GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран (Право)



КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения,
особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении
конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом,
а только одна отрасль – конституционное право.

Основные цели учебной дисциплины:
1) расширение юридического, политического кругозора,
2) повышение уровня правовой культуры,
3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов
4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом

КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран
Функции:
- учебно-познавательная,
- возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая
функция),
- рекомендательная (возможность перенимания опыта)

Методы:
1. Общенаучные:
a. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном
развитии,
2. Частнонаучные:
a. метод сравнительно-правового анализа,
b. конкретно-исторические методы,
c. социологический,
d. системного анализа.
КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в
обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и
деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и
управления.

Характерные черты КП как ведущей отрасли:
- закрепляет политические отношения,
- принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для
всех
- единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон
государства, т.е. конституция
- имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между
человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к
устройству государства.

Преобладающий метод конституционно- правового регулирования – императивный,
предполагающий четкий вариант поведения.

КП использует диспозитивный метод регулирования в большей степени при
регламентации правового положения человека

Субъекты КП:
Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным
гражданством, беженцы, вынужденные переселенцы, избиратели, депутаты,
другие лица с особой правоспособностью),
Общественные образования (государство в целом, отдельные государственные
органы (парламент, суды, …), территориальные единицы, политические партии,
высшие должностные лица государства).

Объекты конституционных отношений:
- социально-экономические и социально-политические ценности,
- основы личных благ и свобод,
- отношения собственности,
- национальные и расовые отношения.

Особенности конституционно-правовых норм:
1) отсутствует санкция,
2) действуют непосредственно,
3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие

по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.

Источники – формы выражения норм права:
- конституция (основной),
- конституционные законы (поправки к конституции США),
- органические законы, регулирующие деятельность государственных органов,
- обычные законы государства, если они содержат конст-прав. нормы
(например, закон о гражданстве),
- нормативно-правовые акты исполнительных органов власти (указы
президента),
- регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности палат
парламента, а также их внутреннюю структуру
- решения органов местного самоуправления – только в случае, когда
регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной
власти (местные уставы …),
- судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия),
- конституционно-правовые акты органов конституционного надзора,
- конституционные обычаи – нигде юридически не зафиксированы, но
регулируют важнейшие вопросы государственной жизни,
- труды ученых юристов,
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры,
- религиозные источники (Иран, ОАЭ),
- внутригосударственные договоры, если они регулируют конституционные
проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).



Конституция как основной источник КПЗС

Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой,
регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и
изменяемый в особом порядке.

Юридические свойства конституции:
1) обладает высшей юридической силой,
2) является базой текущего законодательства,
3) имеет прямое действие,
4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.

Функции конституции:
- учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или
создает условия для развития новых общественных отношений),
- организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно
подчиняться общество),
- внешнеполитическая (формирует направление внешней политики и служит
информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира),
- идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав
и свобод),
- юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно
порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно-
правовых актов.



Понятие и формы конституций


Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система
юридических норм.
Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в
обществе.
Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная
конституция.
Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность
нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.
Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической
силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:
1) провозглашают народный и государственный суверенитет,
2) провозглашают охрану частной собственности,
3) закрепляют принцип разделения властей,
4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления
подразумевается,
5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или
федерализма,
6) закрепляют основы прав граждан и подданных,
7) определяется организация высших органов государственной власти и основ
судопроизводства.

В зависимости от формы Конституции бывают:
1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт
(Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),
2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных
конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о
престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии –
аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),
3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный
характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания:
писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая
Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный
обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),
4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е
месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:
- преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,
- основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство
государства,
- заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и
порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):
1. По времени принятия:
- старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г.,
Швейцарии 1874г.),
- новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции
1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и
гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается
роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления
исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.
2. По способу принятия:
- принятые представительными учреждениями (США),
- принятые избирательным корпусом,
- дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),
3. По способу изменения:
- жесткие – изменение осуществляется следующим образом:
а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно
глава гос-ва или парламент),
б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),
в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США,
Италия, Япония),
- гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),
- гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии
1950г.).
4. По сроку действия:
- временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),
- постоянные – без ограничения срока действия.


Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.

Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения
Конституции.

Виды конституционного надзора:
1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда
происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора
по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое
давление на суд минимально.
2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации
процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия,
Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет
рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а
Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти),
существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной
юрисдикции Конституционного суда:
а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции,
б) споры между органами и субъектами федерации,
в) признание конституционных законов, принятых парламентом,
г) проверка конституционности референдума,
д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов
выборов в высшие органы государства,
е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за
нарушение Конституции,
ж) установление антиконституционного характера политических партий.


Формы контроля за конституционностью законов:
1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия
законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней
стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету
законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия
законодательных актов),
2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным
актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей
юрисдикции).


Субъекты конституционного надзора

1. высшие государственные органы и должностные лица,
2. территориальные единицы,
3. суды,
4. частные лица по конкретным спорам.

Принципы конституционного надзора:
1. независимость судей,
2. законность,
3. рациональная организация Конституционного суда

Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.


Формы современных зарубежных государств.

Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов
государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.

1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по
наследству.
o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует
(Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и
парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх
может приостановить действие конституции.
o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и
исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации,
правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила
актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим
министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным
актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания,
Бельгия, Дания).
2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их
ответственность перед населением.
o президентская (США):
а) президент избирается не парламентским способом,
б) Президент формирует Правительство,
Правительство подотчетно только Президенту,
Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента,
o парламентарная (Германия, Индия):
а) Президент избирается парламентским путем,
б) Парламент участвует в формировании Правительства,
в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом,
г) Президент может распускать нижнюю палату парламента,
o смешанная – на примере Франции:
а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство,
б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию
порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке
правительства,
в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.

Форма государственного устройства – территориальная организация власти,
порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между
центральными и местными органами власти.

1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов
власти и единым законодательством.
- простые унитарные (Польша, Румыния)
- сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено
право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,
Франция),
2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального
законодательства существуют органы гос. власти и законодательство
субъектов федерации (США, Германия, Индия)
- договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария),
- конституционные федерации (Германия, Индия),
- симметричные – все субъекты равноправны,
- асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав,
- централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия),
- децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
База деления федераций – по территориальному (США) или национальному
(Индия) признаку.

Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления
государственной власти.

1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания):
- власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов
гос. власти (Великобритания),
- реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- многопартийная система,
- политический плюрализм,
- при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не
принуждения.
2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко,
Иордания).
- отсутствует многопартийная система,
- не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина,
- отсутствует принцип разделения властей,
- доминируют насильственные методы,
- все сферы жизни под контролем государства,
3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в
настоящее время – Индия, Филиппины.
Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной
отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и
политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто
прибегает к принудительным формам воздействия.

По Франции – см. отдельный лист


Сравнительная таблица конституций

|Госуда|Конституция |Конституционн|Форма |Форма |Политическ|Судебная |
|рство | |ый контроль |правления |территор|ий режим |система |
| | | | |иального| | |
| | | | |устройст| | |
| | | | |ва | | |
|США |1787г. | Верховный |Президентс|федераци|демократия|«американск|
| |писаная, состоит |Суд США и |кая |я 50 | |ий тип»: |
| |из 7 (?) статей +|верховные | |штатов | |отличается |
| |27 поправок, |суды штатов | | | |централизов|
| |прилагаемых к | | | | |анностью, |
| |тексту | | | | |возглавляет|
| |Конституции. | | | | |Верховный |
| |«Жесткая». | | | | |Суд США, |
| | | | | | |различают |
| | | | | | |федеральную|
| | | | | | |судебную |
| | | | | | |систему и |
| | | | | | |судебную |
| | | | | | |систему |
| | | | | | |штатов |
|Велико|нет писаной |Такого |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо|
|британ|конституции. |института |кая |унитарно|еский, |нская |
|ия |Источниками |нет. |монархия. |е |строгого |(американск|
| |являются: |Была |Руководящу|государс|разделения|ая), |
| |- акты |сформулирован|ю роль |тво. |властей |единство |
| |парламента, |а концепция |играет | |нет |судебной |
| |- великая хартия |верховенства |парламент.| | |системы |
| |вольностей |парламента. | | | | |
| |1215г., | | | | | |
| |- судебные | | | | | |
| |прецеденты, | | | | | |
| |- конституционные| | | | | |
| |обычаи, | | | | | |
| |- доктрины ученых| | | | | |
| |юристов. | | | | | |
| |«Гибкая» | | | | | |
|Франци|Конституция |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм|
|я |1958г. |я |республика|унитарно|еский |анская |
| |Писаная. |Конституционн|(полупрези|е | |(децентрали|
| |«Жесткая», не |ым советом |дентская).|государс| |зованная) |
| |содержит главы о |(рассматривае| |тво | | |
| |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ| | | |
| |– ссылается на |соответствия |ее | | | |
| |Декларацию прав и|Конституции |положение | | | |
| |свобод гражданина|акты органов |занимает | | | |
| |1789г. и |законодательн|исполнител| | | |
| |преамбулу |ой власти, |ьная | | | |
| |Конституции |состоит из 9 |власть | | | |
| |1946г. |человек, по 3| | | | |
| | |чел. в каждой| | | | |
| | |из палат). | | | | |
| | |Госсовет | | | | |
| | |рассматривает| | | | |
| | |акты | | | | |
| | |исполнительно| | | | |
| | |й власти. | | | | |
|Герман|1949г., писаная. |Федеральный |парламента|федераци|демократич|романо-герм|
|ия |«Жесткая» |конституционн|рная |я 16 |еский |анская, |
| | |ый суд |республика|земель | |децентрализ|
| | |Германии и | | | |ованная, 5 |
| | |конституционн| | | |независимых|
| | |ые суды | | | |ветвей |
| | |земель | | | | |
|Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная |унитарно|тоталитарн|Социалистич|
| |«Жесткая». |нет, но его |республика|е |ый режим, |еская. |
| |Придерживается |функцию |с |государс|нет |Судебная |
| |концепции |выполняет |демократич|тво с |разделения|система |
| |социальных прав и|постоянный |еской |национал|властей, |подчинена |
| |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам |
| |естественные | |народа |иториаль|я роль |гос.власти |
| |права. | | |ными |коммунисти|и властям |
| | | | |автономи|ческой |на местах. |
| | | | |ями |партии | |






Реферат на тему: Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Краткий курс лекций по праву социального обеспечения

Составлен Кораблиной Ю.В.

Содержание:

Раздел I.

Общая часть:

Тема 1. Понятие и система органов социальной защиты населения………………………...2
Тема 2. Понятие, предмет, метод и система права социальной защиты…………………….5
Тема 3. Принципы права социальной защиты……………………………………………… 9

Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению……………………………… …. 10

.
Раздел II.

Особенная часть:


Трудовой стаж:


Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа……………………… .11
Тема 6. Порядок исчисления и подтверждения страхового, общего трудового и
специального стажа…………………………………………………………………………… 14
Тема 7. Подтверждение страхового и общего трудового стажа свидетельскими
показаниями…………………………………………………………………………………….19

Трудовые пенсии:

Тема 8. Трудовая пенсия по старости…………………………………………………………22
Тема 9. Трудовая пенсия по инвалидности………………………………………………….. 25
Тема 10. Пенсия по случаю потери кормильца………………………………………………29

Государственное пенсионное обеспечение:

Тема 11. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении………………..33
Тема 12. Пенсии федеральным государственным служащим………………………………34
Тема 13. Пенсии военнослужащим и их семьям……………………………………………..36

Тема 14. Пенсии участникам Великой отечественной войны………………………………42

Тема 15. Пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или
техногенных катастроф, и членам их семей………………………………………………………………….43
Тема 16. Социальные пенсии………………………………………………………………… 48

Порядок и правила обращения за назначением пенсий. Перерасчет размера
пенсии, индексация, корректировка и перевод с одного вида пенсии на другой.
Общие правила выплаты пенсий:

Тема 17. Порядок и правила обращения за назначением пенсий…………………………...49
Тема 18. Перерасчет размера пенсии, индексация, корректировка и перевод с
одного вида пенсии на другой……………………………………………………………………………….53
Тема 19. Общие правила выплаты пенсий. ……………………………………………… 58

Пособия и компенсационные выплаты:

Тема 20. Пособия по социальному обеспечению…………………………………………....64
Тема 21. Пособия и компенсации гражданам, имеющим детей. …………………………...66
Тема 22. Понятие, виды и общая характеристика компенсационных выплат и
предоставления материально-бытовых льгот по системе социального
обеспечения……..70

Медико-социальное обслуживание. Реформы и перспективы развития в области
социального обеспечения:

Тема 23. Медико-социальное обслуживание…………………………………………………77

Тема 24. Реформы и перспективы развития пенсионной системы……………………….…86


Раздел III.

Специальная часть:

Тема 25. Международно-правовое регулирование социального
обеспечения…………….88


Тесты по курсу………………………………………………………………………………..92



Рекомендуемые нормативно-правовые акты……………………………………………102


Приложение…………………………………………………………………………………..105



Раздел I.

Общая часть:

Тема 1.Понятие и система органов социальной защиты населения.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в
жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития
экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия
населения.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39
Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства
является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения
источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.
Социальное обеспечение можно охарактеризовать как форму распределения
материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных
потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей,
нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов
общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы
за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или
за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в
законе.
Если говорить коротко, то под социальным обеспечением понимаются
различные формы помощи общества своим членам.
Главной организационно-правовой формой социального обеспечения
является государственное социальное страхование. Суть его заключается в
разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже
прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных
услугах между государством и самими работниками, которые подлежат
обязательному государственному социальному страхованию.
Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану
здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.
В связи с введением в действие с 1 января 2001г. 2 части Налогового
кодекса и установлением единого социального налога изменился порядок
зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. К
данным фондам относятся:
V Фонд социального страхования РФ,
V Пенсионный фонд РФ,
V Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Другой организационной формой социального обеспечения является прямое
ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим,
государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т.
д.).
Наряду с централизованными формами в последнее время получают
распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их
числу можно отнести:
1. Муниципальное социальное обеспечение
Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая
социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех
социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно
утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе
этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим
пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.
2. Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального
Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В
настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.
Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное
пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о
негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в
пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании
пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных
обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.
3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.
Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона
от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях", Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 "О
благотворительной деятельности" (с изменениями и дополнениями от
10.06.98г.).
4. Предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию)
за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная
защита".
В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением
экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания,
ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема
социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли
- права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим
выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы,
занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в
области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),
жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право -
вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и
обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., экологическое право -
проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для
нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.
Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к
праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита"
значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение
является составной частью социальной защиты.
Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения,
возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).
В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах
Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении
Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а
вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за
исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам
социальной защиты).
Так, например, в г. Москве социальная защита осуществляется следующими
органами и учреждениями:
1. Департамент социальной защиты населения города Москвы,
2. Управления социальной защиты населения административных округов,
3. Районные управления социальной защиты населения,
4. Центры социального обслуживания,
5. Бюро медико-социальной экспертизы,
6. Центры помощи семье и детям,
7. Социальные приюты для детей,
8. Пансионаты для ветеранов,
9. Психоневрологические интернаты,
10. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
11. Реабилитационные центры для инвалидов,
12. Геронтопсихиатрический центр,
13. Дома ночного пребывания,
14. Центр социальных выплат,
16.Государственное унитарное предприятие «Московская социальная
гарантия»,
17.Московский центр технических средств реабилитации.



Тема 2. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система
права социального обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и
государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий
жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

1. обеспечение пенсиями;
2. обеспечение пособиями;
3. бесплатное медицинское обслуживание;
4. предоставление санаторно-курортного лечения;
5. социальная помощь семьям, имеющим детей;
6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль
права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые
другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию
нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и
преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по
разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических
фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных
отношений, регулируемых данной отраслью права.
В предмет права социального обеспечения входят следующие
отношения:
V Отношения по пенсионному обеспечению;
V Отношения по социальному обслуживанию;
V Отношения по выплате пособий;
V Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.
Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:
процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров,
возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;
процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с
установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех
или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов,
с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и
обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется
определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не
может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет
собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г.
Москве);
2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не
только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном
договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены
более льготные условия по сравнению с действующим законодательством:
досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное
лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании,
не должны ухудшать положение работников по сравнению с
законодательством, в противном случае они признаются
недействительными.
3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом
и не могут изменяться по соглашению сторон;
4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты
нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).
Специфика санкций заключается, во-первых, в том, что имущественное
взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне
получили суммы выплат по социальному обеспечению. Например, гражданин
представил для назначения пенсии заведомо ложный документ о своей работе с
вредными условиями труда, на которой никогда не работал. С учетом этого
документа ему назначили пенсию, а впоследствии этот факт выявился. В таком
случае этот гражданин должен полностью возместить незаконно выплаченную ему
сумму пенсии. А если переплата образовалась из-за ошибки работника органа,
осуществляющего пенсионное обеспечение, то в таком случае вина пенсионера
отсутствует, и взыскание с него излишне выплаченных сумм производиться не
должно.
А во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной
характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и
дополнительных лишений не испытывают.
Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую
инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной
защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в
Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с
вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке,
установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая
последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения,
составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:
- общую часть,
- особенную часть,
- специальную часть.

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые
нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а
также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет,
метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также
история отечественного законодательства о социальном обеспечении.
Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из
институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях
регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления
гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации,
медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе
соц. обеспечения.
Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить,
что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько
институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:
> трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по
случаю потери кормильца;
> по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет
(федеральным государственным служащим), по старости (гражданам,
пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС,
или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и
участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии
(нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию,
например, инвалидам с детства).
В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и
выплаты пенсии.
Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:
- пособия,
- социальное обслуживание и т.д.
В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые
аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство
зарубежных стран.

Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права
понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности
государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной
для исполнения.
В нашем государстве для права характерно то, что основными его
источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на
неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные
правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который
составляет предмет данной отрасли права.
В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего
общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права
социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или
изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные,
соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),
2. по сфере их действия;
3. по органам, принявшим нормативный акт;
4. по форме акта;
5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей
группам.
1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты
законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей
юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими
нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются
высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.
Законы делятся на:
V конститутивные,
V кодифицированные,
V текущие.

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая
является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции
записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека.
В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере
социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано,
что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях установленных законом.
В качестве примера кодификационного акта в области социального
обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья
граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на
охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых
право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в
этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый
кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений,
составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или
иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными
законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых
пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в
РФ" от 15.12.2001г.
Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

V законы (примеры приводились выше);

V указы и распоряжения Президента РФ
(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера
компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

V постановления и распоряжения Правительства РФ
(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об
утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим
(выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

V постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и
других министерств и ведомств
(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г.
N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения
пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в
соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О
государственном пенсионном обеспечении");

V другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:
. общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от
19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым
регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на
территории всей России),
. республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)
(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О
выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из
особо нуждающихся семей").
. отраслевые
. локальные.

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида
общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:
1. по пенсионному обеспечению граждан,
2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.
3. по предоставлению социальных услуг по системе социального
обеспечения.


Тема 3. Принципы права социальной защиты.


Принципами права социального обеспечения являются руководящие начала,
определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые
должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их
содержания.
Принципы права социальной защиты в общем виде не сформулированы ни в
Конституции РФ, ни в законодательстве права социальной защиты. Они могут
быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического
содержания совокупностей норм права социальной защиты:
1. Всеобщность – право на социальное обеспечение имеют все категории
трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы,
безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.
2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях,
когда возникает признаваемая обществом потребность (например: рождение
ребенка, наступление пенсионного возраста).
3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
V Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по
инвалидности, по случаю потери кормильца);
V Законодательство возлагает на соответствующие государственные
органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность
оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых
документов (например, представлять в Пенсионный фонд
индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц
для осуществления персонифицированного учета в системе
государственного пенсионного страхования).
4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости
от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер
пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов социального обеспечения:


материальная помощь социальное обслуживание
оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки
выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде

положительных действий со стороны
государственных органов или общест-
венных организаций в пользу обеспечи-

ваемых)

Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая
производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из
социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно,
периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с
целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной
материальной помощи.
Социальное обслуживание включает в себя:
V Протезирование;
V Предоставление средств передвижения инвалидам;
V Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов;
V Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
V Санаторно-курортное лечение и т.д.


Тема 4. Правоотношения по социальному обеспечению.


Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой
возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу
предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот
государственными и иными правомочными органами.
Юридический факт – это объективно существующие обстоятельства (события
или действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение
прав и обязанностей между участниками правоотношений.
Совокупность юридических фактов называется юридическим составом.
Правоотношения по социальному обеспечению, как правило, возникают из
сложных юридических составов. Так, например, для возникновения
правоотношений по обеспечению пенсионера трудовой пенсией по старости
необходим следующий юридический состав: обращение пенсионера за назначением
трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение,
достижение пенсионером возраста 60 или 55 лет (соответственно мужчины или
женщины), наличие страхового стажа не менее 5 лет.
Правоотношения по социальному обеспечению принято классифицировать по
следующим основаниям:
1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения
(для назначения или получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о
социальном обеспечении);
2. по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий,
компенсационных выплат, социальных услуг, являющихся объектом
правоотношений);
3. по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного
срока и разовые).
Исходя из характера и целей правоотношений, все правоотношения по
социальному обеспечению делятся на 3 вида:
1. основные материальные правоотношения по выплате назначенных пенсий,
пособий, компенсационных выплат и оказанию социальных услуг действиями в
натуральном виде;
2. предшествующие, как правило, это основные процедурные правоотношения по
установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид
социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;
3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном
обеспечении.

Правоотношения состоят из трех элементов:
1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В
правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать:
пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание
и т.д.
2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по
социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в
лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая
семья, с другой стороны.
Со стороны государства могут выступать следующие государственные органы:
. Министерство труда и социального развития РФ;
. Департаменты, комитеты, управления социальной защиты населения;
. Окружные управления социальной защиты населения
. Районные управления социальной защиты населения;
. Лечебные учреждения;
. Военные комиссариаты;
. Предприятия, учреждения, организации;
. Органы занятости;
. иные органы.

Семья как участник правоотношений по социальному обеспечению может
выступать в двух случаях:
. В случае обеспечения пособиями и компенсационными выплаты семей,
имеющих детей;
. В случае обеспечения пенсиями по случаю потери кормильца.

3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.

К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием
являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:
Обязанность гражданина предоставить соответствующие документы,
необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей
пенсии;
Обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить
пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов,
право – требовать их предоставления.

Раздел II.

Особенная часть:


Трудовой стаж:


Тема 5. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа.

Понятие страхового, общего трудового и специального стажа, его значение:

Согласно ст. 2 Закона от 17.12.2001 г. страховой стаж – это
учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение
которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных
периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С учетом страхового стажа определяется право на пенсию. В отношении
всех трех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю
потери кормильца) существует одно общее условие их назначения – наличие
определенной продолжительности трудового стажа. Однако если для
приобретения права на пенсию по старости требуется не менее 5 лет
страхового стажа, то пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца
могут быть назначены при наличии у инвалида или умершего кормильца не менее
одного дня страхового стажа (если нет ни одного дня стажа, то будет
назначаться не трудовая, а социальная пенсия - по Закону «О государственном
пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 г).
Наряду со страховым стажем, определяющим право на пенсию, в новом
пенсионном законе имеет место и понятие «общий трудовой стаж».
Согласно п.4 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. под общим трудовым стажем
понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной
деятельности до 01.01.2002 г., необходимая в целях оценки пенсионных прав
застрахованных лиц (пенсионного капитала) для определения размера страховой
части трудовой пенсии. То есть общий трудовой стаж необходим для
определения размера пенсии.
Понятие специального стажа в Законе сформулировано не достаточно
четко. Так в п.5 ст.30 Закона от 17.12.2001 г. он определяется как «стаж на
соответствующих видах работ». В этот стаж засчитывается суммарная
продолжительность периодов работы, определенных в отдельных пунктах и
подпунктах ст.27 и ст.28 Закона от 17.12.2001 г. Проанализировав содержание
данных статей, можно сделать вывод, что специальный трудовой стаж – это
продолжительность работы в определенных условиях труда (тяжелых, вредных и
т.п.), на определенных должностях, в определенных природно-климатических
районах страны, с которыми связано льготное (или по особым правилам)
обеспечение трудовыми пенсиями.
Специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми
условиями труда, а также стаж в связи с определенными природно-
климатическими условиями является юридически значимым обстоятельством в
сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по
старости на льготных основаниях. Наличие данного специального стажа
установленной продолжительности с учетом или без учета общего трудового
стажа приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения
общеустановленного пенсионного возраста – 60 лет (мужчинам) и 55 лет
(женщинам).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж для
определения права на трудовую пенсию.

В Законе от 17.12.2001 г. различаются периоды работы и другой трудовой
деятельности, которые включаются (ст. 10 Закона от 17.12.2001 г.) в
страховой стаж (связаны с уплатой единого социального налога), а также
периоды, которые засчитываются в страховой стаж (нестраховые периоды).
Для включения в страховой стаж периодов работы требуется соблюдение
двух обязательных условий:
- выполнение этой работы или иной деятельности на территории РФ;
- уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.
Если же работа или иная деятельность протекала за пределами РФ, то они
включаются в страховой стаж только в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный
фонд РФ.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж:

К иным периодам (кроме работы и творческой деятельности),
засчитываемым в страховой стаж для определения права на пенсию относятся
следующие:
- период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней
службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,
государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-
исполнительной системы, и их семей»;
- период получения пособия по государственному социальному страхованию в
период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им
возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых
общественных работах и период переезда по направлению государственной
службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к
уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и
впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими
лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1
группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Причем все вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж
при обязательном условии – им должна предшествовать (либо за ними
следовать) работа (независимо от ее продолжительности – достаточно 1 дня).

В Общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав
застрахованных лиц (т.е. при определении размера страховой части трудовой
пенсии) включаются следующие периоды (п.4 ст.30):

- периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по
найму за пределами территории РФ), члена колхоза или другой
кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник,
не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному
страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах
специальной связи или в горноспасательной части, независимо от ее
характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в
сельском хозяйстве;
- периоды творческой деятельности членов творческих союзов-писателей,
художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а
также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих
творческих союзов;
- служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с
законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных
Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего
СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах
федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной
власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах
государственной безопасности РФ, а также в органах государственной
безопасности и в органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в
периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в
партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой
Отечественной войны;
- периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период пребывания
на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного
с производством, или профессионального заболевания;
- период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при
пересмотре дела;
- периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых
общественных работах, переезда по направлению службы занятости в
другую местность и трудоустройства.

Отличия страхового стажа от общего трудового стажа:

Основные отличия страхового стажа от общего трудового стажа
заключаются в следующем:
1. в их правовом значении: с учетом страхового стажа определяется право
на пенсию, а общий трудовой стаж необходим в целях оценки пенсионных
прав застрахованных лиц для определения размера страховой части
пенсии;
2. в страховой стаж могут засчитываться периоды работы и иной
деятельности, протекавшие как до 01.01.2002 г. (т.е. до введения
Закона от 17.12.2001 г.), так и после этой даты, а общий трудовой стаж
определяется только по состоянию на 31.12.2001 г., включительно;
3. в общий трудовой стаж не могут засчитываться отдельные периоды
деятельности, учитываемые в страховом стаже, а именно: период ухода
одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста
полутора лет, но не более трех лет в общей сложности; период ухода,
осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-
инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
4. отдельные периоды деятельности (прохождения военной службы, а также
другой, приравненной к ней службы; получения пособия по
государственному социальному страхованию в период временной
нетрудоспособности; содержания под стражей лиц, необоснованно
привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно
репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывания
наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке) в страховой
стаж засчитываются только при условии, если этим периодам
предшествовала либо следовала за н

Новинки рефератов ::

Реферат: Россия в первой половине XIX века (История)


Реферат: Культура в понимании Питирма Сорокина (Культурология)


Реферат: Гражданско-процессуальный кодекс. Исковое производство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гетьманство України: Богдан Хмельницький (Гетманство Украины. Богдан Хмельницкий) (История)


Реферат: Вычисление интеграла фукции f (x) (методом Симпсона WinWord) (Математика)


Реферат: Нормы права (Теория государства и права)


Реферат: Ломоносовский период как особый этап в области научно-педагогического знания в России (Педагогика)


Реферат: Строение и эволюция вселенной и ее познание (Астрономия)


Реферат: Разработка управленческих решений (Менеджмент)


Реферат: Организация Объединенных Наций (История)


Реферат: Триумф и трагедия И.В.Сталина (История)


Реферат: Общие принципы ведения («мастеринга») настольных ролевых игр (Психология)


Реферат: Муниципальное право (шпаргалка) (Муниципальное право)


Реферат: Процессор для ограниченного набора команд часть 1 (7) ( [Курсовая]) (Компьютеры)


Реферат: Финансовый менеджмент и ПК (Финансы)


Реферат: Культура организации (Менеджмент)


Реферат: Время Ивана Грозного (История)


Реферат: Имущественные права и обязанности супругов (Гражданское право и процесс)


Реферат: Дееспособность и правоспособность (Гражданское право и процесс)


Реферат: Почему вымерли динозавры (Биология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист