GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Биологическое и социальное в человеке (Психология)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ

УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
Кафедра социологии и политологии



Биологическое и социальное в человеке



Контрольная работа



Студентки
заочного факультета
группа ГУЗ 01-40 Бурениной Г.И..
шифр 2399 – 303



Проверил:
зам. декана кафедры
социологии и политологии
Шарипов А.Р.



г.Салават, 1999 г.
Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения
было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится
в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой, по-гречески - псюхэ.
Платон (427-347) путём чисто философского размышления сделал величайшее
научное открытие. Он установил, что психика (душа) человека состоит из трёх
частей: Разума, Чувств и Воли. Весь духовный мир человека рождается именно
его Разумом, его Чувствами и его Волей. Не смотря на неисчислимое
разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет
ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых
элементов.
Платон, будучи великим педагогом, который учитывал состояние и уровень
духовного развития своих современников, своё открытие описал в виде мифа.
Душа, писал он в своих диалогах - это колесница, в которою впряжено Разум и
Чувства, а управляет ими Воля. Когда Разум, оторвавшись от земного, слишком
забирается в небесные высоты, то Воля осаждает его, возвращая к реальности;
когда же чувства, отяжелев, стремятся слишком опустится в земное,
похотливое, воля удерживает и повышает их. Вся колесница (душа, вся жизнь
человека) движется в том направление, которое ей указывает воля.
Структура природы человека.
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её
части: Природа биологическая, Природа социальная и Природа духовная.
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении
длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых
водорослей до Homo Sapiens. В 1974 году английский профессор Лики обнаружил
в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад.
От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные
обезьяны и люди.
В снятом виде возрастающая линия эволюции человека прошла, возвышаясь,
такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет
тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) -
синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец
(100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) -
человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что
наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время
выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно
установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ...
охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом -
съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек
значительно уступает подавляющему большинству представителей животного
мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит
катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет
проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в
тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у
него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная
походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям,
деградированная иммунная система...
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку
только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного
нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов,
функционирование которых служит материальной основой духовной жизни
человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора
головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного
роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за
всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1
миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются
неиспользованным "серым веществом".
В биологической природе человека генетически закладывается общее
состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из
четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и
флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый
человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и
молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет
родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного
второго идентичного.
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на
которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый
человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его
биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек
принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид
Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека.
Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит
стать человеком в полном смысле этого слова. Становление человека
происходит путём социализации новорождённого, то есть, если оперировать
изложенными нами выше категориями, на основе биологической природы
приобретать природу социальную.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества.
Общество - это объединение людей для совместного производства,
распределения и потребления материальных и духовных благ; для
воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение
осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах)
индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как
биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как
существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе
себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В
процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека
превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным
элементов общественной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную
природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение,
руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе
обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает
выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек
воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных
отношений...
Необходимо подчеркнуть, что в философии, начиная с Аристотеля,
общественная природа считалась не столько составной, сколько ведущей в
структуре человека. Некоторые ученые, сущность человека видели только и
исключительно в его общественной природе. Никто не станет отрицать
атрибутивности (неотъемлемой сущности) социальной природы человека. Но в
структуре природы человека такая же атрибутивность принадлежит
биологической и духовной природе в определении сущности человека.
Духовная (нравственно-духовная) природа человека. Биологическая
природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в
человека, биологического индивида - в личность. Существует множество
определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность -
это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его
биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность
- это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и
несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности
человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает
мировоззрение.
Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе
деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные
части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет
ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной
деятельности и волевых побуждений.
Соотношение Разума, Чувства и Воли того или иного человека при тех или
иных условиях неоднозначно. Указанные три элемента психики находятся между
собой в диалектической связи. При полном совпадении разума, чувств и воли
наступает коллапс: у человека нет внутренних духовных противоречий. Он что
думает, то и чувствует, так и действует - полная внутренняя гармония...
идиота. У нормального человека между разумом чувствами и волей постоянно
существует некоторая несогласованность. И пока мы "балансируем" между этим
составными психики, до тех пор мы и живём духовно. При полной же
разбалансировке между умом, чувствами и волей, когда мы одно понимаем,
другое чувствуем а в разлад с первым и другим действуем, наступает распад
духовного мира человека, распад (раздвоение) личности. Нормальные люди как
бы балансируют на натянутом канате между идиотом и распадом личности.
Учитывая всё это, известный австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд
говорил: "Каждый человек - психопат. Разница между людьми в этом отношении
заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не
подозревают об этом".
Природа человека диктует ему смысл его жизни.
Человек - единственное в мире существо, которое мучится вопросами
смысла жизни и ищет его. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил:
"Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его
смысла жизни - и вы увидите, каким жалким он будет".
Вопрос смысла жизни касается каждого человека. Мы как бы приходим в
мир, что бы найти ответ на этот вопрос и прожить осмысленную жизнь. Найти и
прожить! Но не только осмысленная жизнь, но и сам ответ на вопрос об
осмысленной жизни зависит не только от того или иного конкретного человека.
Он решается и осуществляется под влиянием необозримого количества
материальных и духовных факторов как объективного, так и субъективного
характера. И никто, кроме самого человека, не может за него решить этой
"проклятой" проблемы... Могут помочь, способствовать, мешать, лишать, но
решение - всегда лично за человеком, последствия его личных решений ложатся
лично на данного человека. Но вопрос о смысле жизни не является таким,
который полностью отдано на субъективное рассуждение и вкусы каждой
отдельной личности. Без личности вопрос о смысле жизни не решается, но и
сама личность его не решает, не всё в этой области зависит от личности.
Такова ситуация с проблемой смысла жизни, решение которой ложится на плечи
конкретного человека. Но возлагать эту проблему только на отдельную
личность человека... нельзя.
Значительная, хоть не вся, часть теоретических и практических ответов
на вопрос о смысле жизни стихийно задаётся человеку его природой,
структурными элементами этой природы. Рассмотрим всё это по порядку.
Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А
биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует,
чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы
воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается,
приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род,
родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы
быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность
своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род.
Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен
получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста,
возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка.
Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они
детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не
испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания,
общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в
свет детей, родители со временем должны ... освободить место для других.
Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это
естественный конец биологического существования любого биологического
индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения
биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков,
родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того,
чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-
однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после
оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего
возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения
после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у
человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически
трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается
преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что
биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А
поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если
человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему
становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки
зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении
нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к
безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом,
биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании
своего существования для воспроизводства рода человеческого для
воспроизводства Homo Sapiens.
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения
смысла его жизни.
Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве
от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести
потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими
только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека
и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом
прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и
всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является
единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo
Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим
поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования.
Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо
сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого
отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее
значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне
биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы
беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том
случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо
пожертвовать своей личной жизнью.
Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт
каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ.
Так, как уже отмечено выше, только в обществе новорождённый биологический
кандидат на человека становиться настоящим человеком. В следующей теме мы
более подробно рассмотрим особенности общества и его роль в жизни каждого
отдельного человека. Здесь же, в заключение, необходимо сказать, что
социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного
человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до
самопожертвования на благо общества, других людей.
Духовно-нравственная природа человека по признакам и филогенезу и
онтогенезу произрастает сначала на основе биологической, а затем и
социальной. По своему происхождению духовно-нравственная природа человека
вторична по отношению к его, человека, природе социальной и уже третья - по
отношению к природе биологической. Но только на духовно-нравственном уровне
начинает функционировать высший продукт эволюции природы - появляется дух.
После того, как человеку обеспечено согласно естественным потребностям все
необходимое для нормального свершения его биологического цикла, а также
состоялась социализация личности в результате усвоения ею достаточных
материальных и духовных богатства своего общества, только после этого
начинает проявлять себя духовно-нравственная природа человека. Человек
становится личностью в полном смысле этого слова. Отныне он имеет только
ему присуще мировоззрение, чётко видит себя в мире, осознаёт свою
уникальность и неповторимость. На таком самом высоком уровне своего
очеловечивания, созревания, человек в состоянии поставить перед собой, и
неизбежно начинает ставить вопрос о смысле своего собственного
существования.
Если биологическая природа человека диктует смысл жизни человека
своими зоологическими факторами, а его социальна природа диктует ему смысл
жизнь самим местом человека в обществе, то духовно-нравственная природа уже
не имеет каких-либо внешних факторов, принудительно диктующих человеку
ответ на вопрос о смысле его жизни. Здесь действуют факторы духовного
содержания. А дух, "плоти и костей не имеет", то есть не имеют
материального содержания. Это, во-первых. А во-вторых. Они действуют не изо
вне личности человека, а из самого духовного мира человека, - исходят и
действуют из его собственного внутреннего мира.
Дух - это свобода. В мечтах (то есть - в духе) человек, будучи рабом,
может видеть осуществление смысла своей жизни в том, чтобы быть царём;
будучи малограмотным, - стать великим учёным; будучи калекой - олимпийским
чемпионом по легкой атлетике; будучи уродом, - видеть себя Василисой
Прекрасной; безбожником - мечтать о чине епископа, папы римского или, даже,
стать самим Господом Богом. На красивую мечту про себя запрета нет. Вообще,
в процессе поиска смысла своей жизни человек, как правило, хочет стать не
тем, чем он есть в данный момент. В поисках смысла жизни мы всегда тянемся
всё вперед и выше. Всегда - вперёд, всегда - выше...
Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.
Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех
составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает
жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку
реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни
человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме
выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию
смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования
мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже
сказанное, но и повторять его.
По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то
самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и
функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер
появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с
становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается
под влиянием трёх факторов:
1. Естественно-биологического;
2. Социального;
3. Личностного.
Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека,
прежде всего, - фактора социального.

Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде
всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с
элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в
обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во
всем его многообразии является главным фактором формирования и типа
мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным
мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином,
рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине,
Белоруссии - православным.
На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его
семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду,
которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным
бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или
микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические
мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими
отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда
действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой
естественного закона.
Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование
мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно
осуществляется системой семейного, общественного и государственного
воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские
(пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы
общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла
жизни, идеал героизма, самопожертвования.
Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения
оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего,
бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера,
военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника,
агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные
интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе.
На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные
вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает
социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На
стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные
элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его
истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный
социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда
принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним
положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение.
Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению
мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только
перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя,
крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального
положения человека.
Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и
национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей
21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода
средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена
тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные
черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются
ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается
определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и
оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего,
в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка.
Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего
народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты
человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь
нации, народа.
Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих
на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать,
индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой,
так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся
сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.
Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в
состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и
в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В
результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего
человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир
материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир
материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира -
безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире
материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но
все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет
и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии,
художественного творчества, в том числе и заблуждений.






Реферат на тему: Биоэнергетический анализ Лоуэна


УРАО психолого-педагогический ф-т

Заочное отделение IV курс
Осенний набор методист: Яковлева Г.А.

Курсовая по специальности


клиническая психология


Николаевой А.С. рег.№ 9700716/01



ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА И ПРИЕМОВ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА ЛОУЭНА.



ПЛАН РАБОТЫ:

I. ВВЕДЕНИЕ
. Биоэнергетический анализ, исторические корни.
. Развитие Биоэнергетики.
. Связь с восточными методиками.

II. КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ
. Накопление, разрядка, течение и движение.

III.ЯЗЫК ТЕЛА.
. Каналы коммуникаций
. Взаимосвязь с окружающим миром.

IV.БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ.
. Перспективы биоэнергетического анализа
. Прикосновения в биоэнергетическом анализе.
. Психотерапевтическое прикосновение.
. Конгруэнтность прикосновения.
. Сущность терапии.

V. СТРАХ.
. Защиты
. Страх падения, боязнь высоты.

VI. СЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА.
. Оргастические расстройства мужчин.
. Оргастические расстройства женщин.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.



I. ВВЕДЕНИЕ.

Биоэнергетика - это путь познания своей личности через язык тела и его
энергетических процессов. Эти процессы, т.е. продуцирование энергии
посредством движения, являются основными функциями жизни. Насколько много
энергии имеет человек и насколько хорошо он ее использует, детерминирует
ответы человека на жизненные ситуации. Очевидно, что человек может
справляться с жизненными ситуациями более эффективно, когда имеет больше
энергии, которую он способен переводить и движение и экспрессию.
Биоэнергетика является также формой терапии, которая сочетает работу с
телом и "умом" и целью которой является помощь людям в разрешении их
эмоциональных проблем и реализации большинства их потенциала для получения
удовольствия и радости жизни. Фундаментальный тезис биоэнергетики - это то,
что тело и "ум" функционально являются идентичными. Это означает, что то,
что "приходит на ум", отражает то, что случилось в теле и наоборот.
То, как мы думаем может воздействовать на то, как мы чувствуем.
Обратное утверждение тоже верно. Более глубинно, и мышление, и чувство
обусловлены энергетическими факторами.
Энергетические процессы связаны с бодростью тела. Чем больше бодрости,
тем больше энергии, и наоборот. Ригидность или хроническая напряженность
ослабляют бодрость и уменьшают энергию. При рождении организм обладает
наибольшей подвижностью, изменчивостью состояний; при смерти ригидность
тотальная, всеобщая (rigor mortis). Мы не способны избежать ригидности,
которая приходит к нам с возрастом. То, что мы можем избежать, - это
ригидность и хроническая напряженность, которые появились в результате
неразрешенных эмоциональных конфликтов.
Каждый стресс продуцирует состояние напряженности в теле. В нормальном
состоянии напряженность исчезает, когда стресс уменьшается. Хронические
напряжения сохраняющиеся после провокации стресса, видоизменяются в
неосознаваемые телесные позы (muscular set). Такие хронические мышечные
напряжения разрушают эмоциональное здоровье, так как уменьшают
индивидуальную энергию, ограничивают подвижность (естественную спонтанную
игру и движения мускулатуры) ограничивают самоэкспрессию. Сказанное
становится очевидным, когда снята хроническая напряженность и человек снова
приобретает свою бодрость и хорошее эмоциональное самочувствие.
Работа с телом в биоэнергетике включает как манипулятивные процедуры,
так и специальные упражнения. Манипулятивные процедуры состоят из массажа,
контролируемых надавливаний, мягких прикосновений для расслабления зажатых
мускулов. Упражнения призваны помочь человеку войти в контакт с его
напряжениями и снять их путем соответствующих движений. Важно знать, что
каждый зажатый мускул зажат некоторым движением. Эти упражнения развивались
в ходе более чем двадцатилетней терапевтической работы с пациентами.
Упражнения проделываются в терапевтических сеансах, в залах и дома. Люди,
которые практикуют эти упражнения, отмечают их позитивный вклад в энергию,
настроение и работу.
Эти упражнения могут помочь приобрести большее самообладание, со всем,
что этот термин подразумевает. Это будет происходить путем: 1) увеличения
состояния вибраций тела; 2) "заземления" ног и тела; 3) углубления дыхания;
4) обострения сознавания; 5) увеличения способов самовыражения. Эти
упражнения могут также улучшить фигуру, поднять на большую высоту
сексуальные чувства и содействовать вашей самоуверенности. «Однако это -
упражнения, и эффект во многом зависит от того, что вы внесете в них. Если
их выполнять механически, вы возьмете минимум из этих упражнений. Если вы
выполняете их принудительно, - их влияние будет крохотным. Если вы
выполняете их, соревнуясь с кем-то, - вы ничего не испытаете. Однако если
вы выполняете их тщательным образом и с интересом в вашем теле, -
позитивные эффекты удивят вас.» ( Lowen A.,L. The way to Vibrant health.
1977. Р. 3-6. Перев. В.Ю. Баскакова. )

. Биоэнергетический анализ, исторические корни.

Биоэнергетический анализ развился из классического психоанализа. В
начале 1930-х один из учеников Фрейда, Вильгельм Райх начал применять в
психотерапевтических сеансах непосредственную работу с телом, которую он
называл вегетотерапией. В частности он применял глубокое и свободное
дыхание для усиления и уяснения эмоциональных реакций. Ученики Райха -
Александр Лоуэн и Джон Пиерракос (Alexander Lowen, John Pierrakos)
продолжали развивать этот метод, представляющий сегодня биоэнергетический
анализ (Lowen 1958, 1975). В основе метода используются глубокие связи
между ментально-психическими и физическими процессами (Reich, 1971, речь
идет о "функциональной идентичности" психики и тела). Наиболее важные
переживания человека находят свое выражение не только в ментально-
психической деятельности, но также и в теле, где они отражаются в позе,
паттернах реакции и нарушениях подвижности, в дыхании и экспрессивных
движениях. Эти телесные паттерны представляют "характерную структуру",
которая влияет на самовосприятие, самоуважение, образ-Я и базовые паттерны
взаимодействия с окружающей средой.
Лоуэн был учеником Райха с 1940 по 1952г., а с 1942 по 1945г. Райх был
его аналитиком. За много лет до встречи с Райхом, Лоуэн занимался
исследованиями взаимоотношений между психикой и телом. В 1930г. он был
спортивным директором в нескольких летних лагерях и обнаружил, что
регулярная физическая активность не только улучшает физическое здоровье, но
и положительно влияет на душевное состояние. В ходе исследований он
знакомится с идеями Эмиля Джакуса-Далкроуза и концепциями Э.Джейкобсона по
прогрессивной релаксации и йоге. Эти работы подтвердили его убеждение в
том, что можно влиять на ментальность, работая с телом, но их подход его
полностью не удовлетворил.
Идеи Райха захватили его воображение с первых моментов знакомства.
Райх начал курс лекций с дискуссии о проблеме истерии. Психоанализ,
указывал Райх, дал возможность объяснить подлинные движущие силы в
истерическом конверсионном синдроме. Это была сексуальная травма, которую
человек пережил в раннем детстве и которая в последующие годы была
полностью вытеснена и забыта. Вытеснение и последующие превращения
вытесненных чувств в симптом составляли движущий фактор в болезни. Райх
верил, что при вытеснении первоначальной причины травмы происходило
подавление сексуальных чувств. Это подавление создавало предрасположенность
к истерическому симптому, который вырывался наружу благодаря позднему
сексуальному инциденту. Для Райха подавление сексуальных чувств вместе с
характерной позой, которая сопровождала их, составляло истинный невроз.
Симптом сам по себе был только его внешним проявлением. Обсуждение этого
элемента (поведения и отношения пациента к сексуальности) вводило фактор
«целесообразности», «выгоды» в проблему невроза. Термин «выгода» относится
к силам, которые являются предрасполагающими для развития невротических
симптомов.
Невротическая личность поддерживает равновесие тем, что связывает свою
энергию мышечным напряжением, ограничивая свое сексуальное возбуждение. У
здорового человека нет ограничений, и его энергия не блокирована, в
мышечном панцире и поэтому доступна для сексуального удовольствия и любого
другого творческого выражения. Его энергетическая структура функционирует
на высоком уровне. Низкий уровень организации энергии характерен для
большинства людей и является причиной склонности к депрессии, что можно
считать всеобщим свойством нашей культуры.
Курс Райха по характерному анализу закончился в январе 1941г. весной
1942 Лоуэн начал свою индивидуальную терапию у Райха. «Однажды он сказал:
«Лоуэн, если Вам интересна эта работа, то существует только один способ
погрузиться в нее – это через терапию»». (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия,
которая работает с телом» с.10)
В то время Райх называл свою терапию «Характерной аналитической
вегетотерапией». Характерный анализ был его большим вкладом в
психоаналитическую теорию, за что он высоко ценился среди аналитиков.
Вегетотерапия была направлена на мобилизацию чувств через дыхание и другие
телесные техники, которые активизировали вегетативные центры (ганглии
автономной нервной системы) и высвобождали «вегетативную» энергию.
Вегетотерапия представляла собой прорыв от чисто вербального анализа к
прямой работе с телом.
В конце 1945г. Лоуэн занимается собственной практикой.
Райхом был сделан значительный вклад в психоаналитической работе с
телом. Кго объяснение сущности структуры характера и доказательство его
функциональной идентичности с телесной позой были важным продвижением в
нашем понимании поведения человек. Он представил концепцию оргастической
потенции как критерий эмоционального здоровья, чем она, несомненно,
является, и показал ее физическую основу для наличия рефлекса оргазма в
теле. Он расширил наши знания о телесных процессах тем, что открыл значение
и важность непроизвольных реакций тела. Он создал сравнительно эффективную
технику для лечения расстройств в эмоциональной (непроизвольной) жизни
человека.
Для работ Лоуэна, самый большой вклад Райха был в том, что он
обрисовал центральную роль, которую тело должно играть в любой теории
личности. Его работа обеспечила основу, на которой строится здание
биоэнергетики.

. Развитие биоэнергетики.

В 1957г. умирает Райх. Лоуэн решает возобновить терапию с коллегой
Дж.Пирракосом. в результате этой совместной работы зародилась новая
терапия, названная биоэнергетикой. Основные упражнения, используемые
теперь, сначала были опробованы и испытаны на самом Лоуэне, таким образом,
он знал из личного опыта, как они работают и что они могут сделать.
Терапия с Пирракосом продолжалась почти три года. Качественно она
совершенно отличалась от терапии Райха. В ней было меньше опыта спонтанного
движения, шла главным образом работа с телом. Работая над собой, Лоуэн
разработал основные позы и упражнения, которые сейчас являются стандартом в
биоэнергетике.
Биоэнергетика – это терапевтическая техника, помогающая человеку
вернуться к своему телу и в полной степени насладиться своим телом. Это
особое значение понятия тела включает в себя сексуальность, которая
является одной из основных функций, а также даже более важные функции:
дыхание, движение, чувственность и самовыражение. Если он не двигается
свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он
сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует
жизнь своего тела. (А.Лоуэн «Терапия которая работает с телом» с.31)
Цель биоэнергетики – помочь людям снова обрести их первичную природу,
которая является условием свободы, состоянием грациозности и качеством
красоты. Свобода есть отсутствие сдерживания внутреннего потока чувств,
грация – выражение этого потока в движении, в то время, как красота – это
проявление внутренней гармонии. Которую вызывает данный поток. Они означают
здоровое тело и, следовательно, здоровый разум.
Лоуэн считал, что у языка тела, или телесного языка, две части. Одна
имеет дело с телесными сигналами и выражениями, которые дают информацию о
личности, другая – с вербальными выражениями, которые направлены на
определение телесных функций. (например, выражение «дойти до самой
сердцевины» «отдать сердце»). Чувство любви ассоциируется у нас с сердцем.
Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может быть
жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям.

. Связь с восточными методиками.

Во время работы с Райхом, Лоуэн осознал некоторое сходство между
практической йогой и райхианской терапией. В обеих системах основной акцент
делается на важности дыхания. Различие между двумя школами мышления
заключалось в их направлении. Йога направлена вовнутрь, к духовному
развитию, райхианская терапия – наружу, к творчеству и удовольствию.
Согласование этих двух взглядов, конечно, необходимо, и биоэнергетика может
помочь в этом. Некоторые передовые учителя йоги в Индии выразили свое
личное отношение к биоэнергетическому пониманию тела – понимание, которое
дает им возможности адаптировать техники йоги к западным потребностям.
Другие восточные дисциплины, ориентированные на тело, стали популярны
во многих западных странах. Наиболее известными являются китайские
упражнения тай чи чуань. Как йога, так и тай-чи (тайцзи) подчеркивает
важность восприятия тела, достижение координации и грации и приобретение
духовного сознания через идентификацию с телом. В этом они сильно
отличаются от западных физкультурных программ, которые направлены на силу и
контроль.
Еще Юнг признавал практику медитации тайцзи за метод, аналогичный
процессу терапии, - внутреннего развития за счет исцеления тех элементов
психики, которые состоят в конфликте. Он однако предостерегал от
механического перенесения элементов восточной традиции на почву западной
культуры. По его мнению, простое присвоение этого опыта должно происходить
не за счет его внутреннего копирования, а посредством адаптации и синтеза с
собственной культурой.
По пути, указанному Юнгом, пошел и Александр Лоуэн, использовавший и
опыт психоанализа, опыт восточного транса. Может быть, здесь трудно
говорить собственно о трансе, особенно на первой стадии формирования его
концепции, поскольку с восточным идеями он встретился позже. Через
некоторое время, уже ведя собственную практику, он с изумлением обнаружил,
что многие упражнения, которые он предлагал пациентам, имеют соответствия в
тайцзицюань. По его мнению, эта система, параллельная биоэнергетике. Оба
метода стремятся к сходным целям с помощью сходных средств - гармонизации
отношений между индивидуумом и окружением, которая достигается
гимнастическими и дыхательными упражнениями и медитацией.
Подчеркивая роль сознательного контакта с собственным телом и дыханием
и вдохновения, возникающей при идентификации с телом (это проповедует йога
и тай цзицюань), биоэнергетика придает большую роль экспрессии в сфере
внутреннего мира. Однако, как и в восточной практике биоэнергетические
упражнения могут достигать своей цели, если будут выполняться с выраженным
личным отношением к ним и с пониманием их смысла.
Ключевую роль в биоэнергетике играет получение жизненной энергии. Ее
свободное поступление в организм обусловливает состояние психофизического
здоровья. Блокировка ее поступления путем напряжения мышц разных частей
тела вызывает психические и соматические расстройства, рассматриваемые в
этой системе в единстве, подобно тому, как единым целым является весь
организм. Осознание и разрядка мышечных блоков означает осознание и
разрядку подавленных причин, их вызвавших. Достичь их можно в определенной
степени через тело. Этому способствуют гимнастические и дыхательные
упражнения, которые делают возможным свободный доступ энергии и разрядку
подавленных эмоциональных причин.
Углубленное дыхание является фактором, который легче всего позволяет
достичь этих ощущений, а также повысить уровень и проходимость потока
энергии. Здесь имеется в виду брюшное дыхание, поскольку Лоуэн, подобно
восточным учителям, считает, что живот является жизненным центром человека.
Диафрагма, наподобие поверхности Земли, отделяет светлое от темного,
сознание от подсознания. Проведение энергии ниже этой границы посредством
брюшного дыхания позволяет сознанию соприкоснуться с его подсознательными
корнями и интегрировать личность на всех ее уровнях. Это ведет к поиску
ощущения равновесия и безопасности, а также к полному контакту с
собственным опытом в результате приостановки подавляющих функций центра
сознания.
Другим фактором, "укореняющим" сознание, является собственный контакт
тела с полом, так называемое "чувство опоры". Так как углубленное дыхание
позволяет войти в контакт с нашим нутром, более выраженное чувство опоры
позволяет найти лучшую опору в реальной действительности - крепче стать на
собственные ноги. Расслабление брюшных мышц, которые слегка напряжены, как
у культуриста, а также сгибание колен помогает крепче стоять на земле не
только в прямом, но и в переносном смысле.
«Даже беглый взгляд на биоэнергетический подход к терапии показывает,
что здесь можно найти много общего с гимнастическими упражнениями
тайцзицюань и их теорией. Прием энергии и ее блокировка как источник
болезненных расстройств, гимнастические и дыхательные упражнения, как метод
раскрепощения этих блоков, важность сгибания колен и контакта с полом,
углубленное брюшное дыхание и другие более специфические совпадения
позволяют трактовать обе системы как родственные и даже предполагать
наличие восточного транса в биоэнергетике.
Наряду со сходствами есть и различия. Важнейшим из них представляется
роль, которую играет регулирование подавленных сознанием эмоций. В
биоэнергетике это происходит параллельно расслаблению мышечных блоков, и
дыхательно- гимнастические техники рассматриваются как основное средство
достижения этой цели. В тайцзицюань процесс разблокировки подавленных
эмоций почти не проявляется полностью». («Доктор Н.Тайцзицуань и
психотерапия» 1988, с.34-41.Перев.И.Л.Резниченко.)

II. КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГИИ.

. Накопление, разрядка, течение и движение.

Биоэнергетика – это изучение человеческой личности с точки зрения
энергетических процессов организма. Райх постулировал основную космическую
энергию, которую он называл оргоном и которая не имела электрической
природы. Китайские философы предлагают в качестве исходного положения два
вида энергии, противоположные друг другу, инь и янь. Эти энергии являются
основой китайской медицинской практики, называемой акупунктурой, некоторые
результаты которой изумляли западных докторов.
Лоуэн принимает основное предположение, что энергия участвует во всех
жизненных процессах – движении, ощущении, мышлении – и что эти процессы
остановятся, если снабжение организма энергией будет серьезно прервано.
Например, недостаток пищи истощит энергию организма так серьезно, что может
наступить смерть. Прекращение поступления кислорода при нарушениях дыхания
также может привести к смерти, яды, блокирующие метаболическую активность
организма и таким образом уменьшающие его энергию, также приводят к
подобному исходу.
Существует прямая связь между личностью и энергией. Энергетическое
состояние индивидуума так или иначе отражается на его поведении. Например,
импульсивный человек не может выдержать длительного возрастания уровня
возбуждения, ему необходимо разрядиться как можно быстрее.
Отношение энергии и личности наиболее ясно проявляется при депрессии.
Несмотря на то, что депрессивная реакция и депрессивная тенденция являются
результатом взаимодействия сложных физиологических и физических факторов,
одна вещь абсолютно ясна: личность в состоянии депрессии подавлена
энергетически. Кинематические исследования показывают, что человек,
находящийся в депрессии, совершает только около половины тех спонтанных
движений, которые он производит в нормальном состоянии. Такому человеку
можно помочь с помощью биоэнергетики нарастить его энергию. «Самый быстрый
способ – это повысить уровень получаемого кислорода, т.е. заставить его
дышать более глубоко и полно. Важным является то, что, если дыхание
становится более активным, то уровень энергии увеличивается. Когда человек
заряжается энергией, в его ногах может появиться мелкое непроизвольное
дрожание, или вибрация.» (А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает
с телом» с.35)
Концепция энергетического заряда также не может обсуждаться без учета
энергетической разрядки. Живой организм функционирует, только если
существует баланс между энергией заряда и разрядки, который поддерживает
уровень энергии, согласующийся с нашими потребностями и возможностями.
Повышение уровня энергии в человеке не может быть достигнуто простой
зарядкой его через дыхание. Путь самовыражения должен быть открыт через
движение, голос и глаза, чтобы разрядка энергии была больше. Нередко это
случается спонтанно в процессе зарядки.
«Концепция потока требует некоторого уточнения. Поток означает
движение внутри организма, наилучшим образом сравнимое с течением крови.
Когда кровь течет по сосудам, она несет продукты обмена и кислород к
тканям, обеспечивая их энергией, и удаляет отработанные продукты окисления.
Но она является чем-то большим, чем просто посредник; это энергетически
заряженная жидкость организма. Кроме крови в организме существуют другие
энергетически заряженные жидкости: лимфа, интерстициальная и межклеточная
жидкости. Поток возбуждения не ограничен кровью, а путешествует по всем
жидкостям тела. Энергетически все тело можно рассматривать как единую
клетку с кожей вместо мембраны. Внутри этой клетки возбуждение может
распространяться по всем направлениям или протекать в определенных
направлениях, зависящих от природы нашего реагирования на раздражение. Этот
взгляд на организм как на одну клетку, не отрицает тот факт, что внутри
него находится очень много специализированных тканей, нервов, кровеносных
сосудов, слизистых оболочек, мышц, желез и т.д., и все они взаимодействуют
как части одного целого для обеспечения жизни всего организма». (А.Лоуэн
«Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.38)
во всех наших произвольных движениях также присутствует непроизвольный
компонент, представляющий неотъемлемую часть подвижности организма. Этот
непроизвольный компонент, который согласуется с произвольными действиями,
отвечает за жизненность или спонтанность наших действий и движений. Когда
он отсутствует или снижен, у телесных движений появляется механическое,
безжизненное качество. Слияние сознательных и бессознательных элементов или
произвольных и непроизвольных компонентов дает начало движениям, которые
имеют эмоциональное звучание, хотя являются координированными и
эффективными действиями. Эмоциональная жизнь человека зависит от
подвижности его тела, которая в свою очередь является функцией потока
возбуждения, проходящего через него. При нарушениях этого потока появляются
блоки, проявляющиеся в тех местах, где уменьшена подвижность тела.
Т.к. тело является энергетической системой, оно энергетически
полностью взаимодействует с окружающей средой. Кроме энергии, получаемой
при сгорании пищи, человек повышает свой энергетический тонус или
аккумулирует энергию при контакте с позитивными силами. Солнечный ясный
день, красивый пейзаж, счастливый человек обладают стимулирующим эффектом.
Сильнее заряженный человек более устойчив к негативным влияниям. В то же
время он положительно действует на других, особенно когда поток возбуждения
в организме свободный и полный. С такими людьми приятно находиться рядом, и
все мы это интуитивно чувствуем.
Биоэнергетика опирается на простое предположение, что человек не может
существовать отдельно от своего тела, в котором он живет и посредством
которого выражает себя и вступает в контакт с окружающим миром. То, что
человек чувствует, также можно прочесть по положению тела. Эмоции являются
телесными проявлениями, они – это движения или жесты внутри тела,
обобщенным результатом которых является некое внешнее действие. Отношение
человека к жизни или его личный стиль отражается в том, как он держит себя,
в его осанке, и в том, как он двигается.
Человек является целостной суммой своего жизненного опыта, каждая
часть которого зарегистрирована в его личности и структурно отражена в его
теле. когда человеческий организм растет, от добавляет к личности слои,
каждый из которых остается действующим и функционирует во взрослом
человеке. Когда они доступны индивидууму, они составляют целостную личность
свободную от конфликтов. Если любой слой или любое переживание подавлено и
не имеет силы, человек находится в конфликте, и, следовательно, ограничен.
Качества, которые каждый слой добавляет к жизни, могут быть суммированы
следующим образом:
Младенец - любовь и удовольствие
Ребенок - творчество и воображение
Мальчик или девочка - игривость и развлечение
Юноша - романтика и приключение
Взрослый - реальность и ответственность.

III. ЯЗЫК ТЕЛА.

Биоэнергетика не рассматривает тело как просто машину. Изолированное
от тела сердце является насосом, иначе говоря: если сердце не было включено
в общую жизнь тела, оно было бы только насосом. Но оно вовлечено настолько,
что это делает его сердцем, а не насосом. Сердце также является
неотъемлемой частью тела, и в этом аспекте своего функционирования оно
делает больше, чем перекачивает кровь. Оно принимает участие и вносит свой
вклад в жизнь тела. Телесный язык признает эти различия, и это важно.
Сердце также означает центр, или ядро, кроме того чувство любви у нас
ассоциируется с сердцем.
Биоэнергетика проявляет интерес к тому, как человек обращается с
чувством любви. Закрыто его сердце или у него отрытое сердце? Открыто ли
оно для мира или закрыто? Отношение человека ко всему может быть определено
по выражению его тела, но чтобы сделать такой вывод, необходимо понимать
язык тела.
Сердце заключено в клетку из кости, грудную клетку. Эта клетка может
быть жесткой или мягкой, неподвижной или способной к реакциям. Ее качество
может быть оценено ощупыванием, когда замечаешь, что мышцы сжаты и
поверхность грудной клетки не поддается мягкому надавливанию. Подвижность
грудной клетки видна при дыхании. У большого количества людей грудная
клетка не движется вместе с дыханием. Выпячивание грудной клетки является
формой вызова, неповиновения.
Первый канал коммуникации для сердца проходит через рот и горло. Это
первый, младенческий канал, так как младенец с помощью губ и рта достигает
материнской груди. Однако ребенок не делает это исключительно при помощи
губ и рта, он также устанавливает контакт с помощью сердца. При поцелуе мы
сохраняем осознание этого момента как выражение любви. Но поцелуй может
быть жестом любви или выражением любви; разница в том присутствует там
сердце или нет, а это зависит от того, открыт или закрыт канал коммуникации
между ртом и сердцем. Зажатое горло и напряженная шея могут фактически
блокировать любые проходящие чувства. В этих случаях сердце относительно
изолировано, закрыто.
Второй сердечный канал коммуникации проходит через руки – от начала
до кончиков пальцев так как они предназначены для того, чтобы прикасаться.
В этом случае образом любви является нежное мягкое и заботливое
прикосновение материнской руки. И здесь также, если действие должно быть
выражением любви, чувство должно пойти от сердца и влиться в руки. Течение
чувств или энергии к рукам может быть заблокировано напряжением плечей или
спазмами в мышцах кистей. Напряжение в плечах развивается, когда человек
боится ударить сплеча или набросится с кулаками. Напряжение в мелких мышцах
кисти является результатом подавления побуждения схватить или сжать,
царапать или душить.
Третий канал коммуникации от сердца к миру спускается вниз через
талию и таз к половым органам. Секс является актом любви, но является ли он
просто действием или выражением искренних чувств, снова вопрос того,
участвует ли в этом сердце. Когда чувство любви к партнеру сильное,
сексуальное переживание интенсивное и достигает уровня возбуждения, что
делает кульминационный пик или оргазм, экстатическим явлением. Хроническое
мышечное напряжение, блокирующее свободное течение возбуждения и чувства,
часто обнаруживается в диафрагме, мышцах, окружающих таз, и в верхних
частях ног. Расслабление мышц с помощью как физического, так и
психологического подхода позволяет людям начать чувствовать «целостность».
У женщин сердце имеет прямую и непосредственную связь с грудью,
которая эротически и гормонально отвечает на импульсы, проистекающие из
сердца. При сексуальном возбуждении соски наливаются кровью и выпрямляются,
при кормлении молочные железы выделяют молоко.
Лоуэн считал, что сердце является центром всей терапии.

. Взаимодействие с окружающим миром.

«Функции плеч, рук и кистей рук делают свой вклад в телесный язык.
Человек «взваливает на свои плечи ответственность», если он несет ее он
«расталкивает локтями себе дорогу», если агрессивен; и «берет в руки
оружие», когда встречает опасность. Если кто-то «держи себя в руках», мы
гордимся им. Чье-то участие в делах описывается как «иметь свою руку»».
(А.Лоуэн «Биоэнергетика, терапия, которая работает с телом» с.66)
Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит
больше осязательных нервных окончаний, чем любая другая часть тела.
Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта
кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях
прикасание является чувственным контактом с другим лицом.
Связь между прикасанием и узнаванием ставит важный вопрос перед
терапией. Традиционный психоанализ с его избеганием любого физического
контакта между пациентом и аналитикам, из-за страха, что подобный контакт
может пробудить сексуальные чувства, поставил барьер между двумя людьми,
которые нуждаются в соприкосновении друг с другом более непосредственным
способом, чем через слова. При прикасании к телу пациента терапевт может
ощутить в нем многие вещи: мягкость и жесткость его мускулатуры, сухость
его кожи, жизненность его тканей. Через свое касание он может передать
пациенту идею, что он чувствует и принимает пациента как физическое
существо и что прикасание является естественным способом контактирования.
Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его
заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее
прикосновение было выражением нежной и ласковой заботы матери.
Подробнее о прикосновении мы поговорим в разделе прикосновение в
биоэнергетическом анализе.
Следующая, наиболее важная, область взаимодействия заключается в
отношении человека к земле. Каждая поза, которую мы принимаем, каждый шаг,
который мы делаем, включает в себя это отношение. Переход к прямому
положению перемещает напряжение на мышцы спины, сосредоточенные в пояснично-
крестцовой области.
При правильном стоянии человек должен быть заземлен. Ступни должны
довольно ровно стоять на полу, своды стоп должны быть расслаблены, но не
сильно. Уравновешенная личность устойчиво стоит на ногах, масса ее тела
полностью распределена между носками и пятками, если масса человека
перенесена на пятки, как это случается, когда он стоит со сведенными
коленями, то человек физически не сбалансирован. Легкий толчок в грудь
легко опрокинет его назад, особенно если он не готов к сопротивлению.
Перенесение массы тела на носки делает человека готовым к движению вперед,
придавая ему агрессивное положение. Так как балансирование не является
статическим явлением, то оно требует постоянного регулирования положения
тела человека и делает необходимым осознание важности его ног.
В биоэнергетике заземление означает возвращение человека на реальную
почву. Заземление противоположно подвешенности. Однако, как многое в
биоэнергетике, оно также имеет буквальное значение, а именно установление
достаточного контакта с землей, на которой человек стоит.
Биоэнергетически говоря, заземление выполняет такую же роль в
энергетической системе организма, какую выполняет заземление в
электрической цепи высокого напряжения. Оно обеспечивает клапан
безопасности для разрядки избыточного возбуждения. В человеческой личности
накопление заряда также может быть опасно, если человек не заземлен.
Человек может разделиться на части, стать истеричным, испытывать
беспокойство или упасть духом. Опасность особенно велика у слабо
заземленных людей, состояние которых находится на границе с
шизофреническим. Лоуэн и его помощники вводят в практику сочетание
упражнений для этих людей, которые увеличивают заряд (дыхание), с
упражнениями, разряжающими напряжение (выражение чувств), и упражнениями,
которые заземляют человека.
Необходимо понимать энергетическую взаимосвязь между ступнями и
землей. Это делает заземление одним из важнейших объектов в
биоэнергетической работе.

Положение человека в жизни (т.е. его основная позиция как
человеческого существа) ярко отражается его телом. Зажатость ощущается как
напряженность и пережатие выходов из таза: анального, уретрального и
генитального. Во многих психологических исследованиях показано, что резкое
ослабление эго вместе с сопутствующим чувством унижения и поражения плюс
тенденция сдерживать чувства являются типичными для ин

Новинки рефератов ::

Реферат: Высокоскоростные сети (Программирование)


Реферат: Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира (Политология)


Реферат: Самозванцы и самозванчество в России (История)


Реферат: Криминальная субкультура (Психология)


Реферат: Культурные и психологические особенности жителей Египта (Психология)


Реферат: Природа процесса принятия решения (Менеджмент)


Реферат: Биотехнологии в освоении Мирового океана (Биология)


Реферат: Национально-освободительное движение на Украине в 40-50-х гг. ХХ ст.: история и проблемы исторических оценок (История)


Реферат: Развитие транспорта и торговли в первой половине XIX века (История)


Реферат: Защитные формы альтруизма (Психология)


Реферат: Геополитика США и России (Политология)


Реферат: Наказание (Уголовное право и процесс)


Реферат: Менеджер и его функции (Менеджмент)


Реферат: Государственная Дума 1993-1996 гг. (История)


Реферат: Образы коммунистов в Поднятой целине (Литература)


Реферат: Самооценка (Психология)


Реферат: Учет расчетов с использованием векселей (Бухгалтерский учет)


Реферат: Коррозия и защита металлов (Химия)


Реферат: Художественная культура и познавательный туризм Греции (Туризм)


Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве (Педагогика)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист