GeoSELECT.ru



Религия / Реферат: Буддизм. История развития (Религия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Буддизм. История развития (Религия)



План



1. Что такое религия?
2. Когда и где возник буддизм?
3. Первоисточники
4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды
5. Его биография и происхождение
6. Первая проповедь и первые ученики
7. Деятельность Будды
8. Община
9. Отшествие Будды в Нирвану
10.Учение Будды
11. Истина о четырех отделах
12. Интеллектуализм буддийской этики
13. Любовь в буддизме
14. Отрицательный характер его заповедей
15. Нирвана
16. Буддийская община
17. Образ жизни монахов
18. Зародыши культа
19. Распространение буддизма
20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны
21. Переход к христианству
22. Значение мировых религий



Буддизм
1. Что такое религия?
Религия является одной из древнейших и основных (наряду с нау-кой,
образованием, культурой) форм духовной культуры. В совре-менной науке
популярно определение религии, исходящее из приз-нания ее основой веры в
Бога (“религия есть вера в Бога”). Наряду с ним, широкое распространение
имеют другие подходы к понима-нию сущности религии: религия есть система
взглядов, в основе ко-торых лежит понятие священного, святого, религия есть
одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружаю-щему
миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важ-нейшие
особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира.
Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т.е. убеждения в истинности основ религи-озного
учения;
2) знания наиболее существенных положений вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности, содержа-щимся в
религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, представляемых к повседнев-ной жизни
человека;
Существуют различные типы религий: монотеистические, поли-тистические;
ритуальные и религии спасения, национальные и ми-ровые.
Главные мировые религии в современном мире – христианство, ислам,
буддизм
Крупнейшие религии сегодня:
Христианство – 1024 млн. человек
Ислам – 529 млн. человек
Индуизм – 478 млн. человек
Конфуцианство – 305 млн. человек
Буддизм – 268 млн. человек
Синтоизм – 60 млн. человек
Даосизм – 52 млн. человек
Иудаизм – 14 млн. человек
2. Когда и где возник буддизм
Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до нашей эры являясь,
таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В
это время в Индии уже сложилось классовое общество, существовал ряд
государств, экономической основой ко-торых была эксплуатация членов
земледельческих общин. Острота классовых антагонизмов усугублялась
существованием оастовой системы.
Представители высшей оасты – брахманы играли важную роль в общественно-
политической жизни. Религия брахмаизма освещала существующее оастовое
деление.
3. Первоисточники.
Возникновение буддизма связывается с жизнью и проповедничес-кой
деятельностью Сиддхартхы Гаутамы Будды. Некоторые буддо- логи прошлого века
отрицали историчность Будды. Большинство исследователей полагают , что нет
оснований подвергать сомнению действительное существование основателя
буддизма.
Согласно легендам, Будда родился в 560 году до нашей эры. Местом
рождения считается северо-восток Индии. Он был сыном главы иммени шаньев. В
29 лет , пораженный фактом обилия пере-живаемых людьми страданий, Гаутама
расстался со всеми благами и соблазнами роскошной жизни , оставил жену с
малолетним сы-ном и отправился странствовать. Наконец , в некий момент ,
Гау-тама , сидя под деревом , внезапно узрел истину , и именно с этого
момента стал Буддой, то есть просветленным, озаренным, умудрен-ным. Умер в
480 году до нашей эры, положив основание многолюд-ной церковной организации-
сангхе. Эта легенда не может претен-довать на точность во всех деталях.
Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произ-ведений ,
вошедших в состав классического свода буддизма-типи-така это слово
обозначает на языке кали ”три сосуда”. Типитака была кодифицирована около
III века . В качестве источника по древнему буддизму являются эпические
поэмы Мивагхаим, относя-щиеся ко II веку . Большое значение имеет
изобразительный мате-риал , содержащийся на стелах и других сооружениях.
4. Вопрос об исторической достоверности личности Будды
В истории изучения буддизма были попытки доказать мистич-ность образа
Будды и этим сделать необъяснимым сам факт образо-вания этой мировой
религии. Попытки эти связывают с именами голландского исследователя Керна и
французского индолога Сена-ра. Сенар с подавляющей ученостью и эрудицией
пытался изло-жить биографию Будды, как солнечного героя, объясняя все под-
робности его жизни мифологическим описанием фактов метеоро-логических и
космических.
5. Его биография. Происхождение
Будда происходил из рода Сакиев, владевших небольшим госу-дарством у
Петальских гор. Его рождение было ознаменовано не-обычайными знамениями;
брахманы предсказали отцу, что сын его будет великим царем, если останется
в миру, и сделается Буддой, освободителем вселенной, если уйдет от мира.
Аскет Девала при-шел взглянуть на божественного младенца и, предсказав ему
вели-кое будущее, возблагодарил богов, удостоивших его дожить до появления
Будды.
В 16 лет он женился на прекрасной Ясодхар, победив своих со-перников в
стрельбе из лука и других состязаниях. Жизнь его про-ходила счастливо,
среди всякого изобилия и богатства. Отец нароч-но окружал его всевозможной
роскошью и радостями, чтобы убе-речь его от монашеского пути. Но однажды,
во время первого выез-да из дворца Сиддарта, он впервые увидел старика,
больного, мерт-веца и монара. Это зрелище взволновало царевича и натолкнула
его на мысль о страдании. Ему представилась необходимость найти ис-тенное
блаженство для того, чтобы спасти и себя, и свою милую Ясодхару, и все
страдающее человечество. Однажды ночью, после вещего сна, он принял решение
уйти от своей прежней жизни, от почета и славы, роскоши и богатства, от
родителей и любимой же-ны. Незаметно он выходит за ворота дворца, надевает
желтый плащ нищего монаха и сливается с бесконечной толпой, которая бродит
по пыльным, белым дорогам Индии. В это время царевичу было 26 лет. Прошло
семь лет, пока он нашел себя, почувствовал себя и скупленным Буддой и
искупителем человечества.
Сначала он обратился к мудрецам-монахам и вверил в себя их ру-ководству,
но не получил от них ничего. От них он пошел бродить по стране Магадха и
пришед в Урувелу. Шесть лет провел Гаутала в этом лесу, усиленно постясь,
ожидая небесного просвещения. Ви-дя его аскетические подвиги, пять его
товарищей ждут от него чу-дес и хотят стать его учениками. Тело его
обезобразилось от поста и истязаний, а он чувствовал себя далеко от цели.
Тогда он оставил этот путь и стал принимать пищу.
И вот однажды, сидя под деревом, он понял всю истину. Двадцать восемь
дней Будда провел под деревом, размышляя над тем, что от-крылось ему в
интуиции. По прошествии этого срока, приступил к нему искуситель злой Мара
и пытается отвратить Будду от дела со-вершения человеческого спасения.
Зная, что Будда непобедим зем-ными желаниями, Мара избирает другой путь. Он
советует святому отойти в Нирвану, удовлетвориться спасением для себя. Но
Будда побеждает этот величайший соблазн всех святых и аскетов и твердо
отвечает Маре, что войдет в Нирвану только тогда, когда его святой закон
процветет, увеличится и распространится по земле и будет возвещен всем
людям через его ученикам, монахов и монахинь.
6. Первая проповедь и первые ученики
Утвердившись в своем намерении проповедью спасти людей, Будда
направился в Бенарес. Он хотел, прежде всего, просветить тех пятерых
монахов, которые спасались вместе с ним в лесу Уру-вела.
Пять монахов с радостью выслушали его и приняли от него пос-вящение.
Скоро к этим ученикам присоединились еще новые, и, когда их число возросло
до шестидесяти Будда послал их на пропо-ведь. Сам учитель отправился в
Урувелу, где обратил на путь спа-сения многих брахманов и светских людей.

7. Деятельность Будды
Вся последующая жизнь Будды была наполнена путешествиями и проповедью.
Три месяца в году (дождливый период) Будда и его ученики отдыхали в какой-
нибудь из убежищ, отведенных им бога-тыми покровителями. Сюда собирались со
всей Индии почитатели Будды, спешившие услышать проповедь спасения от
самого учите-ля и пожить около него. Из таких мест Будда особенно любил ог-
ромный парк Джетавану, подарок одного купца, прославленный во многих
произведениях буддийской литературы. О нем говорил один буддийский поэт:

Джетавана прелестный сад, .
Где ходили толпы
мудрецов,
Где жил
царь истины –
Место, где было радостно
моему сердцу.

Остальное время Будда и его ученики бродили по Индии, глав-ным образом,
в районе восточных государств Индостана. Слава его распространялась по всей
Индии и встречи с ним искали не только монахи, но и цари, принцы, царские
сановники и богатые купцы.
Результатом этих бесед обычно было приглашение Будды со всеми учениками на
обед. После обеда, во время которого прислуживает сам хозяин со своим
семейством, Будда произносит какое-нибудь поучение
Когда таких приглашений не было, Будда по древнему монашес-кому обычаю
отправлялся в соседнюю деревню за милостыней. Он делал это вместе с
учениками после обычной утренней беседы с ни-ми и духовных упражнений.
После обеда наступало время отдыха и сна, пока не спадал жар и не наступал
вечер, когда после “свя-щенного молчания”, опять начинались шумные
посещения друзей и поклонников.
8. Община
Надо полагать, что община учеников Будды еще при жизни учи-теля была
тесно сплоченным орденом, имевшим свои правила и ор-ганизацию.
Дело в том, что техника монашеского общежития была выработа-на в Индии
задолго до Будды, и по внешнему своему виду Будда со своими учениками мало
отличался от многочисленных монашеских общин тогдашней Индии.
Внешними признаками учеников Будды было желтое платье и бритая голова;
ученики отрекались от семейных связей, от собст-венности и соблюдали
строгое целомудрие.
В общине не было различий каст и монашеское платье сглажива-ло различия
между рабом и господином, отверженными Судрой и Брахманом.
Господствующее настроение общины первых лет было состояние спокойной
уравновешенности, переходящей в тихую, сосредото-ченную радость.
Состояния экстатической восхищенности были единичными слу-чаями и общей
жизни буддийских монахов не характеризовали. Все они отличались полной
чистотой, душевным миром и преданнос-тью Будде.
Мы напрасно стали бы искать в буддийских источниках характе-ристику того
или иного ученика: все они на одно лицо, все говорят одним языком,
отличаются одними добродетелями и занимаются одинаковой деятельностью.
История, правда, называет имена более близких учеников Будды, но это не
делает их личностями: они оста-ются типами буддийских святых, убивших все
свои индивидуаль-ные свойства за одно со всеми страстями, желаниями,
симпатиями.
Рядом с монахами, вступившими в общину и давшими обеты, сто-яли светские
люди, принимавшие его учение, но оставшиеся в миру не порвавшие с семьей,
собственностью. Они служили общине по мере своих сил своими дарами. Среди
таких верующих мирян были цари, князья, брахманы.
Кроме мужчин, в орден принимались и женщины. Каково же бы-ло их
положение среди монашествующих?
Вот несколько буддийских текстов, рисующих отношение Будды к женщине:
- Как нам, Господи, - спрашивает ближайший ученик Будды Ананда, - вести
себя с женщинами?
- Избегайте ее вида, Ананда, - отвечал Будда.
- Но если мы ее увидим, что нам делать?
- Не разговаривайте с ней
- Но если мы уже заговорили с ней?
- Тогда будьте осторожны
И все-таки Будда должен был уступить настояниям женщин и при-нять их в
общину, но положение их всегда было унизительно-под-чиненное; их только
терпели, несмотря на их чрезвычайную пре-данность общине и неустанную
работу на пользу братии. Вот просьба одной из его страстных
последовательниц, некой Висакхи:
- Я желала бы, Господи, всю свою жизнь давать общине дождевые платья,
давать пищу чужим проезжающим монахам, кормить стран-ствующих монахов,
кормить больных братьев, ухаживать за боль-ными, давать им лекарства,
раздавать ежедневно рис и подарить общине монахинь купальные костюмы.
Будда, который сначала заявляет Висакхи, сто “совершенные слишком
возвышены, чтобы соглашаться на всякое желание”, дает свое разрешение на
эту благотворительную деятельность.
9. Отшествие Будды в Нирвану
Сорок четыре года проповедовал Будда свое учение и постепенно
приблизился к пределу своей жизни. Ему было 80 лет, когда он сильно заболел
и был близок к смерти, но одна мысль привязывала его к этому миру: “не
годится мне войти в Нирвану, прежде чем я не поговорю с теми, которые
заботились обо мне, с общиной моих учеников. Преодолею эту болезнь силой
своей и удержу свою жизнь”.
И Возвышенный преодолел свою болезнь. Он встал со своего ло-жа и сел в
тени дома, чтобы изложить ученикам последнюю свою волю:
“Будьте своими собственными светочами, - говорил он своим соб-ственным
прибежищем. Другого не ищите. Изучайте познание, пре-обретенное мною и
возвращенное вам, живите согласно с ним так, чтобы ваша святая жизнь долго
длилась на радость людям. Истин-но говорю вам, все земное подвержено
гибели. Молитесь непрес-танно. Через три месяца войдет Совершенный в
Нирвану”.
После нескольких бесед, когда учитель передал своим ученикам все, что
имел он угасил в себе волю, поддерживающую в нем жизнь и стал ждать смерти.
После месяца странствий он пришел с учениками в Кузинару. Там в лесу,
ученики уложили своего утомленного и больного учителя на замлю, головой к
северу. Время цветения деревьев еще не наступи-ло, но два дерева, под
которыми лежал учитель, были сверху до низу покрыты цветами, которые целым
дождем падали на отходя-щего; и птицы громко пели в воздухе.
- Видишь, Ананда, - сказал Совершенный, - еще не настало время
цветения, а цветы падают на тело Совершенного и небесные муд-рецы поют в
воздухе, чтобы почтить Совершенного.
Но совершенному нужна иная слава
Ученики и ученицы, которые живут по правде и закону – вот истинная слава
Совершенного.
Любимый ученик Ананда отошел в сторону и горько плакал об умирающем
учителе, но Совершенный велел подозвать его к себе и уьешал его словами,
полными глубокого, скрытого отчаяния и тра-гизма:
“Не надо так, Ананда, не жалуйся и не печалься. Разве я не гово-рил тебе
раньше об этом? Это неизбежно – расставаться со всеми, что дорого, со всеми
кого любишь. Все, что рождено, что создано, что сделано – обречено на
смерть. Но ты долго чтил Совершенного мыслями, словами, делом своим, из
любви, по доброте, с радостью, без лжи. Ты хорошо делал Ананда. Стремись, и
ты тоже скоро очи-стишся”.
Последними его словами, с которыми он обратился к ученикам, были:
“Истинно говорю вам, ученики мои, все созданное – скоропрехо-дяще.
Боритесь непрестанно”.
И поднялся дух его от одного экстаза к другому по всем степеням
восхищения и вошел в Нирвану.
На восходе солнца благородные жители Кузинары сожгли, перед городскими
воротами тело Будды со всеми почестями, какие оказы-вались усопшим царям.
10. Учение Будды
Проповедь Будды, по выражению Мензиса – “не теория, а путь спасения”.
Поэтому мы напрасно стали бы искать в священных книгах буддистов
систематической космологии, теологии или пси-хологии. Сам Будда
формулировал свое учение в четырех словах: страдания, цепь причинностей,
уничтожение страдания и путь к нему.
И все-таки, хотя в буддизме нет систематического учения о мире богах и
человеческой душе, все же Будда не мог обойтись без того чтобы свои
практические рассуждения не строить на скрыто предполагаемой метафизике.
Проповедуя отречение от мира, он должен был говорить, что та-кое мир,
проповедуя об освобождении от влечений, он неизбежно учил о человеческой
душе и т.д. Поэтому изложению “пути спасе-ния” мы предпочитаем краткую
характеристику того мировоззре-ния, которое предполагается буддийской
проповедью.
Буддийская философия, отличается сильным субъективным ха-рактером,
больше всего занимается человеком. Но что такое чело-век? Он есть не более,
чем связка, агрегат психических состояний. Как повозка есть только агрегат
колес, гвоздей, досок, и не имеет ничего одинакового, кроме пустого слова
“повозка”, так и человек составляет сумму своих свойств и состояний и
ничего больше. Лич-ность есть нечто призрачное и уничтожаемое. Не умирают
только те душевные состояния, которыми мы жили. Они идут за нами из одной
жизни в другую, они не дают человеку уйти из жизни и от цепи возрождения.
Теорию переселения Будда везде предполагает разумеющейся са-ма собой.
В буддийских памятниках иногда упоминаются боги, но они не играют
никакой роли в учении Будды. Он нигде не отрицает их, но и нигде не ставит
людей в связь с ними.
В буддийской религии есть одно божество – сам Будда. Из любви к людям,
он согласился воплотиться и войти в цепь человеческих страданий, чтобы
проповедовать людям избавление. Но вместе с тем, он не является источником
божественных сил, благодати в прямом смысле слова; людей спасает, по
буддийскому воззрению, не личность Будды, не его сверхъестественная сила, а
то познание, которое открывается в его учении.
В своем предсмертном слове Будда так и говорил о тождестве се-бя с
законом, им провозвещенным. Перейдем теперь к этому зако-ну.
11. Истина о четырех отделах
План буддийского катехизиса установлен самим учителем. Он состоит из
четырех отделов: учение о страдании, учение о проис-хождении страдания,
учение об уничтожении страдания, практи-ческий путь к уничтожению
страдания. Это – основа всего закона, символ веры буддистов.
-Как вы думаете,- спросил Будда своих учеников, что больше, вода четырех
морей или проливаемые вами слезы, когда вы стран-ствуете по этому миру, и
грустите и плачете о том , что вам дается то , что вы ищете?
Страданием проникнуто все существующее и это страдание неизменно связано
с самим фактом существования, потому что ни один блаженный , ни брахман, ни
боги не могут сделать так, чтобы не старилось то, что подлежит старости,
чтобы не болело то, что подвержено болезни , чтобы не умирало то, что
подвержено смерти, чтобы не падало то , что подвержено падению , чтобы не
погибало то , что подвержено гибели.
Страдание и бытие мнонимы. И куда бы не обращался взор человека- в
прошлом или в будущем он видит бесконечное, неис-черпаемое море слез и
бесконечное существование под разными видами страдания.
Это представление о страдании тесно сведено в буддизме с пред-ставлением
, что “нет неизменной сущности в этом бывании”, что все течет , все
изменяется, пожирая само себя и не насыщаясь. Душу буддиста томила такая
“дурная бесконечность”; сама она- это непрерывное, не имеющее конца и
смысла, колесо жизни, причиняло ему метофизическую боль, независимо от
частых горес-тей и мук сансары( житейское море) .
“Все пребывает в пламени . Глаза и все чувства находятся в пламени,
зажженном огнем любви, огнем ненависти, огнем соблаз-на; он зажигается
рождением, старостью и смертью, скорбью с воплями печали, заботой,
страданием и отчаянием. Весь мир окутан дымом, весь мир пожрется огнем “.
В чем же корни этого страдания? Здесь мы переходим ко второму отделу
буддийской доктрины, к рассмотрению причины страданий.
“Cвятая истина о происхождении страдания такова: ;жажда к бытию и
наслаждению и к желанию, находящему свое наслаж-дение на земле, жажда к
наслаждению, жажда к созиданию, жажда власти ведут от возрождения к
возрождению. ”
Другими словами, страдания порождаются нашей волей, нашими
желаниями.Откуда же сами желания? Желания происходят из восприятия мира,
восприятия происходят от соприкосновения, со-прикосновение с миром
происходит из органов чувств, органы чувств из нашей телесности, но сама
телесность есть призрак и видимость , порождение неправильного восприятия,
результат не- ведения. Поэтому царство страдания уничтожается с приобрете-
нием истинного знания, с умиранием всех желаний.
Монах должен понять , что объект его желаний, телесность, есть одна
видимость .- Считая тело мыльным пузырем, - говорил Будда,-считай его
подобным призраку, разломай увитыми цветами стрелы искусителя и тогда иди
туда, где тебя не увидит царь смерти.
Все таким образом – обман, призрак и иллюзия. Нет ничего. Но
распространяется ли это отрицание и на людские души?
Многие буддийские тексты отвечают на этот вопрос отрицатель-но. Есть
одно место, которое выразительно резюмирует иллюзио-нистические взгляды
буддизма.
“Учитель только тогда покрыт броней, когда уму его представит-ся
следующая мысль: я должен вести к совершенной Нирване бес-численное
множество существ, - я должен вести их; и, однако, ни их ведомых, ни меня –
ведущего не существует. Они не существуют на самом деле, потому что небытие
есть собственный характер всего, что признается существующим. Это, как если
бы искусный волшебник заставил появиться на распутье четырех больших дорог
огромную толпу призрачных людей, которые дрались бы между собой, убивали
друг друга и потом все исчезли, а на самом деле не было ни появившихся, ни
убивавших, ни исчезнувших“
Так же точно будды ведут к совершенной Нирване бесчисленное множество
существ, а на самом деле нет ни ведущих, ни ведомых.
Какие могут быть желания и страсти у монаха, который проникся таким
мировоззрением?
12 . Интеллектуализм буддийской этики
Четвертая часть буддийского символа – вера, составляет его этику в
строгом смысле этого слова. Кратко она формулируется так:
Путь к уничтожению страдания есть всемирный путь: правая речь правое
решение, правая вера, правое дело, праведная жизнь, пра-ведное стремление,
праведная память, правое размышление. Раз-витие этой формулы составляет
содержание многочисленных бесед и поучений.
Прежде всего, в буддийской этике поражает ее интеллектуалисти-ческий
характер. Вот несколько типичных примеров из Сутта – Ни-паты:
“Великое научение и познание, верное разумение закона, благое слово –
вот величайшее блаженство”
“Истина – сладчайшее в этом мире и та жизнь назовется лучшей, которая
прожита в понимании”
С интеллектуальным характером буддийской этики связано ее второе
свойство – отрицательный характер большинства ее запо-ведей. Буддизм
гораздо охотнее говорит о том, чего надо избегать, чем указывает, что надо
делать. Главные его заповеди: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, не
лги, не пьянствуй – сплошь отрицательного характера, подобно большинству
заповедей Мои-сея.
Иначе это и не могло быть в буддизме: проповедуя отречение, отказ от
мира, буддизм проповедовал воздержание от жизни вооб-ще, от душевных
движений, даже если он этического порядка.
13. Любовь в буддизме
“Не стремись к радостям ни земным, ни небесным”, будь невоз-мутим,
ничему не удивляйся, ничем не восхищайся, ни к чему не стремись, ничего не
жалей. Чувство любви к личностям совершен-но несовместимо с буддизмом;
монах должен вырвать у себя “ вся-кое влечение к виду и имени”, т.е. к
индивидуальному; для него должно стать глубоко безразличным: стоит ли около
него брат или совершенно чужой человек, которого он видит впервые – потому,
что всякая привязанность – боль, потому что личность – иллюзия.
Но это не исключает возможности самой интенсивной любви ко всему
вообще, к общему страдающему мировому целому потому, что такая любовь не
приносит страдания.
Существует одно место, в котором эта мировая любовь выражена с
необычайной силой.
“Да будут счастливы все существа, да живут все они в радости и
довольстве!”
14. Отрицательный характер его заповедей.
Мы наглядно изобразим буддийскую этику, если отметим две ха-рактерные черты
(интеллектуализм и отрицательный характер за-поведей)
Монах, прежде всего, понимает безобразие, тяготу и обман этого мира. Он
смотрит на мир, “как на пустоту”, тлень и разрушение. Он победил в себе все
влечения к миру и все страсти. Он не гневается, он терпит оскорбления,
несчастья, неудачи без раздражения и ропо-та. Он не привязан к жизненным
удобствам и не ищет обильной милостыни, одежды и крова.
Святой отрешился от семейных привязанностей, его не влечет к себе
женское тело, слепленное из мяса, наполненное кровью, жел-чью, слизью.
- Даже видя прекрасных дочерей Мары, я не чувствовал в себе нечистых
влечений, - говорил Будда, - что же мне в теле твоей дочери,
наполненном водой и выделениями? Я не попру его даже своей ногой.
Святой вырвал с корнем все свои желания, он равнодушен к настоящему,
как равнодушен к прошлому и будущему, и это дает ему особенные
положительные добродетели - свободу, мудрость и могущество.
Он свободен от всех привязанностей, даже друзей нет у него, он одинок,
ни с чем не связан, ни от чего независим, ни от людей, ни от погоды, ни от
счастья, ни от несчастья. Поэтому нет в нем и страха, и сам Мара-Искуситель
не страшен ему.
Святой обладает мудростью. Это не мудрость этого мира. Он не похож на
людей, которые “то хватаются за науку, то бросают ее для другого учения,
как обезьяны перебрасываются с сучка на сучок”; он чужд споров и
словопрений; познавший Вечную Истину, он не разбрасывается мыслями; светла,
глубока и молчалива его муд-рость, как безбрежное, безмолвное море; шумно
бегут горные ру-чьи, но вечно безмолвны воды в глубинах морей.
И вместе со свободой, силой и мудростью святой приобретает благоволение
ко всему живому. Он не вредит человеку, он не дела-ет вреда животным,
птицам, насекомым; он даже не тревожит малейшего растения, если к этому не
представляется особой надоб-ности; его любовь ко всему сродни его
самопожертвованию. Он должен быть готов отдать все свое, если у него этого
требуют, отдать даже самого себя, как это сделал Будда, который в одно из
своих превращений, будучи зайцем, накормил своим мясом голод-ного.
Само собой разумеется, что окончательным идеалом для буддис-та является
сам Будда. Поэтому его образ – пример для подражания а его конец, Нирвана,
есть цель стремлений всякого монаха. Тяже-лым и длинным путем идут люди к
этой цели.
Милосердие и деятельность на пользу нужны людям только на первых стадиях
пути. Для приближающихся к концу, нужно только сосредоточение сознания,
самоуглубление: “Когда на небе гремит гром, и дождевые потоки наполняют все
воздушные пути, тогда монах в горной пещере предается самоуглубелению, и
нет для него высшей радости, пока он не достигнет окончательного успокоения
- Нирваны”.
15. Нирвана
Что же такое Нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-ни-будь особый
род существования?
Нирвана – значит угасание и большинство текстов рисуют ее, как небытие
или описывают ее в отрицательных терминах, как уничто-жение страстей,
уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что Нирвана
– небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопросы о
посмертном существова-нии и его ученики, когда их спрашивали о подобных
вещах, неиз-менно отвечали, что “Возвышенный этого не открыл”. Уже это од-
но намекает на иное решение, отличное от решения вопроса в от-рицательном
смысле.
На один из подобных вопросов (о посмертном существовании Будды) монахиня
Кхема ответила так:
“Сущность Совершенного не может быть определена в катего-риях этого
мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Не-льзя сказать, что
Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не
существует”.
В другом диалоге энергично опровергается еретическое мнение Ямаки “что
монах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежит
уничтожению, что он не существует после смерти”
На третьем сборе буддистов вопрос о Нирване был решен в том смысле, что
Нирвана непостижима для тех, кто не достиг ее.
Таким образом, Нирвана – это посмертное состояние, определя-ется как
нечто трансцендентное, как то, о чем мы не можем гово-рить нашими понятиями
и словами, нечто непостижимое, о чем мы даже не можем сказать нашего
человеческого слова – “оно сущест-вует”.
16. Буддийская община
Рассмотрев Будду и Дамму (личность основателя и Закон), мы пе-рейдемп к
третьему элементу буддизм, к Самге – общине.
Хотя в буддийском символе веры говорится об общине, как о чем-то едином,
но при своем внутреннем единстве, она не предс-тавляет чего-то целого по
своей организации.
Буддийские монахи группируются в общины, которые не связа-ны одна с
другой и не имеют над собой общего руководителя; тако-вым был только Закон.
Принятие в общину совершалось очень просто. В присутствии десяти монахов
посвящаемому задают не-сколько вопросов и после удовлетворительных ответов
на них кан-дидат зачисляется в общину. Не принимаются только заведомые
преступники и неправоспособные лица. Выход из общины также легок.
17. Образ жизни монахов.
Одежда монаха желтого цвета и очень проста. С собой он обычно имеет бритву,
иглу, чашу, сито и четки. При сборах милостыни он не смеет принимать
деньги, но и пищу он не должен выпрашивать, а только молча ожидать.
Первоначальное правило запрещало монаху жить в домах , но это правило
скоро перестало исполняться.
Никакого труда , кроме ежедневного сбора милостыни и духовных упражнений
, у монахов не было. В состав духовных упражнений входили занятия науками и
переписка книг. Два раза в месяц в общине происходили собрания , которые
назывались покаянными. На них монахи каялись в своих грехах и обсуждали
дела общины.
18. Зародыши культа.
Первоначально буддизм не имел никакого служения богам и вообще культа , но
после смерти Будды культ стал образовываться.
По примеру других сект, в буддизме создались праздничные дни, паломничество
к святым местам- на место родины Будды, его первой проповеди , его смерти .
Останки учителя тоже стали пред-метом почитания. При дальнейшем своем
распространении и буддизм усвоил себе все элементы обычного культа ,
молитвы , изображения, храмы, жрецов.
19. Распространение буддизма.
В настоящее время буддизм существует в Неаполе, на Цейлоне, в Бирме, Сиаме,
Тибете, Китае, Японии и на островах Ява и Суматра.
Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего
первобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые
элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называ-ется ламоизмом)
население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно
своеобразное, по-своему поняло и пе-реработало буддизм.
В ламоизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих
божественным достоинством. В ламоизме получил сильное развитие культ.
Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о
церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении,
множестве об-рядов.
В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в
Японии.
В таком извращенном и приспособленном к пониманию мало-культурных масс
виде буддизм имеет множество последователей и по числу их (свыше 300 млн.)
считается первой религией в мире.
В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в куль-турных
классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех , и под
именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение,
имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.
Но мирового значения это течение не может иметь. Буддизм изжил все свои
главные принципы, и человечество, в лице своих вождей и пророков , видит
уже дальше, чем смотрел буддизм.
20. Оценка буддизма. Положительные и отрицательные стороны.
Развитием и доказательством этой мысли послужила оценка идей буддизма,
которую мы сейчас и сделаем.
Буддизм относится к числу немногих универсальных, мировых религий,
которые тесно связаны с языком и национальной культу-рой, и не выходят за
пределы этой культуры.
Буддизм, как мы видим, распространился по всей Азии и завоевал самые
разнообразные племена от диких сибирских народов до вы-сококультурных
племен Индии. В то время, как идеи национальных религий теряли всякую силу,
идеи буддизма развивались и произво-дили вокруг себя энергичное движение.
Эта стойкость и универса-лизм буддизма объясняются его особыми
положительными свойст-вами.
Буддизм, прежде всего, является религией, выдвинувшей на пер-вый план
субъекта религии, человека, и, принявшей резко этичес-кий характер. Буддизм
не интересуется сферой божественного, все его внимание устремлено на
положение человека, он занят прин-ципами и нормами поведения. Благодаря
такой специальности сво-его внимания, он достигает, впервые во всемирной
истории, гро-мадных результатов. Этика у буддистов тонко и глубоко
разработа-на.
Учение Будды – о жалости, милосердии, любви ко всякой твари. Оно согрето
настолько живыми и подлинными чувствами, что может вдохновлять и волновать
даже теперь.
Вечно ценным в буддизме явилось осуждение эгоизма, страстей, разрушающих
личность.
Второй положительный момент буддизма – его сотериология – учение о
спасении. О нем учили и мистерии. Но буддизм идет даль-ше. Он не хочет
такого спасения, которое предлагали мистерии. Он не верит природному миру,
чтобы звать к слиянию с ним, а перс-пектива бесконечных умирании и
воскресений подвергает его в ужас.
Он ищет освобождение от природы и дурной бесконечности, он жаждет конца,
завершения, исполнения.
Третим элементом, который надо отметить в буддизме, в послед-ствии,
только в христианстве развилось в идею церкви. Это мысль о том, чтобы
спасаться вместе, то есть образование общины.
Кроме положительных сторон, у буддизма существуют и отрица-тельные: его
ограниченность эмпирическая и философская.
Эмпирическая ограниченность буддизма состоит в том, что он несет
проповедь спасения далеко не всем “Это учение для разум-ного, а не для
глупого”. По своей конструкции, со своим сложным учением о причинах
страданий, буддизм требовал большого интел-лектуального уровня для своего
усвоения.
Итак, буддизм нес спасение далеко не всем. Люди неученые, простые,
занятые физическим трудом и не имеющие времени для размышлений, и наконец,
женщины, остаются в стороне от сферы действия проповеди Будды. Но это
свойство буддизма не случайно и оно стоит в связи с другой ограниченностью
буддизма, о которой мы сейчас поговорим.


Царь Милинда в беседе с учеником Будды, великим святым Нага-сеной,
сказал ему:
- Если, достопочтенный Нагасена, субъекта нет, то кто дает вам все то, в
чем вы нуждаетесь: платье, пищу, жилье и лекарство для больных? Кто
пользуется всеми этими вещами? Кто идет по пути святости? Кто
достигает Нирваны? Кто совершает пять смертных грехов?
Ведь, так значит нет ни добра, ни зла, нет ни добрых, ни злых дел, и
даже, если бы кто-нибудь убил, достопочтенного Нага-сену, то и тот не
совершил бы греха? В этом очень ядовитом вопросе содержится страшная,
разрушительная критика, на которую буддизму нечего ответить. Буддизм в
своем отрица-нии мира зашел слишком далеко, дальше, чем позволяли его
посылки. Его историческая роль была – отрицание, и он, про-делав
огромной важности работу, указав бессмысленность, тленность и муку
мира, не был в силах пойти дальше, и повис, так сказать, в пустоте,
остановился в неустойчивом равнове-сии, на острие, заключив в себе,
благодаря этому, противоре-чия, неизбежные при всяком абсолютном
отрицании.
21. Переход к христианству
Таким образом, положительные точки опоры неизбежно дава-лись буддизму в
понятии Нирваны, но Будда, как мы видели, упор-но уклонялся от анализа этих
понятий. Их теоретическое раскрытие и практическая жизнь совершилась пять
веков спустя, в христиан-стве.
Я закончу это повествование стихотворением А. Толстого, кото-рое
наглядно рисует тот переворот в восприятии мира, в мироощу-щении и
понимании мировой истории, которое принесло с собой христианство, наполняя
ту пустоту и темные места, которые так болезненно сияли в буддизме:
И просветлел мой темный взор
И стал мне видем мир незримый
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо.
И с горной выси я сошел,
Проникнут весь ее лучами,
И на волнующийся дол
Взирая новыми очами.
И слышу я, как разговор.
Везде немолчный раздается,
Как сердце каменное гор.
С любовью в темных недрах бьется;
С любовью в тверди голубой
Клубятся медленные тучи
И над древесною корой
С любовью в листья сон живой
Струей поднимется певучей.
И вещим сердцем понял я,
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова
И жизни каждая струя,
Любви покорная закону,
Стремится силой бытия
Неудержимо к божью Лону
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.

22. Значение мировых религий
Мировые религии в настоящее время имеют огромное значение. О роли
мировых религий говорят следующие данные:
1 – Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами
одной из существующих мировых религий.
2 – Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государств.
Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества
остается значительным. Ряд государств признает одну из религий
государственной и обязательной.
3 – Религия, как форма культуры, является одним из важнейших источников
нравственных ценностей и норм, регулирует повсед-невную жизнь людей, хранит
принципы общечеловеческой морали Роль религии в возрождении и приумножении
культурного насле-дия, приобщения к нему людей неоценима.
4 – К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и
питательной средой кровавых конфликтов, терро-ризма, силой разъединения и
противоборства. Религиозный фана-тизм губителен, он противостоит культуре,
общечеловеческим, духовным ценностям, интересам человека.



Список используемой литературы


1. Л.Н. Боголюбов
2. А.В Клименко
3. Сутта-Нипата “Буддийская каноническая книга”
4. Герасимова “Путь к истине”
5. Ольденберг “Будда, его жизнь, учение, община”
6. Рис-Дэвидс “Буддизм”
7. Барт “Религии Индии”
8. А. Хрисанф “Религии древнего мира”
9. А. Ельчаников “История религии”







Реферат на тему: Буддизм. Распространение в мире
РЕФЕРАТ

На тему



БУДДИЗМ.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ В МИРЕ.


ПЛАН

1. Вступление
2. Когда и где зародился буддизм
3. Будда реальный и Будда из легенд
4. Учение Будды
5. Первые шаги будущей мировой религии
6. Махаяна
7. От расцвета до упадка
8. Ваджраяна
9. Национальные формы буддизма
10. История распространения буддизма в Тибете
11. Буддизм у монгольских народов
12. Районы распространения буддизма

Человек, следующий Драхме, похож
на человека, вошедшего с огнем в
темную комнату. Тьма перед ним
расступится, и его окружит свет.

Из наставлений Будды


Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени,
а точнее от почетного титула, её основателя Будды, что означает
“Просветленный”. Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в
V-IV вв. до н. э. Другие мировые религии - христианство и ислам -
появились позже (христианство - пять, ислам - 12 веков спустя).За два с
половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не
только религиозные представления, культ, философию, но и культуру,
литературу, искусство, систему образования - иными словами, целую
цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех
стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни
и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма
живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-
Ланке, Индии, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже,
Мьянме(бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно
исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.


КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчет времени существования своей религии от
кончины Будды, однако среди них нет мнения о годах его жизни. Согласно
традиции наиболее старой буддийской школы - тхеравады, Будда жил с 624 по
544 г. до н. э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-
летие буддизма. По научной версии, принимающей во внимание греческие
свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, время
жизни основоположника буддизма - с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых
направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.
э. В настоящее время исследователи пересматривают даты правления Ашоки и
в связи с этим даты жизни Будды.

Родина буддизма - Индия (точнее, долина Ганги - одна из наиболее
экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней
Индии был брахманизм. Его культовая практика состояла из жертвоприношений
многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших практически любое
событие. Общество делилось на варны (сословия): брахманов (высшее
сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев
(торговцев) и шудр (обслуживавших все остальные сословия). Буддизм с
момента своего возникновения отрицал действенность жертвоприношения и не
принимал деление на варны, рассматривая общество как состоящее из двух
категорий: высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (домохозяева
- люди, владевшие земельной и прочей собственностью), и низшей - она
включала людей, обслуживавших господствующие слои.

На территории Индии в VI-III вв. до н. э. существовало множество
небольших государств. В северо-восточной Индии, где проходила
деятельность Будды, их было 16. По своему общественно-политическому
устройству это были либо племенные республики, либо монархии. Они
враждовали между собой, захватывали территории друг друга, и уже к концу
жизни Будды многие из них были поглощены набиравшими мощь государствами
Магадха и Кошала.

В те времена появилось множество аскетов - людей, не имеющих
собственности и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников и
зарождались новые религии - буддизм, джайнизм и другие учения, не
признававшие ритуалов брахманов, видевшие смысл не в привязанности к
вещам, месту, людям, а в сосредоточении целиком на внутренней жизни
человека. Не случайно представителей этих новых учений называли шраманами
(“шрамана” означает “совершающий духовное усилие”).

Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо
сословия, клана, племени или определенного пола, а как к личности (в
отличии последователей брахманизма Будды считал, что женщины наравне с
мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства). Для буддизма
в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда
называет любого благородного и мудрого человека независимо от его
происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических
сочинений раннего буддизма - “Дхаммападе”:

“Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его
мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязанности и лишен
благ.

Я называю брахманом того, кто отрешился от мира и сбросил ношу, кто
даже в этом мире знает уничтожение своего страдания.

Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается не
взволнованным, среди поднимающих палку - спокойным, среди привязанных к
миру - свободным от привязанности.”


БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД.

В биографии Будды отражена судьба реального человека в обрамлении мифов
и легенд, со временем почти полностью оттеснивших историческую фигуру
основателя буддизма.

Более 25 веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке
Индии у царя Шуддходане и его жены Майи после долгого ожидания родился
сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не
ведая забот, со временем завел семью и, наверное, сменил бы на троне
своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.

Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц
решил избавить людей от страданий и отправился на поиски рецепта
всеобщего счастья. Непростым оказался этот путь, но зато он увенчался
успехом. В местности Гая (она и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг
Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось это,
когда Сиддартхе было 35 лет. В городе Бенаресе (современный Варанаси) он
прочел свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо
Драхмы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями
по городам и селам, у него появились ученики и последователи,
собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть
Буддой.

В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики и после смерти Учителя
продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали
монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось. Таковы факты
реальной биографии Будды - человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологические жизнеописания гораздо сложнее. Согласно легендам,
будущий Будда перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым,
58 - царем, 24 - монахом, 18 - обезьяной, 13 - торговцем, 12 - курицей, 8
- гусем, 6 - слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом,
лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему
время, родившись в облике человека спасти мир, погрязший во мраке
неведения. Рождение Будды в семье кшатрия было его последним рождением.

Для высшего я веденья родился,
Для блага мира - в последний раз.

Именно поэтому его назвали Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). В момент
рождения Будды цветы падали, играла прекрасная музыка, а из неведомого
источника исходило необыкновенное сияние.

Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа”
(золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие пятки, светлый круг
волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).
Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждет великое будущее в
одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем
(чакравартином), способным установить праведный порядок на земле. Мать
Майя не принимала участия в воспитании сына - она скончалась вскоре после
его рождения. Мальчика вырастила тетя. Отец Шуддходана желал, чтобы сын
пошел по первому из предсказанных ему путей. Однако аскет Асита Девала
предрек второе.

Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал все
возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными
вещами, красивыми беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника,
чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16
лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались
напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось тайно 3 раза выбраться
из дворца. В первый повстречал больного и понял, что красота не вечна и в
мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и
понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную
процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни. По
некоторым версиям, он встретил еще и отшельника, что навело его на мысль
о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединенный и
созерцательный образ жизни.

Когда принц решился на великое отречение ему исполнилось 29 лет.
Покинув дворец, семью Сиддхартха стал бродячим отшельником (шраманом). Он
быстро овладел самой сложной аскетической практикой - контролем дыхания,
чувств, умением переносить голод, жару и холод, входить в транс... Однако
его не покидало чувство неудовлетворенности.

После 6 лет аскетической практики и очередной неудачной попытки
достигнуть высшего прозрения он убедился, что путь самоистязания не
приведет к истине. Тогда, восстановив силы, он нашел уединенное место на
берегу реки, сел под дерево и погрузился в созерцание. Перед внутренним
взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая
и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открывалась высшая истина -
Дхарма. С этого момента он и стал Буддой - Просветленным, или
Пробужденным, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих
истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка,
пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

Свой путь Будда назвал “срединным”, поскольку он лежал между обычной
чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и
другого. 45 лет Будда провел, распространяя свое учение в Индии.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что
мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел,
что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила
трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк
собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать все
мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед
смертью Будда сказал любимому ученику: “Ты, верно, думаешь, Ананда:
“Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя !”. Нет, не так вам
следует думать. Пусть Дхарма и Виная, которые я возгласил и которым
наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня”
(“Сутра великой кончины”). Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело
было по обычаю кремировано, а прах разделен между восемью
последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах
захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями
были воздвигнуты мемориальные надгробия - ступы. Согласно легенде один из
учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной
реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канде на острове
Шри-Ланка.

УЧИТЕЛЬ ? БОГ ? ИЛИ...Смерть, или как считают буддисты, освобождение -
нирвана, Будды стала началом отсчета времени существования буддизма как
религии.

Несомненно, что Будда - Учитель, ибо он не только открыл Путь, но еще и
учил, как надо по нему идти. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Будда,
ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие
качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный
облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те
самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают
люди, исповедующие разные религии.


УЧЕНИЕ БУДДЫ.

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых
тягостных сторон человеческого существования - страданий, невзгод,
страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая
ее чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к
вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма -
это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В
буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.

Буддизм учит, что сущность человека неизменна; под влиянием его
поступков меняется лишь бытие человека и восприятие мира. Поступая плохо,
он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость
и умиротворённость. Таков закон кармы, который определяет участь человека
и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра -
“колесо жизни”. Бхавачакра состоит из 12 нидан (звеньев): неведение
(авидья) обусловливает кармические импульсы (санскары); они формируют
сознание (виджняна); сознание определяет характер нама-рупы - физического
и психологического облика человека; нама-рупа способствует формированию
шести чувств (аятана)- зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса
и воспринимающего ума. Восприятие (спарша) окружающего мира порождает
само чувство (ведана), а затем желание (тришна), которое в свою очередь
порождает привязанность (упадана) к тому , что чувствует и о чём мыслит
человек. Привязанность приводит к хождению в существование (бхава),
следствием чего является рождение (джати). А всякое рождение неизбежно
влечёт за собой старость и смерть.

Таков цикл существования в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и
дело оставляют свой кармический след, который приводит человека к
следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы оставлять как
можно меньше кармических следов. Это значит, что его поведение не должно
зависеть от желаний и привязанности к объектам желаний.

“Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением
желаний я стал свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?”
Так сказано в “Дхаммападе”.

Высшую цель религиозной жизни буддизм видит в освобождении от кармы и
выходе из круга сансары. В индуизме состояние человека, достигшего
освобождения, называется мокшей, а в буддизме - нирваной. Нирвана - это
покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и
значительной части эмоций, желаний, страстей - всего того, что составляет
жизнь обычного человека. И всё же это не смерть, а жизнь совершенного,
свободного духа.


ВСЕЛЕННАЯ И ЕЕ УСТОРОЙСТВО.

В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме
практически бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем
капель в океане и песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша,
океан, воздух, множество небес, где обитают боги, и ступеней ада,
населённых демонами, духами злых предков - претами и др. В центре мира
стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине
горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой. Ещё выше, в
воздушных дворцах, находятся небеса трёх сфер. Боги, люди и прочие
существа, которые действуют исключительно ради удовлетворения собственных
желаний, живут в камадхату - “сфере желания”, разделённой на 11 уровней.
В сфере рупадхату - “мира формы” - на 16 уровнях расположены 16 небес
Брахмы (верховного бога брахманизма). Над ней помещается арупадхату -
“мир не формы”, включающий четыре высших неба Брахмы. Все боги,
населяющие три сферы, подчинены закону кармы и поэтому, когда их заслуги
исчерпываются, могут утратить свою божественную природу в следующих
воплощениях. Пребывание в облике бога такое же временное, как и во всяком
другом.

Однако, согласно самой древней космологической схеме, существуют три
главных уровня - мир Брахмы (брахмалока), мир богов и полубогов
(девалока) и мир бога Мары, олицетворяющего смерть и разные искушения,
которым подвергается человек.

Миры не вечны. Каждый из них возникает, развивается и разрушается в
течение одной махакальпы; её продолжительность - миллиарды земных лет.
Она в свою очередь делится на четыре периода (кальпы). По окончанию
махакальпы мироздание не уничтожается полностью. Только те существа,
которые достигли просветления, переселяются в мир Брахмы, на небеса
Абхассараю. Когда на земле опять создаются условия для жизни, они
рождаются здесь в соответствии со своими прежними заслугами. Однако не
всякая кальпа становится счастливой, а лишь та, в которой появляется
Будда. Буддийские тексты называют шесть Будд, которые жили в мире людей
до Шакьямуни: Вишвабха, Випашьин, Шикхин, Кракучханда, Канакамуни,
Кашьяпа. Однако наиболее популярен среди буддистов Майтрейя - Будда,
прихода которого ожидают в будущем.


ПЕРВЫЕ ШАГИ БУДУЩЕЙ МИРОВОЙ РЕЛИГИИ

По преданию, через год после смерти Будды его последователи собрались
вместе, чтобы записать то, что они узнали от Учителя и сохранили в своей
памяти. Монах по имени Упали пересказал всё, что он слышал о дисциплине:
правилах приёма в сангху и исключения из неё, нормах, регулирующих образ
жизни монахов и монахинь и их отношения с обществом. Всё это было
объединено в свод текстов, получивших название “Виная питака”. Всё, что
Будда говорил по поводу самого Учения и методов религиозной практики,
пересказал его ученик Ананда. Эти тексты вошли в “Сутра питаку”(“Корзина
бесед”). Затем присутствовавшие монахи (их было 500) пропели содержание
канона. Это собрание получило название Первого буддийского сангити, или
собора. Считается, что на Первом соборе была канонизирована и третья
часть учения, “Абхидхарма питака”, - систематическое, можно сказать,
философское изложение Учения.

Однако между членами сангхи (община верующих) возникли серьёзные
разногласия по поводу трактовки ряда правил. Одни монахи выступали за
смягчение и даже отмену жёстких страниц, в то время как другие настаивали
на их сохранении. Уже в IV в. до н. э. это привело к расколу сангхи на
махасангхику (“большую общину”), объединявшую сторонников общего
“обмирщения” буддийской общины, и стхавираваду или тхераваду (“учение
старейшин”), сторонники которой придерживались более консервативных
взглядов. Приверженцы махаяны (одного из направлений буддизма) считают,
что раскол произошёл на Втором буддийском соборе в Вайшали, через 100 лет
после первого.

С появлением империи Маурьев, особенно в эпоху правления царя Ашоки
(III в. до н. э.), буддизм из учения превращается в своего рода
государственную религию. Царь Ашока из всего учения особенно выделял
правила буддийской морали.

При Ашоки появилось множество сект и школ: по общепринятой
классификации - 18. В это же время собрался Третий буддийский собор в
Паталипутре, на котором были осуждены учения некоторых буддийских школ, а
школа тхеравады получила поддержку царя. Именно в этот период был создан
буддийский канон “Типитака” (на языке пали), или “Трипитака” (на
санскрите), что означает “Три корзины”. Последователи разных направлений
буддизма уже два с половиной тысячелетия спорят между собой о том, когда,
где и на каком языке были канонизированы “Три корзины”. Махаянисты
считают, что на Четвёртом соборе, проходившем под покровительством царя
Канишки в I в. н. э., канонизировали санскритскую версию - “Трипитаку”. А
приверженцы тхеравады полагают, что Четвёртый собор состоялся в 29 г. до
н. э. на острове Шри-Ланка, и там была записана “Трипитака” на языке
пали.

Наряду с философией развиваются буддийские ритуалы и искусство. Богатые
покровители финансируют строительство ступ. Вокруг этих мемориальных
сооружений, где содержатся остатки Будды и другие буддийские реликвии,
складывается особый культ, к ним совершаются паломничества.

После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов,
покровительствующей брахманизму, центр перемещается на Шри- Ланку. В
течение трёх последующих веков буддизм превращается во влиятельную
религиозную силу на всей территории Индии, а во времена династии
Сатаваханов распространяется в Ценральной Азии. В эпоху правления второго
после Ашоки знаменитого покровителя буддизма Канишки(I-II вв. н. э.)
влияние этой религии простирается от северных границ Индии до Центральной
Азии (Кушанская империя). Тогда же с основами учения знакомятся в
торговых центрах Северного Китая. Через южный морской путь буддизм
проникает в Южный Китай.

С начала новой эры буддизм приобретает черты религии цивилизации. Он
объединяет в единое пространство разные народы и территории, образуя
сложные сочетания местных традиций с учением Будды. По всему этому
пространству буддийские проповедники разносят тексты Учения.

МАХАЯНА

В начале новой эры появился цикл текстов, названный “Праджняпарамита”.
Это название происходит от санскритских слов “праджня” (“высшая
мудрость”) и “парамита” (“переправа”, “средство к спасению”). Намного
позднее основной среди этих текстов стала “Ваджраччхедика Праджняпарамита
сутра”, или “Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества
как удар молнии”, созданная в I в.

С появлением “Праджняпарамиты” сложилось новое направление в буддизме,
получившее название махаяна, или “широкая колесница”. Её последователи
назвали себя так в противоположность восемнадцати школам буддизма, учение
которых махаянисты пренебрежительно именуют хинаяной (буквально “узкая
колесница”).

Махаяна берет начало из традиций хинаянской школы махасангхика.
Сторонники этой школы выступали за “большую общину”, т.е. за свободный
доступ в сангху мирян и смягчению суровой дисциплины и аскетизма,
отпугивающих от нее простых людей, не способных на столь героические
усилия. Важно подчеркнуть, что приверженцы более раннего направления
никогда не признавали наименования “хинаяна”, которое воспринималось ими
как обидное и оценочное, и называли себя по именам своих школ.

Основн

Новинки рефератов ::

Реферат: Ислам в новую эпоху (Политология)


Реферат: Задачи, система и функции органов юстиции Российской Федерации (Право)


Реферат: Банковская гарантия (Гражданское право и процесс)


Реферат: Иранская республиканская армия (Политология)


Реферат: Государственная поддержка семьи в России (Социология)


Реферат: Культура Византии (Культурология)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Процессы глобализации в экономике (Социология)


Реферат: Николай Рубцов (Литература : русская)


Реферат: Этика и психология (Социология)


Реферат: Динозавры - животные древности (Зоология)


Реферат: Тепловые процессы (из конспекта лекций 2000г.) (Физика)


Реферат: Развитие железных дорог мира во второй половине 19-20 вв. (Транспорт)


Реферат: Индустриализация (История)


Реферат: Становление Советской модели экономического развития индустриализации и коллективизации (История)


Реферат: Основні положення законодавства України про працю та охорону праці, основні принципи державної політики в галузі охорони праці (Трудовое право)


Реферат: Влияние уровня притязаний на уровень удовлетворенности отношениями с противоположным полом (Психология)


Реферат: Расчет заработной платы (Финансы)


Реферат: Влияние типологических особенностей темперамента на стиль руководства гостиничного хозяйства (Психология)


Реферат: Киевская Русь (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист