GeoSELECT.ru



Предпринимательство / Реферат: Объекты интеллектуальной собственности (Предпринимательство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Объекты интеллектуальной собственности (Предпринимательство)


Содержание

| |стр. |
|Введение | |
|Глава 1. Понятие и виды объектов интеллектуальной собственности | |
|(1. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права | |
|(2. Виды объектов интеллектуальной собственности по российскому | |
|законодательству | |
|(3. Понятие и виды интеллектуальной собственности в зарубежном | |
|законодательстве | |
|Глава 2. Специфика регулирования отдельных видов объектов | |
|интеллектуальной собственности | |
|(1. Особенности правового регулирования авторского права | |
|1. Объекты авторского права | |
|2. Произведения не охраняемые авторским правом | |
|3. Виды объектов авторского права | |
|4. Субъекты авторского права | |
|5. Права авторов произведений науки, литературы и искусства | |
|6. Охрана прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций | |
|эфирного и кабельного вещания (смежные права) | |
|(2. Особенности правового регулирования патентного права | |
|1. Объекты патентного права | |
|2. Субъекты патентного права | |
|3. Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных | |
|образцов | |
|(3. Особенности правового регулирования в отношении средств | |
|индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими | |
|продукции (работ, услуг) | |
|1. Правовая охрана фирменных наименований | |
|2. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и | |
|наименований мест происхождения товаров | |
|(4. Особенности правового регулирования охраны нетрадиционных | |
|объектов интеллектуальной собственности | |
|1. Правовая охрана открытий | |
|2. Правовая охрана служебной и коммерческой тайны | |
|3. Правовая охрана топологий интегральных микросхем | |
|4. Правовая охрана селекционных достижений | |
|5. Правовая охрана рационализаторских предложений | |
|Глава 3. Гражданско-правовые способы защиты объектов интеллектуальной| |
|собственности | |
|(1. Защита авторских и смежных прав | |
|(2. Защита прав авторов и патентообладателей | |
|(3. Защита права на фирменное наименование, товарный знак, знак | |
|обслуживания и наименование места происхождения товара | |
|(4. Защита права на нетрадиционные объекты интеллектуальной | |
|собственности | |
|Заключение | |
|Список использованных источников | |
ВВЕДЕНИЕ

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена
было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем
развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен
интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития,
зависит в конечном счете и успех решения стоящих перед ним экономических
проблем. В свою очередь наука, культура и техника могут динамично
развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые
правовые предпосылки. К их числу, безусловно, следует отнести
законодательное закрепление таких нормативных правил, которые адекватны
складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.
Результаты интеллектуальной творческой деятельности занимают особое
место среди объектов гражданского права и традиционно подразделяются на две
основные сферы прав: авторское право и промышленную собственность.
Трудно дать точные данные в отношении числа литературных и
художественных произведений, созданных во всем мире. Однако известно, что в
настоящее время ежегодно публикуется около 1 000 000 книг (разных
названий), выпускается около 5000 фильмов, а число ежегодно реализуемых
копий фонограмм составляет более 3 миллиардов. Все эти объекты, а также
иные произведения науки, литературы и искусства, исполнения, постановки и
передачи организаций эфирного или кабельного вещания относятся к объектам
авторского права и смежных прав.
Объекты промышленной собственности используются обществом для
совершенствования техники и технологии, модернизации производства.
Подсчитано, что только в 1994 г. во всем мире было выдано около 670 000
патентов, осуществлено около 1,1 миллиона регистраций знаков. По данным
ВОИС, на конец 1994 г. во всем мире насчитывалось около 4 миллионов
действующих патентов, более 8 миллионов действующих регистраций знаков.
Изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также средства
индивидуализации товаров, услуг и участников имущественного оборота
являются объектами промышленной собственности.
Главная задача авторского права и промышленной собственности
(интеллектуальной собственности) - защита прав авторов и патентообладателей
и пресечение недобросовестной конкуренции.
Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной
необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой
базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием
результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское
законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось
рядом негативных моментов.
Прежде всего в России, как и во всем бывшем Советском Союзе,
отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности,
и правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере обеспечивалось в
основном подзаконными актами.
Срок охраны авторских прав на произведения науки, литературы и искусства
составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г.—15 лет); права
исполнителей и иных обладателей смежных прав законом вообще не охранялись;
создатели изобретений и промышленных образцов во многих случаях были лишены
возможности получения патентов на свои разработки и т.п.
В авторском праве это проявлялось в существовании так называемых типовых
авторских договоров, имевших для сторон нормативный характер; в строгой
регламентации государством ставок авторского вознаграждения и т.п.
Основной формой охраны изобретений и промышленных образцов был не патент,
а авторское свидетельство (свидетельство), которое закрепляло
исключительное право на использование технических и художественно-
конструкторских решений не за их создателями, а за государством.
Авторское законодательство разрешало свободно использовать выпущенные в
свет произведения в кино, на радио и телевидении, в газетах и т.д. И
авторское, и изобретательское право допускали принудительный выкуп
субъективных прав на творческие достижения у обладателей таких прав,
возможность выдачи принудительных разрешений на их использование и т.п.
Предусмотренные законодательством санкции, которые были весьма
незначительны сами по себе, реализовывались на практике с большими
трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия
заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел и т.д. В результате при
массовых нарушениях авторских, изобретательских и патентных прав количество
судебных дел данной категории было очень незначительным.
Реформа законодательства, посвященного охране интеллектуальной
собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были
приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик,
имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на
изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве,
Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных образцах»,
Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые из
развивающих их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование,
обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось
некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие
знаменовало собой решительный переворот в рассматриваемой сфере.
В России к настоящему времени в основном завершена реформа
законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг.
в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной
собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон
РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест
происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране
программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября
1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г.,
Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения
указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов,
принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и
некоторыми другими органами государственного управления. Полностью создание
законодательной базы будет завершено тогда, когда будут приняты законы о
служебных разработках, о порядке регистрации и использования фирменных
наименований, окончательно урегулированы вопросы о правовом режиме открытий
и рационализаторских предложений, а также приняты некоторые подзаконные
акты по отдельным аспектам авторских, патентных и иных отношений.
К настоящему времени в основном завершено создание единой государственной
патентной службы во главе с Патентным ведомством РФ. В этом плане Россия,
конечно, оказалась в значительно лучшем положении по сравнению с другими
бывшими республиками Советского Союза, поскольку все основные союзные
патентные органы и фонды были сосредоточены в Москве и именно на их базе
была создана российская патентная служба. За короткий период времени в
Российской Федерации возник институт патентных поверенных, который
продолжает сейчас активно развиваться. Наиболее актуальной проблемой в
рассматриваемой области является вопрос о создании Высшей патентной палаты
или иного независимого от Патентного ведомства органа, призванного
разрешать многие важные патентные вопросы и споры, которые указаны в
Патентном законе РФ.
Создано Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз
данных и топологий интегральных микросхем.
В сфере охраны селекционных достижений функции патентного ведомства
возложены на созданную в этих целях Государственную комиссию Российской
Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.
Сказанное, разумеется, не следует расценивать как вывод о том, что в
рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще
только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является
задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами
об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые впервые в
истории России соответствуют требованиям цивилизованного общества. Не
секрет, что именно сейчас, когда принят целый блок отвечающих современным
требованиям законов, в нашей стране наблюдается значительный рост числа
нарушений авторских и патентных прав.
Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание
своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами,
создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое
российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как
правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за
ведение довольно сложных дел данной категории.
При этом полки книжных магазинов завалены весьма сомнительными по
качеству и нередко даже безымянными практическими пособиями, следование
советам которых зачастую просто опасно.
В своей работе я постарался сделать акцент на практическом анализе
действующего российского законодательства об охране интеллектуальной
собственности.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.

( 1. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права.

Среди объектов гражданских прав, т.е. тех материальных и духовных благ,
по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в
правовые отношения, ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее — ГК РФ) называет результаты интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них. Одновременно законодатель использует для
их обозначения такое собирательное понятие, как интеллектуальная
собственность. В обобщенном виде содержание данного понятия раскрывает ст.
138 ГК РФ, указывающая, что «в случаях и в порядке, установленных настоящим
Кодексом и другими законами, признается исключительное право
(интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на
результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства
индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных
работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и
т.п.). Более детально понятие интеллектуальной собственности будет
раскрыто, по всей видимости, в третьей части ГК РФ, проект которой
разрабатывается в настоящее время.
Однако независимо от того, в какой конкретной форме это будет сделано,
уже сейчас в отечественной юриспруденции, равно как и в зарубежной
юридической науке, наметились два основных подхода к рассматриваемому
понятию. Одни ученые приветствуют закрепление в законе данного понятия и не
усматривают в использовании законодателем термина «интеллектуальная
собственность» каких-либо элементов ненаучного подхода. По мнению других
ученых, данный термин является изначально неточным и ненаучным, в связи с
чем он может применяться лишь в политических актах, но никак не в правовых
нормах, имеющих практическую направленность.
Следует отметить, что данный спор возник не сегодня, а уходит своими
корнями еще к концу XIX века. Уже тогда понятие интеллектуальной
собственности и его составляющие — литературная (художественная) и
промышленная собственность — которые широко использовались в
законодательстве многих стран мира и в важнейших международных конвенциях,
подвергались резкой критике со стороны ряда известных ученых. Однако прежде
чем обратиться к анализу доводов, приводимых обычно сторонниками и
противниками рассматриваемого понятия и, надо сказать, мало изменившихся за
прошедшее столетие, целесообразно хотя бы вкратце осветить генезис понятия
«интеллектуальная собственность».
Происхождение самого термина «интеллектуальная собственность» обычно
связывается с французским законодательством конца XVIII века, что во многом
является справедливым. Действительно, традиция проприетарного подхода к
авторскому и патентному праву не только родилась во Франции, но и опиралась
в своей основе на теорию естественного права, которая получила свое
наиболее последовательное развитие именно в трудах французских философов-
просветителей (Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Так, во вводной части французского патентного закона от 7 января 1791 г.
говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой
может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было
бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное
изобретение как собственность его творца»[1]. Логическим следствием такого
подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий
литературной и промышленной собственности. Справедливости ради нужно,
однако, отметить, что еще раньше идея об авторском праве как «самом
священном виде собственности» была воплощена в законах некоторых штатов
США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что
«нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является
результатом его умственного труда»1 . Аналогичные конструкции были
закреплены также в законодательстве Саксонии, Пруссии, Дании, Норвегии и
ряда других стран.
Родиной первых авторского и патентного законов в их современном смысле по
праву считается Англия. Именно здесь еще в 1623 г. при короле Якове Стюарте
был принят «Статут о монополиях», которым провозглашалось исключительное и
независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит
техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и
преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. в Англии
появляется и первый авторский закон, известный под названием «Статут
королевы Анны», которым автору предоставлялось исключительное право на
публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с
возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за
Англией патентные и авторские законы были приняты в ряде других европейских
стран и в США.
Оценивая значение этих первых законов, следует отметить, что основной их
целью было ограждение интересов издателей и промышленников. Как правило,
именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты
творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.
Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил
наибольшее распространение в XIX веке. Авторские и патентные законы
большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права
создателей творческих достижений к праву собственности, а иногда и прямо
относили их к движимому имуществу. В 1883 г. была принята Парижская
конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает
оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны
промышленных прав. Традиция проприетарного подхода к авторскому и
патентному праву достаточно сильна и в настоящее время. Термин
«интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве, в
научной литературе и в практике многих стран. В 1967 г. в Стокгольме была
подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной
собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются
права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в
производственной, научной и художественной областях.
Однако, как уже отмечалось, несмотря на свое широкое распространение,
понятие интеллектуальной собственности практически сразу же с момента
своего появления подверглось критике со стороны многих ученых. Противники
данного понятия обычно указывали и продолжают подчеркивать в настоящее
время, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и
нематериальных объектов, каковыми являются по своей сути авторские
произведения и различные технические новшества; что в отличие от права
собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо
территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их
правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве; что
авторские и патентные права защищаются с помощью совершения иных правовых
средств по сравнению с теми, которые применяются для защиты права
собственности; что право на творческий результат неразрывно связано с
личностью его создателя и т.п. Реагируя на эти в общем-то справедливые
замечания, сторонники теории интеллектуальной собственности стали
подчеркивать, что речь в данном случае идет о собственности особого рода,
которая требует специального регулирования в виду ее нематериального
характера2 , из-за того, что объектами права собственности владельцев
патентов, субъектов авторского права и товарных знаков являются неосязаемые
и бестелесные вещи3 .
Свое логическое завершение подобный подход нашел в теории
интеллектуальных прав, в соответствии с которой права авторов,
изобретателей, патентообладателей и т.д. должны быть признаны правами sui
generis, т.е. правами особого рода, находящимися вне классического деления
гражданских прав на вещные, обязательные и личные. Теория особых
интеллектуальных прав, многие сторонники которой вообще выступают против
использования термина «интеллектуальная собственность», является в наши дни
одной из наиболее распространенных.
В этой связи небезынтересно проследить за тем, как менялось отношение к
понятию интеллектуальной собственности в отечественном законодательстве и в
юридической науке. Российское законодательство XIX века прямо относило
права авторов, изобретателей, владельцев фабричных рисунков и моделей и
т.д. к праву собственности. В частности, содержание прав авторов
раскрывалось в примечании к ст. 420 т. Х ч. 1 Свода законов Российской
Империи, которая давала общую характеристику права собственности. Попытки
подвести права на творческие достижения под вещное право предпринимались
также при составлении проектов Гражданского Уложения и специальных законов
об охране прав на творческие результаты, которые разрабатывались в России в
конце XIX — начале XX веков1 . Однако уже тогда такой подход был отвергнут,
так как большинство ученых высказывалось в пользу использования в
законодательстве более точного термина «исключительные права»2. Понятия
литературной и промышленной собственности практически перестали применяться
для обозначения авторских, изобретательских и патентных прав, а если и
использовались, то в основном в качестве объекта для критики. Отношение к
понятию интеллектуальной собственности в советский период развития
российского законодательства было однозначно отрицательным. Помимо ссылок
на его неточность, большинство авторов подчеркивали еще и буржуазную,
эксплуататорскую сущность данного понятия. Единственное исключение в этом
плане составляли нормы авторского права, которые были сосредоточены в
специальном законе, а с середины 60-х годов — в особом разделе Гражданского
кодекса РСФСР 1964г.
Впервые после длительного перерыва термин «интеллектуальная
собственность» появился в Законе СССР «О собственности в СССР» от 6 марта
1990 г.3 В ст. 2 данного закона, посвященной законодательству о
собственности, было указано, что «отношения по созданию и использованию
изобретений, открытий, произведений науки, литературы, искусства и других
объектов интеллектуальной собственности регулируются специальным
законодательством Союза ССР, союзных и автономных республик». Принятый
вскоре Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.4 наряду
с повторением в п. 4 ст. 1, в сущности, той же мысли, в ч. 2 п. 4 ст. 2
дополнительно разъяснял, что «объектами интеллектуальной собственности
являются произведения науки, литературы, искусства и других видов
творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия,
изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы,
программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые
секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания».
Оставляя в стороне вопросы об уместности помещения данной нормы в Законе о
собственности и корректности перечня названных в ней объектов правовой
охраны, отметим лишь, что с самого начала и союзное, и российское
законодательство исходили из того, что интеллектуальная собственность на
результаты творческой деятельности и иные приравненные к ним объекты, с
одной стороны, и собственность на имущество, с другой стороны, являются
хотя и близкими, но разными правовыми институтами5 .
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991
г. хотя и включали в свой состав два специальных раздела, посвященные
авторскому праву и праву на изобретение и другие результаты творчества,
используемые в производстве, понятием интеллектуальной собственности не
оперировали.
Однако ко времени введения в действие Основ гражданского законодательства
на территории Российской Федерации (4 августа 1992 г.) понятие
интеллектуальной собственности уже прочно вошло в юридический оборот, т.е.
широко использовалось в различных подзаконных актах и в публикациях на
юридические темы. Правда, из принятых в 1992—1993 гг. законов об охране
результатов интеллектуальной деятельности о собственности на достигнутый
результат, да и то в условном, собирательном смысле, говорилось лишь в
одном из них, а именно в Патентном законе РФ.
Окончательно термин «интеллектуальная собственность» был узаконен новой
Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. Хотя статья 44 Конституции РФ,
посвященная свободе литературного, художественного, научного, технического
и других видов творчества, и не раскрывает содержание данного понятия, но
подчеркивает, что «интеллектуальная собственность охраняется законом».

( 2. Виды объектов интеллектуальной собственности по российскому
законодательству.

Как уже отмечалось, новый ГК РФ, который также оперирует данным
понятием, раскрывает в общем виде его содержание в ст. 138. Анализ
указанной статьи позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что под
интеллектуальной собственностью в российском законодательстве понимается не
что иное, как совокупность исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, а также некоторые иные приравненные к ним
объекты, в частности средства индивидуализации участников гражданского
оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Перечня конкретных
объектов правовой охраны, подпадающих под понятие интеллектуальной
собственности, кодекс не содержит. Однако из ст. 138 ГК РФ однозначно
следует, что соответствующая правовая охрана результатов интеллектуальной
деятельности и других приравненных к ним объектов обеспечивается лишь «в
случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами».
Это означает, что для отнесения того или иного результата интеллектуальной
деятельности или иного объекта к интеллектуальной собственности требуется
прямое указание закона.
Подобный подход на сегодняшний день представляется оправданным,
поскольку, во-первых, в настоящее время еще отсутствуют реальные
возможности для обеспечения правовой охраны любых интеллектуальных
достижений, и, во-вторых, предоставление охраны некоторым результатам вряд
ли целесообразно по чисто практическим соображениям. Так, не вызывает
сомнений правомерность постановки вопроса о введении правовой охраны
научных идей, гипотез, теорий и иных подобных научных результатов1 .
Проблема, однако, состоит в том, как создать соответствующий правовой
механизм, не прибегая к коренной ломке сложившихся правовых институтов и не
ставя препятствий для развития научно-технического прогресса. Пока попытки
отдельных ученых и законодателей решить эту проблему какими-либо
значительными успехами не увенчались. Примером объекта, охрана которого
вполне может быть обеспечена в традиционных законодательных рамках, но вряд
ли целесообразна на современном этапе, может служить видеозапись. В
принципиальном плане видеозаписи ничем не отличаются от звукозаписей,
охраняемых в качестве одного из объектов смежных прав, и с теоретической
точки зрения, безусловно, должны быть причислены к числу объектов
интеллектуальной собственности. Однако в настоящее время в большинстве
стран, предусматривающих охрану смежных прав, видеозаписи объектами смежных
прав не признаются. Не обеспечивается их охрана и Международной конвенцией
об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и
вещательных организаций. В этих условиях введение в российское
законодательство специальной охраны видеозаписей1 представляется
нецелесообразным, тем более с учетом того, что на них распространяются
общие нормы авторского права.
Отсутствие в ГК РФ указания на конкретные виды охраняемых объектов
интеллектуальной собственности предоставляет возможность путем принятия
соответствующих законов или внесения в них изменений и дополнений относить
к их числу те или иные результаты интеллектуальной деятельности, т.е. более
оперативно и не меняя самого ГК РФ решать все эти вопросы. Как показывает
мировой опыт последних двух-трех десятилетий, число и виды охраняемых
результатов интеллектуальной деятельности постоянно расширяются. Так,
только за последние пять лет круг охраняемых в Российской Федерации
объектов интеллектуальной собственности пополнился полезными моделями,
наименованиями мест происхождения товаров, топологиями интегральных
микросхем, программами для ЭВМ, базами данных, служебной и коммерческой
тайной, объектами смежных прав. Напротив, такие результаты интеллектуальной
деятельности, как открытия и рационализаторские предложения, лишились
практической охраны, хотя вопрос о них в законодательном плане до сих пор
пока окончательно не решен. Так или иначе, конкретный состав объектов
интеллектуальной собственности не находится в застывшем состоянии, а,
напротив, постоянно уточняется и конкретизируется.

( 3. Понятие и виды интеллектуальной собственности в зарубежном
законодательстве.

Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя обойти
вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными
соглашениями, тем более, что в соответствии с Конституцией РФ те из них, в
которых участвует Российская Федерация, являются составной частью
российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие
интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции,
учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14
июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает
права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям;
исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным
передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным
открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания,
фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против
недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к
интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и
художественной областях.
Нетрудно заметить, что в названной конвенции, как и в ГК РФ, термин
«интеллектуальная собственность» используется в собирательном смысле,
обозначая собой все права на результаты творческой деятельности и некоторые
приравненные к ним объекты. Содержащийся в конвенции перечень конкретных
видов исключительных прав носит примерный характер и может быть легко
дополнен иными результатами интеллектуальной деятельности. Очевидным
является и то обстоятельство, что на членов ВОИС не налагается
обязательство обеспечить в своих странах охрану всех перечисленных в
конвенции прав и они сами определяют круг охраняемых объектов
интеллектуальной собственности. Наконец, даже при слишком сильном желании в
приведенном выше определении трудно усмотреть какую-либо связь (кроме чисто
терминологического сходства) понятия интеллектуальной собственности и права
собственности в его традиционном смысле.

Подводя определенный итог сказанному, можно отметить, что и современное
российское законодательство, и международные соглашения понимают под
интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как
личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в
первую очередь творческой деятельности, а также на некоторые иные
приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается
законодательством соответствующей страны с учетом принятых его
международных обязательств. В настоящее время термин «интеллектуальная
собственность» лишь в историческом плане связан с теорией интеллектуальной
собственности конца XVIII — начала XIX веков и не таит в себе никакой
реальной опасности в части введения в заблуждение относительно юридической
природы тех прав, для обозначения которых он обычно используется. Поэтому
для его применения и в законодательстве, и в юридической литературе нет
никаких серьезных противопоказаний.


ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ.

( 1. Особенности правового регулирования авторского права.

Как уже неоднократно отмечалось, понятие «интеллектуальная собственность»
является обобщающим по отношению к таким используемым в законодательстве и
в юридической литературе понятиям, как «литературная и художественная
собственность». Последнее обозначает, соответственно, авторское право,
действие которого распространяется также как результаты научного творчества
(«научная собственность»).
Им регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и
использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское
право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и
кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который
в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух
указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и
осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также
урегулированностью соответствующих отношений единым законом.
В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в
юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны,
авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений
науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует
созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое
признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за
авторами прав на использование созданных ими произведений и получение
доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается
создание условий для широкого использования произведений в интересах
общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем
случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях
образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой
аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.
Указанные задачи авторского права тесным образом связаны с его
принципами. Принципы авторского права — это его основные начала, отправные
идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и
общезначимостью. Они как бы пронизывают содержание всей системы авторского
права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в
субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не
будучи закрепленными в конкретных статьях закона, принципы авторского права
выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание
принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве,
правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также
решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем
законодательстве.
Представляется, что к числу основных принципов российского авторского
права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития,
относятся следующие положения.
Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип
свободы творчества, который прямо закреплен статьей 44 Конституции РФ.
Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает
собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его
норм. Так, известно, что свобода творчества несовместима с цензурой
произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в
России запрещена в законодательном порядке. Например, ст. 33 Закона РФ «О
средствах массой информации» от 27 декабря 1991 г. устанавливает, что
«требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных
лиц, государственных органов, учреждений или общественных организаций
предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда
должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение
запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, —
не допускаются»1 .
Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения
науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и
способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых
произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой
деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений
свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения создаваемых ими
понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о
выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной
формы и т.п.
Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов
автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется
и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского
права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. Общеизвестно,
что в основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право
на использование созданного им произведения. Определение разумных границ
этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем
авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы
должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений.
Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении
необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало
доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть
столь обширными, чтобы полностью игнорировались интересы других граждан и
общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют
охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов
общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры
(п. 2 ст. 44 Конституции РФ).
В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права
может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных
прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского
авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому
авторскому законодательству личные неимущественные права автора (право
авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам
автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь
юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях,
когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные
неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях
обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского
законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское
имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в
случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно
указание имени автора и т.д. Что касается имущественных прав авторов, то
они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке
наследования, а также в силу закона (свободное использование произведений).
В-четвертых, для современного российского авторского права характерен
принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий
ранее действовавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации
основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким
выражением последнего было существование так называемых типовых авторских
договоров (издательских, сценарных, 1 постановочных и др.), которые имели
нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и
пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых
договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими
им правами. Как известно, одной из главных функций типовых договоров было
ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление
гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия
конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с
соответствующим типовым договором, признавались недействительными и
заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.
Вместе с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих
сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего
свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным
явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство
отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В
нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также
указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы
сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются,
с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для
авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые
автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами,
предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжению
авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если
конкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими на
пользователей произведений определенные обязанности, например по выплате
автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в
законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных
условий авторского договора.

1. Объекты авторского права
Действующее законодательство не содержит легального определения понятия
произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать,
чтобы пользоваться правовой охраной. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском
праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения
науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой
деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также
способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются
как обнародованные произведения, так и необнародованные произведения,
существующие в какой-либо объективной форме.
Произведение как реально существующее явление окружающего нас мира
выступает как комплекс идей и образов, получивших свое объективное
выражение в готовом труде1 , индивидуальное и неповторимое отражение
объективной действительности[2]. Произведение является результатом
мыслительной деятельности человека, а человеческий мозг может производить
только нематериальные объекты[3].
В связи с этим всегда важно различать само произведение, имеющее
нематериальную сущность, и форму его воплощения, т. е. ту вещественную
форму, которая является материальным носителем произведения, например
рукопись, рисунок, ,нотная запись и т. д. Связь произведения со своим
материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура
как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую
они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое.
Материальные предметы — «носители» произведений — могут быть уникальны.
Но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и образов
именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право
на произведение науки, литературы и искусства сохраняется даже в случае
гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно,
практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась
копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда
литературное или музыкальное произведение может быть кем-либо
воспроизведено по памяти и т. д.
Авторское право на произведение не связано с правом собственности на
материальный объект, в котором оно выражено. Поэтому переход права
собственности на материальный объект или право владения материальным
объектом сами по себе не влекут за собой перехода авторских прав на
произведение как благо нематериальное. Единственное исключение в этом плане
представляет собой правило, касающееся произведений изобразительного
искусства. При передаче права собственности (права владения) на
произведение изобразительного искусства к приобретателю переходят и
отдельные авторские права, например, право помещать произведение на
публичных выставках без выплаты особого вознаграждения автору, право на
распространение произведения и т.д. Автору произведения наряду с
безусловной охраной его личных неимущественных прав обеспечивается лишь
право доступа, в соответствии с которым он вправе требовать от собственника
произведения предоставления возможности осуществления права на
воспроизведение своего произведения (ст. 17 Закона РФ «Об авторском праве и
смежных правах»).
Таким образом, произведениями являются «не материальные, продукты, а
творческая мысль, ставшая в них объективной реальностью»1 . Однако не
всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека
охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются
лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом
признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и
объективная форма его выражения.

Творческий характер произведения. В самом законе признак творчества не
раскрывается, в сипи с чем в юридической литературе дается немало его
определений.
Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства
российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае
рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может
выражаться в новом содержании, в ноу)й форме произведения, в новой идее, в
новой научной концепции и т.п. В этом смысле всякое творческое произведение
характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
Новизна как самостоятельный признак охраноспособного объекта необходима
лишь в патентном праве, поскольку в регулируемой им сфере объективно
возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи
большое значение здесь придается понятию приоритета, которое совершенно
неизвестно авторскому праву. В авторском праве, охраняющем форму
произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны
является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.

Объективная форма и воспроизводимость произведения. Произведение как
результат творческой деятельности автора становится объектом авторского
права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме.
Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер
объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной
форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.), устной
(публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.), звуко- или
видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.),
изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео-
или фотокадр и т.д.), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет,
сооружение и т.д.) или другой форме. Иными словами, произведение должно
существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела
самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом
авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Закон в равной
степени охраняет как законченные, так и незавершенные произведения, в
частности эскизы, планы и иные промежуточные результаты, используемые
авторами при создании произведений.
Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с
возможностью его воспроизведения.
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», ограничивается указанием
на необходимость придания произведению объективной формы и, в отличие от
ст. 475 ГК РСФСР 1964 г. и ст. 134 Основ гражданского законодательства 1991
г., не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять
воспроизводить результат творческой деятельности автора (п. 2 ст. 6). Иными
словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются
любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма
которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных
произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных
речей, лекций, докладов, особенно защита их от искажения, представляется
более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным
носителем. Но в принципе она может быть обеспечена, в связи с чем
исключение из закона специального упоминания о возможности воспроизведения
результата творческой деятельности как особого признака охраняемого
произведения представляется оправданным.

Назначение и достоинства произведения. В советской юридической литературе
было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности
произведения должна считаться его общественная полезность1 . Однако эта
позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим
большинством ученых. Ни , прежнее, ни ныне действующее законодательство
такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того,
ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо подчеркивает,
что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их
назначения , и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной
степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те
произведения, художественные достоинства которых невысоки.

Выполнение формальностей. Для возникновения, осуществления и охраны
авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального
оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это
принципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой
авторское право порождает сам факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона
РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Кроме того, закон не требует
подтверждения наличия у произведения предусмотренных критериев, т.е.
необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для
признания его объектом авторского права. В том случае, если возникший спор
по поводу авторских прав связан с вопросом о признании того или иного
результата интеллектуальной деятельности произведением, охраняемым
авторским правом, он решается судом исходя из наличия или отсутствия
рассмотренных выше критериев охраноспособности произведения.
Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособности
произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г.
к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях
(книгах, журналах, конвертах грампластинок и магнитофонных записей и т. п.)
стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех
элементов: латинской буквы «с» в окружности: ©; имени (наименования)
обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования
произведения. Порядок и условия проставления знака охраны подробно
регламентированы рядом нормативных актов2 . Использование знака охраны,
которое подтверждено п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных
правах», не означает введения в российское право требования о выполнении
формальностей как условия возникновения охраны.
Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных
авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как
произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без
такого знака.
Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закона РФ «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных» регистрация программных средств в
Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и
топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств
осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается
никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть
полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее
незаконном использовании.

Правовое значение отдельных элементов произведения. Объектом авторского
права является не только произведение в целом, но и часть произведения
(включая его название), которая является результатом творческой
деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ
«Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для
понимания сущности правовой охраны произведений по российскому
законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения
«юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской
юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах
В. Я. Ионаса1 , который не остановился на традиционном выделении у
произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их
структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов
произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам
произведения художественной литературы были отнесены тема, материал
произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти
элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на
пользователей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского
права.
В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра
произведения. История литературы и искусства знает немало творений, в
которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный
материал.
Такой же позиции придерживается судебная практика.
К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами
авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название
(заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает
творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охраной.
К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения относятся
образы язык произведения. Под художественным образом понимается
специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения
мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении
художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной
материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и
воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя,
читателя2 . В науке авторского права созданные художником образы именуются
внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как
является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность
своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть
заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения
при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон
требует обязательного согласия автора первоначального произведения и
указания источника заимствования.
Внешней формой произведения является язык произведения, под которым
понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных
образов, т. е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных
средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае
используется цитирование с указанием источника.
Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом
форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только
художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие
образующие содержание научного произведения элементы, как постановка
научной проблемы, метод научного исследования, научные факты,
интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самостоятельного
правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной
формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие,
составляющее элемент содержания научного произведения и не получившее в
качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный
объект гражданского права. Если бы открытие получало достаточную правовую
охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного
правового института в виде права на открытие2 .
Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним
относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки
и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором
последовательность изложения научных понятий, логика, система раскрытия
научных идей и расположение материала.
В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для
установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее
значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются
таблицы совпадений («текст на такой-то странице в одном произведении
соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении»)3 .

2. Произведения, не охраняемые авторским правом
К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде
всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков
произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе
проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат,
он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам
относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения,
адресные книги и т. п. при условии, что составителем не была применена
оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие
творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими
специалистами.
В связи с тем, что доктрина российского авторского права предполагает
охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе
/неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п. 4 ст. 6 Закона ,
«Об авторском праве и смежных правах» положение о том, что авторское право
не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции,
принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов
творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов , права,
например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов
обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и
подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет.
Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми
необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого
указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории
произведений.
Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, на которые истек
срок действия авторского права. Здесь же отметим, что истечение срока
охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и
неприкосновенности произведения.
Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их
официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу
официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера
— инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы
юридических лиц и т. п., судебные решения и иные акты правоприменительных
органов — обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов
предварительного следстви

Новинки рефератов ::

Реферат: Зарубежное искусство второй половины ХХ века (Искусство и культура)


Реферат: Деление клетки. Митоз (Биология)


Реферат: Валютные операции коммерческого банка (Банковское дело)


Реферат: Разнообразие строения цветков и плодов у семейства Розоцветные (Биология)


Реферат: Гражданское общество и правовое государство (Политология)


Реферат: Интелегенция и революция (История)


Реферат: Россия в период буржуазно-демократических революций (История)


Реферат: Основы документационной системы управления (Предпринимательство)


Реферат: Види обєднань громадян (Право)


Реферат: Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ (Страхование)


Реферат: Влияние удобрений на урожай и качество ячменя и картофеля (Сельское хозяйство)


Реферат: Органические соединения (Химия)


Реферат: Кино как новый элемент художественной культры (Культурология)


Реферат: Народные традиции в современном костюме (Искусство и культура)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Основні правила безпеки під час обслуговування електроустановок (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Страны НИС (новые индустриальные страны) (География)


Реферат: Оптическая спектроскопия кристаллов галита с природной синей окраской (Физика)


Реферат: Методика моделирования тепловизионных изображений (Технология)


Реферат: Петр I, его наружность, привычки, образ жизни и характер (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист