GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Интернет-зависимость и ее психологическая характеристика (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Интернет-зависимость и ее психологическая характеристика (Психология)



Секция «Психология в современной жизни»



Пономарева
Елизавета,
ученица МОУ
средняя школа
№8
с углубленным
изучением
иностранных
языков,
11 класс.
Руководитель –
Матвеева
Людмила
Дмитриевна,
Педагог-
психолог.



г.Смоленск

2003 год



1. Введение. Компьютеризация, последствия ее влияния на
человека………………………………………………..3
2. Интернет-зависимость и ее психологическая
характеристика………………………………………....4-12
2.1. Интернет, его «патологическое использование»…...4-7
2.2. Интернет-зависимость и симптомы этой «болезни».7-10
2.3. Причины зависимости от Интернета…………….....10-12
3. Основные пять типов интернет-зависимости………..12
4. Виртуальное «зависание»……………………………...12-18
4.1. Виртуальный «психодром»………………………….14-16
4.2. Виртуально-сетевой роман………………………….16-18
5. Результат исследования интернет-зависимости у старшеклассников школы
№8………………………...19
6. Заключение…………………………………………….20
7. Приложение……………………………………………21
8. Список используемой литературы…………………….22
9. Указатель ссылок на используемый источник информации23



В последние годы наблюдается компьютеризация всех сфер общественной жизни.
Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских
учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Быстрое распространение новых
информационных технологий становится одним из атрибутов современности.
Рост количества пользователей компьютерных технологий, распространение
компьютерных сетей, типа Интернет, различного рода программ – факторы, так
или иначе влияющие на каждого. В результате компьютеризации человечество
столкнулось с проблемой последствий этой связи «компьютер-психика». О ее
актуальности говорит тот факт, что в 1996 году в американской официальной
классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел
«кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и
стрессами в результате продолжительного пребывания в виртуальной
реальности. Некоторые специалисты ведут речь о появлении так называемого
синдрома «Интернет – зависимости», когда человек «поглощается»
информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет
чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности от
настоящей реальности. (1)
Знакомясь с информацией по этой проблеме, которую я черпала преимущественно
из средств массовой информации, психологических исследований и печатных
изданий, я узнавала все больше и больше интересного и полезного для себя и
роли, влиянии, значения Интернета на его пользователей.
Цель моего реферата: раскрыть понятие зависимости от Интернета, показать
причины ее возникновения.



Интернет, его «патологическое использование».

В Чикаго на ежегодном собрании американских психологов был введен термин
«патологическое использование Интернета».
Так что же такое Интернет и почему его использование люди называют
патологическим?
Internet – это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая
между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть
ARPAnet, которая была создана в конце 60-х годов по заказу Министерства
Обороны США. Принципы организации этой сети оказались настолько удачными,
что многие другие учреждения стали создавать собственные сети на тех же
принципах. Эти сети стали объединяться между собой, образуя единую сеть с
общим адресным пространством подобно тому, как все телефонные станции
одного города поддерживают единую систему номеров. Эта единая сеть стала
называться Internet. До середины 90-х годов Internet использовался в
основном для пересылки электронной почты. Были доступны и другие
возможности: телеконференции – обмен мнений с помощью электронных писем;
серверы новостей – рассылка новостей по темам; файловые серверы – хранилища
файлов, которые пользователь может получить в виде письма, направив
специальный запрос. Пользоваться перечисленными возможностями было не так-
то просто, поэтому до 1993 года Internet использовался в основном лишь в
научной среде.
Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и
широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном
переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или Web).
Это содержащаяся в Internet всемирная распределенная база документов.
Каждый компьютер, имеющий постоянное подключение в Internet, можно
использовать в качестве Web-сервера и поместить на него документы, которые
желательно сделать общедоступными. Присоединившись к Internet, пользователь
должен ввести лишь свое имя Web-сервера, и на экран выводится картинка (Web-
страница) встроенного справочника. На ней могут находиться тексты, рисунки
и другие объекты. Выбрав мышью любой из них, вы перейдете к
соответствующему документу. Выбирая различные ссылки, вы можете за
несколько минут побывать на Web-серверах в десятках разных стран.
Простота доступа к Web-страницам привела к тому, что к Internet стал
подключаться самый что ни на есть массовый пользователь – всем сеть
Internet интересна, полезна, а многим даже жизненно необходима. Количество
пользователей стало лавинообразно расти – в несколько раз в год. На Web-
серверах стала размещаться различная информация – сведения о фирмах,
реклама товаров, советы по эксплуатации и техническая документация на
товары и т.д. Политические партии и общественные организации публикуют в
сети материалы о своей деятельности, программы и воззвания. На Web-серверах
университетов можно прочесть научные труды их сотрудников, сведения о
приеме и выпуске студентов и учебные планы. Многие газеты и журналы выходят
сразу и в печатном и в электронном виде как Web-документы. Имеется также
огромное количество информации по финансам, бизнесу, промышленности,
спорту, культуре, развлечениям, хобби – практически по всем сферам
человеческой деятельности. (2)
Как техническая система, российский интернет существовал уже в 1991 году,
ежегодно численность пользователей удваивалась, и в конце первого полугодия
1991-го года аудитория российского интернета, по данным, СОМСОN, составляла
2,4-3% (1,3-1,6 млн. человек).
В США, для сравнения, 33% населения пользуется сетью, в Канаде около 25%, а
в Европе эти цифры широко варьируются.
В целом по России, 60% аудитории интернет имеют высшее образование. Как
правило, это люди с относительно высокими доходами.
Исследование фонда «Общественно мнение» показало, что примерно четверть
россиян – оптимисты и именно среди оптимистов наиболее высока доля
приобщенных к интернету (12%) и ориентирующихся на его использование 50
(%)! (3)
Щупальца глобальной сети уже внедрилась во многие сферы человеческой
деятельности, и влияние интернета продолжает расти.
Например, для сферы бизнеса, интернет становится не только дополнительным
сбытовым каналом, но и мощным инструментом ведения бизнеса. Сфера
образования получила не только обширные коллекции рефератов в помощь
студентам, но и новые образовательные технологии. Для науки интернет -
огромная библиотека, инструмент взаимодействия с коллегами. Это позволяет
ей развиваться более интенсивно, оперативно реагировать на появление
практической деятельности.
Сегодня важную роль интернет-технологий понимают и используют не только
компьютерщики, специалисты, преподаватели, но и студенты, и школьники.
Каждому пользователю Интернета известно, что такое электронная почта.
Название говорит само за себя. С помощью электронной почты письмо дойдет до
адресата, находящегося, скажем на другом конце земного шара максимум за
час.
IRC – аббревиатура, обозначающая такую услугу Интернета, как возможность
общения сразу с несколькими пользователями Интернета в реальном времени.
Представьте себе: вместо того, чтобы разговаривать по телефону с одним
собеседником, вы подключаетесь к сети с помощью клавиатуры общаетесь сразу
с кучей незнакомцев. Да, часто в IRC общаются совершенно незнакомые люди. И
тут приходится соблюдать определенные меры безопасности. Поэтому принятый
здесь стиль общения на первый взгляд покажется странным. Один из известных
зарубежных авторов книг по интернету М.Пайк пишет:
«В большинстве каналов существуют вопросы и темы, которые не следует
поднимать. Считается неприличным давать вопросы о поле, сексуальной
ориентации или семейном статусе участников. Такие вопросы совершенно
неприемлемы и могут вызвать серьезное противодействие. При подсоединение к
новому для вас каналу вопрос «есть ли тут мальчик/девочка?» влечет
немедленное отключение».
Общение по интернету часто не проходит даром. Оно невольно заставляет
предположить «виртуального» собеседника, в сети человек чувствует себя
спокойнее, что тут думать о внешности и всем остальном не надо (т.е. не
имеют значения внешность, коммуникативные умения и т.д.).
М.Пйак справедливо отмечает: «Для некоторых IRC является местом, где можно
отдохнуть и сбежать от реальной жизни.». общаясь в интернете, можно сказать
все, что вздумается, не заботясь об ответственности.(4)
Максимум, могут отключить с того канала, где вы «нагрубили». Потом обычный
человек начинает переносить полюбившиеся привычки и вольности виртуального
мира в реальный. Он начинает проявлять бестактность и безответственность
уже не в сети, а в реальной жизни. В Интернете так же есть игры, которые
получили распространение. Они привлекают своей массовостью, одновременно в
игре может находиться несколько сотен участников, живущих на разных концах
земли. Словно по мановению волшебной палочки они оказываются в виртуальном
городе с множеством людей, и каждый между делом может пообщаться с кем-
нибудь из них, заняться бизнесом и т.д.
Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако просто
«проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое
пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все
время и все мыли человека. Привыкание, как заметили американцы, имеет ту же
природу, что и патологическое стремление к азартным играм.

Интернет – зависимость и симптомы этой болезни.

Так что же, можно заболеть Интернетом? Ведь Интернет – это не вирус,
попавший в кровь. От соединения с сервером и путешествия по информационному
простору вовсе не вытекает возникновения «патологической» зависимости.
Вопрос о том, что работа в Инетренте может стать источником болезни, и
является наркоманией в буквальном смысле слова. (5)
Другие говорят, что «не очень ясно, правомерно ли вообще говорить об
Интернет-зависимости. Web-серфинг, очевидно, является не столь
разрушительным занятием, как употребление наркотиков. Непонятно также, где
пролегает граница между невинным увлечением и болезненным пристрастием:
куда, например, отнести любовь к музыке? (6)
Третьи утверждают, что сеть предоставляет возможность приятно провести
время и не вызывает физиологической зависимости. Это «экологически чистый»
помощник от стрессов. (7)
Я же отношусь в мнению тех, кто советует завсегдатаем сети все-таки
заботиться о своем здоровье и задумываться о том, как и зачем вы
используете Интернет.
Как правило, со стороны чью-то зависимость от интернета увидеть несложно.
Одна школьница рассказывала: «Раньше я не понимала старшего брата, который,
приходя домой, бросал сумку и, включая компьютер, соединялся с интернетом.
У монитора он мог сидеть часами, как загипнотизированный. Но это еще что!
Потом, зарегистрировавшись и получив свое имя в сети, я повела себя так же.
Порой не успеваешь поесть, сделать уроки, пообщаться с реальными друзьями,
но уж в сети посидишь вволю. Утром, встав немного пораньше читаешь
электронную почту, а вечером с братом споришь о том, кто из нас сегодня
будет «чатиться» (от английского “chat” – болтовня, разговор)». (8)
Налицо, как видно, сужение круга интересов, уход «сетевого клиента» от
реальной жизни. Но пока еще можно говорить лишь о степени заболевания
подобных пользователей Интернета. Их болезнь, как правило, прогрессирует до
определенного уровня, а затем протекает хронически. И вот кто-то уже днями
и ночами навязчиво ищет общения в сети, кто-то слишком много времени
уделяет сетевым играм и ест бутерброды, уткнувшись в монитор.
Университет в Hertfordshire провел исследование. Оно основывалось на опросе
445 пользователей в Великобритании, и его результаты были предоставлены
Британскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е. зависимыми себя
считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся в Интернете и
считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себя зависимым,
около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не только
подростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подвержены
гуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятие
зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают
сильную склонность к виртуальному общению. (9)
Исследование, проведенное Кимберли Ян психологом из Питтсбургского
университета в Бредфорде, вызвало новую волну дискуссий по вопросу
наркотического пристрастия к интернету.
Исследования Ян опирается на результаты ответов 196 человек на составленный
ею тест (кстати, он доступен по адресу – www.netaddiction.com). Около 25%
респондентов отметили, что попали на крючок в течение первых шести месяцев
активной работы в Сети, еще 58% приобрели зависимость в течение года. При
этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с
другими пристрастиями (алкоголизм, наркомания, азартные игры), а 54%
испытывали депрессию. Поскольку на вопросник Кимберли Ян отвечали люди,
заведомо испытывающие определенные проблемы (плюс незначительное число
любопытных), выборка, очевидно, не представительна для всей Интернет-
популяции. Критике специалистов подвергся и сам набор вопросов психолога.
Основываясь на результатах опроса, а так же используя статистические данные
по распространенности алкоголизма, Ян пришла к выводу о том, что 5-10%
людей, активно использующих Интернет в своей практике, испытывают
определенные проблемы. Исследовательница полагает, что наибольший урон
карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени,
проведенного он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй
план. По результатам исследования психолог приводит методику для
преодоления пристрастия. (10)
У современного человека множество возможности приятно провести время, но он
ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть
не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую. Это
может послужить аргументом в ее защиту: сеть – «экологически чистый»
помощник от стрессов.

Причины зависимости от интернета.

Лаборатория труда Института психологии РАН изучал стресс у пользователей
ЭВМ, основное внимание уделяя неблагоприятным реакциям человека в процессе
компьютеризированной деятельности. Ими отмечены значительные
физиологические изменения у пользователей ЭВМ: КГР, ЧСС, АД, появление
многочисленных жалоб на беспокойство, раздражительность, нервозность,
снижение настроения, повышенную утомленность, нарушение сна. Зрительное,
мышечное, умственное утомление.
Как известно, освоение любой новой деятельности, под которой можно понимать
и компьютеризацию, включает в себя как необходимое условие контроль
(произвольный и непроизвольный) над действиями, с другой стороны – в
качестве самоконтроля как свойство личности и показателя развитости
мотивационно-волевой сферы.
Были проведены экспериментальные исследования, получены результаты и
сделаны следующие выводы:
1. В качестве основного фактора, определяющего отношение человека к
компьютеризации трудовой деятельности и его фиксацию на субъективных
трудностях, выступает утрата контроля над деятельностью, связанная с
неосвоенностью новой ситуации.
2. Стрессогенность фактора утраты контроля над деятельностью определяется
взаимодействием объективных условий и мотивационно-волевой диспозицией
личности – модусом контроля над деятельностью. Основной устойчивости
испытуемых к стрессу и ориентации на достижении успеха является высокая
продуктивность деятельности без значительного психического напряжения в
сочетании с активностью, инициативностью, уверенностью в себе и
оптимистической оценкой ситуации.
3. Если доминирующей чертой личности испытуемых является высокая
тревожность, то отсутствие уверенности в себе и высокая чувствительность
к неудачам обуславливает их низкую активность в жизни и стремление
избегать ситуаций, способных нанести ущерб самооценке. Вынужденно
оказавшись в ситуации утраты контроля, они склонны реагировать ростом
внутренней напряженности, которая не позволяет разрешать эти ситуации
оптимальным образом.(11)
Казалось бы, что профессиональная деятельность пользователей ЭВМ и работа
пользователей Интернета имеет мало общего. Но проблема, которую испытывают
и те и другие, похожа: модус зависимости при работе с компьютером.
Эксперимент Лаборатории труда помогает понять причины психической
зависимости пользователей Интернета.
Глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователя объясняется
так же и спецификой, ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности»,
которыми выступают «погружение», т.е. ощущение присутствия в виртуальном
мире и интерактивность, т.е. возможность взаимодействовать с объектами
этого мира и влиять на них.
Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности
пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это
еще одна причины, объясняющая пристрастие к Интернету.
Интернет – зависимость связана с такой проблемой современности. Согласно
данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из
распространенных стратегий проведения современной молодежи в трудных
жизненных ситуациях. Например, компьютерная игра становится механизмом
бегства определенной части детей и молодежи от реальности. Уже существуют
концепции, согласно которым «алкоголем» постиндустриальной эпохи были
наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.
Пользователям с синдромом Интернет – зависимости необходима психологическая
и психотерапевтическая помощь.



1. Киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению
порносайтов и занятиям киберсексом.
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам – у всех ваших друзей в имени есть
символ @.
3. Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах
и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные
путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
5. «Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom,
Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты).



Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как
общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека
целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с
этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-
зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder).
Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен
Голдберг. Ученый исходил из предложения о том, что у человека может
развиться патологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от
собственных действий и эмоций. По мнению ведущих специалистов,
возникновение интернет-аддикации не подчиняется законам формирования
традиционных зависимостей, например, от сигарет, наркотиков, алкоголя, а
также азартных игр. Если для приобретения последних требуются годы, то
интернет-зависимость наступает гораздо быстрее. Как показывают данные
психологов, подавляющее большинство людей приобретают интенет-синдром в
течение полугода после начала работы в интернете.
Интернет-расстройствам более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие
высшего образования, тогда как специалисты по компьютерным сетям
приобретают интернет-зависимость крайне редко. Среди подверженных
зависимости преобладают мужчины, они составляют 67%. Однако, по данным
исследования, проведенным Университетом Хертфордшира (Великобритания), пол
в данном виде заболевания роли не играет.
Недавно ученые получили данные о том, что среди тех, кто страдает интернет-
зависиомстью, очень часто встречаются люди, подверженные другим
зависимостям – алкоголики, патологические игроки или сексуально
озабоченные. Одним словом, за проявлениями зависимости от Интернета нередко
скрываются другие психические отклонения.
Пребывание в сети дает возможность человеку ощутить себя в роли творца,
пересоздать собственную жизнь и окружающий мир. Специалисты утверждают, что
люди, «подсевшие» на интернет, в действительности очень часто одиноки или
испытывают проблемы в общении. Кимберли Янг, одна из главных специалистов
по киберболезням, выяснила, что интернет-зависимые, как привило, «пасутся»
в чатах. Янг отмечает, что если обычные пользователи занимаются
преимущественно сбором информации, то интернет-зависимые «зависают» на
общении.
Человек, заболевший интернет-зависимостью, стремиться уйти от своих
жизненных проблем в виртуальный мир и там изменить свое психическое
состояние. Вместо решения проблемы «здесь и сейчас» он выбирает
искусственное перемещение в идеальную жизнь. Конечно, подобное поведение
свойственно всем людям, но проблема патологической зависимости возникает
тогда, когда стремление отключиться от реальности начинает доминировать, и
становится центральной идеей человека.
По данным проведенных социологических опросов, в интернете людей привлекает
анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-
зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют сеть для
получения социальной поддержки, психологического и сексуального
удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», которое получает
признание окружающих таким образом. Привыкание к интернету можно определить
как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ.

Виртуальный «психодром».

Как и любое заболевание, интернет-аддикация имеет свои психологические
последствия. Одним из них является постоянное увеличение количества
времени, которое человек проводит в виртуальной реальности и как следствие
этого пренебрежение настоящими друзьями и семьей.
Так, недавно американский суд лишил родительских прав 35-летнюю жительницу
мать Флорида Пэм Олбридж, которая так увлеклась интернетом, что перестала
уделять должное внимание двум своим детям 7 и 8 лет. После развода с мужем
она поставила в своей спальне компьютер, повесила на дверь замок и
проводила у машины целые сутки, не отвечая не призывы детей. После
проведенного психологического обследования, специалисты обнаружили у миссис
Олбридж признаки «синдрома интернета».
Еще одним следствием интернета является состояние депрессии без компьютера.
Американские психологи провели опрос 200 человек с целью сравнения их
реакции на другие стрессовые ситуации. Результаты показали, что каждый
восьмой из участников эксперимента считает сбой в работе большим
несчастьем, чем разрыв отношений с другом; 68% опрошенных заявили, что
посещение тещи по сравнению с компьютерным сбоем просто ерунда; 38%
предпочли бы ездить на работу в набитом битком автобусе, чем увидеть на
мониторе слова: «Обнаружена ошибка. Требуется перезагрузка.»
Инетрнет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и
интересы близких. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к
обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься
от всех, кто пытается ограничить его использование интернета. Подобно
алкоголикам, которые скрывают свою зависимость, интернет-зависимые начинают
лгать о количестве времени, проведенного в интернете.
У больных часто возникают финансовые проблемы. Например, в 1996 году одна
американка потратила около 800 долларов в месяц на оплату он-лайн-счетов.
Вместо того чтобы уменьшить количество времени, проведенного в сети, и
избежать больших расходов, люди не останавливаются до тех пор, пока на их
счету не закончатся все деньги. Однако сегодня все провайдеры в США
предоставляют бесплатный доступ к сети.
Конечно, физический вред здоровью интернет-зависимость не так очевидна, как
цирроз печени при алкоголизме или высокая вероятность инсульта при
использовании кокаина. Риск для здоровья при использовании интернета
минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в
интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и
использует интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до
шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и
других тонизирующих средств способствую появлению постоянной усталости и
ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо
заболевания резко повышается. Вдобавок сидячий образ жизни может привести к
возникновению проблем с позвоночником, а неправильное освещение в ночные
часы – к различным заболеваниям глаз.
Недавно американский доктор Дэвид Льюис обнаружил новый компьютерный
синдром, который получил название FAT-синдрома, что в переводе означает
предпраздничное беспокойство из-за технологических новинок.
Оказывается, большинство родителей испытывает нервное потрясение перед
праздниками. Так как взрослые значительно хуже своих детей разбираются в
новых технологических штучках, они бояться выглядеть технофобами и
приобрести не самое последнее слово компьютерной техники. И при этом
родители предпочитают молча страдать и покупать игрушки, не разбираясь в
том, что они из себя представляют.
В то же время слишком увлеченные игры на новоприобретенных «Dreamcast», а
для счастливчиков и «Playstation 2», могут быть весьма опасны для здоровья
детей. Чрезмерное использование игровых манипуляторов в большинстве случаев
приводит к повторяющимся травмам. Доктор Диана Макгрегор приводит в
качестве примера случай с 11-летним мальчиком, который после многочасового
сидения с пультом в руках начал испытывать настолько острые боли в
предплечьях, что даже не мог держать карандаш.


Виртуально-сетевой роман.


Трудно себе представить, что муж, который, никогда не проявляя открытого
интереса к эротической литературе, станет «скачивать» непристойные
картинки. А жена, у которой никогда и в мыслях не было позвонить в службу
секса по телефону, будет посещать эротические чаты или заниматься сексом по
телефону с мужчиной, с которым она познакомилась в интернете. Однако это
так. Более того, по статистике, счастливые браки, длившиеся 15,20 или даже
25 лет, заканчиваются разводом после трех или четырех месяцев
киберзависимости.
Вообще киберсекс и романтические беседы представляются безобидными
развлечениями, ведь люди порой живут за тысячи километров друг от друга. Но
при всей кажущейся безобидности подобные интрижки наносят непоправимый вред
реальным отношениям между супругами – они просто не оставляют времени для
живого общения. Киберсексуальное приключение, как правило, начинается с
просмотра порнографии или занятий кберсексом. По данным проведенных
исследований, мужчины обычно смотрят порнографию, а женщины предпочитают
сразу переходить к делу. В большинстве случаев общение с таким он-лайн-
«друзьями» выглядит весьма волнующе.
Интернет создает привлекательные условия для занятий виртуальным сексом. Во-
первых, анонимность электронных связей позволяет многим тайно посещать
эротические чаты, не боясь быть узнанными или пойманным своим супругом.
Сохраняется в тайне место жительства и работы виртуального любовника.
Обычно компьютерное любовное приключение начинается в чатах, где люди могут
общаться в реальном времени, подписываясь выдуманными именами. Именно
анонимность и приватность посылаемых сообщений могут стать первыми шагами к
возникновению киберзависимости. Очень скоро безобидные беседы могут
превратиться в эмоциональные разговоры, которые перерастают в виртуальную
измену.
Часто любопытная жена или муж заходят в чат под псевдонимами. Сначала они
просто хотят убедиться в безобидности виртуальной измены, которая и не
кажется таковой из-за отсутствия физического контакта. Но вскоре супруги
начинают тщательно скрывать друг то друга свое время препровождение в
интернете.
По уверению специалистов, для совершения киберизмены совсем не обязательно
получать удовлетворение от занятий киберсексом. Исследования показывают,
что жена, которая чувствует себя одинокой рядом с мужем, вполне довольна
тем, что в разнообразных чатах она окружена множеством виртуальных
любовников. Сексуально неудовлетворенный муж за считанные минуты может
превратиться в неутомимого Казанову, за которого будут драться все женщины.
У киберзависимых людей наблюдаются изменения в характере, настроении и
поведении. Например, нежная и ласковая жена может стать холодной и
безучастной, а веселый и жизнерадостный муж – спокойным и серьезным. Как
показывают исследования, интернет-зависимые люди теряют интерес в реальным
сексуальным партнерам.
Легкая возможность бегства от реальной, полной стрессов жизни завлекает
человека в виртуальный мир фантазий. Виртуальные отношения кажутся вполне
идеальными. Но не стоит забывать о том, что сам по себе интернет –
нейтральное средство получения новой информации, а бесконечно интересным и
живым делает его фантазия человека.
В США уже созданы клиники для лечения интернет-зависимости. В Гарварде,
штат Массачусетс, врач-психиатр Марисса Орзак открыла клинику для лечения
компьютерной зависимости еще в 1996 году. На своих сеансах психиатр
старается определить причину, по которой интернет так притягивает к себе
пациентов. «Мы не можем обращаться с больными как с алкоголиками,- поясняет
Марисса,- так как в современном мире компьютеров полное воздержание
невозможно. Мы пытаемся лечить эту болезнь как, например, расстройство
аппетита» Если последствия зависимости от алкоголя или наркотиков хорошо
изучены, то возможность долговременного наблюдения за интернет-аддикацией
отсутствует. На разработку этой области не претендует никто, кроме
клинических психологов. Доктор Кимберли Янг создала в Бредфорде, штат
Пенсильвания, клинику лечения интернет-зависимости он-лайн. Пациенты со
всего мира могут получить у нее консультацию по телефону, по электронной
почте или задать вопрос на форуме клинки. Так, 50-минутное участие в форуме
клинки обойдется интернет-наркоманам в 89 долларов.



В ходе работы над темой «Интернет-зависимость и ее психологическая
характеристика» я провела небольшое диагностическое исследование в форме
опроса, целью которого было изучение отношения старшеклассников нашей школы
к компьютеру и интернету. Для этого мною была разработана анкета, состоящая
из десяти вопросов закрытого характера. Я использовала письменный вариант
опроса учащихся (см.приложение, стр.21).
Было опрошено 90 учащихся девятых, десятых, одиннадцатых классов школы №8.
Результаты анкетирования:

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | |
|А |0% |66% |30% |6% |7% |88% |0% |58% |93% |8% | |
|Б |23% |16% |57% |20% |80% |6% |90% |42% |7% |35% | |
|В |77% |18% |9% |63% |9% |6% |10% |0% |0% |57% | |
|Г | | |4% |11% |4% | | | | | | |

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Старшеклассники считают интернет полезным открытием.
2. У учащихся старших классов школы №8 наблюдается потребность в интернете,
которая, прежде всего, помогает в учебе.
3. Большинство старшеклассников не опасается влияния компьютера и
интернета на их здоровье.
4. У 13% наблюдается, на мой взгляд, синдром интернет-зависимости.



Сложная реальность.

В своем реферате я попыталась раскрыть понятие Интернет – зависимости, дать
ей психологическую характеристику и рассмотреть причины этого явления.
В ходе работы над рефератом я столкнулась с фактом, свидетельствующем о
том, что синдром Интернет – зависимости мало описан в научной литературе
нашей страны. В основном исследования по данному вопросу ведутся за
рубежом.
Таким образом, изучение проблемы «компьютер-психика» пока еще не закончено,
и нам предстоит узнать много неизвестного сегодня о «подводных течениях»
Интернета в реке нашей жизни.
Заканчивая свою работу я делаю следующие выводы:
1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и
сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей
роли интернета.
2. Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно
нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной
реальностью и приобретают психическую зависимость.
3. На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции
от личности пользователя.
4. Зачастую Интернет – зависимость – это следствие гиперкомпенсации
внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях
Интернет хотя бы частично помогает человеку.
5. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот
противоядие Интернет – зависимости.
Говорят, что Интернет – благо «нового поколения, которое выбирает пепси». Я
согласна с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во
благо.

Анкета.

1. Сколько вам лет?
а) 0 – 10;
б) 11 – 15;
в) 16 и старше.
2. Где вы пользуетесь компьютером?
а) дома;
б) у друзей;
в) в клубе.
3. Сколько времени вы проводите в интернете?
а) менее двух часов в месяц;
б) более двух часов в месяц;
в) более двух часов в день;
г) более пяти часов в день.
4. Какие сайты в интернете вы посещаете чаще всего?
а) сайты знакомств;
б) игровые, развлекательные сайты;
в) поисковые сайты;
г) сайты, где есть чат-комнаты.
5. Какова ваша потребность в интернете?
а) отношусь равнодушно;
б) периодически возникает потребность выйти в интернет;
в) испытываю ежедневную потребность в интернете;
г) не представляю свою жизнь без интернета.
6. Как влияет интернет на ваше общение с окружающими?
а) никак не влияет;
б) с появлением интернета стал (а) меньше общаться с друзьями;
в) интернет заменяет мне реальное общение;
7. Влияет ли интернет на вашу учебу (работу)?
а) не влияет;
б) интернет помогает мне учиться (работать);
в) мешает учебе (работе);
8. Как вы считаете интернет влияет на ваше здоровье?
а) не влияет;
б) влияет незначительно;
в) здоровье значительно ухудшилось.
9. Ваше отношение к интернету.
а) считаете полезным открытием;
б) вам все равно;
в) считаете, бесполезной тратой времени;
10. Сколько времени вы пользуетесь интернетом?
а) меньше года;
б) больше года;
в) больше трех лет.



1. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при
компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал
т.21, №1, 2000г., стр.75-68.
2. Бирюков В. «Сеть и наркомания». Компьютерный еженедельник «Компьютерра»
№16, 1998г., стр.13-15.
3. Вересаева О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». Психологическая
газета №12, 1996 г., стр.4-6.
4. Дроздов А.Ю. «Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о феномене
компьютерной агрессивности». М., 1997 г.
5. Кудрявцев В. «Интернет, или «экологически чистый» наркотик». Журнал
«Воспитание школьников» №5, 1995 г., стр.35-40.
6. Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователей». Краткий курс. М., 1997 г.
Наталья Боровкова, журнал «Человек и наука», статья 3«Виртуальное
зависание», февраль 2002 год.



Указатель ссылок на используемый источник информации.
1) – Дроздова А.Ю. «Издержки «виртуального зазеркалья», или кое-что о
феномене компьютерной агрессивности».

2) – Фигурнов В.Э. «IBM PC для пользователей». Краткий курс.

(3), (9) – Вересаева О. «Психология и интернет на пороге XXI века».

(4), (5), (7), (8) – Кудрявцев В. «Интернет, или «экологически чистый
наркотик».

(6), (10) – Бирюков В. «Сеть и наркомания».

(11) – Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стессоустойчивости при
компьютеризации профессиональной деятельности».

(12) – Анкета «Исследование интернет-зависимости» у старшеклассников школы
№8.




Реферат на тему: Интроспекция
МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ



«Интроспекция»
Авторизованный реферат по курсу
«Экспериментальный метод в психологии»



Фамилия, имя, отчество студента
Номер зачетной книжки
Руководитель (преподаватель)

Рецензент ____________________________



З/О


МОСКВА - 2002 год

Содержание


Содержание 2


Экспериментальный метод в психологии 3


Метод интроспекции и проблема самонаблюдения 4


Заключение 15


Литература: 16


Экспериментальный метод в психологии

Психология – это наука о самом сложном, что пока известно человечеству.
Ведь психика – это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в
виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно
прибавить слово «самая»: ведь мозг человека – это самая
высокоорганизованная материя, известная нам.
Кроме того, психология находится в особом положении еще и потому, что в
ней как бы сливаются объект и субъект познания.
В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и
размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет
стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его
явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.
Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить
закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в
психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой
экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную
науку


Метод интроспекции и проблема самонаблюдения

В психологии сознания метод интроспекции (букв. «смотрения внутрь») был
признан не только главным, но и единственным методом психологии.
В основе этого убеждения лежали следующие два бесспорных
обстоятельства.
Во-первых, фундаментальное свойство процессов сознания непосредственно
открываться (репрезентироваться) субъекту. Во-вторых, «закрытость» тех же
процессов для внешнего наблюдателя. Сознания разных людей сравнивались в то
время с замкнутыми сферами, которые разделены пропастью. Никто не может
перейти эту пропасть, никто не может непосредственно пережить состояния
моего сознания так, как я их переживаю. И я никогда не проникну в образы и
переживания других людей. Я даже не могу установить, является ли красный
цвет красным и для другого; возможно, что он называет тем же словом
ощущение совершенно иного качества!
Я хочу подчеркнуть, казалось бы, кристальную ясность и строгость
выводов психологии того времени относительно ее метода. Все рассуждение
заключено в немногих коротких предложениях: предмет психологии – факты
сознания; последние непосредственно открыты мне – и никому больше;
следовательно, изучать их можно методом интроспекции – и никак иначе.
Однако простота и очевидность каждого из этих утверждений, как и всего
вывода в целом, только кажущиеся. В действительности в них заключена одна
из самых сложных и запутанных проблем психологии – проблема самонаблюдения.

Нам и предстоит разобраться в этой проблеме.
Мне хотелось бы, чтобы на примере рассмотрения этой проблемы вы
увидели, как много значат в науке критичность и одновременно гибкость
подхода. Так, на первый взгляд очевидный тезис начинает расшатываться от
того, – что к нему подходят с других точек зрения и находят незамеченные
ранее оттенки, неточности и т. п.
Давайте же займемся более внимательно вопросом о том, что такое
интроспекция, как она понималась и применялась в качестве метода психологии
на рубеже ХIХ – ХХ вв.
Идейным отцом метода интроспекции считается английский философ Дж. Локк
(1632 – 1704), хотя его основания содержались также в декартовском тезисе о
непосредственном постижении мыслей.
Дж. Локк считал, что существует два источника всех наших знаний: первый
источник – это объекты внешнего мира, второй – деятельность собственного
ума. На объекты внешнего мира мы направляем свои внешние чувства и в
результате получаем впечатления (или идеи) о внешних вещах. Деятельность же
нашего ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения,
познание, желания, познается с помощью особого, внутреннего, чувства –
рефлексии. Рефлексия по Локку, – это «наблюдение, которому ум подвергает
свою деятельность» (Дж. Локк. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос.
произведения. М., 1960. с. 129).
Дж. Локк замечает, что рефлексия предполагает особое направление
внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость
субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием
внешнего мира. Она может не развиться и у взрослого, если он не проявит
склонности к размышлению над самим собой и не направит на свои внутренние
процессы специального внимания.
«Ибо хотя она (т. е. деятельность души. - Ю. Г.) протекает постоянно,
но, подобно проносящимся призракам, не производит впечатления, достаточно
глубокого, чтобы оставить в уме ясные, отличные друг от друга, прочные
идеи» (Там же, с. 131).
Итак, у Локка содержится, по крайней мере, два важных утверждения.
1. Существует возможность раздвоений, или «удвоения», психики. Душевная
деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого
уровня – восприятия, мысли, желания; процессы второго уровня – наблюдение,
или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний.
2. Деятельность души первого уровня есть у каждого человека и даже у
ребенка. Душевная деятельность второго уровня требует специальной
организации. Это специальная деятельность. Без нее знание о душевной жизни
невозможно. Без нее впечатления о душевной жизни подобны «проносящимся
призракам», которые не оставляют в душе «ясные и прочные идеи».
Эти оба тезиса, а именно, возможность раздвоения сознания и
необходимость организации специальной деятельности для постижения
внутреннего опыта, были приняты на вооружение психологией сознания. Были
сделаны следующие научно-практические выводы:
1) психолог может проводить психологические исследования только над
самим собой. Если он хочет знать, что происходит с другим, то должен
поставить себя в те же условия, пронаблюдать себя и по аналогии заключить о
содержании сознания другого человека;
2) поскольку интроспекция не происходит сама собой, а требует особой
деятельности, то в ней надо упражняться, и упражняться долго.
Когда вы будете читать современные статьи с описанием экспериментов, то
увидите, что в разделе «Методика», как правило, приводятся различные
сведения об испытуемых. Обычно указывается их пол, возраст, образование.
Иногда даются специальные, важные для данных экспериментов, сведения:
например, о нормальной остроте зрения, умственной полноценности и т.п.
В экспериментальных отчетах конца прошлого и начала нашего века также
можно обнаружить раздел с характеристикой испытуемых. Но он выглядит совсем
необычно. Например, читаешь, что одним испытуемым был профессор психологии
с десятилетним интроспекционистским стажем; другой испытуемый был, правда,
не профессор, а всего лишь ассистент-психолог, но также опытный
интроспекционист, так как прошел 6-месячные курсы интроспекции, и т. п.
Психологи того времени отмечали важные дополнительные преимущества
метода интроспекции.
Во-первых, считалось, что в сознании непосредственно отражается
причинная связь психических явлений. Например, если я захотела поднять руку
и подняла ее, то причина действия мне непосредственно известна: она
присутствует в сознании в форме решения поднять руку. В более сложном
случае, если человек вызывает во мне сострадание и я стремлюсь ему всячески
помочь, для меня очевидно, что мои действия имеют своей причиной чувство
сострадания. Я не только переживаю это чувство, но знаю его связь с моими
действиями.
Отсюда положение психологии считалось намного легче, чем положение
других наук, которые должны еще доискиваться до причинных связей.
Второе отмечавшееся достоинство: интроспекция поставляет
психологические факты, так сказать, в чистом виде, без искажений. В этом
отношении психология также выгодно отличается от других наук. Дело в том,
что при познании внешнего мира наши органы чувств, вступая во
взаимодействие с внешними предметами, искажают их свойства. Например, за
ощущениями света и звука стоят физические реальности – электромагнитные и
воздушные волны, которые совершенно не похожи ни на цвет, ни на звук. И их
еще надо как-то «очищать» от внесенных искажений.
В отличие от этого для психолога данные ощущения есть именно та
действительность, которая его интересует. Любое чувство, которое испытывает
человек независимо от его объективной обоснованности или причины, есть
истинный психологический факт. Между содержаниями сознания и внутренним
взором нет искажающей призмы!
«В сфере непосредственных данных сознания нет уже различия между
объективным и субъективным, реальным и кажущимся, здесь все есть, как
кажется, и даже именно потому, что оно кажется: ведь когда что-нибудь нам
кажется, это и есть вполне реальный факт нашей внутренней душевной жизни»
(Лопатин Л. Н. Метод самонаблюдения в психологии // Вопросы философии и
психологии. Кн. II (62). М., 1902. с. 1034.).
Итак, применение метода интроспекции подкреплялось еще соображениями об
особых преимуществах этого метода.
В психологии конца ХIХ в. начался грандиозный эксперимент по проверке
возможностей метода интроспекции. Научные журналы того времени были
наполнены статьями с интроспективными отчетами; в них психологи и с
большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания,
которые появлялись у них при предъявлении определенных раздражителей, при
постановке тех или иных задач.
Надо сказать, что это не были описания фактов сознания в естественных
жизненных обстоятельствах, что само по себе могло бы представить интерес.
Это были лабораторные опыты, которые проводились «в строго контролируемых
условиях», чтобы получить совпадение результатов у разных испытуемых.
Испытуемым предъявлялись отдельные зрительные или слуховые раздражители,
изображения предметов, слова, фразы; они должны были воспринимать их,
сравнивать между собой, сообщать об ассоциациях, которые у них возникали, и
т. п.
Эксперименты наиболее строгих интроспекционистов (Э. Титченера и его
учеников) осложнялись еще двумя дополнительными требованиями.
Во-первых, интроспекция должна была направляться на выделение
простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств. (Дело
в том, что метод интроспекции с самого начала соединился с атомистическим
подходом в психологии, т. е. убеждением, что исследовать – значит разлагать
сложные процессы на простейшие элементы.)
Во-вторых, испытуемые должны были избегать в своих ответах терминов,
описывающих внешние объекты, а говорить только о своих ощущениях, которые
вызывались этими объектами, и о качествах этих ощущений. Например,
испытуемый не мог сказать: «Мне было предъявлено большое, красное яблоко».
А должен был сообщить примерно следующее: «Сначала я получил ощущение
красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением
круглого, одновременно с которым возникло легкое щекотание в языке, по-
видимому, след вкусового ощущения. Появилось также быстро преходящее
мускульное ощущение в правой руке...».
Ответ в терминах внешних объектов был назван Э. Титченером «ошибкой
стимула» – известный термин интроспективной психологии, отражающий ее
атомистическую направленность на элементы сознания.
По мере расширения этого рода исследований стали обнаруживаться крупные
проблемы и трудности.
Во-первых, становилась все более очевидной бессмысленность такой
«экспериментальной психологии». По словам одного автора, в то время от
психологии отвернулись все, кто не считал ее своей профессией.
Другим неприятным следствием были накапливающиеся противоречия в
результатах. Результаты не совпадали не только у различных авторов, но даже
иногда у одного и того же автора при работе с разными испытуемыми.
Больше того, зашатались основы психологии – элементы сознания.
Психологи стали находить такие содержания сознания, которые никак не могли
быть разложены на отдельные ощущения или представлены в виде их суммы.
Возьмите мелодию, говорили они, и перенесите ее в другую тональность; в ней
изменится каждый звук, однако мелодия при этом сохранится. Значит, не
отдельные звуки определяют мелодию, не простая их совокупность, а какое-то
особое качество, которое связано с отношениями между звуками. Это качество
целостной структуры (нем. – «гештальта»), а не суммы элементов.
Далее, систематическое применение интроспекции стало обнаруживать
нечувственные, или безобразные, элементы сознания. Среди них, например,
«чистые» движения мысли, без которых, как оказалось, невозможно достоверно
описать процесс мышления.
Наконец, стали выявляться неосознаваемые причины некоторых явлений
сознания (о них подробнее ниже).
Таким образом, вместо торжества науки, обладающей таким уникальным
методом, в психологии стала назревать ситуация кризиса.
В чем же было дело? Дело было в том, что доводы, выдвигаемые в защиту
метода интроспекции, не были строго проверены. Это были утверждения,
которые казались верными лишь на первый взгляд.
В самом деле, начну с утверждения о возможности раздвоения сознания.
Казалось бы, мы действительно можем что-то делать и одновременно следить за
собой. Например, писать – и следить за почерком, читать вслух – и следить
за выразительностью чтения. Казалось бы, так – и в то же время не так или,
по крайней мере, не совсем так!
Разве не менее известно, что наблюдение за ходом собственной
деятельности мешает этой деятельности, а то и вовсе ее разрушает? Следя за
почерком, мы можем потерять мысль; стараясь читать с выражением – перестать
понимать текст.
Известно, насколько разрушающим образом действует рефлексия на
протекание наших чувств: от нее они бледнеют, искажаются, а то и вовсе
исчезают. И напротив, насколько «отдача чувству» исключает возможность
рефлексии!
В психологии специально исследовался вопрос о возможности
одновременного осуществления двух деятельностей. Было показано, что это
возможно либо путем быстрых переходов от одной деятельности к другой, либо
если одна из деятельностей относительно проста и протекает «автоматически».
Например, можно вязать на спицах и смотреть телевизор, но вязание
останавливается в наиболее захватывающих местах; во время проигрывания гамм
можно о чем-то думать, но это невозможно при исполнении трудной пьесы.
Если применить все сказанное к интроспекции (а ведь она тоже вторая
деятельность!), то придется признать, что ее возможности крайне ограничены.
Интроспекцию настоящего, полнокровного акта сознания можно осуществить,
только прервав его. Надо сказать, что интроспекционисты довольно быстро это
поняли. Они отмечали, что приходится наблюдать не столько сам
непосредственно текущий процесс, сколько его затухающий след. А чтобы следы
памяти сохраняли возможно большую полноту, надо процесс дробить (актами
интроспекции) на мелкие порции. Таким образом, интроспекция превращалась в
«дробную» ретроспекцию.
Остановимся на следующем утверждении – якобы возможности с помощью
интроспекции выявлять причинно-следственные связи в сфере сознания.
Пожалуй, примерами отдельных, так называемых произвольных, действий
справедливость этого тезиса и ограничивается. Зато, с каким количеством
необъяснимых фактов собственного сознания мы встречаемся повседневно!
Неожиданно всплывшее воспоминание или изменившееся настроение часто
заставляют нас проводить настоящую исследовательскую работу по отысканию их
причин. Или возьмем процесс мышления: разве мы всегда знаем, какими путями
пришла нам в голову та или иная мысль? История научных открытий и
технических изобретений изобилует описаниями внезапных озарений!
И вообще, если бы человек мог непосредственно усматривать причины
психических процессов, то психология была бы совсем не нужна! Итак, тезис о
непосредственной открытости причин на проверку оказывается неверен.
Наконец, рассмотрим мнение о том, что интроспекция поставляет сведения
о фактах сознания в неискаженном виде. Что это не так, видно уже из
сделанного выше замечания о вмешательстве интроспекции в исследуемый
процесс. Даже когда человек дает отчет по памяти о только что пережитом
опыте, он и тогда неизбежно его искажает, ибо направляет внимание только на
определенные его стороны или моменты.
Именно это искажающее влияние внимания, особенно внимания наблюдателя,
который знает, что он ищет, настойчиво отмечалось критиками обсуждаемого
метода. Интроспекционист, писали они не без иронии, находит в фактах
сознания только те элементы, которые соответствуют его теории. Если это
теория чувственных элементов, он находит ощущения, если безобразных
элементов, – то движения «чистой» мысли и т. п.
Итак, практика использования и углубленное обсуждение метода
интроспекции обнаружили ряд фундаментальных его недостатков. Они были
настолько существенны, что поставили под сомнение метод в целом, а с ним и
предмет психологии – тот предмет, с которым метод интроспекции был
неразрывно связан и естественным следствием постулирования которого он
являлся.
Во втором десятилетии нашего века, т. е. спустя немногим более 30 лет
после основания научной психологии, в ней произошла революция: смена
предмета психологии. Им стало не сознание, а поведение человека и животных.

Дж. Уотсон, пионер этого нового направления писал: «..психология
должна... отказаться от субъективного предмета изучения, интроспективного
метода исследования и прежней терминологии. Сознание с его структурными
элементами, неразложимыми ощущениями и чувственными тонами, с его
процессами, вниманием, восприятием, воображением – все это только фразы, не
поддающиеся определению» (Ананьев Б. Г. Некоторые черты психологической
структуры личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
с. 114.).
Заявление Дж. Уотсона было «риком души» психолога, заведенного в
тупик. Однако после любого «крика души» наступают рабочие будни. И в будни
психологии стали возвращаться факты сознания. Однако с ними стали
обращаться иначе. Как же?
Возьмем для иллюстрации современные исследования восприятия человека.
Чем они в принципе отличаются от экспериментов интроспекционистов?
И в наши дни, когда хотят исследовать процесс восприятия, например,
зрительного восприятия человека, то берут испытуемого и предъявляют ему
зрительный объект (изображение, предмет, картину), а затем спрашивают, чту
он увидел. До сих пор как будто бы то же самое. Однако есть существенные
отличия.
Во-первых, берется не изощренный в самонаблюдении профессор-психолог, а
«наивный» наблюдатель, и чем меньше он знает психологию, тем лучше. Во-
вторых, от испытуемого требуется не аналитический, а самый обычный отчет о
воспринятом, т. е. отчет в тех терминах, которыми он пользуется в
повседневной жизни.
Вы можете спросить: «Что же тут можно исследовать? Мы ежедневно
производим десятки и сотни наблюдений, выступая в роли «наивного
наблюдателя»; можем рассказать, если нас спросят, обо всем виденном, но
вряд ли это продвинет наши знания о процессе восприятия. Интроспекционисты,
по крайней мере, улавливали какие-то оттенки и детали».
Но это только начало. Экспериментатор-психолог для того и существует,
чтобы придумать экспериментальный прием, который заставит таинственный
процесс раскрыться и обнажить свои механизмы. Например, он помещает на
глаза испытуемого перевертывающие призмы, или предварительно помещает
испытуемого в условия «сенсорного голода», или использует особых испытуемых
– взрослых лиц, которые впервые увидели мир в результате успешной глазной
операции и т. д.
Итак, в экспериментах интроспекционистов предъявлялся обычный объект в
обычных условиях; от испытуемого же требовался изощренный анализ
«внутреннего опыта», аналитическая установка, избегание «ошибки стимула» и
т. п.
В современных исследованиях происходит все наоборот. Главная нагрузка
ложится на экспериментатора, который должен проявить изобретательность. Он
организует подбор специальных объектов или специальных условий их
предъявлений; использует специальные устройства, подбирает специальных
испытуемых и т. п. От испытуемого же требуется обычный ответ в обычных
терминах.
Если бы в наши дни явился Э. Титченер, он бы сказал: «Но вы без конца
впадаете в ошибку стимула!» На что мы ответили бы: «Да, но это не «ошибка»,
а реальные психологические факты; вы же впадали в ошибку аналитической
интроспекции».
Итак, еще раз четко разделим две позиции по отношению к интроспекции –
ту, которую занимала психология сознания, и нашу, современную.
Эти позиции следует, прежде всего, разнести терминологически. Хотя
«самонаблюдение» есть почти буквальный перевод слова «интроспекция», за
этими двумя терминами, по крайней мере, в нашей литературе, закрепились
разные позиции.
Первую мы озаглавим как метод интроспекции. Вторую – как использование
данных самонаблюдения.
Каждую из этих позиций можно охарактеризовать, по крайней мере, по двум
следующим пунктам: во-первых; по тому, что и как наблюдается ; во-вторых,
по тому, как полученные данные используются в научных целях.
Таким образом, получаем следующую простую таблицу.
| |Метод интроспекции |Использование данных |
| | |самонаблюдения |
|Что и как |Рефлексия, или |Непосредственное |
|наблюдается |наблюдение (как |постижение фактов |
| |вторая деятельность) |сознания («моноспекция»)|
| |за деятельностью | |
| |своего ума | |
|Как |Основной способ |Факты сознания |
|используется|получения научных |рассматриваются как |
|в научных |знаний |«сырой материал» для |
|целях | |дальнейшего научного |
| | |анализа |

Итак, позиция интроспекционистов, которая представлена первым
вертикальным столбцом, п

Новинки рефератов ::

Реферат: Вывод информации (Программирование)


Реферат: Интегрированная защита овса посевного от вредителей (темная цикада, шведская муха), болезней (закукливание овса, твердая головня), сорных растений (овсюг, марь белая) (Сельское хозяйство)


Реферат: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Новейшая история Индонезии (История)


Реферат: Сущность процесса обучения и особенности преподавания экономических наук (Педагогика)


Реферат: Экономико-финансовые основы страхового дела (Страхование)


Реферат: Соционика: можно ли прогнозировать отношения? (Психология)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Отчеты по предпрактике в школе (Педагогика)


Реферат: Наркомания, как основная причина деликвентного поведения в Американских школах (Педагогика)


Реферат: Журнальный Стол (Технология)


Реферат: Торговое оборудование (Предпринимательство)


Реферат: Культура деловых отношений (Культурология)


Реферат: Роль золотого стандарта в мировой валютной системе на протяжении 19-20 веков (Деньги и кредит)


Реферат: Анализ экономических показателей Японии 1960-1992 гг. Компьютерная подготовка в ГУУ. 2 курс. (Компьютеры)


Реферат: Дедуктивные умозаключения (Контрольная) (Право)


Реферат: Скелет человека и законы механики (Биология)


Реферат: Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Как победить в споре (Психология)


Реферат: Криминологическая характеристика женской преступности (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист