего,
признаются и охраняются авторские права иностранцев на те их произведения,
которые обнародованы на территории России, либо не обнародованы, но
находятся на ее территории в какой-либо объективной форме (п. 1 ст.5 Закона
«Об авторском праве и смежных правах»). В данном случае правовое положение
иностранных авторов не имеет никаких отличий от правового положения
российских авторов. Указанное правило выражает территориальный принцип,
известный авторскому законодательству многих стран и закрепленный
важнейшими международными конвенциями.
Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в
объективной форме за пределами РФ, его охрана в нашей стране осуществляется
в соответствии с международными договорами России. Так, согласно Всемирной
конвенции об авторском праве на территории России охраняются все
произведения граждан стран—участниц Всемирной конвенции, а также любые
произведения, впервые опубликованные на их территории. Важно лишь, чтобы
они вышли в свет после 27 июля 1973г. —даты присоединения СССР к Всемирной
конвенции.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» ввел правило, ранее
советскому авторскому законодательству не известное, в соответствии с
которым произведение также считается опубликованным в РФ, если в течение 30
дней после первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на
территории РФ.

Присоединение России к Бернской конвенции.

В течение многих лет Советский Союз, а потом и Россия, не могли стать
участниками Бернского Союза в силу несоответствия предоставляемой по
национальному законодательству охраны произведениям «уровню Бернской
Конвенции».
Но, несмотря на то, что Закон, принятие которого позволило бы
присоединиться к Бернской Конвенции, вступил в силу только 3 августа 1993
года, некоторыми правоведами уже в 1992 году поднимался вопрос о способе
возможного присоединения России. В частности, один из них отмечал, что
статья 18 Бернской Конвенции не содержит обязательства обеспечения охраны с
обратной силой, и, поэтому не исключено, что Российская федерация при
присоединении к Бернской Конвенции выразит именно такую точку зрения.
Позднее этим же специалистом не раз высказывалось мнение о необходимости
присоединения России к Конвенции без обратной силы, что «для России, для
российских организаций, использующих иностранные произведения» оказалось бы
«наиболее выгодным и безболезненным, особенно в течение первых лет после
присоединения».
13 марта 1995 года произошло долгожданное событие - Россия, наконец,
стала полноправной участницей Бернской Конвенции об охране литературных и
художественных произведений. При подаче дипломатической ноты о
присоединении Россия уведомила других участников Конвенции о том, что
«действие Бернской Конвенции не распространяется на произведения, которые
на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской федерации уже
являются на ее территории общественным достоянием».
В соответствии со статьей 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах» произведение перестает охраняться, и переходит в общественное
достояние, в результате истечения срока действия авторского права. Как, уже
ранее отмечалось, в случае, если страна предоставляет охрану
неопубликованным произведениям иностранных авторов, срок охраны истекает на
момент опубликования этого произведения в стране, не связанной с ней каким-
либо соглашением об охране авторских прав.
Рассмотрим, как в России решается судьба иностранных неопубликованных
произведений.
Согласно статье 5 Закона «Об авторском праве и смежных правах», охрана
по авторскому праву предоставляется неопубликованным произведениям
иностранных авторов следующим образом:
- если они находятся в какой-либо объективной форме на территории
России, то они охраняются по Российскому законодательству во всех случаях;
- если они находятся в какой-либо объективной форме за пределами
Российской Федерации, то получают охрану на основе международных договоров.
Что касается первой группы неопубликованных произведений, выделенной
законодателем, здесь ситуация вполне понятна: неопубликованные иностранные
произведения, которые находятся на территории России, охраняются по
Российскому авторскому праву. Поскольку само произведение в определенной
материальной форме находится на Российской территории, все противоправные
действия в отношении этого произведения (например, обнародование без
согласия автора, плагиат, переработка и пр.) также могут иметь место на ее
территории, и, следовательно, попадают под Российскую юрисдикцию. Охрана,
предоставленная такому произведению, носит условный характер, так как она
поставлена в зависимость от места последующего опубликования. В случае если
публикация будет иметь место в России, оно будет продолжать находиться под
охраной. Если же оно будет обнародовано за рубежом, такое произведение
Российским авторским правом охраняться не будет вследствие истечения срока
предоставляемой охраны. Следовательно, после присоединения России к
Бернской Конвенции, в случае, если до 13 марта 1995 года такое произведение
было впервые опубликовано за рубежом и вследствие этого утратило правовую
охрану, Россия, согласно пункту 2 статьи 18 Бернской Конвенции, не обязана
вновь ставить это произведение под охрану.
Вопрос же в отношении неопубликованных произведений иностранных
авторов, находящихся в какой-либо материальной форме за рубежом, крайне
сложен. Российским Законом предусмотрено, что охрана таким произведениям
предоставляется лишь на основании международных договоров. Если
предположить, что Закон адекватно отражает российскою практику охраны
неопубликованных произведений иностранцев, то все иностранные произведения,
находящиеся в объективной форме за рубежом, независимо от того, были ли они
обнародованы или нет до 13 марта 1995 года, подлежат охране на территории
России с этой даты. И, следовательно, другие члены Бернского Союза могли бы
выдвинуть справедливые возражения против участия России в Бернской
Конвенции без обратной силы.
Занятая российским законодателем позиция в отношении охраны
иностранных неопубликованных произведений была подвергнута критике
специалистами, которые указывали на то, что она служит источником
возникновения множества проблем на практике. Например, будет ли охраняться
произведение, один экземпляр которого находится за границей, а другой - на
российской территории? Или, с какого момента подлежат охране созданные за
рубежом произведения: с момента создания иди с момента пересечения границы?
На последний вопрос практика, причем широко распространенная дает
следующий ответ: когда неопубликованное произведение иностранного автора
попадает на территорию России, оно подлежит охране по российскому
авторскому праву с момента его создания. И, хотя подход законодателя,
отраженный в Законе не изменился по сравнению с позицией статьи 478
Гражданского Кодекса РСФСР и статьи 136 Основ гражданского законодательства
1991 года. Это не означает, что неопубликованные иностранные произведения,
находящиеся в материальной форме за пределам Российской федерации, не
охраняются по российскому законодательству.
В литературе отмечалось, что «неопубликованные произведения
иностранных авторов, находящиеся за рубежом, не могут рассматриваться» в
России как произведения, «постоянно находящиеся в сфере общественного
достояния», и, следовательно, подлежат охране наравне с произведениями,
находящимися на ее территории.
Необходимо также отметить, что нередко при заключении двусторонних
договоров охрана неопубликованных произведений вообще не оговаривалась,
например, статья 2 Соглашения с Польшей об охране авторских прав гласит:
«Каждая договаривающаяся Сторона признает авторские права граждан и
организаций другой договаривающейся Стороны их правопреемников на
произведения науки, литературы искусства, независимо от места их первого
опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их
правопреемников на произведения, впервые выпущенные в свет на территории
Советского Союза или Польской Народной республики...». Из приведенной
цитаты видно, что определяется судьбам лишь опубликованных произведений. На
мой взгляд, такая формулировка - это результат того, что не было
необходимости предусматривать взаимных обязанностей по охране
неопубликованных произведений, так как произведения иностранных авторов и
так подлежали охране в обоих договаривающихся государствах.
Итак, российское (а до 25 декабря 1991 года советское) авторское право
фактически охраняло, и охраняет любые неопубликованные произведения
иностранных авторов с момента их создания. Но, если это произведение
впервые публикуется не в России и не в стране, связанной с Россией
международным договором, то такое произведение становится в России
общественным достоянием, так как ранее предоставленный срок охраны истек.
Именно поэтому Россия смогла присоединиться к Бернской Конвенции. Это
означает, что в отношении граждан стран, участвующих и в Бернской, и во
Всемирной Конвенции, в России будут охраняться только те произведения,
которые будут опубликованы после 26 мая 1973 года (дата присоединения СССР
к Всемирной Конвенции). Что касается граждан государств, участвующих только
в Бернской Конвенции, то в России будут поставлены под охрану только те их
произведения, которые впервые опубликованы в этих странах после 13 марта
1995 года.
В прессе высказывались различные оценки принятого решения о
присоединении без обратной силы. Одни специалисты целиком и полностью
поддержала его, другие же осуждая его, утверждали, что «по сути же
оказалось, что к Бернской Конвенции Россия не присоединилась».
Заинтересованные же лица - издатели, единодушно поддерживая присоединение к
Бернской Конвенции, также разошлись в оценке порядка такого присоединения,
крупные издатели, которые «присоединились к Берну в одностороннем порядке»
еще в 1993 году либо удивлены таким подходом, либо полностью отвергают его,
рассматривая решение правительства как «возведение воровства в
государственную политику» и «легализацию пиратства». Высказывалось мнение,
что присоединение России к Бернской Конвенции с обратной силой отвечало бы
интересам российских издателей, так как им «выгодно покупать права и
платить иностранным авторам», что позволит им «иметь возможность, продавать
права на книги российских авторов».
Естественно, что крупным издательствам под силу выплачивать огромные
гонорары за приобретение исключительных прав на распространение
произведений иностранных авторов на территории России. Это им действительно
выгодно, так как их затраты окупятся через реализацию книжной продукции, в
стоимость которой включаются и суммы авторских гонораров, и передача
неисключительных прав на использование другим издательствам, в конечном
итоге за счет Российских читателей. Присоединение с обратной силой к
Конвенции, по мнению иных издателей, также не «позволило бы встать на ноги
молодым издателям», не имеющим большого стартового капитала. На мой взгляд,
это также прекратило бы приток в Россию множества произведений зарубежной
литературы, что, в конечном счете, отразилось бы как на развитии только
появившееся книжной индустрии, так и на культурно-духовной сфере нашего
общества.
Действительно, при принятии ответственных правовых решений, каким
является решение о присоединении к Бернской Конвенции, необходимо исходить
из интересов всего общества, а не отдельных его групп. Учитывая то, что
нормы Конвенции действуют не в идеальных, а реальных условиях, должны
приниматься во внимание и те экономические последствия, которые могло бы
повлечь предоставление охраны произведениям, ранее считавшимся в России
общественным достоянием.
Как было показано выше, критика присоединения без обратной силы носит
в основном экономический характер. Вопрос о самой формулировке
постановления не поднимался. Специалисты, несмотря на то, что в прессе и
было отменено, что формулировка не ясна, ограничились лишь констатацией
того, что она означает, что Россия присоединилась к Бернской Конвенции без
обратной силы, думается, что необходимо рассмотреть постановление
правительства именно с точки зрения данной им формулировки, которая
допускает неоднозначность ее толкования.
Итак, постановление содержит указание на то, что произведениям,
ставшим на территории российской федерации общественным настоянием не
момент присоединения к Бернской Конвенции, охрана вновь предоставлена не
будет. Рассматривая обоснование возможности присоединения России без
обратной силы, нами приводилось положение статьи 28 Закона РФ «Об авторском
праве смежных правах», согласно которому причиной перехода произведения в
общественное достояние служит истечение срока охраны. Однако статья 28
предусматривает и иную причину: перешедшими в общественное достояние также
считаются произведения, охрана которым на территории России никогда не
предоставлялась. В формулировке, данной правительством, не указывается, по
какой именно причине не будут охраняться произведения, ставшие на
территории РФ общественным достоянием, хотя такой причиной является
истечение сроков охраны. Нами было отмечено, что на законодательном уровне
охрана предоставляется лишь тем иностранным неопубликованным произведениям,
которые находятся на российской территории, хотя практика и иначе решает
этот вопрос. Однако, именно то, что на практике охранялись, и охраняются
все неопубликованные произведения иностранных авторов, позволило
истолковать статью 18 Бернской Конвенции как не обязывающую, предоставлять
охрану с обратной силой. Тем не менее, зарубежные специалисты, не знакомые
с российской практикой, могут провести анализ на законодательном уровне и
сделать вывод, что Россия, присоединяясь к Конвенции, приняла решение не
охранять иностранные произведения, ставшие на ее территории общественным
достоянием в силу того, что они никогда не охранялись. По такое решение
противоречило бы пункту 2 статьи 18 Конвенции, которой все причины
неохраняемости, кроме истечения срока охраны, безразличны. Если
формулировка правительства будет истолкована таким образом, это может
послужить основанием возникновения споров с другими членами Конвенции по
поводу применения Бернской Конвенции.
Думается, что лучшим способом устранить имеющееся противоречие до
присоединения к Конвенции было бы привести действующее законодательство об
авторском праве в соответствие с практикой, закрепив, что охрана по
российскому законодательству предоставляется всем иностранным
неопубликованным произведениям, независимо от того, на территории какого
государства они находятся. Это значительно упростило бы аргументацию
принятого Россией решения о присоединении без обратной силы. Иначе эту
проблему можно было бы решить, указав при подаче ноты, что действие
Бернской Конвенции не будет распространяться на произведения, которые на
дату вступления Конвенции в силу для России уже являются не ее территории
общественным достоянием вследствие истечения ранее предоставленного срока
охраны. Сегодня же, на мой взгляд, единственный способ устранить всякую
возможность возникновения спорной ситуации - дополнительно уведомить страны
Союза о причинах, по которым иностранные произведения перешли в сферу
общего достояния.
Несмотря на то, что некоторые специалисты считают, что
«непредставление обратной силы вообще лишает Конвенцию смысла», я
рассматриваю присоединение Российской федерации к Бернской Конвенции как
чрезвычайно значительное событие. Во-первых, теперь Россия связана
международным договором со многими странами, отношения с которыми по
авторскому праву никак не регулировались. Во-вторых, произведения
иностранных авторов тех стран, с которыми Россия была связана Всемирной
Конвенцией, получают охрану также по Бернской Конвенции, уровень которой
намного выше. Что же касается стран, связанных с Россией по Бернской
Конвенции, то их интересы, конечно, затронуты присоединением без обратной
силы. Однако, учитывая то, что произведения граждан большинства государств-
членов Бернского Союза уже охранялись по Всемирной Конвенции и по
двусторонним соглашениям, нарушение интересов этих государств не столь
существенно. Думается, что по истечении некоторого переходного периода
«привыкания» к защите авторских прав граждан стран-участниц Бернской
Конвенции, Россия пойдет по пути заключения двусторонних соглашений с
отдельными странами, как это делается сейчас в США, по которым охрана будет
предоставляться с обратной силой. Однако это не может произойти раньше, чем
Россия действительно будет к этому готова.
Соавторство.

Условия возникновения соавторства.
Авторское право на произведение, созданного совместным трудом двух и
более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от
того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из
частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (ст. 10
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Возникновение соавторства
доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся
из действующего законодательства. Прежде всего, о соавторстве можно
говорить лишь в том случае, если в результате совместных усилий нескольких
лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что
такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение
создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое
(например, роман или картину, созданные несколькими лицами). Сложнее
обстоит дело в тех случаях, когда каждая часть произведения имеет
самостоятельное значение и может быть использована самостоятельно
(например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом
соавтором). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в
результате простого механического соединения произведений авторов.
Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы
они воспринимались публикой как единое произведение. Иными словами,
изменение или изъятие какой-либо части коллективного произведения должно
влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность
использования произведения как единого целого. Например, если изъять из
учебника по гражданскому праву любую из глав, посвященных, например,
сделкам, юридическим лицам, исковой давности и т. д., то данный учебник
вряд ли может рассматриваться как завершенное коллективное произведение,
способное выполнять свои функции. Точно так же изменение музыкального
текста оперы должно влечь за собой соответствующее изменение либретто.
Напротив, изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные
достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к
нему не составляют со своей совокупности единого произведения. Поэтому
писатель и художник не выступают в данном случае как соавторы. То же самое
можно сказать и обо всех других составных произведениях, например
сборниках, журналах и т. п.
Вторым непременным условием возникновения соавторства является
создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом
под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс
труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над
произведением сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-
либо обособленную часть произведения; один из них может доработать
результат другого и т. п. Важно не то, как, в какой форме трудились над
произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их
совместных усилий. Показательным в этом отношении является следующее дело,
рассмотренное Верховным Судом РСФСР. К. предъявил иск к Т. и М. о признании
его соавтором повести «Когда отзвенел малиновый звон», выпущенной в свет
издательством « Молодая гвардия «Ростовский областной суд в иске К.
отказал. Рассмотрев дело по кассационной жалобе истца, Верховный Суд РСФСР
оставил решение Ростовского областного суда в силе, а жалобу без
удовлетворения. В определении Верховного Суда отмечалось, что истец
детально осведомлен о работе ответчика Т., который их использовал. Однако
этого совершенно недостаточно для признания творческого участия истца в
написании повести. До выхода книги в свет ни у истца, ни у ответчика не
возникало намерения создать коллективное произведение.
Отсутствует совместная творческая работа над произведением и в ряде
других случаев, когда одно лицо в силу своих служебных обязанностей или по
другим основаниям оказывает Л. помощь создателю произведения, но результаты
его труда не находят прямого отражения в произведении. Так, никто не ставит
под сомнение необходимость, полезность и даже творческий характер труда
редактора. Однако, если редактор не выходит за пределы своих обязанностей,
он не может претендовать на соавторство. Редактор призван помочь автору
улучшить свое произведение, исправить его отдельные недостатки, устранить
повторы и т. п. Но все изменения в произведение вносятся самим автором,
который может согласиться или не согласиться с редактором.
Важнейшим условием соавторства является также то, что вклад лиц,
претендующих на соавторство, должен носить творческий характер. Верховный
Суд неоднократно указывал, что «не дает оснований для признания соавторства
оказание автору или соавторам. технический помощи (подбор материалов,
вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т. п.)»4. Поэтому при разрешении
споров о соавторстве одним из главных вопросов, стоящих перед судом,
является установление характера труда, вложенного в произведение каждым из
его создателей. Нередко решить этот вопрос бывает непросто. Так, много
споров возникает по поводу авторства на произведения, созданные на основе
воспоминаний так называемых «бывалых людей», обработок мелодий народных
певцов и т. д. На практике эти произведения чаще всего выходят в свет под
именем автора воспоминаний, что, может быть, обеспечивает лучшее восприятие
произведения публикой, но не всегда правильно отражает вклад автора. Так,
если рассказчик лишь сообщает писателю какие-либо исторические факты или
детали своей биографии, на основе которых последний создает систему
художественных образов и облекает разрозненные воспоминания в единое
произведение, субъектом авторского права должен признаваться создатель
художественного произведения. Поэтому пути идет судебная практика. Примером
может служить следующее дело. Е., проживший богатую событиями жизнь,
собирался воплотить свои воспоминания в литературное произведение. Однако
сам осуществить свой замысел он не смог и поэтому начал сотрудничать с
литератором С. На протяжении двух лет Е. и С. систематически встречались по
2 – 3 раза в месяц, и Е. рассказывал С. эпизоды из своей жизни. Используя
эти рассказы, С. написал роман «Накануне». Е. претендовал на соавторство и
выплату ему половины гонорара. Дело неоднократно рассматривалось судебными
инстанциями, и в итоге иск Е. был отклонен. Верховный Суд исходил из того,
что воспоминания не были облечены в литературную форму, он не участвовал в
разработке плана произведения, в составе системы образов и действующих лиц,
то есть, не участвовал в создании многопланового литературного
произведения, а был лишь рассказчиком отдельных эпизодов из своей жизни.
Напротив, автором произведения должен быть признан рассказчик, если
лицо, записавшее его воспоминания, не внесло ничего нового ни в содержание,
ни во внутреннюю форму произведения, а лишь выполняло техническую и
редакторскую работу. Если же в создании художественной формы произведения
принимали участие и рассказчик, и обработчик его воспоминаний, есть все
основания говорить о соавторстве. Во всех этих. случаях критерием,
помогающим установить действительного автора произведения, является
творческий характер внесенного в создание произведения вклада.
Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения
является наличие соглашения о возникновении соавторства. При этом под
соглашением следует понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное
на совместную творческую работу над произведением. Оно может быть выражено
в любой форме и на любой стадии работы над произведением. Более того,
предметом соглашения может быть доработка уже законченного произведения,
если возникает необходимость внести в него изменения и дополнения
творческого характера. Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не
нарушало ничьих охраняемых законом авторских прав
Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность
возникновения соавторства без совместной творческой работы над
произведением. В силу одного соглашения соавторство возникнуть не может. В
частности, соглашение о совместной творческой работе над будущим
произведением остается лишь предварительной договоренностью, не имеющей
юридического значения, если авторами в действительности не будет проделана
совместная творческая работа по созданию коллективного произведения.
Конечно, в реальной жизни встречаются случаи, когда в число соавторов
включаются лица, которые не принимали никакого участия в работе над
произведением либо их вклад не носил творческого характера. Безусловно, это
является нарушением закона, и в случае выявления действительных
обстоятельств такие лица подлежат исключению из числа соавторов.
Говоря о соглашении, как условии возникновения соавторства, следует
отметить, что ни в прежнем законодательстве, ни в Законе РФ «Об авторском
праве и смежных правах» такое требование не зафиксировано. Необходимость
соглашения о соавторстве установлена Верховным Судом СССР в постановлении
от 18 апреля 1986 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении
споров, возникших из авторских правоотношений» Верховный Суд указал, что по
смыслу закона «соавторство двух и более лиц на произведение науки,
литературы и искусства возникает в тех случаях, когда каждый из них по
взаимному согласию внес в это произведение свой творческий вклад.
Соглашение о соавторстве может быть достигнуто в любой стадии создания
коллективного произведения или после его завершения. В силу закона
соавторство на коллективное произведение может возникнуть и при отсутствии
такого соглашения». Как видим, вопрос решен достаточно определенным
образом, не оставляющим каких-либо сомнений в позиции Верховного Суда.
Это, однако, не помешало тому, что в юридической литературе вокруг
рассматриваемого вопроса более трех десятилетий ведутся споры. Большинство
ученых считает соглашение непременным условием соавторства и поддерживает
разъяснение Верховного Суда на этот счет. Часть ученых считает данное
разъяснение ошибочным, не вытекающим из закона и не согласующимся с теми
многочисленными ситуациями, когда соавторство возникает без согласия
создателей произведений. В качестве примера обычно ссылаются на доработку
произведений умерших авторов. Так, творческая доработка российским
композитором Р. Щедриным произведения французкого композитора 19 в. Ж. Бизе
привела к созданию коллективного произведения, названного им «Кармен-
сюита». С позиции сторонников соглашения о соавторстве, признание в
подобных случаях соавторства принципиально недопустимо, поскольку это может
совершенно исказить творческий замысел автора дорабатываемого произведения.
Поэтому с их точки зрения, лицо, внесшее свой творческий вклад в чужое
произведение, приобретает самостоятельное авторское право на результат
своего творчества, не становясь соавтором оригинала. Данная точка зрения
заслуживает поддержки как отвечающая смыслу закона, имеющая под собой
легальную базу и согласующаяся с судебной практикой.
Осуществление авторских прав на коллективное произведение.
Авторское право на коллективное произведение принадлежит всем авторам
сообща, независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и
характера произведения. Закон характеризует права соавторов как совместные
(п.1 ст.10 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), что
соответствует установившемуся в науке взгляду на авторское право соавторов
как неделимое право.
Из этого вытекает важный практический вывод. Вопрос об использовании
коллективного произведения решается во всех случаях всеми соавторами
сообща, на основании единогласия, а не по большинству голосов. Если
соавторы не могут достигнуть в этом вопросе согласия, он передается на
разрешение суда. Принцип совместного распоряжения произведением не
препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение,
устанавливающее иной порядок осуществления их авторских прав. Например,
соавторы могут поручить осуществление авторских прав одному из авторов,
могут договориться о принципах распределения авторского вознаграждения,
порядке обозначения имен соавторов и так далее. Авторское законодательство
не устанавливает в отношении соглашений соавторов никаких правил, передавая
решение этого вопроса полностью на усмотрение сторон. В юридической
литературе во избежание споров рекомендуется заключать подобные соглашения
в письменной форме, либо в виде отдельного документа, заполняемого
соавторами, либо в виде специальной оговорки в авторском договоре,
заключенного соавторами с организацией, использующей их произведения. Чаще
всего на практике такие соглашения определяют порядок распределения
авторского гонорара и порядок указания имен соавторов. По своей юридической
природе соглашение соавторов является одной из разновидностей договоров о
порядке пользования жилой площади и так далее. По мнению Э.П.Гаврилова,
соглашение о совместном использовании произведения является договором о
совместной деятельности, с чем трудно согласиться ввиду отсутствия у
соавторов общей хозяйственной цели.
В случае, если между соавторами ни какого особого соглашения о порядке
использования произведения не заключалось, все права осуществляются по
взаимного согласию. В частности, предполагается, что соавторы имеют равные
права на вознаграждение, их имена указываются в алфавитном порядке и тому
подобное. Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то
ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить
использование произведения.
Виды соавторства.
Закон выделяет два вида коллективных произведений и, соответственно,
два вида соавторства – нераздельное и раздельное. При нераздельном
соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет
собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного
значения. Такие произведения встречаются в литературе (романы И.Ильфа и
Е.Петорва), в живописи (картина И.Репина и И.Айвазовского «Пушкин в
Крыму»), в науке (монографии). При нераздельном соавторстве результаты
творческого труда лиц, принимавших участие в создании произведения, не
могут быть практически выделены из единого объекта авторского права.
При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым,
однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом
известно, кем из авторов созданы эти части. Примером раздельного
соавторства может служить музыкально-драматическое произведение, учебник
или коллективная монография, написанные несколькими лицами с указанием
авторов отдельных глав. Разграничение раздельного и нераздельного
соавторства имеет большое практическое значение. Признание соавторства
нераздельным означает, что авторские права как на произведение в целом, так
и на любую его часть осуществляются соавторами сообща. У каждого из
соавторов нет в этом случае самостоятельного объекта, которым бы он мог
распорядиться по своему личному усмотрению. Как правило, если соавторство
является нераздельным, с создателями произведения заключается единый
авторский договор. Наконец, если кто-либо из соавторов нарушает свои
обязательства по созданию произведения, все стороны несут за это
ответственность.
При раздельном соавторстве использование коллективного произведения в
целом также осуществляется по взаимному согласию всех соавторов. Однако,
каждый соавтор вправе самостоятельно, без согласия других соавторов,
распорядиться своей частью произведения. Соавторы отвечают, как правило,
лишь за свою часть коллективного произведения и не должны нести
ответственность за нарушение обязательств другими соавторами. С каждым из
соавторов обычно заключается отдельный авторский договор, а созданные
соавторами части коллективного произведения обозначаются их именами.
От раздельного соавторства необходимо отличать совместное
использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя
и взаимосвязаны, но не на столько, чтобы составить единое произведение.
Например, как уже отмечалось, писатель и художник не становятся соавторами

Новинки рефератов ::

Реферат: Развитие основных физических качеств юношей (Спорт)


Реферат: Развитие чувств младших школьников средствами фольклора (Педагогика)


Реферат: Конфликты (Психология)


Реферат: Основные понятия тетриметрии (Химия)


Реферат: Эстетика романтизма о предназначении художника (Искусство и культура)


Реферат: Проблема нераспространения и не использования оружия массового уничтожения (ОМУ) (Международное публичное право)


Реферат: Понятие иска (Право)


Реферат: Билеты, решения и методичка по Информатике (2.0) (Программирование)


Реферат: Полуфабрикаты из слоеного теста (Кулинария)


Реферат: Органы налоговой полиции (Право)


Реферат: Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии) (Социология)


Реферат: Контрольная работа по охране труда. Действие шума на организм человека (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: К. Э. Циолковский - основоположник космонавтики (Авиация)


Реферат: Моя система оздоровления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Хабаровский край (География)


Реферат: Контрольная работа по биологии (Биология)


Реферат: Системы стабилизации и ориентации (Авиация)


Реферат: Лингвистическая типология (шпаргалка) (Иностранные языки)


Реферат: Описание AVP (Программирование)


Реферат: Колыбель Иркутского града (Спасская церковь) (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист