GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основные тенденции изменения социальной структуры российского общества на современном этапе (Социология)





КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



По дисциплине: " Социология"
На тему: «Основные тенденции изменения социальной структуры российского
общества на современном этапе».



2005 г.

Глубокие и сложные процессы в современном российском обществе -
социальный кризис, трансформация социальной структуры, политические и
духовные изменения, социальные конфликты и т.д. -происходят в обществе
переходного состояния. Ни одна из конкретных проблем, пусть даже очень
крупная и значимая, не может сама по себе объяснить содержание и
своеобразия этого перехода. Только в свете общего системного подхода к
рассмотрению проблемы такого перехода с точки зрения выяснения структурно-
функциональных особенностей становления новой социальной системы можно
правильно понять с позиции социологии сущность и значимость конкретных
социальных процессов, происходящих в современном российском обществе.


Характер общественного развития современной России


Если исходить из чисто количественных измерений, то можно ответить
на вопрос о том, где находится Россия сегодня по главным показателям уровня
своего экономического, научно-технического, технологического развития, по
темпам роста экономики и производительности труда и т.д. Такой подход
характерен для ряда как западных, так и российских исследований по данной
теме.
Социологический анализ современного российского общества, его
переходного состояния ставит вопрос о новых подходах. Главная стержневая
теоретическая проблема - это не технико-экономическое, а социально-
экономическое, политическое и духовное в широком смысле содержание
переходного характера современного российского общества, смена самого
общественного строя и связанные с этой сменой, обусловленные ей технико-
экономические, технологически, научно-образовательные, культурные и иные
аспекты развития.
Применительно к современной России исходным пунктом, с чего
начинается переход, выступает не уровень ее развития с соответствующими
количественными показателями, а характер того общественного строя, который
предшествовал переходу. Это «реальный социализм» как система общественных
отношении. Его могут назвать (и называют) по-разному: «государственный
капитализм», «тоталитарный строй», «номенклатурный социализм»,
«неофеодализм», «коммунистический тоталитаризм» и т.д. Но то, что реально
существовала и функционировала в течение семи десятилетий особая
общественная система, — это неоспоримо.
Что же представлял на деле «реальный социализм»? Если предельно
кратко, то по своей сути это радикальный антикапитализм, отрицание и
частной собственности, и ее права (в качестве формального равенства), и
свободной правовой личности — самостоятельного субъекта права и
собственности. В обобщенном виде последовательное отрицание частной
собственности в любой ее форме и представлено в социалистической
собственности, которая, как ни парадоксально, в экономико-правовом смысле
вовсе и не собственность, а радикальное отрицание всякой собственности и
всякого права собственности. Это относится не только к «общенародной»
собственности, но и к «колхозно-кооперативной». Произошло отчуждение
собственности от живых, конкретных людей, и следствием такого его
абстрактно-всеобщего, общественно-коллективного характера явились ее
«ничейность», «огосударствленность».
Именно тоталитарный режим, его идеология и ценности, связанные с ним,
а не духовная культура России вообще привели к господству тех ценностей,
идеалов и норм регуляции, которые могли «нормально» работать только в
условиях «чрезвычайщины», в «мобилизационном режиме», отрицая демократизм и
права личности. и ориентированные на коллектив социальные статусы ставили
человека в полную зависимость от укореняя в его психологии
традиционалисткие представления.
Вот почему «оттепель» т.е. ограниченная демократизация «режима» при
Н.С.Хрущеве, сразу же обнаружило кризисные симптомы в социально-
экономических отношениях. Начались противоречивые и непоследовательные
реформы. Произошло раздвоение ориентации людей. Произошло отчуждение
официальной идеологии от человека, перестали работать ценности только
традиционалистские, но и такие, например, как дело чести, славы, доблести и
геройства. Так началась в 80-х гг. «перестройка».
Процессы демократизации общественного строя и перехода к рыночным
отношениям начались в рамках «реального социализма» «сверху», по
инициативе нового руководства Коммунистической партии. Первоначально речь
шла об ускорении научно-технического прогресса, затем о реформировании,
«улучшении», «увеличении» (лозунг «больше социализма). Ключевым вопросом
постепенно стал процесс демократизации и создания гражданского. К концу
«перестройки» начали формироваться социально-политические движения, группы,
бросившие вызов самой Коммунистической партии. В экономической сфере
появились первые зачатки отношений в виде кооперативов, различных
товариществ, первых фермеров и т.д. Гласность и свобода слова стали главным
выражением демократических изменений в обществе.
Углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя
политическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелый
экономический и социальный кризис, разгул преступности и, наконец, кризис,
и упадок коммунистической идеологии создали тот общий фон, на котором
победила «августовская революция» 1991 г и произошел распад СССР В России
начались рыночные реформы. Такова краткая хронология эволюции «пере
стройки» и начала ликвидации социализма как строя, перехода к новому
общественному устройству.
М. Вебер утверждал: обществу, чтобы стать капиталистическим нужно
иметь свои особые предпосылки, прежде всего — особый тип осознания, людей с
особым складом мысли и поведения, с особым типом ценностей, по его словам,
особый дух - дух капитализма.
Данный процесс в современном российском обществе происходит сложно,
противоречиво. Рыночные отношения, которые складываются, по своему
характеру не могут стимулировать массовое воспитание и создание необходимых
хозяйственных субъектов. И потому, наконец, что кризис духовной жизни
вообще, культуры, ценностей и идеалов, самих способов созидательного
творчества подорвали основы воспроизводства обществом своей функции. В
обществе парализованы демократические ценности и нормы регуляции перехода к
рынку и гражданскому обществу.
Социализма, как общественной системы хотя и нет, но в переходном
обществе еще сильны традиционалистские ценности и соответствующая им
трудовая этика. Характер труда и собственности как в промышленности, так и
в сельском хозяйстве и сегодня подрывают рациональные стимулы к трудовой
деятельности. В умах людей устойчиво держатся когда-то унифицированные,
усредненные и строго регламентированные стандарты и нормы личных
потребностей. Исключение, может быть, составляет определенная часть людей
творческого интеллектуального труда, в первую очередь — научного, где
высокий профессионализм и успех изначально были условием их нормальной
деятельности, а также те предприниматели, фермеры, для которых продуктивный
труд, профессионализм и успех составляют основу их выживания.
В России сегодня сложилась общественная система, в которой капитал,
выполняя системообразующие функции, уже успел создать необходимые элементы
ее структуры. Внедряя рыночные отношения во все сферы, он пока сохранил
некоторые экономические формы прежней тоталитарной системы, прежде всего в
сельском хозяйстве, оборонной промышленности. В этом прямо заинтересована
влиятельнейшая часть новой элиты как основы собственного. Финансово-
экономического могущества. К тому же ранее эти формы собственности только
декларативно принадлежали народу, коллективам, а фактически служили
номенклатуре. Все существующие формы и виды хозяйства уже интегрированы в
новую систему, служат интересам сохранения и роста капитала.
Поэтому никак нельзя согласиться с мнением А.П.Бутенко, который
характеризует современный общественный строй России как помесь остатков
коммунистического тоталитаризма и его мобилизационной экономики с
сегодняшними спекулятивно-мафиозными зачатками капитализма (см. Социс,
1994, № 10, с. 101). А.П.Бутенко как раз учитывает, что эти остатки уже
несут новые начала, выполняют новую функциональную роль в новой системе.
Для него капиталистические элементы все «зачатки», а «остатки»
коммунистического тоталитаризма представлены такими «существенными
основами», «колхозно-совхозный строй», «мощнейший военно-промышленный
комплекс». Такое определение с некоторыми оговорками можно было бы принять
как характеристику общественного строя России периода «перестройки», не
общества середины 90-х гг. Общественный строй современной России, как
переходного общества, характеризуется становлением экономического
господства торгового капитала и традиционалистских, авантюрных форм
капиталистической деятельности.
Главное противоречие переходного общества определяется борьбой двух
тенденций, двух типовых рыночных отношений и капиталистической
деятельности: традиционалисткой и современной, буржуазно-рациональной.
Основная борьба общественно-политических сил поэтому не по линии
капитализм—социализм (хотя есть и такие отдельные группы населения, твердые
сторонники того или другого), а по линии борьбы за установление
цивилизованных форм капиталистической деятельности, гражданского общества с
широкими и реальными демократическими правами людей, за обуздание
организованной преступности, эффективную защиту социальных и экономических
прав граждан.


Борьба за два пути развития


В настоящее время различные партии, движения выдвигают свои
программы, в том числе о перспективах развития нашей страны. Если
анализировать эти программы, то они предвещают шесть вариантов развития:
1. Цивилизованный капитализм
2. Дикий (ранний) капитализм
3. Смешанное общество с капиталистической ориентацией
4. Новое нэповское смешанное общество с социалистической
ориентацией
5. Ранний социализм с командно-административной системой
6. Новый социализм с собственностью трудовых коллективов
Если все эти варианты объединить по направлениям, то получается два
основных капитализм и социализм. Центральной проблемой борьбы партий,
фракций, властей являются указанные направления общественного развития.
Главная линия противостояний в российском обществе проходит между
сторонниками и противниками вводимой капиталистической общественной
системы.
Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и
времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития
России следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное
человечество, а из конкретных условий России.
Наш нынешний общественный строй все еще остается государственным
социализмом (большая часть собственности находится в руках государства). На
сегодня можно утверждать, что в мировой системе социализма ни в одной
стране не было, оно было только ориентировано на социалистическую работу.
В настоящее время уровень развития производственных сил не только в
России, не только в странах третьего мира, но и передовых развитых странах
Запада еще не достаточного для того, чтобы построить социалистическое
общество. В настоящее время можно говорить о том, что Россия придерживается
капиталистического пути развития.
Но решит ли наши проблемы капитализм? Однозначного ответа на данный
вопрос нет. Латиноамериканские страны более 150 лет следуют примеру своего
северного соседа. Но у них ВВП на душу населения составляет $1822 в год или
в десять раз меньше, чем в США, хотя последние, оказывают им широкую
помощь. В странах Азии и Африки экономические показатели еще ниже, они
отстают от США в 20-25 раз. Следовательно, если бы Россия пошла по
традиционному пути капиталистического развития, то для выхода из кризиса ей
понадобились десятилетия, а достичь нынешнего уровня развития стран Запада
она смогла бы к концу XXI века.
Обещать россиянам за несколько лет создать современное
капиталистическое общество еще большая утопия, чем обещания коммунистов на
протяжении жизни одного поколения построить коммунизм.
Нам нужно решить наши проблемы в ближайшие годы, иначе Россия
прекратит свое существование, как современное, независимое государство.
Те, кто поддерживает капиталистический путь развития обычно указывают на
достижения Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Тайланда, Малазии. Они
действительно добились успехов развития экономики на пути свободного
предпринимательства за 10-15 лет, но этому способствовало ряд
обстоятельств, которые у нас либо отсутствуют, либо сегодня для нас не
приемлемы: строгая дисциплинированность рабочих, политическая стабильность,
опытные инженеры, ограничение демократии и т.д.
Путь ново индустриальных государств для нас практически закрыт, но
это не исключает учета и использования их опыта. Быстрое развитие России по
капиталистическому пути вызывает большие сомнения.
Россия в третий раз переживает период первоначального накопления
капитала. Для этого периода характерны спекуляции и биржевые махинации, не
желание и не способность организовать массовое производство товаров, легкое
обогащение и банкротство, социальная не защищенность и нищета.
Из 140 стран избравших путь капиталистического развития почти 1/3 не
достигли и среднего уровня развития.
Наше общество не было социалистическим и не могло стать таковым, но
оно не обладает предпосылками, для того чтобы стать цивилизованным
капиталистическим обществом. Из этого следует, что капитализм и социализм
нам не подходит.


Альтернативный путь социального развития России


По способности россиян воспринять и освоить необходимые
социокультурные ценности можно прогнозировать как возможность выхода из
нынешнего кризиса, так и альтернативные пути развития нашего общества.
При этом социальную трансформацию России можно в виде двух
составляющих:
1. ожидаемые последствия (в нашем случае речь идет о способности
индивидов и социальных групп осваивать определенные ценности и
институциональные средства их достижения);
2. неожидаемые последствия — последствия, которые зависят факторов,
прямо не относящихся к социокультурным, но способных оказать
влияние на вектор движения российского общества.
Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.
Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальными
программами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в плане
выбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью и
способностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальным
ценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях. Любое
общество обладает большей или меньшей латентностью, самосохранением своих
социокультурных ценностей, которым соответствуют статусы, социальной роли,
поведенческие образцы. В российском обществе всегда присутствовал мощный
потенциал, направленный на сохранение традиций независимо от того, отвечали
ли они требованиям развития или нет. Достаточно вспомнить отмену
крепостничества и столыпинские реформы, введение «военного коммунизма» и
НЭП, хрущевскую «оттетепель» и косыгинские попытки структурного
преобразования экономики, наконец, «перестройку» и «шокотерапию» — все они
сопровождались контрреформами, во всяком случае, мощным противодействием.
Нынешний переход от индустриальных к постиндустриальным ценностям по своим
масштабам несопоставим со всеми предшествующими реформами. Кроме того, как
было отмечено выше, в течение многих десятилетий тоталитарный режим
объективно препятствовал зарождению социокультурных предпосылок для этого
перехода. Реальность нынешнего кризиса такова, что даже та часть общества,
которая идеологически «созрела» до того, чтобы жить по-новому, «по-
постиндустриальному», сделать это не может из-за отсутствия необходимых
поведенческих и материальных оснований. Но ведь есть и другая часть
общества, которая активно выступает за сохранение индустриальных ценностей,
в лучшем случае, за их некоторое обновление.
Отсюда следует самый благоприятный прогноз. Русское чудо по типу
японского или немецкого, по нашему мнению, исключено — там для этого были
необходимые предпосылки в виде социокультурных ценностей. Однако страна
может выйти из кризисного развития и плавно, без скачков начать движение в
направлении постиндустриальных ценностей и в конечном итоге войти в мировое
постиндустриальное сообщество. Это может произойти при двух непременных
условиях. Первое — успешное формирование механизма социального контроля,
обеспечивающего доминирование постиндустриальных ценностей и
институциональных средств их достижения. Второе — восстановление основных
агентов социализации и ориентирование их на постиндустриальные ценности.
Восстановление и реорганизация (в плане гуманизации и рационализации)
механизма социального контроля должны, в конечном счете, свести к минимуму
дисфункциональность нынешних структур и обеспечить нормальное
функционирование новых структур, возникших и продолжающих появляться как
реакция на внедрение в российском обществе новых социокультурных ценностей.
Для этого повседневно возникающие новации в структурах и их функциях, в
поведении различных социальных групп должны соединиться с адекватной
политикой правящей элиты. Эта политика не может свестись к очередному
выдвижению «революционных» идеалов, продиктованных интересами момента
прихода к власти. Ей также чуждо требование новых жертв. По своей сущности
она должна быть адекватна рациональным ценностям постиндустриализма,
которые необходимо декларировать и всемерно поддерживать на государственном
уровне, имея целью на этой основе двигаться к общественному согласию, к
выработке общепризнанных мотивов поведения.
Правящей элите надо научиться сочетать особенно на начальном этапе
неизбежно возникающие противоположные последствия от одних и тех же
структур, которые для некоторых групп могут быть функциональны, а для
других — дисфункциональны. Так, вряд ли рационально отвергать вообще
систему платного здравоохранения или прогрессивного налогообложения лишь на
том основании, что для одних эти структуры функциональны, а для других —
нет. Выход — в правовой институализации коллективных переговоров между
разными социальными слоями, в создании государственной системы поддержки
тех, кто испытывает трудности с обретением новых статусов, с приобщением к
новым социальным ролям. Страна не может отказаться от создания
прогрессивных структур, совершенствования их функций сообразно современным
ценностным ориентациям. Но она также не может отказаться от своих граждан,
нуждающихся в той или иной социальной защите. Сочетание этих и подобных
противоположностей способствовало бы тому, что вновь создаваемые структуры
постепенно адаптировались по отношению к большинству социальных групп и
отдельных индивидов за счет большей рациональности своих функций по
сравнению с теми, что могут предложить старые структуры, а также за счет
определенной поддержки прежних структур, если их не функциональность
обусловлена возникшим неравенством в отношении собственности, доходов. Это
способствовало бы интеграции населения, появлению на первых порах хотя бы
пассивной лояльности масс, исповедующих индустриальные ценности, к новым
структурам.
Кроме того, правящая элита не может быть безучастна к квазизападным
ценностям, на основе которых формируются структуры, являющиеся
дисфункциональными по отношению к социальной системе в целом (например, все
разрастающиеся структуры игорного бизнеса, секс услуг). Если линия на
иллюминацию и ограничение деятельности подобных структур будет проводиться
достаточно последовательно, то и в различных социальных группах
распространится неприятие, во всяком случае, сформируется негативное
общественное мнение к суррогатным ценностям. Постепенно сформировались бы
взаимоприемлемые ценностные ориентации, моральные стандарты, создающие
общественную устойчивость. В этих условиях социальная аномия по всем
эмпирическим данным должна будет сократиться, что, несомненно, создаст
объективные возможности для выхода из кризисного развития. Разумеется,
механизм социального контроля не может сложиться в принципе без
радикального восстановления основных агентов социализации. Важно, чтобы
дисфункциональные, побочные эффекты не нарушили общих функциональных
результатов по социализации граждан, как это ныне имеет место.
Представляется, данный сценарий является наименее вероятным. При всех
достоинствах россиян «природа последних», сформированная в условиях
революций и тоталитаризма, предрасполагает к импульсивной, эмоционально
окрашенной, взрывной политической стратегии, которая с трудом сочетается с
рационализмом, практицизмом, холодной расчетливостью, что необходимо для
постиндустриальной цивилизации. Во всяком случае, для перехода к ней.
Наиболее вероятный сценарий разрешения кризиса, на мой взгляд, связан
с образованием уникального и неповторимого общества-гибрида, сочетающего в
себе элементы эволюционирующих индустриально-традиционных ценностей и
некоторых ценностей постиндустриализма, которые взаимно проникают друг в
друга. Для становления такого общества потребуется гораздо больше времени,
и формироваться оно будет за счет приливов и отливов в доминировании
индустриально-традиционных и постиндустриальных ценностей. Данный сценарий
предполагает общий рациональный политический курс, на который периодически
будут оказывать влияние непредвиденные факторы, импульсивные попытки
правящей элиты вырваться вперед, одним махом решить все проблемы с
дисфункциями тех или иных структур. Объективно эти попытки сами могут быть
дисфункциональными для экономической и политической систем, особенно для
механизма поддержания институциональных культурных образцов. Спад
социальной аномии будет происходить значительно медленнее из-за скачков в
формировании общей системы ценностей. Процесс восстановления и
реорганизации основных агентов социализации не будет последовательным, хотя
постепенно в целом они станут функциональными для большинства населения.
Люди адаптируются к новым социальным статусам и ролям, характерным для
системы с большей социальной мобильностью, с добровольной миграцией в
поисках работы.
Возможен и наихудший сценарий. Если общество не найдет в себе
достаточных потенций для самосохранения, развития имеющихся ценностей, для
усвоения ценностей постиндустриализма и пойдет по легкому пути
заимствования суррогатных псевдозападных ценностей, то количество
дисфункциональных структур по отношению к социальной системе в целом будет
постоянно расти. На этом пути выйти из кризиса невозможно. За счет
дисфункций все большая часть населения будет подвержена аффективной
нестабильности, сопровождающей социальную аномию. Это может привести к
окончательному развалу механизма социального контроля, что сделает
невозможным нормальный процесс социализации, без чего общество прекращает
свое существование. В истории есть примеры, когда империи, обладавшие
огромным экономическим и военным потенциалом, прекращали свое существование
из-за морального разложения.
Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризиса
является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих
ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без
этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,
ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и
экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их
ценностному содержанию.
Итак, современный кризис российского общества своими корнями уходит в
60-е гг., когда появилась возможность начать движение к постиндустриальным
ценностям, которая, однако, не была реализована в условиях тоталитарной
системы. Для перехода от индустриальной к постиндустриальной модели
развития нужен не только достаточный экономический потенциал, но и
социокультурные основания в виде определенных ценностей, статусов, ролей.
Выдвижение идеалов, не подкрепленных социокультурными ценностями, не
позволяет перескочить к постиндустриализму, минуя необходимый исторический
период вызревания ценностей, адекватных процессу перехода.
Социокультурные ценности могут утверждаться в идеологической,
поведенческой и материальной формах. Отсутствие в стране предпосылок для
восприятия их индивидами на поведенческом и материальном уровнях приводит к
тому, что западный опыт поступает к нам в квазиформах, огрубленных
структурах и функциях.
В обозримом будущем в российском обществе будут сосуществовать три
системы социокультурных ценностей: индустриально-традиционные,
постиндустриальные, псевдоценности западного общества. Отсутствие в стране
общепризнанной системы ценностей и институализированных средств их
достижения — главная причина социальной аномии.
Выход из кризиса может произойти при формировании эффективного
механизма социального контроля, обеспечивающего доминирование
постиндустриальных ценностей, их общее признание населением и
восстановление основных агентов социализации.

Российское общество сегодня можно охарактеризовать следующими
явлениями - углубление социальных и межнациональных конфликтов, внутренняя
политическая борьба между реформаторами и консерваторами, тяжелый
экономический и социальный кризис, разгул преступности
Следует ожидать, что нынешний кризис продлится довольно долго.
Конкретное время выхода из него будет определятся не столько реальными
программами и инициативами правящей элиты (что, конечно, важно в плане
выбора не желаемой, а возможной стратегии), сколько готовностью и
способностью разных социальных групп перейти к новым постиндустриальным
ценностям на идеологическом, поведенческом и материальном уровнях
Для российского общества вектором преодоления нынешнего кризиса
является реинтеграция социокультурных ценностей, формирование общих
ценностных ориентации, основанных на нравственности и рационализме. Без
этого нам не помогут ни передвижки власти от одной правящей элиты к другой,
ни западные долларовые инъекции, ни самые демократические политические и
экономические структуры, взятые сами по себе, безотносительно к их
ценностному содержанию.
Универсального общественного строя, пригодного для всех стран и
времен не было и очевидно не будет. Поэтому в поисках перспективы развития
России следовало бы исходить не из того, что делает все цивилизованное
человечество, а из конкретных условий России.
Отличительными чертами новой модели общественного строя являются:
- направлены на удовлетворение потребностей личности, а не класса
или одной социальной группы
- удовлетворение этих потребностей главная цель, тогда как в
капиталистическом обществе она вторична
- для нее характерна защита всех форм собственности, а не только
частной
- она исключает навязывание воли одного – двух классов или групп
всему обществу
Для строительства цивилизованного общества необходимо отбросить
отрицательные стороны, как капитализма, так и социализма и использовать
положительные стороны той и другой общественной системы. Таким образом,
Россия должна идти своим путем учитывая особенности предыдущего развития.
Думается, что в ближайшее время Россия не будет ни социалистической, ни
капиталистической страной.



Реферат на тему: Основные функции культуры

Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем
практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет
сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется
крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых
различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры
восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего
Рима. Понятие “культура” в переносном значении аналогично понятию
“хозяйство” и изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души,
культура разума, культ богов и культ предков.
Римский философ М. Цицерон, уже имел в виду не землю, а духовность.
Он вел речь о необходимости культуры души и духа. К понятию культуры близок
и термин “оккультизм” (тайный, сокровенный). В Древнем Китае термин
“культура Вэнь” был одним из центральных. В учении древнекитайского ученого
Конфуция обосновывалась сущностная роль языка в познании принятии
правильных решений. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура
никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в
ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом
зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие
“культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание,
“ур” - свет, то есть почитание света.
Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание,
образование умственное и нравственное. Подобным же образом и термин
цивилизация проник в Россию вместе с соответствующими переводными книгами.
В XX века в Росси под словом цивилизация стало пониматься общее состояние
общества или даже уровень воспитания или конкретных персон,
противопоставляемое дикости или варварству. Подведем итог лингвистического
развития слова культура в современных языках: 1) абстрактное обозначение
общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2)
обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости
нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений
слова цивилизация; 3) абстрактное указание на особенности способа
существования или образа жизни, свойственных какому то обществу, какой-то
группе людей, какому-то историческому периоду; 4) абстрактное обозначение
форм и продуктов интеллектуальной и, прежде всего художественной
деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и
формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими
материальных и духовных ценностях.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная
функция феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все
остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией
исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают
социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах:
устных преданиях, памятниках литературы и искусства, “языках” науки,
философии, религии и других. Однако это не просто “склад” запасов
социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее
образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества
серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной
преемственности приводит к анемии, обрекает новые поколения на потерю
социальной памяти.
Познавательная функция связана со способностью культуры
концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она
имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире,
создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения.
Можно утверждать, что общество интеллектуально на столько, насколько им
используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде
человечества. Все типы общества существенно различаются, прежде всего, по
этому признаку.
Регулятивная функция культуры связана, прежде всего, с определением
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере
труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на
поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или
иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную
знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения
соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры.
Язык является средством общения людей. Литературный язык представляет собой
важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки
нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми
системами располагают и естественные науки.
Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее
качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у
человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их
уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или
иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило,
выступает критерием соответствующей оценки.
Функции культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по
отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее
в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом
наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов
(технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом
все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный
характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти
все формы индивид, активности человека в силу его связанности с социальным
окружением. Число такого рода функций весьма велико. Они могут быть
выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно
частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной функцией культуры следует признать
обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их
устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному
удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их
групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление
социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их
коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции,
обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ
людей:
> организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их
структурной дифференциации на различного рода относительно
самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины
(племена, этносы, нации), социально-функциональные (производств, военные,
учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф.
констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные
страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым
семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты,
деноминации, конфессии) и т.п.;
> регуляция процессов взаимодействия между людьми посредством исторической
селекции, нормирования и стандартизации наиболее удачных элементов
социального опыта в этой области и реализации их в работе регулятивных
механизмов конвенционального (ценностные ориентации, мораль,
нравственность, обычаи, этикет и пр.) или институционального (право,
политика, идеология, церемониал и т.п.) свойства;
> консолидация и самоидентификация людей в коллективе посредством выработки
общих целей и идеалов их совместного существования, групповых интересов и
потребностей, чувства солидарности личности с коллективом и защищенности
им, удовлетворенности действующими нормами и правилами совместного
общежития и взаимодействия, формирования системы образов групповой
идентичности (этнических, социальных, конфессиональных, государственных и
иных маркеров) и оснований личной самоидентификации человека в коллективе
и самоотождествления с ним, заинтересованности членов коллектива в его
социальном воспроизводстве как процессе, отвечающем их индивид, и
групповым интересам.
Третий уровень — функции культуры, обеспечивающие основные средства
совместной жизнедеятельности людей. К ним можно отнести:
V культуру демографического и социального воспроизводства членов
сообщества, функционирующую посредством выработки норм сексуальных
отношений, брачно-семейных и родственных обязательств, норм соседского
общежития, стандартов физического развития индивида и охраны его
репродуктивных возможностей, а также системы форм и средств
целенаправленной межпоколенной трансляции социального опыта (воспитание,
просвещение, образование, традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки
норм и стандартов социализации и ин-культурации личности, ее социальной и
культурной адекватности обществу проживания, стимулирования ее
заинтересованности в приемлемых для общества формах социальной
самореализации, в т.ч. в творческой и инновативной деятельности, в
превращении индивида из “продукта и потребителя” культуры в ее
“производителя”;
V культуру адаптации сообщества к природным и историческим условиям его
обитания, реализуемую посредством накопления опыта и воплощения его в
нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (прежде
всего в обеспечении продовольствием, теплом, жильем, в методах и
традициях охраны здоровья и межличностной взаимопомощи людей),
обеспечении коллективной безопасности сообщества (оборона) и индивид,
безопасности членов сообщества, их имущества и легитимных прав, интересов
(правоохранительная система);
V культуру развития искусственной материально-пространственной среды
обитания сообщества и обеспечения его членов социальными благами,
выраженную в формировании принципов, норм, правил и стандартов построения
территориальной инфраструктуры зоны проживания (населенных пунктов и их
внутреннюю структуры, транспортных коммуникаций, размещения наиболее
важных производств и иных функциональных зон и пр.), развития системы
энергообеспечения и производства средств производства (инструментария),
обеспечения производства и распределения товаров потребления и услуг и
т.п.;
V культуру собственности, власти и социальной престижности, связанную с
развитием приемлемых для сообщества технологий и форм властно-
собственнических претензий и отношений, способах обретения богатства,
формированием иерархии социальных статусов, порядка статусного роста и
его символической маркировки (титулатура, регалии, престижные образцы
одежды, украшений, обстановки быта, стилистики поведения, этикета и пр.);

V культуру социального патронажа, проявляющуюся в традициях оказания
материальной и иной поддержки людям, оказавшимся в ситуации
неконкурентоспособности (по возрасту, увечью, врожденным физическим
недостаткам, пострадавшим от войны или стихийного бедствия и т.п.),
благотворительности, милосердия, помощи терпящим бедствие, идеологии
гуманизма и абсолютизации ценности человеческой жизни, мифологии
социальной справедливости, “уравниловки”, патронажа коллектива над
личностью и т.п.;
V культуру познания и мировоззрения, накопления и кумуляции социально
значимых знаний, представлений и опыта: рациональных (наука и обыденные
наблюдения), иррациональных (религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизических (философия, здравый смысл, народная мудрость),
образных (искусство, метафоричность мышления и суждений, игровые формы
поведения и пр.);
V культуру коммуницирования и обмена информацией и социальным опытом между
людьми, реализуемую в виде процессов: символизации объектов и явлений
(формирование обозначающих понятий, слов, знаков, символов и пр.),
сложение языков обмена информацией (“естественных” устных и письменных
вербальных, невербальных языков жестов и телесной пластики, символических
и церемониальных действий, искусств, специализированных языков служебных
и технических символов — математических, компьютерных, топографических,
чертежных, нотных и пр., разнообразных систем знаков, звуковых сигналов,
знаков различия, функциональной атрибутики, языков цифрового,
графического и звукового кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации (в графической, звуковой, видовой и
иной форме), ее тиражирования и трансляции, а также институтов,
занимающихся накоплением, сохранением и обеспечением доступа к социально
значимой информации (архивы, библиотеки, музеи, хранилища, банки данных,
картотеки и пр.);
V культуру физической и психической реабилитации и релаксации человека,
включающую принятые в сообществе нормы и формы охраны здоровья и личной
гигиены, традиции кулинарии, социальные нормы отдыха (системы выходных,
отпусков, освобождения от активной деятельности по возрасту и состоянию
здоровья), традиции физической культуры и спорта, оздоровительного
туризма и иных форм активного отдыха, традиции общенациональных и
народных праздников, карнавалов, массовых гуляний, разнообразные формы
развлекательного, игрового и интеллект, досуга, систему институтов
организованного досуга и т.п.
Следует подчеркнуть, что во всех рассматриваемых случаях речь идет не
о практических технологиях по достижению утилитарного результата (созданию
продукта потребления), а о социальных нормах, регулирующих допустимость и
предпочтительность тех или иных способов осуществления этой деятельности.
Четвертый и последующие уровни функций культуры связаны уже с
дифференциацией культуры на специализированные функциональные сегменты
(“экономическая культура”, “военная культура”, “культура торговли”,
“религиозная культура”, “педагогическая культура” и т.п.) и системы
критериев качества осуществления тех или иных социальных функций (“культура
труда и потребления”, “культура быта”, “культура языка”, “культура научного
мышления”, “культура художественного творчества” и пр.). В обоих случаях
здесь имеется в виду прежде всего уровень соответствия применяемых
технологий (а отсюда и качественные параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым технологическим нормам в
соответствующей сфере, которые сложились в процессе исторической селекции
такого рода технологий по признакам их приемлемости и допустимости с точки
зрения социальной цены и долговременных социальных последствий (критерий
утилитарной эффективности в данном случае менее значим) и закрепились в
ценностных комплексах специфического свойства, называемых обычно “проф.
культурой” и “культурой образа жизни”.
Таким образом, во всем многообразии функций культуры можно выделить
такие “профильные” направления, как социально-интегративное, организационно-
регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационное и
оценочное.



Литература:

I. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М.,
1983.
II. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989.
III. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.
IV. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

V. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996;
Они же. Апология культурологии // Обществ, науки и современность,
1997. № 2.






Новинки рефератов ::

Реферат: Показникові та логарифмічні рівняння, нерівності та їх системи в шкільному курсі математики (Педагогика)


Реферат: ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ (Педагогика)


Реферат: Вадим Сидур. Жизнеописание советского "Генри Мура" (Исторические личности)


Реферат: Внимание (Психология)


Реферат: билеты (История)


Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)


Реферат: Билеты к экзамену по статистике с-х (Ботаника)


Реферат: Учетная политика предприятия и система "стандарт-кост" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Компьютер в детском саду (Педагогика)


Реферат: Яровая пшеница (Сельское хозяйство)


Реферат: В.Г. Распутин "Живи и помни" (Литература)


Реферат: Природное и социальное в человеке (Философия)


Реферат: История открытия элементарных частиц (Физика)


Реферат: Организация и оплата труда в условиях рынка (Банковское дело)


Реферат: Азиатский путь развития государства (Право)


Реферат: Земельное право (шпаргалка) (Право)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Оборона Севастополя (1854-1855) (История)


Реферат: ФПГ (Международные отношения)


Реферат: Строение цветка (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист