GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Игровые методы обучения (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Игровые методы обучения (Педагогика)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 27
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ)


Автор: Церенова О.А., учитель

I квалификационной категории

г. Новосибирск 1998г.
План:

Актуальность темы.


I. Основы технологии игровых форм обучения.
1. Общие положения понятия игры.
2. Классификация игр.
3. Познавательная функция игры.
4. Концептуальные положения игры.
5. Цели и задачи игры.
6. Особенности отбора содержания учебного материала.
7. Средства обучения.
8. Способы мотивации.
9. Способы организации учебно-познавательной дея-тельности учащегося.
10. Способы управления учебно-познавательной дея-тельностью школьников.
11. Организационные формы.

II. Системы измерения результатов обучения, воспитания и развития.
Условия воспроизводства разработанной автором педа-гогической технологии.

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не
только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к
которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы
использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации
образования существующая теория и технология массового обучения должна быть
направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в
непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную
стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него
ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.


В школе особое место занимают такие формы занятий, которые
обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет
знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного
труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм
обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает
определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на
практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра
имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий
отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.


Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения
знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели
– творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность
оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и
преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы
учения.


Есть великая формула «дедушки космонавтики» К.Э. Циолковского,
приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я
открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины,
никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой
стороны интеллекта, исследовательского таланта. И одним из эффективных
средств этого является игра. В.П. Беспалько отмечает, что большую роль в
технологии играет общественно-государственный заказ. Воспользуемся схемой
В.П. Беспалько.


ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ

|2. Цели обучения и воспитания |4. Дидактические процессы |
|I. Учащиеся |5. Учителя или ТСО |
|Содержание обучения и воспитания |6. Организационные формы |
|Дидактическая задача |Технология обучения |


Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения
нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения,
своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы
собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.


Психологическая теория деятельности в рамках теоретических воззрений
А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой
деятельности – трудовую, игровую и учебную. Все виды тесно взаимосвязаны.
Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в
целом позволяет представить спектр ее назначений для развития и
самореализации детей. Немецкий психолог К.Гросс, первым в конце 19в.
предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры
изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними
факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для
детей школой жизни. Игра объективно – первичная стихийная школа, кажущийся
хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями
поведения людей, его окружающих.


Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им
доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению
многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма
освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.


Блестящий исследователь игры Д.Б.Эльконин полагает, что игра социальна
по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение
мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Эльконин
трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну
из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком
мира взрослых.


Отечественные психологи и педагоги процесс развития понимали как
усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих ценностей. Об этом писал
Л.С. Выготский: «Не существует исходной независимости индивида от общества,
как нет и последующей социализации».


Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике
и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно
правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а
повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития ребенка.
Новационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы
ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. Во многих
играх «функция реального» присутствует то ли в виде срезовых условий, то ли
в виде предметов – аксессуаров, то ли в самой интриге игры. А.М. Леонтьев
доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным
ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок
обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их
социального творчества, полигон его общественного и творческого
самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому
ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей,
в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт,
культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики,
доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры,
ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует
такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных
способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка.
Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно.


Возникшая в советской системе образования теория воспитывающего
обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем, но
практически не вывела игры на учащихся, подростков и юношества. Отрадно,
что в общественной практике последних лет в науке понятие игры
осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра
принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры
начинают входить в дидактику более активно. В России дидактическое значение
игры доказывал еще К.Д.Ушинский. Педагогический феномен игры учащихся
истолкован в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухамлинского. В Новосибирске есть
мастерская «Игра», куда входят ведущие педагоги и психологи города.


Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных научных
школ можно выделить ряд общих положений:

1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей
разных возрастов.
2. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой
осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для
личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
3. Игра – первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная
школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших
школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления
учащихся.
4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.
6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы
межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных
действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой
деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование
психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения
произвольного запоминания и т.д. Игровое обучение не может быть
единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует
способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность
школьников.


Игра многофункциональна. Мы же остановимся лишь на роли дидактических,
познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.


Все игры познавательные. «Дидактические игры» - этот термин правомерен
по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.


Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.


I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир
животных, мир людей и т.п.


II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма
интеллектуальной деятельности.


Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и
т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной
работы познавательного характера.



Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто
развлекательный прием или способ организации познавательного материала.
Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит
то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни
сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение,
угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения
представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки
или здравого смысла системами не являются».


Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических,
краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам,
документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где
все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога,
экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с
мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих
письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая
своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической
деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем
действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате
игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения,
создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних
действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой
деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги,
карты, справочники и т.д.


В современной психологии разработано такое понимание сущности
личности, согласно которому личностью является человек, обладающим
определенным творческим потенциалом. Основой творчества, основой созидания
нового является воображение.


Воображение может быть творческим и воссоздающим. При чтении учебной и
художественной литературы, при изучении исторических описаний постоянно
оказывается необходимым воссоздавать при помощи воображения то, что
отображено в этих книгах и рассказах.


Творческое воображение отличается от воссоздающего тем, предполагает
самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных
продуктах деятельности. Ценность человеческой личности во многом зависит от
того, какие пути воображения преобладают в ее структуре. Если творческое
воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над
пассивной мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития
личности. Воображение необходимо развивать. Творческие, сюжетно-ролевые
игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они
являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной
фантазией.


III группа игр, которая используется как средство развития
познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и
называемые дидактическими.


Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать,
распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее
составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая
цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится
непреднамеренно, непроизвольно, играя.


IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх
учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу,
подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и
чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая
активность вызывает активность познавательную.


V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги,
воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем
сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности,
тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит,
побуждают их познавательную активность.


Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности,
имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной
деятельности учащихся.


Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е.
так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями.
Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и
принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический
опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить
«приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать
это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического
характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы
и т.д. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к предмету,
позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает
познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по
тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в
разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.


Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от
систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например,
в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать
основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит,
необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на
обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные
явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д.
Составление программ таких игр – забота каждого учителя. «Игровые коллизии
вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать
скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление
познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство
учения – потребность учиться, знать».[1]


Концептуальные положения игровых форм обучения:[2]


Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование
творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание
уникальности своего интеллекта, самого себя.


Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на
сугубо личное социально важное развитие.


Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в
развитии и саморазвитии.


Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на
общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов,
формирование предпринимательской деловитости.


Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель
применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого
познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы
обучения.


Задачи:


Образовательные:


Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.


Способствовать расширению кругозора учащихся через
использование дополнительных исторических источников.


Развивающие:


Развивать у учащихся творческое мышление.


Способствовать практическому применению умений и навыков,
полученных на уроке.


Воспитательные:


Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.


Вырабатывать историческое самосознание – осознанную
сопричастность к прошлым событиям.


Способствовать воспитанию саморазвивающейся и
самореализующейся личности.


При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был
эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать
четкие, конкретные образы. Общеизвестно, что образное знание истории
является живым и полноценным. Если учащиеся не видят картин общественной
жизни, людей-участников и творцов, исторического процесса, то усваивают
лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро
забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и учителя
есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений,
исторических художественных произведений. Для учащихся 3-х – 5-х классов
хорошим подспорьем для учителя будет рубрика «Страницы истории нашей
Родины», где красочным, доступным для понимания учащимися языком авторы
воссоздают словесные картины прошлого. Великолепные иллюстрации этих книжек
позволяют детям фиксировать не только словесные, но и зрительные образы
прошлого. Этой же цели служат исторические учебные картины и альбомы
русских и советских художников, живописующих русскую историю.


В дальнейшем такой подход в отборе содержания учебного материала
помогает учащимся при работе над канвой ролевой заготовки. Они используют
те же источники, что и учитель. Обратная связь – учитель показал, как он
собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать
интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь,
используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.


В работе по технологии игровых форм обучения используется
разнообразный спектр средств обучения:


Работа с учебником.


Использование аппарата учебника.


Иллюстрации учебного пособия.


Исторические карты.


Учебные исторические картины.


Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и
открытки.


Тексты художественных произведений.


Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка,
исторические миниатюры.


Как эти средства использует учитель, см. в приложении (стр. 3-6)


Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительны
для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые дают
эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности. Любая
учебная деятельность школьника мотивирована. В.П.Беспалько в книге
«Слагаемые педагогической технологии» дает определение мотива, как
потребность, побуждение, влечение… При этом отмечает, важный показатель –
быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их
интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.


Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной
деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней.[3]


Виды мотивации:


Познавательные:


Широкие мотивы (овладевание знаниями).


Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов
добывания знаний).


Социальные:


Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной
значимости учения).


Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в
отношениях с окружающими, получить их одобрение).


Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные
способы взаимодействия с другим человеком).


В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности
мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы
авторов «Формирование мотивации учения»,[4] где достаточно подробно
рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам.


Младший школьный возраст.


Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.


Учебно-познавательные мотивы – интерес к способам приобретения
знаний.


Мотивы самообразования – простая форма – интерес к
дополнительным источникам знаний, эпизодическому чтению
дополнительных книг.


Широкие социальные мотивы – значимость учения, глубокое
осознание причин необходимости учиться.


Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить,
главным образом, одобрение учителя.


Младшие школьники научаются понимать и принимать цели исходящие от
учителя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют
действия по инструкции. Начинают складываться умения соотнесения цели со
своими возможностями.


Средний возраст.


Мотивы самообразования, активное стремление подростка к
самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам
научного мышления.


Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные
мотивы учения (нравственные ценности общества).


Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и
сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами
этого сотрудничества в учебном труде.


Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной
задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только
в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности.


Старший школьный возраст.


Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.


Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания
знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и
творческого мышления (участие в школьных научных обществах,
применение исследовательских методов анализа на уроке).


Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные
задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.


Перед учителем стоят задачи:


Опираться на достижения предыдущего возраста.


Стремиться мобилизовать потенциальные возможности данного
возраста.


Очень важно подготовить «почву» для последующего возраста,
т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону
ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.


Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует
использованию различных способов мотивации:


Мотивы общения:


Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться,
учитывать мнение товарищей.


В игре, при решении коллективных задач, используются разные
возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают
полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно
работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.


Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует
укреплению межличностных отношений.


Моральные мотивы:


В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой
характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.


Познавательные мотивы:


Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует
учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели
(нужно знать больше других).


В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет
отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого
игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений,
характера.


Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения.
Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую
обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.


Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для
развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное
поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность
(реванш).


Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для
детей. Удовольствие, полученное от игры создает комфортное состояние на
уроках истории и усиливает желание изучать предмет.


В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что
активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.


В игровой деятельности в процессе достижения общей цели
активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она
устремлена на решения познавательных задач.


Управление многими играми необходимо для активации процесса
самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации детских игр,
с нашей точки зрения, необходимо отнести ряд следующих моментов.


Выбор игры. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков
ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего
разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав
играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность,
особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т.п. Выбор
игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий,
протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия
игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском
коллективе. Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат
игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий
(модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов»
художественного творчества, новых знаний и др. В игре подмена мотивов
естественна; дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а
результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством
получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи,
добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух
соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней,
взаимосвязанных между собой.


Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели
отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она
приносит радость.


Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил
игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.


Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать,
угадать, распутать, добиться результатов и т.п.


Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается
в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают
цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть
устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для
игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления
и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий.
Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует
объяснять кратко и точно непосредственно перед ее началом. В объяснение
входит название игры, рассказ о ее содержании, и объяснение основных и
второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения
игровых аксессуаров и т.д.


Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры
должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для
количества играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для
детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для
посторонних, местом иных занятий взрослых и детей и т.п.) Любой микромир
игры в квартире, во дворе, в школе требует своего архитектурного и
смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее
разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет
игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их
стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.



Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым
обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как
известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры
командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета
привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало
демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы
играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки и т.п.


Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей.
Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными.
Распределение детей на роли в игре – дело трудное. И щепетильное.
Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических
особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр
требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли по сюжету игры. Учитывая,
какая роль особенно полезна ребенку, воспитатель использует следующие
приемы:


Назначение на роль непосредственно взрослым.


Назначение на роль через старшего (капитана, водящего).


Выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект,
костюм, сценарий).


Добровольное принятие роли ребенком, по его желанию.


Очередность выполнения роли в игре и т.д.


При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль
помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить
активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то
себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам,
сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.


В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не
появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными.
Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы
у роли было действие, роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры,
если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли, они
приемлемы только в юмористических ситуациях. Например, наши – белые,
красные – фашисты и т.д.


Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение
положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное
насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны
постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и
действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен
механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.


Основные принципы организации игры:


Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в
игру.


Принципы развития игровой динамики.


Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных
чувств детей).


Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для
педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный
жизненный опыт детей.


Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным
углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от
игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой
инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр
– к безвозрастным, «вечным».

Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных
игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических
целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший
школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и
требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к
периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В
последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном
плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр
полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра
воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о
действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра.
Игровые элементы.
Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
|Формы деятельности |Решаемые задачи |
|Организация экспедиций |Эмоциональный настрой на |
|в пещеру древнего человека |получение знаний. |
|на Олимп |Умение строить диалог. |
|в страну пирамид |Создание образного представления |
|в древнегреческий театр |о посещаемом месте. |
|в хижину средневекового |Получение конкретных знаний через|
|крестья-нина |личное ощущение. |
|на пир феодала | |
|путешествие на ярмарку в Шампань | |
|Урок-игра (сюжетно-ролевые игры) | |
|крестики-нолики |Цель: через разнообразие игровых |
|пресс-конференция: |ролей, игровых положений дать |
|с участниками крестовых походов |воз-можность выхода |
|с участниками великих |самоактуализации, возможности |
|геогра-фических открытий |самоконтроля, самоорга-низации, |
|с жителями средневекового города |самооценки учащихся. |
|заседание городского совета |Задачи: 1.Умение работать со |
|средневекового города |словарем. |
|конкурс рисованных фильмов |Умение ориентироваться в |
|урок-игра в форме суда (над |истори-ческих знаниях, с целью |
|историческими деятелями) |подобрать нужный исторический |
| |факт, иллюстрирующий определенный|
| |исторический момент или факт. |
| |Умение и навык работы в |
| |библиотеке: |
| |Составление библиографии |
| |конк-ретного вопроса. |


Библиографическое описание книги, журнала, статьи.
Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.
Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой,
документами, художественной и политической литературой.
Отбор нужной информации.
Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать
слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения.
Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную
деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля,
соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект
неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду,
проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а
наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и
неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков
позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты
с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся
изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали
86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации
на уроках истории и об интересе к этому предмету для большинства учащихся.
Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы.
Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают,
что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.
По графику видно, что среди различных видов методов обучения в процентном
отношении лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм
работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что детям нравится отвечать
на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере,
частично-поисковый уровень познавательной деятельности.
Диагностика результатов обучения показала, что на параллели классов, где
регулярно проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По
окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью
выяснения уровня усвоения основных понятий. Результаты показали, что дети
значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.
Показатели по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно
ниже:
Учащиеся составляют кроссворды, и мы их разгадываем на уроках, либо
проводим конкурсы любителей кроссвордов по темам.
Учащиеся пишут интересные сочинения, в которых используются приобретенные
знания, делают рисунки к своим ответам.
Овладевают умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-
политические, морально-этические темы.
Умеют слушать и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение,
развитие эстетического вкуса.
Творчески подходят к решению той или иной проблемы.
Диагностика результатов развития учащихся:
В процессе игровой деятельности учащиеся имели возможность практического
применения умений и навыков, полученных на уроках.
Ребята стали четче формулировать вопросы для выяснения существенных
признаков предмета, или явления.
Научились объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
Умение вести диалог.
Умение слушать оппонента.
Давать рецензию на ответ.
Творческие работы учащихся.
В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр учащихся:
Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
Научаются постигать особенности данного периода (отечественной) истории.
«Человек – наивысшая ценность жизни»
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять
любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть
большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные,
лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике,
химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы
нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они
требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о
главное – знать сам предмет.
Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко
воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении
интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг»,
«Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный
класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим
содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки,
творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с
разрушения стереотипов.
При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему
функциональной системы игры В.П.Беспалько[5]
КЗ ЭКЗ ТЗ БУК ИК ПНК ОПИ + ТР
КЗ – конкретные знания
ЭКЗ – элементы конкретного знания
ТЗ – таблица знаний
ОПИ – основные правила игры
БУК – блок учебных карт
ИК – игровая конструкция
ПНК – полученный набор карт
ТР – таблица результатов
обратная связь
Эта схема позволяет любому учителю-предметнику составить учебную игру на
любую из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со
старшеклассниками. Было дано задание – составить свои игровые задания. Опыт
показал, что учащиеся справляются с данной задачей.[6] Любой учитель может
с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового
материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так
и во внеучебной деятельности.
При подведении итогов игры можно использовать таблицу результатов игры,
приведенную Беспалько В.П. в своей книге.

|Этапы | | | | | | | |Ос| | | | |Доп| |Сумма |
| |Под| | | | | | |но| | | | |олн| | |
| |гот| | | | | | |вн| | | | |ите| | |
| |ови| | | | | | |ой| | | | |льн| | |
| |тел| | | | | | | | | | | |ый | | |
| |ьны| | | | | | | | | | | | | | |
| |й | | | | | | | | | | | | | | |
|циклы |1 |2 |3 |4 |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |1 |2 |3 | |
|Игроки | | | | | | | | | | | | | | | |
|Команды | | | | | | | | | | | | | | | |
|А | | | | | | | | | | | | | | | |
|В | | | | | | | | | | | | | | | |
|С | | | | | | | | | | | | | | | |


С ее помощью определяется победитель-ученик, или команда-победитель.
Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы
организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила
подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и
их.
Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной
работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной
деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.
Литература.
Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
Оконь В. «Введение в общую дидактику» Пер. С.Кольского. – М.Высшая школа,
1990г.
Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» -
М.Просвещение, 1991г.
Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное
воспитание» 1966г. №3
Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. –
1987г.
В.П. Дроздовский, В.И.Спадарщ., Н.И.Данильченко «Преодолеть пропасть», М –
Просвещение, 1989г.
Каплан С.Д. «Я делаю уроки». Минск, 1998г.
Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса»
1982г.
Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.
Лукин А.И. «Аудитория. Музей. Театр». Новосибирск, 1992г.
Обзор статей по теме в журнале «Преподавание истории в школе» с 1991-1992г.

-----------------------
[1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г.,
стр. 117.
[2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии».
М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10.
[3] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение
1990г., стр. 9
[4] Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение
1990г., стр. 13
[5] В.П.Беспалько «Слагаемые педагогической технологии» М.Педагогика
1989г., стр.169.
[6] Составлены игры: Исторические викторины, Казино времен, Лото истории,
Акулы истории и т.д.





Реферат на тему: Игровые формы уроков русского языка


Игровые формы
уроков русского языка


Курсовая работа учителя русского языка и литературы
Гринько А.С.
[pic]



Таганрог. 1997 г. Ср. Школа №8 им. А.Г. Ломакина.

ВВЕДЕНИЕ.

Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость
игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.
Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно:
она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах.

Содержание работы.
1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка.
2. Дидактические игры на уроках русского языка.
3. Методическая часть. Конспект модели урока-игры.
4. Список литературы.



Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать на
эту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час,
рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценного
времени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов.
Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского
«Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследование
педагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С.
Выготский ,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она
неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов
и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой
природы. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны с
разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего
напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного
действия самых разных способностей и сил.
... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется
множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как
непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением
других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,
вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей
совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный,
коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя
совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным
правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является
первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на
известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов
среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и
наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких
задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но
как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые
комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций,
быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая
предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм
опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к
известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно
нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних
из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам
возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая
возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения
определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка
до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно
подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы
оно сознательно решало известные задачи.
Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,
социально - координированная, подчинённая известным правилам система
поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с
трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело
совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким
образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом,
которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу,
психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что
игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой
деятельности, приуготовлением к будущей жизни.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная и
своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и
приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке
самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким
образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития,
направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,
воображения, понятий и навыков.
В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий,
читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением
так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени,
ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное
дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением
работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная
познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка,
вот что само по себе способствует организации его внимания».
Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные
рассуждения о роли игры в жизни ребёнка(да и взрослого человека тоже).
Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как
средстве обучения.



В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем
на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ».
Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие
выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и
активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует
память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь
коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды,
каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности
всех учащихся.
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно
использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в
русской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части данной
работы.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое
множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующих
условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков:
1) ролевые игры на уроке(инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых
заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие,
урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий,
которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму,
произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина,
конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений,
навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический
КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться
между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы
описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой».



Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот год
обучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы -
в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача
учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала,
не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к
учению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решать
такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7 часов русского
языка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых
тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,
морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и
интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки -
путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного
рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем
самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
* * *
Учебник «Русский язык. 5 класс».
Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,
Л.А.Тростенцова.

Изучение нового материала.
Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока.
Словосочетание. §17

Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица,
грамматическая связь;
2. познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.
Ход урока.
На видном месте висит плакат:
Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка.
Буквально значит - построение,
сочетание,
порядок.
Раздел грамматики, который изучает строение и
значение словосочетаний, предложений, текста.
Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис.
Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам с
вами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке.
Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время в
класс вбегают ученики(работа с ними была проведена заранее). У каждого на
груди висит табличка(ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученик
представляет собой Слово. Например,
Учитель..
Учитель(делает вид, что удивился). Вы кто?
Слова. Мы - Слова.
Учитель. Вы чем-то расстроены?
Слово(один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос:
«Зачем нужны слова людям?»
Ученики. Чтобы общаться.
Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово в
отдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что?
Ученики(с помощью учителя). Соединять слова.
Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложение
строится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати,
вы знаете, что такое словосочетание?
Ученики. Сочетание слов.
Учитель. Верно.
Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания.
Затем обращается к Словам.
Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва.
Выбранные слова выступают вперёд.
Учитель. Ребята, листва может быть яркой?
Ученики. Да!
Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесь
всё-таки не хватает. Чего же?
Ученики(с помощью учителя). Наверное, того, что называется
грамматической связью.
Учитель. Как сказать правильно?
Ученики. Яркая листва.
Учитель. Правильно.
Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги с
написанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику).
Учитель. А почему окончание -ая?
Ученики. Потому что слово листва имеет женский род.
Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является...
Ученики. ...главным. А слово яркая- зависимым.
Учитель записывает на доске: какая? x
Яркая листва (ж.р.; им.п.)
Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь в
словосочетании.
Учитель. А что же делать с остальными Словами?
Слова. Составьте из нас предложение.
Учитель. А для этого мы должны...
Ученики(с помощью учителя). ... построить слова в определённом порядке
и связать по смыслу и грамматически.
Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке.
Учитель меняет, где необходимо, окончания.
Получилось:
На яркой листве деревьев блестит роса.
Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицы
синтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием.
* * *
Тема. Диалог. §39 Фрагмент урока.

Цель. 1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика;
2. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.
Ход урока.
На видном месте висит плакат с определением слова диалог.
На доске записана тема урока.
Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, вы
прочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку.
(Здесь можно, например, разыграть отрывок из рассказа Н.Носова
«Бенгальские огни»).
«На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчёт
бенгальски

Новинки рефератов ::

Реферат: Анализ дебиторской задолженности (Бухгалтерский учет)


Реферат: Убийство в состоянии аффекта (Уголовное право и процесс)


Реферат: Искусственный спутник, запущенный с земли (Авиация)


Реферат: Казань - музыкальная (Искусство и культура)


Реферат: Крепостничество как феномен русской государственности (История)


Реферат: Галерии Гельмана. "Проект Водка" (Искусство и культура)


Реферат: Страхование финансовых рисков (Страхование)


Реферат: Настольный теннис (Спорт)


Реферат: Философия, ее предназначение, сущность и функции (Философия)


Реферат: Налогообложение банков (Налоги)


Реферат: Пути повышения эффективности обучения решению задач (Педагогика)


Реферат: работа (Программирование)


Реферат: Расследование и учёт несчастных случаев на производстве (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Капитальное строительство (Технология)


Реферат: Формы государства (Теория государства и права)


Реферат: История становления и развития социологии (Социология)


Реферат: Культура романтизма (Культурология)


Реферат: Международно-правовые стандарты в Украине (Право)


Реферат: Аттестация государственных и муниципальных служащих (Государство и право)


Реферат: Социология. Социология Эмиля Дюркгейма (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист