GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации (Право)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Институт экономики, управления и права



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
в Российской Федерации»



Автор дипломной работы
Шевченко Владислав
студент группы Ю-4-4
Васильевич

Руководитель дипломной работы старший
преподаватель

Перфилова Александра

Владимировна



г. Ростов-на-Дону
2004

СОДЕРЖАНИЕ



|Введение |2 |
|Глава 1. Валютные операции банков РФ |5 |
| 1.1. История правового регулирования валютных |5 |
|операций в РФ | |
| 1.2. Ведение операций по валютным счетам в банках РФ |22 |
|Глава 2. Банковское обслуживание участников ВЭД |36 |
| 2.1. Формы международных расчетов по экспортно-импортным |36 |
|операциям | |
| 2.2. Векселя и чеки как средства международных расчетов |56 |
| 2.3. Особенности банковского обслуживания участников |61 |
|внешнеэкономической деятельности в обществе с ограниченной | |
|ответственностью коммерческом банке «Южный регион» | |
|Глава 3. Сравнительный анализ нового валютного законодательства |65 |
|со старым | |
| 3.1. Изменение в терминологии |65 |
| 3.2. Ограничения на капитальные операции |68 |
| 3.3. Репатриация и обязательная продажа валютной выручки |70 |
| 3.4. Счета за рубежом |72 |
| 3.5. Открытие счета, ведение операций по счетам |74 |
|Заключение |75 |
|Список используемой литературы |77 |
Введение.


Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так
и внешней экономической политики государства является валютное
регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной
политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать
валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения
валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В
настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России
вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект
хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель
экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам
валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской
инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения
опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами
накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает
толчок для дальнейшего развития этого рынка.
На валютном рынке любой экономический субъект (государство,
хозяйствующий субъект, гражданин) выступает в качестве продавца или
покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы. При совпадении
интересов происходит акт купли-продажи валютных ценностей. Поэтому валютный
рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и
покупателя валютных ценностей.
В связи с этим возникает необходимость валютного регулирования и
валютного контроля внутри государства, что также является немаловажным
фактором для успешного сотрудничества на внешнем валютном рынке.
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку
России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы
государства в отношениях с национальными или центральными банками других
государств, международными банками и другими финансово-кредитными
учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся:
проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы
обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных
актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий
банкам на осуществление валютных операций.
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на
коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и
валютной самоокупаемости.
Коммерческие банки Ростовской области представлены 24 функционирующими
коммерческими банками с 59 филиалами, 73 филиалами иногородних коммерческих
банков, в том числе 44 учреждениями Сбербанка[1]. Кроме того, функционирует
небанковская кредитная организация – расчетная палата Ростовской
межрегиональной валютной биржи. В 1999 году ситуация в банковской сфере
стабилизировалась, были преодолены негативные тенденции предыдущего года,
вызванные кризисными явлениями 1998 года. В 1999 году местным коммерческим
банкам удалось преодолеть отток вкладов населения, сокращение суммы
депозитов, снижение экспортно-импортных операций, ухудшение других
совокупных показателей деятельности местных банков.
Дипломная работа выполнена по материалам общества с ограниченной
ответственностью коммерческого банка «Южный регион» (далее ООО
коммерческий банк «Южный регион») с использованием специальной литературы,
Федеральных Законов РФ, нормативно-правовых актов, распорядительных
документов Центрального банка России и имеет целью дать обобщенное
представление о внешнеэкономической деятельности коммерческих банков в РФ.
Также целью данной работы является анализ нынешнего состояния валютного
рынка в РФ
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка
литературы.



Глава 1. Валютные операции банков РФ.



1.1. История правового регулирование валютных операций в РФ.


Государственная валютная монополия была главным принципом валютной
политики СССР. Это означает, что государство является единственным законным
владельцем иностранной валюты, которая концентрируется в одних руках и
распределяется из центра с помощью валютного плана, имеет исключительное
право на совершение операций с валютными ценностями, на управление
принадлежащими ему золотовалютными резервами. Абсолютно все должны были
держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР
(Внешэкономбанке СССР). Все важнейшие решения принимались Советом Министров
СССР, а отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу
действий в данной области даже по техническим и самым незначительным
вопросам. Валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли)
была одной из наиболее популярных догм, так как с ее помощью якобы
укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от
неблагоприятных воздействий извне, обеспечивалось рациональное
распределение иностранной валюты, планирование и регулирование состояния
платежного баланса.
Валютная политика СССР, основанная на государственной валютной
монополии, сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и
привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным
планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок,
управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко
ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких
операций вообще не могло быть).
За время своего существования, валютная политика СССР претерпела ряд
изменений и имела следующую периодизацию:
-1917 - 1921 гг. - период валютного администрирования ("валютный военный
коммунизм");
-1922 - 1926 гг. - период валютного регулирования;
-1927 - 1985 гг. - административная валютная политика государства ("новый
валютный военный коммунизм");
-1986 - 1991 гг. - демонтаж государственной валютной монополии и
формирование новой политики;
Период с 1917 по 1922 гг. был характерен реквизициями и конфискациями
валютных ценностей, а также монополией Госбанка на проведение валютных
операций.
Но начало НЭПа характеризуется изменениями в валютной политике
государства. В 1922 г. произошла отмена сдачи валютных ценностей
государству, было разрешено свободное распоряжение валютой и драгоценными
металлами, а также открытие валютных счетов.
Валютное регулирование в стране сводилось к распределению валютных
ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также
установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков.
Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала
практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний.
Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных
курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.
Только в 1986 г. начинается демонтаж государственной валютной
монополии. С принятием ряда постановлений[2] правительство
продемонстрировало готовность ликвидировать государственную валютную
монополию.
Предприятиям была предоставлена возможность оставлять себе часть
валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг. Была создана система
валютных фондов, подразумевающая отчисления от формально принадлежащей
государству валютной выручки в виде фиксированного процента (40-50% для
предприятий машиностроительного комплекса, 70% для аграрно-промышленного
комплекса и более низкие для сырьевых отраслей). Одновременно отраслевые
министерства, Советы Министров республик могут централизовать до 10%
валютных отчислений подчиненных им предприятий. С 1989 г. валюту можно было
зачислить на счета и использовать по поручению экспортной выручки, причем
до 25% ее объема - для закупок потребительских товаров, медикаментов для
нужд коллектива.
Но основные изменения в валютной политике произошли после распада СССР
и были приняты уже в другом государстве - Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений реформирования экономики страны,
вставшей на путь экономических реформ, стало развитие внешнеэкономических
связей и, прежде всего - либерализация внешней торговли[3]. Указ от 15
ноября 1991 г. разрешил всем зарегистрированным на территории РСФСР
предприятиям и организациям независимо от форм собственности осуществление
внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности.
Коренные преобразования в валютной политике страны были произведены с
принятием Закона РФ " О валютном регулировании и валютном контроле" от 9
октября 1992 г. №3615-1. Он определил принципы осуществления валютных
операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного
регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и
физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными
ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Закон состоит из трех разделов:
1. Общее положение.
2. Валютное регулирование.
3. Валютный контроль.
В первом разделе закона определены основные понятия, такие как:
валюта Российской Федерации и ценные бумаги в валюте РФ;
иностранная валюта;
валютные ценности;
резиденты и нерезиденты;
текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением
капитала;
уполномоченные банки.
Вторая глава освещает такие вопросы как:
защита валюты РФ;
право собственности на валютные ценности;
внутренний валютный рынок РФ;
счета резидентов в иностранной валюте;
валютные операции резидентов в РФ;
счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской федерации;
валютные операции нерезидентов в РФ;
Центральный банк России как орган валютного регулирования.
В раздел "Валютный контроль" входят следующие статьи:
цель и направления валютного контроля;
органы и агенты валютного контроля;
полномочия органов и агентов валютного контроля;
права и обязанности резидентов и нерезидентов;
ответственность за нарушение валютного законодательства;
права и обязанности должностных лиц органов и агентов валютного контроля.
Согласно закону, к валюте РФ относятся:
находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но
подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального
Банка России и монеты;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;
средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за
пределами РФ.
Иностранная же валюта определена как:
денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в
обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем
иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или
изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и
международных денежных или расчетных единицах.
Под понятием "валютные ценности" в соответствии с Законом "О валютном
регулировании и валютном контроле" понимается:
иностранная валюта;
ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя,
аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие,
долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме лома и ювелирных изделий).
Согласно Закону к валютным операциям относятся:
операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные
ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве
средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной
валюте;
ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
осуществление международных денежных переводов.
Действующим законодательством в области валютного регулирования
валютные операции подразделяются по своему содержанию на текущие валютные
операции и операции, связанные с движением капитала.
К текущим валютным операциям относятся:
переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без
отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для
осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных
операций на срок не более 90 дней;
получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам,
инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм
заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других аналогичных
операций.
Основанием для проведения той или иной текущей валютной операции
является соответствующий первичный учетный документ. Наиболее распространен
контракт предприятия-резидента с иностранной фирмой.
Валютные операции, связанные с движением капитала, включают в себя:
прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью
извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;
портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное
имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны
его местонахождение к недвижимому имуществу, а также иных прав на
недвижимость;
предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по
экспорту и по импорту товаров, работ, услуг;
все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Указанные валютные операции осуществляются в порядке, устанавливаемом
Центральным банком России. Валютные операции могут совершаться как
гражданами России, так и гражданами иностранных государств. В соответствии
с этим производится деление граждан на резидентов и нерезидентов.
Резидентами являются:
физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской
Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с
местонахождением в РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;
дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за
пределами РФ;
находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.
К нерезидентам относятся:
физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том
числе временно находящиеся в РФ;
юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных
государств, с местонахождением за пределами РФ;
предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в
соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением
за пределами РФ;
находящиеся в РФ иностранные дипломатические представительства и
международные организации;
находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов.
Законодательство РФ дает четкое разграничение валютных операций
резидентов и нерезидентов.
Валютные операции резидентов РФ включают в себя:
текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без
ограничений;
валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются
резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным Банком России;
право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в
Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
право продавать иностранную валюту за валюту РФ на внутреннем валютном
рынке РФ в порядке, предусмотренном Законом РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле";
физические лица-резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из
РФ ранее переведенные, ввезенные или пересланные в РФ валютные ценности при
соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином
документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в РФ.
Валютные операции нерезидентов в РФ включают в себя:
наличие права без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные
ценности в РФ при соблюдении таможенных правил;
право продавать и покупать иностранную валюту за валюту РФ в порядке,
установленном Центральным Банком России;
право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ валютные
ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были
ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ или приобретены в РФ на
основаниях, указанных в предыдущем подпункте, и в иных случаях в
соответствии с законодательством РФ.
Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е.
банками, имеющими лицензии Центрального банка России на проведение данных
операций.
Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия лицензии
или разрешения Центрального Банка России. Однако бывают исключения.
Резиденты должны обратиться в Центральный Банк России за получением
разрешения на совершение валютной операции в следующих случаях:
если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;
если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты
их оплаты. То же самое относится к платежам по консигнационным соглашениям,
по бартерным, товарообменным и компенсационным сделкам, по реэкспортным
сделкам;
если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от
нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. Все
валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия лицензий
Центрального Банка России.
Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже иностранной
валюты за рубли между резидентами и нерезидентами, совершенные минуя
уполномоченные банки, являются недействительными.
Основополагающая роль в Законе РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" отведена Центральному Банку России.
Центральный Банк России наделен следующими функциями:
определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг
в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и
нерезидентами;
проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой и
ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения
нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ
иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих
резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в
иностранной валюте в банках за пределами РФ;
устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным
учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики
валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и
сроки их предоставления;
готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым
международным стандартам;
выполняет другие функции, предусмотренные законом.
Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на
счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты
в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа
в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты
требований на нерезидента или обязательств последнего, а также каким либо
способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.
Вместе с тем законодательство предусматривает возможность
использования валютной выручки, поступившей в собственность или
распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных
комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической
операцией, по которой получена эта выручка.
Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет
уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные
средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк
плательщика. Эти данные просто обязательны, т.к. необходимы для
осуществления валютного контроля.
Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей
может быть сделано только с разрешения Центрального Банка России. При этом
Центральный Банк России учитывает специфику проведения конкретных валютных
операций, для осуществления которых и предполагает открыть соответствующий
счет за границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого
счета в уполномоченных банках РФ.
В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за
границей, его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам средств
на счете, а также информацию о процентах, полученных и переведенных в РФ во
время отчетного периода. Сумма средств на счетах за границей не должна
превышать рабочие остатки, необходимые для осуществления операций, с целью
проведения которых был открыт счет. Излишние суммы должны быть переведены в
РФ.
Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда
валютная выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит
обязательному переводу в РФ. К таким случаям относятся:
валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими объектов на
территории иностранных государств и представлявшие собой оплату заказчиками
(нерезидентами) местных расходов резидентов (на период строительства);
валютные поступления резидентов от их участия в фондовых операциях за
границей, которые используются для дальнейшего проведения этих операций и
покрытия операционных расходов (на период проведения этих операций);
валютные поступления резидентов от проведения выставок, спортивных,
культурных и иных мероприятий за границей, используемые для покрытия
расходов по их проведению (на период проведения этих мероприятий).
После завершения строительства, проведения фондовых операций,
выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в
иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих
операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам должен быть
реализован на валютном рынке.
На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в
национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых
требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых
платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения
Центрального Банка России, который определяет порядок и сферу их обращения.
Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и
платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в
следующих случаях:
в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями в случаях, когда услуги этих организаций по доставке,
страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются
иностранными покупателями;
при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими
организациями за их услуги;
при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;
за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для
российских предприятий;
при оплате комиссионного вознаграждения организациям, осуществляющим
посреднические операции с иностранными партнерами по заказам поставщиков
экспортной и покупателей импортной продукции;
при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на экспорт из
валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;
при оплате расходов банковских учреждений и посреднических
внешнеэкономических организаций;
при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и банковского
кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении
операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном
рынке.
С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории РФ товаров
(работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена. При этом расчеты
между предприятиями и гражданами за покупаемые, последними, на территории
РФ товары (работы, услуги) могут осуществляться в рублях и иностранной
валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату
кредитными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам
внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить
и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации
государственных займов, акций российских предприятий и организаций в
рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и
пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев,
предусмотренных действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за
границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты
устанавливаются Центральный Банк России.
Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за
границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими
и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля. Объёмы
переводов через уполномоченные банки в 2003 году отражены в Таблице 1.
Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в
собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в
РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с
действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в
уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные
законодательством РФ.
Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и
нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и
благотворительные цели;
дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных
иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов.
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установил не
только основные понятия валютного законодательства, обозначил объекты и
субъекты валютного контроля, но и определил полномочия различных
государственных органов в области валютного регулирования и валютного
контроля.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их
агентами. Органами валютного контроля по Закону являются:
1. Центральный банк России;
2. Правительство РФ;
3. Государственный таможенный комитет.
Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с
законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля.
Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного
контроля. Так, например, коммерческий банк "Южный регион" является агентом
валютного контроля и подотчетен Центральному Банку России по Ростовской
области, а региональные таможни, также являясь агентами, подотчетны
Государственному таможенному комитету.
В октябре 1992 г. Законом РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле" на Центральный Банк России была возложена функция основного
органа валютного регулирования в стране.
Центральный Банк России устанавливает единые формы первичной учетной
документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе
уполномоченными банками.
Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного
законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет
непосредственно Правительством и Центральным Банком России, а также через
агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.
Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе
проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного
контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать
документы, содержание которых противоречит действующему валютному
законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по
счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право
ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и
информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля,
помимо Центрального Банка России, осуществлялись ГТК, Министерством
финансов, Госналогслужбой, Госкомимуществом, Департаментом налоговой
полиции, МИД (в части координации с заграницей по пресечению отмывания
преступных денег), судебными, правоохранительными органами и Министерством
по сотрудничеству со странами участниками СНГ. Координирующим органом
деятельности указанных ведомств и министерств, в данной сфере
внешнеэкономической деятельности, является Федеральная служба России по
валютному и экспортному контролю (ВЭК России), образованная в соответствии
с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. № 1444. Агенты валютного
контроля в пределах своей компетенции осуществляют контроль за
соответствием проводимых валютных операций законодательству, условиям
лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По представлению
агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют право налагать
установленные законодательством взыскания.

1.2.Ведение операций по валютным счетам в банках РФ.



Важной сферой внешнеэкономической деятельности являются кредитно-
расчетные отношения, связанные с движением капитала из одной страны в
другую, денежными расчетами за товары и услуги, а также с нетоварными
операциями. До недавнего времени все эти операции осуществлял
Внешэкономбанк СССР, который поддерживал в этих целях широкие
корреспондентские отношения с иностранными банками. На 1 января 1987 г. во
всех частях света насчитывалось 1889 таких банков-корреспондентов. В
результате ликвидации СССР и реорганизации кредитной системы кредитно-
расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности юридических и
физических лиц на территории РФ стали осуществлять коммерческие банки в том
числе и коммерческий банк "Южный регион". Передача этих операций от банка-
монополиста (Внешэкономбанк СССР) коммерческим банкам позволила улучшить
кредитно-расчетное обслуживание внешнеэкономической деятельности
предприятий и обеспечить клиенту полный комплекс услуг в одном банке.
Однако операции с иностранной валютой могут осуществлять не все
коммерческие банки, а только те, которые получили лицензию на проведение
валютных операций от Центрального банка России.
Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции:
генеральная, расширенная, внутренняя.
Генеральная лицензия, какой и обладает коммерческий банк «Южный
регион», разрешает проведение валютных операций, как на территории РФ, так
и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии банки могут вести
расчеты на территории РФ и устанавливать корреспондентские отношения с
неограниченным количеством иностранных банков. Генеральная лицензия дает
право на совершение коммерческим банком всех банковских операций в
иностранной валюте, позволяет выполнять все сделки на международных
валютных биржах, арбитражные сделки и другие валютные операции, заключать
любые корреспондентские отношения.
Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на
территории РФ без ограничений, а за границей - устанавливать
корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.
Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах
РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения
ЦБ РФ со следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур);
Эйробанком (Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-
Хандельсбанком (Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными
банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному
банку России и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий
расширенной лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с
указанными банками, то они не входят в квоту шести банков-корреспондентов.
Наличие внутренней лицензии позволяет банку осуществлять только валютные
операции с клиентами, а корреспондентские отношения устанавливать через
уполномоченные банки. Однако в порядке исключения при наличии обоснованных
причин Центральный Банк России может разрешить банку, имеющему внутреннюю
лицензию, открыть счет в иностранном банке.
Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной
валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих
клиентов.
При выдаче лицензий Центральный банк России учитывает уровень
квалификации кадров банка, его технические возможности по обслуживанию
внешнеэкономической деятельности клиентов.
Для осуществления внешнеэкономических расчетов в уполномоченном банке
как резидентам, так и нерезидентам (с разрешения Центрального банка России)
открываются счета в иностранной валюте. Юридическим лицам-нерезидентам
открывается счет в рублях.
Для открытия валютного счета клиент должен представить в коммерческий
банк пакет документов.
При открытии валютного счета коммерческие банки учитывают:
наличие у клиента квалифицированного финансового аппарата, подготовленного
для осуществления валютных операций;
законность источников поступления валютных ценностей;
перспективы внешнеэкономической деятельности с точки зрения валютных
поступлений. При открытии валютного счета банк может потребовать от клиента
акт последней ревизии (аудиторскую справку) или бухгалтерский отчет на
последнюю отчетную дату. Банк может ознакомиться с контрактами,
соглашениями, подтверждающими получение клиентами валютных средств в
ближайшие сроки.
В связи с обязательной продажей части валюты российскими юридическими и
физическими лицами в валютный резерв Центрального Банка России и
непосредственно на внутреннем валютном рынке каждому клиенту открываются в
уполномоченном банке два параллельно существующих счета:
транзитный валютный счет;
текущий валютный счет.
На транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме поступления в
иностранной валюте.
На текущем валютном счете учитываются средства, оставшиеся в
распоряжении предприятия после обязательной продажи экспортной выручки.
Текущему валютному счету в банке присваивается номер. Валюта счета
определяется по желанию клиента. Наименование валюты в банке кодируется в
соответствии с существовавшим ранее классификатором валют.
В аналитическом учете коммерческого банка по каждому предприятию,
имеющему текущий валютный счет, ведется лицевой счет. Учет по счетам
ведется в двойном исчислении: в иностранной валюте и в рублях. Пересчет
иностранной валюты в рубли осуществляется по курсу Центрального банка
России. По мере изменения курсов иностранной валюты в рублях производится
переоценка остатков валюты на счетах в банке (в рублевом исчислении). Сумма
курсовых разниц относится на результаты деятельности клиентов. Извещение о
списании и зачислении средств на счет клиента производится посредством
дебетовых и кредитовых авизо.
Поступающие средства, как правило, первоначально зачисляются на
транзитный валютный счет клиента. Прямое зачисление средств на текущий
валютный счет производится лишь тогда, когда из текста платежного документа
следует, что обязательная продажа валюты уже осуществлена или валютные
поступления освобождены по закону от такой продажи.
В распоряжении банка об открытии валютного счета специально
оговаривается режим счета, т. е. права владельца счета как по зачислению,
так и списанию средств с этого счета. За хранение валюты на текущем
валютном счете банк может начислять проценты. Проценты по остаткам на
транзитных валютных счетах уполномоченными банками не начисляются.
На валютные счета предприятий зачисляются:
экспортная выручка, переведенная из-за границы за товары, выполненные
работы или услуги;
валюта, приобретенная на внутреннем рынке в соответствии с действующим
законодательством;
дивиденды, доходы в иностранной валюте;
валютные вклады участников совместного предприятия (СП) в уставный капитал.
Величина этих поступлений в каждом конкретном случае определена
учредительными документами.
Экспортная выручка может быть получена владельцем счета либо
непосредственно от покупателя товара, либо от внешнеторговой организации,
оказывающей посреднические услуги. Как уже указывалось, на текущий валютный
счет клиента поступает не вся экспортная выручка, а за минусом суммы
обязательной продажи валюты Центральному банку России и на российском
валютном рынке.
Средства, числящиеся на текущем валютном счете, могут быть по
распоряжению клиента:
направлены на оплату импортируемых товаров, оказанных услуг, или
выполненных работ;
использованы на погашение задолженности по ссудам, полученным в иностранной
валюте;
на оплату банковских комиссий и почтово-телеграфные расходы;
на выплату командировочных;
использованы для продажи на внутреннем рынке в соответствии с действующим
законодательством.
СП могут перечислять средства, числящиеся на текущем валютном счете,
за границу в виде дивидендов иностранным учреждениям, в виде сумм, изъятых
иностранными учредителями из уставного фонда предприятия. Порядок таких
изъятий специально оговаривается в учредительных документах.
Платежи с текущего валютного счета осуществляются в пределах средств,
имеющихся на счете.
В соответствии с действующей инструкцией ЦБ РФ № 7 от 29 июня 1992 г.
«О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями
части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на
внутреннем валютном рынке Российской Федерации» все предприятия независимо
от форм собственности обязаны продавать 25% валютной выручки от экспорта
товаров (работ и услуг).
Овердрафтный кредит — это выдача банком средств сверх остатка на
текущем счете клиента.
Обязательная продажа производится от всей суммы поступлений в
иностранной валюте на транзитный валютный счет предприятия, объединения,
организации. Иностранная валюта может поступать как от юридических, так и
физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.
От обязательной продажи освобождаются поступления иностранной валюты от
нерезидентов в качестве:
- взносов в уставный капитал, доходов, дивидендов, полученных от участия в
капитале;
- поступлений от продажи ценных бумаг, а также доходов (дивидендов) по
ценным бумагам;
- поступлений в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также
сумм, поступающих в погашение предоставленных кредитов (депозитов,
вкладов), включая начисленные проценты;
- поступлений в виде пожертвований на благотворительные цели;
- выручки от реализации гражданам в безналичном порядке товаров и услуг
уполномоченными предприятиями.
Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в
иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после
обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных
счетах предприятий), а также средства в иностранной валюте, купленные на
внутреннем валютном рынке РФ.
Продажа части экспортной выручки в иностранной валюте в валютный
резерв Центрального Банка России производится по курсу рубля, котируемому
Центральным Банком России на основе спроса и предложения на валютном рынке.
Коммерческий банк «Южный регион» производит обязательную продажу
валюты по поручению предприятия с транзитного валютного счета.
Если экспорт товаров, работ и услуг осуществляется через
посреднические внешнеэкономические организации, эта валютная выручка
перечисляется с транзитного валютного счета на транзитный валютный счет
предприятия за вычетом комиссионного вознаграждения в пользу посредника —
внешнеэкономической организации. Комиссионное вознаграждение является для
внешнеэкономической организации «экспортной выручкой», зачисляется на
транзитный валютный счет и подлежит обязательной продаже на общих
основаниях.
Возможно и другое. Посредническая организация по поручению предприятия
может произвести со своего транзитного валютного счета оплату расходов,
связанных с экспортом товаров (расходы по транспортировке, страхованию,
экспедированию грузов), может осуществить обязательную продажу части
экспортной выручки и только после этого направить оставшуюся часть валютной
выручки на текущий валютный счет предприятия.
Комиссионные вознаграждения по операциям уполномоченных банков,
связанным с продажей валюты в валютный резерв Центрального Банка России, не
взимаются.
Порядок обязательной продажи предприятиями части экспортной выручки
сводится к следующему:
при зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия
уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом
предприятие. Существует типовой образец такого извещения;
вместе с извещением клиенту уполномоченного банка направляется выписка по
транзитному валютному счету; по получении указанного извещения предприятие
дает поручение уполномоченному банку на обязательную продажу валюты и
одновременное перечисление оставшейся части валютной выручки на свой
текущий валютный счет;
При заполнении предприятием заявки на продажу валюты на внутреннем
валютном рынке соотношение объема обязательной продажи на валютном рынке
(межбанковской валютной бирже) и в валютный резерв Центральный банк России
определяется по соглашению между уполномоченным банком и предприятием, если
продажа в валютный резерв Центрального Банка России предварительно
согласована с Центральным Банком России.
Средства с указанного лицевого счета должны быть проданы в течение 7
рабочих дней от даты зачисления на него иностранной валюты (включая день
зачисления).
В случаях, когда остаток средств в иностранной валюте на указанном
лицевом счете не достигает минимальной суммы разовой сделки,
предусмотренной правилами проведения торгов на соответствующей
межбанковской валютной бирже, уполномоченный банк покупает этот остаток от
своего имени и за свой счет в пределах лимита открытой валютной позиции,
установленного для данного уполномоченного банка.
Одновременно с депонированием иностранной валюты, подлежащей
обязательной продаже, на своем лицевом счете «Средства в иностранной валюте
для обязательной продажи на валютном рынке» балансового счета предприятия
уполномоченный банк списывает с транзитного счета предприятия оставшуюся
часть валюты и зачисляет на его текущий валютный счет.
Продажа средств в иностранной валюте с текущего валютного счета
предприятия осуществляется уполномоченным банком на основании договора
(контракта), заключенного с предприятием, или выставления предприятием
поручения (заявки на продажу) по согласованному с уполномоченным банком
курсу рубля без депонирования на лицевой счет «Средства в иностранной
валюте для обязательной продажи на валютном рынке».
При непредставлении предприятием поручения по истечении 14 рабочих
дней от даты зачисления поступлений в иностранной валюте на транзитный
валютный счет предприятия уполномоченный банк как агент валютного контроля
на следующий рабочий день депонирует 25% всей валютной выручки, зачисленной
на транзитный валютный счет предприятия, на свой отдельный лицевой счет
«Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на валютном рынке»,
и продает указанные средства с этого лицевого счета на торгах межбанковской
валютной биржи в течение 7 рабочих дней (включая день зачисления
иностранной валюты на вышеназванный лицевой счет) по курсу, установленному
в результате торгов.
Комиссионное вознаграждение по операциям уполномоченных банков,
связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки
непосредственно на внутреннем валютном рынке, не должно превышать 1,3%
суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате
комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам.
Комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж по операциям
купли-продажи иностранной валюты для коммерческого банка «Южный регион» по
купле-продаже долларов США - 0,4%, для Евро – 0,5% .
Операции с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации осуществляются через уполномоченные банки. Уполномоченные банки
имеют право покупать и продавать иностранную валюту:
- от своего имени по поручению предприятия и коммерческих банков;
- от своего имени и за свой счет. Совершать такие операции по поручению
нерезидентов уполномоченные банки могут только с разрешения Центрального
банка России.
Если продажу и покупку иностранной валюты уполномоченный банк
осуществляет от своего имени и за свой счет (за рубли), то он должен
соблюдать лимит открытой валютной позиции (позиции валютного риска),
устанавливаемой Центральным банком России, на конец каждого рабочего дня
уполномоченного банка. Размер открытой валютной позиции определяется по
формуле:
Для отдельной валюты
Капитал банка х 10
________________________
курс валюты (ЦБ)х100

суммарная величина открытых позиций
капитал х 20
_________________
курсы валют (ЦБ)х100

Открытая валютная позиция просчитывается каждый день и сведения подаются в
Центральный Банк России еженедельно.
В соответствии с инструкцией Центрального Банка России РФ от 27 мая
1993 г. для уполномоченного банка с собственным капиталом менее 1 млрд.
руб. лимит открытой позиции не должен превышать 100 тыс. дол. США. Для
уполномоченных банков с собственным капиталом от 1 до 5 млрд. руб. — 500
тыс. дол. США и т. д.
При превышении установленного лимита открытой позиции уполномоченный
банк к концу рабочего дня обязан принять меры по устранению допущенного
нарушения, т. е. реализовать купленную за свой счет иностранную валюту в
объеме превышения установленного лимита. При грубых нарушениях ЦБ РФ
применяет к уполномоченному банку различные меры воздействия вплоть до
отзыва лицензии на право осуществления операций с иностранной валютой.
Таким образом, установление открытой валютной позиции и постоянный контроль
за ее соблюдением способствуют ускорению оборачиваемости иностранной валюты
на внутреннем рынке, удовлетворению спроса на иностранную валюту и
повышению курса рубля.
Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке для осуществления валютных операций с
физическими лицами (неторговых валютных операций).
Иностранная валюта переводится в доллары США по курсу, определенному
через кросс-курс соответствующих иностранных валют к рублю по официальному
бюллетеню на соответствующую дату.
Резиденты РФ имеют право покупать иностранную валюту за рубли через
уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для осуществления текущих
валютных операций и для погашения кредита, полученного в иностранной
валюте. Купленная ими иностранная валюта зачисляется в полном объеме на их
текущие валютные счета в уполномоченных банках.
Иностранную валюту могут покупать на внутреннем рынке через
уполномоченные банки и местные органы власти Российской Федерации. Органы
власти покупают иностранную валюту за счет средств соответствующих
бюджетов.
По поручению предприятий уполномоченные банки могут осуществлять
валютные операции, связанные с движением капитала. Однако для этого
предприятие должно получить у ЦБ РФ разрешение (лицензию) на проведение
этой операции.

1.3. Бухгалтерский учет валютных операций в ООО коммерческом банке «Южный
регион».


В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О
бухгалтерском учете" и на основании Правил бухгалтерского учета,
установленных Банком России, коммерческий банк «Южный регион» разрабатывает
правила документооборота и технологию обработки учетной информации.
Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходных форм
производится с использование ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на
ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременное отражение сумм по
дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех
взаимосвязанный регистрах. Под регистрами понимаются документы, в которых
систематизируются, и накапливается информация, содержащаяся в принятых к
учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и
в бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерские операции выполняют работники, выделенные для этого,
независимо от того, в каком структурном подразделении коммерческого банка
эти работники состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом,
оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, отражением
банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников,
обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского
аппарата.
Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета
подчиняются главному бухгалтеру коммерческого банка. Конкретные обязанности
бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов
определяет главный бухгалтер коммерческого банка или по его поручению
начальником отдела. Главный бухгалтер предоставляет учетную политику банка
на рассмотрение и утверждение правлению коммерческого банка.
Методика учета операций с иностранной валютой занимает центральное
место в приложении к учетной политике (коммерческого банка «Южный регион»)
в отношении учета валютных операций банка (Таблица 2) . В основу положено
Положение Банка России от 10 июня 1996 года № 290.



Глава 2. Банковское обслуживание участников ВЭД.



2.1. Формы международных расчетов по экспортно-импортным операциям.



Как свидетельствует практика, структура платежного оборота в
международных расчетах определяется многими факторами. Одним из них
является платежеспособность участников денежных расчетов. Поэтому валютные
затруднения, которые испытывают суверенные государства СНГ, могут повлиять
на повышение удельного веса таких форм международных расчетов, которые
гарантируют поставщику своевременное получение денег за товары, услуги,
выполненные работы.
Форма расчетов между экспортерами и импортерами определяется при
заключении контракта. Порядок оформления документов и организация
документооборота между уполномоченными и иностранными банками предусмотрены
Унифицированными правилами по инкассо и правилами и обычаями для
документарного аккредитива, принятыми в мировой практике.


Документарный аккредитив

Документарный аккредитив является по сути своей обещанием банка
выплатить бенефициару за счет своего заказчика определенную сумму в
согласованной валюте, если бенефициар представит в установленный срок
документы, предусмотренные в аккредитиве.
Следовательно, банк действует как посредник между покупателем и
продавцом. Через него после ряда операций осуществляется платеж: против
представления соответствующих аккредитивных документов бенефициар получает
от банка сумму, предусмотренную в аккредитиве, а именно, в зависимости от
договоренности – в форме платежа, акцептованного векселя или обязательства
произвести платеж. Благодаря документарному аккредитиву бенефициар не
зависит больше от платежеспособности покупателя и его готовности платить, и
он сразу же после отгрузки товара может получить ликвидные средства.
Как инструмент обеспечения платежа документарный аккредитив особенно
важен для смягчения столкновений интересов покупателя и продавца:
продавец желает быть уверенным, что причитающаяся ему сумма за поставку
товара оплачивается в правильной валюте;
покупатель не хочет платить за заказанный товар прежде, чем товар,
действительно, не будет находиться на пути к нему.
Документарный аккредитив сегодня является, пожалуй, самым
разносторонним и самым действенным инструментом обеспечения платежей. В
деловых связях с государством, которые контролируют внешнюю торговлю,
применение аккредитива во многом является предварительным условием для
осуществления импортных и экспортных операций.
Наряду с функцией обеспечения платежей аккредитив может также
выполнять кредитную функцию. Обязательства банка покупателя произвести
платеж облегчает продавцу получение от своего банка кредита, например на
производства товара. При определенных обстоятельствах аккредитив может
служить банку импортера также в качестве основы для кредита. То есть тогда,
когда банк при осуществлении аккредитивной операции может ожидать, что
будет располагать документами, которые олицетворяют собственность на товар,
ибо товаросопроводительные документы удостоверяют требование на выдачу
отправленного груза. Путем передачи документов передается также право на
владение товаром.
| | |
|Подача предложения |Соглашение об аккредитве |
|Экспортер дает потенциальному |Экспортер в ходе переговоров с |
|покупателю свое предложение |покупателем по контракту |
| |оговаривает условия аккредитива |
|Выдача заказа |Открытие аккредитива |
|Импортер дает экспортеру заказ |Импортер дает своему банку |
|на поставку товара, |поручение об открытии |
|соответственно подписывает |аккредитива |
|договор о купле-продаже | |
|Поставка |Использование аккредитива |
|Экспортер поставляет заказанный|Экспортер предоставляет банку |
|товар |документы на оплату |

Уже в момент выдвижения предложения или заключения договора о купле-
продаже продавец должен четко представлять, какие риски и требования ему
необходимо учитывать, а именно в отношении:
- надежности и кредитоспособности покупателя;
- политических, экономических и юридических условий в стране покупателя;
- собственной ликвидности.
Если речь идет о документарном инкассо, то в зависимости от
потребности в степени надежности он выбирает одну из трех форм аккредитива:
- отзывный аккредитив;
- безотзывный, неподтвержденный аккредитив;
- безотзывный, подтвержденный аккредитив.
Для беспрепятственного осуществления аккредитивной операции продавец,
помимо прочего, должен иметь точные представления, как должен быть
составлен аккредитив касательно:
- вида или конструкции аккредитива;
- срок действия;
- пути и средства транспортировки;
- страховой защиты;
- базиса цен (фоб, кфр, сиф и др) и проч.
Эти факторы влияют на калькуляцию цены экспортера также, как и
издержки по всем возможным банковским гарантиям, выставляемым в пользу
покупателя.
Переговоры по условиям аккредитива предоставляют продавцу прекрасную
возможность повлиять на содержание аккредитива. Ибо как покупатель при
наличии аккредитивной оговорки обязан открыть аккредитив в пользу продавца,
так и продавец обязан действительно соблюсти предусмотренную форму
осуществления платежа через аккредитив.
Различные формы аккредитива отличаются договоренностью об объеме
обеспечения и моменте принятия на себя риска.


Отзывный аккредитив

Может быть, в любое время изменен или аннулирован банком-эмитентом, в
большинстве случаев по указанию приказодателя аккредитива без
предварительного уведомления бенефициара. Таким образом, такой аккредитив
не образует никакого правового платежного обязательства банка. Только
тогда, когда банк- эмитент или его банк-корреспондент произвел платеж по
документам, отзыв аккредитива остается без юридической силы.
Следовательно, отзывной аккредитив, как правило, не предоставляет
бенефициару достаточного обеспечения. Он никогда не подтверждается банком-
корреспондентом и может применяться лишь в деловых отношениях между
партнерами, которые известны друг другу как заслуживающие взаимного
доверия. Сегодня отзывной аккредитив используется довольно редко.
Поэтому следует обращать внимание на то, чтобы в поручении на открытие
была четко указана форма аккредитива, поскольку если отсутствует
соответствующее обозначение, такой аккредитив всегда считается безотзывным.

Безотзывный аккредитив
Дает бенефициару высокую степень уверенности, что его поставки или
услуги будут оплачены, как только он выполнит условия аккредитива.
Безотзывный аккредитив составляет твердое обязательство платежа банк-
эмитента.
Для изменения или аннулирования условии аккредитива при безотзывном
аккредитиве требуется согласие как бенефициара, так и ответственных банков.
Если продавец желает изменить или аннулировать отдельные условия
аккредитива, то он должен потребовать от покупателя выдачи соответствующего
поручения банку-эмитенту.
Об открытии безотзывного аккредитива бенефициару сообщается почти без
исключения через банк-корреспондент. Последнему банк-эмитент, исполняющий
аккредитив, может лишь поручит авизировать аккредитив бенефициару либо
подтвердить его.

Безотзывный, неподтвержденный аккредитив
При безотзывном, неподтвержденном аккредитиве банк-корреспондент лишь
авизует бенефициару открытие аккредитива. В этом случае он не принимает
никакого собственного обязательства платежа и таким образом не обязан его
производить по документам, представленным бенефициаром.
Пос

Новинки рефератов ::

Реферат: Автоматизированная система управления комбината Белшина (Программирование)


Реферат: Налогообложение прибыли (Бухгалтерский учет)


Реферат: Холмогорская резьба по кости (Искусство и культура)


Реферат: Важнейшие природы соединения алюминия (Металлургия)


Реферат: Образование древнерусского государства (История)


Реферат: Шпаргалки по уголовному праву (общая часть) (Уголовное право и процесс)


Реферат: Олимпийские Игры (Спорт)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Керівництво та лідерство (Менеджмент)


Реферат: Карл Фрідріх Гаусс (Математика)


Реферат: Солнце (Астрономия)


Реферат: Нобелевские премии по медицине и физиологии (Биология)


Реферат: Налоговый контроль в Республике Беларусь и пути его совершенствования (Право)


Реферат: Ароматичні вуглеводні (Химия)


Реферат: Принцип разделения властей (Государство и право)


Реферат: Использование социальной психологии в PR деятельности (Социология)


Реферат: Золотое сечение (Искусство и культура)


Реферат: Конституционное право (Право)


Реферат: Работа с Word, текстовые процессоры (Компьютеры)


Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист