GeoSELECT.ru



Биология / Реферат: Двигательные системы организма (Биология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Двигательные системы организма (Биология)



План.


1. Введение

2. Понятие о двигательных способностях

3. Характеристика двигательных способностей

4. Предпосылки развития двигательных способностей

5. Возрастные особенности воспитания двигательных способностей

6. Заключение

7. Список использованной литературы

8. Приложения



Введение.

Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных
способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики
физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной
метрологии.
Интерес к данной проблеме не угасает вот уже более 100 лет. Сейчас
попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.
В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека,
около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в
конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических,
баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически
проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм,
ориентация в пространстве, способность к дифференцированию
пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё
«кучу» всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других
способностей. Тут и теоретику есть над чем поломать голову, а уж учителю
физической культуры тем более. Какие двигательные способности развивать,
когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых
факторов, как поддаются тренировке? Как правильней говорить:
«двигательные», «физические», «моторные», «психомоторные» или
«психофизические» способности? Синонимы ли понятия «качества» и
«способности»? Какова их классификация и структура? С помощью каких
критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить
(измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в
зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей,
целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения,
средства и метолы совершенствования двигательных способностей? Как
правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти,
урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при
изучении данной проблемы.
Как уже говорилось раннее интерес к данной проблеме не угасает вот уже
более ста лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема
— учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего
необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие
физических способностей учащихся?
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития
основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во
всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших
школьников основным видом деятельности становится умственный труд,
требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном
сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это
требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих
групп мышц.
Высокий уровень развития координационных способностей — основная база
для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления
к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической
революции значимость различных координационных способностей постоянно
возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых,
спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно успешнее, если
занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело,
высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями.
Наконец, высокий уровень развития физических способностей — важный
компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на
сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической
подготовленности.

Понятие о двигательных способностях.

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности,
пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины
отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в
теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины
«физические» или «двигательные» способности, в психологии — «психомоторные»
и «психофизические» способности, в физиологии — «физические качества», в
биомеханике — «физические» или «моторные качества». Нас более всего будет
интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной
деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.
Доктор педагогических наук В.И. Лях /10/ отмечает, что у разных людей
уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами
очень различны. Поэтому в современной литературе используют термин не
«физические качества», а «физические (двигательные) способности»: силовые,
скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие «физические
способности» точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих
в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты у
каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия:
«физические качества» и «двигательные способности», как равнозначные. При
этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или
быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих
силовых и скоростных способностей.
Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь
в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем
постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных
дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о
двигательных навыках ещё и специальной категории «физические качества»
вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания.
Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами
помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение
тела, направление и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении
силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может
давать лишь такие указания, как «сильнее — слабее», «быстрее — медленнее» и
т.п.
Ещё одно определение физическим качествам дал Б.А. Ашмарин /13/: «Под
физическими качествами понимают определённые социально обусловленные
совокупности биологических и психологических свойств человека, выражающих
его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность».
Он также указывает, что к числу основных физических качеств, обеспечивающих
всё многообразие решения двигательных задач, относят физическую силу,
физическую выносливость, физическую быстроту и физическую ловкость.
Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как
индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей
человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые
связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности.
Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные
особенности, но они не влияют на эффективность деятельности. В то же время
такие индивидуальные особенности, как максимальное потребление кислорода,
высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища
отражаются на процессуальной и результирующей стороне деятельности.

Характеристика двигательных способностей.

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями
(например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то
или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые
отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.
Так, например, спринтерский бег и марафонский бег предъявляют организму
различные требования, вызывают проявление различных физических качеств.
В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого
физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры
мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты,
как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения,
частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость,
способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную
скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют
координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению,
дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных
параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к
ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к
согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности,
вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и
другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся
едиными качества: выносливость, сила, гибкость.
Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не создана
единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей
человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два
больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании
физические) способности в значительно большей мере зависят от
морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в
мышцах и организме в целом. Координационные способности преимущественно
обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими
механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд
специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе
кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух
классов.
Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые,
латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели
характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без
учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о
появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к
абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка,
поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т.д. Относительными (скрытыми)
показателями способностей являются, например, показатели силы человека
относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом
скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным
или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и
относительных показателей двигательных способностей представлено довольно
много. Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и
относительные показатели физических способностей детей и юных спортсменов.
Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в
подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно —
координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим
осуществлять и корректировать ход учебного процесса.
Вышеназванные способности можно представить как существующие
потенциально, т.е. до начала выполнения какой-либо двигательной
деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и
как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой
деятельности (актуальные двигательные способности). В этой связи
проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у индивида
актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов получить
представление о потенциальных способностях, необходимо проследить за
динамикой показателей актуальных способностей в течение нескольких лет.
Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в своём классе или
прогрессирует, заметно опережая сверстников в ходе тренировок, — это
признак высоких потенциальных возможностей.
В.И. Лях /10/ отмечает, что с определённой долей условности можно
говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными
являются координационные способности в беге или задания на статическое
равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных
суставах и др., а более сложными — координационные способности в
единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в
сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.
Двигательные способности делятся на следующие виды: специальные,
специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к
однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и
гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям,
спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на
короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости
баскетболиста, штангиста и т.п. Координационные, силовые и скоростные
способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких
двигательных действиях они проявляются.
О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как
о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать
структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются
завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных
двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых,
выносливости, гибкости) не является гомогенной (однородной). Напротив,
структура каждой и названных способностей гетерогенна (разнородна).
Так, основными компонентами координационных способностей являются
способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию
параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных
действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти
способности относятся к специфическим координационным способностям.
Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту
реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость,
проявляемую в целостных двигательных действиях.
К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую)
силу и динамическую (изотоническую) — взрывную, амортизационную. Большой
сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для
своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная
(гликолитический, креатин фосфатный источник энергии — без участия
кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах —
статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях,
выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными
являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную
гибкость.
Результат развития ряда конкретных специальных и специфических
двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия
«общие координационные», «общие силовые», «общие скоростные» и «общие
двигательные» способности. Под общими двигательными способностями следует
понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие
его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и
смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной
связи — это возможности человека, определяющие его готовность к успешному
осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий. А
тесты дают информацию прежде всего о степени сформированности специальных
и специфических двигательных способностей.

Предпосылки развития двигательных способностей.

В психологической литературе традиционными являются представления о
том, что в основе развития способностей, в том числе и двигательных
(моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития — задатки.
Считают, что задатки, существенно влияя на процесс формирования
способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не
предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие
способностей — результат сложного взаимодействия генетических и средовых
факторов. Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды
выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки
многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних и тех же предпосылок
могут развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые
совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.
Рассмотрим понятийное содержание данного термина. Ряд авторов,
обсуждающих проблему задатков, рассматривают их как анатомо-физиологическое
понятие. Существует такой подход, когда анализируется «задаток как анатомо-
физиологический факт». Подобный «дисциплинарный» подход научно
несостоятелен. Возникает вопрос: почему структура задатков, их свойства,
механизм их влияния рассматриваются с позиции только двух биологических
дисциплин, а именно анатомии и физиологии? Если уж руководствоваться
«дисциплинарным» принципом, то число биологических дисциплин, «участвующих»
в формировании задатков, может быть значительно расширено: биохимия,
эмбриология, генетика и т.д.
Задатки также связывают с прирождёнными особенностями «нервно-мозгового
аппарата», свойствами органов чувств.
Существует толкование задатков, с позиции генетики. Так, утверждается,
что «генотип — это совокупность наследственных задатков (статическое
образование)». Подобное расширительное толкование задатков также можно
считать неоправданным. Под генотипом подразумевают всю совокупность генов
данной особи, а не только тот парциальный комплексом наследственных
структур, который лежит в основе развития той или иной способности.
Таким образом, в существующей литературе нет достаточно
аргументированного понятия такой важной биологической предпосылки развития
способностей, как задаток. Однако при рассмотрении данной проблемы
целесообразно учитывать следующие аспекты:
1. Задаток надо рассматривать как генетическое образование, которое
формируется в результате образования зиготы. Какова природа и механизм
образования диплоидного набора хромосом пока ещё не достаточно ясно.
2. Задаток влияет на программу развития, определяя морфологические
особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных
волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и
т.д.).
3. Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптаций,
преимущественную склонность к совершенствованию анаэробного,
аэробного, анаболического метаболизма при мышечной деятельности.
4. Задаток определяет развитие координационных возможностей, способности
центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных
звеньев тела, взаимодействием функций.
5. Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств
индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как
качественной специфики личности.

Таким образом, в понятийном плане задаток можно охарактеризовать как
биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития и
влияющую на морфологические и функциональные особенности организма,
психическое развитие человека и способствующих успешному формированию
особенностей.
Задаток как генетически закреплённая предпосылка развития, очевидно,
влияет не только на временную последовательности формирования функций,
развитие костно-двигательного аппарата, двигательных качеств, темпы
прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака. В
генетике степень развития признака определяют как наследственную норму
реакции. В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции —
резервных возможностей реализации задатков — приобретает особую значимость,
так как развитие спортивных способностей с одной стороны, жестко
лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном
коридоре — 6-8 лет), а с другой — при учете особых сензитивных периодов
развития.

Возрастные особенности воспитания двигательных способностей.

Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе роста
и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается
чувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существует
естественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, но
отличающихся друг от друга этапов.
Этапы, на которых происходят значительные изменения, называют
критическими периодами. Критическими потому, что они играют большую роль в
развитии организма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13
лет приводит к значительному отставанию их физического развития, поскольку
задерживается рост тканей трубчатых костей. З.И. Кузнецова /9/ указывает на
то, что наиболее тяжело сказывается недостаточное питание в период полового
созревания.
Известный советский педагог Л. Выгодский /4/ обращал внимание на
необходимость изучения чувствительных периодов с тем, чтобы установить
оптимальные сроки обучения. Он говорил, что педагогическое воздействие
может дать нужный эффект лишь на определённом этапе, а в другие периоды
быть нейтральным или даже отрицательным.
Все мы хорошо знаем, что ребёнка нужно научить ходить в раннем
дошкольном возрасте. Если этого не произойдёт, то в последующие годы
становление вертикального положения тела идёт очень медленною. Дети
выросшие до 11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и
быстрее передвигаются на четвереньках.
Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде
легче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активно
развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы.
А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, а
не в дошкольном, как часто говорят и пишут.
Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет,
можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом
не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой
скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что
детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не
могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной
силой.
Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит
активное развитие двигательных качеств. По данным З.И. Кузнецовой /9/,
проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития
силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В
лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН
СССР накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал,
что:
1. развитие различных двигательных качеств происходит разновременно
(гетерохронно);
1. величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и
неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными
величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей;
1. у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных
двигательных качеств различны по своему уровню, даже если
рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если
мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что
он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке;
уровень силовой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве
случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости
и т.д.);
1. специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по
объёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить
данные детей разного возраста, пола и физического развития, даёт
различный педагогический эффект и более высокий в период взлёта того
или иного двигательного качества.
Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий в
спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и
тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды
являются критическими в развитии двигательных способностей. Более полное
представление об этом вопросе дадут таблицы (см. Приложение 1), на которых
обозначены возрастные этапы для мальчиков и девочек, когда происходит
приросты различных показателей двигательных способностей.
В течение первого года пребывания детей в школе не выявляется сколько-
нибудь заметных изменений в развитии их двигательных возможностей.
Увеличение объёма двигательной деятельности в режиме дня первоклассников
даёт прирост лишь 10-20%.
По данным З.И. Кузнецовой /9/ наблюдаются следующие возрастно-половые
особенности развития двигательных способностей.
С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причём
скорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с
14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалей
на велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и в
дальнейшем почти не изменяются.
Сила мышц у девочек 9-10 лет при тренировке на скорость плавания
возросла за 1 год так, что приблизилась к показателям 12-14 летних девочек;
увеличение числа прыжковых упражнений на уроках физической культуры в
младших классах на протяжении четырёх месяцев дало прирост в прыгучести,
равный годовому или превышающие его.
Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают в
результате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ног
девочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается после
наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода прироста
силы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук
заканчивается к 15 годам.
Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет один
критический период — с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины у
девочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый год
менструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до
11 лет.
Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, у
мальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). В
дальнейшем эти показатели с возрастом изменяются незначительно. За 24
занятия прыжковая выносливость у мальчиков 10-11 лет (период интенсивного
развития выносливости) повысилась на 50-116% и за последующие два с
половиной месяца после прекращения занятий увеличилась на 66%.
У девочек 12 лет (период существенного снижения выносливости) прыжковая
выносливость после 24 занятий повысилась не 21-90% (наименьший эффект дал
метод тренировки «до отказа», лучший — «повторно переменный»), однако после
того же перерыва (2,5 месяца) она снизилась почти на 50%. Тренировочный
эффект исчез почти бесследно. В другом исследовании у девочек 11-12 за
четыре месяца тренировки (3-4 раза в неделю) посредством прыжковых
упражнений не было обнаружено достоверных улучшений выносливости к работе
умеренной интенсивности на вело станке (продолжительность работы на 60% от
максимальной частоты вращения педалей). Удалось лишь предотвратить
существенное снижение выносливости мышц ног, свойственное девочкам в
предменструальный период. Та же картина была получена по данным силовой
выносливости мышц ног и передней поверхности туловища: при первом
проявлении вторичных половых признаков силовая выносливость снижается на 26-
44% и не увеличивается в течение всего пубертатного периода.
Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигает
величин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечным
нагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек
14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет).
Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с
8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50% в течение одного
учебного года при занятиях только на уроках физической культуры.
З.И. Кузнецова /9/ подчёркивает, что в период полового созревания
выносливость к физическим нагрузкам, как правило, не увеличивается. И если
даже удаётся повысить по средствам тренировки, то достигнутый эффект
держится не долго. Более чётко это выявляется, если сгруппировать данные не
по «паспортному», а по биологическому возрасту, а также учесть
пропорциональность основных антропометрических параметров (длина и вес
тела, окружность грудной клетки): выносливость стабилизируется к моменту
появления вторичных половых признаков и далее снижается до тех пор, пока не
установится «гормональное равновесие» (для девочек — спустя год после
наступления менархе).
В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательных
способностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек —
преимущественно в период с 8 до 11 лет.
Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом
воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут
добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им
мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного
развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости,
ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное
обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития
двигательных способностей детей, уточнить содержание программ для уроков
физической культуры и занятий разными видами спорта, более точно определять
дозировку физической нагрузки.
Направленность работы в области развития двигательных качеств у детей
школьного возраста определена государственной программой. А.А. Гужаловский
/5/ отмечал, что очень важно при проведении этой работы не упускать из поля
зрения возрастные периоды, особенно благоприятные для развития тех или иных
двигательных качеств. Так именно в эти периоды работа, направленная на
развитие того или иного двигательного качества, даёт наиболее видимый
эффект.
Знание закономерностей развития, становления и целенаправленного
совершенствования различных сторон двигательных функций детей и подростков
позволит учителю или тренеру на практике более эффективно планировать
материал для развития двигательных способностей, успешнее организовывать и
методически правильно осуществлять процесс их развития на уроке.
Программа по физической культуре для учащихся средней
общеобразовательной школы уделяет большое внимание развитию двигательных
способностей. В каждом её разделе, посвящённом формированию и
совершенствованию двигательных умений и навыков, предусмотрен материал для
развития двигательных способностей. В среднем в старшем школьном возрасте
программа предлагает ежегодно уделять внимание развитию не менее 12-14
качеств двигательной деятельности. Так, например, с IV по X классы
включительно при прохождении раздела гимнастики необходимо содействовать
развитию силы, силовой и статической выносливости, подвижности в суставах и
тренировке органов равновесия; при прохождении раздела лёгкой атлетики —
развитию скоростно-силовых качеств, скоростной и силовой выносливости; при
изучении материала лыжной и кроссовой подготовки, коньков и плавания —
развитию скоростной выносливости, выносливости в ходьбе и беге умеренной
интенсивности и к длительной циклической работе. Освоение материала
программы из разделов ручной мяч и баскетбол следует осуществлять совместно
с направленным развитием таких двигательных качеств, как выносливость,
быстрота и точность движения, быстрота и выносливость в игровых действиях,
скоростно-силовые качества.
Эффективность работы, направленной на развитие того или иного
двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации
педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого
качества. Если направленное развитие двигательного качества осуществляется
в период ускоренного развития, то педагогический эффект оказывается
значительно выше, чем в период замедленного роста. Это хорошо видно на
графиках возрастного развития основных двигательных качеств у школьников
(см. Приложение 2). Поэтому целесообразно осуществлять направленное
развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды,
когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост.
Особенности развития двигательных качеств необходимо учитывать в
процессе работы по физическому воспитанию. Это позволяет более точно
выделить периоды, которые требуют повышенного внимания с точки зрения
развития двигательных качеств.
В связи с возрастными особенностями развития двигательных способностей
в 1993 году была разработана программа: Физическое воспитание учащихся 1-11-
х классов с направленным развитием двигательных способностей. Суть этой
программы состоит в разностороннем развитии (координационных и
кондиционных) способностей учащихся. В ней отражены особенности
программного материала с учетом возрастно-половых особенностей детей от 6
до 17 лет.
Базовая часть содержания программного материала уроков в I - IV
классах.
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую
направленность. На каждом уроке решается, как правило, комплекс
взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и
воспитательных задач. На уроках в начальной школе основное внимание
уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей и
выносливости, а также овладению школой движений. Обучение двигательным
действиям при развитии физических способностей младших школьников тесно
связано между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для
обучения двигательному навыку, так и для развития координационных
способностей, а так же для развития кондиционных способностей. Умелое
сочетание развития координационных и кондиционных способностей с обучением
двигательным навыкам — отличительная черта хорошо организованного
педагогического процесса.
Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех
координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следует
уделять всестороннему развитию таких координационных способностей, как
точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и
силовых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм,
ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция и
частота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяются для того,
чтобы стимулировать стремление учеников к совершенствованию и
самоопределению, к повышению активности на занятиях физическими
упражнениями.
Базовая часть содержания программного материала уроков в V - IX
классах.
Подростковый возраст — переломный период в развитии двигательных
функций ребёнка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми
двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У них
складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над
развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач,
которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего
развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота
перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных
реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения
и дифференцирования силовых, пространственных и временных параметров
движений) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, выносливости,
скоростных и гибкости) способностей учащихся, а также их сочетаний.
В этом возрасте продолжается овладение школьниками базовыми
двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая
атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах,
плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается на
приобретенных в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое
и технико-тактическое обучение и совершенствование учащихся в возрасте 10-
11 лет наиболее тесно переплетается с развитием координационных
способностей. В соответствии с дидактическими принципами
(последовательности, системности и индивидуализации) учитель должен
приучать школьников к тому, чтобы они выполняли задания на технику и
тактику, прежде всего, правильно (т.е. адекватно и точно).
В данный период жизни детей развитие их координационных способностей
необходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовых
способностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрасте
сообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованием
конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей,
формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Базовая часть содержания программного материала уроков в X - XI
классах.
На уроках физической культуры в старших классах основное внимание
уделяется тренировочной направленности занятий по разностороннему развитию
кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей,
выносливости, гибкости) и координационных (быстроты построения и
согласования двигательных действий, произвольное расслабление мышц,
вестибулярная устойчивость) способностей, а также их сочетаний. Вместе с
тем закрепляются и совершенствуются соответствующие навыки (техники и
тактики): продолжается дальнейшее обогащение двигательного опыта, повышение
координационного базиса путём освоения новых, ещё более сложных
двигательных действий и вырабатывается умение применять их различных по
сложности условиях.



Заключение.

В заключение надо сказать, что, являясь составной частью физического
воспитания, воспитание и развитие двигательных способностей содействует
решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному
развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-
экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в
комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование
физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств
способствует развитию физической и умственной работоспособности, более
полной реализации творческих сил человека в интересах общества.
Направленность и содержание воспитания физических качеств регламентируется
социальными принципами физического воспитания. В ходе исторического
развития общества выработаны принципы, раскрывающие основы практической
деятельности по всестороннему и гармоничному физическому развитию детей
(выбору состава средств, методов и форм организации педагогических
воздействий).



Список использованной литературы:

Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. -
М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.
Вайцеховски С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 278 с.
Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и
практика физической культуры. - 1993.- №5-6. - С.41.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. -
Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика,
1983. - 367 с.
Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Мн.:
Народная асвета, 1978. - 88 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт,
1970. - 200 с.
Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа. - М.:
Физкультура и спорт, 1979. - 146 с.
Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств // Теория и
практика физической культуры. - 1996. - №7. - С. 2-5.
Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников
// Физическая культура в школе. - 1975. - №1. - С. 7-9.
Лях В.И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. - 1996. -
№2. - С.2.
Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 288 с.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ.
культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - Т.1. Общие основы
теории и методики физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
- 304 с.
Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ.
культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и
др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием
двигательных способностей // Физическая культура в школе. - 1994. - №1. -
С. 43.; №2. - С. 32.; №3. - С. 28.







Реферат на тему: Движущие силы антропогенеза



РЕФЕРАТ

Тема: «Движущие силы антропогенеза»
Дисциплина: «Биология»

[pic]



Москва 2003
ПЛАН
I. Человек и обезьяны
3
II. 1. Ископаемые обезьяны – предки человека
6

2. Формирование человека
8
3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.
Продолжается ли биологическая эволюция homo sapiens?
12
III. Расы современного человечества
14
Библиография
17
Схемы
18



Введение


Человек и обезьяны

Земля – родина человека. Человеческое тело состоит из тех же веществ
и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором
до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего
это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека
( американские игрунки и капуцины), у других, обезьян Африки и Азии –
мартышек, макак, больше сходства с человеком.
Но, оказывается, можно установить и ещё более тесное родство
человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим
анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека,
чем мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют
человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе – 1,4 – 1,5 м, вес – 50-60
кг. У него нет хвоста. Строение мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.
Близкородственны человеку так же гориллы, орангутаны и
гиббоны.(см.рис. стр.5)
В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно
от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а
потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь
миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство
между обезьянами и человеком. (см.1 стр.9)
Когда в 1859 году появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, уже
накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и
других обезьян. Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными
качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности
разумом, носит в своём физическом строении неизгладимую печать
происхождения из животного мира.
Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем
строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно
объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая
обезьян.
На голове и теле человека есть волосы, как у млекопитающих. Пусть их
мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Кожные узоры на ладонях и
подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. Человек и все названные
животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а
именно в отряд приматов ( от лат. «примас» - первенствующий).
У человека с крупными антропоидами – гориллой, шимпанзе и орангутаном
(см.рис.стр 5) наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла.
После 8-9 месяцев внутриутробного развития, у антропоидов рождается детёныш
весом, как правило, около 2 кг.
До 5-6 месяцев детёныш беспомощен и ещё долго питается молоком матери.
У него, как и у ребёнка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12-15
годам заменяются 32 постоянными.
Крупные антропоиды живут на воле до 40-50 лет. Но это ещё не всё.
Несколько десятков лет назад французский учёный Ж.Труазье провёл 35 удачных
опытов переливания крови от человека шимпанзе. Теперь известно свыше 200
экспериментов, которые подтвердили, что у человекообразных обезьян те же,
присущие человеку четыре группы крови. У людей и антропоидов есть 18 общих
видов наружных и внутренних паразитов, которые у других млекопитающих не
встречаются. Это свидетельствует о тонком биохимическом родстве человека с
обезьянами.
Ещё одна группа доказательств естественного, а не сверхъестественного,
не божественного происхождения человека – рудиментарные, т.е. недоразвитые
(остаточные) органы. Их в теле человека несколько десятков. К примеру,
червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), форма и размер ушной
раковины человека мало отличается от своих ближайших предков, но мышцы
ушной раковины утратили способность двигать ушами.
Необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма
(«атавус» - отдалённый предок с лат.), в форме и строении различных
органов. Самый яркий пример – рождение ребёнка с хвостом.
Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с
антропоидами полностью подтверждается современной наукой.
[pic][pic]
(Гиббон)
(Орангутан)
[pic][pic]
(Шимпанзе)
(Мартышка Диана)

1. Ископаемые обезьяны – предки человека
Свыше 10 миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило
много разных человекообразных и низких обезьян. Самые древние из узконосых
обезьян, ещё близкие к примитивны приматам лемурам из семейства омомиид,
найдены в эоценовых слоях восточного Алжира (около 40 млн. лет назад). По
месту находки эту обезьяну назвали Биритией. Уже в следующем периоде –
олигоцене на территории современного Египта и на Аравийском полуострове
существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки и близкие
роды. Это были ещё низшие обезьяны, многие из них широко распространились
по Азии. Ещё раньше приматы попали в Новый Свет, вероятно, переплыв на
плотах из унесённых бурями деревьев Атлантический океан, в то время узкий,
не превышавший по ширине современного Средиземного моря (Американский
материк тогда ещё не успел сместиться на запад).
В интервале 20-9 млн. лет. назад найдено много остатков человекообразных
обезьян. Ещё в прошлом веке из миоценовых слоёв Европы первым был описан
дриопитек (от греч. слов и «дрис» - дерево, «питекос» - обезьяна). При
передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к
ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были
поджаты. У дриопитековых были особенности, позволявшие им идти по пути
антропогенеза: высокое развитие центральной нервной системы, хорошее
цветное бинокулярное зрение и хватательные конечности – не только передние,
но и задние. Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению,
очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться
климат. Великий русский физиолог И. Павлов выделял обезьян среди др.
животных. Благодаря 4 хватательным конечностям у обезьян складываются более
разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь,
развивает мышечное чувство, осязание, зрение: обезьяны видят предметы в
объёме и цвете. (см.1, стр.57) Среди более развитых обезьян, вроде
южноафриканских или восточноафриканских австралопитеков (от лат.
«австралис» - южный и греч. «питекос» - обезьяны) была, очевидно, та порода
человекообразных, о которой Ф.Энгельс говорил, что она «далеко превосходила
все прочие смышленостью и приспособляемостью». Термин «австралапитек ввёл
английский анатом Р.Дарт, нашедший в 1924 г. на территории ЮАР череп
шестилетнего детёныша этой полуобезьяны получеловека. После находки Дарта
останки австралопитеков в большом количестве были найдены не только в
южной, но и Центральной Африке. Австралопитек Дарта жил поздно – около
миллиона лет назад и потому не мог рассчитывать на роль нашего предка.
Сейчас время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 млн.
лет назад. Эти обезьяны были прямоходящими. Для чего они высвободили руки?
Наиболее подходящее объяснение: австралопитеки уже пользовались орудиями:
палками, дубинами, камнями, крупными костями антилоп. Но австралопитеки
были предлюдьми, т.к. их орудия ещё не обладали достаточным постоянством
формы типа человеческих и поверхность их черепа гладкая, как и у всех
человекообразных обезьян. А к виду древнейших людей относятся
питекантропы, т.к. они стали регулярно изготовлять орудия, правильно их
использовать при добывании пищи и в обороне от врагов.
(Австролопитек)
[pic]
2. Формирование человека

Древнейшие люди, или иначе архантропы (от греч. «архайос» -
древнейший, «антропос» - человек) жили первобытными стадами. Жили
архантропы во всём Старом Свете, исключая, возможно лишь самые северные
области, в Америку и Австралию проникнуть не могли.
По сравнению с австралопитеками архантропы были более развиты. Мозг их
составлял 750,900 и даже 1300-1400 см3. Увеличение мозга было связано не
только с общим развитием, но и с большим, чем у австралопитеков, ростом. На
трудовой основе в первобытных сообществах постепенно формировался звуковой
язык. Но разумеется он был самым простым и примитивным. Лишь через сотни
тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь
благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными
причинами того, что животные превращалось в социальное трудящееся существо
– в человека. Исследуя влияние природы и общества на человека Ф.Энгельс на
основе эволюционной теории Ч.Дарвина и учения К.Маркса в своей работе
создал «генезис» - происхождение). В её основе лежит глубокая идея о том,
что именно трудовая деятельность сформировала человека. Можно сказать, что
труд создал самого человека. 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40
индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших
название синантропов от лат. «синиус» китайский) ученые согласились с тем,
что именно древнейшие люди являлись промежуточным “недостающим звеном” в
родословной человека. В одной из пещер были найдены черепа и кости этих
древнейших людей, которые жили здесь несколько столетий подряд. Рост мужчин
достигал 1,63 см, женщин 1,52 см. Их головной мозг был больше, чем у
крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: его объём составляет 915-
1225 см3. Синантропы уже знали огонь, поддерживали его: может быть, они
умели его добывать.
Овладение огнём – огромное достижение древнейших людей. Оно помогло
древнейшим людям преодолеть многие трудности существования, особенно в
период наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.
К древним людям, или палеантропам (от греч. «палайос» - древний),
относят неандертальцев. (см.рис.) Самый близкий родственник человека был
открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие,
нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это
останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры
вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере
Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка
человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший
от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия,
раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные
ритуалы. (см.2, стр.78)
Это были люди среднего и невысокого роста, но с мощными костями и,
видимо, невероятно сильные, атлетического строения. Черепа их имели ещё
обезьяньи черты – у них не было подбородочного выступа, имелся мощный
надглазничный валик и покатый лоб. Но мозг за этим лбом не уступал
современному, в среднем был даже больше, хотя лобные и височные его доли
были обычно менее развиты.
Палеантропы создали новую индустрию камня и так называемую культуру
скребел и наконечников, широко пользовались огнём, были искусными и смелыми
охотниками на самых крупных зверей.
Несмотря на звероподобные черты, палеантропы думали не только о том
как выжить. Они уже хоронили своих близких, украшая могилы рогами горного
козла и даже цветами. Было у них что-то вроде культа пещерного медведя: во
многих пещерах Европы нашли сотни черепов и длинных костей, аккуратно
сложенных в ниши и «ящики» из каменных плит.
Палеантропы были вытеснены людьми современного типа – неоантропы.
38 – 48 тыс. лет назад палеантропов, выделившихся в подвид человек
разумный неандертальский, сменил другой подвид – человек разумный. Иногда
людей современного типа называют сапиентными или просто сапиенсами.
До недавнего времени считалось, что неоантроп явился Европу, скорее
всего, из Азии около 40 тыс. лет назад и стремительно уничтожил людей
неандертальского типа. Но действительность оказалась сложнее.
Люди современного типа в середине каменного века широко использовали
те же орудия, что и палеантропы, которые, наоборот, в ряде мест применяли
более совершенную технику. Скорей всего, палеантропы не только заимствовали
новую технику выделок каменных орудий, но и могли совершенствовать свою.
Большинство исследователей считают, что практически все этапы
происхождения человека: примитивных обезьян от лемуроподобных предков,
высших, человекообразных обезьян, австралопитеков, человека умелого,
архантропов и, наконец, человека разумного – и неандертальского, и
сапиентного типа – прошли на территории Африки, хотя все стадии, кроме
австралопитеков, успевали расширить свой ареал на восток, до берегов Тихого
океана. Однако только неоантропы оказались способными проникнуть в Америку
и Австрию.
Первой научно исследованной находкой человека современного типа был
обезглавленный скелет, найденный в Уэльсе в 1823 г. Это было погребение:
покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии
осевшей а костях. Скелет сочли женским и назвали «Красная леди» (через 100
лет он был признан мужским). Но наиболее известны более поздние находки в
гроте Кро-Маньон (Франция), по которым всех древних людей часто не совсем
точно называют кроманьонцами.
Это были люди высокого роста, практически не отличающиеся от нас, с
крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц.
В древности человечество было не менее разнообразно, чем сейчас.
Наряду с кроманьонцами, порой рядом с ними, в Европе и Азии обитали
представители иных форм.
Кроманьонцы и жившие в то же время другие люди по развитию высшей
нервной деятельности практически ничем не отличались от нас. На этом уровне
биологическая эволюция человека завершилась.
Главным фактором антропогенеза считаю естественный отбор на лучшую
орудийную деятельность. Именно это и имел ввиду Энгельс, отметивший, что
человека создал труд.



3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.
Продолжается ли биологическая эволюция
homo sapiens?
Строго говоря, эволюция человека продолжается на всём протяжении его
существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что
касается же биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из
животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже
люди с ослабленным здоровьем благодаря усилиям и успехам медицины могут
принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в
социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты,
здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической
изменчивости. Например, снижение в Европе уровня смертности от туберкулёза
с 4000 на 1 млн. человек в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в
настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости данной
болезни, по существу, прекратился. Это же можно сказать и о многих других
заболеваниях.
Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп
генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое
сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется
огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост
социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции
человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры
в эволюции homo sapiens.
Естественный отбор у человек происходит главным образом на уровне
зародышевых клеток. В основном дети рождаются в генетическом отношении
клеток.
Физическое здоровее человека за историю homo sapiens существенно
улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней
продолжительности жизни населения.
Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности
до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя
продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она
достигла 75-78 лет, т.е., по данным современной науки, её уровень
приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни 80 – 90 лет.
Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей.
Английский психолог и антрополог Гальтон был убеждён в том, что интеллект
современного человека снижается, так как представители низших классов,
имеющие низкий коэффициент ума, имеют большее число детей. На основании
этого Гальтоном и некоторыми другими учёными делался вывод о том, что
человеческий вид будет всё более наполняться «худшими породами» людей и,
следовательно, уменьшать свой коэффициент ума (IQ). Однако теперь это
теория считается ошибочной, так как сегодня нельзя считать доказанным, что
IQ у людей обусловлен генетически. (см. 3, стр.71)
Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической
эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens.
Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного
периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его
завершилось.
Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с
прекращением видообразования человека, что произошло 30-40 тыс. лет назад.
В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности.
Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества
генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его
жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие<

Новинки рефератов ::

Реферат: Международная маркетинговая программа СП «Инволюкс» ООО (Маркетинг)


Реферат: Новая Экономическая политика (История)


Реферат: Парламент Великобритании (Право)


Реферат: Титаны эпохи возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Заключение трудового договора (Право)


Реферат: My favorite writer (Иностранные языки)


Реферат: Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма (Социология)


Реферат: Игра Что?Где?Когда? на Паскале (Программирование)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Атомное оружие (История)


Реферат: Виктор Цой и группа "Кино" (Исторические личности)


Реферат: Государство и право на территориях, занятых белыми армиями (Теория государства и права)


Реферат: Виссарион Григорьевич Белинский (Исторические личности)


Реферат: Лидер в организации (Психология)


Реферат: Смерч (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (Право)


Реферат: А. Н. Островский "Жестокие нравы" (Литература)


Реферат: Массовая и Элитарная культура (Культурология)


Реферат: Таможенные органы и органы безопасности (Государство и право)


Реферат: Искусство (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист