GeoSELECT.ru



Программирование / Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог (Программирование)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ответы к экзамену по специальности Информатик-технолог (Программирование)



1. Понятие «док-т», «док-ная инф-ция», опред-я в различных науках.Эв-ция
док-та, его св-ва, ф-ции, сп-бы документ-ния.
Слово «док-т» от лат. documentum – свид-во - матер. носитель данных
(бумага, кино- и фотопленка, магн. лента, перфокарта и т.п.) с записанной
на нем инф-ции, предназн-е для ее перераб-ки во времени и простр-ве. Док-ты
м. содержать тексте, изобр-я, звуки и т.д. в узком смысле деловая бумага,
юридически подтверждающая какой-либо факт и право на что-то.
В русском яз. слово «док-т» вошло в Петровскую эпоху. Док-ми стали наз-ть
деловые бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем у слова «Д»
развились 2 новых знач-я: 1) Узкое; бытовое - паспорт, удостоверение
личности, 2) Переносное; расширенное- то, что может свидетельствовать о чем-
либо, подтверждать что-либо, произведения искусства, чертеж, фотография,
машинописная запись и т.д.
В процессе деят-сти чел-ка созд-ся большое кол-во док-тов. В 18 веке док-
ту придавалось правовое знач-е. В пер. пол. 19 века док-том назыв-ся
деловая бумага, акт, делом. Акт – это док-т, в кот. излагались права иди
обяз-сти одного или нескольких людей. В 20-е годы термин деловая бумага
употребл-ся в некот. законодателных актах. Теперь термин деловой бумаги
заменен на «служебный док-т». Согласно ГОСТ 16427-70 «Документирование и
архивное дело» термины и опред-ют док-т – это ср-во закрепления различными
способами на спец-х материалах инф-ции о фактах, событиях, явлениях
объектов, действительности и мыслительной деят-сти чел-ка. Инф-ция о док-
тах фиксир-ся рукописным, машинописным, типографическим сп-бами, с помощью
чертежей, граф. изображ-й, рисунков.
Инф-ция – сов-сть сведений, определяющих знаний о них или иных событиях,
явлениях, фактах в их взаимосвязи.
Сущ-ет несколько св-в док-та: 1) функциональное на-значение – явл-ся
стержневым при оценке качества док-тов, 2) логичность – в содер-жательном
аспекте – после-довательная, связная инф-ция, содержащ-ся в док-те, 3)
надежность – св-во док-та в течение продолжительного времени выполнять свои
ф-ции, 4) долговечность – определ-ся оптимальным сроком службы док-та до
физич. или моральн. износа, 5) техничнологичность – соответствие док-та
соврем. требованиям технологии его подготовки, передачи и хранения, 6)
экономичность – треб-я к стоим-сти док-та, 7) эстетичность – соотв-вие док-
та треб-ям норм права (наличие реквизитов), 8) учет личности и коллектива
при составлении док-та.
Функции док-та – это целевое назнач-е, присущее только данному док-ту. Они
помогают понять роль док-та в данной соц. стр-ре, позволяют опред-ть треб-я
к технологии составл-я данного док-та, а знач-е ф-ций позволяет классифиц-
ть док-т.
Выделяют след. ф-ции док-та: 1) Информ-ная - преднамеренная фиксация инф-
ции с целью ее сохранения и передачи. Важным показ-лем кач-ва док-та явл-ся
информац. емкость (инф. потенциал) – полнота инф-ции, объективность,
достоверность, оптимальность, актуальность. 2) Социальная - инф-ция не
только об обществе, но и личности в ее соц. аспекте. Т.о. эта ф-ция - та
или иная степень отражения в док-те деят-сти, места, роли данного чел-ка.
3) Уп-равленческая - док-ты созданные для реализации управл-я, док-ты
организационно-рапорядитель-ного хар-ра (положения, уставы, приказы и
т.п.), док-ты справочно-информационные (справки, служебн. письма, сводки).
4) Правовая – ф-ция фиксации и изменения правовых норм и правоотн-ний,
здесь: а) док-ты, изнач-но обладающие правовой ф-цией, б) док-ты
приобретающие на время эту ф-цию. 5) Культурная. 6) Учета. 7) Исторического
источника.
Документ-ние – это научн. дисц-на, изучающая в историч. развитии
закономер-сть образования док-тов, сп-бы их создания, становл-е и развитие
систем документации.
Способы документирования:
1) бумажный;
2) фото-кинофонодокументный;
3) реп-родуцированные;
4) техни-ческое документ-ние;
5) маши-ночитаемые (перфкарты).
1. Письмо прошло неск-ко ступеней – I. Пиктографи-ческое (картинно-
синтетическое письмо появ. 8-6 тыс.л. до н.э.); II. Идеографическое письмо
(отдельные знаки обознач-ют слова); III. Слоговое (каждый знак = слогу),
IV. Буквенно-звуковое (2 тыс. до н.э.). Ранние матер. носит-ли: глина,
кожа, камни, папирус. На Руси до 12 в. писали на пергаменте, с 14 в. на
бересте. Начиная с 1867 г. - промышлен. изго-товление пишущих машинок. С
17 в. в Англии появ-сь стенография.
2. Фотокинофонодокумент-ние. В 1839 г. во Франции художником Дагером
получена 1 фотография, в 1865 г. во Франции братьями Люмьерами был открыт
кинематограф. Фотодок-т – изобразит. Док-т, сод-ние, кот-го передано
фактографическим сп-бом. Они наглядны и точны. Кинодокументы –
документальное кино, фиксируют важные события в жизни общества.
3. Репродуцирование – воспроизвед-е копии док-та в уменьшенном виде: а)
микрофильм – одно или неск-ко изображ-й, объедин-х общностью сод-ния, б)
микрофиша (105-140мм) умещает от 60 до 3200 кадров,.
4. Техн-ое документ-ние – сп-б запечатления техн. мысли.
5. Машиночитаемые док-ты (перфокарты, перфоленты, магн. ленты, дискеты).
2. Хар-ка различных видов носителей информации и проблемы стандартизации.
Кл-ция док-тов, осн. признаки.
Док-т (от лат. documentum – свид-во, док-во) - матер. объект, содерж-щий
инф-цию в зафиксированном виде и спец-но предназн-ный для ее передачи во
времени и пространстве. Носителем инф-ции может быть бумага, перфокарта,
фотопленка, магнитофонная лента и т.п. Док-ты м. содержать тексты на
естествен. или формализованном языке, изображения, звуковую информацию и
др.
По сод-нию Д. дел-ся на научно-технич. (статьи, книги и т.д.), правовые
(постановления, указы, договоры и др.), управленческие (приказы, директивы)
и др.
Док-ты м.б. первичные и вторичные (реферат, аннотация, обзор и т.д.)
По виду обработки дел-ся на семантич. (перевод, реферирование, аннотирова-
ние) и несемантич. (копирование, размножение, микрофильмирование).
Совокупность Д., посвященных к-л. вопросу, явлению, процессу, лицу и т.п.
наз. документацией.
Существо термина “Стандартизация” характеризуется тремя основными
моментами:
- стандартизация есть устанавливаемые на длительный срок
общегосударственные общеобязательные нормы создания документов, причем,
гарантирует соблюдение этих норм;
- стандартизация –это закрепление и распространение только тех качеств и
свойств документов, которые имеют наибольшую функциональную
оправданность, обеспечивают наибольший управленческий эффект.
Внедрение стандартизации в управленческую документацию обусловлено
неоправданным многообразием видов и форм документов, фиксирующих выполнение
идентичных управленческих действий. На первый план выдвигается требование
повышения информативности и унификации документов как по форме, так и по
содержанию. Эта задача и решается методом стандартизации.
Основными задачами совершенствования форм документов следует считать: при
унификации – целесообразное уменьшение разнообразное документов по форме и
правилам оформления; при стандартизации – формирование и внедрение в
качестве обязательной нормы ограничений, позволяющих отобрать наиболее
эффективные формы и правила оформления документов и обеспечить их
длительное хранение.
Стандарты на документы должны способствовать унификации форм
управленческой документации, организации централизованного изготовления
бланков, созданию возможности централизованной обработки служебных
документов и облегчению труда управленческого персонала, а также уменьшению
затрат на канцелярские расходы.
По виду материального носителя документы м. б. разделены на:
- созданные на бумажной основе;
- на специальных носителях (пленке, металле, стекле, дискетах и т.д.). от
материального носителя зависит долговечность и стоимость документа.
Документ, являясь носителем информации, содержит комплекс информационных
элементов. Целевое назначение этих элементов не однозначно. Эти элементы
содержат информацию, характеризующую явления, в подтверждение которых
составлен документ (реквизит в )
Классиф-цией Д, определением сп-ба их создания и обработки занимается
документоведение.
Классификация документов – система соподчиненных понятий в какой-либо
области знаний или деятельности человека представляется в виде схем.
Классификация документов по различным признакам:
1. способы представления информации:
а) кодированная;
б) не кодированная;
в) цифровое.
2. Материальные носители:
а) бумажные;
б) микропленка;
в) маг. пленка;
г) оптический диск;
д) полупроводник;
е) фотопленка.
3. Способ закрепления информации:
а) печатание;
б) репродуцирование;
в) микрография;
г) микрофильмирование;
д) микрофотография;
е) перфорация;
ж) электронный.
4. Знаковая форма представления информации:
а) текстовая;
б) иконическая;
в) идеографическая;
г) аудийное;
д) машиночитаемая;
5. Каналы восприятия информации:
а) зрение;
б) слух;
в) осязание.
6. Материальная конструкция документов:
а) книжное;
б) журнальное;
в) листовое;
г) карточное;
д) кассета, бабина;
е) рулон;
ж) дискета;
з) магнитная лента.
7. Целевое назначение документов:
а) научное;
б) научно-популярное;
в) учебное;
г) массово-политическое;
д) учебное;
е) производственное;
ж) справочное;
з) литературно-художественное;
и) нормативно-производственное;
к) информационное.
8. периодичность выхода из структуры:
а) непериодическое;
б) периодическое;
в) продолжающееся;
г) книга;
д) брошюра;
е) листовка;
ж) сборник;
и) моноиздание.
9. способ доступа к информации:
а) произвольный;
б) последовательный;
в) комбинированный;
10. считывание информации:
а) многократное;
б) ограниченной кратности;
в) однократное.
3. Машиночитаемые док-ты (МД): хар-ка, сп-бы представл-я, поисковые
возможности и сфера применения.
МД – док-ты, пригодные для автомат-го считывания содер-жащейся в нем
информации. (ГОСТ в.102-83) док-т, на магн. носителе – док-т, созданный
средствами ВТ, за-писанный на магн. носитель, магнитн. ленту, дискету,
оптич. диск, перфокарту, перфоленту и оформленный в установленном порядке.
Магн. лента (МЛ) – примен. в ЭВМ с 50-х гг., когда уже МЛ примен-ся в
звукозаписи, в измерит. технике. МЛ пр.соб. гибкую подложку в виде ленты,
на кот. нанесено магн. МЛ имеют выс. надежность хран-я инф-ции. Оптич. диск
– создан в нач. 70-х гг. и в 1983 удалось предложить работо-способные
образцы НОД.
4. Лингвистическое обеспечение ИС.
ГОСТ 24.00-84 АСУ. Основные термины и определения.
ЛО – комплекс языковых средств информации в виде данных.
Функции ЛО – формализованное представление обеспеченности доступа к
информационным средством к подготовке информационных продуктов и услуг.
Решение:
1. моделирование понимания текста;
2. синтез речи;
3. переход от формализованного представления содержания речи на
естественный язык.
Эти 2 вопроса в первую очередь решаются при разработке прикладных задач
(ввод текста, обнаружение ошибок, автоматическом переводе с одного языка на
другой, при кодировании и классификации, составлении рефератов). Успех
зависит тот полноты и качества языковых средств.
При этом ЛО разделяется на следующие части:
1. декларативная – единицы языка, различные грамматические тексты (языковые
единицы – отдельные слова/сочетания, приставка, корень, суффикс – вся
значимая часть слова);
2. процедурная – средства манипулирования единицами языка:
- морфологический анализ (анализ слов/сочетаний);
- семантический анализ (смысловой анализ);
- синтаксический (построение предложений).*, ВИНИТИ – словарь, содержащий
информацию научно-технической документации и общественно-политического
содержания. Было обработано свыше 80 млн. книг.
Основное средство - Языковые средства, должны:
- подбираться в соответствии с решаемыми задачами,
- быть простыми и отличаться гибкостью, чтобы их можно было можно
использовать в комплексе.
ЛС предметной области – термин – слово/сочетание точно обозначающее
конкретное понятие (форма фиксации знания).
Термин в качестве ЛС – как особая подсистема языка. Использование терминов
позволяет:
- конкретно выделить и очертить границы;
- отслеживать развитие конкретного знания в конкретной области;
- показывает динамику развития знания;
- очертить структуру научного знания;
- выделить связи и все интегрированные процессы в структуре научного
знания.
Применение терминого анализа показывает вклад отдельных ученых / отдельных
стран в развитии конкретной научной проблеме.
Терминальный анализ используется при составлении словарей и обеспечении
доступа к информационным ресурсам.
Методика Т.А. опирается на приемы прикладной лингвистики:
1. Конкретные термины отражают определенную предметную область -
семантическое пространство (вся отрасль знания);
2. Семантические поля – отдельные разделы, подразделы;
3. Класс условной эквивалентности – анализ основных слов/сочетаний,
встречающихся в тексте, а также в установлении родовидовых связей
между отдельными терминами - т.е. устанавливаются и устраняются
синонимы, определение классов слов, которые определяются как
дескрипторы.
Самые сложные процедуры:
- установление родовидовых отношений;
- установление ключевых слов.
В зарубежной практике: сбор и анализ профессиональной лексики
использованных систем. Чем тщательнее анализ профессиональной лексики, тем
меньше «шума».
5. Термин – лексическое средство описания предметной области.
Термин в качестве ЛС – как особая подсистема языка. Использование терминов
позволяет:
- конкретно выделить и очертить границы;
- отслеживать развитие конкретного знания в конкретной области;
- показывает динамику развития знания;
- очертить структуру научного знания;
- выделить связи и все интегрированные процессы в структуре научного
знания.
Применение терминого анализа показывает вклад отдельных ученых / отдельных
стран в развитии конкретной научной проблеме.
Терминальный анализ используется при составлении словарей и обеспечении
доступа к информационным ресурсам.
Методика Т.А. опирается на приемы прикладной лингвистики:
4. Конкретные термины отражают определенную предметную область -
семантическое пространство (вся отрасль знания);
5. Семантические поля – отдельные разделы, подразделы;
6. Класс условной эквивалентности – анализ основных слов/сочетаний,
встречающихся в тексте, а также в установлении родовидовых связей
между отдельными терминами - т.е. устанавливаются и устраняются
синонимы, определение классов слов, которые определяются как
дескрипторы.
Самые сложные процедуры:
- установление родовидовых отношений;
- установление ключевых слов.
В зарубежной практике: сбор и анализ профессиональной лексики
использованных систем. Чем тщательнее анализ профессиональной лексики, тем
меньше «шума».
6. Информационно-поисковый тезаурус.
При разработке ИПТ применяется ГОСТ 7.25-80 «Тезаурус информационно-
поисковый одноязычный», ГОСТ 7.14-80 «-/- многоязычный». ИПТ представляет
собой обычный словарь слов/сочетаний – отраслевой словарь. Тезаурус от лат.
– хранилище, клад.
13 в. – составление книг о сокровищах.
17-18 вв. – словари-справочники при составлении служебных дисциплин.
1950 гг. С развитием машинного перевода (совр. тезаурус).
Тезаурус имеет узко прикладное назначение – обработка информационных
запросов.*, информатика – Шрейдер, Гольштейн, Брониславский.
Методика составления тезаурусов:
1. предметная выборка всех ключевых слов конкретной предметной области;
2. определение всех взаимосвязей между отдельными терминами.
Сама предметная область м.б. задана как аксиома (область естественных
знаний: математика, химия, физика).
3. уточнение предметной области;
4. анализ всего массива документов (насколько точна предметная область);
5. разработка всех взаимосвязей;
6. весь набор терминов на экспертизу спецов-аналитиков для которых
разрабатывается тезаурус.
Вся стадия разработки ИПТ выполняется совместными усилиями спецов различных
профессий: спец. ПК, спец. конкретной области.
Требования при разработке тезауруса:
1. массив документов д.б. достаточно однородным;
2. ограниченное число авторов (устранение разнобоя профессиональной
лексики);
3. весь массив документов д.б. в машиночитаемом формате.
7. Классификаторы. Языки формализованного описания данных.
Классификаторы – нормативные документы, которые содержат систематический
перечень объектов и присвоенные им коды. Классификации и кодированию
принадлежат все социальные и экономические объекты. Информация,
содержащаяся в этих классификаторах технико-экономическая и социальная
информация, служит для информационного обеспечения в следующих областях:
- экономика;
- статистика;
- таможенное дело.
Разработано свыше 37 классификаторов, но еще применяются общесоюзные.
Основная цель разработки классификаторов связана с реализацией
государственной программы перехода России на международные системы (учета,
статистики). Данная программа была принята в 1992 г. Классификаторы
оформляются в виде альбомов и есть машиночитаемый вариант. Свод всех
классификаторов, а также нормативно-методические документы, составляют
классификации и кодирования информации.
Основные задачи:
1) упорядочение и унификация технико-экономической и социальной
информации;
2) обеспечение однозначности и сопоставимости данных;
3) создание условий для автоматизированной обработки данных;
4) создание банков данных классификаторов, применяемых на территории
конкретной страны, а также международных делах.
Все классификаторы делятся на 3 группы:
1) классификаторы информации об управленческой документации, видах
деятельности экономических и социальных показателей;
2) объединяет классификаторы информации об организационных словарях;
3) классификаторы информации о населении и кадрами.
Каждый классификатор имеет свое условное обозначение.
8. Функциональная стркутура ИПС.
Представляется в виде абстрактной кибернитической машиты. Котора состит из
следующих узлов:
1) Устройство ввода.
Ввод сообщения, ввод запроса, индекстное описание текста - ПОД(поисковый
образ документа).
2) Запоминающее устройство.
Активное хранилище - представляет собой совокупность поисковых образов
сообщения.
Пассивное хранилище - в нем находится сами сообщения.
3) Решаущее устроиство .
Определение аресов сообщения. Главный исполнитель органа ИПС.
4) Устройство вывода.
получает адрес сообщения из решающего устройства, обеспечивает поиск в
пасивном хранилищи и выводит их потребителю.
5) Устройство управления- обеспечивает последовательность методов поиска.
9. классификация ИПС.
При подходе к классификации ИПС исходит из требований пользователей к
качеству функционирования системы, т.е. к ее способности выбирать из
информационно-поискового массива требуемую информацию с достаточной
полнотой, точностью и оперативностью.
Основными признаками, характеризующими ИПС с точки зрения удовлетворения
требований пользователей, являются:
- тематика комплектования информационно-поискового массива;
- вид выполняемого информационного поиска (объект поиска и вид выдаваемой
информации);
- режим функционирования;
- схемы размещения информацонно-поискового и документного массива:
- вид выполняемого информационного поиска.
По тематике комплектования ИПС делится на отраслевые, многоотраслевые
(политематические) и узкотематические.
Отраслевые ИПС создаются, как правило, центральными отраслевыми органами
НТИ в соответствии с закрепленными за ними тематикой. На базе отраслевых
ИПС осуществляется информационное обслуживание руководящих работников и
ведущих специалистов отрасли.
Многоотраслевые ИПС создаются в региональных органах НТИ (республиканских
институтах информации, институтах информации автономных республик,
областей) и межотраслевых территориальных органах НТИ. Осуществляет
информационное обслуживание специалистов соответствующего региона.
Узкотематические ИПС содержатся в местных (локальных) службах информации
(на предприятии, в организациях) для обеспечения информацией ученых и
специалистов данной организации. Тематика информационного массива
соответствует тематике их работы.
По виду и объекту информационного поиска ИПС делятся на:
- документальные;
- фактографические.
Документальные ИПС предназначены для поиска документов, содержащих
запрашиваемую информацию в ответ на информационный запрос в зависимости от
цели поиска документальные ИПС выдают либо библиографические описания
документов, либо только адрес искомого документа, определяющий его
местонахождение в хранилище.
Характерной особенностью всех документальных ИПС является то, что
извлечение нужной информации из документа, найденного ИПС, осуществляет
см потребитель.
Фактографические ИПС предназначены для поиска конкретных фактов, сведений,
данных в ответ на информационные (фактографические) запросы без обращения
потребителя к документам, в которых они содержатся. В фактографических ИПС
единицами информации являются реквизиты (признаки и их значения). Реквизиты
отражают определенные научные, технические, экономические свойства
объектов, процессов, явлений и представляют собой логически неделимые
элементы любой сложности.
Для исчерпывающего описания объектов, процессов необходима некоторая
совокупность признаков, описывающих их качественные и количественные
свойства. Совокупность признаков называется сообщением об объекте. Каждое
сообщение имеет свою определенную форму. Формы сообщений, объединяясь во
множества, позволяют полностью описывать объект.
Промежуточное положение занимают документально-фактографические ИПС,
результатом поиска в которых является запрашиваемые факты, сведения, данные
со ссылкой на документ, в котором они зафиксированы. Различие между
документальными и фактографическими ИПС – объект поиска.
По режиму функционирования ИПС делятся на системы, работающие в режиме
избирательного распространения информации и в режиме ретроспективного
поиска информации.
Избирательным распределением информации (ИРИ) называется такой режим
работы ИПС, при котором информационный поиск проводится по постоянным
запросам определенного контингента абонентов в массиве текущих
поступлений документов через установленные промежутки времени (обычно 1 раз
в неделю, 1 раз в 2 недели). Для оптимизации работы ИПС между абонентами и
системой устанавливается и постоянно поддерживается обратная связь. При
этом ПОД сравнивается с хранящимися в ЗУ системы, постоянными запросами
абонентов (постоянным является массив запросов).
Ретроспективным поиском (РП) информации называется такой режим работы ИПС,
при котором по разовым запросам специалистов осуществляется поиск сведений
о документах (или копий документов). Фактов, сведений, данных в накопленном
за определенный период в информационном массиве. Такой поиск - режим
«запрос-ответ» (постоянный массив документов).
По схеме размещения информационно-поискового и документального массивов
ИПС делятся на одноконтурные и 2-ухконтурные. В одноконтурных ИПС
информационно-поисковые и документальные массивы объединены в один массив,
в котором на одном и том же носителе информации совмещаются записи ПОД с
записью текстов самих документов. В качестве носителей информации
применяются различные типы перфокарт ручной сортировки, микрокарты,
микроафиши и др., на которых имеются поисковые и текстовые поля.
В 2-хконтурных ИПС информационный массив и массив документов разделены и
составляют первый и второй контуры системы. В первом контуре осуществляется
информационный поиск по ПОДу с целью нахождения адреса документа,
хранящегося во втором контуре ИПС. Двухконтурными проектируются АИПС.
В автоматизированных ИПС для поиска информации реализуется на ЭВМ. Запись
и хранение информации осуществляется на машиночитаемых носителях: магнитных
лентах, магнитных дисках, магнитных барабанах. АИПС получили широкое
распространение в отраслевых, региональных информационных центрах.
Применение ЭВМ позволяет автоматизировать не только процесс поиска, но и
процессы ввода, пополнения, хранения и выдачи информации.
10. Виды обеспечения АИПС.
Лингвистическое обеспечение.
Языковые средства - множество единиц выражающих смысл.
Информационное обеспечение.
Информационная база совокупность данных и документов и методов их
подготовки. В соаременных АИПС вся информация представлена в машиночитаемом
языке. Отсюдова вытикает выделяемость внемашинных доков совокупность доков
предназначеных для непосредственного использования. Внутримашинные доки на
машиночитаемых насителях делятся на 2 группы:
1) Доки служащие основным источником информации при удовлетворении
запрсов пользователей.
2) Доки составляющие основу служебной и управленческой документации и
делятся на такие: Организационные, Распорядительные, Служебные, Плановые,
Производственные, Бухгалтерсие.
11. Структура ЭС, ее основыне системы.
Экспертные системы относятся к числу интелектуальных вычислительных систем
и предназначены для моделирования, или имитации поведения опытных
специалистов-экспертов при решении задач по какому-либо узкому вопросу.
Современные ЭС включают в себя как правило, следующие компаненты:
-подсистему приобретения знаний;
-базу знаний;
-машину вывода;
-рабочую память;
-интерфейс пользователя;
-подсистему объяснения;
-подсистему совершенствования вывода и "очищение" знаний.
Посистема приобретения знаний - сбор знаний и приобретение опыта решения
проблем из некоторых источников знаний в компутерные программы при их
создании или расширении. Потенциальные источники знаний включают людей-
экспертов, учебние, база данных, исследовательские отчеты, собственный опыт
пользователя. Приобретени знаний сложна задача, представляющая узкое место
в создании ЭС. ДЛя построения базы знаний необходим инженер по знаниям,
помогающий эксперту структурировать его знания о предметной области,
интерпритируя и интегрируя ответы и вопросы, находя аналогии, предлагая
контрпримеры и выявляя концептуальные трудности.
База знаний - это все необходимое для понимания, формирования и решения
проблемы. она содержит два основных элемента: факты(данные) из предметной
области и специальные эвритики или правила, которые управляют
использованием фактов при решени проблем.
Машина вывода - "Мозг" ЭС известная как управляющая структура или
инрепритатор правил (в ЭС основаных на правилах).
Компутерная программа, поддерживающая методологию обработки информации из
базы знаний, получение и представлениезаключений и рекомендации. Машина
вывода попосредством формирования и организации последовательности шагов,
предпринимаемых для решения проблемы, управляет использованием системных
знаний.
Основными элементами мащины вывода являются:
.интерпритатор - который выполняет выбранную "ветку", применяя
соответствующие правила из базы знаний;
.планировщик - управляет процессом выполниея "ветви", оценивая эффект
применения различных правил с точки зрения приоритетов или других
критериев.
Рабочая память - облость, выделеная для описания текущей проблемы,
специфицированная входными данными; испоьзуется также для запяси
промежуточных результатов. В РП записываются текущие гипотезы для решения
проблемы; план - какая стратегия выбрана для решеняи проблемы; повестка -
потенциальные действия, ожидающие выполения; решение - гипотезы и
альтернативные способы действия, сгенерированнные системой.
Интерфейс пользователя - ЭС содержат языковой процессор для дружественного
, проблемно-ориентрованного общения между пользователем и компутером. Меню
на естественном языке, графика.
Подсистема объяснения - возможность проверки соответствия выводов их
посылка имеет важное знание как при передаче опыта, так и при решении
проблемы. Подсистема может проследить это соответсвие и объяснить поведение
ЭС, интерактивно отвечая на вопросы.
Совершенствоавния вывода - как и люди эксперты ЭС може нализировать своб
собственную работы, опыть, знания и улудшать их. В роцессе решения проблемы
ЭС проводит двухсторонний диалог с пользователем, запрашивая его о фактах,
касающейся конкретного случая. После получения ответа ЭС пытается получить
заключение. Эта попытка осуществляется МВ, решающей, какая стратегия
эвристического поиска должна быть использована для определения порядка
применения к данной проблеме знаний из базы знаний.
12. Модели представления данных.
Представлнеи данных - это соглашение о том, как описывать реальный мир.
Представлнеи занаий должно быть понятным экспертам и пользователям системы.
Модели могут быть такми:
-логические исчисления;
-фреймы;
-семантические сети.
Логические исчисления - в большенстве случаев ограничиваются исчислением
предикатов первого порядка. В простейшем случае запись факта имеет вид
P(x,y,z...), где P-отношение, а x,y,z... - объекты, на которых оно задано.
Логическте модели представлнеия фактов с помощью предикатов носят название
атомарных формул.
Фреймовая модель - основаня на теории М.Минского, представляет собой
систематизированую в виде единой теории технологическую модель памяти
человека и его сознания. Фрейм - структура данных для представлнеия
некоторго концептуального объекта.
Собстенно структура, описывающая некоторую ситуацию, называется фреймом-
прототипом. К достоинствам можно отнести ее естественность, наглядность
представления, модульность, поддержку возможности использования правил
умолчания.
Семантическая сетка - основой нотаций для которой является формализация
знаний в виде ориентрованного графа с размеченными вершинами и дугами.
Вершины - объекты или ситуации, а дуги - оношения между ними. По сравнению
с другими методами представления знаний семантические сети более
естественны, наглядны и понятны. Они адекватно отражают взаимосвязь
примитивных фактов.
Однако события, представленные в виде тразитивных формул, в виде сети
представить сложно. Кроме того, существует точка зрения, что семантические
сети - это формализм, который существует для представления высказываний о
внешне мире, а не для представления проблемно-ориентрованных моделей
внешнего мира. Из этого следует семантические сети видятся малопригодными
для построения формальных моделей реального мира или его части.
23. Работа с несколькими окнами. Связывание. Консолидация.
Очень не удобно вводить большое количество данных в таблицу, когда строка
или столбец выходит за пределы экрана. Excel дает возможность открыть новое
окно или разделить 1 окно на несколько частей, чтобы просматривать
различные фрагменты 1 рабочего листа.
Excel представляет возможность связывания рабочих листов. Способы
позволяют работать с большими и сложными таблицами и производить объемные
вычисления. С их помощью можно свести значение разных таблиц в 1 рабочий
лист.
Например, А5* Прайслист! С4
А5 – адрес ячейки, где указано количество предметов для калькуляции – это
называется связывание. В этом случае отсылка к другому рабочим листам нужно
задать полный путь и имя файла узнается в единых скобках, и имя рабочей
книги в квадратных скобках.
Например, ‘С:EXCEL[PRISEXLS]ПРАЙСЛИСТ”.$A$1
При сохранении файлов со ссылками на др. таблицу пр. всего обращают
внимание на очередность сохранения.
Консолидация – это способ связывания различных таблиц, с помощью которой
можно обрабатывать суммы, среднее значение и вести статистическую
обработку, используя данные разных областей 1-го рабочего листа, нескольких
рабочих листов и нескольких рабочих книг.
Консолидация применяется при изготовлении квартальных отчетов, обработку
данных по отбору средств и т.д.
13. Использование аппарата нечеткой логики при выработке заключения в ЭС.
Машина вывода включает последовательность циклов, каждый из которых может
содержать две.
Машина вывода обрабатывает БЗ, включающую базу фактов (БФ), содержащую
достоверные факты и факты, которые требуется установить; базу правил (БП),
состоящую из процедурных знаний.
В фазе АНАЛИЗА машина вывода определяет в текущей БП правила, которые
можно разъединить на части, исходя из текущей БФ; в фазе ВЫПОЛНЕНИЕ машина
разъединяет правила, найденные в фазе АНАЛИЗА.
Останов машины вывода может произойти в любой из этих фаз. В фазе АНАЛИЗА
он означает отсутствие правил для разъединения на основе текущих БФ и БП.
Останов в фазе ВЫПОЛНЕНИЕ относится к некоторому разъединяемому правилу.
Фаза АНАЛИЗА включает три этапа: ВЫБОР, ФИЛЬТРАЖ и РАЗРЕШЕНИЕ КОФЛИКТОВ.
На этапе ВЫБОР определяется подмножество фактов Ф1 из БФ и подмножество
правил П1 из БП, исходя из текущих или прежних состояний БФ и БП. Выбранные
подмножества обрабатываются на следующем этапе ФИЛЬТРАЖ. Выбор подмножеств
Ф1 и П1 связан с целесообразностью обрабатывать факты и правила,
относящиеся к ограниченной области знаний. Например, в медицинской
диагностике можно разделить правила, связанные с детскими болезнями, от
других правил; или отличить факты об анализе крови от других фактов. В
некоторых машинах вывода отличают достоверные факты от фактов, которые
требуется установить.
На этапе ФИЛЬТРАЖ машина сравнивает разъединяемую часть каждого из правил
П1 с фактами из Ф1. В результате такого сравнения выбирается подмножество
правил П2 из П1, которые совместимы с Ф1, т.е. правила, которые можно
разъединить, используя Ф1. Подмножество П2 называют множеством конфликтов.
На этапе РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ выделяется подмножество правил П3 из П2,
которые должны быть эффективно разъединены. Если П3 пусто, то фаза
ВЫПОЛНЕНИЕ отсутствует для данного цикла. Выбор правил на последнем этапе
обычно не связан с существом их применения. Так, например, БП является
произвольно упорядоченным списком правил, из которого они последовательно
выбираются, или предпочтение отдается наименее обрабатываемым правилам, или
вначале выбираются правила, которые считаются менее сложными, содержащими
меньше условий для проверки. Иногда выбор правил связан с контекстом их
применения. Так, одни правила более предпочтительны с точки зрения решаемой
проблемы, чем другие.
Фаза ВЫПОЛНЕНИЕ является второй частью каждого цикла. Машина вывода
управляет разработкой действий, определяемых правилами подмножества П3
(если оно не пусто). Управление обработкой правил П3 отличается в различных
типах машин вывода.
Когда П3 пусто, некоторые более простые машины вывода останавливаются.
Говорят, что такие машины работают в режиме без возврата. Другие машины
вновь рассматривают множество конфликтов П2 предыдущего цикла и пытаются
разъединить другие правила П2. Однако, если ни одно их разъединенных
правил, реализованных в течение предыдущего выбора в П2, не ставится под
вопрос, т.е. если действия этих правил не удалены перед разъединением
других правил, говорят, что такие машины функционируют в режиме без
возврата. В противоположность рассмотренным машинам имеются такие машины,
которые работают в режиме, управляемом попытками, т.е. когда разъединение
одних правил заменяется другими. Машины, которые возвращаются к разрешению
предыдущих конфликтов, ставя под вопрос разъединения правил, работают в
режиме возврата.
Базовый цикл машин вывода было бы целесообразно реализовать в виде
инструкций традиционной ЭВМ. А каждый цикл вывода требует выполнения сотен
или тысяч подобных инструкций. Для машин вывода, реализованных на
современных ЭВМ, предполагается скорость порядка нескольких сотен циклов
вывода в секунду. В рамках японского проекта ЭВМ пятого поколения делается
попытка реализовать электронные схемы и архитектуры машин, позволяющие
достигнуть скорости порядка миллиона или миллиарда lips (Logical
Interference Per Second), где каждый цикл считается одним выводом.
14. Специфика решения задач в ЭС. Методы, используемые при построение
механизма логического вывода.
В системах, база знаний которых насчитывает сотни правил, желательным
является использование стратегии управления выводом, позволяющей
минимизировать время поиска решения и тем самым повысить эффективность
вывода. К числу таких стратегий относятся: поиск в глубину, поиск в ширину,
разбиение на подзадачи и альфа-бета алгоритм.
При поиске в глубину в качестве очередной подцели выбирается та, которая
соответствует следующему, более детальному уровню описания задачи.
Например, диагностирующая система, сделав на основе известных симптомов
предположение о наличии определенного заболевания, будет продолжать
запрашивать уточняющие признаки и симптомы этой болезни до тех пор, пока
полностью не опровергнет или подтвердит выдвинутую гипотезу.
При поиске в ширину, напротив, система вначале проанализирует все
симптомы, находящиеся на одном уровне пространства состояний, даже если они
относятся к разным заболеваниям, и лишь затем перейдет к симптомам
следующего уровня детальности.
Разбиение на подзадачи – подразумевает выделение подзадач, решение которых
рассматривается как достижение промежуточных целей на пути к конечной цели.
Примером, подтверждающим эффективность разбиения на подзадачи, является
поиск неисправностей в компьютере – сначала выявляется отказавшая
подсистема (питание, память и т.д.), что значительно сужает пространство
поиска. Если удается правильно понять сущность задачи и оптимально разбить
ее на систему иерархически связанных целей-подцелей, то можно добиться
того, что путь к ее решению в пространстве поиска будет минимален.
Альфа-бета алгоритм позволяет уменьшить пространство состояний путем
удаления ветвей, неперспективных для успешного поиска. Поэтому
просматриваются только те вершины, в которые можно попасть в результате
следующего шага, после чего неперспективные направления исключаются. Альфа-
бета алгоритм нашел широкое применение в основном в системах,
ориентированных на различные игры, например в шахматных программах.
19-20. СУБД. Сравнение. Тенденции развития.
Реляционная модель описывает, какие данные могут храниться в реляционных
базах данных, а также способы манипулирования такими данными. В упрощенном
виде основная идея реляционной модели состоит в том, что данные должны
храниться в таблицах и только в таблицах. Эта, кажущаяся тривиальной, идея
оказывается вовсе не простой при рассмотрении вопроса, а что, собственно,
представляет собой таблица? В данный момент существуем много различных
систем обработки данных, оперирующих понятием "таблица", например, всем
известные, электронные таблицы, таблицы текстового редактора MS Word, и
т.п. Ячейки электронной таблицы могут хранить разнотипные данные, например,
числа, строки текста, формулы, ссылающиеся на другие ячейки. Собственно, на
одном листе электронной таблицы можно разместить несколько совершенно
независимых таблиц, если под таблицей понимать прямоугольную область,
расчерченную на клеточки и заполненную данными.
Типы данных
Любые данные, используемые в программировании, имеют свои типы данных.
Важно! Реляционная модель требует, чтобы типы используемых данных были
простыми.
Для уточнения этого утверждения рассмотрим, какие вообще типы данных
обычно рассматриваются в программировании. Как правило, типы данных делятся
на три группы:
0. Простые типы данных.
0. Структурированные типы данных.
0. Ссылочные типы данных.
0. Простые типы данных
Простые, или атомарные, типы данных не обладают внутренней структурой.
Данные такого типа называют скалярами. К простым типам данных относятся
следующие типы:
0. Логический.
0. Строковый.
0. Численный.
Различные языки программирования могут расширять и уточнять этот список,
добавляя такие типы как:
0. Целый.
0. Вещественный.
0. Дата.
0. Время.
0. Денежный.
0. Перечислимый.
0. Интервальный.
0. И т.д.…
Конечно, понятие атомарности довольно относительно. Так, строковый тип
данных можно рассматривать как одномерный массив символов, а целый тип
данных - как набор битов. Важно лишь то, что при переходе на такой низкий
уровень теряется семантика (смысл) данных. Если строку, выражающую,
например, фамилию сотрудника, разложить в массив символов, то при этом
теряется смысл такой строки как единого целого
Основные функции СУБД
Более точно, к числу функций СУБД принято относить следующие:
Непосредственное управление данными во внешней памяти
Эта функция включает обеспечение необходимых структур внешней памяти как
для хранения данных, непосредственно входящих в БД, так и для служебных
целей, например, для убыстрения доступа к данным в некоторых случаях
(обычно для этого используются индексы). В некоторых реализациях СУБД
активно используются возможности существующих файловых систем, в других
работа производится вплоть до уровня устройств внешней памяти. Но
подчеркнем, что в развитых СУБД пользователи в любом случае не обязаны
знать, использует ли СУБД файловую систему, и если использует, то как
организованы файлы. В частности, СУБД поддерживает собственную систему
именования объектов БД.
Управление буферами оперативной памяти
СУБД обычно работают с БД значительного размера; по крайней мере этот
размер обычно существенно больше доступного объема оперативной памяти.
Понятно, что если при обращении к любому элементу данных будет
производиться обмен с внешней памятью, то вся система будет работать со
скоростью устройства внешней памяти. Практически единственным способом
реального увеличения этой скорости является буферизация данных в
оперативной памяти. При этом, даже если операционная система производит
общесистемную буферизацию (как в случае ОС UNIX), этого недостаточно для
целей СУБД, которая располагает гораздо большей информацией о полезности
буферизации той или иной части БД. Поэтому в развитых СУБД поддерживается
собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной
замены буферов.
Заметим, что существует отдельное направление СУБД, которое ориентировано
на постоянное присутствие в оперативной памяти всей БД. Это направление
основывается на предположении, что в будущем объем оперативной памяти
компьютеров будет настолько велик, что позволит не беспокоиться о
буферизации. Пока эти работы находятся в стадии исследований.
Управление транзакциями
Транзакция - это последовательность операций над БД, рассматриваемых СУБД
как единое целое. Либо транзакция успешно выполняется, и СУБД фиксирует
(COMMIT) изменения БД, произведенные этой транзакцией, во внешней памяти,
либо ни одно из этих изменений никак не отражается на состоянии БД. Понятие
транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД. Если
вспомнить наш пример информационной системы с файлами СОТРУДНИКИ и ОТДЕЛЫ,
то единственным способом не нарушить целостность БД при выполнении операции
приема на работу нового сотрудника является объединение элементарных
операций над файлами СОТРУДНИКИ и ОТДЕЛЫ в одну транзакцию. Таким образом,
поддержание механизма транзакций является обязательным условием даже
однопользовательских СУБД (если, конечно, такая система заслуживает
названия СУБД). Но понятие транзакции гораздо более важно в
многопользовательских СУБД.
То свойство, что каждая транзакция начинается при целостном состоянии БД и
оставляет это состояние целостным после своего завершения, делает очень
удобным использование понятия транзакции как единицы активности
пользователя по отношению к БД. При соответствующем управлении параллельно
выполняющимися транзакциями со стороны СУБД каждый из пользователей может в
принципе ощущать себя единственным пользователем СУБД (на самом деле, это
несколько идеализированное представление, поскольку в некоторых случаях
пользователи многопользовательских СУБД могут ощутить присутствие своих
коллег).
С управлением транзакциями в многопользовательской СУБД связаны важные
понятия сериализации транзакций и сериального плана выполнения смеси
транзакций. Под сериализаций параллельно выполняющихся транзакций
понимается такой порядок планирования их работы, при котором суммарный
эффект смеси транзакций эквивалентен эффекту их некоторого
последовательного выполнения. Сериальный план выполнения смеси транзакций -
это такой план, который приводит к сериализации транзакций. Понятно, что
если удается добиться действительно сериального выполнения смеси
транзакций, то для каждого пользователя, по инициативе которого образована
транзакция, присутствие других транзакций будет незаметно (если не считать
некоторого замедления работы по сравнению с однопользовательским режимом).
Существует несколько базовых алгоритмов сериализации транзакций. В
централизованных СУБД наиболее распространены алгоритмы, основанные на
синхронизационных захватах объектов БД. При использовании любого алгоритма
сериализации возможны ситуации конфликтов между двумя или более
транзакциями по доступу к объектам БД. В этом случае для поддержания
сериализации необходимо выполнить откат (ликвидировать все изменения,
произведенные в БД) одной или более транзакций. Это один из случаев, когда
пользователь многопользовательской СУБД может реально (и достаточно
неприятно) ощутить присутствие в системе транзакций других пользователей.
Тенденции развития
В этом разделе очень кратко рассматриваются основные направления
исследований и разработок в области так называемых постреляционных систем,
т.е. систем, относящихся к следующему поколению (хотя термин "next-
generation DBMS" зарезервирован для некоторого подкласса современных
систем).
Хотя отнесение СУБД к тому или иному классу в настоящее время может быть
выполнено только условно (например, иногда объектно-ориентированную СУБД O2
относят к системам следующего поколения), можно отметить три направления в
области СУБД следующего поколения. Чтобы не изобретать названий, будем
обозначать их именами наиболее характерных СУБД.
Направление Postgres. Основная характеристика: максимальное следование
(насколько это возможно с учетом новых требований) известным принципам
организации СУБД (если не считать коренной переделки системы управления
внешней памятью).
Направление Exodus/Genesis. Основная характеристика: создание собственно
не системы, а генератора систем, наиболее полно соответствующих
потребностям приложений. Решение достигается путем создания наборов модулей
со стандартизованными интерфейсами, причем идея распространяется вплоть до
самых базисовых слоев системы.
Направление Starburst. Основная характеристика: достижение расширяемости
системы и ее приспосабливаемости к нуждам конкретных приложений путем
использования стандартного механизма управления правилами. По сути дела,
система представляет собой некоторый интерпретатор системы правил и набор
модулей-действий, вызываемых в соответствии с этими правилами. Можно
изменять наборы правил (существует специальный язык задания правил) или
изменять действия, подставляя другие модули с тем же интерфейсом.
В целом можно сказать, что СУБД следующего поколения - это прямые
наследники реляционных систем. Тем не менее, различные направления систем
третьего поколения стоит рассмотреть отдельно, поскольку они обладают
некоторыми разными характеристиками.
31. Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ).
Рубрикатор ГСНТИ – иерархическая таблица, предназначенная для обработки
информационного потока в органах ГСНТИ. Разработан в соответствии с
положением о лингвистическом обеспечении. Основные положения данного
рубрикатора разработаны с учетом ГОСТ 749.84. основная задача:
1. направлена на решение задач, связанных с улучшением информационного
обслуживания потребителей, пользователей ГСНТИ;
2. направлена на эффективное использование средств ВТ, особенно в сетевом
режиме;
3. призвана обеспечить экономию как материальных, так и затрат, связанных с
временем и т.д.
Данный рубрикатор издан в 4 издании и зарегистрирован в качестве основного
лингвистического средства.
Структура: состоит из 2 таблиц (1 – иерархическая система перечня отраслей
знаний, 2 – пр.собой предметный указатель, основных понятий и терминов).
Особенность. Все отрасли знаний делятся на 4 блока:
1. все общественные науки (от 0 до 16 позиций);
2. естественные и точные науки (с 17 - 43);
3. технические и прикладные науки, отрасли экономики (с 44 - 81);
4. отраслевые и комплексные проблемы.
Глубина индексирования – 2-з уровня, все основные разделы представлены в
укрупненном виде, наз-ся только крупные разделы. Параллельно с каждым
названием даются индексы УДК. В начале каждого раздела указывается история
вопроса, новые термины, которые включены в данные разделы и год. В 4-ое
издание внесены новые разделы, касающиеся технико-технических науки.
Введены – телеинформационная служба, оптическая связь, социальные отрасли.
35.Организационно-распорядительная документация (назначение, процедура
издания и оформление).
Вся ОРД составляется на основе ГОСТа России 6.03-98 – унифицированная
система документации. На сегодняшний день в документах обязательными
являются только 29 реквизитов.
Вся документация любого предприятия разделена на 3 блока:
- организационные – устав, положение, инструкция, штатное расписание;
- распорядительные – постановления, решения, приказы, распоряжения,
указания;
- информационно-справочные документы подразделяются на следующие группы
документов:
- информационные;
- аналитические материалы.
Типовая структура устава. Устав дает право на конкретный вид деятельности:
уставной капитал, порядок деятельности, учет и отчетность распределения
прибыли, прочие накопления, прекращение деятельности.
Штатное расписание содержит информацию о:
1. численности кадров;
2. уровень образования сотрудников;
3. трудовой стаж по профессии, должности;
4. а также о зар/плате и фонде зар/платы предприятия.
Положения могут быть как на отдельные предприятия, так и на их отделы.
Приказы подразделяются на следующие виды:
1) по организационным вопросам – издаются в случае организации
предприятия, его реорганизации или удаления предприятия.;
2) приказ по основной деятельности;
3) приказ по личному составу.
Все приказы имеют унифицированную форму, следовательно, предприятия могут
заранее создать все шаблоны на документы.
*, приказ по основной деятельности разделен на 2 раздела:
1 раздел – контекстная часть – обосновывает необходимость издания данного
приказа;
2 часть – распорядительная часть – указывается кому, что и когда делать.
Приказ в зависимости от принятых решений, визируется определенными лицами и
подписывается руководителем данного уровня. Приказы, касающиеся увольнения
без согласия и без визы юрист-консульта могут быть обжалованы. Все приказы
по личному составу должны быть доведены до исполнителя и должна быть
проставлена подпись и дата ознакомления.
Процедура издания единоличного приказа первым руководителем:
1) обоснование необходимости издания документа;
2) сбор и анализ материалов;
3) подготовка проектов;
4) согласование проекта;
5) внесение проекта на рассмотрение;
6) принятие решения и подписание;
7) доведение распоряжения до исполнителя/ей.
Подготовка материала к заседанию коллегиального органа:
- внесение документа на рассмотрение;
- обсуждение документа на заседании;
- принятие решения после заседания;
- оформление протокола заседания;
- издание документа и доведение решения до коллегиального органа;
- доведение документа до исполнителей.
Приказ издается и подписывается от лица руководителя.
Распоряжения – оперативное решение вопросов, издаются руководителями
структурных подразделений.
Информационно-справочные документы – служебные записки/письма, в целях
подтверждения указания о необходимости выполнения конкретного вида
деятельности. Это наиболее распространенный вид документов. А также к ним
относятся - акты, сводки, отчеты, плановые документы.
Автоматизированные системы делопроизводства (большей частью выполненные на
Delphi) выполняют следующие функции, такие как:
- подготовка различных видов документов;
- контроль за исполнением;
- снятие документа с контроля;
- формирование архива документов учреждения.
37. Электронная канцелярия.
Идеология ЭК – отказ от работы с бумажными документами.
Проект ЭК представлены в журналах по делопроизводству , секретарскому
делу, а также в некоторых учебных пособиях.
ЭК предполагает:
- выполнение всех функций по ДОУ предприятия;
- выполнение широкого спектра функций по Добороту:
1. регистрация всех документов;
2. формирование самих документов;
3. обеспечение контроля за исполнением;
4. прохождение документа по маршруту;
5. проверка исполнения документа;
6. проверка качества исполнения;
7. просмотр руководителем;
8. снятие с контроля и передача документа в архив.
- следующий набор организации рабочих мест:
1. АРМ руководителя;
2. АРМ канцелярия;
3. АРМ секретаря;
4. АРМ руководителя структурного подразделения;
5. АРМ исполнителя;
6. АРМ ADMINa.
Наиболее полный доступ к информационному массиву документов предоставляется
секретарю и ADMINу. На АРМе руководителя и АРМе руководителя отдела
реализуются следующие функции:
- поиск и просмотр документов;
- внесение резолюции;
- оценка исполнения заданий;
- формируются отчеты.
Сбои происходили из-за исполнители не были уверены в достоверности
документа.
Наиболее трудоемкие процессы выполняются на местах: АРМ канцелярия и АРМ
секретаря.
38. Методология проектирования АИС.
Методология – упорядоченная совокупность методов, позволяющих успешно
решать задачи, возникающие в какой-либо деятельности.
Проектирование – описание системы (модель), включает описание, необходимые
расчеты, схемы, таблицы, графики.
С целью упрощения проектируемой АИС разработана методология динамического
проектирования, включает системный подход и возможности современных
информационных технологий.
Основные положения динамического проектирования:
1. проектируемая АИС представляется в виде динамических структур,
способных видоизмененяться под воздействием промежуточного результата
проектирования;
2. проектирование проводится путем поэтапной декомпозиции системы на
подсистемы и другие элементы невысокой сложности (независимое
проектирование каждой части с условием их взаимосвязи);
3. использование опыта проектирования аналогичных систем;
4. разработка методов и способов проектирования АИС по отраслям.
В результате динамического проектирования разработано 17 принципов
проектирования АИС:
- динамичность – возможность корректировки по результатам экспериментов;
- этапность – последовательность этапов проектирования. Обязательно
обрабатываю-тся этапы проектирования. Позволяет распределить ресурсы;
- декомпозиция. Призван снизить сложность системы, обеспечить
проектирование по частям, позволяет корректировать структуру системы по
частям, вводить в действие системы по частям;
- композиции. Обеспечивает интеграцию спроектированных частей в
интегральные блоки, при этом уменьшается сложность системы, ликвидируется
сложность системы, ликвидируется дублирование процессов и средств обработки
информации;
- совмещения проектируемой системы с ее эксплуатацией. Связан с принципом
этапности и декомпозиции, сокращается срок создания системы;
- обратной связи. Возможность корректировки ранее принятых решений;
- человекомашинности. Основан на совмещении возможностей человека и
технических средств в результате разумного распределения обязанностей
человека и ЭВМ;
- однократного ввода информации и многократного ее использования.
Рекомендуется одновременно вводить полный объем информации, чтобы получить
максимальный объем выходных данных;
- типовых проектных решений. Широкое использование уже наработанных
опытов, что сокращает сроки проектирования;
- совместимости с окружением. Способность системы воспринимать
действительное окружение без дополнительного преобразования;
- адаптивности. Живучесть, приспосабливаемость.
- техничности. Требования удобства и простоты эксплуатации системы;
- дружественности. Способность системы предоставлять пользователю
возможность простейшего и эффективного общения без обучения и подготовки;
- компактности. Экономичность структуры системы (элементы зависимы друг от
друга);
- коллективности. Участие специалистов разных направлений;
- единого руководства на всех этапах проектирования. Отвечать за ввод
новой системы должен 1 человек;
- перманентности. Необходимость постоянного совершенствования системы в
связи со старением прикладных программ, технических средств,
лингвистических средств.
39. Предпроектное обследование объекта автоматизации. Состав и структура
технического задания.
Предпроектное обследование объекта автоматизации, является 1-ым этапом
проектирования АИС (завершается составлением технического задания), - это
изучение, анализ и описание существующей ИС. Цель – получить исходные
данные для проектного решения и наметить актуальное решение АИС.
Основные методы сбора данных – анкетное обследование служащих, изучение
планов и отчетных данных, справок и запросов. Обследование осуществляется
по плану с указанием сроков и исполнителей. В ходе обследования можно
получить ответы на следующие вопросы: состав пользователей, потребности и
динамика их изменения, требования к оперативности, полноту и точность
информации, вероятный состав абонентов будущей системы и структура их
потребностей, тематический и видовой состав ИС, интенсивность обращения к
различным частям фонда и многое другое. Все это входит в техническое
задание.
Техническое задание – юридический и нормативно-технический документ на
основе которого осуществляется разработка АИС. В нем указывается цели и
задачи, ее функциональная и организационная структура, функции отдельных
подсистем, требования ко всем видам обеспечения, критерии оценки
эффективности системы, этапы разработки и этапы оценки ожидаемого
экономического эффекта.
ТЗ состоит из трех стадий:
а) обоснование необходимости разработки программы (ИС) – постановка задачи,
сбор исходных материалов, выбор и обоснование критериев эффективности и
качества разработанной АИС, обоснование необходимости проведения НИР;
б) НИР – определение структуры входных и выходных данных, предварительный
выбор методов решения задач, обоснование целесообразности применения ранее
разработанных программ (ИС), определение требований к техническим
средствам, обоснование принципиальной возможности решения поставленной
задачи;
в) разработка и утверждение ТЗ – определение требований к программам,
разработка технико-экономического обоснования АИС, определение стадий,
этапов и сроков разработки АИС и документация на нее, выбор языков
программирования, определение необходимости проведения НИР на последних
стадиях, согласование и утверждение ТЗ.
40. Структурное проектирование АИС.
Процесс проектирования АИС задается последовательностью следующих этапов:
1. постановка задачи
2. предпроектное обследование сферы деятельности
3. декомпозиция системы по функциональным основаниям (на микро- и
макроуровнях)
4. декомпозиция системы по средствам обеспечения
5. разработка методов, способов создания элементов и частей системы
6. композиция спроектированных элементов и частей системы в
технологические структуры (подсист.)
7. опытная эксплуатация, экспериментальные исследования
8. внедрение системы
Микро- и макроуровни.
На макроуровне формируется совокупность информационной структуры, сферы
деятельности или предметная область в виде распределенной БД или сети. На
этом уровне решаются вопросы взаимодействия всех участников сети. Условно
м. разделить на: субъектов потребителей и субъектов производителей.
На микроуровне – создание внутренней структуры конкретной АИС как составную
часть какой-либо др. АИС. На этом уровне происходит декомпозиция по видам
обеспечения и функциональным частям.
41. Проектирование лингвистического обеспечения АИС.
При проектировании ПО разделяется на проектирование ЛО внешней и
внутренней БД.
Для проектирования внешней БД проводится анализ внешних документопотоков,
т.е. анализ схемы доступа к др. БД АИС и сетям. Для этого использ-ся
таблицы, матрицы.
При проектировании ЛО внутренней БД проводится сопоставительный анализ
ИПЯ, применяемых в различных процессах или БД системы. В результате – схема-
матрица.
Основной единицей ЛО – массивы лексических единиц.
ЛО:
- Словарь смыслового выражения ед-ц (классификатор, рубрикатор; тезаурус,
дескриптор, ключевые слова; словарь);
- Критерии выдачи (логические; весовые; вычислительные);
- Правила индексирования док-в и з-сов (с помощью словаря; свободное; с

Новинки рефератов ::

Реферат: Маркетинг (Маркетинг)


Реферат: Лекции по страхованию ВЭД (Страхование)


Реферат: Альтернативный web дизайн (Искусство и культура)


Реферат: Термины (Биология)


Реферат: Антивирусные программы (Программирование)


Реферат: Армения в XI-XIV веках (История)


Реферат: Билеты по аграрному праву (Сельское хозяйство)


Реферат: Конфликты в семье (Психология)


Реферат: Понятие, состав бухотчетности и общие требования предъявляемые к ней (Бухгалтерский учет)


Реферат: Сложения и вычитания чисел с плавающей запятой (Математика)


Реферат: Права военнослужащих (Право)


Реферат: Внешнеторговое регулирование в РФ (Международные отношения)


Реферат: Технология Производства Фенопластов (Технология)


Реферат: Русская армия от Петра1 до Александра2 (История)


Реферат: Корпоративная культура (на примере ЮКОСА) (Менеджмент)


Реферат: Отчёт (Цифровые устройства)


Реферат: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ (Международное частное право)


Реферат: Взаимодействия с ЭВМ на естественном языке (Программирование)


Реферат: Валютные риски и способы управления ими (Биржевое дело)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист