GeoSELECT.ru



География / Реферат: Ислам (География)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ислам (География)


КИРОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИКУМ



ИСЛАМ



(



студент 1-ого курса

Криницына М. С.

СТ-11



Киров

1999 год
Третьей (самой поздней по времени возникновения) “мировой” религией
является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий:
приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в
Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабоязычные
народы почти поголовно исповедуют ислам, тюркоязычные и ираноязычные — в
подавляющем большинстве. Много мусульман также среди североиндийских
народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его
яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого
начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного.
По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед,
араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд “откровений”, записанных
в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная
книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для
христиан.


Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него
остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное
время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более
поздние. Из этих записей был сделан около 650 года (при третьем преемнике
Мухаммеда — Османе) свод, получивший название “Коран” (“чтение”). Книга эта
была объявлена священной, продиктованной самому пророку архангелом
Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого
порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие —
к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние)
перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах.
Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с
предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем
непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-
литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые,
необработанные тексты.

Другая часть религиозной литературы мусульман — это сунна (или
сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и
поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими
богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну;
признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство
в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались
восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий
составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX
века.

Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-
632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало
последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев;
опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и бОльшую часть
Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой
фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки
мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц,
а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту
эпоху в Аравии.

Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками
теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь
земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях,
разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и
культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной,
Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском
оазисе, близ побережья Красного моря. Родо-племенная знать обитавшего здесь
племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке
образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были
собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.

Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и
христианские общины. Люди разных языков и религий общались между собой,
верования их влияли друг на друга.
В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые
дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило
экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход
от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни,
переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения
между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило
отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов,
за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти
христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта
ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась
проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной
потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по
сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у
Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть
безусловно покорным его воле. Само слово “ислам” означает покорность.

“Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и
обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме
него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом — ислам...” (3:
16-17).
Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво,
даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных
богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического
центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство
(хиджра), совершенное в 622 году н. э. , считается мусульманами за начало
особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине
(Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы
соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить
против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен; он пытался
опереться даже и на еврейские общины. Набрав себе много сторонников,
Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские корейши вынуждены были
принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за
другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национально-
религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале
враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к
нему и даже возглавила движение.

В момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще совсем
не оформлено. Основные его положения можно извлечь из Корана, при всей
хаотичности этой книги. Позже они были развиты мусульманскими богословами.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что
есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;
что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной,
Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют
ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из
древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога
и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все
получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться
в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует
божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил
его судьбу.

Аллах изображается в Коране как существо с чисто человеческими
моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей,
то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский и
христианский боги, Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни
и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям. Тем не
менее в Коране, как и в Евангелии, бог многократно именуется милостивым,
прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие.
Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное предписание в Коране — это
требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические и
обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная
молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед
молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост
(ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца; паломничество
(хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по
возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не
так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных
случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена
песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для
путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее
число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит
в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но
зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться
любым удовольствиям.

Одно из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне
за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само
мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в
добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение
восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются “запретными”) надлежит
воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их
имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к иноверцам,
свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям.
Однако впоследствии и мусульманские богословы, и светские ученые по-разному
толковали заповедь джихада. Действительно, в Коране проводится некоторое
различие между приверженцами разных немусульманских религий. К
многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов,
отношение резко враждебное: “О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из
неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И
знайте, что Аллах — с богобоязненными!” (9: 124). К людям же, “имеющим
писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают
уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на
путях их упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть
предписание воевать с теми, “которым ниспослано писание”, — с иудеями и
христианами, — если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины
(9: 29). На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных
религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джяур), подлежащие
или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата)
мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к
истребительной войне против всех иноверцев.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым,
воздавать за добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т.
п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства,
нет.
В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов
отразились понятия патриархально-родового уклада. Женщина — подчиненное
существо, созданное Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране
признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя
жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права
женщины — право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил
положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но
имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным
фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных
призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная
собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне
законной, ростовщичество же осуждается: “Аллах разрешил торговлю и запретил
рост” (2: 276), что, по-видимому, является результатом компромисса между
интересами торгового класса и массы земледельцев и кочевников, страдавших
от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Окидывая общим взглядом догматику, обрядность, этику раннего ислама,
мы без труда видим, что в основе этой идеологии лежит иудейско-христианское
мировоззрение, но приспособленное к более примитивному общественному укладу
— к разлагавшемуся родо-племенному быту арабов. Идеология арабов проще,
грубее, понятнее для широкой массы верующих, особенно для кочевников и
земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне выполнимы.
Эти-то особенности мусульманства, порожденные самими условиями его
возникновения, облегчили его распространение среди арабов. Хотя и в борьбе,
преодолевая сопротивление родо-племенной аристократии, склонной к
сепаратизму (восстание племен Аравии после смерти Мухаммеда), ислам
довольно скоро одержал среди арабов полную победу. Новая религия указывала
воинственным бедуинам простой и ясный путь к обогащению, к выходу из
кризиса: завоевание новых земель.

Преемники Мухаммеда — халифы Абу-Бекр, Омар, Осман — завоевали в
короткое время соседние, а потом и более отдаленные страны Средиземноморья
и Передней Азии. Завоевания совершались под знаменем ислама — под “зеленым
знаменем пророка”. В покоренных арабами странах повинности крестьянского
населения были значительно облегчены, особенно для тех, кто принимал ислам;
и это содействовало переходу широких масс населения разных национальностей
в новую религию. Ислам, зародившись как национальная религия арабов, скоро
стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию. Уже в VII-IX вв.
ислам сделался господствующей и почти единственной религией в странах
халифата, охватившего огромные пространства — от Испании до Средней Азии и
границ Индии. В XI-XVIII вв. он широко распространился в Северной Индии,
опять-таки путем завоеваний. В Индонезии ислам получил распространение в
XIV-XVI вв. , главным образом через арабских и индийских купцов, и почти
начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV веке ислам
проник также к кыпчакам в Золотую Орду, к булгарам и другим народам
Причерноморья, несколько позже — к народам Северного Кавказа и Западной
Сибири.

Хотя ислам в какой-то степени и сплачивал людей на основе общности
религии, но национальные противоречия в странах ислама отнюдь не исчезли,
напротив, они постепенно все обострялись. Это нашло отражение в разных
течениях в мусульманской религии, в расколах и сектах.
Самый крупный (и один из самых ранних) раскол был вызван появлением
шиизма (“шия” по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском движении
проявилось недовольство и борьба персов против завоевателей — арабов, то
есть что это была своего рода религиозная оболочка национального
антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой характер шиизм
принял не сразу, а лишь впоследствии. Началось дело с внутренней борьбы
среди арабов — с борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый
халиф — Али был кровным родственником пророка — его двоюродным братом и
зятем; приверженцы Али не признавали законности предыдущих халифов, так как
они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной общиной, то есть
попросту узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму спора о
преемственности власти в халифате. Сторонники Али потерпели поражение, Али
был убит, но его последователи укрепились в Иране и Ираке, и там шиизм
широко распространился как выражение протеста против власти Арабского
халифата. По шиитскому преданию, Али и его сыновья Хасан и Хусейн пали
мучениками за веру. В память этого шииты ежегодно справляют траурный
праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные верующие наносят
себе раны холодным оружием, выражая свою религиозную преданность памяти
мучеников.

Главная черта шиизма — вера в то, что законными преемниками пророка
Мухаммеда — имамами — могут быть только его сородичи-потомки, а “избранные”
общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают сунну,
составленную при первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм не остался
единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало
течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али; двенадцатый
имам будто бы еще в IX веке таинственно скрылся и где-то пребывает
невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель — махди.
Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране
и с начала XVI века (при династии Сефевидов) стало там официальной
государственной религией.

Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и
составляют скорее секты. Такова секта исмаилитов (по имени Исмаила, ее
основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах Афганистана,
Бадахшана и др. Исмаилиты верят в то, что в их имамов последовательно
воплощается “мировая душа”. Эти имамы образуют наследственную династию
Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и собирающих отовсюду дань с
членов секты. В учение исмаилитов влилось много идей из домусульманских
религиозно-философских систем Азии и из местных народных верований.

От исмаилитской секты отделилась в IX веке группа карматов —
демократическая секта, члены которой, преимущественно крестьяне и бедуины
Аравии, устанавливали общность имущества. Секта карматов просуществовала до
XI века.
От того же исмаилизма отпочковалась секта ассасинов, соединявшая
мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых
походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев (кстати, от
названия секты происходит французское слово “assassin” — убийца.

Наконец в XI веке от того же корня отделилась группа последователей
халифа Хакима. По имени видного предводителя секты Исмаила ад Дарази
последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший
большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают
законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в нем
возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать
мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали “справедливость”
бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой,
написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые
халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре (коней IX
века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате,
мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности,
“несотворенности” Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на
дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре
школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их
основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего
фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась
среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка к ней была и школа
маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы,
распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира,
допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности
и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское
течение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная ткань). Оно зародилось
в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении
сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не
придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного
богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до
пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление
или эмансипация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного
представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое
значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое
течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских
фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки.
Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих
монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были
признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали
монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов,
обирающих и обманывающих народ; руководители же дервишей, ишаны, в свою
очередь обирают своих послушников — мюридов. Некоторые дервишские ордена
применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и
другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое
значение мистическому возгласу: “Ху!”.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие
первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово
“тарикат” по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение
фанатиков, проповедовавших “священную войну” против христиан и других
неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе
(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды
— послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику.
Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических
условий вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в
XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель
Ваххаба), в котором отразился стихийный протест против богатства и роскоши
городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой
ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни
первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов,
уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не
признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой
борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли верх в государстве
Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой
и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области,
ваххабитизм сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской
бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил
Мохаммед Али, принявший прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника между
людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал
равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.
Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый
закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко пантеизму.
Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было
жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись суровой казни (1850
год). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого
настроя. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший
прозвище “Бехаулла”, существенным образом изменил бабистское учение. Он
тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и
пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь,
прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние
христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Бехауллы
подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться
бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось
больше в интеллигентской среде. Бехаизм, как утонченная, реформированная,
модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в
Западной Европе и в Америке.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные
движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в
Судане (Африка) в 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя
махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой
мусульман Африки против колонизаторов. Движение охватило весь Восточный
Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось
около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским альянсом.

Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она
энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, и семейная
жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые
отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком
религиозным законам. В прежние времена в мусульманских странах имело место
полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства
(халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло
штат его советников, суд находился целиком в руках духовных лиц. И
уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе
— шариате. Следили за выполнением норм шариата и толковали их мусульманские
богословы.

Поэтому и мусульманское духовенство выполняло и выполняет больше
светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети,— это,
собственно, учитель в церковной школе. Кади — это судья, знаток шариата.
Муфтий — более высокий духовный чин — главный авторитет в вопросах шариата.
Улем — ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет
улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе
мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам —
видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исламом
разъяснения по тем или иным спорным вопросам догматики или политики, права
считались непререкаемым законом.

Обучение молодежи в мусульманских странах прежде было тоже чисто
религиозным. Низшие школы — мектебы — состояли при мечетях. Высшие школы —
медресе — представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты
изучали Коран и прочую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык
преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская
система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для
них и мало приспособлена.
Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной
экономической силой. Согласно шариату, церковь может владеть имуществом, и
это имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число — вакуф).
Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху завоеваний), из
пожертвований и пр. Они были очень велики: например, в странах Средней
Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они
приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось
многочисленное духовенство.

Хотя правоверный ислам не идет ни на какие компромиссы с другими
религиями (в отличие, например, от буддизма), но в народных массах
мусульманские верования очень часто переплетаются с древними,
домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в слаборазвитых странах,
распространен культ местных святых. Мусульманские святые зачастую
оказываются не чем иным, как древними местными божествами-покровителями,
которым даны мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней
Азии, культ святых связан с культом мазаров — якобы гробниц этих святых, а
на самом деле древних местных святилищ. Более того, в последнее время в
исламе обнаружено (особенно у народов Средней Азии) целый пласт влившихся в
него, но глубоко архаичных верований и обрядов, относящихся к культу
земледельческих божеств плодородия, к родовому культу предков, к шаманизму.
Повсюду в среде мусульман распространены также вера в магию, ношение
амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы выполняют функции
заклинателей, знахарей.

Интересно отметить, что в многовековых столкновениях ислама с
христианством (точно так же, как с маздеизмом и другими религиями) ислам
почти всегда выходил победителем. В большинстве стран Средиземноморья, где
сейчас господствует ислам, он вытеснил преобладавшее здесь прежде
христианство (Северная Африка, Египет, Сирия , Малая Азия). На Кавказе
большинство народов до распространения ислама придерживалось христианства,
позже многие из них были исламизированы (черкесы, кабардинцы, аджарцы,
часть осетин и абхазов). На Балканском полуострове в ислам обращены были
некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших прежде
христианами. Обратных случаев массового обращения какого-либо
мусульманского народа в христианство история не знает. Правда, с
Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в результате
христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, но это произошло в
результате процесса насильственного изгнания исповедующих ислам, а не
идейной победы одной религии над другой.

Почему же религия Мухаммеда так часто одерживала верх над религией
Христа? Видимо, вследствие большей простоты, доступности, понятности
народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-
феодальный быт.
В последние десятилетия, после первой мировой войны, во многих
странах произошли буржуазные реформы, ограничившие влияние религии.
Развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое
прогрессивное движение в странах “третьего мира” привлекло к еще более
радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению.
Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим
условиям.

Речь идет не только о мелких и внешних уступках мусульманского
духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов,
модернизация культа и пр. , но и о более глубоких сдвигах. В ряде стран
проведены прогрессивные реформы, означающие решительную перестройку
правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель,
ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение к законам
шариата в Чечне), введение светского школьного и университетского обучения.
В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции после отмены
султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-е годы).



Список литературы :



1. С.Токарев Религия в истории народов мира Москва 1986

2. Л.Климович Книга о Коране
Москва 1986
3. История Древнего Востока
Москва 1988







Реферат на тему: Исландия

Министерство образования
Российской Федерации

МОУ Гимназия №17



Реферат по географии



Исландия



Работу выполнил


Ученик 10 Г класса

Брезгин Александр

Преподаватель:

Зурбанова

Галина

Николаевна



Пермь
2003

Содержание.



Природа


Строение поверхности

Климат
Почвы и растительность
Фауна

Население

Демография
Этногенез и язык
Города

Государственное устройство и политика

Правительство
Альтинг
Политические партии
Местное управление
Судебная система
Вооруженные силы
Участие в международных организациях

Экономика

Сельское хозяйство
Рыболовство и переработка рыбы
Обрабатывающая промышленность
Внешняя торговля
Энергетика
Транспорт
тотранспорт
Морской транспорт
Воздушный транспорт

Банковское дело и финансы

Государственный бюджет
Уровень жизни
Жилищное строительство
Здравоохранение

Общество

Структура общества
Рабочее движение
Кооперативное движение

История

Скандинавское заселение
Первое правительство
Ранние достижения
Принятие христианства
Становление современного государства
Вторая мировая война и послевоенный период

Россия и Исландия


Список используемой литературы



Карта Исландии.



[pic]

Исландия.
Столица – Рейкьявик.Население – 270 тыс. человек (1997).Плотность населения
– 2,6 человека на 1 кв. км. Доля городского населения – 91%, сельского –
9%.Площадь – 103 тыс. кв. км. Самая высокая точка – гора Хваннадальсхнукюр
(2119 м). Официальный язык – исландский.Государственная религия –
лютеранство.Административно-территориальное деление: 23 округа (сюслур) и
23 городских единицы.Денежная единица: 1 крона = 100 эйрирам.Национальный
праздник: День провозглашения республики – 17 июня.Государственный гимн:
«О, Бог нашей страны».


Флаг Исландии



ИСЛАНДИЯ, Республика Исландия, государство на севере Европы. Расположено на
одноименном острове, втором по величине в Европе. Северная точка достигает
Северного полярного круга, а отстоящая от нее на 306 км южная точка
находится на широте 63°24' с.ш. С запада на восток остров простирается на
480 км – между 13°28' з.д. и 24°32' з.д. Площадь 103 тыс. кв. км. Население
ок. 270 тыс. человек (1997). Столица – город Рейкьявик (105,5 тыс.
человек).

[pic]
Название «Исландия» («ледяная страна») было дано норвежским викингом
Флоуки, одним из первых посетившим этот остров. Поднявшись на одну из гор
на северном побережье, он увидел во фьорде айсберги и по возвращении в
Норвегию стал называть новую страну «ледяной». На самом деле айсберги –
довольно редкое явление в водах Исландии, и, хотя в этой стране имеются
крупные ледники, ее название больше подходит для соседней Гренландии.
ПРИРОДА
Строение поверхности. В геологическом отношении Исландия – молодая страна,
образовавшаяся в результате вулканических извержений за последние 60 млн.
лет (что соответствует палеогеновому, неогеновому и четвертичному периодам
в истории Земли). Самые древние части страны расположены на западе, севере
и востоке. Это преимущественно плато, сложенные древними базальтовыми
лавами. Платообразный характер поверхности лучше всего сохранился на северо-
западе, тогда как на востоке и на севере центральной части острова рельеф
приобретает альпийский облик. Через всю страну с севера на юго-запад
простирается обширная зона, в основном выполненная палагонитовыми туфами и
брекчиями, которые образовались в результате подводных вулканических
извержений.
К этой зоне, а также к району Снайфедльснес на западе приурочено большое
число вулканов, из них 20 извергались уже после заселения страны. В
Исландии представлены почти все типы вулканов, встречающихся на Земле.
Наиболее характерны цепочки кратеров, возникших в результате извержений
вдоль трещин и разломов. В 1783 во время извержения вулкана такого типа
Лаки, находящегося юго-западнее Ватнайёкюдля, образовался крупнейший из
наблюдавшихся на Земле в историческое время лавовый поток. Он покрыл
площадь 570 кв. км. К юго-западу от Ватнайёкюдля расположен вулкан Гекла,
который извергался в 1947 и 1970. В результате подводного извержения у юго-
западного побережья Исландии в 1963 возник небольшой остров Сюртсей. В 1973
во время извержения вулкана на о.Хеймаэй пришлось эвакуировать население
города Вестманнаэйяр.
С вулканической деятельностью тесно связаны горячие источники,
рассредоточенные по всей стране (их насчитывается более 250). Поля
сернистых фумаролов (сольфатаров) приурочены только к областям молодого
вулканизма. Из фонтанирующих источников наиболее известен Большой Гейзер,
название которого стало нарицательным для всех подобных образований. В
Исландии широко используется энергия термальных источников. 85% населения
живет в домах, обогреваемых их водами. Кроме того, теплая вода подается в
многочисленные теплицы и плавательные бассейны.
Береговая линия Исландии имеет протяженность ок. 5 тыс. км. На северо-
западе, севере и востоке скалистые берега расчленены многочисленными
заливами, фьордами и островами. Во внутренние части многих фьордов заходят
крючковидные галечниковые косы, которые защищают естественные гавани от
штормов, дующих со стороны Атлантического океана. На таких косах часто
располагаются прибрежные города и поселки. Юго-западные и южные берега
Исландии – песчаные, выровненные; естественные гавани там отсутствуют.
Ледниковые шапки и другие ледники занимают площадь 11 900 кв. км. Самая
крупная из ледниковых шапок, Ватнайёкюдль площадью 8300 кв. км, расположена
на юго-востоке Исландии. Здесь же находится высшая точка страны
Хваннадальсхнукюр, представляющая собой поднятый край кальдеры вулкана
Эрайвайёкюдль. Другие крупные ледниковые шапки – Хофсйёкюдль и Лаунгйёкюдль
во внутренней части острова и Эйяфьядлаёкюдль и Мирдальсйёкюдль на юге
(покрывающие действующие вулканы).
Благодаря обилию осадков в Исландии много довольно крупных рек, но они
несудоходны. К югу от Ватнайёкюдля реки разветвляются на рукава, часто
меняющие свое положение. Это серьезное препятствие для транспорта. Во время
подледниковых вулканических извержений и при прорыве ледяных плотин на
приледниковых озерах огромные массы талых вод вызывают бурные паводки на
реках. Самые крупные озера Исландии – Тингвадлаватн и Тоурисватн.
Климат. Вопреки своему названию и наличию ледников Исландия – отнюдь не
арктическая страна. Смягчающее влияние на ее климат оказывают теплые воды
Северо-Атлантического течения (продолжения Гольфстрима), ветвь которого
проходит вдоль южного и западного берегов острова. Средняя годовая
температура на юго-западном побережье в Рейкьявике 4° С, средняя
температура января –1° С, июля 11° С. Соответствующие показатели на
северном побережье в Акюрейри 3° С, –2° С и 11° С. Прибрежные воды свободны
ото льда в течение всего года. Исключение составляют ситуации, связанные с
выносом полярных льдов на севере и востоке. В связи со значительным
улучшением климата с начала 1920-х годов вынос полярных льдов к берегам
Исландии произошел только однажды в 1965. Погода в этой стране резко
меняется, иногда в течение суток, что зависит от прохождения циклонов в
восточном направлении через Атлантический океан. Среднее годовое количество
осадков составляет 1300–2000 мм на южном побережье, 500–750 мм на северном
и свыше 3800 мм на открытых к югу склонах Ватнайёкюдля и Мирдальсйёкюдля.

[pic]

РЕКИ, стекающие с центральных вулканических плато Исландии, как, например,
в области Кьёлюр, образуют множество водопадов.

Почвы и растительность. Почвы Исландии отчасти минеральные, лёссового типа,
отчасти болотные, обогащенные минеральным материалом, производным от
вулканического пепла, и отчасти эоловые пылеватые и песчаные. Менее 1/4
территории страны покрыто растительностью (против 2/3 во время заселения
страны 1100 лет назад). Обширные внутренние плато почти целиком лишены
растительного покрова. В составе растительности преобладают мхи и травы.
Древесные растения еще недавно занимали всего 1% площади. Это в основном
березы, обычно имеющие искривленные стволы из-за сильных ветров. В
последние годы местами созданы значительные насаждения хвойных пород.
Фауна. Видовой состав фауны Исландии беден. Во время заселения страны там
был только один вид наземных млекопитающих – песец. В конце 18 в. были
интродуцированы северные олени. Кроме того, на остров были случайно
завезены мыши, крысы и норка. В Исландии гнездится ок. 80 видов птиц. На
горных озерах и реках обитает множество лебедей, уток и гусей, а на морском
побережье обычны чайки, крачки и др. В озерах водится форель, а в реках –
лосось. В прибрежных водах встречаются два вида тюленей и некоторые виды
китов. Здесь находятся места нагула и нереста рыб (до 66 видов). Наиболее
важное значение имеют треска, морской окунь, пикша, палтус, а также
креветки.
НАСЕЛЕНИЕ
Демография. Со времен первоначального заселения иммиграция была ограничена
и до середины 20 в. большинство населения проживало на изолированных
фермах. В истории Исландии неоднократно были периоды массового сокращения
численности населения из-за эпидемий, вулканических извержений и
землетрясений. Около 1100 население Исландии составляло 0,1–0,2% населения
Европы против 0,03% в настоящее время. В 20 в. происходит постоянный
прирост населения – на 1,5% в год. Наблюдается также миграция сельского
населения в Рейкьявик и другие города и пригородные поселения на юго-западе
страны. В настоящее время ок. 95% населения проживает в городах и поселках,
насчитывающих более 200 жителей, 40% населения сконцентрировано в
Рейкьявике. Как правило, на северо-западе, севере и северо-востоке
поселения приурочены к узкой прибрежной полосе и долинам рек. Около 20%
территории страны не заселено.
Примерно 90% населения принадлежит к евангелической лютеранской церкви.
Среди остальной части преобладают адвентисты седьмого дня и католики.
Этногенез и язык. Исландцы – один из самых однородных народов мира. Они
имеют преимущественно скандинавское происхождение. Это потомки отважных
викингов, переселившихся из Норвегии в Исландию в раннем Средневековье.
Представлены также потомки кельтов, мигрировавших из Ирландии и Шотландии.
Исландский язык относится к германской языковой семье и тесно связан с
древнеанглийским языком. Он почти не изменился со времени первоначального
заселения: фактически это древненорвежский язык, на котором говорили более
тысячи лет назад. В самой Норвегии язык с тех пор сильно изменился и
упростился, а также испытал влияние датского и других европейских языков.
Исландский язык так мало изменился, что современные исландцы легко читают
оригинальные тексты древних саг.
Города. Самый большой город Исландии – Рейкьявик – является резиденцией
правительства и парламента, а также финансовым, торговым и культурным
центром страны. Второй по величине город – Коупавогюр (17,7 тыс. жителей в
1996) поблизости от Рейкьявика, третий – Акурейри (15,2 тыс. жителей),
рыбопромысловый и торговый центр на северном побережье. Другие относительно
крупные города – Хабнарфьёрдюр, Вестманнаэйяр, Сиглуфьордюр, Исафьёрдюр,
Акранес и Кеблавик. За исключением Сельфосса и Хверагерди (последний
известен как центр теплично-парникового хозяйства, базурующегося на
использовании вод термальных источников), все значительные поселения
Исландии находятся на морском побережье.
Самодеятельное население страны в 1995 было занято в сфере управления,
образования и здравоохранения (33%), в рыболовстве и рыбоперерабатывающей
промышленности (12%), финансовой и предпринимательской сфере (9%) и
строительстве (7%).


[pic]
РЕЙКЬЯВИК – столица и главный порт Исландии



[pic]
РЕЙКЬЯВИК, самая северная столица мира.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Государственный строй Республики Исландия определяется конституцией,
принятой в 1920. В нее были внесены изменения после отмены унии с Данией и
провозглашения независимости Исландии в 1944. Значительные дополнения были
введены в 1991.
Правительство. Глава государства – президент, олицетворяющий высшую
исполнительную власть. Он избирается прямым голосованием на четырехлетний
срок. Кандидатами на этот пост могут быть исландские граждане старше 35
лет. Власть президента ограничена и имеет во многом формальный характер. В
этом отношении президент Исландии уподобляется скандинавским монархам или
президенту Франции времен Третьей и Четвертой республик. Резиденция
президента – Бессастадир, старинное поместье близ Рейкьявика.
Правительство Исландии – кабинет министров во главе с премьер-министром.
Оно несет ответственность перед парламентом – альтингом, однако министров
назначает президент, который принимает также их отставку. Обычно в состав
правительства входят представители двух или более партий.
Альтинг. Законодательная власть принадлежит альтингу, состоящему из 63
депутатов, которые избираются на основе пропорционального
представительства. Имеются 8 избирательных округов, от которых выбираются
от 5 до 12 депутатов. Помимо них, 11 депутатских мест выбираются на
национальном уровне на основе пропорционального представительства.
До 1991 в альтинге были две палаты – верхняя и нижняя. В настоящее время
имеется только одна палата.
Дополнения и поправки к конституции проводятся через парламент. После их
принятия альтинг распускается и назначаются новые выборы; если предложенные
изменения принимаются новым альтингом, они приобретают статус закона после
утверждения президентом.
Исландский парламент считается старейшим в Европе, и его часто называют
«прадедушкой парламентов». Он был основан в 930, но после 1262 его власть
сильно уменьшилась, и фактически он прекратил свое существование в
1800–1845. В 1843 альтинг был восстановлен как консультативное собрание и в
1904 вновь обрел законодательные функции.
Политические партии. Важнейшие политические партии Исландии – Партия
независимости (консервативная), Прогрессивная партия (аграрно-либеральный
союз), Народный союз (коммунистическая) и Социал-демократическая партия. В
последние годы в альтинге представлены также новая правая партия
Пробуждение народа и феминистская партия Женский избирательный блок.
Все граждане Исландии, мужчины и женщины, достигшие 18 лет, имеют право
голоса при условии, что они прожили в стране не менее пяти лет перед
выборами.
Местное управление. Исландия разделена на 23 округа (сюслур) и 23 города
(кёупстадир). Каждый округ управляется советом, в состав которого все
приходы направляют по одному представителю. В приходах имеются советы,
насчитывающие от трех до семи членов. Члены советов на любом уровне
избираются всеми гражданами.
Судебная система в Исландии осуществляется на двух уровнях. Имеются 26
местных судов и верховный суд (из пяти членов) в Рейкьявике, помимо ряда
специальных судов, например по морским, трудовым и религиозным делам.
Вооруженные силы. За исключением патрульных судов береговой охраны,
Исландия не имеет вооруженных сил. Тем не менее она является стратегически
важным членом НАТО, и на основании соглашений, заключенных в послевоенный
период, аэропорт Кеблавик обслуживает военно-воздушные силы США.
Участие в международных организациях. Помимо участия в НАТО, Исландия
является членом Северного совета со времени его основания в 1952 и по линии
этого совета сотрудничает с Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией.
Исландия – член Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), ООН и
большинства ее специализированных учреждений, а также Международного
валютного фонда и Всемирного банка.
ЭКОНОМИКА
До Второй мировой войны основу экономики Исландии составляли сельское
хозяйство и рыболовство. После войны возросло значение рыболовства и
рыбоперерабатывающей промышленности, и, хотя в этих отраслях занята
небольшая часть самодеятельного населения, они во многом определяют
характер экономической жизни страны.
Сельское хозяйство. Обрабатываемые земли занимают менее 1% общей площади
страны, и лишь 5% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве. В
стране насчитывается ок. 6 тыс. ферм, из них примерно 80% принадлежит
частным лицам. Овцеводство всегда было самой важной отраслью
животноводства: в 1996 в Исландии насчитывалось ок. 450 тыс. овец. Летом
овцы пасутся на пастбищах в горах, а осенью их собирают в загонах,
сортируют по меткам владельцев и проводят частичный забой. Такая система
складывалась в течение многих веков. Баранина – самая привычная мясная пища
в Исландии. Она также экспортируется наряду с шерстью и шкурами овец. На
исландских фермах содержатся и многие другие виды животных. В 1996
насчитывалось 73 тыс. голов крупного рогатого скота и 350 тыс. голов
домашней птицы. На исландских фермах разводят коз, свиней, черно-бурых
лисиц и норок. Характерно наличие большого поголовья лошадей местной породы
– исландских пони (79 тыс. в 1966), которые широко используются для конного
туризма.
Наиболее важная продукция ферм – сено. Выращивают также картофель, репу,
капусту и другие овощи. Значительные успехи были достигнуты в развитии
парникового хозяйства на базе использования термальных источников. Основную
часть парниковой продукции составляют помидоры и огурцы, производят также
другие овощи, цветы, бананы и виноград. Государство оказывает поддержку
сельскому хозяйству, выделяя субсидии и ограничивая импорт продовольствия.

[pic]
ТИПИЧНАЯ ФЕРМА в Исландии

Рыболовство и переработка рыбы занимают важное место в экономике Исландии.
В этих отраслях, дающих ок. 75% поступлений от экспорта, занято 12%
самодеятельного населения. Главную роль играет ловля трески в водах у юго-
западного побережья Исландии, происходящая с января по май. Крупный
промысел сельди ведется в водах у северного побережья с июня по сентябрь.
Кроме того, в других районах рыбу ловят круглый год.
В рыболовстве широко используются моторные катеры с тралами. Многие
государства, в том числе Норвегия, Швеция, Великобритания, Франция,
Германия и страны СНГ, направляют свои рыболовные флотилии в воды,
окружающие Исландию. В свою очередь, исландские суда промышляют в водах
Гренландии и Ньюфаундленда. Центр промысла и переработки трески –
Рейкьявик. Отсюда треска – в свежезамороженном, сушеном и соленом виде –
поступает в другие районы Исландии и на внешний рынок. Центры промысла и
переработки сельди – Сиглюфьордюр и другие города северного побережья. Там
сельдь солят и используют для выработки рыбьего жира и рыбной муки.
В последние годы уловы сельди и трески уменьшились в связи с общим
сокращением рыбных ресурсов в северной части Атлантического океана. Второе
место по значению теперь занимает мойва, третье – сайда. В 1996 улов
сельди, трески, мойвы и сайды составил 1,6 млн. т, а всех видов рыб – 2
млн. т.
С середины 19 в. до 1970-х годов коммерческий китобойный промысел играл
важную роль в экономике Исландии. Исландия упорно противилась попыткам
международных экологических организаций наложить мораторий на промысел
китов и согласилась с ним лишь в 1989 под угрозой бойкота исландских
товаров на мировом рынке. В середине 1990-х годов исландское правительство
одобрило возобновление китобойного промысла в ограниченных масштабах,
мотивируя это решение тем, что увеличившаяся популяция китов стала угрожать
ресурсам промысловых рыб.
Обрабатывающая промышленность. В Исландии практически отсутствует
горнодобывающая промышленность, лишь в небольших масштабах ведется
разработка месторождений бурого угля, пемзы и исландского шпата.
Промышленность в Исландии стала быстро развиваться лишь после Второй
мировой войны, и в настоящее время в ней занята примерно треть населения. В
самом конце 1960-х годов было налажено производство алюминия из импортного
сырья. В 1996 импорт диоксида алюминия оценивался в 49 млн. долл., а
экспорт алюминия – в 177,2 млн. долл.
Ведущей отраслью промышленности является переработка рыбы. В Сиглюфьордюре,
Акурейри и других городах действуют крупные сельдеобрабатывающие
предприятия, а в Рейкьявике, Хабнарфьордюре, Вестманнаэйяре и др. – ок. 100
предприятий по изготовлению филе и свежезамороженной рыбы. Число консервных
заводов увеличивалось вплоть до начала 1990-х годов, когда добыча трески
пошла на спад.
В Исландии имеется много судоверфей и судоремонтных предприятий,
обслуживающих рыболовный флот. Производятся также готовое платье, обувь,
металлические изделия и электрооборудование, мебель и строительные
материалы. Работают фабрика минеральных удобрений близ Рейкьявика и
цементный завод в Акранесе. В 1979 было начато производство феррокремния
(сплава железа и кремния, применяемого в черной металлургии).
Внешняя торговля. Для внешней торговли долгое время был характерен
отрицательный баланс, что объяснялось ограниченностью природных ресурсов и
слабым развитием производства потребительских товаров. Однако в 1995
стоимость импорта Исландии составила 1,62 млрд. долл., а экспорта – 1,67
млрд. долл. Главные предметы импорта – нефтепродукты и автомашины,
стоимость которых в 1995 составляла соответственно 146,5 млн. и 153,8 млн.
долл. Другие важные предметы импорта – суда, ткани, готовая одежда, бумага,
изделия химической промышленности, металлические изделия. Главные предметы
экспорта – рыба и рыбопродукты, стоимость которых составляла 1,19 млрд.
долл. и соответствовала 71% всей стоимости экспорта в 1995. Основными
торговыми партнерами Исландии в послевоенные годы были США, СССР,
Великобритания и Германия. В 1970 Исландия вступила в Европейскую
ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Поскольку политика Европейского союза
по созданию общего промысла рыбы противоречит экономическим интересам
Исландии, ее правительство воздерживается от участия в этой организации.
Энергетика. Исландия обладает большими запасами гидроэнергии. Потенциальная
выработка гидроэнергии оценивается в 80 млрд. кВт?ч в год. В настоящее
время используется всего 6% гидроэнергоресурсов. Кроме того имеется
огромный потенциал геотермической энергии, которая широко используется в
коммунально-бытовом и парниковом хозяйствах. Свыше половины потребностей
Исландии в энергии удовлетворялось за счет импорта нефти. Раньше нефть
поступала из СССР, теперь в основном из Великобритании и Норвегии. Из общих
запасов технологически доступных ресурсов только 70% целесообразно
эксплуатировать по финансовым соображениям. Производство энергии в 1994
составило 5 млрд. кВт, из них на долю гидроэлектроэнергии приходилось 95%.
В конце 20 в. потребление энергии в Исландии ежегодно увеличивалось в
среднем на 7%. Примерно половина вырабатываемой энергии потреблялась
энергоемкими отраслями промышленности. Треть энергопотребления
удовлетворялась за счет импортного топлива. Даже при более высоком уровне
развития энергетики страны рыбопромысловый флот останется главным
потребителем импортной нефти.
Транспорт. Автотранспорт. В Исландии нет железных дорог, но имеется
разветвленная сеть автомобильных дорог общей протяженностью 12,4 тыс. км.
Между многими городами и поселками налажено регулярное автобусное
сообщение. Во многих семьях имеются автомобили. В 1996 в стране
насчитывалось 125 тыс. автомашин, то есть по одной на каждых двух жителей.
Морской транспорт. Общее водоизмещение торговых судов 192 тыс. т. В стране
действуют три крупные компании – Исландская пароходная, Государственная
судоходная и Кооперативная судоходная. Пароходы и моторные суда регулярно
курсируют между прибрежными городами и поселками. Поддерживается морское
сообщение с США, Великобританией, Германией, Данией и Норвегией.
Воздушный транспорт. Для современной Исландии характерно бурное развитие
воздушного сообщения. В стране действовали две основные авиакомпании.
«Флюгфелаг Исландс» обслуживала внутренние рейсы и связывала Исландию с
Великобританией, скандинавскими странами и материковой Европой. Компания
«Лофтлейдир» совершала полеты в США, скандинавские страны, Великобританию и
Люксембург. В 1979 обе компании слились, образовав компанию «Флюглейдир»,
или «Айслендэр». Имеются два международных аэропорта – Рейкьявик и
Кеблавик. Последний используется совместно Исландией и США.
Банковское дело и финансы. Денежная единица Исландии – крона, равная 100
эйрирам. После Второй мировой войны происходила постепенная девальвация
кроны, что сопровождалось быстрым ростом инфляции. В 1967 после девальвации
английского фунта стерлингов был установлен курс 57 крон к 1 долл. США. В
1979 курс исландской кроны сильно упал – до 352 крон к доллару. В конце
1990-х годов он стабилизировался на уровне 70 крон к доллару.
В Исландии действуют восемь крупных коммерческих банков – Национальный,
Центральный, Рыболовный, Сельскохозяйственный, Промышленный, Торговый,
Кооперативный и Народный. Их главные офисы находятся в Рейкьявике, но
многочисленные отделения рассредоточены по всей стране. Кроме того, во всех
округах есть сберегательные банки.
Государственный бюджет. Основные источники государственных доходов –
налоги, таможенные пошлины и прочие платежи. Государство получает
значительные доходы от коммерческих предприятий, которыми оно
распоряжается, например от почтовой, телефонной и телеграфной связи,
каботажного судоходства, а также ряда монополий (продажа алкогольных
напитков и табачных изделий). Помимо обычных государственных расходов,
правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и
на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей.
Уровень жизни. После обретения независимости экономика Исландии значительно
упрочилась, повысился жизненный уровень населения. В этом отношении
Исландия опередила другие скандинавские страны и вошла в число самых
богатых стран мира.
Жилищное строительство. Современные исландцы живут в прочных просторных
домах с хорошо отлаженной системой отопления, которые относят к лучшим в
мире. В давние времена фермерские и некоторые городские дома строили из
торфа, но их фактически не осталось. Вплоть до недавних пор основным
строительным материалом было дерево, а теперь это, как правило, камень и
бетон. В связи с быстрым ростом населения, особенно в районе Рейкьявика,
возникла необходимость введения государственных программ жилищного
строительства, и в столице и ее окрестностях было построено множество новых
домов.
Здравоохранение. В Исландии большое внимание уделяется здравоохранению.
Показателями заботы государства о здоровье населения служат большая
продолжительность жизни (76 лет для мужчин и 81 год для женщин в начале
1997) и очень низкая детская смертность (ок. 5,3 на 1000 новорожденных).
Страна разделена на 50 медицинских округов. Функционируют 25 больниц,
которые оказывают медицинскую помощь, включая оперативную, на самом высоком
уровне. Некогда подлинным бичом в Исландии был туберкулез, в настоящее
время он практически искоренен. Имеются два санатория и один великолепно
оборудованный реабилитационный центр, которые которые раньше
предназначались для больных туберкулезом, а затем были перепрофилированы. В
Рейкьявике имеется психиатрическая клиника.

ОБЩЕСТВО
Структура общества. В стране практически нет бедных и классовое расслоение
менее выражено, чем во многих других странах. Возросшее благосостояние
сопровождалось повышением экономической и социальной безопасности и
равноправия.
Исландцы почти всегда обращаются друг к другу только по имени.
Соответственно во всех телефонных и других справочниках указаны имена в
алфавитном порядке. Причина состоит в том, что очень немногие в Исландии
имеют фамилии. У детей отчество дается по имени отца с окончанием -son
(сын) для мальчиков и -d[pic]ttir (дочь) для девочек. Таким образом, у отца
и сына могут быть одинаковые отчества, если у отца и деда было одно и то же
имя.
Исландцы проявляют большой интерес к генеалогии. По сагам и старинным
документам можно проследить родословную многих жителей вплоть до времени
первоначального заселения страны, а также установить сложные родственные
связи.
Рабочее движение. Профсоюзы играют важную роль в экономической жизни
Исландии. Первый профсоюз был организован в 1887, а Ассоциация профсоюзов –
в 1916. Радикальные партии получили большую поддержку от членов профсоюзов.
Ассоциация работодателей была создана в 1934.
Кооперативное движение. В Исландии так же, как и в других скандинавских
странах, сильно развито кооперативное движение, восходящее к 1882. Во всех
общинах были созданы кооперативы, которые охватывали 1/5 населения. Однако
из-за экономических трудностей кооперативное движение пошло на убыль и в
1990-х годах, по существу, распалось.
Религия. В Исландии господствующая евангелическая лютеранская церковь
поддерживается государством. Вместе с тем обеспечена свобода
вероисповедания. Исландия составляет одну крупную епархию с резиденцией
епископа в Рейкьявике, состоящую примерно из 300 приходов.
Социальное обеспечение. Исландия – государство всеобщего благосостояния, в
котором широко действуют социальные программы. Мероприятия по страхованию
на случай болезни и при утрате трудоспособности было приняты еще в конце 19
в., а в 1936 была утверждена расширенная программа социального страхования
по болезни и от несчастных случаев, пособий по безработице, на содержание
детей, лицам пожилого возраста и инвалидам. Программа распространяется на
всех граждан Исландии.
ИСТОРИЯ
Скандинавское заселение. Исландия была открыта ирландцами ранее 800 н.э.,
но долгое время оставалась незаселенной. В период с 874 по 930 она была
заселена скандинавами, в основном норвежского происхождения. Большинство из
них прибыло непосредственно из Норвегии, однако значительная часть
мигрантов провела некоторое время на Оркнейских и Гебридских островах, на
побережьях Ирландии, Шотландии и Англии. Этим объясняется примесь
кельтского элемента (среди исландцев много высоких брюнетов). Первым
скандинавским поселенцем в Исландии был Ингоульфур Аднарсон, который в 874
высадился в районе нынешней столицы Рейкьявика (в переводе «дымящаяся
бухта»). Данные по истории заселения с упоминанием примерно 400 поселенцев,
их предков в Норвегии и потомков в Исландии сведены в замечательном
генеалогическом и географическом произведении Книга заимки земель,
созданном в 12 в. В нем сообщается, что многие переселенцы из Норвегии
бежали от произвола короля Харальда Хорфагера (прозванного
Прекрасноволосым) в 860–872.
Первое правительство. В Исландии влиятельные вожди сплотились, чтобы не
допустить подобную диктатуру на новой родине. Они ограничили число родовых
кланов до 36 (впоследствии 39) и договорились регулярно в середине лета
проводить двухнедельное собрание для принятия законов и разрешения
конфликтов. Такое собрание

Новинки рефератов ::

Реферат: Объект преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: Современная финансовая политика Японии (Финансы)


Реферат: Мотивация труда банковских работников (Банковское дело)


Реферат: Права человека (Теория государства и права)


Реферат: Познание как предмет философского анализа (Философия)


Реферат: Атомные пули (Физика)


Реферат: Обучение в Германии (Доклад) (Педагогика)


Реферат: Медресе Башкортостана (Религия)


Реферат: Время и пространство в философии (Философия)


Реферат: Мировой океан (Биология)


Реферат: "Мы были дети 1812 года…" (История)


Реферат: Анализ заработной платы на предприятии (Бухгалтерский учет)


Реферат: Вексель в кредитовании предприятий (Деньги и кредит)


Реферат: Организация кредитования юридических лиц коммерческими банками (на основе информационно-аналитических материалов) (Банковское дело)


Реферат: Лабораторная установка для испытания моделей корпусов жидкостных ракет (Технология)


Реферат: Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии (Культурология)


Реферат: Договор поставки (Право)


Реферат: Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения (Педагогика)


Реферат: Автоматизация технологических процессов основных химических производств (Технология)


Реферат: Нахимов и война в Персидском Заливе (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист