GeoSELECT.ru



История / Реферат: Коротко о Донецке (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Коротко о Донецке (История)



История города

В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами
транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе
горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных
ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили
большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы
Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного "уголья"
занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино,
Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка),
Ларинка.

Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки
железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды
Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья
Кальмиуса - уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск
Старобешевского района), - железная руда, близ села Еленовки (Волновахский
район) - камень известняк и совсем рядом - речная вода.

Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли.
Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с
помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.

Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий
небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он
заключил с комитетом министров России договор об образовании
Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового
производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии.
В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ
по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами
учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года
он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы
первым подсобным цехом будущего металлургического завода.

Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и
оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым
транспортом.

Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики
строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-
песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера,
возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего
делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением
Александровского рудника.

Настольная и дорожная книга "Россия. Полное географическое описание
Отечества" (14-й том "Новороссия и Крым", изданный в 1910 году, стр. 376)
свидетелъcтвует: "В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской
железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской
губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный
английским техником Д. Д. Юзом.

Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина)
положил начало большой металлургии Южного промышленного района.

Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка-
Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического
производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было
выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже
9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать
машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный
завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование
для шахт.

Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году
уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную - заводскую, где
находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа,
уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную - с
рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в
поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд
городов.

В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло
почти довоенной цифры - 63708 человек. Началось строительство жилого
массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков.
Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские
учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.

В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году - центром
Сталинской области.

За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К
1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского
подчинения, 54 - местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7
процентов общесоюзной добычи угля, заводы - 5 процентов стали и 11
процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.

В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября
1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В
нем осталось 175 тысяч жителей.

В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году -
всего промышленного производства.

В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.

В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и
Донецк присоединился к городам миллионерам.

Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой
области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой
узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.
КУЛЬТУРА


В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры - всего их
насчитывается 8330.

На территории города расположены три постоянно действующих театра,
областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140
музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около
450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.

Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова
и его филиалы - парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.

В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза
архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а
также Всеукраинского музыкального союза.

6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для
города, области, Украины.

Донецкий Государственный академический
Русский театр оперы и балета

- одно из крупнейших культурных учреждений города и области

- имеет интересную историю своего создания.
В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение
полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины,
переданная в ведение Донецкого театрального треста - это и был коллектив
будущего театра.
1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой
А.Бородина "Князь Игорь". А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки
"Иван Сусанин" прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном
архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в
Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.
В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как
Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна
Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева



Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.

Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского
Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из
Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой
революционной драмы И.Микитенко "Бастилия божьей матери".
Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в
помещении Дворца-клуба "Металлист" (Дворец культуры Донецкого
металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время
находится кинотеатр "Кристалл". И только в начале 60-х годов Донецкий
музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение
в центральной части города.


Донецкая областная филармония.

Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было
присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора
С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии
работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых
инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль "Экспромт", 6 групп
артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты
и эстрадные коллективы.
В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов,
которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли
украинских и зарубежных артистов.


Донецкий областной краеведческий музей.

Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного
института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном
горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении
музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов,
некоторые из них уникальны.


Донецкий областной художественный музей.

Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000
экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного
искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров
кисти и резца и другие творческие выставки.


Планетарий.

Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты
первого искусственного спутника Земли, космического аппарата "Луна - 3",
глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат "Планетарий", с
помощью которого можно наблюдать звездное небо.


Цирк "Космос".

Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-
летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь
демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных
цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой
художественной самодеятельности области - каждые 2 года летом здесь
проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из
них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк
посещают до 1 миллиона человек.


Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской.

Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов
экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической
редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937
года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении
читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий.
Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и
специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация
автоматизации библиотеки.
В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15
компьютеров и введены подсистемы "Комплектование фондов", "Электронный
каталог", "Регистрация читателей" и др. В библиотеке работает электронная
тематическая картотека "Законы Украины", информационно-поисковая система
"Законодательные акты Украины".
Разработан проект создания информационного центра "Открытая библиотека
между Востоком и Западом", реализация которого позволила установить
контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме
off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети
Интернет.


Общие сведения


НАСЕЛЕНИЕ
1.132.700 человек

ПЛОЩАДЬ
Общая площадь - 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг -
28 км, с востока на запад - 55 км, площадь скверов - 216,2 гектаров.

ШКОЛЫ
Средних школ средней ступени - 2; средних школ 1-2 ступеней - 38;
средних школ 1-3 ступеней - 116; детско-юношеских спортивных - 7; станций
юных техников - 2; центров творчества детей и юношества - 8; детско-
юношеских клуба - 54.

ВУЗЫ
Государственных - 7; филиал - 1; частных - 9 (из них лицензировано 6).

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ
В Верховном Совете Украины - 10 народных депутатов, в областном Совете -
15, в городском - 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском
поселковым Совете - 281 депутат.

СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА
Донецк является административным центром Донецкой области. В состав
Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино,
поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских
населенных пунктов.

КОММУНИКАЦИИ
Общая протяженность водопроводных линий - 2.398 километров,
канализационных - 1.176 километров.

УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ
Площадей - 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность
улиц -2.500 километров.

РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА

Рек - 5, самые длинные из них Черепашкина - 23 километра и Асмоловка - 13
километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус.
Водохранилищ - 2: Донецкое море (206 гектаров) и
Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).



Реферат
О донецке
Написал_____________________________


--




Реферат на тему: Космоцентризм как основа философии древней греции


Введение


На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный
расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое
немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом
которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные
светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем
происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из
чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие
философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно
воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное
вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах;
третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые
считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) -
земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях
наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,
они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и
третьестепенное место, пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной
вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры
(например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие
линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю
философии.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её
развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в
целом. Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра,
Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей
эры), несколько позднее - пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли
- "физиками", от греческого слова physis - природа. Направленность их
интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных
языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы,
и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но
между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о
том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В
"Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля,
Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение, Хаос породил Ночь и
Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут
некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это - вода, у
Анаксимена - воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) - огонь.
Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает
современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая
природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь
здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное,
символическое значение.
Уже у первых "физиков" философия мыслится как наука о причинах и
началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм
древней философии (термин "онтология" в переводе с греческого означает
"учение о бытии"). Её центральный мотив - выяснить, что действительно есть,
то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только
кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет
рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и
сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для
мифологии персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место
мифологического порождения у философов становится причина.
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная
диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся
целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в
различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко
представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо
мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно
Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия - самая динамичная и
подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и
всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней
логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места.

Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних
натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными
образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из
важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев
(получивших это имя от главы школы - Пифагора, жившего во второй половине
VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также
учение элеатов - Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI - начало VII века
до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового.


Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей
эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом
философствования она отличается от древних восточных философских систем и
является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения
окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре
основных этапа:
I. - от формирования собственно греческого философского мышления до
перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как
досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
П. - приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до
нашей эры - определяется как классический. Он характеризуется влиянием и
деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля.
Ш. - конец IV - II вв. до нашей эры - в подавляющем большинстве работ
определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда
возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает
целый ряд всевозможных философских направлений и школ.
IV. - I в. до нашей эры - V - VI вв. нашей эры - т.н. римский период.
Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии.


Произведения досократовских философов сохранились только во
фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более
поздних античных авторов. Из этих фрагментов весьма сложно выводить цельные
философские взгляды. Такие цитаты имеются, например, в работе Диогена
Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также
трудах Платона, Плутарха, Секста Импирика, Климента Александрийского.
Однако современная наука подвергает сомнению точность некоторых цитат. В
частности, Платон «цитирует» весьма вольно и часто придает мыслям других
авторов (Кратила, Парменида) такое значение, которые по меньшей мере не
совпадает с тем, что пишут другие авторы.

Также как и в предшествующей мифологии, почти у всех греческих
авторов можно найти тенденции обращения к природе, космосу. Однако подход
мифологии и первых философов к данной проблематике отличается коренным
образом. Согласно Гегелю, философия в собственном смысле слова возникает
вместе в постановкой вопроса о сущности, который не только сформулирован,
но и решен вне рамок методологии и терминологии мифологического мышление.
Возникновение философии связано с определенным уровнем абстрактного
(рационального мышления), которое способно отразить действительность иным
способом, чем при помощи аллегории или мифологической персонификации. Так
вот у истоков собственно греческой философии стоит стремление рационально
ответить на вопросы, что является основным принципом мира (или космоса) и
какие принципы или силы определяют его развитие.
Вопрос о первоначале является основным в онтологии древнегреческих
философов. И в этом смысле философия перекликается с мифологией, наследует
ее мировоззренческую проблематику. Но если мифология стремится решить этот
вопрос по принципу - кто родил сущее, то философы ищут субстенциальное
начало - из чего все произошло. Для упрощения дальнейшего изложения здесь
следует отметить, что для обозначения первоосновы, первопринципа, из
которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два
термина: СТОЙХЕЙОН, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле
слова, и АРХЭ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние
вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова.
Помимо вопроса о первооснове почти все досократовские философы
обращались к проблеме объяснения природных явлений, движения, а некоторые -
и проблеме познания. Далее будет показано, каких взглядов придерживался
каждый из наиболее видных философов первого этапа по этим проблемам.



Основные философы и школы досократовской

ФИЛОСОФИИ

МИЛЕТСКАя ШКОЛА
Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые
сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.
На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные
представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды
имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном
принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа
стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении
материального и духовного принципов еще не ставился, он был сформулирован
позже. Представители милетской школы интуитивно понимали мир как
материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов
проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой
они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен. На основной
вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они давали, в отличие
от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще
и наивный.
Первый из ионических философов - Фалес из Милета - жил
приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса
(в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние на
развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время
была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной
абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на
постижение сущности мира.
Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в
дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен.
Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической
силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода»
Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «стойхейон», так и в
смысле «архе». Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения:
вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее,
субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные
состояния. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой
первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как
проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи
возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до
нашей эры).
Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес,
Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и
основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух,
ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же
остается неизменным».
Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр
же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон»
характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является
ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной
неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры
в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не
только в пространственном, но и по временном отношении.
Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что
в вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы,
видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по
отношению к развитию.
У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь
абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни.
Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду
материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных
относит и человека.

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524
гг. до нашей эры).
В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию
стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин
явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи.
Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий
неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к
возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю -камни.
При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно
противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний
материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен
распространяет и на объяснение происхождения богов.
Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и
движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное
колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько,
насколько он изменяется».

Гераклит Эфесский
С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано
возникновение еще одной сильной философской школы Древней Греции.
Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно
одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы».
Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как
ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь.
В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей
милетской школы и является как первоосновой мира («архе»), так и основным
элементом («стойхейрон»). С другой стороны, огонь является для него
наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных
изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир
«возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего
века; свершается это согласно судьбе».
Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с
констатацией бесконечности этого материального принципа исследователи
находят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в
историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и
неуничтожимости: «Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но
всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и
угасающим согласно мере».
В интуитивном понимании развития как единства и борьбы
противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит
продвинулся наиболее далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в
ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения.
Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА
РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую
нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит
объясняет изменениями, происходящими в исходной «праматерии». Одна материя,
согласно его взглядам, «живет смертью» другой. Таким образом, Гераклит
весьма близко подходит к пониманию «творческого отрицания».
Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя
современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех
событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью
(НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание
закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и
несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос
существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания.
Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого
сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е.
логос. Значительное внимание он уделяет отличию «многознания» от подлинной
мудрости. «Многознание» в отличие от подлинной мудрости не способствует
действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа
(ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения
мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда
релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых
понятий: «Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с
человеческим поколением».
Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную
теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере,
здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики.
Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вывод
авторы книги «История философии в кратком изложении» Кратил, довел мысли
Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего
сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит
Кратила к абсолютному релятивизму.

Элеаты
Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать
идейным предшественником элейской школы.
Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в
отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным. Ксенофан
стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений.
Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимает бога
как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится
понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в
пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При
этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное, что сообщает
его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством
допускаются и проявления многообразия мира.
Сохранились также фрагменты атеистической ориентации, в которых
Ксенофан характеризует мифических богов как продукты человеческой фантазии
и формулирует мысль о том, что не боги сотворили людей, но люди создали
богов по своему образу и подобию.
Хотя основой онтологии Ксенофана было «единое» - совершенное единое
бытие, он допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок,
которые Парменид и другие элеаты полностью отвергали. Действительно,
Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель
мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Если в этом случае
вообще можно допустить развитие, то оно, согласно его концепции, не
приносит ничего нового.
Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием
познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь
к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир
многолик и изменчив. Именно такой скептический подход к чувственному
познанию стал характерным для всей элейской школы.

Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок.
540-470 гг. до нашей эры).
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука
о бытии, о сущем. Аристотель его взгляды комментирует так: «Парменид ...
утверждает, что наряду с сущим не-сущее является ничем, с необходимостью
полагая, что сущее есть одно и что нет ничего иного». У Парменида имеется
также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не
только вечно в своем существовании, оно также и неизменно.
Из действительного мира, из области бытия Парменид полностью
исключает движение. Почему Парменид отвергает движение и развитие? Ответ на
это вопрос вытекает из его характеристики бытия и небытия. По Пармениду, не-
сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть
всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто
переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место
другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится,
либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из
ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает.
Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный
характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.
Здесь следует заместить, что в гносеологии Парменид проводит весьма
резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом
рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на
чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь
образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их
подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает
чувственный мир лишь как мнение. Так вот в области мнения Парменид
допускает существование не-сущего на основе «чувственного восприятия». Это
дает ему возможность затем - в виде мнения - признать существование
движения и изменения. Такое осознание различия чувственного и рационального
познания приводит к метафизическому разрыву этих двух ступеней единого
процесса познания.

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г.
до нашей эры).
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции
единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет
материальный характер. Симплициус свидетельствует, что, согласно Зенону,
«кто признает множество, необходимо говорит противоречиво. Так ... если
сущее множественно, то оно равно велико до бесконечности и мало так, что
вообще не имеет никаких размеров. При этом он доказывает, что если нечто не
имеет размеров и массы, то оно вообще не может быть. Миров много и не
существует пустого пространства». Согласно взглядам Зенона все в природе
происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен;
люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в
которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и
постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона,
доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают
непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление
пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с
места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Второй (и,
пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория
показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать
самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. Эти
логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в
видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал возможность
движения только в области чувственного познания. Однако в его апориях речь
идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его
постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как
чувственное данное, но предпринимается попытка выяснить логическую,
понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.
Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и
чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также
разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно
признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению ведет к
неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного
познания.

К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с
острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры).
Мелисс полагал, что мир «не был сотворен» и не имеет конца. Бытие,
согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во
времени и пространстве, но и метафизически неизменным.
Таким образом, философия элеатов выявила ряд проблем, которые
существенно повлияли на дальнейшее развитие философии. Так, в их учении
встречаемся со сравнительно четким учением о бытии и определенными
принципиальными подходами к вопросу о познаваемости мира. Их различие
чувственного и рационального познания тесно связано с различием «сущности»
и «явления».
В области способа философствования большим вкладом элеатов является
стремление к осмыслению действительности при помощи понятийного аппарата.

Пифагор
Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584-500 гг.
до нашей эры. Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О
воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и ряд других
трудов, которые создавались пифагорейской школой.
Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел также
дальше. Он исследует и взаимоотношения чисел. Изучение зависимости между
числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот
факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он
изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной
абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень
реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего,
непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двоица означала
противоположность, различие, особенное. Пифагор полагал основными первые
четыре числа арифметического ряда - единицу, двойку, тройку, четверку. В
геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют:
точка, прямая, квадрат (плоская фигура) и куб (пространственная фигура).
Сумма этих чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным
числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно
пифагорейскому учению, - такое число, на которое можно перевести все вещи и
явления мира с его противоположностями.
Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный
спекулятивный характер и является исторически первой попыткой19 постижения
количественной стороны мира. Математический
-подход к миру заключается в объяснении определенных количественных
отношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной
манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти
числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда
остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены
собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При
этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универсальной
гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии
сфер.
Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения
общества. Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на
принципах полной подчиненности человека богам:
«Бессмертных сначала богов, как велит нам закон, почитай,
Их почитая, также отдай уважение богоравным умершим».
Мораль у Пифагора была обоснованием определенной «социальной
гармонии», опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии.
Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.

Пифагорейство, таким образом, является первым идеалистическим
философским направлением в античной Греции. Математическая
проблематика выливается у них в мистику и обожествление чисел, которые они
считают единственно истинно сущим.

Эмпедокл
Эмпедокл (ок. 484-424 гг. до нашей эры) был учеником Пифагора, но в
тоже время в его взглядах содержится влияние и элеатов и ионических
философов. Важнейшие философские мысли содержат два его произведения
Очищение» и «О природе».
По своему характеру философия Эмпедокла близка к стихийному
'2'ернализму. Однако вместо одной праматерии он выдвигает четыре исходных
принципа, корни всякого бытия. С четырьмя стихиями связаны имени четырех
богов: Зевс - огонь, Гера - воздух, Гадес - земля, Нестида - вода.
Корни всякого бытия, по Эмпедоклу, по преимуществу пассивны. Поэтому
он вводит две движущие силы, которые путем смешения основных указанных
стихий способствуют возникновению всего многообразия окружающего мира, -
ЛЮБОВЬ и ВРАЖДУ. Движущий принцип здесь отделен от понимаемой как
пассивная материи. Движение, вызванное любовью и враждой. в понимании
Эмпедокла, нельзя отождествлять с притяжением и отталкиванием. Любовь в его
концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из
многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет
однородное и так «из одного делает многое». При этом по мысли Эмпедокла,
мир несотворим и неуничтожим. Основные силы стихии не могут ни возникать,
ни уничтожаться. Соединяются и разъединяются только соединения стихий.
Любовь и вражда являются также основными принципами всей изменений,
происходящих в мире.
Эмпедокл отстаивает тезис о том, что пустоты не существует. Все вещи
меняются местами.
Эти взгляды проецируются и на понимание развития космоса.
Первоисходную стадию, в которой находится весь космос, Эмпедокл определяет
термином СФАЙРОС. В этой стадии нет никакой определенности, асе сливается в
неразличимом единстве. Это состояние космоса представляет собой собственно
некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий. Это период
универсальной власти любви, вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.
Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения единичных
отдельных вещей. Это возникновение связано с постепенным приходом вражды,
которая на этой стадии стремится вытеснить любовь. Основные стихии в этом
периоде еще частично соединены и в то же время частично разделены.
Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной гегемонией
вражды. Стихии в этот период более или менее разделены.
Четвертая стадия определяется возвратом власти любви. Стихии опять
соединяются.
Таким образом, согласно взглядам Эмпедокла, сущее образуют четыре
пассивные стихии и две противоположные силы, которые тоже имеют более или
менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и
разъединению мельчайших частей основных стихий. Космогонический процесс
развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в
которых попеременно берет верх то вражда, то любовь.
Теория познания Эмпедокла построена по принципу познавания «подобного
подобным». Познание возможно лишь потому, что как субъект познания
(человек), так и объект (окружающий мир) состоят в принципе их одних и тех
же стихий, соединенных лишь в различных отношениях. Это делает
принципиально возможным познание и дает достаточную адекватность знаний. В
отличие от элеатов Эмпедокл является сторонником определяющей роли
чувственного познания. В соответствии с его взглядами мыслить и чувственно
воспринимать - это одно и то же.

Анаксагор
Анаксагор (500-428 гг. до нашей эры) по свидетельству Диогена
Лаэртского, был учеником Анаксимена.
Анаксагор считает основой всех вещей бесконечное множество малых
материальных частичек, качественно различных между собой, которые он
называл «семена вещей» (ГОМЕОМЕРИИ). Материя, по Анаксагору, вечна,
несотворима и неуничтожима, но качественно дифференцирована. Так он
пытается решить проблему отношения единства и многообразия
(качественного различия) сущего через признание положения о качественной
определенности семян вещей. С этих же позиций он пытается решить проблему
возникновения и гибели. Согласно Анаксагору, новое возникает, потому что
семена вещей содержаться в различных вещах. Поэтому одни вещи могут
переходить в другие, соединяться и разъединяться, что и предстает перед
нами либо как возникновение, либо как гибель и упадок.
Анаксагор, однако, не считал, что семена вещей способствуют
соединению и разъединению. Семена вещей как материальную основу мира он
считает инертными, неподвижными. Причину, приводящую их в движение и
являющуюся в то же время причиной всех вещей, Анаксагор определяет термином
НУ С - разум. «Нус» у Анаксагора был основным принципом упорядочения
материального мира.
Значительного прогресса достиг Анаксагор в области теории познания.
Основной (элементарной) ступенью познания он считал чувственное познание.
Разум тесно связан с чувствами, и только при их посредстве можно
получить знание об окружающем мире. Однако, согласно его взглядам,
восприятие совершается обратным, ибо одинаковое не воздействует на
одинаковое. И, хотя он признает за чувственным познанием главную роль, но
не абсолютизирует его. Он также подчеркивал необходимость коррекции
чувственного познания.

Древнегреческие атомисты
Вокруг исторического существования философа Левкиппа (ок. 500-440 гг.
до нашей эры) велись споры. Высказывалась догадка, что это имя было
псевдонимом молодого Демокрита. Однако исследования Дильса и Зеллера, а
также Маковельского подтверждают его историческое существование. Из его
работ практически ничего не сохранилось, если не считать нескольких мыслей,
дошедших через посредство других античных авторов. Однако, согласно Г.
Дильсу, ему можно приписать две книги: «Великий диакосмос» и «Об уме».
Левкипп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он
признавал бесчисленные, постоянно движущиеся элементы - атомы, имеющие
бесконечное множество форм, так как видел в вещах постоянное возникновение
и изменение. Он учил, что сущее не более чем не-сущее и что оба они
являются равной причиной возникновения вещей. Полагая суть атомов полной и
плотной. Он учил, что они есть сущее, движущееся в пустоте; пустоту называл
не-сущим, утверждая, что она является не меньшим, чем сущее. Таким образом,
основной принцип атомистической науки о бытии: «Единственное, что
существует, - атомы и пустота».
Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются
причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и
разъединению.
Допущением существования пустоты, не-сущего, решается проблема
движения. Существование пустоты делает возможным движением атомов.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до нашей эры) был учеником Левкиппа и
учился у Анаксагора.
Демокрит полностью разделяет учение Левкиппа об атомах и пустоте. К
характеристикам атомов Демокрит добавляет еще и величину и тяжесть.
Тяжесть, однако, он не считал существенным свойством атомов, но признавал
ее простым следствием того фата, что они имеют некий размер. Подобным
образом и величина не дает качественной характеристики атомов.
Атомы сами по себе неизменны, были, есть и будут постоянно теми же
самыми, ибо «не могут претерпевать те изменения, в существовании которых
убеждены все люди, научаемые к этому восприятием». Концепция атомизма
содержит, таким образом, представление о неуничтожимости и
несотворимости материи.
Атомы, по Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их величине
и числе. Также бесконечны они и относительно различия форм. Речь здесь идет
о выраженной в духе того времени мысли о бесконечности материи.
Демокрит совершенно новым способом решает вопрос об отношении материи
и движения. Согласно его представлениям, гарантией возможности движения
является существование пустоты. Движение присуще атомам в естественном
состоянии. Демокрит полагал, что первичное движение никогда не было
сообщено атомам, оно является, говоря современным языком, основным способом
их существования . Движение передается столкновением, и движение в этом
понимание является основным источником развития, поскольку в результате
столкновения атомы соединяются, из этого возникает все, что мы видим. Таким
образом Демокрит преодолевает проблему дуализма материи и движения. Здесь
следует сказать, что у Демокрита речь идет только о движении чисто
механическом. Механистическое движение признается единственно возможной
формой движения.
Понимание мира у Демокрита тесно связано с основными принципами его
учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Здесь Демокрит
был сторонником строгой необходимости. Развитие вселенной, порядок мира,
все сущности определены механистическим движением атомов. Поэтому в его
системе нет места для объективного существования «случайности», и сама
«случайность» объясняется незнанием причин определенного явления.
В соответствии со своим учением Демокрит дает материалистическое
объяснение возникновения богов: древние люди, видя неземные явления (гром,
молнию, зарницы, затмение луны), боялись и полагали, что боги суть причины
этих вещей.
Сведения относительно взглядов Демокрита на познание, которые дошли
до нашего времени, иногда противоречат друг другу. Одно ясно, что Демокрит
отбрасывает негативное отношение к чувственному познанию, как это было у
элеатов. Аристотель его взгляды характеризовал однозначно:
«Демокрит ... полагал, что истинно суть то, что нам является».
О значении, которое Демокрит придавал чувственному познанию
свидетельствует и его концепция образов - ЭЙДОЛОВ. Эйдолы возникают где-то
между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта
восприятия. Предмет выделяет из себя в воздух нечто, подобие предмета,
которое в свою очередь втискивается во влажную часть глаза. Собственно
образ предмета возникает где-то в пространстве между предметом и глазом и,
как оттиск попадает в соответствующий орган чувств. Поэтому Демокрит
отводил чувственному познанию основную и незаменимую роль, видя в нем
первую и основную предпосылку всякого дальнейшего познания.
Значение, которое придает атомистическая гносеология чувственному
познанию, не мешало, однако, Демокриту раскрыть значение и функции
рационального познания. Он понимает процесс познания состоящим из двух
ступеней. Чувственное познание является некоей низшей ступенью познания и
знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной
сущности» (т.е. познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при
помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что
образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.
Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить
возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных
стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись,
когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и
прятали там запасы, затем - познали огонь, было изобретено искусство и все,
что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит
считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость
удовлетворения потребностей. Общество - совокупность индивидов. Но общество
и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности,
но скорее лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение
вражды. Он не осуждает накопления, но осуждает приобретение их дурными
способами.
Этика Демокрита тесно связана с его социальными и политическими
взглядами. Он пытается сформировать некие «универсальные» моральные
правила. Центральным в его этике является «достижение доброй мысли». Путь к
этому - через жизненную уравновешенность и умеренность. Главным средством
достижения добродетели он считает убеждение, воспитание в духе
нравственности.

Заключение

Сказанное позволяет сделать вывод о некоторых общих чертах
древнегреческой философии первого (досократовского) этапа.
Во-первых, эта философия возникла и развивалась в тесной связи с
зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы
были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно
объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и
человека.
Во-вторых, в этот период были высказаны интересные идеи о бытии,
первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные
направления философствования на достаточно длительный последующий период.
В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период
является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е.
космоцентризм (космогонизм).

Список использованной литературы:

1. АЛЕКСЕЕВ П.В., ПАНИН А.В. ФИЛОСОФИя: УчЕБНИК ДЛя ВУЗОВ. - М.:
ТЕИС, 1996.-504 с.
2. История философии в кратком изложении. - М., 1989. - 000 с.
3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - 304 с.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. Пособие для вузов. - М.:
Политиздат, 1988.-592 с.
5. Теория познания. В 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания/ АН СССР.
Институт философии; Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. - М.:
Мысль, 1991. - 302, (1) с.
6. Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., - М.:
Политиздат, 1986. - 590 с.





Новинки рефератов ::

Реферат: Военная политика США и цена на нефть (Политология)


Реферат: Конструирование одежды (Технология)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев (Международное публичное право)


Реферат: Эволюция звезд (Астрономия)


Реферат: К.Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве (Педагогика)


Реферат: Развитие речи (Педагогика)


Реферат: Марганец и его соединения (Химия)


Реферат: Бизнес-план фирмы "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (Менеджмент)


Реферат: Истинные знания о жизни. Происхождение человека (История)


Реферат: Образ мира в философии: Структура общества (Философия)


Реферат: Понятие информационных технологий (Программирование)


Реферат: Алкадиены. Каучук (Химия)


Реферат: Оптимизация численности персонала (Менеджмент)


Реферат: Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки (География)


Реферат: Обработка каучука и производство резины (Химия)


Реферат: Моделирование процессов переработки пластмасс (Химия)


Реферат: Расчет себестоимости эксплуатации асинхронного двигателя МАП521-4/16 (Предпринимательство)


Реферат: Аграрное право (Государство и право)


Реферат: Аристотель об этике (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист