GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционно-правовые отношения и их субъекты (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционно-правовые отношения и их субъекты (Право)



Конституционно правовые отношения.


Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес
и споры в науке конституционного права. В юридической науке, под
правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые
урегулированы нормами права.
При реализации норм конституционного права возникают конституционно-
правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующими
субъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами и
обязанностями.
Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений.
Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права,
содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме
прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.
Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другими
видами правоотношений выражаются в следующем:
. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений,
составляющих предмет конституционного права;
. Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный
состав: некоторые субъекты этих отношений не являются
участниками других видов правонарушений;
. Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным
разнообразием, создающим многослойные юридические связи между
субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь
взаимосвязанных правоотношений.
. Конституционные отношения есть объективные, фактические
отношения политического характера. Они существуют независимо от
права, независимо от юридической конституции.
. Субъектами, участниками конституционных отношений являются
народ, науки, большие социальные общности людей, государство и
т.д.
. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет
и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые
отношения.
. Конституционные отношения есть отношения между социальными
силами, рождающими фактическую власть в государстве.
Также как и нормы конституционного права конституционно-правовые
отношения могут быть классифицированы.
1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами
отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на
конкретные и общие правоотношения.
В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающие
в результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. В
конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также
порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В
них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеются
правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-
декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений –
возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких
правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены
конкретные права и обязанности.
В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-
принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской
Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную
систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы
законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные
правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на
основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных
связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все
субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их
правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию
органов государственной власти.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые
состояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.
Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило,
однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа
действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми
отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение
субъектов Федерации в состав России.
2. С точки зрения времени функционирования конституционных
правоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Период
действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных
условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть
гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения
возникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения и
действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют
свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений
построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом
в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами
избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.
3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает в
себя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализации
образуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные.
4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные
(содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанные
с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых
нормах).
Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормы
возникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма о
том, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8
Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе
правовой нормы предшествует юридический факт.
Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой
возникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений.
Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходит
независимо от воли субъекта, в то время как действие связано с
волеизъявлением последнего.
Например, событием является рождение гражданина, которое порождает
отношения гражданства.
В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридические
акты и юридические поступки.
Как правило, возникновение, функционирование и развитие
конституционных правоотношений происходит в результате целой системы
юридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого является
реализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепь
юридических факторов:
- принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании
избирательных округов, комиссий, участков;
- составление списков избирателей;
- включение в списки данного гражданина;
- наступление срока, установленного для начала голосования.
Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации права
избирать и быть избранным заканчивается.



Субъекты конституционно-правовых
Отношений Российской Федерации.


Особенностью конституционного права является наличие широкого круга
субъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такие
специфические субъекты как:
- народ;
- государство;
- субъекты Федерации;
- депутаты;
- коренные малочисленные народы;
- население;
- муниципальное образование;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии;
- собрания избирателей и др.
Народ России (российский народ) как общность граждан Российской
Федерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений при
проведении всероссийского референдума, выборов депутатов в Государственную
Думу, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямой
демократии, реализуемых на общероссийском уровне.
Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территории
России, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края,
области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерации
обладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретного
государственно-территориального или национально-территориального
образования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовых
отношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, в
выборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, а
также в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта Российской
Федерации.
Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве как
сторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы.
Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренных
малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации. С
этой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты,
определяющие и обеспечивающие права данной общности.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является
государство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус
определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные
свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее
внутригосударственный и международно-правовой статус.
К участникам конституционно-правовых отношений относятся также
субъекты Российской Федерации:
- республики;
- края;
- города федерального значения;
- автономная область;
- атомные округа;
Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации
определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.
Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:
- муниципальные образования;
- органы государственной власти;
- органы местного самоуправления;
- население местного самоуправления;
- этнические группы;
- политические партии и другие общественные объединения граждан;
- собрания граждан;
- собрания избирателей;
- граждане Российской Федерации;
- иностранные граждане;
- лица без гражданства и др.
Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-
правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли
его статус нормами конституционного права или нет.
В некоторых странах государствоведы относят к субъектам
конституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысле
нация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционного
права, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретного
государства. В этническом смысле нация – скорее субъект международного
права.
Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых)
отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в период
существования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющая
титульную национальность союзной республики. В соответствии с
конституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялись
правом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как право
конкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) на
самоопределение.
В современном российском конституционном праве в связи с отказом от
конфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-
территориальными образованиями-республиками в составе России нация в
этническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъекта
конституционно-правовых отношений.
В Российском обществе за последние годы произошли значительные
изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и
др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли
своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-
правовые отношения представляют собой специфическую форму многих
политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-
экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,
основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения
имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых
правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев
предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет
понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.
Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство
из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта
индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной
всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений
провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их
группа.
Содержание конституционных правоотношений является социальное
поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и
широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные
участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и
компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в
конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то
возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические
общности (народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых
отношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителем
суверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 Конституции
РФ) Права образовывать представительные органы государственной власти,
участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдума
относятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общности
могут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как между
собой, так и с органам государственной власти по поводу национальной
государственности, по иным вопросам, затрагивающим их
2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе Российской
Федерации (республики, края, области, города федерального значения,
автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционного
права, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестве
регулятора общественных отношений, прежде всего как носитель
правотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать в
конституционно-правовых отношениях непосредственно или через
государственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношений
является Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Конституционные правоотношения также возможны между республиками, между
автономиями, республиками и автономной областью и автономными округами и
т.д.
3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в
городах, поселки).
Административно-территориальная единицы, это не только географическое,
но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно
население, формируя органы местного самоуправления, придает
административно-территориальной единице черты политического образования,
выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права
выступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателей
представительствовать в органах государственной власти.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
- Федеральное Собрание;
- Правительство;
- Конституционный Суд;
- Высший Арбитражный Суд;
- Городская Дума;
- Местная администрация и др.
Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию
между различными органами власти. Обладая правом на осуществление
государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной
компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издание
законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и
т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители
властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как
равноправные участники договорных отношений.
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного права являются:
- Президент РФ;
- Председатели палат парламента - Федерального Собрания;
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель конституционного Суда РФ;
- Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая
широкими представительскими, правотворческими, управленческими
полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством,
республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения,
которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму
конституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно-
правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.
6. К субъектам конституционных правоотношений со специальной
правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных
представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов
представителей народа в различные законодательные (представительные) органы
власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание,
Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех
органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении
вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых
ими и т.д.
7. Политические партии, иные общественные объединения.
Политические партии и иные общественные объединения играют все более
активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных
компаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные
мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местном
самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.
8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без
гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях,
осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкой
правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует
отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от
пола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные граждане
и лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретных
конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского
гражданства, получением политического убежища.
Такова система субъектов конституционного права России, которые,
участвуя в конституционно-правового отношения – это субъект
конституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъект
конституционного права – это возможный участник такого правоотношения.
Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов
конституционных правоотношений с объектами. В общей теории права под
объектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные права
и юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникают
правоотношения.
В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующие
объекты конституционно-правовых отношений:
- Государственная территория.
В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которой
границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их
взаимного согласия (ч.3 ст.67). На основе этой нормы возникают
конституционно-правовые отношения, связанные с частью государственной
территории России. Предметы материального мира (материальные ценности).
Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм
собственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующих
субъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могут
возникать конституционно-правовые отношения.
Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).
Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты:
- каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.21);
- достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.

На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона «О статусе
депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскую
неприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовые
отношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результаты
поведения субъектов конституционных правоотношений. Например, действия
депутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палату
парламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений
по поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа,
несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения)
конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа
Конституционным Судом Российской Федерации.
Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре,
связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.
В общей теории права отраслевой юридической литературе предложено несколько
таких оснований, которые характерны и для конституционного права.
Ограничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные,
абсолютные и относительные, общие и конкретные.
Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношения
подразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов Российской
Федерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формирование
Совета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят по
два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможны
временные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижением
того результата, ради которого возможны, например, формирование окружных и
участковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др.
Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет
единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на
поведение участников этого отношения, и выражается главным образом в строго
определенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъекты
являются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретных
конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в
обычном виде – это допустимая и гарантируемая Конституцией возможность
определенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективная
обязанность выступает как установленная конституционными нормами
необходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.
Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется
через правовой статус их частников.
Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус
человека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.
Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов,
другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамика
конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которые
как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с
которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение
правоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более
точно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи с
индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям – это
факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.
Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращение
конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождение
ребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечет
возникновение отношений, связанных с гражданством.
Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия:
правомерные – аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие
процесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемые
Конституцией, и неправомерные – нарушающие конституционные предписания.
Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в
результате правомерных действий – юридических фактов и поступков.
С изданием юридических актов связано возникновение большинства
конституционных правоотношений, участниками которых являются органы
государства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленные
результаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду с
действиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственных
органов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.



Заключение:

Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит в
регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой
отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения
возникают конституционно-правовые отношения.
Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими
видами правоотношений состоит в следующем:
. Они отличаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений,
составляющих предмет конституционного права.
. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов
государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не
могут быть участниками других видов правоотношений.
Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в
других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером
юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через
многозвенную цепь взаимосвязанных между собой правоотношений.
Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное
отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием
которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав
и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.
Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой
характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых
отношений.
Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате
реализации норм-правил поведения. На их основе возникают конкретные
конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их
взаимные права и обязанности.
Реализация таких видов норм как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-
декларации и т.п. порождает другие формы правоотношений, через которые
воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Эти правоотношения общего
характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не
установлены их конкретные права и обязанности.
Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим,
например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности,
закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию
через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы
законодательной, исполнительной и судебной власти.
Особым видом конституционно-правовых отношений являются так называемые
правовые состояния. Их характерной чертой, в отличие от правоотношений
общего назначения, является четкая определенность субъектов правоотношения.
Однако содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, конкретно не
определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-
правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в
гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.
Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить
постоянные и временные. Срок действия первых не является определенным,
однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях.
Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные
отношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм-
правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении право
обязанности они прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и
участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней
своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для
голосования.
В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют
также материальные и процессуальный отношения. В материальных
правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через
процессуальные - порядок реализации правовых действий.
По целевому назначению принято различать правоустановительные и
правоохранительные правовые отношения. Во первых - в позитивной форме
реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники
правоотношения, во-вторых - права и обязанности связаны с правовой охраной
предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих
те или иные обязанности субъектов.
Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе
правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается
реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект
становится участником данного правоотношения, обладателем соответствующих
прав или обязанностей.
Таким образом, юридический факт - это событие или действие, которое
влечёт за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
Событие происходит независимо от воли субъекта, действие - связано с
волеизъявлением последнего. Действия, в свою очередь, могут
классифицироваться на юридические акты и юридические поступки. Как правило,
развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью
юридических фактов.
Так возникновение правоотношений по гражданству порождается таким
событием, как рождение гражданина.
Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди
них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы
государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении
референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются государства -
Российской Федерации и республики. В качестве участников правоотношений
выступают и такие субъекты Федерации, как края и области, города
федерального значения, автономная область и автономные округа. Кроме
перечисленных, в качестве субъектов конституционно-правовых отношений
выступают органы государства, органы местного самоуправления, политические
партии и другие общественные объединения граждан, собрание граждан,
собрание избирателей, отдельные граждане.
В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых
отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают
определённые обязанности и предоставляют права.
В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в
определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства
(например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).



Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Москва, Издательство " Юридическая
литература ", 1993 г.
2. Конституционное право Росси Авторы: Козлова Е.И., Кутафин О.Е.
Издательство: Юристъ, 1999г.
3. Конституция Российской Федерации : Комментарий . М . 1996 г.
4. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г «О гражданстве
Российской Федерации».





Реферат на тему: Конституционное право


Конституционное право



Контрольная работа


Вопрос 1. Определение Конституции. Отличительные черты. Юридические
свойства.


Ответ: Конституция - это основной закон государства, который обладает
высшей юридической силой и регулирует важнейшие общественные отношения
между личностью с одной стороны, государством и обществом, - с другой, а
также определяет основы организации самого государства.
Конституция — политико-правовой акт, определяющий сущность и форму
правления государства, закрепляющий полноту прав и свобод человека и
гражданина, полновластие народа, формы собственности и т. д.
Конституция принимается на референдуме или соответствующими
полновластными органами в определенном порядке. В системе законов
конституция занимает первое место.
Конституция - это политико-правовой документ. Политика и право в нем
должны находиться в органическом единстве, слиты воедино. Политика не
должна противоречить праву. В противном случае право становится ущербным.
В правоведении используются понятия юридической и фактической
конституции, либо фиктивной и нефиктивной.
Юридическая конституция - это совокупность правовых норм, регулирующих
общественные отношения.
Фактическая конституция - это реально существующие отношения.
Фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся;
нефиктивна, когда они сходятся.
Конституция, законы, суды, уполномоченные по правам человека,
общественно-политические организации составляют единый механизм, стоящий на
пути нарушений конституционализма и конституционности, прав и свобод
человека и гражданина.
Под функциями конституции понимается ее государственно-общественное
предназначение и способы его реализации.

Функции конституции:


|юридическая |Конституция, прежде всего, основной закон, главный |
| |источник права и регулятор важнейших общественных |
| |отношений |
|политическая |определяет государственный строй, основы отношений |
| |личности с государством, является правовой основой |
| |политической системы, определяет конституционные рамки |
| |избирательной системы |
|экономическая |на переходном этапе эта функция закрепляет плюрализм |
| |форм собственности, а по его завершении безраздельное |
| |господство частной собственности и основанной на ее базе|
| |системы хозяйствования |
|социальная |Конституция провозглашает наше государство социальным, |
| |“политика которого направлена на создание условий, |
| |обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие |
| |человека”. За реализацию данной политики государство |
| |берет на себя повышенную ответственность. |
|идеологическая |Конституция признает идеологическое многообразие. |
| |Никакая идеология, включая религиозную, не может |
| |устанавливаться в качестве государственной или |
| |обязательной. Идеологический плюрализм основан на |
| |уважении закона и признанных общественных |
| |общечеловеческих ценностей, которые имеют громадное |
| |воспитательное значение. |
|учредительная |В соответствии с названной функцией учреждена Российская|
| |Федерация и все органы государственной власти, о которых|
| |идет речь в Конституции. |
|стабилизирующая |эффективность этой функции зависит от качества Основного|
| |Закона, его демократизма, реальности. |


Конституция как основной закон государства отличается от обыкновенных,
текущих законов своими юридическими свойствами, основными из которых
являются следующие:

1. Конституция - это основной закон государства. Само это наименование
говорит о ее особом месте в системе законов. Она закрепляет основные устои
государства и общества, важнейшие государственно-правовые институты,
принципы их создания и деятельности.

2. Конституция является основополагающим источником всех отраслей права.
Она представляет юридическую базу для всего текущего законодательства.

3. Нормы конституции обладают высшей юридической силой. Текущие законы не
могут противоречить конституции, они должны полностью соответствовать ей, а
при расхождении такого закона с конституцией действуют ее нормы. Закон,
противоречащий конституции, считается не действующим с момента его
принятия.

4. Конституции не могут противоречить заключаемые государством
международные договоры. Вместе с тем конституция не может противоречить
общепризнанным принципам и нормам международного права.

5. Конституция может быть изменена лишь конституционно правомочным органом,
в особом порядке и таким актом, который обладает равной с конституцией
юридической силой.

6. Конституция по сравнению с текущими законами должна обладать большей
стабильностью, так как она закрепляет устои государства и общества и
регулирует важнейшие общественные отношения, которые не могут каждодневно
меняться.

Однако далеко не все конституции отличаются стабильностью. Причины
нестабильности:

1) нестабильность часто обусловлена радикальными реформами, которые требуют
внесения в конституцию поправок;
2) политическая нестабильность в стране;
3) несовершенство основного закона.

В нашей стране на нестабильности конституции сказываются все три
причины.

Вопрос 2. Понятие и формы правления. Форма правления в РФ. Виды
республик.


Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы
организации высших органов государственной власти, территориальной
организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства — это его структурное,
территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства,
взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления,
административно-территориальное деление и политический режим.

Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то
есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы
государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом
правит в государстве.

Существует две основные формы государственного правления — монархия и
республика.

Характерные черты государственного правления



|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |
|Существование единоличного носителя |выборность высших органов |
|верховной государственной власти |государственной власти и их |
| |коллегиальный (коллективный) характер |
|Династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |
|власти | |
|Пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |
|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|
|предусматривают отстранения монарха от|срок |
|власти на при каких обстоятельствах | |
|власть монарха предстает как |производность государственной власти |
|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |
|приобретается “милостью Божией”) | |
|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |
|монарха за свои действия как главы |государства |
|государства | |


В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным
образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от
этих черт, которые будут рассматриваться далее.

Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно
принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и
т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает
единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои
властные действия.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды
монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
| |МОНАРХИЯ |
| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |
| |(неограниченная) | |
| | |дуалистическая |парламентарная |
| |Верховная |исполнительная | представительские |
| |государственная |власть, формирует |функции: формально |
|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |
| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |
| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |
| |судебная | |принятые парламентом |
| | Нет | законодательная |законодательная власть |
|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |
| | |монарх налагает вето | |
| | |на законы, принятые | |
| | |парламентом | |
|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |
| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |
|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |
| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |
| | |Бахрейн | |
| |В таком |Практически |Сохранения этой |
| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |
|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |
|я |актов, |государственного |монарху, верностью |
| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|
| |власть монарха. | |национального мышления. |


Республика - форма государственного правления, при которой высшая
государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами,
избираемыми населением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской, парламентарной или
“полупрезиденсткой” (смешанного типа).

| |РЕСПУБЛИКА |
| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |
| | | | |
| | |Президент |Президент |
|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |
|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |
|ва |- избирается |специальной |выборах |
| |населением или его|коллегией, образуемой| |
| |представителями на|парламентом | |
| |выборах | | |
| |(выборщиками) | | |
| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |
|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|
|правитель| |лидером правящей |с представления |
|ства | |партии или партийной |президентом |
| | |коалиции; обычно | |
| | |назначается | |
| | |президентом | |
| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |
| |такими |государства |юридически и реально |
| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |
| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |
|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |
|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |
|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |
|а |деятельность |является |парламента при |
| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|
| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |
| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |
| |роспуска | |недоверия |
| |парламента, право | |правительству). |
| |вето и др.), брать| | |
| |на себя в | | |
| |экстренных случаях| | |
| |функции | | |
| |парламента. | | |
| |- формируется |- формируется только |формируется |
| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |
| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |
|Правитель|исключен |принадлежащих к | |
|ство |парламентский |правящей партии | |
| |контроль); |(располагающей | |
| | |большинством голосов | |
| | |в парламенте) или к |политически ответственно|
| | |партийной коалиции; |не только перед |
| |- политически |- политически |президентом, но и перед |
| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |
| |президентом |парламентом | |
| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |
|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |
|льная | |деле вся |президент и его |
|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |
| | |принадлежит |стороны, и |
| | |правительству |премьер-министр и |
| | | |правительство – с другой|
|Страны |США |Италия |Франция |
| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |
| |Бразилия |Греция |Россия |
| |Мексика |Исландия | |


По форме правления Россия является полупрезидентской (президентско-
парламентарной) республикой или республикой смешанного типа.

Главой государства является президент РФ, избираемый народом на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,
как глава государства представляет Россию внутри станы и в международных
отношениях; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на
всей территории РФ, не противоречащие конституции и федеральным законам;
решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
осуществляет помилование; является верховным главнокомандующим вооруженных
сил. Президент, не являясь формально главой исполнительной власти, в
соответствии с конституцией и федеральными законами, определяет основные
направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия
Государственной думы премьер-министра и принимает решение о его отставке,
вправе председательствовать на заседаниях правительства.

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое состоит
из председателя правительства (премьер-министра), его заместителей и
федеральных министров. Премьер-министр предлагает президенту кандидатуры на
должности своих заместителей и федеральных министров; в соответствии с
конституцией и федеральными законами и указами президента определяет
основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу.
Правительство во главе с премьер-министром слагает свои полномочия в случае
избрания нового президента.

Федеральное Собрание (парламент РФ) является представительным и
законодательным органом, состоящим из двух палат – Совета Федераций и
Государственной Думы.

Вопрос 3. Понятие и формы государственного устройства.
Форма государственного устройства в РФ. Характеристика.


Ответ: Форма государственного устройства характеризует способы
национально-государственного и административно-территориального деления
государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма
государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное
устройство имеет данное государство.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства,
экономический строй общества, национальный состав населения, исторические
традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное
государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на
административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких
государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:
а) единый властный “центр” — единая, общая для всей страны система
высших и центральных органов государственной власти (один парламент,
одно правительство, один верховный суд);
б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная
система, одно гражданство;
в) единая денежная система, одноканальная система налогов;
г) территориальные элементы унитарного государства (области,
департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным
суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-
территориальную и законодательную (административно-территориальной единице
предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов
государственной власти унитарное государственное устройство может быть
централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного
характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных
органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных
унитарных государствах местные органы власти избираются населением и
пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе
государства других государственных образований. К сложным формам
государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии,
империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства
является федерация, которая представляет собой союзное государство,
объединяющее несколько государств или государственных образований (в
составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).

Для федерации характерно следующее:
- двухуровневая система органов государственной власти:
а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные
и судебные органы, обладают правом принятия собственной
конституции;
б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть
принадлежит федеральным государственным органам;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной
(федеральной) конституцией или федеральным договором;
- существование федеральной системы законодательства и законодательных
систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства
общефедерального закона;
- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как
правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;
- двухканальная система налогов;
- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее
государственных единиц;
- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не
обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или
в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не
предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое
право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его
воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время
существования Советского государства.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-
территориальной (образованной на основе территориального принципа) и
национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Административная федерация (например, США, ФРГ) является достаточно
эффективным способом децентрализации, “дробления” власти и на этой основе -
демократизации общества.

Выделяют также симметричную федерацию (члены федерации имеют
одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно
неравенство правового положения субъектов.

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор
субъектов) (Швейцария, ОАЭ, Танзания); конституционной (правовым основанием
федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе
страны) (США, Канада, Бразилия); конституционно-договорной (РФ).

Если федерация - это союзное государство, то конфедерация - это
“государственный союз государств”. То есть при всей ее неустойчивости,
конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не
формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:
- создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам
государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных,
экономических);
- создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;
- каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На
конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;
- члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе
юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом
нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на
своей территории;
- неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются
после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются
в суверенное государство - унитарное или федеративное;

- у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но
она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов,
единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы
налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь
координируют действия членов конфедерации.

Конфедерация - достаточно редкое образование. Конфедерацией были штаты
Северной Америки, которые в 1787 г. создали федеративное государство - США.
В 1952 г. в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали
Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась. До 1848
г. существовала такая конфедерация, как Швейцарский союз (1815-1848 гг.),
которая затем превратилась в федерацию.

Разновидностями конфедераций являются межгосударственные союзы,
содружества и сообщества государств.

Межгосударственные союзы – это классические конфедерации, образованные
из независимых государств.

Содружества образованы из государств, которые обрели государственный
суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу
экономической связанности (например, СНГ).

Сообщества государств – это переходные формы государственных союзов, в
основе которых лежат межгосударственные договоры. Как правило, сообщества
имеют негосударственные органы и бюджет. Целью сообщества является, прежде
всего, поднятие экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых
и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиции представляют собой
политические и военные союзы двух и более государств, созданные для
оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Как уже упоминалось выше, государственное устройство может быть
простым (то есть унитарным) и сложным.

Сложные государства в свою очередь делятся на протектораты и унии.

Протекторат – это договорный союз двух государств, в котором одно
(более сильное) государство оказывает покровительство другому (более
слабому) государству: представляет его во внешних делах; обеспечивает
вооруженную защиту и оказывает экономическую помощь.

Унии представляют собой межгосударственные объединения различного
характера. Разновидностями уний являются:

1. федерации – постоянные государственные образования;

2. конфедерации - временные союзы суверенных государств;

3. монархические унии – добровольные объединения двух государств под
властью одного монархического (Австро-Венгрия);

4. империи – сложные государства, созданные насильственным путем
(Римская империя);

5. Фузии – воссоединенные государства, образовавшиеся в результате
исторически закономерного слияния (новая Германия);
инкорпорации – исторически не оправданное присоединение одного государства
к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940
году).

Форма государственного устройства России – федерация; в зависимости от
принципа формирования – смешанная национально-территориальная федерация,
которая представляет собой союзное государство, объединяющая 21
республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения – Москву и
Санкт-Петербург, 1 автономную область, 10 автономных округов; а в теории
конституционного права – конституционно-правовая федерация.

Вопрос 4. Понятие политического режима, виды. Политический режим в РФ,
его характеристика.


Ответ: Политический режим – это понятие, обозначающее систему
приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая
государственную) власти в обществе, т.е. это функциональная характеристика
вла

Новинки рефератов ::

Реферат: Местное самоуправление в России : история и современное правовое регулирование (История)


Реферат: Происхождение жизни: абиогенез и панспермия. Гиперцикл. Геохимический подход к проблеме (Биология)


Реферат: Греческая культура (Философия)


Реферат: Индийский океан (География)


Реферат: Коммуникации и общение (Психология)


Реферат: Порядок прохождения военной службы офицерским составом и статус военнослужащих (Военная кафедра)


Реферат: Вербальный и невербальный языки деловых людей (Менеджмент)


Реферат: Межнациональные отношения (Политология)


Реферат: Живопись перед первой мировой войной (Культурология)


Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)


Реферат: История Новгорода (История)


Реферат: Процедуры и функции (Программирование)


Реферат: Зенон Элейский, его парадоксы и понятия бесконечности (Математика)


Реферат: Агропроизводственная группировка почв (Ботаника)


Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)


Реферат: Аналіз продуктивності праці та її оплати в промислових виробництвах (Аудит)


Реферат: Время и пространство в философии (Философия)


Реферат: Бухгалтерский учет (Шпаргалка) (Бухгалтерский учет)


Реферат: АНАЛОГОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВОЛЬТМЕТРЫ (Радиоэлектроника)


Реферат: Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист