GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Муниципальное право (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Муниципальное право (Государство и право)


Уральский юридический институт
МВД РФ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по муниципальному праву

по теме: Гарантии и ответственность местного самоуправления



Выполнил:
Студент обще юридического факультета
(экстерната)
ГОЛЕМБОВСКИЙ Е.Ю.
№ зачётной книжки 600



Каменск-Уральский

2001г.
План:
1. Гарантии местного самоуправления: понятие и система
2. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления
3. Ответственность органов местного самоуправления: понятие, виды,
основания
4. Губернатор области делегировал главе муниципального образования,
расположенного в территориальных пределах этой области, часть своих
государственных полномочий. Оцените законность его действия. Какие
требования законодательства РФ должны быть соблюдены при делегировании
органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

Библиография



1. Гарантии местного самоуправления: понятие и система


Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и
многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и
государства, которое естественно предполагает различные подходы к его
толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно
закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное
решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное
самоуправление является:
а) основой конституционного строя страны;
б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного
значения;
в) формой народовластия.
Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как
демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие
выражение, прежде всего в народовластии, разделении властей на
законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом
многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление(
признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции,
а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается:
«Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из
основ конституционного строя Российской Федерации».
Признание местного самоуправления в качестве одной из основ
конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы
управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12
Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как
структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный
закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем
разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и
органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного
самоуправления.
Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление
как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие
(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах
всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом
права на самоуправление население городских и сельских поселений.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» закрепил: «Население городского, сельского поселения
независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление
местного самоуправления» (ст.12).
Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом
каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право
закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации». Граждане имеют равные
права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и
через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Право населения на осуществление местного самоуправления предполагает
также и другие формы его реализации. Это, прежде всего территориальное
общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию
граждан по месту жительства на части территории муниципального образования,
(это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным
образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для
самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных
инициатив в вопросах местного значения.
И, наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою
власть:
а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов);
б) через органы государственной власти;
в) через органы местного самоуправления.
Таким образом, местное самоуправление ( это одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти.
Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму
народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2
данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации (
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по
решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных
местных традиций».
Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление
автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении
ответственности за свои действия, следует отметить, что местное
самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы
«государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ
органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций.
Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их
реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции,
законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их
органов при решении ими различных вопросов местного значения.
Государственная гарантия местного самоуправления.
Осуществление рассматриваемого принципа означает, прежде всего,
создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления.
Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности
местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и
организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы
взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной
власти. Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы
государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание
системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного
самоуправления.
Государство (Российская Федерация), признав местное самоуправление как одну
из форм осуществление власти народа на местах, обязано обеспечить
гарантированность прав местного самоуправления.
Можно сделать вывод о том, что гарантии местного самоуправления,
обеспечиваемые государством подразделяются на:
1. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного
самоуправления.
Эти гарантии закреплены:
- прежде всего, в положении о том, что органы местного самоуправления
не входят в систему органов государственной власти;
- в праве населения муниципальных образований самостоятельно
непосредственно или через выборные органы местного самоуправления
определять формы и пути реализации местного самоуправления, его
организационную структуру и процедуры деятельности;
- в том, что контроль государственных органов за деятельностью
органов местного самоуправления имеет оговорённые законом пределы (ст. 5, 6
закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»);
- и в том, что для решения местных вопросов и возлагаемых на них
задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.
2. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность
местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов
муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет
(ст.1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованием должна
обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии
с разграничением предметов ведения между муниципальными образованьями.
3. Гарантии, обеспечивающие судебные и иные правовые формы защиты местного
самоуправления. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую
защиту местного самоуправления, играет право местного самоуправления на
судебную защиту. Гарантией правовой защиты местного самоуправления
является также обязательность решений, принятых путём прямого
волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления всеми расположенными на
соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями,
независимо от форм собственности, органами местного самоуправления и
гражданами.
К гарантиям правовой защиты местного самоуправления относится и право
обращения органов и должностных лиц местного самоуправления в органы
государственной власти и к государственным должностным лицам, предприятиям,
учреждениям и организациям.
К числу, если можно так выразиться опосредованных1 гарантий местного
самоуправления необходимо отнести и гарантии депутатам представительных
органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на
постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления и
муниципальным служащим.

Правовая основа местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы;
конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов
Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности
местного самоуправления. Например, Закон Республики Хакасия «О местном
самоуправлении в Республике Хакасия» от 17 ноября 1998 г. в статье 2
устанавливает, что правовой основой местного самоуправления в Республике
Хакасия являются:
Конституция Российской Федерации;
федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской
Федерации;
Конституция Республики Хакасия;
законы и иные нормативные правовые акты Республики Хакасия;
уставы муниципальных образований.
Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления
в РФ можно по существу считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении,
поскольку, как указывалось ранее в этой работе, её основные принципы и
положения легли в основу российского законодательство о местном
самоуправлении.
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления ( устав
муниципального образования, который является совершенно новым понятием в
юридической практике и теории в нашей стране. Федеральный и республиканский
законы о местном самоуправлении устанавливают, что каждое муниципальное
образование имеет свой устав. Статья 8 указанных законов определяет круг
основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования,
принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В
соответствии с Законом, устав муниципального образования разрабатывается
муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с
законодательством. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в
ведении муниципального образования. Практически устав ( это местное
законодательство, разработанное самим населением непосредственно или через
выборные органы муниципального образования, а не закон, как было раньше,
«спущенный» государством сверху. Государство имеет право вмешаться в
процедуру создания устава только в случае, если положения устава
противоречат законодательству РФ или её субъектов. Для этого предусмотрена
процедура государственной регистрации устава муниципального образования.
Устав может приниматься представительным органом местного самоуправления
или населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе
граждан и вступать в силу только после государственной регистрации и
официального опубликования (обнародования).



2. Судебные и иные формы защиты местного самоуправления

В Российской Федерации действует система государственных гарантий
местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Поэтому органы
местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами
и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и
защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать
свои конституционные полномочия на судебные и иные формы защиты интересов и
прав местного самоуправления в случае их игнорирования или нарушения. Кроме
того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в
органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и
организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного
самоуправления, учёта интересов населения муниципального образования.
Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению.
Защиту интересов местного самоуправления, более эффективное
осуществление своих прав и интересов муниципальные образования могут
проводить через создаваемые ими ассоциации и союзы муниципальных
образований.
С помощью судебных органов, на основании решений которых органы
государственной власти субъектов РФ могут принять решение о прекращении
полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного
должностного лица местного самоуправления, а также осуществляется
обеспечение законности в организации и деятельности местного
самоуправления.
Необходимо также заметить, что соблюдение законности в организации и
деятельности местного самоуправления обеспечивается контролем
представительного органа местного самоуправления за деятельностью органов
местного самоуправления и должностных лиц, предусмотренных уставами
муниципальных образований. В свою очередь, уставы местного самоуправления
до своего вступления в силу подлежат обязательной юридической экспертизе и
государственной регистрации.



3. Ответственность органов местного самоуправления: понятие, виды,
основания
Важнейшим признаком местного самоуправления, отражающим его специфику
как формы осуществления власти, является собственная ответственность
муниципальных образований. Федеральный Закон от 28.08.1995г.
предусматривает ответственность органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления перед государством.
В случае неудовлетворительного решения вопросов местной жизни претензии
населения муниципального образования должны быть обращены к органам и
должностным лицам местного самоуправления, а также к себе, ибо население
самостоятельно формирует муниципальные органы, а также непосредственно
решает в соответствии с Законом вопросы местной жизни «под свою
ответственность». Ответственность органов местного самоуправления перед
населением наступает в результате утраты доверия со стороны населения
соответствующего муниципального образования и реализуется через выражение
недоверия, право отзыва депутатов представительного органа и должностных
лиц местного самоуправления.
Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия
населения определяются уставами муниципальных образований.



4. Губернатор области делегировал главе муниципального образования,
расположенного в территориальных пределах этой области, часть своих
государственных полномочий. Оцените законность его действия. Какие
требования законодательства РФ должны быть соблюдены при делегировании
органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

В соответствии с п. 4. ст. 6 Федерального Закона от 28.08.1995 г. “Об
общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, наделение
органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями
осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской
Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых
средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного
самоуправления отдельных государственных полномочий определяются
соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской
Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 43 Областного Закона “О местном самоуправлении в
Свердловской области” в редакции Закона от 18.11.1997 г., одной из основных
форм взаимодействия органов государственной власти Свердловской области и
органов местного самоуправления муниципальными образованьями является
наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.
Данное наделение может быть осуществлено лишь Областным законом.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством,
наделение государственными полномочиями субъекта федерации органов местного
самоуправления осуществляется при соблюдении следующих условий:
- наделение осуществляется законами субъектов федерации;
- при наделении обязательна передача необходимых для осуществления
этих полномочий материальных и финансовых средств.
Наделение государственными полномочиями Свердловской области органов
местного самоуправления регламентируется Областным Законом от 24 декабря
1996 года “О наделении органов местного самоуправления муниципальных
образований в Свердловской области отдельными государственными
полномочиями”.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона, наделение органов местного
самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями
основывается на следующих принципах:
а) законности;
б) передачи органам местного самоуправления государственных полномочий,
которые могут быть эффективно реализованы без ущерба для решения вопросов
местного значения;
в) создания гражданам возможности для участия в государственном
управлении;
г) сочетания областных и местных интересов;
д) содействия государственной власти органам местного самоуправления
муниципальных образований в реализации ими государственных полномочий;
е) ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления
муниципальных образований перед государством в реализации переданных им
государством полномочий
Частью 2 данной статьи установлены основания изъятия у органов местного
самоуправления муниципальных образований государственных полномочий. При
этом подчеркивается наделение государственными полномочиями органов
местного самоуправления в соответствии с желанием этих органов. Так одним
из оснований для изъятия полномочий является решение представительных
органов местного самоуправления об отказе исполнения переданных органам
местного самоуправления государственных полномочий. Кроме того,
обеспечивается требование передачи материальных и финансовых средств для
осуществления полномочий. Так при невозможности обеспечения ранее
переданных отдельных государственных полномочий необходимыми материальными
и финансовыми средствами, данные полномочия могут быть изъяты у органа
местного самоуправления. И, наконец, предусматривается принудительное (на
основании решения суда) изъятие полномочий при ненадлежащем исполнении или
неисполнении органами местного самоуправление переданных государственных
полномочий.
Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями
в следующем порядке. Этот порядок установлен ст. 3 Закона. Наделение
органов местного самоуправления муниципальных образований государственными
полномочиями осуществляется областными законами путем передачи органам
местного самоуправления всех или отдельных муниципальных образований на
территории Свердловской области одного или нескольких государственных
полномочий с одновременным определением порядка передачи на места
материальных и финансовых средств, необходимых, для реализации передаваемых
полномочий.
Органы местного самоуправления муниципальных образований,
заинтересованные в передаче им отдельных государственных полномочий, вносят
проект областного закона в Законодательное Собрание Свердловской области, а
порядке законодательной инициативы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований вправе
обратиться в Правительства Свердловской области с соответствующими
предложениями о передаче им отдельных государственных полномочий.
В предложении о передаче отдельных государственных полномочий
указывается перечень передаваемых полномочий, обосновываются необходимость
их передачи и возможность надлежащего исполнения, указывается объем
необходимых для их исполнения финансовых средств. Правительство
Свердловской области обязано в месячный срок рассмотреть поступившие
предложения и, при согласии с ними, подготовить проект областного закона о
наделении органов местного самоуправления муниципальных образований
отдельными государственными полномочиями, а в случае несогласия с
предложениями органов местного самоуправления муниципальных образований
сообщить им об этом с обоснованием невозможности или нецелесообразности
передачи государственных полномочий.
Изъятие у органов местного самоуправления муниципальных образований
государственных полномочий осуществляется областными законами.
Государственные полномочия передаются органам местного самоуправления
муниципальных образований областным законом на определенный срок или без
указания срока.
В областном законе о наделении государственными полномочиями и об их
изъятии при необходимости может предусматриваться переходный период для
передачи полномочий от одних субъектов другим.
Статьей 4 Закона определен перечень государственных полномочий, которые
могут быть переданы органам местного самоуправления. Таковыми являются:
1. В области землепользования участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по рациональному использованию земель, повышению плодородия
почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими охранными
мероприятиями на территории муниципального образования, осуществление
контроля за их выполнением; защита прав собственников земли,
землепользователей и арендаторов, ведение земельного кадастра и мониторинга
земель муниципального образования.
2. В области недропользование участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по развитию и использованию минерально-сырьевой базы, участие в
составлении областных балансов запасов и кадастров месторождений и
проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для
строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных
ископаемых, осуществление контроля за их выполнением; защита интересов
малочисленных народов, прав недропользователей, участие в заключении
соглашений о разделе продукции субъектами хозяйственной деятельности пои
пользовании участками недр местного значения.
3. В области природоохранной деятельности - ведение государственного
кадастра и мониторинга особо охраняемых природным территорий, находящихся
на территории муниципального образования, проведение научно-
исследовательских работ в области организации, охраны и использования,
особо охраняемых природных территорий, участие в организации природно-
заповедного дела.
4. В области образования - участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования с учетом местных социально-экономических, экологических,
культурных, демографических м других особенностей, подготовка,
переподготовка и повышение квалификации педагогических работников,
информационное обеспечение образовательных учреждений, участие в издании
учебной литературы, разработке примерных учебных планов и программ курсов и
дисциплин.
5. В области культуры - участие в разработке и реализации программ
Свердловской области, разработка и реализация программ муниципального
образования по сохранению и развитию культуры, информационное и научно-
методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического
учета в области культуры на территории муниципального образования,
подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников культуры.
6. В области здравоохранения обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и выявление в этих целях факторов, неблагоприятно
влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение
мероприятий по их устранению, осуществление профилактических санитарно-
гигиенических, противоэпидемических мероприятий, реализация мер,
направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных
ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной
ситуации и принимаемых мерах; участие в организации деятельности по
подготовке кадров в области охраны здоровья граждан, регулярное
информирование населения, а том числе через средства массовой информации, о
распространенности социально значимых заболеваний, представляющих опасность
для окружающих; участие в разработке и реализации программ Свердловской
области, разработка и реализация программ муниципального образования по
развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской
помощи, медицинскому образованию населения.
7. В области регистрации актов гражданского состояния - регистрация
актов гражданского состояния на территории муниципального образования.
8. В области государственного архитектурно-строительного контроля
осуществление государственного контроля за использованием земельных
участков на территории муниципального образования, за строительством и
вводом в эксплуатацию объектов, выдача разрешений на строительство
объектов.



Библиография


1. Конституция Российской Федерации.
2. Комментарий к Конституции РФ. Отв. ред. Окуньков Л.А. –М, БЕК, 1996;

3. Торшенко А.А. Муниципальное право Российской Федерации: курс лекций.
Екатеринбург, 1994;
4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации.
-М, ЮРИСТ, 1997;
5. Писарев А.Н. Муниципальное право России. - М, 1997.
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
7. Гражданский кодекс Российской Федерации.
8. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации» от 8 января 1998 г.
9. Комментарии к Федеральному закону «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией Ю.А.
Тихомирова. ( М.: Издательская группа НОРМА(ИНФРА(М, 1999 г.



( Здесь и далее все ссылки на законы о муниципальном праве будут
проводиться на ныне действующие законы как федеральные так и
республиканские, поэтому после указания закона не будет указываться дата
его опубликования.
1 Для людей избранных, назначенных или принятых на работу в органы местного
самоуправления работа в этих органах не только выполнение долга и
оправдание доверия, оказанного им населением, но и трудовая деятельность,
которая, в силу её специфики, должна соответствующим образом оплачиваться и
давать человеку определённые социальные гарантии, и которые в свою очередь
будут являться стимулом для прихода в органы местного самоуправления людей
достойных, образованных и высококвалифицированных.





Реферат на тему: Мусульманское право (Доклад)

Мусульманское право

Особенности становления и развития мусульманского права. Одним из
наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало
мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем
приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского
халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской
государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале
VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Хвв. при
династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не
потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно
римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом
ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени
ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих
правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции,
действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях.
Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского
Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники
оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление
шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но
не они определили в конечном счете неповторимость и своеобразие шариата как
самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль
в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так
называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей,
высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман
—Коран и Сунна.
Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые
два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с
теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями.
Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы
единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно
на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная
часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и
религиозную догматику и мораль. Такая слитность (синкретизм,
нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что
его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали
общественные ("человеческие") отношения, а с другой — определяли отношения
мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и
религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии
правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения.
Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в
установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался
в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные,
рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой
применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание
божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую
значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся
по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так,
одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.
Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно
внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к
Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены
в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное
совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не
случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они
применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему
исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к
общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о
калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и
представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда
созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась
необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите,
ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась
обязанность мусульманина подчиняться халифу и государственной власти:
"Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди
Вас" (4.62).
Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие
составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила
формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной
внутренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII—IX
вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного
восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными
отношениями, он, благодаря активной деятельности мусульманских богословов-
правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания
к рационалистическому, от казуальных методов выведения правовых норм — к
логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с
основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию
новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу.
Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу
Ханифа, получивший титул "великого учителя" (умер в 767 году), Малик ибн
Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед
ибн Ханбаль (умер в 855 году).
Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в
него логико-рационалистическое начало и имея ' своим следствием создание
огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва
с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот,
презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными,
идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой
судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате
сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на
все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность
внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они
исключают друг Друга.
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно
в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями
о едином боге — Аллахе — утвердилась идея единого правового порядка,
имеющего универсальный характер. мусульманское право по мере расширения
границ халифата распространяло свое действие на новые территории.
Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный
принцип. Мусульманин, находясь в любой Другой стране (например, с торговыми
целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно
с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий
мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало
его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были
характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия,
внутренняя несогласованность и т.д.
Как конфессиональное право шариат отличался и от канонического права в
странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные
сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей
и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии
и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и
Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на
ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь, бурное и широкое
распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление
в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых
институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с
утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом
произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением
(суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до
настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в
Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое
закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни
государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок
передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и
религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся
непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке
Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые
восходили к.последнему праведному халифу — Али.
Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты)
сгруппировались в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой по
существу самостоятельные правовые школы, связанные с именами перечисленных
выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, ша-
фииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифит-ский мазхаб (от
Абу Ханифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, как
Египет. Турция, Индия, а также на территории нашей страны.
Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию
мусульманского права, рациональному осмыслению новых явлений общественной
жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно
устаревших ("пережиточных норм"). Но постепенно углублялись противоречия и
расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.
Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаи-
литская,джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья
шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и
претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным
правовым явлением.
Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается
Коран — священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей,
приписываемых пророку Му-хаммеду. Исследователи находят в Коране положения,
которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из
обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько
десятилетий. Канонизирование его содержания и составление окончательной
редакции произошло при халифе Омаре (644—-656 гг.). В самом Коране его
правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали
его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть
"обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165—166).
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята).
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500
стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман.
При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые
(в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются
религиозного ритуала и обязанностей.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет
собой конкретные толкования, данные проро- ком в связи с частными случаями.
Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать
разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В
последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в
результате достаточно свободного толкования разными мазхабами они получили
свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых
предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права
была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов
(хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно
встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных
отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было
осуществлено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников
сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари (умер в 870
году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного,
доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны,
несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг Другу
положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к
усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те
хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие
от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые
восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма,
которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с
Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата.
Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и
правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число
которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее
влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями,
муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или
Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с
Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и
становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев или
муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил
название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников
шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите
тех, кто знает".
Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла
правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые
нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества,
учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника
права, дополняющего шариат, примыкала и фетва — решения и мнения отдельных
муфтиев по правовым вопросам. В VIII—IX вв. в связи с широким
распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось
доктринальным путем в трудах указанных выше основателей главных правовых
школ, а позднее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в.
рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации
накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи
с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и разными
правовыми школами (мазхабами) мусульманское право фактически не
существовало как единая система. Внутренние расхождения в нем приобрели
существенный характер.
Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим
острые разногласия между разными направлениями, был кияс — решение правовых
дел по аналогии. Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или
иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих
источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые
общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом
ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс
часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный
метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями — ханифитами. Наиболее
резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не
признавали его в качестве источника права.
В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные
обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его
становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом
признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф),
а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских
завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского
права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были
указы и распоряжения халифов — фирманы. В последующем в других
мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в
качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую
роль законы — •кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить
принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими
деятельность государственных органов и регулирующих административно-
правовые отношения государственной власти с населением.
Правовое регулирование имущественных и семейных отношений. Хотя шариат
не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-
правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное
право, получили нем заметное развитие.
Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском
халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не
сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных
сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение
лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по
шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или
иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были
обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата
применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с
мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений
оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права „
но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать
имущество. Отпуск рабов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное
дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось
также неравенство мужчины и женщины.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариата субъектом права
являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель
установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой
религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на
предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности.
Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о
правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможности
участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданская дееспособность
рассматривалась в качестве необходимого условия для приобретения
имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам,
достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право
устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае
осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было
известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних,
слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д.
Важное место в мусульманской правовой доктрине занимали нормы,
регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине
было закреплено представление об имуществе как объекте вещных прав. Особую
категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в
собственности мусульманина. Это — воздух, море, пустыня, мечети, водные
пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые
"нечистые вещи" — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама, и
т.д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались
уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего
неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах.
Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и
недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными
признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские
правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы
выделялось государственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам,
брошенные земли, земли/непригодные для обработки и т.п.
В шариате подробно определялись способы возникновения права
собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных
мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с
большой остротой поставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом
порядке возникновения права собственности на захваченное имущество.
Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность
государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус
иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в
зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным
путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер
которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила
в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству,
третья — мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения
права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем
случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке
чужую вещь, становился ее собственником.
Сложившийся в мусульманских государствах строй отношений собственности
тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной
собственности приписывалось божественное происхождение, оно рассматривалось
как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу
распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственности
выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: "И не простирай своих
глаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20, 31).
Особый правовой режим имели земли, составлявшие первоначальную
территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые
назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь
нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покоренных земель,
как правило, теряло свои собственнические права, которые переходили
государству. Землевладельцы же рассматривались теперь как арендаторы и
обязаны были платить тяжелый налог (харадж).
Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела
подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и
общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В
отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела
иерархической структуры, не связывалась условиями службы. С ростом
государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили
распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных
земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки
за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли
(иктадар) получал право собирать в свою пользу подат”; с подвластного
населения. Поскольку икта со временем стала передаваться по наследству, по
своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным по
праву собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная
вода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно
колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собственность крупных
землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую
систему общинной и государственной собственности, что определялось
необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых
под контролем должностных лиц.
Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был
вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное
собственником на какие-либо религиозные или благотворительные цели
(мечетям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право
собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в
качестве управляющего вакуфом и резервировать определенный доход с вакуфа
для себя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть
предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли
сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество.
Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от
уплаты высоких налогов, поскольку имущество, составляющее вакуф,
освобождалось от государственного обложения.
В шариате в отличие от римского права не формулировалась общая
концепция обязательства, но практические вопросы договорного права,
опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку.
Обязательства делились на воз-мездные и безвозмездные, двусторонние и
односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского
общества было распространение специфических односторонних обязательств —
обетов.
Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного
соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства
имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в
любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные
договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои
договоры" рассматривалась в Коране (23,8) как священная. Недействительными
считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием
"нечистых" или изъятых из оборота вещей.
Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы
выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор,
условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде
неофициального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды
договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение,
товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из
наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О правомерности
торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33).
Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих
вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые
должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков
в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог
расторгнуть договор.
В шариате содержались положения, которые формально осуждали
ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и
запретил рост" (2,276). Но на практике этот запрет часто нарушался.
Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно
было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма расчета с
кредитором соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации.
Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям
имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько
видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и
порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое
распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества.
Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли,
снаряжения торговых караванов и т.д.
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как
нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина.
Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая
сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том
числе и невесты (только ша-фииты не считали такое согласие обязательным).
Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный
договор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки.
Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при
этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед
женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан
как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный
брак, заключенный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел
права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки,
заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину
разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку
предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманскую веру. Женщине-
мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен
одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж
обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые
соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем
более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки
феодального общества.
Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение
женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в
Коране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над
вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (4,38).
Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но
была обязана вести домашнее хозяйство, воспи-тывать детей. Ее право
участвовать самостоятельно в имущественном обороте было крайне ограниченно.
Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжаться
не более чем третьей частью имущества.
Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая
телесные: "А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их
на ложах, и ударяйте их" (4,38).
В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его
процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих
браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов
разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим
последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий
своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно
определены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог развестись с женой и
без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из
установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода
муж должен был выдел

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы творчества и одарённости (Психология)


Реферат: Бюджет и бюджетное устройство (Финансы)


Реферат: История развития (Социология)


Реферат: Австрия (География)


Реферат: Конспект лекций по этологии (Биология)


Реферат: Социальный конфликт (Социология)


Реферат: Салфетки (Искусство и культура)


Реферат: Пожарная безопасность. Анализ опасностей возникающих при работе в ВЦ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Дистантное образование (Педагогика)


Реферат: Сильные Люди в рассказах Джека Лондона (Литература)


Реферат: Истоки и ценности индустриальной цивилизации (История)


Реферат: Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансового состояния (Бухгалтерский учет)


Реферат: Кризис крепостнических отношений на Украине (История)


Реферат: База данных для информационной системы - Таксопарк (Программирование)


Реферат: Лукреций (История)


Реферат: Лабораторная работа по химии 1-3 (NPI) (Химия)


Реферат: Уголовный процесс (Управление)


Реферат: Война и военное искусство гомеровской эпохи (История)


Реферат: Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за IV квартал 2001 года (Аудит)


Реферат: Композиционные и порошковые материалы (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист