GeoSELECT.ru



Налоги / Реферат: Система ценообразования и налоговая система (Налоги)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Система ценообразования и налоговая система (Налоги)



План:

1.Система ценообразования
2.Задачи, цели и функции ценообразования
3.Общие подходы к ценообразованию
4.Виды стратегий ценообразования
5.Налоговая система
6.Заключение
7.Список используемой литературы



Система ценообразования

Вопросы стратегии и тактики принятия ценовых решений, постоянно
занимают умы менеджеров западных и отечественных фирм, ведущих
производственную деятельность. В современных условиях актуальность вопросов
ценообразования экспортных и импортных сделок существенно возрастает.
Повышение точности расчетов цен в контрактах, будет способствовать
эффективности заключаемых сделок. От правильности установления цен во
многом зависят рентабельность предприятий, его конкурентоспособность, объем
реализации продукции и многие другие показатели хозяйственной деятельности.
Особую роль цена играет в рыночной экономике. Ценообразование сложнейший
механизм конъюнктуры торгового рынка, его барометр. В цене, отражается вся
система ценообразующих факторов (инфляция, спрос, предложение и др.). В чем
состоят основные принципы рыночного ценообразования? Это постоянная
ориентация цен на покупательский спрос, на снижение их уровня в
конкурентной борьбе, усиливающая связь цен с качеством продукции и
возможностью послепродажного сервисного обслуживания потребителей,
маневрирование ценами.


Задачи, цели и функции ценообразования

Цена – наиболее важный экономический параметр рыночной среды
деятельности предприятия. Цена выступает денежным выражением стоимости
товара. Ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи
товара. Цена является фактором, представляющим большое значение для
потребителей товаров, поэтому она очень важна для установлений отношений
между предприятием и товарными рынками.
Ценообразование – комплексный и противоречивый процесс.
В ходе его приходится учитывать большое количество факторов и прибегать
к компромиссам: учитывать задачи производства и маркетинговых исследований,
финансовые результаты, действия конкурентов, психологию потребителей,
действующее законодательство. Процесс ценообразования должен четко
регламентировать этапы сбора и подготовки информации, принятия
окончательного решения. Его эффективность зависит от разработки
действительных методов сбора и проверки информации о конкурентах,
наблюдение над поведением потребителе, анализа результатов внутренней
деятельности. В общем виде порядок ценообразования можно представить
следующим образом.
Определение целей ценообразования->Разработка ценовой политики->
Разработка ценовой стратегии-> Выбор метода ценообразия(реализация
ценовой стратегии)-> Приспособление цены->Установление окончательной цены.

Общая политика формирует общие подходы в ценообразовании предприятия,
которые обуславливают выбор прикладной маркетинговой модели
ценообразования, т.е. ценовой стратегии. Возможность оптимизации ценовой
политики заключается в варьировании различными ценовыми стратегиями и
методами в зависимости от текущих условий на конкретном рынке. Таким
образом, определим цену и стратегию на конкретный товар на определенном
рынке, надо опираться на уже существующую ценовую политику, которая не
должна иметь жестких временных рамок краткосрочного и долгосрочного
периодов.
Ценообразование – часть хозяйственного механизма.
Ценообразование – составная часть хозяйственного механизма. Оно играет
немаловажную роль в административной экономике, но неизмеримо возрастает
его значение в рыночной. В первой из них от экономически обоснованной
системы планово-административных цен во многом зависела действенность
плановых показателей, расчетов и экономических рычагов (финансовых, оплата
труда, производственного и социального развития коллектива), а также
состояние общей и структурной сбалансированности в народном хозяйстве. В
рыночном хозяйстве при устранении директивного планирования производства и
расширения общественного продукта цена становится важнейшим регулятором
воспроизводственного процесса как на микро-, так в существенной мере и на
макроуровне народнохозяйственного управления.
В процессе перехода от административной к рыночной экономике
активизируется роль цены как инструмента экономической и социальной
политики, и ее положение в переходном механизме хозяйствования, где
сочетаются административные и экономические методы управления,
характеризуются немалыми сложностями в связи с условиями ее
функционирования, спецификой переходного периода.



Задачи ценообразования

Основные задачи, решаемые на предприятиях по ценообразованию:
1. Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый
план в условиях острой конкуренции или резко меняющихся потребностей
покупателей. Стратегия предприятия в таких условиях – снижение цены на
продукцию.
2. Максимизация текущей прибыли. Применяются теми предприятиями, для
которых текущие финансовые показатели важнее долговременных.
Предприятие оценивает спрос и издержки производства применительно к
разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит
максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное
возмещение затрат.
3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Связано с
долговременной стратегией фирмы, поэтому ее придерживаются те, которые
уверены в высоком спросе на свою продукцию. При этом первоначальная
цена на поставляемый товар может быть ниже цены конкурентов. Как
правило, при снижении цены доля рынка увеличивается.
4. Завоевание лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее
делать ставку на качество своих товаров, несет большие издержки,
связанные с поведением научно-исследовательских и конструкторских
работ, но и цены, как правило, устанавливает более высокие, чем цены
конкурентов.
Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются:
экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий,
коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, содействие и защита
договорно-контактных отношений, наличие конкурентной среды и предложение
уравновешивается посредством цены.

Цели ценообразования

Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в
соответствии с системой маркетинга и отражать их. Естественно, что
стратегии могут быть различны в широком диапазоне. Существуют три основных
цели ценообразования:
1. Основная – на сбыте;
2. на прибыли;
3. на существенном положении.
В первом случае предприятие заинтересовано в росте реализации или
максимизации доли на рынке. Во втором – в максимизации прибыли, оптимизации
дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных
средств. В третьем случае предприятию важно избегать влияния
неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать ***,
способствующее минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию
хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию
возникновению конкуренции, стабилизации цен.
Ценообразование является составной частью общей системы маркетинга
предприятия – производителю продукции.
Надо учесть все факторы, влияющие на ценовые решения – издержки
производства, конкуренты, потребители, правительство. Решающим является
уровень издержек производства и реализации. Но нельзя забывать, что
затратное целевое поведение предприятия хотя и помогает им держаться на
плаву, но недальновидно, не соответствует рыночной перспективе, поскольку в
конечном итоге ведет к всеобщему росту цен, тем самым к банкротству многих
предприятий.

Типы рынков

Существенное влияние на ценообразование оказывает тип рынка, на котором
работает фирма.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов какого-либо
схожего товара. Ни один из продавцов не оказывает большого влияния на
уровень цен при совершении сделок. Его примером является рынок
продовольственных товаров, текстильных волокон.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и
продавцов, совершающих сделки в широком диапазоне цен. На таком рынке,
выступают, как правило, фирмы, предлагающие покупателям однородные товары,
различающиеся вариантами и качеством исполнения – довольно часто их
отличают даже не качество, а торговая марка.
Олигополистический рынок – состоит из небольшого числа продавцов,
весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговыми
стратегиями друг друга. Олигополист никогда не уверен, что может добиться
долговременного успеха за счет изменения уровня цен.
Рынок чистой конкуренции – состоит из одного продавца, диктующего свои
условия покупателю. Продавцы, не всегда могут устанавливать максимально
возможную цену из-за боязни введения государственного регулирования,
нежеланию привлекать конкурентов высокой ценой и высокой прибылью,
стремлением проникнуть на всю глубину рынка.



Общие подходы к ценообразованию

Проводя определенную политику в области ценообразования организация
активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой
прибыли. Как правило, организация не руководствуется получением сиюминутной
выгоды, реализуя продукт по максимально выгодной цене, а проводит гибкую
ценовую политику.
На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели
организации, стратегии комплекса маркетинга, издержки, организация
ценообразования) и внешние факторы (тип рынка, конкуренции, экономическая
ситуация, государственное регулирование цен).
Возможными общими целями организации, влияющими на процесс
ценообразования, являются: выживание, максимализация текущей прибыли,
максимализация рыночной доли, лидерство в области качества продукции.
Цена является одним из элементов комплекса маркетинга, поэтому
определяется с учетом выбора стратегий относительно элементов комплекса
маркетинга. Например, цена зависит от качества продукта, затрат на его
продвижение, от стадии жизненного цикла продукта.
Организация ценообразования включает наличие определенных специалистов
или подразделений внутри организации, устанавливающих цены.


Виды стратегий ценообразования

В основу определения базовых, исходных цен могут быть положены
издержки, мнение покупателей, цены конкурентов. Самый простой метод
определения цены на основе издержек – их установление путем простого
добавления к себестоимости продукта определенных наценок, характеризующих
затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения продукта от производителя
до потребителя.
Далее к данной группе следует отнести расчет цены на «безубыточности»,
т.е. положения пулевой прибыли или пулевых убытков.
На политику ценообразования сильное влияние оказывают конкуренты и их
возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтому изучение цен
конкурентов, важный элемент деятельности в области ценообразования. Если в
основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают играть
решающую роль, особенно когда можно измерить эластичность последнего, т.е.
определить влияние изменения цены на спрос.
Подход к ценообразованию меняется, если продукт является частью
продуктовой номенклатуры. В этом случае организация стремиться установить
цены, максимализирующие суммарную прибыль. Для данной ситуации выделяют
пять стратегий ценообразования:
1. установление цен для разной продуктовой номенклатуры с учетом различий
в их себестоимости, в оценках их свойств покупателями и цен
конкурентов;
2. одновременное установление цен как на основной продукт, так и на
дополняющие продукты;
3. установление низкой цены на основной продукт и завышение цены на
обязательный сопутствующий продукт;
4. установление предельно низкой, бесприбыльной цены на малоценные
побочные продукты, дающей возможность уменьшить цену на основной
продукт;
5. пакетное ценообразование, когда продавец объединяет несколько
продуктов, предлагая их по суммарной уменьшенной цене.
Базовые цены обычно изменяют с учетом различий между клиентами и
условий продажи. В этой связи используют следующие стратегии адаптации цен:
ценовые скидки и поощрения, дискриминационное ценообразование по
психологическому принципу, стимулирующее ценообразование, ценообразование
по географическому принципу.
Ценовая скидка предоставляется производителем оптовым покупателям и
розничным торговцам, другим клиентам в течении определенного времени.
Используют следующие виды ценовых скидок: скидки за платеж наличными;
скидка за количество покупаемого товара; функциональные скидки – снижение
цены для организаций системы товародвижения, выполняющих определенные
функции по продаже товара, его хранению; сезонные скидки. Поощрения
используются ими в виде уменьшения прейскурантной цены на новый товар при
условии сдачи старого.
Дискриминационное ценообразование – продажа товара по двум или более
разными ценами вне зависимости от издержек. Установление дискриминационных
цен осуществляется в разных формах:
. в зависимости от сегмента покупателей – разные покупатели платят за
один и тот же товар разные цены;
. в зависимости от варианта товара разные версии товара продаются по
разным ценам, без учета разницы в издержках;
. с учетом местонахождения товара – товар продается по разной цене в
разных местах, хотя издержки для этих мест одинаковы;
. с учетом времени – цены меняются в зависимости от сезона.
Ценообразование по психологическому принципу основан на том, что при
определении цены учитываются не только экономические, но и психологические
факторы. Например, исследования показали, что потребности воспринимают
более дорогие товары как более высококачественные.
Стимулирующие ценообразование – временное снижение цены ниже
прейскурантной, иногда ниже себестоимости, с целью активизации продажи на
коротком интервале времени. Осуществляется для снижения товарных запасов.
Ценообразование по географическому принципу – предполагает установление
разных цен для потребителей в разных частях страны. Целесообразны для
покрытия более высоких транспортных издержек.



Налоговая система
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы
фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых
ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со
своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги
выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных
условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и
налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального
налогообложения.

К настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции)
налогообложения:
Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги,
пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично,
что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и
услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства
этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется
главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно
предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог.
Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на
поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными
трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную
выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов
государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в
поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы
обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы
автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой
степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели,
безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением
хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу необходимо было бы
облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для
финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого
дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,
выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует,
естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на
потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой
степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать
ежемесячно по 5000 руб. у лица получающего 50 тыс. руб. дохода вовсе не
значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств
жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 50 руб. у
человека с доходом в 500 руб. Жертва последнего не только больше, но и
вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители
действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы
на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые
товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако
проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в
измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика
правительства строится в соответствии с социальной-экономической сущностью
государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии,
требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в
зависимости от экономической и социальной целесообразности.


В условиях рыночной экономики любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на
негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -
правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,
предприятий всех форм собственности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность,
включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход
и прибыль предприятия.



Налоговая система в Российской Федерации практически была
создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе.
Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на
добавленную стоимость" и другие.



Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством
на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей.
В законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" дается следующее понятие налога:
"Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных
законодательными актами".

В этом же законе дается определение и налоговой системы:
"Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему".

Налоговая система включает следующие элементы:
-субъект налогообложения (плательщик);
-объект налогообложения прибыль (доход), оборот или имущество
налогоплательщика, которые служат основой для исчисления налога;
-налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
-правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за
неуплату налога;
- ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или
газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины (например,
действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере
13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения
налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но
и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по
мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную
сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при
увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя
которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные
налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,
обладающим незначительными доходами.

Налоговая система России строится на основе единых принципов
для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы
предприятия.

Основными принципами являются:
- равнонапряженность налогового изъятия;
- однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;
- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и
его уплаты.

Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая
служба РФ, которая входит в систему центральных органов
государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству
РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.


Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является
контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.



Заключение

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно
устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ,
права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены
полномочия органов государственной власти различного уровня по введению
налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот
по ним.
Налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому
в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем,
касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства,
ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового
законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.


Список используемой литературы

1. Клоненко В.И. Функции цен.
2. Калашникова И.А. Ценообразование и ценовая политика.
3. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования.
4. Дж. Эванс, Берман Б. Маркетинг.5.
5. Налоги и отчетность в нормативных документах. М.: ИНТЭК ЛТД; НОЛИДЖ-
1997. (Справочник бухгалтера 97г.)
6. Мамедов О.Ю.Современная экономика. 1995г
7. Черник Налоги. Учебное пособие. 1995г.
-----------------------
Определение целей ценообразования

Разработка ценовой политики

Разработка ценовой стратегии

Выбор метода ценообразования (реализация ценовой стратегии)

Приспособление цены

Установление окончательной цены



???







Реферат на тему: Совершенствование политики укрепления налоговой базы регионов
СОДЕРЖАНИЕ



Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения
доходная база территориального бюджета 7
1.1 Экономическая природа налогов и их классификация 7
1.2. Региональное налогообложение, его особенности и роль в 16
государственной налоговой политике 16
1.3 Практика регионального налогообложения за рубежом 23
2. Составляющие доходной части территориального
бюджета в РФ 28
2.1. Налог на имущество предприятий 28
2.2 Налог с продаж 31
2.3 Налог на недвижимость 35
2.4 Существующие проблемы и недостатки в региональном
налогообложении 38
3. Практика взимания налогов и политика формирования
доходной базы территориального бюджета в Курской области 43
3.1 Практика взимания налогов и сборов в Курской области 43
3.2 Совершенствование политики формирования доходной части бюджета
Курской области 48
Заключение 59
Список использованных источников 63
Приложения 65


ВВЕДЕНИЕ


С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса
Российской Федерации. Его введение заложило правовой фундамент всей системы
налогообложения и сборов в России.
До введения в действие части первой Кодекса определения "налогового
законодательства" не раскрывалось ни в одном нормативном акте, что
порождало некоторую неопределенность при толковании актов законодательства,
содержащих данный термин. Пользуясь этим исполнительная власть (особенно на
местах) с целью пополнения территориального бюджета всячески пыталась
вводить новеллы в законодательство о налогах и сборах с помощью подзаконных
актов. Отстаивать свои права налогоплательщикам в такой обстановке было
очень нелегко, поскольку в отсутствие четкого законодательного
регулирования для аргументации своей точки зрения приходилось постоянно
обращаться к общему смыслу российского законодательства и даже к
сложившейся практике в зарубежных странах, на что исполнительная власть
находила сразу свои контраргументы, оспорить которые могли бы только
опытные юристы, или же приходилось ждать месяцами принятие решения по
данному вопросу Конституционным Судом РФ.
Вступление в действие нового налогового кодекса существенно изменило
роль региональных налогов и сборов, являющихся составной частью
действующего налогового законодательства, в формировании территориальных
бюджетов. Соответственно количественно и качественно изменились и
поступления в территориальные бюджеты. Естественно, изменилась и налоговая
политика по наполнению данного вида бюджетов; при этом трансформации
подверглись как политика федерального центра, так и региональных властей.
Актуальность представляемой работы представляется в следующем.
В настоящее время в бюджетной практике Российской Федерации
дифференциация налогообложения по регионам не предусматривается. Абсолютное
большинство налоговых льгот или, напротив, «ужесточений» налогового пресса
носит отраслевой характер и лишь затем «накладывается» на отдельные
территории в зависимости от размещения тех или иных групп
налогоплательщиков.
Принятие макроэкономического решения, благоприятного для одних
регионов, может отрицательно сказаться на интересах других и обострить
конфликты между центром и периферией, осложнив проведение всей
экономической политики.
Настоящее время характеризуется увеличением доли налоговых поступлений
в федеральный бюджет и, соответственно, снижением доли поступлений в бюджет
территориальный. Согласно планируемым изменениям в налоговом
законодательстве, в 2002 году средства, остававшиеся ранее через систему
зачетов в регионах, будут полностью поступать в федеральный бюджет.
Соотношение в распределении налогов между федеральным и территориальными
бюджетами составит соответственно 52 и 48 %. Однако среди специалистов в
области налогообложения бытует мнение /25, с. 18/, что реально разрыв в
распределении доходов по уровням бюджетной системы может увеличиться,
поскольку доходы от внешнеэкономической деятельности в проекте бюджета 2002
года занижены (по их мнению, НДС реально будет взиматься в большем объеме),
доходы дорожных фондов также занижены, поэтому доля федерального бюджета в
рассматриваемом соотношении может возрасти до 54—55 %, а возможно – и 58 %.
Кроме того, в федеральный бюджет поступят ранее остававшиеся в
регионах 15 % НДС. Взамен федеральный бюджет берет на себя те выплаты, с
которыми регионы всегда плохо справлялись: целевые субсидии на детские
пособия, на исполнение законов о ветеранах и инвалидах. Изымаются также
деньги через упразднение Федерального дорожного фонда и отмену наполняющих
его налогов с оборота (на реализацию ГСМ, на пользователей автомобильных
дорог). Часть налогов компенсируется повышением акцизов на бензин. Дадут
прибавку федеральному бюджету и акцизы, поступающие в полном объеме в
федеральный бюджет. Регионам же предлагается заменить доходы от налогов с
оборота доходами от нового единого муниципального налога и единого
транспортного налога.
Данные виды изменений не могли не коснуться и нашей области. Так,
всего лишь за год резко понизилась доля денег, поступивших в
территориальный бюджет из консолидированного бюджета области: с 61,7 % в
2000 г. до 46,0 % в 2001 г. /29/. В многочисленных интервью средствам
массовой информации региональные руководители не перестают жаловаться на
удручающее финансовое состояние области. Слабо финансируются областные
социальные программы, многие целевые программы не финансируются вовсе. На
рядовых граждан, по сути, переложена основная тяжесть содержания жилищно-
коммунального хозяйства.
Другими словами, насущной проблемой сегодняшнего дня является
качественное укрепление доходной базы территориального бюджета. Одним из
компонентов решения данной проблемы является совершенствование налоговой
политики. Рассмотрение обоих ее компонентов – федерального и регионального
– и является целью данной работы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение места и роли региональных налогов в общей системе
налогового законодательства;
- ознакомление с практикой регионального налогообложения в
экономически развитых странах Запада;
- детального рассмотрения основных региональных налогов, практики их
собираемости, а также соответствующих законодательных проблем и путей их
разрешения;
- изучение практики формирования налоговой составляющей
территориального бюджета и его укрепления на примере Курской области.
В соответствии с постановкой указанных задач строится и содержание
предлагаемой работы.
Предметом исследования является сущность, содержание и составные части
налоговой политики государства в формировании доходной базы
территориального бюджета. Объектом исследования – доходная база
регионального бюджета как результирующая практической реализации основных
направлений налоговой политики.
Применительно к библиографии, посвященной данной проблеме, можно
отметить следующее. В общих учебных изданиях по финансам и налогообложению
теории и практике региональной составляющей налогообложения уделяется мало
внимания. Кроме того, практическая ценность этих изданий с течением времени
существенно уменьшается в связи с изменениями в налоговом законодательстве.
В этой связи увеличивается роль экономической периодики, а в части,
посвященной рассмотрению особенностей налогообложения в Курской области –
областных официальных изданий. Наконец, разнообразные численные данные по
проблеме можно почерпнуть из всемирной компьютерной сети Интернет, в
частности – с официальной страницы Министерства по налогам и сбором РФ
www.nalog.ru.



1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.


ДОХОДНАЯ БАЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО БЮДЖЕТА



1.1. Экономическая природа налогов и их классификация


Налоги – неотъемлемый элемент рыночной экономики.
Налог – обязательный, индивидуально–безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных
средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)
муниципальных образований /9, с. 10/.
Субъекты налогообложения (плательщик налога) – юридические и
физические лица, обязанные в соответствии с законом уплачивать налоги.
Основным признаком плательщиков налогов является наличие самостоятельного
источника дохода.
Объект налогообложения возникает вследствие юридических факторов
(действий, событий, состояний), которые обуславливают обязанность субъекта
заплатить налог. Законодателем устанавливается исчерпывающий перечень
объектов налогообложения.
От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет
средств. Связь этих двух показателей носит сложный характер и описывается
т.н. кривой Лаффера.
По мере роста ставки (Т) от нуля до 100 % налоговые поступления растут
от нуля до определенного максимального уровня, а затем вновь снижаются до
нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки,
поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих
субъектов, вследствие чего налоговая база сокращается.
Кривая Лаффера
Т
А



В
0 Дmax Д


Так, налоговые поступления при ставке 100 % сокращаются до нуля, ибо
такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и
останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. Напротив,
при переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой
ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более
низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям,
инновациям, принятию деловых рисков. В результате расширившаяся налоговая
база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если
ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает,
что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке
налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.
Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом
выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется
их общественное назначение как инструмента распределения и
перераспределения государственных доходов.
Выделяют пять функций налогов: фискальная, распределительная,
регулирующая, контрольная и поощрительная.
Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в
бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно
посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию
государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых
государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется
главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и
необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого
централизованного инструмента распределительных отношений.
Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в
перераспределении общественных доходов между различными категориями
граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете
гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в
частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель
преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с
возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.
Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как
государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни
страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой
политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование
выполняет три подфункции:
. стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-
экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений,
преференций (предпочтений);
. дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного
налогового бремени препятствует развитию определенных социально-
экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с
установлением повышенных ставок налогов;
. подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством
платежей: за пользование природными ресурсами, в дорожные фонды, на
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую
отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств,
используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление)
эксплуатируемых ресурсов.
Контрольная функция налогообложения означает, что государство
посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность
юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за
источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете
контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в
бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих
конституционных функций.
Поощрительная функция налогообложения предусматривает особый порядок
обложения налогом определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед
обществом. Эта функция налогов имеет социальную направленность. Она
отличается от уже рассмотренной стимулирующей подфункции регулирующей
функции налогообложения, поскольку трудно представить, что граждане
участвуют в боевых операциях, совершают героические поступки для того,
чтобы впоследствии иметь налоговые льготы.
Классификация налогов позволяет установить их различия и сходство,
свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и
практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют
особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-
финансовых мер.
Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев.
Множественность способов классификации налогов имеет то положительное
свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных
классификациях к различным группам, получает различные оценки и
характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию.
Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко
уяснить содержание и суть.
Существует несколько принципов классификации налогов:
1) по способу взимания налогов;
2) по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
3) по объекту налогообложения;
4) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
5) по целевой направленности введения налога.
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и
косвенные. Различия между ними сводятся к следующему:
Таблица 1.1.
Различия между косвенными и прямыми налогами
|Прямые налоги |Косвенные налоги |
|1. В правоотношения по поводу |В правоотношения по поводу взимания |
|взимания налогов вступают два |налогов вступают три субъекта: бюджет, |
|субъекта: бюджет и |носитель налога и юридический |
|налогоплательщик |налогоплательщик как посредник между ними|
|2. Величина налогов |Величина налогов не зависит от |
|непосредственно зависит от |результатов финансово-хозяйственной |
|результатов |деятельности плательщика |
|финансово-хозяйственной | |
|деятельности плательщика | |
|3. Эти налоги |Эти налоги имеют объектом обложения |
|подоходно-поимущественные |обороты по реализации товаров (работ, |
| |услуг) |

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
. налоги, взимаемые только с юридических лиц;
. налоги, взимаемые только с физических лиц;
. налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.
По объекту налогообложения налоги могут классифицируются на:
1) налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов), — налог на прибыль, налог
на дивиденды, налог на доходы от долевого участия в деятельности других
предприятий и организаций;
2) налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг),
— налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на пользователей
автомобильных дорог и т.д.;
3) налоги с имущества — налог на имущество предприятий, налог с
владельцев транспортных средств;
4) платежи за природные ресурсы — земельный налог и арендная плата за
землю, плата за воду, лесной доход;
5) налоги с фонда оплаты труда — налог на нужды образовательных
учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, благоустройство
территории и другие цели и т.д.
По целевой направленности введения налогов они делятся на
универсальные и целевые.
Налоги имеют два свойства:
. обязательность, т. е. изъятие государством определенной части доходов
налогоплательщика в виде обязательного взноса;
. безэквивалентность, т. е. уплата налогов налогоплательщиком не
сопровождается прямым встречным исполнением со стороны
. государства каких-либо обязательств.
В этой связи универсальный налог можно рассматривать как обязательный,
безэквивалентный платеж, не имеющий конкретных направлений своего
использования (налог на прибыль, налог на добавленную стоимости и др.).
Целевыми налогами являются сборы и пошлины.
Сбор — это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой
государству за оказанные услуги налогоплательщику. Сбор может быть
безадресным платежом с определенного вида деятельности или за право
осуществления такой деятельности (сбор за право торговли, сбор за право
проведения местных аукционов и лотерей и. т.д.).
Пошлина — это денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц
за совершение специально уполномоченными органами действий и за выдачу
документов, имеющих юридическое значение.
Наконец, по уровню бюджета, в который зачисляется платеж, налоги
делятся на федеральные, региональные и местные. Здесь, впрочем, следует
иметь в виду, что, поскольку налоги являются регулирующими доходами
бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к
федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в
федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.
Налоговая система РФ строится в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Принципы построения налоговой системы, таковы:
1) детальная структурированность и целостность налоговой системы. Этот
принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное
налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком
конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение
налогов на центральные и местные;
2) гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно
уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом
изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно
принимаемых законов по бюджету.
Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские (краевые,
областные, автономных образований) и местные налоги. Основой классификации
налогов является признак компетенции органов государственной власти в
применении налогового законодательства.
Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный
фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов
устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее
территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным
Собранием РФ.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и
органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих
городов, районов в городах и сельской местности или иного административно -
территориального образования.
НК РФ определяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по
местным налогам, конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные
органы власти. По налогам, вводимым на соответствующей территории сверх
установленного перечня, ставки устанавливаются местными органами власти
исходя из интересов местных бюджетов и возможностей плательщиков.
В федеральном бюджете на 2000 г. налоговые поступления и их структура
составили (в млн. руб. и процентах):
Таблица 1.2.
Структура налоговых поступлений в 2000 г.
| |Сумма, |В % к |
|Показатель |млн. руб. |итогу |
|Налоговые доходы, всего |675 039,1 |100 |
|В том числе: | | |
|Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |63 448,5 |9,4 |
|Подоходный налог с физических лиц. |23 928,1 |3,5 |
|Налог на игорный бизнес |210,0 |0,03 |
|НДС на товары (работы, услуги), производимые | | |
|(выполняемые, оказываемые) на территории РФ |174 869,7 |25,9 |
|НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |102 617,8 |15,2 |
|Федеральные лицензионные и регистрационные сборы |533,7 |0,08 |
|Налог на покупку иностранных денежных знаков и | | |
|платежных документов, выраженных в иностранной валюте | | |
|Налоги на совокупный доход |1549,9 |0,2 |
|Налог на операции с ценными бумагами |1054,9 |0,2 |
|Платежи за пользование природными ресурсами |300,0 |0,04 |
|Ввозные таможенные пошлины |11 112,2 |1,65 |
|Вывозные таможенные пошлины |87 488,0 |13,0 |
|Прочие налоги, пошлины и сборы |84 495,2 |12,5 |
| |3492,7 |0,52 |


Налоговая политика государства — есть система актов и мероприятий,
проводимых государством в области налогов и направленных на реализацию тех
или иных задач, стоящих перед обществом.
Цели и задачи налоговой политики обычно определяются в зависимости от
конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики
закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного
бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия
соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов президентов,
федеральных законов, постановлений правительства и иных подзаконных актов.
Необходимо отметить, что Конституция РФ (ст. 114 ч.1 п.”Б”) закрепила
принцип единой финансовой политики, а поскольку налоговая политика — это
составная часть финансовой политики государства, ей также присуще
внутреннее единство.
Налоговая политика государства - это один из ключевых инструментов
стратегии экономического развития. Первая и главная задача налоговой
политики - создать эффективную систему государственного финансового
контроля. Основная ответственность за ее профессиональную реализацию лежит
на министерстве по налогам и сборам и Федеральной службе налоговой полиции.

При реализации налоговой политики нужно четко выдерживать тонкий
баланс государственных и частных интересов, строго соблюдать права граждан
и хозяйствующих субъектов, опираться только на закон. При этом необходимо
постоянно держать в уме базовую задачу - как находить средства для
выполнения социальных обязательств перед населением и одновременно
наращивать экономику и предпринимательскую инициативу.
Сегодня на повестке дня стоит необходимость корректировки налоговой
политики государства. Выполнение этой задачи уже началось с принятием
нового Налогового кодекса.


1.2. Региональное налогообложение, его особенности и роль в


государственной налоговой политике


Налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономной области,
автономных округов устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в
соответствии с НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов
РФ. К их числу (для краткости их чаще называют региональными) относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие
на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций,
налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Введенный в действие новый Налоговый кодекс существенно изменил общую
структуру региональных налогов и сборов, что видно из анализа таблицы 1.3.
Конституционный Суд РФ в своих постановлениях указал на признаки
"законно установленных" налогов субъектов РФ (региональных налогов):
— перечень региональных налогов, установленный федеральным законом,
является исчерпывающим, т. е. субъект РФ не может ввести налог (сбор), не
перечисленный в федеральном законе;
— в федеральном законе объект налогообложения, налоговая база и
предельная ставка регионального налога должны быть указаны определенно и
непротиворечиво.

Таблица 1.3.
Региональные налоги и сборы в старом и новом законодательствах

|ФЗ "Об основах |Новый |Примечания |
|налоговой системы|налоговый | |
|РФ" |кодекс | |
|1 |2 |3 |
|Налог на |Налог на | |
|имущество |имущество | |
|предприятий |организаций | |
|Лесной доход |отсутствует |В состав федеральных введен лесной |
| | |налог |
|Плата за воду, |отсутствует |В состав федеральных введен водный |
|забираемую | |налог |
|промышленными | | |
|системами | | |
|Сбор на нужды |отсутствует | |
|образовательных | | |
|учреждений | | |
|Налог с продаж |Налог с продаж|В отличии от ФЗ "Об основах налоговой|
| | |системы в РФ" ч.1 Кодекса не |
| | |предусматривает в случае введения |
| | |данного налога прекращения действия |
| | |на территории субъекта федерации |
| | |каких-либо иных налогов и сборов |
|Единый налог на |отсутствует | |
|вмененный доход | | |
|отсутствует |Налог на |При введении в действие данного |
| |недвижимость |налога на территории |
| | |соответствую-щего субъекта РФ |
| | |прекращается действие: налога на |
| | |имущество организаций; налога на |
| | |имущество физических лиц; земельного |
| | |налога |
|отсутствует |Дорожный налог|см. примечания ниже |
|отсутствует |Транспортный |ФЗ "Об основах налоговой системы" к |
| |налог |числу федеральных налогов относит |
| | |налоги в дорожные фонды |
|отсутствует |Налог на |Ранее налог на игорный бизнес был |
| |игорный бизнес|отнесен к числу федеральных |
|Нововведение |Региональные | |
| |лицензионные | |
| |сборы | |


При этом делегирование субъектам Российской Федерации полномочий в
части, допускающей расширение налоговых обязательств на региональном
уровне, не соответствует Конституции РФ;
— установить региональный налог или сбор можно только соответствующим
законом.
Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов
органами исполнительной власти. Налоги, взимаемые не на основе закона, не
могут считаться "законно установленными";
— в региональном законе налоговое бремя не может быть увеличено, а
положение налогоплательщиков не должно ухудшиться по сравнению с тем, как
это определяется федеральным законом.
При этом и остальные нормы регионального закона должны отвечать общим
принципам налогообложения и сборов, определенным федеральным законом, и не
вступать в противоречие с федеральным законом;
— порядок введения в действие как федерального, так и регионального
законов должен строго соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

До истечения минимально допустимого срока введения в действие
соответствующего закона налог не подлежит уплате, а потому не возникают
основания для взыскания недоимки, пеней, применения штрафных санкций и иных
мер ответственности. Такой минимально допустимый срок установлен статьей 5
Налогового кодекса РФ.
В случае нарушения перечисленных принципов региональный налог не может
считаться законно установленным. В сущности, при этом налогоплательщик не
обязан его платить.
Выше отмечалось, что основная функция налогов — фискальная,
заключающаяся в формировании финансовых ресурсов государства. Налоговые
поступления — это основной источник формирования региональных и местных
бюджетов. Другие источники регионального бюджета — финансовые трансферты,
субсидии, субвенции, внешние займы и доходы от неналоговых поступлений.
В последнее время, когда речь заходит о регионах, применяется понятие
«финансовый леверидж» (финансовый рычаг), заимствованное из микроэкономики,
который можно определить как соотношение внешних источников формирования
регионального бюджета (трансферты, субсидии, субвенции, внешние займы) к
внутренним (налоговые и неналоговые поступления). Финансово-независимым
может считаться регион, внутренние источники финансирования которого
составляют не менее 80 %. Такой регион можно охарактеризовать как финансово-
устойчивый, независимый от центра и самостоятельный. Так, в этом отношении
Курская область является финансово-неустойчивой: за 2000 г. данный
показатель составил всего 54 % /21, с. 2/.
Естественным стремлением каждого региона является повышение финансовой
независимости и устойчивости. Это – основной аспект формирования налоговой
политики на региональном уровне. Главное средство для этого — увеличение
налоговых поступлений.
Налоговые поступления могут быть увеличены несколькими способами.
1. Введение новых налогов. Основное достоинство этого способа —
стабильное, прогнозируемое поступление средств. Сложность заключается в
том, что от обоснования необходимости нового налога до его фактического
введения проходит длительное время.
2. Увеличение ставок налогов. Достоинство — быстрый эффект. Недостаток
— ставки большинства налогов находятся на предельном уровне и не могут быть
повышены. Кроме того, быстро возникающий при повышении ставок налога эффект
в виде увеличения поступлений в дальнейшем уменьшается.
3. Повышение собираемости налогов. Достоинство — отсутствие
потребности в законодательных решениях. Кроме того, мероприятия по
повышению собираемости налогов проводятся постоянно и заключаются в
совершенствовании учета налогоплательщиков, выявлении налогоплательщиков,
уклоняющихся от налогового учета, и других формах налогового
администрирования. Но указанный способ не может дать значительного
экономического эффекта ввиду того, что собираемость по основным видам
налогов и так находится на достаточно высоком уровне, а уровень
стопроцентной собираемости достижим только теоретически.
4. Сокращение количества плательщиков, пользующихся льготами.
Достоинство — теоретическое увеличение поступления налогов. Недостатки —
возможные социальные недовольства и ухудшение финансового положения бывших
льготников, что ведет к их неплатежеспособности.
5. Совершенствование налоговой базы регионов.
Теоретически у региона могут быть дополнительные ресурсы в случае,
если не все установленные Налоговым кодексом РФ местные налоги введены в
действие или уровень налоговых ставок ниже максимально разрешенного
значения. Практически законодатель на региональном уровне, испытывая
недостаток в денежных средствах, эти ресурсы уже использовал.
Наиболее актуальным в этой представляется последний из методов.
Совершенствование налоговой базы — это процесс трансформации налоговой
базы из фактического состояния в оптимальное. Начальный этап разработки
программы совершенствования налоговой базы регионов — это выявление
факторов, влияющих на налоговую базу, а также характера и степени этого
влияния.
По источнику возникновения всю совокупность факторов можно разделить
на две группы: внешние, возникающие вне региона, и внутренние. Конкретный
регион не может оказывать какого-либо значительного влияния на внешние
факторы, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на налоговую базу
региона. Внутренние факторы в достаточной степени подвержены влиянию
региональной законодательной и исполнительной власти.
Главный внешний фактор совершенствования налоговой базы – налоговое
законодательство федерального уровня, включающее нормативно-правовые акты о
налогах и сборах. Под влиянием этих факторов налоговая база региона может
сужаться и расширяться, а само влияние может быть прямым и косвенным.
Пример прямого влияния — налог с продаж. С его введением субъектом
Федерации налоговая база региона расширяется на сумму выручки от реализации
товаров, работ, услуг за наличный расчет.
Иначе влияет на налоговую базу введенный в действие с 1 января 2000
года согласно ст. 86.1— 86.3 НК РФ налоговый контроль за расходами
физических лиц. При совершении крупных покупок физические лица должны
доказать легальность средств и факт уплаты налогов с суммы, истраченной ими
при покупке.
Не вводя в действие новых налогов и не расширяя налоговую базу, эти
положения НК РФ неизбежно приведут к увеличению поступлений от подоходного
налога с физических лиц во внебюджетные фонды, так как часть зарплаты,
выплачиваемой в настоящее время предприятиями «ев конвертах», будет
переведена в легальные выплаты.
Влияние внутренних факторов может корректироваться в ту или иную
сторону в рамках ре

Новинки рефератов ::

Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мероприятия по ликвидации и профилактике парвовирусного энтерита собак (Ветеринария)


Реферат: Имущественные права (Право)


Реферат: Древняя Русь (История)


Реферат: Особенности солевыносливых растений (Биология)


Реферат: Еретические движения 14-15 вв. (Культурология)


Реферат: Эпический театр Бертольда Брехта (Искусство и культура)


Реферат: Коммуникационные подсети (Программирование)


Реферат: тексты (Иностранные языки)


Реферат: Теория элит (Социология)


Реферат: Неформальные лидеры в местах лишения свободы (Психология)


Реферат: Жанр портрета (Искусство и культура)


Реферат: Графический дисплей (Цифровые устройства)


Реферат: Шукшин - "деревенский" писатель (Литература : русская)


Реферат: Технология хранения и переработка сельскохозяйственных продуктов (Сельское хозяйство)


Реферат: Киберпанк жив или "исчезновение реальности" (Культурология)


Реферат: Генетическая инженерия (Биология)


Реферат: Мотивация (Менеджмент)


Реферат: Кареев Н И (Исторические личности)


Реферат: Семейные преступления (Криминалистика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист