GeoSELECT.ru



Предпринимательство / Реферат: Цены во внешнеэкономической деятельности предприятия (Предпринимательство)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Цены во внешнеэкономической деятельности предприятия (Предпринимательство)



МОСКОВСКИЙ
ЭКОНОМИКО – ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ



Факультет экономики и менеджмента



Курсовая работа по внешнеэкономической деятельности



На тему: ’’Цены во внешнеторговой деятельности предприятия’’



Студент(ка)

Группа 501

Преподаватель - консультант Шкваря Людмила Васильевна



Москва 1999.
СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение. 3
2. Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической
деятельности. 4
3. Методические рекомендации по расчетам внешнеторговых цен. 18
4. Заключение 23
5. Список используемой литературы. 24



1. Введение.



Как известно именно цены определяют структуру производства, оказывают
влияние на распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.
Для всех производителей товара вопрос о цене – это вопрос жизни или смерти.
Но лишь небольшое количество менеджеров и специалистов уверенно
ориентируются в вопросах ценообразования. Ценообразование является наименее
понятным, но и наиболее существенным аспектом в отношениях рынка и фирм.
Если методика установления цен правильная, ценовая тактика разумна т.е.
ценовая стратегия выбрана верно то это обеспечит успешную деятельность
любого коммерческого предприятия в условиях рыночных отношений.
Важность перечисленных факторов очень возрастает если речь идет о
внешнеэкономических связях. Здесь приходится иметь дело с опытными,
высококвалифицированными партнерами и конкурентами, обладающими мощным и
эффективным коммерческим аппаратом, использующим развитую рекламную сеть и
отлаженную систему коммерческой информации.
Как показывает практика внешний рынок не прощает ошибок, здесь очень
трудно завоевать хорошее имя и авторитет, но зато очень легко потерять всё.
Лицо любой компании (особенно если это новая фирма) на рынке, определяет
правильное установление цен во внешнеторговых операциях, качество её
товара, платежеспособность и надёжность при выполнении обязательств.
Наиболее существенными аспектами ценообразования являются следующие
вопросы: следует ли фирме назначить цену на новый товар выше, ниже или
приблизительно на уровне конкурентов? А может быть существует другая
альтернатива? Как сравнить производимый товар фирмы с товаром конкурентов?
Какие из товаров прибыльные, а какие убыточные? и т.д.
Так что «ценовая грамотность» имеет очень большое значение как для
внутренней торговли, так и для мировой сферы. Сейчас развитие «ценовой
грамотности» стала одной из важнейших задач нашего общества.


2. Стратегия и особенности ценообразования во внешнеэкономической
деятельности.



Цены экспортных и импортных контрактов устанавливаются на базе мировых
цен, что естественно отличает методику ценообразования во
внешнеэкономической деятельности от, той которой руководствуются при
определении цен внутреннего рынка. Выполнение данного требования – одно из
основных условий работы на внешнем рынке. Многие предприятия, которые
участвуют во внешнеэкономических связях не имеют специалистов, обладающих
как теоретическими так и практическими навыками ценовой работы на внешнем
рынке. В результате некомпетентности сотрудников и методическим ошибкам
экспортная деятельность порой ведет к снижению выручки и к недобросовестной
ценовой конкуренции между российскими фирмами. Происходит занижение
экспортной или завышение импортной цены. Всё это происходит потому, что
существует ряд внешних факторов, оказывающих постоянное влияние на процесс
формирования цен независимо от желания предпринимателей. Особенности
формирования цен на мировых товарных рынках определяется действием
механизма ценообразования, которым можно разделить всё на две группы:
факторы, действие которых подчинено закону стоимости и факторы, влияющие на
цены в сфере обращения товара.
Величина стоимости находится в прямой зависимости от продолжения рабочего
времени, общественно необходимого для изготовления товара: чем больше
времени расходуется на производство товара, тем выше его стоимость и
соответственно цена. Но на цену помимо стоимости влияют также факторы
связанные с условиями реализации товара.
Любое предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует её с
учётом различных факторов. Но они не просто назначают ту или иную цену.
Происходит создание целой системы ценообразования, охватывающей разные
товары и изделия, а также учитывающей количество издержек, географическое
распространение товара, условия спроса на их товар и т.д. Кроме того
предприятие действует в условиях постоянной конкуренции и отвечает на
ценовые изменения конкурентов. Стратегический подход предприятия к проблеме
ценообразования частично зависит от жизненного цикла товара. Большое
значение также имеет период выведения товара как на внутренний так и на
внешний рынок. Из всего этого можно понять что расчет цен занятие
непростое, поскольку разные товары взаимосвязаны друг с другом с точки
зрения спроса и издержек и сталкиваются с разной степенью конкурентным
противодействием.
Возьмём пример, если предприятие выпускает на рынок защищенную патентом
новинку то при установление цены будет существовать несколько возможных
вариантов: либо стратегия «снятия сливок», либо стратегия прочного
внедрения на рынок.
Стратегия «снятия сливок» включает в себя установление на запатентованный
товар высокой цены, чтобы снять первые «сливки» (крупную выручку) с рынка.
Этой практикой пользуются в основном только известные фирмы, которые при
изобретении новых товаров устанавливают самые высокие цены. После того как
первая волна сбыта начинает замедляется, фирмы снижают цены (но не
намного), чтобы привлечь следующий поток клиентов, которых устраивает новая
цена. Действуя подобным образом есть возможность снять максимальную
финансовую прибыль. Использование методики «снятия сливок» имеет смысл при
следующих условиях: 1) если существует высокий уровень спроса со стороны
достаточного большого числа покупателей; 2) если издержки мелкосерийного
производства не настолько высоки, чтобы свести на нет финансовые выгоды
компаний; 3) если высокая начальная цена не будет привлекать новых
конкурентов; 4) если высокая цена поддерживает образ высокого качества
товара.
Стратегия прочного внедрения на рынок включает в себя установление на
новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большего числа
покупателей и завоевание большой доли рынка. Эту стратегию частенько
используют корпорации, которые строя большие заводы, после чего
устанавливают минимально возможные цены на товар, чем завоёвывают большую
долю рынка, сокращают издержки производства. Установлению такой цены
благоприятствуют следующие моменты: 1) если рынок очень чувствителен к
ценам, и низкая цена способствует его расширению; 2) если с ростом объёмов
производства его издержки, а также издержки по распределению товара
сокращаются; 3) если низкая цена непривлекательна для существующих и
потенциальных конкурентов.
Для того чтобы рассчитать исходную цену товара предприятия, как мы уже
говорили пользуются различными подходами к проблеме ценообразования. Один
из таких подходов – установление цены по географическому принципу, когда
фирма решает, как именно рассчитывать цену для удаленных потребителей. Так
как доставка товаров далеко находящемся клиентам обходятся фирме дороже,
чем доставка товаров клиенту расположенному поблизости.
И тогда фирма выбирает либо метод установления цены ФОБ в месте
происхождения товара – установление цены по географическому принципу, когда
товар передаётся перевозчику на условиях франко-вагон, а заказчик
оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения предприятия
до места назначения. Сторонники установления цены ФОБ в месте происхождения
товара считают этот метод самым справедливым приёмом оценки транспортных
расходов, поскольку каждый заказчик платит сам за себя; либо метод
установления единой цены с включенными в нее расходами по доставке – это
полная противоположность первого метода. В это случае фирма будет взимать
единую цену с включенными в неё постоянной суммой транспортных расходов не
зависимо от удаленности клиента. Ещё одна выгода этого способа – это
относительная простота применения и возможности для фирмы рекламировать
единую цену в общенациональном масштабе; либо метод установления зональных
цен – это что то среднее между методом установлением цены ФОБ в месте
происхождения товара и методом установления единой цены с включенными в нее
расходами по доставке. Т.е фирма делает две или несколько ценовых зон и
заказчики которые находятся в одной зоне платят одну и туже цену за товар,
но цена возрастает по мере удаленности зон; либо метод установления цен
применительно к базисному пункту – позволяет продавцам товара выбрать тот
или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков
транспортные расходы в сумме стоимости доставки из этого пункта, не
зависимо от того где в действительности производился товар. Преимущество
этого метода заключается в том, что одновременно с повышением цены для
заказчиков, находящихся неподалёку от предприятия-изготовителя товара, для
отдалённых заказчиков эта цена снижается. Если все продавцы в качестве
базисного пункта выберут один и тот же город, то цена с включенными в неё
расходами по доставке окажется одинаковой для всех клиентов, а ценовая
конкуренция будет устранена. Многие отросли пользовались таким методом
(строительная, автомобильная, сахарная и т.д.), но сейчас он начал терять
свою актуальность. Для достижения большей гибкости ряд предприятий выбирает
сегодня в качестве базисного несколько пунктов; либо метод установления цен
с принятием на себя расходов по доставке – происходит когда продавец
заинтересован в поддержании деловых отношений с конкретным покупателем или
с географическим районом. При методе установления цен с принятием на себя
расходов по доставке продавец частично или полностью принимает на себя
фактические расходы по доставке товара. Этим метод пользуется в основном
для проникновения но новые рынки, а также для удержания своего положения на
рынках с обостренной конкуренцией.
Второй подход – установление цен со скидками и зачетами. Скидки – это
вознаграждение производителей за определённые действия, такие, как ранняя
оплата счетов, закупки большого объема товара или внесезонные закупки при
этом многие фирмы готовы изменить свою первоначальную цену. Существует
несколько основных видов скидок: фирма предоставляет скидки за платёж
наличными, скидки за количество закупаемого товара, функциональные и
сезонные скидки и производит зачеты.
Третий подход – установление цен для стимулирования сбыта, когда фирма
решает прибегнуть или к использованию «убыточных лидеров», или к ценам для
особых случаев или предлагает скидки наличными.
Четвертый подход – установление дискриминационных цен, когда фирма
назначает разные цены для разных клиентов, на разные варианты товаров, для
разных мест и разного времени.
Пятый подход – установление цен на новый товар, когда фирма предлагает
защищенную патентом новинку либо в рамках стратегии «снятия сливок», либо в
рамках стратегии прочного внедрения на рынок.
Шестой подход – ценообразование в рамках товарной номенклатуры, когда
фирма устанавливает ценовые ориентиры для ряда изделий в рамках товарного
ассортимента, устанавливает цены на дополняющие изделия, обязательные
принадлежности и побочные продукты производства.
Из всех категорий цен к мировым относятся лишь те цены рынка, которые, во-
первых, являются ценами на товары или услуги ведущих производителей и
поставщиков т.е. имеющих существенную долю в общем объеме подобной
продукции, реализуемой на соответствующем рынке; во-вторых, установлены в
свободно конвертируемой валюте; в-третьих, для товаров сырьевой группы
берутся цены тех регионов мира, в которых сосредоточено их производство или
торговля.
Также большую роль в формировании цен на уровне сферы обращения играет
государство. Действие государства могут иметь отношение к ценам как прямо,
так и косвенно. Примером прямого влияния на ценообразование служит
антидемпинговое законодательство. Другим инструментом прямого воздействия
государства на цену служит налоговое регулирование. Косвенное влияние
государства на формирование цен осуществляется посредством мер по
регулированию экспорта и импорта, направленных на стимулирование вывоза
продукции за рубеж и оказание помощи национальным производителям в их
конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках.
Особое место в механизме ценообразования занимает валютный фактор.
Изменение курсов валют (тех денежных масштабов, которыми измеряются цены )
– влечет за собой колебание цен, не связанное с изменением стоимости. На
сегодняшний день существует пять основных валют: доллар, фунт, франк,
марка, йена. Динамика курса валюты цены значительно влияет на цену товаров
однородной номенклатуры. Поэтому цены на сырьевые товары тесно связаны с
динамикой курсов валют, которые используются на рынках. На рынках продукции
машиностроения валютный фактор выполняет также важную роль в формировании
динамики цен.

Итак, для того чтобы решить, по какой цене следует продавать или покупать
на внешнем рынке, надо определить мировую цену на аналогичный товар. Цена
аналога и определит в этом случае искомый уровень мировых конкурентных цен.
Если на рынке найдется товар у которого, все характеристики и коммерческие
условия поставки полностью совпадают с нашим товаром, то существующий
уровень цен конкурентного товара является ответом на вопрос без каких либо
поправок и уточнений. Однако такие аналоги встречаются очень редко и лишь
на ограниченном числе рынков. На каждом мировом товарном рынке регулярно
заключается тысячи контрактов, цены которых могут существенно отличаться,
это свидетельствует о множественности цен на рынке. Причина этого в том что
цены отражают различия в качестве, упаковке, комплектации, коммерческих
условиях поставки. В этом случае отыскание аналогичных товаров и мировых
конкурентных цен затрудняется, требует четкий анализ данных.
Для технически сложных товаров по мере увеличения числа отличий
экономических характеристик, коммерческих условий возрастает разброс цен на
рынке. При определении контрактных цен на машины и оборудование, как
правило возникает много проблем, чем в отношении цен на другие товары.
Поэтому им уделяется достаточно много внимания.
Экспортные и импортные контрактные цены всегда даются с указанием
базисных условий поставки (например цены FOB, FSA, CFR,CIF,DAS,DAF и т.д.),
это показывает величину включенных в цену дополнительных расходов
(поставку, страховку, отгрузку), начиная с расходов на хранение на складе
экспортера и далее на транспортировку до порта, нахождение товара в порту,
доставку до порта импортера, хранение за рубежом и, наконец, доставку
товара импортеру. При этом учитываются также попутные расходы на
страхование, погрузку-разгрузку, таможенную очистку. В зависимости от
базисных условий поставки все указанные расходы распределяются между
продавцом и покупателем, и только та их часть, которую берет на себя
продавец, входит в цену. Поэтому, чем меньше дополнительные расходы
продавца, тем ниже будет цена товара. Во внешнеторговых контрактах также
обязательно указывается вид используемых цен, который, в свою очередь,
зависят от способа определения. Существует пять основных видов контрактных
цен:
Твердая фиксированная цена – устанавливается на дате подписания контракта и
остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при
незначительны сроках исполнения контрактов и если в этот период не
ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в
случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.
Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки — так
же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом
оговариваются условия ее корректировки, например, если цены на рынке в
период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5%.
Цена с последующей фиксацией — в контракте устанавливается принцип
определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата,
на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период
исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое
трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения
контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые
предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле
цветными металлами, например, цены в этом случае могут определяться на
основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии
товара.
Скользящая цена — цена, которая рассчитывается по принятой в контракте
формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы — это базовая цена,
аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть,
имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных
издержек на производство товара. При этом принципиально важно учесть в
формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта
возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для
контрактов на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный
цикл изготовления, например комплектного оборудования. Этот вид цен также
широко используется при осуществлении подрядных строительных работ.
Формула скользящих цен обычно имеет следующий вид:

Pi = РQ(А+В+С), где Pi — расчетная цена товара; PQ — базисная цена; А —
доля в цене затрат на материалы; В — доля в цене затрат на оплату труда; С
— неизменяемая часть цены (сумма А, В и С должна равняться 1).
При использовании скользящих цен особое внимание уделяют следующим
вопросам:
а) при рассмотрении структуры затрат, характеризуемой со - отношением
величин А, В и С, в интересах импортера увеличит, последнюю постоянную
часть, а экспортера — наоборот, уменьшить постоянную часть С, исходя из
общей тенденции повышения цен на материалы и оплату труда, преобладающей на
мировых товарных рынках. В некоторых случаях выделенные ставки на оплату
труда неактуальны. Тогда в формуле останется только А и С. Это встречается,
например, в торговле аккумуляторными батареями, единственная составляющая
издержи производства которых, подверженная сильным колебаниям, затраты на
цветные металлы, такие как свинец и цинк, никель и кадмий в зависимости от
типа батарей;
б) выбор периодов скольжения учитывает те временные интервалы, в которые
исполнитель контракта несет основную часть соответствующих затрат.
Например, для производственного цикла при строительстве морского судна
характерна подготовка на начальном этапе, когда интенсивно закупаются
материалы, а работников занято еще немного. Поэтому начало периода
скольжения для цен на материалы может быть установлено значительно раньше,
чем для ставок оплаты труда;
в) для достижения меньшей скользящей цены импортер заинтересован в том,
чтобы базисная цена товара PQ была ниже, а базисная цена материалов и
базисная ставка оплаты труда — наоборот, выше;
г) большое значение придется выбору периодических статистических
справочников, которые указываются в контракте в качестве источников
базисных цен и ставок оплаты труда. Приоритет имеют данные официальной
статистики;
5. Смешанная цена — одна часть цены является твердой, фиксированной,
другая — скользящей.
Практическое использование приведенных видов контрактных цен требует
знания ценовых показателей, характерных для различных мировых товарных
рынков, а также тех источников информации, из которых они могут быть
получены. В совокупности ценовые показатели и их источники составляют
информационное обеспечение ценообразования. Создание информационного
обеспечения путем сбора и систематизированного хранения данных о ценах,
качестве и коммерческих условиях поставки является важнейшим
подготовительным этапом расчетов цен. Систематическое квалифицированное
выполнение этой задачи служит решающим условием верного определения уровня
мировых цен, а на их базе — цен предстоящих внешнеторговых сделок. По этой
причине любые сведения о ценах, взятые из представительных источников,
относятся к информационным продуктам повышенного спроса. Качество
информационного обеспечения — решающее условие хороших результатов
конъюнктурно-ценовой работы. Из-за пробелов в информации, отсутствия новых
данных, невозможности их прямого сопоставления и других недостатков
информационного обеспечения зачастую приходится усложнять методику расчета
цен введением дополнительных приемов, поправок и оговорок.
Материалы и документация, содержащие сведения о ценах мировых товарных
рынков, которые используются для информационного обеспечения расчетов
внешнеторговых цен, относятся к одной из двух групп: оперативная ценовая
информация или продукция производителей информационных услуг.
Оперативная ценовая информация является результатом практической работы
на внешнем рынке, она создается в ходе оперативной работы. Это
документация, обмен которой сопровождает экспортные и импортные операции.
Именно такая информация составляет основу для расчетов цен, служит особым
информационным фондом, определяющим уровень осведомленности экспортеров и
импортеров, степень их готовности к работе на внешнем рынке.
Преимущество содержащихся в оперативной информации данных о ценах
заключается в том, что они являются первичной, т. е. получаемой из первых
рук, информацией. В этом случае ценовая информация, минуя посредников,
максимально быстро доходит до пользователя и лучше соответствует текущему
состоянию рынка, что также подчеркивает ее оперативный характер.
Оперативная информация по ценам включает следующие виды материалов и
документации:
Только что запрошенные и полученные ранее предложения иностранных фирм
на идентичные или наиболее близкие по технико-экономическим параметрам
изделия, работы и услуги. Важно иметь в виду, что цена предложений содержит
завышение, закладываемое экспортером в расчете на то, что в ходе
переговоров импортер будет добиваться получения скидки. Определение
размеров будущих скидок, закладываемых в предложение, и является частью
ценовой политики экспортера, которая учитывает состояние конъюнктуры,
особенности взаимоотношений в введении порядка. Особенность заключается в
том, что в данном случае цена предложения, становится приемлемой после
подписания контракта. Поэтому цены на торгах не содержат в себе завышения
на предполагаемые товары.

При сборе оперативной ценовой документации особое внимание обращают на
определение фирм, которым необходимо дослать запросы на предоставление
предложений по импорту. Коммерческий запрос — это оперативный документ,
адресованный потенциальному поставщику, в котором в письменной форме
сформулированы требования к качеству, а также желаемый объем, коммерческие
условия и сроки поставки искомого товара. Большое внимание придается списку
рассылки запросов. При его формировании учитывается известность фирм на
рынке соответствующего товара, предшествующий опыт работы с ними по
выполнению коммерческих обязательств и по качеству товара, поставленного по
ранее заключенным контрактам. Представительность этих предложений и уже
заключенных контрактов определяется по положению фирм-поставщиков на рынке.
Предпочтение отдается фирмам, имеющим максимальную долю поставок продукции
для определенной отрасли. Другими словами, это должны быть
высокоспециализированные фирмы. Например, при сборе конкурентных материалов
по фирмам, производящим насосы для нефтехимической промышленности, менее
представительными оказываются конкурентные материалы фирм, которые хотя и
располагают подходящими по техническим параметрам насосами, но основным
рынком сбыта своей продукции имеют отрасли, далекие от нефтехимии.
Производство оборудования мелкими партиями обходится таким фирмам дороже,
поэтому они вынуждены устанавливать более высокие цены. Кроме того, нередки
случаи, когда в целях расширения своих рынков сбыта фирмы берутся за
выполнение заказа на оборудование, еще не имея основательной практики его
производства. Вследствие этого предприятие покупателя рискует стать
полигоном для отладки еще только осваиваемой продукции. Лучшим
свидетельством опыта поставщика является перечень предыдущих продаж
соответствующего оборудования (англ. List references, installation list),
который по запросу покупателя может быть приложен к предложению.
Получение качественных и наиболее полных по содержанию сложений фирм
зависит от того, насколько конкретно и полно составлены запросы. В них
должны быть изложены все необходимые требования к предложениям фирм таким
образом, чтобы в результате, если, например, речь идет о машинах и
оборудовании, были получены следующие данные:
— полные технико-экономические данные изделий или комплектного объекта в
целом;
— технические требования к исходному сырью, используемому для
изготовления продукции;
— схема технологического процесса;
— спецификация оборудования, техническая характеристика и вес каждой его
единицы;
— позиционные цены оборудования или цены по основным его группам с учетом
базисных условий поставки;
— расходы по страхованию, упаковке, транспортировке;
— стоимость ноу-хау;
— сроки поставки и условия платежа;
— сроки гарантий работы оборудования и достижения проектных показателей и
др.
Дата конкурентного материала для определения текущих мировых цен должна
быть как можно ближе к дате составления расчета цен. На практике для
расчета цен на машины и оборудование должны использоваться конкурентные
материалы не более чем трехгодичной давности.
При закупке машин и оборудования следует, как правило, прорабатывать
вопросы цен с их непосредственными изготовителями. Привлечение фирм-
посредников допускается по отдельному обоснованию, доказывающему
необходимость дополнительных затрат на оплату посреднических услуг. При
намечаемой закупке комплектного оборудования следует направлять запросы не
только фирмам — потенциальным генеральным поставщикам, но и непосредственно
производителям отдельных групп оборудования технологических линий входящих
в комплект.
Большое значение имеет постоянный систематизированный сбор данных о
характере, размерах и условиях предоставления скидок продавцами. На
различных рынках существуют свои специфические названия предоставляемых
скидок (англ. discount — дисконт). Например, на рынке информационных услуг
скидку на количество называют discount for bulk usage, а скидку в случае
предварительной оплаты информационного обслуживания — discount money paid
upfront.

Регулярное получение и обновление оперативной информации о ценах —
предложений и контрактов — нередко сопряжено с серьезными трудностями. Так,
например, фирма, выступающая на рынке в качестве продавца, вряд ли сможет
напрямую получить предложение на поставку аналогичного товара от другой
фирмы, своего конкурента. Другие недостатки оперативной информации
заключаются в разнородности данных, относящихся к конкретным товарам и
внешнеторговым операциям, невозможности их прямого сравнения, необходимости
выполнения многочисленных процедур по приведению их к сопоставимому виду.
Но от указанных недостатков во многом свободны материалы по ценам
продукции, которые входят в группу продукции производителей информационных
услуг. Сотни различных организаций в зарубежных странах заняты сбором
исходной ценовой информации, ее аналитической обработкой, хранением и
распространением на коммерческой основе. В их числе органы государственной
статистики, консультационные и исследовательские фирмы, торговые
издательства и палаты, ассоциации производителей и т. д. Их усилиями
информация совершенно разного вида приводится к сопоставимому виду,
выстраивается во временные ряды ценовых показателей, которые позволяют без
особого труда определить общие тенденции динамики цен на рынке и
практически не заменимы при разработке прогнозов цен.
В отличие от оперативной информации, сбор которой ограничен кругом
практических задач, решаемых коммерческой организацией на внешнем рынке,
ценовая продукция указанных выше информационных услуг доступна самому
широкому кругу пользователей. Поэтому полученные от них материалы о мировых
ценах служат важным дополнением оперативных источников информационного
обеспечения конъюнктурно-ценовой работы. В ценообразовании во
внешнеэкономической деятельности нашли применение несколько периодических
материалов по мировым ценам:
Публикации по ценам биржевых товаров, т.е. биржевым котировкам. Данные
цены являются ценами сделок, совершенных на товарных биржах. Как известно,
международная практика биржевой торговли имеет место на ограниченном ряде
мировых рынков сырьевых товаров, таких как зерно, сахар, кофе, хлопок,
джут, натуральный каучук и шелк, цветные металлы и ряд других. Биржевые
котировки устанавливаются с регулярностью работы товарной биржи, например,
на Лондонской бирже цветных металлов — два раза в день на утренней и
вечерней сессии. По правилам работы товарных бирж используются типовые
контракты. В этом случае коммерческие условия, стандарты качества
продаваемого товара, физический объем одной поставляемой партии , так же
как и другие условия сделок, способных повлиять на цену.
Далеко не каждая торговая компания располагает достаточными возможностями
для информационного обеспечения своей работы собственными силами.
Сказывается также то, что в период экономической реформы предприятия
нередко вынуждены переориентироваться на выпуск новой продукции и пытаться
вести сбыт на слабо изученных рынках.
Поэтому немало пользователей ценовой информации прибегает к услугам
специализированных фирм и организаций, занятых информационным обслуживанием
предпринимательской деятельности, но и в этом случае для того, чтобы четко,
квалифицированно сформулировать запрос в консультационную организацию, а в
дальнейшем суметь разобраться и, следовательно, эффективно применить
полученные данные, необходимы знания закономерностей формирования мировых
цен и особенностей отражающих их действие ценовых показателей.
Для облегчения поиска ценовой информации, необходимой расчета цен
экспортных и импортных операций, в течение последних лет значительная часть
оперативной ценовой информации была подготовлена для многократного
использования в рамках реализации проекта создания Единой системы
внешнеэкономической информации (ЕСВИ). Разработку и поэтапное внедрение
ЕСВИ осуществляют главное управление координации и регулирования
внешнеэкономических операций (ГУВО) МВЭС РФ и хозрасчетное объединение
информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных
(информВЭС) МВЭС РФ.
Важной составной частью ЕСВИ является организованный в структуре МВЭС РФ
банк ценовой информации, который пополняется участниками
внешнеэкономических связей, направляющих в него данные о контрактных ценах
на экспортируемые и импортируемые товары и услуги. Банк ценовой информации
ведется объединением информВЭС МВЭС РФ, которое по запросам на коммерческих
условиях предоставляет ценовую информацию в виде позиционных контрактных
цен и прейскурантов цен по экспорту. Данные о контрактных ценах хранятся в
банке ценовой информации на конфиденциальной основе и сообщаются
пользователям.
Пользователи банка ценовой информации могут обращаться в него как по
каналам различных средств связи, так и через региональных уполномоченных
МВЭС РФ. Участники внешнеэкономических связей, представляющие в этот банк
данных сведения о ценах своих контрактов и предложений, имеют льготный
режим ценового информационного обеспечения.
Другими важными источниками информации о ценах являются периодические
издания Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института
(ВНИКИ), в первую очередь «Бюллетень иностранной коммерческой информации»
(БИКИ). В других периодических изданиях ВНИКИ содержатся сведения о текущих
ценах сельскохозяйственных товаров и продукции их переработки,
энергоносителей, химических товаров, удобрений, медикаментов, руд и
металлов, вторичного сырья и отдельных товаров широкого потребления, а
также биржевые цены мировых товарных рынков и цены фактических сделок.
Для расчетов цен необходима также информация о стоимости перевозки и
страховки товаров, которую можно получить в специализированных
организациях. Ставки фрахта получают из транспортного отдела организации
или в других организациях, например ВАО «Союзвнештранс».
Расходы по страхованию определяются в процентах от экспортной цены с
учетом стоимости фрахта по данным страховой компании «Ингосстрах» или
других признанных на рынке страховых услуг компаний и агентств. При провозе
по транзитной территории учитываются также все расходы по транзиту.



3. Методические рекомендации по расчетам внешнеторговых цен.



Расчет внешнеторговой цены осуществляется по принятой в каждой
внешнеэкономической фирме методике в виде расчета, обоснования цен или
конкурентного листа по установленной форме. Во внешнеэкономических фирмах
обычно устанавливается строгий порядок составления и утверждения расчетов,
который предписывает не допускать случаев ведения коммерческих переговоров
по ценам и заключения контрактов до утверждения этого документа
руководством фирмы по каждой конкретной сделке. Расчетная цена определяет
предельно допустимый уровень цены, который может быть зафиксирован в
контракте. Если в ходе коммерческих переговоров не удается достичь
соглашения по ценам в пределах расчетных значений, сделка может не
состояться. После заключения контракта исполнитель проставляет в документе
(расчете внешнеторговой цены) номер и дату контракта, а также цену
внешнеторговой сделки.
Итак, расчет составляется до начала коммерческих переговоров и является
основным документом по определению уровня цены по сделке. Расчет должен
быть подписан непосредственным руководителем того оперативного работника,
который сделал расчет, а также согласован с отделом конъюнктуры и цен (или
маркетинговых исследований цен). Расчет утверждается директором фирмы или
одним из его заместителей в соответствии с регламентом, определенным
уставом или положением, на основании которого действует данная фирма.
При оформлении расчета следует указать местонахождение использованной
ценовой документации. При этом может быть указан, например, номер
предложения по регистрации отдела конъюнктуры и цен или другой
регистрационный номер источника. При наличии большого количества расчетного
материала к конкурентному листу прилагаются расчеты-таблицы, пояснительная
записка и т.д.
При расчете цен должны максимально использоваться все имеющиеся
материалы. Для наиболее правильного и полного сопоставления сравниваемого
товара расчеты проводятся с привлечением, как правило, не менее двух
конкурентных предложений.
В расчет должны быть внесены по всем привлекаемым для анализа
предложениям и прежним контрактам основные технические показатели,
необходимые для характеристики оборудования, включая принадлежности и
запасные части, работы и другие виды услуг, а также условия и сроки
гарантий, платежа, расходы на транспортировку и упаковку, сроки поставки.
По крупным агрегатам и комплектным поставкам технико-экономические
характеристики и цены составных частей и оборудования представляются
раздельно (попозиционно). Цены на принадлежности и запасные части должны
быть указаны также сдельно от основного оборудования.
Цены указываются в валюте платежа будущего контракта либо переводятся в
рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления расчета. Цены предложений фирм-
конкурентов или цены контрактов на аналогичное оборудование со сроками
поставки, значительно отличающимися от сроков поставки фирмы у которой
предполагается закупка оборудования:
а) в случае валюты, (ре)девальвированной в указанный промежуток времени,
— по курсу на дату поставки оборудования по контракту или на дату окончания
срока действия предложения; б) в случае девальвированной или не
изменяющейся валюты — по курсу на день составления конкурентного материала.
Для определения изменения цен во времени с даты поставки по контракту или
даты окончания срока действия предложения на предполагаемую дату поставки,
закупаемого или поставляемого оборудования разрабатываются прогнозы. При
этом в качестве прогнозируемых показателей обычно используются индексы
внутренних оптовых или экспортных цен. При расчете цен должна быть
проведена детальная оценка всех конструктивных, технологических и других
показателей, сравнивание оборудования на основе имеющихся предложений,
полученного от заказчика и техниконико-экономическими параметрам.
При сопоставлении цен с конкурентными предложениями за базу сравнения в
первую очередь принимается конкурентная цена, в которой отсутствуют
существенные поправки по технико-экономическим показателям. В расчете цен
должно быть проанализировано, как правило, не менее 70% стоимости
продаваемого или закупаемого оборудования и не менее 50% запасных частей
или однородных комплектующих изделия оборудование.
При расчете цен на оборудование, комплектующие материалы и запасные части
могут производиться следующие поправки: на условия платежа; на приведение
цены конкурента к единому базису поставки (франко-завод, СИФ, СФР, ФОБ или
франко-граница страны происхождения конкурентного материала); на количество
(объем поставки); на командирование специалистов для монтажа и наладки
оборудования, а также обучения персонала заказчика; на качество и технико-
экономические показатели; на изменение цен во времени с целью определения
цены оборудования на дату поставки по проекту контракта (на основе индексов
экспортных цен и курсов валют соответствующих стран); на комиссионное
вознаграждение, выплачиваемое агентской фирме; на комплектацию; на
тропическое исполнение; на другие условия.
В практике расчетов цен на машины и оборудование в части, касающейся
приведения цен по технико-экономическим параметрам, применяются два
основных метода: метод параметрического ценообразования – основан на
существовании устойчивой зависимости между основными технико-экономическими
параметрами сравниваемых машин (мощность, производительность,
грузоподъемность и т.п.) и ценами. Обличение первых влечет за собой рост, а
в редких случаях — снижение вторых. Коэффициент торможения может быть
определен с помощью ценовой информации, в которой имеются цены на две
отличные по параметрам машины. Важно, чтобы все остальные условия, влияющие
на цену, были равны. Этому требованию, как правило, отвечает предложение
фирмы, включающее несколько моделей оборудования.
Для расчета выбирают технико-экономические параметры, которые должны
количественно отражать основные характеристики оборудования и, что особенно
важно, быть независимыми друг от друга.
Важно иметь в виду, что если оборудование состоит из нескольких частей,
каждая из которых характеризуется рядом параметров, то поправки вводятся
раздельно по повышению к соответствующим долям цены.
Недостатком метода параметрического ценообразования является то, что
покупатель порой может оказаться в ситуации, когда он оплачивает технико-
экономические параметры, которые по каким-либо причинам во время
эксплуатации оборудования используются не полностью; и метод определения
цен, учитывающий расходы на эксплуатацию и экономические результаты
использования (так называемая цена потребления). Метод определения цен в
зависимости от экономических результатов использования применяется для
того, чтобы либо компенсировать покупателю излишне высокие расходы по
эксплуатации продаваемого изделия, либо получить с него доплату за экономию
на этих расходах, которая обеспечивается благодаря улучшенным
эксплуатационным характеристикам. В основе метода лежит понятие цены
потребления, представляющей собой сумму продажной цены и всех расходов,
которые приходится нести покупателю для обеспечения надлежащей работы
оборудования в течение срока эксплуатации. Чем выше последние, тем
актуальнее использование данного метода расчета цен. На рынках продукции,
применение которой связано с большими расходами, складывается
конкурентоспособный уровень цен потребления, на который ориентируются
покупатели.
Со своей стороны поставщики могут рассчитывать на увеличение цены только
в размере экономии на эксплуатационных расходах, достигаемых за счет
повышения технико-экономических параметров.
В практике ценовой работы встречаются случаи, когда в расчете необходимо
выполнить приведение конкурентных материалов иностранных фирм, предлагающих
оборудование, которое осуществляет одну и ту же полезную работу разными
способами, т.е. при одинаковом функциональном назначен имеет принципиальные
отличия в своей конструкции. По этой причине у сравниваемого оборудования
отсутствуют технические параметры, которые можно сопоставлять между собой.
Поэтому при расчете цен на это оборудование прибегают к определению и
сопоставлению количественных оценок его надежности при эксплуатации. Для
этого от иностранных фирм-поставщиков запрашивают списки запасных частей на
определенный гарантийный и послегарантийный период с таким условием, что в
случае дополнительной потребности в запасных частях в течение этих периодов
времени как по количеству, так и по номенклатуре фирма обязуется поставить
эти запасные части бесплатно на место эксплуатации.
Стоимость запасных частей к оборудованию, по сути, служит показателем его
надежности. Ее отношение к стоимости оборудования является показателем,
который количественно характеризует уровень надежности изделий каждой из
фирм-поставщиков и может использоваться для расчета соответствующей
поправки к цене.
В некоторых случаях, когда речь идет о стандартной продукции
машиностроения, за базу для расчета экспортных цен можно принять внутренние
цены реализации в каждой из интересующих экспортера стран. Если у
экспортера нет достоверных конкурентных материалов об уровне экспортных цен
в конкретной стране, то можно, используя информацию о розничных ценах на
стандартную продукцию и о расходах при импорте, более или менее точно
рассчитать внешнеторговую цену. Таким образом, чтобы определить экспортную
цену, товара российского производителя, необходимо розничную брутто (т.е.
массу товара вместе с упаковкой) на данном рынке разделить на 2,409.

4. Заключение



Выход на внешний рынок требует от предприятия, фирмы, компании
значительных дополнительных усилий. При этом риск в работе увеличивается, и
представление о производственных и коммерческих издержках также существенно
изменяется.
Цена – это наиболее важный показатель для компании, так как её основная
функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Помимо этого,
цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей
товара, поэтому она очень важна для установления отношений между компанией
и товарным рынком. Решая вопрос об изменении цен, компания должна тщательно
изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Предприятие,
планирующие инициативное изменение цен, должно также предвидеть наиболее
вероятные реакции поставщиков, дистрибьюторов и государственных учреждений.
В случае изменение цен, предпринятого кем-то из конкурентов, оно должно
также попытаться понять его намерения и вероятную деятельность действий
нововведения. Если предприятие желает быстро реагировать на происходящие
изменения, ему следует заранее планировать свои ответные меры на возможные
ценовые манёвры конкурентов.
Лицо любой компании, фирмы, предприятия на внешнеэкономическом рынке,
определяет правильное установление цен во внешнеторговых операциях,
качество товаров компании, надежность, платежеспособность.
Методика ценообразования установления цен во внешнеэкономической
деятельности (на базе мировых цены экспорта и импорта) значительно
отличается от той методики, которой руководствуются при определение цен на
внутренних рынках. Определение экспортной цены является непростой задачей
т.к. формирование цены связано с множеством переменных составляющих,
различных для отдельных рынков. Предприятиям, которые участвуют во
внешнеэкономических связях необходимы специалисты, которые отлично
разбираются в вопросах внешнего рынка и только тогда фирма сможет пережить
всевозможные кризисы, получить прибыль и займет высокое положение на
внешнем рынке.

5.Список используемой литературы.



1. Пунина Е.И., Рычкова С.Б. «Ценообразование и рынок», Москва 1992.
2. Котлер Ф., «Основы маркетинга», Москва 1996.
3. Долгов С.И., Кретова И.И. «Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое
дело», Москва 1997.
4. Герчикова И.Н. «Маркетинг и международное коммерческое дело», Москва
1990.
5. Фишер, Дорнбуш, Шмалензи «Экономика», Москва 1993.





Реферат на тему: Членство в кооперативе

ВВЕДЕНИЕ.

Слова о том, что наша страна сейчас переживает экономический,
социальный и политический кризисы, уже давно кажутся избитыми. Однако
именно эти кризисы и определяют в настоящее время условия развития
различных форм предпринимательской деятельности. В данной работе пойдет
речь об одной из «наименее заметных» форм – cельскохозяйственных
(производственных) кооперативах. Массовое распространение АО и ООО в какой-
то мере способствовали тому, что данная форма была отодвинута на задний
план, как следствие – недостатки правового регулирования, противоречия в
понимании самой сущности и целях данного вида организации. В чем же причины
этого?
Дело в том, что в сознании многих сильных и слабых мира сего
кооперативы не воспринимаются как полезная и нужная форма производственной
деятельности, даже теми, кто привержен идеям социального партнерства и
участия работников в управлении предприятием. Взять хотя бы идею депутата
Государственной Думы С. Федорова о создании народных предприятий в форме
акционерных обществ работников. На основе его идей был подготовлен проект
закона, именуемый "Об особенностях правового положения акционерных обществ
работников (народных предприятий)", который в конце декабря 1997 г. был
принят Государственной Думой. Его смысл заключается в том, чтобы наделить
всех работников акционерного общества акциями. Причем, как правило, в
равном количестве (ни у кого не должно быть контрольного пакета) решения
должны приниматься всеми работающими, прибыль - распределяться между всеми.
В литературе эта идея подвергалась критике. Указывалось на ее
несоответствие сущности акционерной формы. А. Глушецкий указывает, что
сторонникам участия работников в управлении собственностью разумней
использовать классическую форму производственного кооператива. С этим
нельзя не согласиться. Не прошло и года после принятия нового Закона о
производственных кооперативах, который пропитан идеями С. Федорова, а
заложенная в нем модель не воспринимается даже такими талантливыми людьми.
Необходимость развития кооперативного движения в постсоциалистической
Европе лучше осознается теоретиками и практиками на Западе, чем у нас. Так,
немецкий ученый Г. Торнер отмечает, что кооперативные товарищества
возникали всегда в трудные времена и успешно переживали их. Правовая форма
кооператива прошла через испытания чрезвычайных положений, нужды и ситуации
выживания. Данный вариант организации общества, по мнению Г. Торнера,
особенно приспособлен к условиям стран Восточной Европы. Может быть,
причина, мягко говоря, в невнимании к производственным кооперативам, в
отождествлении новых кооперативов с действовавшими на основе Закона СССР "О
кооперации в СССР", непонимании разницы между ними. Людям, далеким от
тонкостей законотворчества и законов экономической жизни, подобное
отождествление позволительно. Но законодатели? Почему им непонятно, что в
новом, принятом ими же в 1996 г. Федеральном законе "О производственных
кооперативах" заложена принципиально иная, чем в 1988 г., модель
организации, которая соответствует принципам международного кооперативного
движения и весьма схожа с предложенной в законопроекте о народных
предприятиях, а потому не было необходимости разрабатывать, а тем более
принимать данный законопроект. Президент Российской Федерации не подписал
этот Закон и возвратил его Федеральному Собранию, совершенно справедливо
рекомендовав к нему не возвращаться.
В данной работе пойдет речь о членстве в сельскохозяйственных
(производственных) кооперативах. Будут рассмотрены вопросы условий, порядок
приема в члены кооператива, основания и порядок исключения из него, а также
право обжалования решения об исключении из членов кооператива в суде.



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
В данной работе используются определения понятий данные в действующем
Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации». Приведем несколько
понятий необходимых для данной работы:
сельскохозяйственная кооперация – это система различных
сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных
сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих
экономических и иных потребностей;
сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная
сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного
членства для совместной производственной или иной хозяйственной
деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в
целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива.
Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного
или потребительского кооператива;
член кооператива - физическое и (или) юридическое лицо,
удовлетворяющее требованиям действующего Федерального закона и устава
кооператива, внесшее паевой взнос в установленных уставом кооператива
размере и порядке и принятое в кооператив с правом голоса;
ассоциированный член кооператива - физическое и (или) юридическое
лицо, внесшее паевой взнос, по которому он получает дивиденды, но не
имеющее в нем права голоса, за исключением случаев, предусмотренных
действующим Федеральным законом;
паевой взнос - имущественный взнос члена кооператива или
ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами,
земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным
имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой
взнос может быть обязательным и дополнительным.



Понятие сельскохозяйственного кооператива.
Начнем с того, что рассмотрим современное понятие и особенности
кооперативов.
Самая удивительная метаморфоза произошла с кооперативами в начале 1990-х
годов в новой России. В конце 1990 г. кооперативам в сферах производства и
услуг был нанесен сильный удар. В Законе России "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" кооперативы как самостоятельная
организационно-правовая форма юридических лиц не были предусмотрены, а
потому новым кооперативам отказывали в регистрации, а старые принуждали к
преобразованию в акционерные общества или товарищества с ограниченной
ответственностью, которые по целям, задачам, принципам деятельности
существенно отличаются от кооперативов. Даже старательские артели -
типичные кооперативы - принуждали преобразовываться в акционерные общества
или товарищества.
Гражданский кодекс РФ определил производственный кооператив (артель) как
добровольное объединение граждан на основе членства для совместной
производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном
трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками)
имущественных паевых взносов.
Другое определение дает Закон «О производственных кооперативах»:
Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного
ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и
иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых
взносов членов объединения. Однако к нему мы перейдем несколько позже,
обратив сначала внимание на содержание соответствующих статей ГК РФ.

ГК РФ допустил участие в деятельности производственного кооператива
юридических лиц, если таковое предусмотрено его учредительным документом.
Содержащиеся в данном определении основные признаки производственного
кооператива (членство, обязательное участие в деятельности кооператива, как
правило, личным трудом, внесение имущественных паевых взносов для
формирования имущества кооператива) соответствуют сущности
производственного кооператива.
Ошибка ГК состоит в отнесении производственных кооперативов к коммерческим
организациям, для которых главной, основной целью деятельности является
извлечение прибыли. Между тем у кооператива как сообщества прежде всего
людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные,
потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении
материальных и иных потребностей его членов. Достигается данная цель
безусловно посредством прибыли, без которой невозможно развитие не только
производственного кооператива, но и потребительского общества, отнесенного
ГК к некоммерческим организациям, хотя деятельность потребительского
общества, не менее чем производственного кооператива, связана с прибылью,
позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах (в сфере
торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым
кооперативом от его деятельности, используется на его развитие,
вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное
строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их
социальное обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели.
Таким образом, для кооператива основная цель - удовлетворение материальных
и иных потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.
Независимо от вида и формы кооператив - однохарактерное социальное явление,
а потому его понятие едино для всех разновидностей. Эта идея четко выражена
в заявлении о кооперативной идентичности, принятом в 1995 г. в Манчестере
на Международном конгрессе, посвященном столетию Международного
кооперативного альянса. В заявлении говорится, что кооперативы (любые) -
это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для
удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных
потребностей посредством демократически управляемого предприятия,
находящегося в совместном владении его членов. При этом под ассоциацией
людей (объединением) имеются в виду не только отдельные люди, но и их
группы - юридические лица, наделяемые теми же правами, что и индивидуальные
члены. Такое понимание кооперативов дает возможность выделить их из всей
массы юридических лиц (хозяйственных обществ, товариществ), организованных
на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами. В
заявлении МКА через определение основной цели кооператива (удовлетворение
потребностей его членов) подчеркнуто, что в кооперативе социально значим
прежде всего человек, а не капитал.
Гражданский кодекс РФ такому пониманию кооперативной идентичности не
соответствует, что не позволило надлежаще определить место кооперативов в
самом ГК РФ. А отсюда - и в экономике и социальной жизни страны. Резкую
границу следовало проводить не между производственными и потребительскими
кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых - к
некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их
разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых
основная цель - извлечение прибыли.
В зарубежной теории кооперативного движения кооперативы характеризуются как
структурный элемент социальной экономики. Кооперативы, члены которых
управляют ими и владеют собственностью, а в производственных кооперативах
еще и трудятся в них, - наиболее характерная часть социальной экономики.
Кооперативы тесно связаны с территорией, на которой они базируются. Не
преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели, они не
заинтересованы в вывозе капитала за границу. Их деятельность ориентирована
на использование местных кадровых, сырьевых, производственных ресурсов,
расширение отечественного производства, обеспечение товарами и услугами не
только своих членов, но и населения территории, на которой действует
кооператив.
Необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ и соответственно в
Федеральный закон "О производственных кооперативах", выделив кооперативы из
разделов о коммерческих и некоммерческих организациях и объединив их в
самостоятельную группу юридических лиц - кооперативы, дать единое понятие
кооператива, закрепить общие начала и принципы их деятельности, а затем
указать на специфические особенности соответствующей разновидности,
которых, кстати сказать, должно быть значительно больше, чем в ГК РФ. В
законодательстве зарубежных стран нет такого жесткого деления кооперативов,
как у нас, только на два вида: производственные и потребительские. В
Германии. например, кооперативы подразделяются на кредитные (Volksbanken и
Raiffeisenbanken), закупочные, торговые, кооперативы по сбыту,
производственные, жилищные и др. В Законе о кооперативах штата Виктория
(Австралия) 1981 г. предусмотрены производственные кооперативы, торговые
общества (кооперативы), кредитные, сельскохозяйственные и пр. В других
странах имеются кооперативы сельскохозяйственные, потребительские,
производственные, кредитные, страховые, кооперативы, объединяющие рыбаков,
жилищные и др. Соответственно данным разновидностям в Международном
кооперативном альянсе созданы специализированные комитеты, в которые входят
национальные организации, объединяющие кооперативы соответствующего вида.
Было бы очень желательно, чтобы наше законодательство отражало принятое в
мировом сообществе понимание кооператива.
Говоря о понятии кооператива как самостоятельной организационно-правовой
форме, нельзя не сказать о содержащемся в ГК запрете производственным
кооперативам выпускать акции. Зарубежная практика говорит об обратном. Во
многих странах такого запрета не только нет, но кооперативы во вне часто
действуют как товарищества (компании) с ограниченной ответственностью,
сохраняя кооперативную внутреннюю организацию и специфику управления.

Далее посмотрим, как регулируется правовое положение производственных
кооперативов Федеральными законами, принятие которых было предусмотрено ГК
РФ, а также сферу действия каждого из них.
Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение
производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в
соответствии с ГК РФ законами о производственных кооперативах. В настоящее
время в России действуют два таких закона: Федеральный закон "О
производственных кооперативах" и Федеральный закон "О сельскохозяйственной
кооперации". Последний согласно ст. 14 Федерального закона о введении в
действие ГК РФ должен был отразить особенности создания и деятельности
сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Законом о производственных кооперативах предусмотрено, что им регулируются
отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении
деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт
промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды
обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и
переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-
конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые,
маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг.
Таким образом, понятием "производственный" в данном случае охвачен широкий
спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное
производство, что, кстати сказать, было характерно для понимания
производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных стран. В
ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также

Новинки рефератов ::

Реферат: Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане (Право)


Реферат: Возникновение буддизма (Культурология)


Реферат: Искусство Японии (Искусство и культура)


Реферат: Шпаргалка по международному частному праву (2005г.) (Международное частное право)


Реферат: Что есть истина? (Философия)


Реферат: Конспект традиционного урока (Педагогика)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Проект производственного комплекса базы МСУ (Транспорт)


Реферат: Краткое описание происхождения птиц и описание некоторых птиц кайнозойской эры (Биология)


Реферат: Социология девиантного поведения (Социология)


Реферат: Жизнь Тараса Григорьевича Шевченко (Литература)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Коллективная форма организации начального обучения русскому языку (Педагогика)


Реферат: Непрерывное литье заготовок (Металлургия)


Реферат: Организация технического обслуживания и ремонта автотранспорта (Транспорт)


Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: MachCAD Знакомство с неизвестной программой (интерфейс программы) (Программирование)


Реферат: Страховой бизнес в современной России (Страхование)


Реферат: Археология, как способ познания мира на примере городища Аркаим (История)


Реферат: Война в Чечне (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист