GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Конституция США: Общая Характеристика (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конституция США: Общая Характеристика (Право)




Санкт-Петербургский Государственный Университет
Факультет Международных Отношений



Конституция США: Общая Характеристика



Баранова Екатерина
I курс, Направление «Регионоведение»
Кафедра Североамериканских Исследований



Санкт-Петербург
1998


4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как
независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории
празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед
проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную
войну и объединение тринадцати независимых государств в одну
функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал
на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем
Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы
правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи
Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую
федеральную Конституцию.

Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на идеях
французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье.
Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства закона,
свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и Локка. В-
третьих, на собственном историческом опыте молодых американских колоний и
штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона и других
«отцов-основателей».
Имея столь солидную теоретическую базу, Конституция не явилась «сухим»
документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она сознательно
написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее создателей,
Конституция существует прежде всего для народа, а уже потом – для
правительства, исполнителя воли последнего.

Конституция США отличается логичностью и ясностью построения, лаконизмом,
без излишней детализацией. Она состоит из 7 статей, разделенных на части
(разделы).
Первые три статьи устанавливают формы власти: Законодательной (Конгресс,
состоящий из Сената и Палаты Представителей), Исполнительной (Президент) и
Судебной (Верховный Суд).
Статья 4 определяет отношения между штатами, а также между штатами и
федеральным правительством.
Статья 6 близка к ней по смыслу, поскольку характеризует природу и роль
Конституции как « высшего закона страны».
Статья 5 предусматривает порядок дополнения и внесения изменений в
Конституцию, а Статья 7 – порядок вступления Конституции в силу после ее
ратификации 9 штатами, т.е. ѕ от 12 штатов (без отказавшегося участвовать в
Конвенте Род-Айленда). В 1791 г. Конституцию дополнил «Билль о правах» (1-
10 поправки), который гарантирует демократические права и свободы человека.

Анализ содержания Конституции позволяет выделить следующие принципы,
определяющие политический строй и систему государственной власти США:

. Верховенство власти народа и закона
. Гарантии прав и свобод человека
. Разделение властей, система сдержек и противовесов
. Федерализм
. Возможность изменения и дополнения Конституции – внесение поправок

Рассмотрим некоторые конституционные основы и критерии американской
демократии подробнее.



Власть народа.


В американских средних школах все без исключения сдают тест на знание
следующего небольшого прозаического отрывка: «We the people of the United
States, in order to form a more perfect Union, establish Justice, insure
domestic Tranquility, provide for the common defence, promote the general
Welfare, and secure the Blessings of Liberty to ourselves and our
Posterity, do ordain and establish this Constitution for the United States
of America». Вольный перевод на русский язык этой Преамбулы Конституции
устанавливает. что именно народ – единственный источник государственности и
власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа –
фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно
служить народу, а не народ государству.
Это исходит еще из теорий Просвещения, когда оно являлось передовой идеей в
условиях жесткого абсолютизма (гимном последнему служит знаменитое
«Государство – это я!» Людовика XIV). Народ, согласно абсолютистам, - это
лишь подданные своего короля. «Декларация независимости» отстаивает
совершенно иные основы и понятия человека и гражданина.

Прежде всего стоит обозначить, что же для американской Конституции есть
понятия «народ» и «гражданин». Для обозначения «народа» в ней фигурируют
самые разнообразные определения: «свободные люди», «избиратели», из состава
которых исключаются «не платящие налогов индейцы», но к которым
прибавляются « три пятых всех прочих лиц» (см. Ст. I, п.2). Для идеологов
американской революции было совершенно естественным считать полноправными
гражданами только лиц, свободных от какой-либо личной и экономической
зависимости. В этот список не попадали женщины, зависимые экономически от
своих мужей и отцов; негры-рабы, бывшие собственностью плантаторов, или
индейцы, ведущие «нецивилизованную» жизнь. Таким образом, избирательным
правом наделялись лишь мужчины, лично независимые и платящие налог с
собственности. Слово «налогоплательщик» стало в американском лексиконе с
тех пор синонимом понятия «гражданин». Возможно, именно поэтому в США все
так исправно платят налоги и по сей день? Может, дело в генах – право
называться гражданином только после того, как заполнил налоговую
декларацию? Так или иначе, но подобное приравнивание понятий гражданина и
налогоплательщика в своей истории Россия упустила, и, кто знает, не отсюда
ли все наши нынешние проблемы с неуплатой налогов?

Нелегким оказался компромисс об определении численности жителей
избирательных округов. Представители северных штатов в Конвенте настаивали
на том, что ими являются «все свободные люди», однако делегаты с юга были в
корне не согласны с этим. С одной стороны, они соглашались, что рабов
нельзя причислить к избирателям. Но с другой стороны, они хотели, чтобы
рабов включили в списки населения, определяющие количество депутатов в
Палате Представителей. Южные штаты заметно уступали северным по количеству
«свободных» людей, но не отставали от них в общей численности. В результате
своеобразного политического торга и появилась формула «три пятых всех
прочих лиц».

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении
государством. В 1865 , после кровопролитной Гражданской войны, была принята
XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым
негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920 г. XIX
поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых
поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во
Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания
избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и
опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи
властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с
местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц
– президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов,
советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990 г. насчитывалось
свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например,
Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от
тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении
монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат
вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать
сбалансированное правительство.



Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах.


Идеи неотъемлемых прав личности, построенные на признании достоинства и
ценности человека как такового, нашли правовое закрепление в Билле о
правах. Возможно, самым непопулярным решением, принятым основателями
американской Конституции, было решение не включать Билль о правах в
окончательный текст. Им пришлось долго уверять ратификаторов в том, что
такое перечисление прав, как в Билле, будет достигнуто принятием поправки
сразу же после ратификации Конституции. Ее защитники полагали, что особой
необходимости во включении Билля о правах нет – правительство остается
правительством ограниченных полномочий, и гражданам не будет отказано в их
традиционных правах. Александр Гамильтон утверждал, что «Конституция сама
является Биллем о правах». Однако народ требовал гарантий, и он их получил
в лице первых 10 поправок к основному тексту Конституции, обобщенных под
единым названием «Bill of Rights», или «Билль о правах».

Это сравнительно короткий документ. Всего он состоит из 29 прав. I
поправка содержит перечень основных свобод: вероисповедания, слова, печати,
собраний, обращений с петициями к правительству. В разделе 9 статьи I
содержится положение, не допускающее какой-либо приостановки действия
Hebeas corpus – почерпнутого из английской практики правила, согласно
которому человек может быть арестован только с санкции суда.

В других поправках содержатся основные правила неприкосновенности,
противокриминальной защиты и привлечения к ответственности, а также
осуществления судебного процесса. Интересно, что эти гарантии прав и свобод
имеют целью прежде всего защиту от произвола властей, а уж потом – от иных
посягательств. История показала, что это весьма мудро. Для примера стоит
лишь вспомнить «расцвет» «холодной войны» и разгул «маккартеизма», или
знаменитое дело корреспондента «New York Times» Эллсберга о «разглашении
государственной тайны».



Федерализм и суверенитет.


Проблема федерализма являлась, наверное, тем, что произвело наибольшие
разногласия и во время борьбы за ратификацию, и во время раннего развития
нации. Конфедерация, которая предшествовала Конституции, была основана на
авторитете штатов. Национальное правительство, исходя из Статей
Конфедерации, было созданием штатов, и те сохраняли все суверенные
полномочия , кроме специально данных нации ( каковых было чрезвычайно
мало). Образование, называемое Соединенными Штатами, рассматривали как
нечто похожее на лигу штатов.

Однако Джеймс Мэдисон, как и многие другие члены Конвента, признавали, что
национальное правительство нуждалось в расширенных полномочиях и должно
быть основано на поддержке нации как единого целого, если США хочет стать
нацией с реальной силой и единством. Критики Конституции утверждали, что
правительство не может работать эффективно на уровне такого большого
государства- нации. Они опасались консолидации власти в национальном
правительстве и думали, что концом экспансии национальной власти может
стать только деспотизм и тирания. Антифедералисты были уверены, что
республиканское правительство, основанное на представительстве, может
эффективно функционировать лишь на локальном или штатском уровне. Однако
федералисты сумели убедить политических противников, и таким образом США
стали первым в истории федеративным государством, политическое устройство
которого определено и закреплено в Конституции ( статьи IV и VI; позже и X
поправка ).

Согласно Конституции, федерализм являет собой двойную форму
государственного правительства, в которой присутствует функциональное и
территориальное разделение власти. Федерализм представляет собой как бы
компромисс между двумя другими формами политического устройства: унитарной
и конфедеративной. В унитарном государстве вся полнота власти находится в
руках центрального правительства. В альтернативной форме – конфедерации –
общий центральный орган – Совет Конфедерации обсуждает лишь вопросы общей
политики и играет больше рекомендательную роль по отношению к своим
суверенным членам, а вся полнота власти находится у них. В федерализме
между центральным и местными правительствами существует установленное
Конституцией и законами разделение властных полномочий и функций.

Составители Конституции США четко распределили полномочия, которыми было
наделено федеральное правительство, а все «остальные» (без детализации и
перечисления) отдали властям штатов. Таким образом, центральному
правительству принадлежит исключительное право проведения внешней и
оборонной политики, предоставления гражданства США иммигрантам, эмиссии
денег и контроля денежного оборота, обеспечения внутренней безопасности,
определения национальных приоритетов и ряд других.

В ведение штатов вносятся такие статьи как гражданское и уголовное
законодательство, организация народного образования, здравоохранения,
обеспечение общественного порядка, строительство и поддержание дорог и
коммуникаций, контроль за использованием земли и природных ресурсов, и т.д.
Некоторые функции, например налогообложение или экологическая безопасность,
принадлежат и центру, и штатам. Вообще, система разделения государственных
доходов и расходов между центром и штатами довольно четко и последовательно
распределена: определенные уровни власти имеют определенные источники
поступления в бюджет, тем самым избегая конфликтного дележа.

Важно, что даже при наличии у штатов всех атрибутов суверенитета ( герб,
флаг и т.п.), статья IV Конституции недвусмысленно устанавливает полный и
истинный суверенитет только на федеральном уровне, все федеральные законы и
договоры союза должны исполняться на всей территории США в любом штате.
Первоначально это вызывало жесткие разногласия и даже привело к Гражданской
войне 1861-1865гг, самой кровопролитной из когда-либо ведущихся на
территории Америки, и посеявшей наибольший за всю историю раздор между
гражданами страны. Однако, как кажется, с тех пор этот пункт неминуемо
выполнялся штатами. Данное положение рассматривается как краеугольный
камень существования и функционирования американской федерации.



Разделение властей, система сдержек и противовесов.


Влиятельная фигура в ранней Америке, Джон Адамс, говорил, что целью
конституционного правительства является создание правительства законов, а
не правительства людей. Это значит, что он хотел быть управляемым
установленными и беспристрастными правилами, а не предрассудками или
пристрастиями, которые свойственны человеку. Для Адамса великой идеей к
наделению широкими полномочиями правительства и, в то же время, подчинению
его букве закона, стал принцип разделения правительственных полномочий. Эта
концепция разделения властей, исторически ассоциируемая со школой
французского философа Монтескье, предотвратила злоупотребление властью
путем отказа от концентрации власти в одной ветви или одном институте
правительства. Амбиции одной ветви будут всегда сдерживаться амбициями
других. Таким образом, независимая судебная система как один из примеров
считалась ключом к предотвращению использования системы уголовного права
для подавления политических оппонентов.

В соответствии с принципом разделении властей каждая из трех ветвей
правительства (исполнительной, законодательной и судебной) функционирует
относительно независимо от других. Вместе с тем «встроенная» в этот принцип
система сдержек и противовесов наделяет каждую ветвь способностью
контролировать действия других. Например, Конгресс может осуществлять
контроль действий Президента через бюджет, принятие которого является
главным приоритетом законодательного органа. С другой стороны, Президент
может использовать право вето законов, принимаемых Конгрессом. Этот принцип
разделения властей с учетом системы сдержек и противовесов вошел в историю
как Мэдисоновская модель правительства.

Относительная независимость властей связана и с различным способом их
формирования: Конгресс - прямым голосованием избирателей ( правда, на
различные сроки для обеих палат); Президент – через избираемую прямым
голосованием коллегию выборщиков.; Верховный Суд – пожизненным назначением
судей Президентом с согласия Сената

Двухпартийность, установившаяся в США, также влияет на систему сдержек и
противовесов. Постоянное соперничество и противоборство партий ведет к их
взаимоконтролю на всех уровнях власти, и, с другой стороны, не дает
«разброса» и не вызывает недоумения избирателей, которое создает
многопартийная система. Партия меньшинства в США контролирует
правительственное большинство, обе фракции Конгресса – Президента и
исполнительную власть.
Нередко (например, при президентах Рейгане и Буше) большинство в Конгрессе
принадлежало оппозиционной президенту партии. В аналогичном положении
оказалась в 1995 г. администрация президента-демократа Клинтона.

Несмотря на многие проблемы, связанные со сложностью механизма разделения
властей (например, затягивание на столетие принятия Закона об избирателях,
который расовой дискриминации негров), Мэдисоновская модель оградила США
от диктатуры ( ее в истории страны просто не было, что нехарактерно для, к
примеру, европейских держав) и надежно защитила конституционные основы
демократии. Многие американцы верят, что именно этот реализм в отношении
человеческой природы и внимание к институционным проверочным механизмам
являются одним из главных вкладов основателей в образование системы,
которая была эффективной в гарантировании свободы и предотвращения тирании.



Историческая эволюция.


Черты американской Конституции, описанные выше, продолжают характеризовать
Конституцию и в конце двадцатого столетия. В то же время, с 1787 года
произошли серьезные перемены из-за формальных изменений в ней, а также из-
за эволюции в интерпретации и применении документа. Это сочетание
преемственности и перемен лучше всего продемонстрировано в федеральной
системе, созданной Конституцией.

С одной стороны, местные правительства и правительства штатов продолжают
играть значительную роль в американской политической системе и берут на
себя довольно широкий спектр задач, в то время как центральной прерогативой
федерального правительства остаются вопросы международной политики и дел
общенациональной важности.

С другой стороны, в нашем веке полномочия федеральной власти
интерпретируются настолько широко, что Конгресс в принципе может
регулировать все, что он считает проблематичным для всей нации. Хотя и
ясно, что идея законной проверки национальной власти значительно
уменьшилась, все же в 1994 году Верховный Суд США объявил один федеральный
закон неконституционным, так как тот вторгался в сферу полномочия штатов.

Система сдержек и противовесов властей продолжает эффективно действовать,
проверять и разделять власть. А Конституция продолжает содержать смешение
демократических и антидемократических черт, чтобы установить, а также
ограничить народный авторитет. В течение двух веков широко развернулась
практика голосований, хотя и претерпела некоторые изменения по сравнению с
1787 годом .

Удивительным образом Конституция США, старейшая и кратчайшая ( содержит
4400 слов не считая текста поправок) из всех писаных конституций
правительств, вот уже на протяжении более 200 лет продолжает эффективно
действовать. Комментаторы утверждают, что ее секрет – в гибкости и
возможности по-разному трактовать различные положения. Но в то же время она
является самым стабильным законом, так как формально внести в нее изменения
очень сложно. Конституция также необходима для контроля власти
правительства, так как эта власть «происходит» от людей. Это представляет
контраст с остальными формами права, созданными правительством для контроля
за людьми.



И все же для американцев Конституция – это больше, чем просто свод законов.
Это символ. Мирская библия. В ней отражены все ценности общества, все
приоритеты и формы этих приоритетов. Это особенно отражено в Преамбуле, где
записаны цели Конституции, и в Билле о правах, провозглашающем права людей.
И весь документ в целом отражает классические либеральные взгляды на
индивидуальную свободу, равенство, собственность, представительную
демократию и ограниченное правительство. Словом, то, что мы сейчас
многозначительно называем «американской демократией». То, насколько
многозначительно о ней говорят сами американцы, вызывает легкую тень
зависти к их почти фанатичному патриотизму.

Никогда не забуду, как вдохновенно мой учитель Американской Истории в школе
США рассказывал в мельчайших подробностях детали Конституционного конвента,
того, как Конституция подписывалась и ратифицировалась, и насколько удачным
оказалось это рожденное в муках дитя. Мы учили наизусть все 26 поправок и
статьи Конституции: мы запоминали трогательное ”Ladybugs Eat Jello”-
Legislative, Executive, Judiciary (законодательная, исполнительная и
судебная ветви власти – о них первые три статьи). Я – потому что было
интересно и необходимо для оценки. Они – потому что не знать этого нельзя.
Как нельзя не знать наизусть «Pledge of Allegiance» и Преамбулу
Конституции. Как нельзя не знать того, что Джордж Вашингтон – первый
президент Америки, а Статуя Свободы стоит в Нью-Йорке и всегда будет стоять
там, пока в склепе за дверями весом в пять с лишним тонн, которые могут
выдержать силу ядерного взрыва, в строго вымеренной смеси гелия и водяного
пара хранится небольшой сверток, подписанный в 1787 году 39 мужчинами, и
являющийся для любого американца чем-то гораздо большим, чем просто
гарантией демократии их страны, Соединенных Штатов Америки



Литература


1. Американское правительство: единство в многообразии. Под ред. М.Эслера,
Б.Браун, Т.Макаффи, В.Федотовой. – М., 1997
2. Селезнев Л.И. Политическая система США. СПб, 1995
3. Конституция США/Комментарий Л.В.Сморгунова. СПб, 1992
4. The U.S. Constitution And Fascinating Facts About It. Copyright, 1998 by
Oak Hill Publishing Company
5. Peter Woll. Behind the Scenes In American Government. Harpers Collins
Publishers, 1991
6.An Illustrated History Of the USA. Longman Group UK Limited, 1990
7.Internet. http:www.constitutionfacts.com



Содержание


Истоки Конституции США 1787 г. 2

Демократические принципы Конституции:
Власть народа 3
Гарантии прав и свобод человека. Билль о правах 5
Федерализм и суверенитет 6
Разделение властей. Система сдержек и противовесов 8

Историческая эволюция 10

Значение Конституции в жизни американской нации сегодня 11







Реферат на тему: Конституция Франции

Содержание
Введение 3
Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика). 4
Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства. 9
2.1. Конституционно правовой статус. 9
2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства. 13
Заключение 16
Список литературы 17



Введение

Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание
историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших
особый вклад в развитие конституционно- правовой теории и практики.
Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в
преамбуле своей Конституции слова: "Французский народ торжественно
провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального
суверенитета"[1], заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ,
ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав
человека и гражданина.
Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного
регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и
социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере
политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов
носителей конкретных социально-политических ценностей, реальной
социокультурной среды, международной обстановки и внешнеполитических
приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения
содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и
внешней политики государства.
Целью работы является анализ конституции Французской республики, для
решения цели необходимо решить ряд задач, что по сути и будет являться
содержанием нашей работы.
В данной контрольной работе были использованы учебники под редакцией
В.В. Маклакова, М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, а также периодическая
литература.
Франция является демократической страной, а опыт становления
демократии особенно важен для современной России.



Глава 1. Действующая Конституция Франции (характеристика).

Конституцией Франции обычно считается основной закон 1958 г., точнее,
она состоит из трех документов: Декларации прав человека и гражданина 1789
г., принятой во время Великой французской революции (в ней говорится о
некоторых аспектах правового статуса личности, в связи с чем в конституции
1958 г. отсутствует соответствующий раздел); преамбулы конституции 1946 г.,
принятой во время подъема демократического движения после второй мировой
войны (в ней говорится о возможности социально-экономических реформ и о
некоторых социально-экономических правах личности); конституции 1958 г., в
которой есть ссылки на указанные выше два документа и которая прежде всего
регулирует отношения между высшими органами государства. Конституция 1958
г. содержит также ссылки на некоторые международные акты, в которых
участвует Франция (теперь — договор о Европейском союзе 1992 г.), и другие
основополагающие законы (например, об ассоциациях 1901 г.), в связи с чем
отдельные французские юристы включают их в «конституционный блок».
Конституция Франции 1958 г. невелика по объему, хотя она и пространнее
конституции США. В ней наряду с краткой преамбулой содержится 93 статьи,
объединенные в 15 разделов (разд. 13 «О Сообществе» и 17 «Переходные
постановления» отменены в 1995 г.). Это 17-я конституция со времени
Декларации 1789 г.
Конституция была подготовлена и принята в условиях острого
внутриполитического и внешнеполитического кризиса, связанного прежде всего
с борьбой Алжира за освобождение от колониальной зависимости. В этих
условиях президент де Голль, который во время второй мировой войны
руководил вооруженной борьбой французского народа против фашистских
оккупантов, стремясь укрепить политическую стабильность и свою личную
власть, в соответствии с полномочиями, которые ему предоставил парламент
специальным законом, возглавил разработку новой конституции взамен
конституции 1946 г. Делегируя ему эти полномочия, парламент оговорил ряд
условий, касающихся содержания новой конституции: парламент участвует в ее
разработке, имея 2/3 мест в Консультативном комитете по ее подготовке;
сохраняется принцип разделения властей;
правительство ответственно перед парламентом; источником власти должно
быть всеобщее голосование и др. Проект конституции был обсужден в
Консультативном совете и Совете министров и одобрен на референдуме 28
октября 1958 г. Делегированный способ разработки конституции и ее принятие
на референдуме были новым явлением во Франции — все предшествующие
конституции принимались парламентами.
Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции
1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества;
в ней почти нет положений о политической системе (кроме статьи о партиях),
как отмечалось, нет и раздела о правовом статусе личности. Отдельные
положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789
г. (о собственности, о равном налогообложении с учетом состояния граждан),
некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в
преамбуле конституции 1946 г. (обращение в коллективную собственность
объектов, которые приобретают характер национальных общественных служб или
фактических монополий, участие трудящихся в руководстве предприятиями,
свобода труда и обязанность трудиться, профсоюзные свободы, социальное
обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность
ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях
взаимности). В Декларации 1789 г. и в преамбуле конституции 1946 г.
перечислен также ряд личных прав граждан и социально-экономических прав (на
образование, здравоохранение и др.)[2].
Конституция 1958 г., как уже отмечалось, в основном peryлиpyeт
взаимоотношения органов государства. Она провозглашает принцип
национального суверенитета, который осуществляется народом через его
представителей и на референдуме, а также создание французского Сообщества
на базе свободного самоопределения народов колоний (Сообщество фактически
прекратило свое существование десятки лет назад, г юридически ликвидировано
реформой конституции в 1995 г.). Конституция 1958 г. подтвердила девиз
республики: «Свобода, равенство и братство», возникший еще в XVIII в. во
время революции, провозгласила принцип республики: «Правление народа, по
воле народа и для народа» (эта формулировка впервые официально была
провозглашена в США в XIX в.), определила основные условия для создания
политических партий и их роль, провозгласила, что республиканская форма
правления не может быть предметом пересмотра. В конституции определено
соотношение внутреннего и международного права: договоры и соглашения,
ратифицированные Францией, имеют приоритет над внутренним законодательством
при условии взаимности. В соответствии с принципом взаимности в 1992 г.
осуществлена интеграция Франции в Европейский союз.
По форме правления Франция — полупрезидентская, полупарламентарная
республика, по форме территориально-политического устройства — сложное
унитарное государство (Корсика — политическая автономия, Новая Каледония —
ассоциированное государство). Во Франции существует демократический
государственный режим.
Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии.
Сначала проект об изменениях принимается раздельно обеими палатами простым
большинством голосов в идентичной редакции, а затем такой закон
утверждается на референдуме или конгрессом парламента (совместным
заседанием палат) большинством в 3/5 общего числа голосов. На первой стадии
законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии
(независимо от того, референдум это или конгресс) можно лишь голосовать
«за», «против» или воздержаться, что означает, если речь идет о конгрессе,
фактически подачу голоса против, поскольку необходимые 3/5 исчисляются от
общего состава парламента. Вопрос о том, какую форму утверждения применить,
решает президент.
Право предлагать поправки к конституции принадлежит президенту,
который должен делать это по предложению правительства, но на деле
действует самостоятельно, а также членам парламента.
Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он
изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был
включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном
поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме
расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других.
Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне
вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его
проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене
принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об
отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных
положениях[3].
Конституционный контроль во Франции осуществляется двумя различными
органами — Конституционным советом и Государственным советом. Первый
рассматривает конституционность актов парламента, второй — акты органов
исполнительной власти. Основная часть Конституционного совета назначается
тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената
(верхней палаты парламента) и председателем Национального собрания (нижней
палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на
девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета
можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета.
Другая часть Конституционного совета — все бывшие президенты республики.
Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с
должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью
в государственном или частном секторе экономики и с руководством
политической партией.
Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в
парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей,
принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех
изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также
органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за
тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением
референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам
президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он
констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться
президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный
совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их
компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент
республики, председатель правительства, председатели обеих палат
парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60
человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного
процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов
Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается.
Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.
Государственный совет назначается президентом и дает заключения
правительству о соответствии его актов закону, а также оценивает с точки
зрения конституционности акты регламентарной власти. Он имеет также
судебные полномочия, о которых будет сказано ниже.



Глава 2. Конституция Франции о формах государственного устройства.


2.1. Конституционно правовой статус.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной
Республикой”[4]. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон
установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер,
поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава
государства избирается без участия парламента, правительство назначается им
же)[5] и парламентарной республики (правительство несет ответственность
перед нижней палатой парламента)[6].
Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в
руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы
государства и правительства - одно из проявлений конституционно
закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме.
Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти.
Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим
арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также
преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что
президент является “гарантом национальной независимости, территориальной
целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент
обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен
правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент
обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.
Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно
небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат
- Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие
законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг
вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение
вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства.
Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает
определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент
обладает правом контроля за деятельностью правительства.
Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20
[7]Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства
входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие
министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями
отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным
собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством
Национального собрания правительство должно подать в отставку. В
Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него
возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать
исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.
Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение
Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат
до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета,
который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции. Если
Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции,
он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит
наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных
органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти
предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в
некоторых случаях для действий и “через его голову”.
Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и
прямого голосования.[8]
Президент республики избирается абсолютным большинством поданных
голосов. Если оно не получено в первом туре голосования, то в следующее за
ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать
только два кандидата, которые - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в
более благоприятном положении, - окажутся получившими наибольшее количество
голосов в первом туре.
Время голосования устанавливается решением правительства. Избрание
нового президента происходит не менее чем за двадцать и не позднее чем за
тридцать пять дней до истечения срока полномочий президента, состоящего в
должности.
В случае вакантности поста президента республики по какой бы то ни
было причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих
обязанностей, установленных конституционным советом, который запрошен об
этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством
голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются
председателем сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия, -
то правительством.
В случае вакантности и если препятствие объявлено конституционным
советом окончательным, голосование по выборам нового президента происходит
- кроме случая непреодолимой силы - не менее чем через двадцать и не
позднее чем через тридцать пять дней после открытия вакансии или объявления
об окончательном характере препятствия.
Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения
кандидатур, одно из лиц, публично заявивших о своем решении быть кандидатом
по меньшей мере аз 30 дней до названной даты, скончается или у него
возникнут препятствия, то конституционный совет может принять решение о
переносе выборов.
Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него
возникли препятствия, то конституционный совет принимает решение о переносе
выборов.
В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух
кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре до
возможного снятия кандидатур, конституционный совет объявляет о новом
проведении всех избирательных операций; подобным же образом он поступает и
в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов,
оставшихся для участия во втором туре.
Правительство Франции - коллегиальный орган, состоящий из премьер-
министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет
министров - собрание министров под председательством Президента республики,
и кабинет министров - собрание министров под председательством премьер-
министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по
конституции правительству.
Правительство назначается следующим образом: Президент республики
подбирает кандидатуру и назначает премьер-министра. Премьер-министр
подбирает министров и представляет их президенту, который их назначает. При
выборе кандидата на пост премьер-министра президент обладает значительной
свободой. Это его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при
голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии премьер-
министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку партийных
сил в нижней палате парламента.
Парламент состоит из двух палат: нижней - Национального собрания и
верхней - Сената. Пассивное избирательное право предоставляется для
избрания в Национальное собрание в 23 года, в Сенат - с 35 лет. На всех
выборах существует избирательный залог. При выборах депутатов он составляет
1 тыс. франков с кандидата, сенаторов - 200 франков. По официальной версии,
внесение залога объясняется необходимостью покрыть избирательную кампанию
хотя бы частично и в некоторой мере воспрепятствовать выдвижению лиц,
выдвигающих свою кандидатуру не с целью избрания, а с другими целями.
Национальное собрание избирается сроком на 5 лет всеобщим, прямым
голосованием по смешанной мажоритарной системе: в первом туре для избрания
нужно получить абсолютное большинство поданных голосов (от округа
избирается один депутат). Если через неделю никто не получил такого
большинства, то через неделю проводится второй тур. В него допускаются
кандидаты, набравшие в первом как минимум 12,5% голосов от числа
избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре достаточно
получить относительное большинство голосов. В условиях существующей
многопартийности в первом туре замещается незначительная часть мест.
Основная борьба развертывается во втором туре. Возможность блокирования
партий определяет тактику во втором туре. Партии, сблокировавшись,
выдвигают одного кандидата, как правило, снимая остальных.
Верхняя палата - Сенат - формируется по-иному. По мысли учредителей
Пятой республики особые условия образования Сената должны создавать ему
иное политическое “лицо”, чем у Национального собрания. Эта палата
формируется, в основном, трехстепенными выборами. Сенаторы избираются на 9
лет в коллегиях в каждом из департаментов. Палата обновляется на 1/3 каждые
три года, что приводит к уменьшению влияния избирательного корпуса на
состав Сената и не позволяет ему резко менять политический курс.

2.2. Конституционно правовой статус Франции - унитарного государства.

Французская Республика – унитарное государство. Оно делится на
регионы, департаменты и коммуны, которые считаются территориальными
коллективами, и потому в них есть выборные органы самоуправления. Наряду с
этим существуют административные округа, где выборных органов
самоуправления нет и управляет назначенный сверху супрефект. Есть историко-
географические единицы — кантоны, которые не имеют собственных органов
самоуправления и управления, а используются как избирательные округа для
выборов в советы департаментов, иногда в них создаются судебные органы —
трибуналы малой инстанции. Особое положение занимает являющаяся формой
политической автономии Корсика — остров в Средиземном море (там есть
местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий
коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет
избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются
еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный,
культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус
«ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но
в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были
подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не
ставился.[9]
В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента)
избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает
примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия
гораздо шире. Как отмечалось, совет обновляется по частям (на 1/2 через 3
года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый
префект (позже он получил название комиссара республики, но сегодня
используется и прежний термин), а избираемый им председатель совета. Тем не
менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет
общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также
некоторые местные службы министерств.[10]
В регионах, объединяющих 3—5 департаментов (22 в метрополии и 4
заморских региона — Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также
избирается региональный совет (с 1986 г. — прямыми выборами). Он имеет
более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не
распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят
представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица,
назначенные правительством. Исполнительным органом совета является
избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро.
Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж,
Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и
мэрами.
Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-
территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники —
представители государства. В регионе это комиссар республики — региональный
префект (им является по совместительству комиссар самого крупного в регионе
департамента), в департаменте — также комиссар республики (префект), в
округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего
совета, есть су префект. Комиссар республики назначается Советом министров.
Он представляет в своей административно-территориальной единице
правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных
служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет
ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за
поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние
сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В
его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в
округе супрефект.



Заключение


Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов
"великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и
Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая
Конституция Французской республики была принята в 1958 г. на референдуме,
состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит
также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской,
социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед
законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает
все вероисповедания.
Конституция содержит 17 разделов, включающих 89 статей, два раздела
отменены: раздел I. О суверенитете; раздел. II. Президент Республики;
раздел III. Правительство; раздел IV. Парламент; раздел V. Об отношениях
между Правительством и Парламентом; раздел VI. О международных договорах и
соглашениях; раздел VII. Конституционный совет; раздел VIII. О судебной
власти; раздел IX. Высокая Палата правосудия; раздел X. Об уголовной
ответственности членов Правительства; раздел XI. Экономический и социальный
совет; раздел XII. О местных "коллективах; раздел XIII. О сообществе (был
отменен конституционным законом от 4 августа 1995 г.); раздел XIV. О
соглашениях об объединении; раздел XV. О Европейских Сообществах и
Европейском Союзе; раздел XVI. О пересмотре Конституции; раздел XVII.
Переходные положения (был отменен конституционным законом от 5 августа
1995г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Франция является
светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления
конституционализма является важным для современных постсоветских
государств.

Список литературы

1. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под общей
редакцией М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-Инфра-М., 2002
г.
2. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
3. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. М., Юристъ, 2002.
4. А.В. Якушев. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций.
М., “Приор”, 2000.
5. Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М., 2002
6. Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М., 2000 г.
7. Конституционное (государственное) право: справочник. М., 2002
8. Конституционное право: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост.
Богданова Н.А. М., Юрид. колледж МГУ, 2003.
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридических вузов. Т.3: Особенная часть. Страны Европы. / Отв. ред.
Страшун Б.А. - М.: БЕК, 2002.

-----------------------
[1] Конституция Французской Республики // Конституции государств
Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.:
Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. — С. 665.
[2] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридич. вузов.Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун Б.А.-
М.: БЕК, 2002. С. 392.
[3] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для
юридич. вузов. Т.3: собенная часть. Страны Европы / Отв. ред. Страшун
Б.А.-М.: БЕК, 2002. С. 400.
[4] Конституция Франции, ст.2, разд.1 // Современные зарубежные
конституции.- сост. В.В.Маклаков, М., 2002, С. 79
[5] См.: там же, ст.8, разд.2. С. 82.
[6] См.: там жест.20, разд.3 С. 84.
[7] Конституция Франции 1958 г. М., Инфра - М., 2001. С. 204.
[8] Конституция Франции, ст.6. // Современные зарубежные конституции. -
сост. В.В.Маклаков, М., 2002. С. 80.
[9] Конституционное право зарубежных стран, гл. 17 , Чиркин В.Е. С. 427.
[10] Там же. С. 429.




Новинки рефератов ::

Реферат: Основы конституционного строя (Право)


Реферат: Проектирование отопления и вентиляции спального корпуса кадетов в поселке Рассвет (Строительство)


Реферат: Католицизм (Религия)


Реферат: Анализ эксплуатационных качеств и разработка мероприятий на техническое обслуживание судового дизеля 8ЧН20/26 для судов типа «Атлантик 433» (Транспорт)


Реферат: Отчёт об организационно-экономической практике "ГПИ" (Маркетинг)


Реферат: Методические основы уровневой дифференциации при обучении алгебре в классах с углубленным изучением математики (Педагогика)


Реферат: Жизнь и творческий путь Паоло Веронезе (Искусство и культура)


Реферат: Семья как важнейший социальный институт (Социология)


Реферат: Власть мафии (Политология)


Реферат: Время в Трансцендентальной эстетике и Трансцендентальной аналитике Канта (Философия)


Реферат: Александр Блок (Литература : русская)


Реферат: Аудит (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мероприятия по обеспечению БДД. Устройство и регулировка ГРМ автомобиля ВАЗ-2109 (отчет) (Транспорт)


Реферат: Модернизация двигателя мощностью 440 квт с целью повышения их технико-экономических показателей (Транспорт)


Реферат: Изучение перспективных сортов крупноплодной малины в условиях Подмосковья (Ботаника)


Реферат: Организационные структуры управления (Менеджмент)


Реферат: Фашизм (Государство и право)


Реферат: Кодекс РФ и РСФСР об административных правонарушениях - Ответственность военнослужащих. (Военная кафедра)


Реферат: Автоматизированные системы обработки информации и управления (Программирование)


Реферат: Определение реакций опор твердого тела (Физика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист