GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой статус на современном этапе развития общества (Право)



Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ессентукский институт управления, бизнеса и права



Реферат

по Правоохранительным Органам
на тему: «Организация работы Конституционного Суда РФ и его правовой
статус на современном этапе развития общества»



работу выполнил
студент __________
_________________



Ессентуки
2000

Содержание:


Введение 3
I. Понятие и значение конституционного контроля 4
II. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации 5
III.Статус судьи Конституционного суда РФ. Структура и организация
деятельности Конституционного суда РФ. 9
IV. Принципы конституционного судопроизводства 13
Заключение 14
Список использованной литературы: 15



Введение


Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей
стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в
свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку
Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования
СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов
менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при
Верховном Совете СССР. Затем, после внесения в ранее действовавшую
Конституцию ст.165-1, он, несмотря на запрещение закона, получил право
исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе
“правотворчества”.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о
Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного
контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть
посредством конституционного судопроизводства.[1]
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего
законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции,
сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
В задачи работы входит:
- определение понятия конституционного контроля и его места в системе
власти современного правового государства;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как
специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение
некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- описание процедуры избрания членов Конституционного суда, их
полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение демократических принципов современного конституционного
судопроизводства в России.
Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной
работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция
России 1993 г., Федеральный закон о Конституционном суде Российской
Федерации от 21 июля 1994 г., а также постановления Конституционного суда
РФ.


I. Понятие и значение конституционного контроля


Конституционный контроль является необходимым атрибутом демократически
организованного государства. Он - важнейший элемент построения правового
государства, и в современной России он стал наиболее зримым воплощением
эволюции правовой системы. Целью органов конституционного контроля
Российской Федерации является защита основ конституционного строя, основных
прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого
действия Конституции государства на всей его территории.
Система конституционного контроля имеет свои корни в российской
истории, в том числе, в виде судебного контроля, который осуществлялся
Верховным судом СССР в 20-е-30-е годы.
Можно выделить три основных вида систем конституционного контроля:
парламентскую, парламента и общих судов, парламента и специализированного
органа конституционного контроля, каковым в России является Конституционный
суд.
Роль и компетенции органов конституционного контроля в разных
государствах различны, но у всех есть одна общая сфера деятельности -
проверка конституционности нормативных актов. В этом заключается основная
функция и российского Конституционного суда как важнейшего -
специализированного - органа конституционного контроля.
Итак, главнейшим органом конституционного контроля в Российской
Федерации является Конституционный суд Российской Федерации. В Федеральном
законе о Конституционном суде РФ 1994 г. было снято определение
Конституционного суда РФ как высшего и, таким образом, устанавливалось
формальное равенство всех органов конституционного надзора. Однако объем и
содержание деятельности Конституционного суда, обязательность решений суда,
рассматривающего дела о конституционности законов и других нормативных
актов, решающего споры между органами государственной власти объективно
предопределяют его положение как высшего органа конституционного контроля.
Подробно полномочия Конституционного суда РФ будут рассмотрены ниже,
пока же заметим, что одной из самых важных его задач в современных
условиях, как подчеркивают отечественные юристы, является нейтрализация
влияния во многом двойственного и несовершенного характера российской
Конституции, отразившего переходное состояние нашего общества, на
общественную и государственную жизнь России.[2]
В целом же, как показывает исторический опыт, институт конституционного
контроля приживается только в той системе общественных отношений, которая
ориентируется на демократические правовые ценности. В условиях же
тоталитарных политических режимов он отторгается или мимикрирует.
Следовательно, расширение полномочий и механизмов воздействия нашего
отечественного органа конституционного контроля, речь о которых пойдет
ниже, можно рассматривать как предоставленный нашей стране реальный шанс
занять достойное место в системе цивилизованных правовых государств.

II. Полномочия Конституционного суда


Российской Федерации


“Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного судопроизводства”, - гласит
ст.1 Закона о Конституционном суде РФ. В нем четко определены характер,
сущность и место Конституционного суда в системе органов государственной
власти. Следовательно, Конституционный суд - прежде всего - составная часть
судебной власти России, предназначенная для того, чтобы удерживать все
ветви власти в рамках права.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда
Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации 1993 г.
(ст.125) и Федеральным конституционным законом о Конституционном суде
Российской Федерации от 21 июля 1994 г..
Изменения, внесенные Конституцией 1993 г. по сравнению с ранее
действовавшей конституцией России и Законом о Конституционном суде 1991 г.
в правовой статус Конституционного суда, касаются, прежде всего, численного
состава Суда, порядка его образования, основных полномочий, юридической
силы и последствий его решений.
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации
Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации;
- договоров между органами государственной власти России и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимных
договоров между последними;
- еще не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации;
2. Разрешать споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации;
3. Проверять конституционность закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле, по жалобам на нарушения конституционных прав
граждан и по запросам судов;
4. Давать толкование Конституции РФ;
5. Давать заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинений в адрес Президента России в государственной измене или совершении
другого тяжкого преступления;
6. Выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7. Осуществлять иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ,
Федеративным договором и федеральными конституционными законами.
Рассмотрим их подробнее. Во-первых, Конституционный суд России решает
вопросы исключительно конституционного права. Однако среди отечественных
правоведов вызывает много споров вопрос о целесообразности наделения
Конституционного суда Российской федерации правом толкования не только
Конституции, но и законов, а также других нормативных актов, в том числе по
собственной инициативе. Одни считают, что Конституционный суд, прежде
всего, является хранителем Конституции и должен придерживаться только ее
текста, другие убеждены, что Конституционный суд должен иметь полномочия
активного правотворца, выражающиеся в использовании при необходимости
защиты прав и свобод граждан как законодательных нормативных актов
различного вида, так и прогрессивных норм международного права.
Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается
весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный
суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные
законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом,
однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний
день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя
на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой
другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”,[3] но своими
решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.
Несмотря на разногласия в лоне отечественных правоведов, Федеральный
закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. и Конституция РФ
имеют достаточно прогрессивный характер и открывают дорогу для дальнейшего
совершенствования российской конституционной системы на демократических
принципах. Так, впервые в истории конституционного законодательства России
по Конституции 1993 г. в компетенцию Конституционного суда РФ введено право
рассмотрения конституционности законов по запросам судов (п.4 ст.125
Конституции РФ), а также право толкования текста Конституции - функция, без
которой фактически невозможен эффективный конституционный контроль.
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд
могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации,
Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти
субъектов федерации.
Примером рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации дела
о толковании текста Конституции РФ может служить решение вопроса по
регламентации порядка внесения поправок в текст Конституции Российской
Федерации. Поводом для рассмотрения данного дела послужил запрос
Государственной Думы РФ.
Существо дела заключалось в том, что поправки к гл.6-8 Конституции РФ
должны приниматься в порядке, предусмотренном для принятия федерального
конституционного закона, и вступать в силу после их одобрения органами
законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Порядок
принятия конституционного закона РФ в свою очередь устанавливается ст.108
Конституции РФ, которая закрепляет необходимость одобрения такого закона
большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета
Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый таким образом Федеральный конституционный
закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской
Федерации и обнародованию.
В то же время процедура принятия поправок к гл.3-8 Конституции РФ
существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного
закона.
С тем, чтобы устранить эти разночтения Конституционный суд Российской
Федерации 31 октября 1995 г. принял постановление в котором говорится, что
принятие поправок к гл. 3-8 Конституции РФ протекает в соответствии с
требованиями ст.108 (ч.2) Конституции РФ. При этом вводится особое условие
для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения
органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской
Федерации. Кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134
Конституции РФ, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения
предложений о поправках к Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.106 Федерального конституционного закона “О Конституционном
суде Российской Федерации”, толкование, данное Конституционным судом,
является официальным и обязательным для всех представительных,
исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений.
Важнейшей и самой сложной сферой правоприменения конституционного
законодательства в России сегодня остаются федеральные споры: как на уровне
выяснения отношений между “центром” и субъектами Российской Федерации, так
и на уровне соответствия правовых систем и взаимоотношений между самими
субъектами РФ. При рассмотрении вопросов по международному праву
Конституционный суд РФ исходит из ст.15(4) Конституции 1993 г., которая
провозглашает, что “общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы”. Конституция устанавливает также приоритет норм
международного договора по отношению к противоречащим им правилам закона.
Особую важность эти положения приобретают при решении вопросов по делам
субъектов федерации. Положительную тенденцию с точки зрения развития
демократии в нашей стране имеет тот факт, что при решении подобных вопросов
Конституционный суд России руководствуется двумя принципиальными
положениями, сформулированными еще в 1992 г.. Заключаются они в следующем:
1. Для обоснования приоритета международного договора по отношению к
актам субъектов федерации важное значение имеет постановление по делу о
беженцах Северной Осетии (Речь идет о деле 1992 г.). В данном деле Суд, в
частности , заявил, что положение ст.2 Международного пакта о гражданских и
политических правах, закрепляющее равенство граждан перед законом, в силу
ст.32 Конституции имеет преимущество “перед законодательством Российской
Федерации, следовательно, и республик в ее составе”.
2. Большое значение имеет также подход к рассматриваемой проблеме,
сформулированный Конституционным судом в постановлении о ст.33 КЗоТ. Он
заключался в том, что подлежащий применению закон всегда должен оцениваться
с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права.[4]

Решения Конституционного суда Российской Федерации обязательны на всей
территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и
судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений.
Что же касается возможности обращения в Конституционный суд граждан
по поводу осуществления их конституционных прав, то в этом вопросе уже
существует определенная положительная практика решения таких дел. В
качестве примера можно рассмотреть решение Конституционного суда РФ по делу
о проверке Конституции части пятой ст.209 Уголовно-процессуального кодекса
РСФСР в связи с жалобами граждан Р.Н.Самигуллиной и А.А.Апанасенко.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность
в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положение части пятой
ст.209 УПК РСФСР, устанавливающее порядок обжалования постановления о
прекращении уголовного дела. Со ссылкой на указанную статью гр.
Р.Н.Самигуллиной было отказано в рассмотрении жалоб на постановление
следователя о прекращении дела об убийстве ее брата за отсутствием состава
преступления.
С аналогичным требованием в Конституционный суд поступила жалоба и от
гр. Апанасенко А.А..
В результате рассмотрения этих дел Конституционный суд Российской
Федерации постановил признать часть пятую ст.209 УПК РСФСР не
соответствующей Конституции РФ, в частности ее статьям 46 (части 1 и 2) и
52 на доступ граждан к правосудию и на судебную защиту. Положение части
пятой ст.209 УПК РСФСР, по которому постановление о прекращении уголовного
дела, вынесенное в стадии предварительного расследования, может быть
обжаловано прокурору и не подлежит обжалованию в суде, не может, согласно
решению Конституционного суда РФ, служить основанием для отказа в судебном
обжаловании постановлений о прекращении уголовного дела.
Однако проблема помощи Конституционного суда гражданам в решении их
частных дел не исчерпывается приведенным позитивным примером. Дело в том,
что количество обращений в Конституционный суд частных лиц (по положению на
1994 г.) насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в установленные
сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует
большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою
очередь, не может подменять собой Суд: если обращение гражданина
соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом к индивидуальной
жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным судом. С
подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В
частности в США для решения соответствующих вопросов правом
конституционного контроля наделены все суды, что позволяет “отсеивать”
большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.
Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную
защиту пока еще не нашла адекватного решения.


III.Статус судьи Конституционного суда РФ. Структура и организация
деятельности Конституционного суда РФ.


Личность судьи в органах конституционного контроля играет весьма
заметную роль, так как ее оценивают зачастую не только по правовым
критериям, но и по нравственным.
Судьи Конституционного суда РФ назначаются на должность Советом
Федерации по представлению Президента РФ. Следовательно, главная роль в
формировании персонального состава Конституционного суда принадлежит
Президенту и Совету Федерации.
Членами Конституционного суда могут быть только граждане России,
достигшие ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной
репутацией, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы юристом не
менее 15 лет. В соответствии с прежним законодательством нижний возрастной
предел членов Суда равнялся 35 годам, а необходимость работы по юридической
специальности - 10. Новый подход, как можно заметить, направлен на то,
чтобы в Конституционном суде работали люди, обладающие большим жизненным
опытом и высокой юридической квалификацией.[5]
Численный состав Конституционного суда теперь равен 19, в отличие от
предусмотренных по закону 1991 г. 15 (реально тогда было избрано 13
человек). Изменен порядок формирования Суда, что связано с новой системой
органов государственной власти, установленной Конституцией 1993 г..
Конституционный суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в
его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия
самого Конституционного суда не ограничены сроком, тогда как полномочия
судей ограничиваются сроком в 12 лет. Верхняя возрастная граница членов
Конституционного суда не должна превышать 70 лет. Повторное назначение
судьи на должность не допускается. Ранее же действовавший Закон 1991 г.
фактически придерживался принципа несменяемости членов Суда.
Судья Конституционного суда считается вступившим в должность с момента
принесения им присяги, а истекают его полномочия в последний день месяца, в
котором заканчивается его избирательный срок или в котором ему исполняется
70 лет.
В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя
соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем
жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом
Конституционного суда.
Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных
заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи,
в заседаниях палат - судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не
должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной
палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя
Конституционного суда.
В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой
вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд
может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам
подобного рода относятся:
-Дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций
республик и устав субъектов РФ;
-Толкование Конституции Российской Федерации;
- Вынесение заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного
тяжкого преступления;
-Утверждение посланий Конституционного суда;
-Решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по
вопросам своего ведения.
В ходе пленарных заседаний Конституционный суд также избирает
Председателя, заместителя Председателя, судью-секретаря Конституционного
суда; формирует персональные составы палат Конституционного Суда; принимает
Регламент Конституционного суда и вносит в него изменения и дополнения;
устанавливает очередность рассмотрения дел в пленарных заседаниях, а также
распределяет дела между палатами; принимает решения о приостановлении или о
прекращении полномочий судьи Конституционного Суда, а также в случае
необходимости - о досрочном освобождении от должности Председателя, его
заместителя или судьи-секретаря Конституционного суда и т.д..
В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к
ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных
заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской
Федерации следующих нормативных актов:
- федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета
Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
- законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти России и органов государственной
власти ее субъектов;
- договоров между органами государственной власти России и органами
государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами
государственной власти самих субъектов Российской Федерации;
- не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о
компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственных властей Российской Федерации и ее
субъектов;
- между высшими государственными органами субъектов Российской
Федерации.
Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на
нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов
проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению
в конкретном деле. Пример рассмотрения подобного дела уже был представлен
выше.
В пленарном заседании Конституционного суда тайным голосованием
большинством голосов от общего числа судей избирается Председатель - сроком
на три года, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного
суда.
Председатель Конституционного суда РФ выполняет следующие функции:
- руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного суда,
созывает их и заседательствует на них;
- вносит на обсуждение Конституционного суда вопросы, подлежащие
рассмотрению в пленарных заседаниях;
- представляет Конституционный суд в сношениях с государственными
органами и организациями; выступает от имени Конституционного суда;
- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда.
Председатель Конституционного суда издает приказы и распоряжения Суда.
В обязанности заместителя Председателя Конституционного суда входит
осуществление некоторых функция Председателя Суда по его уполномочию, а
также обязанностей, возложенных на него Судом.
Судья-секретарь Конституционного суда осуществляет непосредственное
руководство работой аппарата Конституционного суда; доводит до сведения
соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые
Конституционным судом, и информирует Суд об их исполнении и т.д.
После возобновления деятельности Конституционного суда в 1995 г.
структура его аппарата была усовершенствована. В ней можно выделить две
составляющие части: первая из них - это так называемый аппарат судей. При
каждом судье состоят три работника, призванных помогать непосредственно ему
и ему подчиненных. (Аппарат Председателя суда, его заместителя и судьи-
секретаря по численности выше.)
Вторая часть аппарата - это секретариат, состоящий из ряда управлений
(Управление конституционного надзора, Управление конституционных программ
частного права, Управление международного права и т.д.). В их задачи входит
первичное ознакомление с поступившими обращениями, подготовка экспертных
заключений по принятым к рассмотрению делам, подготовка аналитических
материалов. В секретариате имеются также подразделения, занимающиеся
организацией судебных заседаний, контролем за исполнением решений
Конституционного суда, обеспечением суда необходимой правовой информацией.
Секретариат Конституционного суда осуществляет информационно-справочную,
аналитическую работу, а также рассматривает обращения в суд в
предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов,
требующих изучения судьями.
Общая численность секретариата - около 150 штатных единиц.
При Суде действует также Научно-консультационный совет, а по вопросам
своей внутренней деятельности Конституционный суд принимает Регламент
Конституционного суда. В нем устанавливаются: порядок определения
персонального состава палат Конституционного суда, порядок распределения
дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в
пленарных заседаниях и в заседаниях палат и т.д..
Говоря об организации деятельности Конституционного суда РФ, следует
еще упомянуть о наличии в современном конституционном законодательстве
такого института как особое мнение судьи Конституционного суда. Особое
мнение судьи, не совпадающее с общим решением Конституционного суда,
публикуется вместе с решением Суда. Но, если следовать Федеративному
конституционному закону о Конституционном суде РФ (76,78), Суд, при
обнародовании принятого решения, не связан с представлением судьей его
собственного мнения, ибо на Суд возлагается обязанность немедленно
публикации только решения Конституционного суда. Российские правоведы,
однако, считают, что публикация особого мнения судьи была бы желательна,
так как эта мера дает возможность познакомиться не только со взглядами на
проблему конкретного представителя судебных органов, но и способствует
дальнейшему развитию всего судопроизводства на демократических началах.[6]


IV. Принципы конституционного судопроизводства


В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации
руководствуется следующими основными принципами: независимость,
коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Конституционный суд сегодня, в отличие от ранее действовавшего
законодательства, независим в организационном, финансовом и материально-
техническом отношениях от любых других органов. Финансирование
Конституционного суда производится за счет федерального бюджета, что
обеспечивает возможность осуществления независимого конституционного
судопроизводства в полном объеме. Для обеспечения деятельности
Конституционного суда федеральный бюджет выделяет отдельной статьей
средства, которыми Суд распоряжается самостоятельно, причем смета его
расходов не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим годом.
Заметим, что в соответствии с ранее действующим законодательством
Конституционный суд России материально во многом зависел от других ветвей
власти и, прежде всего, от президентских структур. Это, естественно, очень
подрывало столь важную основу деятельности суда как финансовая
независимость.
Конституционный суд независимо осуществляет информационное и кадровое
обеспечение своей работы. Имущество, которым он пользуется в процессе
осуществления своих функций, является федеральной собственностью.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и
других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не
допускается.


Заключение


Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности
Конституционного суда Российской Федерации можно придти к выводу, что на
современном этапе развития отечественного судопроизводства Конституционный
суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения
своей первостепенной задачи - защиты конституционных основ общественного
строя и конституционных прав граждан России. Несмотря на определенные
сложности в организации судебной практики, главная проблема эффективности
работы Конституционного суда в России заключается не в недостатках
процедуры конституционного судопроизводства или конституционного
законодательства, а в обеспечении исполнения решений Суда, которые порой
открыто игнорируются как субъектами федерации, так и ветвями федеративной
власти. Неисполнение судебных решений - характерная черта всего российского
правопорядка. Законность же в государстве, в том числе и конституционную,
должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура,
правоохранительные ведомства. Конституционный суд - это фактически высшая и
последняя инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не
срабатывает вся остальная система власти или правосудия.
Таким образом, лучшая гарантия выполнения решений Конституционного суда
- не принуждение, а такое состояние общественного сознания и правовой
культуры, при котором ни у одного органа, должностного лица или гражданина
не возникает и доли желания действовать вопреки этому решению.



Список использованной литературы:


1. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней
правовой системе России: практика Конституционного суда // Государство и
право. 1995. № 11. С.115-125.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
4. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 31.Х.94.
№ 12-п//Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 45.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47.
7. Федеральный конституционный закон “О Конституционном суде Российской
Федерации “ от 21 июля 1994 г.
8. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации
1994 г. // Государство и право. 1995. № 7. С.3-10.
9. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.


-----------------------
[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.
С.448.
[2] См.: Кудрявцев Ю.В. Конституционный суд России: опыт и проблемы
(Международная научный семинар)//Государство и право. 1994. N 1. С.135.
[3] См.: Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995. С.45,
147.
[4] См.: Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней
правовой системе России: практика Коституционного суда.// Государство и
право. 1995. №11. С.115-125.
[5] См.: Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российскойц Федерации
1994 г.//Государство и право. 1995. №7. С.3-4.
[6] См.: Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде РФ... С.8.





Реферат на тему: Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и основные направления деятельности
Институт бизнеса, права и информационных технологий



Контрольная работа



По дисциплине: ПОО


На тему: «Органы внутренних дел Российской Федерации, правовые основы и
основные направления деятельности»



Научный руководитель:_____________________________



Студентки 1 курса
Юридического факультета
Заочного отделения
Бобковой Л. В.
Шифр зачетки:_________________


Оценка________________________



Подпись науч.руководителя_____



2002 год



План:



1. введение
2. правовые основы ОВД
3. основные направления деятельности ОВД
4. заключение



Введение



Одно из центральных мест в системе правоохранительных органов
РФ занимают органы внутренних дел, которые обеспечивают
значительный объем работы . по охране общественного порядка,
укреплению законности, защите прав и свобод человека, охраны
законных интересов государственных и негосударственных
предприятий, организаций различных форма собственности
и трудовых коллективов, по борьбе с
преступностью и иными правонарушениями.



Глава 1 правовые основы ОВД



Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство
внутренних дел РФ. Основными структурными звеньями этой структуры
являются министерства внутренних дел республик, главные управления
внутренних дел и управления внутренних дел краев. Областей и
других субъектов РФ, управления ( отделы ) внутренних дел
на железнодорожном, воздушном и водном транспорте ( УВДТ, ОВДТ),
управления и отделы Главного управления внутренних дел ( на
режимных объектах ), региональные управления по борьбе с
организованной преступностью ( РУОП ). Кроме того, в структуру
МВД входит так же Следственный
комитет, Главное управление государственной
противопожарной службы ( ГУГПС ), Главное управления
исполнения наказаний ( ГУИН ), окружные управления материально
– технического и военного снабжения ( ОУМТ и ВС ), образовательные
учреждения ( Академия управления, Санкт - Петербургская
академия, институты, высшие школы, средние – специальные
учебные заведения ), Всероссийский научно
исследовательский институт ( ВНИИ ) и другие научно –
исследовательские учреждения, а так же иные подразделения,
предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления
задач, возложенных на органы внутренних дел. В систему МВД
РФ входят и внутренние войска, состоящие из
округов, соединений, воинских частей, военных
образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности
внутренних войск, органов управления ими.

Правовой основной деятельности МВД являются : Конституция
Российской Федерации, Федеральные законы, акты Государственной
Думы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления
и распоряжения Правительства РФ, принципы и
нормы международного права, международные договоры РФ,
Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а так же приказы,
инструкции и другие нормативные акты МВД РФ.

Свою деятельность МВД РФ строит в соответствии с принципами
уважения и соблюдения, прав человека и гражданина, законности,
гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной
власти и управления, общественными объединениями,
гражданами, средствами массовой информации.

В соответствии с возложенными задачами МВД РФ определяет
основные приобретенные направления в деятельности органов
внутренних дел, разрабатывает и реализует комплексные
программы совершенствования их деятельности, участвует в
формировании и выполнении государственных федеральных
целевых программ в сфере охраны правопорядка и борьбы с
преступностью.

МВД организует и проводит научные исследования проблем
охраны общественного порядка, предупреждения, выявления,
раскрытия и расследования преступления, исполнения
уголовных наказаний, безопасности дорожного движения и
пожарной безопасности. Деятельности внутренних
войск в сложных условиях, опытно – конструкторские и
проектно – технологические работы, обеспечивает внедрения
достижений науки, техники и положительного опыта работы в
деятельность органов внутренних
дел.

В органах внутренних дел широко налажено обобщение
практики применения законодательства по вопросам, отнесенным к
компетенции МВД, разрабатываются предложения по совершенствованию
действующего законодательства, подготавливаются проекты нормативных
актов связанных с регулированием деятельности органов внутренних
дел. Вышестоящие органы системы МВД организуют оказание
подведомственным органам и подразделениям методической и
практической помощи по всем вопросам, отнесенным к их
компетенции.

Министерство внутренних дел проводит работу по обеспечению
исполнения уголовных наказаний и организаций содержания, охраны,
этапирование и конвоирования осужденных и лиц, заключенных под
стражу.


МВД подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его
компетенции Конституцией и законодательными актами РФ, а так же
Правительству РФ.

Министерство внутренних дел возглавляет министр, который.
Как его заместители и главнокомандующий внутренними
войсками, назначается и освобождается от должности Президентом
РФ по предложению Правительства РФ. Руководство конкретными
направлениями деятельности МВД в соответствии с
распределением функциональных обязанностей
осуществляют заместители министра и главнокомандующий
внутренними войсками. В МВД образуется коллегия в
составе министра, его заместителей, главнокомандующего внутренними войсками
( по должности ) и руководящих
работников органов внутренних дел. Численность коллегии
устанавливается Президентом РФ. В состав коллегии,
кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждается
Правительством РФ. Коллегией рассматриваются наиболее важные
вопросы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.
Решение коллегии принимаются большинством голосов и за тем
объявляются приказом министра внутренних дел РФ. Решения,
принятые на совместных заседаниях коллегий МВД и других
министерств и ведомств РФ, объявляются совместными
приказами Министром внутренних дел и руководителей соответствующих
министерств и ведомств.



Глава 2 основные направления деятельности ОВД



Положением о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденным
Указом Президента РФ от 18 июля 1996 года № 1039, на МВД возлагаются

основные задачи :

- разработки и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и
свобод человека и гражданина, защите объектов не зависимо от форм
собственности, обеспечению общественного порядка и общественной
безопасности ;
- организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению
преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и
расследованию преступлений ;
- обеспечение исполнения уголовных наказаний;
- руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях
выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию
их деятельности;
- совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов
внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их
деятельности и некоторые другие.

Реализуя свои функции, МВД РФ организует в масштабах РФ :

- оперативно – розыскную деятельность в соответствии с Законом об
оперативно – розыскной деятельности;
- экспериментально – криминалистическую деятельность органов внутренних
дел;
- расследование преступлений ( в форме дознания и предварительного
следствия ) по уголовным делам, отнесенным уголовно – процессуальным
законом к компетенции органов внутренних дел;
- обеспечивает исполнение органами внутренних дел уголовно – процессуальных
обязанностей.

МВД осуществляет руководство криминальной милицией,
милицией общественной безопасности, следственными подразделениями,
в ходе которого оказывает помощь подведомственным
органам внутренних дел и выявлении, раскрытии, расследовании
преступлений; проводит в пределах компетенции органов
внутренних дел работу по выявлению, раскрытию и расследованию
тяжких преступлений, носящих межрегиональный характер или же
имеющих особое общественное значение; осуществляют меры
по борьбе с организованной преступностью, коррупцией,
незаконным оборотом оружия и наркотиков ; участвует в осуществлении
мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой охране
государственной границ, обеспечение безопасности
представительств иностранных
государств.
Министерством внутренних дел организуется на территории РФ
розыск лиц, совершивших преступления и скрывшихся от органов
дознания, следствия, и суда, уклоняющихся от отбывания
уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях,
предусмотренных законодательством, идентификация неопознанных трупов,
розыск похищенного имущества. В необходимых случаях МВД
координирует деятельность органов внутренних дел по предупреждению
преступлений и иных правонарушений, охране общественного
порядка.
Структурными подразделениями МВД обеспечивается выполнение
требований паспортно – визовой и разрешительной систем, установление правил
въезда, выезда пребывания и транзитного проезда через территорию РФ
иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, ими осуществляется
охрана объектов собственности по договорам, выдача разрешений ( лицензий )
на занятие частной детективной и охранной деятельностью и контроль
за ней.
МВД РФ руководит отрядами милиции особого назначения
( ОМОН ), специальными моторизированными частями
милиции; организует охрану общественного порядка при проведении массовых
мероприятий республиканского масштаба.
Министерство внутренних дел в необходимых случаев участвует на ряду с
другими компетентными органами в обеспечении ( в
соответствии с законом ) правового режима чрезвычайного или военного
положения в случаях их введения на территории РФ или в ее
отдельных местностях. МВД и его органы на местах
участвуют в проведении корон тинных мероприятий во время эпидемий и
эпизоотий.
На Министерство внутренних дел возложено руководство
Государственной противопожарной службы. МВД РФ обязано осуществлять
оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел,
привлекаемыми для ликвидации последствий крупных аварий . катастроф,
пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных событий ( то есть особых
условиях ); организует на территории РФ работу по выявлению и
устранению причин и условий пожаров, непосредственно организует
тушение крупных пожаров.
Структурными подразделениями МВД осуществляется разработка
правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения. В пределах своей компетенции оно принимает меры
по совершенствованию его организации и предупреждению дорожно –
транспортных происшествий, реализации межправительственных
соглашений, о развитии международного автомобильного сообщения;
организует работу по регистрации и учету автомототранспортных средств,
выдачи удостоверений на право управления автомототранспортом;
руководит Государственной Автомобильной
инспекцией.
МВД проводит работу по обеспечению исполнению уголовных
наказаний и организации содержания, охраны, этапирование, и конвоирования,
осужденных и лиц, заключенных под стражу. Органы внутренних дел
осуществляют деятельность по социальной реабилитации лиц, отбывших
уголовное наказание и утративших социально – полезные связи.
Работе по раскрытию, расследованию и предупреждению
преступлений и правонарушений в значительной степени помогают формируемые и
ведущиеся министерством общереспубликанские, справочно – информационные
фонды и учеты, автоматизированные банки данных ( АБД ), крайне необходимые
для эффективной деятельности органов внутренних дел. На это же направленно
и организованное ведомственная статистика преступлений и административных
правонарушений.
По вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с
преступностью МВД налаживает и осуществляет контакты с правоохранительными
органами зарубежных государств, в том числе со странами ближнего зарубежья.
С этой целью оно сотрудничает в установленном законом порядке с
правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а так
же зарубежными и международными неправительственными организациями по
вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвуют в
подготовке проектов международных договоров и соглашений, организует их
выполнение по вопросам, относящимся к ведению МВД.



Заключение



В своей деятельности органы внутренних дел как РФ. Так и
других республик руководствуются прежде всего основным законом государства
то есть Конституцией РФ, Законом « о милиции », то есть иными актами,
которые четко определяют права, обязанности и полномочия тех или иных
структурных подразделений ОВД, положением о прохождении службы.

Как уже было отмечено, задачи и функции Министерства
внутренних дел в рамках регионов ( субъектов РФ ), а так же городов и
районов выполняют соответствующие структурные службы и подразделения
нижестоящих уровней системы МВД. Их структура строиться с учетом объема и
содержания выполняемой ими работы. Министров внутренних дел республик в
составе РФ назначают в порядке, установленном конституциями этих республик.
Начальников ГУВД, УВД, УВДТ, назначает Министр внутренних дел РФ по
согласованию с главами местных администраций. Начальников городских и
районных органов внутренних дел назначают министры внутренних дел
республик, начальники ГУВД, УВД, по согласованию с главами местных
администраций. Начальников линейных органов внутренних дел на транспорте
назначают начальники УВДТ.



Список использованной литературы


1. Конституция РФ
2. Правоохранительные органы РФ учеб. Для высших юридических учеб.
Заведений и юр. Факультетов .под ред. Божьева В.П. М.: 1997г
3. Правоохранительные органы К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев учеб. Для юр.
Вузов и факультетов изд. 2-е испр. И доп. М.: 1996 год.
4. судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации
под ред. Щвецова В.И. М.: 1997 г.
5. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2001 год.



Содержание.

1. План………………………………………………………………2
2. Введение………………………………………………………….3
3. глава 1 правовые основы ОВД………………………………….4
4. глава 2 основные направления деятельности ОВД……………7
5. заключение……………………………………………………….10
6. список использованной литературы……………………………11
7. содержание……………………………………………………….12



18 июля 2002 год ____________Бобкова Л.
В.

подпись







Новинки рефератов ::

Реферат: Естествознание (Биология)


Реферат: Словообразовательные модели неологизмов в современном английском языке (Иностранные языки)


Реферат: Принципы организации дискуссионных клубов "Дебаты" в средней школе (на примере гимназии № 63 Санкт-Петербурга) (Педагогика)


Реферат: Невербальные средства общения (Психология)


Реферат: Разработка антивирусного монитора (Компьютеры)


Реферат: Ураження сильнодіючими отруйними речовинами (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Организация участка по ремонту колесных пар пассажирских вагонов (Транспорт)


Реферат: Некоммерческие организации в целом и Фонды в частности (Государство и право)


Реферат: Крестьянская реформа (Право)


Реферат: Бизнес-план АОЗТ "Рейнбоу" (Менеджмент)


Реферат: Педагогика (Педагогика)


Реферат: М.М.Сперанский-реформатор (История)


Реферат: Взаимодействие жанров в произведениях И.С.Тургенева (Литература)


Реферат: Социальные группы, классы, статы (Социология)


Реферат: Осаждение сплава олово-свинец (Металлургия)


Реферат: Анализ труда «Смысл любви» В. Соловьёва (Философия)


Реферат: Германия превыше всего (История)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия (Финансы)


Реферат: Астрология и причины ее популярности (Культурология)


Реферат: Учет и аудит основных средств и нематериальных активов на железнодорожном транспорте. (Бухгалтерский учет)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист