GeoSELECT.ru



Программирование / Реферат: Лекции по Основам ВТ (Программирование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Лекции по Основам ВТ (Программирование)


ОС. Функции ОС.
Информационно вычислительная система (ИВС)-это совокупность
технических и програмных средств которые предназначены для решения задач
связаной с автоматизацией обработки информации. Взаимодействие таких
систем с внешним миром осуществляется с помощью датчиков обеспечивающие
связь с пользователями или приборами с целью обработки данных и
управления. ОС реального времени UNIX поддерживает работу
интеллектуальной оболочки.
Основная ф-я информационно вычислительной системы представление услуг
для решения традиционных задач: 1Управление инфой (хранение,введение,
поиск, организация связей и т.д.)2разработка и отладка программ 3
эксплуатация программ. Можно считать что савокупность таких услуг
представляет для пользователя некоторую абстракцию или виртуальную
машину в противоположность реальной машине существующей физически.
Описание этих услуг и правил конкретного пользователя в этих условиях
образует интерфейс ОС. С развитием технических средств уровень
абстракции в окружении ОС (входной язык)повышается. Объекты или операции
расмотреные в качестве эл-х для конкретной абстр-й машины реализуется с
помощью более сложных операций реальной физической машины. Кроме того
пользователи одной и той же ИВС должны иметь возможность общатся с
различными абстрактными машинами.
Концептуально сист. удобно расм-ть с помощью 2-х ф-й : 1 Ф-ии общие
для широкого круга применения, реализуемые системными программами, 2 Ф-
ии необ-е для решения конкретных задач (утилиты) реализуемые конкретными
программами. При этом в прикладных программах исп-ся возм-ти обращения к
системным программам.
Рассмотрим иерархическую структуру системы
прикладные программы, сист-е прогр-ы, физическая машина Здесь каждый
“слой “ использует ресурсы слоя расположенного под ним, и формирует
интерфейс для предоставления . своих ресурсов верхнему слою (автомат
настройки). Интерфейс самого верхнего слоя является интерфейсом всей
системы. Эта схема описывает декомпозицию системы очень приближенно.
Границы между слоями могут быть подвижными динамическими(например,
программа разл-я как прикладная может быть включена как системная если
она постоянно используется ) . Некоторые ф-ии представленые в виде сист-
й программы могут быть реализованы микропроцессором если это необходимо
и оправдано экономией и удобством. Савокупность сист-х программ обычно
имеют 2 уровня. Ср-ва и услуги (компиляторы, загрузщики, редакторы,
служеб-е програм-ы , компиляторы, системное ПО ), компоненты системного
ПО или сама ОС.Жесткой границы здесь нет.
Основные ф-ии ОС можно класифицировать по 2-м признакам : 1)Ф-ии
реализуемые виртуальными машинами: а)управление инфой (структурирование
, обеспечение сохранности, использование имен (виртуальная
память),передача данных (ввод/вывод)), б) выполнение(последовательное
или паралельное выполнение программ, компоновка прог и т.д.) , в)
дополнительные услуги (помощь при отладке, обработка и прерывания
аварийных ситуаций, изменение таймера ) .2) Ф-ии контроля и
распределения ресурсов : управление физическими ресурсами (выделение
оперативной памяти, внешней памяти, устройств ввода/вывода),
распределение и обмен инфой между пользователями , защита от
несанкционированого доступа, дополнительные услуги (выдача счетов за
использованые ресурсы, сбор статистики, тестирование )
Развитие ОС. 1-е ОС имели пошаговое выполнение программ с
непосредственным изменением ячеек памяти(асемблеры, компиляторы,
отладчики и программы ввода вывода) эти программы созданы с целью
выполнения всей последовательности работ ( организация данных и
выполнение прикладных программ, подготовленных заранее и учитывающих
переход от одной задачи к непосредственно другой .Основная ф-я ОС этого
поколения – управление ресурсами(памятью, процессором, вводом/выводом ).
Автоматизация управления позволяло наделить ОС ф-ми защиты от порчи и
ошибок. Ограничение времени доступа к процессору чтобы устранить
блокирование всей работы(зацикливание в одной проге ), надзор за
вводом/выводом, чтобы избежать цикл. обращ переферийных
устройств.,защита зоны памяти от ошибок пользовательских программ.
МУЛЬТИПРОГРАМИРОВАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ 1)Введение автономных
специализированных процессоров для передачи инфы(каналов или устройств
обмена ) позволяющие освободить центральный процессор от полного обесп-
я ввода/вывода 2) мультипрогр-е связанное с разделением памяти сразу для
нескольких работ(Повысило производительность процессора за счет
нескольких систем ввода/вывода) 3) Работа в режиме реального времени
восстановила возможность интерактивного общения с машиной , предоставив
возможность пользоваться общими услугами.
Рассмотрим влияние этих 3-х компонентов на ОС а) буферный
ввод/вывод(канал или устройство обмена представляет собой процессор
выполняющий автономно(паралельно с обработкой инфы)операции ввода/вывода
) .Ц.П. и каналы имеют доступ к общей информации в памяти. Поэтому
одним из важных значений ЦП –скорость обработки, а каналов-скорость
передачи.
Мульти програмирование Для обеспечения ввода/вывода память разделена
на зону для буфера ввода/вывода и на рабочую зону, при этом задания
обрабатываются последовательно,а ввод/вывод и выполнение задания
происходит паралельно.
Отмечают 2-а случая: а)Если во время выполнения задания необходимо
прочесть нужные данные, то во время чтения ЦП находится в пассивном
состоянии, б) выполнение короткого задания поставленого во время
выполнения длинного задания отключается до выполнения последнего. Из
этих замечаний вытекают режимы работы ОС:а)Задание ожидает выполнение
(может использовать ЦП который освобожден другим заданием), б)выделеное
ЦП задание может быть прервано если превышаются ограничения по времени.

Достоинства и недостатки Мульти програмирования: а) сложность систем с
МП явл. более сложной т.к обеспечивает разделение памяти и взаимную
защиту программ друг от друга б) технические характеристики-МП требует
специальные устройства для перемещения програм и защиты памяти в)
использование ресурсов : более равномерно загружаются ресурсы
(ЦП,память,устройства ввода/вывода). Удобства для пользователя:
Уменьшается время обработки коротких заданий в общей последовательности
работ. Время реакции ОС минимальна за счет оптимального распределения
лишних ресурсов.
Система с распределением времени Основная ф-я предоставить каждому
пользователю эквивалент индивидуальной машины и одновременно сохранять
возможность пользоваться общими услугами. Система должна гарантировать
доступное время ответа, за счет представления процессору программы на
короткие промежутки времени(кванты).
МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ Процедуры, активность и контекст. Посл-
я программа состоит из савокупности процедур обращающихся друг к другу.
С каждой из этих процедур связана отдельная- сегмент процедура. Сегмент
данных может относится как к одной процедуре так ик нескольким. Активным
состоянием называется процесс непрерывного выполнения одной процедуры .
Таким образом выполнение послед. проги состоит из ряда активных
состояний.
Контекстом активности-наз та часть инфы которая доступна ЦП во время
данного активного состояния. Этот контекст таким образом контекст ЦП
(програмные и внутренние регистры) и контекст памяти. Сегмент процедуры
и сегменты данных. Переход от одной активности к другой реализуются с
помощью спец инструкций-вызова из процедуры и возв-т из пр-ры который
производит замену контекста.
Вызов и возврат процедурыПроцедура R (вызыв-я) вызывает процедуру У с
помощью последовательности действий вызов. Которая включает следующие
этапы: а) Подготовка параметров передаваемых из R в У, б)сохранение
части контекста R до возврата из У, в)замена контекста R на контекст У.
Функционирование сопрограмм В случае управления сопрограммами
вызывающая и вызываемая процедура играют симметричные роли
(последовательность возврата идентична последовательности вызова).
Активное состояние возникшее при вызове R получает в качестве исходного
тот контекст который сохранился со времени последнего вызова процедуры
R. Последовательность замены вкл следующие этапы а) подготовка парам-в
из R вУ , б)сохранение части контекста R котор-я должна быть
использована при последующих возобновлениях, в) вост-е контекста
хранимого со временем последнего обращения к У.
Механизм посл-го выполнения содержащий процедуры или сопрограммы как
последовательность активных состояний, соотв-х этим процедурам или
сопрограммам и обеспечивающих : а) сохранение и востановление контекстов
при вызове и возврате , б)передача параметров между вызываемой и
вызвовшей программой , в) управление рабочими зонами памяти.
Процедуры ОС
.В качестве исполнительной структуры данных применяется стек
выполнения . Возможны различные варианты стеков. Отлича-ся деталями
спецификации контекста и его динамическими измененими при вызове и
возврате процедуры. Схема выполнения может быть запрограмирована
непосредственно на языке асемблера или представлена выполняемой
структурой на обычном языке програмирования. Рассмотренная модель
опирается на 2 гипотезы : а) параметры процедуры передаются по значению
при возврате из процедур передается последний результат. Б) процедуры
могут вызыватся рекурсивно. В вершине стека выполнения , при каждом
вызове процедуры создается специальня структура данных, образующая
область среды . Стек управляется с помощью 2-х указателей –база и
вершина. БАЗА- указ на базу стека (адреса )среды активной процедуры.
Вершина- указ на 1-ю свободную ячейку для создания новой среды.
Состояние стека до и после вызова. (((СХЕМА (((.Среда содержит следующую
информацию –сведения об участках хранения и связях (указатель
базы+смещение), параметры (n+1 ячейка), локальные переменные и рабочее
пространство процедуры.
Операции : а) вызов:1) выделить в стеке зону для среды (ее размер) за
исключением рабочего пространства,2) время t:=база ;база:=вершина;
вершина:=вершина+размер среды ; 3) сохранить инфу для возврата . Для
сохранения используется: предыдущая база := ВРЕМЯ; размещение адреса
возврата; 4)размещение параметров 5)выполнить переход к вызываемой
процедуре. б) Процедура возврата: 1) Разместить результат в
предусмотреных ячейках,2)востановить инфу возврата и очистить среду .
Время(t):=адрес возврата; Вершина:=адрес база;База:= предыдущая база.
3)возврат реализует процедура— произведение переход навремя.
Состояние процессора. К регистрам определяющим состояние ЦП относятся:
адресуемые регистры, управляемые программами,специализ-е регистры,
предназначеные для некоторой синтаксической инфы(синтетической)-слово. .
Инфа содержащаяся в слове сост проц-ра характеризует следующие :
состояние выполнения (активное или ожидание),режим (распоредителя или
исполнителя), маски прерывания,информация о доступном контексте в
памяти ЭВМ и соотве-х правах доступа (таблица сегментов , указатели
защиты памяти), инфа о текущем активном состоянии (условный код,
порядковый счетчик).
Прерывания-представляют собой перестановку контекста процессора
вызываемую внешними по отношению к выпол-ю инструкцией причиной.
Физически прервания представляются сигналом о прерывание работы
посылаемой не посредственно процессору этот сигнал вызывает изменение
состояние указателя проверяемого в ходе выполнения каждой инструкции.
Этот сигнал может послать другой процессор, внешнее устройство,
ввода/вывода или пользователь . Прерывания вынуждают процессор
приостановить в ближайшей точке прерывания выполнение текущей проги и
приступить к выполнению другой спец программы . Эта прога наз
обработчиком прерываний. Общая СХЕМА программы прерывания: Прерваная
прога —обработчик прерываний(сохранение контекста проги( (обработка
прерываний программы (вост-е программы(переход к новой проге .
Захваты и обращение к супервизору. Вызываются причинами связаными с
ходом выполнения инструкции. Захват сигнализирует ОС об аномалии при
выполнении инструкций. Причины- неправильные данные приводящие к
нарушению правил хода выполнения инструкции, попытка выполнения операции
запрещеной защищающим устройством, невыполняемая инструкция (адресс вне
поля памяти, обращение к несущему устройству) .
КРАТКИЙ ОБЗОР ОС.
ОС в большой степени опрелеляет представления пользователя об ЭВМ,
чем аппаратура ЭВМ. ОС- набор пограмм, обеспечивающих возможность
использования аппаратуры компьютера. Любая ОС реализует множество
различных ф-ий. Определяет интерфейс пользователя , обеспечивает
разделение аппаратных ресурсов между пользователями, дает возможность
работать с общими данными в режиме колективного пользования, планирует
доступ пользователя к ресурсам, обеспечивет эффективное использование
операций ввода/вывода , осуществляет востановление инфы и вычисление
процесса в случае сбоев и ошибок. ОС управляет : процессорами, памятью
,устройствами ввода/вывода ,и данными. ОС взаимодействует с
пользователем , системными прикладными программами ,программами и
АППАратными средствами. ПОКОЛЕНИЯ ОС .
1)нулевое поколение(40г.) в 1-х ЭВМ ОС не было. Пользователи имели
полный доступ к машинному языку и все проги писались в исходных кодах.
2)1-е поколение (50-е г.) Ос 50-х годов были разработаны с целью
ускорения и упрощения перехода с задачи на задачу. До создания этих ОС
много машинного времени тратилось в промежутках м/у завершением одной
проги и началом другой. Это было начало систем пакетной обработки,
которые предусматривали объединение отдельных пакетов в группы 3) 2-е
поколение начало 60-х годов. Были задуманы как ОС колективного
пользования с мульти програмным режимом работы и как 1-е системы
мультипроцессорного типа.В этих ОС несколько полезных программ
одновременно находится в основной памяти компьютера ,а центральный
процессор переключается от задачи к задаче. Появляются методы
обеспечивающие независимое програмирование от внешних устройств.
Появляются сист с разделением времени ,которые позволяли пользователю
взаимодействовать с компьютором при помощи пультов терминалов. В системе
разде-го вр-ни работающих в диалоговом режиме. Появл-ся 1-е системы
реального времени. 4) 3-е поколение (середина 60-х до70-х)
Многорежимные системы. Некоторые из этих ОС осуществ-т работу в
нескольких извесных режимах-пакетная обработка, разделение времени, Real
Time ,мультипроцессорный режим . Минус -они были громозкими и
дорогостоящими. Привели к сильному усложнению вычислительной установки.
5) 4-е поколение (середина 80-х до 90-х ) наиболее совершенные системы
настоящего времени. Интернет технология, глобальные и локальные сети,
технология удаленого доступа при помощи различных терминалов различных
ОС, появление микропроцессора. Усложнились проблемы защиты
инфы(хакерство). Появились виртуальные машины с распр-ми БД. АППАРАТУРА,
ПО, МИКРОПРОГРАММЫ.
Расслоение памяти или interliving этот метод применяется для
увеличения скорости доступа к основной памяти в реальной ситуации. При
обращении хотя бы к одной из ячеек памяти ни каких операций с памятью
производить нельзя. При интерливинде соседние по адресам ячейки
размещены в различных модулях памяти. Появляется возможность паралельной
работы с памятью.
Регистр перемещения обеспечивает возможность динамического
перемещения программ в памяти. В этот регистр заносится базовый адресс
проги хранящейся в основной памяти. После обращения к регистру ,
содержимое регистра+ каждому указ в вып-ой прог-ме адресу(база
+смещение). Прерывание и опрос состояния. Одним из способов позволяющих
некоторому устройству проверить состояние другого устройства которое
работает часто независимо называется элементарный опрос этого
устройства (опрос ячеек памяти).1-е устройство может периодически
проверяет находится ли второе устройство в определенном состоянии и если
нет то продолжать свою работу. Состояние устройства работа которого
прерывается должно быть сохранено только после этого производится
обработка прерывания .
БУФЕРИЗАЦИЯ. БУФЕР- область основной памяти предназначеной для
промежуточного хранения данных при выполнении операций ввода/вывода .
Скорость выполнения операций ввода/вывода зависит от многих факторов:
главная -характеристика устройства вв/в. Различают простую и 2-ю
буферизацию. При простой канал помещает данные в буфер . Процессор
обрабатывает эти данные . Последовательный процесс обработки. Метод 2-й
буферизации позволяет совмещать операцию ввода/вывода с обработкой
данных. Когда канал заносит данные в один буфер процессор может
обрабатывать данные другого буфера.
Защита памяти. Очень важна –условие для нормальной работы
многоабоненских вычислительных систем колективного пользования. Защита
памяти ограничивает диапазон адресов в котором разрешены обращ к проге.
Защиту памяти для проги занимающей непрерывный блок ячеик памяти можно
реализовать при помощи граничных регистров где указываются старшие и
младшие адреса этого блока памяти. Защиту памяти можно реализовать с
помощью ключевой защиты памяти . Чаще делают 2-м ключом: программным и
аппаратным.
Захват цикла. Узкое место где может возникнуть конфликтная ситуация
м/у каналами ЦП -это доступ к основной памяти. В каждый конкретный
момент времени может происходить одна операция обращения к некоторому
модулю основной памяти, тк каналу и процессору одновременно может
потребоватся обращение к основной памяти , а в этом случае приоритет
представляется каналам. Этот процесс наз-ся захватом цикла памяти, в
процессе которого канал активно захватывает цикл обращения у процессора.
Все современные ОС без исключения с их основными компонентами и
планировщиками отдают предпочтение прогам с большим обьемом инфы
ввода/вывода по отношению к прогам с большим объемом вычисления.
Режим задачи,супервизора,приоритетные команды. В вычислительных
машинах предусматриваются несколько режимов работы: динамический выбор
режима позволяет лучшим образом организовать защиту прог и данных . В
обычном режиме работающая прога может выполнить только некоторое
подмножество команд. Так программам пользователя неразрешаются все
операции ввода/вывода т.к он мог бы вывести главный список паролей
системы, или инфу любого другого пользователя. ОС присваивается статус
высшего приоритета и она как правило работает в режиме супервизора
имеющая доступ ко всем командам машины. Для большинства современных ЭВМ
этого разделения на 2 режима вполне достаточно. Однако в случае машин с
высокими требованиями по защите от несанкционированного доступа
желательно иметь более двух режимов работы. За счет этого можно
увеличить степень защиты на программном уровне . Можно обеспечить доступ
где каждому пользователю предоставляется минимальный приоритет права
доступа к тем ресурсам которые нужны для решения его задач . В процессе
развития компьютерных архитектур выявились тенденции к увеличению
приоритетных команд которые не могут выполнятся в режиме задач.
Виртуальная память. Сист. виртуальной памяти дают возможность указать
в прогах адреса которым не обязательно соответствовать физическим
адресам основной памяти. Виртуальные адреса выдаваемые работающими
прогами при помощи аппаратных ср-в динамически выполняются,
преобразуются в адреса команд и данные, хранящиеся в основной памяти.
Сист вирт памяти позволяют прогам работать с адресными пространствами
гораздо большого размера , чем адр-е пространство основной памяти . Их
основное достоинство они позволяют созд-ть программы независимо от
ограничений основной памяти. В сист виртуальной памяти применяются также
методы :страничная огрганизацияя и сегментация. В первом случае
предусматривается обмен м/у основной и внешней памятью, блоками данных
фиксированного размера. Во втором случае проги и данные разделяются на
логические компоненты- сегменты. Мультипроцессорная обработка : в мульти
процессорных машинах несколько процессоров одновременно работают с общим
полем памяти и одной ОС. При мультипроцессорной работе возможно
возникновение конфликтов(которых в принципе не бывает в
однопроцесорных). Необходимо обеспечить упорядоченный доступ к каждой
общей ячейки памяти так чтобы 2 и более процессоров не могли
одновременно изменять ее содержимое. Это необходимо в тех случаях,
когда один процессор пытается изменить содержимого ячейки котор. хочет
прочитать другой процессор.
Прямой доступ к памяти. Одним из способов достижения высокой
производительности ЭВМ является минимизация количества прерываний
происходящих в процессе выполнения программы. Существующий для этого ПДП
требует лишь одного прерывания на каждый блок символов, передаваемых во
время операций ввода/вывода. Благодаря этому обмен данными
осуществляется значительно быстрее чем в случае когда процессор
прерывается при передаче одного символа. После начала операций
ввода/вывода символы передаются в основную память по принципу захвата
канала цикла (канал захватывает шину связи процессора с основной памятью
на короткое время передачи одного символа после чего процессор
продолжает работу). Когда внешнее устройство готово к передаче блока оно
“прерывает” процессор. В случае ПДП состояние проца запоминать не
требуется. ПДП – способ повышения производительности в системах с
большим объемом операций ввода/вывода.
Конвейризация- апаратный способ, применяемый в высоко производительных
машинах с целью использования опрделенных типов обработки* команд
паралельно для повышения эфективности. Структура конвеерного примера
можно представить как технологическую линию производства предприятия **
тех процес. На конвеере процессора на различных стадиях выполнения
одновременно могут находится несколько команд.
Иерархия памяти- Современные ЭВМ содержат несколько видов памяти:
основная, внешняя, КЕШ память .В основной памяти должны размещатся
команды и данные к которым будет обращатся работающая программа.
ЭМУЛЯЦИЯ-метод позволяющий сделать одну вычислительную машину
функционально эквивалентной другой. Набор команд машинного языка
эмулируемого компа микропрограмируется на эмулирующем компе благодаря
этому программы представленные на языке 1-го компа могут выполнятся на 2-
м без ограничений.Современные фирмы широко используют эмуляцию для своих
продвинутых приложений..
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ- под процессом понимается прога в стадии
выполнения, ассинхронная работа , которой выделяет процессоры
диспетчируюмый модуль. Говорят что процесс выполняется если ему в
данный времени выделяется процессор. Процесс находится в состоянии
готовности если он может сразу использовать центральный процессор.
Заблокированным если он находится в состоянии ожидания . В одно
процессорной машине в каждый момент времени может реально выполнятся
только один процесс , в состоянии готовности могут находится несколько
процессов. Благодаря этому можно создать список готовых к выполнению
процессов который упорядочевается по приоритету. Так что ЦП выполняетт
самый приоритетный процесс. Список заблокированых процессов не
упорядочен. Разблокировка в порядке той очереди как они заблокированы.
Когда в систему поступает некоторое задание она создает соответствующий
процесс который затем устанавливается в конец списка готовых процессов
этот процесс постепенно продвигается к главной части списка по мере
завершения выполнения предыдущих процессов. Когда процесс оказывается
первым и когда освобождается ЦП то говорят что происходит смена
состояния процессора . Который в свою очередь переходит в состояние
выполнения. ГОТОВНОСТЬ –запуск(ПЕРЕХОД В ФАЗУ ВЫПОЛНЕНИЯ –-блокировка(
БЛОКИРОВАНИЕ –пробуждение(ПРИОСТАНОВКА* ГОТОВНОТЬ –возобновление
процесса(ГОТОВНОСТЬ . Предоставление ЦП первому процессу списка готовых
процессов называется запуском. Или выбором процесса для выполнения (это
производится системной программой диспетчером). Ос в таймере прерываний
определяет временной интервал (квант времени) в течении которого
данному процессу пользователя разрешается занимать центральный
процессор. Если процесс не освобождает ЦП до указанного времени то
таймер вырабатывает сигнал прерывания по которому управление будет
передано ОС. Представителем процессов в ОС явл-ся блок управления
процессом(БУП). Это структура данных содержащая следующую инфу- текущее
состояние процессора , уникальный идентификатор процесса, приоритет
процесса, указатели памяти процесса, указатели выделеных процессу
ресурсов, область сохранения регистров.
ОПЕРАЦИИ НАД ПРОЦЕССАМИ. 1) СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА, 2) уничтожение
процесса, 3) возобновление процесса, 4) изменение приоритета процесса
,5) блокирование процесса, 6)пробуждение процесса, 7)запуск (выбор)
процесса. В процессе создания процесса осуществляется мног мелких
операций: присвоение имени процессу , включение этого имени в список
имен процессов, определение начального приоритета процесса ,
формирование блока управления процессом, выделение процессу начальных
ресурсов.
ЯДРО ОС. Все операции связанные с процессами выполняются под
управлением той части ОС которая называется ее ядром ОС. Ядро
представляет собой лишь небольшую часть кода ОС в целом , но она
относится к числу наиболее интенсивно используемых компонентов системы.
По этой причине оно резидентно находится в памяти . В то время как
другие части ОС подкачиваются к ядру по мере необходимости.
Ф-ИИ ЯДРА ОС 1)обработка фпрерываний ,2)создание и уничтожение
процессов, 3) переключение процесса из состояния в состояние,
4)диспетчирование , 5) приостановка и активизация процессов,
6)синхронизация процессов, 7)организация взаимодействия м/у процессами,
8)манипулирование блоками управления процессами, 9) поддержка операций
ввода/вывода, 10) поддержка распределения и перераспределения памяти,
11)поддержка механизма вызова/возврата при обращении к процессам,
12)поддержка определенных ф-ий по ведению учетной работы машины(сбор
статистики).

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.
MS-DOS.
Созд. В 1981г. Microsoft по заказу IBM. 1-ая версия-
однопользовательская, однозадачная.Цель-поддержание раб. С дискетами,
клавиатурой, дисплеем.
Соврем. Возможности MS-DOS обеспеч. Более мощное взаимодействие
пользователя с ЭВМ: поддержка нов. Устройств-HDD, CD-ROM, нов. Дискет и
т.д. С помощью драйверов поддерживает и др. устр-ва(написанных
производителями этих устройств).
Была вкл. Поддержка иерархической, файловой структуры на дискетах и
HDD, представляющая соотв. Команды пользователя и функции для их вызова.
Была обеспечена поддержка национальных алфавитов, нов. Возможности
для пользователя-нов. Команды DOS, полезные утилиты, оптимизатор
используемой памяти, сжатие диска и т.д.
Осн. Принципы MS-DOS от MICROSOFT: совместимость версий и
работоспособность на любой машине.
Недостатки MS-DOS: 1.Однозадачная 2.Невозможно встраивать
надежные средства для защиты данных и организация коллективной работы с
данными. 3.DOS-программы могут выполняться т-ко в пределах 1-го Мбайта
памяти, осн. Память используется только для хранения данных.
4.Ограниченность поддержки устройств. 5.Отсутствие стандартных средств
для создания пользовательского интерфейса-меню, запросов и т.д.
Составные части DOS: 1.Дисковые файлы IO.SYS и MS-DOS.SYS. Это
основные системные файлы и содержат основные программы, которые
постоянно находятся в памяти компьютера. В версиях до 8-ой файл IO.SYS
представляет дополнения к функции ввода-вывода, а MSDOS.SYS реализовывал
осн. Высокоуровневые услуги DOS.
Командный процессор DOS обрабатывает команды, вводимые польз-лем
command.com, тоже находится в корневом каталоге. Некоторые команды
пользователя процессор выполняет сам – это внутренние команды. Для
выполнения внешних команд процессор ищет программу на диске с
соответствующим именем и если находит ее, то загружает ее в память и
передает ей управление.
Драйверы устройств – это специальные программы (системные),
дополняющие MS-DOS, они загружаются в память ЭВМ при загрузке DOS, а их
имена указываются в специальном файле config.sys.
Базовая система ввода – вывода (BIOS) находится в ПЗУ компьютера,
тесно связана с MS-DOS. BIOS содержит не т-ко программы для проверки
компьютера и инициирования загрузки О.С., но и программы для выполнения
базовых низкоуровневых операций ввода – вывода, связь с монитором,
клавиатурой, дисками и принтером. BIOS имеет сегментный адрес (16-ый)
FE00 в ПЗУ, все остальные модули хранятся на магнитном диске. Блок
начальной загрузки О.С. (загрузчик) всегда записан в 1-ом секторе
системного диска.
BIOS реализует след. Функции: 1. Автоматическую проверку аппаратных
компонент при включении ЭВМ. 2. Вызов блока начальной загрузки О.С.
Загрузка в память ЭВМ программы О.С. происходит в 2 этапа: сначала
загружается блок начальной загрузки и с его помощью остальные модули
О.С. 3. Обслуживание системных вызовов или прерываний.
С пом. Config.sys можно расширять О.С., изменять ее параметры,
подключать новые драйверы для работы и т.д.
Файл autoexec.bat выполняется за config.sys. Здесь устанавливаются
альтернативные маршруты поиска, задаются форматы приглашения О.С.,
выдается дополнительная информация и т.д.
Создание текстовых файлов в MS-DOS.
Copy con Текст. Затем F6 и Enter, команда copy пишет
сообщение: «Один файл скопирован»,на диске появ. Новый файл.
Del // ren // copy + … // move *.doc d: dir cd дисковод: путь… // cd
(для текущего диска) путь…// md дисковод: путь… - создание подкаталога
в текущем каталоге.
OS / 2.
Эта новая О.С., разраб. Для соврем. И будущих ЭВМ. Интерфейс
пльзователя напоминает Windows. Большое влияние на структуру OS/2
оказало развитие графических интерфейсов (начиная с APPLE до MICROSOFT).
Некоторые важные свойства переняты от предшествующих О.С. –
многозадачность и вопросы виртуальной памяти.
Создана в 1987г. IBM и MICROSOFT. ЕЕ особенности исх. Из целей и
задач. Цель – удовлетворять потребностям учреждений. Со временем
существующие программные системы становились менее приспособленными для
решения возникающих задач. Осн.задачи при созд. OS/2 MICROSOFT: --
высокая производительность –многозадачность –эффективный графический
интерфейс –сетевые возможности (разделение ресурсов и общих данных в
сети).
Цели: --независимый от устройств графический интерфейс
–многозадачность (полное использование аппаратных возможностей, не
снижая общей производительности системы) –создание эф. Средств защиты,
обеспечивающих надежность и устойчивость системы –предоставление каждой
программе стандартной и стабильной операционной среды, независящей от
внешних факторов, а програмная среда гибкой и настраиваемой.
Организация памяти. Верхний предел доступной памяти – 1Мб, при этом
старшие 386Мб зарезервированы под BIOS и контролируют ввод – вывод. Само
ядро около 50Кб, поэтому доступный объём памяти строго ограничен.
Прикладные программы для ОS/2 выполняются в защищенном режиме, в котором
процессор реализует 32Мб памяти. Используя аппаратную поддержку
прикладная программа может выделить памяти больше, чем физически есть на
компьютере. Кажд. Программе OS/2 можно адресовать от 1Мб памяти.
Виртуальная память – адресное пространство , в котром автоматически
выполняется обмен м/у опер. Памятью и диском. Единица обмена – сегмент –
последовательность ячеек памяти от 1 до 65536 байт. Процесс обмена
прозрачен для прикладных программ, т.е. когда происходит обращению к
сегменту, которого нет в физической памяти. При этом OS/2 автоматически
считывает и загружает нужный сегмент с внешнего устройства. Механизм
управления памятью вкл. И устанавливаемый минимальный промежуток
времени, к-ый предоставляется процессору для выполнения текущей задачи,
прежде чем он переключится на выполнение др. задачи.
Многозадачность. Можно переключаться с пом. Функциональных клавиш с
одной загруженной программы на другую. При этом задачи, оставшиеся без
внимания продолжают выполняться. Аппаратная поддержка обеспечивает
полную защиту памяти и др. ресурсов, параллельно выполняемым задачам,
гарантирует быстрое переключение процессора от 1-ой задачи к другой.
OS/2 представляет кажд. Задаче стандарт. О.С., независимо от др. внеш.
Факторов (задача – это есть процесс). OS/2 –многозадачная, но не
многопользовательская. В то вр., когда OS/2 упрвляет несколькими прикл.
Программами, обеспечивая взаимодействие между ними. При работе в О.С.-
пототипах режим многозадачности обеспечивает мирное сосуществование
нескольких програм, т.к. они имеют тенденцию захватывать др. у др.
ресурсы ЭВМ. При работе, программы также обладают арсеналом
межпроцессорного взаимодействия.
Структура OS/2 состоит из множества компонентов отдельных логических
модулей, к-ые загруж. В пам. И активизируются по мере необходимости,
тесно взаимодействуя между собой. Осн. Компаненты OS/2: --сеанс
защищенного режима –сеанс режима совместимости –фоновые процессы. Защищ.
Режим – работа в графической среде или в командном режиме. После
загрузки и запуска OS/2 состоит из множества сеансов (экранныых групп и
фоновых программ). Режим совместимости практически полностью воссоздает
среду MS-DOS. Наряду с процессами защищенного режима является
структурным компонентом OS/2. Фоновые программы обрзуют отдельную
группу, к-ая не имеет своего сеанса, тем не менее они играют важную роль
при реш. Разл-х системных задач. Сеансы защищ. Режима OS/2 опр-ся как
набор процессов, разделяющих отдельный виртуальный экран, клавиатуру и
мышь.
Процесс – отдельно выполняемая программа – интерпретатор команд,
приклад. Или вторичная, запускаемая приложением для выполнения дополнит.
Ф-ций. Кажд.сеанс OS/2 может находиться т-ко в 2 –ух режимах: активном и
фоновом. Если несколько программ сеанса выполняются параллельно и
одновременно выводят данные на экран, то нет механизмов для
предотвращения пересечений и накладки данных. Когда сеанс выходит из
активного состояния вфонов. Режим, то содержимое экрана сохраняется в
специальном внутреннем буфере. Когда сеанс активизируется, содержимое
буфера восстанавливается на физическом экране, т.о. программе нет
необходимости следить являются ли выводимые данные видимыми, она просто
посылает данные на виртуальный экран, к-ый высвечивает их на физическом
экране при активизации сеанса. Все сеансы OS/2 выполняются параллельно.
Древовид. Струк. процессов сеанса подчерк. 2 важн. Свойства: --
отдельный процесс может породить другой процесс –породивший и
порожденный процессы выполняются параллельно, или породивший процесс
может быть приостановлен до завершения выполнения порожденного.
В структуре многозадачности OS/2 имеется ещё 1 слой: подобно сеансу,
состоящему из нескольких параллельных витков – выполнений серии
инструкций программы. Время процесса распределяется между всеми
активными витками, т.о. несколько секций программы могут выполняться
параллельно. В целом компоненты многозадачности OS/2 представляют собой
3 –х уровневую иерархию, причем все элементы иерархии могут выполняться
параллельно.
Осн. Понятия OS/2. --Сеанс состоит из набора сеансов. –Сеанс – один
виртуальный экран, виртуальная клавиатура и виртуальная мышь.
-–Переключение между сеансами с пом. ALT+Escp. –Процесс – выполнение
отдельной програмы, в совокуп. С выделенными под это ресурсами. –Сами
процессы могут создавать и запускать процессы. –Степень вложенности
неограначена. –Процесс состоит из 1 –го или нескольких витков.(Виток-
выполнение последовательности инструкций внутри программы. Витки не
запускаются пользователем, они создаются при выполнении самой
программы).
Сеанс реального режима. Для выполнения станд. Прилож. MS-DOS в реальн.
реж. OS/2 представляется отдельный сеанс – сеанс реальн.режима (сеанс
совместимости), что означает тождественность с MS-DOS. Сеанс реальн.
Режима необязателен и его можно отменить при запуске OS/2. Также можно
назначить размер памяти для сеанса реальн. Реж. И изменить др.
параметры. а от сеанса Отличия данного сеансзащищенного режима: --у OS/2
может быть т-ко 1 сеанс реального режима, в то время как сеансов
защищенного режима несколько. –Когда сеанс совместимости активен все
сеансы защищенного режима выполняются. Если активен сеанс защищенного
режима, то сеанс совместимости приостанавливается. Т.е. сеанс реального
режима выполняется только после его активизации. Программы, работающие в
реальном режиме не могут использовать свойство OS/2 –режим
многозадачнсти, вирт. Адресное пространство и т.д., т.е. реальн. Реж.
Обусловлен тем, что многие из них игнорируя О.С. непосредственно
осуществляют доступ к машинным функциям низкого уровня.
Фоновые программы. Под управлением OS/2 могут выполняться программы
защищенного режима, к-ые будут постоянно находиться в фоне. Эти
настоящие фоновые программы ни к одному из запущенных сеансов. (Нельзя
переключиться на фоновую программу с пом. ALT+Escp. Т.о. фоновая
программа – спец. Сеанс, к-ый не может быть приравнен к обычному сеансу
защищенного режима. Фонов. Программы обычно не взаимодействуют с
пользователем, а ведут учет ресурсов, следят за появлением вирусов.

UNIX.
Ю спроектирован как инструментальная система для разработки П.О. Она
имеет простой, но мощный командный язык и независимую от устройств
файловую систему. Ю изначально спроектир. С 65 по 69г. Bell laboratories
и General Electric. 1-ая версия возникла в США в Масачусецком
уневерситете. В 72г. на яз. Си написал Ритчи – 2-ая версия. Она стала
более надежной, любимой, а программы были совместимы и понятны.
Цели проекта. Своей уникальностью Ю обязан: 1.Нулевая версия была
создана 2-мя идеологами за минимальное кол-во чел*лет. 2.Люди,
создававшие систему были её главными пользователями.
Внутренняя согласованность и встроенность является следствием этих 2-
ух обстоятельств, как и яз. Паскаль, созд. Виртом.
Управлние процессами. Центральная часть – ядро (около 25000 строк на
Си и 2500 строк на Ассемблере). Большая часть ассемблерного текста
относится к аппаратным ф-циям, к-ые трудно программировать на Си.
Образ – текущее состояние псевдокомпьютера, предоставляемое
пользователю. Конкретный процесс – это выполнение конкретного образа.
Любой образ включает образ памяти, значение общих регистров, состояние
открытых файлов, текущие директории – оглавления, справочники и др.
информацию. Образ процесса во время его выполнения размещается в
основной памяти (не менее 128Мб). Образ может быть откачан на диск, если
какому-либо приоритетному процессу потребуется место в основной памяти.
В современных версиях – это оптимизатор процесса.
Образ памяти делится на 3 логических сегмента: --СРП-сегмент
реентерабельных процедур (начиная с нулевого адреса в виртуальном
адресном пространстве). –СД-сегмент данных. –СС-сегмент стека.
Картинка. СД располаг. За СРП в сорону больших адресов. Сегмент стека
начинается со старшего адреса в виртуальном адресном пространстве и
растет вверх по мере занесения в него иформации, при вызове пограмм и
прерывании. СД в образе памяти содержит данные, записываемые и
считываемые т-ко одним конкретным процессом. Системные данные,
относящиеся к процессу хранятся в отдельном сегменте фиксированного
размера. Этот системный сегмент данных откачивается вместе с процессом.
Он содержит такие данные об активном процессе, как состояние регистров,
дескрипторов(описатели открытых файлов), данные для расчетов за
использованием ЭВМ, область рабочих данных, стек для системной фазы
выполнения процесса. Процесс которому принадлежит сегмент системных
данных непосредственно адресоваться не может.
Таблица процесса – когда процесс не активен, в ней хранится информация
о процессе. Она содержит: --имя процесса –расположение его сегментов
–информацию для планировщика. Таблица процесса существует во время всей
жизни процесса. Адресуется она из ядра ситемы.
Создание процессов. Новые процессы создаются с помощью системного
примитива (разветвления). Вызов этого примитива приводит к тому, что
текущий процесс расщепляется на 2 независимых, параллельных процесса,
называемых родительским и дочерним. Эти два процесса не имеют общей
первичной памяти, но совместно могут использоватьвсе открытые файлы.
Примитив EXEC дает возможность процессу выполнять файл. Он приводит к
замене текущего програмного сегмента и текущего сегмента данных на новые
соответствующие сегменты, к-ые задаются в файле. Прежние сегменты, если
их не зарезервировать, теряются (по умолчанию). Этот процесс выполняется
процессом программы, но не самим процессом.
Синхронизация процессов осуществляется при помощи механизма событий.
Все процессы ожидают событий, таблицы процессов ассоциируются с
событиями. События представляют собой адрес элемента таблицы своего
родительского процесса. В любой момент времени все процессы, кроме
одного стоят на примитиве – ожидании событий в ядре.
Планирование процесса. Процесс может выполняться в одном из двух
событий – пользовательском или системном. В пользовательском состоянии
процесс выполняет программу пользователя и имеет доступ к
пользовательскому сегменту данных. Главня цель планирования процессов в
Ю – обеспечение быстрой реакции для интерактивных пользователей.
Планирование процессов проводится в соответствии с приоритетами
процессов. Высший приоритет у процессов, к-ые обрабатывают события и
ожидания. Следущие по старшинству – связанные с работой дисков. События,
связанные с терминалами, временем суток, пользовательскими процессами
получают более низкий приоритеты. Пользовательским процессам
приписываются приоритеты в зависимости от кол-ва получаемого ими
процессорного времени. Процессы с большим временем имеют более низкие
приоритеты.
Процессы вталкивания и выталкивания. Процессы могут выталкиваться
(выкачиваться) во вторичную память и вталкиваться (подкачиваться). Как в
первичной, так и во вторичной памяти выделяется стратегия свободного
пространства, имеющего общее название (если процессу требуется
дополнительная память он её запрашивает непосредственно у ядра). Ему
выделяется новая, большая секция памяти, чтобы вместить процесс и всё
содержимое старой памяти копируется в новую область памяти вместе с
процессом, а старая область освобождается. Завершение процессов может
происходить аварийно (преднамеренно) при помощи примитива EXEC (выход)
или непреднамеренно, как результат запрещенных действий (для О.С.
сигналы или ловушки предписанные пользователем). Ловушки, связанные с
ошибками к программе, т.е. обращаться к некорректным адресам памяти или
попытка выполнить программу с несуществующим кодом операции. Для снятия
процесса в Ю используются директивы: interrubt – процедура прерывания,
quit – увольнение.
Файловая система UNIX. Файл – это множество символов с произвольным
доступом, его размер – число содержащихся в нём символов, на физическом
уровне до 1000000000 символов. В файле содержатся произвольные данные и
не имеет другой структуры, кроме наложенной пользователем.
Диск разбивается на 4 блока: 1.Неиспользуемый блок. 2.Управляющий
(суперблок) – содержит размер диска и др. областей. 3.i-список,
состоящий из описания файлов, наз. i-узлами. 4.Область для хранения
содержимого файла.
Каждый i-узел содержит: --идентификацию владельца –идентификацию
группы владельца –биты защиты –физические адреса на диске или ленте, где
находится содержимое файлов –время создания файлов –размер файла –время
последнего его изменения –число связей (ссылок на файл) –индикация
(является ли файл директорией, обычным файлом или специальным файлом).
Следом за i-списком идут блоки памяти, предназначенные для хранения
содержимого файлов. Пространство на диске, оставшееся свободным от
файлов образует связанный список свободных блоков. Т.о. файловая система
UNIX представляет собой структуру данных, размещенных на диске и
содержащую управляющий суперблок, в котором определена вся файловая
система в целом, массив i-узлов, в которых определены файлы в файловой
системе, сами файлы, совокупность свободных блоков. Выделение
пространства осуществляется блоками фиксированного размера. Таблица.
Каждый файл однозначно идентифицируется старшим номером устройства,
младшим номером устройства i-ым номером (индексом i-го узла данного
файла в массиве i-узлов). Когда вызывается драйвер устройства, но
старшему номеру индексируется массив входных точек в драйверы. По
младшему номеру драйвер выбирает одно устройство из группы идентичных
физических устройств. Файл директории, в котором перечислены имена
файлов позволяет установить соответствие между именами и самими файлами.
Директория образует древовидную структуру, на каждый физический обычный
файл, или файл устройства могут существовать ссылки (потенциальные
ссылки в различных узлах этой структуры).
В непривелегированных программах запись в директории не разрешена,но
при наличии паролей-приоритетов они могут быть прочитаны. Дополнительных
связей между директориями нет. Большинство системных директорий UNIX
используются для своих нужд. Один из них – корневой директорий, который
является базой для всей структуры директорий и считая его отправной
точкой можно найти размещение всех файлов. Файл не являющийся
директорией можно встречать в различеых директориях, иногда под разными
именами – это явление называется связыванием. Элемент директории,
относящийся к одному файлу называется связью. Такие связи в UNIXе имеют
равный приоритет.
Понятие оболочка. Оболочка в Ю – это механизм взаимодействия между
пользователем и системой. Т.е. это интерпретатор команд, который
считывает, набираемые пользователем команды и запускает выполнение
запрошенных системных функций. В отличие от ядра оболочка не
располагается резидентно в основной памяти, а подкачивается туда по мере
необходимости, т.е. она является прикладной программой и поэтому
пользователи могут писать свою индивидуальную оболочку для своих
прикладных програм (сценарий).
Транспортеры и фильтры. Транспортер – это открытый файл, соединяющий
два процесса. Информация записывается в транспортер на одном конце, файл
можно считывать на другом. Схемка. Синхронизация, диспетчеризация и
буферизация обеспечиваются UNIXом автоматически. Воспользовавшись
транспортерами между парами процессов можно организовать конвейер,
связав процессы друг с другом в линию. Оболочка обеспечивает конвейеры
линейной структурой. Процессы могут быть взаимосвязаны и более сложно.
Фильтр в сист. Ю – это программа с одним входным и одним выходным
потоками. В этом смысле Ю оставляет большое число фильтров. (например:
языковые процессоры в Ю не выводят листинга, их вывод направляется
фильтру, который печатает все необходимые листинги в едином
унифицированном формате.
Многозадачность (мультипрограммирование). Пользователь может задать
многозадачность, сопровадив команду знаком &. В этом случае оболочка не
ожидает завершения выполняемой команды. Она даёт приглашение на ввод
новой команды, продолжая выполнять предыдущую команду в фоновом режиме.
Вновь задаваемая команда может быть файлом, содержащем другие команды,
тем самым пользователь, работающий в интерактивном режиме может
запустить в качестве фона последовательность пакетных работ.
Windows.
MS в 1985 г. разработал первую версию Windows. Начиная с 1990 г.
появилось несколько новых модификаций. Обеспечивается возможность
одновременного выполнения нескольких программ и переключение с одной на
другую.
Обмен данными Windows: 1) Буферная передача данных; 2) Динамический
обмен данными; 3) Механизм связи и внедрения объектов (OLE-технологии);
4) Проектирование программных продуктов и систем (CASE-технологии).
Возможности для разработчиков.
Основная идея оболочки Windows — естественность представления
информации, которая должна представляться в той форме, которая
обеспечивает наиболее эффективное усвоение этой информации человеком.
Windows — замкнутая рабочая Среда. ( операции Windows могут
заканчиваться без выхода из нее. Это ОС графического типа, где юзеру не
нужно вводить директивы в виде текстовых строк. Все операции
поддерживаются мышью. Обеспечивается независимый запуск и выполнение
нескольких программ. Очень хорошая интеграция (встраиваемость программ).
Windows — мультиагентная Среда.
Режимы работы: 1) Стандартный; 2) Расширенный. Реализуются
параллельные процессы с автоматическим разделением во времени; 3) Работа
в режиме MS-DOS; 4) Режим виртуальной памяти.
Концепция RISC-архитектуры и транскьюторы.
RISC-машины обладают сокращенным набором команд. Идея RISC-
архитектуры порождена с одной стороны развитием сверхбольших
интегральных схем, а с другой стороны стремлением реализовать с
наименьшими аппратными средствами машины с большими вычислительными
возможностями. RISC-машины появились в начале 1980х годов.
Среднестатистические данные показали: 80% команд исполняются в
течение 20% машинного времени. Возникла идея разбиения сложной команды
на элементарные, добившись роста производительности.
Архитектура RISC-процессора: 1) Упрощенный и фиксированный состав
команд (одинаковая длина и структура); 2) Аппратная реализация
управления вместо микропрограммного; 3) Выполнение всех (большинство)
команд за 1 такт; 4) Осущ. доступа к памяти только через команды
загрузки в процессор и записи в запоминающее устройство.
Преимущества: 1) Сокращеееный набор команд позволяет строить
эффективные компиляторы; 2) Интенсивность исполнения больших регистровых
стеков уменьшает число обращений к памяти; 3) Снижение аппаратных затрат
улучшает надежность, технологичность.
Превосходство RISC-машин в 2-4 раза по производительности (по
сравнению с простыми). Проблема возможности применения языков высокого
уровня.
Транспьютер — компонент многопроцессорных систем. Эта ориентация
определяет значение транспьютора для реализации в ЭВМ 5го поколения.
Вычислительная система, состоящая из N транспьюторов с
быстродействием N операций в секунду ничего не теряет в суммарном
быстродействии N*N операций в секунду. Можно создавать
сверхвысокопроизводительные системы.
Первый транспьютер появился в 1979 г. (микропроцессор нового типа с
емкой памятью, с простым и быстродействующим ЦП, а также эффективными
средствами связи) связан с появлением языка высокого уровня Аккам (Мэт и
Баррон). Язык позволил описать систему, состоящую из набора
транспьюторов как ряд параллельных процессов, которые происходят
совмесно и независимо друг от друга. Особое внимание в транспьюторе
уделяется организации сквозных обменов при взаимодействии нескольких
транспьюторов.
Характеристики:
Память данных — 64 16разрядных килослова.
Память команд — 4 16разрядных килослова.
Скорость передачи данных по шине — 350 Mb в сек.
Скорость передачи (I/O) — 150 Mb в сек.
Диспетчер задач является основной ОС транспьюторов. Отслеживает
ресурсы, управляет процессами запуска и остановки задач, топология
транспьюторного ядра. Осуществляет управление ресурсами системы,
управление конфигурацией транспьюторного ядра, ведет статистику
выполнения задач, тестирует, собирает информацию об отказах.
Общие представления о системе БД.
Современные системы информации имеют различные назначения и объем
этой информации постоянно увеличивается. Основным требованием является
интеграция информации и эффективность обработки. В сис. БД
взаимосвязанные данные называются системой.
( сис., предназначенная облегчить труд человека. Кроме обычных форм
знаний требуется создание сложной модели реального мира.
! ЯДРОМ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ХРАНИМЫЕ ДАННЫЕ !
Данные описывающие конкретную предметную область должны храниться в
легко доступном виде.
Накопители данных: магнитные диски, стриммеры, CD, М/О диски и т.д.
Координатором БД выступает ОС. Говоря об обработке данных подразумевают
некоторую предметную область.
Объект — может быть человек, предмет, событие, место или понятие о
котором записаны данные. Клиенты, банковские счета и т.д.
Атрибут (элемент данных) — каждый объект харак-ся рядом атрибутов
(дом: габариты, цвет, размер участка. Клиент банка: ФИО, адрес,
идентификационный номер).
Значение данных.
Значения данных представляют действительные данные, содержащиеся в
каждом элементе данных. В зависимости от того, как элементы данных
описывают объект, их значения могут быть количественными, качественными
и описательными. Информацию о некоторой предметной области можно
представить несколькими объектами, каждый из которых описывается
несколькими элементами данных.
Данные — принимаемые элементами значения.
Экземпляр, объект — единичный набор, принимаемый элементами данных
значений.
Концептуальная модель — соответствующая модель объектов со
составляющими их элементами данных и их взаимосвязями. Объекты связаны
между собой. Концептуальная модель дает общее представление о потоке
данных в предметной области.
Ключевые элементы данных (идентификаторы) — элементы данных, по
которым можно определить другие элементы данных.
Кандидаты в ключевые элементы данных — иногда на практике однозначно
идентифицировать объект могут 2 или более элемента данных.
Выбирать ключевые элементы данных следует с определенной
тщательностью, так как это способствует созданию концептуальной модели
данных.
Запись данных — совокупность значений связанных элементов данных.
Значения, которые принимают элементы данных образуют запись.
Преимущества универсальных подпрограмм.
Универсальная подпрограмма (УП) обеспечивает заранее определенные
методы доступа, освобождая прикладного программиста от необходимости
кодирования, тестирования и отладки специфических методов. Реализует
обобщенные методы доступа, позволяя удалять, добавлять, заменять, и
искать данные. Обобщенные методы доступа распространены в ОС.
Методы доступа или УП гарантирует разную степень независимости от
физического хранения данных, при котором изменение физического хранения
могут отражаться в методах доступа и не требовать внесение изменений в
прикладные программы. Вместо отдельных подпрограмм могут применяться
универсальные методы доступа, поэтому прикладному программисту не нужно
писать программы обслуживания файлов данных.
(...)
Недостатки традиционной организации файдов данных: избыточность
данных (такое состояние данных, которое дублируется многими программами,
могут храниться в различных местах.
При отсутствии инструмента БД пришлось решать ряд сложных задач,
которые вызвали трудности недостаточных средств защиты хранимых данных,
неадыкватная процедура восстановления, трудности с ведением длинных
записей, трудности с адаптивностью, высокая стоимость программирования и
сопровождения, сложность процедур управления и эксплуатации ЭВМ.
Ограничение разделения данных.
Данная задача может возникнуть при обработке данных из различных
файлов. В этом случае программа управления ресурсами должна следить за
правильностью исполнения данных и чтобы не было избыточности данных из
различных файлов.

БД
БД — совокупность связанных данных конкретной предметной области
различного назначения. Определение данных и отношений между ними
отделены от процедурных предложений программы.
Разница между БД и файлом.
БД может иметь несколько назначений, соответствующих о различных
представлениях о хранимых данных. Несколько назначений может иметь и
файл, но соответствует только одному представлению. Несколько
представлений файла ( сортировка данных. Множество назначений БД
возникло из ее использования многими юзерами.
СУБД
Для интеграции файлов в БД и обеспечения различным юзерам различных
представлений от данных необходима система.
СУБД — Hard & Soft, программная логика и процедуры обеспечивающие
управление БД.
( СУБД создает возможность доступа к интегрированным данным, которые
пересекают операционные, функциональные организационные границы в
предметной области.
Недостатки интеграции данных:
Из-за интеграции отдельных данных в БД, юзеры теряют право
единоличного владения этими данными ( уменьшается достоверность данных.
Если не предусмотреть повышение мер недостоверности данных ( проблемы с
защитой в БД. ( интеграция в БД уменьшает секретность хранимой
информации.
Требования к СУБД: 1) Эффективность выполнения различных функций
предметной области; 2) Минимизация избыточности; 3) Предоставление для
процесса принятия решений непротиворечивой информации; 4) Обеспечение
безопасности; 5) Отсутствие повышенных требований к персоналу, связанное
с разработкой прикладных программ; 6) Реорганизация БД; 7)
Централизованное управление; 8) Упрощение эксплуатации ЭВМ.
БД должна: 1) Удовлетворять актуальным требованиям внешних юзеров,
обеспечивать хранение и модификацию больших объемов информации; 2)
Обеспечивать заданный уровень достоверности хранимой информации и ее
непротиворечивость; 3) Обеспечивать доступ к секретным данным только
спец. юзерам; 4) Возможность поиска информации по ключу; 5)
Удовлетворение требованиям по производительности обработки запросов; 6)
Возможность реорганизации и расширения при замене границ ПО; 7)Различные
виды выдачи информации; 8) Простота и удобство обращения к инф.; 9)
Обеспечивать возможность одновременного обслуживания большого числа
юзеров.
Администратор БД (АБД).
АБД — лицо, ответственное за выполнение функции администрирования БД.
АБД не обладатель БД, а ее хранитель. С усложнением предметной
области усложняются процессы формирования инф. и принятия решения (
расширение спектра функций аминистрирования БД. Главный принцип —
непротиворечивость данных.
АБД должен: координировать все действия по сбору инф. Ее
проектирование и ведение в целом. А также ЗИ.
Независимость данных.
Прикладному программисту для организации доступа к данным надо знать:
1)каков формат; 2) где распологаются; 3) как обратиться к ним.
Используя ту или иную БД и не зная ее внутреннего представления, этим
достигается независимость данных. Возникают модернизации, связанные с
экспортом и импортом файлов в БД (добавление и усечение БД).
Причины, порождающие необходимость независимости данных: 1) АБД
должен проводить изменения содержания, расположения БД; 2) поставщик
Hard & Soft обработки данных должен вводить новые технологии не требуя
перепрограммирования программ клиента.
Необходимо обеспечить разделение данных представляя их по разному
ограниченно прикладным программистам.
Защита АБД.
Два уровня независимости данных. Процесс проектирования БД начинается
с установления концептуальных требований ряда юзеров. Эти требования
интегрируются как единое обобщенное представление, из которого
образуется концептуальная модель предметной области.
Транслирование концеп. модели (адаптация) в ( совместимую область с
выбраннной СУБД.
Логическая модель — версия концеп. модели, которая может быть
обеспечена конкретной СУБД. Логич. модель отбражается в физическую
память.
Внешние модели — юзерам выделяются подмножества этой логич. модели.
Внутренняя модель — физмческая модель, специфицирующая размещение
данных, методы доступа, технику индексации.
Логич. модель обуславливается требованиями к СУБД, поэтому при замене
СУБД она также изменяется.
(схема №1)
Концеп. модель — требования отдельных юзеров. Логич. модель — версия
концеп. модели, которая может обеспечивать СУБД. Внут. модель —
физическая модель, учитывающая размещение данных, методы доступа,
индексирование.
Словарь данных (СД).
СД — централизованное хранилище сведений об объектах, составляющих их
элементов данных, взаимосвязями между объектами, их источниках,
значениях, использованиях и форматах представлени

Новинки рефератов ::

Реферат: Семейные отношения и формирование личности ребенка (Педагогика)


Реферат: Соединенные Штаты Америки (География)


Реферат: Деньги и их функции (Политология)


Реферат: Развитие творческих способностей у детей (Педагогика)


Реферат: Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток (Математика)


Реферат: Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве (Международные отношения)


Реферат: Документированный процесс движения кадров (Менеджмент)


Реферат: Внушение (Психология)


Реферат: Гражданское и семейное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Инструменты парикмахера (Косметология)


Реферат: Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего школьника в учебной деятельности и путей их преодоления (Психология)


Реферат: Стендаль "Красное и черное" (Литература)


Реферат: Получение моноклональных антител (Биология)


Реферат: Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани (Менеджмент)


Реферат: Анализ прибыли и рентабельности (Аудит)


Реферат: Связь открытия Федора Васильева с передовыми идеями западноевропейского пейзажа (Искусство и культура)


Реферат: Введение в психосоматику (Психология)


Реферат: Алюминий (Химия)


Реферат: Петровские реформы (Культурология)


Реферат: Создание порядка из хаоса (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист