GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Игровые формы уроков русского языка (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Игровые формы уроков русского языка (Педагогика)




Игровые формы
уроков русского языка


Курсовая работа учителя русского языка и литературы
Гринько А.С.
[pic]



Таганрог. 1997 г. Ср. Школа №8 им. А.Г. Ломакина.

ВВЕДЕНИЕ.

Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость
игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно:
она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

Содержание работы.
1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка.
2. Дидактические игры на уроках русского языка.
3. Методическая часть. Конспект модели урока-игры.
4. Список литературы.



Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на
эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час,
рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного
времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов.
Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского
«Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование
педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С.
Выготский ,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она
неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов
и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой
природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с
разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего
напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного
действия самых разных способностей и сил.
... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется
множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как
непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением
других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,
вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей
совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный,
коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя
совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным
правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является
первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на
известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов
среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и
наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких
задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но
как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые
комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций,
быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая
предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм
опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к
известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно
нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних
из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам
возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая
возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения
определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка
до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно
подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы
оно сознательно решало известные задачи.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,
социально - координированная, подчинённая известным правилам система
поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с
трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело
совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким
образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом,
которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу,
психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что
игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой
деятельности, приуготовлением к будущей жизни.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и
своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и
приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке
самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким
образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития,
направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,
воображения, понятий и навыков.
В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий,
читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением
так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени,
ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное
дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением
работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная
познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка,
вот что само по себе способствует организации его внимания».
Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные
рассуждения о роли игры в жизни ребёнка(да и взрослого человека тоже).
Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как
средстве обучения.



В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем
на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ».
Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие
выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь
коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,
каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности
всех учащихся.
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно
использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в
русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной
работы.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое
множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих
условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:
1) ролевые игры на уроке(инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых
заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие,
урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,
которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму,
произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина,
конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений,
навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический
КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться
между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы
описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».



Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год
обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы -
в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача
учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала,
не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к
учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать
такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7 часов русского
языка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых
тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,
морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и
интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки -
путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного
рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем
самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
* * *
Учебник «Русский язык. 5 класс».
Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,
Л.А.Тростенцова.

Изучение нового материала.
Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.
Словосочетание. §17

Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица,
грамматическая связь;
2. познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.
Ход урока.
На видном месте висит плакат:
Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка.
Буквально значит - построение,
сочетание,
порядок.
Раздел грамматики, который изучает строение и
значение словосочетаний, предложений, текста.
Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис.
Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с
вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в
класс вбегают ученики(работа с ними была проведена заранее). У каждого на
груди висит табличка(ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик
представляет собой Слово. Например,
Учитель..
Учитель(делает вид, что удивился). Вы кто?
Слова. Мы - Слова.
Учитель. Вы чем-то расстроены?
Слово(один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос:
«Зачем нужны слова людям?»
Ученики. Чтобы общаться.
Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в
отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?
Ученики(с помощью учителя). Соединять слова.
Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение
строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати,
вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики. Сочетание слов.
Учитель. Верно.
Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания.
Затем обращается к Словам.
Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва.
Выбранные слова выступают вперёд.
Учитель. Ребята, листва может быть яркой?
Ученики. Да!
Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь
всё-таки не хватает. Чего же?
Ученики(с помощью учителя). Наверное, того, что называется
грамматической связью.
Учитель. Как сказать правильно?
Ученики. Яркая листва.
Учитель. Правильно.
Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с
написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику).
Учитель. А почему окончание -ая?
Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.
Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...
Ученики. ...главным. А слово яркая- зависимым.
Учитель записывает на доске: какая? x
Яркая листва (ж.р.; им.п.)
Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в
словосочетании.
Учитель. А что же делать с остальными Словами?
Слова. Составьте из нас предложение.
Учитель. А для этого мы должны...
Ученики(с помощью учителя). ... построить слова в определённом порядке
и связать по смыслу и грамматически.
Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке.
Учитель меняет, где необходимо, окончания.
Получилось:
На яркой листве деревьев блестит роса.
Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы
синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.
* * *
Тема. Диалог. §39 Фрагмент урока.

Цель. 1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;
2. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.
Ход урока.
На видном месте висит плакат с определением слова диалог.
На доске записана тема урока.
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы
прочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.
(Здесь можно, например, разыграть отрывок из рассказа Н.Носова
«Бенгальские огни»).
«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт
бенгальские огни в ступе.
- Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а ты
возишься!
- Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят,
дымят, а гореть не хотят.
- Ну и брось, всё равно ничего не выйдет.
- Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть. Дай-
ка мне алюминиевую кастрюлю, вон на подоконнике.
- Где же кастрюля ? Тут только сковородка, - говорю я.
- Сковородка?.. Эх, ты! Да это и есть бывшая кастрюля. Давай её сюда.
Я передал ему сковородку, и он принялся скоблить её по краям
напильником.
- Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку превратилась? - спрашиваю
я.
- Ну да, - говорит Мишка. - Я её пилил напильником, пилил, вот она и
сделалась сковородкой. Ну ничего, сковородка тоже нужна в хозяйстве.
- Что же тебе мама сказала?
- Ничего не сказала. Она ещё не видела.
- А когда увидит?
- Ну что ж ... Увидит так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ей
куплю.»
Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре?
Ученики. Двое.
Учитель. Как называется такая беседа?
Ученики. Диалог.
Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий,
четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом.
* * *
Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколько
учебных дней. Как наиболее эффективно можно использовать оставшееся учебное
время?

Повторение и систематизация изученного.

§§ 112, 113, 114, 115, 116.

Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение
года;
Ход урока.
На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие».
Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии.
После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большим
конвертом в руках.
Ученик. Вам письмо.
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого
оно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка из
сказочной страны Лингвиния! Слушайте:
«Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы по
учебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями и
законами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса,
Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобы
получить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли ты
Лингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 1997» и
приз. С уважением, король Русский Язык».
Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласны
принять предложение короля?
Ученики. Да!
Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии.

Делит класс на команды(по 4,5 человек), выбирает капитанов. Можно
выбрать жюри.
На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разным
разделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать?
На доске висит подобного вида плакат:


|Морфология |Синтаксис |Словообразование |
|Фонетика |Орфоэпия |Лексика |
|Орфография | | |


[pic]
[pic]
Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицы
или цветка.

Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор.
Характер задания будет соответствовать названию раздела. После открытия
окошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии
(раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа. Каждое
задание - 1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считается
победившей.
Задания.
Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой.
Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых для
проведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этих
заданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мой
взгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока.
1. Карточка - тест.
Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов.
Данные сочетания слов являются словосочетаниями:
1) осенний день;
2) урок начался;
3) купить книгу;
4) в лесу.
Ответ: 1) ; 3).
2. Карточка - тест
Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа.
К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение:
1) Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.)
2) Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.)
3) Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.)
4) Приятно пахнет снегом, соломой и дымком.
Ответ: 3).
(Варианты: найти предложение с однородными дополнениями,
определениями и т.д.)
3. Карточка. Морфологический разбор.
Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой
копию тренажёров, предложенных Н.М.Лебедевым. (см. Список литературы).
Имя существительное

I. Часть речи ______________________________________
общее значение
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма _____________________________
2. Постоянные признаки:



собств. нариц. одуш. неодуш. род
склонение
3. Непостоянные признаки:

падеж число
III. Синтаксическая роль:


Условные обозначения: - вырезать окошко.
Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужных
окошках ставит крестики.
4. Пропущенная буква.
На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одному
столбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят к
доске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку.
Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием:
сп...ртивный з...лёный ст...лбовая
дес...ть цв...тной ш...рстяной
бе...заботный ра...свет бе...цветный
рису...шь пиш...шь чита...шь
к...пуста т...атр ап...льсин

5. Карточка.
В каком примере неправильно названа буква?
1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а.
2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ.
3) Марка - эм, а, эр, ка, а.
Ответ : кэ
6. Карточка. Игра «Справочное бюро»
Использовать словарь.
Выбери слово, в соответствующее лексическому значению.
Колорит, компонент, комфорт, компромисс.(«Составная часть чего-
либо»).
7. «От каждой буквы - столбик - слово»
Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько
команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди
подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв,
составляющих написанное слово.
Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения;
2) Слова не должны повторяться;
2) Слова должны быть написаны правильно.
К о р п у с к о р п у с к о р п у с
р к о у к у р б а о с а о р е у р ю
о н г с р г а р з л п п с е к л о р
т о к о о н ы б ё е о т х о ь к п
п б в о т х г ю р т р
р м д и

з
Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады,
кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с целью
разнообразить учебный процесс.



Список литературы
П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989
г.
Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г.
Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва,
«Просвещение», 1991 г.
«Дошкольное воспитание», 1985 г., №8
«Русский язык в школе», 1989 г., №4
«Русский язык в школе», 1992 г., №5
«Русский язык в школе», 1993 г., №3







Реферат на тему: Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до 4-х лет

Министерство образования Украины
Мариупольский гуманитарный институт
Донецкого государственного университета
кафедры педагогики и психологии



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Игрушка как средство психического развития ребенка от рождения до
4-х лет.


СТУДЕНТКИ: 2-го курса специальности:
«Дошкольное воспитание, иностранный
язык»
Ковтун О.А.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
кандидат педагогических наук профессор
кафедры педагогики и психологии.
Щербакова Е.И.



Мариуполь 1999 г.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1-2 с.
Раздел I. Краткая история возникновения игрушки 3-6 с.
Раздел II Виды и назначения игрушек для детей

от рождения до 4-х лет 6-26 с.
Раздел III Особенности отбора игрушек для мальчиков

и девочек в дошкольном учреждении 27-30 с.
Выводы 31-32 с.
Литература 33-34 с.

Введение

Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе
воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта
человеческой деятельности. Игрушка в данном случае выступает в качестве
своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить
различные действия с которыми надлежит ребенку.
Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому,
изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие
педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки,
основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в
условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть
одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а
обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой
деятельности.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с
окружающей действительностью, для их сенсорного развития.[1]
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки,
считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду,
способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям
представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже
время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее
специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша
к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог
Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить
ребенка действовать с игрушками.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее
средство – игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме,
социальных ролях, быте, природе.
Сейчас, широко рассматривается проблема о неправильном использовании
игрушки. Таким образом, она зловредно влияет на психику и здоровье детей.
В нашей работе мы хотим выяснить как игрушка влияет на психическое
развитие ребенка, и как правильно ее нужно выбирать и использовать.
Предмет исследования: Роль игрушки в психическом развитии ребенка от
рождения до 4-х лет.
Цель исследования: определить влияние игрушки и ее назначение в
психическом развитии ребенка от рождения до 4-х лет.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной программе.
2. Раскрыть сущность понятий «игра», «игрушка», «психическое развитие».
3. Изучить краткую историю возникновения игрушки.
4. Определить виды и назначение игрушек.
5. Изучить особенности отбора игрушек мальчиков и девочек в детском
учреждении.
Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-
педагогической литературы.


Раздел 1

Краткая история возникновения игрушки

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой – ведущей
деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические
и нравственные качества. Однако конкретно – исторические условия каждой
эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.
Е. А. Аркин заключает свое сравнение: устойчивость детской игрушки, ее
универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций –
очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной
того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или
подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и
растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как
источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же
игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые
по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в
условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных
друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость
тем, что они не только получают или сами создают спорные игрушки, но что
еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение.[2]
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили
последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной
культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку – неотъемлемую
часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В
Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими
погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Еще эти
предметы имели и иное назначение. От первобытных времен сохранилось
поверье, что трещотки своим шумом отклоняют злых духов и тем самым
оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского
города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала,
систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на
рукоятке, снабженного бубенчиками. Кретала делались из деревянных или
металлических пластинок, соединенных на одном конце. Устройство систра
также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три
металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней.
Самые ранние, известные нам игрушки Древнего Египта датируются
серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные долгурки коров. В Древнем
Египте мы впервые встречаем игрушки с несложным механизмом движения. Это
«Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали из с большим знанием
повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью
несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка,
открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая раба, месящего тесто. Если
фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной
дощечке. «Месильщик теста» – это прототип всякой народной игрушки. Этот
древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера
народной игрушки. Вспомним болеродскую игрушку «Кузнецы». И тут и там
главное передано движением, все остальное условно и скупо.
Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании
колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в
нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э.
Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней
Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделаны из глины. Образ коня
давался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов.
Крупнейшее событие гомеровской Греции – Троянская война – нашло
отображение не только в литературе. Известна игрушка «Троянский конь»,
которая, возможно, копировала в миниатюре громадного коня, с помощью
которого хитроумный Одиссей взял Трою.
Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились лишь из
глины, кости и металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в
Эрмитаже, находим изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой
и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.
В глубокой древности возник и такой известный нам вид игрушки, как
кукла. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Вырезались они из
тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим
одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но
служили эти куклы не детям, и взрослым и были связаны с различными формами
религии той эпохи. Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и
призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие
изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. Поэтому куклы часто
делались резцом, так как боялись, как бы кукла не убежала из гробницы.
Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол.
Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили
эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням
Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались ои из глины, дерева и
часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и
палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей
знати.
Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки.
Платон в «Законах» сравнивал человека с игрушкой, а наши страсти с нитями,
которые приводят ее в движение.
Детская современного дошкольника заполнена игрушками, которые не могли
существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых
недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди
игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы,
спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для
конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой
истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества,
историей развития ребенка в обществе.
К изначальным игрушкам педагог-исследователь Аркин относит:
а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т. д.;
б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты
бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол.
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.
Аркин Е. А. считает, что совершенно очевидно, лук и стрелы могли стать
игрушками только после того как они появились в обществе как орудия
действительной охоты. Они давно исчезли как орудия охоты и заменены
огнестрельным оружием, но они остались в мире детских игрушек. Однако
упражнения современного ребенка с луком не занимают в его жизни того места,
которое они занимали в жизни ребенка общества первобытных охотников. Таким
образом, так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости
остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки,
возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с
историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может
быть понята. /2, 9 c./

Раздел II

Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
Игрушка должна быть наделена физическими, художественно-образными и
динамическими качествами. Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с
тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим,
бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром
белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку,
чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок
быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно:
игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не
заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к
сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые
игрушки вполне «удобны», комфортны – они успокаивают, не беспокоят – и
только…
Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и
действий, для психического и физического развития ребенка необходимы
игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской
активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего
детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям
уже достигнутый ребенком уровень развития, т.е. вести его через трудности
освоения игрушки к следующему уровню развития.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и
художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия
взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности
средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами,
знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает
огромное педагогическое значение.
Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна
деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой.
Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно
свисают на шнурах и , ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук.
Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения
внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой
игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее
обеими руками, а затем одной рукой Игрушка активизирует познавательную
активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат – шарики на
шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара. Ребенку второго
года эта погремушка напоминает театральную куклу, которая всегда может
исполнить нужную роль.
Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить
ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с
колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках. Звуку колокольчика
мелодичен и чист.
Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной
игрушкой. Их подвешивают над колыбелью ребенка с третьего месяца жизни. Эта
игрушка успокаивает ребенка, приучает сосредоточенно рассматривать предмет.
Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по
шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная
и цветовая композиция. Мелкие детали свободно проходят через более крупные.
Дети конца первого и начала второго года жизни могут составлять из бус
почти несметные композиции, напоминающие забавные игрушки. /7.,22 c./
Подвеска «зеркало» – необходимый элемент первого набора игрушек
эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим
собой, не зная еще, что это он. В зеркале отражается окружающая обстановка,
мелькают отражения движущихся в комнате людей. Все это расширяет опыт
ребенка, его ориентировку в окружающем мире, способствует формированию
ориентировочной активности, познанию окружающего мира.
Музыкальные игрушки типа «музыкальных шкатулок» исполняют спокойные,
несложные мелодии, колыбельные песенки, создают хорошее настроение, вносят
умиротворенность и разнообразят слуховые впечатления ребенка.
Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть
составляют дидактические игрушки. Это «подвеска с кольцом» – состоит из
кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков.
Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым
раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук.
Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается
вызываемого эффекта. Благодаря этой игрушке, я считаю, что формируется
произвольность действий, ребенок осваивает новые направленные
результативные действия.
Подвески «палочки», «ежики» важны для формирования у ребенка
осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески,
перемещает их, перекладывает.
Подвески важны для своевременного сенсорного развития детей, различения
форм, величин, цветов, материалов, формирования восприятия и начальных
элементов мышления.
Для ребенка второго года жизни созданы пирамидки из пяти колец –
одноцветная «елочка» и разноцветная. Новизна этих игрушек в использовании
нетрадиционного тонкого стержня, а конусообразного, широкого у основания.
Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними
занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них
богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем
похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых
деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно
справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить,
пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков
гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с
прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный
поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша,
каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа – большой кубик. И
так он может играть бесконечно.
Родители, стесненные в средствах, сокрушаются, что не могут покупать
ребенку дорогих игрушек. Но представьте себе, как много ребенок может
сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и
танк, и крепость, и гараж.
Но не думайте, что ребенку вообще не нужно покупать хороших игрушек.
Придет время, и ему захочется трехколесный велосипед или самокат, и вы
охотно купите его ребенку, если сможете. Но сначала обеспечьте его простыми
игрушками, а потом добавляйте более сложные по своему вкусу и по своему
карману.
Еще до того, как ребенок научится пользоваться руками, ему нравится
смотреть на ярко окрашенные предметы, подвешенные над его кроваткой. После
5 – 6 мес. ему нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их.
Особенно хороши пластиковые игрушки (например, маленькие кольца, надетые на
большое кольцо), потому что с них не сходит краска и их не прокусишь, как
целлулоидные игрушки.
Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один
предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянный блок на 4-х
колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробка с веревочкой
тоже хороша. Сначала дети научатся толкать предметы перед собой, а потом
уже тащить их за собой. Ребенок с большим увлечением играет кастрюлями и
прочей домашней утварью, или кубиками и блоками. Мать годовалого ребенка
жалуется, что он не хочет играть с кубиками, а хочет вставлять кастрюльки и
сковородки одна в другую. Ребенок видит, что его мать «играет» с
кастрюлями, а не кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли. Вот
почему все дети бывают так зачарованы сигаретами. /3., 83 c./
Ближе к 2 месяцу ребенку становится все интереснее подражать взрослым и
страшим Дети сначала подражают тому, что делают мама и папа, например
подметает пол, моет посуду или бреется.
После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте
дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с
кубиками. Кубики, поставленные один за другим – это поезд. Кубиками можно
наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и
блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 – 8
дет.
Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем
расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают
идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает
у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на
мысль играть в «школу».
Среди образных игрушек особое место занимает кукла – самая древняя и
наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (….
взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины,
целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть
самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет
платья («голым»). Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда
движется голова и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли и
является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему
захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Мальчики и девочки 2-х лет отражают и закрепляют в игре простейшие
жизненные навыки: заставляют куклу ходить, сажают её, укладывают спать,
кормят.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете,
движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы
поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек.
В этом возрасте не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения
психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по
назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам
нужно давать кукол – мальчиков, девочек, «голышей», целесообразно также
ввести куклу – маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено,
что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет
значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные
эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не
всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры
игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции:
доброжелательность, сочувствие и со – радость. Важное значение имеет такое
соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная
пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал
лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие
глаза – такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных
чувств. /4., 105 c./
Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному
отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим
доверительным другом ребенка.
Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с
игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит
их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому,
чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.
Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она
«ведет себя» исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину:
она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и
неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события
собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях,
доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве
заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому
потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у
девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок.
Кукла как и мишка, обезьянка, собачка и др. – объект для общения во всех
проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося
ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За
годы детства каждый ребенок по – своему привязывается к своей игрушке,
переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Куклы – копии человека имеют предназначение в игре.
У традиционной, «прекрасной», куклы большие глаза, обрамленные длинными
ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные
(белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает
имя от своей хозяйки – маленькой девочки. «Прекрасная» кукла может быть
принцессой, мамой, дочкой. «Прекрасной» куклой дети восхищаются и немного
стесняются ее. В «прекрасную» куклу мальчики как правило не играют.
У характерной куклы (это кукла – мальчик или кукла – девочка) выражены
определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д.
Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко
зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.
Куклы – герои народных и авторских сказок несут в себе заданность
образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся
сюжетные линии в игре: Иванушка – дурачок, Буратино и Чебурашка всегда
хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга –
плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный
характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам –
негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа
взаимодействия с ними.
Благодаря тому, что куклы – герои сказок несут в себе эталонность
нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный
опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных
отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит
ребенка доброте, способности отождествлятся как с куклой, так и с людьми.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки – забавы, назначение
которых – вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они
радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая
утка, хлопушка, пищалки.
Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их
образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только
танцует.
Игрушки – забавы – это смешные, забавные фигурки людей, животных с
фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки.
Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и
поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко
представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в
народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому
детей.
Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц –
барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а
задача одна – повеселить детей, создать радостное настроение.
Ученые отмечают одинаковый интерес мальчиков и девочек к игре с куклой.
В самостоятельной игре дети оставляют без внимания слишком большие куклы
как неудобные, а так же твердые. Особый интерес проявляется к шарнированной
кукле 30 – 40 см. т.к. шарнир помогает одевать и раздевать, сажать ее и
т.п.
Если в начале второго года жизни рекомендовались куклы с мелкими
париками, т.к. малыш не мог еще отображать игре уход за волосами куклы, то
на третьем году на смену мелкому парику должны прийти пришивной парик с
короткой стрижкой. Теперь ребенок с удовольствием расчесывает кукле волосы,
прекрасно справляясь с этим заданием. Ребенок не только действует с куклой,
но и называет ее по имени. Важна узнаваемость образа. /11., 38 c./
Изучение игрового поведения детей связанного с выбором игрушек,
показало, что наибольшим успехом у малышей пользуются игрушки – животные. В
эксперименте игрушки, изображающие животных, избрали 74 % детей. (Г.Г.
Локуциевская, Е.М. Гаспарова, Е.Б. Волосова и др.) (1,5 – 2,5 года)
выбирают игрушки мягкие, гнущиеся, из резины, поролона, ткани. Малыши очень
любят изображения домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев
веселых потешек: собачку, кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку,
свинку и овечку, уточку)
Ребята более старшего возраста (2,5 – 3 г.) любят играть с плоскостными
моделями, изображающими животных. Значительно расширяется номеклатура для
избирательности. Теперь малыш отдает предпочтение диким животным –
«зверюшкам» (волк, лиса, медведь, кабан, заяц, тигр и т.д.). Привлекают и
экзотические животные: слон, крокодил, бегемот «кашелотик – кашелот» и пр.У
малышей первые простейшие знания о животных начинают складываться в
результате неоднократного наблюдения за ними. Дети замечают, что у всех
животных имеются глаза, уши, рот, лапы; они перемещаются в пространстве,
едят и пьют; они живые.
К двум годам малыш узнает в натуре, на картинках, по книгам кошку,
собаку, петуха, курочку, птицу, рыбку, корову. Начинает понимать разницу
между живым и неживым объектом (заводная игрушка бедна по запасу движений,
не требует ухода и т.д.). У детей появляется большой интерес к заводным
игрушкам. Это игрушки – забавы. Знакомство с заводными игрушками должно
проходить в эмоционально – доброжелательной форме. При показе игрушечных
животных взрослый никогда не должен изображать страх на лице, боязнь, что
они «укусят». Иногда взрослые делают последнее, желая пошутить,
подчеркнуть, что игрушка живая. Но эффект от этого получается неожиданный.
Среди игрушек основное место занимают животные стилизованные под
человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п.
Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с
ними, т.е. действовать как с куклой.
Такая аналогия позволяет взрослому, во – первых, организовать игры и
инициирование с игрушками – животными как с «живыми» объектами на уровне
знаний, доступных ребенку; во – вторых учить отображать бытовые ситуации
(купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в
– третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные
признаки человека и животных; в – четвертых, подводить ребенка к пониманию
реального и сказочного в окружающей действительности.
Театральные игрушки по характеру и содержанию являются объездными, но
они несут свою особую педагогичную задачу. Они используются при постановке
спектаклей, в развлечениях. Дети наделяют их теми или иными чертами в
соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные
(ви – бато), пальчиковые, фигурки персонажей для настольных театров,
фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми
сказок и, наконец, элементы костюмов для игры – драматизации, где участвуют
сами дети. Театральная игрушка – одна из самых живых и веселых. С ее
помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить
зубы и ложиться спать. Малыш, конечно знает, что за Буратино говорит мама,
что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом
интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если
их малыш не слушается.
Позднее ребенок сам пробует «водить» куклу, говорить за нее. Речь его
становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки,
показывает сверстникам свой кукольный театр; его воображение развивается,
он старается получше запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы
потом их воспроизвести. В театрализованных играх с куклами ребенок
стремиться как можно точнее повторить содержимое этих сказок и показывает
наиболее запомнившиеся отрывки.
Дети трех – четырех лет играют в настольный театр выпиленными
раскрашенными фигурками, которые изображают героев общеизвестных народных
сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» и пр. Малыш рассказывает
сказку, передвигая фигурки
Управлять куклами типа бибато (наручные) детям гораздо труднее
(одновременно «играть» двумя куклами часто трудно даже взрослым).
Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника
выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально
– речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического
воспитания детей.
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят
ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в
себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи,
интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая
игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-
нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.
Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми
младшей и средней группы.
К основным видам дидактических игрушек относятся следующие:
Разборные игрушки – матрешки, башенки, шарики, грибы и пр. В
большинстве случаев это русские народные игрушки (бабенковские, золовские).
На втором году жизни детям нужны башенки (пирамидки) из разноцветных
колец, которые они нанизывают на стержень. Эта увлекательная и полезная
игра укрепляет мышцы рук, приучает сосредоточенно заниматься одним делом.
Занимательна детям и матрешка, играя с ней ребенок учится вкладывать
меньшую в большую. Ребенку надо показать, как надо играть в ту или иную
игрушку.
- Игрушки для конструирования – мозаика, состоящая из геометрических форм
или цветных шариков, различные головоломки.
- Звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон,
металлофон, свистульки, органчики, цитры, бубны. Их назначение –
способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма, поэтому у
них должен быть звук чистого тона. Воспитатель активно использует их в
работе с детьми 3 – 4-года жизни ; старшие дети пользуются ими не только
для упражнений, но и в сюжетных играх, инсценировках, «концертах» и др.
Музыкальные руководители и воспитатели, имеющие соответствующую
подготовку, организуют детские оркестры, что повышает интерес детей к
музыкальным игрушкам. Музыкальные органчики с разными мелодиями
встраиваются в игрушечные инструменты – балалайку, гитару, детское
пианино. Дети могут подхватить несложную мелодию, спеть песенку.
Очень важно, покупая музыкальную игрушку, проверить, как она звучит, не
покупать фальшиво звучащую игрушку: она может принести ребенку только вред.
А сейчас такие игрушки сплошь и рядом. Покупая их, нужно все проверить
внимательно, учитывая при этом, конечно, возраст ребенка.
Очень любят дети «играть» и на не звучащем инструменте. Зная это
воспитатели детски садов часто сами рисуют на картоне клавиатуру пюпитр для
нот. Изображая игру на рояле дети часто поют песни, им не мешает то, что
инструмент беззвучен, наоборот песня льется свободнее, в то время как играя
на озвученном рояле – ребята обязательно ошибались и меняли темп.
Выпускаются музыкальные игрушки, изображающие струнные инструменты.
Нужно обязательно следить за тем чтобы инструмент не фальшивил. Лучше
совсем не покупать музыкальную игрушку чем дать ребенку плохую, способную
испортить его слух.
- Особый вид игрового материала составляют настольные печатные игры: лето,
парные картинки, квартеты, резные картинки, кубики.
Очень важны игрушки, способствующие развитию движений: мячи, прыгалки,
обручи, вожжи, каталки. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с
которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает,
ловит. Кроме мяча, ребенку нужно купить и кегли. Маленьким детям лучше
всего приобрести кегли из пластмассы, они легкие, небольшого размера.
Покажите ребенку, как с недалекого расстояния (1 – 1,5 м) бросать мяч,
чтобы он катился и сбивал кегли. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и
др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие,
воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в
ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии
мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные
качества.
Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует
двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию
ребенка (воспитывает волю, внимание).
Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие
движения – всевозможные каталки. Мяч у детей от 2 – 7 лет имеет различные
размеры, назначение и задачи в процессе игры. Если двухлетки только учатся
перекатывать, бросать мяч, то у старших есть целый цикл довольно сложных
упражнений с мячом, например игра «Школа мяча».
Одни из самых древних игр – игры в мяч. В мяч играют и самые маленькие
ребятишки, но, конечно, это игры без всяких правил. Малыш еще ходить как
следует не умеет, он только ползает пока и катит мяч перед собой. Откатится
мяч далеко – взрослый направляет его снова в руки ребенка. И постепенно
движения малыша становятся увереннее. Он все еще чаще пытается встать.
А после года малыш научится побрасывать мяч, ударять им об пол, бросать
в стенку. Взрослый помогает ему, бросает ему в руки мяч – лови! Он,
конечно, еще не может поймать, не знает даже, как это делается, смотрит,
как ловит взрослый. А потом начинает широко расставлять ладошки. Мяч
пролетает между ними, иногда ударится о ладони и отскочит. /11., 45 c./
К четырем годам ребенок сможет играть с небольшим мячиком. Постепенно
он научится ловить и бросать мяч одной рукой.
Готовые игрушки, уточняя представления ребенка об окружающем мире,
разнообразят содержание его игр и способствуют его развитию мышления и
речи. Существует и основная категория игрушек, специально созданные для
развития умственной деятельности ребенка. Играясь с ними, он учится
различать, сопоставлять, указывать цвета, формы, величины предметов,
получает представление о количестве и качестве предметов.
Многие такие игрушки были созданы очень давно. Из поколения в поколение
передавались, совершенствовались народные игрушки: листочки-вкладыши, лотки
с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, позднее – матрешки,
конические башенки с разноцветными кольцами – «пирамидки», вирюльки. Все
это дидактические игрушки, т.е. обучающие.
Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играясь с ними, учит
навыки действий, приобретает определенные умения. Дидактические игрушки
впервые покупают малышу на первом 1 году жизни. Погремушка уже учит держать
ее за рукоятку, греметь, рассматривать и т.д.
В народные дидактические игрушки дети первое время играют со взрослыми,
но очень скоро начинают самостоятельно, так как большая часть их
представляет возможность самоконт

Новинки рефератов ::

Реферат: Пирамида (Математика)


Реферат: Обзор деятельности предприятия XXX (Менеджмент)


Реферат: Где Святая София, там и Новгород (История)


Реферат: Культура дыни в защищенном грунте (Сельское хозяйство)


Реферат: Анаболические стероиды (Спорт)


Реферат: Вирусы (Биология)


Реферат: Активные формы работ на уроках математики (Педагогика)


Реферат: Вопросы менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку (Педагогика)


Реферат: Повышение квалификации (Педагогика)


Реферат: Театр (Искусство и культура)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Народная педагогика (Педагогика)


Реферат: Перераспределение земель колхоза "Колос" Ставропольского края (Сельское хозяйство)


Реферат: Процесс конфликта (Менеджмент)


Реферат: Лекции по курсу истории Отечества (История)


Реферат: История тригонометрии (Математика)


Реферат: Задачи по финансовому праву (Право)


Реферат: Биография Билла Клинтона (История)


Реферат: Алкилирование енаминов, бета-дикетонов и енаминокетонов (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист