GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Клиническая психология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Клиническая психология (Психология)


Реферат по курсу

“Патопсихология с основами дефектологии”

(Клиническая психология)



Содержание


Введение
Патопсихология
Нарушения развития личности
Нарушения мышления
Нарушения памяти
Нарушения внимания
Нарушения восприятия
Расстройства эмоций
Распространённые психические заболевания
Шизофрения
Маниакально-депрессивный психоз (МДП)
Эпилепсия
Олигофрения
Психические расстройства органического происхождения
Психопатии
Неврозы
Неврастения
Истерия
Невроз навязчивых состояний
Психосоматические заболевания

Список использованной литературы

Введение
В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не
медицинской. Например, в клиническую психологию в США условно включаются
психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и
реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В нашей стране
К.К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской
психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное
значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической,
соматической.

В клиническую психологию входят нейропсихология, патопсихология,
психосоматика и работа с пограничными состояниями.
Нейропсихология является близкой дисциплиной по отношению к
патопсихологии, потому что объектом её изучения являются заболевания ЦНС
(центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения
головного мозга.
Как пишет Б.В. Зейгарник, патопсихология изучает структуру нарушений
психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении
с нормой, при этом используя психологические методы, оперируя понятиями
современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей
медицинской психологии, так и частной.
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических
проявлений. Психосоматическими заболеваниями называют физические
заболевания или нарушения, причиной возникновения которых являются
конфликты, недовольство, душевные страдания, некоторые представления и т.д.
Психосоматические реакции могут возникать в ответ на психические
эмоциональные воздействия и на прямое действие раздражителей.

На развитие клинической психологии оказывают существенное влияние
различные дисциплины, такие как психиатрия, неврология, нейрохирургия,
психотерапия и даже педагогика, поскольку в современных условиях вполне
очевидна именно необходимость комплексного подхода в работе.

Патопсихология
Патопсихология является неотъемлемой частью диагностики и экспертизы в
психиатрических и соматических клиниках.
Патопсихологическое исследование включает в себя следующие компоненты:
беседу с пациентом; тестирование; изучение истории болезни; наблюдение за
поведением во время тестирования; анализ полученных результатов и
оформление заключения. В основном исследуются нарушения развития личности и
нарушения психических процессов: расстройства восприятия, внимания, памяти,
мышления и умственной работоспособности.


Нарушения развития личности
Для исследования нарушений личности психологу необходимо четко
представлять, что нужно исследовать в конкретном случае: мотивы, установки,
интересы, ценности, конфликты, интерперсональные связи и т.д.
Б.В. Зейгарник, описывая нарушения личности, акцентирует внимание на
наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях,
основанных на деятельностном системном анализе. При различных психических
заболеваниях отмечаются отклонения в формировании реалистичного уровня
притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические
потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность
саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность
поведения.
Ещё В.Н. Мясищев рассматривал связь многих болезней, их возникновение и
течение с личностью больного. При таких заболеваниях, как маниакально-
депрессивный психоз и шизофрения, особенности личности нередко являются
одним из условий развития. В их динамике наступают изменения личности,
характерные для данного заболевания.

Нарушения мышления
Выделяется три вида патологии мышления: нарушение операциональной стороны
мышления, нарушение динамики мышления и нарушение личностного компонента
мышления. Нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной
степенях
Нарушения мышления первой группы можно свести к двум крайним вариантам:
снижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения. При снижении
уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные
представления о предметах и явлениях.. При искажении процесса обобщения
больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными
реальным отношениям между предметами, отмечается преобладание формальных,
случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Подобные
нарушения мышления, например, встречаются у больных шизофренией.
В психиатрии выделяют два часто встречающихся нарушения динамики
мышления: лабильность мышления (неустойчивость способа выполнения задания)
и инертность мышления (тугоподвижность переключения с одного вида
деятельности на другой, затрудненность изменения способа работы).
К нарушениям личностного компонента мышления относятся разноплановость
суждений, резонерство, а также нарушение критичности и саморегуляции. В
частности, резонерство – это склонность к бесплодному мудрствованию или
многоречивым рассуждениям, а нарушение саморегуляции есть невозможность
целенаправленной организации своих мыслительных действий (например,
встречается у больных эпилепсией или шизофренией).
Расстройства ассоциативного процесса проявляются в болезненном изменении
темпа, нарушении стройности и целенаправленности мышления. К нарушениям
стройности мышления относят разорванность мышления, бессвязность,
стереотипии в речи, действия под влиянием внезапного нелепого
умозаключения, паралогическое мышление. К нарушениям целенаправленности
относят также символизм и аутическое мышление. Нарушения мышления по темпу
бывают: ускоренное мышление (при МДП, шизофрении) и замедленное мышление
(тоже при МДП), а также тугоподвижность, ригидность (при эпилепсии).
К роду патологии суждений относятся: бредовые расстройства; бредоподобные
расстройства (ложные умозаключения, связанные с расстройством воли,
влечений, эмоциональными нарушениями – например, при МДП); сверхценные и
навязчивые идеи.

Нарушения памяти
К наиболее распространенным нарушениям непосредственной памяти относится
“корсаковский синдром” (нарушение памяти на текущие события) и
прогрессирующая амнезия (когда расстройства распространяются на любые
события, а также имеет место взаимное наложение событий и дезориентация во
времени и пространстве).
При олигофрении нарушены смысловая и механическая память. При эпилепсии
ухудшается опосредованное запоминание. При этих заболеваниях в их
механизмах ведущая роль принадлежит личностно-мотивационным и эмоциональным
расстройствам. Снижение памяти и внимания у больных с неврозами часто
отражает внутреннюю тревогу и беспокойство.

Нарушения внимания
Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических
заболеваниях.
При неврозах и шизофрении отмечается ухудшение активного внимания
(концентрации, переключаемости, устойчивости). У больных с органическими
заболеваниями и локальными поражениями головного мозга отмечаются повторы
одного и того же действия, трудности в переключении, повышенная
отвлекаемость, истощаемость внимания и др. У соматических больных
(например, туберкулезом, при травматических или сосудистых заболеваниях и
др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание,
трудности переключения, сужение объема внимания. При алкоголизации
диэнцефальном синдроме отмечается снижение концентрации и устойчивости
внимания. При эпилепсии отмечаются трудности переключения и снижение
устойчивости внимания.
Б.В. Зейгарник пишет, что многие виды нарушения внимания есть частные
нарушения умственной работоспособности, являющиеся следствием психических
или соматических заболеваний.

Нарушения восприятия
В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений
восприятия: гиперстезия/гипостезия (усиление/ослабление восприятия по
силе); анестезия (потеря чувствительности), деперсонализация (расстройство
восприятия собственной личности), утрата сложных чувств; искаженное
восприятие окружающего мира (например, “дежа вю”), иллюзии, галлюцинации и
др.
У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения
болевой чувствительности – например, усиление болевого чувства, так
называемые “психогенные” боли. У больных шизофренией трудности узнавания
объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и
эмоциональной амбивалентностью. При психопатиях разного типа наблюдают как
повышение чувствительности, так и ригидность и снижение чувствительности
также при повышении эмоционального тонуса.
Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют
различные причины и различные формы проявления. Большое значение в
нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору.



Расстройства эмоций
К расстройствам эмоциональных состояний обычно причисляют стресс, кризис,
фрустрацию. По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной
возникновения психических заболеваний.
Расстройства эмоций присущи больным с разными психическими заболеваниями.
У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции
раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния
(страх, астения, пониженное настроение и т.д.) У больных неврозом
навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У
больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных
неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость,
слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная
толерантность. У больных психопатией отмечаются эмоционально-агрессивные
вспышки (при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях) или же
тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости (при
астенической, психастенической, сензитивной психопатиях). А при шизоидных
психопатиях – диссоциация эмоциональных проявлений. При эпилепсии
отмечается склонность к дисфориям. У больных с органическими поражениями
центральной нервной системы наблюдают эмоционально-аффективные реакции и
состояния – например, раздражительность, слезливость, эйфория, тревожность.
Для эмоциональной сферы больных шизофренией свойственны эмоциональная
тупость, неадекватность, искажённость эмоциональных отношений. Наконец, у
людей, больных маниакально-депрессивным психозом, наблюдают разительные
перепады направленности эмоций.
Фрустрацией называется специфическое эмоциональное состояние, возникающее
в случаях, когда на пути к достижению цели, которую наметил человек,
возникает какое-либо препятствие или сопротивление, которые либо
непреодолимы, либо так воспринимаются. Следовательно, признаки фрустрации
таковы: наличие потребности (мотива, цели или плана) и наличие
сопротивления (препятствия). В ситуациях фрустрации человек может проявлять
себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Адаптивное поведение
усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели,
сохраняя саму цель. Неконструктивное либо инфантильное поведение проявится
как агрессия вовне или на себя, а то и повлечёт уход от разрешения сложной
для личности ситуации.
Кризис – это такое состояние, которое возникает, если лицо сталкивается с
препятствием жизненно важным целям, которое в течение какого-то времени
является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем.
Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого
совершается много разных попыток разрешения. В конце концов достигается
какая-то форма адаптации, которая может отвечать или не отвечать интересам
этого лица. Риск возникновения психических нарушений достигает наивысшей
точки в определенной кризисной ситуации. Преодолев кризис, человек обретает
новые формы адаптации в сложных для него ситуациях, но если кризис
затягивается – возможно появление психических нарушений. Выделяются
следующие виды кризисов: кризисы развития; случайные кризисы; типовые
кризисы. При активном виде помощи работа проводится службой консультации и
просвещения при центрах психического здоровья до наступления кризиса.

Распространённые психические заболевания
Как правило, психические болезни обусловлены патологией головного мозга и
проявляются в виде расстройств психической деятельности. К психическим
болезням относят как грубые расстройства отражения реального мира с
нарушениями поведения (психозы), так и более легкие изменения психической
деятельности (неврозы, психопатии, некоторые виды аффективной патологии). В
продолжении своего реферата я рассмотрю последнюю группу.
Причины возникновения психических заболеваний бывают внутренне
обусловленные (эндогенные) и внешне обусловленные (экзогенные). Первые
определяются в основном конституционально-генетическими факторами – это,
например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз. Вторые же
обусловлены влиянием внешней среды – как например, алкогольные или
инфекционные психозы, травматическая эпилепсия и т.д.

Шизофрения
Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно
развивающимися изменениями личности, такими как снижение энергетического
потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение,
искажение психических процессов. Часто развивающаяся болезнь приводит к
разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности,
значительной дезадаптации больных в обществе. Выделяют три темпа течения
болезни. По статистике, количество больных шизофренией колеблется в
пределах 3-10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может
начаться в любом возрасте, но чаще это происходит в 15-25 лет, и чем раньше
это проявляется, тем более неблагоприятен его прогноз.
Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями,
с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной
фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий
систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.),
галлюцинаторно-параноидная, простая и др. При шизофрении выражено нарушение
восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.
У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности,
состояние апатии (то есть безразличие ко всем явлениям жизни). Больной
становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему,
утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется
неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов:
снижение волевого усилия, доходящее до болезненного безволия. Нарастание
способности к волевому усилию свидетельствует о прогрессе в лечении
больного. Согласно статистике, порядка 60% процентов больных
нетрудоспособны.
Мышление больных шизофренией относительно сохраняет формально-логические
связи, но происходит искажение процесса обобщения в сочетании с нарушениями
последовательности и критичности мышления. Также у них отмечается нарушение
актуализации прошлого опыта. Поэтому для мышления шизофреников характерны
расплывчатость, причудливость, резонерство, “соскальзывание” на ложную
ассоциацию. Всё это приводит к нарушению психической деятельности.
Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и
нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного
мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому
основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Маниакально-депрессивный психоз (МДП)
Маниакально-депрессивный психоз – это заболевание, протекающее в форме
смены депрессивных и маниакальных фаз, разделенных состояниями с полным
исчезновением психических расстройств. Эта болезнь не приводит к изменениям
личности и дефектам в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Итак, заболевание протекает в форме отдельно возникающих или сдвоенных
фаз – маниакальной и депрессивной (причём последняя фаза встречается чаще).
Выраженность расстройств бывает весьма разная. Продолжительность отдельных
фаз колеблется от нескольких дней и недель до нескольких лет, в среднем от
2-3 до полугода. Болезнь может начинаться как независимо, так и в связи с
воздействием патогенного внешнего фактора, причём отмечен фактор
возникновения в определённое время года.
Депрессивная фаза характеризуется подавленным настроением,
заторможенностью мыслительных процессов, психомоторным и речевым
торможением. Для маниакальной фазы характерны повышенное настроение,
ускоренное протекание мыслительных процессов, психомоторное и речевое
возбуждение.
Проявления МДП возможны как в детском, так в подростковом и юношеском
возрасте. Для каждого возраста характерны свои особенности. В детском
возрасте – вялость, медлительность, малоразговорчивость, пассивность,
растерянность, нездоровый вид, жалобы (на слабость, различные боли).
Отмечается снижение успеваемости, затруднения в общении, нарушения сна и
аппетита. При маниакальных состояниях наблюдается легкость в появлении
веселости и смеха, дерзость в общении, повышенная инициативность,
отсутствие признаков усталости и др. В подростковом и юношеском возрасте
депрессивное состояние проявляется в заторможенности моторики и речи,
снижении инициативы, в пассивности, утрате живости реакций, чувстве тоски,
скуки, апатии, тревоги. Имеет место умственное притупление, забывчивость,
склонность к самокопанию, заостренная чувствительность к отношению со
стороны ровесников и др. Симптомы маниакального состояния:
расторможенность, развязность, дурашливость, нереалистичность стремлений и
действий. Не отмечается связи их деятельности с реальными событиями в их
жизни.
Согласно статистическим данным, доля больных маниакально-депрессивным
психозом в психиатрических клиниках составляет 3-5%, причём женщины
заболевают примерно в 2 раза чаще мужчин.

Эпилепсия
Эпилепсия – это обычно хронически протекающее заболевание,
характеризующееся наличием эпизодически возникающих расстройств в сознании,
настроении. Заболевание в большинстве случаев приводит к постепенному
изменению личности и своеобразному снижению интеллекта. На отдаленных
этапах болезни могут возникать острые и затяжные психозы. По статистике,
распространенность эпилепсии среди населения менее 1%, причём более
половины людей заболевают в возрасте ещё до 15 лет.
Характерный признак эпилепсии – внезапный судорожный припадок. Замечено,
что иногда за пару дней до припадка появляются предвестники в виде плохого
самочувствия, раздражительности, головной боли и т.д. Во время припадка
эпилептик теряет сознание, падает, у него начинаются судороги, зрачки глаз
не реагируют на свет. Длительность припадка – 3-4 минуты. Частота припадков
может быть разная: от ежедневных до одного-двух раз в год. Бывают и
припадки, не сопровождающиеся судорогами, но кратковременной потерей
сознания или его сумеречным состоянием.
С точки зрения патопсихологии, отмечаемые изменения личности по
эпилептическому типу – это тугоподвижность, замедленность всех психических
процессов, склонность к застреванию на деталях, обстоятельность мышления,
невозможность отличить главное от второстепенного, дисфории (то есть
приступы расстройств настроения, обычно это сочетание злобности и
тоскливости).
Результатами болезни являются трудности с использованием нового опыта,
слабость комбинаторных способностей, ухудшение воспроизведения прошлого
опыта. Больные долго помнят обиду, мстят за нее. Отмечается карикатурный
педантизм в быту. Существенной чертой эпилептиков является инфантилизм,
выражающийся в незрелости суждений и др. Лицо этих больных малоподвижно,
маловыразительно, мимические реакции бедны, у них наблюдается скупая
сдержанность в жестикуляции.

Олигофрения
Олигофрения есть психическое недоразвитие, характерное непрогрессирующим
слабоумием. По степени возрастания тяжести психического недоразвития
различают три группы олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия.
При этом заболевании отмечается недоразвитие моторики, восприятия,
внимания, памяти, понятийного, абстрактного мышления. Больные затрудняются
отвлечься от конкретных второстепенных деталей, выделить значимые признаки,
смысловые связи.

Психические расстройства органического происхождения
В практике патопсихолога часто необходимо провести диагностику между
органическим заболеванием головного мозга и шизофренией. В данном случае
следует тщательно исследовать внимание, память, мышление, признаки
истощаемости. Для работы с этой группой требуются не только знания в
области патопсихологии, но и в нейропсихологии.
При заболеваниях головного мозга отмечаются признаки повышенной
истощаемости, снижения памяти, трудности в оперировании абстрактными
понятиями, переносным смыслом, инертность мышления. Более точную информацию
для дифференцирования двух органических заболеваний (например, болезнь Пика
или болезнь Альцгеймера), установление очага поражения головного мозга
получают при применении специальных тестов из нейропсихологии.
В результате органических изменений в головном мозге отмечаются
психопатоподобные нарушения личности, астенические расстройства, снижение
уровня интеллектуальных процессов. Психопатоподобные нарушения личности
характеризуются сужением круга интересов, некоторой пассивностью, иногда
наоборот, взрывной раздражительностью и грубостью. Астенические
расстройства выражаются в повышенной истощаемости, раздражительной
слабости. Если отмечается интеллектуальное снижение, то отмечается снижение
критики, беспечность, эйфория, гневливость, слезливость.

Психопатии
Психопатия – в сущности патология, аномалия характера, которая определяют
весь психический облик человека, накладывая на его душевный склад свой
отпечаток. Психопатии на протяжении жизни не подвергаются резким изменениям
и мешают приспособиться к социальной среде.
Патология характера (психопатия) всегда характеризуется тремя признаками
(так называемые “критерии Ганнушкина – Кебрикова”): тотальностью;
стабильностью; дезадаптацией. Отсутствие хотя бы одного критерия исключает
психопатию.
Существует несколько классификаций психопатий по различным признакам.
Психопатии можно классифицировать по степени тяжести (тяжелая, выраженная
или умеренная) или по причине возникновения (конституциональные,
приобретённые или органические).
Разные авторы предлагают разную типологию психопатий и акцентуаций
характера. Например, согласно классификации А.Е. Личко, выделяются
следующие группы: гипертимный; циклоидный; лабильный; астено-
невротический; сензитивный; психастенический; ши зоидный; эпилептоидный;
истероидный; неустойчивый; конформный. Кроме отдельных типов психопатий
Личко выделяет также смешанные, например: гипертимно-неустойчивый,
сензитивно-психастенический и др.

Неврозы
Неврозы подходят под определение “пограничные состояния” и относятся к
так называемой “малой психиатрии”, которая изучает болезни вне
психотического состояния. Эти болезни характеризуются не только малой
интенсивностью, но и малой продолжительностью. Понятие “пограничные
состояния” включает донозологические невротические расстройства, клинически
оформившиеся неврозоподобные реакции и состояния, психопатии,
неврозоподобные и психопатоподобные нарушения при соматических заболеваниях
и др.
В отличие от психопатии, при неврозах страдает лишь часть личности,
сохраняется критическое отношение к болезни, определяющее воздействие
принадлежит прижизненным средовым влияниям.
В настоящее время в понятие “невроз” вкладывается разное содержание.
Различаются и представления о причинах возникновения неврозов. С позиции
бихевиористов, реально существуют лишь отдельные невротические симптомы как
результат неправильного научения. В экзистенциальной психологии (Ролло Мэй)
вообще не считают неврозы болезнью, а скорее формой отчужденного
существования больного. В гуманистической психологии (Карл Роджерс)
утверждается, что невроз – это неудовлетворенная потребность в
самоактуализации. В направлении “антипсихиатрия” неврозы считаются
нормальным поведением в ненормальном обществе. Я считаю, что и такая
позиция тоже имеет полное право на существование. Ведь многие исследователи
приходят к выводу (хотя, по-моему, достаточно спорному), что количество
неврозов увеличивается в связи с техническим развитием общества.
Видный советский психиатр и психолог В.Н. Мясищев полагал, что невроз
есть нервно-психическое расстройство, имеющее психогенную (и как правило,
конфликтогенную) природу, возникающее вследствие нарушения особо значимых
жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических феноменах при
отсутствии психопатологических явлений. Для неврозов характерны обратимость
патологических нарушений вне зависимости от их длительности, психогенная
природа (как уже говорилось) и специфичные клинические проявления
(преобладание эмоционально-аффективных и соматических расстройств).

Поскольку единый взгляд на происхождение и развитие неврозов отсутствует,
соответственно существует и множество их делений по разным признакам:
этиологический (вина, фрустрация, агрессия и др), информационный
(недостаток/переизбыток информации), по принципу убывания роли факторов
среды и возрастания роли факторов личности, по признакам профессии и др. В
настоящее время большинство отечественных авторов выделяют три классические
формы неврозов: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Неврастения – буквально “слабость нервов”. Ещё И.П. Павлов и А.Г. Иванов-
Смоленский выделили три стадии этого заболевания: на начальном этапе
наблюдается раздражительность и возбудимость; затем повышается преобладает
раздражительная слабость; на заключительной стадии преобладают
истощаемость, слабость, вялость, апатия, повышенная сонливость и пониженное
настроение.
А. Кемпински говорит, что при неврастении слабость носит характер
постоянного чувства усталости. Неврастеник чувствует себя как после тяжелой
физической работы или после тяжелого заболевания, жалуясь на мышечные боли,
особенно в поясничной области, на сердцебиения, боли в животе, расстройства
половой сферы. Головные боли проявляются в виде сжимающего обруча,
ощущается внутричерепное давление, сумбур в голове. Отмечаются трудности
концентрации внимания и запоминания. С утра характерно чувство усталости, к
вечеру – оживление. Больные плохо засыпают, видят кошмарные, поверхностные
сны; испытывают раздражительность, злобу, чувство исчерпанности, гнев.

Истерия исторически значительно чаще встречается у женщин. Её называли
“великой симулянткой”, так как при истерии проявляются симптомы,
характерные для разных соматических заболеваний: очень сильная головная
боль, как при опухоли мозга; сердцебиения и эмоциональная возбудимость, как
при сердечной недостаточности; припадки, как при эпилепсии. В основе
истерии лежат факторы психогенные, эмоционального характера (эмоциональное
состояние больного, его травмы, конфликты). Факторы эмоционального
характера, действующие на физическое самочувствие, называют конверсией. В
симптомах истерической конверсии есть черты экстраверсии, направленные во
внешнюю среду. Симптомы истерии проявляются в двигательных, сенсорных и
психических нарушениях.

Для невроза навязчивых состояний характерно принуждение. Чем большее
оказывается сопротивление этому принуждению, тем сильнее проявляются
симптомы. У больного наблюдается стремление к порядку. Нарушение порядка,
ритуалов вызывает беспокойство, а ритуал защищает от страха, снижает
тревогу. При неврозе навязчивых состояний отмечаются навязчивые мысли,
действия, фобии. Навязчивые мысли могут не носить эмоциональной окраски
(пересчитывание чисел, повторение услышанного), могут носить
экзистенциальный характер. Навязчивые действия – стереотипные движения
вопреки воле и разуму, различные ритуалы, отказаться от выполнения которых
больные не могут. Навязчивые страхи (фобии): клаустрофобия, агорафобия,
эрейтофобия, арахнофобия и др. В возникновении этих страхов могут быть
разные психологические предпосылки.


Психосоматические заболевания
Психосоматические заболевания – это физические заболевания или нарушения,
причиной возникновения которых является аффективное напряжение (конфликты,
недовольство, душевные страдания и др.). Психосоматические реакции могут
возникать не только в ответ на психические эмоциональные воздействия, но и
на прямое действие раздражителей. Представления, воображение также могут
оказывать влияние на соматическое состояние человека.
Нарушения, возникающие в организме под влиянием психических факторов,
называют психогенными. Психогенные факторы могут вызывать многочисленные
физиологические нарушения в разных органах и системах организма: в сердечно-
сосудистой системе, в системе дыхания, в пищеварительном тракте, в
сексуальной сфере, в вегетативной системе и т.д. Существуют психические
психогенные заболевания: реактивные психозы, неврозы,
патохарактерологические формирования личности и психосоматические
заболевания.
Своё распространение и развитие психосоматика получила в начале 20-го
века, после появления и развития психоанализа. Тогда были зарегистрированы
миллионы случаев “функциональных” пациентов, соматические жалобы которых не
подтверждались объективными исследованиями, а лечение ортодоксальными
медикаментозными средствами было неэффективно. Необходима была коррекция
аффективных состояний, нарушенных межличностных отношений больных, то есть
психотерапия, психологическое консультирование.
До сих пор отношение к психосоматическим заболеваниям, их происхождению и
лечению неоднозначно. Но Э. Берн справедливо заметил, что “не может быть
психической медицины, касающейся только психики, соматический медицины,
касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в
некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины, и вся она
психосоматическая”.
Список использованной литературы



1. Р.Д. Лэнг. Расколотое “Я”. СПб, 1995.
2. Б.В. Зейгарник. Патопсихология. М, 1976.
3. Т.П. Пушкина. Медицинская психология. Новосибирск, 1996.
4. Б.Д. Карвасарский. Неврозы. М, 1990.
5. Б.Д, Карвасарский. Психотерапия. М, 1985.
6. Психотерапевтическая энциклопедия (п/р Б.Д. Карвасарского.). СПб,
1998.
7. Психология. Словарь. (п/р А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского). М,
1990.
8. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб,
1991.
9. А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера. Л, 1983.





Реферат на тему: Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики

Предмет и задачи клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными
задачами которой является решение вопросов (как практических так и
теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и
патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия
на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных
экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических
факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологии является изучение механизмов и
закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний. Т.о., можно
сказать, что клиническая психология занимается диагностикой, коррекцией и
восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе
знаний о возникающих дезадаптациях.

Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели.

Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную
и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных
состояниях нарушениях как психического, так и соматического здоровья,
целью которого является постановка диагноза, выявление патологических
механизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от
других, похожих нарушений и состояний. Результаты негативной диагностики
применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции
и мн. др. Позитивная диагностика используется для выявления личностных
(индивидуальных) особенностей психики человека, характера протекания
некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные в этом
виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при
различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом
консультировании и т.п.)

Условно, все виды/типы диагностик, используемых в рамках клинической
психологии, можно разделить на:
1. Клинические
. дифференциально-диагностическую
. топическую
2. Диагностику структуры и степени выраженности нарушений психической
функции
3. Диагностику личностных особенностей пациента
4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
. военно-врачебную
. врачебно-трудовую
. судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию


Поскольку психопатологические проявления представляют собой результативное
выражение скрытых изменений сложных мозговых процессов, то раскрыть
характер лежащих в их основе нарушений мозговой деятельности нельзя на
основании только анализа этих появлений. Следствием этого стало изучение
закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природы
психических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в
т.ч. и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое
исследование должно ответить на вопросы как нарушено течение (структура)
самих психических процессов.
В изучении конкретных аномалий развития личности и недоразвития психики
основные задачи психологических исследований связаны с выявлением тех
основных компонентов психической деятельности, недоразвитие или аномалия
которых обуславливает формирование патологической структуры психики.

Как правило психологические методы, используемые в целях диагностики
представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным в
виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей диагностики. Так,
для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, метод отыскания
чисел; для выявлении патологии памяти - тесты на заучивание словцифр,
опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других.
Существует также множество как патопсихологических так и
нейропсихологических методик изучения расстройств речи, восприятия,
праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественно на выявление
интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможности
экспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств
личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы играют и самостоятельную
роль в распознании и диагностике ряда психических, неврологических и
соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжением и
дополнением клинического анализа психического или соматического статуса
больного, а расширяют возможности этого анализа.

Одним из основных и наиболее плодотворных путей развития клинической
психологии является экспериментальное изучение закономерностей измененного
протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этот
подход характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методики не унифицированы, а являются направленными
на изучение нарушений определенного вида патологии психики (например метод
формирования искусственных понятий)
2) эти методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций,
требующих от больного выполнения заданий, в процессе выполнения которых и
появляются интересующие экспериментатора патологические явления (например
метод исключения предмета).

Наряду с прицельным применением диагностических методов существует и
распространенный подход, основанный на использовании ряда стандартизованных
методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанны с изучением
структуры самих психических процессов, а направлены на установлением и
определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других
характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине,
методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).



Литература:

Снежневский «Руководство по психиатрии».




Новинки рефератов ::

Реферат: Язык жестов А. Пиза (Психология)


Реферат: Разработка интерактивной среды обучения работе (Компьютеры)


Реферат: Амортизация и амортизационные отчисления (Аудит)


Реферат: Правовые основы взаимоотношений представительного и исполнительного органов местного самоуправления (Право)


Реферат: Возникновение и основные этапы политической истории Волжско-камской Булгарии (Политология)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Банковские пластиковые карты (Деньги и кредит)


Реферат: Статическое электричество (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Издательское дело в эмиграции (Политология)


Реферат: Международная защита социально-экономических и культурных прав и свобод человека (Международное публичное право)


Реферат: Интернет в обучении иностранному языку (Педагогика)


Реферат: Разработка автоматизированной системы управления сбором и отображением информации на установке продувки азотом (Металлургия)


Реферат: Права профсоюзов (Трудовое право)


Реферат: Социологический опрос населения: "Отношение различных слоев населения г. Москвы к введению с 1 июля 1998 года повременной оплаты за телефонные переговоры и влияние "повременки" на будущее благосостояние (Социология)


Реферат: Природа как средство эстетического воспитания в детском саду (Педагогика)


Реферат: Демократия и общественное развитие (Социология)


Реферат: Выписки по философии (Философия)


Реферат: Средства и методы педагогического воздействия на личность (Педагогика)


Реферат: Р. Киплинг (Литература : зарубежная)


Реферат: Понятие международного экологического права. Международные экологические правоотношения (Экологическое право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист