GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка) (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституционное право Российской Федерации (шпаргалка) (Право)


1. Понятие КП РФ и его место в системе юр. дисциплин.
КП - ведущая отрасль российского права. Право это единство норм, оно
подразделяется на различные отрасли: на основные и вторичные. Среди
основных отраслей права КП занимает ведущую роль (это публичная отрасль
права КП появилась только с появлением последней Конституции в СССР, КП не
было, т.к. интереса к правам и свободам личности не было, не было интереса
к построению гражданского общества.
Конституционно-правовое регулирование горазддо шире гос.-правового
регулирования.
КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КП в России появилось
в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-е годы. Человеку
стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н норм права. КП - это
более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах, степень развития
права.
Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболее важные,
фундаментальные, общественные отношения, связанный с современным развитием
и функционированием российского общества и гос-ва.
Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Они юридически первичны. С
др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП - центр юр. сис-мы.
Главным источником КП явл-ся Конституция РФ. Конституция явл-ся также
базовым источником и для др. отраслей, но не главным.
2. Предмет и метод КП.
Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод
правового регулирования.
Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или
объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).
КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~
явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с
фундаментальными основаниями.
В отличии от др. отраслей права, например ~ регулирпуют те или иные
обществ. Отношения в целом, но его, например, регулируют лишь тот срез
обществ. отношений, ~ относятся к базовым и фундаментальным, ~ составляют
основу современного развития и функционирования современного росс. общ-ва,
т.е. м. сказать, что КП - это совокупность общих принципов всей правовой
сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.
Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами конституционного
строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина
РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с
конституционными основами организации и функционирования гос. власти РФ в
соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом
фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром
конституции РФ.
Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ.
отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и
свобод личности, общ-ва и гос-ва.

3. Конституционно-правов. нормы и их особенности.
Юр. содержание, сущность КП, как отрасли, раскрывающейся прежде всего
через анализ норм ее составляющих, а также регулируемой этими нормами
обществ. отношений.
КПН свойственны все те же признаки, ~ хар-ся нормами права вообще, но
КПН обладют и определенной спецификой, обусловленной особенностями предмета
прав. регул-ния.
Особенности.
1) особое содержание регулируемых обществ. отношений (фундам.)
2) правовые источники (внешняя форма закрепления и выражения КПН).
Источники КП занимают верхнюю ступень в иерархии источников п.н.
3) КПН носят первичный, учредительный хар-р.
4) Своеобразие видов КПН. (Общезакрепленные нормы: нормы-принципы, нормы-
цели, нормы-дефинации, нормы-задачи и т.д., регулятивные нормы, связанные с
власти-отношениями фед. хар-ра.
5) Особенность во внутр. стр-ре.
6) Обеспечение реализации с помощью особого мех-зма (конституц. мех-зм
реализации КПН).

4. Конституционно-правовые отношения; субъекты, содержание, объекты.
Черты КП отношений, свойственные правовым отн. вообще: S и O пр. отн.,
субъективные права и юридические обязанности.
Специфические черты КП отн.: S-ми КП отн. выступают такие специфич. S как
Российское гос-во, росс. народ, S РФ., федеральные органы гос. власти,
органы гос. власти S-в РФ, избирательные блоки, комиссии, объединения +
отдельные граждане, их обществ. объединения, любые физ. и юр. лица, если на
них КПН возлагают Df КП обязанности и предоставляют К права.
О КП отношений явл. гос. граница, территория, суверенитет, федер. собств. и
тд.

5. Источники КП как отрасли права.
КПРФ - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой
совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституц.
строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос. устройства РФ,
основы орг-ции и функционирования российской гос. власти и отношения, связ.
с направлением и пересмотрением Конституции РФ.
Юр. формы, в ~ выражены и закреплены НКП, назыв-ся источниками КП как
отрасли. (В России это нормативно-правовые акты-законы и т.д., но только,
если они содержат хотя бы одну норму КП.
Сис-ма нормат.-правовых актов, ~ явл-ся источниками КП, достаточно
многообразны в зависимости от формы содержания и юр. силы делятся на 4
группы:
1. Конституция РФ, Конституция республик, уставы др. субъектов РФ.
2. Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90 г.,
декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос
суверенитете отдельн. республик.
3. Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметов ведения и
полномочий между фед органами власти и органами гос власти субъектов
РФ + 50 двусторонных договоров о том же.
4. Значит. кол-во фед Конституционных законов, и фед законов + з-ны
субъектов РФ.
ФКЗ о прав-ве РФ
ФКЗ о судебной сис-ме РФ
ФКЗ о Референдуме
ФЗ об осн. гарантиях
ФЗ о выборах президента РФ
ФЗ о выборах депутатов Госдумы.
ФЗ о гражданстве РФ
ФЗ о порядке формирования совета федерации (Верхняя палата фед собрания)
5. Нормативные постановления палат федерального собрания (регламент
Госдумы и регламент совета федерации)
6. М.б. отдельные нормативные уклады президента РФ (указ о порядке
формирования в силу актов РФ, формимироания прав-ва).
7. Акты, принимаемые Конституционным судом РФ в порядке осуществления
им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкования
Конституции.
8. Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договоры РФ,
касающиеся Конституционно-правовых отношений (м/н права человека и
гражданина).

6. КП РФ как учебная дисциплина.
Выступает как одна из учебных юр. дисциплин. Как уч. дисциплина КП,
опирающаяся на науку КП. Цель КП или дисциплины - доведение до обучаемых
посредством педагогического и методич. приемов уже добытых конституц.
наукой знаний, в тех объемах и пределах, ~ необходимы для подготовки
высококвалифицированных специалистов. Система КП как дисциплины находит
отражение в уч. программе (где учитывается логика изложения соответств.
правовых институтов в действующей Конституции РФ; учитывает уровень науч.
познаний, применительно к тем или иным иным КП явлениям; учит-ся объект и
кач-во действующего конституционного закон-ва, перспективы его развития;
учитывается объем учебных часов.

7. КП как наука.
КП выступает одновременно и отраслью правоведения и
государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она
имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в
системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют
современным конституционным законодательством. Занимается исследованием
конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов,
связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые
отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН,
предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом
и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.
Задачи КП как науки.
1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.
2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием
Конституции.
3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений
юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через
научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ.
отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва
и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения
личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.

8. Понятие и сущность Конституции.
Конституция - явление сложное, многоплановое и сложное, разл. теор.
аспекты этого явления составляют учение о Конституции. Конституция явл-ся
предметом изучения философских, историч., политологич. и юр. наук.
Конституция составляет правовую основу КП, явл-ся его источником => явл-ся
предметом его изучения. Вопросит. Формы содержания Конституции, его
исторического назначения до сих пор явл-ся дискуссионными. Конституция
(лат. constitucio) - устройство, установление, учреждение. В Ср. Века
такими актами, как Конституция, закреплялись права феодалов.
Современное понятие Конституция приобрела 200 лет назад. Впервые
Конституция была принята в 1787 в США, затем в 1791 во Франции, Польше.
Конституция, как осн. закон гос-ва появ-ся в историч. Эпоху, хар-ся
наступлением юр. рав-ва граждан и подданных и олицетворяла собой эти рав-
ва, закрепляя права и свободы человека, ограничивала всевластие гос
монархии.
1) Сущность Конституции в том, что это осн. з-н гос-ва вообще и осн. з-н
насчет избират. права, представляет учреждения, их компетенцию и прочее,
выражающее действительное соотношение сил в классовой борьбе. (Ленин).
2) Конституция - универсальный правовой акт высшего юр. ранга, ~ регулирует
устройство гос-ва, принципы его орг-ции.
3) Конституция - совок-ть и т.д. правоположений, определяющих внешние
органы гос-ва, порядок призвания их и отправление их функции, их взаимные
отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по
отношению к гос власти. Это центр правовой сис-мы => осн. ывсшая норма, что
предполагает признание недействительными норм, выработанных без соблюдения
форм и процедур, предусмотренных Конституцией. Конституция утверждает
превосходство учредительной власти над учрежденной.
4) Питер Хотт (Канада). Конституция - это закон об осуществлении власти
органами гос-ва. Это зеркало, отражающее душу нации, что она д. защищать
ценности нации.
Конституция - осн закон или сис-ма законов, закрепляющих основы
обществ. и гос. устройства страны, сис-му ее гос. органов, осн. начала их
орг-ции и дея-ти, основы правового статуса человека и гражданина, и
устанавливающие порядок внесения в Конституцию поправок, изменений и
дополнений.

9. Типы и виды Конституций соврем. гос-в.
В ходе историч. эволюции сложились 2 группы Конституций.
1) Старые Конституции - приняты в условиях, сильно отличающихся от
современных, действующих и сейчас, но с внесением изменений и дополнениями.
США, Норвегия, Болгария, Швейцария, Англия. (В I мировую войну в Австрии).
Осн законы гос-ва.
2) Конституции нового поколения - после II мировой войны (Германия, Италия,
Франция). Осн закон гражданского общ-ва, права человека.
Виды Конституций.
I.
1) Писанные - единый, кодифицированный осн. закон гос-ва и общ-ва,
устанавливающий гос. строй страны..., изложенный в опред. логич. сис-ме,
возникшие в 18 веке (I Конституция США, затем Франция и Польша).
2) Неписаные - система, совок-ть закнов Конституционных обычаев, судебно-
конституционных прецедентов, в ~ закреплены основы обществ.-гос. строя
страны, права человека и т.д. Она некодифицированна, не состоит из единого
правового акта.
II. По способу принятия:
1) Демократическая - конституц. референдумы, конвенты.
2) Недемократич. - октроированные - дарованные сверху (Непал, СССР-1936г).
III. По способу внесения в Конституцию (действующую) поправок.
1) Жесткие, когда хотя бы частичное изменение ее текста происходит в
усложненном порядке, чем принятие проекта з-на (Зап. Страны, США,
Япония, Соврем. Российская Конституция).
2) Гибкие - изменения в обычном законодат. порядке.

Конституции также различны по форме гос. устройства, по форме правления
(республика/монархия).

10. Юр. св-ва Конституции.
Юр. св-ва конст. - важнейшие правовые черты и признаки К., отличающие
ее от др. законов и иных правовых актов.
Св-ва:
1) Юридическое верховенство Конст. (обладает высш. юр. силой). Кроме того
юр. верховенство Конст. проявл. в том, что все законы и подзаконн. акты
принимаются органами указ. в Конст. и в порядке установленном ею.
2) Конст. явл. основой, базой всей правотворческой и законотворческой
деятельности соотв. S-в, т.к. нормы К. носят первичный, учредительный хар-
р.
3) К. характеризует особый порядок принятия, внесения в нее поправок,
изменений и дополнений. (Простой закон принимается (изменяется) простым
большинством членов законодат. органа, а Конст. поправки квалифицированным
большинством).

11. Основные функции Конституции.
Назначение и роль К. в обществе проявл. в ее функциях, т.е. осн.
направлениях ее воздействия на чел., общ. и гос., и на многообразные
обществ. отношения.
Функции:
1) Политическая: выражает роль К. в отношении соц. структуры общ.
Достигается опред. стабилизация обществ. отношений. Полит. жизнь и борьба
вводятся в опред. К. рамки.
2) Юридическая: вытекает из того, что К явл. осн. законом и обладает по
отн. к др. правовым актам юр. верховенством. Эта функция К выражает ее
роль по отн. к действ. в общ. правовой системе, правопорядку.
3) Идеологическая: проявл. в воздействии на умы и сознание людей, влияет на
их мировоззрение (К. 93 г. провозгласила принципы идеологического
плюрализма, сосуществ. различных идеологий, кроме
человеконенавистнических)
4) Организационная: выражается в формировании, организации и деятельности
гос. и институционной структуры. Организация гос. механизма как и осн.
формы его деятельности д.б. юр. регламентированы, а это задача К.

12. Концептуальные особенности Конституции РФ 1993 г.
Концептуальные особенности К - это юр. и полит. сущностные отличия К.
93г. от прежних К. с одной стороны и сходство ее осн. положений с К.
современных развитых дем. гос-в.
Особенности:
1) Логику построения новой К. определила концепция обществ. договора, т.е.
сначала чел., его права и свободы как высш. ценность, затем гражданское
общество как единственный источник власти, а затем гос-во как агент
личности и гражд. общества, решающий те вопросы, ~ закреплены за ним в
конституции.
2) Текст К. 93 г. деидеологизирован, а в опред. смасле и деполитизирован,
т.е. не политика вместо К. а политика в рамках К. => требование
строжайшего следования в политике предписаниям К.
3) Впервые в истории России в основу К. положены гуманистические идеи
(неотчуждаемость осн. прав и свобод чел.)
4) К. по новому формулирует форму гос. устройсва России - это федеративное
гос-во, построенное на основе смешанного принципа, национально-
териториального, и териториального равноправия его S-в. + не
предусматривается право выхода S-в РФ из ее состава.
5) Заложена достаточно четкая система разделения властей как по горизонтали
так и по вертикали (разграничение предметов ведения и полномочий).
6) Новая К. действительно правовой документ в строгом, юр. смысле этого
слова, т.е: а) испльзуются общепринятые КП понятия, категории и т.д,
исключающие противоречивые толкования. б) К. явл. законом прямого
действия (недопустим отказ любого правоприменительного органа от
применения и реализации конкретных норм. К.) в) К. закрепляет
превосходство права над гос-вом.
7) К. закрепляет РФ как социальное гос-во, определяет обязанности гос-ва в
соц. сфере.
8) К. сочетает гибкость и динамизм с достаточно жестким порядком в
отношении поправок, касающихся конст. строя и основ правового статуса
чел.
9) Новая К. творчески учитывает и отражает опыт мировой цивилизации, в том
числе опыт конституционного развития.

13. Внутренняя структура и содержание Конституции РФ 1993 г.
Структура К. это ее внутреннее строение, то из каких частей состоит
ее текст, в какой последовательности они расположены, какова ее юр.
значимость и роль. К. 93 состоит из 3х частей: преамбула, 1 и 2 разделы.
Преамбула: самостоятельная часть К., в ~ формулируются цели и исторические
условия появления К., ценности на ~ она базируется.
1й раздел: не имеет названия, состоит из 9 глав, 137 статей: 1 глава -
основы конституционного строя (сформулированы важнейшие К. принципы, на ~
строится и функционирует Российское гос-во - принцип разделения властей,
верховенства прав и свобод чел., федерализма, народовластия, полит. и
идеологич. плюрализма…) 2 глава - закрепляет основы правового статуса
личности в РФ, закрепляет принципы российского гражданства, конституц.
права, свободы, обязанности человека и гарантии этих прав. 3 глава -
содержит нормы, закрепляющие гос. устройство, его территориальную
организацию, федеративную форму гос. устройства, здесь зафиксирован состав
РФ (89 S). Основы их КП статуса. Суверенные права и компетенция РФ,
разграничение предметоведения и полномочий. 4-7 главы - орг-ция гос власти
РФ. Эту власть осущ-ют Президент, ФС, прав-во, суды. В этих главах
сформулированы издержки, противовесы узурпации власти одной из ветвей
власти. Законодат. власть осущ-ют Парламент РФ ФС, исполнительную - прав-
во, судебную - суды. Президент координирует дея-ть всех органов гос.
власти, обеспечивает их согласованное взаимодействие, хотя тяготеет больше
к исполнительной. 8 глава - а такде нормы ст. 3, 12, 8, 9 закрепили
местные основы самоупр-я РФ. 9 глава - конституц. поправки. II раздел
включает заключит. и переходное положение. Состоит из 9 пунктов, опред-щих
порядок вступления К в силу, соотношение норм К и фед. договора, законов и
др. п.а., а также фиксируют временные рамки функционирования фогв,
образованные до принятия К-93 г.

14. Поправки и пересмотр Конституции РФ.
На правовом уровне это регулируется специальным федеральным законом
№33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4
марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ.
Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься
поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут
подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить
поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы
российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только
народ => только созывом референдума.
В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент
может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание,
~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции.
Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут
проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум
(всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует
более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.
Поправки в Конституцию.
Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия
палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов).
Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о
поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к.
Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед.
з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции,
т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-
вии и процедурой принятия ФКЗ.
Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами
фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и
обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным
большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у
него отсутствует в этом случае.
Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый
порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65
м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или
м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл.
республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета
Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется.
А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов
РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст.
65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом
Президента.
15. Прямое действие Конституции РФ.
Это означает, что новая К РФ имеет высокую юр. эфф-т как акт
непосредственного дей-я. Недопустим отказ любого суда или др.
правоприменит. органа от применения, реализации, конкретных норм К при
разрешении ими конкр. юр. дел со ссылкой на отсутствие разъясняющих или
детализирующих текущих законов или др. н.а. (особенно это кас-ся норм. Гл.
2 "Прав и свободы человека и гражданина").
Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие,
Конституция оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов
государственной власти. Особенно следует отметить позитивное воздействие
Конституции на укрепление стабильности институтов власти, хотя до
достижения адекватности властных структур требованиям времени еще
сохраняется "дистанция огромного размера".
Согласно К. ст. 15 п.1. К. РФ имеет высш. юр. силу, прямое действие и
применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые
в РФ не должны противоречить К. РФ.
Текст К. содержит указания на необходимость принятия ряда ФКЗ и ФЗ,
действие ~ будет способствовать развитию положений, закрепленных
Конституцией в общей форме.
Президент РФ издает НП акты, ~ не нуждаются в предварительном
согласовании с центральными отраслевыми органами управления. Как гарант К.
Президент обеспечивает ее прямое действие, применение К. норм на всей
территории РФ.
К. ст. 18 "права и свободы чел. явл. непосредственно действующими".

16. Механизм реализации Конституции РФ.
Реализация К. это - обеспечение утвержденных прав и свобод человека,
провозглашенного гражданского мира и согласия в РФ, утвержденной
незыблемости демокр. основ Рос. гос-ва, обеспечение благополучия и
процветания России. Формы реализации: 1) соблюдение (обязательное
совершение действий, предусмотр. К. - ст.57 - налоги) 2) использован. 3)
исполнение 4) применение К. норм. (удержание от запрещен. действий -
ст.29п.5 - ценцура) (Соблюден. и исполнен. КН обеспечивается ст. 15 К.)
Способы реализации: 1) обязывание (ст. 15 К.) 2) дозволение (ст. 13 -
плюрализм) 3) запрещение (ст. 15 партии против гос. устройства). S-ты
реализации: росс. народ, S РФ, органы гос. власти, изб. комиссии, депутаты…
О-ты реализации: физ. лица; гос. органы; соц., полит., эк. структуры;
гражданское общество…
В настоящее время в РФ актуальна проблема реализации К, принятия
действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными
органами, должностными лицами и гражданами. Причины:
- правовой нигилизм граждан
- неразвитая Н-П база (д.б. 13 ФКЗ - принято 7)
- материальные проблемы

17. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Правовое положение человека, личности, гражданина. Различают общее
отраслевое, профессиональное, индивидуальное правовое положение.
КПС человека и гражданина:
1. Закреплен в Конституции и в некоторых важнейших нормативных актах.
2. Статус носит относит-но стабильный, устойчивый хар-р, а правовое
положение подвижно. Конституционно-правовые нормы, составляющие,
составляющие КПС определяют смысл, содержание и применение законов, дея-
ть законодат. и исполнит. власти местного самоуправления и обеспечение
этих норм правосудием КПС носит комплексный хар-р, он состоит из целого
ряда более конкретных правовых институтов, ~ образуют его элементарный
состав.
Его элементы:
1. Конституционные права и свободы человека (ядро КПС).
2. Принципы, на ~ развиваются и реализуются конституционные права и
свободы.
3. Конституционные обязанности граждан РФ.
4. Конституционные гарантии прав и свобод.
5. КПС связан с таким институтом, как гражданство РФ.

18. Принципы КПС человека и гражданина в РФ.
Принципы КПС - это те идеи, осн. начала, ~ составляют фундамент
статуса человека и гражданина, пронизывают и др. его содержание. На этих
принципах строится и развивается целом этот институт:
1. Осн. права человека неотчуждаемы и даны ему от рождения.
2. Права и свободы человека явл-ся высшей ценностью.
3. Права и свободы человека и гражданина обладают приоритетом перед целями
и правами гос-ва.
4. Признание, соблюдение и защита прав человека - это обязанность гос-ва.
5. Каждый человек в рамках закона осущ-ет свои права прежде всего самостоят-
но.
6. Все равны перед законом и судом и имеют равное право на защиту.
7. Осущ-ние прав и свобод человека не д. нарушать права и свободы др. лиц.
8. Права и свободы человека явл-ся непосредственно действующими.
9. В случае противоречия внутреннего закон-ва по правам человека
общепризнанным нормам м/н права приоритет отдается последним.
10. Каждый гражданин несет к. обяз-ти, выполнение ~ необходимо для
нормального функционирования.

19. Нормативно-правовые основы КПС человека и гражданина в РФ (внутренние и
международные акты по правам человека и гражданина).
1. Конституция РФ 1993 (гл. 2, ст. 2, ст. 6 и т.д.).
2. Российская декларация прав и свобод человека от 22.11.1991.
3. З-н РФ о гражданстве (1993).
4. З-н РФ об обжаловании в суд о дей-ях и решениях, нарушающих права
человека.
5. ФЗ об осн. гарантиях избират. прав и права на участие в референдуме
гражданина РФ (1997).
6. ФЗ о порядке выезда и вьезде в РФ (1996).
7. О правах гражданина на свободу передвижения, места пребывания и
жительства.
8. ФЗ об обществ. объединениях.
9. Всеобщая декларация прав человека (1948).
10. Пакт о гражд. и полит. правах (1966 ООН).
11. М/н пакт об культурных, эк., соц. правах (1966).
12. Европейская конвенция о защите прав и свобод (ратифицировали ее в 1998
году).
13. Евр. конвенция о запрещении пыток и т.д. (1998).

20. Гражданство РФ: понятие и правовые основы.
2 значения: Гражданство в субъективном значении гражданства как
консультационно-правовой институт.

- Гражданство в субъективном смысле - есть устойчивая связь человека с
гос-вом, выражающая в совок-ти их взаимных прав, обязанностей и
ответственности. Основанная на признании и уважении осн. прав и
свобод человека и его достоинства. Суть гражданства составляет
волевое отношение лица и гос-ва по установлению между ними опред.
правовой связи, ~ обладает рядом специфических средств. Гражданство -
это общая, длящаяся и устойчивая правовая связь лица и гос-ва.
- Гражданство как конституционно-правовой институт - это совокупный
КПН, закрепляющий принципы гражданства, регулирующие отношения,
связанные с приобретением и прекращением гражданства, гражданских
детей и родителей, гражданских опекунов и попечителей, гражд.
недееспособных лиц, регулирующих опред. круг отношений
процессуального хар-ра.

21. Принципы гражданства РФ.
Это основополагающие идеи, начала, выраженные и закрепленные в КПН,
на основании ~ существует и развивается институт гражд-ва и регулирования
соответствующих отношений в данной сфере (Конституция РФ (ст. 6, 61, 63),
Декларация прав и свобод человека РФ, ФЗ РФ о гражданстве РФ (гл. 1); м/н
политич. акты.

- Каждый человек имеет право на гражданство РФ.
- Гражданство РФ приобрет-ся и прекращ-ся только в соотв-вии с ФЗ о
гражданстве.
- Гражданство РФ явл-ся единым и равным, независимо от основания его
приобретения (либо от рождения, либо от признания, либо от
восстановления все равны, например, в США такого рав-ва нет => если
мы не от рождения американец, то мы не м.б. Президентом США).
- Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и
свободами и несет равные обяз-ти, предусмотренные Конституцией РФ.
- Гражданин РФ не м.б. лишен своего гражданства или права на изменение
его.
- Гражданин РФ не м.б. выслан за пределы РФ или выдан др. гос-ву.
- РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровит-во за его пределами.
- Гражданин РФ м. иметь двойное гражданство, однако только в соотв-вии
с ФЗ РФ и м/н договором.
- Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и
несут обяз-ть наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных
ФЗ РФ и м/н договорами РФ.

22. Основания и порядок приобретения гражданства.
1. В результате его признания - граждане бывшего СССР, проживающие на терр-
рии РФ на день вступления в силу этого закона (февр. 1992), если в
течении 1 года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве
РФ; Лица, родившиеся после декабря 1922 и позднее и утратившие гражд-во
бывшего СССР, если хотя бы один из родителей был гражданином СССР и
постоянно проживал на территории РФ. Они считаются состоящими в
российском гражданстве по рождению.
2. По рождению - основыв-ся на сочетании "принципа крови" и "принципа
почвы". Ребенок, родивший на терр-рии РФ у родителей, состоящих в
гражданстве др. гос-в явл-ся гражданина РФ, если эти гос-ва не
предоставляют ему своего гражданства.
3. В порядке его регистрации. 1) Лица, у ~ супруг или родственник по прямой
восходящ. линии явл-ся гражданином РФ. 2) Лица, у ~ на момент рождения
хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное
гражданство по рождении, в течение 5 лет до достижения 18 лет. 3) Дети
бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражд-ва в
течении 5 лет до достижения 18 лет. 4) Граждане бывшего СССР,
проживающие на терр-рии бывшего СССР, а также прибывшие на терр-рию РФ
после 1992, если они до 31.12.2000 заявят приобрести гражданство в РФ.
5) Лица без гражданства на день вступления в силу настоящего закона,
постоянно проживающие на территории РФ или на терр-рии бывшего СССР,
если в течении 1 года после 1992 года заявят о своем желании.
4. В результате приема в гражданство РФ. Может ходатайствовать любое
дееспособное лицо, достигшее 18 лет, независимо от происхождения, пола,
расы, образования, языка и т.д. Условия приема - постоянное проживание
на терр-рии РФ. 1) Для ин. граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет
или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением. 2) Для беженцев,
признаваемых законом РФ и договорами РФ указ. сроки сокращ-ся вдвое
(непрерывный срок - выезд за пределы РФ не более чем на 3 месяца).
5. В рез-те восстановления гражданства. Происходит в порядке регистрации.
1) Лица, у ~ гражданство РФ приостановилось в связи с усыновлением,
опеки или попечит-ва. 2) Длина, у~ гражданство РФ прекратилось в связи с
изменением гражданства у родителей в течении 5 лет после 18 лет. 3)
Бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без свободного волеизъявления
6. Путем выбора гражданства (оптации) при изменении гос. принадлежности,
территории и по др. основаниям. Оптация - выбор гражданства при
изменении границы РФ в порядке, опред в закон-ве РФ и в сроки, опред.
м/н договором РФ.
7. По иным основанием, предусмотренным настоящим законом.
Все остальные основания, кроме №2 и №4, предназначены для облегченного
приема в гражданство бывших граждан РФ или царской России.
Обстоят-ва, ~ облегчают прием в гражданство:
1. Состояние в гражданстве бывшего СССР.
2. Усыновление ребенка гражданина РФ.
3. Высокие достижения в науке, технике, культуре.
4. Наличие заслуг перед народами РФ.
5. Получение убежища на терр-рии РФ.
Обстоят-ва для отклонения ходатайств:
1. Для лиц, выступающих за насильственное изменению конституц. строя РФ.
2. Состоящих в партиях и др. орг-циях, дея-ть ~ несовместима с конституц.
принципами РФ.
3. Которые осуждены и отбывают наказание за дей-е, преследуемые по закону
РФ.

23. Основания и порядок прекращения гражданства.
Основания:
1. Выход из гражданства РФ.
2. Отмена решения о приеме в гражданство РФ.
3. Выбор гражданства при изменении гос. принадлежности, терр-рии.
4. Др.
Выход из гражданства м.б. осуществлен:
1. По ходатайству гражданина.
2. В порядке регистрации, если у лица, подавшего заявление хотя бы один из
родителей супруг или ребенок имеет др. гражданство, либо если лицо
выехало на постоян. место жительства в др. гос-во в устан. законом
порядке.
Ходатайство о выходе м.б. отменено:
1. Если лицо проживает в гос-ве или собирается поселиться в гос-ве, не
связанным с РФ о правовой помощи и имеет физич. обяз-ва перед
гражданами РФ или невыполненные обяз-ва перед гос-вом.
2. После получения лицом повестки о призвании его на срочную военную
службу и до окончания службы.
3. Если лицо признано в кач-ве обвиняемого по уголовным делам или в
отношении него имеется вступивший в силу обвинит. приговор.
Отказ д.б. мотивирован и не м.б. обжалован в суде. Существует отмена
решения о приеме гражданства РФ.
Отмена решения не м.б. распространена на супруга, детей, родителей, если не
будет доказано, что они были осведомлены о незаконном приобретении
гражданства.

24. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей.
Гражданство недееспособных лиц.
Общие положения (ФЗ № 13 "О гражданстве" 95г.): Гр. детей до 14 лет
следует гражданству родителей; в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при
наличии их согласия; Гр. детей не изменяется при изменении гражданства
родителей, лишенных род. прав; на изменение Гр. детей не требуется согласие
родителей, лишенных родительских прав. О Гр. детей при изменении
гражданства родителей: 1) если оба род. или единственный родитель приобр.
гр. РФ, или у них прекращается гражданство РФ, 2) или происх. изменение
гражд. одного из родителей, то соответственно изменяется гражданство детей
с учетом общих положений в первом случае, и измен. по ходатайству во втором
случае. Вопросы усыновления: ребенок, явл. Гр. РФ, при усыновлении лицами,
не состоящими в Гр. РФ, сохраняет Гр. РФ; если один из усыновителей имеет
иное гражданство, то по ходатайству у ребенка прекращается Гр. РФ при
условии, что будет предоставлено иное Гр.; ребенок, не явл. Гр. РФ, в
случае усыновления его супругами, хотя бы один из~` явл.граждани РФ, ст.
Гр. РФ по соглашен. усыновит., и обязат. приобр. Гр РФ если явл. лицом без
Гр, или прожив. на тер-рии РФ при отсутствии такого соглашения.. Что
касается гражданства недееспособных лиц, то закон определяет, что их
гражданство следует гражданству опекуна. Споры между родителями, опекуном и
попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц, рассматриваются в
судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

25. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ: понятие и
классификация.
Основные права и свободы, ~ закрепляются в основных законах государств - К-
ях, а также в др. К. актах- именуются К. или основными правами и
свободами. Именно эти права и свободы человека и гражданина лежат в основе
всех других многочисленных прав и свобод граждан. Но в К. РФ записано, что
перечисление в К. РФ основных прав и свобод не должно толковаться как
отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и
гражданина. Нередко для детализации прав и свобод человека и гражданина
используются другие документы: Декларации, Билли о правах и др.
Классификац.: 1) по природе происхождения прав и свобод-а) естественные,
неотъемлемые, неотчуждаемые права и свободы (право на жизнь, на достойное
существование, на семью, на родину, на свободу мысли и слова, своб.
совести, и др.б) так называемые приобретенные права и свободы чел. и
гражд.( право избирать и быть избранным в органы государственной власти и
местногo самоуправления; право участвовать в управлении государственными
делами, . право участвовать в отправлении правосудия, право на объединение
в общественные организации, политические партии и т.д)Никто и ничто не м.
лишать чел. естеств. прав т.к. они даны ему от рожд., а приобр. права есть
результат деятельности законодателя. 2) по мат-ному содержания прав и
свобод-а) гражданские права и свободы б) политические права и свободы; .в)
экономические нрава и свободы г) социальные права и свободы д) культурные
права и свободы е) иные права и свободы.

26. Гражданские права и свободы человека и гражданина в РФ.
право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную
неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну
переписки, телефонных переговоров, цдчтовых. телеграфных и иных сообщений,
неприкоснбвенность жилища, право каждого определять и указывать свою
национальную принадлежность, право на пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право
свободно выезжать за пределы РФ и право беспрепятственно возвращаться в РФ,
свобода совести, свобода вероисповедания.

27. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ.
Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять информацию любым законным способом, право на
объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты
своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,
митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право участвовать в
управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы
государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме, право равного доступа к государственной и
муниципальной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

28. Экон., социальные и культурные права и свободы чел. и гражданина в РФ.
Экономические: право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимат. и иной не запрещенной з-ном экон. деят., право
ч /с, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и
распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, право
наследования, право ч /с на землю, право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, свобода
труда, право на индивид. и коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на
забастовку. Социальные права и свободы: право на отдых, право на
социальное обеспечение, право на жилище. вправо на охрану здоровья и
медицинскую помощь. право на благоприятную окружающую среду. достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или
имуществу экологическим правонарушением, право на образование Культурные
права и свободы: свобода литературного, музыкального, научного,
технического ( и других видов творчества, преподавания, право на
днгеллектуальную собственность, право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

29. Права и свободы человека и гражданина РФ в сфере правосудия.
Это - право на судебную защиту прав и свобод, право обвиняемого на
рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях,
предусмотренных федеральным законом, право задержанного, заключенного иод
стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью адвоката
(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или
предъявления обвинения, право осужденного на пересмотр приговора
вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, право
осужденного просить о помиловании или смягчении наказания, право
потерпевших от преступлений и злоупотреблений на защиту закона, доступ к
правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.

30. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
В К. записано, что в РФ не д. издаваться з-ны, отменяющие или умаляющие
права и свободы человека и гражданина, но в исключит. случаях К.
предусматривает возможность ограничен. прав и свобод: права и свободы м.
б. ограничены ф.з только в той мере, в какой это необходимо для защиты
основ К. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В условиях
чрезв. положен. для обеспечен. безопасности граждан и защиты К. строя в
соотв. с ф.к.з. м. устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с
указанием пределов и срока их действия. Вместе с тем К. указывает на те
права и свободы, ~ не подлежат ограничению: право на жизнь, достоинство
личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и доброго имени. свобода совести и
вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом,
экономической деятельности, право на жилище и все права граждан в сфере
правосудия.

31. Конституционные обязанности граждан РФ: понятие и содержание.
Каждый чел д. нести К обязанности, выполнен. ~ необходимо для норм.
развития общ. В отличие от прежней К новая К, 1) закрепляет лишь наиболее
важные К обязанности, 2) не увязывает их столь жестко с К правами и
свободами. К обязанностями в РФ явл: - обязанность соблюдать К и з-ны РФ;
сохранять природу и окруж среду, бережно относиться к природным богатствам;
платить налоги и сборы; заботиться о сохранении историч. и культ.
наследия, беречь памятники истории и культ; защита Отечества, обязанность
родителей заботиться о своих детях, воспитывать их и, соответственно,
обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о
трудоспособных родителях.

32.Конституционные гарантии прав н свобод человека и гражданина в РФ:
Понятие и классификация.
К. гарантии прав и свобод - это те способы, закрепленные в К. и з-нах, ~
обеспечивают реализацию физич. лицом принадлежащих ему прав и свобод,
предусматривают механизм этой реализации и меры ответственности за их
нарушение. 1) речь идет, прежде всего, о юридических, правовых гарантиях.
2) К. гарантии прав и свобод м. разделить на две группы. а) К. гарантии
общего характера (положения К .РФ: 1) в РФ признаются и гарантируются
права и свободы, согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в
соответствии с настоящей К.2).осуществление прав и свобод не д. нарушать
права и свободы др. лиц; 3) гос. защита прав и свобод в РФ гарантируется;
4). каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не
запрещенными з-ом: 5). каждому гарантир. судебная защита его прав и свобод,
6) все равны перед з-ном и судом и другие. б) конкретные К. гарантии 1)
гарантии гражданских прав, свобод; 2) гарантии политических прав и свобод;
3) гарантии экономических прав и свобод; 4) гарантии социальных прав и
свобод; 5) гарантии культурных прав и свобод; 6) гарантии прав граждан в
сфере правосудия.

33. К. гарантии гражд. прав и свобод чел. и гражданина в РФ.
смертная казнь впредь до её отмены м. устанавливаться ф.з в качестве
исключит. меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при
предоставлен. обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием
присяжных заседателей; 2) никто не д. подвергаться пыткам, насилию,
другому жестокому или унижающему чел. достоинство обращению или
наказанию,3) никто не м.б. без добровольного согласия подвергнут
медицинским, научным или иным опытам;4) арест, заключение под стражу и
содержан. под стражей допускается только по судебному решению, до судебного
решения лицо не м.б. подвергнуто задержанию на срок более 48 часов;5) сбор,
хранение, use и распростран. информации о частной жизни лица без его
согласия не допускается;6) органы гос. власти и органы местного самоупр.,
их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомлен. с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и
свободы, если иное не предусмотрено з-м;7) никто не вправе проникать в
жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных
ф.з., или на основании судебного решения;

34. К. гарантии полит. прав и свобод чел. и гражданина в РФ.
не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая соц., расовую,
национ. или религиозную ненависть и вражду, 2)запрещается пропаганда соц.,
расового, национ., религиозного или языкового превосходства;3) никто не
м.б. принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;4)
гарантир. свобода массовой информации, цензура запрещается;5) никто не м.б.
принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем 6) и
др.;

35. К. гарантии экон., соц. и культ. прав и свобод.
экономических прав и свобод:1) не допускается экон. деят. -направленная на
монополизацию и недобросовестную конкуренцию; 2)право ч/с охраняется з-ом:
никто не м.б. лишен своего имущества иначе как по решен. суда, принудит.
отчужден. имущества для гос. нужд м.б. произведено только при условии
предварит. и равноценного возмещения; 3)право наследования гарантируется;
4) владение, пользование и распоряжение землёй и др. природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба
окруж. среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; 5) условия и
порядок пользования землей определ. на основе ф.з.; 6) принудит. труд
запрещен 7) и др.; социальных прав и свобод: 1) работающему по труд.
договору гарантир. установленные ф.з. продолжит. раб. времени, выходные и
праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск; материнство и детство, 2)
гос. пенсии и соц. пособия устанавливаются з-ом; 4) никто не м.б.
произвольно лишен жилища; 5) малоимущим, иным указанным в з-не гражданам,
нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату
из гос., муницип. и др. жилищных фондов в соотв. с установленными з-ом
нормами; 6) медицинская помощь в гос. и муницип. учреждениях здравоохран.
оказывается гражданам бесплатно за счет средств соотв. бюджета, страховых
взносов, др. поступлений; 7) сокрытие должностными лицами фактов и
обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой
ответственность в соотв. с ф.з.; 8) гарантир. общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного и ср. профобразования в гос. образоват.
учреждениях
культурных прав и свобод: 1) каждому гарантир. свобода литер., худ.,
научного, технич. и др. видов творчества, преподавания;2) интеллектуальная
собственность охраняется з-ном и другие;

36.К. гарантии прав и свобод чел. и гражданина в сфере правосудия:
Никто не м.б. лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем
судьей. к подсудности ~ оно отнесено з-ном; 2) каждому гарантир. право на
получен. квалифицир. юр. помощи: в случаях, предусмотренных з-ом, юр.
помощь оказывается бесплатно; 3) презумция невиновности; 4) обвиняемый не
обязан доказывать свою невиновность; 5) неустранимые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу обвиняемого:6) никто не м.б. повторно осужден за
одно и то же преступление; 7) при осуществлен. правосудия нельзя use
доказательств, полученных с нарушен. ф.з.; 8) никто не обязан
свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких
родственников, круг ~ опред. ф.з.; 9) гос. обеспечивает потерпевшему доступ
к правосудию и компенсацию причиненного ущерба и другие.

37. Юр. механизм защиты прав и свобод чел. и гражданина в РФ.
М.выделить следующие элементы: 1) судебная защита (суды общей юрисдикции,
арбитражные суды, третейские суды и др.); 2) административная юстиция; 3)
Президент РФ как гарант прав и свобод ;4) парлам. законодат. деят. по
защите прав чел; 5) компетенция Правит РФ в сфере защиты прав и свобод 6)
право индивид. К. жалобы в К.Суд РФ;7) Уполномоч. по правам чел. РФ; 8)
деят. органов гос. власти S в РФ и местного самоупр. по защите прав
граждан; 9) разнообр. м/н формы и способы защиты прав чел. (Комитет по
правам чел. ООН, Евр. комиссия по правам чел; Евр. суд по правам чел. и
т.п., а также м/н-правов. акты по правам чел.). В действующей К. РФ
сформулир. положен. о том, что каждый вправе в соотв. с м/н договорами РФ
обращаться в м/гос. органы по защите прав и свобод чел, если исчерпаны все
имеющ. внутригос. средства правовой защиты.

38. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ.
К. (ст. 62 п.3) "Иностранные граждане, лица без Гр. пользуются в РФ
правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев,
установленных ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц
без Гр. нету. Есть закон 81г. "о правовом положении ин. граждан в СССР" Ин.
граждане - это не граждане РФ и имеющие док-ва своей принадлежности к Гр.
иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего,
они обызаны соблюдать К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие
в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют
право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность,
образование… 4) могут вступать в профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им
гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не
обладают избират. правами. 7) не м. занимать гос. должности 8) не несут
воен. обязаностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места
жительства 10) м. устанавливаться ограничения в интересах обеспечения гос.
безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности
на общих основаниях с гр. РФ. Эти же положения распространяются и на лиц
без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают
привелегий и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических и
консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н
договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в соотв. с
общепризнаными нормами м/н права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение о
порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы о полит. убежище
решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит.
убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные
преступления выдача осущ. в соответствии с ФЗ и иными преступлениями
39. Понятие и форма гос. устройства РФ.
Гос. устройство - это присущая данному гос-ву внутр. территориальная
стр-ра, его орг-ция, терр. состав, деление терр-рии данного гос-ва на
территориально-государственные или нац.-гос. или адм.-территориальные
части, хар-р взаимоотношения как между собой, так и с гос-вом в целом. По
форме гос. устройство они м.б. унитарными, федеративными и
конфедеративными. В настоящее время конфедеративной формы нет. К РФ опр-ет
терр. орг-цию РФ. Ее составными частями явл-ся нац-гос. и терр-гос.
образования, терр-рия ~ подразд-ся на адм.-терр. ед-цы. Основой их
взаимоотношений и отношений с гос-вом явл-ся принцип федерализма
Историч. справка: до 1917 Россия - унитарное централиз. гос-во, после
переворота 1917 - Россия являлась федерацией, построенной на базе автономии
(формально). 31.03.1992 - подписан и инкорпорирован в действующую К. в кач-
ве составной части федеративный договор. Этому предшествовало с 1989
(реформирование СССР и РСФСР, след-но расширение прав автономных республик,
преобразование некоторых из них в суверенные республики). 1993 - принятие К
РФ, в ней признается 1) Асимметричность федерации. 2) отношение S РФ и фед
центра, поставленного на правовую основу. 3) Заложена идея сохранения
целостности РФ в сочетании с правом нации на самоопределение. 4)
Преодоление слабой гос. власти путем создания единю. сис-мы органов власти
РФ и S по предметам их совместного ведения и исключит. ведения РФ.

40. Принципы гос. устройства РФ: понятие и содержание.
Принципы ГУ - основополаг. идеи, закрепленные в НКП, на ~ строится и
функционирующая современная российская республика.
1. Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории РФ.
2. Принцип равнодействия и самоопределения и самоопределения народов
в рамках РФ (но субъекты РФ не имеют права легитимно выйти из
состава РФ).
3. Построение России по смешанному национальному национально-
территориальному принципу (национальное => неустойчивое, нужно
территориальное).
4. Строительство РФ как демократич., правового гос-ва.
5. Принцип разграничения властей в РФ.
6. Принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях между
собой и в отношениях с РФ.
7. Принцип разнопорядковости субъекта РФ с т.з. их гос-правового
статуса (республики - нац. гос-ва; автономные округа; области;
края и т.д.)
8. Принцип верховенства Фед. Конституции и ФКЗ на всей терр-рии РФ.
Юр. природа современной РФ как фед. гос-ва. В завис-ти от того, что явл-ся
правовой основой функционирующего гос-ва выделяют Конституционную
федерацию, договорную и смешанную. РФ явл-ся конституционно-договорной, но
Конституция обладает приоритетом).

41. Конституционно-правовой статус РФ как суверенного государства.
В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского
гос. ( ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает
верховенством, самост. и независимостью от к-л др. властей как на тер-рии
самой РФ, так и в её взаимоотн. с зарубежными гос.. Суверенитет - это
качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред.
"совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав.
Одновременно они хар-ют РФ как гос. 1) право учредит. власти, т.е. право
разрабатывать, принимать свою К., вносить в неё необходимые измен.,
дополнения и поправки; 2) право установления системы фед. органов
законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и
деятельности, право принимать ф.к.з. и ф.з., осуществлять контроль за их
соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретен. и
прекращен. ~ осущ. в соотв. с ф.з.; 4) право иметь российские вооруж. силы
для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос.
язык на всей тер-рии РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы гос
суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самост.
гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы
собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос.
суверенитет.

42. Юрид. природа соврем. РФ как федеративного государства.
После подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора ( и юр. природа РФ. До
этого РСФСР явл. формально К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора,
об отношен. Рос. с ее автономными образованиями или к-л. др. тер-ми
частями. Они регулир. К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных обл. и
автономных округах. После подписан. Федерат. договора РФ превратилась в К-
договорную федерацию. Правовая природа Федер. договора: 1) он имеет ранг К.
н-п. акта 2) согласно ст.8 этого договора, он явл. составной частью К. РФ
1978 г. 3) (-я и дополнения в данный раздел К. РФ считались принятыми,
если они одобрялись органами законодат. власти не менее чем 2/3 S РФ.
Федерат. договор д.б. закрепить перераспределен. предметов ведения и
полномочий = федер. органами гос. власти и органами власти S РФ, а не
наделять федерацию полномочиями по принципу делегирования их от S центру,
т.е снизу вверх. Федерат. договор не определ. и систему федер. органов гос.
власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавл.
К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн.
Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим, Федер. договор не включ.
теперь в К. РФ в качестве её составной части. Новая К. РФ более четко
определ. субординацию = ней и федерат. договором. Во 2 разделе К. РФ
записано, что в случае несоотв. положен. К положений Федер. договора
действуют положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы РФ как К-договорной
федерации, т.к. федерат. договор продолжает действовать наряду с новой К.
Более того, К. РФ предусмотрела возможность заключен. двухсторонних
договоров о разграничении предметов ведения и полномочий = органами гос.
власти РФ и органами гос. власти S РФ.

43. Субъекты РФ : понятие и виды.
в соответствии с К. РФ в её состав на правах S входят республики (21),
края (6), области (49), города федер. значен. (2), автономная обл. (1),
автономные округа (10), т.о. S состав РФ включает 89 образований. Все S РФ
равноправны = собой, и во взаимоотн. с федер. органами гос. власти.
Принятие в РФ и образование в её составе нового S осуществ. в порядке,
установл. ф.к.з. А ( статуса существующих S, м. произойти лишь при условии
взаимного согласия РФ и соотв. S (а не всех S). Эти вопр. регулир. спец.
ф.к.з. Данные положения К. РФ открывают возможность легитимного ( статуса
того или иного S, но, безусловно, в рамках РФ. S РФ не имеют права выхода
из состава РФ. Указанный в К. РФ перечень S РФ свидет. о том, что К.
устанавливает шесть разновидностей S РФ: республика, край, область, город
федер. значения, автономная обл, автономный округ. В то же время Федерат.
договор закрепил 3 разновидности S РФ 1) республика 2) край, область, город
федерального значения 3) автономная область, автономный округ.

44. КП статус республики в составе РФ.
В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики
определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус
АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые
общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это
исчерпывающим и детальным образом. Республика - это госуд., образованное по
национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые
хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост.
разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3)
каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, ~ она
самост. формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства,
без ее согласия тер-рия республики не м.б. ( 5) республики вправе
устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое
гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н
отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти
и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос.
суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако
Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того,
республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая
республика в составе РФ - это национ. гос.

45. КП статус края, области, города федерального з

Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизация управления предприятием (Программирование)


Реферат: Теория слога (Литература : русская)


Реферат: Конструирование микросхемы, разработка топологии (Технология)


Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка (Педагогика)


Реферат: Природа социального конфликта (Социология)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Компьютеры)


Реферат: Математика 1 часть (Математика)


Реферат: Бизнес-план (Менеджмент)


Реферат: Рубенс (Искусство и культура)


Реферат: Теория происхождения государства и права (Государство и право)


Реферат: Курс лекций по истории Отечества - основа для докладов и выступлений (История)


Реферат: Права и обязанности лиц, участвующих в проведении судебно-бухгалтерской экспертизе (Бухгалтерский учет)


Реферат: Приватизация промышленных предприятий (Управление)


Реферат: Анго-Саксонская Правовая Система (Право)


Реферат: Информационная система и организация (Менеджмент)


Реферат: Социология (полный курс) (Социология)


Реферат: Тиристорные устройства для питания автоматических телефонных станций (Радиоэлектроника)


Реферат: Основы Политологии (Политология)


Реферат: Клонирование и этическая проблема (Естествознание)


Реферат: Петр Первый (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист