GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Доступ СМИ к информации (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Доступ СМИ к информации (Право)



УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ



РЕФЕРАТ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

НА ТЕМУ:


Доступ к информации



1. Алгоритм получения информации

На сегодняшний день вопросы доступа журналистов к информации, находящейся в
ведении государства, регламентированы в Законе “О СМИ” и в Законе “Об
информации, информатизации и защите информации”. В них установлена
процедура подачи запроса и получения редакцией информации. Однако
использование этой процедуры влечёт за собой ряд проблем, речь о которых
пойдёт ниже.

Статья 39 Закона о СМИ говорит об обязанности руководителей государственных
органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц
отвечать на запрос информации от редакции. Конституция РФ, принятая через
два года после Закона о СМИ, предусмотрела создание органов местного
самоуправления (городские, районные, сельские думы, собрания и т.п.,
мэрии), которые не входят в вертикаль государственных органов власти.
Однако по смыслу (но не по букве) Закона о СМИ, а также в соответствии с
ч.3 ст. 10 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите
информации”, от ответа на запрос не должны уклоняться и органы местного
самоуправления. Что же касается общественных объединений, то по закону (Ч.1
ст.2 ФЗ от 19.05.95. “Об общественных объединениях”) из их числа
исключаются лишь религиозные организации, а также коммерческие организации
и создаваемые ими некоммерческие союзы и ассоциации. Следует заметить, что
до недавнего времени в одном из субъектов РФ права средств массовой
информации трактовались в этом отношении шире, нежели федеральным
законодательством. С 1992 по 2001 годы статья “Запрос информации” Кодекса о
СМИ Республики Башкортостан устанавливала обязанность “негосударственных
организаций, учреждений и предприятий… и их должностных лиц предоставлять
сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам их
редакций…”. Как видим, данное положение содержало новеллу, обязывающую
негосударственные организации предоставлять информацию по запросам
редакций. На сегодняшний день единственной страной в мире, где не то чтобы
принята, но хотя бы обсуждается возможность существования подобной нормы в
законодательстве, является Южно-Африканская Республика.

Кроме законов о СМИ и “Об информации, информатизации и защите информации”,
существует ряд других актов, которые требуют от чиновников предоставлять
информацию. Например, Основы законодательства Российской Федерации о
здоровье граждан в статье 19 предписывают информировать о факторах,
влияющих на здоровье граждан, и предоставлять всем экологическую
информацию.

Закон Российской Федерации “О банках и банковской деятельности” (1990 г.)
требует от кредитных организаций предоставлять как клиентам, так и другим
лицам копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных
обязательных разрешений, выданных ей, а также ежемесячные бухгалтерские
балансы за текущий год (ст.8). В той же статье говорится, что головная
кредитная организация банковской группы, управляющая компания банковского
холдинга обязаны ежегодно публиковать свои консолидированные бухгалтерские
отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках, после подтверждения
их достоверности заключением аудитора.

Федеральный закон “Об акционерных обществах” (1995г.) содержит статью 92
(“Обязательное раскрытие обществом информации”), в соответствии с которой
ОАО обязано раскрывать свой годовой отчет, годовую бухгалтерскую
отчетность; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные
сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое
общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг
осуществляется им в объеме и порядке, которые установлены тем же органом,
например Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20
апреля 1998 г. (№ 9) “Об утверждении положения о порядке и объеме раскрытия
информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных
бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки”.

Эти положения зачастую не применяются, средства массовой информации и
журналисты порой не знают о существовании здесь своих прав либо не умеют
ими правильно воспользоваться. Но проблема заключается даже не в этом, а в
том, что нет реальной ответственности за непредоставление информации.

Рассмотрим алгоритм действий журналиста, запрашивающего информацию из
государственных информационных ресурсов (см. схему 1).


[pic]
Схема 1. Алгоритм получения информации по письменному запросу редакции.
Примечания:

ЗоСМИ — Закон РФ «О средствах массовой информации»

ЗоИ — Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»

ГК — Гражданский кодекс РФ

УК — Уголовный кодекс РФ

ГПК — Гражданский процессуальный кодекс РСФСР

АПК — Арбитражный процессуальный кодекс РФ
Первый этап этого алгоритма — подача запроса. По закону, запрос может быть
либо в устной, либо в письменной форме, но на практике запросы в устной
форме не рассматриваются, и на них не отвечают. Более того, некоторые фазы
алгоритма (уведомление об отсрочке или отказе) возможны лишь при условии
письменного запроса информации. С точки зрения освобождения от
ответственности редакции и журналиста за достоверность распространяемых в
СМИ сведений, полученных в ходе интервью, было бы целесообразно
рассматривать интервью как устную форму запроса и предоставления
информации, однако судебная практика на сей счет пока молчит.

Итак, запрос направляется редакцией, что предполагает необходимость его
оформления на бланке, с соответствующими подписями и печатью. В запросе не
обязательно указывать, зачем средству массовой информации понадобились те
или иные сведения. То есть редактору нет нужды обещать, что по материалам
переписки выйдет статья, либо что готовится большой материал, для
завершения которого нужны определенные сведения. В свою очередь, адресаты
запроса не должны ставить вероятность и полноту ответа в зависимость от
возможного использования предоставляемых ими сведений.

Кому подается запрос? Он подается либо на имя руководителя государственного
органа либо организации, общественного объединения, либо (что
предпочтительно) в пресс-службу этого органа или организации. Написав такой
запрос, необходимо убедиться, что его получили, потому что все остальные
сроки в процедуре ведут отсчёт с момента получения запроса. То есть
необходимо получить доказательство того, что запрос действительно был
получен адресатом. Для этого существует много разных способов, например,
телеграмма с уведомлением о вручении, расписка канцелярии в получении
письма и т.п.

На запрос должны ответить в течении семи (календарных, а не рабочих!) дней,
причем если вы подаете письменный запрос, то и ответить вам должны в
письменном виде. В случае, если предоставлена полная и достоверная
информация, остается лишь поблагодарить чиновника и забыть о других этапах
алгоритма.

Редакции могут ответить уведомлением об отсрочке в предоставлении
информации. Такое уведомление должно быть получено редакцией в трехдневный
срок с указанием причин отсрочки, срока предоставления запрашиваемой
информации (в законе эти рамки не ограничены) и фамилии ответственного
лица. Причины отсрочки могут быть самые разные. Скажем, запрос направляется
в министерство в Москве, а папка с информацией находится в подмосковном
архиве. Ближайшая машина туда будет через пять дней, поэтому необходимую
информацию смогут предоставить только на следующей неделе. В случае, если
редакция считает обоснования причины отсрочки законными, ей остаётся только
ждать ответа по существу запроса.

Редакции могут отказать в предоставлении информации. Отказ должен быть
только письменным и только мотивированным. Уведомление об отказе также
должно вручаться в трехдневный срок. В нем должно быть написано примерно
следующее: “В ответ на ваш запрос от такого-то числа предоставить
информацию о количестве бомбоубежищ в Чеховском районе Московской области
сообщаю о своем решении отказать в предоставлении этих сведений в связи с
тем, что такая информация охраняется в соответствии со ст. 5 Закона РФ “О
государственной тайне”; подпись, дата”.

Другими словами, в таком уведомлении должна быть ссылка на конкретные
положения того или иного закона, на основании которого эти сведения не
предоставляют. Если нельзя предоставить всю запрашиваемую информацию, но
возможно предоставить её часть, орган, получивший запрос, должен отделить
секретную часть от несекретной и отправить вторую в редакцию.

Наконец, и это встречается слишком часто, редакции могут вообще не
ответить. Отсутствие ответа необходимо рассматривать как неправомерный
отказ в предоставлении информации, который возможно обжаловать.

2. Ответственность за непредоставление информации

Обжалование возможно, если вы не согласны с любой из четырёх реакций
чиновника: когда он не отвечает, когда дает неполную или искаженную
информацию, когда необоснованно просит об отсрочке или необоснованно
отказывает в предоставлении информации. В каждом из этих четырех случаев
выход заключается в том, что редакция обращается к начальству этого
чиновника, если же это не помогает, то СМИ вправе обратиться в суд. В суде
заявитель сам должен доказать факт действий (решений), в результате которых
нарушены права граждан (читателей, радиослушателей, телезрителей) на
получение информации (через СМИ). Даже если суд признает правоту редакции,
он будет рассматривать дело в течение нескольких месяцев и решение вынесет,
в лучшем случае, через год. В своём решении он, скорее всего, лишь обяжет
чиновников предоставить искомую информацию. Таким образом это произойдёт,
когда редакция, потратив значительное время, силы и средства на получение
информации через суд, скорее всего уже не будет заинтересована в ней. При
этом не исключено, что чиновник, обжалуя решение суда, вновь откажется
предоставить редакции информацию, то есть, по крайней мере, ещё четыре-пять
месяцев уйдёт на процесс рассмотрения обжалования. При этом чиновник,
скорее всего, никакой ответственности, кроме административной не понесет,
отделавшись, предположим, выговором.

Редакция может заявить в суде, что из-за отсутствия возможности
опубликовать искомую информацию, издание (программа) упустило выгоду (не
получило запланированные доходы). Как это можно доказать? Скажем, в
программе “Абсолютно секретно” журналисты захотели сделать сюжет о недавней
поломке на одном из московских исследовательских реакторов. Этот сюжет
очевидно вызвал бы большой интерес, им уже удалось привлечь дополнительных
рекламодателей, которые предоставили свои гарантийные письма с обещанием
купить время в этой передаче, ведь её будет смотреть большая доля зрителей.
Однако в конце концов запрашиваемую информацию получить не удалось, сюжет в
эфир не пошел, телепрограмма потеряла доход от рекламы, — вот калькуляция
упущенной выгоды. Либо, в аналогичном случае с журналом, отказ предоставить
сенсационную информацию привел к тому, что планируемый дополнительный тираж
номера не был напечатан, и т.д. В случае, если редакция докажет факт
реальных убытков или упущенной выгоды, возможно их возмещение виновным
государственным органом или его должностным лицом (ст. 15 и 16 ГК РФ). Ведь
в качестве основания возмещения убытков в статье названы незаконные
действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления или их должностных лиц. Под бездействием понимается и
неисполнение в установленные сроки и порядке обязанностей, возложенных на
соответствующий орган (например, несовершение действий). Теоретически это
доказать можно, но практически сделать сложно.

Наиболее же разумным выходом из ситуации нарушения процедуры ответа на
запросы редакций была бы система четких административных наказаний, которая
была бы записана в законе и которая бы карала за конкретные нарушения норм
о праве на получение информации. Скажем, задержав информацию на один день,
чиновник бы уже в административном порядке, — не через год тяжбы с
журналистами в гражданском суде, — должен был бы из своего кармана
заплатить определенный штраф. То есть, система штрафов, которая существует,
например, в США и странах Западной Европы, в данном случае была бы более
эффективным рычагом воздействия, чем длительная процедура гражданского
судопроизводства.

Типичный же для журналистов выход в данной ситуации — либо купить
необходимую информацию, либо найти в обход существующей правовой процедуры
альтернативные источники информации. Порядок рассмотрения жалоб на действия
государственных органов, общественных организаций и должностных лиц,
нарушающие права и свободы граждан, подробно регламентирован в главе 24.1
ГПК РСФСР. Однако, случаи, когда журналист добивался через суд получения
информации, можно перечислить на пальцах двух рук. Они есть, через суд
действительно получали сведения, но скорее всего, просто для того, чтобы
наказать чиновников, а не для доступа к актуальной информации.

Известная коррумпированность государственного аппарата приводит к легкому
получению журналистами даже засекреченной информации. Российские и
иностранные информационные агентства и газеты имеют специальные фонды в
несколько тысяч долларов ежемесячно для подкупа правительственных
чиновников с целью получения информации. Отсутствие эффективного механизма
получения и проверки достоверности поступающей информации, в свою очередь,
приводит к тому, что группировки в органах государственной власти
используют СМИ для влияние через них и создаваемое ими общественное мнение
на принятие выгодных себе решений. Последствием этого является анархия при
обнародовании сведений о государстве, обществе и личности.

Иногда действует другой механизм, о нём не говорит закон о СМИ, но он
является вполне правовым. Вместо того, чтобы подавать жалобу в суд,
редактор сообщает о том, что конкретный чиновник нарушает требования закона
и не предоставляет информацию или предоставляет её неполно, в прокуратуру.
Как правило, прокуратура, которая должна следить за выполнением законов в
нашей стране, оперативно реагирует на такого рода жалобы, и обычно звонка
от прокурора вполне достаточно для чиновника любого ранга, чтобы убедить
его в необходимости предоставить вам нужную информацию. Если прокуратура
отправит совершившим неправомерные действия своё представление, то
последние обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять
решение об устранении допущенного нарушения. Жалоба в прокуратуру
составляется в произвольной форме и содержит описание сути нарушения
закона. Она, как правило, подаётся прокурору района (города), где находится
учреждение, организация или проживает лицо, нарушившее закон. Такая жалоба
обязательно должна быть зарегистрирована.

Примером действенности прокуратуры служит письмо, разъясняющее некоторые
нормы Закона РФ “О СМИ”, которое в октябре 2001 года Саратовская областная
прокуратура направила в правительство области. В нем, в частности, названо
неправомерным решение о закрытом статусе заседаний президиума
облправительства. Как известно, говорится в документе, таковыми могут
считаться только мероприятия, на которых обсуждается гостайна. Но сведения
об удоях и неработающих котельных к ней не относятся. В ответ на вопрос
корреспондента газеты “Саратовский Арбат”, намерено ли правительство
прислушаться к мнению прокуратуры, губернатор сообщил, что всё теперь будет
делаться по закону. Об возможности обращаться в прокуратуру журналисты
зачастую, к сожалению, не знают, хотя это является одним из наиболее
эффективных механизмов получения информации от нерадивых чиновников.

Как мы видим, несмотря на простоту алгоритма получения информации, на
практике возникают проблемы, связанные с фактическим отсутствием наказания
за непредоставление информации. Государственные чиновники, вроде бы,
обязаны предоставлять информацию, в законе говорится о том, что в случае
незаконного непредоставления информации они будут нести ответственность.
Однако в формулировке статей, где говорится о самой ответственности,
настолько все запутано, что применять их чрезвычайно сложно.

Например, в Уголовном кодексе предусмотрено наказание за сокрытие или
искажение информации. Однако о чём говорят эти статьи?

Статья 237 УК предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет за
сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или
здоровья людей либо для окружающей среды. Статья является относительно
новой и включена в Кодекс в результате длительных обсуждений проблем,
связанных с огромной опасностью утаивания от общества экологической и
медицинской информации, как это имело место при чернобыльской катастрофе. С
нормой этой статьи соотносятся обязанности Правительства РФ, специально
уполномоченных природоохранительных органов, субъектов Федерации и органов
местного самоуправления обеспечивать население необходимой экологической
информацией (ст. 6-10 Закона РФ “Об охране окружающей природной среды” 1991
г.; ст. 19 “Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье”
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от
22 июля 1993 г.; ст. 8 Закона РФ “Об основах градостроительства Российской
Федерации” от 14 июля 1992 г., закрепляющая право граждан на достоверную
информацию о состоянии окружающей среды городов, других поселений и их
систем) и другие акты.

Что это может быть за информация? К ней относятся сведения о событиях,
фактах или явлениях, создающим опасность, т.е. природных, техногенных или
иных процессах, которые могут при неблагоприятном развитии событий или
отсутствии надлежащих мер контроля и регулирования реально вызвать
последствия для человека и окружающей среды. Вроде бы, всё ясно и просто:
речь идёт о неких катастрофах, катаклизмах, пожарах, авариях того или иного
оборудования, на трубопроводах и т.п. Но, во-первых, для наказания
необходимо доказать прямой умысел, когда лицо осознаёт как свою обязанность
сообщить информацию, не искажая ее, так и реальную необходимость сообщения
информации для последующего воздействия на ход событий и их последствия, в
том числе для предотвращения и уменьшения вреда здоровью людей и окружающей
среде. Сделать это, как правило, очень сложно. Причём, если угрозу для
жизни можно определить с большой долей очевидности, то опасность для
здоровья доказать не менее сложно, чем прямой умысел.

Во-вторых, преступление может совершить только лицо, обязанное обеспечивать
население соответствующей информацией, характер деятельности которых
обязывает их направить соответствующую информацию для всеобщего сведения.
Максимальное наказание предусмотрено только в случае, когда очевиден
результат преступления чиновника: причинён вред здоровью человека или
наступили иные тяжкие последствия (видимо, гибель людей). Более того,
ответственность установлена не просто для чиновника, у которого есть эта
информация, а только для того, кто обязан обеспечивать население такой
информацией, но скрыл ее или исказил. То есть, в служебных обязанностях
чиновника, который будет нести ответственность, должна быть записана
обязанность информировать людей об этих вопросах. Поэтому, вроде бы, статья
есть, но автору неизвестны случаи, когда её применяли.

Статья 140 УК карает штрафом до 500 минимальных размеров заработной платы —
тоже немаленькая сумма, — за отказ в предоставлении гражданину информации.
Вроде бы, хорошо — гражданин приходит к чиновнику, тот неправомерно
отказывает ему в предоставлении информации, обиженный гражданин жалуется в
прокуратуру, чиновника штрафуют на 500 минимальных окладов. Естественно, на
практике этого не происходит, потому что в статье говорится не просто об
отказе гражданину в предоставлении информации, а об отказе на ознакомление
с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы
этого конкретного человека. Если же права и свободы просителя прямо не
затронуты — значит можно отказывать, по крайней мере, уголовного наказания
не будет.

Наконец, существует близкая им по смыслу статья 144 Уголовного кодекса. В
соответствии с ней, воспрепятствование законной профессиональной
деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к
отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере от
пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца,
либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо
исправительными работами на срок до одного года. То же деяние, совершенное
лицом с использованием своего служебного положения, наказывается
исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Применяется эта статья крайне редко. Так по сообщению Агентства
журналистских расследований, в 2001 году прокуратура г.Санкт-Петербурга
инкриминировала братьям Ш. предусмотренные данной статьей преступления. Как
установило следствие, в 1997 году братья Ш. потребовали у журналиста газеты
“Санкт-Петербургские ведомости” К. в трехдневный срок выплатить им пять
тысяч долларов США за написанную им статью, после опубликования которой
один ночной клуб якобы понес убытки. За каждый день просрочки К. “включали
счетчик” в размере тысячи долларов, при этом требования сопровождались
насилием.



Список использованной литературы:

1. Дзялошинский И.М., "Информация в гражданском обществе.

Проблемы доступа к информации", "Избранные лекции",
(http://www.gdf.ru/edu/lekcii001.shtml)
2. Прохоров Е., "Доступ к информации и информационный порядок в обществе",
(http://www.ksdi.ru/readhall/control/prohorov.html)
3. Рихтер А. "Как использовать законодательство для получения информации",
ж-л "Законодательство и практика масс-медиа", № 11-12, ноябрь-декабрь
2001.
4. Федоров М., "Информационная открытость власти: роль СМИ и иных структур
гражданского общества", ж-л "ПРАВО ЗНАТЬ: история, теория, практика", № 1-
2 (37-38) январь-февраль 2000 г.







Реферат на тему: Жилищное Право РФ (Шпаргалка)

1. Предмет и метод жилищного права.
ЖП - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию
жилищного фонда. ЖП не является самостоятельной отраслью права и
совпадает с понятием «жилищное законодательство». Основа ЖП – нормы
гражданского (имущественные отношения найма и аренды жилых помещений
(Ж/П), административного (организация охраны жилого фонда) и семейного
права (права членов семьи собственников жилья).
Предметом регулирования любой науки являются те отношения, которые
входят в состав её изучения. Вот и предметом ЖП являются те общественные
отношения, которые связаны с жилищными вопросами, и направлены на
возникновение, изменение и прекращение жилищных прав и обязанностей, а
также гр. ПО, адм. ПО, имущ. ПО (вещи, соб-ть, обяз-ва, наследование),
конст. ПО, налог. ПО, фин. ПО, труд. ПО.
Методом называется специфический для данной отрасли права способ (прием)
правового регулирования. Метод ЖП – комплекс способов правового
регулирования жилищных ПО в ЖП, вообще. В действительности, метод ЖП не
конкретизирован, т. к. заимствуется из других отраслей права.

2. Принципы жилищного права.
Принципы в ЖП – стабильные нормативно руководящие положения, отражающие
объективную экономическую и социально-политическую реальность и
выражающие закономерности развития жилищных отношений, в соответствии с
которыми стрится правовая база жилищного зак-ва.
Выделяются следующие принципы: 1. Неприкосновенность жилища. 2.
Недопустимость произвольного лишения жилища. 3. Доступность для граждан
условий найма жилых помещений. 4. Целевое использование Ж/П.
Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет
входить в него против воли проживающих там лиц. Доступ в жилище
посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в
нем граждан. Каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и
его близкими помещении. Все, что происходит в жилище, не может быть
предано гласности без согласия заинтересованных лиц. (Изменение такого
положения может последовать только по решению суда).

3. Право граждан на жилище.
Статья 40 КРФ.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен
жилища.
Право граждан на жилище может быть сведено к трем юридическим
возможностям, хотя нормы КРФ конкретно не содержат такой юридической
формулы: стабильное, устойчивое, постоянное пользование Ж/П во всех
разновидностях жилищного фонда; улучшение жилищных условий в домах всех
разновидностей ЖФ; обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды,
достойной цивилизованного человека (последнее вытекает из норм
международного права).
Слово "каждый" в статье обозначает всех физических лиц, находящихся на
территории России, а также семью как естественную общину граждан.
Представляется, что ЮЛ – соб-ки Ж/П, являясь участниками жилищных
правоотношений в качестве наймодателей, конституционным правом на жилище
не обладают (ч. 2 ст. 671 ГК).
Право на жилище станет субъективным правом только тогда, когда
конкретный гражданин будет участником конкретных жилищных правоотношений
– соб-ком, нанимателем; обязанность платить налоги и сборы в контексте
комментируемой статьи для конкретного субъекта итогового правоотношения
наступит только тогда, когда он приобретает статус налогоплательщика.

4. Понятие и виды источников жилищного права.
Источники ЖП – те нормативно-правовые акты, которые регулируют данную
отрасль знаний. Закон – один из основных источников ЖП, юрид. акт,
принятый высшим представительным органом гос. власти и регулирующий, как
правило, наиболее важные общественные отношения. Главным источником
жилищного зак-ва является КРФ, затем ЖК РСФСР 1984 г., ГКРФ, АКРФ, СКРФ.
Другими источниками являются: Законы РФ «О приватизации ЖФ в РФ» от 4
июля 1991 г., «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г., «Об основах
федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. + Постановления
прав-ва РФ относящиеся к исп. производству. Приказы министра юстиции РФ,
регулирующие деятельность службы судебных приставов исполнителей.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ. Международные договоры РФ.

5. Действие жилищного законодательства в пространстве, во времени и по
кругу лиц.
По кругу лиц – по принципам "Каждый имеет право...", "каждому
гарантируется...". Здесь ограничений нет. Но право участвовать в
управлении делами государства признается только за гражданами РФ.
Во времени. Согласно ст. 54 КРФ закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет. Такой закон подлежит применению
лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не
распространяется на деяния, имевшие место до его издания. Если лицо
совершило деяние, которое прежде, до издания нового закона, не считалось
правонарушением, оно не подлежит отв-ти, а лицо, совершившее
правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть
привлечено к отв-ти только по прежнему, более мягкому закону.
В пространстве – на всей территории РФ.

6. Понятие и виды жилищных правоотношений.
Жилищные ПО – отношения, возникающие по поводу жилища и связанные с ним.
ЖПО: 1) по пользованию Ж/П 2) по предоставлению, приобретению,
пользованию жилыми помещениями в домах государственного и общественного
жилищного фонда. 3) по пользованию служебными Ж/П. 4) по пользованию
общежитиями. 4) по обеспечению граждан ЖП в домах ЖСК и пользование ими.
5) по пользованию ЖП в домах индивидуального ЖФ. 6) отношения по
управлению и эксплуатации ЖФ.



7. Жилищные фонды: понятие, виды, структура.
В соотв. со ст. 3 ЖКРФ ЖФ – находящиеся на территории РФ жилые дома, а
также ЖП в других строениях. При этом в ЖФ не входят нежилые помещения в
жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд
непромышленного характера. Различаются государственный ЖФ (ведомственный
фонд, состоящий в гос. соб-ти РФ и находящийся в полном ХВ гос.
предприятий или ОУ гос. учреждений), ЖФ субъектов РФ, муниципальный ЖФ
(фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них
административно-территориальных образований, в том числе в г. Москве, С-
П, а также ведомственный фонд, находящийся в полном ХВ мун. предприятий
или ОУ мун. учреждений) и частный ЖФ (в собственности граждан:
индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и
приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью
выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных
владельцев квартир и т.д.; в собственности ЮЛ (созданных в качестве
частных собственников): построенный или приобретенный за счет их средств
ЖК и ЖСК фонд, с не полностью выплаченным паевым взносом).

8. Жилые помещения: понятие, виды, требования, предъявляемые к ним.
Жилым помещением может быть лишь изолированное жилое помещение,
пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть
квартиры или жилого дома). При этом, как следует из ГК и ЖК, не являются
самостоятельным предметом договора найма и, следовательно, жилым
помещением, подсобные помещения (кухня, коридор и т.п.). Запись
"пригодное для постоянного проживания" означает, что Ж/П должно отвечать
требованиям, предусмотренным жилищным зак-вом.
Классификация: 1) В зависимости от того, в чьей собственности находятся:
Ж/П в Гос. ЖФ, Ж/П в Мун. ЖФ, Ж/П в частном ЖФ, Ж/П в общественном ЖФ.
2) В зависимости от направленности: Ж/П в домах ЖК, ЖСК, служебные,
общежития.
Требования: а) они должны быть благоустроенными применительно к условиям
данного населенного пункта. К элементам благоустройства относятся
водопровод, центральное отопление, электрическое освещение и другие виды
коммунальных удобств. Уровень благоустройства в разных населенных
пунктах неодинаков: в городах он значительно выше, в сельской местности,
как правило, полностью благоустроенными являются лишь многоквартирные
жилые дома. Поэтому понятие "благоустроенное Ж/П" будет зависеть от
степени благоустроенности имеющегося в населенном пункте ЖФ, а именно
гос. и мун.; б) предоставляемые Ж/П должны соответствовать установленным
санитарным и техническим требованиям. То есть они должны отвечать, в
частности, объемно-планировочным параметрам (высота, площадь,
изолированность и др.), температурно-влажностным показателям
(температура и влажность помещения, загрязненность воздуха и т.п.). При
этом Ж/П должны отвечать и строительным показателям (не быть аварийными,
ветхими, находиться в подвалах, бараках, вагончиках и других временных
строениях); в) Ж/П должны быть по площади размером не менее минимального
размера, установленного субъектом РФ (в целом по стране он составляет не
менее 9 кв. м жилплощади на человека), но в пределах нормы жилплощади -
12 кв. м, за исключением случаев, установленных зак-вом (например, при
предоставлении дополнительной площади - сверх нормы жилплощади отдельным
категориям граждан предоставляется дополнительная жилплощадь в виде
комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим
тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам,
которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой
работы, размер дополнительной жилплощади может быть увеличен.).

9. Перевод жилых помещений в нежилые, основания и порядок.
Статья 9. Перевод жилых домов и Ж/П в нежилые.
Основания: к непригодным для постоянного проживания Ж/П относятся:
а) Ж/П при нахождении в жилых домах предприятий, учреждений и
оборудования, запрещенных строительными НиП, эксплуатация которых
приводит к возникновению в данных Ж/П вибрации, шумов, превышающих
нормы, а также к загрязнению территории и воздуха жилой застройки или к
возникновению пожарной опасности - в том случае, если не представляется
возможным вывести указанные производства из здания; б) Ж/П в жилых
домах, признанных непригодными для проживания; в) Ж/П, имеющие дефекты
планировки и уровня внутреннего благоустройства; г) Ж/П, санитарно-
гигиенические условия которых не отвечают установленным показателям; д)
Ж/П, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения
единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны,
простенки, панели и т.п.).
Порядок. Перевод пригодных для проживания жилых домов и Ж/П в домах гос.
и общ. ЖФ в нежилые, как правило, не допускается. Исключение -
непригодные для проживания жилые дома и Ж/П переоборудуются для
использования в других целях либо такие дома сносятся по решению СМ
автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного
СНД, СНД автономной области, автономного округа, исполнительного
комитета Московского и С-П городских Советов народных депутатов.
Перевод жилых домов и Ж/П ведомственного и общ. ЖФ в нежилые
производится по предложениям соотв. министерств, гос. комитетов,
ведомств и центральных органов общ. орг-ций.



10. Исключение жилых помещений из жилищного фонда; основания, порядок.
Периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР,
производится обследование состояния жилых домов госу. и общ. ЖФ.
Непригодные для проживания жилые дома и Ж/П переоборудуются для
использования в других целях либо такие дома сносятся по решению СМ
автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного
СНД, СНД автономной области, автономного округа, исполнительного
комитета Московского и С-П городских СНД.
Основания: к непригодным для проживания относятся жилые дома:
а) расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-, взрывоопасных
зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и др.; б)
расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и
обогатительных фабрик; зонах оползней; в) жилые дома, получившие
повреждения в результате стихийных бедствий; г) бараки, которыми следует
считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для
временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило,
деревянное, рассчитанное на короткий срок службы - 10-20 лет; д) при
возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения
предельного физического износа; е) после аварии, пожара, стихийного
бедствия в том случае, если проведение восстановительных работ
технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения;
ж) в случае невозможности организации обслуживания жителей и технической
эксплуатации здания.
К непригодным для постоянного проживания Ж/П относятся:
а) Ж/П при нахождении в жилых домах предприятий, учреждений и
оборудования, запрещенных строительными НиП, эксплуатация которых
приводит к возникновению в данных Ж/П вибрации, шумов, превышающих
нормы, а также к загрязнению территории и воздуха жилой застройки или к
возникновению пожарной опасности - в том случае, если не представляется
возможным вывести указанные производства из здания; б) Ж/П в жилых
домах, признанных непригодными для проживания; в) Ж/П, имеющие дефекты
планировки и уровня внутреннего благоустройства; г) Ж/П, санитарно-
гигиенические условия которых не отвечают установленным показателям; д)
Ж/П, находящиеся в аварийном состоянии, в случае угрозы обрушения
единичных строительных конструкций (плиты, балки, ригеля, колонны,
простенки, панели и т.п.).
На основании материалов (акта об отнесении здания к непригодным и др.),
представленных межведомственной комиссией, решение о признании жилого
дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания
выносится органом местного самоуправления (местной администрацией).
Утвержденные этим органом акты служат основанием для решения вопросов,
связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и
реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и Ж/П
либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях,
в том числе вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в
установленном законодательном порядке.

11. Частный жилищный фонд: понятие, структура.
Частный ЖФ - находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые
дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома,
квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, в
домах товариществ индивидуальных владельцев квартир и т.д.; в
собственности ЮЛ (созданных в качестве частных собственников):
построенный или приобретенный за счет их средств ЖК и ЖСК фонд, с не
полностью выплаченным паевым взносом.

12. Государственный жилищный фонд: понятие, структура.
Гос. ЖФ - ведомственный фонд, состоящий в гос. собственности РФ и
находящийся в полном ХВ гос. предприятий или ОУ гос. учреждений,
относящийся к федеральной гос. собственности и собственности субъектов
РФ, а также ведомственный фонд, состоящий в собственности субъектов РФ,
находящийся в полном ХВ и ОУ, относящихся к соответствующему виду
собственности.
От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований права собственника
жилищного фонда осуществляют согласно ГК РФ соответствующие органы и
лица. Например, от имени РФ общее управление федеральной собственностью
возложено на Мингосимущество РФ.

13. Муниципальный жилищный фонд: понятие, структура.
Мун. ЖФ - фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в
них административно-территориальных образований, в том числе в г.
Москве, С-П, а также ведомственный фонд, находящийся в полном ХВ мун.
предприятий или ОУ мун. учреждений.
В домах мун. ЖФ большая часть жилых помещений предоставляется гражданам
бесплатно (на условиях ДСНЖП), что невозможно в частном ЖФ.



14. Способы возникновения права собственности на жилые помещения.
На первоначальные и производные разделены все способы приобретения права
собственности.
При первоначальном способе возникновения права собственности право
возникает на первую вещь, изготовленную или созданную собственником либо
по его поручению другим лицом. Причем условиями приобретения права
собственности обозначены: изготовление или создание вещи для себя с
соблюдением положений, установленных законом и иными правовыми актами.
Однако следует полагать, что при изготовлении вещи не для себя, а для
продажи или подарка у изготовителя тоже возникает право собственности.
К первоначальным способам приобретения права собственности относятся:
V приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь
(п.1 ст. 218 ГК);
V переработка (ст.220 ГК);
V обращение в собственность общедоступных для сбора вещей
(ст.221 ГК);
V приобретение права собственности на самовольную постройку
(ст.222 ГК);
V приобретение права собственности на бесхозяйное имущество
(п.З.ст.218; ст.225 и 226; п.1 ст.235, ст.236ГК);
V находку (ст.227-239 ГК);
V безнадзорных животных (ст. 230 -232 ГК);
V клад (ст.233);
V приобретательная давность (ст.234 ГК);
К производным способам приобретения права собственности относятся:
V национализация (ч. 3 п.2 ст. 235, ст. 306 ГК);
V приватизация (ст.217 ч. 2 п.2 ст.235 ГК);
V приобретение права собственности на имущество юридического
лица при его реорганизации и ликвидации (п.7 ст.63 и абз. 3
п.2 ст.218 ГК);
V обращение взыскания на имущество собственника по его
обязательствам (подп.1 п.21 ст. 235 и ст. 238 ГК);
V обращение имущества в собственность государства в интересах
общества (реквизиция) или в виде санкции за правонарушение
(конфискация) - ст.242 и 243 ГК;
V выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного
участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК);
V выкуп бесхозяйственно содержимого имущества (ст.240, 293 ГК);
V выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
(ст.241 ГК);
Есть и такие способы приобретения права собственности, которые в одних
случаях выступают как первоначальные, а в других - как производные.
Таково, в частности, приобретение права собственности на плоды,
продукцию и доходы (ст. 136 и абз.2 п.1 ст.218 ГК).

15. Право общей совместной собственности на жилые помещения.
“Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему вещи как к
своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а
также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу
хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника”.
Общая совместная собственность может возникнуть лишь в случаях,
предусмотренных законом, причем законом строго определен и круг ее
участников. По ныне действующему законодательству участниками общей
совместной собственности могут быть только граждане. Это супруги, если
на их имущество распространяется законный режим имущества супругов (гл.7
раздела Ш СК); члены крестьянского (фермерского) хозяйства (п.1 ст.258
ГК); члены семьи, приватизировавшие квартиру с установлением на нее
общей совместной собственности (ст.2 Закона о приватизации жилищного
фонда). При этом во всех указанных случаях допускается переход с режима
общей совместной собственности на режим общей долевой собственности.
В общей совместной собственности супругов не имеет значения на имя
какого из супругов зарегистрировано жилое помещение. Семья составляет
устойчивую общность лиц, совместно пользующихся жилой площадью по
различным правовым основаниям. Общая собственность членов семьи на жилое
помещение является многосубъектной. Семья не образует какого -либо
нового коллективного самостоятельного единого субъекта права на
занимаемую жилую площадь. Не являющиеся собственниками жилого помещения
остальные члены семьи наделены лишь, правом пользования. Право
пользования занимаемым жилым помещением у членов семьи возникает не из
договора с собственником, а исключительно на основе доверительных
семейных связей с собственником (сособственниками) жилого помещения.
Сделки по распоряжению общим имуществом может совершать каждый из
участников совместной собственности, если иное не вытекает из соглашения
между ними.
Согласие других сособственников на совершение сделки не
предполагается. Совместная собственность в отличие от долевой, не имеет
заранее определенных долей, они определяются лишь при разделе совместной
собственности или выделе их нее. Доли признаются равными, если иное не
предусмотрено законом или соглашением сособственников. Основания и
порядок раздела совместной собственности и выдела из нее определяются по
тем же правилам, что и для долевой собственности, поскольку иное не
установлено законом или не вытекает из существа отношений участников
совместной собственности.
Другой вид общей совместной собственности – соб-ть крестьянского
(фермерского) хоз-ва. В совместной соб-ти членов крест. (ферм.) хоз-ва
находятся предоставленный в соб-ть этому хоз-ву или приобретенный зем.
участок, насаждения, хоз. и иные постройки, мелиоративные и другие
сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, с/х и иная техника и
оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество,
приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.



16. Право общей долевой собственности на жилые помещения.
Общая собственность именуется долевой тогда, когда каждому из ее
участников принадлежит определенная доля. В общей совместной
собственности доли ее участников заранее не определены, они фиксируются
лишь при разделе совместной собственности или при выделе из нее. В ныне
действующем законодательстве закреплено, что каждому собственнику
принадлежит доля в праве собственности на все общее имущество.
Не ограничивается законом состав участников общей долевой собственности,
которые могут представлять различные формы и виды собственности.
Допускается общая долевая собственность не только граждан, но также
граждан и юридических лиц, граждан и государства, юридических лиц и
государства, других субъектов гражданского права в любом их сочетании.
Размер доли на протяжении существования общей собственности не остается
неизменным. Размер доли может увеличиться или уменьшиться вследствие
изменения состава участников общей собственности, внесения в общее
имущество улучшений и целого ряда других обстоятельств, которые
необходимо учитывать. Доли участников общей собственности считаются
равными, если иное не вытекает из закона, договора или существа
сложившихся между ними отношений.
По соглашению всех собственников порядок определения и изменения их
долей может быть установлен в зависимости от вклада каждого из них в
образование и приращение общего имущества.
Осуществление права общей собственности должно происходить по взаимному
согласию всех сособственников. Если же согласие не достигнуто, то
определение последствий возникших разногласий зависит от того, касаются
ли они осуществления правомочий по владению и пользованию общим
имуществом или правомочия распоряжения. Если сособственники не
договорились относительно владения и пользования общим имуществом, то
каждый из них может обратиться в суд. Если же разногласия касаются права
распоряжения, то возникший спор не может быть урегулирован судом.
Действует принцип взаимного согласия.
Одним из оснований возникновения общей собственности, является
совместное участие двух или более лиц в строительстве дома. По окончании
строительства между созастройщиками, а иногда и между ними и органом
государственной власти (местного самоуправления), возникает спор, за кем
должен быть зарегистрирован дом: только ли за лицом, которому отведен
земельный участок, или также и за иными лицами.

17. Приватизация жилых помещений: понятие, объект, принципы, порядок.
Приватизация - один из производных способов приобретения права соб-ти,
как и все они, характеризуется тем, что приобретение права соб-ти,
происходит ли оно по воле или независимо от воли предшествующего соб-ка,
покоится на правопреемстве, т.е. на юридической зависимости прав
приобретателя от прав его предшественника.
При приватизации им-во, входившее в состав гос. и мун. соб-ти, переходит
в соб-ть хоз. обществ и товариществ, отдельных граждан, других ФЛ. Из
гос. (мун.) соб-ти выбывают предприятия, ЖФ, земельные участки, предметы
религиозного культа и многое другое. В указанных случаях прекращение
права гос. (мун.) соб-ти и приобретение права соб-ти другим лицом -
физическим или юридическим - происходит в порядке правопреемства.
Под приватизацией в широком смысле слова следует понимать как
возмездное, так и безвозмездное отчуждение гос. и мун. им-ва в соб-ть
ФЛ, ЮЛ.
Приватизация жилья осуществляется на основе следующих принципов:
1) граждане принимают решение о приватизации занимаемых ими Ж/П в гос. и
мун. ЖФ исключительно добровольно;
2) владельцы приватизированных жилых домов и квартир имеют право
владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению:
продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать иные сделки, не
противоречащие закону;
3) каждый гражданин имеет право на приобретение в порядке приватизации
Ж/П в домах гос. и мун. ЖФ один раз;
4) на переходный к рыночным отношениям период для граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, сохраняется действующий порядок постановки
на учет и обеспечение Ж/П;
5) обслуживание и ремонт приватизированных Ж/П осуществляется при
желании их владельцев жилищно-эксплутационными и ремонтно-строительными
организациями, обслуживавшими эти дома до приватизации;
6) оплата расходов, связанных с обслуживанием и ремонтом
приватизированных жилых домов и квартир, производится их соб-ком по тем
же ставком, которые установлены для гос. и мун. ЖФ.
Право на приватизацию Ж/П имеет наниматель и члены его семьи. В
соответствии с ч. 2-3 ст. 53 ЖК к членам семьи нанимателя относятся:
супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники,
нетрудоспособные иждивенцы, а в искл. случаях и иные лица, могут быть
признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с
нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Право соб-ти у приобретателя Ж/П возникает с момента гос. регистрации
сделки. Именно с моментом регистрации договор закон связывает
возникновение и прекращение права собственности на жилое помещение.
“Регистрация имеет правообразующее значение. Право соб-ти на жилище
возникает на основании юридического состава, включающего два
юридических факта: договор (или свидетельство о праве на наследство) и
акт регистрации. Только после регистрации договора граждане получают
возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться
жилищем”.
Приобретая право соб-ти на квартиру, гражданин становится сособ-ком
фундамента, крыши, лестничных клеток и других частей многоквартирного
дома, а также получает право пользоваться придомовой территорией.



18. Приватизация служебных жилых помещений и комнат в квартирах
коммунального заселения.
Закон о приватизации.
Перечень Ж/П, приватизация которых на общих основаниях запрещена.
Это Ж/П, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных
квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные Ж/П (за
исключением ЖФ совхозов и других с/х предприятий, к ним приравненных, а
также находящегося в сельской местности ЖФ-да стационарных учреждений
социальной защиты населения).
Предоставлено право соб-кам ЖФ или уполномоченным ими органам, а также
предприятиям, учреждениям, за которыми ЖФ закреплен на праве ХВ или ОУ,
принимать решения о приватизации служебных Ж/П и коммунальных квартир.
Иными словами, граждане, занимающие Ж/П в коммунальных квартирах и
служебное жилье, не вправе требовать в обязательном порядке
положительного решения данного вопроса.
В самом Законе нет положений, раскрывающих понятия "аварийные Ж/П",
"общежития", "коммунальные квартиры", "закрытые военные городки",
"служебные Ж/П".
Аварийными считаются жилые дома (Ж/П), имеющие значительный износ или
повреждения несущих конструкций, т. е. непригодные для проживания
граждан.
Под общежития предоставляются специально построенные или
переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития
укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового
назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан,
проживающих в них, в соответствии с типовыми нормами. Согласно ЖК
предоставление жилплощади в общежитии осуществляется на период работы
или учебы граждан, т.е. на определенный срок.
Коммунальные квартиры - квартиры, занятые несколькими семьями по
отдельным договорам найма жилого помещения. Ж/П-ем в коммунальной
квартире является комната (комнаты). В ЖК этого понятия нет; например, в
ст. 29 относительно коммунальных квартир говорится о квартирах, занятых
несколькими семьями. Впервые в нормативных актах запись "коммунальные
квартиры" появилась в Примерных правилах (в акте проверки жилищных
условий заявителя), а в законах - в Основах. Ж/П в коммунальных
квартирах включены в перечень Ж/П, приватизация которых запрещена.
Вместе с тем предполагается, что наймодателем (соб-ком и др.) вопрос о
приватизации коммунальной квартиры (именно всей квартиры, а не отдельных
ее комнат) может быть решен положительно.

19. Особенности приватизации жилых помещений с участием лиц, осужденных
к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, и жилых помещений; в которых
зарегистрированы лица, помещенные в психиатрические лечебные учреждения.
Положение о приватизации (бесплатной передаче) жилищного фонда в г.
Москве.
Ж/П сохраняется за временно отсутствующими гражданами на длительный срок
в случаях: 1) выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении
- в течение всего времени пребывания в нем; 2) помещения в лечебно-
трудовой профилакторий - в течение всего времени нахождения в нем; 3)
осуждения к лишению свободы - в течение всего срока отбывания наказания.
Это означает, что в случае осуждения лица к лишению свободы на срок
свыше шести месяцев Ж/П за ним сохраняется до приведения приговора в
исполнение.

20. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, как предпосылка заключения договора найма жилого помещения.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1)
имеющие обеспеченность жилплощадью на одного члена семьи ниже уровня,
устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным
комитетом краевого, областного, Московского и С-П городских Советов
народных депутатов (СНД); 2) проживающие в Ж/П (доме), не отвечающем
установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в
квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются
больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний,
при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4)
проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при
отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за
исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному
труд. договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6)
проживающие длительное время на условиях поднайма в домах гос. и общ.
ЖФ, либо найма в домах ЖСК, либо в домах, принадлежащих гражданам на
праве личной собственности, не имеющие другой жилплощади.
Статья 30. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Учет
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как
правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного,
городского, районного в городе, поселкового, сельского СНД. В
соответствии с Основами жилищного зак-ва СССР и союзных республик в
случаях и в порядке, устанавливаемых СМ СССР и РСФСР, граждане могут
быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на
пред-тиях, в учр-ниях, орг-циях, имеющих ЖФ и ведущих жил. строительство
или принимающих долевое участие в жил. строительстве, осущ-ся по месту
работы, а по их желанию - также и по месту жит-ва.
Статья 31. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, производится по месту жительства решением исполнительного
комитета местного СНД, а по месту работы - совместным решением
администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения,
организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту
работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.



21. Очередность предоставления жилых помещений.
Ж/П предоставляются гр-м, состоящим на учете нуждающихся в улучшении
жил. условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на
учет и вкл. в списки на получение Ж/П.
В первую очередь Ж/П предоставляются нуждающимся в улучшении жил.
условий:
1) инвалидам ВОВ и семьям погибших или пропавших без вести воинов
(партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам; 2) Героям
СССР, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным
орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в ВС СССР" всех трех
степеней; 3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических
заболеваний, перечисленных в списке заболеваний; 4) лицам, пребывавшим в
составе действующей армии в период гражданской и ВОВ и во время других
боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и ВОВ, а также
другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР; 5)
инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа
военнослужащих; 6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных
или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по
спасанию человеческой жизни, по охране социалистической соб-ти и
правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного
случая; 7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно
проработавшим в сфере произв-ва; 8) матерям, которым присвоено звание
"Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и
одиноким матерям; 9) семьям при рождении близнецов; 10) учителям и
другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и проф-
технических учебных заведений; 11) спасателям проф. аварийно-
спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований.
Вне очереди Ж/П предоставляется гражданам:
1) чьё жилище в результате стихийного бедствия стало непригодным для
проживания; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по окончании их пребывания в гос. или мун.
образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных
учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от
форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у
родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по
окончании службы в ВС РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих
наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены
Ж/П, которые они ранее занимали; 3) окончившим аспирантуру, клиническую
ординатуру, высшие, средние специальные проф-технические и иные учебные
заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую
местность, и членам их семей пред-тиями, учр-ми, орг-циями, а в случаях,
предусм-х зак-вом СССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных СНД
по приезде.
22. Договор социального найма жилого помещения.
Договор найма Ж/П в гос. и мун. ЖФ соц. использования. 1. В гос. и мун.
ЖФ соц. использования Ж/П предоставляются гражданам по ДСНЖП. 2.
Проживающие по ДСНЖП совместно с нанимателем члены его семьи пользуются
всеми правами и несут все обязанности по ДНЖП наравне с нанимателем. По
требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с
одним из членов семьи. В случае смерти нанимателя или его выбытия из Ж/П
договор заключается с одним из членов семьи, проживающих в Ж/П. 3. ДСНЖП
заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жил.
зак-вом.
Объектом ДНЖП может быть изолированное Ж/П, пригодное для пост.
проживания (квартира, жилой дом, и их части).
Наниматель и постоянно проживающие вместе с ним граждане. 1. Нанимателем
по ДНЖП может быть только ФЛ. 2. В договоре должны быть указаны
граждане, постоянно проживающие в Ж/П вместе с нанимателем. При
отсутствии в договоре таких указаний вселение этих граждан производится
- с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним
проживающих. При вселении несоверш-х детей такого согласия не требуется.
Гр-не, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним
права по пользованию Ж/П. 3. Наниматель несет отв-ть перед наймодателем
за действия гр-н, постоянно проживающих совместно с ним, которые
нарушают условия ДНЖП.
Временные жильцы. Наниматель и гр-не, постоянно с ним проживающие, по
общему согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе
разрешить безвозм. проживание в Ж/П врем. жильцам (пользователям).
Наймодатель может запретить проживание врем. жильцов при условии
несоблюдения требований зак-ва о норме жилплощади на одного человека.
Срок проживания врем. жильцов не может превышать 6 месяцев. Врем. жильцы
не обладают самост. правом пользования Ж/П. Отв-ть за их действия перед
наймодателем несет наниматель. Врем. жильцы обязаны освободить Ж/П по
истечении согласованного с ними срока проживания, а если срок не
согласован, не позднее 7 дней со дня предъявления соотв. требования
нанимателем или любым гр-ном, постоянно с ним проживающим.
Размер платы за Ж/П устанавливается по соглашению сторон в ДНЖП.
Одностороннее изменен

Новинки рефератов ::

Реферат: Искусство эпохи Возрождения в Италии (Культурология)


Реферат: История масонства: попытка демифологизации (Религия)


Реферат: Разработка тиристорного преобразователя (Радиоэлектроника)


Реферат: Законность, правопорядок и дисциплина (Право)


Реферат: Сочинения по России (Иностранные языки)


Реферат: Лекции "Детали Машин" (Технология)


Реферат: Мировое сообщество и проблемы борьбы с терроризмом (История)


Реферат: Контракт emptio-venditio (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социология (Социология)


Реферат: Системы поддержки и принятия решений (Кибернетика)


Реферат: Форми і методи професійної підготовки майбутнього вчителя (Педагогика)


Реферат: Гражданский иск в уголовном процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Грипп (Биология)


Реферат: Взгляды Платона на воспитание (Философия)


Реферат: Движение - это жизнь и здоровье (Спорт)


Реферат: конституционное право Италии (Государство и право)


Реферат: Правовые системы в современном мире (Государство и право)


Реферат: Перевод английского каламбура (Литература)


Реферат: Защита информации: цифровая подпись (Программирование)


Реферат: Статистика товарной биржи (Биржевое дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист