GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Общественный и государственный строй (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общественный и государственный строй (Право)




План.

1. Введение.
2. Общественный и государственный строй.
3. Феодальный вассалитет.
4. Структура органов государства.
5. Реформы Людовика IX (середина XIII в.).
6. Список литературы.
Введение

Cредневековье — время многообразных социально-экономических и
государственно-правовых процессов, свершавшихся в различных частях мира.
Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития
этой эпохи стало утверждение феодализма, явившегося важным шагом вперед
относительно рабовладельческого и, тем более, первобытно-общинного строя.
Генезис феодализма в разных регионах мира был неодинаков как по
содержанию, так и по форме и времени свершения.
Наиболее раннее, постепенное развитие нового способа производства
отмечается в центрах древней цивилизации и соответственно
государственности: Ханьском царстве в Китае, государстве Гуптов в Индии,
Кушанском царстве в Средней Азии, царстве Сасанидов в Иране и Месопотамии.
В поздней Римской империи распадались рабовладельческие отношения и
зарождались отдельные элементы “протофеодальных”.
Некоторые народы переходили к феодализму и феодальному государству
непосредственно от первобытно-общинного строя. Этот процесс охватил
кельтские, германские, славянские, тюркские, монгольские и многие другие
племена. Природные условия их стран были менее благоприятны, чем регионов
древних цивилизаций. Когда производительные силы этих народов достигли
уровня, обеспечивающею появление прибавочного продукта, у них начался рост
населения, наметилось зарождение классового общества и государства.
Формирование основ феодализма свершалось и путем синтеза
“протофеодальных” элементов, возникших в недрах рабовладельческого и
родоплеменного общества. Подобное происходило в европейских провинциях
бывшей Западной Римской империи, захваченных сопредельными племенами. В
ходе продолжительного взаимодействия (но немеханического соединения)
“протофеодальных” элементов, формировавшихся в структуре разлагавшихся
рабовладельческих отношений Рима (колонат и т.п.), и родоплеменных
отношений завоевателей появлялись предпосылки феодализма — необходимое
условие рождения нового строя. Негативной стороной этого процесса явилось
значительное разрушение производительных сил вторгшимися племенами,
возвращение к натуральному хозяйству, значительное понижение общего
культурно-образовательного уровня большей части населения. Последствия
этого сказывались долго и были изжиты лишь в течение нескольких веков.
Во многом поэтому ученые-гуманисты Европы XV—XVII вв., считавшие это
время “сумерками” европейской истории, называли его “средним” между
Античностью и Возрождением. Впоследствии термин “средние века” сохранился в
исторической науке, хотя и приобрел иное содержание, обусловленное
пониманием спиралеобразного paзвития истории, нередко в определенной мере
повторяющей прошлое но обычно на более высокой ступени общественного
прогресса.
С развитием феодальных производственных отношений эволюци- онировала
феодальная государственность. В Европе этот процесс в основном прошел
четыре главных этапа: раннефеодальная монархия, ленно-вассальная монархия
(феодальная раздробленность), сословно-представительная монархия,
абсолютная монархия. Впрочем не все европейские страны проделали этот путь
одновременно и в полном объеме, что во многом определялось особенностями их
национальной истории.
В Европе XVI в. четко обозначились признаки кризиса феодализма. С
приближением антифеодальных революций получают развитие политико-
юридические учения, обосновывающие новые демократические принципы
государственного и правового строя и нередко использующие в качестве
аргументации опыт античной демократии. В таком контексте восстанавливается
историческая преемственность с позитивными достижениями Античного мира.
В единстве с эволюцией государств стран Западной Европы развивались их
правовые системы. Важной чертой этого процесса периода феодальной
раздробленности был “партикуляризм” права, т.е. отсутствие единого права
для всей страны, что, однако, не устраняло тождественности его основ не
только в национальных, но и общеевропейских масштабах, что объясняется
принципиальным единством социально-экономических процессов, развивавшихся в
географически сопредельных странах. Преодоление “партикуляризма” права
стало особенно интенсивным начиная со времен сословных монархий. Наметилось
сближение форм права стран континентальной части Западной Европы.
Обособленно развивалось феодальное право Англии. Вскоре обозначились
первоначальные очертания деления западноевропейского права на так
называемую англо-саксонскую ветвь права и континентальную, своеобразной
“подсистемой” которой стало рецепированное римское право.Диалектика
многообразия и единства составляет важную сторону истории права
средневековья, равно как и последующих эпох.



Общественный и государственный строй.
Феодальный вассалитет.

Французское королевство возникло после распада империи Каролингов. Его
появление не внесло существенных изменений в основное направление социально-
экономического развития областей, вошедших в его состав. Продолжалось
развитие феодальных отношений, определявшее в конечном итоге развитие
феодальной государственности. Здесь следует выделить период феодальной
раздробленности (IX-XIII вв.).
Общественный строй. В IX—XIII вв. был завершен захват сеньорами
крестьянских земель. Отныне в постоянном пользовании, а в ряде случаев
владении крестьян находились лишь сравнительно небольшие участки (парцеллы)
господской земли. Экспроприация крестьянских земель сопровождалась
дальнейшим порабощением крестьян, превращением их в феодально зависимых.
Формы и степень этой зависимости были весьма многообразны. Большинство
крестьян стали сервами или виланами.
Феодальные повинности виллана не были связаны с его личной зависимостью.
Виллан мог передать (продать) свою парцеллу другому лицу. Это освобождало
ею от сеньориальных повинностей, которые переходили на нового владельца.
Если виллан выполнял все феодальные повинности, сеньор не имел права отнять
у него надел, который в таком случае переходил к наследникам виллана.
Более тяжелым было положение сервов, находившихся в личной наследственной
зависимости от своего господина. В его пользу они выполняли ряд
повинностей, выплачивали значительное число различных податей и платежей.
Разорительными для крестьян (как сервов, так и вилланов) были боналитеты —
монопольное право собственности сеньоров на хлебные печи, мельницы и т.д.,
сопряженное с обязанностью крестьян пользоваться ими за плату,
установленную господином.
Значительная часть крестьянства, т.е. подавляющее большинство населения
страны, все необходимое производила в своем хозяйстве или и крайнем случае
в пределах сельской общины, прибегая к помощи сельского кузнеца, ткача,
гончара и т.д. Этой продукцией довольствовались и очень многие сеньоры.
Таким образом, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер.
Стабильных, устойчивых экономических связей между отдельными районами
страны еще не было.
Жестокая эксплуатация крестьян вынуждала их подниматься на борьбу против
своих угнетателей. Массовые вооруженные выступления крестьян имели место в
Нормандии (X в.), Бретани (X в.), Фландрии (XI в.).
В рассматриваемый период несколько увеличилась численность городского
населения. Получило некоторое развитие городское ремесленное производство.
Но это были лишь первые и очень скромные успехи.
Государственный строй. Королевство состояло из множества фьефов—
феодальных владений (герцогств, графств и т.д.), которые формально
считались его частью, а фактически представляли собой полностью или почти
независимые политические образования. Собственно власть короля на местах
была очень слабой или отсутствовала совсем. Более или менее уверенно король
чувствовал себя лишь в своих личных владениях — королевском домене. Знать
упорно сопротивлялась любым попыткам усилить монархию. Вместе с тем она
никогда не выступала против королевской власти как таковой. Монархия
олицетворяла политическую систему, в сохранении которой сеньоры были
жизненно заинтересованы. Под знаменем короля они объединяли свои
вооруженные силы, когда нужно было вести большую внешнюю или внутреннюю
(против “своих” крестьян) войну. Представители знати неоднократно
подчеркивали, что Франции нужен король, но король слабый. Этим они
руководствовались, когда в связи с прекращением династии Каролингов избрали
на французский престол графа Гуго Капета (конец Х в.). Первые Капетинги по
существу не имели никакой власти в королевстве, за исключением своего
небольшого домена.
Отсутствию единства страны, обусловленному в конечном итоге социально-
экономическими отношениями, благоприятствовала и не преодоленная полностью
ее этническая разобщенность. Население еще не чувствовало себя
принадлежащим к одной народности. Северные и северо-восточные области
(места наиболее массового расселения франков) являлись ядром формирования
северофранцузской народности. На юге и в центре складывалась родственная ей
южнофранцузская народность (здесь доминировали потомки романизированных
галлов). В Бретани жили кельты, выселившиеся из Британии после захвата ее
англами и саксами. Еще не сложился единый язык, хотя господствующие
диалекты (северный и южный) были очень близки.
Феодальный вассалитет. Структура господства в конечном итоге определялась
строем феодальных поземельных отношений, утвердившихся в тот период во
Франции. Номинально верховным собственником всей земли в государстве
считался король. Однако большая часть этой земли находилась во владении у
крупных феодалов в качестве фьефа. Они считались вассалами короля, а он их
сеньором.
Обычно передача фьефа и установление в связи с этим отношений вассалитета
фиксировались особым договором. Его заключение сопровождалось символическим
обрядом — оммажем. Вассал торжественно признавал себя “человеком” своего
сеньора и приносил присягу на верность ему. В свою очередь сеньор совершал
обряд вручения инвеституры: вассалу передавался символ его власти над
фьефом (меч, перчатки — светским феодалам, скипетр — духовным). Вассал
должен был нести военную службу в пользу своего сеньора вместе с
подчиненными ему людьми. В конце XII в. военная служба вассала
ограничивалась 40 днями в году. Вассал должен был выплачивать сеньору
различные “помощи” по случаю посвящения в рыцари его старшего сына, свадьбы
старшей дочери, выкупа сеньора из плена и некоторые другие. Вассал
участвовал в суде своего сеньора, если подсудимым был вассал равного с ним
ранга. Соответственно он не имел права в своем суде разбирать дела,
подлежащие исключительной юрисдикции его сеньора. Вассал принимал участие в
совещательном совете (курии) сеньора.
. В свою очередь сеньор брал обязательство оказывать своим вассалам военную
помощь в случае нападения на них и в определенных случаях материальную
помощь. Если вассал не нарушал взятых на себя обязательств, сеньор не мог
отобрать у него фьеф.
Феодальный договор практически не ограничивал правомочия вассала в
управлении своим доменом. Не случайно, что именно в этот период
иммунитетные права сеньоров достигли максимума. Иммунитет предоставлял
феодалу право в пределах своих частных владений осуществлять
административное и полицейское управление, творить суд в объеме
предоставленной ему юрисдикции, взымать платежи и иные поборы.
Отношениями вассалитета были охвачены все представители господствующего
класса. Вассалы короля — герцоги Нормандский, Бургундский, Аквитанский,
граф Тулузский и др., оставляя себе домен, передавали значительную часть
своих владений в качестве фьефов нижестоящей группе феодалов (виконтам,
баронам и др.). Таким образом, вассалы короля сами становились сеньорами по
отношению к своим вассалам. Последние были связаны подобными договорами с
нижестоящей группой феодалов, и так вплоть до самой многочисленной группы
мелких феодалов — “однощитовых” рыцарей.
Отношения вассалитета часто не совпадали с фактическим порядком
господства и подчинения, утвердившимся в стране. Сеньоры были
заинтересованы в сохранении вассалитета в основном тогда, когда их
сословным интересам угрожала серьезная опасность и нужно было объ-единить
силы. В обычное время феодальный договор соблюдался лишь в той мере и
объеме, в какой сеньор имел реальную силу заставить своих вассалов ему
повиноваться.
Первые французские короли не обладали подобными возможностями. Поэтому их
могущественные вассалы чувствовали себя вполне самостоятельными государями.
Они заключали соглашения между собой и с иностранными государствами,
нередко в ущерб и против своего короля, вели войны друг с другом и против
своего коронованного сеньора. Наиболее крупные сеньоры копировали в своих
владениях королевскую систему управления. Крупнейшие из них даже чеканили
свою монету.
Аналогичное положение наблюдалось и на нижестоящих ступенях феодальной
иерархии. Разница была лишь в масштабах и возможностях. В немалой степени
этому способствовал принцип “вассал моего вассала не мой вассал”, т.е.
вассал нес обязанности только по отношению к тому сеньору, от которого он
непосредственно держал фьеф.
В условиях феодальной раздробленности страну потрясали непрерывные
феодальные распри, которые дополнительным тяжким бременем ложились на плечи
народа.
Все это определяло в главном структуру и правомочия отдельных органов
государства.


Структура органов государства.

Король был выборным. После смерти главы государства новый король
выбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.
Королевская курия, или Великий совет, была, по существу, единст- венным
общегосударственным органом, имевшим возможность оказывать влияние на
положение дел в большей части страны. Великий совет по своему характеру
представлял собой съезд крупнейших феодалов страны. Он эпизодически
собирался под председательством короля. Здесь рассматривались и в ряде
случаев решались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, причем
очень часто вассалы навязывали королю свою волю.
Управление на местах еще во многом повторяло систему управления времен
франкской монархии. Домен короля был сравнительно невелик и почти совпадал
территориально с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые
управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и
министериалами, заведовавшими делами домена. Домен был территориально
разделен на превотажи (округи), во главе которых находились прево —
управляющие главного в этом округе королевского имения. Министериалы (в
центре) и прево (на местах) назначались королем и были ответственны только
перед ним.
Суд. Ему были присущи все характерные черты средневековой юстиции. Каждый
свободный должен был судиться “судом равных”. Подсудность каждого лица
зависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Соответственно
вассал короля мог быть судим только ему равными — вассалами короля. Таким
судом становилась Королевская курия.
Аналогичный порядок утвердился и на нижестоящих ступенях феодальной
иерархии. Причем сеньор лишь председательствовал, наблюдая за правильностью
судопроизводства, судили вассалы, равные по рангу подсудимому. Нередко
феодалы решали свои споры путем вооруженной борьбы (“частные войны”).
В принципе “суд равных” должен был действовать и в отношении всех
остальных непривилегированных, в частности горожан. Но в действительности
сеньоры нередко нарушали этот порядок, стремясь прибрать к рукам местную
юстицию. В немалой степени к этому их побуждала возможность присваивать
судебные пошлины.
Несвободное население и прежде всего сервы судились их сеньорами или их
министериалами и прево. Здесь безраздельно господствовала сеньориальная
юстиция. Сеньоры делили между собой судебную власть в соответствии с
условиями феодального договора. Судебные правомочия отдельных сеньоров не
должны были превышать объем прав, установленных иммунитетом. Таким образом,
сеньоры высших рангов имели большую судебную власть (“высшую юстицию”), чем
нижестоящие, которые были наделены “низшей юстицией”. К компетенции первой
относилось главным образом рассмотрение и вынесение приговоров по
преступлениям, наказываемым смертной казнью (убийства, поджоги и т.п.),
равно как и другие менее серьезные преступления; ко второй — также все,
кроме преступлений, наказываемых смертной казнью. Исключение составлял
разбой, который был в ведении и “низшей юстиции” и наказывался смертной
казнью. (Следует учитывать, что под разбоем подразумевали и вооруженные
выступления крестьян, доведенных до отчаяния произволом сеньоров.) В
отдельных районах страны местные обычаи (кутюмы) вручали “высшую” и
“низшую” юстицию всем сеньорам. На практике же военная сила, которой
располагал сеньор, определяла в конечном итоге объем его реальных
возможностей в области управления и суда. Границы между правом и произволом
здесь окончательно стирались.
Судебная власть не была отделена от административной. Судебные органы еще
не сложились организационно в обособленную систему. В компетенцию судебных
органов входили правомочия, относившиеся к государственному управлению.
Так, в частности, Королевская курия ныла не только “судом равных” для
вассалов короля, но и совещательным органом, где обсуждались важнейшие
вопросы внутренней и клешней политики. Министериалы и прево одновременно
осуществляли функции административно-хозяйственного управления и суда.
Большими правомочиями в области суда была наделена церковь. Помимо обычной
сеньориальной юстиции в своих владениях церковь рассматривала дела
определенной персональной и предметной подсудности. Исключительно церковной
юрисдикции подлежали уголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц
недуховного звания, но по службе связанных с церковью. Кроме того,
церковные суды рассматривали дела всех, посягнувших на незыблемость
догматов религии и авторитет церкви (ереси, магия, колдовство, осквернение
церковных зданий и религиозной символики). Ведению церкви подлежали также
преступления, связанные с “грехом” (внебрачное сожительство,
лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и
т.п.). Перечень подобных дел никогда не был точно установлен.
Вооруженные силы. Их основу составляло ополчение рыцарей вассалов. В его
структуре сохранялись отношения вассалитета - сеньор был главой группы
рыцарей-вассалов. С этим отрядом он в свою очередь входил в объединение,
возглавлявшееся его сеньором. Дисциплина в таком войске практически
отсутствовала. К тому же оно было о относительно невелико, хотя и надежно в
классовом отношении. Во времена наиболее тяжелых внешних войн созывалось
ополчение из горожан и вилланов. Но этому войску сеньоры никогда не
доверяли. Король и наиболее могущественные феодалы содержали небольшие
отряды наемников.

Реформы Людовика IX (середина XIII в.).

В конце периода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.)
наметилась тенденция к усилению королевской власти, которая получила
поддержку горожан. К этому времени города становятся центрами ремесла и
торговли. В социальном отношении городское население не было однородным:
богатые купцы-ростовщики, состоятельные собственники мастерских, рядовые
ремесленники и городская беднота. Между городским патрициатом и рядовыми
горожанами имели место серьезные противоречия. Но по ряду важных вопросов
города выступали почти как единое целое. Все горожане были противниками
внутренних феодальных войн, сопровождавшихся разбоем феодалов. Развитию
ремесел и торговли мешали границы многочисленных сеньориальных владений, на
которых подчас устанавливались различные провозные пошлины. Более того,
города были опутаны многочисленными поборами и повинностями в пользу
феодалов, на земле которых они находились.
В таких условиях города начали все более решительно выступать против
произвола сеньоров за городское самоуправление — коммуну. Эта борьба вскоре
слилась с движением против феодальной раздробленности. В ходе напряженного
противоборства, которое не раз приобретало форму вооруженных выступлений,
ряду городов в конце концов удалось добиться от своих сеньоров городского
самоуправления. Власть в коммуне получил городской патрициат.
Права городского самоуправления регламентировались особыми документами —
хартиями, фиксировавшими городские вольности. Финансовые и иные повинности
городов были строго определены, поводов для злоупотреблений со стороны
сеньоров стало меньше. Полноправных горожан стали называть буржуа (от
старогерманского “бург” — укрепленный город), лишь впоследствии это слово
приобрело современное значение.
Коммуны добивались права иметь свою вооруженную силу — городское
ополчение. Защищаясь от нападения чужих и “своих” сеньоров, города
опоясались мощными крепостными стенами.
Горожане видели в сильной королевской власти решающий фактор преодоления
феодальной раздробленности. Короли также были заинтересованы в городах,
которые давали им деньги, современное вооружение и дополнительную военную
силу (городское ополчение). Союз монархии и городов начал оформляться еще в
Х в., но особой значимости он достиг в рассматриваемый период, стимулируя
усиление королевской власти.
Одним из первых проявлений этого усиления явилась отмена выборности
короля (начало XIII в.). Отныне престол переходил по праву наследования к
старшим сыновьям королей из династии Капетингов.
Затем постепенно ликвидировался принцип “Вассал моего вассала не мой
вассал”. Присягу верности вассалы всех рангов стали приносить
непосредственно королю.
Монархия, опираясь на поддержку горожан, среднего и мелкого дворянства,
начала расширять свой домен. Уже к концу XIII в. королевский домен,
увеличившись в несколько раз, стал самым большим феодальным владением
Франции, а короли — самыми могущественными среди сеньоров. В их руках
сосредоточилась достаточная сила для того, чтобы принуждать большую часть
своих вассалов к повиновению и предотвращать попытки дробления королевского
домена.
В этот период были приняты важные меры, имеющие целью ослабить сепаратизм
феодальной знати. Среди них особое значение имели реформы Людовика IX
(середина XIII в.).
Судебная реформа. В королевском домене была запрещена частная война, т.е.
разрешение споров между сеньорами путем вооруженной борьбы. Соперники
должны были обращаться в королевский суд. В остальных сеньориях были
введены так называемые “40 дней короля”. В течение этого срока феодалы не
могли начинать частную войну. Они были обязаны обратиться в королевский
суд, который рассматривал их спор по существу. Только по истечении 40 дней,
если суду не удавалось разрешить дело (подобных случаев с каждым годом
становилось все меньше), стороны могли начинать войну.
Для претворения в жизнь этого решения почти во все области страны были
направлены королевские судьи. Лично заинтересованные в судебных штрафах и
пошлинах, они активно вмешивались в юрисдикцию феодалов. В итоге их
значение возросло настолько, что к ним обращались не только сеньоры, но и
все свободные, недовольные решением сеньориального суда. Вскоре
рассмотрение дел “высшей юстиции” стало исключительной компетенцией
королевских судей.
Усложнившиеся функции королевской юстиции потребовали ее организационного
обособления. Из Королевской курии была выделена особая судебная палата —
Парижский парламент. Это учреждение, ставшее высшей апелляционной
инстанцией (за ним были сохранены и некоторые административные функции), в
основном состояло из профессиональных юристов.
Финансовая реформа. В королевском домене в качестве главной расчетной
единицы была введена королевская золотая монета. Вскоре благодаря своему
высокому качеству она стала самой авторитетной монетой в стране и вытеснила
местные деньги из обращения. Из Королевской курии выделилось еще одно
учреждение — Счетная палата. Ведя учет поступлений судебных пошлин, она
впервые в истории королевства получила реальную возможность непосредственно
“прикоснуться” к финансам отдельных сеньорий, а главное — способствовать
увеличению доходов короны.



Литература:

1. Всеобщая история государства и права.-М.:Юристъ 1999г., под. ред.
К. И. Батыра.

2. Курс лекций. (В. П. Чаплыгин)




Реферат на тему: Общество с ограниченной ответственностью


Введение


В российском праве происходит существенное реформирование всех его
основных отраслей, которое, несомненно, вызвано изменившимся стратегическим
курсом экономической и социальной политики. Постепенно правовой вакуум в
сфере гражданского законодательства исчезает. С большими усилиями
российский законодатель принимает важнейшие нормативные акты гражданско-
правового характера, которые способствуют созданию здоровой основы для
развития рыночных отношений. Наибольшее преобразование претерпел институт
юридических лиц, который в настоящее время является одним из самых сложных,
многообразных, требующих от своего исследователя широких познаний не только
в области позитивного права, но и в теоретической области, а также хорошего
знания истории развития того или иного вида корпорации. В этом плане вопрос
правового регулирования функционирования обществ с ограниченной
ответственностью представляется быть одним из самых актуальных, тем более,
что на сегодня эта форма организации среднего и мелкого бизнеса в России
является самой распространенной. Довольно быстро учеными-юристами были
разработаны и предложены новые правовые концепции для решения возникших в
связи с этим вопросов законодательного характера, которые постепенно
легализуются законодательной властью.


Точнее сказать, концепции эти были давно уже выработаны учеными стран
со сходной правовой системой. Юридическая конструкция общества с
ограниченной ответственностью создана в Германии еще в конце XIX века и
после первой мировой войны стала использоваться в континентальном
европейском праве[1]. Данный вид корпораций - это изобретение, вызванное
самостоятельными требованиями практики, показавшей недостаточную
эластичность акционерных компаний, с одной стороны, и ограниченные
возможности полных товариществ, препятствующих их широкому
распространению, с другой.


Общество с ограниченной ответственностью относится к числу так
называемых «объединений капиталов» и, в отличие от товариществ, личный
элемент в нем играет подчиненную роль. Однако в сравнении с акционерными
обществами общество с ограниченной ответственностью отличают более тесные
отношения участников, более закрытый характер членства.


Сочла возможным заимствовать этот институт и Австрия, сохранив все
существенные черты германского закона. Несколько позднее общества получили
распространение и в России.


Англо-американский правопорядок не воспринял её, применяя для данной
цели конструкцию «закрытой компании». В США, Англии, Голландии, Бельгии
уже давно укоренились акционерные общества, которых становилось больше.
Германия и Россия в силу своих географических особенностей опоздали в
территориальном переделе мира. Они практически не имели колоний, которые
позволили бы накопить богатство. Концентрация капитала в этих странах
уступала сосредоточению материальной мощи в Англии и подобных ей странах.
Вот почему акционерные общества, пригодные для использования довольно
большой массы капитала, в странах континентальной Европы возникли позднее,
да и, возникнув, они первоначально были экзотическим явлением. Да и сейчас
в Германии, Франции число обществ с ограниченной ответственностью
значительно превышает число акционерных обществ[2].



1.Понятие общества с ограниченной ответственностью

1.1.Правовое положение общества с ограниченной ответственностью.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и
обязанности его участников определяются Гражданским Кодексом РФ и Законом
РФ от 8 февраля 1998 года № 14 «Об обществах с ограниченной
ответственностью» (далее - Закон).


В соответствии с Законом, обществом с ограниченной ответственностью
(далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами
хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли
определенных учредительными документами размеров; участники общества не
отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с
деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов—в этом
и состоит ограниченная ответственность общества[3].


В соответствии с Гражданским кодексом РФ, общества относятся к
категории коммерческих организаций, то есть таких, основной целью
деятельности которых является извлечение прибыли.


Сообразуясь с этим положением такие организации (за исключением
унитарных предприятий и других предусмотренных законом) обладают общей
(универсальной) правоспособностью. Универсальная правоспособность может
трансформироваться в специальную (предметную), что регламентируется ГК РФ
и Законом, где говорится, что универсальная правоспособность может быть
"определенно ограничена" Уставом общества, утвержденным учредителями при
создании общества. Такие юридические лица могут осуществлять любые виды
деятельности, не запрещенные законом. Отдельные виды деятельности,
перечень которых устанавливается законом, юридическое лицо может
осуществлять только на основании разрешения (лицензии). Законом также
предусматриваются случаи, когда, независимо от желания учредителей
общество, будет иметь специальную правоспособность: "...Если условиями
предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление
определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять
такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия
специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды
деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и
сопутствующие виды деятельности"[4].


1.2.Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью


Одним из обязательных признаков юридического лица является наличие
обособленного имущества и самостоятельная ответственность по своим
обязательствам этим имуществом. Все юридические лица принято разделять на
тех, которые обладают правом собственности на обособленное имущество и на
тех, которые обладают иными вещными правами на закрепленное за ними
имущество. Общество с момента регистрации приобретает право собственности
на имущество, переданное ему учредителями в качестве вкладов, общество
несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему
имуществом[5]. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине
его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать
обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность
определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае
недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная
ответственность по его обязательствам[6].


Общество должно иметь полное фирменное наименование и вправе меть
сокращенное фирменное наименование на русском языке и на других языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать
полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".
Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно
содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с
ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.


1.3.Филиалы и представительства


В соответствии с Законом, общество может создавать филиалы и
открывать представительства по решению общего собрания участников
общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего
числа голосов участников общества, если необходимость большего числа
голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.


Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории
Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований Закона и иных
федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также
в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории
которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не
предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с
правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в
соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными
законами, а за пределами территории Российской Федерации также в
соответствии с законодательством иностранного государства, на территории
которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное
не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.


Взаимная ответственность основного и дочернего обществ также
определяется в соответствии ГК РФ, то есть действует принцип раздельной
ответственности данных юридических лиц по своим обязательствам. Исключение
составляют случаи солидарной ответственности основного общества по долгам
дочернего при заключении последним сделок во исполнение указаний основного
общества, а также случаи субсидиарной ответственности основного общества
при банкротстве дочернего, если арбитражный суд установит в этом вину
основного общества.


Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций
акционерного общества или более двадцати процентов долей уставного
капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано
незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором
публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.


1.4.Структура организации общества


Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе
выступать участниками обществ[7], если иное не установлено федеральным
законом.


Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его
единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с
одним участником.


Общество не может иметь в качестве единственного участника другое
хозяйственное общество, состоящее из одного лица.


Данные положения Закона являются довольно интересными, поскольку, как
известно, они заимствованы из зарубежного права, где давно разработана и
успешно применяется концепция "компании одного лица". В такой компании
единственный ее учредитель выступает сразу во всех ипостасях: он и орган
управления (должностное лицо), и работник, и участник. В связи с этим
могут возникать различные ситуации. К примеру, банкротство единственного
участника может автоматически влечь за собой банкротство общества, в то
время как банкротство одного из членов общества, где десятки участников,
может пройти совершенно безболезненно для него. С точки зрения уголовного
права единственный учредитель также, в случае совершения им противоправных
деяний, содержащих состав преступления, будет единственной фигурой,
представляющей "интерес" для органов предварительного расследования. В
случае отправки такого предпринимателя в "места, не столь отдаленные",
дальнейшее функционирование юридического лица, созданного им, будет под
большим вопросом.


Закон ограничивает максимальное количество участников пятьюдесятью. В
случае если число участников общества превысит установленный настоящим
пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое
акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение
указанного срока общество не будет преобразовано и число участников
общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно
подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа,
осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных
государственных органов или органов местного самоуправления, которым право
на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом. К
числу таких государственных органов можно отнести прокуратуру.



1.5.Права и обязанности участника


Общество обладает правом собственности на закрепленное за ним
учредителями в процессе создания имущество, а эти последние, взамен,
приобретают обязательственные права к обществу. В соответствии со статьей
8 Закона участники общества вправе:


. участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом и учредительными документами общества;


. получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его
бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его
учредительными документами порядке;


. принимать участие в распределении прибыли;


. продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества
либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества;


. в любое время выйти из общества независимо от согласия других его
участников;


. получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после
расчетов с кредиторами, или его стоимость.


Помимо прав, предусмотренных Законом, устав общества может
предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников)
общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при
его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по
решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками
общества единогласно.


Дополнительные права, предоставленные определенному участнику
общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли
(части доли) не переходят.


Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем
участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников
общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение
или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному
участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников
общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего
числа голосов участников общества, при условии, если участник общества,
которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие
такого решения или дал письменное согласие.


Участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может
отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав,
направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения
обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества
прекращаются.


Наряду с правами участники общества несут определенные обязанности,
необходимый минимум которых закреплен в Законе, в соответствии с которым
участники общества обязаны:

. вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые
предусмотрены настоящим Федеральным законом и учредительными документами
общества;

. не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности
общества


Понятие конфиденциальной информации включает в себя понятие
коммерческой тайны. На сегодня регулирование вопроса о том, какая именно
информация может быть признана конфиденциальной, осуществляется ГК РФ,
который лишь дает общее определение информации, составляющей коммерческую
тайну. Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну, определяется
соответствующим постановлением Правительства. Надо заметить, что данный
перечень настолько широк, что охватывает практически все сведения, которые
содержат необходимую коммерческую информацию о субъекте
предпринимательства. К примеру, любому заинтересованному лицу по его
просьбе должен быть предоставлен бухгалтерский баланс, который является
сводом необходимой и достаточной информации не только о совершенных лицом
хозяйственных операциях, но и, подчас, об операциях которые находятся в
стадии подготовки. Нужно лишь уметь правильно прочитать и расшифровать
соответствующие статьи бухгалтерского баланса. На мой взгляд, такое
положение дел неправильно. Во всяком случае, должен быть сужен или сам
перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну, или круг лиц,
имеющих право доступа к таким сведениям.


Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные
обязанности) участника (участников) общества. Указанные обязанности могут
быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на
всех участников общества по решению общего собрания участников общества,
принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение
дополнительных обязанностей на определенного участника общества
осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому
большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов
участников общества, при условии, если участник общества, на которого
возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого
решения или дал письменное согласие.


Дополнительные обязанности, возложенные на определенного участника
общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли
(части доли) не переходят.


Дополнительные обязанности могут быть прекращены по решению
общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества
единогласно[8].



2.Учреждение общества

ГК РФ, являясь нормативно-правовым актом общего характера, называет
примерный перечень требований к учредительным документам общества.
Конкретизируется он в Законе. Как и для других обществ, учредительными
документами для ООО служат учредительный договор и устав. В учредительном
договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют
порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором
определяются также состав учредителей (участников) общества, размер
уставного капитала общества[9] и размер доли каждого из учредителей
(участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их
внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность
учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению
вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками)
общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников
общества из общества[10]. Если общество учреждается одним лицом, то
учредительный договор не заключается, и общество действует на только
основании устава, утвержденного этим учредителем. В случае увеличения
числа участников общества (в процессе его создания) до двух и более между
ними должен быть заключен учредительный договор[11].

В соответствии с ГК РФ и Законом устав должен содержать необходимый
набор положений, позволяющий с большим или меньшим успехом регулировать
внутрифирменную деятельность. Учредители по взаимному согласию могут
предусмотреть дополнительные положения, не противоречащие
законодательству, но устав каждого общества должен обязательно содержать:


. полное и сокращенное фирменное наименование общества (в случае, если
учредители решили, что общество будет иметь сокращенное название);


. сведения о месте нахождения общества;


. сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о
вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания
участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том
числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или
квалифицированным большинством голосов;


. сведения о размере уставного капитала общества;


. сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника
общества; права и обязанности участников общества;


. сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;


. сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале
общества к другому лицу; сведения о порядке хранения документов общества и
о порядке


. предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;


. иные сведения, предусмотренные Законом.


Далее содержится положение о том, что вновь создаваемое общество
подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию
юридических лиц в соответствии с законом о государственной регистрации
юридических лиц[12]



3.Уставный капитал и имущество общества


Уставный капитал (фонд) любого юридического лица является
минимальной гарантией интересов его кредиторов. Величина уставного
капитала является формальным критерием надежности и платежеспособности
организации. Чем больше уставный капитал, тем большее доверие к себе
должно вызывать юридическое лицо, им обладающее.


ГК и Закон, на первый взгляд, по-разному определяют понятие
уставного капитала общества. Кодекс говорит о том, что уставный капитал
составляется из стоимости вкладов участников общества[13]. Закон вместо
термина “стоимость вкладов” оперирует другим понятием—“номинальная
стоимость долей участников”[14]. Это противоречие, отмеченное большинством
комментаторов Закона, лишь кажущееся. Ведь номинальная стоимость доли
участника общества—это денежная сумма, в которую оценен его первоначальный
вклад в уставный капитал организации. Смысловое различие здесь можно
обнаружить лишь в том, что вклад в уставный капитал всегда представляет
собой некое имущество, тогда как доля в уставном капитале—это абстрактная
оценочная величина. Но поскольку сам уставный капитал—это не набор
конкретных вещей, а денежная оценка внесенных вкладов, постольку Закон
более корректен в определении его понятия, нежели ГК. Таким образом,
уставный капитал общества складывается из номинальных стоимостей долей
всех его участников.


Размер доли участника общества в уставном капитале общества
определяется в процентах или в виде правильной дроби[15]. Размер доли
участника общества должен соответствовать соотношению номинальной
стоимости его доли и уставного капитала общества.


Действительная стоимость доли участника общества соответствует части
стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли [16].
Таким образом, законодатель выделяет действительную стоимость доли
участника общества. Она равняется стоимости чистых активов общества на
дату определения ее стоимости, взятых пропорционально размеру доли
участника в уставном капитале. Здесь можно заметить проявление одного из
преимуществ ООО над АО. Оно заключается в том, что, в случае отчуждения
своей доли участником ООО стоимость этой сделки (если она возмездная)
определить сравнительно легко. Что касается отчуждения акционером своего
пакета акций, то практически невозможно определить стоимость этого пакета
иначе, как с помощью установления цены котировки этих акций на фондовой
бирже[17].


Наличие доли в уставном капитале, конечно, не означает каких-либо
вещных прав на имущество предприятия. Права участников по отношению к
обществу (на участие в управлении, информацию, долю прибыли,
ликвидационный остаток и т.п.) реализуются в рамках единого обязательства,
которое можно охарактеризовать как долевое обязательство с активной
множественностью лиц, поскольку его обязанной стороной выступает само
общество, а управомоченной—все участники. Поэтому передача доли в уставном
капитале означает на самом деле уступку доли в едином комплексе прав,
принадлежащих всем участникам, вместе взятым.


Передача участником своей доли ( или ее части )в уставном капитале
другим участникам общества является его безусловным правом, тогда как ее
отчуждение третьим лицам может быть запрещено уставом или обусловлено
получением согласия других участников[18]. По общему правилу, само
общество не может выступать приобретателем доли[19]. Однако Закон
предусматривает так много исключений из этого правила, что логичнее
говорить: общество в случаях, предусмотренных Законом, вправе приобретать
доли, принадлежащие участникам. Формально это должно вести к уменьшению
уставного капитала общества по правилам о прекращении обязательства
совпадением должника и кредитора в одном лице[20]. Однако такие
последствия наступят, только если общество не реализует приобретенную долю
другим участникам или третьим лицам в установленный срок.


Прекращение членства в обществе может происходить не только в
результате отчуждения доли, но и путем выхода участника из общества[21].
По своим правовым последствиям заявление о выходе означает требование о
принудительном выкупе доли участника обществом. Это требование подлежит
обязательному удовлетворению, что может привести к уменьшению размера
уставного капитала, если участники не решат восполнить убыль имущества,
так как действительная стоимость доли участника общества выплачивается за
счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного
капитала общества. В случае, если такой разницы недостаточно для выплаты
участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества,
действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой
уставный капитал на недостающую сумму[22].


При выходе же участника из ООО, в соответствии со ст. 26 Закона,
общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о
выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на
основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение
которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия
участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в
случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества
действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части
вклада.


Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о
выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в
натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента
окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе
из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.


Уставом ООО может быть также ограничен максимальный размер доли
участника общества. Уставом общества может быть ограничена возможность
изменения соотношения долей участников общества. Такие ограничения не
могут быть установлены в отношении отдельных участников общества.
Указанные положения могут быть предусмотрены уставом общества при его
учреждении, а также внесены в устав общества, изменены и исключены из
устава общества по решению общего собрания участников общества, принятому
всеми участниками общества единогласно[23].



4.Управление в обществе

4.1.Общие положения

Особенности управления в обществе объясняются его спецификой как
одной из организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных ГК
РФ. ООО занимает промежуточное положение между акционерным обществом и
товариществом. АО как юридическое лицо принято относить к объединению
капиталов. Это подтверждается тем, что на практике в форме акционерных
обществ существуют крупные корпорации, объединяющие в своем уставном
капитале вклады, подчас, многих тысяч участников. АО исторически сложились
как корпорации, в которых личностный элемент практически элиминировался,
то есть, как правило, сами акционеры не принимали личного трудового
участия в его деятельности, но участвовали в деятельности АО своим
капиталом.


В ООО дело обстоит несколько иначе. Общество является и объединением
капиталов, и объединением лиц, но капиталистический элемент, несомненно,
преобладает. В этом - универсальность и преимущество ООО. Участники
общества могут, по общему правилу, принимать личное трудовое участие в
основной деятельности созданного ими общества и в связи с этим приобретать
двойной статус: с одной стороны - быть участником общества (с его правами
и обязанностями), а с другой - работником этого же юридического лица.
Максимальная численность участников общества не должна превышать
пятидесяти человек (такая же численность предусмотрена для закрытого
акционерного общества), тем самым можно сделать вывод, что ООО как
правовая форма более подходяще для малых и даже семейных предприятий, а
также для средних. Эти предприятия, как было сказано, вовлекают в свой
оборот сравнительно небольшое количество людей, и поэтому в процессе
правового регулирования законодатель, вмешиваясь в деятельность общества и
ставя ей пределы, все же чаще использует нормы диспозитивного характера
("если иное не предусмотрено законом"). Таким образом, и управление в
обществе не отличается особой сложностью, поскольку круг лиц, объединенных
в корпорацию, невелик.


4.2.Общее собрание


Согласно новому Закону, высшим органом общества является общее
собрание участников общества. Общее собрание участников общества может
быть очередным или внеочередным[24]. Официальное понятие общего собрания
общества дано в статье 38: общее собрание - это совместное присутствие
участников общества для обсуждения вопросов повестки дня и принятия
решений по вопросам, поставленным на голосование.


Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании
участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня
и голосовать при принятии решений.


Каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества
число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за
исключением случаев, предусмотренных Законом.


Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав
общества изменений по решению общего собрания участников общества,
принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен
иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и
исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок,
осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому
всеми участниками общества единогласно.


Исключительная компетенция общего собрания включает в себя изменение
устава общества и размера его уставного капитала, образование и
прекращение исполнительных органов общества, утверждение годовых отчетов и
балансов, распределение прибылей и убытков, реорганизацию и ликвидацию
общества, избрание его ревизионной комиссии и ряд других вопросов[25].


Законом подробно регламентируется порядок проведения общего собрания
участников общества [26].


4.3.Совет директоров


Уставом общества, где состоит сравнительно много лиц, может быть
предусмотрено создание Совета директоров (наблюдательного совета). Его
компетенция определяется уставом общества. Им может быть предусмотрено,
что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества
относятся образование исполнительных органов общества, досрочное
прекращение их полномочий, решение вопросов о совершении крупных сделок в
случаях, предусмотренных Законом, решение вопросов о совершении сделок, в
совершении которых имеется заинтересованность, решение вопросов, связанных
с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества,
а также решение иных вопросов, предусмотренных Законом. В случае, если
решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего
собрания участников общества, отнесено уставом общества к компетенции
совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган
общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего
собрания участников общества.


Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного
совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета
директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя
совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом
общества.


Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут
составлять более одной четвертой состава совета директоров
(наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции
единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно
председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества[27].


По решению общего собрания участников общества членам совета
директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих
обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться
расходы, связанные с исполнением указанных обязанностей. Размеры указанных
вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания
участников общества [28].


4.4.Исполнительные органы


Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным
исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом
общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные
органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету
директоров (наблюдательному совету) общества.


Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор,
президент и другие) избирается общим собранием участников общества на
срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган
общества может быть избран также и не из числа его участников.


Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного
исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом,
председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором
избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа
общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания
участников общества. Как было сказано выше, в том случае, если лицо,
осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества,
одновременно является его участником, то возникает ситуация, когда одно и
то же лицо обладает двумя статусами: с одной стороны - статусом участника,
а с другой - статусом наемного работника.


В качестве единоличного исполнительного органа общества может
выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда общество,
если это предусмотрено в его уставе, вправе передать полномочия
единоличного исполнительного органа управляющему на основании
соответствующего договора; этим управляющим может быть и организация.
Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом,
председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем
условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным
решением общего собрания участников общества[29].


Единоличный исполнительный орган общества:


. без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет
его интересы и совершает сделки;


. выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том
числе доверенности с правом передоверия;


. издает приказы о назначении на должности работников общества, об их
переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные
взыскания;


. осуществляет иные полномочия, не отнесенные насто

Новинки рефератов ::

Реферат: Екатерина Вторая Алексеевна (Исторические личности)


Реферат: Тектонические озера (Геодезия)


Реферат: Типология образа слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова (Литература)


Реферат: Электрокинетические явления при фильтрации жидкости в пористой среде (Физика)


Реферат: Вселенная (Естествознание)


Реферат: Концепция цикличности цивилизаций в философии истории Арнольда Тойнби (Философия)


Реферат: Розвиток і розміщення промислового комплексу України (География)


Реферат: Общие принципы гражданского процессуального права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Международные организации в системе современных мировых хозяйственных отношений (Политология)


Реферат: Лекции по истории международных экономических отношений (Международные отношения)


Реферат: Институт залога в гражданском праве советского периода (Гражданское право и процесс)


Реферат: Виды информационных и вычислительных услуг (Менеджмент)


Реферат: Юридическое лицо (Государство и право)


Реферат: Хохломская роспись (Искусство и культура)


Реферат: Накопление денежного капитала (Биржевое дело)


Реферат: Авторское право (Право)


Реферат: Коммуникационные каналы и их влияние на эффективность работы организации (Психология)


Реферат: Стратегический маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Виды решений суда по уголовным делам (Уголовное право и процесс)


Реферат: Зарубежный опыт работы с управленческим персоналом (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист