GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Детские страхи и действия родителей (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Детские страхи и действия родителей (Психология)



Южно-Уральский Государственный Университет



ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА


по Психологии детско – родительских отношений

на тему: «ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ»



Выполнил: студент 5 курса


группа ПЗ-502 Козлов Е.С.


Проверила: Марковская И.М.



г. Челябинск
2002 год

Содержание:

1 часть

1. Введение

2. Страх и тревожность:
1. определение;
2. сходство и отличие

3. Классификация страхов

4. Проявления страхов

5. Страхи характерные для старшего дошкольного возраста

6. Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов?

2 часть

7. Эксперементальное исследование

8. Список литературы



Введение


Детские страхи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании
ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям
свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет
мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются
оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу
без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожаться, что
с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются
кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от
приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.

Во всех этих случаях речь идет о страхах.



Страх и тревожность


«Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая
чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается
всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (Спиваковская А.,
Т.2, 1999).

«Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании
конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на
инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается
определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что
отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления,
выделении желудочного сока» (Захаров А.И., СПб., 2000).

В самом общем виде эмоции страха возникают в ответ на действие
угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и
одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных
ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье,
самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимо крайних выражений
страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой
опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного
опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка
раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно
в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль,
болезнь, конфликты).
Гораздо больше распространены внушенные страхи. Их источник –
взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенка
страхом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В
результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не
подходи – упадешь», «Не гладь – укусит» и т.д. У ребенка возникает реакция
страха, как регулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий
случай», то он теряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу
внушенных страхов можно отнести страхи, которые возникают у очень
беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти , болезнях, пожарах и
убийствах помимо воли запечатляются в его психике.

От переживания страха следует отличать состояние тревоги. В отличие от
страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно
неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как
этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник,
характеризует ощущение тревожности (Спиваковская А.).

И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде
чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в
ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может
угрожать неприятными последствиями.

Таким образом, если страх – аффективное (эмоционально заостренное)
отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и для благополучия
человека, то тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей
угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного
беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или
мыслей, испытывает страх.

«Страх можно также рассматривать как выражение тревоги в конкретной,
объективизированной форме, если предчувствия непропорциональны опасности и
тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях представляет собой
своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги.» (А.И. Захаров,
СПб. 2000).

Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую
черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в
склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (Прихожан
А.М., Москва-Воронеж, 2000).



Классификация страхов

Страх условно делится на ситуативный и личностный.

Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей
взрослого или ребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он
появляется в результате психического заражения паникой в группе людей,
тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных
неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека,
например, его повышенной мнительностью, и способен проявляться в новой
обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуатиный и личностно обусловленный стахи часто смешиваются и
дополняют друг друга.

Страх реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острые
страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический –
особенностямиличности.

Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует
различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический
уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не
затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет
на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют
избежать соприкосновения с объетом страха.

На патологический страх указывают его крайние, драматические стороны
выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное, навязчивое,
труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие
контроля со стороны сознания, как неблагоприятное воздействие на характер,
межличностные отношения и приспособление человека к социальной
действительности.

Проявления страха

Иногда выражения страха так очевидны, что не передаются в
комментариях, например ужас, оцепинение, растерянность, плач и т.д. О
других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление
избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему,
смущение и застенчивость на определенную тему.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство
беспокойства.

Состояние беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются
двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко
чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной,
деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается
спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого
потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в
разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение
нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны:
медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь
невыразительна, мышлениние инертно, настроение временами мрачное и
подавленное.

При состоянии хронического беспокойства и боязни человек находится в
напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и
озабочен. Излишне услтает, ему свойственны приходящие головные боли и
спазмы в различных участках тела. Сон беспокойный, часто бывают
сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения.
Общение избирательно, затруднительны контакты с незнакомыми людьми.

Хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности
человека, заметно ухудшается его самочувствие и осложняются отшения с
окружающими людьми.

При длительном действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую
сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более
неадекватным образом. Психические изменения под влиянием страха приводят к
развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.

Страхи характеные для старшего дошкольного возраста

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста
является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к
обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства,
поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачеи люди живут?». В
этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на
умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть планировать действия
другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся
более гибкими, разносторонними, целенаправленными. Формируется система
ценностей «Ценные ориентации», чувства дома, родства, понимание значения
семьи для продолжения рода. Для детей старшего дошкольного возраста
характерны общительность и потребность в дружбе (А.И.Захаров, СПб 2000).

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти.
Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейся концепции жизни. Ее
точкой отсчета является рождение, тайна которого постигается в общих чертах
к началу старшего дошкольного возраста, а концом – смерть, осознание
неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим
страхом. Подобная динамика развития мышления является откликом на
формирование категории времени и пространства. Это выражается умением
определять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в
состоянии постоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены
временем, то есть имеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх
смерти как аффективно – заостренное выражение истины самосохранения.

О том, что ребенок боится смерти, можно догадаться по наличию,
связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне «страшных
снов», боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и
боязни стихии (у мальчиков). Испытываемый страх перед Змеем Горынычем,
который «дыхнет и все горит», есть не что иное, как замаскированный ужас,
вызываемый огнем и пожаром. В это же время дети заметно бояться змей, укус
которой смертелен, крайне болезненно переносят операции, а также болезнь и
сметь даже не очень знакомых людей.

Появление страха смерти означает появление постепенное завершение
«наивного» периода в жизни детей, когда они верили в существование
сказочных персонажей, бессметие. Исчезновение страха перед кощеем
бессмертным в старшем дошкольном возрасте свидетельствует о том, что стал
«простым смертным» в представлении детей и потому перестал их пугать.
Категория смерти в 6 и 7 лет – это реальность, которую ребенок должен
признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Именно нежелание
признать это сразу и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие
«рациональной» необходимости умереть.

Начало посещения школы подводит своеобразную черту под концепцией
жизни и смерти, превращая последнюю как уже пережитое чувство в единую
концепцию жизни. Новая социальная позиция школьника способствует
переключению внимания на более конструктивные цели. Уже с первого класса
страх смерти перестает звучать как аффект или мысли, вызывающие
беспокойство. Однако, у эмоционально чувствительных детей подобный стах
может давать о себе знать в виде необъяснимой для окружающих боязни
покойников, Черной Руки, скилетов и Пиковой Дамы.

Обычно уже в 8 лет дети боятся уже не столько своей смерти, сколько
смерти своих родителей. Меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а
девочки в 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем
дошкольном возрасте количество страхов у мальчиков, а особенно у девочек
достаточно больше.

Выделим факторы участвующие в возникновении страхов:
- наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
- тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от
опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
- излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная
чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным
неприятие детей;
- большое количество запретов со стороны родителя того же пола или
полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а
также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
- отсутствие возхможности для ролевой идентификации с родителем того
же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении
со сверстниками и неуверенность в себе;
- конфликтные отношения между родителями в семье;
- психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную
чувствительность детей к тем или иным страхам;
- психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и
взрослыми.

Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи возникающие у
эмоционально чувствительных детей, как отражение особенности их
психического и личностного развития.

Кроме возрастных существуют невротические страхи, которые имеют
существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность;
длительное или постоянное течение; неблагоприятное влияние на формирование
характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими
невротическими расстройствами и переживаниями (то есть невротические страхи
– это один из симптомов невроза как психогенного заболевания формирующейся
личности); избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного,
то есть развитие реактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с
родительскими страхами; относительная трудность устранения страхов.

Невротическими страхи становятся в результате длительных и
неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне
уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах значительно
чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие
многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной
уверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что
вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая
еще большие трудности в общении со сверстниками.

Страх смерти ввиду его распространенности в старшем дошкольном
возрасте не имеют существенных количественных различий у детей с неврозами
и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер и сводятся в
основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смерти
страхов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии
(у мальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый , а не просто
возрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе
стахе смерти. В своем невротическом звучании этот страх означает боязнь
быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, поскольку можно
бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийныхбедствий,
получить невосполнимое увечье и т.д.

Чаще боятся подобным образом чувствительные, испытывающие
эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чье представление
о себе искаженоэмоциональным неприятием в семье или конфликтами и которые
не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и
любви. Поэтому лежащая в основе невроза страха боязнь смерти всегда
свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем, которые не могут
быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощь таким детям,
нужно разобраться в их переживаниях.

Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом колличестве неразрешимых и
идущих из более раннего возраста страхов можно уже говорить о развитии
тревожности как определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства
беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не
соответствовать общепринятиым требованиям и нормам. Все это указывает на
возрастающую социальную детерминацию страхов, выражаемых опасением быть не
тем, кого любят и уважают, то есть на их социально-психологическую
обусловленность. Поэтому страх быть не тем чаще всего встречается не только
у эмоционально чувствительных детей с развитым чувством собственного
достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован на
социальные нормы и стремится соблюдать их.

Максимального возратсного развития страх быть не тем достигается в
младшем школьном возрасте – от 8 до 11 лет, когда дети втягиваются в учебу,
с интересом овладевают новыми знаниями, серьезно относятся к своим
обязанностям школьника и переживают по поводу отметок.Если социально
опосредованный страх быть не тем возникает уже в старшем дошкольном
возрасте, то он, как большое число страхов, будет больше выражен при
тревожно-мнительных характерах родителей и соответствуещем стиле их
отношений с детьми.

У детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста
тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно
обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических
мероприятий (А.И.Захаров, М., 1993).

Выявление страхов

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить,
каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно
специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком,
доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует
расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при
совместной игре или дружеской беседе. В последующем самим родителям
уточнить, чего именно и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов
посредством их проигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по
предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны
быть доступными для понимания в этом возрасте. Беседу следует вести
неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет»
или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится
ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка
страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех
страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не
«нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив
ребенка, не забывая его переодически подбадривать и хвалить за то, что он
говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти,
только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, землятресения, наводнения (страхи стихии);
17. когда очень высока (страх высоты);
18. когда очень глубока (страх глубины);
19. в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном
автобусе (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет,
стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»

Есть еще два страха – сделать что-либо не так, неправильно (плохо у
дошкольников) и не успеть – можно определить дополнительно. Вместе со
страхом опоздать (№10) подобная триада страхов указывает на наличие
социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и
нормой, но не раньше 8 – 9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и
сомнений на данный счет.

Всего в основном списке 29 различных страхов. В качестве единицы
отсчета используется среднее число страхов, которое сопоставляется с
аналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в
соответствующей возрасту вашего ребенка контрольной группе на число
опрошенных детей и подростков.



Среднее количество страхов

Возраст (лет)
3
4
5
6
7(дошкольник)
7 (школьник)
8
9
10
11
12
13
14
15



Мальчики
9
7
8
9
9
6
6
7
7
8
7
8
6
6



Девочки
7
9
11
11
12
9
9
10
10
11
8
9
9
7



Из таблицы видно, что существенно увеличивается количество
страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное
число страхов у девочек больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте
(Захаров А.И., СПб. 2000).


Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов?


А.Спиваковская: «Главное, что нужно сделать родителям в таких
случаях, - это устранять основные причины повышения общей тревожности
ребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к
самим себе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично
пересмотреть свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком
ли родительские запросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком
ли часто он оказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо
помнить, что ничто так не окрыляет ребенка, как удача, радость от хорошо
выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не в состоянии
заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожности как
часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должны
направлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи.
Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе,
дать ему переживание успеха, показать, как он силен, как он может, приложив
усилия, справиться с любой трудностью. Очень полезно пересмотреть
применяемые методы поощрения и наказания, оценить: не слишком ли много
наказаний? Если это так, то следует усилить поощрения, направить их на
повышение самоуважения, на подкрепление самооценки ребенка, на воспитание
уверенности и усиление чувства безопасности.

Именно тогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным
переживанием, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь,
свою родительскую нежность. Помочь ребенку справиться со страхами – это
значит пережить совместную радость от обретенной победы над самим собой.
Это будет вашей общей победой, потому что измениться нужно не только
ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть труда для достижения такой
победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок – освобожденный от
страха, а значит, приготовленный для обретения нового жизненного опыта,
открытый для радости, для счатья (А.Спиваковская, СПб Т.2, 1999).

А.Фромм, Т.Гордон считают, что для того чтобы помочь ребенку
преодолеть страх, родителям необходимо понять, что кроется за страхом
ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшить отношения с детьми. А
для этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и
меньше обращать внимания на враждебность, которую они время от времени
проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногда
испытывают к родителям, а мы к ним, - это совершенно естественное и
нормальное явление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это,
разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать
свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того,
на сколько нам удается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие:
на сколько мы понимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо
создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения
могут сказать нам обо всем, что их напугало. И они сделают это только в том
случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждает их, а
понимаем.

Мы должны с уважением отнестись к стаху ребенка, даже если он
совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и
нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило
употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на
которое наложен запрет.

Расскажите ребенку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил
точно такой же страх и сумел его преодолеть. Надо показать малышу, что мы
понимаем его страх и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет
побороть его.

Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней, и поставить
перед ним цель, когда он психологически готов принять ее и следовать ей».
(А.Фромм, Екатеринбург, 1997)

Эксперементальная часть

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно
свидетельствует о развитии мышления и потребности выразить себя. Рисование,
как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей
действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому
через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокий, не всегда
раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя,
ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам,
перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно
соприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Повторное перживание страха при отображении на рисунке приводит к
ослаблению его травмирующего звучания.

Для определения эмоциональных отношений в семье и выявления отношения
ребенка к членам семьи используется методика Рисунок «Семья».
Беседа
Рисунок «Чего ты боишься больше всего?»



Список литературы:


1. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М.,
«Просвещение», 1993;


2. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб.,
2000;


3. Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной
ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности».
– Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;


4. Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000;


5. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая
природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000;


6. И.М.Марковская «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-
во «Речь», 2000.







Реферат на тему: Детский аутизм

Содержание:



Введение……………………………………...3стр.

1. Особенности поведения аутичных детей………..5стр.
2. Поиски причин РДА………………………………8стр.
3. Основные признаки РДА…………………………12стр.
4. Коррекционная работа: в России и заграницей…15стр.
5. Заключение………………………………………...18стр.
6. Литература…………………………………………19стр.



Введение.



Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме
изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Появилось
достаточно много литературы, в том числе и рекомендательной по вопросам
умственной отсталости, нарушениям обучения и воспитания, отклонениям в
поведении и общении. Термин аутизм
(от греч. autos – сам) ввел в 1912 году
Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое
регулируется эмоциональными потребностями человека и не
зависит от реальной действительности.
Происхождение аутизма может быть различным. В легкой степени он может
встречаться при конституционных особенностях психики (акцентуация
характера, психопатия), а так же в условиях хронической психической
травмы (аустическое развитие личности). А может выступать как грубая
аномалия психического развития (ранний детский аутизм).
РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития,
состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от
внешнего мира.
Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943
году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и
в 1947 году С.С. Мнухиным.
В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине
синдрома Каннера считаются следующие признаки:
1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка,
формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем
интеллектуального развития;
2. Стремление к постоянству , проявляемое как стереотипные
занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям
в окружающем;
3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи
с уровнем интеллектуального развития ребенка;
4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем
эта патология в большей степени связывается с особым нарушением
психического развития, чем его регрессом;)
Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6
случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек
в пропорции 3-4: 1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в
13-14 случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени
спонтанному сглаживанию
патологических черт.
С синдромом раннего детского аутизма связано особое
нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких.
Эта проблема очень плохо изучена и очень многие
вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы
обучения, воспитания и коррекции таких детей. Множество
вопросов возникает в семьях, где появляется такой ребенок. Как
с ним обращаться? Как его следует воспитывать? Каким образом,
и в какой школе его следует обучать?
Эти и подобные вопросы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10
тысяч детей. Именно такова частота проявления
детского аутизма и сходных с ним нарушений психического
развития – случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и
воспитании.
Существует богатый опыт обучения навыкам самообслуживания и
бытового поведения детей, страдающих слепотой, глухотой, ДЦП или
умственной отсталостью. ( Л.И. Аникеева 1985г.; А.Р.Маллер 1986г.) Эти
принципы и многие приемы обучения могут быть использованы и в работе с
аутичными детьми. Однако в силу специфики данного нарушения развития
необходимы также особые принципы обучения аутичного ребенка, учитывающие
его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена,
главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие
ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование
внутренних адаптивных механизмов поведения, а это , в свою очередь
повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым
главным и очень важным в работе дефектологов, психологов и других
специалистов детских учреждений , сталкивающихся с такими детьми, а
также их родителей.



Особенности поведения аутичных детей.



В рассказах о таких детях постоянно отмечается одно и то же обстоятельство:
они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом
избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не
слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если
такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети
словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность
речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о
себе во втором или в третьем лице.
Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой
интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в
обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное
равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими
людьми или со своим собственным «Я».
Все ж чрезмерная антипатия страдающих аутизмом детей к контактам с другими
людьми смягчается радостью, которую они нередко испытывают, когда с ними
обращаются как с совсем еще маленькими. В этом случае ребенок не будет
уклоняться от ласковых прикосновений до тех пор, пока вы не начнете
настаивать, чтобы он посмотрел на вас или поговорил с вами.
Очень часто у таких детей наблюдается симбиотическая связь с
родителями (чаще матерью).
Дети – аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками
значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило,
реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают пассивно -
оборонительную позицию. Обращение за помощью к старшим чрезвычайно
редки.
Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса
приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть. (Чего только не пробовали
родители четырехлетней девочки, чтобы пробудить у нее аппетит. Она от всего
отказывалась, но при этом ложилась на пол рядом с собакой, принимала ту же
позу и начинала есть из собачьей миски, беря пищу только ртом). Но это
крайний случай. Чаще приходится сталкиваться с предпочтением
определенного вида пищевых продуктов.
Так же, аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями
сна. Особенно трудно, а иногда и невозможно для них заснуть. Период
сна может быть сокращен до абсолютного минимума, к тому же, отсутствует
регулярность сна. Некоторые дети не могут засыпать в одиночку, с ними
непременно должны находиться отец или мать. Иные дети не могут
засыпать в собственной кровати, засыпают на каком-нибудь определенном стуле
и только в сонном состоянии их можно перенести в кровать.
Многие обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди
вызывают у них постоянное чувство страха. Признаки сильного страха у этих
детей часто бывают вызваны причинами, которые поверхностному наблюдателю
кажутся необъяснимыми. Если все же попытаться понять происходящее, то
окажется, что нередко чувство страха возникает в результате навязчивой
идеи. Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны
располагаться строго упорядочено по отношению друг к другу, что все в
комнате должно иметь свое определенное место и если вдруг не находят этого,
начинают испытывать сильнейшее чувство страха, паники. Аутические страхи
деформируют предметность восприятия окружающего мира.
У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия,
фантазии, влечения и они как бы полностью захватывают ребенка, их нельзя
отвлечь, увести от этих действий.
Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами,
теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене.
Другие проявляют необычные пристрастия к схемам движения транспорта,
планом улиц, электропроводки и т.д.
У некоторых имеются фантастические идеи перевоплощения в животное или
сказочный персонаж. Часть детей стремиться к странным, неприятным на
обычный взгляд действиям: залезают в подвалы на помойки, постоянно рисуют
жестокие сцены (казней), проявляют агрессивность, в действиях,
обнаруживают сексуальное влечение. Эти особые действия, пристрастия,
фантазии играют важную роль в патологическом приспособлении таких детей к
окружающему и к себе.
Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в
парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие
мыслительных операций и на их основе односторонних способностей
(математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время
несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков,
способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с
окружающими.
У некоторых детей с аутизмом при тщательном тестировании
можно получить такие результаты, которые в значительной степени выходят за
рамки их возрастной нормы; но с некоторыми детьми тестирование проводить
просто невозможно. Так, можно получить коэффициент интеллекта в диапазоне
между 30 и 140.
Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития
способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги,
коллекционировать однообразные предметы. По характеру и содержанию
отношения этих увлечений к действительности можно выделить две группы:
- Оторванность от действительности (сочинение бессмысленных стихов,
«чтение» книг на непонятном языке)
- Связанные с определенными сторонами действительности,
направленные на продуктивную деятельность (интерес к математике, языкам,
шахматам, музыке) – что может привести к дальнейшему развитию способностей.
Дети с чертами аутизма ни на одном возрастном этапе не играют
со сверстниками в сюжетные игры, не принимают социальных ролей и не
воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные жизненные отношения:
профессиональные, семейные и др. Интерес и склонность к воспроизведению
такого рода взаимоотношений у них отсутствует.
Недостаточная социальная направленность, порождаемая
аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к
ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих
межличностные отношения.
При аутизме наиболее отчетливо проявляются явления
асинхронии формирования функций и систем: развитие речи нередко
обгоняет развитие моторики, «абстрактное » мышление опережает развитие
наглядно - действенного и наглядно – образного.
Ранее развитие формально – логического мышления усиливает способность к
абстракции и способствует безграничным возможностям для умственных
упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.



Поиски причин РДА.

Поиски причин этого расстройства психического
развития шли по нескольким направлениям.
Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их
нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее
распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания.
Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности
в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с
неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими
способами воспитания.
Здесь можно отметить следующую характерную особенность -
было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный
семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так
называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не
ограничивается той или иной социальной группой.
Таким образом, ответственность за нарушение психического развития
биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто
было причиной тяжелых психических травм самих родителей.
Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно
отсталых детей и детей, страдающих ранним детским аутизмом, показали, что
аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а
родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им, чем это
обычно наблюдается в семье ребенка с умственной отсталостью.
В настоящее время большинство исследователей полагают, что
ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе
которой лежит недостаточность центральной нервной
системы.
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин:
врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями,
органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов,
рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных
патогенных факторов, которые могут привести к формированию синдрома
Каннера.
Конечно, действия различных патологических агентов вносит
индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он может
быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым
недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные
расстройства.
Как и при любой другой аномалии развития, общая картина
тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его
биологических первопричин.
Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть
расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического
дизонтогенеза.

Механизм формирования вторичных нарушений наиболее очевиден
при рассмотрении клинической картины сквозь призму аномального психического
развития.
Аутичный ребенок оценивает как опасные большинство ситуаций
взаимодействия с окружающим. Аутизм в этом плане может быть представлен как
основной именно из вторичных синдромов, как компенсаторный механизм,
направленный на защиту от травмирующей внешней среды.
Аутистические установки являются наиболее значительными в
иерархии причин, формирующих само аномальное развитие такого ребенка.
Наиболее страдает развитие тех сторон психики, которые
формируются в активных социальных контактах. Как правило, нарушается
развитие психомоторных навыков. Период с 1.5 до 3 лет, являющийся в норме
временем овладения навыками опрятности, одевания, самостоятельной еды,
игровых действий с предметами, для ребенка, страдающего аутизмом, часто
оказывается кризисным, труднопреодолимым. При этом в отличие от других
категорий детей, имеющих двигательные дефекты, у аутистов нет или почти нет
самостоятельных попыток компенсации этих трудностей.
Тем не менее, для детей с синдромом раннего детского аутизма
различной этиологии основные моменты клинической картины, общая структура
нарушения психического развития, проблемы, стоящие перед семьями, остаются
общими.
Проявление раннего детского аутизма меняются с возрастом.
Клиническая картина формируется постепенно к 2.5-3 годам и остается
наиболее выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание
первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей,
возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к
ним и ребенка и взрослых.
Если попробовать проследить, как возникают трудности
психического развития аутичного ребенка, то большинство исследователей
сомневаются, что у таких детей существует хотя бы короткий период
нормального развития. Хотя педиатр, как правило, оценивает такого ребенка
как здорового, его «особость» часто
заметно с самого рождения и уже в младенчестве отмечаются
начальные признаки нарушения развития.
Известно, что в младенческом возрасте патологии физического
и психического развития переплетаются особенно тесно. У аутичных детей уже
в это время обнаруживается нарушения наиболее простых инстинктивных форм
приспособления к жизни (о которых говорилось выше): трудности засыпания,
неглубокий прерывистый сон, искажение ритма сна и бодрствования. Возможны
трудности кормления таких детей: вялое сосание, ранний отказ от груди,
избирательность в принятии прикорма. Функция пищеварения неустойчива,
часто нарушается, отмечается склонность к запорам.
Такие дети могут быть как сверхпассивными, неотзывчивыми, так
и возбудимыми, со склонностью к панической реакции. При этом один и тот же
ребенок может демонстрировать оба типа поведения. Возможно, например, и
отсутствие реакции на мокрые пеленки, и совершенная нетерпимость к ним.
Одних детей, мало реагирующих на окружающее, подозревают в слепоте и
глухоте, другие же часами кричат в ответ на непривычный громкий звук,
отвергают яркие игрушки. Так, мальчик на зависть всем мамам, спокойно сидит
на одеяле, в то время как другие малыши неудержимо расползлись по лужайке;
как выяснилось, он боится с него слезть. Страх тормозит его активность,
любознательность, внешне же он кажется спокойным.
Необходимо добавить, что раз испытанный испуг может на долго
фиксироваться у таких детей и через месяцы, и даже годы оказывать влияние
на их поведение. Так, одна девочка, которая после испуга, произошедшего в
возрасте 3-х месяцев, когда мать ненадолго ушла из дома и ее попытались в
первый раз накормить из бутылки, в течение нескольких месяцев
ежедневно начинала
кричать именно в это время.
Особенности в установлении эмоционального контакта аутичных
детей с близкими так же проявляются уже на первом году жизни. Часто
отмечается пассивность в отношениях с родными: такой ребенок слабо выражает
радость при появлении близкого лица, мало просится на руки, не
приспосабливается к положению на руках. Тем не менее, согласно наблюдениям,
в большинстве случаев аутичный ребенок в раннем возрасте пусть не так
активен, как здоровый, но способен установить простейшую эмоциональную
связь с близкими. Исключение составляют лишь самые тяжелые случаи,
возможно, осложненные умственной отсталостью. Но в большинстве случаев
аутичный ребенок получает удовольствие от эмоционального контакта, любит,
когда с ним возятся, кружат, подбрасывают.
Особенности моторного развития тоже обращают на себя
внимание. Примерно к полугоду родителей может начать тревожить моторная
вялость. Детские врачи, пытаясь объяснить причину этого явления, начинают
предполагать остаточное явление родовой травмы, которая, возможно, не была
зафиксирована сразу. Назначенный массаж, лекарственные препараты,
повышающие мышечный тонус, как правило, вскоре дают возможность ребенку
догнать сверстников в моторном развитии (сесть и встать). При этом
характерно, что ребенок, начиная ходить в нормальные сроки, быстро встав и
научившись ходить по барьеру, стенке, долго, часто 3-4 месяца, не может
оторваться от опоры и пойти самостоятельно. Это вызвано, видимо, тем, что
он боится. Развитие навыка ходьбы тормозится при малейших неудачах. Начав
ходить, ребенок еще долго сохраняет неуклюжесть, неловкость, угловатость
движений, возникают трудности в овладении бегом, возможностью прыгать.
В целом же все эти особенности детей не вызывают большой
тревоги родителей и педиатра. Чаще всего они воспринимаются просто как
индивидуальные особенности ребенка, тем более что он может радовать близких
сообразительностью в играх, любовью к серьезной музыке, ранним вниманием к
стихам, сказкам. Пассивные (спокойные) дети даже более удобны в быту: они
редко что-либо просят, могут часами играть в манеже одни, не беспокоя мать,
полностью подчиняются ей. «Идеальные дети» – так их часто называют.
Основные трудности бытового плана начинаются немного позже.
Когда ребенок начинает ходить, меняется его характер: из
спокойного он становится возбужденным, расторможенным, не подчиняется
взрослым, с трудом и большой задержкой усваивает навыки самообслуживания,
он плохо сосредоточивается на происходящем вокруг, его трудно организовать,
научить чему-то.
Впервые начинает обозначаться опасность особой
задержки психического развития ребенка.
Основными причинами такого искажения психического
развития, как считают исследователи (К. С. Лебединская,
Е.Р. Баенская, О.С. Никольская) , являются следующие:
1. Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с
плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды,
склонностью фиксации на неприятных впечатлениях, которая обуславливает
готовность
аутичного ребенка тревожности и страхам;
2. Слабость общего и психического тонуса, обуславливающая низкую
способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм
поведения, повышенную пресыщаемость в контакте с окружающим.



Основные признаки РДА.
I Одним из основных признаков РДА является нарушение
речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени
тяжести и по своим проявлениям. Выделяют 4 варианта нарушений речи при РДА.
Не останавливаясь на них более конкретно, следует отметить, что, несмотря
на большое разнообразие речевых нарушений в целом, характерных для
отдельных вариантов, имеются и общие, специфичные для РДА особенности:
1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребенок избегает
общения, ухудшая возможности речевого развития. Его речь автономна,
эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением.
2. Оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем
сказываются на становлении его самосознания. Следствием этого является
позднее появление в речи местоимения «я» и др. личных местоимений в
первом лице.
3. Стереотипность речи, склонность к словотворчеству, «неологизмам» Почти у
всех детей становление речи проходит через период эхолалий, частыми
являются разнообразные нарушения звукопроизношения, темпа и плавности
речи.

II Другим признаком РДА являются трудности формирования
целенаправленного поведения аутичных детей. Они должны быть рассмотрены с
нескольких сторон.
1. Остановимся на многочисленных жалобах родителей о расторможенности,
несобранности, отвлекаемости таких детей. Поставленная взрослыми цель,
просьба не регулируют поведение ребенка, он не может отвлечься от
непосредственных впечатлений окружающего, эти впечатления разрушают
организующее влияние взрослых.
Такая ситуация типична и для здорового маленького ребенка. Но для него
взрослый является самым эмоционально значимым явлением окружающего мира.
Аутичный же ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей с
взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его
поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений с взрослым,
а оставаться как бы эхом случайных впечатлений.
Подобное поведение называется «полевым». Наблюдая за
свободным поведением аутичного ребенка можно увидеть, что не ребенок
обращает внимание на предмет, а предмет как бы притягивает к себе его
внимание. В сущности, если знать, что и как расставлено в комнате,
поведение ребенка можно почти точно предсказать.
Вот ребенок пассивно перемещается, «мотается» по комнате,
притягиваясь, то к одним, то к другим объектам, трогает, не глядя, толкает
мяч, ударяет по ксилофону, включает свет, бежит по длинному коридору.
Если взрослый не учитывает степени порабощения ребенка этими внешними
влияниями, если он не чувствует сам направления действия этих сил и его
требования постоянно идут вразрез с ними, контакт с взрослым становится
мучительным для ребенка.
2. Существуют так же и другие жалобы родителей аутичного ребенка. Так, если
ребенок и сосредоточен на каком - либо занятии, его трудно научить чему -
либо новому даже в русле этого интереса. Дело не в том, что родители
сомневаются в его умственных способностях. Такие дети очень изобретательны
в действиях со своими игрушками, сами осваивают устройство домашних
приборов. Характерно, что они до всего предпочитают доходить сами,
действовать своими способами и не принимают предложения взрослых. Кажется,
что само взаимодействие со взрослым ребенку трудно и неприятно. Возникает
недоумение, почему ребенка, который все схватывает « на лету», трудно чему-
либо научить, внести что-то новое, трудно приспособить к быту, обучить
навыкам самообслуживания. При ручной ловкости в своих излюбленных занятиях
дети крайне неловки, когда надо действовать по образцу, по инструкции. В
условиях произвольной деятельности все их умения как бы распадаются.
Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного
напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на
короткие мгновения, а затем наступает или
полное изнеможение, или перевозбуждение.
В результате исходных особенностей аффективной сферы,
трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается
психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту,
поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых, и носят
патологический характер.
Клиническая картина синдрома Каннера окончательно формируется
между 2-3 годами жизни и в течение нескольких лет (до 5-6 летнего
возраста) наиболее выражена. Затем ее своеобразные патологические черты
нередко сглаживаются, а в других случаях трансформируются в иные
болезненные состояния.
Еще Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и
стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической
картины. У ребенка 3-4 года – это уже сложные образования.
Аутизм с аутистическими проявлениями - это исходная трудность
установления эмоционального контакта с людьми, внешним миром и поэтому
вторично выработанные реакции
избегания контактов.
Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие,
отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность
контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него
– так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее).
Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого
человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери.
Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного
ребенка.
Наблюдается так же и тенденция к сохранению постоянства,
стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это, в конечном счете,
тоже приспособление ребенка к своим трудностям. Ребенок не может гибко
приспосабливаться и, оставшись вне привычной обстановке, становиться
беспомощным. Его ритуалы, стереотипные интересы и действия выражают и его
способ приспособления, и его истинный уровень социализации. Он требует, что
бы все было как всегда, как он привык: одни и те же маршруты прогулок,
одежда, обстановка в комнате, шутки – все должно быть стереотипны.
Для компенсации сенсорного голода, регуляции внутреннего
психического тонуса ребенок обращается к аутостимуляции. Этому служит
многие стереотипные движения таких детей: бег по кругу, раскачивание и т.п.
Стереотипные движения, стереотипные повторения фраз, стихов, пение
усиливаются, когда ребенок боится чего-то, когда к нему обращается
взрослый – это заглушает
неприятные сигналы извне.
Необычные пристрастия, встречающиеся у аутичных детей, о которых
уже говорилось ранее, фантазии, влечения они несут
ту же функцию, что и аутостимуляторные стереотипы, т.е. с их
помощью такой ребенок заглушает неприятные впечатления,
успокаивает себя, регулирует внутреннее состояние активности.
Аутические страхи, (о них упоминалось выше) основаны на
сверхчувствительности детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с
окружающим. Страх может выражаться как общая тревога, пугливость, а может
быть направлен на определенные предметы, людей. Содержание страха часто
сложно установить. Предметом страха могут быть обычные бытовые явления, с
которыми справляется любой здоровый ребенок: гудение водопроводных труб,
шум спускаемой воды в туалете, замкнутое пространство в лифте, летящие
бабочки или птицы, яркий крючок у входной двери. Объектами страха часто
становятся дети или животные. Накоплению страхов способствует то, что,
раз испытанные, они могут оставаться актуальными очень надолго.



Коррекционная работа: в России и заграницей.
В настоящее время в России испытывается острый недостаток
практических разработок по социально-бытовой реабилитации, которые
позволили бы детям и подросткам с РДА адаптироваться в повседневной
жизни.
За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой
реабилитации людей с РДА достигли сторонники поведенческой терапии,
усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности
ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных
направления в рамках поведенческой терапии: Оперантное обучение и Обучение
по программе ТЕАССН.
1. В основе Оперантного обучения лежат исследования бихевиористов,
направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку
отдельных операций с их последующим объединением. (I.Lovaas, 1981)
Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой
переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время
ищут пути ее решения.

На первом этапе обучения особое внимание уделяется формированию
способности ребенка сосредотачиваться на задании и следовать инструкции
взрослого. Благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить
желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное
поведение. Однако сохраняются трудности переноса сформированных навыков
на внеучебную обстановку и зависимость от взрослого, осуществляющего
подкрепление соответствующего поведения.

2. Обучение по программе ТЕАССН (T

Новинки рефератов ::

Реферат: Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Селекция растений (Биология)


Реферат: Город Ломоносов (Архитектура)


Реферат: Договор коммерческого найма (Право)


Реферат: Аудит процесса реализации в торговле (Бухгалтерский учет)


Реферат: Учет и контроль использования денежных средств на примере ТОО (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обыск и выемка в практике и деятельности следователя военной прокуратуры (Уголовное право и процесс)


Реферат: Волейбол (Физкультура)


Реферат: Академик Скочинский А.А. (Исторические личности)


Реферат: История Малороссии (История)


Реферат: Значение художественной литературы в становлении личности школьников (Педагогика)


Реферат: Захист права власності (Гражданское право и процесс)


Реферат: Великобритания 1945-1998 гг. (История)


Реферат: Аминокислоты, белки (Химия)


Реферат: Социальное страхование (Страхование)


Реферат: Шпоры на ГОСэкзамен (МГУП, ФКДиР, отд. книговедение) (Литература)


Реферат: Гидро-климатические условия на космических снимках (Авиация)


Реферат: Контрольная работа (Бухгалтерский учет)


Реферат: Куратор студенческой группы (Педагогика)


Реферат: Политические права и свободы граждан Республики Беларусь (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист