GeoSELECT.ru



История / Реферат: Казанский Кремль (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Казанский Кремль (История)



Казанский Кремль

Маршрут проходит через древнейшую часть Казани — Кремль.
На месте Казанского кремля, расположенного на мысу высокой террасы
левого берега р. Казанки, первые укрепления возникли в глубокой древности.
К началу 1 тысячелетия до н. э. относятся следы поселения ананьинской
культуры на северо-восточной оконечности мыса. В XII веке, в феодальное
время, здесь основывается булгарская крепость, занимавшая площадь около 20
тысяч кв. м. Юго-восточные ее пределы доходили до так называемого Тезицкого
(купеческого) оврага, а северо-западные и западные ограничивались оврагом,
идущим ныне к Тайницкой башне. Еще в ту пору, очевидно, возникла легенда о
Зиланте — огнедышащем змее, изображенном на казанском гербе.

Татарские легенды и предания об основании Казани сообщают, что на месте,
где был заложен город, якобы было очень много змей и среди них особенно
выделялась большая крылатая змея-дракон. На битву с этим змеем вызвался
богатырь. Долго бились змей и богатырь на коне. Змей-дракон одолел богатыря
и рассек его на шесть кусков, но и сам погиб, раненный отравленным копьем
богатыря.

На самом деле эта легенда имеет более глубокие корни. Такие легенды были
характерны для окраинных крепостей Волжской Булгарии. Змеи-драконы, судя по
легендам, охраняли Чертово городище у Елабуги, город Джукетау у Чистополя,
булгарский город в устье р. Зай и т. п. Очевидно, такие легенды были
придуманы булгарами для устрашения врагов.
По преданиям, в честь победы над драконом его изображение было избрано
булгарским царем в качестве герба города. Первоначально, так же как и на
гербе Биляра — столицы Булгарии домонгольского периода, это было
изображение четырёхногого крылатого существа с высунутым жалом. Такие
изображения сохранились на самых ранних дошедших до нас казанских гербах,
например, на печати Лжедмитрия I и гербовом знамени царя Алексея
Михайловича XVII века. В 1730 году по императорскому указу был утвержден
следующий облик казанского герба — «змей черный, под короною золотою
казанскою, крылья красные, поле белое».
В XIV—XV вв., когда Казань становится центром княжества, размеры Кремля
несколько увеличиваются. Его укрепления уже охватывают всю северную и
северо-западную части современного Кремля, отграничивая, таким образом,
площадь около 60 тысяч кв. м. Кремль ханской Казани (с 1445 по 1552 гг.)
был на треть меньше современного и занимал площадь более 90 тысяч кв. м. В
Кремле, по описаниям современников (князь Курбский, автор «Казанской
истории» и другие), были не только деревянные, но и каменные здания —
мечети, ханские усыпальницы, царский дворец.
Археологическими раскопками в центральной части древнего Кремля выявлены
остатки различных деревянных домов (мастерские кузнеца, меднолитейщика и
пр.), а также древние строительные горизонты каменных построек.
Сама крепость была обнесена деревянной стеной, достигавшей 5-6 м в
ширину и 7-8 м в высоту. Стены сооружались из дубовых бревен, сложенных в
виде срубов, внутрь которых засыпали землю и камень. На стенах стояли
деревянные башни (Аталыкова, Тюменская, Нур-Али, северо-восточная, Большая
въезжая), исполнявшие одновременно и роль охраняемых проездов.
Более двух месяцев (с августа по 2 октября) длилась в 1552 г. осада
Казани. Подожженная со всех сторон, она пала. Следы осады города в виде
мощных углистых полос, отделяющих древние напластования Казани от слоев
второй половины XVI и более поздних веков, также выявлены при
археологических раскопках.
После взятия Казани в 1552 г. Иваном Грозным очертания Кремля
приобретают современный вид. Общая его площадь достигает 120 тысяч кв. м. В
XVI-XVII вв. здесь строится ряд каменных зданий, прежде всего церквей
(Благовещенский собор, церковь Киприана и Устиниа и др.), крепостных
(Спасская, Тайницкая и др.) и сторожевых (Сююмбике) башен. К XIII—XIX вв.
относится сооружение остальных зданий (бывшие присутственные места,
архиерейский и губернаторский дома, училище и пр.).
Кремль в большой степени определял внешний вид Казани и впоследствии.
Вид кремлевских стен и башен позволил Тарасу Шевченко, бывшему в Казани
проездом в сентябре 1857 года, записать в дневнике: «Как издали, так и
вблизи... Казань чрезвычайно живо напоминает собою уголок Москвы..., на
каждом шагу видишь влияние белокаменной...»
Стены и башни Кремля в 1774 г. были свидетелями осады войск Е. Пугачева.
11—12 июля 1774 г. к стенам Кремля тремя потоками — по верхней части
города от Арского поля, по нижней части — от Суконной слободы, через Булак
от Татарской слободы — подошли восставшие. Свои пушки пугачёвцы установили
напротив Кремля у стен Гостиного двора (ныне здание Госмузея ТАССР) и
оттуда открыли прямой наводкой стрельбу по его каменным стенам. Лишь
подоспевшие царские войска вынудили Е. Пугачева снять осаду.
С 1709 по 1917 гг. в Кремле располагались учреждения Казанской губернии,
в том числе и губернаторский дворец. В ночь на 26 октября 1917 г. он был
взят рабочими-красногвардейцами и революционными солдатами, установившими в
Казани Советскую власть.
Осмотр Кремля начинаем со Спасской башни и с южных стен, поставленных
еще в XVI в.
Спасская башня — главная проездная башня кремлевских стен. Начало ее
строительства относится к 1556 г., когда псковские каменщики с мастерами
Постником Яковлевым по прозвищу Барма и Иваном Ширяем, начали возводить
белокаменный Казанский кремль.
Первоначально башня, названная Спасской по находившейся с северной
стороны каменной церкви Спаса, имела в основании квадрат (23x23 м) и
толстые в 2,25 м стены, сложенные из белого камня. Это была невысокая
двухъярусная дозорно-проездная башня, покрытая шатровой крышей с дозорной
вышкой. Устройство последней напоминает дозорную вышку башни Сююмбике и
завершения минаретов татарских мечетей. Проезд был коленчатым с железными
воротами и опускающейся решеткой. Ворота были защищены отводной стрельницей
— галереей, имевшей бойницы, как на соседней крепостной стене.
Почти до середины XIX в. перед башней находился глубокий крепостной ров,
через который к главным воротам вел мост, вначале деревянный подъемный, а с
конца XVIII в. - белокаменный. В конце XVII в. башня надстраивается двумя
кирпичными восьмигранными ярусами и шатром и приобретает современные
очертания. В 1857 г. коленчатый проезд заменяется прямым проездом, ров
засыпается. Еще в конце XVIII в. на башне были устроены музыкальные часы. В
настоящее время работают электрические часы, колокол, который отбивает
время, а вечером и ночью бой часов сопровождается сполохами малинового
цвета. На шпиле башни установлена позолоченная звезда.
От башни вправо и влево идут кремлевские стены, имеющие общую
протяженность 1750 м. Из них 600 м (большая часть в южной, меньшая — в
северной стороне) были выложены псковскими мастерами из белого камня в
1556—1568 гг. Остальные вначале были деревянными, в XVII в. достраивались
из кирпича. Высота стен достигает 6,5 м, ширина 3 м. По наружному краю
верха шла неширокая до 2 м высотой стенка со стрельницами, через которые
можно было наблюдать за неприятелем и отражать его нападение. Для усиления
обороны по углам стен и над воротами были поставлены башни. В XVI—XVII вв.
их было 13, к настоящему времени сохранилось восемь — Спасская проездная,
Юго-западная наугольная, Преображенская, Северо-западная угловая,
Тайницкая, Воскресенская, Консисторская и Юго-восточная. В целом Казанский
кремль в XVI—XVII вв. производил весьма внушительное впечатление. Джеймс
Флетчер, голландский посланник, писал в XVII в.: «Четыре крепости:
Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская — построены весьма хорошо и
могут выдержать всякую осаду, так что их почитают даже неприступными».
В настоящее время казанские реставрационные мастерские ведут реставрацию
кремлевских стен. Уже отреставрирована часть юго-восточного прясла — здесь
восстановлены зубцы и перекрытие верхнего хода по стенам.
Многое видели кремлевские стены — восстание казанских низов в 1611 г.
против бояр, казни крестьян, участвовавших в движении Степана Разина
1670—1671 гг., осаду в июле 1774 г. войсками Е. Пугачева, расстрел
белогвардейцами в 1918 г. казанских коммунистов — Я. С. Шейнкмана, А.
Хатаевич и др.
От Спасской башни к северной оконечности Кремля пройдем по улице
Шейнкмана, длиной около 600 м, названной в честь первого секретаря
Казанского губкома РКП(б), председателя Казанского Совета в 1917—1918 гг.,
посланца уральской партийной организации Я. С, Шейнкмана, убитого в 28 лет
белогвардейцами.

Яков Семенович Шейнкман, революционер-ленинец, соратник и друг Я. М.
Свердлова, прибыл в Казань в августе 1917 года, где сразу включился в
напряженную партийную работу. Я. С. Шейнкман был избран председателем
большевистской фракции Казанского Совета рабочих, солдатских и
крестьянских депутатов. Социалистическая революция застала его в
Петрограде, куда он был вызван по распоряжению ЦК. Шейнкман участвует в
работе следственной комиссии по делам арестованных министров Временного
правительства, царских генералов. Вскоре он возвращается в Казань и в
ноябре 1917 года становится председателем Казанского губернского Совета
рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Все свои силы Я. С. Шейн-кман
отдает напряженной борьбе по организации и упрочению Советской власти в
губернии. Когда 6 августа 1918 г. белогвардейцы и белочехи временно
захватили Казань, он вместе с другими коммунистами был арестован, а затем
расстрелян у стен Кремля.

В XVI—XVIII вв. современная улица Шейнкмана называлась Большой. В XVIII
— начале XIX вв. это была единственная, мощенная камнем, улица города. По
левой ее стороне располагались постройки Спасо-Преображенского монастыря и
церкви Киприана и Устиниа, а по правой — цейхгауз и гауптвахта. Последняя,
надстроенная в XIX в. и сохранившаяся в виде трехэтажного дома справа от
входа в Кремль, служила местом заключения руководителей казанских
большевиков, революционных рабочих и солдат в августе 1918 г.
Далее по правой стороне улицы Шейнкмана тянется длинное двухэтажное
здание с несколькими проездами, построенное в 1780—1785 гг. казанским
архитектором В. И. Кафтыревым и оформленное в типичном стиле казенных
строений конца XVIII—начала XIX вв. Раньше здесь находились присутственные
места и губернское правление.
Примерно в районе первых проездных ворот этого здания в XV—XVI вв.
проходил ров и крепостная стена татарской Казани. Он был еще виден во
второй половине XVI и начале XVII вв. До этого рва в 1568 г. были доведены
с юга каменные стены Кремля. Ото рва на север площадь Кремля расширялась до
260 м и уже имела несколько параллельных улиц — Сергеевскую, Большую,
Дмитриевскую и Благовещенскую.
По левую сторону улицы Шейнкмана почти до конца Кремля тянется
трехэтажное здание, построенное в 40—50-е гг. XIX в. по исправленному
Николаем I казарменному проекту. В 20-е годы XX в. здесь располагалась
татаро-башкирская военная школа, позднее Казанское пехотное училище,
которым командовал Герой Советского Союза генерал-полковник М. П. Кирпонос,
погибший при обороне Киева в 1941 г. Маршал Г. К. Жуков характеризовал М.
П. Кирпоноса как первоклассного командующего войсками. На стене здания в
память о М. П. Кирпоносе установлена мемориальная доска. В XVIII — первой
половине XIX вв. между кремлевской стеной и местом описываемого здания
находился арсенал, где в 1812—1815 гг. располагался один из крупнейших в
России пушечных заводов. Здесь чинились поврежденные пушки, привозимые из
армии, изготовлялись новые орудия и устройства к ним.
Направо по улице Шейнкмана перед небольшим сквером возвышается белое
здание бывшего Благовещенского собора — одного из древнейших сооружений
Казани. Еще в октябре 1552 года через несколько дней после взятия города
Иван Грозный заложил на этом месте деревянную церковь. В 1555 г. была
организована Казанская епархия, а в 1556 г. под руководством псковских
мастеров Ивана Ширяя и Постника Яковлева началось сооружение на месте
деревянной церкви белокаменного пятиглавого шестистолпного собора с пятью
апсидами. Здание было построено к 1562 г., на его возведение, как сообщает
Казанская писцовая книга того времени, было израсходовано «1148 рублей 24
копейки с полушкою, да железа куплено на 100 рублей».
В формах и конструкции собора ощущается влияние стилей псковского
(трактовка апсид, орнаментальная обработка барабанов), владимирского
(архитектура под окнами барабанов и стен) и московского (килевидные
завершения верха стен) зодчества. Внутри здания потолки опирались, как и в
Успенском соборе Московского кремля, на круглые колонны, а переход к
главному куполу оформлен тромпами, характерными для мусульманского
зодчества. Возможно, так были оформлены переходы в большой казанской мечети
Кул-Шариф, имевшей пять минаретов и вмещавшей одновременно более тысячи
человек. Во второй половине XVI века руины этой мечети упоминаются в
письменных источниках рядом с Благовещенским собором. В 1691, 1736 гг.
собор подвергся перестройкам, а в 1835—1843 гг. с запада к собору приделали
огромный пристрой.
Как писал один из историков Казани, «в течение трех веков прикосновение
руки людей, не обладавших вкусом и умением древних наших зодчих», полностью
исказило один из шедевров русского зодчества XVI века. Еще более
безобразный вид он приобрел в XIX веке, когда с восточной стороны собор
переходами соединили с двухэтажным (третий этаж надстроили в 30-е годы XX
в.) архиерейским домом. Южнее архиерейского дома располагалось здание
духовной консистории, которая проводила безжалостную политику
христианизации в Среднем Поволжье.
От здания бывшей духовной консистории на восток открывается панорама
набережной Казанки, улиц Б. Красной, Федосеевской. Среди оставшихся от XIX
в. деревянных зданий, корпусов и стен бывшего Казанского монастыря
возвышаются новые постройки жилых домов, школ, административных зданий.
Непосредственно около стены располагается комплекс зданий казарменного
типа (ул. Батурина, 7), где в XIX — начале XX вв. находилась пересыльная
тюрьма. В XVIII в. здесь стояла обнесенная высоким забором деревянная так
называемая «черная» тюрьма при губернской канцелярии, где был заключен
яицкий казак Емельян Пугачев, бежавший отсюда в мае 1773 г. и возглавивший
большое восстание казаков, крестьян и уральского работного люда. В декабре
1887 г. сюда, уже в каменную пересыльную тюрьму, вместе с 33 другими
студентами Казанского университета был доставлен под охраной жандармов
Владимир Ульянов. В июле 1889 г. после разгрома одного из первых в России
марксистских кружков в эту тюрьму был помещен руководитель кружка Н. Е.
Федосеев, которого впоследствии В. И. Ленин охарактеризовал как
«необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу
революционера». Почти напротив описанного здания от нижней части
кремлевского холма начинается улица имени Н. Е. Федосеева (Федосеевская, в
прошлом Нижне-Федоровская и Засыпкина), в одном из домов которой (дом
Воротникова) 1 декабря 1887 г. проходило конспиративное совещание студентов
университета и ветеринарного института. На нем обсуждался план проведения
студенческой сходки, активным участником которой был и Володя Ульянов.
К северу и северо-востоку от Благовещенского собора находятся сад и
двухэтажное здание. Примерно на этом месте до 1552 г. располагался ханский
двор, огороженный высоким забором, — казанский «вышград». Археологические
раскопки, проведенные в 1973—1975 гг., показали, что здесь же находилась и
древнейшая Казань.
Одним из наиболее примечательных архитектурных памятников Кремля и
Казани является легендарная башня Сююмбике, ставшая своеобразным символом
города. Это сложенная из большемерного красного кирпича, характерного для
XVII века, семиярусная башня высотой в 58 м (70 м над уровнем Казанки).
Нижние три яруса прямоугольной формы. Они завершаются открытыми круговыми
террасами и невысокими парапетами по краям. Первый ярус, занимающий площадь
в 140 кв. м, имеет проездные ворота. Интересно оформление его лицевых стен
колоннами, завершенными, как и в булгарских постройках, капителями в виде
консолей-сталактитов. Четыре верхних этажа восьмигранные, причем шестой
имеет характер усеченного шатрового покрытия, завершенного также
восьмигранной дозорной вышкой-фонарем. Последняя напоминает завершения
татарских мечетей как каменных, так и деревянных. Ближайшие аналогии мы
можем наблюдать в Боровицкой башне Московского кремля, построенной в XVII
в. и являвшейся, как и башня Сююмбике, дозорной вышкой. Археологические
исследования, проведенные в районе фундамента башни, показали, что он
заложен уже в русском слое. Поэтому время сооружения этого великолепного
здания надо отнести к XVII в., может быть, к 1645 г., как об этом писал
татарский просветитель Каюм Насыри. Вместе с тем указанные булгаро-
татарские параллели дают основание полагать участие в его строительстве и
татарских мастеров.
Название башни легендами связано с именем казанской царицы Сююмбике —
дочери ногайского мурзы Юсуфа и жены трех последних казанских царей: Джан-
Али, Сафа-Гирея и Шах-Али. Она была привезена в Казань в 1532 г. и здесь
находилась до 1551 г., когда вместе с малолетним сыном Утямыш-Гиреем была
отправлена в Москву. По описанию очевидцев, «народ казанский с большой
скорбью проводил царицу», мечеть же, где был погребен оплакиваемый ею муж
Сафа-Гирей, была названа мечетью Сююмбике. Возможно, остатки мечети
находились рядом с позднее построенной башней, на которую традиционно и
перешло название.

Есть и более поэтические легенды о названии башни. Одна из них гласит,
что Иван Грозный, услышав о красоте и обаянии казанской царицы Сююмбике,
прислал в Казань послов с предложением ей стать московской царицей. Но
гордая Сююмбике отвергла царскую руку. Разгневанный царь пришел с огромным
войском под город, осадил его. Тогда красавица согласилась выйти замуж, но
в качестве свадебного подарка попросила построить за семь дней в Казани
самую высокую башню. Началось спешное строительство — в первый день
построили первый, самый большой по размерам, ярус, во второй день — второй
и т. д. Наконец, к исходу седьмого дня башня была построена и начался
свадебный пир. Сююмбике попросила разрешение подняться на самый верх башни,
чтобы обозреть город и попрощаться с его горожанами. Когда царица поднялась
на башню, то, не имея сил расстаться со ставшим ей близким и родным
городом, она бросилась вниз, на острые камни. Народ в память о последней
казанской царице назвал башню ее именем.

Ныне силуэт башни часто используется как архитектурная эмблема города —
ее мы видим на открытках, значках, сувенирных изделиях. Башня Казанского
вокзала в Москве более или менее точно воспроизводит башню Сююмбике, что,
очевидно, по замыслу архитектора, должно было указывать направление
железной дороги.
Рядом с башней Сююмбике находится квадратное двухъярусное здание бывшей
дворцовой церкви, построенное, по мнению ряда исследователей, на месте так
называемой Муралеевой (искаженное имя Нур-Али, влиятельного казанского
князя) мечети. На старинном плане Казани 1708 г. на этом месте показана
«церковь, обращенная из мечети». Фундамент здания, сложенный из крупных
отесанных известняковых блоков, напоминает фундамент булгаро-татарских
построек.
В 1849 г. казанский архитектор А. И. Песке произвел реставрацию церкви и
соединил ее крытой галереей с построенным в 1845—1849 гг. по проекту
московского архитектора К. А. Тона (создателя Большого Кремлевского дворца
в Москве) губернаторским дворцом. Это здание построено в характерном для
конца николаевской эпохи ложном византийско-русском стиле. Здесь после
Февральской революции 1917 г. одно время находился Казанский Совет рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов.
От башни Сююмбике в конце улицы Шейнкмана спустимся по пологому склону к
Тайницкой башне. Археологические раскопки показали, что в конце спуска в
XV—XVI вв. проходила кремлевская стена татарской Казани, а на месте
Тайницкой стояла так называемая Муралеева башня с проездными воротами. В
1556—1560 гг. при строительстве нового кремля здесь также была поставлена
проездная башня, названная по имени располагавшейся в башне церкви
Воскресенской. Однако это название вскоре было забыто, поскольку здесь, как
считалось в народе, в 1552 г. от Муралеевой башни был прорыт осажденными
подземный ход к тайному ключу. До 30-х годов XX века этот ключ еще
выбивался несколько восточнее башни. В сентябре 1552 г. тайный ход был
взорван подкопом, проведенным на расстоянии 80 саженей (160 м)от так
называемой Даировой (Тахировой) каменной бани, располагавшейся на берегу
одного из рукавов Булака под городской стеной. По описаниям очевидцев,
подкоп вели в течение 10 дней казаки отряда Ардашева под руководством
английского инженера Бутлера. На десятый день в конце подкопа услышали
голоса людей, ходивших тайным ходом к ключу. Тогда осаждавшие вкатили 11
бочек с порохом и взорвали подземный ход и часть кремлевской стены.
В современном виде Тайницкая башня оформилась в XVIII в. Это
двухъярусная постройка с шатровым покрытием и коленчатым проездом в нижней
части. Под первым ярусом располагалась подземная часть с бойницами,
выходившими в сторону Казанки. Архитектурная обработка башни, особенно
парапета нижнего яруса, относится к XVII в. и напоминает декор парапета
нижних ярусов башни Сююмбике.
Через коленчатый проезд выйдем к набережной Казанки и вдоль кремлевского
откоса пройдем к ул. Баумана. По лестнице с левой (северо-западной) стороны
кремлевского холма подымемся вверх — вновь к кремлевским стенам.
Остановимся наверху. Отсюда открывается красивая панорама Казанки и
заречных районов города.
Небольшая до 1956 г. река Казанка, берущая начало примерно в 80 км
северо-восточнее Казани, в своей приустьевой части в 1957 г. превратилась в
широкое водное зеркало — сюда подошла большая вода водохранилища
сооруженной у Жигулей ГЭС им. В. И. Ленина. В 1952—1957 гг. в Казани,
многие районы которой расположены на низменных местах левого берега Волги,
были проведены большие работы по строительству комплекса сооружений для
защиты города от подтопления. Весь город со стороны Волги и Казанки
опоясался системой дамб, имеющих в основании ширину не менее 30 м, а в
вершине 5—10 м при высоте до 20 м. Для сооружения их было намыто около 10
миллионов кубометров грунта, откосы замощены камнем и забетонированы, а
верхние площадки заасфальтированы.
Каменным островком на водной глади возвышается оригинальный памятник
погибшим воинам, построенный в 1820—1830 гг. по проекту архитектора Н.
Алферова — ученика знаменитых А. Воронихина и Ч. Камерона. Летописи и
предания гласят, что на этом месте, на небольшом холме левого берега
Казанки, примерно в 2 км от Кремля, стоял шатер Ивана Грозного, осаждавшего
Казань. После взятия города все павшие (их не разбирали - здесь были и
русские, и татары, и марийцы) были погребены в братской могиле на этом
холме, получившем название «убогого дома». До начала XIX в. над могилой
стояла деревянная часовня. В 20—30-е годы на средства, собранные по всей
России, под наблюдением казанского архитектора А. К. Шмидта был построен
памятник в виде усеченной пирамиды с квадратным основанием. С четырех
сторон пирамиды выступают порталы, опирающиеся на колонны дорического
стиля. Основание пирамиды было обложено камнем, а в 1951—1956 гг. здесь
были проведены защитные работы, позволившие оставить памятник среди воды.
Продолжим наше путешествие вдоль кремлевских стен. Под нами справа
протянулась улица Баумана, а в далеком прошлом здесь весной — в мае месяце
каждого года бурлила знаменитая казанская ярмарка «Ташаяк» («Каменная
чаша»). По преданиям, в центре ярмарки, на которую съезжались тысячи купцов
из разных стран, стояла большая каменная чаша, куда собирали базарную
подать. К ярмарке из города выходили через Тюменские и Аталыковы ворота.
Между этими воротами и был произведен в конце сентября 1552 г. еще один
взрыв-подкоп.
В память этого взрыва-пролома улица, идущая между кремлевским холмом и
Булаком, получила название Проломной (ныне ул. Баумана).
Пройдем вдоль западных стен Кремля. Некогда они были построены из
толстых дубовых бревен и представляли собой ряд больших срубов шириной до 8
м, заполненных внутри утрамбованной глиной с камнями. Автор-летописец
«Казанской истории» (XVI в.) пишет: «Град же Казань тверд бяше паче меры,
подобен каменной горе, стена дубовая рубленая и в целых древесах, а в
городки сыпав ил да хрящ». На верху стены, имевшей высоту 8—10 м, шли
покрытые крышей стрельницы. В стенах стояли и четырехугольные деревянные
башни с шатровыми завершениями.
В 1556—1560 гг. западная стена вновь возведенного Кремля еще в основном
оставалась деревянной, но к рубежу XVI—XVII веков ее уже отстроили из
кирпича и белого камня. Она представляла довольно сложное для своего
времени военно-инженерное сооружение. Высота ее достигала 8—10 м, а толщина
местами доходила до 6 м. В нижней, наиболее толстой части с внутренней
стороны стены были устроены ниши с арочным верхом и бойницами для пушек.
Рядом с каждой нишей находились специальные камеры, в которых хранились
порох, ядра, бочки со смолой, камни и прочие нужные для обороны припасы. В
верхней части стены через равные промежутки расположены скошенные книзу
щели-стрельницы, через которые вели наблюдения и оборонялись защитники
крепости.
До конца XVIII века на западной стене находилось 5 башен — круглая
северо-западная, круглая безымянная, многогранная, Преображенская-
проездная, круглая юго-западная. До наших дней сохранились три башни —
северо-западная, Преображенская и круглая юго-западная. Круглые башни в
XVIII в. имела вид, восстановленный в настоящее время на основе юго-
восточной башни. Остальные, разрушенные во время осады Кремля Пугачевым, в
начале XIX века были разобраны. Круглые башни в прошлом были без конических
покрытий в так же, как башни Псковского, Новгородского и других кремлей,
послуживших прообразом Казанского, завершались сверху площадкой,
обрамленной по краям зубчатым парапетом. Заделанные следы этого парапета
можно еще заметить при внимательном осмотре верхних частей башен.
Не доходя метров 20—25 до выступающей прямоугольной Преображенской
выездной башни, можно увидеть, что здесь начинается стена, сложенная из
белого камня в 1558—1560 гг. В этом месте кончался кремль ханской Казани и
далее вниз спускалась посадская стена. Почти квадратная в плане
Преображенская башня до конца XVIII века имела проездные ворота, через
которые из Спасо-Преображенского монастыря выезжали на ярмарку (Ташаяк(.
Огибая круглую юго-западную башню Кремля, выходим к Спасской башне и
площади Первого мая.




Реферат на тему: Казанский край в XVII в.

Казанский край в ХXII в.

Колонизация края
После иностранной интервенции и подавления крестьянских волнений с
новой силой проявился
крепостной и национальный гнет. В XVII веке очень интенсивно шло
строительство монастырей.
Около Казани открыты были три монастыря: Раифский, Семиозерный и
Кизический. Всего за XVII столетие основано было более 20 монастырей,
которые отстраивались как крепости и в которых во время крестьянской
войны отсиживались помещики и администрация, чтобы избежать народной
расправы. Под
селом Мамадыш Спасский монастырь в 1617 г. построил острог формально
для защиты от ногайцев, а в действительности от напора тяглого населения
в моменты обострения классовых противоречий. В XVII веке монастыри
превратились в громадные феодальные латифундии. Например, Казанский
Преображенский монастырь по переписи 1646 года имел земли и угодья в 28
населенных пунктах. Национальный гнет царизма, ослабевший в первое
двадцатилетие XVII века, усиливается с новой силой. Некрещеным
помещикам запретили кабалить крещеных и владеть ими. Имущество
некрещеных переходило по наследству в первую очередь к крещеным
родственникам, минуя некрещеных. Эти распоряжения были направлены к
тому, чтобы ослабить экономическую состоятельность некрещеных помещиков и
обращением в православие отвлечь от них их крестьян. С другой стороны,
указы должны были побуждать креститься самих помещиков и всех
крестьян. Царская администрация вновь стала проявлять высокомерие,
пренебрежение к нерусскому населению. Она не стеснялась получать и двойные
ясаки и подношения даже особым сбором в свою пользу.
Помещики незаконно захватывали земли и угодья местного населения, а
русское купечество стремилось не допускать некрещеных к оптовым торговым
операциям не только в городах, но и в селах и деревнях.
После крестьянской войны в начале XVII в. строительство укрепленных
линий, или «засечных черт», стало важной задачей царского правительства,
так как постройка городов не обеспечивала подчинения нерусских народов и
не гарантировала от набегов ногайцев, калмыков и крымских татар.
Сторожевые укрепленные линии должны были обеспечить помещикам
безопасность их усадеб и оборону во время народных восстаний. Возведение
укрепленных линий началось с постройки «Тетюшской черты», которая
проходила около деревни Пролей-Каши на Кильнинский острожек, где
соединялась с ранее возведенной «'Карлинской чертой», проведенной вдоль
речки Карлы, впадающей в Свиягу.
В 40-х годах XVII в. началось строительство Симбирской линии по
направлению к Саранску, на Тамбов, Воронеж и Харьков. Симбирск стал
сильной крепостью. По линии были основаны военные слободы с малыми
крепостями. Вслед за Симбирской ведется постройка Закамской черты,
которая начиналась на левом берегу Волги: Белый Яр -- Ерыклинск --
Тиинск -- Новошешминск -- Кичуев -- Заинек -- Мензелинск. Работы
производились с 1652 до 1656 года. Ногайцы в 1654 г. прорвали линию между
Тиинском и Новошешминском, но ее восстановили, при этом укрепили и острог
Билярск. Для постройки этой линии привлекались татары, чуваши, мари и
удмурты. На сторожевых линиях ежегодно занято было от 3 до 5 тысяч
крестьян, которых мобилизовали по одному человеку с 6 русских и с 3
нерусских дворов. Эти работы были очень тяжелы для ясачников, которые
временами оказывали сопротивление администрации.

Экономика края в XVII в. Сельское хозяйство.
Социально-экономическое развитие Татарии в XVII веке шло по пути общего
развития России. В это время наблюдается усиление мелкотоварного
производства в городах и промышленных селах, возникают зачатки
капиталистических 'мануфактур. Эта общая линия развития происходила в
условиях господства феодально-крепостнического строя. В этот период в
Татарии окончательно сложились поместно- вотчинное, церковно-монастырское,
дворцовое и ясачное землевладения. Поместно-вотчинное землевладение русских
и татарских служилых людей увеличилось более чем в два раза. В 1646 г.
только в Казанском уезде русских помещиков было 334. Значительно выросли
монастырские земли: в разных местах Казанского и Свияжского уездов
монастырям и архиерею принадлежало более 50 сел и деревень. Очень много
было дворцовых земель, большая часть которых переходила к служилым людям.
Самым значительным было ясачное землепользование. После
крестьянской войны русские помещики переводили крепостных из
центральных уездов и привлекали беглых кресть ян, которых было много тогда
в Поволжье. Администрация не так сурово преследовала беглых, так как
русские крестьяне являлись оплотом владычества России. Помещики стремились
наладить свое хозяйство таким образом, чтобы привлечь больше крестьян. Это
достигалось введением сначала оброчной системы эксплуатации, а потом уже
оброчники переводились на барщи ну. Такая тактика имела своим следствием
заметное развитие производительных сил: распаханы были многие переложные
и поросшие лесом земли, построены сотни крупных мельниц, трехполье
стало преобладающей системой хозяйства. Многие крестьяне в малоземельных
поместьях стали заниматься ремеслом: деревообделочным, гончарным,
валяльным, кожевенными салотопенным и др. Охота и рыболовство приобрели
товарный характер.
Землевладение и землепользование татарских помещиков отражено в
писцовых книгах 1646 года. По Свияжскому уезду записано 498 помещиков, из
которых 378 не имели крестьян. У многих помещиков жили бобыли и соседи.
Служилые татары имели поместья в 136 селениях.
То же самое наблюдалось в 1646 г. и в Казанском уезде. Писцовая
книга отметила 619 дворов татарских помещиков, из которых 449 совсем не
имели крестьян и бобылей, а у осталь ных 170 человек записано 575 дворов
крестьян и людей в них 1672 души. Кроме того, были бобыли, дворовые,
задворные люди, соседи и наймиты. Большинство наймитов было у служилых
татар, у которых в основном практиковались феодально-
арендные отношения. В этом заключалась особенность татарского поместья. А
так как подавляющее большинство служилых татар крестьян и бобылей не
имели, то это сближало их в классовой борьбе больше с
антикрепостническими элементами, то есть с ясачниками.
В самом начале XVII века писцовая книга Ивана Болтана зафиксировала
до 50 крупных татар-помещиков, а в половине XVII века их было вдвое меньше.
Нет сомнения, что это - результат национальной политики царизма, которая
направлялась на то, чтобы служилых татар свести постепенно на положение
ясачных; поэтому так много было служилых, но не «верстанных поместьями».
Это подтверждается положение служилого Урукчея Утешева, который «живет за
Богданом мурзою Яушевым, наймуя пашенные земли», а «не верстан де за
бедностью».
У татар-ясачников хозяйство было земледельческое. Их наделы, например,
в Свияжском уезде равнялись 10
четвертям (5 десятинам) пашни в одном поле и 10 десятин лугов (100 колен
сена). В лесах ясачники имели бортные угодья. Лес отводился для всей
общины. С целого ясака платили 2 алтына 4 деньги и 20 пудов хлеба.
Ясачные татары платили ясак деньгами и натурой. Натуральные взносы
предусматривались хлебом, медом, пушниной. В ясачных хозяйствах
преобладала трехпольная система. В середине XVII века перелог начительно
уменьшился. Если в XVII веке товарную продукцию составляли сено и лес,
то со второй четверти XVII века товарную продукцию составило зерно.
Доказательством тому служит оптовая хлебная торговля, перешедшая в руки
купцов, которые скупали хлеб у скупщиков, действовавших по деревням.
Ясачное хозяйство татар не было исключительно зерновым: кроме хлебных
продуктов и льняного семени, на рынок шли мед и воск, беличьи, лисьи и
куньи меха, кожи, овчины и козловые шкуры.
Во второй половине ХVII века количество земли на душу уменьшилось, а
платежи сильно возросли. На ясак в 1685 г. полагалось меньше земли: 24
чети в трех полях вместо 30; лугов считалось на ясак 8 десятин вместо 10-
ти. В деревне Черемышевой не было ни одного ясачника, платившего целый
ясак. Если хозяйство полуясачника трудно признать 'рентабельным, то более
мелкие хозяйства были очень слабые и толкали ясачников на развитие ремесла
и торговли.

Города и промышленное развитие
Социальный состав населения казанских городов был сложный. По
переписной книге 1646 г. Казань стала большим городом, в некоторых
отношениях превзошла даже соседний Нижний Новгород. Население города
доходило до 17 тыс. человек. Служилых людей, администрации и духовенства
было До 3000 душ, что
составляло меньшинство перед посадским тяглым населением, составлявшим
2597 дворов с населением почти в 10400 душ. Вокруг Казани возникли многие
слободы: Засыпкина, Горшечная, Кирпичная, Ямская, Ягодная, Козья и
Кизическая. Казань стала крупным административным и экономическим
центром, в
котором сосредоточены были многочисленные производственные и торговые
предприятия. Тяглое посадское население состояла из купцов, ремесленников,
торговцев, бобылей, соседей и наймитов.
В 1654--1656 гг. тяглое население города стильно пострадало от
«морового поветрия» (чума), потеряв несколько тысяч человек. Прочие
города были значительно меньше Казани. Самым Крупным городом после
Казани был Лаишев - 1736 душ, который еще не потерял своего военного
значения, так как гарнизон
состоял из 776 душ.
В Свияжске население было 903 души, а в Тетюшах - 906 душ, но если
в Свияжске посадских и бобылей было подавляющее большинство, то в Тетюшах
первое место занимали стрельцы и казаки, а посадских и бобылей было лишь
345.
Таким 'образом, городское население в 'половине XVII века было весьма
незначительным, но растущим.
Промышленное развитие в середине XVII века шло по пути роста
мелкотоварного производства на рынок.
В Казани мы наблюдаем очень много различных производств. Переписная
книга 1646 г. зарегистрировала здесь 4460 ремесленников. В XVII веке и
добывающая и обрабатывающая промышленности в связи с запросами
внутреннего всероссийского рынка и более глубоким разделением общественного
труда принимают новые формы и более глубокую специализацию с целью
производства товаров на рынок. Так, возникновение капиталистической
мастерской в городах знаменовало собою создание условий для зарождения
капиталистического способа производства, а рост наемных рабочих в
мастерских вел к возникновению капиталистической мануфактуры.
В пищевой мелкой промышленности были заняты ремесленники из 149
дворов. Пищевики представлены по 28 специальностям. Это обстоятельство
указывает, что шло интенсивное разделение труда: хлебников было 27 дворов,
Калашников --26, пирожников --7 и т. д. Большинство пищевиков создавало
семейную кооперацию, работающую на рынок. Таких пекарен .было 120.
У Минки Макарьева в овощном хозяйстве были заняты сын и двое
крепостных его людей. Это уже не семейная кооперация, а крепостное
хозяйство типа мастерской, тесно связанное с рынком. Но хозяйств с
крепостным трудом было только три.
У С. Иванова-калашника работало два наймита и «приемыш:». Семейная
кооперация выросла в этом случае в капиталистическую мастерскую,
изготовлявшую калачи для рынка. Таких мастерских в переписной книге 1646
г. по Казани указано 30, количество наймитов доходило до 4 человек.
Следовательно, двадцать процентов предприятий мелкой пищевой промышленности
носили капиталистический характер да и многие
мастерские типа семейной кооперации были на этом же пути. Во второй
половине XVII века количество капиталистических мастерских увеличилось.
Довольно значительная специализация и в кожевенном производстве:
кожевников указывается 46 дворов, строгальщиков-27, сапожников и
башмачников -- 64, сыромятников -- 15, овчинников -- 15, скорняков -- 20,
бобровников--4 двора, пушников -- 6 дворов и т. д. Мастеров-одиночек и
мастерских типа семейной кооперации значится 162 производства. Три
мастерских эксплуатировали холопов и крепостных; у одного хозяина работал
купленный татарин, у другого--ногаец, а у третьего - 5 дворовых, 2
крепостных и 1 наймит. Тринадцать мастерских имели только наемных
работников. Такие мастерские пока составляли малый процент всех
предприятий, но будущее было за ними.
Следовательно, кожевенная промышленность в общем была в сфере
феодального способа производства, но с XVII века началось возникновение
капиталистических мастерских и рост наймитов, которые представляли собою
лишенных средств производства специалистов-кожевников. Писцовая книга
1646 г. указывает 129 дворов текстильщиков, 80 дворов металлистов, 34 двора
химического производства, 41 двор деревообделочников и т. д.
В дополнение к этому следует иметь в виду промышленные слободы и села,
где и ремесло и мелкая промышленность составляли главное занятие
населения. Архивные материалы позволяют констатировать, что из 37 сел
митрополичьих 17 были промышленными. В селе Дмитриевоком (Ятодная слобода)
было 35 дворов крестьянских и 85 бобыльских. Среди 'бобылей были
плотники, горшечники, сапожники, овчинники. В 1678 г. появились
сафьяннкюн, сыромятники и крашенники. Особенно 'много 'было кожевенных
мастерских.
Село Архангельское под Казанью состояло из 26 бобыльских дворов,
принадлежавших преимущественно кожевникам и сыромятникам. В деревне
Аметьевой изготовляли одежду и рукавицы. В селе Омарах действовали
капиталистическая кузница с наемными рабочими и скорняжная мастерская. В
селе Кирельском Свияжского уезда развилась кожевенная промышленность.
Овчинники и санники были в Матюшкином починке. Многочисленные ватаги
рыболовов были в селах Богородское. Капердико. Рыбная Слобода. Татарские
деревни Атня и Алаты тоже известны были кожевенным производством. У татар
было разиню швейное дело.
С 40-х годов XVII в. стали возникать предприятия типа мануфактуры, в
которых было сосредоточено большое количество работников. В Казани и
Кукморе появились медеплавильные «заводы». Ими руководил присланный из
Москвы мастер Онофреев. На этих мануфактурах работало более сотни
рабочих из крестьян.
Около села Спасского помещик выделил до 200 крепостных крестьян для
производства селитры. Это предприятие действовало и в XVIII столетии.
Начали возникать мануфактурные предприятия и у частных лиц: у купцов,
крестьян и посадских. На казанской мельнице у ее арендатора было 18
наемных рабочих. На квасоварном заводе наемных было 12 человек, не считая
подсобных. В Услоне действовала судостроительная артель. Некоторые
кожевенные и мыловаренные мастерские, увеличивая оборудование и
производство, вырастали в крупные мануфактурные предприятия.
В конце первой половины XVII в. действовала доменная печь с двумя
горнами «выше Мурзинской слободы на Каме», построенная татарином
Тумашевым, а в конце второй половины XVII в. началось производство
кирпича в Казани. Мануфактуры частных лиц были капиталистическими.
Свободный труд в мелкотоварном производстве Казани был почти вдвое сильнее
крепостного. Резервом для найма были 405 дворов бобылей.
Анализ 1034 дворов посадских товаропроизводителей приводит к выводу,
что 829 дворов работали на рынок. Феодальное ремесло уступает место
мелкотоварному производству на рынок. Это производство от семейной
кооперации переходило к капиталистической мастерской, выражая стремление к
укрупнению.
Казанская мелкая промышленность половины XVII века убедительно
доказывает, что в товарном производстве капиталистический способ
производства уже возник в мелкотоварных мастерских. Преобладают
количественно мастерские ремесленников, работающих по заказу, и мастерские
семейной кооперации, работающие на рынок. Капиталистическая мастерская
появляется тогда, когда семейная кооперация, работая на рынок и следуя его
запросам, пополняется наемными работниками. Документы подтверждают наличие
в половине XVII века капиталистических мастерских как в городе, так и в
слободах и селах, но еще в небольшом количестве. В. И. Ленин
подчеркивает, что «семейная кооперация» является, таким образом, основанием
капиталистической кооперации. Само собою разумеется, конечно, что этот
«закон» относится только к самым мелким товаропроизводителям, только к
зачаткам капитализма; этот закон доказывает, что тенденция крестьянства
состоит в превращении в мелкого буржуа. Тем более это можно отнести к
капиталистической мануфактуре, так как она представляет собою
расширенную мастерскую с увеличенным числом работников, которую
возглавляет капиталист-буржуа.
Зародившееся капиталистическое производство начало действовать и на
формирование классовой структуры общества. Капиталистическое
мелкотоварное производство с самого начала своего возникновения заявило
требование на свободный труд, требование ликвидировать крепостничество,
так как рынок рабочей силы не мог сформироваться без этого условия. В
ответ на это господствующий класс в лице феодального правительст ва стал
усиливать и расширять крепостное право. Конфликт между производительными
силами и производственными отношениями обострил классовую борьбу.
Феодальный строй начинал приобретать консервативный характер. Будущее
было за капиталистическим способом производства, который шел на смену
феодальному.

Торговля
Торговля а XVII аеке развивалась успешно. Значительное развитие
производительных сил края, интенсивный рост ремесла и мелкой
промышленности, наконец, очень удобное географическое положение на
важнейших путях сообщения еще в XVI веке выдвинули Казань как экономи
ческий и торговый центр обширного края, связанного с Москвой, Вятским
краем, Уралом и Сибирью, с Ногаями и Крымом, с Персией, Хивой и
Бухарой. В XVII столетии связи торговые расширились: Киев, Смоленск,
Ярославль, Тверь, Кастрома, Великий Устюг, Архангельск посылали свои
товары в Казань и покупали казанские. Многие иногородние купцы имели
постоянную торговлю в Казани, посылая сюда своих приказчиков.
В ХXII веке из Казанского края много вывозилось хлеба, льняного
семени, мяса, рыбы, кожи, овчин, козловых шкур, мехов, меда и воска. Из
Сибири поступали дорогие меха, с юга--соль, фрукты и вино, из
Архангельска—заграничные промышленные товары, из Москвы--товары
русского промыш ленного производства.
Торговля Казани как центра обширного края в XVII веке со всей
очевидностью доказывает слияние местных рынков в единый национальный
всероссийский рынок. Таможенные книги Московского государства
подтверждают, что уже в ЗО-х годах XVII в. определилась большая группа
Казанцев, состоящая преимущественно из русских торговых людей, державшая в
своих руках оптовую торговлю с северными центрами страны. Вместе с ними
деятельное участие принимали карийские татары, жившие в бассейне Вятки. Во
второй половине XVII века на рынках Устюга и Сольвычегодска вместе с
русскими появляются варзинские (елабужские), казанские и уфимские татары.
Возникли новые заготовительные и скупочные центры как
чебоксарский, козьмодемьянский, мензелинский, варзинский пьяноборский,
сарапульский. Торговцы-оптовики появляются не только из городов, но п из
сел: Кукарка, Мамадыш, Елабуга, Салмачи, Клыки и др.
Подъем производства и торговли наносил сильный удар господству
натурального хозяйства, особенно в городах и в промышленных слободах и
селениях, охватывая не только хозяйства русских, но и татар, чувашей,
мари и удмуртов. Это свидетельствует о прогрессивном хозяйственном развитии
многонационального Казанского края. Законы экономического развития
неуклонно 'вели к новым успехам товарно-денежных отношений и подрыву
феодального способа производства. В этих условиях происходило постепенное
слияние местных рынков в один национальный внутренний рынок, связи внутри
которого все более приобретали капиталистический характер. В. И. Ленин
писал: «Только новый период русской истории (примерно с
XVII века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких
областей, земель и княжеств в одно целое». Это слияние «вызывалось
усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным
обращением, кон центрированием небольших местных рынков в один
всероссийский рынок.
Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы,
то создание этих национальных связей было ничем иным, как созданием
связей буржуазных.

Татаро-башкирские восстания
Классовая борьба в XVII веке имела очень широкий размах в
предедах современной Татарии и в ее соседних областях. Начиная с побегов
помещичьих крестьян, с мелких выступлении против помещиков и монастырских
'властей, 'начиная с отказов ясачников платить налоги и выполнять
налагаемые повинности, классовая борьба во второй половине XVII 'века снова
достигла высшей своей формы -- крестьянской войны под предводительством
Степана Разина.
Как особенность Камско-Волжского и Уральского края, необходимо указать
башкирские восстания, направленные против колониальных захватов и
эксплуатации, в которых горячее участие принимали татары, мари, удмурты
и мордва.
В 1645 г. башкиры и татары сожгли Мензелинскнй острог. Это был
вооруженный протест против действий царской администрации, основавшей этот
острог на башкирской земле и открывшей путь для русской помещичьей
колонизации в этом районе.
Весьма значительное башкирское восстание происходило в 1661--1665
гг. Отзвуки его выразились в отдельных вспышках в 1666 и 1667 гг. Кроме
башкир, в восстании участвовали татары, мордва, мари, чуваши и Маней
(вогулы). Вспыхнув в Кунгурском и Соликамском уездах, восстание
распространилось, от зауральской Башкирки на востоке до берегов Волги на
западе. Хотя восстание в Поволжье носило не столь
упорный характер, но все же под Уфой и вдоль закамской укрепленной линии
было весьма неспокойно. Калмыки и ногайцы совместно с башкирами ходили
под Уфу, Мензелинск и Шешминск.
Движущей силой восстания были башкиры, ясачные татары, тептяри, то есть
податные и тяглые люди. И хотя башкирские феодалы и тарханы дважды
сговаривались с русскими властями и прекращали борьбу, восстание народных
масс не прекращалось. В 1667--1669 гг. происходят набеги башкир на городки
Шешминск, Билярск, Ерыклинск, село Садилово и вотчину Черемшан,
окрестности городов Самары и Саратова. В 1670 г., когда развертывались
действия Степана Разина -на Волге, башкиры перебирались на правый берег
Волги и доходили почти до Пензы, оттягивая на себя царские войска, которые
направлялись на борьбу со Степаном Разиным.
Башкиры и татары готовы были поддержать Разина, так как у них
классовый враг был один и тот же. Но массовой поддержки крестьянской
'войне они не могли оказать вследствие того, что восстание не охватило
левобережья Волги. В течение последних 6 лет они уже были обескровлены
карательными походами царских войск. Татаро-башкирские восстания были лишь
прелюдией к более мощному движению.







Новинки рефератов ::

Реферат: Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 20-е - 30-е годы (История)


Реферат: Голодомор 32-33 років (голод на Украине в 32-33 гг.) (История)


Реферат: Автогрейдер (Транспорт)


Реферат: Невербальні засоби комунікації (Журналистика)


Реферат: Векторная графика (Компьютеры)


Реферат: Суицид (Социология)


Реферат: Психология формирования трудового коллектива - увольнение с работы (Менеджмент)


Реферат: Деятельность азербайджанской буржуазии в 1905 году (История)


Реферат: Законотворчество и механизм реализации законов (Теория государства и права)


Реферат: Последние века Римской империи: истоки формирования западноевропейской средневековой цивилизации (История)


Реферат: Глагол "to have" со значением "иметь" (Иностранные языки)


Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства (Менеджмент)


Реферат: Библиография (История)


Реферат: Археология. Бронза (История)


Реферат: Шанс Атлантиде (История)


Реферат: ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Право)


Реферат: Применение компьютера в педагогических исследованиях (Педагогика)


Реферат: Объективные причины октябрьской революции 1917 г. (Государство и право)


Реферат: Иеронимус Босх (Искусство и культура)


Реферат: Развитие новых жанров искусства, как технической революции (Культурология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист